Либерализация зарплат

Заработные платы трудящихся в России могут перестать увеличиваться в 2024 году. Некоторые работодатели уже снизили рост зарплат. Заработные платы трудящихся в России могут перестать увеличиваться в 2024 году. Некоторые работодатели уже снизили рост зарплат.

Курсы валюты:

  • Либерализация цен
  • В крутом пике
  • Реформирование заработной платы - Экономика - [HOST]
  • Переход от плановой к рыночной экономики в российской федерации осуществлялся под руководством кого

Либерализация требований к промбезопасности повысит средние зарплаты на

Сейчас востребованы, прежде всего, квалифицированные руки и головы, а их привлечь совсем непросто, причем не только зарубежных, но и собственных. Квалификация автоматически означает весьма приличный уровень зарплаты», — объяснил депутат. Вопрос дефицита рабочей силы решался завозом мигрантов, но теперь это малоэффективно, продолжил парламентарий.

Гайдару ставят в заслугу создание в России базовых механизмов и атрибутов рыночной экономики, которые спустя 30 лет работают более-менее отлаженно. По отдельным показателям, таким как доля частного сектора, ситуация тех лет и вовсе выглядела предпочтительнее нынешней. А именно: разрушение старой экономики.

Дико болезненный, без хирургического блеска, а напротив — с каким-то ржавым скрежетом, когда с мясом вырываются куски отработавших деталей, механизмов, — но слом произошел. Наверное, по-другому было просто нельзя». Критики называют действия Гайдара непродуманными, а то и вовсе вредительскими. В пример ему приводят бывшего министра финансов Польши Лешека Бальцеровича , проводившего собственную «шоковую терапию» иначе. Главное отличие заключалось в отказе от финансирования бюджета и его дефицита через простой выпуск денег центробанком.

Бальцерович сделал ставку на повышение налогов. Такая мера сдерживала покупательский спрос населения, а значит, не давала разогнаться инфляции. Вспоминают и об альтернативной «Программе 500 дней» именно столько должен был занять переход на «рыночные рельсы» , разработанной в конце 1980-х группой экономистов во главе с Григорием Явлинским. В ней была прописана постепенная приватизация за деньги, которая, по замыслу авторов, приняла бы на себя излишки денежной массы. Время от времени звучат радикальные варианты: отказ от приватизации как таковой «по китайскому сценарию» — с тем, чтобы дать частному сектору самостоятельно вырасти рядом с государственным.

Именем твоим Российский экономист Андрей Илларионов указывает , что после распада Советского Союза инфляция была неизбежна, однако продолжаться она могла всего несколько месяцев вместо нескольких лет стабилизировать ее удалось только в 2000 году, когда годовой рост цен опустился до 20,1 процента. Сам Гайдар соглашался с претензиями, признавая, что так и не смог добиться финансовой стабильности. Это же стало одним из главных поводов для его отставки в декабре 1992 года — спустя всего несколько месяцев после назначения. В сентябре следующего года он вернулся в правительство, но вновь ненадолго — отказ парламента утвердить Гайдара премьер-министром послужил толчком для масштабного политического кризиса.

Но в 1991—1995 гг. Либерализация внешней торговли В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли. Она была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям. Как следствие продажа некоторых сырьевых ресурсов нефти, цветных металлов, топлива в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого контроля на таможне стала сверхприбыльной. Как писал академик РАН В. Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям».

По мнению В. Полтеровича, «это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства». Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок. Приватизация Ряд крупнейших сырьевых предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. Сто сорок пять тысяч государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около одного миллиарда долларов. В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности. Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности. Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы.

Индекс потребительских цен с 1992 г. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием. Заметное обеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза — до показателей 60-70-х годов. Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4—5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки — в 10 раз, а по отдельным направлениям — в 15—20 раз. Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась.

Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета. За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостровение. При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда МОТ , на начало 2003 г. Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз. В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту.

Все это, конечно, была наша большая беда», — вспоминает экс-министр. Не будь такого внутреннего конфликта, реформы было бы проще вести, добавляет он. Нечаев считает, что внес свой вклад в строительство рыночной экономики в России и поэтому испытывает гордость, когда, к примеру, посещает огромные столичные торговые центры. Они заложили «генотип» современного российского общества Весь социально-экономический пейзаж, который нас сейчас окружает, был бы невозможен без реформ начала 90-х, соглашается политолог Леонид Радзиховский. Но цена реформ оказалась высокой. Представьте себе: вам дали закрытый пакет с продуктами, ножниц нет, а вы голодный. Вы просто разорвете пакет. При этом часть продуктов просыплется. Эта метафора описывает мое отношение к гайдаровским реформам», — сказал политолог. Многие люди тогда теряли сбережения, подолгу не получали зарплату. И, в основном, это были честные советские люди. Они ничего не понимали в бизнесе, они всю жизнь добросовестно работали, в том числе и люди немолодые, пенсионеры. Одновременно как будто «из воздуха» возникла группа людей, ничего из себя не представлявших, но более молодых, беззастенчивых, «безбашенных», которым удавалось тогда быстро делать бешеные деньги, напоминает Радзиховский. Ну, кто такой Березовский? Обыкновенный жулик. Такие люди просто грабили, опираясь на свою энергетику и на связи с чиновниками, в том числе, — и чиновниками правительства», — отмечает эксперт. Готовили реформу 2 января, конечно, на ходу, на коленке и провели грубо, с большими «накладными расходами», признает Радзиховский. Если сравнивать «летящие щепки» начала 90-х со сталинской индустриализацией, то социальные потери 30-х были гораздо больше. Обычно оценивают не цену реформ, а их последствия», — отметил эксперт. Но были заложены структурные основы того процветания, которое возникло для большинства жителей России в начале 2000-х. Когда поднялись цены на нефть и на страну хлынул «золотой дождь», он попал в распаханную колею». Оборотной стороной реформ стали катастрофа советской технологической экономики и разгром науки, сетует Радзиховский.

Вопрос №84. Россия 90-х: поиск пути. Радикально-либеральные реформы и их социальная цена

Либерализация цен в начале 90-х. Стоило ли идти на «шоковую терапию»?В гостях: Руслан Хасбулатов, Заведующий кафедрой мировой экономики РЭА им. Г.В. Плеханова Страница. Либерализация требований к промбезопасности позволит в результате повысить среднюю зарплату на опасных производствах. Программа экономических реформ включала следующие направления: либерализация цен и заработной платы; свобода торговли. Что такое либерализация? Либерализация цен или отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства. Многовековая практика оплаты труда в странах с рыночной экономикой показывает, что заработная плата — это цена, выплачиваемая работнику за использование его труда. Либерализация требований к промбезопасности позволит в результате повысить среднюю зарплату на опасных производствах.

Снятие ограничений на доходы и заработную плату

Из данной статьи вы узнаете о программе "шоковой терапии" и ее значении, либерализации цен, приватизации, действиях правительства Черномырдина, экономическом кризисе 1998 года. Помимо отпуска цен был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли. Это означает, что работники импортозамещающих отраслей не очень проиграют в зарплатах при дальнейшей либерализации торговли, особенно если смогут перейти в другие отрасли. В рамках так называемой стабилизационной программы в январе 1992 года правительство провело либерализацию цен на молоко и хлеб. Межсекторные различия в заработной плате. Экономическая реформа 1992 года: предпосылки, ход проведения, результаты. Плюсы и минусы политики либерализации цен. Отказ от плановой экономики в пользу рыночной.

«Заря капитализма»

Квалификация автоматически означает весьма приличный уровень зарплаты», — объяснил депутат. Вопрос дефицита рабочей силы решался завозом мигрантов, но теперь это малоэффективно, продолжил парламентарий. Этим движением нужно просто нормально управлять, используя весь огромный набор экономических инструментов», — заключил Бабаков.

По словам профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, в отдельных случаях работодатели могут использовать компанию-агента резидента другой страны , которые от их имени будут выплачивать зарплату со своих счетов. Разумеется, не безвозмездно, а за определенную комиссию.

Ко всем техническим сложностям добавляется еще одно важнейшее обстоятельство: после потери сотрудником резидентства если человек пребывает в другой стране более 183 дней в течение одного года , работодатель утрачивает статус налогового агента, а работник — обязанность платить НДФЛ. Как отмечает Сафонов, дабы обезопасить себя от налоговых издержек и сэкономить на страховых взносах, компании прибегают к разного рода вариантам «оптимизации». Например, оформляют работников по договору с частным агентством занятости: человек официально числится там, но фактически работает на другую компанию. Нередко в таких случаях в белую выплачивается лишь МРОТ, а остальное — «в конверте».

Схема предельно простая: людям начислили зарплату, скажем, в Москве, а деньги они получают в стране пребывания — в банкомате наличными в местной валюте. Среди релокантов много айтишников, маркетологов, специалистов по пиару и продвижению сайтов.

Представьте себе: вам дали закрытый пакет с продуктами, ножниц нет, а вы голодный. Вы просто разорвете пакет. При этом часть продуктов просыплется. Эта метафора описывает мое отношение к гайдаровским реформам», — сказал политолог. Многие люди тогда теряли сбережения, подолгу не получали зарплату. И, в основном, это были честные советские люди. Они ничего не понимали в бизнесе, они всю жизнь добросовестно работали, в том числе и люди немолодые, пенсионеры.

Одновременно как будто «из воздуха» возникла группа людей, ничего из себя не представлявших, но более молодых, беззастенчивых, «безбашенных», которым удавалось тогда быстро делать бешеные деньги, напоминает Радзиховский. Ну, кто такой Березовский? Обыкновенный жулик. Такие люди просто грабили, опираясь на свою энергетику и на связи с чиновниками, в том числе, — и чиновниками правительства», — отмечает эксперт. Готовили реформу 2 января, конечно, на ходу, на коленке и провели грубо, с большими «накладными расходами», признает Радзиховский. Если сравнивать «летящие щепки» начала 90-х со сталинской индустриализацией, то социальные потери 30-х были гораздо больше. Обычно оценивают не цену реформ, а их последствия», — отметил эксперт. Но были заложены структурные основы того процветания, которое возникло для большинства жителей России в начале 2000-х. Когда поднялись цены на нефть и на страну хлынул «золотой дождь», он попал в распаханную колею».

Оборотной стороной реформ стали катастрофа советской технологической экономики и разгром науки, сетует Радзиховский. С Россией как с высокотехнологичной страной было покончено. Парадокс в том, что научные работники были активными участниками перестройки 80-х. К сожалению, за что боролись, на то и напоролись. Это тоже обычная история: те классы, которые выступают активными участниками реформ, часто от него потом и страдают», — подытожил политолог.

Тем не менее, мы оценим справедливость каждого из приведенных суждений по отдельности. Действительно, Е. Гайдар не являлся автором этой идеи: он родился уже после того, как либерализация цен стала компонентой экономической политики многих стран с рыночной экономикой. Например, важнейшей составляющей преобразований, осуществлявшихся Людвигом Эрхардом в Германии в конце 1940-х годов Е.

Гайдар родился 19 марта 1956 г. Серхио де ла Куадро, один из авторов чилийского экономического чуда, в середине 1970-х годов начал реформы именно с либерализации цен. Эта же мера осуществлялась и во всех без исключения странах СЭВ, начавших после 1989 года переход к рынку. В этом плане Правительство 1992 года не изобретало велосипед. Основная заслуга Е. Гайдара состоит в том, что он взял на себя ответственность за проведение этой непопулярной, но жизненно необходимой для страны меры. Никто до него не решался взять ответственность на себя. Цены были освобождены только после формирования кабинета реформаторов, которое юридически до июня 1992 года возглавлял Б. Ельцин, но главным экономическим идеологом которого всегда был Е. Освободив цены, Ельцин и Гайдар заложили первый кирпичик рыночной экономики.

Кто принимал решение о либерализации цен? Решение о либерализации цен было принято главой российского государства Б. Обычно президентские указы подписывают президенты, а не заместители Председателей Правительства по вопросам экономической политики именно такую должность занимал Е. Гайдар на момент либерализации цен. Вместе с тем, именно Е. Гайдару принадлежит ключевая роль в выработке и реализации данного решения. Егор Тимурович визировал практически все документы, связанные с либерализацией цен. Кроме А. Илларионова, этот факт никем не подвергается сомнению. Об этом пишут как сторонники, так и противники Е.

Гайдара и его реформ. Приведем слова человека, о котором А. Илларионов всегда высказывался с большим уважением. Речь идет о Борисе Федорове, возглавлявшем в 1993 году министерство финансов. По мнению А. Илларионова, отношения Федорова и Гайдара были очень непростыми. Так вот, Б. Федоров полагает, что именно Е. Гайдар убедил президента пойти на либерализацию цен: «Тем не менее, именно Егор Гайдар предпринял действия, которые обеспечили ему место в истории. Именно он убедил Ельцина пойти на либерализацию основной массы цен, что окончательно взорвало плановую экономику.

Гайдар решился на временную полную свободу торговли на улицы вышли торговать миллионы людей , плавающий валютный курс, введение унифицированной налоговой системы до этого дня для каждой отрасли и каждого предприятия был свой налоговый режим … Конечно, хотелось бы, чтобы все это было сделано лучше, с более детальной проработкой, но история не терпит сослагательного наклонения… Именно Гайдаром — в начале 1992 года — был проведен ряд мер, которые заложили основу реформирования российской экономики ». Хочется спросить А. Илларионова, считает ли он, что Борис Федоров лукавил, отдавая должное Е. Либерализация цен — немедленная или отложенная? В ноябре 1992 г. Гайдар планировали поэтапный вариант либерализации цен: с января провести частичную либерализацию цен, позволявшую адаптировать экономику к рыночным реалиям; с 1 июля 1992 года ввести российскую национальную валюту, перевести отношения с центральными банками государств, объявивших о своей независимости, на корреспондентские счета для проведения этой операции требовалось около полугода ; провести полную либерализацию цен и ввести конвертируемость рубля по текущим операциям. Обеспечение контроля над денежной массой во время либерализации цен позволило бы минимизировать размер инфляционного скачка после отпуска цен. Правительство могло бы эффективно проводить жесткую денежно-кредитную и бюджетную политику, не опасаясь, что все усилия будут сведены к нулю тем, что неподконтрольные банки союзных республик в этот момент решат «напечатать» побольше рублей. Именно стремлением оградить российскую экономику от воздействия «печатного станка» союзных государств было обусловлено стремление Е. Гайдара отложить на полгода полную либерализацию цен.

Однако этот вариант экономической либерализации оказался невозможным в силу остроты кризиса продовольственного снабжения крупных городов подробнее см. Принятие решения об ускоренной либерализации цен еще раз свидетельствует о том, что над страной вопреки возражениям г-на Илларионова висела реальная угроза голода. Если бы ситуация с обеспечением продовольствием не была бы столь драматичной, любой вменяемый политик отложил бы проведение этой меры до обеспечения полного контроля над денежно-кредитной системой. Такой контроль позволил бы максимально ограничить рост цен. В российских же условиях правительство Е. Гайдара страшно рисковало: цены могли взлететь до небес, а товары на полках в магазинах могли так и не появиться, из-за того, что у населения не было бы веры в российский рубль, отсутствие которой обусловливалось, в том числе и тем, что союзные республики могли «печатать» их столько, сколько душе угодно. Таким образом, из-за остроты продовольственного кризиса правительство склонилось к варианту проведения полномасштабной либерализации задолго до обеспечения надежного контроля над денежным обращением. Это еще раз подчеркивает, что Егор Тимурович проводил реформы не по учебникам, а постоянно соразмеряя темп, очередность и глубину преобразований с динамично меняющейся ситуацией в стране. Либерализация цен — полная или частичная? Кабинету 1992 года не удалось осуществить столь же глубокую либерализацию, как, например, правительству Лешека Бальцеровича в Польше.

Так, не были либерализованы цены на нефть, газ, железнодорожные перевозки , что подогревало инфляционные ожидания. Долгое время существовала разница между ценами в государственной и частной торговле, в легальных и «серых» торговых операциях, а также между ценами в различных регионах. Одним из главных барьеров экономической либерализации стало сопротивление региональных властей, желавших «снимать» административную ренту. Мэры крупных городов уже весной 1992 года начали всячески ограничивать свободу торговли, несмотря на то, что она была гарантирована президентским указом - законодательным актом более высокого уровня. Чиновники местных администраций инициировали введение множества лицензий и разрешений, необходимых малым и средним предприятиям для выхода на рынок. В результате граждане получили множество препон предпринимательской деятельности, а низовая бюрократия - огромное поле для мздоимства. Сам Е. Гайдар признавал факт неполной экономической либерализации. Сломать твердо укоренившееся в управленческих структурах и в общественном сознании представление о переходе к рынку прежде всего как о длинном списке товаров с регулируемыми ценами оказалось непросто. Безусловно, в этот список следовало включить товары и услуги наших естественных монополистов: электроэнергия, связь, железнодорожный транспорт, природный газ...

Но бессмысленно было делать его обширным. Это неизбежно воспроизвело бы дефицит, и тогда дотации снова легли бы тяжелейшим бременем на бюджет, подстегивая инфляцию и создавая такие ценовые диспропорции, при которых ожидать появления дотируемых товаров в свободной продаже было нереально. В ходе мучительных межведомственных совещаний и согласований мне все время приходилось список урезать, а он, как феникс из пепла, возрождался и даже удлинял свой пышный хвост. Особенно острая борьба велась вокруг двух крупных групп товаров - черных и цветных металлов и мясо-молочных продуктов. Сохранение контроля над ними вывело бы из сферы свободного ценообразования большую часть оборота как потребительских товаров, так и производственных ресурсов. Эту атаку удалось отбить.

Что такое либерализация цен в политике: Россия и её исторический пример

К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация. Предыстория. Российское экономическое чудо (англ. Russian economic miracle, также Русское экономическое чудо, «Чудо на реке Волга») — образное название форсированного развития российской. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 года был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной. 3. При более оптимистичном раскладе может произойти вынужденная либерализация экономики — более мягкий сценарий с точки зрения бизнеса, более жесткий — для населения.

Реформы Гайдара — плюсы и недостатки

По решению Ельцина либерализация цен происходит 2 января 1992 года. это официальное (законное) предоставление свободы, снятие любого ограничения. Например, на цены. Минусов либерализации довольно много. Еще одним следствием либерализации цен стали обесценивание заработной платы, доходов и сбережений населения, рост безработицы и задержки выплат населению. "е «Коммерсантъ» пишет, что в течение последних двух лет заработные планы россиян увеличивались до 20% в год. И в этом году ожидаемый рост составит 5-8%. Если к концу 1992 года цены выросли в 26 раз (только в январе года рост составил 1000-1200%), то средняя зарплата увеличилась всего в 12 раз.

Николай Стариков

Этим движением нужно просто нормально управлять, используя весь огромный набор экономических инструментов», — заключил Бабаков. В конце сентября президент на встрече с директором Федеральной службы судебных приставов Дмитрием Аристовым отметил, что уровень зарплат и благосостояние россиян должны повышаться.

Мау «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ — преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991—1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля» фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, — нехватку товаров. Увеличение роста безработицы.

Надо сказать, что либерализация цен в России прошла необдуманно и стремительно. Все это привело к обесцениванию денег, в том числе и тех, что лежали у многих российских граждан на банковских счетах. Пришлось властям вводить талоны на многие товары и выдавать их россиянам, а предприятиям - оформлять кредиты.

Так как оборотных средств на фабриках и заводах теперь не хватало, стали происходить Кстати, зарплаты тоже обесценились. Зато выросла безработица, резко обозначилась разница между богатым и бедным слоями общества. Бесспорно, «гайдаровские» реформы принесли свои плоды. Особенно сильно реформа ударила по пенсионерам и бюджетникам. Сейчас многие аналитики говорят о том, что ошибка того времени кроется в том, что политики необдуманно воплотили в жизнь теоретические рекомендации монетаристов, не учитывая при этом специфику российской экономики. Цели и последствия либерализации. Либерализация цен в переходной экономике призвана обеспечить: эффективность экономики в целом; формирование рыночного механизма ценообразования, ориентирующегося на потребителя.

Однако на пути перехода возникает множество сложностей, не позволяющих достигнуть намеченных результатов. Это наличие огромного числа государственных предприятий, не имеющих достаточных стимулов для роста прибыли за счет снижения затрат; слабая конкурентная среда; высокая степень монополизма; недостатки организации свободной торговли, позволяющие уходить от налогов; поведение покупателя и продавца в условиях инфляционного ожидания. Сама по себе либерализация не ведет к повышению эффективности производства, она лишь позволяет предприятиям вести собственную ценовую политику, вместе с этим предприятия должны учитывать не только затраты производства для определения цен, но и спрос на собственную продукцию. В период трансформации экономики фирме для того чтобы повысить уровень прибыльности и рентабельности производства можно незначительно поднять цену и желанная цель будет достигнута, не утруждая себя заботами о снижении издержек производства. Поэтому для становления нормального процесса рыночного ценообразования необходимо вмешательство государства в образование цен и проведение системы преобразований, направленных на становление условий для рыночного ценообразования. Роль государства в реформе цен. Роль государства в управлении рыночными ценами в период их становления не может ограничиваться лишь введением либерализации цен.

Она должна быть существенной, включая нейтрализацию отрицательных социальных последствий либерализации цен. Но это не означает возврата к административному установлению цен или введение прямой фиксации уровней цен. Основное направление в управлении — это создание предпосылок для перехода к ценам рыночного равновесия. При этом нужно выделить основные приоритеты государственной политики, направленной на становление и укрепление рыночных цен: создание условий конкурентного ценообразования; подавление инфляционного развития свободных цен; поддержание относительной стабильности цен рыночного равновесия. Создание конкурентной среды в переходной экономике затруднена высокой степенью монополизации производства. Борьба с монополизмом на рынке — существенная часть государственного регулирования в ходе трансформации экономики. Другим не менее важным компонентом государственной политики подавления инфляционного свободных цен.

Инфляционная спираль работает по следующей схеме: рост розничных цен, заработной платы, себестоимости, оптовых и закупочных цен, розничных цен. Наиболее удобной точкой для разрыва этой спирали являются розничные цены. Сфера производства товаров народного потребления и услуг для населения является наиболее подготовленной для восприятия рыночного механизма ценообразования, а приостановление инфляции в розничных ценах более достижимо, особенно при государственной поддержке. Для подавления инфляционного развития свободных цен необходимо использовать комплекс мер как косвенного, так и прямого воздействия на цены. Среди косвенных методов наиболее значимым является кредитно-денежная политика, призванная ограничить количество денег в обращении. Для подавления инфляции вызванной ростом издержек, необходимо ослабить давление на цены налогов и отчислений на социальное страхование, посредством проведения мягкой фискальной политики. Объектом прямого воздействия на уровень цен, прибыльности и рентабельности могут быть монополизированные капитальные производства.

Ограничивая цены на средства производства, можно увеличить объем производимых в стране потребительских благ, так как эта мера позволяет уменьшить издержки вновь открываемым производствам. По мере относительной стабилизации цен методы государственного регулирования должны меняться, ориентируясь при этом на практику их регулирования в странах с развитой рыночной экономикой. В мировой практике применяются весьма разнообразные формы и методы государственного как косвенного, так и прямого регулирования. К косвенны методам относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. Сюда можно отнести регламентирование порядка определения издержек и нормы прибыли, верхнего и нижнего пределов цен. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг хлеб, молоко, общественный транспорт был оставлен за государством и на некоторые из них сохраняется до сих пор.

Поначалу наценки на такие товары были лимитированы, однако в марте 1992 г. Помимо либерализации цен, начиная с января 1992 г. Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения, поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что экономика преимущественно находилась в собственности государства. Во-вторых, реформы были инициированы на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства.

Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета , тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств коммуникаций и высокие транспортные расходы осложняли способность компаний и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и дисбаланс в экономике начал сокращаться. Последствия Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара , благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования. Как писал сотрудник института Гайдара Владимир Мау , «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ - преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991-1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля».

До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту - корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, - нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие. Однако либерализация цен не была согласована с монетарной политикой. Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств. Начиная с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета. Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, обесцениванию заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Сочетание этих факторов с экономическим спадом, выросшего неравенства в доходах и неравномерного распределения заработков между регионами привело к стремительному падению реальных заработков для значительной части населения и её обнищанию. Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств между 1992 и 1995 гг. Объясняя причины высокой инфляции, реформаторы утверждали, что они не были связаны с собственно либерализацией цен.

Инфляционная спираль работает по следующей схеме: рост розничных цен, заработной платы, себестоимости, оптовых и закупочных цен, розничных цен. Наиболее удобной точкой для разрыва этой спирали являются розничные цены. Сфера производства товаров народного потребления и услуг для населения является наиболее подготовленной для восприятия рыночного механизма ценообразования, а приостановление инфляции в розничных ценах более достижимо, особенно при государственной поддержке. Для подавления инфляционного развития свободных цен необходимо использовать комплекс мер как косвенного, так и прямого воздействия на цены.

Среди косвенных методов наиболее значимым является кредитно-денежная политика, призванная ограничить количество денег в обращении. Для подавления инфляции вызванной ростом издержек, необходимо ослабить давление на цены налогов и отчислений на социальное страхование, посредством проведения мягкой фискальной политики. Объектом прямого воздействия на уровень цен, прибыльности и рентабельности могут быть монополизированные капитальные производства. Ограничивая цены на средства производства, можно увеличить объем производимых в стране потребительских благ, так как эта мера позволяет уменьшить издержки вновь открываемым производствам. По мере относительной стабилизации цен методы государственного регулирования должны меняться, ориентируясь при этом на практику их регулирования в странах с развитой рыночной экономикой. В мировой практике применяются весьма разнообразные формы и методы государственного как косвенного, так и прямого регулирования. К косвенны методам относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования.

При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. Сюда можно отнести регламентирование порядка определения издержек и нормы прибыли, верхнего и нижнего пределов цен. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг хлеб, молоко, общественный транспорт был оставлен за государством и на некоторые из них сохраняется до сих пор. Поначалу наценки на такие товары были лимитированы, однако в марте 1992 г. Помимо либерализации цен, начиная с января 1992 г. Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения, поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что экономика преимущественно находилась в собственности государства.

Во-вторых, реформы были инициированы на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета , тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств коммуникаций и высокие транспортные расходы осложняли способность компаний и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и дисбаланс в экономике начал сокращаться.

Последствия Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара , благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования. Как писал сотрудник института Гайдара Владимир Мау , «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ - преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991-1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля». До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту - корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, - нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие. Однако либерализация цен не была согласована с монетарной политикой.

Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств. Начиная с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета. Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, обесцениванию заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков. Сочетание этих факторов с экономическим спадом, выросшего неравенства в доходах и неравномерного распределения заработков между регионами привело к стремительному падению реальных заработков для значительной части населения и её обнищанию. Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств между 1992 и 1995 гг. Объясняя причины высокой инфляции, реформаторы утверждали, что они не были связаны с собственно либерализацией цен. В качестве таких причин они приводили политическое давление, прежде всего со стороны Верховного Совета, которое вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в соседних республиках.

По мнению ряда экономистов, в условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства. Таким образом проявился типично монопольный эффект. Смагина, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства. По мнению экономиста Г. Явлинского , монополии начали диктовать цены реализации и закупочные цены на сырье, что дало толчок гиперинфляции По мнению ряда экономистов, либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992-1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз.

При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена бартерных операций. Предметом острой критики является то, что реформы были проведены без широкой общественной дискуссии, в которой бы участвовали сторонники альтернативных подходов. Ещё до либерализации цен выдвигались аргументы, что ей должна была предшествовать приватизация , которой, в свою очередь, должны были предшествовать институциональные реформы: прежде всего, обеспечение господства права и законодательной защиты частной собственности. Утверждается, что наличие жизнеспособного частного сектора хотя бы малого бизнеса привело бы к его росту после либерализации цен, что смягчило бы эффект падения производства «вьетнамский опыт».

Кроме того, денежная приватизация сама по себе способна изъять значительные средства у населения в обмен на акции крупных предприятий и тем самым восстановить баланс. Вторым, схожим по сути, предложением для решения проблемы экономического равновесия была продажа других форм госимущества: средств производства, земли, жилищного фонда и т. Третьей альтернативой была плавная либерализация, с частичным сохранением плановой экономики «китайский путь» , чтобы не допустить чрезмерного падения покупательского спроса. Сторонники этой точки зрения полагают, что ценообразование на важнейшие группы товаров должно было освобождаться от государственного контроля постепенно, в течение длительного промежутка времени. На эту критику реформаторы отвечали, что они исходили из конкретных условий России конца 1991 г. Несмотря на то, что формально государство сохраняло значительный контроль над экономикой и обществом, фактически государственные органы не обладали реальной властью, а политический курс исполнительной власти вызывал сопротивление со стороны представительной власти - Верховного Совета. В таких условиях, с точки зрения реформаторов, ни проведение глубокой законодательной реформы, ни «китайский путь» не были возможны.

Другим предметом критики либерализации цен является лежащая в её основе концепция неолиберализма и неоклассической модели экономики, в особенности, роль цен в передаче информации на рынке Примечания Голосуй или проиграешь Семибанкирщина Дело о коробке из-под ксерокса Референдумы Либерализация цен - установление властями свободных от ограничений цен на рынке при поощрении частного предпринимательства. Либерализация цен - одно из условий формирования рыночной экономики при условии разумного государственного регулирования.

Снятие ограничений на доходы и заработную плату

Ни либерализация оптовых цен, проведенная Горбачевым в 1990 году, ни Павловская реформа зимы 1991 года не могли восстановить чудовищный дисбаланс денежной и товарной масс. Результатом политики кабинета Ельцина-Гайдара стало падение благосостояния большинства граждан бывшего РСФСР, а либерализация цен привела к неконтролируемому росту цен на. Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.[27][30]. Вообще дерегулирование по значению близко к термину "либерализация" и охватывает как либерализацию цен, снятие ограничений с доходов, так и открытие экономики. Либерализация цен сделала инфляцию открытой и «разбойной».

Польский образец

  • Двадцать пять лет на свободе
  • Обратный звонок
  • Инфляция в России в конце х годов прошлого века.
  • Снятие ограничений на доходы и заработную плату — Студопедия
  • Двадцать пять лет на свободе ⋆ ГардИнфо
  • Релокантам максимально усложнят процесс получения зарплаты из России: вскрылись нюансы - МК

Экономические реформы 1992 г. Шоковая терапия История России 20 век презентация, доклад

О первых рыночных реформах постсоветской России и их последствиях — в материале RT. Очередь в московский продуктовый магазин в 1991 году в период экономических трудностей в стране РИА Новости На заре 1990-х цены на нефть просели, валютные и бюджетные резервы РСФСР были исчерпаны. Экономика разваливающегося Союза находилась на грани катастрофы. Сформированное осенью 1991 года правительство во главе с Борисом Ельциным осознавало: стране нужны срочные реформы, потому что национальную экономику необходимо ставить на рыночные рельсы.

Без неё разговоры о реформах, о рынке — пустая болтовня», — заявил Борис Ельцин во время выступления на V съезде народных депутатов 28 октября 1991 года. Зампред по вопросам экономической политики Егор Гайдар стал идейным вдохновителем рыночных реформ. Изначально планировалось провести либерализацию поэтапно, первым делом установив контроль над денежной массой.

По расчётам властей, эта мера должна была сдержать инфляцию после того, как отпустят цены. Но в итоге кабинет министров решился провести либерализацию раньше намеченных сроков, потому что власти всерьёз опасались угрозы голода. Через несколько дней после начала работы в правительстве, ознакомившись с картиной продовольственного снабжения крупных российских городов, был вынужден признать, что отсрочка либерализации до июля 1992 года невозможна», — написал Егор Гайдар в своей книге «Смуты и институты».

Борис Николаевич сразу обратился к Немцову с вопросом: «А кто торгует маслом по таким ценам? Тогда Борис Николаевич потребовал в суточный срок ликвидировать указанную контору, а цены «опустить». Немцов выполнил указание главы государства в тот же вечер!

Вот как быстро и легко решались вопросы на заре капитализма. Попутно в очереди за молоком президент встретил бывшего народного депутата СССР ректора Нижегородского университета Александра Хохлова. Тот, пользуясь случаем, пожаловался главе государства на социальную незащищенность людей и низкие зарплаты.

Ельцин пообещал разобраться. Стало известно, что на следующий день президент посетит Нижегородский универсам. Посему к указанной торговой точке еще с раннего утра стали подтягиваться жители и журналисты, желавшие лично пообщаться с Ельциным.

Продавцов много, торговля шла бойко, молоко распродавали почти без очередей. По залу сновали телевизионщики и газетные репортеры, журналист Би-Би-Си Тим Хьюэлл брал свои первые интервью, — писали «Нижегородские новости». Несколько раз кто-то истошно вопил с крыльца: «Едет!

Вдруг в толпе, стоящей на крыльце, делают коридор. По бокам — оцепление милиции. Испуганная бабушка с авоськой шарахается в сторону и к ближайшему милиционеру: «Милок, а в магазин-то можно зайти?

Президентский ЗИЛ-41047 с российским флагом чуть притормозил, а потом вдруг резко рванул вперед.

При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг был оставлен за государством. Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 г. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения, поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно находилась в собственности государства. В январе 1995 г. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства.

И наоборот, если предложение опережает спрос, рыночные цены снижаются. Свободные цены были введены правительством Гайдара Е. В основу либерализации цен были положены рекомендации монетаристов. Освобождение с ЯН 1992 цен от государственного регулирования при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлёту цен к к. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен. Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень , возросла социальная незащищенность людей. Главной ошибкой такой политики было необдуманное использование теоретических рекомендаций монетаристов без учёта специфики российской экономики. Дальнейшие авантюристические шаги правительства только усугубляли сложившуюся ситуацию. С 6 ИЛ по 1 ОК 1995 вводился "плавающий" курс доллара "валютный коридор" от 4300 до 4900 руб. К сожалению, при проведении реформ не был тщательно разработан конкретный механизм трансформации плановой экономики в рыночную. Попытка повышения эффективности работы аграрно-промышленного комплекса в производстве овощей и фруктов и улучшения снабжения ими промышленных центров путем введения в 1985 г. Более того - возросли закупочные и розничные цены на овощи и фрукты. После принятия Закона о предприятии договорные цены стали применяться более широко и в отраслях промышленности. Однако это также вызывало рост цен, и прежде всего на продукцию машиностроения. В сырьевых отраслях промышленности, в которых действовали фиксированные цены, пришлось устанавливать к ним специальные доплаты, чтобы не допустить убыточности производства продукции. Поскольку основные направления перехода к рыночной экономике, которые были приняты в 1991 г. Они не замедлили проявиться: сформировался механизм монопольного ценообразования, рост цен стал oпережaть увеличение доходов населения, что привело к сокращению платежеспособного спроса , а за ним и производства. Этот процесс в российской экономике продолжается. В рыночной экономике такое явление определяется как недопустимое, а цены, при которых начинается сокращение платежеспособного спроса и объемов производства, рассматриваются как запретительные. Уже в феврале 1992 г. В первом квартале 1992 г. Равновесие сформировалось на самом начальном этапе либерализации цен, когда уровень цен 1991 г. Однако рыночный механизм не включился. Рост цен не стимулировал увеличение объемов производства, как это происходит в нормальной рыночной экономике. В то же время повышение цен обусловило резкое падение объемов платежеспособного спроса. Иначе говоря, сложился механизм подавления платежеспособного спроса и следующего за ним снижения объемов производства. Поскольку существует определенное запаздывание в реакции производителя на снижение спроса, то возникли неплатежи между предприятиями, так как произведенный товар не всегда может быть реализован на конечной стадии процесса воспроизводства. В либерализацию цен с 1 января 1992 г. Предполагалось, что в результате отпуска цен должен произойти одномоментный их рост, а затем наступит период стабилизации, но этого не произошло и не могло произойти, так как не были учтены и выполнены условия, необходимые для перевода плановой экономики в рыночную через одномоментную либерализацию цен, которая, прежде всего, предполагает насыщение товарного рынка и недопущение роста цен. В условиях, когда после либерализации цен предложение превысило спрос и предприятия не смогли реализовать произведенную продукцию, возникли два возможных пути поведения производителей: предприятия снижают издержки и цены и тем самым увеличивают спрос на свою продукцию или сокращают объем производства.

2 января 1992 года Россия перешла от плановой экономики к рыночной

Денежная масса превышала товарное предложение более чем в четыре раза. Со временем, товарный дефицит стал приобретать черты голода, старшее поколение прекрасно помнит карточки, которые выдавались на наиболее значимые товары. Кроме этого, правительство не могло покрыть дефицит на импорт ввозимый в страну, для этого государством был продан золотовалютный запас на сумму более 3 млрд долларов. Для многих стал очевиден тот факт, что переход страны к рыночным механизмам — это неизбежность.

Регуляцию цен и выпуск продукции должен контролировать рынок, то есть спрос и предложение. Роль государства в этом процессе должна была сводиться к программам, направленным на минимизацию потерь во время реформы. Негативные и позитивные последствия Основной задачей либерализации стал переход от плановой к рыночной экономики, и в целом эта задача была выполнена максимально быстро, несмотря на поэтапность программы.

Кризис дефицита товаров грозил голодом стране зимой 91—92 гг. Одним из сопутствующих успехов была наполняемость полок в магазинах, увеличению ассортимента и его качества. Одной из ошибок правительства в проведении либерализации экономики страны, было разгосударствление собственности, которое было проведено после, а не до перехода на рыночные рельсы.

Проблема страны заключалась в том, что цены на продукты и товары были занижены, поэтому на начальном этапе прогнозировалось увеличение потребительских цен втрое.

Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения[ источник не указан 2541 день ], поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно находилась в собственности государства [6]. Во-вторых, реформы были начаты на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства.

Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета , тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств связи и высокие транспортные расходы осложняли способность предприятий и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и неравновесие в экономике начало уменьшаться [7]. Последствия Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара , благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования [8]. Как писал сотрудник института Гайдара Владимир Мау , «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ — преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991—1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля» [9].

До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту — корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, — нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие. Талоны на водку , нередко заменявшую деньги в условиях, когда последние стремительно обесценивались в ходе гиперинфляции.

Как писал академик РАН В. Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём, инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям» [16]. По мнению В. Полтеровича, «это способствовало росту коррупции и преступности , росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства» [16]. Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров , устремившийся на российский рынок [16].

РАН экономист-исследователь В. Суслов отмечал, что ставившиеся ими в 90-е годы модельные эксперименты показывали, что происходившая либерализация внешней торговли делает экономику открытой, при этом многие отечественные отрасли не выдерживают конкуренции с соответствующими отраслями развитых стран , что ведёт к обширному вымыванию их из структуры народного хозяйства, прежде всего страдает обрабатывающая , лёгкая и пищевая промышленность, где и произошло значительное падение производства, как это известно теперь; помочь отечественной экономике могли бы протекционистские меры , но приняты они не были [34]. Оценки результатов либерализации[ править править код ] Митинг в Переславле-Залесском в 1997 году. Лозунги на плакатах: «Зелёную улицу — отечественному товаропроизводителю», «Народ обнищал, больно смотреть: отняли право на жизнь, дали право на смерть», «Преступность — плод политики Ельцина, Чубайса», «Долой правителей-мучителей! Либеральный экономист и министр экономики в ельцинском правительстве Евгений Ясин считал, что либерализация запускает механизмы структурной перестройки экономики. Эта перестройка, по его мнению, неизбежно сопровождается кризисом и спадом, закрытием неконкурентоспособных производств. Однако новые цены реально отражают спрос и стимулируют переход ресурсов, высвободившихся из планового хозяйства, в конкурентоспособные отрасли. Во второй фазе перестройки, полагает Ясин, начинается реконструкция и подъём производств, рост доходов и инвестиций. По мнению сторонников реформ, положительные последствия перехода к рыночной системе имели долгосрочный эффект.

В том числе сам Егор Гайдар писал в конце 1990-х годов, что в полной мере эффект реформ станет очевиден только к 2005 году [35]. Так, в статье бывшего сотрудника МВФ , экономиста Олега Гаврилишина, на основе сравнения результатов рыночных реформ в разных странах, утверждается, что негативные эффекты перехода к рынку не следует связывать с либерализацией, наоборот, эти последствия в России усилились из-за прерванного характера « шоковой терапии » и незавершённой финансовой стабилизации [36]. Гаврилишин пишет, что «наилучший путь с точки зрения институционального развития — не медлить с либерализацией. Страны, уже на первом этапе предпринявшие быстрые шаги по макроэкономической стабилизации и либерализации, построили и более совершенные институты» [36]. Основные статьи: Приватизация в России , Залоговые аукционы в России и Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы Стоимость основных фондов всей промышленности РСФСР по состоянию на 1990 год оценивается в 1,1 трлн долл. США [27]. Вопреки этому Госкомимущество с января 1992 года стало разрабатывать методику оценки приватизируемых предприятий по остаточной стоимости их имущества без учёта инфляции [27]. В результате многие предприятия были проданы по ценам, в десятки раз меньшим их реальной стоимости [27]. Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации.

К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств [31]. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ [27].

На семинаре выступил американский профессор экономики Рудигер Дорнбуш, который и посоветовал нашим будущим реформаторам решительно поднять цены, допустить рост инфляции и падение национальной валюты. Это, конечно, приведет к тяжким последствиям, оговаривался Дорнбуш, но это необходимо. Методы «шоковой терапии», о которых говорил профессор, США уже опробовали в Латинской Америке в 1960-70 годы — скажем, после путча сентября 1973 года в Чили, где американцы привели к власти генерала Аугусто Пиночета», — пояснил Хасбулатов. Такого рода семинары и конференции проходили тогда десятками.

Действительно, Дорнбуш — известный американский экономист, но его выступления на наши действия влияния не имели никакого. Абалкин тоже не имел к ним ни малейшего отношения», — возражает Андрей Нечаев, один из соратников Гайдара, министр экономики России в 1992-93 годах. По его словам, решение об освобождении цен со 2 января 1992 года команда принимала самостоятельно. Конкретные обстоятельства реформы диктовались отнюдь не советами Дорнбуша. Их диктовала ситуация стартовой базой, — когда у вас абсолютный коллапс бюджета, финансовой системы, потребительского рынка, когда вы не можете реально контролировать розничные цены, потому что у вас нет денег, чтобы платить дотации, а они неизбежны, если у вас снят контроль над оптовыми ценами и снят контроль над доходами населения», — заявил Нечаев. Пойти на такой шаг, в том числе, и правительственные экономисты рекомендовали Горбачеву гораздо раньше, но в силу безусловной болезненности такой политической воли проявлено не было», — сетует Нечаев.

На многочисленных дискуссиях за последние десятилетия не раз звучало мнение о том, что реформы в СССР следовало провести по «китайскому сценарию», отмечает экс-министр. В абстрактном академическом дискурсе я бы с этим согласился. Но надо понимать, что китайский вариант постепенных реформ опирался на мощнейшую государственную машину, а вот у нас государственной машины по сути не было вообще никакой. Вслед за развалом СССР развалился и весь государственный аппарат. Поэтому параллельно с созданием основ рыночной экономики нам приходилось создавать и базовые государственные институты. Не было ни таможни, ни границы, ни армии, ни полноценного Центробанка.

Банк России тогда был просто одним из республиканских банков, и так далее», — перечисляет Нечаев. В тот момент прекрасно можно было пойти по тому пути, по которому потом пошел Китай, — соглашается Нечаев. Кроме того, вспоминает Нечаев, в действиях кабинета Гайдара существенную роль играла политика, а вовсе не экономическая теория. Шло противоборство президента с Верховным советом, которое, как известно, закончилось трагическими событиями 1993 года. Но и потом продолжалось противостояние коммунистической Думы с правительством, которое привело к финансовому краху 1998 года, потому что принимались абсолютно нереалистичные бюджеты. Все это, конечно, была наша большая беда», — вспоминает экс-министр.

Не будь такого внутреннего конфликта, реформы было бы проще вести, добавляет он.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий