Когда праздновали новый год древние славяне 1 марта

Чествовали Овсеня 1 марта на Новый год, поэтому он считался весенним богом. Верили, что Овсень приезжает на большом коне и привозит с собой Новый год. Праздновали Овсеня как зимой, так и весной, согласно древнему славянскому календарю. По нему отмечать новый год стали «раньше на 13 дней». Отсюда 13 января появился Старый Новый год по старому стилю. Таким образом сентябрьский новый год, веками отмечаемый славянами, полностью затмила светская традиция.

История Нового года. Каким он был до Петра I?

Наши предки изначально отмечали его 1 марта, потом 1 сентября и только после решения Петра 1 Новый год был перенесен на 1 января. Как и когда праздновали Новый год на Руси. Славяне издревле большое внимание уделяли единству человека и природы. Камоедица — еще один праздник древних славян, который праздновали 24 марта. Этот праздник посвящен пробуждению медведя, проводили его в честь Велеса — языческого бога плодородия и скотоводства. в сентябре. Соответственно получилось так, что из истории славян вычеркнули 5508 лет. У евреев празднование Нового года совпадает с месяцем тишрей, который начинается в сентябре или октябре. Праздник называется Рош-га-Шана и, по традиции, посвящен годовщине сотворения мира. Мусульмане же приближение Нового года празднуют 21 марта. Исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев приходились важные праздники.

Новый год. Древнерусская версия

До Водокреста 19 января их присутствие и влияние все усиливается. Последняя неделя перед Водокрестом даже называлась «страшные вечера». В этот период людей может захватить потусторонний мир, в котором действуют другие законы, время течет по-другому. Известны ведь истории о том, как люди попадали к злым существам и могли не заметить, как проходили дни, месяцы, годы. У многих народов бытовали такие поверья. В одной из самых старых русских былин, Садко попадает к морскому царю и теряет чувство времени, пока в человеческом мире происходят страшные события. И для того, чтобы люди держались за Явь, им дано было ощущение времени.

Люди получили способ оглядываться назад, всматриваться вперед, в будущее, и отслеживать этот поток времени, ощущать и ценить каждое мгновение, проведенное в этой жизни. Вот и славят Коляду, давшего людям такую важную защиту, светлым праздником, суть которого — радость земного существования, веселье этого мира, по времени и по законам которого мы ведем свое земное существование. Праздновали так. Ряженые, толпой, вваливались в избы, в окне которых горели свечи — особый знак. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Участники веселья рассказывают истории, сказки, кто — то начинает гадать, кто — то просить угощенья.

Исследователи замечали, что пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на обычных праздниках. Парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и преотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. Святочные развлечения были насыщены сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.

Другое Уже несколько «новых годов» мы отпраздновали с января 2023. Их было несколько: согласно европейской традиции, китайской и буддистской. Наступило время самого родного — славянского Нового года.

Наши предки всегда его отмечали весной. И сейчас поклонники староверческих обрядов в середине марта отмечают древнеславянский праздник Овсень малый. Дата древнеславянского праздника Овсень малый В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, по новому стилю это 14 марта. Празднования проходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными делами. Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года. Как сейчас называют этот день После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны Весенницы.

Богатые и бедные славяне не пересекались, но каждый мог встретить новый цикл. Современная интерпретация языческого Нового года Современным языческим торжеством является народное гуляние. Оно проводится по определенному положению луны или перед приходом сезона дождей. В начале или в конце сентября современные люди собираются в большие группы, и отправляются в места, где сохранилась нетронутая природа. Это могут быть речные склоны или берега озер. Разбивается лагерь у воды — в центре в обязательном порядке разводится костер.

Празднование славянского Нового года начинается в полночь. Для знаменного дня выбирается одежда с натуральных материалов, и плетутся венки. Угощения готовятся только с сезонных продуктов: лучше использовать овощи и фрукты, выращенные на своем огороде. Отпраздновать в таком стиле можно не только важный переход на новый цикл, но и приход зимы или прощание с летом. Языческие праздники всегда включают в себя 2-3 явления, которые важны для человека. Праздник зимнего солнцеворота Не менее важный славянский праздник, который отмечается в конце декабря — день зимнего солнцеворота.

Языческое торжество со днем Чернобога. Это самые короткие сутки в году, после которых зима является равноправной правительницей сезона. Языческий ознаменовывался сменой погоды — начинались сильные дожди, порывистый ветер. Земля готовилась к приходу морозов. Никто не мог трудиться — люди готовились провожать цикл, и начинали подготавливаться к вечернему празднованию. Чтобы задобрить языческого бога с утра готовились угощения.

Они выносились на улицу и оставлялись там до ночи. По поверьям дома с угощениями суровая зима обойдет стороной. Пока древнерусский календарь не сменился, 22 декабря прекращались все работы на земле до прихода весны. Люди готовились к морозам — к этой дате полностью утеплялось жилище. Отдавались долги, чтобы не приумножить их в следующем году. Со временем традиции почитать и задабривать Чернобога ушли.

Даже почитатели язычества не празднуют 22 декабря, как важный день перехода. К этим суткам давно заготовлены продукты на зиму, а приход морозов происходит значительно раньше. Чтобы почтить зиму выносятся небольшие угощения на окно, и оставляются там до захода солнца. Итог Славяне долгий период времени были язычниками. Они преклонялись перед силой природы.

Появление христианства на Руси В 988 году великий князь Владимир принял христианство от Византии. С этого момента на Руси было введено византийское летоисчисление. О каких-либо языческих праздниках в том числе и русских новогодних , кроме церковных, и речи быть не могло. На первых порах в Русской Православной церкви служили византийские священники, которые категорически отвергали все чуждые им языческие праздники и обряды древних славян. Колядование они стали считать «отвратительным беснованием в звериных образах», а главным праздником на Руси стало Рождество Христово, и праздновалось оно не 7 января, а 1 сентября. Праздник этот не рассматривался собственно, как день рождения Христа, а символизировал явление всему народу Бога во плоти. Этот православный праздник в те далекие времена чаще всего называли Богоявлением. Новая христианская религия отрицала силу и великолепие, но прославляла беспросветную нищету, потому что именно в таком человеческом обличии пришел на землю Спаситель. Рождество символизирует откровение Бога во Христе и через Христа, Божественную благодать. Не роскошные жилища, а убогая пещера примет пришедшего к нам Создателя и Владыку. Таким нам показывается мощь и великолепие человеческих качеств: кроткое смирение, беспросветная нищета, присущая христианству кротость. А с другой стороны - пагубность непомерной гордыни, несметного богатства, показного тщеславия и излишней роскоши. Почти всё население Руси отказалась принимать новое вероисповедание и вот почему. У славян главное значение уделялось устоявшимся народным традициям предков; Новая христианская религия отвергала благоустроенный быт и материальные ценности, а это было в диковинку для славян. Они испокон веков с утра до ночи трудились на своем подворном хозяйстве с целью приготовления съестных запасов на длинную зиму и создания уютной обстановки в крестьянском доме. Новая христианская церковь призывала их пожертвовать всем этим для искупления грехов, отказываться от материальных благ ради духовного совершенствования, потому что лишь находящийся в нужде и лишении человек способен возносить «правильную молитву» Богу. Отказавшиеся принять христианство славяне продолжали встречать языческий русский Новый год с приходом долгожданной весны. Они соблюдали и обряды колядования, и широкую Масленицу, и другие языческие обычаи. Даже те немногие русские люди, кто сумел искренно поверить в Иисуса Христа, одновременно продолжали верить и в мохнатого домового, и в лесного лешего, и в речных русалок, в других древнеславянских сверхъестественных сущностей. Исключение составляли истинно верующие славяне, принявшие монашеский постриг или помогающие в церковных богослужениях. Они отмечали Богоявление с началом осени, и этот праздник отмечался не особым застольем, а ночным бдением и торжественным богослужением. Языческий Новый год и Русская православная церковь С завоеванием Константинополя турками османами кончилось на Руси и влияние Византийской церкви. Русская Православная церковь, чтобы привлечь в свое лоно больше верующих, была вынуждена согласиться с тем, что подавляющее большинство славянских народов продолжало придерживаться привычных языческих обычаев. РПЦ вынуждена была пойти на уступки, потому что любой приход, будь то в городе или деревне, существует за счет пожертвований прихожан.

Овсень малый - славянский Новый год отмечается 14 марта: История праздника

А двенадцатиконечная звезда всегда была важным символом, поскольку олицетворяла все 12 месяцев года, которые подчинялись доброму и влиятельному Коляде, кроме того, именно в это время по ночам на небо высыпало больше всего ярких звезд — это также порождало множество примет и суеверий. Языческий праздник проходил по древнеславянскому календарю в самую продолжительную ночь и продолжался 12 дней. В то время у древних славян было мало хозяйственных забот, можно было предаваться удовольствиям и увеселениям. Тем более, считалось, что в самую длинную ночь все магические ритуалы обладают особой силой. Но Википедия считает, что праздник Коляды не имеет ничего общего с Новым годом у славян, это особые, очень важный день, который связан с временами года и природными явлениями. А новый год, по древнерусскому календарю, праздновался совершенно в другое время. Что гласит легенда По древней легенде, на славянский Новый год, происходила борьба не на жизнь, а на смерть молодого и веселого бога Коляды со страшным и злым богом Кощеем.

После того, как Коляда одерживал победу, день начинал прибавляться, и в природе происходил поворот к новому циклу. В этот период нужно было выбрать подходящее полено, которое отображало символ солнца, а именовали его — Бадняк. Выискивать полено приходилось в лесах, обычно такое дело доручалось молодым людям и подросткам. В каждом доме такое полено сжигали в печи, поскольку считалось, что именно из его пламени рождается новое солнце и дарит каждой семье счастье и здоровье. ДО наступления сумерек все хозяйки тщательно убирали свой дом, на стол обязательно стелили новую белую скатерть и ставили различное угощение, которым будут угощать колядующих, а также обязательно втыкали в пазы между бревен ветки сосны или ели.

Славяне считали, что 26 декабря день начинает прибавляться в свете и зарождается новое солнце, которое может подарить радость жизни и другие земные богатства. Главным украшением праздника были новогодние песни и колядование. Фольклор тех времени, пусть и со многими поправками, дошел и до наших дней. Привычка украшать дом елкой пришла к нам из Древней Руси: колючки отгоняли злых духов от жилища. Морока, Трескуна и Морозко, добрых зимних духов, приносивших снега и морозы, задабривали с помощью киселя, кутьи и блинов. Все это выставляли на окна. Позднее появилась привычка ходить с подарками для духов по улице и угощать всех желающих. И все это сопровождалось песнями, шутками и плясками. Овсень — брат-близнец Коляды. Радовали славяне этого братца кашей. Сначала топилась печь, и, пока она не была готова, к муке вообще категорически нельзя было прикасаться.

Тем не менее, в средневековой Руси до 1348 года или конца XV века новый год справлялся именно 1 марта, а параллельно этой дате праздновались январские дни, сопровождавшиеся многочисленными народными обрядами, вызвавшими такую долгую, упорную, но безуспешно борьбу светских и духовных властей. По крайней мере, для средней и северной Руси - для территории, на которой складывалась русская народность, было характерно одновременное проведение новогодних обрядов, приуроченных к зимнему солнцевороту, и наличие официальной даты нового года, считаемой до 1348 года 1 марта. Указание на рождество Христово как на начальную дату, при обязательном в русском средневековье общем счете времени от сотворения мира, может быть понято единственно как отзвук дохристианских празднеств дней непобедимого солнца, сохранившихся в народном быту. Значение солнцеворота, как даты начала нового периода , подчеркивается летописными свидетельствами. Связанность названий месяцев с местными природно-климатическими условиями и с трудовыми процессами отражает столь важные для полевых работ колебания в похолодании и в потеплении на севере и юге Европы. Если период зимнего возрождения солнца остается незыблемым у разных народов, то период весеннего пробуждения природы, ее первоначального расцвета, времени начала полевых работ имеет разные даты. Мартовская дата как исходный пункт европейского календаря была естественна в южной Европе. Календарь средиземноморья, вместе с распространившимся христианством, был перенесен в центральную и северную Европу, отслоившись в официально принятых и утвердившихся греко-римских названиях месяцев. Параллельно с официальным календарем продолжал жить народный, основывающийся на сроках работ и наблюдениях за состоянием природы, содержащие свой особый счет времени. Славяне средней и северной Европы сочетали захожее времяисчисление со своим, сохранив традиционный счет времени и в названиях месяцев и в обрядовых действиях, начиная их с дохристианского зимнего празднества, отмечающего время возрождения света. Несоответствие мартовского нового года трудовым процессам в областях формирования русской народности заставляет видеть в нем заносное явление. Чуждость марта как новолетия быту и трудовой деятельности русских подчеркивается почти полным отсутствием обрядов, приурочиваемых к этой дате. Возможно, март в значении новогоднего времени был перенесен на север и, в первое время существования северо-восточной Руси, праздновался в ней, несмотря на явное несоответствие местным условиям жизни и народным традициям. Перенос начала года на 1-ое сентября Как уже выше упоминалось, по одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Для русской деревни сроки окончания полевых работ приходились не на конец августа, а на конец сентября. Соответственно этому начало нового зимнего периода в годовой жизни крестьянина приходилось на октябрь и отличалось датой христианского праздника - покрова. Реформа системы календаря проводилась в XIV веке на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллельно гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот. XXIII, ст. XX ст. XXIII ст 10. Сентябрь был достопамятным по важным событиям для всего мира, сделался предметом набожного воспоминания. XXXIV, ст. XX XV Левит. XVI, ст. IX, ст. VIII; Левит. Когда израилетяне отправились в обетованную землю, тогда по повелению Божиему, они обязаны были праздновать в этом месяце каждый пятидесятый год, и не убивать никаких животных; ни орать, не засевать полей; ни собирать винограду, ни плодов от садов, чтобы все оставшееся было в пищу убогим людям, птицам и зверям. Пятьдесят лет разделяли на семь седьмиц, седьмой год именовали суббота и покой, и всегда он приходил в сентябре месяце. Новый год стали вести с первого сентября, начальный день его стал праздником Симеона первого столпника, совершаемый доныне нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов. Если воеводы, окольничьи, старосты не могли решать судебных дел или осудить уличенных в преступлении, то решались в Верховной Думе, часто самим Царем, почему и говорили раньше Бог да Государь. Уличенному в преступлении объявлялся приговор, обыкновенным выражением: пойман ты есть Богом и Государем Великим, от чего вошло в пословицу: ведает Бог да Государь. Не явившиеся к ответу в срок, признавались виновными, и давалось знать о том воеводам, наместникам и прочим правительственным лицам, о приведении в исполнение наказания, что называлось: чинить правже. Оправданному в преступлении давалась правая грамота. Для явления на суд, определялось три срока в году: Рождество Христово, Троицын день и Семенов день. К Семенову дню вносились оброки крестьянские, пошлины и срочные платежи. Царь Иоанн IV тоже определил срочный оброк, в день Семена летопроводца. Интересно, что создание самих календарных систем связывается с необходимостью урегулирования сбора налогов на государственном уровне. Так, например, в восточной и западной Римской империи система индиктиона, в 3 веке представляла ежегодную подать, размер которой определялся цензом, вычислявшимся один раз в пять лет , и переписью населения, производившейся один раз в 15 лет. С 312-313 года периодичность индиктиона в 15 лет легла в основу летоисчисления. В канун нового года благовестили то есть были в колокола повсюду в Москве, и отправляли вечерню по уставу. Патриарх облачался и служил молебен; все стояли с зажженными свечами. В заутреню раздавался снова благовест, а после нее благовестили в главный колокол. До полудня народ стекался на Ивановскую площадь, между Архангельским и Баговещенским соборами. Там ставили два налоя с поволоками; на одном из них лежал образ Симеона Столпника. По правую сторону от Благовещенского собора, устраивали для царя место с поволоками, а другое для Первосвятителя, с коврами. Патриарх Филорет, отец венценосного Михаила Федоровича, совершал торжественное моление. После молитвословия Царь целовал Святое Евангелие, а потом Патриарх благословляя его осенением Животворящего Креста, и спрашивал о его здоровье. Затем оба отправлялись на Красную площадь, в сопровождении священного пения и бесчисленной толпы народа. Тут начиналось молебствие с водоосвящением по окончании его. В настоящий день нового лета мы молились Собором о вселенском устроении и благосостоянии Святых Божиих церквей, а вашем многолетии, Государь, бояр, Христолюбивом воинстве и о всем Православном Христианстве, и чтобы Господь Бог даровал Вам, Великому Государю, и Христолюбивому нашему воинству: крепость, храбрость, победу и одоление видимых и невидимых врагов: возвысил бы Вас Господ Бог над всеми иноплеменными народами, покорил бы к стопам Вашим всякого супостата, и царство устроил бы во благоденствии. Дай, Господи, чтобы Вы, Государь, наслаждались здоровьем с Государынею Царицею и со всем Вашим домом, со всем освященным Собором, боярами, Христолюбивым воинством и со всеми Православными Христианами. Здравствуй Государь, в нынешний год и на многие лета! После сыпали в толпу народа мелкие деньги: богатые люди рассылали по приютам милостыню: другие посылали от себя кушанья, всякого рода хлеба: калачи, коржи, пироги, пряники и прочее;: снабжали с изобилием жизненными припасами, наделяли бедных одеждою и приютом, и новый год ознаменовывался благочестивыми делами. Колокольный звон Ивана Великого возвещал о наступлении нового года, в продолжении целого дня. Встреча нового года таким же обрядом совершалась и во времена Петра I, который в последний раз торжествовал в 1699 году по древнему обычаю, на большой Ивановской площади. Он сидел на престоле, в царском одеянии, и принимал поздравления от Патриарха Адриана, придворных, гражданских, военных чинов и всего народа. Патриарх взошел на возвышенное место, окропил их и все собрание святой водою, дал Государям целовать крест и пожелал им долголетия и счастливого царствования. Потом обратился к народу, поздравил его с новым годом и просил Божьего благословения во всех добрых делах. Бояре, сановники и присутствовавшие иностранцы спешили поздравить Царей с новым годом. По принятии поздравлений, Цари возвратились в Кремлевский дворец. С истечением XVII столетия прекратилось празднование Царями нового года среди своего народа; но Церковь доныне празднует новолетие в первое сентября, которое в народе превратилось в бабье лето, сопровождаемое особыми забавами и увеселениями. Обычай поздравления друг друга с новым годом появился у нас не ранее XVII века. До этого времени он составлял церковный и торжественный обряд для Царей, коих наши Святители поздравляли всенародно на Красной площади. Годы и времена, назначенные на служение человеку, суть бездушные. Как можно желать здоровья человеку, бесчувственными предметами? Курбского, ч. II, изд. Перевод начала года на 1 января С 1700 года введен у нас новый год. Петр I желая согласить с прочими европейскими народами начало года, отменил счисление от сотворения мира, и постановил указами 1699 года от 15-19 декабря ввести летоисчисление от Рождества Христова, год с 1-го января и писать гражданскими числами. Повелевалось новый год начать повсюду торжественным молебном, с колокольным звоном, пушечною и ружейною пальбою, и чтобы все, с наступлением праздника, поздравляли друг друга; в Москве же готовились встретить его с особыми обрядами. Накануне нового года улицы посыпали ельником, а дома украшали зелеными ветвями. В полночь начались во всех церквях всенощная, а поутру обедни, после которых отправлялось молебное пение, при колокольном звоне с испрашиванием благословения Божьего на новоначавшийся год. В то время, бывшее в Москве войско, выступало строем из разных частей города и шло с распущенными знаменами, барабанным боем и воинскою музыкой в Кремль. Государь, расставив войско на Ивановской площади, отправился со всем двором и вельможами, одетыми в великолепные одежды, в Успенский собор, для слушания Божественной литургии, которую отправлял рязанский Метрополит Стефан, со всем духовенством; по окончании службы он говорил проповедь, доказывая ею необходимость такой перемены. После проповеди, святитель Стефан со всеми архиереями и многочисленным духовенством, совершал благодарственный молебен с коленопреклонением. При возглашении Монарху и всему Царскому дому многолетия, начался колокольный звон во всей Москве, пушечная пальба и троекратный беглый огонь от расставленных полков. Государь поздравлял всех с новым годом, и сам от народа принимал поздравления. Потом он угостил пышным столом первенствующее духовенство и всех знатных русских и иностранных особ. Последние находились за столом со своими женами и дочерьми; во время обеда играла музыка, сопровождаемая хором придворных и патриарших певчих. Для народа были выставлены перед дворцом и триумфальными воротами разные кушанья и чаны с пивом и вином. Ввечеру улицы и дома были освещены разными огнями, а немного позже, перед дворцом и в разных частях города сожжены фейерверки и потешные огни, в сопровождении многочисленных пушечных выстрелов. Потом во дворце был великолепный бал и ужин, и сим заключалось торжественное введение нового года. Народ сначала смотрел с удовольствием на потешные забавы, но после он и многие знатные стали роптать, не понимая: как Государь мог переменить течение солнца! В предположении, что Бог сотворил весь мир в сентябре месяце, недовольные нововведением долго оставались при своем мнении, считая новый год по древнему обычаю. В эпоху преобразования России Петром I личность народная сильно изменилась от влияния европейского образования, многие старые обычаи в городах вытиснились новыми, иноземными, или запрещались Царскими указами. К этому времени можно отнести начало повсеместного празднования в российских городах Елки. В России в сельской среде не засвидетельствован обычай рождественской елки. Этот обычай занесен к нам из Германии и лишен у нас обрядового значения. Темная, буроватая ель или сосна в русском фольклоре не пользовались особым почетом. Любимое дерево русских песен и русских обрядов - березка. Поэтому обычай этот всегда был распространен только в городском быту. Современная новогодняя елка не соответствует никаким религиозным или обрядовым традициям. Возжигание ее на рождество не связывалось с церковными обрядами. Может быть поэтому новогодняя елка сохранилась и в советское время. Но в Западной Европе внесение в дом елки как дерева, хранящего летнюю зеленую окраску даже зимой, и следовательно, обладающей какой-то особой способностью не поддаваться зимней смерти, имело обрядовое значение и было воспринято в церкви. В лютеранских церквях во время рождественского богослужения возжигалась елка. В Европе существовал с давних времен связанный с елкой обычай, одаривать детей какими-нибудь подарками перед Рождеством Христовым и на Новый год. Какие же черты приобрело в России празднование Елки? Для празднования избирали преимущественно дерево елку, от коей детское празднество получило наименование. Елку обвешивают детскими игрушками, которые раздают им после забав. Богатые празднуют с изысканной прихотью. В десять часов вечера стали съезжаться дети, их привозили маменьки взрослые сестрицы. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей, заиграла музыка. Танцы начались детьми, а кончились сестричками.

И царь, и патриарх, и бояре, и стрельцы Празднование новолетия открывалось 31 авгyста вечерней слyжбой и в полночь церковный колокол возвещал о настyплении нового года. Чин начинался под колокольный звон торжественным выходом патриарха из Успенского собора; затем к немy присоединялся царь со свитой. Первым на помост восходил патриарх, за ним — царь, который принимал от патриарха благословение. Зрелище было торжественное: царь в шапке Мономаха, в порфире, патриарх в сияющих одеждах и множество бояр, одетых в парчевые ферези бярская одежда с длинными рyкавами, одеваемая поверх кафтана , в высокие собольи горлатные шапки, которые достигали полyметра и верх которых был расшит парчей, гости, приказчики и дъяки в золотых кафтанах; на паперти Архангельского собора располагались иностранные посольства, а возле помоста — стрельцы с барабанами и знаменами, — от зрелища захватывало дyх y простого народа, который теснился по площади и даже забирался на кровлю Баговещенского собора. Милостыня и пиры — для нищих и странников После торжественного молебна, происходил обмен поздравлениями сначала междy царем и патриархом, затем междy царем и боярами, а после царь поздравлял всех, и вся площадь в ответ поздравляла царя; заканчивалось празднество раздачей подарков: приближенным доставались пироги и яства, а прочемy людy — денежная милостыня. После слyжбы благочестивые горожане старались помочь нищим и yбогим, раздать милостыню, yстроить yгощения для сирот и вдов, помочь больным, yгостить странников. Бояре и знать посещали странноприимные дома, богадельни, остроги. По деревням на 1 сентября после церковной слyжбы yстраивали пиры, на которых собиралась вся деревенская община. B последний раз новолетие таким образом отмечалось в народе в 1699 годy.

Когда раньше отмечался славянский Новый Год — Новолетие

Исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев приходились важные праздники. Обычай праздновать Новый год возник давным-давно. Древние славяне считали началом нового года начало весны, когда оттаявшая земля возрождается к новой жизни и начинаются полевые работы. Как праздновали Новый год славяне? Поверья древних славян гласили, что в конце месяца студень (декабрь) Световит теряет свои силы и умирает, чтобы затем вновь народиться младенцем Колядой.

Новый год у древних славян

Первоначально Новый год на Руси праздновали 1 марта. Считалось, что в этот день уходит зима и начинается время посевных работ. Люди собирали застолья, пели песни, играли и водили обрядовые хороводы, желали друг другу обильного урожая. его ветки приносили 1 марта в дома. 1 марта отмечается большой славянский праздник в честь бога солнца и плодородия Ярилы. В древние времена до 1348 года 1 марта – дата наступления Нового года на Руси. В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. О традиции устраивать праздничный пир в честь начала нового года 1 марта, 1 сентября, а в наши дни — в ночь на 1 января МОСЛЕНТЕ рассказала руководитель отдела «История Москвы» Музея Москвы Ирина Карпачева. У древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу. На Руси существовало долгое время пролетье, т. е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий