Когда состоялся 1 концерт мусоргского

Известно, что композитор был потомственным дворянином. Модест родился 9 марта 1839 года в маленьком имении Карево. Семья Мусоргского жила очень зажиточно.

Творчество Мусоргского: оперы, романсы, произведения для фортепиано, оркестра и хора

Модест Мусоргский (Modest Mussorgsky) Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских.
Модест Петрович Мусоргский М. П. Мусоргский: Истоки. Истина. Искусство: Сборник статей и.

Модест Мусоргский (Modest Mussorgsky)

После окончания школы в 1856 г. Мусоргский был зачислен на службу в Преображенский полк. В июне 1858 г. В 1863 г. В 1879 г. Мусоргского разбил паралич. Умер композитор в марте этого же года по дороге в госпиталь. На его смерть В. Стасов написал некролог: «Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта: Как далеко еще до старческих годов и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!

Конец весны — члены балакиревского кружка стали постоянно бывать на музыкальных собраниях в семье Пургольд. Конец июня — переезд к брату в село Шилово Тульской губернии. Июль — август — обдумывание II действия «Женитьбы». Конец августа — по возвращении в Петербург останавливается у дальних родственников Опочининых в Инженерном замке, поскольку брат Филарет остается жить в имении Шилово. Сентябрь — «Женитьба» исполняется на музыкальных собраниях «кучкистов», поражая мастерством мелодекламации, при весьма критическом отношении к самому замыслу, после чего Мусоргский прекращает работу над речитативной оперой. Октябрь — замысел оперы «Борис Годунов». Шестакова дарит Мусоргскому том сочинений А. Пушкина с драмой «Борис Годунов», куда были вклеены чистые листы для либретто. Мусоргский исполнил партии Лепорелло и дона Карлоса. Балакирева В. Стасов передал Мусоргскому найденный им текст песни «Как во городе было во Казани». Мусоргскому полную доверенность «на управление и распоряжение всеми без исключения нашими имениями». Осень — закончена партитура сочиненного в 1864 году романса «Ночь» на слова Пушкина произведение посвящено Н. Леоновой премьера оперы Ц. Кюи «Вильям Ратклиф». Балакирева, где впервые исполнен «Антар» Н. Римского-Корсакова и прозвучала «Еврейская мелодия» Мусоргского. Апрель — закончена сцена «Царский терем в Кремле». Появление нового члена среди «балакиревцев» — Николая Владимировича Щербачева. Весна — обострение борьбы против Балакирева Серова, с одной стороны, и консервативных музыкальных кругов, с другой. В ночь с 21 на 22 мая — закончена сцена у Василия Блаженного. До 18 июля — написана последняя картина первой редакции оперы «Борис Годунов». Сентябрь — декабрь — оркестровка сочиненной оперы. Кюи познакомил Мусоргского с известным польским композитором Станиславом Монюшко, который приезжал в Петербург на премьеру своей оперы «Галька». Весна — Мусоргский представил «Бориса Годунова» в дирекцию императорских театров. Стасова, которая высмеивала противников «Балакиревского кружка». Начало июля — поиски сюжета для новой оперы. Стасов высылает Мусоргскому составленное им либретто оперы «Бобыль» по роману Шпильгагена «Ганс и Грета», где сюжет сочинения был перенесен на русскую почву. Июль — стараниями сестер Пургольд в Лейпциге издан «Семинарист». Посвящен В. Произведение посвящено племянникам — «Танюшке и Гоге Мусоргским». Музыкальные вечера у Пургольд временно прекратились. Произведение посвящено крестнику «Саше Кюи». Вторая половина года — М. Балакирев начинает понемногу расходиться с «кружком». До 10 февраля — на заседании комитета капельмейстеров дирекции императорских театров была забаллотирована опера «Борис Годунов». Узнав об этом решении, Л. Шестакова приглашает к себе Мусоргского и В. Мусоргский без отлагательств начал работу над второй редакцией оперы «Борис Годунов». Кюи на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» в защиту оперы Мусоргского. Посвящена внебрачной дочери В. Стасова Софье Владимировне Сербиной. Начало апреля — обращение Балакирева к религии. Между 8 и 10 апреля — в гостях у Пургольд, где присутствовали также братья Стасовы и Римский-Корсаков, Мусоргский сочинил монолог Марины Мнишек. Апрель — работа над второй польской сценой. Заметное охлаждение в отношениях между Балакиревым и остальными участниками кружка. В течение лета — сочиняются новые эпизоды к прежним картинам оперы ко второй польской сцене. Задумывается комическая опера на сюжет Гоголя. Произведение, послужившее основой замысла, неизвестно. Здесь Мусоргский будет работать над завершением второй редакции «Бориса Годунова», Римский-Корсаков — над завершением «Псковитянки». Сентябрь — сближение «кучкистов» с А. Конец октября — Л. Шестакову поразил паралич правой стороны, после чего у нее прекратились музыкальные собрания. Ноябрь — частые исполнения «Бориса Годунова» на вечерах у сестер Пургольд. Поездка Н. Римского-Корсакова в Пизу, где внезапно скончался его брат, Воин Андреевич. Рябинина Мусоргский записывает напевы былин, в том числе «Про Вольгу и Микулу», музыкальная основа которой послужит для песни Варлаама и Мисаила в сцене под Кромами. Гедеонова А. Бородину, Ц. Кюи, Н. Римскому-Корсакову и Мусоргскому написать музыку к опере-балету «Млада» по его сценарию. Начало года — участие в исполнениях «Псковитянки» Римского-Корсакова и «Бориса Годунова» на музыкальных вечерах. Направника прозвучал финал I действия оперы «Борис Годунов». Кюи и Н. Балакирева прозвучал полонез из оперы «Борис Годунов». Кюи исполнялись готовые номера из коллективной оперы «Млада». Римского-Корсакова и Н. Пургольд, где Мусоргский был шафером у жениха. Июль — изучение научных трудов и многочисленных источников по истории раскола, стрелецких бунтов, ранних лет Петра Великого для оперы «Хованщина». Сентябрь — Мусоргский поселился в одном доме с Кюи. Бесселя вышла из печати «Детская» с обложкой по рисунку И. Октябрь — чтение книги Ч. Дарвина «О происхождении человека» в переводе И. Пургольд и Н. Моласа, где Мусоргский был шафером у невесты. Стасова дарит ему рукопись оперы «Женитьба». Вечер 5 февраля — в Мариинском театре в бенефис главного режиссера Кондратьева рядом с отрывками из опер Р. Вагнера и К. Вебера первое исполнение трех картин оперы «Борис Годунов», которые особенно сцена в корчме имели ошеломительный успех. После 5 февраля — дирекция театра, невзирая на успех сцен из «Бориса Годунова» отказалась поставить оперу целиком. Май — Лист в Веймаре знакомится с «Детской» Мусоргского, которая привела его в восторг. Весна — Мусоргский готовит к изданию клавир «Бориса Годунова». Начало июня — знакомство с поэтом А. Голенищевым-Кутузовым, скоро перешедшее в горячую дружбу. Лето — по случаю возобновления контракта Ю. Платонова ставит директору театра Гедеонову условие о постановке «Бориса Годунова» в ее бенефис. Июль — интенсивная работа над «Хованщиной». На многочисленные предложения В. Стасова ехать за границу отвечает отказом. Смерть друга потрясла Мусоргского. Гартману, написанный Мусоргским. Август — после двухлетнего перерыва у Л. Шестаковой возобновляются музыкальные собрания. Конец октября — по приказанию С.

Не считая произведений Чайковского , «Борис Годунов» - самая известная русская опера, неоднократно ставившаяся на крупнейших сценах. Знаменитый болгарский оперный певец Борис Христов на записи «Бориса Годунова» 1952 года исполнил сразу три партии: Бориса, Варлаама и Пимена. Мусоргский — любимый композитор Ф. Дореволюционные постановки «Бориса Годунова» были немногочисленны и кратковременны, в трех из них заглавную партию исполнял Ф. По-настоящему оценили произведение только в советское время. С 1947 года опера идет в Большом театре, с 1928 — в Мариинском, причем, в текущем репертуаре театра — обе редакции. Бабушка Модеста Петровича, Ирина Егоровна, была крепостной. Алексей Григорьевич Мусоргский женился на ней, имея уже троих совместных детей, в числе которых был и отец композитора. Родители Моди хотели, чтобы он стал военным. Его дед и прадед были гвардейскими офицерами, мечтал об этом и его отец, Петр Алексеевич. Но из-за сомнительного происхождения военная карьера была ему недоступна. Мусоргские — смоленская ветвь царского рода Рюриковичей. Вероятно, в основе внутреннего конфликта, мучившего Мусоргского всю жизнь, лежало и сословное противоречие: происходя из состоятельной дворянской семьи, он провел детство среди крестьян своей усадьбы, а в его собственных жилах текла кровь крепостного народа. Именно народ — главное действующее лицо обеих больших опер композитора. Это — единственный персонаж, к которому он относится с абсолютной симпатией и состраданием. Из биографии Мусоргского мы знаем, что композитор всю жизнь оставался холостяком, даже его друзья не оставили свидетельств об амурных похождениях композитора. Были слухи, что в молодости он жил с кабацкой певицей, которая сбежала с другим, жестоко разбив ему сердце. Но доподлинно неизвестно, была ли эта история на самом деле. Также осталась неподтвержденной версия о любви композитора к Надежде Петровне Опочининой, которая была старше его на 18 лет, и которой он посвящал многие свои произведения.. Мусоргский — третий по исполняемости русский оперный композитор. Именно творчеством Мусоргского вдохновлялся И. Стравинский, который, будучи учеником Н. Римского-Корсакова, не признавал его правок в «Борисе Годунове». Среди зарубежных последователей композитора — К. Дебюсси и М. Мусорянин — прозвище, которое носил композитор в кругу друзей. Также его называли Модинькой. В России «Хованщина» впервые прозвучала в 1897 году, исполненная Русской частной оперой С. И только лишь в 1912 она была поставлена в Большом и Мариинском театрах. В советские годы Михайловский театр Санкт-Петербурга носил имя М. После реконструкции и возвращения исторического названия в качестве звонков в театре звучат несколько тактов из вступления к «Хованщине» «Рассвет на Москве-реке» , как дань уважения великому композитору. Обе оперы Мусоргского требуют исполнения значительно расширенным составом оркестра для точной передачи выразительности музыки. Эта постановка была последней оперной премьерой Российской Империи за 12 дней до революции. Первый серьезный приступ белой горячки настиг композитора уже в 1865 году. Татьяна Павловна Мусоргская, жена брата Филарета, настояла на том, чтобы Модест Петрович переехал к ним в поместье. Его выходили, но от болезни он так и не оправился полностью. Уехав от родных в Санкт-Петербург, без которого не мог жить, композитор не оставил своего пагубного пристрастия.

Это были люди, думающие о путях развития отечественной музыкальной культуры, а главное, своим творчеством пролагавшие этот путь. Балакирев становится его наставником и учителем. По его заданию Мусоргский изучает музыку, пишет учебные пьесы, параллельно создаёт музыку к трагедии Софокла. Творчество настолько захватывает его, что он решает бросить службу в полку и выйти в отставку. Ещё совсем недавно он, блестящий гвардеец, был желанным гостем в светских гостиных. Изящный, хорошо воспитанный, французским владевший лучше, чем русским, великолепный пианист, певец и танцор, — кому, как не ему, улыбалось счастье, кого, как не его, звала безумная карьера гвардейского офицера? Но вдруг, к огорчению всех, он отказался от своего "счастья" и подал в отставку. И вот он уже не офицер, а скромный служащий. А через некоторое время и не помещик больше: после отмены крепостного права в 1861 году он уступил свою долю наследства старшему брату с условием, что бывшие его крепостные получат землю без выкупа. Это было как гром среди ясного неба. Родные и друзья отговаривали его. Балакирев, не уверенный в перспективах своего друга, считал нужным повременить с отставкой. Он говорил, что Лермонтов писал стихи, оставаясь гусарским офицером. А Мусоргский на это отвечал: "То был Лермонтов, а то я; он, может быть, умел сладить и с тем, и с другим, а я — нет". Мусоргский вступил на тернистый путь начинающего композитора.

Последние события

  • ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. П. МУСОРГСКОГО.
  • Библиотека
  • Содружество композиторов «Могучая кучка». М.П.Мусоргский – жизненный и творческий путь.
  • Краткая биография Модеста Мусоргского
  • 3.5.1. Общая характеристика творчества
  • Другие новости раздела

Творчество Мусоргского: оперы, романсы, произведения для фортепиано, оркестра и хора

Модест Петрович Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 16 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Его мать — Юлия Ивановна Чирикова — была первым педагогом будущего композитора. Статьи о российской истории. 21 марта (н. ст.) 1839 года родился великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Эрудит Мусоргский происходил из старинного дворянского рода, получил домашнее образование, после чего учился в Школе гвардейских. Народная музыкальная драма по трагедии Пушкина. В первой редакции было семь картин, заканчивалась смертью Бориса, а во второй редакции Мусоргский сочинил две польские картины, появилась Марина Мнишек, сцена народного бунта под Кромами. Мусоргский и его брат, как было приято в дворянских семьях, первое время получали хорошее домашнее образование. А в 1849 году были отправлены в Петербург в «Петришуле» — одно из старейших учебных заведений в России, основанное в 1709 году.

Большой энциклопедический словарь

  • Мусоргский Модест Петрович | Биография, творчество, музыка
  • Библиотека
  • Мусоргский Модест Петрович
  • В ближайшее время мероприятий с участием Модеста Мусоргского нет
  • Творчество Мусоргского: оперы, романсы, произведения для фортепиано, оркестра и хора

Содружество композиторов «Могучая кучка». М.П.Мусоргский – жизненный и творческий путь.

Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф. М. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 года. Концерты на какое-то время могли отвлечь Мусоргского. Четвертый концерт Русского музыкального общества (18 января) — с «Героической» симфонией Бетховена и «Реквиемом» Моцарта — будет посвящен памяти Даргомыжского. Опера «Хованщина» прозвучит 21 февраля на новой сцене Мариинки к 185-летию со дня рождения Мусоргского. Следующие пять показов спектакля состоятся уже в Москве, в рамках обменных гастролей Большого и Мариинского театров, посвящённых Мусоргскому. В 2019 году, в год своего 85-летия, Уральская консерватория с широким размахом отмечала 180-летие композитора Модеста Петровича Мусоргского, имя которого носит с 1939 года.

«История для будущего. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»

  • Мусоргский Модест Петрович
  • Мусоргский Модест Петрович
  • Юношество и зрелость
  • Краткая биография Модеста Мусоргского

Модест Мусоргский

Биография. Модест Мусоргский родился в 1839 году Псковской губернии. Отец его принадлежал к древнему княжескому роду, которой происходил от самого Рюрика, мать также была дворянкой. 21 марта 1839 года — родился композитор Модест Мусоргский. вспоминает историю создания его самых известных произведений. Новаторское значение творчества М. лишь немногими было оценено при его жизни. Стасов первым заявил, что "Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы". Оперы М. прочно утвердились на сцене только на рубеже 19 и 20 вв.

Краткая биография Модеста Мусоргского

Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. ой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения. 21 марта 1839 года — родился композитор Модест Мусоргский. вспоминает историю создания его самых известных произведений. Программу концерта составил сам Мусоргский, включив в нее произведения Даргомыжского, своих товарищей по "Могучей кучке" и ряд собственных сочинений. В том же сезоне, 5 апреля, был еще один интересный концерт. Он состоялся в Александровской гимназии.

Мариинский и Большой театры чествуют Мусоргского

Финансовая поддержка вдовы фон Мекк позволяет композитору оставить преподавание. Умирает 6 ноября 25 октября по старому стилю. По содержанию балета «Щелкунчик», когда злые колдовские чары были разрушены и неуклюжая кукла превратился в прекрасного юношу, принц и Мари отправились в сказочное королевство. Там в волшебном городе Конфитюренбурге для прибывших гостей устраивают роскошный праздник с танцами. Счастливые Мари и принц присели на луг, который вдруг покрылся красивыми цветами.

Вот тогда-то, приблизительно в середине второго акта и звучит чарующая музыка «Вальса цветов». Композиция, заключённая автором в сложную трёхчастную форму, открывается радостно-взволнованным вступлением, построенным на вальсовых интонациях, на которых затем будет основана главная тема первой части. Торжественное звучание аккордов группы духовых инструментов, сопровождаемые плавными переливами арфы, сразу вносят в музыку вальса светлое настроение. А далее остаётся только одна восхитительная арфа.

Своей завораживающей и хрупкой развёрнутой каденцией она придаёт произведению волшебный окрас, который настраивает слушателей на ожидание чуда. Первая часть вальса Dolce cantando , включающая в себя две разнохарактерные темы, начинается с величаво-призывного, но в то же время проникновенного и мягкого хода валторн по звукам тонического трезвучия. Затем развитие музыкального материала продолжает устремлённая вверх, полётная мелодия кларнетов. Вторая тема первой части отличается гибкостью и изяществом.

Ласковая, но в то же время необычайно радостная, она ликующе звучит в исполнении скрипичной группы. Далее после репризного повторения всей первой части начинается трёхчастный средний раздел, настроение которого отличается нежностью и поэтичностью. Его безмятежную и светлую основную мелодию, певуче исполняют флейты и гобои. При повторном проведении эта тема наполняется особым сказочным колоритом, который вносит звучание колокольчиков.

Следующий эпизод второй части вальса является лирическим центром всей композиции. Здесь танцевальной музыке очаровательную романсовую распевность придаёт удивительно пластичное звучание альтов и виолончелей. Вслед за тем, после повторения первой темы среднего раздела, проведение которой теперь поручено скрипичной группе, вновь возвращается тематический материал первой части, однако теперь характер музыки из возвышенно - мечтательного и созерцательного превращается в парадный и жизнеутверждающий. Завершается вальс кодой с пышным и фееричным звучанием всего оркестра.

В него вошли четыре пьесы, каждую из которых Мусоргский посвятил своим друзьям. Однако к написанию «Хованщины» композитор приступил только в середине 1870-х. В работе над новой оперой ему помогал Владимир Стасов. Он изучал исторические летописи в библиотеках, собирал факты для либретто.

Композитор писал Стасову: «Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться «Хованщина»; не будет смешно, если я скажу: «посвящаю Вам себя самого и жизнь свою за этот период». Опера отнимала у Мусоргского много времени. В эти годы у него начались проблемы с деньгами и здоровьем, ухудшились отношения с членами «Могучей кучки». В 1875 году он писал в письме Стасову: «Могучая кучка выродилась в бездушных изменников».

Регулярные встречи композиторов объединения прекратились. Мусоргский в это время подружился с певцом Осипом Петровым. Тот предложил композитору написать оперу по повести Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка». Мусоргский согласился, а роль крестьянина Солопия Черевика пообещал отдать Петрову.

Над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной» он работал до конца жизни. В письмах друзьям он сообщал, что хочет изобразить в них подлинный русский характер, изучить его неизвестные черты. В человеческих массах, как в отдельном человеке, есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты никем не тронутые: подмечать и изучать их в чтении, в наблюдении, по догадкам, всем нутром изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого еще не пробовали. Вот задача-то!

Восторг и присно восторг! Модест Мусоргский, из письма к Владимиру Стасову Работа над операми шла очень медленно.

Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.

Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Специальность Мусоргского — музыка вокальная.

С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и поэтическому раскрытию слова. Циклы Детская, Без солнца, романсы. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы.

Опера «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина— одно из лучших произведений мирового музыкального театра.

Уже в 1852 году фирмой Бернард в Санкт-Петербурге издана фортепианная пьеса Мусоргского. В 1858 году Мусоргский написал два скерцо, из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 году исполнено в концерте русского музыкального общества под управлением Антона Рубинштейна. Вслед затем Мусоргский написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла "Эдип. Известность Мусоргскому принесла опера "Борис Годунов", поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году и признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым. В течение 10 последующих лет "Борис Годунов" бы дан 15 раз и затем снят с репертуара. В 1875 году Мусоргский начал драматическую оперу "народную музыкальную драму" "Хованщина" по плану В.

Стасова , одновременно работая и над комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Из оркестровых произведений Мусоргского, кроме упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" сочинено в 1861 году, инструментовано в 1867 году , построенное на теме сурового характера, напоминающей музыку XVIII века, и изданное в числе посмертных произведений Мусоргского, с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия "Ночь на Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886 году в Петербурге; это - ярко колоритная картина "шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на ряд музыкальных эскизов под заглавием "Картинки с выставки", написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В.

М. П. Мусоргский. Уход от приступа...

Модест Мусоргский (Modest Mussorgsky) Лишь одну импровизацию юного виртуоза записал сам Герке — это лихая полька Porte-enseigne («Подпрапорщик»), изданная в 1852 г. (о чем Мусоргский в зрелом возрасте очень сожалел). Мусоргский отлично владел голосом (баритон), пел в церковном хоре юнкерской школы.
3.5.1. Общая характеристика творчества В 1858 году Мусоргский написал два скерцо, из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 году исполнено в концерте русского музыкального общества под управлением Антона Рубинштейна.
М. П. Мусоргский. Уход от приступа... 21 марта родился Модест Мусоргский (1839-1881) – великий русский композитор, член «Могучей кучки».
Модест Петрович Мусоргский - великий русский композитор Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских.
Краткий курс истории. Модест Петрович Мусоргский Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в сельце Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне Куньинского района), здесь в Кареве и соседнем Наумове прошло его ранее детство, сюда он неоднократно возвращался.

Краткий курс истории. Модест Петрович Мусоргский

21 марта родился Модест Мусоргский (1839-1881) – великий русский композитор, член «Могучей кучки». Мусоргский Модест Петрович [9 (21).3.1839, с. Карево, ныне Торопецкого района Калининской области, — 16(28).3.1881, Петербург], русский композитор, участник «Могучей кучки». Мусоргский скончался 16 марта, всего 42-х лет от роду. Похороны состоялись 18 марта на кладбище Александро-Невской лавры. Художественный мир Мусоргского заселён небывалыми дотоле в музыкальном искусстве героями и образами. Беглые монахи, семинаристы, подьячие, корчмарки, дети-сироты, нищие, бесправные люди пришли в музыку прямо из жизни.

Концерты с музыкой Модеста Мусоргского в Москве

Позднее опера была несколько переделана, исправлена и заново переинструментована Римским-Корсаковым издание 1896 и, в таком виде поставлена с успехом в Москве, с Шаляпиным в заглавной роли, на Частной сцене 1898 и затем в Большом театре 1900. Стасова, либретто М-го , начата была 1872 и окончена в набросках 1880. Одновременно с 1875 М. Гоголя , но бросил ее, не кончив. Тем временем здоровье М. Дирекция Импер. Гольдштейн и в Москве на Частной сцене 1897. Наиболее характерные черты таланта М-го стали обрисовываться со второй половины 60-х годов. В связи с этим М. Ради этого он готов жертвовать и внешней, материальной красотой звука, и стройностью чисто-музыкальной архитектоники, и общепринятыми гармоническими и иными требованиями. Новизна и реализм музык.

Ламм 1928. Премьерная постановка оригинальной так называемой «первой», или «первоначальной» редакции: Москва, Муз. Левашёва — в том же театре, в декабре 1989 под руководством Е.

Опера « Хованщина » ок. Подзаголовок: Народная музыкальная драма. В клавире сохранилась вся музыка, кроме окончания 2-го действия после реплики Шакловитого: «И велел сыскать» и некоторых частей 5-го действия сцена Марфы и Андрея Хованского не гармонизована, утеряно «Любовное отпевание Марфы» и, вероятно, не написана заключительная сцена самосожжения раскольников [34].

В партитуре сохранились два фрагмента 3-го действия хор стрельцов и песня Марфы. Первая концертная постановка — Музыкально-драматический кружок любителей, Петербург, зал Кононова, 9 февраля 1886 года; на сцене оперного театра — в Русской частной опере Мамонтова , Москва, 12 ноября 1897 года. Редакции: Н.

Римского-Корсакова 1883 , Б. Асафьева 1931 , Д. Шостаковича 1958.

Критическое издание клавира: П. Ламм 1932. Опера «Женитьба» 1868, не окончена.

На текст одноимённой пьесы Н. Посвящена В. Сохранилось I действие в клавире, оригинальный подзаголовок к нему: «Опыт драматической музыки в прозе».

Римский-Корсаков 1908, клавир I действия , М. Ламм 1933, точное воспроизведение авторской рукописи клавира , Г. Рождественский 1985.

Опера « Сорочинская ярмарка » 1874—1880, не окончена. По одноимённой повести Н. Посвящения: «Думка Параси» — Е.

Милорадович, «Песня Хиври» — А. В 1886 г. Редакции: Ц.

Кюи 1917 , В. Шебалин 1931. Опера « Саламбо » 1863—1866, не окончена.

Подзаголовок: По роману Г. Флобера «Саламбо» , с введением стихов В. Жуковского, А.

Майкова , А. В опере предполагалось четыре действия семь картин. В клавире написаны: «Песнь балеарца» 1-е действие, 1-я картина.

Сцена в храме Таниты в Карфагене 2-е действие, 2-я картина , Сцена перед капищем Молоха 3-е действие, 1-я картина , Сцена в подземелье Акрополиса. Темница в скале. Мато в цепях 4-е действие, 1-я картина , Женский хор Жрицы утешают Саламбо и одевают её в брачные одежды 4-е действие, 2-я картина , изд.

Римского-Корсакова , 1939 авт. Редакция Золтана Пешко 1979. Скерцо B-dur для оркестра 1858; посвящено А.

Гуссаковскому ; первое издание — 1860. Alla marcia notturna. Маленький марш для оркестра в характере ночного шествия 1861.

Intermezzo in modo classico 1867; посвящено А. Бородину ; первое издание — 1883, в редакции Н. Римского-Корсакова [35].

Ночь на Лысой горе , симфоническая картина авторское название — «Иванова ночь на Лысой горе»; 1867 ; первое издание — 1886, в редакции Н. Римского-Корсакова [36]. Взятие Карса.

Торжественный марш для большого оркестра 1880 ; первое издание — 1883, в редакции и инструментовке Н. Для хора с сопровождением[ править править код ] Торжественный марш Шамиля [37] , для четырёхголосного мужского хора и солистов тенора и баса с оркестром 1859 [38]. Посвящено А.

Иисус Навин , для солистов, хора и фортепиано 1866; 1877, вторая ред. Надежде Николаевне Римской-Корсаковой; 1883, издание в редакции и инструментовке Н. Поражение Сеннахериба, для хора с оркестром на слова Дж.

Байрона из «Еврейских мелодий» 1867; 1874 — вторая ред. Картинки с выставки , цикл пьес 1874 ; оркестровки различных композиторов, в том числе: Мориса Равеля, Сергея Горчакова 1955 , Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр. Николаю Александровичу Левашову Интермеццо 1861 , посвящено А.

Из воспоминаний детства 1865 Дума. Пьеса на тему В. Логинова 1865 , посвящается В.

Увлеченный русской историей, день за днем он проводил в библиотеке и консультировался со специалистами. Композитор работал над сочинением с 1872 по 1880 год, однако так и не успел дописать клавир. После смерти автора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Впервые «Хованщина» была исполнена в 1886 году силами Музыкально-драматического кружка любителей в петербургском «Зале Кононова».

В 70-х гг. Голенищева-Кутузова «Без солнца» 1874 и «Песни и пляски смерти» 1875-77 , фп. Он стремился достигнуть в своём творчестве максимального жизненного правдоподобия, бытовой и психологич. Творчество его, отличавшееся сознательной демократич. Наряду с правдивым воспроизведением духовного мира человеческой личности М.

Обращаясь к необычным для искусства того времени сферам жизни, он настойчиво искал новые средства муз. Считая, что формы искусства должны быть столь же многообразны и неповторимы, как неповторима в своих проявлениях сама жизнь, М. Его целью было «создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников». Он развивал творч. Оттенки речевой интонации в произв.

Синтез песенности и речитативности характерен для зрелых произв. Песня нередко используется М. С помощью разл. Своеобразие гармонии и инстр. Он придавал большее значение самостоят.

Отсюда та кажущаяся разорванность муз. Целостная форма произв. В песнях на сл. Некрасова, Т. Шевченко, А.

Островского, на собств. В них сочетаются юмор, бичующая сатира, лирика и драма. Нек-рые из песен, как верно заметил Стасов, носят характер законч. Это то выразит. Особое значение как выражение нар.

В песне «Гопак» яркий образный эффект достигается сопоставлением плясовой и колыбельной. В качестве средства сатирич. Далёкий от современности романтич. Однако разработанность массовых сцен и трагич. Несмотря на меткость и остроту, с которыми М.

Обратившись к трагедии Пушкина, М. Действие сконцентрировано вокруг главного, центр. Небывалого размаха, мощи и динамизма достигают массовые нар. С неменьшей силой переданы психологич. Неразрывное сплетение личной и нар.

По сравнению с «Борисом Годуновым» действие носит в ней более разветвлённый характер: большое количество отд. Разные группы народа стрельцы, «пришлые люди московские», раскольники, крепостные девушки князя Хованского получают индивидуальную характеристику. В опере множество действующих лиц, интересы и стремления которых сталкиваются между собой. Особое место занимает лирич. Всё это определило особенности драматургич.

Возрастающая роль песенно-мелодич. Наряду с этим здесь проявилось присущее М. Вершину камерного вок. По поводу «Детской» К. Дебюсси заметил, что «никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и глубиной».

В музыке этого цикла острая характеристичность сочетается с необычайно тонкой интонац. Такое же богатство оттенков, чуткость к малейшим изменениям эмоциональной окраски слов присущи вок. Развивая некоторые стороны лирики Даргомыжского, М. Если «Без солнца» - своеобразная лирич.

Модест Мусоргский

В 1875 году Мусоргский начал драматическую оперу "народную музыкальную драму" "Хованщина" по плану В. Стасова , одновременно работая и над комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Из оркестровых произведений Мусоргского, кроме упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" сочинено в 1861 году, инструментовано в 1867 году , построенное на теме сурового характера, напоминающей музыку XVIII века, и изданное в числе посмертных произведений Мусоргского, с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия "Ночь на Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886 году в Петербурге; это - ярко колоритная картина "шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на ряд музыкальных эскизов под заглавием "Картинки с выставки", написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. Князья Борис и Глеб-первые святые, канонизированные русской церковью. Идеал Человека нашел свое художественное воплощение в образах святых-людях высокого духа и праведности, прославивших себя служением Богу.

Считалось, что в святых выразился замысел Иисуса Христа об идеальном человеке, способном, как и он, принести себя в жертву ради искупления грехов человеческих. На Руси также почитали многих святых, но были среди них особо любимые и чтимые народом. Это были те, кто «просиял на русской земле», на кого, моля о защите, веками уповала Русь.

С 20 декабря — в Мариинском театре начинаются репетиции оперы «Борис Годунов». Декабрь, конец — Мусоргский сочинил новое трио к хору «Поражение Сеннахериба».

Ночь с 26 на 27 января — Мусоргский остается ночевать у А. Голенищева-Кутузова, но от волнения перед предстоящим испытанием так и не сомкнул глаз. Огромный успех оперы. С конца января в течение нескольких месяцев — постоянные отклики в печати на оперу Мусоргского. Кюи об опере «Борис Годунов», своей критикой ошеломившая Мусоргского.

В тот же день — примирительное письмо Мусоргского к Стасову. Февраль — выставка архитектурных проектов и рисунков В. Гартмана, открытая по инициативе В. Стасова при содействии секретаря Архитектурного общества П. Римского-Корсакова исполнена вторая редакция хора «Поражение Сеннахериба».

Страхова с резкой критикой оперы «Борис Годунов». Весна — работа над «Хованщиной». Верещагина в помещении Министерства внутренних дел. Между 7 и 19 мая — написана баллада «Забытый» на слова А. Петрова с Тургеневым, где Мусоргский исполнял свои произведения, вызвавшие одобрение писателя.

До 20 июня — замысел с подсказки В. Стасова еще одного вокального сатирического произведения «Крапивная гора». До 22 июня — закончена сюита для фортепиано «Картинки с выставки». Опочининой на Волковом кладбище. Начало июля — начато «Надгробное письмо» для голоса с фортепиано на собственные слова с посвящением Н.

Опочининой не окончено. Июль — замысел «Сорочинской ярмарки». Осень — работа над «Хованщиной». Голенищев-Кутузов селится рядом с Мусоргским. Замысел цикла «Песни и пляски смерти».

Ноябрь — в журнале «Отечественные записки» опубликован сатирический очерк М. Салтыкова-Щедрина из цикла «Между делом», злая пародия на В. Стасова и Мусоргского. В течение года — десять представлений оперы «Борис Годунов». С начала года — постоянное участие в роли аккомпаниатора на благотворительных концертах.

Апрель — Мусоргский отказывается от замысла оперы «Сорочинская ярмарка». Конец июля — А. Голенищев-Кутузов уезжает к себе в деревню, забыв оставить для Мусоргского ключ. Мусоргский перебирается на квартиру к давнему знакомому П. Осень — становится «усердным помощником» Л.

Шестаковой в подготовке юбилея 50-летие сценической деятельности старейшего русского баса, «дедушки» русской оперы О. Наумова М. Март — апрель — участие в подготовке юбилея О. До 21 апреля — пишет статью об О. Петрове для журнала «Всемирная иллюстрация» опубликована не была, рукопись утрачена.

Петрова в опере Глинки «Жизнь за царя». В чествование юбиляра значительный вклад внес Мусоргский. В течение первого полугодия — обсуждение с В. Стасовым сюжета «Хованщины», споры, доходящие до взаимонепонимания. Июнь — приостановлена работа над «Хованщиной» из-за разногласий со Стасовым.

Со второй половины июля — работа сразу над двумя операми — «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой». Работа над операми. Август — почти завершено II действие «Хованщины». Стасов выражает возмущение по поводу купюр в постановке «Бориса Годунова». Платоновой, которая покидала Мариинский театр.

Толстого «Не Божиим громом ударило». Толстого «Горними тихо летела душа небесами». Толстого «Спесь». Толстого «Ой, честь ли то молодцу лён прясти». Толстого «Рассевается, расступается».

Голенищева-Кутузова «Видение». Петрова и А. Петровой-Воробьевой сочинен сценарий «Сорочинской ярмарки». Начало июня — переезжает в Царское Село на дачу Наумовых. До 20 августа — закончен клавир без конца II действия «Сорочинской ярмарки».

Конец октября — Мусоргский показывал бывшим товарищам по «Могучей кучке» II действие «Сорочинской ярмарки» и был подвергнут с их стороны жестокой критике. Октябрь — начало ноября — написаны два цыганских хора для «Сорочинской ярмарки». Мусоргский жестоко потрясен этой смертью. Его характеристики отдельным картинам позже использовал В. Стасов в своей рецензии на выставку.

Весна — с Мусоргским «приключилась какая-то странная болезнь» из письма Голенищеву-Кутузову. Начало июня — Мусоргский поселился в Петергофе на даче у певицы Д. Июнь — начало новых встреч с М. Ноябрь — обострение болезни. Репина «Правительница Царевна Софья Алексеевна».

Леоновой в Петергофе. Леоновой и ее гражданским мужем Ф. Гридниным выезжает в концертную поездку по югу России. Конец октября — возвращение в Петербург. В новой редакции получила название «На Днепре».

Середина января — знакомые Мусоргского — с подачи Т. Филиппова и В. Жемчужникова — учреждают стипендию композитору 100 рублей в месяц под музыкальный заказ — оперу «Хованщина». Заказ получили также А. Бородин, Н.

Римский-Корсаков, А. Лядов, Э. Направник и ряд иных композиторов. Для «Взятия Карса» Мусоргский использовал музыку «Марша князей», написанного для коллективной оперы «Млада». Середина февраля — знакомые Мусоргского со стороны товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков Ф.

Ванлярского учреждают стипендию композитору 80 рублей в месяц под музыкальный заказ — оперу «Сорочинская ярмарка». Март — апрель — для «Сорочинской ярмарки» сочинены: сцена Кума и Черевика клавир , вступление «Жаркий день в Малороссии» партитура , «Гопак веселых паробков» клавир , «Думка паробка» клавир. Леоновой с концертами. Июнь — сочиняет «Автобиографическую записку» для иностранного словаря. Начало августа — написан отрывок последнего действия «Хованщины» Досифей и хор черноризцев.

Август — сочинена ярмарочная сцена для «Сорочинской ярмарки». Закончена вся «Хованщина» клавир , кроме финального хора.

В нем считывается прием композитора: он часто использовал и перерабатывал народные песни и мотивы, а иногда вставлял их части в свои произведения. Из-за этого сочинения Мусоргского стали называть «народными музыкальными драмами». Цензура вырезала финальную сцену, в которой народ исполнял хор «Слава тебе, царевичу! Композитор по этому поводу писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром.

Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе». Из-за нехватки денег Мусоргский подрабатывал аккомпаниатором на концертах. В феврале 1878 года умер его близкий друг — певец Осип Петров. Композитор писал: «Я утратил опору моей горькой жизни». Из-за этого он остановил работу над операми, почти не писал других произведений, а вскоре серьезно заболел. Чтобы поправить здоровье, в следующем, 1879 году он отправился в концертное турне по югу России вместе с оперной певицей Дарьей Леоновой.

Здесь же Мусоргский вернулся к работе над «Сорочинской ярмаркой», а на концерте в Полтаве впервые выступил с отрывками из этой оперы перед публикой. Модест Мусоргский, из письма Владимиру Стасову от 10 сентября 1879 года В 1880 году Мусоргский вернулся в Петербург, где вскоре его уволили с официального места работы — ревизионной комиссии Государственного контроля. Из-за этого композитору пришлось существовать на пожертвования друзей, которые ежемесячно собирали ему небольшую сумму, и давать частные уроки. Однако денег Мусоргскому все равно не хватало, и в феврале 1881 года его выселили из квартиры за неуплату. В это же время ухудшилось здоровье композитора. На одном из концертов он упал в обморок.

Здесь Мусоргский вернулся к написанию «Хованщины» и «Сорочинской ярмарки», но закончить оперы не успел. Он умер 28 марта 1881 года.

Воодушевления от этой поездки, увы, хватило ненадолго.

Мусоргский вернулся в столицу, был отчислен со службы и вновь погрузился в апатию и пьянство. Он был тонко чувствующим, великодушным, но глубоко одиноким человеком. В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар.

Еще месяц Модест Петрович провел в госпитале, где и скончался ранним утром 16 марта 1881 года. А ведь есть еще и «редакции» других композиторов. Их не менее 7!

Римский-Корсаков , живший с Мусоргским в одной квартире в момент создания оперы, имел настолько индивидуальное видение этого музыкального материала, что два его варианта оставили неизменными считанные такты первоисточника. Свои инструментовки клавиров создавали Э. Мелнгайлис, П.

Ламм, Д. Шостакович , К. Ратхауз, Д.

Иногда для полноты воспроизведения авторского замысла и оригинальной музыки в версию 1872 года добавляют сцену у собора Василия Блаженного из первой редакции. Версия Д. Шостаковича считается наиболее близкой к оригиналу.

Дирижер Клаудио Аббадо для « Хованщины » 1989 года в Венской опере сделал собственную компиляцию музыки: он восстановил некоторые эпизоды в авторской оркестровке, вычеркнутые Римским-Корсаковым, взял за основу редакцию Д. Шостаковича и финал «Заключительный хор» , созданный И. С тех пор данная комбинация неоднократно повторялась в европейских постановках оперы.

Несмотря на то, что и Пушкин, и Мусоргский в своих произведениях представили Бориса Годунова детоубийцей, прямых исторических свидетельств того, что царевич Димитрий был убит по его приказу, нет. Младший сын Ивана Грозного страдал эпилепсией и, согласно показаниям очевидцев и официального следствия, умер от несчастного случая во время игры с острым предметом. Версию о заказном убийстве поддерживала мать царевича Марья Нагая.

Вероятно, из мести Годунову она признала сына в Лжедмитрии I, хотя позже и отреклась от своих слов. Интересно, что следствием по делу Димитрия руководил Василий Шуйский, который позже, став царем, изменил свою точку зрения, однозначно утверждая, что мальчик был убит по поручению Бориса Годунова. Этого мнения придерживается и Н.

Карамзин в «Истории государства Российского». Сестра М. Глинки Л.

Шестакова подарила Мусоргскому издание «Бориса Годунова» А. Пушкина с вклеенными пустыми листами. Именно на них композитор отметил дату начала работы над оперой.

Билеты на премьеру «Бориса Годунова» раскупили за 4 дня, несмотря даже на их цену, втрое превышавшую обычную. Зарубежные премьеры «Бориса Годунова» и «Хованщины» прошли в Париже — в 1908 и 1913 годах соответственно. Не считая произведений Чайковского , «Борис Годунов» - самая известная русская опера, неоднократно ставившаяся на крупнейших сценах.

Знаменитый болгарский оперный певец Борис Христов на записи «Бориса Годунова» 1952 года исполнил сразу три партии: Бориса, Варлаама и Пимена. Мусоргский — любимый композитор Ф. Дореволюционные постановки «Бориса Годунова» были немногочисленны и кратковременны, в трех из них заглавную партию исполнял Ф.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий