Новости патриарх кирилл когда вступил в должность

Правила комментирования. В 90-х годах Патриарх Кирилл все больше углубляется в общественную деятельность.

Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ

В 1969 году будущий Предстоятель с отличием окончил Ленинградскую духовную академию. А в следующем году ему была присуждена степень кандидата богословия за диссертацию «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере». В это время он уже носил имя Кирилл, так как 3 апреля 1969 года был пострижен митрополитом Никодимом в монашество с этим именем в честь святого равноапостольного Кирилла, просветителя славян. Уже 7 апреля 1969 года новопостриженный монах Кирилл был рукоположен во диакона, а 1 июня — во иеромонаха. Иеромонах Кирилл в 1970—1971 годах исполнял обязанности помощника инспектора Ленинградских духовных школ, классного наставника 1-го класса семинарии и преподавал догматическое богословие. Впоследствии он так формулировал цели своей деятельности при этой организации: «…чтобы Русская Церковь лучше знала, что происходит в мире, и для того, чтобы мир лучше знал, что такое Русская Церковь…». Сейчас можно услышать много критики, в том числе справедливой, о деятельности Всемирного совета церквей. Но нужно понимать, что в то время в условиях постоянного давления со стороны советского государства подобные контакты были зачастую единственной возможностью несколько ослабить атеистический гнет и получить некоторую свободу деятельности, в том числе внутри нашей страны, для пользы всей Церкви. Спустя три года архимандрит Кирилл вернулся в родной город. Вот что говорит Святейший Владыка о северной столице, где прошла значительная часть его жизни и служения: «Православный Петербург никогда не перестал быть русской столицей и православным городом, несмотря на то, что в нем — в культурном отношении — происходила встреча с Западом.

Сочетание верности своим принципам с готовностью к диалогу — это у меня от моего петербургского воспитания». По возвращении из Женевы архимандрит Кирилл возглавил Ленинградские духовные школы. В течение 10 лет, с 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года он был ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. При возглавляемом им учебном заведении в эти годы он исполнял также обязанности доцента кафедры патрологии, именно при нем в 1979 году был создан регентский класс, в учебный процесс были введены семинары, появились уроки физической культуры. Ставилась задача путем системных преобразований повысить уровень подготовки учащихся академии и семинаристов, приучить их к самостоятельной научной работе. За годы ректорства нашего будущего Предстоятеля число студентов возросло более чем в 3 раза, со 130 до 400 человек. А ведь это происходило не во времена перестройки, а в те самые времена «застоя», в советские времена. С ноября 1976 года по октябрь 1978 года Преосвященный Кирилл нес послушание заместителя Патриаршего экзарха Западной Европы. Заслуги молодого архипастыря были высоко оценены, и 9 сентября 1977 года он был возведен в сан архиепископа.

С 1978 по 1984 годы Высокопреосвященнейший архиепископ Кирилл совмещал обязанности ректора духовных школ с архипастырским окормлением патриарших приходов в Финляндии. Причиной этого неожиданного перевода послужило недовольство деятельностью молодого архиерея со стороны советских органов. Об этом в своей книге в 2005 году откровенно рассказал бывший начальник Смоленского областного управления КГБ А. По его словам, причин для ссылки активного архиерея в глухую провинциальную епархию у властных структур было немало: успешная работа на благо Церкви не только не ценилась в соответствующих структурах, но вызывала прямое недовольство, как видим с серьезными последствиями. Смоленская епархия была одной из беднейших в России, большинство храмов находились в аварийном состоянии, не было ни одного священнослужителя с высшим богословским или светским образованием. Но владыка Кирилл не опустил руки. Вскоре вслед за архипастырем в епархию начали приезжать его ученики из Ленинграда. Повсеместно начались ремонтные работы, начался упорный каждодневный труд по исправлению ситуации. В 1985 году был открыт первый приход на территории Калининградской области — как мы все знаем, это бывший Кенигсбергский регион Восточной Пруссии, с боями завоёванный советскими войсками в конце Великой Отечественной войны.

В декабре 2008 года, после кончины Алексия II, митрополит Кирилл тайным голосованием был избран Местоблюстителем патриаршего престола, а 27 января 2009 года на Поместном Соборе был избран Патриархом РПЦ. На данном посту он продолжает оставаться членом в консультативных и иных государственных органах, принимает активное участие в работе многочисленных межхристианских организаций на конференциях, в комиссиях и диалогах с представителями органов власти и конфессий других религий. Патриарх Кирилл — автор многих книг, а также более 700 публикаций и докладов на богословские и церковно-исторические темы, включая публикации в отечественной и зарубежной периодике. На телевидении вышли циклы его телепередач по различным темам православия, а на аудионосителях издан цикл его великопостных проповедей. Патриарх является почетным членом, доктором и профессором ряда российских и иностранных академий, почетным президентом Академии Российской словесности, имеет высокие награды РПЦ и многих Поместных Церквей. Лауреат международной Ловийской премии мира, он награжден многими государственными наградами — орденами Дружбы Народов, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» III, II и I степени и другими, в том числе и наградами других государств. Он почетный гражданин Калининградской и Смоленской областей.

Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви проследовали в собор, где был совершен благодарственный молебен. Его Святейшеству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, схиархимандрит Илий Ноздрин.

За богослужением молились Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополит Истринский Арсений, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий. В прозвучавшей на молебне ектении было провозглашено особое прошение «о Президенте страны нашея Российския Владимире, о еже подати ему с небесе, к правлению и правосудию, силу и премудрость, добре страною нашею правити, мир и благоустроение в ней насаждати, врагов же ея и супостат в страх и бегство обращати». Затем молитву о главе Российского государства вознес Святейший Патриарх Кирилл: «Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом управляя всяческая. Призри ныне на усердное моление наше и благослови благое намерение Президента страны нашея Владимира, полагающего начало правления хранимою Тобою страною нашею Российскою. Умудри и настави его беспреткновенно проходити великое сие служение. Подаждь ему разумение и премудрость, во еже в тишине и без печали люди Российския сохраняти. Подчиненные же ему Правительства управляти на путь истины и правды и от лицеприятия и мздоимства отражати. Умножи дни жития его в нерушимом здравии и непременяемом благополучии.

Данный прецедент может быть применен по аналогии с учетом, при этом, нахождения кафедрального города Херсонской епархии по другую сторону фронта по отношению к благочиниям левобережья Днепра. Образовать в административных границах левобережных районов Херсонской области: Алешкинского, Голопристанского, Каланчакского, Скадовского, Чаплынского, — Скадовскую епархию с кафедральным центром в городе Скадовск, выделив ее из состава Херсонской епархии. Поручить временное управление Скадовской епархией Преосвященному епископу Джанкойскому и Раздольненскому Алексию. Возносить за богослужениями в приходах и монастыре Скадовской епархии имя Преосвященного Джанкойского и Раздольненского вслед за именем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. При изменении внешней ситуации рассмотреть вопрос о возможном восстановлении Херсонской епархии в нынешних границах. Далее члены Священного Синода имели суждение о замещении вакантной кафедры Троицкой епархии Челябинская митрополия. Преосвященным Троицким и Южноуральским избрать архимандрита Павла Кривоногова , клирика Московской епархии, наместника Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря. Место наречения и хиротонии архимандрита Павла Кривоногова во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Члены Священного Синода имели суждение о прошениях Преосвященных архиереев об утверждении их священноархимандритами особо значимых обителей вверенных им епархий. Справка: Архиерейский Собор 2011 года постановил: «Правящие архиереи могут быть настоятелями священноархимандритами исторически значимых или крупнейших монастырей епархии в порядке исключения» Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. Согласно Положению о монастырях и монашестве: «Епархиальный архиерей имеет особое попечение об обителях, где он является священноархимандритом: регулярно совершает богослужения, заботится о духовном устроении и благолепии обители, а также о том, чтобы монастырь служил примером для других обителей епархии. Непосредственное руководство таким монастырем поручается игумену, назначаемому Священным Синодом по представлению епархиального архиерея и осуществляющему полноту функций, закрепленных за игуменом в Уставе Русской Православной Церкви, в уставе монастыря, а также в данном Положении». Утвердить Преосвященного митрополита Омского и Таврического Дионисия священноархимандритом Никольского мужского монастыря деревни Большекулачье Омского района Омской области.

Митрополит Ставропольский Кирилл вступил в должность и.о. председателя Синодального военного отдела

Please wait while your request is being verified... Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 6 ноября 2019 года переизбран на пост председателя Общества русской словесности.
В России – новый Патриарх 1 февраля 2009 года в Москве в храме Христа Спасителя прошла интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Патриарх Кирилл

По церковному уставу епископ не может вступать в брак, поэтому жены у Патриарха Кирилла нет. Патриарх Кирилл — епископ Русской православной церкви, 27 января 2009 года Поместным Собором РПЦ был избран Патриархом Московским и всея Руси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Приднестровской Молдавской Республике. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 6 ноября 2019 года переизбран на пост председателя Общества русской словесности.

Форма поиска

  • Вопрос-ответ
  • Патриарх Кирилл
  • Экуменическая и общественная деятельность
  • Святейший Патриарх Кирилл принял митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла
  • Патриарх Кирилл появился в храме Христа Спасителя - МК
  • 15-летие интронизации патриарха Кирилла — встреча с президентом

Патриарх Кирилл. Что было. Что стало. Что будет

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

В России – новый Патриарх

Разве Патриарх законы нарушал, кого-то обижал? По случаю юбилея патриарха Кирилла президент Владимир Путин подписал указ о награждении главы Русской православной церкви высшей государственной наградой — орденом Андрея Первозванного. Свое служение в качестве предстоятеля РПЦ патриарх Кирилл начал ровно 13 лет назад после того, как Поместный собор избрал его на Московский патриарший трон. ↑ Митрополит Кирилл избран патриархом Московским и всея Руси.

Патриарх Кирилл (Гундяев)

По его мнению, оно «приобрело характер открытых религиозных гонений». Патриарх попросил молитв о «даровании помощи Божией, мужества и утешения страждущим архипастырям, пастырям и верующим Украинской Православной Церкви». В обращении к руководителям и представителям международных организация предстоятель РПЦ попросил обратить внимание на «факты вопиющего попрания прав человека на Украине» и призвал «приложить усилия к защите права на свободу вероисповедания верующих и общин Украинской православной церкви». Во всех посланиях патриарх Кирилл рассказал, что 24 апреля в одном из крупнейших монастырей УПЦ Святогорской лавре были проведены обыски.

Первая рабочая встреча с федеральным чиновником, замещающим государственную должность Российской Федерации , — 12 февраля 2009 года в рабочей резиденции с Секретарём Совета безопасности РФ Н.

Патрушевым [49]. Но мы не осуждаем людей. Они свободны жить так, как считают правильным. Церковь против того, чтобы этих людей преследовали или оскорбляли, но зачем же пропагандировать грех?

В том же году на телеканале «Россия» , по благословению Патриарха Алексия II, принял участие в проекте « Имя Россия » [65] [66] , представив «на суд телезрителей житие и деяния святого благоверного великого князя Александра Невского в схиме Алексия » [67]. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» [68] [69]. Членство в консультативных и иных государственных органах Со 2 августа 1995 года [70] по 28 мая 2009 года [71] — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации переназначался в состав совета 13 октября 1996 года [72] , 17 марта 2001 года [73] и 7 февраля 2004 года [74]. Починок также утверждал, что «РПЦ или некоторые её подразделения, отдельные персоны занимались импортом в нашу страну табака, алкоголя», поясняя, что митрополит Климент Капалин участвовал в создании АКБ «Пересвет» и коммерческого банка [81].

При этом РПЦ — точнее, компании, близкие к ней, — была освобождена от уплаты таможенных пошлин.

Москвы; иерей Борис Седов, клирик храма Царственных мучеников и страстотерпцев, Патриаршего подворья в Южном Измайлове г. Москвы; иерей Константин Соколов, клирик храма великомученика Георгия Победоносца, Патриаршего подворья в Зеленограде г. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей ваий. Святейший Владыка сказал: «Спаси, Господи, благодарю вас.

Еще раз всех вас поздравляю и желаю, чтобы ревность о Господе, ревность к служению никогда вас не покидала... Ревность — это тогда, когда есть жизнь, когда есть движение, когда есть энергия. А когда движение, энергия исчезают, то деревья засыхают, а люди теряют возможность осуществлять свое жизненное призвание. И, может быть, всем это позволительно, кроме нас с вами, служителей алтаря Господня.

В новостях и газетах постоянно говорят и пишут о патриархе.

И больше всего всех интересует, сколько он зарабатывает и каким имуществом владеет. Журналисты провели собственное расследование и выяснили, насколько он богат и каким состоянием владеет по состоянию на 2021 год. Он появился на свет 20 ноября 1946 года в Ленинграде. На текущий момент глава РПЦ живет в Москве. У него есть старший брат Николай и младшая сестра Елена.

Патриарху Кириллу 74 года: как живет епископ и что имеет в своем владении на 2021 год

Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ - Новости Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ.
Выборы и интронизация патриарха Кирилла: вспоминаем, как это было Патриарх Кирилл, митрополит Феодор и митрополит Герман входят в духовный союз Александро-Невского братства.
Патриарх Кирилл - Российский священнослужитель - Биография 1 февраля 2009 года прошла интронизация на патриарший престол патриарха Кирилла.
Когда Кирилл стал патриархом Московским и всея Руси Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Ежегодно 1 февраля в России отмечается День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, или годовщина его восшествия на патриарший престол.

Please wait while your request is being verified...

Но одновременно Господь сопровождает это служение и великими радостями, — сказал ранее Первосвятитель. Именно этот духовный поток и есть самое главное влияние, которое оказывается на Патриарха. Интронизацией называется торжественное чинопоследование, во время которого совершается возведение новоизбранного епископа на его кафедру.

Вопрос об избрании 16-го Предстоятеля встал после кончины 5 декабря 2008 года приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, возглавлявшего Русскую Православную Церковь более 18 лет.

Это больше не немощная, не слабая Церковь… потому что Церковь — вместе со своим народом, потому что духовное проросло сквозь материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды, — сказал в те дни будущий патриарх Кирилл, а тогда — митрополит Смоленский и Калининградский. Именно митрополит Кирилл был избран Местоблюстителем Патриаршего престола на заседании Священного Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира 6 декабря 2008 года в Патриаршей резиденции в Переделкине. После этого, вплоть до начала Архиерейского Собора, митрополит Кирилл посетил множество храмов, монастырей и духовных школ, где совершал богослужения, произносил проповеди и общался с верующими.

Последний начал свою работу 25 января. Все его участники получили бюллетени с именами 145 архиереев, имевших право быть избранным на Патриарший престол. Каждый из голосовавших должен был отметить 1 имя.

Предстоятель РПЦ описал ситуацию, согласно которой стало известно, что митрополит Арсений накануне 23 сентября 2023 года сообщал верующим, что сотрудники СБУ Службы безопасности Украины около Святогорской лавры расставили блокпосты и начали проверку документов сотен богомольцев, желавших посетить один из крупнейших монастырей УПЦ. При этом силовики и представители местных военизированных соединений собирали личные данные людей, адреса их электронной почты, номера телефонов и фотографировали каждого из них, тем самым нарушая закон. Публичное упоминание о блокпостах не причинило ущерба вооруженным силам Украины и было вызвано объективной причиной - созданием препятствия верующим в посещении богослужений», - подчеркнул патриарх.

В середине апреля Папа Римский Франциск назвал недопустимыми религиозные гонения на Украине.

После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей ваий. Святейший Владыка сказал: «Спаси, Господи, благодарю вас. Еще раз всех вас поздравляю и желаю, чтобы ревность о Господе, ревность к служению никогда вас не покидала... Ревность — это тогда, когда есть жизнь, когда есть движение, когда есть энергия. А когда движение, энергия исчезают, то деревья засыхают, а люди теряют возможность осуществлять свое жизненное призвание.

И, может быть, всем это позволительно, кроме нас с вами, служителей алтаря Господня. Помните эти слова.

Патриарх Кирилл появился в храме Христа Спасителя

Начинает рассматриваться обществом как политик [88] и один из основных претендентов на замещение Патриаршего Престола. Так, на вопрос директора Государственной телекомпании Калининград заместитель Главы ВРНС, заметив, что Собор «определённо высказался о важности модернизации России», в частности сказал: [95] Другого пути технического развития, кроме того, по которому прошёл Запад, не существует. Если кто-то знает о таком, пусть нам покажет и расскажет. Но пока что люди с удовольствием пользуются хорошими западными автомашинами, созданными для езды по хорошим дорогам. И было бы глупым упрямством ставить себе задачу в пику известным и общепризнанным достижениям человеческой цивилизации во что бы то ни стало изобретать нечто своё, ни на что не похожее. Полностью теме модернизации России посвящён доклад митрополита Кирилла на XI Всемирном русском народном соборе 5 марта 2007 [96]. Критика за отдельные высказывания В 2005 году широкий общественный резонанс вызвало интервью Митрополита Кирилла, в котором он назвал произошедшее в 2004 году цунами "наказанием за грех" и "Божьей карой" [97]. Через некоторое время после заявления Митрополита в издательстве "Святая Гора" вышла [98] книга Ф. Зисиса «Благотворное и очистительное цунами.

Виноват ли Бог в стихийный бедствиях?

Входит в состав Комиссии по государственным премиям в области литературы. Патриарх Кирилл 21 мая 2019 года представил в храме Христа Спасителя книгу «Диалог с историей». В ней патриарх рассуждает о роли церкви в истории России, трагических событиях революции 1917 года и гражданской войны, истории отношений России и Запада, феномене и культуре «русского мира» и других актуальных темах. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 27 сентября 2019 года, во время визита в Самару, совершил чин великого освящения Софийского собора. Торжественное богослужение состоялось в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Глава Русской Православной церкви Патриарх Кирилл 27 октября 2019 года освятил Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы после реконструкции. Великое освящение главной ростовской святыни состоялось впервые за 160 лет. На восстановление храма ушло почти семь лет. Также глава РПЦ вручил награды нескольким ростовчанам, в том числе служителям храма и губернатору Ростовской области, за труд по возрождению святыни.

Участники II съезда Общества русской словесности 6 ноября 2019 года единогласно переизбрали Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на пост председателя организации. Владимир Путин 1 февраля 2020 года поздравил предстоятеля Русской православной церкви Кирилла с одиннадцатой годовщиной интронизации. Президент в своем поздравлении отметил результаты подвижнической работы патриарха. Патриарх Кирилл в свою очередь поблагодарил Путина за высокий уровень отношений между церковью и государством. Орден преподобного Сергия Радонежского II степени 1986. Именная панагия 1988 - за активное участие в подготовке и проведении Юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени 1996. Орден преподобного Сергия Радонежского I степени 2004. Орден святителя Алексия, митрополита Московского II степени 2006. Орден святого благоверного воеводы Стефана Великого II степени 2006, Православная церковь Молдовы - в знак признательности за усердное служение и во славу Православной Церкви в Молдове.

Орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой 20 ноября 2016. Награды Поместных православных церквей Ордена Грузинской, Чешских земель и Словакии, и Финляндской православных церквей. Золотая медаль святителя Иннокентия 28 апреля 2009, Православная церковь в Америке. Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии 2010, Православная церковь в Америке. Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка 2010, Александрийская православная церковь. Орден святых апостолов Петра и Павла I степени 13 ноября 2011, Антиохийская православная церковь. Орден святого благоверного и равноапостольного царя Бориса 27 апреля 2012, Болгарская православная церковь. Золотой орден апостола Варнавы 10 июня 2012, Кипрская православная церковь. Орден святой равноапостольной Марии Магдалины I степени 19 августа 2012, Польская православная церковь. Большой крест ордена Живоносного Гроба Господня 9 ноября 2012, Иерусалимская православная церковь.

Большой крест ордена святого апостола Павла 3 июня 2013, Элладская православная церковь. Орден Святого царя Константина 6 октября 2013, Сербская православная церковь. Орден Святого Саввы I степени 16 ноября 2014, Сербская православная церковь. Орден Святого великомученика и целителя Пантелеимона I степени 2 июня 2016, Пантелеимонов монастырь, Афон. Награды других Церквей и конфессий Орден святого Григория Парумальского 9 декабря 2006, Сиро-маланкарская католическая церковь, Индия. Орден святого Григория Просветителя 17 марта 2010, Армянская апостольская церковь, Армения - в знак выражения братской любви, глубокого уважения и признательности распростертого по миру армянского народа. Орден «Шейх уль-ислам» 21 ноября 2011, Управление мусульман Кавказа. Государственные награды Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени 19 ноября 2016 - за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии духовных и культурных традиций, активную просветительскую и миротворческую деятельность, направленную на укрепление дружбы между народами. Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени 20 ноября 2006 - за большой личный вклад в развитие духовных и культурных традиций и укрепление дружбы между народами. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени 11 августа 2000 - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.

Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Орден Дружбы народов 3 июня 1988 - за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием крещения Руси. Благодарность Президента Российской Федерации 14 августа 1995 - за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Орден Дружбы 28 декабря 1995 - за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в реализации комплексной программы строительства, реконструкции и реставрации исторических и культурных объектов города Москвы. Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту» 1996. Медаль «В память 850-летия Москвы» 1997. Орден Александра Невского 7 января 2011 - за особые личные заслуги перед Отечеством в деле сохранения духовных и культурных традиций. Почетный орден «За бескорыстный труд в деле защиты детей» 2013, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Медаль «Совет Федерации.

Награды российских регионов Орден «Ключ дружбы» 2003, Кемеровская область. Орден «Доблесть Кузбасса» 11 октября 2003, Кемеровская область.

Сугубо же, повторюсь, помолимся о находящемся в заключении Преосвященном митрополите Павле. Возгласим ему «Многая лета! Одним из последствий действий, предпринятых против Православия и церковного единства, стал ряд канонических нестроений. В частности, мы видим, что в ряде епархий и приходов на тех территориях, где государства оказывают давление на Церковь, прекратилось поминовение имени Патриарха, предусмотренное канонами. На недопустимость подобных действий указал Священный Синод в своих определениях от 29 мая и 7 июня прошлого года. Безусловно, мне очень дорога укрепляющая мои силы молитва обо мне всей церковной полноты: епископата, клира и паствы. Но сейчас речь не идет о каких-либо личных переживаниях или о личной преданности нынешнему носителю Патриаршего сана.

Речь идет о заповеданном нам Господом сохранении церковного единства, одним из внешних выражений которого в соответствии с канонами и с многовековой традицией является поминовение за богослужением Предстоятеля Поместной Православной Церкви. Прекращение такого поминовения является открытой дверью к сползанию в раскол. Священнослужители вправе не исполнять беззаконных требований отказаться от поминовения Патриарха, а миряне правомерно ожидают от своего духовенства, что оно будет совершать такое поминовение и хранить единство Церкви. В нынешних обстоятельствах у некоторых верных чад Православной Церкви возникает болезненный вопрос: можно ли причащаться, молиться в храмах, где Патриарха не поминают, действенны ли тут таинства? В Московскую Патриархию поступает много писем по этому поводу. Скажу так: если есть возможность ходить на службы в храм, где духовенство сохраняет верность каноническому порядку поминовения Предстоятеля Церкви, следует ходить именно в такой храм. Если же такой возможности совсем нет, то, пока Церковь не вынесла соборное суждение об отпадении тех или иных архиереев и священнослужителей в раскол, таинства, совершаемые теми, кто стал жертвой шантажа или кому не хватило мужества или совести хранить этот канонический порядок, остаются действенными. При этом справедливо — и в этом нет никакого непослушания — не принимать слов, отвергающих церковное единство и направленных против него, которые, к сожалению, можно слышать от некоторых священнослужителей. Еще один важный практический вопрос, связанный с церковными нестроениями, касается урегулирования положения клириков, покидающих епархии, нередко одновременно с паствой.

Например, когда их семьям грозит реальная опасность для жизни, в частности при изменении линии фронта. Каждый случай требует отдельного изучения, в связи с чем надлежит применять разные подходы в зависимости от ситуации. И при возникновении недоумений следует обращаться за консультацией в Управление делами Московской Патриархии. Отдельно упомяну о случаях, когда прибывающие клирики были запрещены в служении своими епархиальными архиереям и, при этом, утверждают, что поводом к запрещению стал их отказ нарушить каноническую норму богослужебного поминовения Патриарха. Таковые священнослужители вправе подать апелляцию в Высший Общецерковный Суд. При этом должен отметить, что может случиться и такая ситуация, когда клирик, представляя себя жертвой произвола, в действительности является нарушителем церковного порядка. В связи с этим не следует предвосхищать решения Высшего Общецерковного Суда по подобным делам, которые особенно требуют обстоятельного рассмотрения. Завершая эту тему, обращу ваше внимание на важность того, чтобы священнослужители, прибывающие в Россию как беженцы, могли рассчитывать на нашу помощь и поддержку, в том числе материальную. Наши епархии и приходы много помогают беженцам, и уж кому как не нам следует помочь нашим собратьям и сослужителям у Престола Божия.

Пользуясь случаем, приведу информацию о помощи беженцам и пострадавшим мирным людям Новороссии и Украины, оказываемой нашей Церковью. Уже в феврале 2022 года для организации помощи был создан общецерковный штаб при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. За истекшее время только на счетах упомянутого Синодального отдела и Московской Патриархии собраны средства объемом в 568 миллионов рублей. Закуплена и направлена гуманитарная помощь на сумму свыше 331 миллиона рублей. В епархиях на территории России было собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям более 2920 тонн гуманитарной помощи. Центральная клиническая больница Московской Патриархии имени святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, оказывает помощь беженцам в Москве, а также направляет добровольные бригады врачей для работы в больницах Новороссии, а также для эвакуации раненых, требующих стационарного лечения в Москве. Кроме того, больница неоднократно передавала сложное медицинское оборудование и организовала краткосрочные курсы по уходу за ранеными. За время работы этих курсов более 400 добровольцев из Москвы съездили в зону конфликта еженедельными вахтами. Выездные курсы также организованы больницей святителя Алексия в Новороссии и прифронтовых регионах.

С начала марта 2023 года Синодальный отдел по церковной благотворительности еженедельно направляет в Мариуполь из Москвы волонтеров для ремонта жилых частных домов нуждающихся жителей города. К 1 июля съездили 18 смен добровольцев, 220 человек, отремонтирован 71 дом. Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии собирает и самостоятельно доставляет помощь в населенные пункты у линии боевого соприкосновения. К 1 июля сотрудники специального гуманитарного центра совершили 85 поездок и доставили более 600 тонн гуманитарных грузов. Подчеркну, что представленная информация охватывает далеко не всю совокупность предпринимаемых трудов, поскольку многие епархии, монастыри и приходы собирают средства и оказывают помощь самостоятельно. Я хотел бы всех трудящихся на этом поприще сердечно поблагодарить. Особые слова благодарности хотел бы также адресовать тем священнослужителям, которые с риском для жизни несут служение по окормлению военнослужащих, участвующих в настоящее время в боевых действиях. Воин, находящийся на фронте, особенно нуждается в таинствах церковных, наипаче же в причащении Святых Христовых Таин. Воины ждут и с благодарностью принимают от священников укрепляющие слова о Боге, о жертвенности, о христианской стороне их ратного труда.

Воины нуждаются и в пастырском наставлении о борьбе со страстями, которые могут проявлять себя с особенной силой в постоянной стрессовой ситуации. Нуждаются в утешении и заботе и те воины, которые получили ранения и находятся в больницах или проходят реабилитацию. В медицинских учреждениях, где они находятся, трудятся духовенство и церковные волонтеры. Уверен, что могу выразить им нашу общую благодарность. Знаю также, что многие священнослужители и прихожане живо откликнулись на многоразличные нужды воинов, находящихся на фронте, что приходы собирали и собирают материальную помощь и средства для приобретения необходимого воинам: вещей, средств защиты, лекарств. Поддерживаю эти дела. Да будут они благословлены Богом! Как я уже ранее отметил, нынешний вооруженный конфликт является отражением более глобального столкновения цивилизаций: той, которая все больше уходит от Богом заповеданных устоев жизни, и той, которая стремится сохранять их, несмотря на многолетние усилия, предпринимаемые против этого идеологами апостасии. К сожалению, последним удалось вовлечь в это противостояние государственное руководство Украины и тех населяющих ее людей, которые были им обмануты.

Таким образом была спровоцирована междоусобная брань между единокровными и единоверными людьми России и Украины. Показательно, что, когда костер войны разгорелся, в военных действиях на стороне Украины стало принимать участие большое число иностранных наемников, зачастую поддерживаемых своими государствами, которые явно и недвусмысленно заинтересованы в этой войне и потому поставляют оружие на Украину и разными другими способами поддерживают конфликт. Другими словами, междоусобная брань, которая была спровоцирована и до сих пор поддерживается из заграничных центров, переросла в международный, фактически мировой вооруженный конфликт. Этот конфликт уже повлек многочисленные жертвы. Разрушены, подчас до основания, города, храмы, монашеские обители. Целые территории становятся непригодными для жизни! С глубокой болью воспринимаю происходящее, наипаче страдания и скорби мирных людей, тем более что по обе стороны линии боевых действий находятся, в том числе, и чада единой Русской Православной Церкви! Помолимся о всех убиенных и от ран и болезней скончавшихся в эти дни. Помолимся обо всех страждущих и лишившихся крова, об утешении скорбящих и ободрении унывающих.

Помолимся и о воинах наших, дабы Господь сохранил их от смерти, ран, пленения и всякого зла. Помолимся о том, чтобы Господь даровал нам всем глубокий и неотъемлемый мир. Помолимся и о победном торжестве над ополчающимися на Святую Русь и желающими разделить и погубить ее единый народ из молитвы о Святой Руси. Грозные обстоятельства времени закономерно вызывают у многих страх, который усиливается при сообщениях о терактах и диверсиях, затрагивающих людей как у самой линии боевого соприкосновения, так и вдалеке от нее. Этот страх — орудие дьявола, направленный в том числе на то, чтобы попытаться заставить нас отступиться от хранения богозаповеданных идеалов, отступиться от защиты нашей веры и Отечества. Наш ответ на этот страх — в молитве Богу, в мужественном доверии Ему даже при тяжелых испытаниях, в поддержке друг друга и в сохранении нашего единства. Это единство нам следует всеми силами оберегать. В конце июня мы были свидетелями того, как обиды и личные амбиции едва не привели к вооруженному противостоянию внутри России. В эти дни многие из нас вспомнили о событиях вековой давности, когда во время Первой мировой войны в нашей стране была спровоцирована внутренняя рознь.

Тогда для этого внешними и внутренними врагами Отечества использовались как частные интересы, так и претензии к действиям тех или иных государственных лиц, подчас, к сожалению, и справедливые. Мы знаем, какой катастрофой для России, для Церкви, для всего народа нашего стали мятежи и революции.

По одной из версий, распространенных в СМИ, именно нежелание вступать в комсомол привело к тому, что Гундяева не взяли в девятый класс, и он вынужден был пойти в вечернюю школу и устроиться на работу. По другой версии основанной на позднейших рассказах самого Кирилла , после восьмого класса он добровольно покинул родительский дом и пошел на работу [1]. В 15 лет начал работать техником-картографом Ленинградской комплексной геологической экспедиции Северо-Западного геологического управления [6]. По третьей версии, в 1964 году Гундяев благополучно окончил среднюю школу [5].

Патриарх Кирилл утверждал, что встать на путь священнического служения его убедил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим Рогов , которого считали лидером и идеологом «либерального крыла» в Русской православной церкви Московского патриархата 1960-70-х годов, активным пропагандистом экуменического движения и сближения с католиками. В последних классах школы Гундяев увлекся физикой и математикой и решил взять у митрополита Никодима благословение на поступление в университет. Однако митрополит якобы ответил юноше, что «хороших физиков в СССР много, а вот хороших священников не хватает» [1]. В 1965 году по другим данным — в том же 1964 году [4] , не попав по неизвестным причинам в армию [1] , Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию по некоторым данным, он был принят туда по протекции митрополита Никодима [1]. Семинарию окончил в 1967 году [5] [6]. В том же году поступил на первый курс Ленинградской духовной академии [2] [3].

Уже в студенческие годы Гундяев включился в общественную жизнь Русской православной церкви: в марте-апреле 1968 года он был участником 3-го Всехристианского Мирного конгресса в Праге; в июле того же года — участником IV Ассамблеи Всемирного совета церквей в Упсале; в ежегодных заседаниях Центрального комитета Всемирного совета церквей выступал в качестве советника, а на заседаниях молодежной комиссии Христианского мирного конгресса — в качестве ее вице-председателя [2]. В том же году с отличием окончил Ленинградскую духовную академию [2] [6] [5]. В июне 1970 года иеромонаху Кириллу была присуждена степень кандидата богословия. После защиты диссертации ее темой было «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере» он был оставлен при академии профессорским стипендиатом [1] , затем стал преподавателем догматического богословия и помощником инспектора академии, а 30 августа был назначен личным секретарем митрополита Никодима [2]. Обязанности преподавателя и секретаря он исполнял одновременно [6] [3]. В то же время отец Кирилл продолжал активно участвовать во внешней деятельности Московского патриархата: в 1971 году по другим данным — еще в 1970 году [1] он представлял духовные школы Русской православной церкви на Генеральной ассамблее Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» [1] и был избран членом исполкома этой организации [2].

По линии «Синдесмос» отец Кирилл начал выезжать за рубеж [1]. Он стал первым представителем Русской православной церкви в этой организации и принимал участие в заседаниях в Бостоне, Женеве, Финляндии и Белоруссии [3]. К этому времени, по сведениям некоторых СМИ, отца Кирилла попытались завербовать советские спецслужбы. Была ли вербовка успешной, не уточнялось. Сообщалось лишь, что в документах органов безопасности священник проходил под агентурным псевдонимом «Михайлов» [1]. Тогда же он стал настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве [2].

В том же году был избран членом правления фонда Всемирного совета церквей по примирению и реконструкции в Индокитае. Занимал эти должности до 1984 года включительно [4] [6] [5]. В декабре того же года был избран членом центрального и исполнительного комитетов Всемирного совета церквей [2]. В том же 1975 году вошел в комиссию «Вера и устройство» ВСЦ, с 3 марта 1976 года был включен в Синодальную комиссию РПЦ по вопросам христианского единства и межцерковных сношений [1]. В январе 1977 года епископ Кирилл возглавлял делегацию от Ленинградской и Новгородской епархии на юбилее патриарших общин в Финляндии. С 12 по 19 октября 1977 года совместно с Патриархом Пименом с официальным визитом находился у Патриарха Димитрия I Константинопольский Патриархат.

С 23 ноября по 4 декабря 1977 года во главе делегации РПЦ посетил Италию. В июне 1978 года архиепископ Кирилл присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском мирном конгрессе в Праге; в октябре участвовал в собеседованиях с представителями Римско-католической церкви. Тогда же архиепископу было поручено управлять патриаршими приходами в Финляндии [2] [1]. Он также стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений [1]. В ноябре того же года в составе делегации РПЦ по приглашению Французской епископской конференции посетил Францию. В том же месяце был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства [2].

В январе 1980 года архиепископ Кирилл присутствовал в Будапеште на встрече представителей церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей Всемирного совета церквей, в мае — участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии встреча проходила на островах Патмос и Родос ; в августе принимал участие в заседании Центрального комитета Всемирного совета церквей и в конференции представителей церквей в СССР и в США оба мероприятия проводились в Женеве ; в ноябре и декабре возглавлял паломническую группу представителей и студентов Ленинградской духовной академии при поездке на Святую Землю [2]. В августе 1981 года участвовал в очередном заседании Центрального комитета Всемирного совета церквей в Дрездене, затем совместно с Патриархом Пименом посетил Финляндию. А в ноябре отбыл в Амстердам на слушания по ядерному разоружению — в качестве представителя от христиан СССР [2]. В январе 1982 года архиепископ Кирилл ездил в Лиму Перу , где участвовал в заседании Комиссии Всемирного совета церквей «Вера и церковное устройство». В июле того же года вновь принял участие в заседании Центрального комитета Всемирного совета церквей в Женеве, а в июле и августе 1983 года участвовал в VI Ассамблеи Всемирного совета церквей в Ванкувере Канада и был избран в новый состав Центрального комитета Всемирного совета церквей [2]. В 1983 году архиепископ Кирилл также начал преподавать в аспирантуре при Московской духовной академии [1].

В феврале 1984 года иерарх принял участие в заседании Исполнительного комитета Всемирного совета церквей в Женеве, в мае и июне в качестве представителя Русской православной церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между римско-католической церковью и поместными православными церквами, проходившей на острове Крит; в июле того же года присутствовал на заседания Центрального комитета Всемирного совета церквей в Женеве, а в конце ноября в составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей в Италии [2]. Тогда же он сделался управляющий приходами Калининградской области [6] 4 июля 1988 года архиепископ Кирилл был награжден именной панагией — за активное участие в подготовке и проведении празднования тысячелетия Крещения Руси. В соответствии с определением Священного Синода от 10-11 апреля 1989 года по другим данным, в 1988 году [6] стал зваться архиепископом Смоленским и Калининградским [1] [3]. Определением Священного Синода от 14 ноября 1989 года архиепископ Кирилл был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений сменил на этой должности митрополита Филарета Вахромеева [1] и постоянным членом Синода по должности [2] [6] [5] [4].

Вести Твери

Последний начал свою работу 25 января. Все его участники получили бюллетени с именами 145 архиереев, имевших право быть избранным на Патриарший престол. Каждый из голосовавших должен был отметить 1 имя. По результатам голосования, в котором приняли участие 198 архиереев, больше всего голосов — 97 — было отдано за митрополита Кирилла. В тоже время были определены 3 кандидата, чьи имена Архиерейский Собор должен был предложить Поместному Собору, ими стали митрополит Кирилл, а также митрополиты Калужский и Боровский Климент и Минский и Слуцкий Филарет. В его работе приняли участие 707 делегатов из более чем 60 стран мира. Говоря о нерешенных задачах, он, в частности, обратил внимание на преподавание Основ православной культуры в школах, необходимость укреплять взаимодействие Церкви с научным и культурным сообществами.

В епархии работают две православные гимназии в Смоленске и Рославле , три православных детских сада [4] , а с 1992 года в средних общеобразовательных школах Смоленской области проводятся уроки по предмету «основы православия» формально этот предмет не был включен в обязательную школьную программу [3]. Труды митрополита Кирилла по возрождению епархии были отмечены в приветственном слове Патриархом Алексием II при посещении Смоленской епархии 1-3 мая 1993 года [4]. Решением Смоленского городского совета от 23 мая 2003 года за номером 646 за большой вклад в работу по возрождению духовности и патриотизма, сохранению нравственных традиций российского общества, подвижническую деятельность в сферах образования и культуры, многолетний пасторский труд на благо смолян митрополиту было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Смоленска» [4].

Начиная с 1995-1997 годов, в связи с ростом политической активности Московской патриархии Отдел внешних церковных связей Московского патриархата обретал все большую известность и влияние, а его руководителя в СМИ стали именовать «министром иностранных дел», а иногда даже и «премьер-министром» русской церкви. В 2003 году, когда Патриарх тяжело болел, в высшем руководстве РПЦ произошла «кадровая революция», которая значительно усилила позиции митрополита. Были удалены со своих постов влиятельные митрополиты Сергий и Мефодий, рассматривавшиеся в качестве серьезных конкурентов для митрополита Кирилла в борьбе за патриарший престол. Управляющим делами РПЦ МП стал бывший первый заместитель митрополита Кирилла митрополит Климент Капалин , который, впрочем, занял на новой должности относительно самостоятельную позицию. С тех пор митрополита Кирилла стали считать наиболее вероятным кандидатом в Патриархи в случае возникновения необходимости избрания нового предстоятеля Московского патриархата [1]. Между тем газета «Московский комсомолец» в статье «Пятна на колоколе» от 15 марта 2004 года утверждала, что самым вероятным кандидатом на этот пост был в течение нескольких лет митрополит Мефодий, до 2003 года возглавлявший Воронежско-Липецкую епархию и сделавший многое для ее восстановления. Он не поддерживал отношений с окружением Бориса Ельцина , однако именно Мефодий одним из первых священнослужителей удостоился ордена Дружбы от президента России. Накануне 300-летия святителя Митрофания и Дней славянской письменности в Воронеже — всероссийских торжеств, венчающих деятельность Мефодия в одной из мощнейших и опорных епархий России, — Мефодий решением Священного синода был переведен в Казахстан, а Воронежско-Липецкая епархия разделена на несколько частей. По версии издания, именно митрополит Кирилл, постоянно в те дни общавшийся с Алексием II, способствовал удалению Мефодия в Казахстан [9].

Газета утверждала, что в годы перестройки через Отдел внешних сношений Русской православной церкви, возглавляемый владыкой Кириллом, вместо гуманитарной благотворительной помощи в страну поставлялись сигареты и алкоголь. Митрополита она называла миллиардером, полностью контролирующим сигаретный и водочный импорт и связанные с добычей рыбы интересы российского бизнеса в калининградских портах [9] , и заявляла, что он входит в совет директоров коммерческого банка «ПЕРЕСВЕТ» [1] и что ему принадлежат несколько «роскошных дач за границей» [1] [9]. По информации издания, иерарх быстро поднялся по служебной лестнице благодаря связям с силовыми структурами КПСС какими именно — газета не уточняла [9]. Вообще в середине 1990-х годов множество публикаций о митрополите Кирилле носили скандальный характер. Касались они как недвижимости, которой якобы владел священнослужитель, так и его личной жизни журнал «Огонек», например, намекал на многолетнюю связь отца Кирилла с дочерью повара Ленинградского обкома КПСС, а некоторые СМИ приписывали митрополиту интерес к людям нетрадиционной сексуальной ориентации; правда, документальных подтверждений этих версий никто не обнаружил. В 2000-х годах процент таких публикаций снизился, однако и тогда в печати можно было встретить новые обвинения в адрес митрополита — в основном связанные с его коммерческой деятельностью или межконфессиональными контактами [1]. Однако осенью 2005 года наблюдатели отметили некоторое охлаждение в отношениях митрополита Кирилла с Кремлем, что наиболее ярко выразилось в отказе включить его в состав Общественной палаты РФ [10]. Впрочем, в последние месяцы эти отношения нормализовались и даже активизировались [1]. К успехам также относят предотвращение перехода большинства приходов Сурожской епархии Великобритания в Константинопольский патриархат и сдерживание роста Русского экзархата Константинопольского патриархата — и относительную стабилизацию отношений РПЦ с Ватиканом после смерти Папы Иоанна Павла II [1].

Как заявлял журналистам митрополит, главной темой обсуждения собора должно было стать обсуждение вопроса бедности и богатства в России [11] [12]. По словам митрополита, собор должен был стимулировать обсуждение острых социальных проблем — с тем, чтобы люди могли глубже осознать их природу и угрозы, которые они несут [12]. В то же время внимание СМИ было привлечено к этому событию в основном в связи с открытым письмом епископа Анадырского и Чукотского Диомида , опубликованном на сайтах ряда православных ресурсов в начале февраля 2007 года. В этом письме, ставшем известным под названием «Ко всем верным чадам святой православной церкви», Диомид обвинил руководство Русской православной церкви в «отступлениях от чистоты православного вероучения» и «духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой» [13]. В пресс-службе Московской патриархии заявления Диомида назвали свидетельством его «неосведомленности и невежественности» и заявили, что не считают письмо свидетельством раскола в церкви. В то же время руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский признал, что письмо епископа Диомида вызвало широкий общественный резонанс, и высказал предположение о том, что Священный Синод вскоре выскажет свое мнение относительно послания архиерея [14]. Митрополит Кирилл, узнав об «открытом письме», заявил, что оно было провокацией и что за посланием стоит вовсе не епископ Диомид, а некая «небольшая группа в РПЦЗ», которая стремится «сорвать соглашение», достигнутое в диалоге Русской православной церкви и Русской православной церкви зарубежья по поводу их воссоединения [15]. Однако никаких заявлений по поводу письма на соборе сделано не было. В декабре 2008 года, после смерти Алексия II, митрополит Кирилл был избран местоблюстителем патриаршего престола [16].

Он также возглавил комиссию по подготовке и проведению похорон Патриарха, в которую, кроме него, вошли около десяти архиереев и священнослужителей Русской православной церкви [17] [18]. В связи с тем, что Поместный собор обладает правом выдвижения дополнительных кандидатов, список мог быть расширен [19] [20]. Однако Поместный собор не предложил никаких кандидатур, а Филарет взял самоотвод и призвал своих сторонников отдать голоса за митрополита Кирилла [21]. Церемония интронизации патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года. На ней присутствовали как высшие церковные иерархи, так и миряне, в том числе первые лица государства — президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин , — и другие высокопоставленные российские чиновники. СМИ подчеркивали, что обряд интронизации нового предстоятеля РПЦ в присутствии руководителей страны проводился впервые за сто лет [24] [25]. В июне 2009 года стало известно, что партиарх Кирилл направил письмо министру образования и науки Андрею Фурсенко. В нем иерарх отметил, что в опубликованных на сайте министерства проектах нового стандарта школьного образования нет образовательной области «Духовно-нравственная культура», включающая учебный предмет по православной культуре. В то же время «это было предусмотрено рядом прежних договоренностей» — по сведениям ряда СМИ, в марте того же года состоялась рабочая встреча патриарха с Фурсенко, в которой также принимали участие глава администрации президента России Сергей Нарышкин и его первый заместитель Владислав Сурков , тогда они и пришли к соглашению по вопросам, упоминаемым в письме патриарха.

Кирилл также попросил Фурсенко ввести «учебные предметы по изучению основ православной культуры, других традиционных религиозных культур, светской морали и этики в обязательную часть базисного учебного плана стандарта общего образования второго поколения либо предусмотреть иной механизм для их изучения в часы, отведенные в пределах допустимой аудиторной учебной нагрузки» и включить в рабочую группу по их разработке, принятию и утверждению официальных представителей РПЦ [26] [27]. В июле-августе 2009 года патриарх совершил свой первый пастырский визит на Украину, ставший одновременно и первой зарубежной поездкой Кирилла в качестве главы РПЦ. За десять дней пребывания в стране Кирилл проехал всю Украину и «встретился практически со всеми ключевыми фигурами» украинской политики. СМИ отмечали, что во время визита Кирилла на Украину в стране неоднократно проходили акции протеста националистов, которые требовали от патриарха предоставить Украинской церкви самостоятельность. Патриарх же в своих выступлениях проявил себя как противник идеи создания церкви по «территориально-государственному признаку», подтверждая таким образом идею о единстве Святой Руси.

Брат патриарха — Николай Гундяев — тоже имел церковный сан и был настоятелем Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге на протяжении 27 лет. После восьмого класса Владимир Гундяев стал работать в Ленинградской комплексной геологической экспедиции техником-картографом. Окончив школу, молодой человек поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию. В 1969 году Гундяев принял постриг и был наречен именем Кирилл.

Чудом Божьим, при активном участии руководства страны нам удалось выйти из этого страшного системного, разрушающего сами основы народной жизни кризиса», — отметил в 2012 году глава РПЦ, поблагодарив президента за вывод страны из кризиса «тяжелых девяностых годов». Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что трудитесь как раб на галерах. С той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача», — сказал патриарх, сделав затем важную ремарку «это совсем не означает, что все мы согласны с каждым Вашим действием, со всем тем, что происходит в стране». За прошедшие с того момента 7 лет, по всей видимости, РПЦ достигла или, крайней мере, усиленно стремится к гармонии с государством в плане взглядов на политику, практически в духе той самой «Симфонии церкви и государства», концепт которой когда-то не нашел понимания у Кремля. В 2019 году патриарх Кирилл сделал массу интересных высказываний. Тут и резонансное заявление, что Русская православная церковь «строит примерно по три храма в мире каждые 24 часа». Или вот этот, например, абсолютно казенными словами выраженный доклад: «Неблагополучная демографическая обстановка тормозит экономический рост России, угрожает социальным гарантиям старшего поколения, а в случае дальнейшего ухудшения это чревато утратой территории и распаду государства…. Проблема роста или сокращения народонаселения напрямую связывается с национальной безопасностью». Ну и, конечно, коронное: «Поставление самого себя в центр жизни и есть либеральная идея. А если «я» в центре — что выше меня? В каком-то смысле это греховная идея, потому что поставление в центр жизни самого себя — это отпадение от Бога». Сравните с июньским заявлением президента: «Есть, вы знаете, современная так называемая либеральная идея. Она, по-моему, просто себя изжила окончательно. Наши западные партнеры признали, что некоторые элементы ее нереалистичны». Патриарх Кирилл и возглавляемая им структура, как можно видеть, сегодня по факту соответствуют и словами и делами тому постсоветскому пространству, которое породила РПЦ в ее современном виде. И это, действительно, своего рода симфония.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий