2. агнаты и когнаты

Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанными с тем правами, в т. ч. и на законную часть наследства.

Покровский И.А. История римского права

Покровский И.А. История римского права Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Все члены семьи, включая кабальных и рабов, считались родственниками – агнатами.
Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты. — Студопедия Усыновление и узаконение. 5) Пекулий и его виды. Агнаты и когнаты в римском семейном праве. Правововй статус домовладыки. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство.
Агнаты и когнаты Охота на слова Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего, в свою очередь, основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые.

Отношения между супругами в браке.

Если инициатором развода являлась жена, то ее приданое оставалось у мужа, а если виновным выступал муж, то предбрачный дар оставался у жены. Брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда, подлежал расторжению только при принесении жертвы Юпитеру и произнесении определенных слов с участием жрецов. Брак, заключенный в результате покупки жены, и узуальный брак расторгались фиктивной продажей жены в рабство или кабалу с последующим отпущением на волю. Расторжение брака осуществлялось без вмешательства гражданских и религиозных властей. У римлян родство распадалось на два вида: когнатство — натуральное, или кровное, родство и агнатство — родство искусственное, или гражданское. Агнаты лат. При отсутствии законных сыновей, наследство могло переходить к дочерям или братьям покойного в порядке старшинства , в зависимости от варианта законов или обычаев. Особо важное место принцип первородства играл в вопросах престолонаследия в тех монархиях, где последний применялся. Упоминания в литературе Выделяли 3 очереди наследников.

Первую группу составляли дети наследодателя, а также внуки умерших детей. Если у умершего не было своих наследников, то к наследованию призывались агнаты — лица, которые связаны законным родством по мужской линии: домовладыка возглавляет семью, и все ее представители юридически являются родственниками например родной брат умершего. Когда имелось несколько агнатов, то преимущество имел тот, кто имел ближайшую родственную связь с наследодателем. Третью очередь наследников составляли когнаты кровные родственники умершего. К наследству стали призываться исключительно когнаты, причем без различия пола. В этот период различались: Связанные понятия продолжение Сводные родственники — это состояние родства, возникающее при вступлении двух родителей в повторный для каждого из них брак, между детьми от предыдущих браков. Иными словами, у сводных братьев или сестёр нет общих родителей, и их связывают семейные отношения, но не биологическое родство. Семья, в которой у одного или обоих супругов есть дети от предыдущего брака, называется сводной семьёй.

Порядок наследования норвежского престола — список лиц, имеющих право на наследование королевского престола Норвегии. Сорорат от лат. Такой брак заключался как во время супружества, несмотря на то, что жена ещё жива, так и после её смерти. Системы терминов родства — исторически обусловленные системы терминов кровного родства и свойства родства по браку. В соответствии со статьей 20 Конституции Марокко королевский престол наследуется в соответствии с агнатической примогенитурой мужскими потомками короля Хасана II. Исключение составляют случаи когда король при жизни назначает своим преемником другого сына, а не старшего. В случае отсутствия потомков по прямой мужской линии трон передается мужчинам родственникам по боковой линии на тех же условиях. Предполагаемый престолонаследник — член правящего дома какой-либо наследственной монархии, являющийся согласно её законодательству автоматическим преемником правящего монарха в случае его кончины либо отречения от престола, но теряющий этот статус в случае появления законного престолонаследника, занимающего более высокое место в линии наследования престола.

Обычно предполагаемым наследником становится младший брат либо другой более дальний родственник монарха в случае отсутствия у правящего монарха. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. В различных вариантах левирата. Минорат — система наследования, при которой имущество в своем целом составе переходит к одному лицу, родственнику младшего возраста сравнительно с другими. Так же как при майорате, решающим моментом при этом может быть только возраст, независимо от степени и линии родства, или же возраст в связи с ними. Внуки имеют определенные права и обязанности по отношению к дедушке и бабушке, как по родительской, так и по материнской линии. Так, несовершеннолетние, нуждающиеся или нетрудоспособные совершеннолетние, имеют право на получение материального обеспечения алиментов от обладающих достаточными средствами дедушки и бабушки при условии, что они не могут получать это обеспечение от своих родителей. В свою очередь обладающие достаточными средствами внуки обязаны обеспечивать дедушку и бабушку в случае.

Порядок наследования престола Монако — список лиц, имеющих право на наследования княжеского престола в Монако. Список внебрачных детей русских императоров включает как признанных бастардов российских правителей, так и детей, приписывавшихся им слухами, причём большинство имён относится к последней категории. У многих российских императоров, согласно сохранившейся информации, внебрачных детей не было. Начиная с 2011 года, герцогский престол Люксембурга переходит по наследству потомкам великого герцога Анри в соответствии с системой абсолютной примогенитуры. Женщины и мужчины имеют равные права престолонаследия. Династический брак — брак между членами правящих династий. В некоторых государствах монархам прямо не допускалось вступать в брак с представителями более низкого происхождения, но в большинстве случаев подобные союзы заключались исходя из политических интересов или сложившихся традиций. Беллониды кат.

Bellonides — знатный род готского происхождения, владения которого располагались в Лангедоке. Первоначально владения дома располагались около Каркассона. Согласно средневековым генеалогиям Беллониды были предками Барселонского дома, представители которого были правителями ряда Каталонских графств, а позже стали королями Арагона, однако в настоящее время эта версия подвергается сомнению. Редукция предков англ. Ahnenschwund — понятие в генеалогии, означающее уменьшение возможного количества предков у потомка, чьи родители имеют друг с другом родственные связи. Термин впервые применен Робертом С. С 1983 года корона Нидерландов наследуется в соответствии с системой абсолютной примогенитуры. С 1814 по 1887 год королевский престол наследовался мужскими потомками монарха.

Женщины имели право занять престол в отсутствия у монарха наследников и родственников мужского пола. В 1887 году в Нидерландах была принята система когнатической примогенитуры. Женщины не исключались из линии престолонаследия, но в случае двух разнополых наследников монарха наследие переходит к мужскому наследнику, и только. Орлеанистским претендентом на французский королевский престол является принц Жан Орлеанский род. Согласно семейному соглашению от 1909 года, только потомки деда нынешнего претендента считаются членами династии, имеющими претензии на королевский трон Франции. Основатели линий Орлеан-Браганса и Орлеан-Галлиера, приняв иностранное гражданство, выбыли из списка наследования престола. Дом Гатине-Анжу фр. В XII веке дом разделился на две ветви — старшую, больше известную как династия Плантагенетов, представители которой были королями в Англии, и младшую, представители.

Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.

Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.

Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось.

Сенаторы, наместники, вольноотпущенники, постыдные профессии. Жена не имела права на имущества. Дети не получали полных наследственных прав — надо было признать его. Не допускалось. Наказывалось лишением свободы для женщины. В цивильном праве — 2х домовладык.

В классическом праве — брачующихся, согласие отцов - традиция. Если отец не давал согласия, то его можно было оспорить у магистрата или эмансипация. По инициативе мужа. Соблюдение формальностей. Формула: «Возьми с собой свои вещи», произносилась при 7 свидетелях. Расторгался по иску домовладыки одного из членов брака. Браку предшествовала помолвка, сговор, обручение — обещание вступить в брак в дальнейшем.

Дети могли быть помолвлены уже в 7 лет. Сопровождалось обменом или дарением. Стоимость полученного брачного задатка возмещалось в двойном размере. Обручение можно было свободно расторгнуть — «Я не следую твоей семье» при 7 свидетелях.

Наследство делится при этом in stirpes поколенно : внуки от раньше умершего сына получают ее вместе, сколько бы их ни было, ту часть, которую получил бы их отец, если бы был жив так называемое jus repraesentationis. Наследование sui heredes, с точки зрения старого права, есть даже не наследование, а просто вступление в самостоятельное управление тем имуществом, которое еще при жизни pаterfamilias принадлежало им на правах семейной общей собственности. Этим объясняется и то обстоятельство, что приведенное положение законов XII таблиц говорит о sui heredes только косвенно "sui suus heres nec escit" [910]. Мысль об участии их в семейной собственности еще при жизни отца жива даже в эпоху классических юристов: Гай II. Еще определеннее выражается Павел: "In suis heredibus evidentius apparet continuationem dominii eo rem perducere ut nulla videatur hereditas fuisse, quasi olim hi domini essent, qui etiam vivo patre quodammodo domini existimantur: Itaque post mortem patris non hereditatem percipere videntur, sed magis liberam bonorum administrationem consequuntur" [912] fr. Таким образом, при отсутствии собственной семьи у умершего призываются его братья и сестры, а также мать, если она состояла с отцом покойного в браке cum manu, - то есть лица, находящиеся во 2-й степени агнатического бокового родства с покойным. Если нет родственников 2-й степени, призывается 3-я степень и т. Все наследники одинаковой степени делят между собой наследство in capita поголовно : jus repraesentationis здесь уже нет, так как дети наследника будут уже принадлежать к дальнейшей степени, которая устранаяется ближайшею. Но уже к концу республики вместе с окончательным падением патрицианской родовой организации этот класс наследников исчез Gai. При этом, как было уже упомянуто, наследование по jus civile имеет ту особенность, что призываются к наследованию только те лица, которые оказываются ближайшими к умершему в момент его смерти. Если эти лица не принимают наследства или умирают до его принятия, то наследство не переходит к следующему по порядку, а считается выморочным, а потому в древнейшее время бесхозяйным. Это выражается правилом: "in legitimis hereditatibus successio non est". Такова была простая и цельная система цивильного наследования, вполне согласная с патриархальным агнатическим укладом всей тогдашней жизни. Но во второй половине республики этот патриархальный уклад был уже расшатан: в систему старых начал стали проникать новые, и все вместе стало представлять довольно сложное сочетание разнородного. Таким сочетанием разнородного представляется и преторская система bonorum possessio intestati в ее окончательном виде, то есть в том, в каком она выразилась в edictum perpetuum Адриана. Преторский эдикт устанавливает четыре класса лиц, призываемых к получению bonorum possessio ad intestato: а Класс "unde liberi". Сюда причисляются, во-первых, все цивильные sui, а во-вторых - emancipati, то есть эманципированые дети покойного, а также in adoptionem dati, отданные им в усыновление, если ко времени смерти наследования они уже отпущены усыновителем из своей patria potestas. Таким образом, здесь в наследование вводятся уже рядом с агнатами и когнаты, хотя и не все in adoptionem dati, остающиеся в семье усыновителя, не призываются. Деление наследства и здесь происходит in stirpes. Призвание эманципированных рядом с детьми, оставившимися под властью, создавало некоторые особые затруднения. Так, во-первых, это призвание могло в значительной степени оказаться несправедливым по отношению к неэманципированным братьям и сестрам призываемого: в то время как они все время работали на отца и добытое их трудом находится в общей наследственной массе, эманципированный брат обыкновенно уже при самой emancipatio получал известный выдел, а во всяком случае затем работал на себя. Простое уравнение всех могло бы привести к несправедливому ухудшению положения детей, оставшихся под властью. Ввиду этого претор постановил, что он даст bonorum possessio эманципированному лишь под условием, если он предварительно внесет в счет наследственной массы все свое имущество collatio bonorum emancipati. Второе затруднение возникало в том случае, если при emancipatio сына его дети остались под властью paterfamilias - деда. Пока их эманципированный отец не призывался к наследованию, они после смерти деда получали часть, которую получил бы их отец: но раз он теперь призывается к наследованию несмотря на emancipatio, дети снова устраняются им от наследования. Между тем их труд есть также в общей наследственной массе. Ввиду этого Юлиан при пересмотре преторского эдикта включил туда статью - nova clausula Juliani или edictum de conjungendis cum emancipato liberis, - в силу которой filius emancipatus должен разделить получаемую им долю пополам со своими детьми. Если нет упомянутых в первом классе лиц или если никто из них не испросил себе bonorum possessio в течение законного срока, то bonorum possessio дается legitimi heredes, то есть лицам, призывающимся к наследованию по цивильному порядку - именно sui и agnati gentiles, как сказано, уже отпали.

15. Римская фамилия. Агнаты и когнаты

Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего, в свою очередь, основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые. Отношения власти не отделены от отношений собственности. Классическое право: Ульпиан – сообщество людей: агнатов и когнатов. Агнаты – лица под властью домовладыки: жена, невестка, не эмансипированные дети, усыновленные (юридические родственники). 38, 10, 1, 4, 2). Иными словами, у римлян было два различных понятия о родстве: родство по jus civile[2] (agnatio, cognatio civilis или legitima[3]) и родство по jus gentium или naturale[4] (cognatio naturalis или cognatio κατ’ ἐξοχήν[5]). Агнаты определяются в Gaius, I. 156 и Just.

Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство

Агнаты и когнаты в римском праве определяли степень родства, дающую право на получение наследства. При этом агнатами назывались родственники по отцовской линии. А вот когнат – это просто кровный родственник, никаких прав на наследование не имеющий. Главенство старшего агната — мужского родственника, считавшегося ближайшим к предкам членом семейства (adgnatus proximus), — в семейном культе, его медиативная роль посредника между предками и живыми, только еще идущими к перевоплощению. 3) когнатическая семья (союз кровных родственников от общего предка). В агнатской семье власть домовладыки распространялась пожизненно на жену и жен сыновей; над детьми своими и других членов семьи; над рабами и вольноотпущенниками.

Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство

Онлайн просмотр документа "33219" Текст 2 страницы из документа "33219" в силу семейного состояния — самостоятельные отцы семейств и подвластные какому-либо лицу. Полная правоспособность предполагала свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье. Дееспособность по римскому праву Дееспособность — способность приобретать права и нести обязанности. Дееспособность признавалась в Риме не за всеми гражданами. Для них назначался попечитель, как и для совершеннолетних, не достигших 25-летнего возраста. Они не могли вступать в законный римский брак со свободнорожденными, были ограничены в области наследования и процессуальной сфере.

В римском праве ограниченно правоспособными и дееспособными являлись женщины. Правовое положение римских граждан Римское гражданство приобреталось: 1 путем рождения от римских граждан; 2 путем освобождения из рабства; 3 путем усыновления римским гражданином иностранца; 4 предоставлением римского гражданства отдельным лицам или общинам главным образом в период империи. Римское гражданство прекращалось: а естественной смертью; б в случае захвата в плен; в в случае присуждения к тяжелому уголовному наказанию изгнание, а в период империи — высыпка и присуждение к бессрочным каторжным работам. Правовое положение латинов и перегринов «Древние латины» : 1 могли заключать сделки на территории Рима, 2 выступать в суде, 3 иногда им предоставлялось право заключать браки с римскими гражданами, 4 участвовать в работе народного собрания с правом голоса. Латины колоний пользовались правом заключать сделки, участвовать в суде, однако были лишены права заключать браки с римскими гражданами и составлять завещания.

Перегрины а жители «сдавшихся» областей, включенных в состав Римского государства, б римские граждане, высланные из Рима в результате применения к ним уголовного наказания; в римские поданные, которые не обладали ни римской, ни латинской правоспособностью. Вначале на перегринов не распространялось римское право, поэтому на территории Рима они были наиболее бесправны. В своих общинах во взаимоотношениях друг с другом они жили по своему праву. С развитием хозяйственной жизни правоотношения между римлянами и перегринами стали регулироваться нормами «права народов». В 212 г.

Правовое положение рабов, вольнопущенников и колонНов Раб не являлся субъектом права. По мнению римских юристов, он был одной из необходимых вещей, Как и любой другой объект права собственности, раба можно было купить, продать, заложить, сдать внаем. Его можно было убить. Со временем правовое положение раба улучшалось. Начиная с принципата появилась новая форма эксплуатации рабов - пекулий.

Пекулий - часть имущества рабовладельца, предоставляемая последним рабу для ведения хозяйства. Раб в ходе управления имуществом мог заключать сделки. По этим сделкам ответственность падала на хозяина ответственность ограничивалась стоимостью пекулия. Рабы не могли приобретать для себя какие-либо права. Все их приобретения переходили в имущество господина.

Способный раб получил возможность накопить себе состояние и выкупить у хозяина свободу. Способами установления рабства в Риме являлись: а военный плен или захват лиц, не принадлежавших к государству, связанному с Римом договором; б рождение от рабыни, даже если отец являлся свободным в лишение свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках; г продажа в рабство в древнейшее время.

Что имелось в виду? Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui iuris — «сам себе господин», «полноправный». Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между патерфамилиас и его подвластными — связь когнатическая, а юридическая, или, по римской терминологии, агнатическая.

Ни жена, ни усыновленный приемыш не были кровными родственниками главы фамилии, но их правовое положение было таким же, что и кровных, — сыновей, дочерей. Третья особенность римской семьи заключалась в том, что термином «фамилия» обнимались не только агнаты, но и принадлежавшие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. Суждение Гая об исключительности римского семейного строя в основе своей ошибочно, хотя нельзя отрицать за римской фамилией и специфических черт. Столь же патриархален и старославянский семейный строй. Старославянское огнище печище было тем же, что и фамилия, чтившая своих семейных божков ларов , располагавшихся на каминной полке; только древний славянин помещал чуров-пращуров как охранителей семейного благополучия в доме и близ него.

Славянское «чадь» — то же, что и римское sui. Этим термином охватываются все те люди, которые жили в доме под господством отца, -дети, внуки, рабы челядь. Жена настолько была связана с мужем, что по обы чаю должна была всходить на его погребальный костер. Муж «господин», «староста» распоряжался домом и имуществом. Он женил сына и выдавал замуж дочь.

Хотя этот обычай и имеет неудобства, соответственные неудобствам общинного начала, — но, по крайней мере, он представляет то громадное преимущество, что дает возможность менее способным членам пользоваться все-таки некоторой долей благосостояния и иметь обеспеченный кусок хлеба. Кроме того, он вполне подходит к положению семейств, живущих в почти пустынных местностях и под очень первобытной формой управления и принужденных, ради избежания опасности, держаться вокруг домашнего очага и не выходить из-под авторитета родительской власти. Неустойчивая семья преимущественно встречается на Западе, и в особенности во Франции, среди населения дезорганизованного, за последние три четверти столетия, вследствие принудительного раздела имуществ.

При таком порядке, все дети, со дня вступления в брак или при получении возможности существовать сами по себе, покидают родной дом и устраиваются самостоятельно, оставляя в одиночестве престарелых родителей. Все дети располагают, так сказать, своим собственным приданым, то есть своей частью имущества, и пользуются плодами своих трудов, будучи свободными от всех обязанностей относительно семьи; по смерти же родителей, все имущество делится поровну между детьми, причем отец не имеет права самостоятельно вмешаться в дело посредством своего завещания. Результатом такого порядка является ряд периодических ликвидаций родительского дома.

Такой порядок роковым образом приводит и к уменьшению населения, ибо супруги из боязни многочадия избегают его. Итак, этот порядок служит всегда в обществе признаком расстройства или стремления к расстройству. Третий тип, которому Ле-Пле дает выразительное имя коренной семьи f.

В семьях такого типа отец принимает кого-нибудь из женатых детей к себе в сотрудники, с обязательством жить постоянно в родительском доме и продолжать отцовскую профессию. Такой обычай поддерживает профессиональные традиции, равно как и сохраняет средства к жизни и сокровища полезных наставлений, завещанных предками. Он создает в то же время постоянный покровительственный центр, к которому все члены семьи могут прибегать в трудные минуты жизни.

В то время как в неустойчивых семьях смерть отца является поводом к распадению, в коренных семьях она представляет только тяжелое испытание для сердца детей и не влечет за собой вредных последствий по отношению к благосостоянию семьи. Дети, не достигшие совершеннолетия, нуждающиеся еще в помощи и покровительстве, не бывают покинутыми, и благодаря непоколебимости домашнего очага и значению преданий, находят у нового главы семьи ту поддержку, какой они пользовались при жизни отца. И все остальные дети также нисколько не страдают ради интересов наследника очага и профессии, так как этот последний выплачивает им в момент их обзаведения известную долю, пропорциональную размерам имущества и определенную отцом.

Сравнивая все эти семейные типы, Ле-Пле пришел к тому выводу, что если патриархальная семья более свойственна кочующим пастушеским народам и населению, живущему при существовании общинного порядка в малонаселенных местностях, то коренная семья является установлением, наиболее обеспечивающим насущный хлеб и благосостояние оседлым народам, занимающимся земледелием, торговлей или промышленностью. Содержание семейственного права Семейство возникает из союза мужа и жены. Отсюда закон брака и соединенных с ним отношений между супругами.

От брака рождаются дети. Отсюда закон отношений между детьми и родителями. Потребность иметь детей, по природе не удовлетворенная, находит себе удовлетворение в усыновлении.

Отсюда закон усыновления и возникающих из него отношений. Потребность детей в призрении и воспитании, по природе неудовлетворяемая, когда нет налицо родителей, находит себе удовлетворение в опекунском надзоре.

И я всегда одобрял суждение Лабеона, считающего, что если только брачный сговор происходит раньше, то он продолжает существовать, хотя девушка начнет быть дома на положении невесты. Если же сговор не происходит раньше, то тем самым, что девушка приводится в дом, брачный сговор не считается совершившимся.

Это суждение одобряет и Папиниан. Ульпиан в 3-й книге «Обсуждений». Отец дочери, находящейся под его властью, может послать жениху разводную и расторгнуть сговор. Конечно, если она эманципирована, то отец не может ни послать разводную, ни предъявить кондикционный иск по поводу того, что дано в качестве приданого, ибо сама дочь выходом замуж устанавливает наличие приданого и погашает кондикцию, которая не может возникнуть при ненаступлении побудительной причины для этого , за исключением того случая, когда кто-либо укажет, что отец дал приданое за эманципированной дочерью при том условии, что в случае, если согласия на брак не последует, он потребует возврата того, что дал, совершен ли брачный сговор или не совершен.

Ибо тогда он будет иметь требование возврата приданого. Юлиан в 16-й книге «Дигест». Брачный сговор, как и брак, совершается в силу согласия договаривающихся, и потому нужно, чтобы подвластная дочь выразила свое согласие как на брак, так и на брачный сговор, D. Ульпиан в единственной книге «О брачном сговоре», но дочь, которая не противится воле отца, считается давшей согласие.

Но лишь тогда дочери предоставляется возможность возражать против воли отца, когда отец выбрал ей жениха, недостойного по своим нравам или позорного. Павел в 5-й книге «Комментариев к эдикту». Если подвластный сын возражает, то относительно его не может быть совершен брачный сговор. Модестин в 5-й книге «Различных комментариев».

При совершении брачного сговора возраст сговаривающихся не определен, как при браке. В силу этого сговор может быть произведен и в раннем возрасте, если только оба лица и жених, и невеста понимают, что совершается сговор, то есть если им не меньше семи лет. Гай в 1-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Основательные и необходимые причины часто затягивают брачный сговор не только на год или два, но даже на три и четыре года и больше, например вследствие состояния здоровья жениха или невесты, или смерти родителей, или совершения уголовных преступлений, или длительных путешествий, совершаемых в силу необходимости.

Ульпиан в 6-й книге «Комментариев к эдикту». При совершении брачного сговора имеет небольшое значение, совершен ли он самими женихом и невестой и в их присутствии, или через посредника, или путем письма , либо же через другое лицо. И обыкновенно, в большинстве случаев, условия устанавливаются через посредников. О торжественной форме заключения брака D.

Модестин в 1-й книге «Правил». Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права. Не может состояться брак иначе, как по согласию всех, то есть тех, кто сочетается браком и в чьей власти они находятся. Павел в 1-й книге «Комментариев к Сабину».

Если я имею во власти внука от одного сына и внучку от другого сына, то, пишет Помпоний, брак между ними может быть заключен только по моей воле; и это правильно. Помпоний в 3-й книге «Комментариев к Сабину». Жена моложе 12 лет тогда станет законной супругой, когда ей находящейся у мужа исполнится 12 лет. Помпоний в 4-й книге «Комментариев к Сабину».

Установлено, что женщина может быть выдана замуж за отсутствующего в силу его письма или посредством вестника, если она вводится в его то есть мужа дом; но та, которая отсутствует, не может выйти замуж в силу ее письма или посредством вестника, ибо необходимо введение жены в дом мужа, как бы в брачное жилище, а не мужа в дом жены. Помпоний в 5-й книге «Комментариев к Сабину». Вольноотпущенник не может жениться на отпущенной из рабства своей матери или сестре, так как это право введено обычаями, а не законами. Ульпиан в 26-й книге «Комментариев к Сабину».

Если внук при обезумевшем деде пожелает жениться, то непременно будет необходимо согласие отца. Но если безумен отец, а дед будет в своем уме, то достаточно соизволения деда. Тот, чей отец захвачен врагами, может жениться без согласия отца , если отец не возвращается в течение трех лет. С полным основанием сомневаются, что следует делать, если отец отсутствует, так что неизвестно, где он и существует ли он.

Хрестоматия по римскому праву. 2-е издание. Учебное пособие

Агнаты и когнаты. Основные черты семейного строя. Только римский гражданин, вступив в римский брак мог основать римскую семью. В древнейший период семью характеризовал ряд особенностей: 1)моногамической семьи. и подвластные члены семьи стали получать признание в е право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.К агнатическим родственникам. § 43. агнатическое и когнатическое родство. 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием. В позднересп. период к наследованию наряду с агнатами стали широко призыв-ся и -ва свободнорожд-х принадлежат своим наследникам, т.е. детям, находящимся во власти, и остальным, занимающим место детей.

Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство

АГНАТЫ найдено 22 значения слова У римлян родство распадалось на два вида: когнатство — натуральное, или кровное, родство и агнатство — родство искусственное, или гражданское. Группу ближайших агнатов, или агнатов с наибольшими правами, составляли лица, которые действительно находились в одном консорциуме под властью pater familias, Эти агнаты назывались sui1. Две более дальние группы агнатов составляли лица: 1) которые. родичи. Например, невестки, приёмные дети. Когнаты - родственники. но живут разными семьями. Такое разделение важно во многих отношениях, чаще всего в наследственных. кровные родственники умершего (gentiles). При этом не имела значения степень кровнородственной близости. Но и здесь ближайший когнат (как во второй очереди ближайший агнат).

Читать контрольная по основам права: "Понятие и виды контрактов" Страница 5

В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. По мнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство.

Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Это приближало римскую семью к ее современной модели. Родство определялось по линиям и степеням.

Поэтому были приняты нормы защиты агнатов — кровных родственников, которым впоследствии переходило все имущество. Агнатами называли лишь самых старших сыновей рода — прямых наследников. Сначала такая норма применялась лишь к сыновьям дворянских семей, а впоследствии была распространена повсеместно. Когнаты — кровные родственники, которые были лишены всех прав на имущество. Когнаты в языкознании Удобное понятие было подхвачено лингвистами и стало использоваться в языкознании. Когнат — это однокоренное слово, имеющее общее значение в близкородственных языках. Семантическое подобие когнатов обычно варьируется от языка к языку, и полного тождества значений практически не бывает. Поэтому когнаты в лингвистике подразделяются на частичные и полные. Изучением таких слов занимается сравнительное языкознание.

Ни жена его, ни дети не имеют самостоятельной юридической личности. Выражение in manu прямо указывает на отношение владельца к предмету владения. Умирает отец семейства: со смертью его разрушается семейственный союз и фактически и юридически. Остающиеся потомки не продолжают союза, не заступают лицо умершего в семействе, но основывают новый, так что сын умершего не по долгу, не как опекун заведовает личностями вдовы и дочерей девиц, но подчиняет их своей воле, самовластно овладевает ими. Римский мир не знает рода в том смысле, в каком знают его новые народы, как органический кровный союз всех восходящих, нисходящих и боковых родственников. Устройство семьи в Древнем Риме имело ту особенность, что основанием ему не столько была кровная связь, сколько значение родительской власти и связанного с ней родового религиозного представления. Семья состояла из главы и членов, под его властью сущих; могла быть семья и без членов: в таком случае ее составляло одно лицо, не имевшее над собой семейной власти, ни под собой подвластных членов, но носившее все-таки название домовладыки paterfamilias, caput familiae. С другой стороны, семья могла состоять не из одних только лиц, действительно состоящих под властью: в составе ее полагались и такие лица, которые состояли бы под властью общего родоначальника уже не существующего , если бы он остался жив. Стало быть, агнатство существовало вообще между лицами, которые могли свести друг друга исключительно через мужское поколение к одному общему корню родительской власти. Отсюда возникал в семье союз гражданского родства agnatio, cognatio legitima, cogn. Такая семья не соответствовала вполне семье кровной, возникающей из естественного рождения, ибо по идее гражданского родства к нему не принадлежали кровные родственники матери, так как родительская власть признаваема была в лице одного мужчины и только через мужчину передавалась; с другой стороны, принадлежность к гражданскому родству зависела от событий и действий чисто гражданского свойства, как-то: от усыновления, от эмансипации и от некоторых строгих форм брака. За пределами гражданской семьи агнатов видим в Риме другой обширный круг, средний, так сказать, между семьей и государством — круг родовой, так называемый qens, члены коего соединялись общим религиозным обрядом, общими преданиями, общим родовым именем, общим нравственным отношением и общим наследственным правом. В каждом из меньших кругов гражданского родства господствовало безусловное единство власти: одно было лицо и одно имущество. Для главы своего все члены семьи работали, для него обязывались и приобретали — непрерывно из рода в род, доколе не порвется властная цепь смертью, эмансипацией и т. Когда член семьи вступал в брак и выводил своих детей, то и родительскую власть над своими детьми приобретал не себе, но начальнику семейства. Словом сказать, семья составляла как бы собственность главы своего, и само слово familia, по первоначальному своему смыслу, означает имущество или принадлежность человека. В таком виде семья, по началу своему, была государственным учреждением, формой политического и религиозного быта, и звание главы было необходимо для охранения строгих начал порядка религиозного и гражданского см. Во всех древних законодательствах Европы выражается стремление обособить семью строгим определением ее границ и поддержать целость и непрерывность домашнего очага, как святилища семейной религии, соединенной с культом умерших предков. Отсюда вытекают учреждения того времени, проникнутые семейным началом — кровная месть, исключение женщин из наследства и право усыновления. С изменением гражданского устройства и общественной экономии в Риме, родительская власть пережила начала, на коих она была основана, и подверглась разложению, по мере того как эти начала стали приходить в забвение и личное право стало выделяться из совокупности прав и обязанностей, соединенных с первоначальной идеей учреждения. В таком виде, то есть как личное, само для себя существующее право, родительская власть не могла удержаться во всей своей строгости, и гражданская семья мало-помалу должна была уступить в законе место семье природной или кровной, которая искони существовала и таилась в недрах семьи гражданской. Вместе с тем изменилось совершенно и юридическое значение начальник семейства. В лице его сосредоточивалась троякая власть: власть над имуществом, власть над лицами, власть суда и расправы.

В период поздней Республики по мере развития имущественных отношений и ослабления патриархальных устоев когнатское родство приобрело большое значение, преторское право защищало интересы когнатов. Со временем когнатское родство полностью вытеснило агнатское. Брак сине ману.

§ 43. агнатическое и когнатическое родство

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанными с тем правами, в т. ч. и на законную часть наследства. Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). в родственниках по крови, когнатах, обнаружился элемент, благопри-. ятный для образования стабильного класса наследников, тем более. что в числе когнатов каждый раз могли быть и агнаты, обойденные. цивильным правом, и сородичи.

Читать популярные статьи на сайте!!!

  • 33219 (Римское право) - документ, страница 2 (127121) - СтудИзба
  • Энциклопедия экономики
  • Энциклопедия экономики
  • Главное меню
  • 2. Агнатское и когнатское родство

Власть домовладыки

А вот среди политиков точно нет! Из интервью журналистки Ирины Финякиной. Газета «Московский Комсомолец», 08 мая 2007 г. Статья: «Сергей Алексеев или из-за кого Михаил Задорнов покинул сцену» "... В мире гоев много долгожителей, некоторые дотягивают до ста семидесяти лет, оставаясь в чувствах и памяти. И все равно этого никогда не хватит, чтобы одолеть Весту и обрести Вещество... Там, где сейчас плещутся Студеное, Карское и Белое моря, некогда была земля и страна, ныне называемая по-разному - Гиперборея, Атлантида... Ледник продавил сушу, смел и обратил в прах страну гоев, которая носила имя - Вера. Людей тогда именовали верцами.

Говорили: "се верцы" - это верцы. И жили они полный круг жизни - сорок сороков, то есть по тысяче шестьсот лет - это и есть срок познания Вещества. Здесь, - Варга обвел рукой соты, - пятнадцать тысяч триста тридцать свитков, или ровно тысяча шестьсот Великих Книг". Из романа С. Алексеева "Сокровища Валькирии" К.

И при этом считается, что природное родство передается само по себе, без цивильного родства, через женщин, которые рождают незаконных детей. Цивильное же родство, которое также называют законным, устанавливается без естественного права, само по себе посредством усыновления.

Родство и по тому, и по другому праву устанавливается, когда происходит соединение путем заключения законного брака. Но естественное родство так и называется, цивильное же родство, хотя может быть и само по себе с полным правом названо этим именем, однако же само по себе называется родством по отцу агнацией , поскольку оно передается через лиц мужского пола. Но поскольку некоторые права имеются и между свойственниками, не будет неуместным хотя бы кратко поговорить здесь и о свойственниках. Свойственники — это мужья и жены когната, названные так из-за того, что два рода, различающиеся между собой, объединяются в результате брака и один подходит к пределу родства другого, так как в результате брака появляется причина возникновения свойства. Павел в единственной книге «О степенях родства и свойства и их названиях». Юристу надлежит знать степени родства и свойства, поскольку, как правило, по законам наследства и опеки переходят к ближайшему агнату; однако и по эдикту претор дает владение наследственным имуществом ближайшему когнату; кроме того, по закону о публичных разбирательствах нас нельзя принуждать свидетельствовать против свойственников и родственников, если мы того не желаем. Между агнатами и когнатами, следовательно, такое различие, как между родом и видом, ибо тот, кто является агнатом, является и когнатом; однако не всегда тот, кто является когнатом, является агнатом, ведь одно основание цивильное, другое природное.

О брачном сговоре D. Флорентин в 3-й книге «Институций». Брачный сговор есть предложение и обещание будущего брака. Ульпиан в единственной книге о брачном сговоре. Брачный же сговор sponsalio назван так от слова spondendum сговариванье. Ибо у древних было принято стипулировать и сговаривать себе будущих жен, D. Флорентин в 3-й книге «Институций», откуда произошло и название жениха sponsus и невесты sponsa.

Ульпиан в 35-й книге «Комментариев к Сабину». Для совершения брачного сговора достаточно простого изъявления согласия. Наконец, известно, что можно сговаривать отсутствующую за отсутствующего, и это делается ежедневно, D. Помпоний в 16-й книге «Комментариев к Сабину», при том условии, если сговор совершается с ведома тех, кто отсутствует, или если они после на это согласятся. Ульпиан в 36-й книге «Комментариев к Сабину». Если опекуны девушки послали разводную для прекращения брачного сговора, то я не считал бы, что данной разводной будет достаточно, чтобы лишить надежды на брак, так же как неверно и то, что совершить этот сговор могут только они, разве что всё это делается по воле девушки. Павел в 35-й книге «Комментариев к эдикту».

При брачном сговоре не имеет никакого значения, составляется ли письменное показание свидетелей или же кто-либо совершает сговор без составления письменного документа. При брачном сговоре также следует требовать согласия тех, у кого оно требуется при заключении брака. Однако Юлиан пишет, что отец дочери, о предстоящем браке которой совершается сговор , всегда признается давшим согласие, если он не выражает ясно своего несогласия. Гай в 11-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». Более чем ясно, что безумие является препятствием к брачному сговору, но случающееся после этого сговора безумие не делает брачный сговор недействительным. Ульпиан в 35-й книге «Комментариев к эдикту». У Юлиана спросили, имеет ли значение брачный сговор, если брак назначен до двенадцатилетнего возраста.

И я всегда одобрял суждение Лабеона, считающего, что если только брачный сговор происходит раньше, то он продолжает существовать, хотя девушка начнет быть дома на положении невесты. Если же сговор не происходит раньше, то тем самым, что девушка приводится в дом, брачный сговор не считается совершившимся. Это суждение одобряет и Папиниан. Ульпиан в 3-й книге «Обсуждений». Отец дочери, находящейся под его властью, может послать жениху разводную и расторгнуть сговор. Конечно, если она эманципирована, то отец не может ни послать разводную, ни предъявить кондикционный иск по поводу того, что дано в качестве приданого, ибо сама дочь выходом замуж устанавливает наличие приданого и погашает кондикцию, которая не может возникнуть при ненаступлении побудительной причины для этого , за исключением того случая, когда кто-либо укажет, что отец дал приданое за эманципированной дочерью при том условии, что в случае, если согласия на брак не последует, он потребует возврата того, что дал, совершен ли брачный сговор или не совершен. Ибо тогда он будет иметь требование возврата приданого.

Юлиан в 16-й книге «Дигест».

Однако после смерти мужа жена признавалась его наследницей и получала определенную долю наследства. Заключая брак sine manu, женщина не изменяла своего юридического положения. Она либо оставалась под властью своего отца, либо становилась независимым лицом своего права если до замужества она находилось в этом положении. После заключения брака когнатическое родство жены со своими родственниками не прекращалось, так же как и не возникало агнати-ческое родство с мужем и его семьей. Никакой властью в отношении жены муж не обладал, супруги являлись юридически равными субъектами.

Муж не обладал правом принудительно вернуть жену, которая покинула его дом. Но, несмотря ни на что, муж обладал решающим словом в решении вопросов семейной жизни. Имущество, приобретенное женой до брака, оставалось в ее собственности. Все приобретенное женой во время брака, также оставалось в ее собственности. Независимо от формы брака на жену возлагались обязанности по ведению домашних работ и поддержанию дома в состоянии, отвечающем положению семьи. Жена и муж были обязаны поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального характера.

Наличие между ними половой связи было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга и измена жены считались основаниями для прекращения брака. Имущественные отношения супругов зависели от формы брака. В браке cum manu имущество жены переходило в собственность мужа, который имел права им распоряжаться. Право мужа на владение имуществом жены не могли ограничить даже родственники жены. В результате заключения брака sine manu действовал принцип разделения имущества супругов.

Муж мог осуществлять управление и распоряжение имуществом жены, но не мог его отчуждать без соответствующего разрешения. Управлять имуществом жены муж мог только в том случае, если супруга сама передала его для этих целей. В данной ситуации взаимоотношения супругов определялись по правилам договора поручения. Родственники жены могли предъявить к супругу требования о восстановлении имущества или даже иск по поводу злоупотреблений в управлении имуществом. Несмотря на то что жена была собственником своего имущества, она не могла самостоятельно распоряжаться этим имуществом в хозяйственном отношении. При заключении брака sine manu супругам было запрещено осуществлять взаимные дарения.

На особом правовом положении находились категории брачного имущества: приданое и брачные дары. Приданое dos — материальный дар, предоставляемый женой, ее отцом домовладыкой или иным третьим лицом. Приданым могли быть различное имущество или имущественное право: вещи на праве собственности или владения, право на чужие вещи сервитут , отказ от каких-либо вещных прав, отказ от наследства в пользу мужа и т. Приданое являлось имуществом жены, но правом собственности на него обладал муж. Плоды от имущества находились в собственности мужа, но муж не мог отчуждать земельные участки. Движимые вещи муж мог отчуждать только с согласия жены, за исключением скоропортящихся и заменимых вещей, которые муж мог отчуждать самостоятельно.

На мужа возлагалась ответственность по сохранности приданого. Приданое передавалось путем проведения особого обрядового акта либо оформления соответствующих документов. Приданое нельзя было заменить другой вещью, даже если она была более ценной. Кроме этого, вещь, находящаяся в составе приданого, не могла изменить свое назначение. В период заключения браков cum manu правовое положение приданого никак не регулировалось. Если не было соответствующего соглашения, то приданое вместе с другим имуществом жены переходило в собственность мужа.

Когда стали заключаться браки sine manu, для приданого, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Брачные дары — подарок жене от мужа в соответствии с их общественным положением. Подарок предоставлялся до заключения брака, тем самым жена обеспечивалась на слу. Для того чтобы брак между мужчиной и женщиной был признан действительным, необходимы были условия: согласие вступающих в брак, достижение ими определенного возраста для мужчин 14 лет, для женщин — 12 лет , нахождение жениха и невесты в здравом уме, отсутствие близких степеней родства, чтобы ни одно из лиц не состояло в другом браке. В середине V в. Заключению брака обязательно предшествовала помолвка.

В Древнем Риме стороны заключали договор, в котором содержалось клятвенное обещание заключить брак. Применялся принцип свободы брака. В конце II в. В IV—V вв. При этом помолвка сопровождалась внесением задатка со стороны жениха. Если жених отказывался от заключения брака, то он терял уплаченный задаток, а если невеста или ее отец отказывались от заключения брака, то они возвращали уплаченный женихом задаток в четырехкратном размере.

Обручение жениха и невесты и брачная церемония могли следовать друг за другом, но могли быть и отделены друг от друга даже несколькими годами. В момент обручения вступающих в брак обменивались подарками в соответствии с социальным уровнем партнера. Обручение могло осуществляться и представителями жениха и невесты — их родителями, опекунами и пр. Сам факт обручения и обмена подарками закреплялся специальными документами в более ранний период — присутствием свидетелей. Расторжение обручения осуществлялось или по взаимному согласию жениха и невесты, или в судебном порядке. Данное обстоятельство не служило разводом и не было препятствием для заключения последующего брака.

Обручение устанавливало родственные отношения между женихом и невестой, в связи с чем возникали ограничения на заключение брака между другими членами данных семейств, даже если намечавшийся брак не состоялся. Не допускалось проведение двух обручений, как и многобрачие. Со стороны невесты обручение проводилось домовладыкой, которым было принято решение о заключении брака, хотя согласие дочери было обязательным условием. Основным элементом заключения брака являлось введение невесты в дом мужа.

Поэтому были приняты нормы защиты агнатов — кровных родственников, которым впоследствии переходило все имущество. Агнатами называли лишь самых старших сыновей рода — прямых наследников.

Сначала такая норма применялась лишь к сыновьям дворянских семей, а впоследствии была распространена повсеместно. Когнаты — кровные родственники, которые были лишены всех прав на имущество. Когнаты в языкознании Удобное понятие было подхвачено лингвистами и стало использоваться в языкознании. Когнат — это однокоренное слово, имеющее общее значение в близкородственных языках. Семантическое подобие когнатов обычно варьируется от языка к языку, и полного тождества значений практически не бывает. Поэтому когнаты в лингвистике подразделяются на частичные и полные.

Изучением таких слов занимается сравнительное языкознание.

Отношения между супругами в браке.

И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак iustum matrimonium , мог основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамической семьи, основой которой была patria potestas, власть главы семьи, домовладыки, paterfamilias. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Это — агнатическая семья, в состав которой, кроме paterfamilias, входили: его жена,in manu mariti, то есть подчиненная мужней власти, его дети, in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т. Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, personasui iuris.

Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Поэтому и говорят что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. Сыновей и внуков, за немногими исключениями, не освобождает от подчинения отцовской власти даже занятие должности магистрата. Не освобождает от patria potestas и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias. Вместе с рабами, а первоначально, может быть, и вместе с принадлежавшими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familiа.

Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias — не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias обозначалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших уже в дошедших до нас памятниках означает только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patriapotestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris устанавливалась опека сыновей, сыновья же сами становились paterfamilias — носителями полной правоспособности. И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел.

Однако, свободный от patria potestas гражданин считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias — это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной: Pater autem familias appellatur qui in domo dominium habet recteque hoc nomineappellatur, quamvis filium non habet D. Домовладыкой «отцом семейства» называется тот, кому принадлежит власть в семье, и правильно он так называется, хотя бы у него и не было сына. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в сою очередь основанием права наследования и признания к опеке над дееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Но агнатами моглибыть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена егоподвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическимродством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти иподчинении связь агнатическая.

В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявшее каждое из этих лиц от общего paterfamilias.

Но если agnati — это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы значительно более сильного влияния основанного на единстве власти рода — gens. Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomengentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствииагнатов, призываются к наследованию и опеке. Quintus Mucius Scaevola, посвидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt… qui ab ingenuis oriundi sunt… quorummaiorum nemo servitutem servivit, qui capite non sunt deminuti Topica, 6. Гентилами являются между собою люди, носящие общее имя, происходящие отсвободнорожденных, никто из предков которых не был в рабстве и которые непретерпели capitis deminutio. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens. Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях:в отношении жены детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права.

Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium хотя внешне, в стороне от его влияния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмерли, гражданское право Новой Европы не реципировало их. Однако другие остаются и доныне основой соответствующих институтов семейного права капиталистических стран. А совокупность институтов римского семейного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семейного права рабовладельческого общества от начальных ступеней его развития до последней его стадии, уже овеянной атмосферой близкого разложения. Отношения между родителями и детьми на всем протяжении римской истории определялись идеей patria potestas, патриархальной и односторонней власти отца. По собственному признанию римских юристов, такой власти над детьми, как римляне, не знал ни один доступный их наблюдению народ Gai.

I, 55: «Quod jus proptium civium romanorum est: fere enim nulli alii sunt homines, qui talem in filios suos habent potestatem, qualem nos habemus». Конечно, с течением времени эта власть значительно изменилась и ослабела, но многие патриархальные заветы сохранили свое значение до конца. Так, прежде всего, римское право знает только patria potestas — только власть отца, а не родителей вообще. Мать по отношению к своим детям от того же брака никаких родительских прав не имеет — не только при жизни мужа, но и после его смерти. При старом браке cum manu мать, как известно, находилась в положении сестры своих детей, после смерти мужа семья распадалась на новые самостоятельные семьи, по отношению к которым мать никаких прав власти не приобретала; она сама делалась теперь persona sui juris, но попадала под опеку своего ближайшего агната, чаще своего же собственного сына. Лишь с течением времени, с постепенным признанием родства когнатического, ее отношения к детям получают некоторую юридическую физиономию: мать и дети получают взаимные права наследования друг после друга.

В период империи признается затем право на содержание алименты , а также, — по крайней мере, в известных случаях, — и право матери быть опекуншей над своими детьми.

Следовательно, sui но уже без эманципированных призываются во второй раз: быть может, теперь ввиду отпадения emancipati они согласятся вступить в наследство. Если же нет или их вовсе не существует, то bonorum possessio дается ближайшим по степени агнатам.

Вследствие кровного родства sui призываются здесь в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati даже durante adoptione; далее - все боковые когнаты без всякого ограничения для женщин, причем ближайшая степень устраняет дальнейшую, а родственники одной степени делят наследство in capita. В этом классе наследуют также дети, как законные, так и незаконные, после матери и мать после детей. Таким образом, преторский эдикт, хотя и дает еще в общем предпочтение агнатскому родству, тем не менее впервые призывает к наследованию и когнатов как таковых.

Кроме того, в отличие от legitima heriditas, преторский эдикт установил successio graduum et ordinum edictum successorium , то есть последовательное наступление следующих степеней и следующих классов. В этих двух чертах и состоит, главным образом, прогресс преторского наследственного права по сравнению с цивильным. В период империи дальнейшее усиление когнатического родства заставляет законодательство идти далее по пути, намеченному преторским эдиктом.

Целый ряд отдельных законов осуществляет эту тенденцию, усиливая наследственные права тех или других когнатов на счет агнатов. Первый шаг в этом направлении был сделан senatusconsultum Tertullianum при Адриане , в силу которого женщине, имеющей jus liberorum, было предоставлено цивильное наследственное право после ее детей. Вследствие этого мать призывается теперь не в классе unde cognati, то есть не после всех агнатических родственников, а в классе unde legitime: ее исключают от наследования только собственные дети умершего, его отец и братья; с сестрой покойного мать делит наследство пополам.

Принципиальное значение senatusconsultum Tertullianum состоит в том, что им впервые была признана возможность цивильного наследования на основании простой cognatio. Следующий затем шаг представляет senatusconsultum Orphitianum 178 г. Закон Валентиниана, Феодосия и Аркадия расширяет права детей на наследование после родственников с материнской стороны.

Самому Юстиниану принадлежит несколько указов в том же духе уничтожение для наследования матери необходимости jus liberorum; уничтожение ограничения женщин Voconiana ratione и некоторые другие. В конце концов, благодаря этим многочисленным, но частичным поправкам принцип агнатического родства был значительно отодвинут, но вся система наследования по закону приобрела чрезвычайно сложный и запутанный вид. Упростить эту систему, построив все наследование исключительно на кровном, когнатическом родстве, и составило задачу юстиниановских новелл - новеллы 118 543 г.

Основным принципом юстиниановской системы является наследование когнатов без различия пола по порядку их близости к умершему и с соблюдением successio graduum et ordinum. Порядок призвания определяется следующим четырьмя классами. Первый класс составляют десценденты, то есть нисходящие умершего - сыновья и дочери, внуки от раньше умерших сыновей и дочерей и т.

Раздел наследства происходит in stirpes: дети раньше умершего отца получают все вместе ту часть, которую получил бы их родитель. Если нет десцендентов, то призывается второй класс, состоящий из ближайших по степени асцендентов, то есть восходящих родных покойного отец, мать, дед, бабка и т. Раздел in capita, причем только дети раньше умершего брата получают все вместе часть, следовавшую их отцу.

Если наследуют только одни асценденты без братьев и т. Третий класс, призываемый при отсутствии первых двух, составляют неполнородные то есть происходящие от одного отца, но от разных матерей - consanguinei, или от одной матери, но от разных отцов - uterini братья и сестры покойного и их дети, причем последние получают также все вместе часть, следовавшую их parens praedefunctus. Если и этих нет, то призываются остальные боковые родственники по порядку близости степеней без всякого ограничения - ad infinitum, лишь бы только можно было доказать родство.

Ближайшая степень, конечно, отстраняет дальнейшую; равно близкие делят между собой in capita. О наследовании пережившего супруга новеллы ничего не говорят; думают, поэтому, что остается в действии правило преторского эдикта, в силу которого переживший супруг призывается к наследованию в последнем классе "unde vir aut uxor".

В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовладыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр. Это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа.

Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть по давности. Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях. Условия вступления в брак. Приданое не переходило под власть мужа. Супруг имел право лишь пользоваться имуществом и получать с него плоды для удовлетворения семейных нужд. С укреплением преторского права было издано постановление, что приданое или его стоимость возвращалось во всех случаях расторжения брака по вине мужа. Предбрачный дар— это имущество, подаренное женщине ее будущим мужем до свадьбы. Подаренное имущество сохраняло управление мужа и служило тем же целям брака, что и приданое.

Если происходил развод по инициативе или вине мужа, то предбрачный дар отдавался женщине наравне с приданым. Римский брак прекращался по нескольким основаниям: Смерть одного из супругов. Утрата свободы capitus deminutio maxima одним из супругов, т. Если утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж при Юстиниане — в течение 5 лет. Утрата римского гражданства одним из супругов Воля главы семьи. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод получил распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно и по воле мужа, и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов. Агнаты и когнаты.

Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб», то есть familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи. Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи paterfamilias , он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домовладыки ограничилась.

Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола». Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей, родство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение.

Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что власть отца семейства при этой родственной связи ограничивалась, при этом оставаясь фундаментом римской семьи. Проявление когнатического родства в современном семейном праве Постепенное развитие семейного права Древнего Рима как целой отрасли заключалось в осуществлении весьма закономерного процесса - вытеснения агнатического родства когнатическим. Весь этот процесс был связан с умалением власти отца семейства над теми, кто был ему подвластен. Соответственно, агнатическая родственная связь теряла своё влияние в обществе - в связи с изменением политических и экономических условий жизни людей в Риме большую роль стала играть кровная принадлежность людей, вступающих в наследование, к тому семейству, в котором они становились наследниками.

Таким образом, агнатическое родство полностью исчезло из семейного права Древнего Рима, заменившись на кровное родство. Именно когнатическое родство было заимствовано правовыми системами многих мировых государств, послужив, как и в древнеримском семейном праве, основанием для определения наследников по закону. Этим принципом все современные государства пользуются до сих пор. Так, именно кровные родственники умершего становятся наследователями его имущества при отсутствии завещания, составленного покойным , причем объём наследуемого ими имущества определяется степенью кровного родства с наследодателем. Заключение Прежде чем приступить к подведению итогов проведенной работы, хотелось бы сказать о том, что рассмотренная в данной работе тема оказалась намного шире, чем казалось в начале исследования. Для того чтобы подойти к определению агнатического родства как такового, мне пришлось дать определения базовым понятиям древнеримского семейного права в целом, что свидетельствует о достаточно тесной взаимосвязи рассматриваемого вопроса с остальными составляющими семейного права Древнего Рима.

Итак, приступим к подведению итогов. Конечно, постепенное замещение агнатического родства когнатическим привело сначала к частичной потере власти домовладыкой, затем - к полному её исчезновению, однако данная смена привела к дальнейшему развитию норм семейного права в Древнем Риме, а еще позже - к появлению семейного права в том виде, в котором оно используется в большинстве современных государств. Список использованной литературы. Новицкий И. Римское частное право. Римское право.

Черниловский З. Элементарный курс.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий