Новости от чего умер достоевский

Согласно ей, Михаил Достоевский скончался по дороге из Дарового в Черемошну при сорокаградусной жаре. В конце января 1881 года Достоевский серьезно заболел, начались горловые кровотечения. Достоевский, умирая, был спокоен, несколько даже радостен и тих.

Чем болел Фёдор Достоевский

Поскольку эта версия разделялась родственниками Достоевского, некоторые биографы писателя утвердились в факте насильственной смерти Михаила Андреевича Достоевского. Как и тот, что Достоевский сам справился со своей болезненной страстью к игре, хотя писатель был игроманом с 30-летним стажем. После известия о смерти Достоевского квартира стала заполняться толпами народа, пришедшего проститься с великим писателем. 136 лет назад, 9 февраля (28 января по ) 1881 года в Санкт-Петербурге умер Федор Михайлович Достоевский. Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой. В ночь с 25 на 26 января, работая в своем кабинете, Достоевский начал кашлять кровью.

9 февраля 1881 года скончался Фёдор Михайлович Достоевский

Ответы : От чего и в каком году умер Достаевский? Достоевский мог умереть не единожды.
Достоевский Фёдор Михайлович. Большая российская энциклопедия Через два года после смерти Достоевского он написал в письме Льву Толстому о том, как ему сложно далась работа над биографией покойного.
За что Достоевского приговорили к расстрелу, который заменили каторгой Через два года после смерти Достоевского он написал в письме Льву Толстому о том, как ему сложно далась работа над биографией покойного.

Причина смерти достоевского кратко

Согласно ей, Михаил Достоевский скончался по дороге из Дарового в Черемошну при сорокаградусной жаре. В общем, Достоевский умер. Его положили в Святодуховскую церковь Александро-Невской лавры, ныне не действующую, занятую Культурным Центром. Через два года после смерти Достоевского он написал в письме Льву Толстому о том, как ему сложно далась работа над биографией покойного.

На пороге смерти. О последних днях жизни писателя

Расстрел Достоевского — «Дистопия» Русского писателя, философа и публициста Фёдора Михайловича Достоевского не стало 9 февраля 1881 года.
Фёдор Достоевский Согласно ей, Михаил Достоевский скончался по дороге из Дарового в Черемошну при сорокаградусной жаре.
Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском 28 января на шестидесятом году жизни Достоевский скончался от туберкулеза, хронического бронхита и эмфиземы легких.

Правнук Достоевского рассказал о вредных привычках писателя

28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Кроме того рассказывается, что изначально холод в отношения внесла новость, что Достоевский подвержен приступам эпилепсии. Свой гнев Михаил Андреевич Достоевский часто спускал на крестьянах своего имения, за что, если верить семейной версии его смерти, и был убит ими же при невыясненных обстоятельствах.

Достоевский Федор Михайлович

От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Достоевский действительно был болен, но не шизофренией, а эпилепсией. Первые признаки этой болезни проявились у него в 1839 году после смерти отца, но официальный диагноз был поставлен только в 1850-м. Имеются различные версии о том, что Ф.М. Достоевский умер от « горлового кровотечения », сопряженные с областью бронхолегочной патологии, которые во многом противоречивы и не имеют под собой достаточной основы. Смотрите BigPicture история За что Достоевского приговорили к расстрелу, который заменили каторгой.

Биография Достоевского

Тургенев его якобы именовал «русским Де Садом», а Софья Ковалевская записала в дневнике, что он изнасиловал десятилетнюю девочку. Они познакомились, когда Федор прибыл в Семипалатинск. Женщина уже была замужем за горьким пьяницей и воспитывала сына Павла. После смерти ее супруга писатель сделал ей предложение, которое она приняла только после произведения Достоевского в офицеры и возвращения потомственного дворянства. Они поженились в феврале 1857, но брак не был счастливым. В первую же брачную ночь у Федора случился эпилептический припадок, отвернувший от него жену навсегда. В начале 1860-х у писателя были сложные романтические отношения с юной младше его на 20 лет Аполлинарией Сусловой. Он стал первым ее мужчиной. После смерти Исаевой от чахотки в 1864 году литератор предлагал ей выйти за него, но девушка к тому времени уже завела роман с новым любовником. Федор Достоевский и Аполлинария Суслова В 1866 году, не успевая написать в срок роман, что грозило ему потерей авторских прав на собственные сочинения, Достоевский нанял стенографистку, 20-летнюю Неточку Сниткину. Она помогла ему сдать вовремя новое произведение — «Игрок» — и стала верной супругой и любовью всей жизни.

Они поженились в 1867 и прожили вместе 14 лет. Супруга родила писателю четырех детей. Двое из них умерли в детстве. Дочь когда отец умер, ей было 11 была сложным в общении человеком. Посмертный интерес к книгам Достоевского обеспечил семье финансовую стабильность, поэтому она ни в чем не нуждалась, пыталась попасть в светское общество, писала пьесы, однако, не оцененные литературными критиками высоко. Любовь унаследовала от отца слабое здоровье, много болела, лечилась на европейских курортах. Накануне начала Первой мировой она эмигрировала из России и больше не вернулась. За рубежом она издала книгу воспоминаний об отце. Мужа и детей у наследницы писателя не было. Скончалась в 1926 году от малокровия.

С детства он восхищался лошадьми и связал свою жизнь с коневодством, получил два высших образования: он изучал биологию и право. В повседневной жизни он, как и сестра, был тяжелым, вспыльчивым и неулыбчивым человеком. Повзрослев, он пристрастился к азартным играм и поставил под угрозу финансовое благополучие семьи. Федор пробовал писать, но понимал, что нелестных сравнений с отцом ему не избежать, поэтому писал «в стол». Свет увидели лишь его статьи, посвященные коневодству.

Знаменитый русский писатель Федор Михайлович Достоевский потерпел в своей жизни немало трудностей и потерь. К сожалению, у него были и серьезные проблемы со здоровьем, которые временами мешали его литературной деятельности. Не секрет, что писатель страдал «эпилептической» болезнью. Многие источники пишут, что этой болезнью он страдает с 15 лет, но выясняется, что это не так. Существенная ошибка укоренилась в биографии Федора Михайловича Достоевского, омрачая жизненный путь и память великого писателя. Общепринятое утверждение о том, что он страдал эпилепсией, тяжелой болезнью, вызвавшей деградацию личности с большим количеством припадков, было ошибочное. Эта ошибка была совершенно естественной и зависела от уровня развития медицины вообще и диагностики в частности. Все родственники и друзья верили в эпилепсию Федора Михайловича, верил и он сам, но сам он не был врачом, он был сыном врача. Его отец умерший, когда Федору Михайловичу было 18 лет никогда не упоминал об эпилепсии среди членов своей семьи, сообщает брат писателя, Андрей Михайлович, и отмечает, что «с 1837 года по 1841 год брат Федор Михайлович учился в главном инженерном училище. При малейших признаках этой болезни, вероятно, его исключили бы из училища, так как в военно-учебных заведениях учащиеся с этим видом болезни не терпелись». В 1851 году, когда Федор Михайлович находился в омской каторжной тюрьме, он подвергся телесному наказанию, после чего у него в первые случился припадок. Розенкампф, служивший в Омском военном госпитале Большинство эпилептологов полагают, что Достоевский имел генуинную наследственную эпилепсию, а не симптоматическую, развивающуюся в результате воспалительных, опухолевых и других процессов в головном мозге. Выдающийся невролог С. Давиденков разработал унитарную концепцию эпилепсии, согласно которой эпилепсия является единым заболеванием, а её происхождение объясняется взаимодействием наследственных генетических и внешних, средовых факторов. Итак, первый приступ появился, когда Федору Михайловичу было 30 лет, и появился он после сильного стресса. Спору нет, стресс легко мог бы спровоцировать приступ эпилепсии, если бы она была, но вот вызвать эпилепсию — такое очень и очень маловероятно. Стресс может сломить человека психически или физически — обычно он выражается в истерических приступах или сосудистого генеза — спазмах сосудов сердца и головного мозга, то есть в приступах стенокардии, инфарктах, инсульты, гипертонические кризы с выраженными болевыми, а иногда — и мозговыми явлениями преходящие нарушения речи, двигательные расстройства, в том числе судороги, потеря сознания. В 1851 г. Конечно, тогда знали об эпилептических припадках, но не имели представления о других заболеваниях, например, о гипертоническом кризе или приступах внутричерепной гипертензии. Число известных болезней сто сорок лет назад было относительно невелико, и хотя под припадком обычно понималось любое явление, возникающее внезапно, от приступа грудной жабы до вспышки смеха или ярости, все припадки, кроме обморока, назывались «падучей болезнью», а последняя идентифицировалась с эпилепсией. Как выглядит истинный эпилептический припадок?

Не могли. Так много было народу. В окрестных домах были открыты настежь окна, в окнах стояли люди с зажженными свечами. Весь город пел, казалось, весь Петербург сошелся. Таких похорон Россия не знала, кроме разве что двух. Подобного рода масштабные похороны были у генерала Скобелева, Белого Генерала. Того самого, который бил турков в Болгарии, и в Туркистане воевал. И потом похороны Иоанна Кронштадского, которые тоже собрали к себе всю Россию, это было нечто грандиозное. Похороны праведника — это подтверждение того, что Бог есть. Похороны праведника — это праздник. Это событие, которое рождает в людях не страх и трепет, а радость и умиление, и странные слезы благодарности и любви.

В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения "нового" Достоевского. В Сибири, по признанию Достоевского, изменились его убеждения. Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны — "Идиот". Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства". В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. Роль болезни в жизни и творчестве. Описание как жизни, так и болезни следует начинать с семьи. Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 г. Писатель по наследственности не обладал склонностью к эпилептическим припадкам, однако приобрел склонность к азартным играм, а точнее сказать к рулетке. Эта игра со временем переросла в зависимость, которая доходила до крайностей. Например, перед рейсом в Париж он проигрывает 5 тысяч, но совершенно счастливый уезжает. В его семейном окружении всё было не так гладко. Отец, Михаил Андреевич, страдал от перманентного пьянства, причем оба его сына, кроме Федора Михайловича, унаследовали эту болезнь. Как вы видим, по наследственности отцу мало что удалось передать. Но доставить ряд психологических проблем сыну ему удалось. Мать Достоевского рано умерла от туберкулеза, и воспитанием детей занимался отец семейства, личность глубоко психопатическая, отличавшаяся крайней скупостью, раздражительностью, конфликтностью и жестокостью. Дети росли в постоянном страхе быть наказанными. Свой гнев Михаил Андреевич довольно часто спускал на детей. Особенности семейного воспитания в совокупности с отсутствием у Достоевского выраженного интеллектуально-мнестического снижения, слабоумия, часто формирующегося с течением эпилепсии, дали почву для возникновения так называемых психогенных теорий его болезни, истоки которых восходят к эссе Зигмунда Фрейда «Достоевский и отцеубийство». Фрейд утверждал, что писатель подсознательно ненавидел своего отца и желал ему смерти, а «эпилепсия» была физическим проявлением вины, которую он испытывал после его смерти. Ведь первый приступ болезни случился у Достоевского после известий о гибели отца, однако этот факт остается непроверенным. Эти чувства распространились также на фигуру, социально замещающую отца, — царя. Отсюда, согласно Фрейду, становится вполне понятным участие писателя в революционно настроенном кружке Петрашевского. Реакцией со стороны Супер-Эго стали чувство вины и жажда самонаказания, чем и объяснялась стойкость Достоевского во время каторжной жизни. Таким образом, сторонники психоанализа развивали теорию о том, что писатель страдал от так называемой истероэпилепсии, то есть приступы носили псевдоэпилептический и психогенный характер. Такие выводы нельзя назвать необоснованными, поскольку у Достоевского наблюдались патохарактерологические черты, присущие как эпилептоидным, так и истероидным личностям, приступы иногда происходили в присутствии других людей и вследствие сильных эмоциональных переживаний, а главное — творческая продуктивность писателя ничуть не снизилась с течением болезни. Намек на то, что Достоевский знал о вторичных выгодах, значимых для демонстративных личностей, которые можно получать в результате приступов, есть в романе «Братья Карамазовы», когда один из персонажей произведения, Смердяков, симулирует эпилептический припадок. Тем не менее, далее мы разберем детали клинической картины заболевания Достоевского, свидетельствующие о том, что для его болезни были характерными не только псевдоэпилептические припадки. Некоторые считают, что болезнь дебютировала еще в 9-летнем возрасте галлюцинаторным синдромом, тогда как другие связывают начало эпилепсии со смертью отца в 1939 г. Из-за участия в кружке Петрашевцев после ареста Федор Михайлович был подвергнут инсценировке смертной казни, и лишь в последний момент ему с сотоварищами было объявлено о помиловании. О вероятной связи возникновения эпилепсии с пережитым стрессом говорят некоторые исследователи, отстаивающие идею о наличии у Достоевского аффект-эпилепсии. Этот несколько устаревший и неоднозначный диагноз, проявляющийся большими эпилептическими припадками с вегетативно-сосудистыми расстройствами резкое покраснение или побледнение кожных покровов , возникающими на фоне выраженных отрицательных аффектов, например таких как гнев, занимает промежуточное положение между психогенными и органическими теориями недуга писателя. Хотя по своим признакам припадки аффективной эпилепсии ничем особенно и не отличаются от таковых генуинной эпилепсии, все-таки есть и некоторые отличительные признаки: в первом случае они не так тяжелы, травматизация при них более редкая и всегда наблюдаются отдельные, единичные приступы, а их серии — редко. По свидетельствам близких, припадки у Достоевского чаще наступали после волнений, в состояниях, близких к экстазу. Друг писателя описывает подобный приступ, произошедший с ним во время оживленного спора: «Он Достоевский... Он говорил о чем-то возвышенно и радостно; когда я поддержал его идею какими-то словами, он повернулся ко мне с восторженным лицом, чувства его были в полном разгаре. Он на мгновение остановился с открытым ртом, словно искал слов, чтобы закончить мысль. Я же смотрел на него с интересом, чувствуя, что он хочет сказать нечто необычное, что я услышу что-то вроде откровения. Неожиданно из его рта вырвался странный, грудной, бессмысленный звук, после чего он без сознания рухнул на пол». Если верить самому писателю, болезнь началась уже в Сибири, правда, продромальный период, включавший приступы тошноты, зрительные иллюзии и, вероятно, абсансы, длился несколько лет: «Еще за 2 года до Сибири, во время разных моих литературных неприятностей и ссор, у меня открылась какая-то страшная и невыносимо мучительная нервная болезнь. Рассказать я не могу об этих отвратительных ощущениях, но живо их помню: мне часто казалось, что я умираю, ну, вот, право, настоящая смерть приходила и потом уходила. Я боялся также летаргического сна. И странно — как только я был арестован, вдруг вся эта отвратительная болезнь прошла. Ни в пути, ни в каторге, в Сибири, и никогда потом я ее не испытывал — я вдруг стал бодр, крепок, свеж, спокоен... Но во время каторги со мной случился первый припадок падучей — с тех пор она меня не покидает».

Достоевский, Федор Михайлович

Смерть Ф. М. Достоевского Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью.
Смерть Достоевского Достоевский скончался 28 января 1881 года, причина смерти – хронический бронхит, туберкулез легких и эмфизема легких.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

Отец принадлежал к древнему роду шляхтичей. В начале XVI века боярину Даниле Ивановичу Иртищеву, от которого, по мнению исследователей, берет свое начало род Достоевских, было пожаловано имение «Достоев» в Пинском уезде. Считается, что слово «достоево» произошло от польского «dostoinik» — сановник, приближенный государя. Мама писателя, Мария Федоровна, принадлежала к купеческому роду. Ее отец — купец 3-й гильдии — торговал в суконном ряду. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…» — вспоминал спустя полвека Федор Михайлович. Родился в больнице для неимущих Точное место рождения Достоевского — знаменитая Мариинская больница для неимущих на Божедомке. Сейчас эта улица в районе Марьина роща носит название в честь самого писателя — Достоевская. Фасад бывшей Мариинской больницы и памятник Ф. Фото: Семен Звонарев, 1989 г.

В этой больнице работал отец будущего классика русской литературы, штаб-лекарь Михаил Достоевский. Она была одной из первых бесплатных клиник в стране. Был третьим ребенком в многодетной семье Семья Достоевских была многодетной. Отношения с семьей и внутри нее довольно серьезно отразились на характере Федора Михайловича и, по мнению ряда исследователей, на физическом здоровье писателя. Например, считается, что его мать больше любила старшего Михаила — «видимым» проявлением чего стали болезни горла и груди Федора. Мать Достоевского и Александр Пушкин умерли с разницей в месяц В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января 10 февраля 1837 года погиб поэт, а 27 февраля скончалась Мария Федоровна от туберкулеза. Спустя два года, в июне 1839 года, Федор Достоевский, студент Петербургского Главного инженерного училища, получил известие о скоропостижной смерти отца. Так семнадцатилетний юноша остался сиротой. Моглила М.

Достоевской на бывшем Лазаревском кладбище в Москве. Фото: А. Лебедев, 1934 г. ГМИРЛ им. Даля Михаил Алексеевич умер от апоплексического удара, спровоцированного, по одной из версий, конфликтом с крепостными крестьянами, которых он-де оскорбил в пьяном виде а в пьянство он впал по причине потери жены. У этой версии есть противники, но в любом случае уход отца стал еще одним неожиданным ударом для Федора. Некоторые называют это событие прямой причиной развившейся у писателя эпилепсии. Окончил инженерное училище — по настоянию отца Техническое образование совсем не соответствовало внутреннему устроению юноши, любившего литературу и вообще склонного к постоянной рефлексии. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению.

Почти всего Пушкина будущий писатель знал наизусть. Ночи юный Достоевский проводил за первой пробой своего пера. Достоевский справа с этнографом Чоканом Валихановым. Фото: wikimedia commons Закончив учебное заведение, Федор Михайлович немного проработал по специальности, но вскоре вышел в отставку и больше никогда не возвращался к инженерному делу. Был помилован на эшафоте За участие в кружке петрашевцев Достоевский был приговорен к смертной казни. Руководитель кружка Михаил Буташевич-Петрашевский обвинялся в «замысле на ниспровержение государственного устройства». Достоевский — «в распространении копии письма Белинского к Гоголю», где критик, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законе и властях». Смертный приговор был вынесен двадцати одному участнику кружка. Несмотря на то, что было готово императорское помилование, власти приняли решение провести показательную акцию: осужденных привезли на площадь, где их стали готовить к расстрелу… «Казнь петрашевцев на Семеновском плацу».

Рисунок: Б. Покровский, 1849 г. По процедуре к столбам выводили по трое. Достоевский был шестым. Когда первую «тройку» облачили в саваны, а солдаты с заряженными ружьями встали напротив них, «вдруг» прискакал фельдъегерь и объявил помилование. Один из осужденных, Николай Григорьев, который ждал выстрела уже с мешком на голове, сошел с ума.

В нем были не просто издевательства над верой и властью, а конкретные призывы к перевороту. Следователи настаивали на том, что Петрашевский и его товарищи прониклись этими идеями и были готовы к активным действиям. Возможно, в этом была доля правды, так как среди кружковцев царили радикальные настроения. Спустя годы, переосмыслив многое, Достоевский опишет своих товарищей в романе «Бесы». Каторжники Кстати, сам автор «Солдатской беседы» Григорьев тоже пострадал. Ему присудили целых 15 лет каторги. Достоевский же после помилования отправился с товарищами по этапу в Сибирь. Проезжая Тобольск, они встретились с женами декабристов. Свой экземпляр Федор Михайлович хранил всю жизнь как реликвию. После 4 лет каторги его отправили служить простым солдатом в забытый Богом Семипалатинск. Вернуться в Петербург писателю разрешили только в 1857 году. А вы знали, что у нас есть Telegram? Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Достоевский резким движением сдвинул тяжёлую этажерку с места. У него началось горловое кровотечение. В следующие два дня оно несколько раз повторилось… По рассказу дочери писателя, накануне у Фёдора Михайловича произошло тяжёлое объяснение с родственницей о разделе наследства богатой тётки. Достоевский, всю жизнь нуждавшийся, боялся, что та же участь постигнет и его детей. Разговор расстроил писателя. Это, видимо, также сказалось на его состоянии. Но когда Достоевскому становилось легче, он, желая успокоить жену и детей, шутил, показывал детям картинки в новом журнале, говорил о планах на будущее… Писатель Б. Маркевич вспоминал: «В глубине неказистой, мрачной комнаты, его кабинета, лежал он, одетый, на диване с закинутой на подушку головой. Свет лампы или свеч, стоявших подле на столике, падал плашмя на белые, как лист бумаги, лоб и щёки и несмытое тёмно-красное пятно крови на его подбородке… Дыхание каким-то слабым свистом прерывалось из его горла, сквозь судорожно раскрывшиеся губы. Веки были прижмурены как бы таким механическим судорожным процессом поражённого организма… Он был в полном забытьи». Фёдор Михайлович Достоевский умер 28 января по новому стилю 9 февраля 1881 года, в 8 часов 38 минут вечера, в возрасте пятидесяти девяти лет. Анна Григорьевна, желая исполнить волю мужа, решила похоронить его рядом с Н. Некрасовым на Новодевичьем кладбище. Родственники Достоевского на следующее утро после смерти писателя отправились в Новодевичий монастырь, чтобы купить место на кладбище. Настоятельница монастыря запросила столь высокую цену, что семья писателя не смогла дать её. Вечером того же дня редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» В. Комаров передал Анне Григорьевне официальное предложение Александро-Невской лавры похоронить Достоевского на её территории. Все расходы лавра брала на себя. Вдова вынуждена была согласиться и выбрала место на Тихвинском кладбище монастыря рядом с могилой В. В то время в России было четыре лавры, это были привилегированные, богатейшие монастыри. Петербургская лавра была особенно влиятельной и богатой. Её состояние было оценено по описи в сорок миллионов рублей золотом.

Вечером Федор Михайлович Достоевский скончался. Состоялся вынос тела Достоевского. Милюков писал: "На вынос тела Достоевского стеклись десятки тысяч народа: его провожали с венками представители разных корпораций, ученых и учебных заведений, депутаты от городских обществ обеих столиц.. Его хоронили не родные, не друзья - его хоронило русское общество.

Похоронен ли Гоголь заживо? От чего умер Достоевский?

Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Российская государственная библиотека. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге.

В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания.

В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью.

Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г. В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека».

Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах.

Аналогично описание приступа, данное Николаем Страховым: «…он обратился ко мне с воодушевленным лицом, из чего видно, что его оживление достигло высшей степени. Он помолчал минуту, как бы подыскивая слова для своих мыслей, и уже открыл рот... Вдруг из его открытого рта вырвался странный, протяжный и бессмысленный звук, и он без сознания упал на пол по середине комнаты. Припадок на этот раз не был сильный. Из-за судорог все тело вытянулось, а в уголках губ появилась пена. Через полчаса он пришел в себя, и я проводил его домой». Но иногда, хотя очень редко, были чаще; бывало даже и по два припадка в неделю. За границей, то есть при большем спокойствии, а также вследствие лучшего климата, случалось, что месяца четыре проходило без припадка».

Николай Николаевич Страхов русский философ, публицист, литературный критик. Таким образом, приступ возник, как и в предыдущем случае, на фоне сильного возбуждения. Федор Михайлович не упал внезапно, а «опустился на пол», то есть немедленной потери сознания не было, клонических судорог тоже не было, было только «вытягивание всего тела», то есть тоническая судорога. Наблюдаемый приступ, как и предыдущий, длился полчаса, что слишком долго для эпилепсии. Особенностью этого описания, по сравнению с предыдущим, является отсутствие сильных головных болей и афазии, а также упоминание Достоевским о связи приступов с возбуждением и сменой климата. Эта картина также очень похожа на острый церебральный сосудистый криз, который только имеет тенденцию развиваться на фоне волнения и перемены погоды. Оба приступа описаны не медиками, поэтому оценить состояние зрачков или характер приступов невозможно. Необходимо медицинское описание. Но его нет. Нет, несмотря на то, что Достоевский четыре года провел на военных каторжных работах, где несколько раз попадал в лазарет.

Нет, несмотря на то, что он шесть лет находился на военной службе и служил, начиная с солдата, и все эти шесть лет припадки у него повторялись, по его собственным заявлениям, «раз в три недели», то есть их было около ста. И никто их или не видел, или не фиксировал. Мало того, подавая прошение об увольнении из армии, Достоевский слово «эпилепсия» не упоминает.

Упоминание этих романов и персонажей из них время от времени встречается у иностранных писателей. Например, герой произведения "Хроники заводной птицы" известного японского писателя-постмодерниста Харуки Мураками говорит: "Сейчас я сижу без работы, пытаюсь вспомнить имена всех братьев Карамазовых". Фото: anews. Стефан Цвейг, австрийский писатель и драматург, размышляет о творчестве Достоевского в своём эссе: "Вулканичен он сам, вулканичны его герои, ибо только в самые критические минуты свидетельствует человек о боге, создавшем его. Они не размещаются спокойно в нашем мире, всегда они спускаются в своих ощущениях в глубины извечных проблем, Современный человек, человек нервов, сочетается в них с первобытным существом, которое знает в жизни только свои страсти, и, делая последние признания, они в то же время косноязычно произносят изначальные вопросы мира. Их формы еще не остыли, их сланцы не окаменели, их лица не сглажены.

Творческое выражение Свою болезнь писатель ни от кого не скрывал, и второй супруге Анне Григорьевне сообщил о ней уже на первом свидании. Кроме того он во всех подробностях описывал одолевавшие его мучительные приступы, педантично фиксируя их даты и последствия. Позднее эти заметки нашли место в издаваемом им ежемесячном журнале «Дневник писателя», а испытанные на себе болезненные ощущения в мощной эмоциональной форме перенесены на страницы произведений. Почти в каждом его романе есть персонаж, страдающий эпилепсией, описывая недуг которого Достоевский, проявлял высший пилотаж в постижении больной души, выступая в качестве непревзойдённого психопатолога. Анализируя свидетельства современников, дневники, произведения и факты биографии Достоевского сегодняшние психиатры склоняются к версии, что он принадлежит к числу гениальных шизофреников, страдавших раздвоением личности. По мнению Райнхарда Лаута, богобоязненный в жизни писатель находил психологическую отдушину в литературе, где его персонажи совершали преступления и нарушали нравственные правила. Но просыпавшийся голос совести, в конечном счете, заставлял его не оправдывать, а осуждать идеи, которыми руководствовались его герои, преступая закон. Ища подтверждения для обоснования своей догадки, врачи ссылаются на высокую работоспособность Достоевского, который мог без перерыва писать несколько дней и ночей, и звуковые галлюцинации, предварявшие приступ эпилепсии. Геморрой Другой напастью Достоевского был геморрой, мучавший его с молодых лет, и обострявшийся каждую весну. Однажды, не совладав с болью, он упомянул о нём в переписке с Врангелем: «А теперь вот уже месяц замучил меня геморрой.

Как умирал Достоевский.

Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. Рассказ «Господин Прохарчин» 1846 и повесть «Хозяйка» 1847 , в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский , осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи», цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией « Современника »: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей особенно Тургенева , Некрасова , резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем.

Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для « Отечественных записок ». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков , а постоянными участниками были А.

Майков и А. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Ф. Достоевский в ссылке Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 ; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении.

Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев , виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н.

Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. Первый брак В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М.

Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной... Идеалистка была в полном смысле слова... Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.

Катковым , Некрасовым , А. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге , куда он приехал в декабре 1859 года. Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман «Униженные и оскорбленные»— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг.

В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома». В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи « почвенничества » — специфической модификации идей славянофильства.

Приходили дамы, приходили священники, приходили офицеры, приходили интеллигенты. Впервые робко крестились те, кто уже забыл креститься давно. Потому что безбожие прошло по России широкой волной, многие вообще перестали ходить в церковь. И вдруг они стали снова молиться над гробом покойника, который всю жизнь только о том и говорил: «Веруйте, кайтесь, Христос есть, и Бог есть, и бессмертие души есть, все есть, кайтесь, веруйте». Когда его выносили из храма, чтобы обнести вокруг церкви под пение тропарей за упокоенных «Волной морскою», то обнести не получилось, потому что был битком набит людьми весь церковный двор. Нужно было гроб передавать буквально по головам. То есть гроб шел, а люди не двигались. Не могли. Так много было народу. В окрестных домах были открыты настежь окна, в окнах стояли люди с зажженными свечами. Весь город пел, казалось, весь Петербург сошелся. Таких похорон Россия не знала, кроме разве что двух. Подобного рода масштабные похороны были у генерала Скобелева, Белого Генерала.

В 1859-м получил разрешение жить в Твери, а конце этого года переехал в Петербург и вместе с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861. В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились нравственные, философские и социальные взгляды писателя. В них Достоевский изучает внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания. Произведения Достоевского 1866—1880-х годов После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче — писал "Преступление и наказание" и параллельно работал над романом "Игрок". Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. Он написал письмо редактору журнала "Русский вестник" Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". Следующий роман, "Бесы", был создан в 1872 году под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы", задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Планировалось, что "Братья Карамазовы" станут лишь первой частью романа "История великого грешника", но осуществить задуманное писателю помешала смерть. Зимой 1881 года здоровье Достоевского ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 9 февраля 28 января по старому стилю писатель скончался в возрасте 59 лет. Погребальная процессия растянулась на целый километр. Гроб несли на руках. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману "Братья Карамазовы": "Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Крамского «Ф. Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни. Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске. В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю. Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку. Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк. Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого.

Открылось Евангелие от Матфея, глава 3, ст. Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Анна Григорьевна весь день ни на минуту не отходила от умирающего. Он держал ее руку в своей и шепотом говорил: «Бедная… дорогая… с чем я тебя оставляю… бедная, как тебе тяжело будет жить». Около 7 часов вечера кровотечение возобновилось, и в 8 часов 38 минут Ф. Достоевский скончался. В последние месяцы писатель часто говорил о своей смерти и просил похоронить его на кладбище Новодевичьего монастыря. Однажды Анна Григорьевна шутливо сказала, что его похоронят в Александро—Невской лавре. Огромная толпа будет провожать твой гроб, и, когда шествие приблизится к Лавре, монахи выйдут навстречу тебе».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий