Для основной части публичного выступления не характерно

Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него (предмет речи), он должен перейти к центральному этапу своего выступления – к основной части. Главная часть – самая большая по длительности часть публичного выступления. Как правило, публичное выступление имеет классическую трехчастную структуру: вступление, основная часть, включающая аргументацию, и вывод или заключение. Вступительная часть очень важна: она мотивирует слушателей обратить внимание на высказывание докладчика. сбор и осмысление материала. Рекомендации по работе над планом публичного выступления от Поля Л. Сопера, автора книги «Основы искусства речи»: 1. Пользуйтесь полным предложением для формулирования пунктов плана. 2. Разделите план на три части (вступление, основную часть и заключение). Публичное выступление – это любое мероприятие или способ взаимодействия с людьми, в ходе которого выступающий (оратор или спикер) доносит до слушателей некую информацию.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ

  • Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера
  • Типичная структура выступления
  • Тема 4. Подготовка к публичному выступлению
  • Виды, особенности и правила публичного выступления
  • Урок 2. План выступления
  • Качество публичной речи

Методика публичного выступления

Предпочтителен список кратких тезисов на листе бумаги размером с почтовую карточку или около того. Бумага должна быть достаточно плотной и не должна давать бликов. На каждой карточке должно быть не более одной-двух главных мыслей. Писать нужно крупно и разборчиво.

Во время доклада выступающий, мельком взглянув на подготовленный текст, должен максимально быстро найти глазами следующий пункт и сразу же восстановить зрительный контакт с аудиторией. Это становится возможным только в тех случаях, когда слова написаны достаточно крупно и отчетливо. Кроме того, на листе бумаги не должно быть ничего лишнего.

Писать следует только на одной стороне листа. Карточки, на которых текст написан только с одной стороны, не следует переворачивать. Уже использованные карточки рекомендуется каждый раз класть вниз стопки, так чтобы порядок всегда оставался одним и тем же.

Тогда в случае необходимости будет легче вернуться к нужной карточке. Сквозная нумерация, то есть нумеровать карточки следует по порядку. Если возникнет необходимость присоединить к уже пронумерованным карточкам новые, их можно обозначить буквами «а», «б» и т.

Режиссерские указания. Они дают уверенность, что в процессе выступления вы не забудете обратить внимание на все важные моменты. Примеры: 1 «задать вопросы участникам»; 2 «не забыть положить пленку на проектор»; 3 помечать разными цветами важные мысли, которые вы хотели бы выделить во время выступления.

Указание времени помогает соблюсти регламент. Имена, цифры и цитаты записывайте полностью, так как в этом случае опасность оговориться становится гораздо меньше. Первое предложение следует записывать полностью.

Так как в начале выступления напряжение всегда особенно велико, то даже знания того, что первое предложение полностью записано в вашем конспекте, как правило, бывает достаточно, чтобы произнести его, не подглядывая. В крайнем случае можно прочитать первое предложение, это поможет преодолеть начальный барьер и почувствовать себя уверенней. Текст выступления — готовится полный текст, который в процессе выступления полностью зачитывается.

Некоторым ораторам кажется, что имея перед глазами весь текст выступления, говорящий чувствует себя уверенней. Но полный текст сильно ограничивает. В этом случае фактически невозможны отклонения от того, что написано в тексте, без нарушения целостности и последовательности речи.

Многие ораторы чувствуют себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления. В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь. Правила для оформления текста выступления.

Использовать бумагу формата А4, без бликов. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией. Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением.

Писать следует только на одной стороне листа только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое; писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво. Нумеровать листы по порядку. Применять режиссерские указания.

Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно. Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности.

Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее.

К тому же включается страх сбиться и замолчать. Естественно, возможны и комбинации различных способов. Какой из способов наилучший?

Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71].

Структура публичного выступления Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение.

Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание.

Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части. Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована.

При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания. Однако эти принципы не взаимоисключающие.

То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его.

Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция от лат.

Эди [1]. Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.

Глава III. Как завоевать и удержать внимание аудитории С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: «Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих» [6]. Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим.

Именно поэтому существует проблема «образа оратора». Много пишут и говорят о «личности оратора», о том, что от него требуется, каким он должен быть эрудиция, культура и т. Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей.

Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т. Это вопрос стратегии. Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т. Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее. К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Так, Гамильтон говорил: «Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают» [6]. Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие «от сердца», усиливают эффект речи, делают ее более выразительной.

Помогают убедить слушателей. Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «Что делать со своими руками? С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу же ощутите «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей.

При жестикуляции существует три правила: первое - не кладите руки в карманы; второе -не прячьте их за спину; третье - не занимайте их посторонними предметами. Руки - это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями. Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит.

Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным.

Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное, донести и убедить присутствующих в вашей правоте [6]. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

При этом необходимо считаться со следующими правилами [4]. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.

Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми. Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора - это легкая приятная улыбка. Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора.

Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка». Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать. Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут.

Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта.

Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки - парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т.

В публичном выступлении необходимо учитывать культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику. Во время выступления нужно постоянно удерживать зрительный контакт с аудиторией. Хофф [2].

Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое. Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. Снелл [12].

Глава IV. Как завершить выступление Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если выступление подходит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста.

Некоторые выступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: «У меня все». Звучит это банально, ведь известно, что последнее впечатление самое сильное, и, если заключения нет - суть выступления ускользает от слушателей. Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно , то заключение может отличаться от заготовленного. Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.

Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение. Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления.

Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным. На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно.

Результат от выступления не всегда бывает немедленно ощутим, он может проявиться в будущем.

Всё в выступлении должно быть подчинено достижению цели: и композиция, и иллюстративный материал, и стиль, и средства выразительности. При подготовке к выступлению следует иметь в виду, что любое публичное выступление состоит из трёх частей, которые в свою очередь были выделены ещё Аристотелем, вступление, основная часть, заключение. Античные мыслители обратили внимание и на ещё одну часть публичного выступления — обращение к слушателям.

Его цель привлечь внимание к оратору, расположить аудиторию. На современном этапе развития этот вопрос довольно не просто решить, так как обращение «товарищи» в наши дни уже не приемлемо, оно не отражает социальное состояние общества. Постепенно вошло в обиход обращение господа, граждане, уважаемые гости, друзья, коллеги и др.

Рассмотрим основные части выступления: вступление, основная часть и заключение, обращая внимание на содержание каждой из частей. Вступление отличается целью вызвать интерес слушателей, овладеть вниманием аудитории, установить с нею взаимопонимание и завоевать доверие, побудить слушателей к конкретным действиям. Самые частые ошибки, допускаемые в основной части такие: 1 выход за пределы темы; 2 усложнение отдельных фрагментов речи, когда они включают сразу несколько вопросов; 3 перескакивание с одного вопроса на другой; 4 свыше пяти рассматриваемых новых положений.

Другой проблемой построения публицистического выступления является способ раскрытия темы. В риторике это получило название изобретение. Способ раскрытия темы должен содержать в себе следующие признаки: правильность, новизну, уместность.

Эти качества обнаруживаются там, где изобретение мысли ограничивается конкретной аудиторией, правильным соотношением в речи известного и нового. Неверно думать, что нужно сообщать только новые сведения. Если на аудиторию «обрушиваются» только новые факты, идеи, слушатели могут потерять внимание, утомиться, необходимо, чтобы новое перемежалось со старым, трудное с лёгким.

Всё высказанное должно быть логически оформлено, мысли связаны друг с другом. Очень важно при этом продумать переходы от одной мысли к другой. Не случайно речь должна строиться на логических законах.

Основные из них законы такие: определённость, непротиворечивость, обоснованность, последовательность и доказательность. Способ раскрытия темы в основной части зависит от типа речи. Принято выделять следующие типы речи: информирующая, аргументирующая, эпидейктическая.

Информирующая речь заставляет оратора решить главную задачу о том, как обеспечить информативность сообщения. Могут быть намечены три подхода к её решению. И первый из них — сообщение для данной аудитории действительно новой информации, новых сведений.

Это сможет удовлетворить познавательные потребности слушателей. Однако трудно найти только новые знания для любой аудитории, поэтому существует приём подачи уже известного под новым углом зрения. В этом случае у присутствующих возникает интерес к новому подходу к уже известной для них проблеме.

Для них является такой поворот неожиданным, а значит, то, что сказал оратор, для слушателей информативно. Другим способом повышения информативности является подача сведений со своей личной оценкой, что также повышает новизну и информативность сообщения. В каждом выступлении лектор предстаёт перед аудиторией как личность, имеющая богатый профессиональный и жизненный опыт.

Всегда можно и следует выказывать своё отношение к предмету. Слушатель имеет своё представление о предмете и ему интересно, а как думает выступающий. Сопоставление мнений - это своего рода получение новой информации.

Аргументирующая речь преследует главную цель — изложить доводы, доказательства и убедить слушателей, заставить их согласиться с мнением оратора. Для этого в самом начале формулируется тезис, ответ на спорный вопрос. За этим следуют убедительные аргументы.

При этом необходимо во вступлении заинтересовать слушателей вопросом; расположить слушателей к себе. Для этого в риторике существует несколько приёмов: похвалить аудиторию, но не слишком явно; показать, что оратор не собирается давить на аудиторию; продемонстрировать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Такие установки помогут оратору донести до аудитории справедливость своего решения.

Для достижения взаимопонимания двух сторон следует избегать таких оборотов речи как: вы должны, вам придётся, я заставлю вас. Можно использовать слова, смягчающие категоричность, вероятно, по-видимому, возможно, риторические вопросы: можно ли предположить, что…? Разновидностью аргументирующей речи является судебная речь.

Основная функция судебной речи — установление истины по делу, содействует убеждению судей, оказывает воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда. Главная цель судебной речи — убеждение. Судебный оратор убеждает, вскрывает несостоятельность доводов противника, сообщает факты и своё отношение к ним.

Судебная речь пропагандирует нормы права. В судебной речи реализуются все требования, предъявляемые к публичному выступлению, но она отличается от него тем, что имеет узкопрофессиональную направленность, отличается большей конкретностью, её тематика ограничена материалами рассматриваемого дела. Т речь адвоката, и речь прокурора — это полемическая, убеждающая речь.

В качестве аргументов выступают только объективные факты. Любой судебной речи присущ оценочно-правовой характер. В отличие от других видов аргументирующей речи она имеет четырёх адресатов: судьи, процессуальный противник оратора, присутствующие в зале и сам подсудимый.

К языковым особенностям судебной речи относятся: употребление юридических формул, терминов, сочетание стандартных и эмоциональных средств выражения, например, «Уважаемые судьи, разрешите мне обратиться к присутствующим здесь гражданам…» Говоря о построении аргументирующей речи, необходимо отметить, что в ней принято выделять основные виды аргументов: аргументы рациональные, или аргументы по делу; аргументы иррациональные психологические , или аргументы к человеку, доводы к аудитории. К аргументам рациональным относятся: 2 обращение к авторитетам — один из распространённых видов аргументов. К аргументам иррациональным относятся обращение к чувствам адресата, желаниям, интересам его.

Эти аргументы чаще всего затрагивают чувства собственного достоинства, материальные, социальные интересы публики, благополучие, свободу, привычки слушателей. Именно благодаря этому виду аргументов в дискуссиях часто переходят от дела на «лица», когда оценивается уже не предмет спора, а оппонент. Оба вида аргументов различаются в риторике по силе и выделяются исчерпывающие, главные и спорные аргументы.

Исчерпывающие аргументы чаще всего встречаются одни - это такие аргументы, которые полностью доказывают правоту какого-то мнения, положения. Такие аргументы встречаются редко. Главные аргументы — это различные факты, убеждающие в правоте кого-либо, реальности событий.

Спорные аргументы могут служить за и против доказываемой позиции. Подбирая аргументы, оратор должен помнить требования к ним: истинность, непротиворечивость, доказанность, достаточность.

Основным отличительным признаком, придающим данному виду речевой коммуникации особую значимость, выступает публичность, под которой подразумевается открытость, официальность и явность такого вида выступления. Стоит отметить, что, не смотря на то, что публичные выступления, как правило, дифференцированы по своей направленности, они всегда имеют одну общую цель - развитие и совершенствование имеющихся ораторских навыков путем апробации на практике различных риторических приемов. При этом такая апробация не всегда происходит осознанно. Чаще всего оратор старается сделать выступление на публике как можно более комфортным для себя, что, во всяком случае, не исключает подготовки к публичному выступлению и его структурирования. Итак, прежде всего, рассмотрим общее понятие публичного выступления. В толковом словаре С. Ожегова содержится следующее определение рассматриваемого термина: «публичное выступление - это выступление, осуществляемое в присутствии публики, открытое».

При этом такое выступление подразумевает установление двухстороннего контакта и без такового теряет свою сущность и смысл. Основными признаками публичного выступления как особого вида речевой коммуникации помимо свойства публичности являются: а оперативность; б возможность использования различных способностей слушателей; в принципиально творческий характер устного выступления; г непосредственное живое общение оратора и аудитории; д эмоциональное воздействие выступающего на слушателей. Каждый из указанных выше признаков придает рассматриваемому нами виду выступления специфичность, и выражает его сущность. В этом отношении следует сказать, что общее понимание термина публичного выступления непосредственно связано с его основными задачами, к которым, в частности, относятся: развитие познавательной деятельности людей; стимулирование положительных или критических установок слушателей по определенным вопросам; формирование познавательных и иных интересов; формирование творческого стиля работы и жизни; стимулирование общественной и профессиональной активности; ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и так далее в зависимости от содержания конкретного выступления. Помимо ряда общих задач публичное выступление всегда преследует какие-либо цели, и, в зависимости от этого, дифференцируется на различные виды. В зависимости от общих речевых целей публичного выступления, выделяют три его вида:. Информирующая речь. Целью такой речи является информирование аудитории о какой-либо проблеме или событии, а также их обсуждение с целью поиска истины. Также целью такого выступления может быть выражение оратором понимания и оценки какого-либо факта.

Аргументирующая убеждающая речь. Основной целью данного вида речи является непосредственно убеждение аудитории в истинности точки зрения оратора, а также прямая агитация, имеющая своей целью побудить слушателей к действию. Эмоциональная речь. Основными целями данного публичного выступления, как правило, выступают создание определенной психологической атмосферы, выплеск собственных эмоций оратора, а также непосредственно само публичное общение, приносящее удовольствие как оратору, так и его аудитории. Все представленные выше виды публичного выступления обладают определенными специфичными чертами относительно их структуры и порядка построения, что необходимо учитывать при разработке конкретного варианта соответствующей речи. В заключение настоящего пункта хотелось бы отметить, что общее понимание публичного выступления, его основных признаков, задач и целей является необходимым для оратора при подготовке к публичному выступлению в части его структурирования, так как позволяет правильно расставить акценты в речи и удачно расположить специальные риторические средства в элементах ее структуры, соответствующих целям и особенностям конкретного публичного выступления. Введем определение данного понятия. Муштук в «Основах общей риторики» представляет следующую трактовку рассматриваемого термина: структурирование публичного выступления - это разделение его на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления. Данное определение представляется нам наиболее удачным.

Исходя из него, можно вывести собственное понимание термина «структура публичного выступления». Итак, структура публичного выступления представляет собой взаимосвязанную систему элементов публичной речи, расположенных в определенной последовательности, соответствующей выполняемым каждой структурной единицей выступления целям. Надо сказать, что структурирование и подготовка речи является одним из важнейших процессов в ораторском искусстве. Так, С. Халин отмечает, что осуществление рассматриваемого процесса позволяет оратору провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное начало, которое, в свою очередь, «облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей выступления». Рассмотрим существующие в теории представления о структуре публичного выступления. Как правило, большинство ученых сходятся в понимании публичного выступления как триединой структуры, основными элементами которой выступают вступление, основная часть выступления и заключение. Однако некоторые исследователи также рассматривают подготовительный и резюмирующий этапы как часть публичной речи. Выступление, таким образом, является единым процессом, и его публичная часть выступает всего лишь одним из этапов.

Мы считаем данную позицию нелогичной, так как само теоретическое понимание термина «публичного выступления», рассмотренное нами в первом пункте настоящей курсовой работы, позволяет сделать вывод о том, что оно начинается только с момента вербального воздействия оратора на конкретную аудиторию и заканчивается, соответственно, прекращением такого контакта. Подготовка публичной речи, сбор материалов, резюмирование и оценка результатов выступления при этом не должны включаться в общую структуру рассматриваемого нами понятия. Итак, прежде чем кратко охарактеризовать элементы структуры публичного выступления, отметим, что трехчастная модель речи как устной, так и письменной не является достижением современной науки. Подобное трехчастное деление существует достаточно длительное время. Зародилась она еще во времена древнегреческих и древнеримских ораторов. Яркими представителями классической ораторской школы и последователями трехчастной структуры публичного выступления являлись такие известные ораторы, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие. Какие же основные композиционно-логические части выделяются в структуре публичного выступления? Прежде всего, это вступление, или введение, которое выступает своеобразным подготовительным этапом к основной части выступления. В рамках данного этапа особую важность представляют психологические приемы и, прежде всего, способы захвата внимания аудитории.

Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме. Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным и, в связи с этим, как правило, также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и собственной позиции по данному вопросу, рассуждение аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее. Заключение, или выводы. В рамках данной структурной части публичного выступления, оратор обозначает окончательные тезисы своего выступления и его общие итоги, а также завершает свое выступление при помощи использования каких-либо риторических средств или приемов. В отношении структурных частей публичного выступления стоит также отметить, что их объем и соотношение друг между другом различно. При этом, на наш взгляд, невозможно выработать единое процентное соотношение этих частей, так как каждое конкретное выступление, в силу не только собственных специфических черт, но и преследования какой-либо цели, всегда будет обладать определенными структурными особенностями. Однако, все же некоторые исследователи выделяют общее «идеальное» соотношение элементов структуры публичного выступления. Так, П. Указанное процентное соотношение, на наш взгляд, является достаточно условным, но все же может использоваться на практике, особенно начинающими ораторами.

В заключение данного пункта стоит сказать, что структурирование публичного выступления и выделение в его составе определенных элементов является важнейшим процессом в ораторском искусстве. При этом наиболее распространенным является трехчастная структура речи, основными элементами которой являются введение, основная часть и заключение, процентное соотношение которых неоднозначно и различается в зависимости от цели и специфики каждого конкретного выступления. Задача этой части - привлечь внимание слушателя, заинтересовать его, найдя, по выражению адвоката А. Кони, «зацепляющие крючки». Эта операция реализуется путем последовательного осуществления двух основных процессов: очистки сознания слушателя от предшествующих мыслей, посторонних для данной темы, и фокусировки внимания слушателя на данной теме. В работе А.

Тема 4. Подготовка к публичному выступлению

Основная часть: Сообщить информацию, аргументировать, развлечь и т. д. Функции основной части сильно зависят от вида речи и её целевой установки. Например, при выступлении с научным докладом функция основной части — проинформировать, возможно, ещё и убедить. Поэтому наиболее ответственный является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Поэтому наиболее ответственной является главная часть публичного выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления.

План публичного выступления: как его составить?

Еще одна вещь, которая значительно снижает тревожность, — это хорошая подготовка, ведь чем лучше выступающий знает свой материал, тем меньше нервничает. Как отмечают специалисты по ораторскому мастерству, среди самых частых страхов — боязнь незнакомой аудитории все эти люди будут меня слушать? Известный писатель Элизабет Гилберт поделилась однажды приемом, который ее часто выручает: «Самое главное — обращаться к человеку, а не к демографической группе «Мое выступление обращено к компьютерщикам в возрасте от 22 до 38 лет» , потому что группа — это не человек. Если вы говорите с группой, то не сможете обратиться к человеку». Если найти в зале знакомые или просто симпатичные лица и обращаться к ним, то уверенности во время выступления станет больше. Исследование, проведенное под руководством профессора психологии Стэнфордского университета Стивена Косслина, выявило интересную закономерность: проблемы, связанные с волнением выступающего невнятная речь, использование междометий «э», «ммм» и так далее не входят в рейтинг тридцати причин, раздражающих аудиторию. Среди них: «главная мысль полна несущественных деталей», «недостаточно доказательств в поддержку главной мысли», «нет главной мысли» и другие. Получается, что если речь содержательная и актуальная, то легкое волнение спикера не испортит общего впечатления. Дыхание — следующий ключевой инструмент. Публичные выступления провоцируют повышенную выработку адреналина в крови, который вызывает учащенное сердцебиение. Организм начинает активно насыщать сердце кислородом, и оратору становится душно, кажется, что воздуха не хватает.

В состоянии стресса нужно дышать иначе. Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом и не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности. Начинающий же заглатывает воздух постоянно: не успев завершить один вдох, он уже делает следующий. Нужно стараться сохранять дыхание спокойным, и со временем это войдет в привычку. Успешные ораторы долго и целенаправленно развивают правильное дыхание. Обычно восприятие времени у публики и оратора, особенно начинающего, не совпадает, и поэтому он говорит слишком быстро. Во время выступления все процессы в организме спикера ускоряются, и быстрая речь ему кажется приемлемой, но публике кажется, что спикер тараторит и она едва ли успевает схватывать сказанное. Можно и нужно замедлить речь, однако и этого бывает недостаточно. Чтобы удерживать внимание аудитории, необходима контрастная подача. Спикер должен постоянно менять темп: в важных частях выступления говорить медленнее и значительнее, чем в других.

Играть темпом речи Уолтер Стивенс в книге «Линкольн глазами репортера» рассказывает об особом приеме, которым пользовался президент США: «Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал фразу. Он так долго задерживался на одном или двух словах, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов». Основой для выстраивания доверительных отношений с аудиторией является эмпатия и общение с ней в формате диалога. Если посмотреть первые несколько минут выступления психолога и профессора Стэнфордского университета Келли Макгонигал о проблеме стресса на конференции TED, то можно увидеть, что такие отношения выстраиваются простыми способами: «Хочу сразу кое в чем признаться. Но сначала я хочу, чтобы в чем-то признались вы. В прошлом году кто-то из вас наверняка испытывал легкий стресс. Поднимите руку, если это так. Есть такие? Поддерживать диалог с аудиторией Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции.

Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, на конференции Стэнфордской школы бизнеса рассказал о таком случае: «Сегодня утром я выступал в Сан-Хосе перед аудиторией из 500 руководителей малых бизнесов и больших корпораций. Я спросил у слушателей, считают ли они свои отношения с коллегами и партнерами искренними? С этим согласилось меньше 4 человек. Факт того, что люди не до конца честны друг с другом, в какой-то степени даже пугает. Но в конце концов мы получаем то, что заслуживаем: если мы заслуживаем по отношению к себе искренности, открытости и доверия, — это мы и получим».

Люди, которые по роду своей деятельности часто выступают на публике, понимают, что для успешного выступления необходим грамотно составленный план. Элементы плана публичного выступления Структура плана для публичного выступления включает в себя несколько элементов, которые должны быть логически связаны между собой. Знакомство с публикой Эту часть публичного выступления еще называют Hook, что в переводе с английского означает крюк. Подразумевается, что уже первые строки речи должны «цеплять» слушателя, привлекать их внимание. Знакомство с публикой может быть изложено как притча, небольшая интересная история, которая заинтересует аудиторию. Это одна из самых важных составляющих публичного выступления, поэтому ей нужно уделить много времени. Исключать Hook из своей речи ни в коем случае нельзя. Введение После знакомства с публикой и фиксации ее внимания на себе, необходимо переходить к введению. Эту часть речи следует начинать с проблемы, близкой вашей аудитории.

Публичное выступление — это общественное мероприятие, в котором оратор информирует аудиторию, побуждает или переубеждает ее в чем-то. Характерные особенности: большое количество слушателей как минимум группа ; явное преобладание монологических высказываний; наличие конкретной цели. Многие убеждены: публичные выступления проводятся только политиками, культурными или общественными деятелями. Это мнение ошибочно, как и то, что подобные события обязательно сопровождаются видеосъемками или нашествием репортеров. В эту же категорию входят обычные родительские собрания, защита научных диссертаций, провозглашение тостов на свадьбах и подобные события. Общение с публикой может быть спонтанным, но запланированные выступления практикуются чаще. В чем заключаются основные правила таких представлений? Правила публичных выступлений. Взаимодействие с аудиторией. Несмотря на то, что в подобном мероприятии преобладают монологи, это общение нельзя назвать односторонним. Весь процесс организовывается ради аудитории, ведь именно она — инструмент для достижения ораторской цели. Поэтому обратная связь не менее важна. Взаимодействие спикера со слушателями начинается уже с момента его выхода на сцену. Происходит оно сразу на нескольких уровнях: визуальном — жесты, направленные в сторону зала, установка зрительного контакта; вербальном — риторические или прямые вопросы, обращения к толпе; эмоциональном — переживание ритором эмоций , которые ощущает публика, их зеркальное отражение; смысловом — словесное вовлечение аудитории в тему, побуждение задуматься. Установка контакта определяет дальнейший ход выступления. Поэтому, выйдя на сцену, лучше сначала поприветствовать зрителей, окинуть аудиторию взглядом, а затем уже приступать к речи. Это заставит слушателей почувствовать себя значимыми. Раскрытие темы. Если спикер заранее огласил название или даже план предстоящей встречи, он полностью раскрывает тему выступления. В противном случае его ждут осуждение общества, испорченная репутация, а также разрушенная перспектива. Чтобы предмет обсуждения был рассмотрен всесторонне, а публика осталась довольной, к оратору и его речи выдвигаются требования: убедительные аргументы в идеале не только словесные, но также звуковые, визуальные и т. Оратор за счет общественного выступления хочет достичь конкретной цели. Однако и у собравшихся на мероприятии зрителей также есть ожидания. Они тратят на подобное собрание личное время, а порой и деньги. Поэтому затягивать речь, говорить общими фразами, избегать конкретики считается дурным тоном.

Любое выступление должно иметь черты беседы. Даже если вопросы риторические, они позволяют повысить эффективность выступления. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль выступления. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Установить контакт — значит смотреть на аудиторию во время выступления, следить за реакцией, демонстрировать дружелюбие, отвечать на вопросы, вести диалог. Если слушатели доброжелательны к выступающему, если в зале устанавливается «рабочая» тишина, то контакт состоялся.

Этапы подготовки публичного выступления

Вы ученик или учитель? Испытываете ли вы чувство страха во время публичного выступления? Всех респондентов, принявших участие в анкетировании, я разделила на 5 возрастных категорий 11-14 лет, 15-18 лет, 19-35 лет, 36-60 лет, старше 60 , согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона. По информации, полученной мною от школьного психолога, можно сказать, что страх публичного выступления имеет разную интенсивность и качество проявления, он находится в прямой зависимости от возраста и гендерной принадлежности анкетируемых. Кроме того, я выяснила, что психологии выделяют следующие мотивы тревожности: 1. По результатам анкетирования я пришла к выводу, что у категории учащихся от 11 до 14 лет 5-8 классы страх публичного выступления выражен в сильной степени[Приложение 10].

На основании данных психодиагностик, предоставленных психологом школы, можно констатировать, что основными мотивами страха публичного выступления в данном возрасте являются страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний. У учеников 15-18 лет страх выступления перед публикой выражен в средней степени[Приложение 10]. Это можно объяснить тем, что в данном возрасте накал тревожности снижается и меняется качество её проявления. Основными мотивами здесь выступают страх самовыражения и фрустрация потребности в достижении успеха. Как показывает анкетирование, учителя от 19 до 35 лет также испытывают сильное чувство тревожности во время публичного выступления[Приложение 10].

Я думаю, это можно объяснить тем, что они находятся в начале своей профессиональной деятельности, делают только первые шаги на пути к карьере. Для данной возрастной категории характерен страх несоответствия ожиданиям окружающих и страх самовыражения. Для меня было удивительно то, что у педагогов в возрасте 36-60 лет страх публичного выступления тоже выражен сильно [Приложение 10]. Казалось бы, это период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, он точно знает, в каком направлении ему развиваться, многие уже добились значительных успехов, но «боязнь публики» до сих пор их преследует! Хочу уточнить, что учителя данной возрастной категории испытывают страх не перед аудиторией учащихся, а перед аудиторией своих коллег, когда им приходится находиться в конкурсных условиях или подтверждать профессиональные знания.

Здесь мотивами тревожности выступают низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и страх самовыражения. А вот у учителей старше 60 лет, по моим данным, тревожность во время публичного выступления выражена в средней степени [Приложение 10]. Я думаю, это объясняется тем, что эти люди уже давно состоялись в профессии, и за их плечами не один десяток публичных выступлений. Можно сделать вывод, что страх самовыражения является одним из основных мотивов для всех возрастных категорий. Нужно отметить, что девушки чаще испытывают чувство страха, чем юноши [Приложение 11].

Среди учителей во всех возрастных категориях женщины испытывают чувство тревожности во время выступления перед аудиторией в более сильной степени, чем мужчины. С точки зрения психологии это можно объяснить тем, что женщины все события пропускают через призму эмоций, что объясняет более высокий процент страха публичного выступления у женщин девушек , нежели у мужчин юношей. Таким образом, в результате моих исследований я пришла к выводу, что подавляющее большинство людей, независимо от пола и возраста, испытывают чувство волнения и страха во время публичного выступления. Изучив теоретические материалы по проблеме, я разработала систему рекомендаций для тех, кому предстоит выступать на публике [Приложение 12]. Для того, чтобы проверить, действительно ли разработанная мною система рекомендаций эффективна, я выступила со своим докладом перед старшеклассниками нашей школы в ходе фестиваля наук, который ежегодно проводится в нашей школе.

Многие ребята заинтересовались моей работой и пригласили выступить в их классах в преддверии муниципальной научно-практической конференции. Я рассказала ребятам, что такое публичное выступление, какими правилами нужно пользоваться, чтобы оно прошло успешно, как правильно подбирать одежду. После муниципальной научно-практической конференции я слышала много отзывов и благодарностей от учеников, которым действительно пригодились знания, полученные в ходе моих выступлений. Думаю, что мои рекомендации помогли им справиться с волнением во время публичного выступления. Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно. Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение - важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда - публичное исполнение - был пройден успешно. Подведем итоги.

В своей исследовательской работе я ставила цель найти такие методы и способы, которые сделали бы публичное выступление успешным. Я доказала, что страх публичного выступления является актуальной проблемой для большинства возрастных категорий. В процессе работы нашла ответы на вопросы, которые задавала себе вначале своей исследовательской работы: каков процент людей из опрошенных мной , обладают страхом публичного выступления? В первую очередь, эта тема актуальна для меня, потому что я уверена, что в дальнейшей жизни мне предстоит не раз выступать перед публикой или проводить переговоры. Теперь, благодаря знаниям, полученным в ходе моей работы, я знаю, как подготовить успешное публичное выступление, как вести себя во время выступления.

Я уверена, что я «излечу» свою боязнь выступления перед публикой,что поможет в дальнейшей работе. Завершая работу, хочу отметить, что остались проблемы, которые я пока не решила. Во-первых, я проводила опрос только среди учеников и учителей своей школы. Думаю, для чистоты эксперимента надо опросить и другие категории населения. Во-вторых, думаю, что не все психологические аспекты данной темы мною изучены, и мне следует продолжить работу.

Психология делового общения: Учебник. Введенская А. Культура и искусство речи. Зарайский Д. Управление чужим поведением - М.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Максимова В. Русский язык и культура речи: Учебник. Медведев И.

Правила успешного публичного выступления. Павлова Л. Спор, дискуссия, полемика. Шейнов, В. Бороздина Г.

Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика. Понятие «риторика» от греч. Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание.

Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так. Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха.

Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом, который оказался простым: «Практика, практика, практика! Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен? Почему возникает страх перед публичным выступлением?

Давайте проанализируем этот вопрос. Для большинства из нас разговор с приятелем - это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Дело в том, что меняется ваша роль. В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор.

Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него. Такие условия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей и информации.

Именно данным аспектам необходимо уделить особое внимание, чтобы произвести на слушателей максимально благоприятное впечатление. Как известно первое и достаточно стойкое внешнее представление о человеке складывается за первые 90 секунд. Поэтому в этот период времени оратору нужно произвести впечатление о себе, как об уверенном в себе, а значит и опытном, компетентном человеке.

Существуют приемы, с помощью которых можно легко добиться заданной цели. Поза и мимика 1. Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить. Обязательно сделайте паузу.

Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении.

Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Визуальный контакт усиливает влияние оратора на аудиторию. Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Если невербальные средства отсутствуют, то это создает впечатление неуверенности в себе, «зажатость», что мешает установить хороший контакт с аудиторией. Чрезмерная жестикуляция, гримасы, расхаживания по аудитории, пританцовывание, постукивание пальцами по трибуне выдает неопытность и нервозность выступающего, что передается слушателям. Чем выше социальный статус человека, его профессионализм, тем более естественно он держится, используя умеренную жестикуляцию и мимику, соответствующие каждому данному моменту выступления. Одежда и прическа В отношении одежды выступающего существует несколько общепринятых правил, соблюдение которых обязательно для тех, кто хочет произвести впечатление с овременного культурного человека. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм.

Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет. Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого — «эффект ореола». Однако следует знать и о другой крайности — крикливая и презентационная одежда, чрезмерное использование украшении, косметики, парфюмерии снижает статус оратора, так как свидетельствует о недостаточном уровне его общей культуры. Кроме того, экстравагантность в одежде и прическе отвлекают слушателей от общего выступления, а запах парфюмерии особенно в летнюю жару может вызвать аллергию и просто испортить настроение у слушателей.

Свидетельством подлинного эстетического вкуса и высокой культуры оратора да и вообще любого человека является уместность во внешних проявлениях и сдержанность поведения. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит? Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание. Мужская одежда В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук.

Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне. Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три — только среднюю.

Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине.

Они еще более усиливаются, если предстоит выступление в средствах массовой информации СМИ. Одновременно, мы можем наблюдать, что и реакция на выступления часто бывает совсем не такой, как ожидал оратор. Это относится и к непосредственным выступлениям — лицом к лицу с людьми, и к выступлениям в газете, радио, по телевидению или на интерактивной Интернет-конференции. Данное пособие составлено в помощь как начинающему, так и опытному оратору.

Особое внимание уделяется способам и приемам воздействия на аудиторию от элементарных до изощренных , а также мерам защиты от подобного воздействия. Часть 1. Публичные выступления и подготовка к ним. Практические рекомендации. Стремитесь к достижению цели Прежде всего, вам нужно четко сформулировать для себя конкретную цель вашего сегодняшнего выступления. Технология также предполагает алгоритмичные приемы при ответах на вопросы, в том числе — на каверзные и нелицеприятные.

Остановимся на каждом из них подробнее. Послание Message. Специалисты по коммуникациям называют «посланием» главную мысль информационного сигнала, который проходит путь от говорящего к слушающему. Более того, без «эмоционального сопровождения» даже эта цель не будет достигнута. В галстуке». Лектор говорил полтора часа.

Все содержание его выступления для этой женщины свернулось в одну короткую фразу: сырую воду пить вредно. Это и есть послание. Если у него была иная задача, то профессор с ней не справился. Вот другой пример, связанный на этот раз с избирательной кампанией. Публичное выступление необходимо проектировать. Причем, в любой его форме: выступлению на конференции, по телевидению или разговору «с глазу на глаз».

Нужно обратить на это внимание, сформулировать его и постараться донести. То есть - управлять им. В противном случае оно будет управлять нами. Чаще всего, в одном коротком до 15 мин. Два — очень трудно. Три — почти невозможно.

Какие в его речи были главные мысли. Часто назовется только одна мысль, и задача оратора сделать так, чтобы она была именно той, которую он задумал. В своем труде «Understanding Media» он впервые выделил и определил понятие «послания», указав при этом, что «media is the message». Образно перевести на русский язык можно как «посланник — и есть послание». Они отвечают на вопрос «почему». Почему вы считаете это важным?

Почему вы это утверждаете? Микробы, знаете ли, не дремлют». Если мы выступаем с информацией о новом назначении на ответственный пост: «Потому, что господин Сидоров работает в этой отрасли более 15 лет». Или: «Он молодой и энергичный, а ваш департамент испытывает дефицит в новых идеях и людях». Аргументы «держат» послание на себе, подобно тому, как колонны удерживают крышу.

Три — почти невозможно. Какие в его речи были главные мысли. Часто назовется только одна мысль, и задача оратора сделать так, чтобы она была именно той, которую он задумал. В своем труде «Understanding Media» он впервые выделил и определил понятие «послания», указав при этом, что «media is the message». Образно перевести на русский язык можно как «посланник — и есть послание». Они отвечают на вопрос «почему». Почему вы считаете это важным? Почему вы это утверждаете? Микробы, знаете ли, не дремлют». Если мы выступаем с информацией о новом назначении на ответственный пост: «Потому, что господин Сидоров работает в этой отрасли более 15 лет». Или: «Он молодой и энергичный, а ваш департамент испытывает дефицит в новых идеях и людях». Аргументы «держат» послание на себе, подобно тому, как колонны удерживают крышу. На схеме не случайно количество аргументов сведено к трем. Хотя, их количество может быть любым, отличным от нуля. Для коротких публичных выступлений, для деловой среды три — оптимальное число. Аргументы могут и должны содержать метафору, образ. Историю из жизни. А одна цифра, на фоне отсутствия других, запомнится всегда. Но, такое выступление обычно протяженное во времени, и схема подготовки, о которой идет речь в этом тексте, к нему не подходит. В десятиминутном публичном выступлении полезно повторить послание, как минимум, дважды: в начале и в конце. Но: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». По-другому назвать эту часть схемы можно, использовав слово «принципы». Его «картина мира». Продолжим наш пример о выступлении в сельском клубе... По статистике, в половине случаев это является причиной …» Тут говорящего прерывают выкриком: «Всегда пили воду из колодца! Всегда сырую! И наши деды и прадеды! Он говорит: «Я понимаю это. Но жизнь меняется. Выступающий начинает раскрывать свое мировоззрение. Старается убедить. Пример с новым кадровым назначением... Он слишком молод! У него опыта мало! О том, что без молодых специалистов организация погрузится в застой. О том, что опыт измеряется не количеством прожитых лет, а качеством деяний. В этот момент выступающий раскрывается. Слушателям или зрителям становится многое про него понятно. Он говорит не выученными тезисами, он импровизирует.

ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

В публичном выступлении самый главный вопрос, который выступающий должен задать себе – «Какой цели я хочу достичь этим выступлением?». Причем ответ должен состоять не из общих рассуждений, а быть четким и ясным. 5. Как готовиться к публичному выступлению. Общие рекомендации. Как произносить речь. Мимика и жестикуляция. 1. Структура публичного выступления. Части (этапы) речи, их функции и задачи оратора. Переходы между частями. Публичные выступления также изучались в Древней Греции и Риме, где они анализировались выдающимися мыслителями как центральная часть риторики. Древнегреческий философ Аристотель выделял 3 цели речи: совещательную (политическая речь), судебную (речь в зале.

Логика мышления и языка

Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления. Основная часть публичного выступления является наиболее важным его элементом, так как именно в рамках нее оратор излагает свои основные мысли и идеи, приводит аргументы в защиту своей позиции по рассматриваемому вопросу, а также оценивает иные точки зрения. Как повысить уверенность в себе и снизить страхи перед публичным выступлением. Публичные выступления – это неотъемлемая часть профессиональной жизни практически всех руководителей и людей, ведущих активную общественную деятельность.

Особенности публичного выступления

Логика мышления и языка Основные элементы публичной речи и ее особенности. Этапы подготовки и композиция текста, используемые приемы. Виды выступлений и рекомендации начинающим ораторам.
Публичные выступления и методы воздействия на аудиторию Публичное выступление должно иметь четкую структуру, чтобы быть логичным и понятным для аудитории. Обычно выступление состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении вы приветствуете аудиторию и представляете тему выступления.
Урок 2. План выступления Поэтому наиболее ответственной является главная часть публичного выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
Структура и особенности публичной речи. Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы.

Композиция публичного выступления

Принцип построения публичной речи, согласно которому оратор выполняет поставленную задачу с минимальной затратой усилий, времени и речевых средств, определяется как. Основной функцией разговорного стиля речи является. убедить слушателей в правильности тех или иных положений. Установите, кому из теоретиков риторики принадлежит следующая классификация речевых сообщений: развлекательная речь воодушевляющая речь убеждающая речь призывающая речь П. Сопер. Фрагмент публичного выступления: «Перейдем к следующему качеству ума. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления.

Что включает в себя подготовка к выступлению на публике

  • ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
  • БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
  • Виды, особенности и правила публичного выступления
  • Язык и стиль публичного выступления
  • Особенности подготовки публичного выступления

План публичного выступления: как его составить?

Разновидности публичных речей Этапы публичного выступления должны быть последовательными (вступление, основная часть и заключение). Должны присутствовать веские аргументы, речь должна быть интересной. Чтобы публичное выступление стало успешным, стоит соблюдать следующие требования.
Руководство по подготовке и проведению успешного выступления Заключение — формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Закончить выступление можно решительным (эмоциональным) заявлением, подводящим итог выступлению.
Студопедия — Общие принципы выбора и расположения материала речи Первая часть публичного выступления — основная. Она занимает больше всего выделенного времени. В основной части выступления полностью раскрывается тема, которой оно посвящено.
Логика мышления и языка. Чем отличается логика сценической речи. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления.

Этапы подготовки публичного выступления

Экспромт — выступление без подготовки. План-конспект выступления — используют опытные лекторы. Сопер говорил, что это «идеал, к которому должны стремиться все». Текст выступления, который читается — используют менее подготовленные и менее уверенные в себе ораторы. Воспроизведение наизусть по памяти — используют ораторы, которые боятся аудитории.

Возможны комбинированные способы подготовки. Подготовка выступления начинается с обдумывания. Советы по обдумыванию выступления: — не советоваться сразу с кем-либо, сначала обдумать выступление самостоятельно, советоваться по целому выступлению; — не начинать с поиска и чтения литературы по темы, а делать это на завершающей стадии. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей»; — выбрать 1—2 аспекта или вопроса удобно для восприятия ; — всегда иметь "резервные знания" термин Д.

Карнеги: заранее дайте свою оценку содержанию и своей мысли очень важно иметь в виду…; самое главное в том, что я хочу вам сказать…; я глубоко убежден в правильности мысли о том, что… ; — проговорите основные мысли, то, что хотите лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, до выступления друзьям, родственникам, чаще упоминайте это в разговорах; — не готовьтесь к выступлению за один раз, лучше несколько дней, делайте перерывы, готовьтесь блоками, так лучше запомните. Подготовка конспекта выступления: — совет Д. Карнеги: записывайте чужие и свои мысли на клочках бумаги разного формата, так легче их будет собрать и расклассифицировать. В верхней части листа написать тему.

В тетрадях и блокнотах трудно найти то, что нужно; — разбейте текст на вступление, основную часть и заключение, так как вступление и заключение нужно записать полностью; — проследите, чтобы в основной части были логические переходы от одной мысли к другой, для этого используйте нумерацию вопросов сейчас переходим ко второму вопросу , вопросы аудитории что является причиной этого? Как пользоваться конспектом. Чаплин боялся микрофона и полностью записывал свои речи. Мечников тщательно готовился к лекции, но записей и конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал.

Химик Л. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал ее семье, держал перед собой, но не заглядывал. Историк В. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал.

Физиолог М. Сеченов сначала вышептывал лекции, потом читал без конспекта. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и изредка в них заглядывал. Советы по использованию конспекта: — удобнее заглядывать в небольшие листы; — совет Д.

Но выступать без записи могут только опытные лекторы, многократно выступающие на одну тему. Оптимально иметь записи, но пользоваться ими редко. Для выработки уверенности в себе необходимо: — громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории, подняв руку; — просить слова и произносить краткие реплики; — участвовать в дискуссиях, высказывать свое мнение; — обсуждать тему в семье, с друзьями; — репетировать про себя, идя по улице; — репетировать наедине, негромко, с жестами; — перед зеркалом лучше не тренироваться — отвлекает и потом его не будет.

Основная часть публичной речи. Способы расположения материала Функции основной части, как я уже отмечал, определяются видом речи и её целевой установкой. Однако независимо от вида речи основное требование, предъявляемое к главной части выступления, — это логическая последовательность и стройность изложения материала. Поэтому в современной ораторской литературе описываются методы построения речевых отрезков выступления. Способы расположения материала Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Оратор начинает основную часть выступления с рассмотрения конкретных случаев, примеров и подводит слушателей к главному обобщающему положению, выводам.

Примерная модель индуктивного построения основной части следующая: Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях и т. Общетеоретическое положение, выводимое из частных положений, определяющее тему и основную мысль выступления. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какое-то положение, а потом на частных примерах разъясняет его смысл, показывает состоятельность и т. Примерная модель дедуктивного построения основной части следующая: Общетеоретическое положение, определяющее тему выступления. Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях, рассуждения о частностях, деталях и т. Метод аналогии — сопоставление сравнение различных явлений, событий, фактов. Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы.

При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема. Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим, без явного возвращения к уже рассмотренным. Широко используется в академическом и социально-политическом красноречии, когда в выступлении рассматриваются несколько вопросов, иногда даже не взаимосвязанных. При этом оратор нередко объявляет план выступления. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности. Типичные недостатки композиции основной части композиционные ошибки Следует обратить внимание на типичные недостатки композиции, которые нужно избегать при подготовке выступления: Нарушение логической последовательности в изложении материала ассоциативный тип построения речи, «Лоскутное одеяло» и др. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями.

Требования: должна присутствовать логика и аргументы изложения; должна быть ориентация на мотив познания нового; тема должна быть актуальной и соответствовать интересам аудитории. Целью убеждающей речи является трансформация аттитюдов аудитории. Иными словами, воздействие на когнитивную, эмоциональную, поведенческую стороны речи. Такое часто встречается в период выборов президента.

Ведь предприниматели — это те люди, которые, по сути, трансформируют наш мир и вдохновляют других на изменения… и тд. Видеопример вступления без представления спикера аудитории. Основная часть Главная цель этого блока — лаконичное изложение основного материала по теме. Задача спикера последовательно привести необходимые аргументы, дополнить их верными примерами и поддержкой Самое главное требование к этой части — логическая последовательность и стройность изложения материала. Пункт Б должен вытекать из пункта А, а В — из пункта Б, и так далее. Ни в коем случае содержанием этого блока не должен быть набор несвязанных между собой тезисов по теме! Анастасия Галкина Эксперт курса Важные моменты, которые нужно запомнить: 1 Не следует освещать в речи слишком много вопросов. Это утомляет и путает слушателей. Достаточно рассмотреть 4-5 положений, подобрав к ним необходимые аргументы по системе аргументации ТАППТ. Для основной части тоже есть 3 приёма-техники удержания внимания. Их можно использовать совместно — в рамках одного выступления Структурные приемы удержания внимания слушателей для основной части Откройте каждую вкладку Переключение каналов восприятия слушателей Сторителлинг То есть спикер «проводит» слушателей по разным эмоциям, как бы «раскачивая» их. Например, сначала рассказывает что-то, что вызывает у них смех, затем — страх, потом — интерес, после этого — сопереживание, затем снова смех и тп. Чем «контрастнее» переключение — тем лучше. Ну, скажем, смех, затем — сопереживание или страх. Само собой, чтобы добиться нужного эффекта, соответствующие «места» в речи следует продумать заранее, на этапе подготовки. Во время любого «офлайн» выступления у спикера есть возможность «переключать» каналы восприятия слушателей. Какие каналы восприятия существуют? Визуальный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. Спикер может выстроить свою речь таким образом, чтобы в разные её моменты — каналы восприятия информации у слушателей менялись. Например, сначала он что-то расскажет, затем покажет, после этого даст полистать какой-нибудь буклет, затем даст понюхать если речь идёт о парфюмерии, например , затем даст попробовать если речь идёт о продукте , снова покажет, снова расскажет и так далее. Такие «переключалки» очень эффективны. Менять канал следует не чаще чем раз в 10 минут - это то время, когда внимание начинает проседать. Также можно лаконично совмещать некоторые каналы - например, когда вы рассказываете и одновременно рисуете что-то на доске показываете слайды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий