Значение кровавого воскресенья 9 января

Кровавое воскресенье 1905 года — это столкновение рабочих и военных в ходе шествия 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге. Историческое значение: Кровавое воскресенье (также известное как Ленский резня или Ленский крестовый поход) относится к событиям, произошедшим 22 января (9 января по старому стилю) 1905 года в Санкт-Петербурге, Российская Империя. Память о «Кровавом воскресенье» увековечена в названии Детского парка имени 9 Января и проспекта 9 Января в Санкт-Петербурге. Преображенское кладбище переименовано в Кладбище памяти жертв 9 Января, в 1931 году здесь был открыт памятник погибшим.

Кровавое воскресенье

Всего, для поддержания порядка было привлечено более 30 тысяч пеших и конных военных. Полицейских чинов было привлечено около 10 тысяч человек. Кровавое воскресенье Утром 9 января в 11 точках города по местам расположения отделов «Собрания» начали собираться тысячи людей. По задумке Гапона, все колонны, возглавляемые руководителями отделов со свитками петиции, должны были встретиться на Дворцовой площади в два часа дня. Там делегация во главе с Гапоном должна была передать царю петицию. Многотысячные колонны около 140 тысяч человек двинулись к центру города. Внешне они напоминали крестный ход — воодушевлённые люди несли хоругви, кресты, иконы, было много портретов царя. Каждую из колонн на пути следования ожидали войска.

Люди были уверены, что стрелять в них не посмеют, но везде повторялся примерно одинаковый сценарий — после требования остановиться и разойтись, которое не выполнялось, в ход пускалась кавалерия, которая с помощью шашек и нагаек пыталась оттеснить и разогнать толпу. Это не давало эффекта, и толпа продолжала неумолимо двигаться вперед. Раздавался сигнальный рожок, за которым следовал ружейный залп. На снег падали окровавленные тела убитых и раненых. Зачастую, даже первый ружейный залп не мог остановить колонну, и лишь второй и третий позволял рассеять и разметать толпу, вслед которой неслась кавалерия, рубя и топча конями. Итогом ужасного дня стало 130 человек убитых и 299 раненых. Из 130 убитых — двое полицейских попавших под залп пехотного полка у Нарвской заставы.

Среди военных погибших не было, лишь двое были избиты обезумевшей, истребляемой толпой людей. Впрочем, официальные данные о жертвах 9 января изначально ставились под сомнение — в первые дни появились сообщения о сотнях и даже тысячах убитых. В обществе бродили слухи о забитых трупами подвалах больниц и тайных захоронениях в общих могилах. Косвенно в пользу этой информации свидетельствуют многочисленные зафиксированные случаи, когда родственники так и не смогли найти тела своих пропавших близких. Советская историография официально утвердила количество убитых и раненых в Кровавое воскресенье января 1905 года в количестве 4600 человек — цифра была взята из статьи Ленина «Революционные дни», опубликованной им в 1905 году по итогам событий.

Тетявкин без видимых на то причин уволил четырех рабочих — членов рабочей секции Гапона, спровоцировав волну негодования на заводе. Директор Путиловского завода, убежденный в несостоятельности выдвигаемых против Тетявкина обвинений, потребовал прекратить забастовку, в противном случае угрожая уволить всех рабочих без исключения. Вечером 4 января делегация из 40 рабочих разных цехов во главе с Гапоном пошла к директору со списком требований, в котором в числе прочих был 8-часовой рабочий день. В тот же день к путиловцам примкнули рабочие Франко-русского механического завода, трудящие Невской ниточной, Невской бумагопрядильной и Екатерингофской мануфактур, и многие, многие другие.

Выступая перед рабочими, Гапон критиковал чиновников-капиталистов, ценящих материальные блага выше жизни простых рабочих и настаивал на необходимости политических реформ. Примечательно, что идея обратиться к царю с озвучиванием нужд народа была предложена Гапоном задолго до событий января. Сам Гапон, однако, до последнего надеялся, что забастовка будет выиграна и нужде в петиции не будет. Но администрация стояла на своем, и проигрыш рабочих в этом конфликте становился очевидным. Ее подписали свыше 150 000 рабочих, и в воскресенье 9 января массовое шествие двинулось к Зимнему Дворцу, намереваясь передать эти требования царю. Увидев многотысячную толпу рабочих, офицеры вызвали охранный гарнизон дворца, чтобы охранять все точки входа. Когда рабочие подошли, солдаты начали массовый обстрел. Доподлинно неизвестно, был ли это приказ или самовольные действия солдат. Число жертв по разным источникам колеблется от 96 до 200 человек, а революционные группы настаивали на еще большем количестве.

Реакция События «Кровавого воскресенья» освещали по всему миру. Нет царя! По некоторым данным, в январе-феврале 1904 года только в Санкт-Петербурге бастовали до 440 000 человек. В кратчайшие сроки забастовки Петербурга поддержали и жители других городов — Москвы, Одессы, Варшавы и городов стран Прибалтики. Позже протесты такого рода стали более согласованными и сопровождались четко сформулированными и подписанными требованиями политической реформы, но в течение 1905 года царский режим, бесспорно, переживал один из самых тяжелых периодов за свою трехвековую историю. Важная проблема отечественной истории начала ХХ века - стала ли первая русская революция 1905-1907 годов, а значит и вся революционная эпоха результатом глубинных социальных проблем, или трагическим недоразумением, сбросившим Россию под откос истории? Ключевым событием, которое находится в центре этой дискуссии, является «Кровавое воскресенье». Последствия этого события для последующей истории огромны. В столице Российской империи внезапно пролилась кровь рабочих, что подорвало доверие широких масс к самодержавию.

Власть: имитация «общественного диалога» История демонстрации 9 января 1905 года вытекает из двух исторических обстоятельств: «весны Святополк-Мирского» и попыток сторонников самодержавия наладить связь с рабочим классом. После убийства 15 июля 1904 года эсерами министра внутренних дел В. Плеве новый министр П. Святополк-Мирский предпочел проводить более либеральную политику. Он подготовил проект преобразований, предполагавших создание законосовещательного парламента. Были дозволены собрания общественности. Либеральная интеллигенция стала организовывать банкеты, привлекавшие публику. На этих банкетах провозглашались тосты за конституцию и парламентаризм. Съезд земских деятелей также выступил за избрание депутатов от народа и передачу им части законодательных полномочий.

Вслед за интеллигентами активизировались и рабочие. Становление рабочего движения ещё в самом начале века было облегчено полицией. В 1898-1901 годах начальник московского охранного отделения Сергей Васильевич Зубатов сумел убедить своё руководство в том, что самодержавие может опереться на рабочих в борьбе против либеральной интеллигенции и буржуазии. В 1902-м Зубатов возглавил Особый отдел Департамента полиции и стал поощрять создание «зубатовских» рабочих организаций по всей стране. В Петербурге было создано «Общество взаимопомощи рабочих механического производства г. Но иногда «зубатовцы» принимали участие в стачках. Стало ясно, что рабочее движение выходит из под контроля. Плеве потребовал от Зубатова «всё это прекратить», а в 1903 году отправил Зубатова в отставку, обвинив его в причастности к организации забастовочного движения и других прегрешениях. Гапон: демократия снизу Но в Петербурге движение сохранилось благодаря деятельности молодого священника Георгия Аполлоновича Гапона, которого Зубатов привлёк к пропаганде среди рабочих.

Гапон приобрёл широкую популярность в их среде. В 1904 году по инициативе Гапона с одобрения властей в том числе петербургского градоначальника И. Фуллона в Санкт-Петербурге была создана крупная рабочая организация - Собрание русских фабрично-заводских рабочих. Узнав об идеях Гапона, покровительствовавшие ему чиновники отказали собранию в дальнейшей поддержке. Зато с Гапоном сотрудничали социал-демократы. Работа над программой организации велась ещё в марте 1904 года. Чтобы заставить монархию пойти на уступки, Гапон планировал провести всеобщую стачку и при необходимости даже восстание, но только после тщательной подготовки, расширения работы собрания на другие города. Но события опережали его планы. Поводом к забастовке стало увольнение четырёх рабочих - членов организации.

Своих решили не бросать. Обсуждая этот случай, лидеры собрания вышли на обсуждение нетерпимых условий, в которых находятся российские рабочие. Сначала Гапон и его товарищи пытались решить дело миром, но администрация завода и представители власти отклонили их предложения. Забастовщики в ответ выдвинули более широкие требования, включая 8-часовой рабочий день, отмену сверхурочных работ, повышение платы чернорабочим, улучшение санитарного обеспечения и др. Забастовка была поддержана другими столичными предприятиями. Петиция Гапона: последний шанс для монархии Гапон и его соратники решили привлечь внимание царя к бедам рабочих - вывести массы трудящихся в воскресенье 9 января на демонстрацию, прийти к Зимнему дворцу и вручить Николаю II петицию с рабочими требованиями. Текст петиции был написан Гапоном после обсуждения с оппозиционной интеллигенцией, прежде всего социал-демократами и журналистами С. Стечкиным и А. Петиция была написана в стиле церковной проповеди, но содержала современные для того времени социальные и политические требования.

Документ повествовал о тяжёлом положении людей, создающих своим трудом богатства страны: «Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают всё дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь! Настал предел терпению. Для нас пришёл тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук». Но при существующих порядках нет возможности сопротивляться угнетению мирными средствами: «И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнём работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немногого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам отказали.

Нам отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признаёт закон… Государь, нас здесь многие тысячи, а всё это люди только по виду, только по наружности, - в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии. Всякого из нас, кто осмелился поднять голос в защиту интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу…» Петиция призывала царя разрушить стену между ним и его народом путём введения народного представительства. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай же его помощь, прими её, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется всё; это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти».

Перед обнародованием в петицию были вписаны требования свободы слова, печати, отделения церкви от государства и прекращения Русско-японской войны. Среди предложенных петицией мер «против нищеты народной» - и отмена косвенных налогов с заменой их прогрессивным налогообложением, и создание для решения спорных вопросов с предпринимателями выборных рабочих комиссий на предприятиях, без согласия которых невозможны увольнения. Рабочие просили «уменьшить число рабочих часов до 8-ми в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы; лечить нас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега». Казалось бы, нормальные условия труда. Но для России начала ХХ века эти требования были революционными. Если бы эти проблемы были надуманными, то петиция с описанием тяжёлого социального кризиса на предприятиях России не нашла бы широкой поддержки. Но рабочие в 1905 году жили не в идеальной «России, которую мы потеряли», а в реально крайне тяжёлых условиях. В поддержку петиции было собрано несколько десятков тысяч подписей. Петиция оставляла Николаю II возможность для компромисса: «Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь.

Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения». Это был шанс для монархии - ведь поддержка царем народных требований могла резко повысить его авторитет, повести страну по пути социальных реформ, создания социального государства. Да - за счёт интересов имущей элиты, но в конечном итоге - и ради её благополучия тоже, по принципу: «Отдайте перстни, иначе вам отрубят пальцы». Поправки в документ вносились до 8 января, после чего текст был распечатан в 12 экземплярах. Его Гапон надеялся вручить царю, если рабочую делегацию к нему допустят. Георгий Аполлонович не исключал, что демонстрация может быть разогнана, но важен был сам факт выдвижения оппозиционной программы от имени массового движения. Расстрел: поворот к катастрофе Однако Николай II не собирался встречаться с представителями рабочих. Стиль его мышления был глубоко элитарен. Толпы народные пугали его.

Тем более что толпу могли ведь вести революционеры а они действительно были в окружении Гапона. А что если пойдут на штурм дворца? Накануне в столице произошло неприятное недоразумение - пушка, производившая салют в присутствии Николая II, оказалась заряжена боевым снарядом. Не было ли тут умысла на теракт? Государь покинул столицу в канун важных событий. Он мог бы встретиться с Гапоном и небольшой делегацией, но не использовал этот шанс. Порядок должен оставаться незыблем, несмотря ни на какие веяния времени. Эта логика вела Российскую империю к катастрофе. Трагическое решение ответить на шествие народа насилием принимал не только Николай II, в этом отношении оно было закономерно.

Гапон пытался убедить в правоте своей политической программы министра юстиции Н. Вечером 8 января на совещании у Святополк-Мирского министры, Фуллон и другие высокопоставленные чиновники решили остановить рабочих вооружённой силой. Император санкционировал такое решение. Гапона собирались арестовать, но это не удалось сделать. Все подходы к центру Петербурга были перекрыты войсками. Утром 9 января сотни тысяч рабочих двинулись с окраин столицы к Зимнему дворцу. Впереди колонн демонстранты несли иконы и портреты царя. Они надеялись, что царь выслушает их и поможет облегчить рабочую долю. Многие понимали, что участие в запрещённой демонстрации опасно, но были готовы пострадать за рабочее дело.

Натолкнувшись на цепи солдат, преграждавшие путь, рабочие стали уговаривать их пропустить демонстрацию к царю. Но солдатам было приказано сдерживать толпу - столичный губернатор опасался, что демонстранты могут устроить беспорядки и даже захватить дворец. У Нарвских ворот, где во главе колонны шёл Гапон, рабочих атаковала кавалерия, а затем был открыт огонь. Причём рабочие и после этого пытались продвинуться вперед, но затем всё же разбежались. Армия открыла огонь и в других местах, где шли колонны рабочих, а также перед Зимним дворцом, где собралась большая толпа. Было убито не менее 130 человек. Гапон, находившийся в первых рядах демонстрантов, чудом остался жив. Он выпустил воззвание, проклинавшее царя и его министров. В этот день царя проклинали тысячи людей, прежде веривших в него.

Впервые в Петербурге было разом убито столько людей, которые при этом выражали верноподданнические чувства и шли к царю «за правдой».

В это же время в городе распространялись подстрекательские листовки, затем были повалены телефонные столбы и построены баррикады в нескольких местах, разгромлены две оружейных лавки и полицейский участок, предприняты попытки захватить тюрьму и телеграф. В ходе шествия были сделаны провокационные выстрелы в полицию из толпы. Войска, совершенно не подготовленные к противодействию таким массовым выступлениям городского населения, оказались вынужденными противостоять напору толп с разных сторон города и принимать решения на месте. Все это нужно учесть, чтобы понять страх тех, кто приказал стрелять в наседавшую толпу по официальным полицейским сводкам, за 9 и 10 января погибло 96 человек и более 333 ранено; окончательные цифры - 130 погибших и 299 человек раненых, в том числе полицейские и военные; БСЭ дает ложную цифру из тогдашней революционной листовки: "более тысячи убитых и свыше двух тысяч раненых". Еще до кровавых событий М. Горький выступил с речью на заседании Вольного Экономического общества, заявив: «Сегодня в России началась революция. Шаляпин дает на революцию 1000 рублей, Горький — 1500 рублей... Однако план рухнул из-за того, что войска не перешли на сторону бунтовщиков. Кое-где и рабочие избивали агитаторов и устроителей баррикад с красными флагами: "Нам это ни к чему, это жиды воду мутят...

Говоря о поспешном приказе испуганного начальства, приказавшего стрелять, следует также вспомнить, что атмосфера вокруг царского дворца была очень напряженной, ибо тремя днями ранее было совершено покушение на Государя. Выстрел картечью пробил знамя Морского корпуса, поразил окна Зимнего дворца и тяжело ранил дежурившего жандармского пристава. Офицер, командовавший салютом, сразу же покончил с собой, поэтому причина выстрела осталась тайной. Сразу после этого Государь с семьей уехал в Царское Село, где находился до 11 января. Таким образом, Царь о происходящем в столице не знал, его не было в тот день в Петербурге, — однако вину за происшедшее революционеры и либералы приписали ему, называя с тех пор "Николаем Кровавым". Между тем Государь, получив известие о происшедшем, записал в тот день в дневнике, несколько нарушив свой обычный сухой стиль конспекта текущих событий: «Тяжелый день! В СПб произошли серьезные безпорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых.

Празднично одетые манифестанты шли с хоругвями и иконами, пели молитву «Спаси Господи люди Твоя». Впереди они несли портрет Николая II и большой белый флаг, на котором было написано: «Солдаты! Не стреляйте в народ! Воскресное шествие выглядело мирно и напоминало крестный ход. Мирное шествие к Зимнему дворцу 9 января 1905 года Среди участников демонстрации был и Георгий Гапон. Облаченный в священническую епитрахиль, он вел за собой 50-тысячную колонну рабочих Нарвского района. Вот как он описывал события того утра: В 10 часов… собралась огромная толпа. Все, безусловно, были трезвы и пристойны… В начале одиннадцатого часа мы двинулись… к Зимнему дворцу. Это была первая из всех процессий, когда-либо шедших по улицам Петербурга, которая имела целью просить государя признать права народа. Солдаты у Нарвских ворот Когда к полудню многотысячная толпа во главе с попом Гапоном приблизилась к Нарвским воротам, ее атаковала кавалерия. Священник призвал манифестантов не останавливаться, и они продолжили шествие. После этого солдаты начали стрелять в людей. Струве П. Царь встретил свой народ. Нагайками, саблями и пулями он отвечал на слова скорби и доверия. На улицах Петербурга пролилась кровь и разорвалась навсегда связь между народом и этим царём.

Кровавое воскресенье в перекличке эпох

Прочитать полную статью и узнать больше про "Кровавое воскресенье", вы всегда сможете на информационном портале "Православие и мир". результат попыток рабочего класса обратиться к царю. До правителя безоружные заводчане так и не дошли, к тому же пострадали в ходе столкновения с военными: больше сотни убитых, около трех сотен раненых. Кровавое воскресенье 1905 года (иное название «Красное воскресенье») — это расстрел мирной демонастрации в Санкт-Петербурге, организованной рабочими города из-за стачек на Путиловском заводе, и имевшее целью подать петицию царю Николаю II. 9 января воскресенье кровавое – толпы рабочих отправляются к Зимнему дворцу. Шествие было расстреляно. Если обратить внимание на хронологию события кровавого воскресенья, можно прийти к заключению – событие было провокацией обеих сторон. Расстрел мирного шествия к царю 9 января 1905 года вошёл в историю как Кровавое воскресенье – Самые лучшие и интересные новости по теме: Важные моменты, истории на развлекательном портале

Кровавое воскресенье

В то время я был полковым адъютантом и, вынеся свой кирасирский штандарт из зал дворца, находился в числе адъютантов остальных воинских частей в самой середине сквозной беседки-часовни, устраиваемой ежегодно со времен Екатерины II, как всегда на льду проруби Невы, против Иорданского подъезда Зимнего дворца. Его Величество и великие князья стояли во время молебствия немного поодаль, налево от знамен и штандартов, довольно заметной издали, отдельной группой. Государыни императрицы, великие княгини и все остальные, собравшиеся на Высочайший выход, смотрели на эту красивую церемонию из окон дворца. В то время как митрополит погружал святой крест в воду, раздался обычный салют, с верхов Петропавловской крепости и из полевых орудий батареи гвардейской конной артиллерии, находившей около Биржи. Одновременно со звуком салюта мне послышалось какое-то шуршание по льду, небольшой треск сверху, и я почувствовал, как что-то пронеслось около меня. Я поднял невольно глаза наверх, думая, что это, вероятно, падают обломки от неудачно пущенной ракеты. Но никаких обломков я не заметил, как не заметил никакого смущения и среди остальных — молебствие продолжало совершаться в прежнем, торжественном порядке. Государь спокойно приложился к кресту и неторопливо, своей обычной походкой, обошел вместе с митрополитом окропляемые знамена и штандарты.

Действительно, это было чудо, так как иначе назвать его нельзя. Возвращаясь с выхода, домой, я прошел осмотреть беседку на Иордании. Весь низ ее, около льда, был густо изрешечен картечными пулями. Очень много из них попало и в верхнее строение часовни, в купол, а также и в средние окна дворца. Как при таком густом и широком разлете картечи не оказалось ни одного попадания ни в находившееся внизу у льда духовенство, ни в стоявших в середине беседки людей, ни в образа около купола, приходится объяснить лишь одним Промыслом Божиим. В дворцовых залах, полных народа, также никто не пострадал и особого смятения, благодаря звуку салюта, заглушившего звон разбитых стекол, не произошло. Картечные пули, достигнув дворца, видимо, были уже на излете и, пробив стекла, упали у самых окон; лишь немногие из них докатились до середины Николаевского зала.

Ведь стреляла в нас, благодаря какому то, если не несчастному, то, во всяком случае, совсем непонятному случаю боевым снарядом, одна из батарей той Гвардейской конноартиллерийской бригады, где Государь и сам великий князь проходили свою учебную службу, и этот выстрел не только мог сказаться громадным несчастьем на многих присутствовавших на молебне, но несмотря на благополучный исход, сулил, конечно, и очень суровую кару хорошо знакомым ему офицерам. Но мысль о каком-либо заранее задуманном, злоумышленном покушении ни мне, ни ему, ни, судя по его словам, Государю не приходила тогда в голову — настолько она казалась чудовищной по отношению к этой преданной, избранной части гвардейских войск, куда поступали офицеры, лишь отлично окончившие Пажеский Корпус. Командиром батареи был тогда полковник Давыдов, а офицерами — Карцев, Колчаков и, кажется, братья Рот. В чем-либо предумышленном этих офицеров, конечно, нельзя было подозревать, а лишь прислугу, из нижних чинов, непосредственно соприкасавшихся с орудиями. Было назначено следствие, установившее, что во время происходивших накануне учебных занятий в одном из орудий, якобы по небрежности, был забыт боевой снаряд с картечью, и это же орудие, не осмотренное предварительно, как и все остальные, офицерами, было отправлено на салютационную стрельбу в день Крещения. Для меня непонятным осталось все-таки то, что орудие это было наведено совершенно точно именно на часовню Иордани, но, не будучи артиллеристом, я не знаю, в каком направлении обыкновенно устанавливаются орудия, в подобных случаях, для салюта. Еще более преступным и уже совершенно неправдоподобным представляется мне, то обстоятельство: как можно было заряжать орудие для салютационной стрельбы и не заметить, что в нем уже находилась картечь.

Командира и офицеров батареи судили, всех разжаловали в рядовые, но вскоре они были прощены и переведены теми же чинами в армию, что вызвало большое неудовольствие в полевой армейской артиллерии. Понесла ли какое-нибудь наказание прислуга орудия — я не знаю, а в ее поступках, по-видимому, и заключалась вся тайна. Об этом случае много и оживленно толковали в военной среде, указывали на недоговоренность и промахи следствия, на работу в войсках революционеров, но наступившие вскоре новые волнующие события заставили забыть и о нем» [212]. Имеется еще одно свидетельство генерала Н. Епанчина 1857—1941 на этот для всех неожиданный инцидент: «В самом начале этого злополучного года, 6 января, в день Крещения, произошло печальное событие, кажется, до сих пор не выясненное окончательно. В этот день, как всегда, после литургии в соборе Зимнего Дворца состоялся крестный ход на Неву, на Иордань, для великого освящения воды. Так как в церемонии участвовали пажи, то и я должен был находиться на Иордани.

Во время водосвятия я стоял в трех шагах за Государем. Когда митрополит опустил св. Во время салюта мы услышали звон разбитых стекол в окнах Зимнего Дворца, и у моих ног на красное сукно упала круглая пуля; я ее поднял — это была картечная пуля, величиной как крупный волошский орех. Государь проявил и на этот раз полное самообладание. Когда мы возвращались во дворец, я показал пулю великому князю Сергею Михайловичу, как артиллеристу, и он сказал мне, что это учебная картечь и не понятно, как она могла попасть в орудие, так как салют производится холостыми зарядами. Оказалось, что выстрел был произведен гвардейской конной батареей, которой командовал полковник Гаспарини» [213]. В воспоминаниях генерала П.

Курлова 1860—1923 также отмечен этот странный случай: «Для царской семьи этот год начался зловещим предзнаменованием, 6 января, во время Крещенского водоосвящения, из одного из орудий гвардейской конной артиллерии, выстроенных около здания биржи, для производства салюта, последовал выстрел картечью, осыпавшей помост, на котором был Государь Император и царская семья, и Зимний дворец. Засвидетельствовали этот исключительный случай не только военные. Так, например, писатель и историк Сергей Александрович Нилус 1862—1929 пишет об этом событии в своей книге «На берегу Божьей реки» с некоторым оттенком мифотворчества, рассчитанного на массового читателя. Сравним тексты: «6 января 1905 года на Иордане, у Зимнего дворца при салюте из орудий от Петропавловской крепости одно из орудий оказалось заряженным картечью, и картечь ударила по окнам дворца, частью же около беседки на Иордане, где находилось духовенство, свита Государя и сам Государь. Спокойствие, с которым Государь отнесся к происшествию, грозившему ему смертью, было до того поразительно, что обратило на себя внимание ближайших к нему лиц. Он, как говорится, бровью не повел и только спросил: — Кто командовал батареей? И когда ему назвали имя, он участливо и с сожалением промолвил, зная, какому наказанию должен подлежать командовавший офицер: — Ах бедный, бедный имярек , как же мне жаль его!

Государя спросили, как подействовало на него происшествие. Он ответил: — До 18-го года я ничего не боюсь. Командира батареи и офицера Карцева , распоряжавшегося стрельбой, Государь простил, так как раненых, по особой милости Божией, не оказалось, за исключением одного городового, получившего самое легкое ранение. Фамилия же городового была — Романов». Известная генеральша А. Богданович хозяйка светского влиятельного салона в Петербурге , узнав 6 января новость, записала в дневнике: «Сегодня во втором часу был телефон от Зилоти правильно, С. Зилоти помощник начальника Главного морского штаба.

Одна пуля ранила городового, затем были разбиты два стекла в окнах Зимнего дворца. Царь в это время находился в павильоне, где совершалось богослужение, царицы сидели у окна во дворце. Царь немного растерялся, а царицы не поняли, в чем дело. Говорят, что в эти дни в Петербурге шел слух, что 6-го будет покушение на царя, а если оно не удастся, то будет 12 января. Говорят, что из Швейцарии уехали сюда анархисты с целью убить царя. Оказывается, что выстрел был из пушки конной артиллерии… Вчера нам говорили, что по городу идет слух, что три бомбы готовы — для царицы-матери, вел. Сергея и вел.

Другая версия, что царица-мать и вел. Владимир против царя, хотят его устранить» [215]. В зарубежных изданиях это происшествие нашло отражение порой в самых невероятных подробностях. Английская известная писательница Э. Тисдолл в своей утрированной манере повествования отметила: «Церемония Водосвятия подходила к концу. У высокого окна Зимнего дворца стояли Императрица, Вдовствующая Государыня и их фрейлины. Раздался орудийный салют.

Стреляли пушки Петропавловской крепости, что на противоположном берегу Невы. Неожиданно послышался жуткий свист, за ним грохот разрыва. Окно дворца окутало облако дыма и пыли. Посыпались стекла, в лица пахнуло ледяным ветром. Снаряд разорвался под самым окном. Никто не был ранен, потому что снаряд угодил в кладку между первым и вторым этажом. Поскольку для салюта использовались лишь холостые снаряды, не оставалось никакого сомнения в том, что среди гвардейских артиллеристов находились революционные элементы» [216].

Любопытно выяснить реакцию императора Николая II на эту нештатную ситуацию. В частности, в его дневнике было записано за эти дни: «6-го января. До 9 час. Переодевались у себя в Зимнем. До 11 час. Служба продолжалась полтора часа. Вышли к Иордании в пальто.

Во время салюта одно из орудий моей 1-й конной батареи выстрелило картечью с Васильевского острова и обдало ею ближайшую к Иордании местность и часть дворца. Один городовой был ранен. На помосте нашли несколько пуль; знамя Морского корпуса было пробито. После завтрака принимали послов и посланников в Золотой гостиной. В 4 часа уехали в Царское. Обедали вдвоем и легли спать рано. Погода была тихая, солнечная, с чудным инеем на деревьях.

Утром у меня происходило совещание с д. Алексеем и некоторыми министрами по делу об аргентинских и чилийских судах. Он завтракал с нами. Принимал девять человек. Пошли вдвоем приложиться к иконе Знамения Божьей Матери. Много читал. Вечер провели вдвоем.

Конечно, если бы мы могли быть уверены, что народ пойдёт на площадь безоружным, то наше решение было бы иное … но что сделано, того не изменишь». Трагические события 9 22 января 1905 г. По характеру революция 1905—1907 гг. Основные задачи революции: 1 свержение самодержавия и установление конституционной монархии; 2 решение аграрного и национального вопросов; 3 ликвидация феодально-крепостнических пережитков. Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе — демонстрации, стачки, вооруженное восстание. Ход революционных событий. Восходящий этап, январь — октябрь 1905 г. Началом революции стали события в Петербурге: всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. Петиция была составлена членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством Г.

Кровавое воскресенье всколыхнуло всю страну. В разных областях страны начались массовые беспорядки. Постепенно стачки и демонстрации приобретали политический характер. Основным лозунгом стал: «Долой самодержавие! В июне 1905 г. Крестьянство участвовало в революционных волнениях. Восставшие крестьяне крушили помещичьи имения, захватывали склады и хлебные амбары. Кульминация, наивысший подъем революции, октябрь — декабрь 1905 г. Осенью и зимой 1905 г. Центром революционных действий в это время становится Москва.

Здесь началась политическая забастовка, которая переросла во всероссийскую политическую стачку. Николай II вынужден был 17 октября 1905 г.

Подавлением беспорядков занималась армия, и действовала она довольно жестко. Начались брожения в самой армии и на флоте.

Все указывало на необходимость проведения реформ, но император Николай II и его царское правительство не торопились что-то менять. Неудачи во внутренней политике и трагизм русско-японской войны явно обострили кризис самодержавия. Обычный воскресный зимний день, превратившийся в Кровавое воскресенье 9 января 1905 года питерские рабочие и прочие жители столицы вышли на мирное шествие с целью напрямую донести до батюшки-царя сведения о наболевшем, о своих нуждах. Загодя до этого массового выступления была составлена письменная коллективная петиция, которую собравшиеся собирались передать лично Николаю.

Накануне провокаторы толпами передвигались по городу и склоняли буквально всех жителей не полениться выйти 9 января в два часа пополудни на демонстрацию. Говорили, на Дворцовой площади их будет ждать сам царь. Многие поверили и готовились к этому шествию, как к празднику: извлекали из сундуков и шкафов лучшие наряды, кто-то собирался отправиться всем семейством, с детьми. Решение о проведении демонстрации родилось не спонтанно.

К нему пришли после провала забастовки на Путиловском заводе, начавшейся 3 января. Ее подхватили все промышленные предприятия Петербурга, но ничего этим рабочие не добились. И тогда возник замысел обратиться со своими чаяниями непосредственно к верховному правителю.

Его идея заключалась в легализации рабочего движения. Чтобы помешать радикально настроенным кругам воздействовать на рабочих, следует создать свои объединения — контролируемые и управляемые. Ведомые надёжными людьми, такие союзы не пойдут за революционерами, а сосредоточатся на экономической борьбе с работодателями. Наиболее подходящей кандидатурой руководителя, преданного правительству рабочего движения, оказался Георгий Аполлонович Гапон, выходец их семьи украинского священнослужителя. Георгий пошёл по стопам отца. В священники особо не рвался, но, движимый честолюбием, после Полтавской семинарии направился в Петербург и блестяще выдержал экзамены в Духовную академию. Вскоре получил небольшой приход, где начал оттачивать искусство проповедника.

Именно тогда он впервые попал в поле зрения охранного отделения. С какой целью создавалось «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» Г. Гапон и И. Фуллон на открытии Коломенского отдела «Собрания Русских фабрично-заводских рабочих г. Осень 1904 года. Реализация проекта началась с создания «Собрания русских фабричных рабочих Санкт-Петербурга», руководство которым было поручено Гапону. Георгий Аполлонович, с его яркой внешностью и незаурядными ораторскими данными, как никто другой подходил на роль предводителя рабочих. Руководимый им союз пользовался огромной популярностью: стремительно росло количество членов «Собрания», открывались все новые отделения в разных концах города. В задушевной обстановке, за чашкой чая Гапон говорил с людьми так искренне, что слушатели не сомневались — этот человек стремится помочь им добиться справедливости.

Назревание событий

  • Провокация "Кровавое воскресенье"
  • Гапон и его роль
  • Уроки Кровавого воскресенья
  • Гапон и его роль
  • Забытые уроки «Кровавого воскресенья»

Рабочие волнения

  • Содержание:
  • Кровавое воскресенье 1905
  • Инцидент на Путиловском заводе
  • Тайны «Кровавого воскресенья»
  • Прямые эфиры
  • Кровавое воскресенье: что это значит и почему оно стало символом насилия

Тайны «Кровавого воскресенья»

9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге произошли события, которые вошли в историю под названием "Кровавое воскресенье". Могилы жертв «Кровавого воскресенья» на Преображенском кладбище под Петербургом. «Сразу же после 9 января поп Гапон назвал царя «зверем» и призвал к вооруженной борьбе против власти, и как православный священник благословил на это русских людей. результат попыток рабочего класса обратиться к царю. До правителя безоружные заводчане так и не дошли, к тому же пострадали в ходе столкновения с военными: больше сотни убитых, около трех сотен раненых. Кровавое воскресенье многие историки называют реальным началом революции 1905-1907 годов. 22 января (9 января по старому стилю) 1905 года в Санкт-Петербурге состоялось многотысячное шествие рабочих к Зимнему дворцу. Его возглавил уроженец Полтавской губернии священник Георгий Гапон. Событяи 9 января (22 января по новому стилю) 1905 года вошли в историю России как «Кровавое воскресенье».

«Мы обнищали, нас угнетают»: воскресенье, о котором не хотят вспоминать

На январь 1905 года, когда случилось «Кровавое воскресенье», в стране действовали 3 антиправительственные парторганизации: меньшевики и большевики, и те и другие являлись социал-демократами, а также социалисты-революционеры. Георгий Гапон, русский православный священник, возглавлял шествие рабочих, чтобы представить петицию царю 22 января 1905 года, известное как Кровавое воскресенье. Серов, Ахматова, Маяковский и другие о кровавом 9 января. 9 января — годовщина разгона рабочей демонстрации в царском Петербурге в 1905 году — Кровавого воскресенья. Кровавое воскресенье – это трагическая страница российской истории, которая произошла 22 января (9 января по старому стилю) 1905 года на Зимнем дворце в.

Кровавому воскресенью 115 лет...

9 января 1905 – Кровавое воскресенье Начало революционных событий относят к 9 января 1905 г., когда забастовавшие рабочие пошли с петицией к царю. По напиравшим демонстрантам был открыт огонь, началась паника. В результате, по разным данным, в это воскресенье, получившее в народе название «кровавого», было убито, ранено и задавлено в толпе около 4,6 тыс. человек. Кровавое воскресенье — разгон шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу, имевшего целью вручить императору Николаю II коллективную Петицию о рабочих нуждах. Могилы жертв «Кровавого воскресенья» на Преображенском кладбище под Петербургом. «Сразу же после 9 января поп Гапон назвал царя «зверем» и призвал к вооруженной борьбе против власти, и как православный священник благословил на это русских людей. События 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге, известные также как «Кровавое воскресенье», или «Красное воскресенье» — разгон мирного шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий