Советская власть 20 января 1918 г своей политикой в отношениях государства и церкви провозглашала

1) Назовите декрет от 1918 г., который устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания.

Глава 2. Большевики и Православная церковь

Причем при упоминании отношений Церкви и большевиков в 20-х годах у большинства непременно будут вставать перед глазами картины сносимых храмов, расстреливаемых священников и прочих ужасов, творимых проклятыми жидобольшевиками. Советское правительство 20 января 1918 г. издало декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», которым провозглашалось отделение церкви от государства и школы от церкви. Он был подготовлен рядом законодательных актов Советского правительства. Документ, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 г., устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал. Он провозгласил наиболее общие принципы организации Советского государства, положил начало слому старого и созданию нового государственного аппарата, т.е. решил важнейшие конституционные вопросы. Акты съезда стали базой для различных отраслей советского права.

Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"

Их налаженное столетиями обширное хозяйство разрушалось. Отряды красноармейцев во главе с комиссарами растаскивали и пускали по ветру обширные, накопленные непрерывным трудом запасы и инвентарь. Самих же монастырских насельников выгоняли на улицу. Попытки некоторых монастырских общин под видом создания модных тогда коммун сохранить общежительство власти жестоко пресекали, а сами здания церквей и монастырей передавали различным советским организациям. Пик репрессий пришелся на начало нэпа. Несмотря на усилия церкви помочь в 1921 г.

Декретом 26 февраля 1922 г. Верующие начали оказывать сопротивление изъятию церковных ценностей. В Шуе и других местах в стычках с властями погибли люди. Этим тотчас решил воспользоваться Ленин. В своем секретном инструктивном письме он жестко потребовал «проучить эту публику»: провести массовые аресты, показательные процессы, расстрелять «очень большое число» священников и монахов.

В 1922 г. Всего в 1922 г. В этот момент церковь в борьбе за свое существование не оказалась единой. Петроградский священник А.

А уже 5 марта было отменено возглашение многолетия царствующему дому, и 6 марта Синод принял решение служить молебен о новом правительстве, после чего также была установлена молитва о «благоверном Временном правительстве».

Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути... Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту... Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани... Российская Православная Церковь и до, и после февральских событий неизменно пыталась бороться за сохранение государственного порядка и не допустить братоубийственной вражды.

Но в 1917 году ее голос не был принят во внимание. Одним из первых решений, принятых Временным правительством, а в частности обер-прокурором В. Львовым, было решение о роспуске старого состава Святейшего Синода. В состав нового Синода не входил ни один из трех митрополитов, которые были на тот момент в России. В нарушение канонов и иерархической дисциплины в состав Синода было включено 4 священника.

В конце апреля Святейший Синод объявил о начале подготовки к Поместному Собору. На этом Соборе подразумевалось решить одни из важнейших проблем православной церкви. События Октябрьской революции происходили в период заседания Поместного Собора. В то время церковь большее внимание уделяла внутренним проблемам, нежели государственным. Как известно, 25 октября 7 ноября 1917 года после штурма Зимнего дворца было свержено Временное правительство.

Ленин на II Съезде советов провозгласил власть советов, а фактически вся власть переходила в руки партии большевиков. В это время в московском Кремле проходил Поместный Собор, на котором решались вопросы о восстановлении патриаршества. В результате событий, происходивших в Петрограде, после нескольких дней упорного сопротивления Советская власть установилась в Москве. Поначалу церковь считала, что большевики продержаться недолго у власти. Политика большевиков имела антирелигиозный характер, что не могло остаться без внимания со стороны православной церкви.

Первые послабления для церкви и верующих наступили только в годы Великой Отечественной войны. Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи различных слоев общества с церковью и, прежде всего, с господствующей - православной. Кульминации борьба с церковью в этот период достигла в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей. Уже к середине года состоялся 231 судебный процесс, на скамье подсудимых оказались 732 человека, многие из них были расстреляны.

О накале обстановки свидетельствует и тот факт, что на заседаниях Политбюро ЦК РКП б за год было рассмотрено 34 вопроса о Русской православной церкви. Основным исполнителем решений Политбюро по религиозным вопросам стало Главное политическое управление ГПУ , в котором этими проблемами непосредственно занималось VI отделение Секретного отдела, возглавляемого Е.

Но большевистское руководство было недовольно тем, что церковь перехватила инициативу у государства. В феврале 1922 г.

Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в подлинный грабеж церковного имущества. Это вызвало протест как со стороны церковнослужителей, так и верующих. В течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводившими реквизиции.

Наиболее кровавый характер приобрели события в городе Шуя, во время которых было ранено 10 человек и 4 человека убито. Ленин использовал эти события для нанесения церкви решающего удара. В апреле — мае 1922 г. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.

Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 гг.)

Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Документы и фотоматериалы. Опираясь на революционное сознание трудящихся масс, планомерно и последовательно провести полную ликвидацию мощей на местах, избегая вредной нерешительности и половинчатости мероприятий. Ликвидацию названного культа мертвых тел и кукол осуществить или путем так называемых «мощей» в музеи…, или путем захоронения. Губисполкомы обязаны проверить все конкретные условия проведения мероприятий по ликвидации мощей…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Троцкого в Политбюро март 1922 г. Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей.

Так как вопрос острый, то и раскол на этой почве может и должен принять очень острый характер, и той части духовенства, которая выскажется за изъятие и поможет изъятию уже возврата назад к клике патриарха Тихона не будет…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Страховое обложение церквей, особенно в сельских местностях иногда достигает таких размеров, что лишает общину возможности пользоваться церковным зданием… 4. Необходимо разъяснить, чтобы члены прихода, церковные старосты и сторожа… не приравнивались за это к кулакам и не облагались усиленными налогами…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций»… Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно увозите в Германию не вами накопленное золото… Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду… Вы обещали свободу… Все проявления как истинно гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно…». Хрестоматия по новейшей истории России.

Киселева, Э. Православная Церковь, Советское государство и народ 10 Из предложения Л. Троцкого в Политбюро 1922 г. Из десяти прохожих… по крайне мере, семь, если не восемь, крестится, проходя мимо. А проходит много красноармейцев, много молодежи… Нужен решительный и твердый поворот в постановке нашей агитации и пропаганды». Например, в с.

Третьяки Почепского района Западной области при переписи 56 дворов 88 человек записались православными, 5 баптистами и только 26 человек — неверующими. В деревне Бибики в 26 семьях записалось православными 56, неверующими — 9… Районные работники утешают себя тем, что в соседних районах «дело не лучше»…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Следует убрать этот базис — имущество и средства доходов Церкви, — и Церковь отомрет сама по себе. К этой же категории относится зачисление духовенства в число лишенцев, которые при карточной системе эпохи военного коммунизма обрекались на голодную смерть, если бы не помощь верующих.

Всё это переходило в распоряжение местных Советов. То есть, уже на второй день Советской власти всё церковное имущество одним росчерком пера было отобрано у Церкви первоначально, правда, лишь на бумаге. Однако довольно быстро, уже в январе 1918 года большевики начали пытаться осуществить этот захват и в действительности. Церковное имущество согласно Декрету 1918 года формально безвозмездно передавалось во временное пользование религиозным группам, но на практике за использование храмами и Церковной утварью также назначался очень высокий налог. Это называлось «страховым обложением». Очень часто эти налоги, особенно с конца 1920-х годов, оказывались для общин совершенно непосильными, и это способствовало массовому закрытию храмов. Этим декретом у Церкви не только отнималось право владеть собственностью, но она вообще лишалась прав юридического лица, то есть- Церкви, как единой организации, больше не было. Церковь, как организация, оказывалась вне поля легальности, вне советских законов. Это положение оставалось в действии вплоть до 1990 года, то есть практически до самого конца существования советской власти. Восьмой отдел Наркомюста, который должен был проводить в жизнь ленинский декрет, прямо был назван «Ликвидационным». Таким образом, открыто провозглашалась цель, которую преследовали в отношении Церкви большевики, — её ликвидация. Началось закрытие храмов и монастырей, конфискация их имущества. Положение духовенства в первые годы советской власти Согласно советской Конституции, «служители культа», как и все «бывшие» люди, представители свергнутых «эксплуататорских» классов, были лишены гражданских прав, то есть были отнесены к категории так называемых «лишенцев». И это далеко не всё. Большинство духовенства вплоть до 1960-х годов были сельские священники. Сельское духовенство облагалось всевозможными натуральными налогами, обязывалось регулярно сдавать обычно непомерное количество мяса, молока, масла, яиц и прочих продуктов. Дети духовенства, как и прочих «лишенцев», были практически лишены возможности получать какое-либо образование выше начального. Всевозможных пособий, распределений по карточкам «лишенцы», разумеется, тоже были лишены. Квартплата же для них назначалась самая высокая. В результате возможность хоть как-то выживать в 1920—1930-е годы для духовенства открывалась лишь благодаря поддержке их прихожан. Если бы не такое неравнодушие со стороны рядовых верующих к судьбам Церкви и ее служителей, то уже в 1920-е годы свели бы духовенство на нет. Но этого не происходило именно благодаря поддержке церковных масс. Антирелигиозная пропаганда сл. В 1920-е годы она стала развиваться невероятными темпами.

С этой целью в 1918 году был создан Комиссариат по делам мусульманских народностей, который возглавил мулла Hyp Вахитов. Евреи 1921—1928 годы Кампания по изъятию церковных ценностей В 1921—1922 годах вследствие неурожая, урона, понесенного в результате Гражданской войны, а также продовольственной политики большевиков в годы военного коммунизма в стране разразился голод. Русская православная церковь с самого начала пыталась организовать благотворительную помощь голодающим. В июле 1921 года патриарх Тихон совместно с писателем Максимом Горьким обратились с воззванием к американскому народу с просьбой помочь нуждающимся. Воззвание было опубликовано в "Нью-Йорк таймс" и других иностранных газетах, а также распространялось советскими дипломатами по дипломатическим каналам. Церковью был предпринят ещё ряд шагов по смягчению последствий голода. Несмотря на позицию Церкви, под предлогом борьбы с голодом большевики развернули широкомасштабную кампанию по изъятию церковных ценностей. По своему масштабу, изуверству и жестокости они сопоставимы с гонениями первых веков христианства, происходившими на территории Римской Империи. Традиционно принято считать, что гонения на Православную Церковь начались в России после большевистского переворота октября 1917 года. Однако это не совсем так. Первые признаки гонений мы можем наблюдать начиная с февраля того же года, когда пришедшее к власти Временное правительство решило, что имеет право, как угодно, коверкать жизнь Церкви, вмешиваться в ее внутреннюю жизнь. Российское государство после Февральского переворота лишилось законного Царя — Помазанника Божиего, удерживающего мир от сил зла. Временное правительство, однако, незаконно решило присвоить себе царские функции, откровенно вмешиваясь в жизнь Церкви. Церковно-приходские школы, находившиеся ранее в ведении Православной Российской Церкви, теперь лишились ее опеки. В итоге более 37 000 церковно-приходских, второклассных и церковно-учительских школ оказались в ведении Министерства народного просвещения. Их общее имущество оценивалось в 170 миллионов рублей. Буквально через четыре дня после этого трагического события в Петрограде произошел революционный переворот, положивший начало неслыханным дотоле большевистским гонениям на Церковь. И эти гонения не заставили себя ждать. Практически через неделю после Октябрьского переворота произошло первое убийство православного священника. В новом 1918 году антицерковная политика новой власти имела свое логическое продолжение. Так, уже в начале января 1918 г. Несколько позже, 13 января 1918 г. Для того, чтобы исполнить этот декрет, боевики Красной гвардии осуществили вооруженное нападение на святую обитель. В ходе вооруженного конфликта был смертельно ранен настоятель Скорбященской церкви протоиерей Петр Скипетров ныне прославлен Русской Православной Церковью в сонме священномучеников , пытавшийся устыдить распоясавшихся революционных головорезов. Жуткое убийство произошло пасхальной ночью 1918 года. В станице Незамаевской был закопан живьем в навозной яме иерей Иоанн Пригоровский. Предварительно священнику выкололи глаза, отрезали язык и уши. На станции Синара под Екатеринбургом 10 июня 1918 года был зарублен протоиерей Василий Победоносцев. Через три дня, 13 июня того же года, был расстрелян в Шадринском уезде священник Александр Архангельский. Особо жутким гонениям подверглись архиереи Православной Церкви. Так, 25 января 1918 года по старому стилю в Киеве был зверски замучен митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский. Владыку вывели из Киево-Печерской Лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалеку от Никольской впоследствии Лаврской улицы. На теле митрополита было найдено шесть пулевых отверстий и несколько колотых ран. Многие монастыри также подверглись жестоким большевистским гонениям. Так, в октябре 1918 года большевики разграбили Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. Архимандрит Варлаам, настоятель обители, в наволочке из грубого полотна был утоплен изуверами в реке. Осквернив престол храма, гонители увезли с собой святыни, подвергли разграблению библиотеку, а также монастырские мастерские. Часть насельников обители была расстреляна, другая часть брошена в ямы и залита нечистотами. Некоторых монахов под конвоем доставили в Пермь для принудительных работ. Репрессии в отношении духовенства продолжались и в последующие годы. Так, 5 августа 1919 г. Обитель была разграблена и осквернена, подверглась разорению.

Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ки было веры или не исповеданием никакой веры, отменяются» Даже само указание на религиозную принадлежность граждан устранялось из всех официальных актов. Отменялась религиозная клятва или присяга; никто не мог, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения гражданских обязанностей. Преподавание религиозных вероучений во всех учебных заведениях запрещалось. Граждане могли обучать и обучаться религии только частным образом. Так был сделан важный шаг к освобождению подрастающего поколения от религиозного влияния. Советская власть не препятствовала свобцдному исполнению религиозных обрядов если это не нарушало общественного порядка и не ущемляло прав граждан Советской республики. В декрете подчеркивалось, что «здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ»1 2. Провозгласив свободу совести, Советское государство сохраняло за собой право на атеистическую пропаганду, на широкое проведение культурно-просветительной работы среди трудящихся, на борьбу с темнотой и невежеством. В этом отношении социалистическая революция сделала громадный шаг вперед по сравнению с законодательством периода буржуазной революции во Франции, которая сохранила за церковью большие права. Октябрьская революция выступила продолжательницей Парижской Коммуны, лишившей церковь государственных прав. Передовая часть рабочих и крестьян горячо одобряла декрет об отделении церкви от государства.

Советская власть и христианские конфессии динамика отношений в 1920-е гг.

Советская власть, большевики и Церковь Декре́т об отделе́нии це́ркви от госуда́рства и шко́лы от це́ркви — нормативно-правовой акт, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля).
Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 гг.) В начале 1918 года, 20 января, Совет народных комиссаров принимает «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Этот документ как минимум на 70 лет стал основой для церковно-государственных отношений в Советском Союзе.
Власть и церковь в годы гражданской войны кратко Одной из важный «кампаний» гражданской войны в России был конфликт Советской власти с Церковью. Этот конфликт вплоть до стабилизации государства в середине 20‑х годов носил исключительно острый, сложный и тяжелый характер.

Советская историографическая концепция

  • Взаимоотношения церкви и власти во время революций г.
  • Изъ «Церковныхъ Вѣдомостей» отъ 7(20) февраля 1918 года.
  • Правда о взаимоотношениях Советской власти и церкви — КПРФ Москва
  • Внутренняя и внешняя политика большевистской власти

Когда церкви грозил хаос

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви 2 февраля (20 января) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил декрет О свободе совести, церковных и религиозных обществах, в соответствии с которым церковь отделялась от государства и школа от церкви.
Советская власть vs Церковь «Как местный епископ считаю своим долгом обратиться к православному населению ани и Астраханского края с нижеследующими строками. В один из ближайших дней в церквах должен быть прочтен декрет народных комиссаров об отделении Церкви от государства.

20 января / 2 февраля 1918 г. Декрет СНК об отделении церкви от государства

1. Церковь отделяется от государства. 1922 – Расправа с церковью Декретом 13 января 1918 г. церковь была отделена от государства, школа от церкви, а церковное имущество подверглось конфискации. 10 января 1918г. митрополит Петроградский Вениамин обратился с письмом в Совнарком, в котором призывал власть «не приводить в исполнение предполагаемого проекта об отобрании церковного достояния». 1) Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения. Смелость Тихона поубавилась, когда он уже понял, что советская власть — всерьёз и надолго. Буквально через несколько месяцев он уже меняет позицию: «Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. В январе 1918 года новая большевистская власть открыто заявляет о своих будущих отношениях с религиозными организациями. Издается декрет, который в последующем публиковался под названием Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

Советское государство и Церковь

Борьба с религией в СССР 1918 1931 В Севастополе большевики пришли к власти 29 декабря 1917 года. 25-26 января 1918 года, после вооруженных столкновений с крымскотатарскими формированиями, Советская власть была установлена в Симферополе, а в январе 1918 года – во всем Крыму.
Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — Википедия Аннотация В настоящей статье изучаются меры антирелигиозной политики советской власти в отношении Русской православной церкви в 1917–1930 гг. Декретом 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа от церкви.
Курсовая работа (теория): Советская власть и христианские конфессии динамика отношений в е гг. 20 января 1918 года был принят декрет о свободе совести в церковных и религиозных обществах, который должен был стать законодательной основой в политике большевиков по отношению к Церкви.
Советская власть и церковь 1920-1930гг Советская власть с первых лет своего существования изменила отношение к религии. На протяжении многих столетий взаимоотношения власти и религии складывались и определялись уровнем политического и социально-экономического развития общества.
Об отделении церкви от государства и школы от церкви 1. Церковь отделяется от государства.

Навигация по записям

  • Борьба с религией в СССР
  • Продолжить чтение
  • ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА - Древо
  • Взаимоотношения церкви и власти во время революций г.
  • Советское государство и Церковь
  • Государство и церковь в первые годы советской власти

Глава 2. Большевики и Православная церковь

Мы первыми в мире узаконили аборты, отменили церковный брак, толкнули людей на внебрачное сожительство. Около 240 млн абортов было сделано в нашей стране с 1920 по 2010 гг. А первоначальная коммунистическая утопия вообще предлагала отменить семью как явление. С этим перегибом справились, но это давало о себе знать 20 лет. Через десять лет численность населения уменьшится на 7-10 млн, через 20 лет мы потеряем от 25 до 30 млн человек.

Естественно, что к 2050 году мы имеем все шансы остаться с населением в 70-80 млн. Фактически, по умолчанию, изменилась главная линия родства, она стала каинитской — по крови матери. Например, при проведении переписи населения в инструкции переписчикам было определено, что при возникновении затруднений в определении национальности национальная принадлежность определялась по национальности матери. Да, и народ, в целом, считает мать «главным родителем».

Да и большинство потомков Романовых уже не носят эту фамилию, то есть они рождены по материнской линии. Каиниты с надеждой ждали снятия проклятия, но этого не произошло. Четвёртое поколение от Каина — Мафусал сам Каин был жив. Пятое — Ламех, рсцвет цивилизации, «промышленности», изобретательства.

При Ламехе: - каинитяне, как народ, стали вырождаться, они были вынуждены переселиться за «черту оседлости»; - Ламех изобрёл многожёнство; - изменилось родство: у каинитах оно начало передаваться через материнскую кровь, для еврейских женщин стало возможным приобретать детей в народ от мужчин других наций, появилась религиозная храмовая проституция.

Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в подлинный грабеж церковного имущества. Это вызвало протест как со стороны церковнослужителей, так и верующих. В течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводившими реквизиции.

Наиболее кровавый характер приобрели события в городе Шуя, во время которых было ранено 10 человек и 4 человека убито. Ленин использовал эти события для нанесения церкви решающего удара. В апреле — мае 1922 г. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму. В то же время внутри самой православной церкви произошел раскол, спровоцированный властями.

Часть молодых церковнослужителей объявили в мае 1922 г.

Чернов М. Одинцов Всероссийский поместный Собор Русской православной церкви 15. Собор открылся в сложной политической обстановке. Солдаты толпами бежали с фронта, убивая офицеров, учиняя беспорядки и грабежи, наводя страх на мирных жителей, в то время как кайзеровские войска стремительно двигались вглубь России» [1]. К тому же и общественные настроения были далеко не в пользу Собора.

На него съехались более пятисот делегатов со всей России. Правительство поручило собору выработать новый закон о положении церкви в государстве, то есть предлагался некий «консенсусный» вариант разделения государственных и церковных структур.

Керенский тогда пообещал представителям собора: «Правительство проявит... Сначала они жгли и громили помещичьи усадьбы, потом добрались до монастырей. Епископ Андрей Уфимский взывал к Керенскому: «Грабят церкви, грабят монастыри, грабят богатых, грабят даже бедных, если у них имеется лишняя корова или лишняя коса... Александр Федорович! Спасайте Россию!.. Возьмите себе в сотрудники людей беспартийных и непременно верующих, любящих святую церковь». С другой стороны, в провинции вовсю шла «церковная революция». Еще с марта 1917 года инициативные группы из священников и прихожан объявляли себя «исполнительными комитетами» духовенства и мирян.

Они собирали съезды, обсуждали деятельность своего местного епископа и духовной консистории, иногда выбирали новую. Новый состав Синода столкнулся с тем, что надо не открывать двери для «революционного потока», а, наоборот, как-то вводить его в законные, регулярные рамки. Потому что церкви вместо раскрепощения грозил хаос... Священники по-прежнему получали жалованье, здание Синода в Петрограде никто не реквизировал и даже не закрывал. Но уже с января 1918 года в советских газетах началась антицерковная агитация, что называется, «артподготовка», предваряющая появление Декрета об отделении церкви от государства. Один из его авторов профессор Петроградского университета Михаил Рейснер поместил в «Известиях» статью, в которой подчеркивал, что почти все его положения по отдельности уже приняты во Франции и Соединенных Штатах Америки. В частности, там к 1917 году национализировали церковное имущество и передали храмы в пользование приходских сообществ. Профессор заключил, что большевики «лишь следуют тем образцам, которые давно выработаны американской и европейской демократией и лишь объединены в русском проекте».

Однако в отличие от французского закона 1905 года советский декрет не просто отделял церковь от государства и запрещал финансирование религиозных учреждений из государственного бюджета. Он также не разрешал преподавание религии в любых в том числе и частных учебных заведениях, где имелись общеобразовательные предметы. Возбранял религиозным организациям владеть какой-либо собственностью и лишал их права юридического лица. Все церковное имущество объявлялось народным достоянием. Таким образом, вся церковная структура - патриаршие учреждения, Священный Синод, духовные консистории, монастыри, благотворительные общества и пр. То есть на деле это был не декрет об отделении церкви от государства, а декрет о переводе церкви на абсолютно бесправное положение. Что давало возможность впоследствии перейти к репрессиям в отношении любых религиозных объединений как незаконных. Аналогов такому подходу в мире не было, а ссылки на «прогрессивный» западный опыт больше похожи на демагогию.

Там, в частности, отмечается, что «государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Каждый должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, то есть быть атеистом». И далее: «Полное отделение церкви от государства - вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви». Но это стратегия, а в 1917 году была важна тактика.

Советская власть и церковь 1920-1930гг

Наверху стояли бесконечно далекие от мирян епископы, на которых бросила свою тень распутинщина, а внизу — «попы», к которым народ относился с явной враждебностью» [2]. Факт широкого и глубокого раскола церковного общества признавали и некоторые из православных архиереев. Так, епископ Уфимский и Мензелинский Андрей Ухтомский писал о противоборстве в Церкви монархического, оппортунистического и обновленческого направлений [3]. Нарастало недовольство вероисповедной политикой Временного правительства и со стороны неправославных объединений. В канун начала работы Собора в Москве проводилось Государственное совещание, целью которого была выработка мер «по спасению родины» от грозящих ей «хаоса и разорения».

И пока церковь решает свои внутренние проблемы, советская власть начинает проводить активную идеологическую работу.

В отчете Мозырского окружного комитета КПБ за 1924 г. В развитии атеистического движения большую роль сыграла еженедельная газета «Безбожник», которая издавалась в Москве с 1922 г. Она пользовалась популярностью, появляются кружки друзей газеты «Безбожник» на фабриках, заводах, воинских частях и т. Существовали группы атеистически настроенных людей. Однако все организации действовали разрозненно, необходимо было создание организации, которая бы контролировала проведение антирелигиозной пропаганды, и в 1925 гг.

Проводилась работа по пропаганде атеизма, созданию антирелигиозных выставок и музеев, выпуск антирелигиозной периодики и литературы. За первый год существования кружки были созданы почти во всех округах. Ячейки главным образом больше создавались в городах, чем в деревне. Причина была в том, что не хватало антирелигиозных работников. Создаются курсы по подготовке пропагандистов.

Ключевым на всех программах для курсов был классовый подход в антирелигиозной работе. Любовь к врагам. Эксплуататорский характер заповеди: любите друг друга» [11, л. Литература атеистической направленности, которая использовалась для подготовки кадров, не отличалась большим разнообразием. В основном это были работы: В.

Ленина, Н. Лукина, Е. Ярославского, А. Луначарского [13, л. Списки литературы высылали Окрсоветы, а также методические указания, конспекты, контрольные вопросы для семинария по подготовке пропагандистов антирелигиозников [9, л.

Кроме изучения антирелигиозного материала, члены Союза Безбожников должны были внести вступительный взнос, для деревни он составлял 2 коп. Антирелигиозные работники должны были распространять литературу, агитплакаты, листовки. Распространялось это все за деньги, весь чистый сбор поступал в пользу постройки самолета «Безбожник». Стоимость стенгазет рабочие, крестьянские, школьные была 5 коп. Союз Безбожников постоянно сталкивался с нехваткой средств.

У него средств нет. Он живет на средства Акционерного Издательского Общества «Безбожник» [8, л. Далее шла речь о создании собственного счета в Госбанке и финансировании, так как той суммы, что выделял Наркомпрос 10000 рублей, обществу было не достаточно. Организовывается работа по замене религиозных праздников на советские, проводятся комсомольская Пасха, Рождество, в которых издевательски высмеивают эти праздники. В плане проведения антирелигиозной компании перед Пасхой 1925 года отмечалось: «Основной работой в пасхальной антирелигиозной компании должен быть разбор основных догматов вероучения, например 10 Моисеевых заповедей, но не с религиозной точки зрения, а с классовой, то есть доискиваться в каждой из заповедей или каждого из догматов той практической цели, какой добивался ее составитель, имея ввиду, что эти заповеди составлялись представителем богатого класса с целью обуздать революционные инстинкты порабощаемого им бедняка» [10, л.

В канун Пасхи проводился вечер Коперника, «который должен отметить борьбу духовенства с представителями науки, в качестве материалов посылались: программа вечера «Огнем и кровью против бога». Комсомольские вечера: устная газета, посвященная антирелигиозному вопросу, чтение листовок, игры, хороводы, танцы, пьеса «Как я стал безбожником» [16, л. Вот как писали о Христе в тезисах, о происхождении Пасхи за 1925 г. Взялась она вот откуда. В далекие времена Иудея был самостоятельным государством, но потом было завоевано Римлянами, много раз восставала Иудея против Римлян, но безуспешно, нищета и бедствия после этого еще больше увеличиваются.

У евреев была потеряна окончательная вера в свои силы и тогда появились мечты о том, что придет спаситель Мессия, Христос сын божий хотя его считают не только сыном, а единым в трех лицах , что конечно очень глупо, который спасет и освободит угнетенных. Это потом было перенято у евреев возникшей христианской веры, только немного на иной лад, но содержание было одно и тоже, ибо первые христианские апостолы, как Павел, Иоанн были раньше иудеями, потом перешли в христианскую веру. Они-то и передали всю эту самую историю. Даже теперь еще в глухих деревнях темные бабы и вообще старики иногда говорят: что скоро конец света, и придет антихрист, а потом придет Христос и спасет все человечество от грехов» [10, л. Судя по данным объяснением, откуда появился Христос и вера в него, можно сказать, что составитель этих тезисов был человек глуп и мало образован, да и рассчитаны были эти тезисы на «темные», неграмотные массы.

Так Пасха - этот праздник «освобождения», как его называют попы, несет закабаления сознания верующих. В эти дни церковники особенно много распевают о «всеобщем братстве во Христе» о любви и всепрощении. Призывают друг друга обнять и простить ненавидящих и т. Так затемняют они классовое самосознание трудящихся, проповедуя отказ от революционной борьбы» [14, л. Подведя итоги антирелигиозной работы, Советская власть начинает понимать, что не было достигнуто ожидаемых результатов.

К 1928 г. Накопленный к 1928 г. Особенно он начинает проявляться в 1929 г. Начинаются репрессии относительно крестьян оказывающих сопротивление. Церковь тоже не избежала очередных репрессий.

Все религиозные организации начинают причислять к контрреволюционной силе. Заслушав очередной доклад о положении и задачах антирелигиозной работы в БССР в 1929 г. Религиозные организации особенно католические и сектантские усилили свою работу, успели во многих местах окрепнуть, усилить свое влияние, иногда очень активно использовать наши методы работы и наши трудности по социалистическому строительству. Ослаблению антирелигиозной работы способствовали: слабость партийного руководства, недооценка и игнорирование задач по борьбе на антирелигиозном фронте, недостаточность квалифицированных пропагандистов антирелигиозников» [8, л. С этих причин Секретариат ЦК КП б Б считал религиозную работу неудовлетворительной и признал необходимым проводить следующие мероприятия: «усилить партруководство союзам Безбожников, втягивать в союз Безбожников как можно больше рабочих и работниц с предприятий.

В школах, детдомах, детсадах вместо безрелигиозвого воспитания обеспечить боевое антирелигиозное воспитание. Во всех крупных промышленных и культурных центрах организовать антирелигиозные музеи, кабинеты и выставки. Организовать в Минске центральный антирелигиозный музей. Поставить задачу перед Белгоскино об создании антирелигиозного фильма на местном материале, в репертуар Гостеатра внести пьесы с антирелигиозным содержанием…» [8, л. При подготовке очередной антипасхальной кампании в 1929 г.

В тезисах для антипасхальных докладов за 1928-1929 гг. Борьба за новый и трезвый быт есть борьба за социалистическое строительство. Религиозные праздники и особенно Пасха, как показывает статистика, несут особое пьянство, членовредительство, разврат, результатом праздничного веселья всегда являются в последующие дни прогулы и падение трудовой дисциплины на предприятиях. Так религиозные праздники причиняют миллионные убытки нашей промышленности. В прошедшую Пасху 1928 г.

Таким образом, Советская власть идеологически пыталась «очернить» религию, сделать ее виновницей пьянства и других грехов. Особое внимание уделялось школе, учителей заставляли проводить антирелигиозные вечера с учениками, родителями. Добиваться, чтобы дети имели влияние на родителей, следить за тем, чтобы все дети посещали школу в дни религиозных праздников. Для строительства социализма нужны были новые революционные праздники, новые бытовые формы, помогающие строить социализм, возникающие в борьбе с пролетарским миром. Физкультура, театр, музей, кино, научная лекция - постепенно завоевывают и должны завоевывать принадлежащее им по праву место в жизни каждого рабочего» [14, л.

Таким образом, получается, что создавалась новая партийная религия, у которой были свои «Боги», своя «религиозная атрибутика», свои «молитвы» и свои «святые мощи». Жительница Минска вспоминала: «Там где построен Дом правительства, раньше была вокзальная церковь. Я помню, как комсомольцы вели антирелигиозную пропаганду. На грузовых машинах они раскладывали огни и палили чучела попов. И получилась не антирелигиозная, а религиозная пропаганда.

Заживо сгорел один комсомолец. На нем загорелась одежда, и его не смогли спасти, на нем все запылало. Я это видела. Было все возле церкви» [34, с. Естественно одной идеологической работой все не ограничивалось.

Стране нужны были деньги; запуганное население, покорные «двигатели» коллективизации и индустриализации. Началось массовое закрытие церквей, монастырей, аресты священнослужителей. Закрытые храмы использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы, а монастыри - под тюрьмы и колонии. Многие храмы уничтожались, разрушались православные святыни русского народа. Закрытие храмов и уничтожение святынь сопровождалось арестами священнослужителей, их высылками и ссылками, отправлением в места заключения.

Репрессии, закрытие монастырей, усиление идеологической пропаганды показывало не силу, а слабость Советской власти в конце 20-х гг. Это свидетельствовало о том, что антирелигиозная работа, проводимая на протяжении всех 20-х годов, не имела успехов. Причисление религиозных деятелей к контрреволюции также не имело успеха, т. Советская власть все же добилась определенных успехов в частности в том, что количество действующих монастырей, церквей уменьшилось. Но количество верующих оставалось гораздо большим, чем требовалось для успешного завершения культурной революции.

РКК и советская власть Антирелигиозная политика Советской власти была направлена не только на Православную церковь, но и на другие конфессии, особенно, репрессии, аресты, декреты, постановления, ограбления храмов, коснулись Римско-католическую церковь. Но были некоторые отличия, Римско - католическую церковь всецело поддерживало католическое население, что вызывало у Советской власти трудности с проведением антирелигиозной пропаганды. К тому же РКЦ поддерживалась и Ватиканом. Октябрьские события не сразу отразились на положении католиков, жизнь Церкви шла своим чередом. Могилевским Митрополитом стал 66-летний епископ Эдуард Ропп.

По мнению некоторых исследователей, на место архиепископа, вакантное с 1914 г. Резиденция митрополита находилась в Петрограде [35, с. После прихода большевиков к власти советское правительство, провозглашая идеи коммунизма, объявило о строительстве нового общества. Отношения государства с Римско-католической Церковью основывались на марксистской концепции отделения церкви от государства. В стране началась новая эпоха церковной истории.

Российская миссия при Ватикане была ликвидирована. Религии, как пережитку прошлого, не было места в социалистическом государстве. Она, по выражению В. Ленина, являлась «одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете» и «…есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость… самая гнусная «зараза» [25, с. Подобные эпитеты вождь большевистской партии использовал и по отношению к католической религии, которую он соотносил только с реакцией, эксплуатацией и отсталостью трудового народа.

Самым первым антирелигиозным декретом можно по праву считать Декрет «О земле» [20, с. Ленина на II съезде Советов в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. Римско-католическая Церковь потеряла тысячи гектаров принадлежавших ей земельных угодий. Как правило, каждая католическая община имела от 33 до 120 десятин земли. Вторым шагом большевиков, направленным на подрыв экономической основы церкви, стала национализация монастырей и других церковных учреждений: детских приютов, школ, богаделен и т.

С этой кафедры, перед алтарем просветителя России св. Князя Владимира свидетельствую священническою совестью, что русский народ обманут, и до сих пор никто ему не сказал полной правды. Настал момент, когда собор, как единственно ныне законное и действительно избранное народом собрание, должен сказать народу святую правду, не боясь никого, кроме Бога одного». Но что такое большевизм? Естественное, логическое развитие социализма. Ведь всякое движение и явление имеют свое логическое развитие и последовательно достигают полного расцвета. Высшим проявлением, например, христианства является высокий христианский аскетизм.

Социализм — антихристианское движение — в конечном выводе дает большевизм, свое высшее развитие, и порождает те совершенно противные началам христианского аскетизма явления, которые мы переживаем». Отцы и братия! Каких же плодов вы ожидали от социализма, когда не только не боролись с ним, но иногда его защищали или почти всегда робко молчали пред его заразою? Всем нам, начиная с Вашего Святейшества и кончая мною, последним членом Собора, должно преклонить колена пред Богом и просить, чтобы Он простил нам наше попустительство развитию в стране злых учений и насилия. Только после всенародного искреннего покаяния умирится и возродится страна, и Бог возвысит нам свою милость и благодать. А если мы будем только анафематствовать, без покаяния, без объявления правды народу, то нам скажут, не без основания: «И вы повинны в том, что привело страну к преступлениям, за которые ныне раздается анафема. Вы своим малодушием попустительствовали развиваться злу и медлили называть факты и явления государственной жизни их настоящими именами».

И если мы не скажем народу полной правды, не призовём его сейчас же к всенародному покаянию в определённых грехах, мы выйдем тогда из этой палаты соборной изменниками и предателями Церкви и Родины. В том, что сейчас говорю, я так непоколебимо убеждён, что не задумаюсь повторить то же, если бы мне сейчас и умереть предстояло. Необходимо возродить в умах людей идею чистой, центральной власти, затуманенную всероссийским обманом. Мы свергли царя и подчинились евреям! Голоса членов собора: «Верно, верно…». Единственное спасение русского народа — православный русский мудрый царь. Только через избрание православного, мудрого, русского царя можно поставить Россию на путь добрый, исторический и восстановить добрый порядок.

Пока же у нас не будет православно-мудрого царя, не будет у нас и порядка, а будет литься народная кровь, и центробежные силы будут разделять единый народ на враждующие кучки, пока исторический поезд наш совершенно не разобьётся или пока народы чужие не поработят нас как толпу, не способную к самостоятельной государственной жизни. Все мы должны объединиться в одну христианскую семью под знаменем Святого Животворящего Креста и под руководством Святейшего Патриарха сказать, что социализм, призывающий будто бы к братству, есть явно антихристианское злое явление, что русский народ ныне стал игралищем еврейско-масонских организаций, за которыми виден уже антихрист в виде интернационального царя, что, играя фальшивою свободою, он куёт нам еврейско-масонское рабство. Если мы это скажем честно и открыто, то я не знаю, что будет с нами, но знаю, что будет тогда жива Россия! Однако в 1918 году обряд Торжества православия с анафематизмами против безбожников был опущен в Первое воскресенье Великого поста. Большевистский декрет об отделении церкви от государства вызвал бурную реакцию отдельных членов собора. Для осуществления этого сатанинского замысла совет Народных комиссаров издал декрет об отделении церкви от государства, узаконивший открытое преследование не только Православной церкви, но и всех других религиозных общин, христианских и нехристианских. Не презирая обмана, враги Христа обманным путем делали вид, что даруют ему религиозную свободу.

Приветствуя всякое реальное расширение свободы совести, собор в то же время указывает, что положениями указанного указа свобода православной церкви, равно как и всех других религиозных организаций и общин вообще, признается недействительной. Под предлогом «отделения церкви от государства» совет Народных Комиссаров пытается сделать невозможным само существование церквей, церковных учреждений и духовенства. Под видом завладения церковной собственностью упомянутый указ имеет целью уничтожить саму возможность богослужения и служения. В нем говорится, что «ни одно духовное или религиозное объединение не имеет права владеть имуществом», а «все имущество существующих в России духовных и религиозных объединений объявляется национальным достоянием». Тем самым православные храмы и монастыри, места упокоения мощей святых, почитаемых всем православным народом, становятся общим достоянием всех граждан, независимо от их вероисповедных различий-христиан, иудеев, мусульман и язычников, а также святынь, предназначенных для богослужения, т. Пусть русский народ поймет, что они власти хотят лишить его Божьих храмов с их святынями! Как только все имущество церкви будет отнято, нельзя будет оказать ей никакой помощи, ибо в соответствии с намерением декрета все пожертвованное будет отнято.

Поддержка монастырей, церквей и духовенства становится невозможной. Но это еще не все: вследствие конфискации типографий церковь не может самостоятельно издавать Святое Евангелие, равно как и другие священные и богослужебные книги в их заветной чистоте и подлинности. Таким же образом указ затрагивает и пастырей церкви. Провозглашая, что «никто не может отказаться от исполнения своих гражданских обязанностей по причине своих религиозных взглядов», он тем самым принуждает их выполнять военные обязанности, запрещенные им 83-м каноном Святых Апостолов. В то же время служители алтаря отстраняются от просвещения народа. Само преподавание закона Божия не только в государственных, но и в частных школах не допускается, точно так же все богословские учреждения обречены на закрытие. Таким образом, церковь лишена возможности воспитывать своих собственных пастырей.

На основании всех этих соображений Священный собор постановляет: 1 Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения. Апостол и 13 правилу VII-го Вселенского собора.

К тому же приводимые Вами заявления патриарха Тихона сомнительны, так как доказано, что от его имени писали и публиковали тексты сами чекисты, включая его т. Успокойтесь и помолитесь о спасении своей души, праведно и благополучно, с высоты истории, обличающей других. Анатолий 31. Но имеются некоторые нюансы, на которые надобно обратить внимание: - Господь не проклинает никого и никогда так как Он дал человеку свободу.

В Писании Он только информирует о проклятии. Например, «Проклят ты от земли…», или «Земля проклята за тебя». Именно Каин «проклят от земли». А проклинает сам установленный Богом божественный миропорядок через Церковь. Произносит Бог проклятие всегда относительно чего-то. И это проклятие от всего мироздания в целом возвещает, озвучивает или сам Господь, или Первосвященник через анафему патриарх Тихон.

Это все, кто в то сатанинское время пошёл против Бога: и каиниты — вдохновители и практические организаторы «Учения» и большая часть русского народа, по внутреннему согласию принявшая власть, которая «не есть от Бога» см. Покаяние об этом быть должно, но не коллективное, на потеху врагам божиим, а личное — за себя, за своих предков и за весь русский народ хотя он и не просит, а как он попросит? Если соборно, то индивидуально, в день убийства. На мой взгляд, анафема Тихона 19.

Всероссийский поместный Собор Русской православной церкви (15.08.1917 г. – 20.09.1918 г.)

  • АНАФЕМАТИЗАЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1918 ГОДУ.
  • 1922 – Расправа с церковью
  • 5 февраля 1918 г. опубликован Декрет Об отделении церкви от государства и школы от церкви
  • Российское общество исследователей религии
  • Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — Рувики
  • Описание файла

Об отделении церкви от государства и школы от церкви

нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Государственная политика в отношении Православной Церкви. (1) Из Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах (20 января 1918 г.) «1. Церковь отделяется от государства. Документ, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 г., устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал. В конце 1917 г. Совнаркомом была создана комиссия для подготовки декрета об отделении Церкви от государства. В канун нового 1918 г. в эсеровском «Деле народа» опубликовали разработанные комиссией предложения: обеспечить россиянам свободу совести. Документ, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 г., устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий