Новости битва на реке сити юрий всеволодович

Тайна битвы на реке СитьТайна Ситской битвы существует до сих пор, как в причинах внезапного скрытного окружения войск князя Юрия на протяжении почти всего течения Сити (более 100 километров), так и в средствах и неразгаданных путях темника Бурундая. Юрий Всеволодович искупил свою беспечность, сложив голову на поле боя. Битва на реки Сити, ее предпосылки, подготовка и ход битвы, а также главные итоги сражения. Великий князь Юрий Всеволодович отсутствовал во Владимире, так как начал новый сбор войск на реке Сити.

Битва на реке Сить

Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. После гибели великого князя Юрия великокняжеский престол занял его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович, под прямым контролем которого оказались Владимирское княжество и Переяславль-Залесское княжество. Войско Бурундая оказалось ослабленным после битвы - «великую язву понесли, пало и их немалое множество». Связанные статьи.

Не выдержав нападения, русские полки «побегоша пред иноплеменники». Преследовавшие русских воинов конные татары были беспощадны: «Убиен быс великии князь Юрий Всеволодич на рице на Сити и вой его мнози погибоша». Более подробно в русских летописях битва не отражена [3]. Восточные источники более лаконичны. Хронист описывает Коломенскую битву , где ранее участвовало владимирское войско бой с « эмиром Урманом » , как самую значительную за нашествие. Археологические изыскания и исследования Править Дореволюционные исследования курганов в Ярославской области проводились с середины XIX века, но несмотря на значительные успехи археологического изучения Ярославского края, в этот период были найдены только 2 наконечника типичных татаро-монгольских стрел, датируемых не ранее начала XV века [5]. В советской историографии события, связанные с битвой великокняжеских владимирских войск с Батыем на Сити, не были предметом специального исследований, этим вопросом занимались в большинстве случаев краеведы. Лишь в 1932—1933 годах была совершена исследовательская экспедиция в составе Средневолжской археологической экспедиции АИМК под руководством П. Третьякова, обследовавшая курганы на Сити. Учёные пытались восстановить детали сражения, используя археологические исследования: уточнить место расположения войск и ход боя; проверить сведения, содержащиеся в летописях; соотнести археологические находки и топонимику местности. Несмотря на то, что перед историками были одни и те же свидетельства или их отсутствие , результаты исследований трактовались по-разному. Восстановить события на реке Сить впервые пытался русский историк М. Приехав на предполагаемое место битвы в 1848 году, он обследовал курганы, в которых, по его мнению, могли находиться останки воинов. На основании расспросов старожилов и обследования курганных групп учёный назвал в качестве места битвы великокняжеских полков с монголо-татарами окрестности село Боженки [6] [7] [8] в верховьях Сити Кашинский уезд, на границе Ярославской и Тверской губерний [9]. Преображенский , обследовавший курганы Сити в 1853 году возле села Покровского, публикует данные о невысоких насыпях, соединённых между собой земляным валом. По свидетельствам местных жителей, они находили в этом месте «человеческие кости и старинное оружие». Учёный счёл насыпи остатками военных укреплений [10]. Никольский обследовал окрестности сражения в 1859 году. Он описал могильные насыпи и различного рода земляные укрепления на берегах Сити от устья до середины реки. Учёный также опрашивал старожилов и по их рассказам отмечал, что возле села Покровского ему показывали «земляные городки» и «по местному преданию», там был «убит великий князь Юрий Всеволодович» [11]. Троицкий полагал, что место битвы при Сити — это Кашинский уезд Тверской губернии. Историк считал, что битва проходила в районе селения Могилицы и простиралась до сёл Красное и Боженки в Тверской губернии [12]. По его мнению, сражение «занимало большое пространство около реки Сити; даже и ныне в некоторых местах, например, около села Новаго, находят кресты и остатки бранных орудий; находят их и около сел Байловского, Семеновского и Покровского» [11]. Подробное описание курганов на берегах Сити составил Николай Павлович Сабанеев, в 1864 бывший председателем «Общества исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении». Он руководил раскопками 24 курганов и считал остатками городища группу из 9 курганов на левом берегу к северо-востоку от села Покровского. Исследователь также отмечал, что были найдены останки в курганах под деревнями Игнатово и Мерзлеево, на которых «очень ясно видны следы холодного оружия: у некоторых кости перерублены, у других черепа несут ясные следы сильных проломов и разсеков, и, наконец, у третьих между ребрами находили перержавевшие лезвия небольших железных ножей» [11].

Стратегически замысел лагеря на Сити был неплох. Великий князь сумел собрать значительное количество войск, которые в противном случае были бы уничтожены монголами по частям в своих городах. Неизвестность места сбора заставила завоевателей распылить свои силы. Бурундай сильно рисковал, выдвигаясь с одним туменом против численно равной ему русской рати, находившейся в укрепленном лагере, да еще в незнакомой и труднодоступной местности. Юрий Всеволодович получил хороший шанс разгромить одну из частей монгольской армии. Как бы много могла дать Руси эта победа! Но этот шанс был упущен из-за слабой в военном отношении организации русских, не сумевших как следует организовать охрану собственного лагеря. Смелость и решительность монгольского командующего обеспечили его войскам тактическую внезапность и определили исход сражения. Русское сторожевое охранение не смогло не только вовремя обнаружить приближение врага, но и предупредить главные силы.

Услышав же это, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком, и Всеволодом, и Владимиром, и с мужьями своими, пошли против поганых, и сошлись те и другие, и была сеча злая, и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные и повели в станы свои. Зло же это произошло месяца марта в 4 день, на память святых мучеников Павла и Ульяны. И тут убит был князь великий Юрий, на Сити на реке, и дружины его много убили. Блаженный же епископ Кирилл взял князя мертвого, идя из Белоозера, и принес его в Ростов, и, пев над ним обычные песни с игуменами и с клирошанами, и с попами, со многими слезами вложили его в гроб у Святой Богородицы. А Василька Константиновича вели с многой нуждой до Шернского леса и, когда стали станом, принуждали его много проклятые безбожные татары к обычаю поганскому, быть в их воле и воевать с ними.

СИ́ТСКАЯ БИ́ТВА 1238

Юрий Всеволодович искупил свою беспечность, сложив голову на поле боя. Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Восточную Русь в 1237-1238 годах. Юрий Всеволодович искупил свою беспечность, сложив голову на поле боя. Официальной датой битвы на реке Сить принято считать 4 марта 1238 года. но некоторые исследователи ставят под сомнение эту дату и утверждают, что она состоялось 1 марта.

Где была битва на реке Сить?

Не наша ли рука, схватив, предала его смерти? Мало того что в событиях принимает активное участие давно умерший Кир Михайлович, а князь Всеволод лично рассказывает отцу о разгроме под Коломной: «Когда Всеволод был побежден, рассказал он отцу своему о происшедшей битве с напавшими на его землю и города», — там есть и более серьезные ляпы. Если следовать сообщению летописи буквально, то оказывается, что князь Георгий и рать-то собирал не на Сити, а в некоем «городе», на который Бурундай напал внезапно. Можно с уверенностью утверждать, что никаких городов на пустынных берегах Сити никогда не было, как нет их и по сей день, и что имел в виду автор, сказать затруднительно. Скорее всего, о событиях в Северо-Восточной Руси им было рассказано по принципу — слышу звон, а не знаю, где он, и та каша, которая была у летописца в голове по поводу событий в далеких от него землях, в итоге выплеснулась на страницы летописи. Поэтому к этим известиям надо относиться очень осторожно, хотя надо отметить, что, когда дело касается южных и юго-западных земель, автор демонстрирует отличное знание темы и прекрасно владеет материалом. Никаких сведений об этом в летописях нет, и поэтому единственное, из чего мы можем сделать хоть какие-то выводы, это являются розыски местных краеведов и народные предания.

Длина реки составляет 159 км, а исток Сити находится на северо-востоке Тверской области, в районе села Сабурово, ее же среднее и нижнее течение — в Ярославском регионе. Протекает река по равнинной, малонаселенной местности — места там глухие, заросшие густыми дремучими лесами, ни вправо, ни влево с дороги не свернуть, поскольку сразу же увязнешь в трясинах и болотах, которых вокруг видимо-невидимо. Историки и краеведы до сих пор спорят о точном месте побоища, некоторые высказывают версию о том, что кровопролитные бои шли на всем протяжении реки. Чаще всего упоминается деревня Божонка на границе Тверской и Ярославской областей, а также деревни Станилово, Юрьевское, Лопатино и Игнатово Некоузского района, села Сить-Покровское и Семеновское Брейтовского района Ярославской области. Из этого следует, что места, где происходили сражения полков Георгия Всеволодовича с туменами Бурундая, были разбросаны на добрую сотню километров вдоль реки, поскольку войска великого князя располагались по различным селам и деревням и, скорее всего, сражались порознь. Суздальский Кремль.

Рождественский собор построен в 1222 г. Фото автора И вот что в итоге получается — одна группа краеведов и ученых считает, что главная битва произошла в среднем течении Сити, в районе деревень Станилово, Игнатово, Рубцово, Юрьевское и Лопатино — некоторые из этих населенных пунктов уже заброшены. Археологи и местные жители часто находили там, в земле, свидетельства яростных боев — черепа и кости павших воинов, на которых остались следы страшных ранений, ржавые фрагменты панцирей, кольчуг и шлемов, поломанные клинки, наконечники копий и стрел. Да и сами названия сел свидетельствуют о той грозной поре, когда над Русью взлетел монгольский аркан, сохраняя в своих названиях дела давно минувших и страшных дней. Станилово — это где находился главный стан Великого князя, Красное — потому что лед на реке в этом месте после битвы был красный от крови, Рубцово — где рубились русские с монголами, а там, где Юрьевское, погиб князь Георгий Юрий. Место гибели Великого князя жители окрестных деревень укажут довольно точно — на левом берегу Сити, где сейчас стоит деревянная часовня и где раньше находилась древняя каменная надгробная плита Георгия Всеволодовича.

А рядом, там, где теперь на берегах Сити высятся сосны, по местным преданиям и легендам, раньше находились курганы воинов великого князя, погибших здесь в страшной сече в начале марта 1238 года. Недалеко от деревни Лопатино стоит белокаменная стела с металлическим барельефом, высотой в 12 метров, которую открыли в 1980 г. На барельефе изображен князь Георгий, ведущий в бой свои дружины, а также выбита надпись из Лаврентьевского летописного свода, повествующая о трагедии, которая разыгралась на этих берегах. Вот какое описание этого места сделал А. Бобров: «Памятная стела возле села Лопатино — бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу. А еще сквозь зияющие проемы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского.

Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя. Здесь испокон веков существовал его культ. Юрьев день справлялся особенно широко. Все пожилые мужчины, местные уроженцы, родившиеся зимой, носили имя Георгий, Юрий, Егор. Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например. Народная память о далеких событиях жила».

Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было! И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу. Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал. По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка». Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам.

Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в. Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г. Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А.

Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников. В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г. Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости.

Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика.

Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием». Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В. Попкова там была открыта мемориальная стела. На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время. Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол.

И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка.

Это был конец жизни города, на прежнем месте его уже не будет, то, что мы сегодня зовем Рязанью, — город Переяславль-Рязанский, в 60-ти километрах выше по течению реки Оки. И такое бесчинство не было случайностью, так монголы воевали всегда, и точно так же один за другим гибли в огне, слезах и крови прочие русские города: Коломна, Москва, Владимир… Великий князь Юрий, которого рязанцы успели попросить о помощи, увы, сильно замедлил и послал ее тогда, когда города уже не существовало. Этот отряд, соединившись с войском князя Романа Ингваревича, одного из рязанских князей, очевидно, посланного князем Юрием Рязанским на встречу ожидаемой и не поспевшей подмоге, отошел к Коломне и встретил монголов там. Сражение было едва ли самым крупным из всех, что были до сих пор с татарами, но исход его был страшен.

Коломна пала, и лишь некоторой части русского войска удалось отступить к Москве. В Москве в то время был младший сын великого князя, Владимир Юрьевич. Но и Москва продержалась в осаде лишь пять дней, после чего враги ворвались в город, сожгли храмы, монастыри, дома, людей… Князя Владимира взяли в плен; но это только отсрочило ненамного его гибель, он нужен был татарам, поскольку впереди был город его отца, Юрия Всеволодовича. Путь до Владимира был недолгий и торный; но великого князя захватчики там не застали, он, слезно простившись с семьей и близкими, оставил их в надежных, как ему казалось, Владимирских стенах и, поручив город сыновьям Всеволоду и Мстиславу и воеводе Петру, с небольшой дружиной поспешил к северным окраинам княжества, надеясь соединиться с племянниками, князьями Василько Ростовским, Всеволодом Ярославским и Владимиром Угличским, и за Волгой, у реки Сить, притока Мологи, дождаться братьев, Ярослава и Святослава Всеволодовичей. Племянники действительно присоединились к князю Юрию, и вместе они дошли до Сити.

Спустя какое-то время к ним подошел и князь Святослав; князя Ярослава так и не дождались. Взятие Владимира монголами. Миниатюра из русской летописи А монголы подошли к Владимиру. Он действительно был довольно хорошо укреплен, но завоевателей, покоривших до того Китай и владевших его техниками осады и ведения боя, это остановило ненадолго. Подойдя ближе к городу, они показали осажденным еще живого, но страшно изможденного князя Владимира; братья, Всеволод и Мстислав Юрьевичи, и горожане, увидев его, заплакали.

Но биться решили насмерть. Несколько дней длилась осада, и враги успели захватить и уничтожить несколько близлежащих городов. Настала очередь и града Владимира; его взяли приступом. Многие жители, в том числе и великокняжеская семья — жена князя Юрия великая княгиня Агафья, ее дочь, жены молодых князей с маленькими детьми — укрылись в Успенском соборе, и многие из них приняли постриг от Владимирского владыки Митрофана. Но ворвавшиеся в город монголы подожгли собор, и тех, кто не погиб в дыму, добили мечами… Стольный град Владимир был разорен.

Но оставался еще сам правитель страны, Юрий Всеволодович; на него началась охота. Великий князь тем временем пытался собрать еще какие-то силы для отпора врагу, надеялся, не зная, что семьи его и города больше нет. Страшная весть достигла его лишь почти через месяц, в конце февраля; трудно представить, что пережил он, великий князь и любящий супруг и отец, в этот момент. Но эта мука была недолгой: через несколько дней погиб и он сам. Мы даже не до конца знаем, как он был убит.

По одним свидетельствам, ему отсек голову вражеский воин во время страшной битвы на р. Сити, по другим — он был взят после сражения в плен и там обезглавлен… Тело его нашел епископ Ростовский Кирилл и предал погребению.

Не выдержав нападения, русские полки «побегоша пред иноплеменники». Преследовавшие русских воинов конные татары были беспощадны: «Убиен быс великии князь Юрий Всеволодич на рице на Сити и вой его мнози погибоша». Более подробно в русских летописях битва не отражена [3]. Восточные источники более лаконичны. Хронист описывает Коломенскую битву , где ранее участвовало владимирское войско бой с « эмиром Урманом » , как самую значительную за нашествие. Археологические изыскания и исследования Править Дореволюционные исследования курганов в Ярославской области проводились с середины XIX века, но несмотря на значительные успехи археологического изучения Ярославского края, в этот период были найдены только 2 наконечника типичных татаро-монгольских стрел, датируемых не ранее начала XV века [5]. В советской историографии события, связанные с битвой великокняжеских владимирских войск с Батыем на Сити, не были предметом специального исследований, этим вопросом занимались в большинстве случаев краеведы. Лишь в 1932—1933 годах была совершена исследовательская экспедиция в составе Средневолжской археологической экспедиции АИМК под руководством П.

Третьякова, обследовавшая курганы на Сити. Учёные пытались восстановить детали сражения, используя археологические исследования: уточнить место расположения войск и ход боя; проверить сведения, содержащиеся в летописях; соотнести археологические находки и топонимику местности. Несмотря на то, что перед историками были одни и те же свидетельства или их отсутствие , результаты исследований трактовались по-разному. Восстановить события на реке Сить впервые пытался русский историк М. Приехав на предполагаемое место битвы в 1848 году, он обследовал курганы, в которых, по его мнению, могли находиться останки воинов. На основании расспросов старожилов и обследования курганных групп учёный назвал в качестве места битвы великокняжеских полков с монголо-татарами окрестности село Боженки [6] [7] [8] в верховьях Сити Кашинский уезд, на границе Ярославской и Тверской губерний [9]. Преображенский , обследовавший курганы Сити в 1853 году возле села Покровского, публикует данные о невысоких насыпях, соединённых между собой земляным валом. По свидетельствам местных жителей, они находили в этом месте «человеческие кости и старинное оружие». Учёный счёл насыпи остатками военных укреплений [10]. Никольский обследовал окрестности сражения в 1859 году.

Он описал могильные насыпи и различного рода земляные укрепления на берегах Сити от устья до середины реки. Учёный также опрашивал старожилов и по их рассказам отмечал, что возле села Покровского ему показывали «земляные городки» и «по местному преданию», там был «убит великий князь Юрий Всеволодович» [11]. Троицкий полагал, что место битвы при Сити — это Кашинский уезд Тверской губернии. Историк считал, что битва проходила в районе селения Могилицы и простиралась до сёл Красное и Боженки в Тверской губернии [12]. По его мнению, сражение «занимало большое пространство около реки Сити; даже и ныне в некоторых местах, например, около села Новаго, находят кресты и остатки бранных орудий; находят их и около сел Байловского, Семеновского и Покровского» [11]. Подробное описание курганов на берегах Сити составил Николай Павлович Сабанеев, в 1864 бывший председателем «Общества исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении». Он руководил раскопками 24 курганов и считал остатками городища группу из 9 курганов на левом берегу к северо-востоку от села Покровского. Исследователь также отмечал, что были найдены останки в курганах под деревнями Игнатово и Мерзлеево, на которых «очень ясно видны следы холодного оружия: у некоторых кости перерублены, у других черепа несут ясные следы сильных проломов и разсеков, и, наконец, у третьих между ребрами находили перержавевшие лезвия небольших железных ножей» [11].

Для созыва ополчения требовалось решение веча, скептически смотревшего на дальние походы, прямая выгода от которых была неочевидной. Фактически Ярослав мог располагать только собственными дружинниками. Но прибыть на помощь уже не успевал. Даже если он получил тревожные известия в ноябре, то сначала такое предположение напрашивается само собой он должен был направиться в Новгород, в надежде собрать ополчение, а уж потом повернуть к Владимиру. Зимний путь от Киева до Новгорода мог длиться до трех месяцев, то есть в лучшем случае к концу февраля 1238 г. Ярослав прибыл на север. Здесь его должны были застать известия о падении Владимира, а также о подходе монголов к Торжку. Смог ли князь убедить новгородцев в необходимости активных наступательных действий, или впечатление от поражений под Рязанью и Коломной не позволило ему этого сделать — источники умалчивают. Известно только, что с этой стороны помощи Суздальскому князю не последовало.

О том, который не пришел - Ярослав Всеволодович и битва на Сити

Голова приросла обратно: что поразило учёных, вскрывших гробницу великого князя Юрия Всеволодовича 4 марта 1238 г. к северу от Владимира на реке Сити часть войска Батыя во главе с темником Бурундаем неожиданно встретила войско князя Юрия Всеволодовича.
Домен припаркован в Timeweb Можно попытаться оценить силы, которые были собраны Юрием Всеволодовичем в лагере на реке Сить.
Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича Официальной датой битвы на реке Сить принято считать 4 марта 1238 года. но некоторые исследователи ставят под сомнение эту дату и утверждают, что она состоялось 1 марта.
Битва на реке Сити — Википедия с видео // WIKI 2 Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя.

Ситская битва (4 марта 1238 г.)

Северо-западная Русь была спасена от грабежа, пожарищ и разорения. Поражение в битве на Сити послужило отправной точкой к долгому и сложному объединению Руси перед лицом мощного завоевателя. Светлой памяти предков В среде исследователей Ситской битвы до сих пор не утихают дискуссии о месте протяженность р. Сить по Тверской и Ярославской областям 159 километров , дате, ходе и передвижении сил в кровопролитном сражении 1238 года.

Очевидно, что на некоторые вопросы уже не найти ответов. Очевидно и другое: на берегах реки Сить в марте 1238 года русские ратники мужественно и отважно сражались с превосходящими силами противника, что память о том сражении жива в народе, передаваясь из поколения в поколение. В Сонковском районе Тверской области память о предках, героически сражавшихся с монгольскими захватчиками, бережно хранят: стела в виде стены, установленная в 1972 году по инициативе учителя Виктора Попкова у селения Божонка , могучий курган над кладбищем и полуразрушенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1858 года постройки.

Оно чем-то напоминало битву при Калке — монголы по очереди били разрозненные русские отряды, едва успевшие взять в руки оружие. В результате сражение фактически превратилось в побоище, где русские ратники дорого продавали свою жизнь, не надеясь на победу.

Юрий Всеволодович искупил свою беспечность, сложив голову на поле боя. Вместе с ним погибли и русские дружины, с таким трудом собранные со всего княжества. Вместе с тем победа Бурундая не была лёгкой — значительная часть его войска полегла под русскими мечами.

Битва на реке Сити стала последним крупным сражением русских дружин с монголами в годину их нашествия в 1237 — 1241гг. Стоит отметить, что Южная Русь досталась Бату- хану гораздо легче — в отличие от рязанских и владимирских князей, черниговские, киевские и переяславские Рюриковичи предпочли сражаться за стенами городов, а не в чистом поле. Впрочем, монголы просчитались, думая, что навсегда покорили Русь — она воскресла в XIV веке под эгидой московских князей и отомстила вековому врагу за сожжённые города и погибших людей.

Заглавное фото: битва на реке Сити на миниатюре из жития Ефросиньи Суздальской.

Иное известие о киевских делах 1236 — 1238 гг. Сравнение с сообщением Татищева, согласно которому Ярослав, предварительно разорив черниговские земли, мирно, по договору, отдал Киев , добавляет недоумения касательно записи в ИЛ — в ней нет ни срока великокняжения Ярослава в Киеве, ни даже объяснения, каким образом стороны мирно разошлись после боевых действий. Исследователи феодальной войны первой трети XIII в. Кроме того, текст ИЛ, относящийся к событиям после 1205 г. Таким образом осенью 1237 г. Ярослав, судя по всему, находился еще в Киеве. Здесь он прокняжил немногим более полугода.

Сложно сказать, насколько киевляне были готовы отправиться на далекий северо-восток поддерживать брата своего новоиспеченного сюзерена. Да и особенных сил у них уже не было — слишком беспокойным было предыдущее десятилетие.

Зимой 1237 — 1238 годов на Древнюю Русь обрушилось страшное нашествие кочевых племён, известных в истории под названием монголо-татар. Орда под руководством внука Чингисхана хана Батыя числом примерно в 150 тысяч воинов железной метлой прошлась по Руси, уничтожая буквально всё живое на своём пути. Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что на Руси не было государственного единства — былая Киевская Русь уже давно распалась на удельные княжества, которые враждовали между собой. Поэтому каждое княжество встречало врага в одиночку и погибало также в одиночку… И была сеча зла Первым делом в декабре 1237 года Батыева орда разгромила Рязань, вырезав её жителей почти поголовно. Фактически древняя Рязань прекратила своё существование — нынешний город находится совсем в другом месте. Потом кочевники пришли на земли Владимиро-Суздальского княжества, самого сильного на тот момент государства расколотой Руси. Царствовавший во Владимире князь Юрий Всеволодович оставил город и поспешил на север, дабы собрать нужное для отпора страшному врагу войско.

Князя потом будут упрекать в недальновидности и трусости — мол, бросил стольный град вместе со своей семьёй и чуть ли не трусливо сбежал. Но на самом деле князь поступил разумно, согласно той военной тактике. Он очень понадеялся на мощные укрепления города и на свою дружину, которые в теории могли сковать силы врага на длительное время. А за это время Юрий рассчитывал набрать сильное войско из подчинённых северных княжеств и ударить татарам в тыл. Одного не учёл князь — монголы времени давать ему не собирались. Пользуясь многократным численным преимуществом, они беспрерывно штурмовали стены Владимира и буквально за несколько дней измотали его защитников. А потом — 7 февраля 1238 года — одним решительным натиском ворвались в город и устроили такую же дикую резню, как и в Рязани. Последние жители и защитники города заперлись в соборной церкви Пресвятой Богородицы.

Ситская битва

Это проясняет то, как монголам удалось разбить сильно растянувшийся отряд. Но почему этот отряд не узнал об их приближении? Со стороны монголов в битве не участвовали главные силы. Батый отправил отряд для этого сражения. Князь Юрий ошибся, предполагая, что все силы противника находятся у Твери и Торжка. Наверное, эта ошибка тоже была причиной того, что русские войска удалось застать врасплох. Основные же причины состояли в том, что монгольские войска использовали непривычную для себя тактику: они незаметно подобрались к русским. Монголы не стали жечь города, резать и грабить в них людей, уводить пленных.

Они пробирались тихо, тщательно проводили разведывательные мероприятия и убивали любого, кто мог донести об их приближении Юрию. Каково значение Куликовской битвы: емко и кратко о ее ходе и результате Итоги и последствия Русское войско было окружено, загнано на реку и разбито. Кто-то попал в плен, а часть войск провалилась под лед. Был убит и князь Юрий. Погибший был обезглавлен и его голову отправили как подарок Батыю. Для Руси поражение на реке Сити оказалось решающим. Именно из-за него монголам удалось подчинить русское государство.

Страна оказалось данником монголов. После смерти Юрия, престол перешел к его брату Ярославу Всеволодовичу — князю переяславскому. Но и для противника не все было радужно. Следует отметить, что соотношение сил было неравным. Монголы превосходили в численности. Батый отправил на сражение примерно 40 тыс. Погибли почти все.

Монгольский полководец начинал осознавать, что чем больше становится завоеванных городов на их счету, тем больше они теряют свои собственные силы. Плюс большую роль играла усталость воинов. В походах приходилось спать под открытым небом на сырой земле.

Димитрий Угличский. Парное изображение этих святых располагается и на верхнем поле киотной рамы: здесь Георгий Всеволодович представлен без доспехов, с поднятыми руками, продетыми в рукава шубы, в повороте к изображенному фронтально св. Сочетание изображений 2 святых может быть объяснено текстом описания погребений владимирского Успенского собора в сборнике XVII в. Иосифа патриарха...

История кафедр. Успенского собора в губ. Владимир, 1905. Вероятно, идея уподобления владимирского блгв. Их изображения соседствуют и в росписи юго-зап. Иконописный подлинник. XIX в.

Подлинник иконописный. Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г. Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей» Фартусов. Руководство к писанию икон. Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками. Такие произведения появились уже в сер. XX вв.

Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. XIX ст. Владимир, 1906. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св. Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895.

На шитой хоругви сер. Георгий Всеволодович и блгв. Успенского жен. Эта особенность, которая часто встречается в изображениях св. Молитвенный жест святого на этой иконе - воздетая правая рука в отличие от позы блгв. Александра Невского , возможно, соотнесен с описанием его мощей содержится в Степенной книге и разных вариантах жития , где указано, что Георгий Всеволодович лежит в гробу с поднятой десницей: «Еще же и страстотерпческая его честная рука воздета выспрь в молении к Богу, показующу его теплую веру и страдалческия подвиги» Путь к граду Китежу. В этот период получили распространение произведения, в которых объединены не только изображения всех св.

Авраамия Болгарского, а также некоторых других святых. Авраамий Болгарский Георгиевский В. Флорищева пустынь: Ист. Вязники, 1896. Изображение Георгия Всеволодовича было включено в роспись заложенной после 1724 г. Авраамий Болгарский и свт. Максим, митр.

Киевский ПЭ. Редкий пример более свободной композиции, включающей фигуры всех владимирских князей и мч. Авраамия Болгарского, - образ «Блгв. Афанасьева из собрания Н. Лихачёва: Кат. Особый извод, представленный иконами, вышедшими гл. Александра Невского в центре, или в 2 ряда, причем Георгий Всеволодович, как правило, крайний слева, одет по-княжески, иногда в горностаевую мантию справа напротив - блгв.

Андрей Боголюбский, немного сзади - мч. Авраамий и блгв. Глеб Владимирский : образы кон. XVIII - нач. ГВСМЗ, частное собрание. Аналогичный подбор святых - на литографии 1857 г. На палехской иконе кон.

XIX - нач. Парилова из частного собрания Тарасов О. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. Забелина ГИМ.

К сожалению, он не знал, что передовые технологии, заимствованные монголами у китайцев, позволяют легко захватывать даже самые сильные крепости. Вероятно, в этом случае он вывез бы из Владимира свою семью и позволил горожанам разбежаться по окрестным лесам. Возле реки Сить, протекающей на северо-западе современной Ярославской области, разместился великокняжеский лагерь, куда в спешном порядке начали прибывать дружины князей Владимирской земли. Одними из первых пришли на помощь своему дяде племянники — Всеволод и Василько Константиновичи. По иронии судьбы со своим братом Константином Юрий долгое время воевал и находился во вражде. Подсчитать количество русских войск на Сити сегодня не представляется возможным. Юрий Всеволодович мог рассчитывать на силы Ростовского, Ярославского, Стародубского, Угличского княжеств, а также на остатки своей дружины. Кроме того, он с нетерпением ожидал прибытия новгородских и переяславльских полков во главе с родным братом Ярославом Всеволодовичем отцом Александра Невского. Как известно, они так и не прибыли на поле боя.

Это не позволило возвести необходимые временные укрепления. Дружинники начали создавать засеки и валить дубы в сторону предполагаемого подхода монгольских войск, но не успели закончить… Третья — самая передовая для того времени тактика неприятеля, которую в XX веке назовут блицкригом. Монголы напали на русское войско ранним утром прямо с марша с двух сторон, сразу окружив его. Монгольская конница обладала максимальной мобильностью и была фактически регулярной армией, к тому же закаленной в непрерывных 30-летних сражениях. Русские имели в своих рядах лишь небольшие профессиональные княжеские дружины, остальные воины были ремесленниками и крестьянами. Значение битвы …всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Евангелие от Матфея 12:25 После разорения земель северо-восточной Руси тумен Бурундая устремился на запад. Однако огромные потери заставили монголов повернуть на юг и северо-западная часть Руси осталась свободной… Ситская битва стала единственной во время первого нашествия на Русь попыткой объединения войск пяти князей для противодействия врагу. Возможно, главная уязвимость русского человека и русского мира — неумение договариваться, когда дело касается убеждений, амбиций или личных интересов.

Описание битвы русских и монголов на реке Сить

Ключевым событием окончания монголо-татарского ига стала Куликовская битва, а в первые годы нашествия им была битва на реке Сить. Битва на реке Сити, или Ситская битва, — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Где искать место легендарной битвы на реке Сити? Завтра, 4 марта, исполняется 785 лет со дня битвы на реке Сити. Битва на реке Сить.

Битва на реке Сить. 4 марта 1238 .Карточка – шпаргалка.

Кой — это старинное русское село, расположенное на реке Корожечне, в 23 километрах к юго-востоку от села Божонка, и именно оно упоминается в летописях в контексте битвы на реке Сить. 5-7 минут Битва на реке Сить Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя. Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича Сражение произошло 4 марта 1238 г. на реке Сить, притоке р. Мологи, между войсками Великого Князя Владимірского Юрия Всеволодовича и монгольского темника Бурундая. Битва на реке Сить, где монголо-татары разбили войско владимирского князя Юрия Всеволодовича. Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский: житие, иконы, день памяти. Великий князь оставил здесь своих сыновей Всеволода и Мстислава с воеводой Петром Ослядуковичем, а сам с тремя племянниками Константиновичами поехал на Волгу и стал на реке Сити.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий