Когда посещают вертеп

Дело в том, что существительное вертеп образовано от корня славянского глагола вертеться. Вот все значения слова "Вертеп" (ст. -слав. вьртьпъ): 1. Вертеп — устаревшее название пещеры, сохранившееся в церковнославянском.

Религиозное значение вертепа

  • Когда в Европе отмечают Рождество?
  • Вертеп бывает не только театром, но и жизнью
  • Рождественский вертеп. Древняя традиция, делающая Рождество незабываемым
  • Религиозное значение вертепа
  • Рождественский вертеп – пещера для молитвы | Православный журнал "Нескучный сад"

Рождественская сцена - значение символики

Так называется часть, предшествующая спектаклю. Они выходят навстречу друг другу из правой и левой двери с пением Великого Славословия: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Эта благодарственно-похвальная молитва Богу не сочинялась для вертепа - она произносилась в церкви во время богослужения. Помимо Ангелов на верхней сцене зрители видели трех волхвов. Двое из них изображались как мужчины средних лет, один - молодым человеком. Мужчины были с бородами, а юноша - безусый и безбородый. Два пастуха, тоже относящиеся к куклам Неба, одеты были в полукафтаны. Ворот кафтана украшали даже вышивкой, штаны клетчатые, из ситца, сапоги вырезаны из дерева и покрыты черной краской.

Главной куклой нижнего этажа был царь Ирод. Царя изображали как румяного мужчину с неприятным выражением лица. Борода черная, черные усы, длинные черные волосы. На лбу рисовали морщины. На голове царь носил шестизубчатую корону, оклеенную золоченой бумагой. В руке он держит скипетр. Одежду кукле Ирода шили из красного кумача на черной подкладке.

Сочетание красного и черного сразу выделяло куклу. Фигура Ирода - единственная, у которой голова отделена от тела и привязана к нему белой ниткой. Такое устройство куклы нужно для того, чтобы в конце спектакля кукла Смерти могла срезать голову злодея косой. А после того черти тащили его тело в ад. При царе Ироде находился Воин. Его можно было узнать по шлему на голове и копью в руке. Еще одна кукла нижнего этажа - это Рахиль.

Так звали молодую женщину в черном платке со скрещенными на груди руками - она прижимала к себе своего младенца, которого отнимет у нее Воин царя Ирода. Нижняя сцена плотно заселена кукольным народом. Зрители увидят еще Отшельника с посохом и Смерть. Фигурка этой куклы должна быть страшной. Верхней одежды на кукле Смерти нет, туловище выкрашено желтой масляной краской, голова лысая. В руках ее - коса. Но самой страшной куклой вертепа был сатана.

Свирепого выражения лицо покрыто черной краской, губы, язык, брови и уши - красной; вместо глаз - шляпки гвоздей. Таково было изображение абсолютного злодея. Каким же было само вертепное представление?

Рождествовать — ходить по домам и петь рождественские песни, прославляющие Христа. Рождествовать принято 7 — го января утром. Рождествуют обычно мальчики. Слово «Рождествовать» буквально означает праздновать Рождество.

Солдата сменяет цыган с женой и сыном. Цыганка на цыгане вымещает злобу за их бедность; ссора переходит в драку; дело кончается миром и пляской под бойкую песнь, в которой осмеивается бродячая цыганская жизнь. Затем на сцену являются венгерец и поляк, каждый со своими особенностями. Поляк, грозный помещик, выставлен хвастуном, особенно гордящимся своими предками. Вместе с женой поляк обыкновенно танцует краковяк. Сцена заканчивается бранью на мальчика за то, что тот, подкравшись, передразнивает своего пана; гневный помещик говорит: "А пудзь до дзембла, лайдак! Брань пана умолкает при появлении запорожца, главного героя пьесы. Еще за сценой он поет любимую малороссийскую песнь: "Та не буде лучше, та не буде краше, як у нас, та на Украини! За думами следуют дурачества над ворожеей-цыганкой и над жидом, которого казак отдает черту. Казак с чертом обращается как с равным, и в этом вновь рисуется смелость его: он даже булавой понукает черта скорее убрать жида. Не забыт здесь и гнет унии. Казак дерзко отвечает на увещания униатского попа ходить в костел и больше бить поклонов: "Отроду я в костел не ходил и поклонов не бил, зато тебя побью! Наконец, в лице дьячка, говорящего малопонятным для простолюдина полуцерковным языком, осмеивается семинарская ученость. Крестьянин Клим отдает дьяку взамен денег за ученье сына свинью, старую и блудливую, которую никто не покупает; дьяк, уверенный, что надул мужика, с напыщенной благодарностью ее принимает. Сравнение текста духовных сцен малорусского вертепа с соответственными текстами польским и немецким делает вероятным предположение, что малорусское вертепное действо составлено учениками Киевской академии в позднейшее время и не ранее начала XVIII века. Польское влияние сказалось только на общем складе пьесы, подробности же выработаны самостоятельно. Отражение в вертепных пьесах действительной жизни — главная причина той быстроты, с которой вертепы распространились по лицу всей России. В Белоруссии вертеп появился в 1830-х годах; здесь он часто называется бетлейкой от Betleem — Вифлеем. Видевший и описавший белорусскую бетлейку г. Кульжинский "Бетлейки в Северо-Западном крае", в "Душеполезном чтении", 1873, т. III говорит, что бетлейка "совершенно бесцензурна и не имеет почти никакого отношения к Рождеству Христову; в ней особенно странно смешение священных изображений с шутовскими, а между тем бетлейка здесь популярна и любима простонародьем".

Над коробом прикреплялась звезда и когда свеча, горевшая в пещерке, через отверстие в верхнем ярусе освещала ее, то она мерцала во время представления и привносила в него некую таинственность. Иногда на верхнем ярусе просто ставили икону праздника. Нижний ярус вертепа, где и происходило представление, символизировал собою грешную землю. Стены его окрашивались символическими картинками, а иногда и разрисовывались масляными красками. Действо рассказывало о жестоком царе Ироде. Его куклу, а также куклы воинов актеры выводили на сцену и произносили за них реплики. Героями вертепного действия часто становились барин, мужик, священник, франт, цыган, солдат, еврей-шинкарь и другие, посредством которых можно было воспроизвести сценки из народной жизни. Фигурки кукол прикреплялись к деревянному стержню, благодаря которому их можно было передвигать по сцене. В некоторых вертепах был еще ярус, на самом верху, куда выходил ангел и возвещал зрителям о Рождестве. В иных устраивали преисподню, в самом низу короба. Туда в конце спектакля отправлялся жестокий царь Ирод. Что представляло собой рождественское представление? Само представление разделялось на две части. В первой рассказывали евангельскую историю рождения Христа, а во второй разыгрывали написанные самими актерами сценки. Следуя православной народной традиции, которая запрещает вносить актерскую игру в вертепное представление, тексты либо пели, либо произносили без всякой интонации. Как правило, в начале представления ангел возвещал присутствующим благую весть о Рождении в Вифлееме Спасителя мира, которому идут поклониться волхвы.

Что такое вертеп? Вертеп - пещера, где родился Иисус Христос

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Вот все значения слова "Вертеп" (ст. -слав. вьртьпъ): 1. Вертеп — устаревшее название пещеры, сохранившееся в церковнославянском. История вертепов. Вертепы были традицией на протяжении веков: считается, что первый вертеп был создан Святым Франциском Ассизским в 1223 году.

Рождественский вертеп – пещера для молитвы

Рождественский вертеп — традиция, которая была очень популярна в царской России. Если вы хотите узнать больше о вертепах, посетить их или даже принять участие в них, вы можете обратиться к местным организаторам, волонтерам или культурным центрам. Одним из символов Рождества Христова является вертеп.

ТРАДИЦИИ РОЖДЕСТВА - РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП.

Нередко их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в которых Рождение Спасителя изображалось в лицах. Вертеп в России В России же больший интерес проявляли к театральным вертепам в Европе они, конечно, существовали, но не были столь популярны. Этим словом назывались как короткие представления на сюжеты Рождества, так и двух- или трехэтажные домики, в которых происходило действо. Особенно вертепное искусство расцвело к XIX веку. В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследству секреты рождественских спектаклей подобные явления встречаются в Европе и сейчас — так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских. К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране — всей России уже было известно, что такое вертеп. Он стал гораздо более светским искусством, нежели прежде, и рождественскую мистерию заканчивала вполне мирская комедия с местным колоритным юмором. Артисты ходили с ящиками не только в канун Рождества, но и дальше, вплоть до самой Масленицы, а то и до лета.

Революция 1917 года оборвала эту традицию, и достаточно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты изготовления кукол забылись вплоть до конца XX века. Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д. Покровского занялись лишь в 1980-х годах, именно их опыты в итоге взяты за основу возрожденной традиции. Устройство театрального вертепа Для того чтобы лучше понять, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, чаще всего домик-вертеп состоял из двух или трех этажей. Фактически вертеп — это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний.

Кроме того, размер композиции определяется числом персонажей, которое может достигать нескольких сотен. Выбор масштаба вертепной композиции зависит от её предназначения. Вертепы небольшого размера размещаются в домах верующих как элемент праздничного декора. Более крупные вертепы демонстрируются в церквях, а также общественных зданиях. Ростовые фигуры предназначены, как правило, для размещения на улицах, площадях, на территории монастырей. К Рождеству 2011—2012 года в брюссельской базилике Сакре-Кёр был сооружён, по утверждениям создателей, самый большой рождественский вертеп в мире: композиция из множества полноростовых фигур занимает весь первый этаж этого здания, входящего в десятку крупнейших христианских церквей мира, а иерусалимские стены поднимаются на высоту семи метров [2]. Стремление к разнообразию выразительных средств привело к появлению вертепов необычных размеров: миниатюрных например, целиком умещающихся в скорлупе ореха или наоборот, гигантских, с многометровыми фигурами. Самым крупным по размеру фигур, согласно Книге рекордов Гиннесса , был рождественский вертеп, сооружённый в Монтеррее Мексика в 1999 году. Фигуры Девы Марии и Святого Иосифа достигали в высоту 5,3 метров [3]. Механические вертепы[ править править код ] Фрагмент «Крызовых ясличек» Механический вертеп представляет собой, как правило, единую неразборную конструкцию, в которой часть фигур приводится в движение скрытыми механизмами под воздействием ручной силы или электромотора. Крупнейший, по данным Книги рекордов Гиннесса за 1998 год, механический вертеп — так называемые «Крызовы яслички» чеш. В музеях Чехии находятся и другие известные механические вертепы, в их числе Тршебеховицкий вертеп или «Вертеп Пробошта» чеш.

Прошло время, и вот из под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса... Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа по итальянски - «презепе», «ясли». С тех пор в Италии существует традиция устанавливать презепе в церквях и домах верующих. В 2005 году в Москве , в Храме Христа Спасителя, прошла выставка итальянских презепе. Сюда были привезены вертепы со всех районов современной Италии. Образы младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в современную Италию с ее живописными улочками и колоритными жителями. Кстати, в Неаполе есть улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские. В России, конечно же, имели место и презепе. В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Но каким бы ни был вертеп - статичным, механическим, живым - для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру. Вертеп В. Новацкого История вертепа Как пишет в своем «Очерке истории вертепа в России» Борис Голдовский, вертеп - одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений, отражавших идеи мироустройства, характерные для разных эпох. Еще древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались. Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I в. В верхнем этаже находились боги, в нижнем - аргонавты. Если же говорить о сценках Рождества, то, по мнению Бориса Голдовского, появились они куда ранее 1223 года, примерно в V веке, во времена папы Сикста Третьего. Последний разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческого, ни латыни, самый прямой путь - наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными. По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был панорамой. Тем не менее первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с датой изготовления на нем -1591 год. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков - семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей. Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Правда иногда местные архиереи запрещали вертепы, боясь католического влияния. Но так как вертеп стал в большей степени народным представлением, и, как следствие, бесцензурным, традиционным рождественским увеселением, то такие распоряжения мало помогали. Вплоть до конца XIX в.

Все вертепы были устроены по одному принципу: два яруса — добро и зло. Первый, нижний этаж отводили царю Ироду, который приказал убить всех новорожденных, надеясь, что в их числе будет и Иисус. Наверху разыгрывали представление с младенцем и Девой Марией. А третьим актом рождественской постановки почти всегда были веселые сценки из жизни — с песнями, драками и анекдотами.

Кукольная мистерия: как в России возрождается рождественский вертеп

Традиции устанавливать ясли или рождественский вертеп не одно столетие. Русское название «Вертеп» происходит от старославянского термина, означавшего пещеру или потайное место. Рождественские вертепы к светлому празднику стараются обустроить все храмы Вятской епархии. Их устраивают во дворе и украшают еловыми ветками и гирляндами. Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Рождественские вертепы к светлому празднику стараются обустроить все храмы Вятской епархии. Их устраивают во дворе и украшают еловыми ветками и гирляндами.

Рождественский вертеп – основа Рождества

Что такое рождественский вертеп Совсем скоро весь христианский мир будет отмечать самый светлый день в году — Рождество. Одним из символов Рождества Христова является вертеп. О праздникахвертеп в доме,на улице,в православном храме,как и когда устраивать вертеп,куда поставить,особенности вертепа у православных,сделать вертеп руками. Куклы, укрепленные на проволоке внутри 2-ярусного ящика – вертепа, приводились в движение вертепщиком. Из истории рождественского вертепа. Рождественский вертеп “Вертеп” — это переносной кукольный театр, в котором представлялась мистерия Рождества Христова. Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона.

Как устроен вертеп

  • Рождественский вертеп - что это такое и зачем он в доме? | Развлечения | WB Guru
  • Традиции Рождества — Рождественский вертеп
  • Рождественский вертеп - что это такое и зачем он в доме?
  • Содержание
  • Ваш отзыв автору
  • Вертеп – что это такое, значение слова

Рождественский вертеп

В рождественскую ночь человек, поставивший целью посетить богослужение, становится волхвом. Слово «вертеп» в церковнославянском языке имеет значение "пещера". Рождéственский вертéп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.). Представление разыгрывается в специальном ящике — вертепе, изображающем пещеру (от церковно-славянского вертеп), в которой родился Спаситель. Если вы хотите узнать больше о вертепах, посетить их или даже принять участие в них, вы можете обратиться к местным организаторам, волонтерам или культурным центрам. большой ящик с марионетками, место кукольных представлений на библейские сюжеты (о рождении Христа), а также само такое кукольное представление.

Религиозное значение вертепа

  • Вертеп бывает не только театром, но и жизнью
  • Вертеп: искусство, рожденное верой
  • Рождественский Вертеп
  • Вертепы на подставке
  • Кукольная мистерия: как в России возрождается рождественский вертеп

Рождественский вертеп - что это такое и зачем он в доме?

Вол, осел — фигуры тех животных, которые, согласно Преданию, находились в вертепе в момент рождения Спасителя, а потом согревали Его своим теплым дыханием. Вифлеемская звезда — небесное явление, названное так волхвами, согласно Евангелию от Матфея. Увидев её на восходе и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться Ему. Не найдя там искомого, волхвы отправились в Вифлеем Иудейский, где звезда указала им место, в котором увидели Святое Семейство. В зависимости от масштабов и сюжетной наполненности вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, царь Ирод, Рахиль, солдаты, слуги волхвов иногда десятки фигур , их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Три волхва — фигуры волхвов, которые пришли поклониться родившемуся Спасителю и принесли Ему дары.

Пастухи с овцами — фигуры тех пастухов, которые пришли в пещеру поклониться родившемуся Спасителю. Следите за новостями фестиваля в социальных сетях:.

За 28 дней до наступления этого праздника у католиков начинается период Адвента. Это своеобразный период поста, когда принято раскаиваться в совершённых грехах, заниматься благотворительностью и проявлять милосердие. Католики Рождество отмечают ярче, чем новогоднюю ночь. Фото: Piqsels.

Его празднуют христиане независимо от церкви, к которой они принадлежат, то есть как католики, так и православные. Главное различие в том, что отмечается этот праздник у западных и восточных христиан в разные даты. Православные отмечают рождество христово 7 января, а у католиков этот светлый и добрый праздник наступает 25 декабря.

Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку.

К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля! Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского посвятил свою деятельность восстановлению традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее.

Собирая по крупицам, выявляя характерные особенности, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал классическим образцом. Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки. Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косою? Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева.

Голова прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз - и голова с плеч! Новацкого Как устроен вертеп? Вертеп - двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол, который по традиции изнутри живописно украшен. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии.

Однако вертеп - это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний верхний этаж , дольний нижний этаж , и ад - дырка, куда проваливается Ирод. Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась. Классическая «труппа» вертепа - Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Младенец в вертепе, как правило, - туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух - кудрявый комочек пряжи.

В верхнем этаже находились боги, в нижнем - аргонавты. Если же говорить о сценках Рождества, то, по мнению Бориса Голдовского, появились они куда ранее 1223 года, примерно в V веке, во времена папы Сикста Третьего. Последний разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческого, ни латыни, самый прямой путь - наглядная иллюстрация библейского сюжета.

Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными. По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был панорамой. Тем не менее первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с датой изготовления на нем -1591 год. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков - семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей. Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Правда иногда местные архиереи запрещали вертепы, боясь католического влияния. Но так как вертеп стал в большей степени народным представлением, и, как следствие, бесцензурным, традиционным рождественским увеселением, то такие распоряжения мало помогали.

Вплоть до конца XIX в. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля! Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол.

Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского посвятил свою деятельность восстановлению традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам, выявляя характерные особенности, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал классическим образцом. Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки. Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косою?

Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева.

Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры

Все вертепы были устроены по одному принципу: два яруса — добро и зло. Первый, нижний этаж отводили царю Ироду, который приказал убить всех новорожденных, надеясь, что в их числе будет и Иисус. Наверху разыгрывали представление с младенцем и Девой Марией. А третьим актом рождественской постановки почти всегда были веселые сценки из жизни — с песнями, драками и анекдотами.

Запить это все можно пуншем или глинтвейном с самыми разными вкусами», — рассказала Нина Козловцева. Символы католического Рождества Адвент-венок Это один из главных символов Адвента. Обычно его делают из еловых ветвей и кладут на поднос или большое блюдо. На венок ставят четыре свечи: по традиции, по одной из их надо зажигать в каждое воскресенье адвента. Однако ради практичности и соблюдения правил противопожарной безопасности свечи обычно зажигают все разом, когда семья собирается за праздничным столом. Они бывают разной формы, цвета и размера, но у каждого есть 25 окошек с числами. Часто за каждым окошком лежит небольшой сюрприз: косметика, сладости, бижутерия.

Обычно адвент-календари дарят в конце ноября, при этом каждый член семьи получает свой календарь. К Рождеству свои адвент-календари выпускают многие известные бренды, в том числе модные дома, магазины косметики и производители сладостей. Носки для подарков Детям подарки приносит не Дед Мороз , а Санта-Клаус, который оставляет их в специальных рождественских носках или чулках — чаще всего они красного цвета. Обычно их вешают над камином или у кровати ребенка. Если подарок слишком большой и не помещается в чулок, то Санта кладет его под рождественским деревом, а если елки нет — то под самим носком. Их используют в декоре: например, в рождественских венках, которые вешают на входную дверь. А еще веточки омелы помещают над дверными проемами: если под омелой оказались два человека, по традиции они должны поцеловаться.

За что же "вертепу" такая несправедливость? Слово-то действительно прекрасное и очень древнее, старославянизм по своему происхождению. Вьртъпъ - "пещера, сад". Похожее слово дошло и до других славянских языков: украинского, белорусского, болгарского. Происхождение его не вполне ясное. Не исключено, что обозначало оно поначалу не "пещеру вообще", а извилистый овраг, пропасть или ущелье, тогда "вертеп" может быть исторически связан со словом "вертеть". Все это, увы, только предположения.

В России вертепы был популярны до революции. С 1917 года, когда началась антирелигиозная пропаганда, первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто и активно заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Последние двадцать лет возрожденная вертепная драма пользуется широкой популярностью. Ее ставят профессионалы и любители, на большой сцене и дома - для домочадцев. Однако вертеп вертепу рознь... Что такое вертеп? Вертеп вьртьпъ в переводе со старославянского - пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей - место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли - кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором. Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей. Прошло время, и вот из под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса... Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа по итальянски - «презепе», «ясли». С тех пор в Италии существует традиция устанавливать презепе в церквях и домах верующих. В 2005 году в Москве , в Храме Христа Спасителя, прошла выставка итальянских презепе. Сюда были привезены вертепы со всех районов современной Италии. Образы младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в современную Италию с ее живописными улочками и колоритными жителями. Кстати, в Неаполе есть улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские. В России, конечно же, имели место и презепе. В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Но каким бы ни был вертеп - статичным, механическим, живым - для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру. Вертеп В. Новацкого История вертепа Как пишет в своем «Очерке истории вертепа в России» Борис Голдовский, вертеп - одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений, отражавших идеи мироустройства, характерные для разных эпох.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий