Новости где майя жили

Группа археологов во главе с Даниелой Триадан и Такеши Иномата из Университета Аризоны обнаружила в мексиканском штате Табаско древнее поселение Майя. Кроме артефактов культуры майя в затопленных пещерах эксперты обнаружили останки вымерших во время ледникового периода медведей, прото-слонов, гигантских ленивцев и даже череп, который может принадлежать ранее неизвестному виду людей.

Могущественная цивилизация индейцев майя: от рождения до заката

Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Мексике археологи нашли руины древнего города майя с дворцами, пирамидами и площадями на строительной площадке будущего промышленного парка на полуострове Юкатан, сообщает The Guardian. В данной статье речь пойдет о племени майя: где жили (на карте), чем занимались и почему исчезли.

В тени джунглей: археологи обнаружили затерянные поселения древних майя

вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Кто такие майя, где жили, история, достижения, религия, медицина, науки, письменность, архитектура, технологии, водоснабжение, календарь, цифры, искусство, предсказания, интересные факты о древнем племени загадка упадка цивилизации, индейцы майя сегодня. Из прочитанных текстов стало известно, как жили обычные люди: вся деятельность великой цивилизации 10-15 веков назад зависела от природных циклов, поэтому календарям придавали особое значение. В это время майя продвигаются на запад, вытесняя местное население, по-видимому родственное ольмекам. Археологи в Мексике обнаружили остатки древнего города майя глубоко в джунглях полуострова Юкатан. Именно там где-то 1000 году до нашей эры жили майя.

Археологи нашли уникальный артефакт майя

В это время майя продвигаются на запад, вытесняя местное население, по-видимому родственное ольмекам. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет. В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя. На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя. А что случилось с самим народом майя, и где сегодня живут потомки строителей грандиозных пирамид?

В Мексике археологи обнаружили потерянный город майя

Настенные фрески в Паленке , Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяет сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира , поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. Многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией , либо временем. Основная статья: Скульптура майя Скульптуры майя, как правило, представляют собой стелы , в основании которых находится крупный плоский камень, который часто называют алтарём , хотя его реальная функция до конца не ясна [7]. Многие стелы содержат барельефные изображения [8] , хотя по всему ареалу существования майяской цивилизации можно также встретить и обычные скульптуры [9].

Большинство скульптур относится к классическому периоду 250—900 годы н. Основная статья: Архитектура майя Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк.

Типичными для архитектуры майя были ложные своды , устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности. Основная статья: Костюм майя Основным одеянием мужчин была набедренная повязка эш ; она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой.

Существует небольшой видео очерк, показывающий реальный быт индейцев майя во всех странах Центральной Америки на сегодняшний день. Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе Мексика. Представители группы носят хлопковую одежду, украшенную традиционными сюжетами майя. Христианство оказало на представителей этой группы поверхностное влияние. Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё больше и больше майя носят современную одежду, пользуются электричеством, радио и телевидением в своих домах, а зачастую и автомобилями. Некоторые майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя.

Особая ситуация сложилась в контролируемых сапатистами деревнях в мексиканском штате Чьяпас. Эти деревни добились в недалёком прошлом автономии и самоуправления. Основная статья: Искусство майя Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода около 250 года — 900 года н. Настенные фрески в Паленке , Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяет сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира , поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. Многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией , либо временем.

Кроме того, ни один календарь майя не утверждал, что конец света наступит в 2012 году Gett Images www. Это основная причина сегодняшнего суеверия, что «майя говорили, что конец света наступит в 2012 году».

Майя, пожалуй, одна из самых продвинутых цивилизаций в истории. Они писали везде, в том числе и на построенных ими зданиях www. Майя никогда не использовали сталь или железо в своем оружии.

Изучив её, исследователи сделали вывод, что в этой местности на 1,6 кв. При столь большой плотности населения, по мнению учёных, необходима развитая инфраструктура, требующая грамотного управления, распределения воды, продуктов питания и других ресурсов.

Также по теме В немилости у природы: учёные установили вероятную причину гибели цивилизации майя Древняя цивилизация майя пришла в упадок из-за длительной засухи, накрывшей территорию Центральной Америки около 900 года н. Исследователи также отметили, что в условиях джунглей майя разработали сложные методы ведения сельского хозяйства, кардинально отличающиеся от пахотных земель европейских фермеров: искусственно созданные участки земли, окружённые каналами. Учёным также удалось рассмотреть обширную сеть дорог, общая протяжённость которых составляла 106 км. Они соединяли Тикаль с другими городами. Среди обнаруженных исследователями объектов было несколько оборонительных сооружений.

Так, на окраине ближайшего к Тикалю города Эль-Зотц археологи нашли крепость высотой более 7 м. Перед ней — глубокий ров.

21 неожиданный факт об индейцах майя, которые могут быть интересны не только историкам

МАЙЯ (Цивилизация) | Энциклопедия Кругосвет Народ майя жил (и, кстати, до сих пор живет) на территории полуострова Юкатан и некоторых штатов современной Мексики, а также областей Гондураса, Сальвадора, Белиза и Гватемалы.
15 впечатляющих руин цивилизации Майя Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика).
10 разгаданных тайн цивилизации майя, которые невероятно удивят | КТО?ЧТО?ГДЕ? Как жили майя? Какие дворцы сооружали? Как их украшали? На все эти вопросы нашла ответы в садах музея антропологии в Мехико. В одном из патио установлены сегменты оригинальных дворцов майя.
История Империи Майя. Исторический документальный фильм Майя жили в основном на территории Центральной Америки и полуострова Юкатан.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение

Майя проживали на территории юга Мексики, а также Гватемалы, Белиза и Гондураса. Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). Археологи разыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике. «Тикаль» на языке майя означает «место, где слышны голоса», ибо легенда этого народа говорила, что души бывших обитателей города, обязательно возвращаются туда, гдеони когда-то жили. А что случилось с самим народом майя, и где сегодня живут потомки строителей грандиозных пирамид?

Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении

Потомки майя остались жить в Южной Мексике и Гватемале. Благодаря современным технологиям археологи смогли обнаружить самый древний и самый большой монументальный комплекс майя из всех, когда-либо найденных ранее. Археологи разыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике, пишет ScienceAlert. Группа археологов во главе с Даниелой Триадан и Такеши Иномата из Университета Аризоны обнаружила в мексиканском штате Табаско древнее поселение Майя. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Специалисты из Национального института антропологии и истории Мексики сделали уникальное открытие в джунглях полуострова Юкатан — они обнаружили неизведанный до этого город древнего племени майя.

Древний город майя нашли на дне озера в Гватемале

Индейцы майя: где живут сейчас, как выглядят? А что случилось с самим народом майя, и где сегодня живут потомки строителей грандиозных пирамид?
Древнее поселение майя скрывалось в лесах: сотни поселков занимали 170 000 Га Это остатки «монументальных» поселений, где некогда жили земледельческие общины индейцев майя, сообщает Nature.
Потомки майя - Цивилизации - майя - Паранормальные новости Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей.
Лидары и дроны помогли обнаружить спрятанные в джунглях поселения древних майя Археологи розыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике, пишет ScienceAlert.
Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут Как в горной, так и в равнинной областях майя мальчики и молодые мужчины жили отдельно от своих родителей, в специальных мужских домах, где их обучали военному искусству и другим необходимым вещам.

В джунглях Мексики обнаружен древний город индейцев майя

Один из основных стилей архитектуры майя носит название пуук «холмистая местность» , названный так по одноименному холмогорью, которое находится на юго-западе Юкатана. Именно там археологи обнаружили самые яркие памятники, построенные в этом стиле. Его отличительной особенностью выступает многообразие украшений фасада, например, декорированные фризы с геометрическими узорами, символикой змей, хижин и божеств. Построенные в стиле пуук храмы напоминают дворцы со множеством комнат. Кроме того, он также характеризуется доминированием горизонтальных линий над вертикальными и стенами, построенными из хорошо обработанных и пригнанных камней. Археологи из Национального института антропологии и истории Мексики INAH объявили об обнаружении руин древнего города майя. Его нашли еще в 2015 году во время строительных работ близ города Мериды — столицы мексиканского штата Юкатан. Затерянный город получил название Шиол Xiol.

Потерянный город майя нашли археологи с помощью современных технологий в джунглях Мексики. Об этом 27 июня сообщает ScienceAlert. Прежде чем отправиться в экспедицию, исследователи просканировали территорию с помощью лидара. Эта технология используется для измерения расстояний.

На снимках ниже, ранее известные изображения космолетов — руки на панели управления, ноги на педалях, эргономичные кресла, система подачи кислорода: Испытывала ли древняя цивилизация майя контакт с инопланетянами? Согласно теории Древнего Астронавта, разумные внеземные существа посетили Землю в древности и вступили в контакт с человеком. Сторонники этой теории предполагают, что этот контакт повлиял на развитие человеческих культур, технологий и религий. Общий вариант этой идеи заключается в том, что божества большинства, если не всех религий, на самом деле являются инопланетянами. Их передовые технологии были ошибочно поняты первобытными людьми как доказательство их божественного статуса. На многих фото прослеживается следующий сюжет: пирамида Майя, ступени и на самой вершине находится или зависает НЛО. Многие эксперты предполагают, что древняя цивилизация майя посещалась инопланетянами. Кетцалькоатль, возможно, был галактическим гостем, который учил майя земледелию, математике, медицине и астрономии. Как еще можно объяснить календарь майя, который по сей день может точно предсказать каждое лунное затмение в течение 30 секунд?

Сам же шестидесятисемилетний Монтехо, одряхлевший и уставший, отошел от дел и ни о каких авантюрах уже не помышлял. В тех землях нет ни единой речушки, хотя есть озера; холмы там скалистые и безводные. Вся земля покрыта хилым кустарником, и она такая каменистая, что не найти ни одного квадратного фута почвы. Золота открыто не было, и вообще ничего такого, из-за чего можно было бы разбогатеть. Местные жители большей частью распутнее и коварнее, чем где бы то ни было в уже открытых землях. При этом они еще не убили ни одного христианина в честном бою, а только исподтишка. Ни разу они еще не объявили войны, и всего добиваются хитростью. После того как в 1540 году Монтехо-младший возобновил завоевание Юкатана, люди, которые за ним последовали, уже не питали никаких иллюзий относительно новых открытий. Все, на что они рассчитывали, — поработить коренное население, поселиться в укрепленных пунктах и жить за счет порабощенных. По видимости, с 1515 года, если не раньше, у испанцев появился грозный союзцик. Сами того не ведая, они развязали против коренных народов Америки настоящую биологическую войну: азиаты, многие тысячелетия назад пересекшие Берингов пролив и расселившиеся по всей Америке, совершенно лишились иммунитета против болезней, свирепствовавших в Старом Свете. Над юкатанскими майя раздался погребальный звон — на испанских каравеллах вместе с конкистадорами прибыла оспа, а вместе с корабельными крысами — чума. К 1547 году, всего за тридцать лет, население Юкатана сократилось на три четверти. Деморализованные, изнуренные, подавленные постоянным натиском испанцев и эпидемиями, майя сдались. В1542 году среди руин древнего города Тихоо испанцы основали будущую столицу Юкатана — Мериду. Дальше больше — в 1546 году Тутуль Шиу, правитель Мани самого могущественного государства того времени на северо-западе установил теплые отношения с испанцами и даже принял христианство. За ним последовали многие другие, и, даже несмотря на короткую вспышку сопротивления на востоке, к концу 1547 года вся северная часть полуострова была завоевана окончательно. Осев всерьез и надолго на завоеванных землях, испанцы — конкистадоры и просто поселяне — отнеслись к культуре порабощенных народов без всякого любопытства разве что в случае крайней административной необходимости. Куда больший интерес к искусству коренных жителей Америки неожиданно проявился за тысячи километров — в Старом Свете. Гуманисты, антиквары, схоласты и простые обыватели Европы XVI века, затаив дыхание, слушали романтические истории о покорении далеких, загадочных земель. Главную интригу создавали, конечно, многочисленные артефакты, подобные тем, что привез Монтехо. Текстиль, изделия из перьев, маски, инкрустированные бирюзой, орнаменты из золота — все это увидел и оценил Альбрехт Дюрер в 1520 году на выставке в Брюсселе. Я увидел среди них прекрасные произведения искусства, которые заставляют восхищаться утонченностью и гениальностью народов, населяющих неведомые земли». В эпоху Возрождения не только появился интерес к изучению классической античности, но и возникла мода на ее символику и артефакты. По всей Европе в парках, замках и дворцах принцев, аристократов и нуворишей поселились бесчисленные статуи Венер, Аполлонов и Гефестов. И вот нежданно-негаданно возникла Америка… Не мифология из бесконечно далеких времен, а вполне осязаемая, хотя и географически отдаленная, реальность. Теперь, на волне любопытства и моды на все необычное, среди сильных мира сего стало принято заводить нечто вроде «коллекции курьезов», или кабинета редкостей. Туда в кучу сваливали раковины, останки рептилий, камни-самоцветы, чучела экзотических животных, гигантские зубы — в общем, те предметы, которые трудно классифицировать, но которыми можно было похвастаться перед гостями. В бассейне Карибского моря в самом начале грабительского этапа в 1492-1520-е годы испанцы вели себя как грубые, алчные и жестокие пришельцы, прибывшие лишь для того, чтобы намыть золота и, превратившись в нуворишей, вернуться на родину. Считалось, что к местным жителям нужно относиться как к рабам или как к балласту. Либо они помогают намывать золото, либо мешают. Они грубые, жестокие и бесчувственные… у них нет ни ремесел, ни искусств, ни нормальных человеческих манер», — повествуется в одной из хроник. То есть, на средневековый взгляд завоевателей, это были полулюди-полуживотные, годные лишь для рабского труда; дикари, попрятавшиеся в густых лесах на задворках цивилизации. Тем не менее острая нужда в новых рабах и ресурсах гнала конкистадоров в глубь Месоамерики, где они, в конце концов, открыли для себя майя и ацтеков. К своему изумлению, здесь они столкнулись с высокоорганизованными обществами, строившими города, занимавшимися торговлей и сельским хозяйством и имевшими большинство атрибутов, характерных для настоящей государственности. Разумеется, среди конкистадоров находились люди вдумчивые, рассудительные и наблюдательные — такие, как, например, сам Кортес или Берналь Диас дель Кастильо — по сути летописец и хронист, старавшийся оставить для потомков описания всех перипетий, связанных с покорением Мексики. Оба не скрывали восхищения увиденным, особенно на первых порах. Их поразили и масштабы и развитость американской цивилизации. Многое им показалось необъяснимым и неописуемым, иногда даже не находилось слов, чтобы хоть как-то охарактеризовать увиденное. Поэтому не удивляйтесь моей манере изложения, так как я не всегда знаю, как описать все эти чудеса, которых мы раньше не видели, о которых мы ничего не слышали и о которых даже не помышляли в самых смелых мечтах», — написал Диас, впервые увидев Теночтитлан — огромный город, окруженный цепью высоких вулканов. Еще больший шок пришельцы испытали в самой столице: их не могли не поразить многочисленные дворцы, храмы, сложенные из кирпича и покрытые штукатуркой жилые дома; бесчисленные сады и каналы; рынки, где крестьяне обменивали плоды своего труда на изделия городских ремесленников. Взору испанцев открылась цивилизация, которая по блеску и масштабам не уступала европейской, а кое в чем даже превосходила. Но не только высокие стандарты развитого общества поразили непрошеных гостей. Привыкшие к средневековым жестокостям, дети немилосердной и несентиментальной эпохи, конкистадоры и на вновь открытых землях насаждали террор, а проще говоря, устроили настоящий геноцид покоренных коренных народов. Но даже они, чьи руки были по локоть в крови, содрогнулись, увидев в империи ацтеков и, в меньшей степени, на земле майя жуткие по иному не скажешь сакральные кровопускания и жертвоприношения. Берналь Диас впервые увидел эти кошмарные ритуалы, практикуемые среди майя Юкатана, еще будучи участником экспедиции Эрнандеса де Кордобы: Они приводили нас в огромные, выстроенные из блоков здания, которые были их храмами, посвященными каким-то богам. Стены этих храмов украшали изображения каких-то змей, пресмыкающихся и неких дьяволоподобных существ, видимо, их идолов. Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах. Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа. Но откуда взялись эти американские общества? Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми». Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением. Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру. Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным.

Лидары и дроны помогли обнаружить спрятанные в джунглях поселения древних майя

Руины этого древнего города расположены в пределах современного национального природного заповедника Баламку в штате Кампече. До недавнего времени эта область оставалась практически неизученной из-за плотных зарослей деревьев. Однако, благодаря использованию лазерных приборов LiDAR, установленных на самолет, исследователи смогли просканировать территорию.

Сын Монтехо, Франсиско-младший, на некоторое время захватил крупный город майя Чичен-Ицу, превратившуюся к тому времени обезлюдевший город-призрак, поглощенный джунглями. Покорение майя в этих местах стало казаться делом малоперспективным, не сулящим никаких особых материальных приобретений. Усердная и не обещавшая мгновенного обогащения работа здесь, на Юкатане, выглядела нелепой, особенно после новостей и слухов, доносившихся откуда-то с далекого юга. В южноамериканских Андах начала свою фантастическую эпопею команда Франсиско Писсаро. Любопытно, что первый контакт с инками произошел так же, как и с майя: люди Писсаро перехватили торговый плотик, дрейфовавший неподалеку от того побережья, где сейчас находится Эквадор. К изумлению испанцев, плотик был нагружен драгоценными металлами. Стало ясно, что империя инков куда как богаче, чем империя ацтеков, и вскоре люди Монтехо ринулись на поиски Эльдорадо. К 1535 году на Юкатане не осталось ни одного испанца.

Сам же шестидесятисемилетний Монтехо, одряхлевший и уставший, отошел от дел и ни о каких авантюрах уже не помышлял. В тех землях нет ни единой речушки, хотя есть озера; холмы там скалистые и безводные. Вся земля покрыта хилым кустарником, и она такая каменистая, что не найти ни одного квадратного фута почвы. Золота открыто не было, и вообще ничего такого, из-за чего можно было бы разбогатеть. Местные жители большей частью распутнее и коварнее, чем где бы то ни было в уже открытых землях. При этом они еще не убили ни одного христианина в честном бою, а только исподтишка. Ни разу они еще не объявили войны, и всего добиваются хитростью. После того как в 1540 году Монтехо-младший возобновил завоевание Юкатана, люди, которые за ним последовали, уже не питали никаких иллюзий относительно новых открытий. Все, на что они рассчитывали, — поработить коренное население, поселиться в укрепленных пунктах и жить за счет порабощенных. По видимости, с 1515 года, если не раньше, у испанцев появился грозный союзцик.

Сами того не ведая, они развязали против коренных народов Америки настоящую биологическую войну: азиаты, многие тысячелетия назад пересекшие Берингов пролив и расселившиеся по всей Америке, совершенно лишились иммунитета против болезней, свирепствовавших в Старом Свете. Над юкатанскими майя раздался погребальный звон — на испанских каравеллах вместе с конкистадорами прибыла оспа, а вместе с корабельными крысами — чума. К 1547 году, всего за тридцать лет, население Юкатана сократилось на три четверти. Деморализованные, изнуренные, подавленные постоянным натиском испанцев и эпидемиями, майя сдались. В1542 году среди руин древнего города Тихоо испанцы основали будущую столицу Юкатана — Мериду. Дальше больше — в 1546 году Тутуль Шиу, правитель Мани самого могущественного государства того времени на северо-западе установил теплые отношения с испанцами и даже принял христианство. За ним последовали многие другие, и, даже несмотря на короткую вспышку сопротивления на востоке, к концу 1547 года вся северная часть полуострова была завоевана окончательно. Осев всерьез и надолго на завоеванных землях, испанцы — конкистадоры и просто поселяне — отнеслись к культуре порабощенных народов без всякого любопытства разве что в случае крайней административной необходимости. Куда больший интерес к искусству коренных жителей Америки неожиданно проявился за тысячи километров — в Старом Свете. Гуманисты, антиквары, схоласты и простые обыватели Европы XVI века, затаив дыхание, слушали романтические истории о покорении далеких, загадочных земель.

Главную интригу создавали, конечно, многочисленные артефакты, подобные тем, что привез Монтехо. Текстиль, изделия из перьев, маски, инкрустированные бирюзой, орнаменты из золота — все это увидел и оценил Альбрехт Дюрер в 1520 году на выставке в Брюсселе. Я увидел среди них прекрасные произведения искусства, которые заставляют восхищаться утонченностью и гениальностью народов, населяющих неведомые земли». В эпоху Возрождения не только появился интерес к изучению классической античности, но и возникла мода на ее символику и артефакты. По всей Европе в парках, замках и дворцах принцев, аристократов и нуворишей поселились бесчисленные статуи Венер, Аполлонов и Гефестов. И вот нежданно-негаданно возникла Америка… Не мифология из бесконечно далеких времен, а вполне осязаемая, хотя и географически отдаленная, реальность. Теперь, на волне любопытства и моды на все необычное, среди сильных мира сего стало принято заводить нечто вроде «коллекции курьезов», или кабинета редкостей. Туда в кучу сваливали раковины, останки рептилий, камни-самоцветы, чучела экзотических животных, гигантские зубы — в общем, те предметы, которые трудно классифицировать, но которыми можно было похвастаться перед гостями. В бассейне Карибского моря в самом начале грабительского этапа в 1492-1520-е годы испанцы вели себя как грубые, алчные и жестокие пришельцы, прибывшие лишь для того, чтобы намыть золота и, превратившись в нуворишей, вернуться на родину. Считалось, что к местным жителям нужно относиться как к рабам или как к балласту.

Либо они помогают намывать золото, либо мешают. Они грубые, жестокие и бесчувственные… у них нет ни ремесел, ни искусств, ни нормальных человеческих манер», — повествуется в одной из хроник. То есть, на средневековый взгляд завоевателей, это были полулюди-полуживотные, годные лишь для рабского труда; дикари, попрятавшиеся в густых лесах на задворках цивилизации. Тем не менее острая нужда в новых рабах и ресурсах гнала конкистадоров в глубь Месоамерики, где они, в конце концов, открыли для себя майя и ацтеков. К своему изумлению, здесь они столкнулись с высокоорганизованными обществами, строившими города, занимавшимися торговлей и сельским хозяйством и имевшими большинство атрибутов, характерных для настоящей государственности. Разумеется, среди конкистадоров находились люди вдумчивые, рассудительные и наблюдательные — такие, как, например, сам Кортес или Берналь Диас дель Кастильо — по сути летописец и хронист, старавшийся оставить для потомков описания всех перипетий, связанных с покорением Мексики. Оба не скрывали восхищения увиденным, особенно на первых порах. Их поразили и масштабы и развитость американской цивилизации. Многое им показалось необъяснимым и неописуемым, иногда даже не находилось слов, чтобы хоть как-то охарактеризовать увиденное. Поэтому не удивляйтесь моей манере изложения, так как я не всегда знаю, как описать все эти чудеса, которых мы раньше не видели, о которых мы ничего не слышали и о которых даже не помышляли в самых смелых мечтах», — написал Диас, впервые увидев Теночтитлан — огромный город, окруженный цепью высоких вулканов.

Еще больший шок пришельцы испытали в самой столице: их не могли не поразить многочисленные дворцы, храмы, сложенные из кирпича и покрытые штукатуркой жилые дома; бесчисленные сады и каналы; рынки, где крестьяне обменивали плоды своего труда на изделия городских ремесленников. Взору испанцев открылась цивилизация, которая по блеску и масштабам не уступала европейской, а кое в чем даже превосходила. Но не только высокие стандарты развитого общества поразили непрошеных гостей. Привыкшие к средневековым жестокостям, дети немилосердной и несентиментальной эпохи, конкистадоры и на вновь открытых землях насаждали террор, а проще говоря, устроили настоящий геноцид покоренных коренных народов. Но даже они, чьи руки были по локоть в крови, содрогнулись, увидев в империи ацтеков и, в меньшей степени, на земле майя жуткие по иному не скажешь сакральные кровопускания и жертвоприношения. Берналь Диас впервые увидел эти кошмарные ритуалы, практикуемые среди майя Юкатана, еще будучи участником экспедиции Эрнандеса де Кордобы: Они приводили нас в огромные, выстроенные из блоков здания, которые были их храмами, посвященными каким-то богам. Стены этих храмов украшали изображения каких-то змей, пресмыкающихся и неких дьяволоподобных существ, видимо, их идолов. Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах. Как же объяснялись все эти жестокие традиции?

Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа. Но откуда взялись эти американские общества? Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми». Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением. Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы.

Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру. Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны.

Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда.

Когда зародилась цивилизация Историки до сих пор спорят о том, когда именно зародилась цивилизация майя. Но известно точно, что эти народы проживают на Юкатане более сорока веков.

Наиболее ранние археологические находки культуры датированы вторым тысячелетием до нашей эры. Считается, что майяская цивилизация появилась в промежутке от 7000 до 2000 годов до нашей эры, когда охотники и собиратели начали создавать поселения. Майянская цивилизация зародилась между 7000 и 2000 годами до нашей эры.

Кроме этого они выращивали бобы, кабачки и другие овощи. Постепенно племена начали возводить города, совершенствовать их, придумали системы очистки воды, развивали военное искусство и не только. Как погибла загадочная цивилизация Быстрое сокращение населения началось еще в девятом веке, а к середине десятого майя перестали строить сооружения из камня.

Жители начали покидать города, а придуманные ими системы водоснабжения — приходить в упадок. Запустение их поселений происходило с 810 по 1050 годы. Например, Тикаль опустел в 950 году.

И хотя племена долгое время считали безобидными, мирно существовавшими земледельцами, позже историки пришли к выводу, что это мнение — ошибочное. Население постоянно враждовало друг с другом и своими соседями. Когда зародилась цивилизация Историки до сих пор спорят о том, когда именно зародилась цивилизация майя. Но известно точно, что эти народы проживают на Юкатане более сорока веков.

Наиболее ранние археологические находки культуры датированы вторым тысячелетием до нашей эры. Считается, что майяская цивилизация появилась в промежутке от 7000 до 2000 годов до нашей эры, когда охотники и собиратели начали создавать поселения. Майянская цивилизация зародилась между 7000 и 2000 годами до нашей эры. Кроме этого они выращивали бобы, кабачки и другие овощи.

Постепенно племена начали возводить города, совершенствовать их, придумали системы очистки воды, развивали военное искусство и не только. Как погибла загадочная цивилизация Быстрое сокращение населения началось еще в девятом веке, а к середине десятого майя перестали строить сооружения из камня. Жители начали покидать города, а придуманные ими системы водоснабжения — приходить в упадок.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий