Материал по дороге жизни в ленинграде

Можно сказать, что «дорога жизни» блокадного Ленинграда закончилась, а дорога жизни поколения которое пережило блокаду продолжается, эта дорога живет в наших сердцах, мы восхищаемся и гордимся ленинградцами. 80 лет назад на Финляндский вокзал Ленинграда прибыл первый поезд, прошедший по Дороге Победы — специальной магистрали, проложенной между Полянами и Шлиссельбургом сразу после прорыва блокады города Красной армией в ходе операции «Искра». За время действия ледовой дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года из блокированного города было эвакуировано более 550 тыс. человек и доставлено в Ленинград 361 тыс. т. грузов, из них 262 тыс. т. составило продовольствие. Памятники, включенные в Зеленый пояс Славы и «Дорогу жизни». первые 7 км по городу от станции «Ржевка», получившие название «Ржевский коридор»; мемориальный комплекс «Цветок жизни», символизирующий дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Дорога жизни сыграла огромную роль в борьбе с врагом и голодом. Непокоренный Ленинград (1974) Краткая история города в период Великой Отечественной войны приводится в книге Непокоренный Ленинград (1974).

"Дорога жизни" через Ладожское озеро: исторические факты

говорит Курносов. - Но на самом деле это огромная, созданная буквально на пустом месте инфраструктура. Дорога жизни блокадного Ленинграда – это единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Она связывала блокадный Ленинград со страной. Ко второму февраля по мосту через Неву осторожно перевели поезд с укладочными материалами из Шлиссельбурга. Эту часть работы выполнили. Буквально через несколько дней состоялось одно из важнейших событий блокады — вся дорога была готова к проходу поездов.

Начала действовать водная трасса «Дороги жизни»

За время действия ледовой дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года из блокированного города было эвакуировано более 550 тыс. человек и доставлено в Ленинград 361 тыс. т грузов, из них 262 тыс. т составило продовольствие. 18 января в Ледовом дворце Петербурга начнется праздничная программа "Непокоренный герой – Ленинград" с участием популярных артистов и творческих коллективов. Это театрализованный рассказ о страницах жизни блокадного Ленинграда. военно-стратегической магистрали, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март. Как Дорога жизни спасла Ленинград: что по ней везли. Ленинград выстоял первую блокадную зиму только благодаря Дороге жизни: за это время в город доставили 360 тонн груза. Колонны грузовиков везли лекарства, топливо, боеприпасы. 22 ноября исполняется 80 лет с момента открытия Дороги жизни. В Великую Отечественную войну эта трасса по льду Ладожского озера связала блокадный Ленинград с большой землей. В этом году осень куда теплее, чем в 1941-м. Тогда лед сковал Ладогу уже в ноябре, 22-го числа. Таким образом, Ладожская ледовая дорога, по которой в самый тяжелый период доставлялось продовольствие в осажденный Ленинград и эвакуировалось население, спасла от голодной смерти тысячи ленинградцев.

Классный час "70-летию открытия Дороги жизни посвящается"

Если колонна по каким-то причинам останавливалась хотя бы на несколько минут, сутками не спавшие водители часто отключались прямо в кабинах всем караваном. Однако ещё более выматывающей и опасной, чем у шофёров, была работа регулировщиков. На трассе дежурило 350 человек — поодиночке. Регулировщики должны были выставлять фонари и вешки и следить за дистанцией, а также за льдом. Как только машины выбивали колею, регулировщик тут же должен был бежать переставлять вехи и фонари и переводить следующий караван на новый маршрут. Этим людям приходилось часами стоять на диком ветру, который сдвигал даже скользящие по льду полуторки, без всякой возможности обогреться. По соседству дежурили аварийные команды на эвакуационных летучках. Если машина проваливалась, к месту аварии тут же неслись люди, чьей задачей было вытянуть машину прежде, чем она уйдёт под лёд окончательно.

Транспорт тащили к стационарному пункту техпомощи — тоже на льду. Кроме регулировщиков и аварийщиков на льду стояли станции из трёх-четырёх человек во главе с офицером, следившие целенаправленно за ледовой обстановкой. Трещины, полыньи, изменение толщины льда — обо всём тут же сообщалось командованию. Наконец, вдоль дороги курсировали пешие патрули — следили за порядком и подбирали потерянное на трассе имущество. Согреться можно было только на специальных обогревательных пунктах. На четырёх точках на трассе, там, где лёд был достаточно прочным, дежурили медики в отапливаемых палатках. Туда тащили людей, которых удавалось выловить из полыньи, раненых, а часто — просто переохладившихся дорожников, водителей и эвакуировавшихся жителей.

На десятки километров трассы больше не было мест, где можно было чуть-чуть передохнуть и глотнуть горячего. Доставка продовольствия по Ладожскому озеру на барже в осаждённый Ленинград. Сначала кабель протянули просто по льду. Однако лёд продолжал ворочаться, трещины и торосы рвали связь, к тому же кабель регулярно переезжали машины. Вскоре связистам пришла в голову идея получше: провода протянули на столбах, вмороженных в лёд. Дорога жизни быстро обрастала телефонными и телеграфными станциями по обоим берегам. Поначалу по трассе часто гоняли лошадей с грузами.

От этой идеи вскоре пришлось отказаться: на льду животные выбивались из сил, тратили очень много времени и фуража и вдобавок норовили забрести на слабые участки льда, где легко погибали. Упорядочивание работы шло быстро.

С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24 097 т зерна, муки и крупы, более 1130 т мяса и молочных продуктов и др. Количество продовольствия, привезенное по Ладоге, составляло 20-дневную потребность города. Из Ленинграда водным путем было эвакуировано 33 479 человек. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство. Серьезную опасность для движения судов представляла вражеская авиация, часто налетавшая на транспортные суда и пристани. И только благодаря мастерству и мужеству команд суда совершали плавания в течение всей навигации. С наступлением ледостава перевозки водным путем прекратились.

Воспитатель: Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера. А люди в Ленинграде жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды. Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба. Воспитанник читает стихотворение Лидии Хямеляниной «Блокадный хлеб»: "Я вспоминаю хлеб блокадных лет, Который в детском доме нам давали. Не из муки он был - из наших бед, И что в него тогда только не клали! Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, С корой. Колючий так, что режет десна. Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой, На праздник, очень редко - чистый просто.

Немецкие авиаудары делали дорогу еще опаснее, и не только из-за прямых попаданий. Воронки от бомб быстро затягивались тонкой коркой льда, а снег превращал их в смертельные ловушки. РИА «Новости» Колонны грузовиков шли и по ночам. Было страшно, что в машину попадет немецкий снаряд, но все-таки водители включали фары. Ведь так у них был шанс хоть немного увеличить видимость и доставить ленинградцам жизненно необходимый груз. Самое большее, что он мог сделать, — это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ», — процитировали «Известия» отрывок из мемуаров водителя 804-й автобазы на Дороге жизни Леонида Барковича. Первый сезон перевозок автомобили завершили только 24 апреля 1942 года. Весной лед, который за зиму достиг метровой толщины, начал таять, и грузовики почти всю дорогу ехали в воде.

Иногда достигнуть берега не получалось, поверхность становилась слишком хрупкой. Тогда груз несли остаток пути на руках. Шоферы работали практически без отдыха. Они могли немного подремать, опустив голову на руль, только когда машину загружали новыми партиями провианта и топлива. Большинство из них сами были жителями Ленинграда и получали блокадный паек — пять галет в день на двоих человек. Она была не только талантливым и высококлассным специалистом, но и первой в СССР девушкой-водолазом. Ее подразделение восстанавливало подводные коммуникации на Ладоге после немецких бомбежек и поднимало затонувшие оружие и грузы. Водолазам, живущим на скудном пайке, приходилось практически безвылазно находиться в ледяной воде под постоянными бомбардировками. Нину Соколову однажды даже контузило из-за близкого взрыва в воде.

Девушка и ее команда часто работали совсем неподалеку от немецких позиций: приходилось маскироваться, чтобы не попасть под огонь. Связь в блокадном Ленинграде Осенью 1941 года город остался без связи с большой землей — не работала ни одна наземная линия передачи. Водолазы решили протянуть телефонный кабель по дну Ладожского озера. Несколько попыток закончились неудачно: провода рвались спустя пару дней. Проблему решил сверхпрочный кабель, который нашелся на заводе в Кронштадте. С тех пор она не прерывалась ни на день. Горючее доставляли в город бензовозами, но место на Дороге жизни было нужнее грузовикам, эвакуирующим людей и везущим еду жителям Ленинграда. Работа началась весной 1942 года. Водолазы трудились по ночам: заходили в воду вблизи Осиновецкого маяка, где деревья прикрывали их от самолетов фашистов.

Соколова постоянно опускалась на дно со своей группой. Спустя 43 дня все было готово. За время работы успели построить насосные станции и накопительные резервуары. С июня 1942-го по март 1943-го Ленинград получил 50 тонн горючего по трубопроводу. Немцы так и не узнали, что прямо рядом с ними работало это гениальное сооружение. Как «советская русалочка» Соколова вернула Ленинграду электричество Осенью 1942 года Соколова вместе со своей командой воплотила в жизнь еще один важный проект. Водолазы протянули по дну озера провода до Волховской гидроэлектростанции. Но сама Нина Соколова получила серьезное ранение. Память о Дороге жизни: мемориалы Подвиг работников Дороги жизни и защитников блокадного Ленинграда увековечили в семи монументах, стоящих на ее сухопутной части.

Снаряды, бомбы оставляли полыньи, которые на таком морозе буквально сразу затягивались льдом, снег их маскировал, и порой, обнаружить их было невозможно. Водителям рекомендовалось стоять на подножках машины, чтобы успеть спрыгнуть на лед в случае затопления автомобиля. У Дороги жизни много составляющих: авиамост с Большой землей и Ладожская военная флотилия, защищавшая ладожские коммуникации; водный путь - Северо-Западное речное пароходство вело перевозки в период навигации, когда озеро не было покрыто льдом; телефонно-телеграфный кабель, обеспечивший связь с Москвой; высоковольтный электрический кабель, который позволил поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС — проходили кабели по дну Ладоги. Плюс трубопровод, который также проходил по дну Ладоги, снабжая город топливом. С января 1942 года по Дороге жизни активно шла эвакуация жителей города на Большую землю. Для перевозки людей использовались пассажирские автобусы — их было более сотни.

В первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля, то есть 152 дня. За это время было перевезено 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены на 100 граммов — рабочим и инженерно-техническим работникам, на 75 граммов — служащим, иждивенцам и детям. Строительство железной дороги развернулось в начале декабря 1942 года. На 18 января 1943 года было построено 9,3 км дороги широкой колеи и 14,5 км узкоколейки.

Однако, в связи с решением о строительстве по освобожденному во время прорыва блокады коридору железной дороги, названной впоследствии Дорогой Победы, работы по строительству железной дороги через Ладогу прекратились. Дорога жизни служила не только для того, чтобы доставить в Ленинград продовольствие, Из города на Большую землю везли продукцию, в том числе военную, которую продолжали производить ленинградские заводы в условиях блокады. По льду переправляли в том числе танки КВ, которые в 1941 году изготавливали только в Ленинграде. Чтобы их переправить, для уменьшения веса с танка снимали башню, и танк, следуя своим ходом по льду Ладоги, буксировал за собой свою башню на санях.

Главные новости

  • Блокада Ленинграда
  • Как прокладывали Дорогу жизни
  • Рассказ о Дороге Жизни для детей ~ Проза (Детская литература)
  • ДОРОГА ЖИЗНИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • «Дорога жизни» - история выживания и тайна непослушной Ладоги - Блог компании

Главная дорога блокадного Ленинграда

Ещё одна специфическая задача — будить шофёров. Если колонна по каким-то причинам останавливалась хотя бы на несколько минут, сутками не спавшие водители часто отключались прямо в кабинах всем караваном. Однако ещё более выматывающей и опасной, чем у шофёров, была работа регулировщиков. На трассе дежурило 350 человек — поодиночке.

Регулировщики должны были выставлять фонари и вешки и следить за дистанцией, а также за льдом. Как только машины выбивали колею, регулировщик тут же должен был бежать переставлять вехи и фонари и переводить следующий караван на новый маршрут. Этим людям приходилось часами стоять на диком ветру, который сдвигал даже скользящие по льду полуторки, без всякой возможности обогреться.

По соседству дежурили аварийные команды на эвакуационных летучках. Если машина проваливалась, к месту аварии тут же неслись люди, чьей задачей было вытянуть машину прежде, чем она уйдёт под лёд окончательно. Транспорт тащили к стационарному пункту техпомощи — тоже на льду.

Кроме регулировщиков и аварийщиков на льду стояли станции из трёх-четырёх человек во главе с офицером, следившие целенаправленно за ледовой обстановкой. Трещины, полыньи, изменение толщины льда — обо всём тут же сообщалось командованию. Наконец, вдоль дороги курсировали пешие патрули — следили за порядком и подбирали потерянное на трассе имущество.

Согреться можно было только на специальных обогревательных пунктах. На четырёх точках на трассе, там, где лёд был достаточно прочным, дежурили медики в отапливаемых палатках. Туда тащили людей, которых удавалось выловить из полыньи, раненых, а часто — просто переохладившихся дорожников, водителей и эвакуировавшихся жителей.

На десятки километров трассы больше не было мест, где можно было чуть-чуть передохнуть и глотнуть горячего. Доставка продовольствия по Ладожскому озеру на барже в осаждённый Ленинград. Сначала кабель протянули просто по льду.

Однако лёд продолжал ворочаться, трещины и торосы рвали связь, к тому же кабель регулярно переезжали машины. Вскоре связистам пришла в голову идея получше: провода протянули на столбах, вмороженных в лёд. Дорога жизни быстро обрастала телефонными и телеграфными станциями по обоим берегам.

Поначалу по трассе часто гоняли лошадей с грузами. От этой идеи вскоре пришлось отказаться: на льду животные выбивались из сил, тратили очень много времени и фуража и вдобавок норовили забрести на слабые участки льда, где легко погибали.

Когда поднималась метель, трассу быстро заметало, и в условиях плохой видимости можно было легко потерять ориентировку.

Самые большие потери были в первые месяцы использования ледовой трассы. Потом уже был накоплен ценный практический опыт; дорогу стали обслуживать тысячи человек; было проложено сразу несколько трасс, отработана защита караванов, и потери уменьшились. Блокада Ленинграда — дорога жизни для фронта По льду Ладоги не только ввозили в терпящий бедствие город продовольствие и вывозили из него эвакуируемых.

Ленинградские предприятия продолжали выпускать продукцию военного назначения, и её тоже вывозили. Водители едут с открытыми дверями — чтобы успеть выскочить, если машина провалится Тяжёлые танки КВ, которые изготавливали в Северной столице, ехали по льду Ладожского озера своим ходом, без башни для снижения нагрузки : её они тащили сзади на самодельных санях. Также с заводов осаждённого города по Ладоге на фронты переправлялись новые минометы и артиллерийские орудия.

Легендарная Дорога жизни Великой Отечественной войны Протяжённость дороги жизни на карте блокадного Ленинграда равна 44 км, примерно тридцать из них — путь по льду. На каждом 7-м километре оборудовали пункты обогрева — палатки с компактными печками-буржуйками. Караван грузовиков на Дороге жизни В целом, за первую, самую трудную зиму вражеской осады по Дороге жизни перевезли более З6О тыс.

За первые две недели эксплуатации дороги было потеряно около ста машин. Организационные вопросы удалось решить; немецкая авиация контролировалась противовоздушными силами Красной армии. И только проблему льда долго не удавалось решить. Почему-то в некоторых местах вода на Ладоге не замерзала даже при температуре минус 30 градусов. Рыбаки объясняли это явление местным коварным ветром «подсеверком».

Но такой ответ не удовлетворил ленинградских ученых. Хотя было известно, что лёд 20—30 см толщиной выдерживает вес в несколько тонн, нигде в мире подобный способ перевозки грузов использован не был. Для решения проблемы была созвана рабочая группа из научных работников, оставшихся в блокадном Ленинграде. В их число вошли А. Арсеньева, Н.

Иванова, В. Иоффе, Ф. Марей, С. Кобеко, Н.

Инициатива создания этого комплекса памятников принадлежала Михаилу Дудину, поэту-блокаднику. Части мемориала, от станции «Ржевка» до маяка Осиновец , 43 километровых столба «Дороги жизни» официально относятся к важным памятниками истории области и города. Памятники, включенные в Зеленый пояс Славы и «Дорогу жизни» первые 7 км по городу от станции «Ржевка», получившие название «Ржевский коридор»; мемориальный комплекс «Цветок жизни», символизирующий дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой; мемориал «Румболовская гора» на 10 км «Дороги» во Всеволожске; монумент «Катюша» на 17 км у деревни Корнево; 56 памятных километровых столбов на линии Финляндский вокзал — Ладожское озеро; 46 памятных километровых столбов на шоссе от «Ржевки» до Ладожского озера; монумент «Переправа» близ поселка им. Морозова на правом берегу Невы; стелла «Стальной путь» на станции «Петркрепость»; стелла Кобона в поселке Кобона; памятник автомашине «Легендарная полуторка» на 103 км Петрозаводского шоссе; стелла «Войбокало» на станции Войбокало; памятник, посвященный «Малой Дороге жизни» на берегу залива у Малой Ижоры.

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

Дорога жизни блокадного Ленинграда – это единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Она связывала блокадный Ленинград со страной. Сегодня я хочу рассказать о Дороге жизни, которая в годы войны связывала блокадный Ленинград с большой землей. Будучи коренным ленинградцем, я с детства сталкивался с отголосками прошедшей блокады, несмотря на то, что сознательная часть моего детства. Ленинградская Дорога жизни, или Военная дорога № 101, представляла собой колонны грузовиков с продовольствием и боеприпасами, которая двигалась без остановок к. «Доро́га жи́зни» — единственная транспортная магистраль, по которой во время блокады Ленинграда осуществлялось снабжение окружённой советской группировки войск. 22 ноября исполняется 80 лет с момента открытия Дороги жизни. В Великую Отечественную войну эта трасса по льду Ладожского озера связала блокадный Ленинград с большой землей. В этом году осень куда теплее, чем в 1941-м. Тогда лед сковал Ладогу уже в ноябре, 22-го числа. Подготовка к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро началась в октябре 1941 года — учёные систематизировали данные о ледовом режиме озера и дали прогноз, сколько прослужит «Дорога Жизни».

Дорога жизни блокадного Ленинграда

Дорога жизни блокадного Ленинграда: история создания, роль в обороне Ленинграда; Дорога жизни через Ладожское озеро; Как. Интересные факты о Дороге Жизни. ДОРОГА ЖИЗНИ, единственная военно-стратегич. транспортная магистраль, проходившая в годы Вел. За весь период действия Д. ж. перевезено в Ленинград 1615 тыс. т грузов и ок. в Новую Ладогу, затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец Первые баржи по Дороге жизни в Ленинград пришли 12 сентября 1941 года. 22 ноября исполняется 80 лет с момента открытия Дороги жизни. В Великую Отечественную войну эта трасса по льду Ладожского озера связала блокадный Ленинград с большой землей. В этом году осень куда теплее, чем в 1941-м. Тогда лед сковал Ладогу уже в ноябре, 22-го числа. Во время Великой Отечественной войны, с 12 сентября 1941 года по март 1943-го, Дорога жизни стала единственной транспортной магистралью, связывавшей осажденный, но не сломленный Ленинград со страной. Люди и техника работали круглосуточно под постоянными. 22 ноября исполняется 80 лет с момента открытия Дороги жизни. В Великую Отечественную войну эта трасса по льду Ладожского озера связала блокадный Ленинград с большой землей. В этом году осень куда теплее, чем в 1941-м. Тогда лед сковал Ладогу уже в ноябре, 22-го числа.

Дорога жизни блокадного Ленинграда

Но Ленинград выжил в ту первую страшную зиму именно благодаря Ладоге. Уже намного позже, после войны, Военную автомобильную дорогу номер 101, "дорогу ВАД", как называли ее тогда, переименовали в Дорогу жизни. военно-стратегической магистрали, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март. Дорогой жизни стала в 1941-1943 гг. для отрезанного от СССР с суши Ленинграда уникальная транспортная «ниточка», протянутая через Ладожское озеро. Только она долгое время давала возможность снабжать огромный город и вывозить из него гражданское население, спасая его. Под обстрелом. В тени Дороги Жизни. С февраля 1943 года до 27 января 1944 года, когда была полностью снята блокада Ленинграда, по Дороге Победы и наведенным через Неву мостам прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов. Грузы в Ленинград отправлялись по Дороге жизни через Ладожское озеро по одному заранее утвержденному маршруту. С железнодорожной станции "Волхов" их перевозили на речную пристань в районе Гостинополье. Первый караван по ледовой Дороге Жизни отправился 20 ноября. С Вагановского спуска у деревни Коккорево на лед спустились обоз, состоящий из 350 саней, а возглавлял караван старший лейтенант М. С. Муров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий