Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и великий князь

3 февраля Царь и Великий Князь всея Руси Иоанн Васильевич сочетался браком с Анастасией Романовной, дочерью окольничего Романа Юрьевича Захарьина из старинного рода Кошкиных, также имевших предков (князей Суздальских) из Царского рода Рюриковичей[10]. Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях второй половины XVII в. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. «Апреля в 27 день преставися государь царь и великий князь Федор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. «И апреля ж в 24 день по указу великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича (титул) таковы статьи списаны в лист александрейские бумаги по тетратному на оборот и отданы галанцов и анбурцов стряпчему иноземцу Григорью Николаеву. В лето 7156, Июня в 16 день, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руссии Самодержец в двадесятое лето возраста Своего, в третие лето Богом.

Источники:

  • Индивидуальные задания по истории (стр. 4 ) | Контент-платформа
  • Переяславская Рада 1654 г.: свидетельства и документы
  • История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ
  • Причины стрелецкого бунта 1682 егэ
  • Новый летописец (XVIII)
  • Царевна софья тест егэ Задание №2568 Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях…

21. Работа с письменными историческими источниками

3. унификация делопроизводства в целях централизации управления. Из исторического документа. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева меньшого царевича и великого князя Петра Алексеевича мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича. Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях второй половины XVII в. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. А Давыд сел в Божске, и затем дал Святополк Давыду Дорогобуж, где он и умер, а город Владимир отдал сыну своему Ярославу. В год 6609 (1101). Преставился Всеслав, полоцкий князь, месяца апреля в 14-й день, в 9 часов дня, в среду. лежавший свиток бумаги, на котором написаны были святцы[8], и дрожащею рукою отметил на стороне, подле имени святого Симеона: «Лета 190[9] Апреля в 27 день, в четверток, в 13 часу дня, преставился православный государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич».

Просмотр страниц рукописи

Студентами академии были дети чиновников, торговцев и даже представители простого народа. Изначально студентов было 100, потом их число выросло. Основателем славяно-греко-латинской академии стали братья Лихуды — Иоаким и Софроний. Оба они были родом с греческого острова Кефалиния и получили образование в Венеции и Падуе. Василий Голицын. Свержение и конец жизни Летом 1689 года повзрослевший Петр Алексеевич вступил в противоборство с сестрой за власть в стране, поскольку никакого повода для регентства уже не было. Ее фаворит Василий Голицын устранился дел после второго похода в Крым, а популярность царевны среди бояр, дьяков и воевод быстро падала. В итоге, она проиграла и была помещена братом в Новодевичий монастырь. Софья умерла в 1704 году в возрасте 46 лет, а следующей женщиной на троне стала императрица Екатерина I.

Что мы узнали?

В какое десятилетие он был написан? От кого направлена челобитная?

Какую главную причину бедствий, притеснений называют авторы документа? Кто, с их точки зрения, был главным притеснителем?

А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в Кремль, стрельцы и солдаты вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хоромов, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями...

В каком году происходили описанные в тексте события? Какой город был местом действия? Кто в тот момент был царём?

Он же, великий государь, сел на престоле патриаршем московском и всея Русии и исповедал слово Божие, и укрепил всю православную христианскую веру, и многие народы привел в православную веру.

Как в древности чудотворец Леонтий Ростовский привел заблудшую чудь в православную веру, так и он, великий государь святитель, многие поганые веры привел [в православную веру]. Всех крестил, и под началом все были у него, государя, на патриаршем дворе. Да не только что слово Божие исповедал, но и земским всем управлял, от насилия многих спас; никого в Московском государстве сильных не было, кроме них, государей [царя и патриарха]. И тех, которые служили государю в безгосударное время, а не были пожалованы, он же, государь, всех тех взыскал и пожаловал, и держал у себя в милости, никому же их не выдавал.

Поставление же его, государя, было на патриаршество в лето 7127 1619 году. О походе государевом по монастырям. После поставления патриарха государя Филарета Никитича московского и всея Русии государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии по обету своему ходил помолиться к Макарию чудотворцу на Унжу, и по иным чудотворцам, и был в том походе у чудотворцев переславских, и у ростовских, и у ярославских, и у Пречистой Богородицы Федоровской на Костроме, а к Москве государь пришел после Дмитриева дня. Во 128 1620 году в то же время ходил государь к Живоначальной Троице и к Николе чудотворцу на Угрешу молиться, пешком, в [благодарность Богу] за приход отца своего.

О преставлении царицы Александры. В то же время преставилась царица [жена] царевича Ивана Ивановича, сына царя Ивана Васильевича всея Русии, а была пострижена в Суздале в Покровском девичьем монастыре; а была [она] дочь Богдана Юрьевича Сабурова; а постриг ее царь Иван Васильевич при жизни царевича Ивана Ивановича, раскручинившись. Погребена она в Вознесенском монастыре с царицами вместе. О преставлении царицы Прасковьи.

В то же время преставилась царица Прасковья Михайловна [жена] царевича Ивана Ивановича же, а была пострижена на Белоозере, в Девичьем монастыре, а из Девичьего монастыря переведена была во Владимир в Девичий монастырь, а из Владимира переведена была в Москву, и была в Ивановском монастыре, тут и преставилась. А погребена в Вознесенском монастыре с царицами вместе, а постриг ее царь Иван Васильевич при [жизни] царевича. Дочь была каширянина Михаила Солового. О послах турских.

Пришел из Цареграда посол Фома Кантакузин, а ним государевы послы: Иван Кондырев да подьячий Тихон Бормосов, и привезли к государю от турского царя грамоты дружественные и дары многие. Государь же посла пожаловал и отпустил его к турскому царю. О побитии послов московских и турских. Послал государь и святейший патриарх к турскому царю послов своих Ивана Бегичева [с товарищами] с многими дарами.

И пришел Иван в город турского царя Кафу со всеми людьми, которые с ним [были] посланы, и [с ним] турского царя посольские люди. В ту пору пришел из Крыма царевич Калга, и всех государевых послов и турских людей тут взял, и казну государеву захватил, и их перебил всех. О бывшем законном сочетании браком государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии. В лето 7133 1624 году государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии, поговорив с отцом своим, с великим государем святейшим патриархом Филаретом Никитичем московским и всея Русии и со своей матерью, с великой государыней старицей инокой Марфой Ивановной, захотел сочетаться законным браком, и взял за себя государь [дочь] боярина князя Владимира Тимофеевича Долгорукого, царицу Марию Владимировну.

А радость его государева была сентября в 18-й день, а тысяцкий был у государя боярин князь Иван Борисович Черкасский; а дружки с государевой стороны были бояре: князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский да князь Дмитрий Михайлович Пожарский с княгинями, а с царицыной стороны были дружки боярин Михаил Борисович Шеин да князь Роман Петрович Пожарский с женами. В первый же день была радость великая. Грехов же ради наших, от начала враг наш дьявол не хочет добра роду человеческому, научил враг человека своим дьявольским ухищрением, и испортили царицу Марию Владимировну. И была государыня больна от свадьбы и до Крещения Господня.

В том же году, в самое Крещение, предала свою праведную душу Богу, и погребена была в Вознесенском монастыре с благочестивыми царицами. О принесении срачицы Господней в царствующий град Москву и о различных исцелениях болящих. Писал к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии и к великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичу московскому и всея Русии из Кизылбаш посол государев Василий Коробьин: как де он был на посольстве у шаха, и шах де ему говорил, как он де ходил в Грузинскую землю, и он де взял в ту пору срачицу Господню в золотом ковчеге. И будет де то государю угодно, я [шах] пошлю ее к государю.

Государь же и святейший патриарх писали Василию Коробьину, чтобы вместо других дел добивался этого сокровища, чтобы прислали к Москве. В том же году пришли к государю к Москве кизылбашские послы: Русин бек да Мурат бек, и принесли государю от шаха и от себя дары многие и то бесценное сокровище, срачицу Господню, и были у государя и у патриарха с посольством в Грановитой палате и срачицу Господню поднесли патриарху.

Основные цели повстанцев

  • Из сочинения французского историка Анри Труайя.
  • Из Хронографа 1617 года
  • Введите ответ в поле ввода
  • Царевна софья тест егэ Задание №2568 Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях…
  • Переяславская Рада 1654 г.: свидетельства и документы
  • Причины стрелецкого бунта 1682 егэ - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению

Тренировочный тест к разделу 2 «История России XVII—XVIII вв. - История России XVII-XVIII в.

А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в Кремль, стрельцы и солдаты вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хором, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями…». Назовите не менее двух отличительных особенностей периода правления царевны Софьи Алексеевны. Показать ответ.

Если убить меня хотите, то я готов умереть. Если же престола и власти царской меня лишаете, то не сможете этого сделать, пока не соберутся все великие бояре, и всех чинов люди, и я с ними. И как вся земля порешит, так я готов по решению тому и поступить».

Услышав это, мятежники посрамлены были и от царского лица, и от всего народа. И поэтому бежали все во вражеские полки за город, в селение, называемое Тушино, где все волки и хищники и смутьяны из всех городов не спят, но суетным тешатся и зло замышляют и творят. И потом послышался голос поющих псаломское священнословие на отход души в вечную благость, 118-й псалом с аллилуариями. И после этого с плачем замолк голос. Услышали это сторожившие в те часы и рассказали другим людям. И говорили тогда многие из народа, что вскоре суждено с плачем кончиться царствованию Василия царя.

Во обители честных инокинь монастыря девичьего, в церкви честного Рождества Пречистой Богородицы, в ночь с субботы на воскресенье Сырной недели загорелась сама собой от огня небесного свеча перед святым ее, Богородицы, образом. Услышав об этом, благоверные поспешили прийти и посмотреть на преславное чудо, творя молебен и в радостном пении вознося славу всещедрому Богу и Пречистой его Богоматери. Когда же настал третий час дня воскресного, тогда порыв сильного ветра дунул в двери церковные и тотчас свечу самовозжженную погасил — ибо была сильная буря. Этим, думается мне, предвещано было, что недолго процарствовавшего благодать сияющая минует. Они же, получив его в свои руки, иноческое одеяние с него сорвали и снова облекли его в дорогие одежды, хотя и не хотел он этого, но поступили так, как обычно поступают с пленниками. И в таком виде отвели его в Литву к королю Сигизмунду, и там в страшных муках встретил он конец жизни своей и в вечное царство, в свет немеркнущий, переселился.

Царствовал в Московском государстве 4 года и два месяца. Посовещались они и решили призвать на престол Московского государства литовского королевича Станислава и провозгласить его царем, «если, — сказали, — оставит веру латинскую и крестится в нашу веру греческую». С этим и послали к королю великих послов и людей от всех чинов земли Русской. Извечной лжи коварные кознодеи, злохитрые поляки, хотя и договаривались о мире, но в сердце скрывали коварные замыслы. Когда же вступили они в град Москву, тогда стали нарушать условия перемирия и народ христианский жестоко притеснять стали, ибо и русские мятежники помогали им в этом. Семь же бояр державы Московской все правление землей Русской передали в руки литовских воевод, ибо не осталось премудрых старцев, и силы оставили дивных советников, и отнял Господь у земли богатырей ее.

Все же это Бог навел на нас за множайшие грехи наши. В том же году, марта в 19 день, излился фиал горя — разгромлен был царствующий город Москва. Рухнули тогда высоко вознесенные дома, блиставшие красотой, — иные огнем истреблены, и все прекраснокупольные церкви, прежде славой божественной сиявшие, скверными руками начисто разграблены были. И множество народа христианского мечами литовцев изрублено было, а другие из домов своих и из городов бежали поспешно, ища спасения. Прочие же, оставшиеся в городе, руками вражескими пленены и порабощены были. И так литовские люди владели Москвой два года и 6 месяцев, но в страхе были, ибо русские люди не отошли от города и убивали многих; хотя и утратили все свое достояние, но мечтали вернуть себе свою отчину, что и случилось.

Был он образованным мужем и красноречивым, но не сладкогласным. В божественных словах постоянно упражнялся, и все книги Ветхого закона, и Новой благодати, и уставы церковные, и законоположения постиг в совершенстве. А характер имел тяжелый и не спешил прощать наказанных. Дурных людей от хороших быстро не мог отличить, а к льстецам, а более того — к людям хитрым, прислушивался и доверял сплетням. Об этом некто сказал: «Из всех живущих на земле более всего склонен к греху ум человеческий и от обычаев добрых к злым совращается». Так вот и этот совращен был некиими мужами, подобными змиям, которые шьют клевету, козни сплетают и любовь обращают в ненависть.

Так и Василия царя зло оклеветали мятежники словами лживыми, а он поверил всему, сказанному ими. И поэтому с царем Василием всегда говорил грубо, а не благожелательно, ибо в душе носил огонь ненависти, зажженный наветами, и о коварстве супостатов никогда с отеческой любовью не совещался с царем, как тому быть подобало. Мятежники же сначала в удобный час царский венец попрали, а потом и святительскую красоту, надругавшись жестоко, обесчестили. Когда же после царя Василия оказалась Москва во вражеских руках, тогда хотел он предстать непоколебимым заступником народа, но уже минуло время и час прошел, словно приняли идущего за стоящего, и во время лютой зимы вздумал зацвести миндаль. Тогда хоть и ярился он на клятвопреступных мятежников и обличал их борьбу с христианами, но схвачен был немилосердными руками и, словно птицу в сетях, голодом его уморили, и так умер он. И, подступив со многими людьми под Москву в том же году, марта в 27 день, отбили у литовцев большой посад и каменный град Белый, именуемый Царев град.

А литовцы удерживали Китай-город и Кремль. И так прошло немало времени. Осаждали воины русские свой город и неустанно сражались с врагами, но не могли его взять, пока не отверзлась дверь милосердия и щедрот Господних. Да с ними, с князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и с Прокопием Ляпуновым, был атаман казацких полков, московский служивый ротмистр пан Иван Заруцкий. И был он не трус и сердцем лют, но душой коварен, ибо, позавидовав славе Прокопия, составил против него заговор. И был тот передан в кровожадные руки зло чинящего сборища, где глаз не смыкают творящие зло.

Те же безжалостно, как волки, схватили его и поле кровью его обагрили. И хотя многие, бывшие тогда в рядах воинства, опечалились из-за смерти Прокопия, но не смогли помочь ему сохранить жизнь. И была тогда великая печаль и смута по всей Русской земле, ибо великие бедствия обрушились на христианский народ из-за притеснений со стороны неверных и насилий от ратников. Но Бог рядом с теми, кто призывает его. Поистине по великой, ко всем простираемой милости своей дарует исцеление от болезни. Ибо выдвинул он из народа христианского некоего мужа от рода не именитого, но разумом мудрого, его же прозывали именем Кузьма Минин, а занимался прежде торговлей скотом.

В то время пришла его очередь стать начальником судейским среди своей братии, то есть людей посадских в Нижнем Новгороде. Видя тогда, сколько притеснений терпят все, и опечалился очень, и душой поболел, подобно Зоровавелю, за людей Господних, призвал на помощь всемогущего Бога и сердцем воспринял все, что говорилось о бесчисленных бедствиях. И всегда носим был бурными ветрами различных забот, если в чем и неискусен, то зато решителен и деятелен. Собрал у народа множество серебра и заплатил необходимое жалованье людям ратным. И так собрал полки многие и военачальника, искусного в битвах, князя Дмитрия Михайловича Пожарского уговорил стать над всеми. Сам же никогда не отлучался, словно древний Гедеон, возбуждая сердца всех против врагов.

И так со многими воинами подступили к стенам Москвы и благим добронравием своим, словно ласковыми лучами солнечного света, военачальников собрал и всех храбрецов войска благочестивого воедино совокупил. И так, по промыслу Создателя, могуществом всесильной и непобедимой его десницы и под предводительством его разогнаны были темные тучи столь великих бед, на нас обрушившихся: подступили тогда с изготовленным на битву оружием к стенам города и снова взяли воины русские Москву в году 7121-м 1613 , октября в 24 день, на память святого мученика Арефы. Потом и крепкую Кремлевскую крепость захватили, и многих польских и литовских людей побили, и главного смутьяна во всей земле Русской — Федьку Андронова схватили живым, и после многих истязаний был он повешен. И других изменников замучили с ним. Воздалось им по поступкам их, как бы сказать — по злу их и по рвению их, ибо прежде многих преследовали, а потом сами к гибели устремились и страшной смертью скончались. Хотя и из разных мест были люди, но в один голос говорили, и хотя сговориться не могли, ибо жили вдали друг от друга, но собрались все как равные в едином совете.

Решили разумом, избрали же словом и постановили делом и благое решение приняли. Свершилось оно, людьми составленное, но по божественному устроению: умолили и упросили стать их государем на престоле царском Московского государства царя Михаила Федоровича, который был по роду племянник царя и великого князя всея Руси Федора Ивановича по матери его, царице и великой княгине Анастасии Романовне, бывшей супругой царю Ивану Васильевичу. Сошлись же тогда всей Русской земли вельможи, князья, и бояре, и дворяне, и все воеводы, сияющие храбростью, и цвет воинства, и всяких чинов приказные люди, и из всех городов лучшие семьи, и все вместе от мала до велика православные христиане в град, именуемый Кострома, к Михаилу Федорови-чу — здесь тогда находился он с матерью своею, великой старицей инокиней Марфой. И все, к ее ногам припадая, со слезами били челом и просили у нее, чтобы благословила сына своего на престол царский Московского государства, что быть ему царем по родственной близости его искрам царским и по благословению, данному отцу его, благоверному боярину Федору Никитичу блаженной памяти царем и великим князем Федором Ивановичем. Она же, вняв слезным мольбам бесчисленных людей, с трудом согласилась на это: ибо государь был молод, а время тогда было бурное, и люди строптивые — то есть склонные к смутам. Но, однако, возложила надежду и упование на всемогущего Бога, не отвернулась от многих слез, и просила сына своего Михаила Федоровича, и более того — благословила его стать государем в Русской земле, царем и великим князем Михаилом Федоровичем.

И тогда приемлет богопорученное ему скипетродержание Московского государства и повел мудро направленный корабль царствия. И стал он православию глава и начало богоугодному благочестию и государь всем правоверным, что под солнцем, и всему православному христианству назвался боговенчанный царь и великий князь Михаил Федорович, всея Руси самодержец. Хотя и прервалась чреда прежде царствовавших в отчинной державе его, подобно могучему и пышно цветущему дереву, увядшему и оскудевшему, скованному лютой зимой, теперь при летнем тепле и солнце улыбнулось оно и расцвело. Преславное же и великое место и многочисленных христиан дом, то есть мать городов русских — Москва, опустошенная во время завоевания неверными латинянами и состарившаяся и осиротевшая в тяжких бедах, причиненных русскими мятежниками, снова превратилась в юную обликом, словно это отроковица прекрасная и нарядная невеста. Апостольская и соборная святая церковь снова возвратила себе взор ласкающую красоту своего убранства.

Царь же Василий не знал, что делать, ибо уже предатели многие готовились выступить против него. Не ведаю, что с православными тогда случилось: ибо вместо истины ложь прославили и вместо правды — обман похвалили, как сказано было: «Возлюбил ты зло больше добра».

Многие, словно от мороза оцепенелые, отпали от доброцветущего благоверия царя Василия и пали в мрак бедственной зимы неправоверия литовского. Пришли тогда на место Лобное и возбудили народ, так говоря: «Царь наш, князь Василий Шуйский, сговорившись со сторонниками своими, сел на престол Московского государства силою, а теперь из-за него много крови проливается, потому что человек он глупый и нечестивый, пьяница и блудник и во всем неистов, царствования недостоин». Услышав это, многие из народа так отвечали: «Государь наш, царь и великий князь Василий Иванович, сел на престол Московского государства не силою, а избрали его на царство великие бояре и вы, дворяне, и все служивые люди, а про пьянство его и всякое неистовство мы не знаем. А если решать такой вопрос, то тут должны быть и великие бояре, да и всех чинов люди». И никто из народа не примкнул к тем мятежникам. И поэтому не смогли вовлечь народ в смуту. Они же темных замыслов своих не оставили и, не помышляя о милосердии, устремились в палаты к царю Василию.

Он же, услышав, встал перед ними и сказал: «Что пришли ко мне, люди, с криками неподобающими? Если убить меня хотите, то я готов умереть. Если же престола и власти царской меня лишаете, то не сможете этого сделать, пока не соберутся все великие бояре, и всех чинов люди, и я с ними. И как вся земля порешит, так я готов по решению тому и поступить». Услышав это, мятежники посрамлены были и от царского лица, и от всего народа. И поэтому бежали все во вражеские полки за город, в селение, называемое Тушино, где все волки и хищники и смутьяны из всех городов не спят, но суетным тешатся и зло замышляют и творят. И потом послышался голос поющих псаломское священнословие на отход души в вечную благость, 118-й псалом с аллилуариями.

И после этого с плачем замолк голос. Услышали это сторожившие в те часы и рассказали другим людям. И говорили тогда многие из народа, что вскоре суждено с плачем кончиться царствованию Василия царя. Во обители честных инокинь монастыря девичьего, в церкви честного Рождества Пречистой Богородицы, в ночь с субботы на воскресенье Сырной недели загорелась сама собой от огня небесного свеча перед святым ее, Богородицы, образом. Услышав об этом, благоверные поспешили прийти и посмотреть на преславное чудо, творя молебен и в радостном пении вознося славу всещедрому Богу и Пречистой его Богоматери. Когда же настал третий час дня воскресного, тогда порыв сильного ветра дунул в двери церковные и тотчас свечу самовозжженную погасил — ибо была сильная буря. Этим, думается мне, предвещано было, что недолго процарствовавшего благодать сияющая минует.

Они же, получив его в свои руки, иноческое одеяние с него сорвали и снова облекли его в дорогие одежды, хотя и не хотел он этого, но поступили так, как обычно поступают с пленниками. И в таком виде отвели его в Литву к королю Сигизмунду, и там в страшных муках встретил он конец жизни своей и в вечное царство, в свет немеркнущий, переселился. Царствовал в Московском государстве 4 года и два месяца. Посовещались они и решили призвать на престол Московского государства литовского королевича Станислава и провозгласить его царем, «если, — сказали, — оставит веру латинскую и крестится в нашу веру греческую». С этим и послали к королю великих послов и людей от всех чинов земли Русской. Извечной лжи коварные кознодеи, злохитрые поляки, хотя и договаривались о мире, но в сердце скрывали коварные замыслы. Когда же вступили они в град Москву, тогда стали нарушать условия перемирия и народ христианский жестоко притеснять стали, ибо и русские мятежники помогали им в этом.

Семь же бояр державы Московской все правление землей Русской передали в руки литовских воевод, ибо не осталось премудрых старцев, и силы оставили дивных советников, и отнял Господь у земли богатырей ее. Все же это Бог навел на нас за множайшие грехи наши. В том же году, марта в 19 день, излился фиал горя — разгромлен был царствующий город Москва. Рухнули тогда высоко вознесенные дома, блиставшие красотой, — иные огнем истреблены, и все прекраснокупольные церкви, прежде славой божественной сиявшие, скверными руками начисто разграблены были. И множество народа христианского мечами литовцев изрублено было, а другие из домов своих и из городов бежали поспешно, ища спасения. Прочие же, оставшиеся в городе, руками вражескими пленены и порабощены были. И так литовские люди владели Москвой два года и 6 месяцев, но в страхе были, ибо русские люди не отошли от города и убивали многих; хотя и утратили все свое достояние, но мечтали вернуть себе свою отчину, что и случилось.

Был он образованным мужем и красноречивым, но не сладкогласным. В божественных словах постоянно упражнялся, и все книги Ветхого закона, и Новой благодати, и уставы церковные, и законоположения постиг в совершенстве. А характер имел тяжелый и не спешил прощать наказанных. Дурных людей от хороших быстро не мог отличить, а к льстецам, а более того — к людям хитрым, прислушивался и доверял сплетням. Об этом некто сказал: «Из всех живущих на земле более всего склонен к греху ум человеческий и от обычаев добрых к злым совращается». Так вот и этот совращен был некиими мужами, подобными змиям, которые шьют клевету, козни сплетают и любовь обращают в ненависть. Так и Василия царя зло оклеветали мятежники словами лживыми, а он поверил всему, сказанному ими.

И поэтому с царем Василием всегда говорил грубо, а не благожелательно, ибо в душе носил огонь ненависти, зажженный наветами, и о коварстве супостатов никогда с отеческой любовью не совещался с царем, как тому быть подобало. Мятежники же сначала в удобный час царский венец попрали, а потом и святительскую красоту, надругавшись жестоко, обесчестили. Когда же после царя Василия оказалась Москва во вражеских руках, тогда хотел он предстать непоколебимым заступником народа, но уже минуло время и час прошел, словно приняли идущего за стоящего, и во время лютой зимы вздумал зацвести миндаль. Тогда хоть и ярился он на клятвопреступных мятежников и обличал их борьбу с христианами, но схвачен был немилосердными руками и, словно птицу в сетях, голодом его уморили, и так умер он. И, подступив со многими людьми под Москву в том же году, марта в 27 день, отбили у литовцев большой посад и каменный град Белый, именуемый Царев град. А литовцы удерживали Китай-город и Кремль. И так прошло немало времени.

Осаждали воины русские свой город и неустанно сражались с врагами, но не могли его взять, пока не отверзлась дверь милосердия и щедрот Господних. Да с ними, с князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и с Прокопием Ляпуновым, был атаман казацких полков, московский служивый ротмистр пан Иван Заруцкий. И был он не трус и сердцем лют, но душой коварен, ибо, позавидовав славе Прокопия, составил против него заговор. И был тот передан в кровожадные руки зло чинящего сборища, где глаз не смыкают творящие зло. Те же безжалостно, как волки, схватили его и поле кровью его обагрили. И хотя многие, бывшие тогда в рядах воинства, опечалились из-за смерти Прокопия, но не смогли помочь ему сохранить жизнь. И была тогда великая печаль и смута по всей Русской земле, ибо великие бедствия обрушились на христианский народ из-за притеснений со стороны неверных и насилий от ратников.

Но Бог рядом с теми, кто призывает его. Поистине по великой, ко всем простираемой милости своей дарует исцеление от болезни. Ибо выдвинул он из народа христианского некоего мужа от рода не именитого, но разумом мудрого, его же прозывали именем Кузьма Минин, а занимался прежде торговлей скотом. В то время пришла его очередь стать начальником судейским среди своей братии, то есть людей посадских в Нижнем Новгороде. Видя тогда, сколько притеснений терпят все, и опечалился очень, и душой поболел, подобно Зоровавелю, за людей Господних, призвал на помощь всемогущего Бога и сердцем воспринял все, что говорилось о бесчисленных бедствиях. И всегда носим был бурными ветрами различных забот, если в чем и неискусен, то зато решителен и деятелен. Собрал у народа множество серебра и заплатил необходимое жалованье людям ратным.

И так собрал полки многие и военачальника, искусного в битвах, князя Дмитрия Михайловича Пожарского уговорил стать над всеми. Сам же никогда не отлучался, словно древний Гедеон, возбуждая сердца всех против врагов. И так со многими воинами подступили к стенам Москвы и благим добронравием своим, словно ласковыми лучами солнечного света, военачальников собрал и всех храбрецов войска благочестивого воедино совокупил. И так, по промыслу Создателя, могуществом всесильной и непобедимой его десницы и под предводительством его разогнаны были темные тучи столь великих бед, на нас обрушившихся: подступили тогда с изготовленным на битву оружием к стенам города и снова взяли воины русские Москву в году 7121-м 1613 , октября в 24 день, на память святого мученика Арефы. Потом и крепкую Кремлевскую крепость захватили, и многих польских и литовских людей побили, и главного смутьяна во всей земле Русской — Федьку Андронова схватили живым, и после многих истязаний был он повешен. И других изменников замучили с ним. Воздалось им по поступкам их, как бы сказать — по злу их и по рвению их, ибо прежде многих преследовали, а потом сами к гибели устремились и страшной смертью скончались.

Хотя и из разных мест были люди, но в один голос говорили, и хотя сговориться не могли, ибо жили вдали друг от друга, но собрались все как равные в едином совете. Решили разумом, избрали же словом и постановили делом и благое решение приняли. Свершилось оно, людьми составленное, но по божественному устроению: умолили и упросили стать их государем на престоле царском Московского государства царя Михаила Федоровича, который был по роду племянник царя и великого князя всея Руси Федора Ивановича по матери его, царице и великой княгине Анастасии Романовне, бывшей супругой царю Ивану Васильевичу. Сошлись же тогда всей Русской земли вельможи, князья, и бояре, и дворяне, и все воеводы, сияющие храбростью, и цвет воинства, и всяких чинов приказные люди, и из всех городов лучшие семьи, и все вместе от мала до велика православные христиане в град, именуемый Кострома, к Михаилу Федорови-чу — здесь тогда находился он с матерью своею, великой старицей инокиней Марфой. И все, к ее ногам припадая, со слезами били челом и просили у нее, чтобы благословила сына своего на престол царский Московского государства, что быть ему царем по родственной близости его искрам царским и по благословению, данному отцу его, благоверному боярину Федору Никитичу блаженной памяти царем и великим князем Федором Ивановичем. Она же, вняв слезным мольбам бесчисленных людей, с трудом согласилась на это: ибо государь был молод, а время тогда было бурное, и люди строптивые — то есть склонные к смутам. Но, однако, возложила надежду и упование на всемогущего Бога, не отвернулась от многих слез, и просила сына своего Михаила Федоровича, и более того — благословила его стать государем в Русской земле, царем и великим князем Михаилом Федоровичем.

И тогда приемлет богопорученное ему скипетродержание Московского государства и повел мудро направленный корабль царствия. И стал он православию глава и начало богоугодному благочестию и государь всем правоверным, что под солнцем, и всему православному христианству назвался боговенчанный царь и великий князь Михаил Федорович, всея Руси самодержец. Хотя и прервалась чреда прежде царствовавших в отчинной державе его, подобно могучему и пышно цветущему дереву, увядшему и оскудевшему, скованному лютой зимой, теперь при летнем тепле и солнце улыбнулось оно и расцвело. Преславное же и великое место и многочисленных христиан дом, то есть мать городов русских — Москва, опустошенная во время завоевания неверными латинянами и состарившаяся и осиротевшая в тяжких бедах, причиненных русскими мятежниками, снова превратилась в юную обликом, словно это отроковица прекрасная и нарядная невеста. Апостольская и соборная святая церковь снова возвратила себе взор ласкающую красоту своего убранства. Снова солнце правды светлыми лучами благодати своей перед нами засияло, и увидели все свет великий, сладостной тишины свободный день. Избавил нас Господь Бог наш от обид наших и от страха перед иноземцами, и даровал державному держать державу в крепости достоинства своего, и даровал царствующему победу над врагами.

Пусть будет он в благе пребывать, и многие годы здравствовать, и во всяком благоденствии и в радости расти и мужать. Сей же замысли столпъ здати. И отъ того Евера еуреи прозвашася. Жилище ихъ в лесахъ по горамъ, а хожение ихъ скоро. Егда текутъ, никтоже можетъ постигнути ихъ. Сами мохнаты, без обоихъ губъ. Уши у них столь велики, что покрывает ими все свое тело.

Закрыть Как отключить рекламу? В год 6617 1109. Преставилась Евпраксия, дочь Всеволода, месяца июля в 10-й день, и положена была в Печерском монастыре у дверей, которые к югу. И сделали над ней божницу, там, где лежит тело ее. В тот же год месяца декабря во 2-й день Дмитр Иворович захватил вежи половецкие у Дона. В год 6618 1110. По весне ходили на половцев Святополк, и Владимир, и Давыд. И, дойдя до Воиня, воротились.

В тот же год было знаменье в Печерском монастыре в 11-й день февраля месяца: явился столп огненный от земли до неба, а молния осветила всю землю, и в небе прогремело в первый час ночи, и все люди видели это. Этот же столп сперва стал над трапезницей каменной, так что не видно было креста, и, постояв немного, перешел на церковь, и стал над гробом Феодосиевым, и потом перешел на верх церкви, как бы к востоку лицом, а потом стал невидим. Но то был не огненный столп, а явление ангельское: ибо ангел так является — иногда столпом огненным, иногда пламенем. Ангел же приходит туда, где есть благие места и молитвенные дома, и тут лишь едва являет свой вид, чтобы можно было людям увидеть его; ибо людям невозможно видеть естество ангельское, как и Моисей великий не смог видеть ангельского естества: ибо водил его днем столп облачный, а ночью столп огненный, но это не столп водил их, но ангел шел перед ними ночью и днем. Игумен Сильвестр святого Михаила написал книгу эту, летописец, надеясь от Бога милость получить, при князе Владимире, когда княжил он в Киеве, а я в то время игуменствовал у святого Михаила в 6624 1116 году, индикта в 9-й год. А кто читает книги эти — помолись за меня. Ко всем тварям ангелы приставлены; также ангел приставлен к каждой стране, чтобы хранил каждую страну, даже если она и языческая. Если Божий гнев обратится на какую-либо страну и Бог повелит ангелу тому пойти войной на ту страну, то ангел той страны не воспротивится повеленью Божию.

Так вот и теперь было, и на нас навел Бог, грех наших ради, язычников иноплеменников, и побеждали они нас по повелению Божию: ибо были они водимы ангелом, по повелению Божию. Если же кто скажет, что нет у поганых ангела, пусть знает, что Александр Македонский, ополчившись на Дария и двинувшись на него в поход и победив землю всю от востока и до запада, побил землю Египетскую, и убил Арама, и пришел на острова морские, затем повернул на Иерусалим, чтобы взять его и победить евреев, потому что они были в мире с Дарием. И пошел он со всеми воинами своими, и расположился станом, и отдыхал. И приспела ночь, и лежал на ложе своем среди шатра, открыл глаза и увидел мужа, стоящего над ним, и меч обнаженный в руке его, и вид меча его был точно молния.

В начале славных дел был дворцовый переворот

«Отец мой служил прежним государям по Кошире и убит при государе царе и великом князе Василии Ивановиче всея Руси на Гремячем злою позорною смертью, скинут с башни в ту пору, как государь царь и великий князь Василий Иванович стоял под Тулою. И великому государю нашему его царскому величеству в то время под свою государеву высокую руку приняти было вас не мочно, потому что у его царского величества с короли польскими и великими князи литовскими было вечное докончанье. В 7712-м (1604) году государь царь и великий князь Борис Федорович, всея Руси самодержец, преставился 13 мая, постригшись под именем Боголепа. Был он на престоле Московского государства 7 лет и 6 месяцев, а всего прожил 53 года. В лето 7156, Июня в 16 день, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руссии Самодержец в двадесятое лето возраста Своего, в третие лето Богом.

Совокупные знания

Точнее, к 1565 году («А января в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы»). Тогда, в конце 1564 года, царь Иван IV отъехал из Москвы в Александровскую слободу, а вскоре прислал оттуда письмо в Москву. Данное событие послужило отправной точкой установления опричнины. запись принципов, по которым Василий Шуйский обещал править. Была принята в 1606 году. Назовите царя, упоминаемого в отрывке. Прочитайте отрывок из летописи. «Все граждане града Москвы били челом Афанасию митрополиту всея Руси и всему освящённому собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал. Б) «В том же году июня в 8 день великий князь всея Руси Василий Иванович пошёл с Москвы в третий раз ратью к городу Смоленску, а с ним братья его.

Из сочинения французского историка Анри Труайя.

Из донесения первого испанского посла в России де Лирня. Прикажите нам, ваше величество , и мы повергнем к вашим ногам головы тиранов». Призванное дворянство сделало то же. В какие годы происходили описанные события? О какой царице и каком историческом событии идёт речь? В чём заключалась суть возникшего конфликта?

Из труда историка. По словам , в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль — при стуке топора и громе пушек». В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим». О каком столетии идёт речь в документе?

Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания курса истории? Назовите не менее трёх итогов развития. Правда, многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам... О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Назовите не менее двух аргументов, какими подтверждает свою оценку.

Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чём состояли главные заслуги Екатерины II. Из сочинения современного историка. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»... Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

О каком хронологическом периоде а истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошел в историю этот период? Назовите не менее четырёх реформ. Как оценивает автор эпоху Екатерины II?

И многие винные люди от вин своих учинены свободными не по делу, а на которых обычных немногих людей и вина положена, и про тех в том же декрете написано: где они, живы ли или померли, про то им и самим не ведомо. И по государеву указу тот декрет у них, посланников, за такими явными неправдами не принят. А сказано им и в ответном письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну Казимеру королю своих государевых великих послов. А в прошлом во 161-м году посыланы к нему, Яну Казимеру королю, государевы великие и полномочные послы, боярин и наместник великопермский князь Борис Александрович Репнин-Оболенский с товарыщи, чтоб Ян Казимер король, памятуя вечное докончанье, и посольские договоры, и соймовые свои уложенья, констытуцыю, велел в тех вышеимянованных делех исправленье учинить пристойное. И те государевы великие послы, будучи в ответе, о государеве чести о исправленье на обвиненых людей по договору паном раде говорили и стояли о том всякими мерами. И Ян Казимер король в том деле никакова исправленья не учинил. А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы, говорили о чести блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом. И те государевы великие послы им, паном раде, о том выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело, государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не бояся бога и не памятуя вечного докончанья. И тем великих государей наших, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его, великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили.

И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный суд и декрет, что они о том деле, и их государской чести, мимо прежнего суда и декрету инако судити и переделыватъ не будут. И 454 отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей, от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что. Да он же, Ян Казимер король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим християнским неприятелем с крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сопча Московское государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимер король, через свои государства пропустил к свейской королеве Христине общего християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало. Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод росправы в том не чинят.

И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны. А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места здержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческаго закона и на святые божии восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю 455 всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божии, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею.

И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно.

При участии патриарха Иоакима было достигнуто примирение и управление Россией в качестве регента приняла Софья, а Петра с матерью отправили жить в подмосковное село Преображенское.

Семилетнее правление Период регентства продолжался с 1682 по 1689 год. Софья Алексеевна опиралась на своего фаворита Василия Голицына. В их внешней политике стоит отметить несколько направлений: Восточное.

В 1689 году Федор Головин подписал Нерчинский договор с империей Цин. Он вошел в историю, как первый русско-китайский договор и действовал до середины XIX века. Для России он был не особо выгодным, зато прекратились военные столкновения в Приамурье.

Во внутренней политике продолжалось преследование старообрядцев и борьба с башкирским повстанцами. В борьбе с последними помог калмыцкий хан, из-за жестокости его войска, башкиры прекратили сопротивление, а царское правительство отказалось от их насильственного обращения в христианство. В годы правления царевны Софьи в Тобольске был заложен кремль и построен первый каменный собор в азиатской части государства.

От кого направлена челобитная? Какую главную причину бедствий, притеснений называют авторы документа? Кто, с их точки зрения, был главным притеснителем? Какая война последовала за принятием документа адресатом?

Остались вопросы?

Сентября в 25 день Ковгоршад царевна, и Булат князь, и вся земля Казанская великому князю Иоанну Васильевичу изменили, а Яналея царя убили, которого им князь великий Василий Иоаннович дал царем на Казань, а взяли себе на Казань царем из Крыма Сафа-Гирея царевича. Прочтите отрывок из источника: «Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и вели кий князь Фёдор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец. «Апреля в 27 день преставися государь царь и великий князь Федор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий