Конец выступления

– создать эмоциональный подъем. Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию. Заключение. Как закончить презентацию красиво и правильно? Расскажем, какой последний слайд поставить в конец презентации и чем завершить свое выступление, чтобы запомниться. В конце мы сами становимся результатом наших выборов.

Как закончить речь

Предлагаем последовательно работать над каждым аспектом публичного выступления, используя такой доступный теперь инструмент как видеозапись. Статья автора «Konstantin Bulygin» в Дзене: Узнайте как впечатлить аудиторию и заставить людей дослушать вашу речь до конца. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Многие люди в конце своего выступления благодарят слушателей за внимание. Финальные фразы в котце выступления.

§ 5. Как завершить выступление

Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию. Заключение. Предлагаем последовательно работать над каждым аспектом публичного выступления, используя такой доступный теперь инструмент как видеозапись. Заключительное слово Примеры: Как Закончить речи. Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию. Заключение. расположить к себе в ее начале. и добиться успеха в ее конце. Завершение выступления действительно представляет собой.

Завершение ораторской речи

это своего рода цепляющий “крючок” выступления. Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию. Простая и удобная структура публичного выступления на любой аудитории. Этапы спича и основные правила общения с любой аудиторией. Статья "Как правильно закончить презентацию”: от выбора точки до эффектного завершения" предлагает ценные рекомендации по оформлению завершения выступления с максимальной.

Как правильно закончить презентацию

Шутки можно заготовить заранее, а можно придумать на ходу, если вы помните bash. Если доклад пошел не совсем так, как вы планировали, и заготовленная шутка уже не к месту, оставьте ее на следующий раз: неуместный юмор выглядит вымученно и усиливает жалость к докладчику. Вопросы в ходе доклада Седьмое правило: докладчик — хозяин своего времени Заранее решите, можно ли вас прерывать вопросами по ходу доклада. Если вы не имеете заведомо высокого авторитета у аудитории, если боитесь сбиться с мысли, если вам некомфортно уходить в сторону от темы доклада — в начале доклада попросите все вопросы записывать и задавать в конце.

Объяснять это можно по-разному: от «я безумный контрол фрик и за себя не ручаюсь» до «сегодня я хочу рассказать вам много интересного, и если мы будем часто прерываться, то можем не успеть». Чтобы не выйти за пределы регламента, обязательно попросите кого-нибудь из организаторов следить за временем и подать вам сигнал за десять и за пять минут до конца. На многих конференциях для этой цели перед докладчиком спиной к залу ставят таймер, который показывает, сколько осталось времени до конца доклада.

На худой конец сойдет смартфон или часы, положенные перед собой, но так, чтобы их было заметно оттуда, где вы прохаживаетесь во время доклада. Можно и проще: если иногда вы смотрите на часы, чтобы проверить, не заговорились ли, никто не обидится, хотя могут подумать, что вы опаздываете на поезд. Хороший тон — оставить в конце доклада минут пять для вопросов; если вы рассказывали что-то интересное аудитории, и дело происходит не в Китае, вам обязательно зададут вопросы.

В Китае и некоторых других странах Азии публично задавать вопросы не принято, и вы можете сообщить залу, что после доклада вы будете пить чай в кафе за углом, и если кто-то хочет уточнить что-нибудь, вы будете рады это сделать за чашкой чая. Восьмое правило: сохраняй самообладание и чувство юмора Кому нравится, когда над ним все смеются? Поэтому, попадая в смешную ситуацию во время публичного выступления, отнеситесь к ней отстраненно, с юмором, посмейтесь сами.

Оступились и сломали стул на сцене? Не беда, вспомните «черт побери» из «Бриллиантовой руки» или какой-нибудь близкий аудитории и вам анекдот в тему. Главное — во всем соблюдать меру.

Если вы вышли в испачканном костюме и пришлось отряхиваться на сцене, не надо весь доклад нервно снимать пылинки с пиджака; если посадили пятно на галстук перед выступлением и его некогда оттирать — ведите себя так, как будто пятна нет. Иронизировать над собой весь доклад по этому поводу категорически незачем — в конце концов, если доклад интересный, все смотрят вам в рот или в глаза, а не на галстук. Завершение доклада Конец — всему делу венец.

В конце доклада приятно услышать жизнерадостный вывод «поэтому моя дипломная работа — это первый шаг к докторской диссертации», «как видите, проект и в самом деле может принести нашей компании доход в 493 000 рублей в год» или логичное завершение «согласитесь, всякий разработчик будет рад использовать такой мощный инструмент, как dtrace». Оставлять свой мобильный телефон не надо — достаточно e-mail. Важная деталь Доклад нельзя читать по бумажке.

Если вы хотите произвести впечатление энергичного и успешного докладчика — читайте доклад по памяти. Заглянуть в шпаргалку два-три раза за полчаса — не грех, читать весь доклад по бумажке — беда! Шпаргалка должна выглядеть достойно пачка из двух листов А4 в руке, я считаю, выглядит нейтрально, а зажатый в кулачок обрывок бумажки — подозрительно.

А теперь, терпеливый читатель, ты можешь проголосовать за статью — и тем самым намекнуть автору, надо ли ему готовить следующие статьи — про то, как выкручиваться из сложных ситуаций во время докладов, про то, как делать слайды, и про то, как правильно составлять резюме и cover letter, если хочется работать в западной компании. UPD: спасибо golodnyj за замечание по размеру шрифта на слайдах: корректный минимальный размер, который нормально виден в зале — не 14, как я вначале написал, а 30. В моих презентациях бывало до 24, но в таких случаях я сам себя не любил за это.

Лучше придерживаться 30-го кегля.

Что от него ожидать? И если вы заговорите официальным тоном и будете стоять, как деревянный, слушатели замкнутся в своих мыслях или найдут себе какое-нибудь более интересное занятие.

Поэтому ваши первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм , цитату, начать с парадокса. Но полезно помнить, что интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. Зачин должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное - создавать эмоциональный контакт с аудиторией.

Один из беспроигрышных вариантов - заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т. Выражение эмоций всегда привлекает внимание, но здесь важно знать меру. Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т. Это самый неудачный вид зачина.

Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к нему будут относиться слушатели? Когда внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему. Для меня большая радость встретиться с рабочими всемирно известного завода имени Лихачева. Ваша продукция пользуется большим успехом не только у нас в стране, но и во многих странах мира.

Как закончить выступление: 12 языковых примеров ярких концовок Заканчивая свое выступление на публике, не оставляйте слушателям возможности расслабиться и «остыть». Приберечь для завершения неожиданный факт Это завершение напоминает концовку в стиле американского журналиста Гарри Шваба Garry Schwab , который завершал свои статьи самым неожиданным образом. Например, заметку о погибшем в авиакатастрофе молодом рыбаке он закончил сценой с его родителями, которые сидят перед телевизором и смотрят домашнее видео о том, как их сын участвует в своей первой рыбалке. Этот прием помогает вернуть внимание публики, которое к концу любого выступления обычно рассеивается.

Задать вопрос Если вы закончите выступление провокационным или риторическим вопросом, это также отложится в памяти аудитории. То, что заставляет нас задуматься, стимулирует мыслительную работу. Даже если это вопрос, не требующий ответа, он все равно заставит аудиторию задуматься. Завершить слоганом Так поступил писатель Стивен Джонсон закончил в своем выступление на тему «Откуда берутся хорошие идеи».

В конце он заявил: «Удача любит тех, кто мыслит в нужном направлении». Придумайте, как превратить свое выступление в короткое, цепляющее за душу сообщение. Когда вы его сформулируете, подумайте, подойдёт ли оно для Twitter, отражает ли то, что вы думаете на самом деле.

Акцентируйте внимание на информации, которую аудитории следует запомнить. Подбодрите присутствующих, правильно написав выводы и представив публике. Сегодня мы услышали, что нам следует делать. Мы увидели, что нам нужно делать. Настало время — сделать это! Подобрать цитату вам помогут правила цитирования в публичном выступлении.

Не уклоняйтесь! Воспользуйтесь им!

Выбор правильных слов и выражений

  • Риторика: Практикум
  • Тема 13 завершение публичного выступления
  • Читайте также
  • Как завершить выступление
  • Содержание:

Как успешно завершить свою речь: 9 эффективных методов для карьерного и личностного роста

Ошибки в завершении презентации Вы подробно разобрали каждую составляющую, которую нужно применить, чтобы красиво завершить презентацию и запомниться публике. А вот теперь следует обратить внимание на некоторые недочеты, чтобы не подпортить впечатление от вашего выступления и не потратить время и силы напрасно. Затянутая концовка Не нужно очень долго заканчивать презентацию. Вы пользуетесь правилами построения концовки и доносите необходимую информацию. Убедительная просьба! Ни к чему вновь разбирать содержательные моменты и перематывать слайды назад, перепрыгивая от раздела к разделу. Да, в заключении необходимо освежить информацию, но в том и суть, что сделать это нужно тезисно и компактно.

Большое количество вариантов для принятия решений Мы уже выяснили, что правильно заканчивать презентацию нужно, подводя итоги и делая соответствующие выводы. Также важной частью является призыв аудитории к действию.. Этой возможностью тоже нужно грамотно распорядиться. Мало полезного результата будет, если вы закидаете публику большим количеством возможных решений и предложений. Это рассеет их внимание и лишь усложнит ситуацию. Сформулируйте один сильнейший оффер, от которого будет очень сложно отказаться, и результаты вас удивят!

Продажа раньше времени Нецелесообразно переходить к продаже, когда публика еще не получила нужный объем информации по продукту или услуге и попросту не готова общаться по заданной теме.

Это нормально, но контакт с залом глазами терять незачем: возвращайте взгляд в зал; никогда, вы слышите — ни-ког-да — не читайте слайды. Я сам иногда совершал эту ошибку, ибо если слайды сделаны хорошо, всегда есть искушение подглядеть, что говорить дальше. Слайд — не суфлер, это иллюстрация к тому, что вы рассказываете.

Читать слайды — моветон. Старайтесь рассказывать доклад по памяти. Вы же не будете рассказывать подруге о дружеской попойке, подглядывая в блокнот? Вот и доклад должен литься из вас сам, без запинок и подглядываний.

Поверьте: докладчик, читающий слайды, из зала выглядит жалко и вызывает в лучшем случае сочувствие, а в худшем — отвращение; жестикулируйте — в России умеренную жестикуляцию зал одобрит. Я, разумеется, имею в виду приличные жесты. Впрочем, если желаете рискнуть стать героем youtube на час, можете на многолюдной конференции показать что-нибудь неприличное. Скандал запомнят многие, ваше имя — без гарантии.

Многие помнят, как звали телеведущую, случайно поднявшую средний палец при произнесении фамилии президента США? Нет, а факт запомнился. Собственно доклад Пятое правило: говори коротко, приводи конкретные примеры из жизни Доклад должен быть максимально коротким: избегайте «воды» в том, что рассказываете. В докладе должно быть место для легкой импровизации или шутки.

Если вы знаете, что за аудитория будет вас слушать — постарайтесь заготовить близкие им примеры. Например, выступая перед работниками офиса продаж стройматериалов, можно смело шутить на тему вчерашнего похмелья. Для священнослужителей и студенток филфака, наверное, подойдут другие шутки. Шестое правило: будь эмоционален Люди, которые вас слушают, не должны засыпать.

Нельзя говорить монотонно и уныло, говорить надо с выражением, как стихи в школе читать. Рассказываете про то, как настроить MS Exchange Server? Расскажите всем, как это прекрасно! Улыбнитесь, возденьте руки к небу, возвысьте голос, спросите слушателей: «правда, это же так здорово?!

Определенно, в докладе должно быть что-то, что вам нравится: рассказывать о предмете, который вам противен, надо только тем, у кого вы хотите вызвать неприязнь к предмету или к вам, если вы ненавидите котиков, младенцев, юных девушек или что-нибудь еще всеми любимое. Разбавляйте доклад шутками: одна шутка на пять-десять минут доклада — хорошая пропорция. Шутки можно заготовить заранее, а можно придумать на ходу, если вы помните bash. Если доклад пошел не совсем так, как вы планировали, и заготовленная шутка уже не к месту, оставьте ее на следующий раз: неуместный юмор выглядит вымученно и усиливает жалость к докладчику.

Вопросы в ходе доклада Седьмое правило: докладчик — хозяин своего времени Заранее решите, можно ли вас прерывать вопросами по ходу доклада. Если вы не имеете заведомо высокого авторитета у аудитории, если боитесь сбиться с мысли, если вам некомфортно уходить в сторону от темы доклада — в начале доклада попросите все вопросы записывать и задавать в конце. Объяснять это можно по-разному: от «я безумный контрол фрик и за себя не ручаюсь» до «сегодня я хочу рассказать вам много интересного, и если мы будем часто прерываться, то можем не успеть».

Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы? Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Ответ можно отложить словами: Я понял вас, я вам отвечу несколько позже.

Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить... Можно сказать и так: Это частный вопрос , подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве после моего выступления , мы обсудим это с вами. Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса - любой вопрос законен и требует ответа. Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно. Это означает, что оратор должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать вопрос любого слушателя законным, правомерным, заслуживающим внимания. Подчеркнуто внимательно следует выслушать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает его, чтобы показать себя или просто не понял элементарного.

Кстати, отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: Вы меня не так поняли, нужно сказать: Видно, я неудачно выразился или Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль и др. Не превращать ответ в лекцию! Минута-полторы - предел для ответа на любой вопрос. Можно дать некоторые рекомендации, как отвечать на трудные вопросы - те, которые, как правило, самой своей формой нередко ставят оратора в трудное положение. Разумеется, все зависит от содержания вопроса, но некоторые технические приемы могут быть рекомендованы начинающим ораторам. Стешов дает следующие рекомендации.

Вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос - ирония. К примеру, С. Михалкова в Италии спросили: «Почему Вы, известный при Сталине человек, уцелели? Кугультинов был репрессирован, а Вы нет? Это классический прием возвратного удара, не позволяющего противнику втянуть вас в дискуссию, в которой он наверняка выиграет.

Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот? На такие вопросы можно реагировать двояко.

Во-первых, ответить на него как на смысловой, а не риторический, т. Я понял ваш вопрос. Это сложный вопрос , но можно было бы ответить так... Это попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: Вы читаете нам лекции об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении? На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность это очень хорошо нейтрализует такие вопросы , либо прибегнуть к иронии: Я понимаю ваш вопрос... Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик...

Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку зрения задающего вопрос. Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: Вы же не станете отрицать, что... Кто же может отрицать, что... Вы же не можете не признать тот факт, что... Лучший вариант ответа в данном случае - Да, но... Это вопрос типа: Почему вы говорите...

На подобные вопросы лучше отвечать, признавая правомочность высказанной точки зрения: Да, есть и такая точка зрения. Мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, оно довольно распространено. Но дальше следует представить эту точку зрения лишь как одну из существующих: Но у меня другая точка зрения. Моя позиция мне кажется более обоснованной. Не хотелось бы повторять приведенные мной аргументы. Если оратор получил письменные записки, а ответить на них не успел из-за дефицита времени, лучше сказать: Товарищи, задавшие письменные вопросы, будьте добры, подойдите ко мне сейчас, после того как я закончу, я отвечу на ваши вопросы.

И последнее: как быть, если вы получили оскорбительную, грубую записку - отвечать на нее или нет? Принцип остается единым: на все вопросы надо ответить. Либо вы превратите этот вопрос в серьезный, содержательный в таком случае передайте его содержание своими словами и ответите на него всерьез, либо зачитайте вслух начало вопроса, а затем скажите: Я что-то не совсем понял один вопрос. Есть здесь автор вопроса? Будьте добры, повторите вслух свой вопрос, и я с удовольствием отвечу. Вы можете быть полностью уверены в том, что вопрос вслух повторен не будет.

Задания 1. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие неправильные? До свидания. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал... Вот и все, что я хотел вам сказать.

Я закончил. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. Аудитория у вас невнимательная. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать.

Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. Итак, будем работать - и все у нас получится. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго!

Если есть вопросы, я готов на них ответить. Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали. Закончите свое выступление обращением к слушателям. Что можно им пожелать или посоветовать, используя данные ниже факты? То, что сегодня обсуждалось, пригодится слушателям в работе.

Сведения из сегодняшнего выступления помогут слушателям улучшить отношения с друзьями, начальством, в семье. Скоро наступают праздничные дни. Приближается профессиональный праздник слушателей. Состоявшееся выступление может поднять настроение в сегодняшнее трудное время. Рекомендации, содержащиеся в выступлении, можно использовать в повседневной жизни. Приближаются каникулы.

Приближается лето. Завершается учебный год. Приближаются экзамены. Закончите свое выступление благодарностью за внимание. Обязательно словесно расширьте выражение благодарности, используя приведенные ниже факты.

Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение. Вот как закончил лекцию о Средиземном море профессор М. Мензбир: "Если бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмы Бордичеры или оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную в стране далекого севера, в неприглядный вечер серого декабрьского дня, это было бы лучшее, на что я смею рассчитывать, оставляя аудиторию". Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления.

Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным. Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух.

Концовка с поэтической строкой

Публичное выступление — официальное выступление оратора (в основном монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией. Не соглашайтесь выступать перед аудиторией после обеда — это сложнее всего. Свое выступление надо строить в зависимости от времени дня и состава аудитории. Технология завершения. В конце выступления обведите взглядом аудиторию, чтобы у каждого осталось впечатление, что ваше сообщение предназначалось персонально для него. Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.

Завершение публичного выступления

Даже если бы это выступление слышал слепой, то и он почувствовал бы, что оно окончилось. Оно не повисло в воздухе, как не привязанная веревка, оно не осталось незавершенным. Оно было законченным. Он выбрал для себя тему: "Все, взявшие меч, мечом и погибнут". Обратите внимание на то, как красиво, торжественно и мощно он завершил свою проповедь: "Мы не можем примирить Иисуса Христа и войну - вот в чем суть дела. Именно эта проблема должна сегодня волновать совесть христиан. Война является самым страшным и разрушительным общественным грехом, поражающим человечество; она целиком и полностью является нехристианской; в своих методах и последствиях она воплощает все то, что отрицал Христос, и она не может означать того, что он имел в виду; она является наиболее решительным отрицанием любой христианской доктрины о боге и человеке, чем все атеисты-теоретики на земле могли когда-либо придумать. Было бы хорошо, если бы христианская церковь взяла на себя решение этой величайшей моральной проблемы нашего времени, и было бы хорошо, если бы она вновь, как во времена наших праотцев, выработала ясный способ борьбы против язычества этого современного мира и отказалась поддерживать воюющие страны, поставила царство Божие над национализмом и призвала мир к миру.

Это было бы не отрицанием патриотизма, а, наоборот, его апофеозом. Сегодня здесь, под этой высокой и гостеприимной крышей, я, американец, не могу говорить от имени своего правительства, но, как американец и христианин, я говорю от имени миллионов своих сограждан и желаю вам заслуженного успеха в вашей великой работе, в которую мы верим, за которую молимся, о неучастии в которой глубоко сожалеем. Мы боремся многими способами за достижение этой же цели - мира, созданного для мира. Никогда еще не было более возвышенной цели, за которую стоило бороться. Альтернативой является самая страшная катастрофа, перед которой когда-либо стояло человечество. Подобно закону всемирного тяготения в царстве физическом, закон божий в царстве духовном не делает исключения ни для одного человека, ни для одного народа: "все, взявшие меч, мечом и погибнут". Однако эти образцы концовок выступлений были бы неполными без тех величественных тонов и той, подобной органу, мелодии, которые характеризуют концовку речи Линкольна при вторичном вступлении на пост президента.

Ныне покойный граф Керзон Кеддлстонский, почетный ректор Оксфордского университета, заявил, что это выступление "приумножает славу и сокровища человечества... Однако если богу угодно, чтобы она продолжалась до тех пор, пока все богатства, накопленные в результате двухсот пятидесяти лет самоотверженного труда, были уничтожены, и до тех пор, пока за каждую каплю крови, выступившую от удара кнутом, будет заплачено кровью, выступившей от удара мечом, как это было сказано три тысячи лет назад, тем более мы должны сказать, что "суд божий является правильным и справедливым". Не обращая ни к кому своей злобы, обращая ко всем свое милосердие, проявляя твердость в правом деле, когда господь дает нам возможность видеть его правоту, давайте же стремиться к тому, чтобы решить стоящую перед нами задачу: перевязать раны страны, позаботиться о тех, кто вынес тяготы битвы и пал в ней, вдовах и сиротах, - делать все, что могло бы способствовать достижению справедливого и прочного мира, как среди нас, так и среди всех народов". Вы только что прочли то, что, по моему мнению, является самой блестящей концовкой речи, когда-либо произнесенной устами смертного... Согласны ли вы с моей оценкой? В каких еще речах смогли бы вы найти больше гуманности, больше искренней любви, больше сочувствия? Бартон в своей книге "Жизнь Авраама Линкольна", - это выступление достигает еще более совершенного уровня благородства...

Оно является самым выдающимся выступлением Авраама Линкольна и отражает высочайший уровень его интеллектуальной и духовной мощи". У Америки никогда не было президента, который находил такие слова в глубинах своего сердца". Однако вы, наверное, не собираетесь произносить бессмертные речи подобно президенту в Вашингтоне или премьер-министру в Оттаве или Канберре. Перед вами будет стоять проблема, как закончить обычное выступление перед группой людей, занимающихся общественной деятельностью. Как же вы сделаете это? Давайте немного подумаем. Давайте попытаемся разработать некоторые полезные предложения.

Однако лишь немногие ораторы понимают это. Они неправильно полагают, что если эти моменты абсолютно ясны в их собственном воображении, то они должны быть столь же ясными и для слушателей. Ничего подобного. Оратор раздумывал над своими идеями в течение определенного времени, однако все они являются новыми для его слушателей; они попадают в слушателей, подобно заряду дроби. Некоторые из них могут затронуть их, но большинство пролетает мимо. Слушатели могут, подобно Яго [Кассио - Прим. Один ирландский политический деятель, как говорят, дал следующий совет по поводу выступлений: "Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рассказать ей; затем рассказывайте, а потом расскажите ей о том, что вы уже рассказали".

Не такая уж плохая мысль. В самом деле, очень часто рекомендуется "рассказывать о том, что вы уже рассказали". Это следует делать, конечно, кратко, быстро, то есть надо дать только обзор сказанного или резюме. Вот хороший пример. Оратором был один из руководящих работников в системе чикагских железных дорог: "Короче говоря, господа, наш собственный конкретный опыт использования этого блокирующего устройства, опыт его применения на востоке, западе и севере, разумные принципы, положенные в основу его действия, средства, которые были сэкономлены в течение одного года благодаря предотвращению крушений, - все это дает мне возможность самым серьезным и решительным образом рекомендовать его немедленное внедрение в нашем южном отделении". Вы заметили, что он сделал? Вы можете увидеть и почувствовать это, даже не прослушав остальной части его выступления.

Он суммировал в нескольких предложениях, употребив пятьдесят пять слов, практически все основные положения, которые он использовал в своей речи. Разве вам не кажется, что подобные резюме помогают? Если да, то возьмите этот метод на вооружение. Оратор хотел, чтобы что-то было сделано: установить блокирующие устройства в южном отделении его железной дороги. Он обосновал свой призыв средствами, которые будут сэкономлены, а также тем фактом, что это предотвратит крушения. Оратор требовал действия, и он получил его. Это было не учебное выступление.

Оно прозвучало на совете директоров определенной железнодорожной компании и обеспечило установку блокирующего устройства, то есть то, к чему призывало. Этот штат, великий производитель железа и стали, штат, на территории которого находится крупнейшая железнодорожная компания в мире и который стоит на третьем месте среди наших сельскохозяйственных штатов, - составляет основу нашей коммерции. Никогда еще перед этим штатом не развертывались такие великие перспективы, никогда еще возможности для выполнения им руководящей роли не были более блестящими". Его слушатели почувствовали себя довольными, счастливыми, оптимистически настроенными. Это заслуживающий положительной оценки способ оканчивать выступление, но, чтобы быть эффективным, он должен быть искренним. Никакой грубой лести, никаких экстравагантностей. Такой род концовки, если в нем не звучит искренность, покажется фальшивым, крайне фальшивым.

Люди не пожелают принять его, как фальшивую монету. Если у вас есть способности для того, чтобы сделать это, а также необходимый материал: это очень хорошо. Но как это сделать? Как говорил Гамлет, вот в чем вопрос. Каждый человек должен идти своим путем.

Пример: В связи с огромным ущербом, который наносит курение организму, моя главная рекомендация — устранить причину, то есть бросить курить. Прием 4: дальнейшие шаги, действия Дайте слушателям план конкретных действий к вашим рекомендациям, обозначьте, что конкретно нужно совершить. К слову, этот прием считается очень эффективным для завершения планерки. Пример: Вам нужно выбрать способ отказа от курения, который для вас будет наиболее комфортным и наименее болезненным, и следовать ему во что бы то не стало. Прием 5: призыв к действию Обратите внимание, этот прием всегда используется в рекламе, потому что он работает!

Возьмите и вы за привычку в публичных выступлениях применять слова, побуждающие к действию. Не пожалеете… Пример: Прямо сейчас достаньте вашу пачку сигарет и зажигалку из кармана и выбросьте их в мусорное ведро! Прием 6: повторение начальной мысли В литературе есть такое понятие — кольцевая композиция, когда в конце произведения повторяется какой-то элемент из его начала. В ораторском мастерстве это выглядит также эффектно, как и в искусстве. В конце вернитесь к началу. Пример: В начале мы говорили, что каждый год в нашей стране от курения умирает 3,5 млн. В ваших силах повлиять на эту цифру! Не верите? Начните с себя, и вы заметите как мир вокруг преобразится — потому что, как минимум, на одну жертву табака станет меньше.

Сделайте видео своего выступления. Прекрасно, если у вас есть видео вашего недавнего «живого» выступления. Даже если это короткий фрагмент, но на нем хорошо видно вас и хотя бы часть ваших слушателей, то такая запись очень полезна для начала работы. Если записи у вас нет, то самое время сделать ее во время репетиции предстоящего выступления! Чем ближе к реальным будут условия, в которых делается видео, тем эффективнее будет его последующий анализ. Если в ближайшее время вы не планируете выступать, но хотите уже сейчас «прокачать» этот навык, то начните с записи коротких монологов на 1-2 минуты на интересную для вас тему: привыкнете к камере, почувствуете хронометраж, потренируете разные интонации. Приготовьте блокнот или таблицу в компьютере, куда вы будете записывать результаты разбора выступления. Начать можно всего с двух колонок: «хорошо» и «исправить». Просмотрите видео несколько раз, каждый раз концентрируясь только на одной из составляющих вашего выступления. Внимательно смотреть видео с самим собой — довольно трудное занятие. Наберитесь терпения, думайте о том, насколько лучше станет ваше следующее выступление, и приступайте к анализу! При первом просмотре обращайте внимание только на логику и доступность изложения. Вы сообщили слушателям о цели своего выступления? Понятно ли вы объяснили свою главную мысль? Нет ли нарушений логики в вашем рассказе? Был ли выдержан регламент или конец выступления оказался скомканным? При втором просмотре анализируйте подачу.

Не кажется ли вам, что подобные резюме имеют смысл? Если да, то возьмите этот способ на вооружение. Призыв к действию Только что приведенная концовка служит блестящей иллюстрацией призыва к действию. Докладчица хочет, чтобы что-то было сделано. В данном случае она строит свой призыв на том, что для облегчения страданий женщин требуются деньги. Она требует конкретных действий и добивается своего. Это было не учебное выступление. Оно прозвучало перед группой примерно из пятидесяти женщин, и в результате тридцать из них тут же вступили в Фонд по финансированию исследований, а большинство остальных пообещали финансовую поддержку. О том, каким образом оратор может побудить аудиторию к действиям, мы поговорим в главе пятнадцатой. Краткий искренний комплимент «Члены этой группы представляют культурную элиту города. Именно ваш нелегкий труд позволил нам создавать в Вичите оперные постановки мирового уровня. Именно ваша преданность искусству привела к открытию оперного класса в университете и начального курса классической музыки в школах города. Мы гордимся вами. Мы благодарим вас. Все жители Вичиты и любители оперы всей страны признательны вам за такую приверженность своему делу». Этими словами Бертон Пелл, президент Оперной гильдии Вичиты, штат Канзас, завершил свою речь, оставив своих слушателей довольными, счастливыми и полными оптимизма. Такая концовка может считаться удачной, но, чтобы быть эффективной, она должна быть искренней. Никакой грубой лести, никакой экстравагантности. Если в таком окончании речи не звучит искренность, оно будет выглядеть фальшивым, крайне фальшивым. И люди не пожелают принять его, так же как фальшивую монету. Поэтическая цитата в завершение Из всех способов окончания выступления ни один не подходит лучше, чем поэзия, если она действительно к месту. Выступая перед своими сотрудниками на тему лояльности и сотрудничества, президент одной крупной компании завершил свою речь звонкими строками из «Второй книги джунглей» Киплинга: Вот вам Джунглей Закон — и Он незыблем, как небосвод. Доктор Сара Хилл посвятила свою жизнь разработке учебных программ , позволяющих сделать образование для наших детей более эффективным и осмысленным. В своей речи перед конференцией учителей Нью-Йорка она критиковала поверхностность преподавания многих школьных предметов. Представив ряд убедительных доводов в поддержку своей точки зрения, она завершила выступление известными строками Александра Поупа: Но как неверно взятый колорит В рисунке точном форму исказит, Так псевдообучение весьма Губительно для здравого ума. Если вы зайдете в общественную библиотеку вашего города, сообщите, что готовите выступление по определенной теме и хотели бы подкрепить ту или иную мысль поэтической цитатой, то вам, вероятно, сумеют подобрать что-нибудь подходящее, например в сборнике цитат Бартлетта. Кульминация Кульминация представляет собой популярный способ окончания речи. Она удается не каждому оратору и годится в качестве концовки не для каждой темы. Но если она хорошо выполнена, то дает превосходный эффект. Речь достигает вершины, усиливая свою мощь с каждой фразой. Хорошим примером кульминации является завершение речи в Филадельфии, приведенной в главе третьей и завоевавшей премию. Линкольн использовал прием кульминации при подготовке заметок для лекции о Ниагарском водопаде. Заметьте, как каждый новый образ превосходит по силе предыдущий и как оратор достигает эффекта, упоминая в этой связи о Колумбе, Христе, Моисее, Адаме и так далее: «Он заставляет нас вспомнить о бесконечно далеких временах. Когда Колумб впервые отправился на поиски нашего континента, когда Христос страдал на кресте, когда Моисей вел народ Израиля через Красное море и даже когда Адам был создан руками Господа, — уже в те времена, как и сейчас, здесь ревел Ниагарский водопад. Глаза вымерших доисторических гигантов, чьими костями полны холмы Америки, смотрели на Ниагару так же, как мы сейчас смотрим на нее. Являясь современником первых человекообразных существ и будучи старше самого первого человека, Ниагара все так же сильна и свежа сегодня, как и десять тысяч лет назад. Мамонты и мастодонты, вымершие так давно, что лишь остатки их громадных костей подтверждают, что они когда-то существовали, смотрели на Ниагару, которая на протяжении всего этого невероятно долгого времени ни на один миг не высыхала, не замерзала, не засыпала и не отдыхала». Уэнделл Филлипс, один из самых ярких ораторов, клеймивших позором рабство еще до Гражданской войны в Америке, использовал этот же прием в своей речи о Туссен-Лувертюре, лидере восстания рабов на Гаити против французского владычества в начале 1800-х годов, который по приказу Наполеона был вывезен во Францию, брошен в тюрьму и казнен. Концовка этой речи приводится ниже. Она часто цитируется в книгах, посвященных ораторскому искусству. В ней есть энергия и жизненная сила. Она не утеряла интереса, несмотря на то что кажется несколько вычурной в наш практичный век. Эта речь была написана более ста лет назад. Интересно отметить, насколько неточен был Уэнделл Филлипс в своих прогнозах относительно того, какое историческое значение будут иметь имена Джона Брауна и Туссен-Лувертюра «спустя пятьдесят лет, когда восторжествует истина». Очевидно, ход истории столь же трудно предугадать, как и цены на бирже в будущем году. А этот человек никогда не нарушал своего слова. Его последними словами, которые он сказал своему сыну во Франции, были: «Мальчик мой, однажды ты вернешься на Гаити. Забудь о том, что Франция убила твоего отца». Я назвал бы его Кромвелем, но Кромвель был всего лишь солдатом, и основанное им государство сошло в могилу вместе с ним. Я назвал бы его Вашингтоном, но у этого великого виргинца были рабы. Этот человек готов был рискнуть своей империей, но не допустить работорговли даже в самой захудалой деревушке своих владений. Вы можете посчитать меня фанатиком, поскольку воспринимали историю не глазами, а через сито своих предрассудков. Но спустя пятьдесят лет, когда Истина восторжествует, муза истории отдаст должное Фокиону в Греции, Бруту в Риме, Хемпдену в Англии, Лафайету во Франции, выберет Вашингтона как яркий и совершенный цветок ранней стадии нашей цивилизации и Джона Брауна как спелый плод полудня, а затем, обмакнув свое перо в солнечный свет, напишет ярко-синими буквами поверх всех этих имен имя солдата, государственного деятеля и мученика Туссен-Лувертюра». Умейте вовремя остановиться Ищите, исследуйте, экспериментируйте до тех пор, пока не подберете подходящую концовку и хорошее начало. Затем объедините их вместе. Оратора, который не может сократить свою речь так, чтобы она соответствовала духу нашего торопливого и стремительного века, ждет холодный прием и даже неприязнь слушателей. Не кто иной, как святой Савл из Тарса, согрешил однажды против этого правила. Он читал проповедь перед паствой до тех пор, пока один юноша по имени Евтих не уснул и, выпав из окна, чуть не сломал себе шею. Но даже после этого Савл не прекратил своей речи. Случается всякое. Я помню, как некий врач выступал однажды в университетском клубе Бруклина. Все это происходило во время затянувшегося банкета. Перед ним выступило уже много ораторов. Когда очередь дошла до этого человека, было уже два часа ночи. Если бы он обладал тактом и деликатностью, то сказал бы полдюжины фраз и дал всем возможность разойтись по домам. А как поступил он? Он закатил сорокапятиминутную тираду против вивисекции. Не успел он дойти и до середины речи, как слушатели уже мечтали, чтобы он, подобно Евтиху, вывалился из окна и сломал себе что-нибудь. Редактор газеты «Saturday Evening Post» Хорас Лоример рассказывал мне, что всегда прекращает серию публикаций в газете, когда она достигает пика популярности и читатели требуют продолжения. Зачем же это делать? А уж он-то знает, что говорит. Эта мудрая истина применима и к публичным выступлениям. Заканчивайте их тогда, когда слушатели все еще жаждут продолжения. Величайшую речь, произнесенную Христом, — Нагорную проповедь — можно повторить за пять минут. Геттисбергское выступление Линкольна состояло всего из десятка предложений. Всю историю сотворения мира можно прочесть в Бытии быстрее, чем рассказ об убийстве в утренней газете. Поэтому будьте кратки. Доктор Джонсон, архидиакон Ньясы, написал книгу о племенах Африки, живущих еще в условиях первобытного строя. Он жил среди них и наблюдал за их образом жизни в течение сорока пяти лет. Джонсон пишет, что, когда выступление оратора во время деревенской сходки длится слишком долго, публика прогоняет его криками «иметоша! В другом племени выступающему разрешается говорить лишь до тех пор, пока он может устоять на одной ноге. Как только палец поднятой ноги касается земли, он должен окончить речь. В любой аудитории, даже самой вежливой и сдержанной, публика точно так же не любит длинных речей, как и эти африканские племена. Так что, как говорил Киплинг, «учитесь на чужих ошибках, хотя я знаю, что это невозможно». Ответы на вопросы публики Довольно часто по ходу выступления или в его конце слушатели задают вопросы. Большинство ораторов не любят, когда их прерывают, поэтому просят приберечь все вопросы до конца выступления. Если ваши познания в предмете достаточно глубоки, вам, вероятно, даже захочется ответить на вопросы слушателей. Чаще всего они касаются моментов, прозвучавших в вашей речи, но раскрытых недостаточно полно. Однако вы не в состоянии предвидеть, какие вопросы может задать слушатель, исходя из собственных представлений о теме выступления. Лишь зная в десять раз больше о рассматриваемой теме, чем вы можете уместить в отведенное вам время доклада, вы в состоянии ответить на большинство вопросов. Вопросы могут задаваться двумя способами. Если вы проводите лекцию или семинар, то ответы на них являются неотъемлемой частью вашего выступления. Пусть слушатели записывают на них свои вопросы. Преимущество этого способа состоит в том, что вы можете быстро просмотреть собранные карточки и выделить наиболее интересные вопросы, чтобы ответить на них в первую очередь. Это также дает вам возможность немного подумать перед ответом. Зачитайте вслух вопрос, а затем прокомментируйте его. Но делайте это очень кратко!

Не говорите «Благодарю за внимание!» в конце выступления

Завершение публичного выступления сценический поклон, который исполняется для зрителя в конце выступления. Для выступающего это поклон, а для зрителя- крики «браво».
Завершение ораторской речи Ключевая мысль приводится в конце речи на высокой эмоциональной ноте: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать».

Избежать провала. Как подготовиться к публичному выступлению

Тщательно планируйте заключительную часть вплоть до последнего слова. Никогда не завершайте выступление поспешно, не делайте его скомканным, произнося при этом что-то вроде: «Ну вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать». Просто закончите говорить, а публика и так поймет, что это уже все. Джордж Роуленд Коллинз. Концовка речи имеет стратегическое значение. То, что сказано в конце, слушатели помнят дольше всего. Не заканчивайте выступление словами: «Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать». Заканчивайте речь, но не говорите об этом. Тщательно продумайте концовку своего выступления.

Отрепетируйте ее несколько раз и выучите почти слово в слово.

При этом подготовка такой речи может отнимать тонну времени. Она поможет сэкономить время и составить стройный рассказ. Структура напоминает путь из точки А в точку Б. В этой статье мы расскажем, из каких элементов состоит структура «Как есть — как может быть», что сделать до начала работы над речью и как подготовить полезное выступление для коллег или партнеров. Подготовительная часть Сходу составлять план выступления — не совсем верная тактика. Чтобы речь принесла слушателям пользу и помогла вам решить вашу задачу, мы советуем вначале разобраться с несколькими вещами: контекстом выступления; целью; и главной мыслью. Если вы четко сформулируете, для кого и зачем собираетесь выступить, то с большей вероятностью достучитесь до слушателей. Еще до того, как откроете Power Point и соберете первые слайды, ответьте на вопросы, которые мы собрали ниже.

Этот этап займет у вас не больше 30 минут. Ответы на эти вопросы влияют и на структуру, и на результат выступления. Итак, этап 0 пройден — переходим к самому интересному. Структура «Как есть — как может быть»: принцип работы В основе этой структуры лежит контраст. Сначала спикер в деталях рассказывает о сложившейся ситуации — точке А. Это позволяет слушателям ощутить эффект узнавания и согласиться: нужно что-то менять. Затем спикер описывает будущее, в котором проблема уже решена и ситуация стала лучше. Слушатели увидят, как здорово все может быть, и захотят понять, что для этого нужно сделать.

Лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и пожеланием аудитории.

Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение. Вот как закончил лекцию о Средиземном море профессор М. Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления. Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.

Например, с примером учителя, описанном выше, можно закончить так: «И напоследок, я бы хотел обратиться к членам аудитории с призывом думать о важности воспитания этого поколения детей. Проблемы завтрашнего дня требуют ярких, целеустремленных личностей для их решения, и есть только один путь создать их — путем общественной поддержки наших школ, наших учителей, и бесчисленного количества людей, которые зависят от их дальнейших усилий». Это совершенно необходимо для благодарственной речи — где-нибудь в вашем выступлении вам необходимо поблагодарить людей, которые помогали вам добиваться успеха, даже если, по вашему мнению, их помощь была не столь существенна.

Забыв любезно поблагодарить людей, которые внесли вклад в ваши достижения, вы можете испытывать чувство вины, если вдруг кого-то обидите. Этого легко избежать, посвятив часть вашего выступления тому, чтобы лично поблагодарить людей, которые работали с вами или поддерживали вас по мере возможностей желательно делать это или вначале речи, или ближе к завершению, чтобы получше запомнилось. Когда вы произносите слова благодарности, разумно завершить такими словами: «В конечном итоге, я бы хотел поблагодарить всех, кто так или иначе поддерживал меня на протяжении моей работы — список огромен, и всех не перечислить, но я хочу поблагодарить вас лично». Это отличный способ не забыть упомянуть кого-либо, кто играет незначительную роль в вашем успехе. Если у вас возникли трудности в сочинении речи, просмотрите известные выступления, чтобы знать как и как не надо продолжить. Современная история полна примеров прекрасных и ужасных благодарственных речей, которые вы могли бы использовать в качества примера. Приведем всего лишь несколько примеров ниже: В качестве положительного примера рассмотрим феноменальную речь Джимми Вальвано по поводу получения награды «За выдающиеся спортивные достижения» в 1993 году. Всего за два месяца до смерти от рака известный тренер по баскетболу произнес трогательную речь, заставив аудиторию аплодировать стоя. Суонк приняла свою награду с признательностью, раздавая скупые благодарности всем, кто ее поддерживал, особо выделив «своего мужа», чьи слезы радости поймала камера во время выступления Суонк. После того, как он поднялся на подиум в 1991 году, Пеши просто сказал: «Это моя привилегия.

Конец — речи венец, или особенности финальной части выступления

Кульминация Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать! Комплимент аудитории Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени! Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Благодарность за внимание Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др. Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание.

Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали». Как не надо заканчивать выступление Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает. Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...

Вспомним закон края — последнее запоминается лучше, остается в памяти прочнее. Отсюда и то огромное значение, которое имеет завершающая стадия выступления оратора. Эрнст писал: «Слушатели ожидают от оратора заключения».

Снелл справедливо считает, что «удавшимся можно считать то публичное выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией. Аудитория должна хорошо представлять, что и как делать дальше. Должен быть результат вашего выступления. Обязательно в заключение объясните, зачем нужна слушателям полученная информация». Заключение имеет две основные функции: напомнить главную мысль и объяснить, что с ней надо делать. Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения. Варианты концовок Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Лучше не говорить: А теперь я сделаю заключение или Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции, концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов.

Можно предложить следующие варианты концовок. Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: Правильно говорит русская поговорка «Терпение и труд все перетрут». Таким образом, все зависит от нас. Обобщающий вывод. Обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, как основная мысль выступления: Итак... Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе.

Он должен быть выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать. Обращение к слушателям. Можно завершить выступление пожеланием слушателям приятно провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. Подытоживающее повторение. Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых и в-третьих. Как слушатели мы большей частью ленивы, у нас короткая память, поэтому слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме. Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!

Специалисты отмечают, что кульминация как эффектная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но обычно производит сильное впечатление на слушателей. Комплимент аудитории. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!

В конце необходимо поблагодарить аудиторию за внимание к докладу. Речь к дипломной работе можно проиллюстрировать наглядными слайдами. Для этого хорошо подготовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point. Она должна быть яркой, запоминающейся, содержать мало текста и много картинок, графиков и других иллюстраций. Спокойные, мягкие цвета и запоминающиеся образы — вот залог успешной презентации диплома!

Основные ошибки студентов при написании речи к дипломной работе К типичным ошибкам при написании речи к дипломной работе относятся: Слишком много слов. Студент просто не сможет уложиться в отведенные 5-10 минут. Сухая и полная терминологии речь. Запутанные фразы, деепричастные обороты, избыток терминов делают затруднительным ее воспроизведение. Использование личных местоимений «я», «мы». Необходимо заменить «я изучил» или «мы изучили» на — «в работе было изучено». Акцент на теорию. Теоретические основы темы должны быть затронуты минимально, основное внимание следует уделить собственным выводам и практическому исследованию.

Внимание к деталям. Если один из аспектов работы представлен очень подробно, то сложно представить всю работу целиком. Лишняя информация. Все, что не относится к теме диплома, нужно безжалостно убрать! Подмена итогов новым вопросом. Если в конце речи для диплома будет поднят новый вопрос, то у членов комиссии сложится впечатление о том, что работа не закончена и студент не достиг поставленной цели. Советы по написанию вступительной речи к диплому Итак, вот дельные рекомендации о том, как подготовить хорошую речь к защите диплома: Написать сам диплом. Даже если ВКР вы писали не сами, речь студента на защиту диплома стоит писать, досконально изучив саму исследовательскую работу.

Перечитайте материал, пусть он «уляжется» в голове.

Это явление в 19 веке открыл немецкий психолог Герман Эббингауз и назвал его эффектом края. Именно поэтому важно продумать и вступление, и концовку. О частых ошибках спикеров и удачных приемах, как завершить выступление, рассказывает тренер Глагола Юлия Глазкова. Как ни странно, финал выступления тесно связан с одним из первых этапов подготовки — постановкой цели.

Например, спикер хочет, чтобы после его выступления слушатели начали иначе мотивировать своих сотрудников. В основной части он рассказывает о приемах мотивации. А в конце логично предлагает сделать первый простой шаг. Заключение помогает достичь цели и фокусирует внимание слушателей на главном. Или, допустим, спикер готовит продающее выступление.

Его цель — 100 заявок на его продукт. Тогда в заключении он предложит слушателям перейти на сайт и оставить заявку. Заключение и цель Подписывайтесь на нас в телеграм, там больше живого контента Автор — Юлия Глазкова, руководитель тренеров Получается, спикер понимает, чем заканчивать, когда продумана цель выступления.

С чего начать?

  • Завершение выступления.
  • Домашний очаг
  • Как закончить выступление перед публикой: эффектные приемы – Oratoris
  • Успешное публичное выступление: пример текста
  • Резюмирующие графики, диаграммы и иллюстрации
  • Сообщить об опечатке

Завершение выступления

В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Часть I. Виды публичных выступлений 1.1. Понятие публичного выступления 1.2. Классификация публичных выступлений 1.3. Этапы работы над публичным выступлением. В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Необходимо иметь в виду, что после нее ничего не надо добавлять, выступление надо на этом закончить. Разбираем особенности каждой части в структуре публичного выступления: вступления, основной части и заключения. А также фиксируем слагаемые успеха выступающего.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий