Каковы различия между директивным и индикативным планированием

При смешанном планировании вполне понятно, что часть планов имеют директивный характер, а часть – индикативный. При оперативном планировании чаще используются директивы, а при стратегическом планировании – индикаторы. Каковы основные принципы организации индикативного планирования в РФ? Дайте характеристику содержания индикативного плана. В чем заключается процедура разработки индикативного плана? Таким образом, целью работы является комплексное исследование директивного и индикативного планирования. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: дать определение директивному и индикативному планированию. на уровне подразделений предприятия – цеха, участка. Наряду с технико-экономическим планированием (ТЭП), о котором до сих пор шла речь, следует учитывать и оперативно-производственное планирование (ОПП). Существуют следующие различия между ТЭП и ОПП.

директивное планирование1.docx

  • Курсовая работа). Кафедра региональной экономики и управления
  • Задачи и функции производственного планирования
  • Директивное планирование достоинства и недостатки. Директивное и индикативное планирование
  • Директивное и индикативное планирование в экономике

Директивное и индикативное планирование

Формы ивное, т.е. обязательное, жесткое, под-лежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Представляется, что какого-либо смысла с точки зрения регулятивного воздействия и юридического содержания понятия "директивное" и "индикативное" планирование сегодня не несут. Государственное индикативное планирование предполагает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию, т.е. все возможные формы макроэкономического планирования. Индикатор в качестве центрального понятия системы индикативного планирования, чаще всего, есть интегральный показатель, который количественно определяет качественные характеристики процесса, и обладает векторным характером.

Где применяется директивное планирование?

Недостатки централизованного планирования и прогнозирования: значительные затраты сил, времени и средств на разработку, согласование, утверждение, уточнения, поддержание стабильности плановых показателей; недостаточная координация действий по развитию прогнозирования; существенные затраты на выполнение отдельных видов прогнозов; нечеткое обнаружения целей разработки прогнозов; нарушение перспектив использования ретроспективной и прогнозной информации; недостаточно разработана методика разработки и выполнения прогнозов 11. Негативные последствия применения директивной политики на практике: уничтожение конкуренции, создание условий для монополизма, отсутствие мотивации производства; снижение эффективности производства, качества товаров; возникновения постоянного товарного дефицита;.

Существуют различные подходы к индикативному планированию. Можно выделить четыре основных подхода, которые нашли применение в практике прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка.

Стадии процесса планирования.

Методы планирования. Определение целей и задач деятельности органов исполнительной власти. Прогнозирование и оценка вариантов. Отечественный и зарубежный опыт внедрения управления по результатам. Инструменты управления по результатам в Российской Федерации, документы стратегического планирования стратегии, программы, проекты, планы реализации [2].

Задачей Госплана была разработка единого государственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления. Госплан разрабатывал Методические указания к разработке плана государственных планов развития народного хозяйства, формы и показатели, обеспечивающие идентичность всех материалов. Госплан планировал социально-экономическое развитие регионов, плановое размещение производительных сил. Кроме этого, Госплан подготавливал постановления правительства по хозяйственным вопросам, разрабатывал методические и нормативные документы, решал текущие экономические вопросы, осуществлял экономическое сотрудничество с зарубежными странами [3]. Планирование[ править ] Планирование — это разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению; процесс создания модели объекта в будущем с установлением методов, способов и сроков достижения данного состояния.

Различие между планированием и прогнозированием и, соответственно, между планом и прогнозом состоит в том, что прогнозирование — это пассивное предсказание прогноз инфляции, курса валюты и пр. А бюджетирование — финансовый план в стоимостном выражении, документ, сопоставляющий все понесенные расходы с имеющимися или возможными доходами. Можно сказать, что по прогнозу наша экономика будет испытывать кризис. По нашему плану, чтобы избежать негативный прогноз, необходимо принять меры. Чтобы выполнить наш план необходимо принять бюджет в краткосрочном периоде, в котором учесть расходы.

Методы планирования На практике используются следующие методы планирования [4] : методы стратегического и конкурентного анализа STEEP—анализ , SWOT-анализ , отраслевой анализ, анализ стратегических групп, анализ стоимостных цепочек, конкурентный анализ, анализ потребителей ; методы прогнозирования по степени свободы процесса прогнозирования от субъективности: субъективные качественные, интуитивные , объективные количественные , эвристические основанные на эмпирических данных и экстраполяции тенденций и аналитические причинно-следственные, прогнозирующие спрос в зависимости от выявленных факторов методы; по объёму аналитической работы ; метод построения сценариев разработка альтернативных картин будущего состояния внешней среды. Планирование сценариев обеспечивает интеграцию интуитивных и количественных методов, основанных на имеющихся фактах. Планирование и анализ сценария — это структурированный метод разработки альтернативных картин будущего состояния внешней среды. Директивное и индикативное планирование Директивное планирование — жёсткая система заказов, разнарядок, фондирования ресурсов и т. Индикативное планирование — метод государственного регулирования экономики [6] , при котором эффективность функционирования экономики достигается путём разработки набора последовательных численных прогнозов или целевых показателей на экономическое будущее.

Цель индикативного планирования — координация инвестиционных и производственных планов частного и государственного секторов посредством предоставления экономической информации. В отличие от директивного планирования это планирование без принуждения. Подчинение является добровольным. Он основан на идее, что если план будет правильно построен, то он укажет оптимальный путь для экономики, который затем будет спонтанно следовать экономическим субъектам без необходимости принуждения.

Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника — государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов. В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе: Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту.

Индикативное и директивное планированине

Особенности и область применения индикативного планирования Основные Идея долгосрочного планирования появилась относительно недавно – в 1950-х – начале 1960-х гг. в США.
Индикативное планирование, его формы и нормативно-правовое обоснование в контексте менеджмента Таким образом, суть индикативного планирования заключается в том, что оно признает не только суверенитет потребителей, но и свободу производителей’ с тем чтобы цели и приоритеты планов были достигнуты.
Индикативное планирование, его формы и нормативно-правовое обоснование в контексте менеджмента Статья посвящена терминологической проблеме употребления понятий "директивное" и "индикативное" планирование. Автор статьи утверждает, что определения "директивное" и "индикативное" не несут какой-либо смысловой нагрузки с точки зрения права.
Директивное и индикативное планирование в экономике представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут.

Виды и методы планирования

Индикативное планирование В данной статье проводится анализ наиболее распространенных по обязательности видов планиро вания — директивного и индикативного. Рассмотрены основные преимущества и недостатки двух видов планирования.
Директивное планирование достоинства и недостатки. Директивное и индикативное планирование Эти отличия в более поздней научной литературе облекутся в форму «директивного» и «индикативного» планирования. Наиболее распространенной станет точка зрения, согласно которой форма макроэкономического планирования будет зависеть от системы хозяйствования.
Основные виды планирования :: Предлагаем вашему вниманию книгу кевич «Индикативное планирование в экономиках разного типа», в которой дается максимально полный обзор существующих систем индикативного планирования.
Индикативное планирование, его формы и нормативно-правовое обоснование Индикатор в качестве центрального понятия системы индикативного планирования, чаще всего, есть интегральный показатель, который количественно определяет качественные характеристики процесса, и обладает векторным характером.
Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3) 1. Чем отличается индикативное планирование от директивного? Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов.

Индикативное и директивное планирование

В данной статье проводится анализ наиболее распространенных по обязательности видов планиро вания — директивного и индикативного. Рассмотрены основные преимущества и недостатки двух видов планирования. Глава 2. Различия директивного и индикативного планирования 2.1 Преимущества и недостатки директивного и индикативного планирования Рассмотрев два основных метода государственного управления экономикой, можно сделать вывод, что государство. Каковы различия между директивным и индикативным планированием? Пользователь Olyachick задал вопрос в категории Прочие социальные темы и получил на него 1 ответ. Каковы различия между директивным и индикативным планированием? Покажите роль прогнозирования в системе общегосударственного планирования. Охарактеризуйте основные виды целевых комплексных программ. Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное.

🗊Презентация Индикативное и директивное планирование

1. Каковы различия между директивным и индикативным планированием? 2. Покажите роль прогнозирования в системе общегосударственного планирования. 3. Охарактеризуйте основные виды целевых комплексных программ. Формы индикативного планирования и индикативных планов Индикативное планирование (от лат. indicator – указатель) – это советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне, которое представляет собой способ вовлечения самостоятельных. Как уже отмечалось в разделе 1, индикативное планирование является формой государственного регулирования экономики. В мировой практике известны два вида макроэкономического планирования: директивное и индикативное. Система директивного планирования – это такой вариант построения экономики, когда планы, стратегии формируются как законодательные акты. Одновременно руководящий состав предусматривает комплекс мер, позволяющих гарантировать исполнение задуманного. это метод социально-экономического планирования, состоящий из комплекса составляющих и направленный на развитие экономики. Основой данного вида планирования ожидаемо является индикатор. В данной статье проводится анализ наиболее распространенных по обязательности видов планиро вания — директивного и индикативного. Рассмотрены основные преимущества и недостатки двух видов планирования.

Директивное планирование достоинства и недостатки. Директивное и индикативное планирование

Madrid: Dykinson, 2001. В российских источниках пишут: "Различают директивное и индикативное государственное планирование. Директивное планирование присуще административно-командной системе, а индикативное планирование - рыночной экономической системе. Директивность планирования проявляется в наделении плана силой обязательного для всех исполнителей документа. Из директивности планирования вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий. Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать. Поэтому в переходный период становления рыночной экономики необходимо рациональное сочетание рыночных и плановых механизмов, которые должны обеспечить эффективное развитие экономики. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование.

Представляется, что индикативное и директивное планирование не должно ассоциироваться с каким-либо общественным строем. Госплан разрабатывал директивы в виде основных направлений экономического и социального развития для министерств, ведомств, союзных республик, а последние конкретизировали плановые задания предприятиям, организациям, так что о сквозном директивном планировании говорить не приходится. Госплан страны планировал в годовых планах примерно 10 тыс. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. С одной стороны, он представляет собой ориентирующую информацию для разработки программ или отдельных показателей. Здесь он носит рекомендательный характер: показатели используются в качестве индикаторов при принятии решений о стратегии или экономическом поведении. Таким образом, понятия "директивное" и "индикативное" планирование не связаны с обязательностью или необязательностью планов. Вопрос об обязательности и необязательности планов решается формой их юридического закрепления и прямым указанием в источнике, который содержит соответствующий план. Советская правовая наука в силу большого значения, которое придавалось планированию в СССР, искала способы выделить директиву в самостоятельный, ненормативный регулятор и наполнить понятие "директивное планирование" юридическим смыслом.

Однако эти попытки не были поддержаны и на сегодняшний день уже вряд ли могут иметь какое-либо научное обоснование.

Планирование и анализ сценария — это структурированный метод разработки альтернативных картин будущего состояния внешней среды. Директивное и индикативное планирование Директивное планирование — жёсткая система заказов, разнарядок, фондирования ресурсов и т. Индикативное планирование — метод государственного регулирования экономики [6] , при котором эффективность функционирования экономики достигается путём разработки набора последовательных численных прогнозов или целевых показателей на экономическое будущее. Цель индикативного планирования — координация инвестиционных и производственных планов частного и государственного секторов посредством предоставления экономической информации.

В отличие от директивного планирования это планирование без принуждения. Подчинение является добровольным. Он основан на идее, что если план будет правильно построен, то он укажет оптимальный путь для экономики, который затем будет спонтанно следовать экономическим субъектам без необходимости принуждения. Формально процесс принятия решений полностью децентрализован, однако некоторые варианты индикативного планирования включают консультации с крупными частными субъектами и согласование частных инвестиционных планов. Кроме того, соблюдение поощряется и облегчается убеждением и когнитивным обрамлением, а иногда и подкрепляется стимулами.

Кроме того, контролируемые государством инвестиционные фонды могут быть направлены на реализацию льготных проектов в соответствии с планом. Кроме того, обязательства государственного сектора по осуществлению запланированных государственных инвестиций и целевых показателей производства могут представлять собой элемент определенности, способствующий предполагаемому добровольному соблюдению [7]. Централизованное и децентрализованное планирование Централизованное планирование — экономическое планирование , в котором процесс принятия решения происходит централизовано, в едином месте. Децентрализованное планирование — экономическое планирование, в котором процесс принятия решений распределяется между различными экономическими агентами или локализован в производственных единицах. Децентрализация оказывается несправедливой и неэффективной, поскольку децентрализованные центры испытывают проблемы неполных рынков , а общие блага пренебрегаются [8].

Директивный план[ править ] Директивное планирование — это процесс разработки планов, имеющих силу закона и адресный характер, с установлением плановых заданий и распределением ресурсов для выполнения, обязательный для исполнителей, которые несут ответственность [9]. Критика директивного плана Директивная форма планирования критикуется за то, что она лишает производителя самостоятельности и инициативы за него уже всё порешали наверху , стимулов к развитию нет возможности выделить дополнительные ресурсы даже когда они запланированы , ибо в приоритете выполнение главного плана , приводит к различным диспропорциям без компенсирующего механизма между предприятиями, когда подводят смежники, негде и нечем перехватиться недопоставленными ресурсами , что ведет к замедлению темпов экономического роста и другим кризисным явлениям в народном хозяйстве [5]. Индикативный план[ править ] Считается, что в СССР как и во многих других странах существовало индикативное планирование. Успешное индикативного планирования в СССР часто называли директивным, но это не так. Случаи невыполнения плана не были столь редки.

В Госплане использовался балансовый метод планирования, была использована целая система материальных и стоимостных балансов по примерно 235 видам промышленной и сельскохозяйственной продукции. Использовалась и модель межотраслевого баланса МОБ в качестве предпланового документа, который давал необходимые межотраслевые пропорции, а затем уточнялся по конкретным производителям, потребителям и по районам [3]. Планирование проходило в четыре этапа [3] : выявлялись потребности множества потребителей каждого продукта, убеждались в обоснованности заявленных потребностей с позиции необходимости национальной экономики; детально выявлялись возможные ресурсы и возможность производства по каждому виду продукции с помощью статинформации, нормативных расходов, технологических процессов, производственных мощностей и степени из использования и т. Показатели в принятых балансах были плановыми заданиями конкретных предприятий, которым доводились эти показатели. Они были сбалансированы с плановыми заданиями других предприятий, что прикрепляло каждого производителя к свои поставщикам и покупателям, устанавливало сроки поставок, то есть формировалась цепочка поставок [3].

Выполнение индикативных централизованных показателей государственного плана стимулировалось различными наградами: трудовой коллектив получал ордена, почётные грамоты, знамёна, премии, квартиры, а руководство — приглашения в партийные президиумы.

Это продукт и важных конституирующией его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено.

В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы — это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики, и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.

Правительство призвано информировать и координировать, а не принимать решения за субъектов и не выдает им наказания. Французская практика отвечает за взаимный обмен планами между частными предприятиями и государственным сектором. Роль планирования посредством индикаторов Индикативное планирование такой формы способно не только упразднять дефекты механизма рынка, но и налаживать государственное вмешательство в экономику за счет саморегуляции. По ходу анализа происходит выявление системы макро- и микроэкономических показателей. Установленные показатели научно-технического прогресса, исследований выявляет система макроэкономических и микроэкономических показателей, определяющих степень эффективности капитала, научно-технического процесса и науки вообще. В качестве результата имеем эффективное сочетание всех этих характеристик в экономике частных предприятиях и целых отраслей.

То есть индикативное планирование — это механизм координации интересов государства и субъектов самостоятельного рыночного хозяйствования, который эффективно сочетает в себе государственное регулирование и саморегулирование рынка. Данный механизм, кроме всего прочего, отвечает за разработку комплекса индикаторов, отвечающих за развитие в сферах социума и экономики и определение общенациональных предпочтений в аспекте данного механизма, также происходит согласование микро- и макроэкономических решений. Индикативный метод планирования определяет особые меры государственной поддержки субъектов рыночного хозяйствования, которые непосредственно участвуют в реализации плана. К ним относятся многие институты местного самоуправления, органы управления корпорациями, группы финансово-промышленной направленности и так далее. В реализации системы индуктивного планирования следует принимать во внимание опыт развитых экономически стран. Он явно демонстрирует, что систему невозможно заставить эффективно функционировать без учреждения специальных плановых органов, а также наделения ведомств и министерств рядом функций в этой сфере.

Например, японская система планирования обладает рядом широких ответвлений. Российская система В России, по сравнению с ведущими в этой области государствами, все не столь радужно: система планирования и прогнозирования состоит из Министерства экономики наделено полномочиями в области разработки и поддержания прогнозов развития социума и экономики и финансов ответственности в области разработки, установления и исполнения бюджетных обязательств. В комплекс структурных подразделений также включают Центробанк выполняет формирование главных пунктов денежной, кредитной и валютной политики и Государственный комитет по статистике мониторит промежуточные и конечные за некоторый период результаты социально-экономического развития. Дополнительным недостатком российской системы представляется и совмещение функций прогнозирования, контроля и регулирования в руках один и тех же государственных органов. Упразднить этот изъян возможно только за счет увеличения числа структурных ответвлений в системе. Сегодня уже имеются предложения по расширению системы за счет новых органов: казначейства ответственного за исполнение федерального, регионального и местного бюджетов ; комитета прогнозирования должен обобщать информацию обоих министерств и всех ведомств, а также властей местного и регионального уровня, организаций и их профсоюзов, им планируется формирование долгосрочных прогнозов развития ; налоговой службы, фондов управления государственным имуществом участие наряду с федеральными таможенными органами в разработке разделов бюджета, соответствующих доходному компоненту.

Эволюция форм индикативного планирования в управлении Немного о развитии явления. Первая в истории форма государственного индикативного планирования - конъюнктурная, которая связывает пропорции и скорость роста экономики с усилением влияния на них бюджета государства. Перестройка структуры экономики сразу в нескольких развитых государствах по завершении первой половины двадцатого столетия обусловила острую необходимость согласования бюджета и показателей прогнозов в сфере народного хозяйства.

Индикативное и директивное планированине

1. Каковы различия между директивным и индикативным планированием? 2. Покажите роль прогнозирования в системе общегосударственного планирования. 3. Охарактеризуйте основные виды целевых комплексных программ. Каковы основные принципы организации индикативного планирования в РФ? Дайте характеристику содержания индикативного плана. В чем заключается процедура разработки индикативного плана? Задачи, определяемые при директивном планировании, обязательны к беспрекословному выполнению объектами планирования. Индикативное планирование предполагает постановку задач, имеющих рекомендательный характер и направляющих деятельность в нужное русло. По-скольку основной признак директивного планирования – это «обязательность для выполнения», то «индикативное планиро-вание» в научной и исследовательской ли-тературе интерпретируется, как противо-положное директивному. Формы ивное, т.е. обязательное, жесткое, под-лежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий