Новости трудовой подвиг во время великой отечественной войны

О том непростом времени расскажет ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, председатель Совета ветеранов Калининского района, полковник Василий Егорович Горбунов. За годы Великой Отечественной войны из округа было призвано и отправлено на фронт 8 982 человека, 2 282 из них не вернулись. Началась Великая Отечественная война.

2. Трудовой подвиг советского народа

Мы не имеем права забывать нашу историю, наших предков, мы должны быть благодарны им за их мужество и отвагу, за храбрость и доблесть! События, которые происходили в те грозные годы, были решающими для России. Я понял, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Остаются воспоминания и рассказы. И эти воспоминания и рассказы должны стать гимном сегодня для подрастающего поколения. Из Мариинско-Посадского района на фронт ушли 10 095 человек, из них не вернулись 7722. Жителей мобилизовали не только на фронт, но и на специальное строительство: возведение оборонительных рубежей и строительство аэродромов. Так, на возведение Сурского рубежа из Марпосадского района развёрстка была следующая: 5600 пеших и 1700 конных.

Масштабы мобилизации для строительства оборонительных рубежей были не менее колоссальны, чем на фронт. Всего было призвано более 170 тыс. По данным архивистов, вскоре выяснилось, что привлечь такое количество населения и лошадей, достать стройматериалы и инструменты почти невозможно, поэтому пришлось срочно организовать производство необходимого на месте. Так, Чувашстройтресту было дано задание изготовить 500 штук железобетонных колпаков для пулеметных дзотов, артелям — топорищ, черенков к лопатам, деревянных ложек, мисок, лаптей, рукавиц. Началась добыча бутового камня в Марпосадском и Чебоксарском районах, массовая заготовка леса. Раз в неделю их могли отпустить домой. В сильные морозы земля так промерзала, что без лома там делать было нечего.

В архивных документах отмечается, что морозы доходили до 40 градусов, в то время как участники строительства вспоминают, что доходило и до 45 градусов мороза, что «даже птицы падали оземь от холода». Варежки и рукавицы стирались быстро, изнашивалась обувь — опыт показал, что лучшая обувь — это лапти, на которые перешли многие участники строительства. Люди получали обморожения, заболевали, кто-то умирал, были и трагические случаи. По воспоминаниям, однажды в ходе работ часть склона в Марпосадском районе обвалилась, и погибла девушка. Всего на территории муниципалитета установлено более 65 памятных мест. Справка о Марпосадском районе по данным Государственного архива современной истории Чувашии. В Марпосадском районе в первый месяц войны для отражения возможных воздушных атак при райсовете Осоавиахима была создана специальная постоянная команда из 150 человек в составе четырёх стрелковых групп и по одной противохимической защиты, связи, санитарной группы и наблюдательного поста, при сельсоветах — сельские постоянные команды, состоявшие из 60 человек.

Как и в других районах, развернулась разноплановая масштабная работа по оказанию помощи Красной армии, продолжавшаяся на протяжении всего военного периода. Шла работа по сбору средств в фонд обороны страны, по оказанию помощи районам, освобожденным от немецких оккупантов.

Главным хирургом эвакогоспиталей являлся профессор С. Миротворцев, главным терапевтом Л. Варшамов, главным невропатологом К. Почти каждый госпиталь имел у себя профессоров различных специальностей. В необходимых случаях высококвалифицированная помощь оказывалась путем выездов в районы профессоров С. Х Архангельского, Н. Захарова, Н.

Краузе, М. Кутанина, П. Николаева, А. Оглоблина, Л. Шварца, В. Угрюмова и др. В Саратове и области была налажена шефская помощь госпиталям со стороны предприятий, учреждений и учебных заведений. Она выразилась в снабжении госпиталей топливом и инвентарем, уходе за ранеными, стирке белья, выступлении с концертами и др. Постоянный рост числа доноров способствовал успешной работе «службы крови».

Если в июле 1942 г. После разгрома гитлеровских войск на Нижней Волге в Саратовской области возникло движение по созданию фонда восстановления Сталинграда. За короткий срок саратовцы внесли в него 6,5 млн. В дальнейшем многие промышленные предприятия города и области выполняли задания по производству строительных материалов, промышленного оборудования для возрождения хозяйства Сталинградской области. Тысячи саратовцев, организованных в строительные отряды и бригады, выезжали на восстановительные работы. За военный период вузы Саратова выпустили более 6 тыс. Кроме того, ученые города выполнили большое количество практических разработок в интересах промышленности и армии. Так, на кафедре химии СГУ заведующий профессор Я. Додонов было изготовлено 20 походных лабораторий для Донского фронта.

Здесь же были изобретены эффективные смеси для борьбы с тяжелыми немецкими танками. За весь военный период СГУ выполнил более 1 тыс. За крупные научные открытия и достижения группа научных работников университета - профессора А. Лукьяненко, Б. Можаровский, Н. Усов, В. Челинцев, П. Голубков и др. Кафедра автомобилей и двигателей автодорожного института ныне Саратовский технический университет во главе с доцентом Г.

Бутовским создала новую аппаратуру, позволявшую перевести автомобили на твердое топливо и природный газ. По заданию Генштаба Красной Армии кафедра мостов и строительства дорог обследовала и представила заключение по 250 искусственным сооружениям и объектам края. Практическое применение имела работа доцента Бойницкого в области маскировки автомашин, автоколонн, эшелонов, военных объектов. В тяжелых военных условиях педагогические коллективы саратовских школ сделали все возможное, чтобы обеспечить выполнение закона о всеобуче. Труд 22 работников просвещения Саратова в январе 1945 г. Все вышесказанное свидетельствует о том, что жители города Саратова внесли значительный вклад в достижении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сохранение памяти о трудовом подвиге саратовцев в годы Великой Отечественной войны В Саратове свято хранят память о тех людях, которые с оружием в руках защищали Родину и самоотверженно трудились в тылу для достижения Великой победы. Еще 26 сентября 1977 года на проспекте Энтузиастов у проходной Авиационного завода был открыт памятник «Героям фронта и тыла». Этот монумент, выполненный в виде высокой стелы и самолета — истребителя.

Надпись на постаменте гласит: «Самолёт Як-3 установлен в честь советских лётчиков и коллектива трижды орденоносного Саратовского авиационного завода, выпускавшего эти истребители в годы Великой Отечественной войны». Памятники труженикам тыла - в Парке Победы у входа в Музей трудовой славы и в сквере на 2-й Садовой улице, между улицами Серова и Симбирцева. Увековечениепамяти тружеников тыла также выражается в установлении мемориальных досок. Так, на здании Саратовского нефтеперерабатывающего завода размещена доска, свидетельствующая о том, что завод «За заслуги в обеспечении Советской армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны награжден орденом Отечественной войны I степени. В Дни воинской славы и к памятным датамРоссийской Федерации у зданий с мемориальными досками проводятся митинги и мероприятия патриотической направленности. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются к воинам - освободителям. Их имена заслуженно вносятся в Книгу Памяти Саратовской области. Цель данного издания — поименно назвать всех жителей Саратова, трудившихся в тылу на пределе человеческих возможностей во имя победы над врагом. Память о тружениках тыла сохраняется в наше время во многих школах и на предприятиях, где открыты комнаты боевой и трудовой славы.

Именами героев — тружеников тыла названы улицы Саратова. Так, улицав пос. Солнечный названа в честь И. Еще одна из саратовских улиц носит имяВ. Мамонтовой — селекционера, доктора сельскохозяйственных наук, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, одной из создателей метода ступенчатой гибридизации яровой пшеницы — основы современной мировой селекционной практики. В Саратове активно идет процесс реконструкции архитектурных памятников и создания новых музеев. Ярким примером стало открытие Музея трудовой славы в Парке Победы. Этот масштабный проект был реализован при активном участии всех жителей области. В государственном музее сохраняется наследие, свидетельствующее о трудовой доблести жителей Саратовского края, внесших значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, развитие экономики региона, сельского хозяйства, науки, образования, здравоохранения и культуры.

Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы» в деле сохранения исторического наследия работает в партнерстве с различными государственными структурами, общественными организациями. Ежегодно более 250 тысяч человек знакомятся с его экспозициями и выставками, становятся участниками мероприятий. Сегодня Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы», памятник-ансамбль «Журавли», Парк Победы — единый музейный мемориальный комплекс.

На перегоне немецкая авиация бомбила состав, в результате тендер паровоза был пробит в 7 местах. Заделав пробоины, машинист со своей бригадой сумел благополучно довести поезд до станции Лобаново. За проявленное мужество и героизм Никифор Афонин был награждён орденом Ленина. Летом и осенью 1942 года многие прифронтовые станции подвергались интенсивному обстрелу, особенно перегоны линии Поворино — Сталинград, Балашов — Петров Вал.

Самолёты врага непрерывно висели в воздухе, охотясь за поездами и отдельными паровозами. Машинист паровозного депо Отрожка Арзыбов вёл на фронт воинский эшелон. В ходе налёта вражеской авиации на состав было сброшено несколько бомб, паровоз обстрелян бронебойными пулями. Машинист был тяжело ранен. Арзыбову удалось спасти паровоз и ценный груз. Его назначили машинистом-инструктором. В самое горячее время из 10 поездов 7 вели к фронту паровозы этой колонны.

Исключительную выдержку и мужество проявил Носков при своём 50 фронтовом рейсе. По локомотиву был открыт ураганный огонь из миномётов. Но машинист не растерялся и прошёл по опасному перегону без потерь. В дни героической битвы на Волге прославился машинист депо Лиски Иван Шурупов. Во время одного из многих рейсов немецкий самолёт на перегоне обстрелял поезд: 3 осколка попали машинисту в голову и один в живот. Тяжелораненый Иван Шурупов не покинул свой пост и привёл эшелон к месту назначения. Машинист депо Поворино Калдин однажды 18 суток подряд находился на паровозе.

Водил поезда на головном армейском участке. Паровоз 20 раз подвергался бомбёжкам. Помощник машиниста был убит осколком, кочегар ранен. По локомотиву били прямой наводкой прорвавшиеся танки. Бригада машиниста депо Отрожка Юрина 8 суток жила в паровозе, без конца совершая рейсы с техникой к Воронежскому фронту и обратно — с ранеными. Когда у людей заканчивались силы, вспоминали, что на фронте ещё тяжелее, и работали дальше.

Даже в мемуарах знаменитых полководцев о деятельности тыловиков во время Великой Отечественной не слишком много рассказывается.

Наверное, впервые в отечественной военной истории только знаменитый писатель, бывший фронтовой разведчик, Герой Советского Союза Владимир Карпов откровенно рассказал в своем новом документально-художественном произведении "Генерал армии Хрулев", что без отлично организованного тылового обеспечения, возможно, не было бы победы в мае 1945 г. Наверное, этой книгой писатель вызовет на себя удары критиков от литературы и истории. Только Владимир Карпов писательским трудом всегда старался защищать историческую правду и незаслуженно обиженных военачальников. Он откровенно указывает, что именно начальник Тыла Красной Армии генерал армии Андрей Хрулев и его тыловики обеспечили все победы наших маршалов. Но при этом в своем отечестве знаменитый генерал, которого его современники называли великим государственным деятелем, оказался незаслуженно обиженным и почти преданным забвению. Во время фотографирования военачальников в первом ряду по обе стороны от Верховного главнокомандующего генералиссимуса Иосифа Сталина стали по заслугам и почестям рассаживаться маршалы Жуков, Василевский, Конев, Говоров... И вдруг Сталин заметил, что начальник Тыла Красной Армии генерал армии Андрей Хрулев размещается в где-то в третьем ряду.

Неожиданно Сталин позвал Хрулева, а когда тот подошел, сказал стоявшим вокруг себя полководцам, что без этого генерала не было бы их побед в минувшую войну. После этого Верховный главнокомандующий лично указал Андрею Хрулеву место для фотографирования в первом ряду маршалов недалеко от себя. Вот эту историческую фотографию и удалось отыскать в архивах писателю Владимиру Карпову. Третьим слева от Сталина в ряду маршалов сидит генерал армии Андрей Хрулев. Почти все маршалы с внушительными орденскими планками, с двумя и тремя Звездами Героев, а у Хрулева только блестящие пуговицы на форменном кителе. К званию Героя Социалистического Труда его представляли в 1943 г. А ведь этот военачальник за свои дела в Великую Отечественную как никто другой достоин самых высших государственных наград.

Но так видно не посчитали те военные и гражданские чиновники, которые предлагали Сталину списки награжденных. Но все же закрадывается мысль, что может в этом ничего нет обидного для тыловика пусть даже и самого высшего ранга, каким был генерал Андрей Хрулев. Ну обеспечивал войска всем необходимым, ну работал беззаветно на победу, что в этом героического? Таких чиновников в войну было немало. Ведь он сам-то не водил войска в сражения, не рисковал при этом собственной жизнью. Все это так. Только это слишком поверхностное мнение из-за, возможно, умышленного умалчивания правды о деятельности во время войны Андрея Хрулева.

Слишком много своей принципиальностью он нажил себе могущественных врагов, да таких, которые уж очень постарались запрятать правду о генерале и его деятельности во имя победы. Наверное, поэтому и остался генерал известен своими делами и подвигами только среди военных тыловиков. В академиях и училищах слушатели и курсанты внимательно изучают его работу по решению самых трудных государственных задач во время войны, которые оказались не по плечу даже всемогущему руководителю НКВД СССР Лаврентию Берии. Вот, например, что рассказал специально для "НВО" о роли в Великой Победе генерала Андрея Хрулева нынешний начальник Тыла Вооруженных сил России - заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков: "Именно под руководством Андрея Васильевича Хрулева в первые дни Великой Отечественной войны была создана такая система тылового обеспечения, которая дала нашему солдату все необходимое для достижения победы в 1945 г. Обладая большим опытом военной, административно-хозяйственной деятельности, умением глубоко и всесторонне анализировать крупные проблемы, он представил в первые дни войны руководству страны самые веские и серьезные доводы о необходимости создания единого централизованного тыла. Это дало возможность общевойсковым штабам и командирам возможность уделить большое внимание вопросам непосредственного управления войсками. Ценой всей ответственности в тот период и в тех обстоятельствах была сама жизнь.

В кратчайшие сроки, в тяжелейших экономических условиях Хрулевым была создана такая система тылового обеспечения войск, которая в дальнейшем себя полностью оправдала". В объективности генерала армии Владимира Исакова не стоит сомневаться. Он в боевых условиях в Афганистане работал заместителем начальника тыла знаменитой 40-й армии. Был тяжело ранен. Так что работу военного тыла знает с самых низов и может компетентно утверждать: тыловые принципы, заложенные Хрулевым во время Великой Отечественной, не утратили актуальности и для нынешней Российской армии. И не стоит от них отступать, а наоборот, надо только совершенствовать. За один день ныне известные военачальники-победители сдавали по десятку городов.

Воинские штабы потеряли управление войсками. Начальник Главного политического управления Красной Армии Лев Мехлис, назначенный для укрепления Западного фронта членом его Военного совета, так укреплял, что без суда и следствия перед строем командиров штаба 34-й армии за потерю материальной части артиллерии и якобы трусость и двухдневное пьянство расстрелял генерал-майора артиллерии Гончарова. А потом по указанию Мехлиса был по приговору трибунала расстрелян командарм генерал Качанов. Впоследствии их реабилитировали. И вот в этой обстановке всеобщей нервозности и подозрительности начальник Главного интендантского управления РККА генерал-лейтенант Андрей Хрулев предлагает Сталину и Государственному комитету обороны полностью реорганизовать тыловое обеспечение Красной Армии.

Путин отметил подвиг железнодорожников в Великую Отечественную войну

Данная подборка документов посвящена неоценимой работе женщин во время Великой Отечественной войны на лесозаготовках, на основании документов «Тихвинского леспромхоза», «Клинецкой лесозаготовительной конторы». Никогда не померкнет в памяти потомков беспримерный трудовой подвиг сургутян в годы Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг на войне. История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. Во время Великой Отечественной войны около 70 фабрик и заводов были эвакуированы в Киров. За считанные дни в городе развернулись производственные площадки, начался выпуск продукции — боевой техники, минометов, мин, снарядов для «катюш», гранат.

Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны

Вручая медаль «Жди меня» Магнитогорскому металлургическому комбинату, мы хотим вновь напомнить о героизме металлургов, которые ковали победу в тылу», — подчеркнул Николай Иванов. Среди других награжденных медалью: писатель Ямиль Мустафин, 14-летним подростком в годы войны работавший на оборонных заводах Башкирии, музей «Прохоровское поле», музей Константина Симонова в Могилёве и Поисковое движение России. Трудовой подвиг металлургов ММК, где в 1941 — 1945 годах было произведено более 10 миллионов тонн чугуна и более 11 миллионов тонн стали, прочно вошёл в историю Великой Отечественной войны: каждый третий снаряд и броня каждого второго танка были изготовлены из магнитогорской стали.

По распоряжению Государственного Комитета Обороны подшипники, произведенные на саратовском заводе, незамедлительно отправлялись на танковые, авиационные и автомобильные заводы Поволжья и Урала всеми видами транспорта, включая самолеты гражданской авиации. В 1942-1943 гг. ГПЗ-3 неоднократно подвергался бомбардировкам противника. Впервые переходящее Красное знамя ГКО заводу было вручено в марте 1943 г. Впоследствии оно вручалось еще 6 раз.

За время войны завод выпустил почти 18 млн. Кирова директор Б. Майоров , осуществлявший выпуск высокооктанового авиационного бензина и толуола. О значимости его продукции говорит тот факт, что ГКО дважды принимал по нему специальные постановления. В общей сложности, несмотря на бомбардировки и разрушения 1942-1943 гг. За вклад обеспечение фронта и тыла в больших объемах горючим крекинг-завод в 1985 г. А до этого все второе полугодие 1943 г.

Важнейшее значение для авиационной, танковой и судостроительной промышленности имело производство двух саратовских аккумуляторных заводов. В конце 1941 г. Только в 1942 г. В 1944 г. В 1985 г. До 1944 г. Хрущева наркомата судостроительной промышленности было производство артиллерийских и навигационных приборов.

Помимо этого на заводе за время войны было выпущено 1,5 млн. За достигнутые производственные успехи 29 сентября 1943 г. Нефтеперерабатывающий, Авиационный, Шарикоподшипниковый, аккумуляторные заводы, завод им. Это одни из ключевых оборонных предприятий всей нашей страны в те годы. Не меньший вклад внесли и остальные предприятия. А одна треть самолетов в войну было выпущено в нашем городе. Крупской было пошито 1,3 млн.

Предприятия пищевой промышленности города произвели сотни тонн муки, макаронных изделий, сухарей, мясных консервов, пищевых концентратов. В августе 1942 — феврале 1943 гг. И в этом смысле правомерно говорить о существенном вкладе промышленности Саратова в оборону Сталинграда и последующую победу в Сталинградской битве. Только в сентябре 1942 года 16 саратовских машиностроительных заводов выпустили 4066 противотанковых ружей, 373 тыс. Промышленные предприятия выполнили большое количество срочных фронтовых заказов без снижения государственного плана, за счет дополнительных усилий рабочих и инженеров. От войск поступали заказы на ремонт боевых машин, вооружения, изготовление электросварочных аппаратов, пароподогревателей, цепей противоскольжения для автомашин, окопных печей, запасных частей к танкам. Осенью 1942 г.

За короткий срок было изготовлено 1 млн. За обеспечение строительства переправ коллективы заводов им. Ленина, судоремонтного и др. За образцовое выполнение военных заказов в период Сталинградского сражения 229 работников промышленности области были награждены орденами и медалями. Трудовой героизм саратовцев годы Великой Отечественной войны С первых дней войны труженики фабрик и заводов Саратова развернули неутомимую деятельность по наращиванию выпуска военной продукции, повышению производительности труда и максимальному сокращению себестоимости выпускаемой продукции. Уже 2 июля 1941 г. Так родилось в городе движение «двухсотников», под девизом «Одну норму за себя, вторую — за товарища, ушедшего на фронт».

Шувалов, выработавший в ночь на 17 апреля 1942 г. Летом и осенью этого года движение «тысячников» получает распространение на предприятиях города. По подсчетам Д. Ванчинова, сделанным автором на основании статистических и информационных партийных документов, на заводах и фабриках Саратова и Энгельса в 1943 г. Саратовский комсомольцы были зачинщиками инициатив создания фронтовых цехов, а так же бригад. И молодые ребята и девчата работали и перевыполняли все мыслимые, и не мысленные планы. Орджоникидзе Инициатором другого массового трудового патриотического движения — борьбы за звание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, работавших под девизом «В труде, как в бою!

Бригада, возглавляемая им, уже в феврале 1942 г. Самсонов в 1942 г. Среди награжденных орденом Ленина следует указать имя первой женщины-строгальщицы В. Никольской, которая выполняла не менее 2,5 норм и подготовила десятки молодых рабочих. Малеванный, мастер М. Якименко, автоматчик М. Иевлев, Е.

Полестеров, И. Яворук всего 64 человека. Особо востребованной оказалась продукция авиационного завода в период великой битвы на Волге. В начале сентября 1942 г. ГКО распорядился увеличить производство самолетов-истребителей Як-1 и всю продукцию завода направлять исключительно Сталинградскому фронту. По воспоминаниям директора завода И. Левина, в это время были улучшены летно-тактические данные самолета, увеличена его скорость, установлена на нем радиосвязь, за счет протектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повышена «живучесть» самолета, была усилена бронезащита летчиков.

Специально для 16-й воздушной армии по просьбе ее командующего генерала И. Руденкобыло организовано производство облегченных самолетов Як-1 для так называемой «свободной охоты». В период Сталинградской битвы завод работал на пределе своих производственных возможностей.

III Интернационала. Первой в стране женщиной-бурильщицей стала тагильчанка Раиса Терентьевна Никитина. По воспоминаниям племянницы Р. Никитиной, Марии Павловны, она говорила: «Любую работу с успехом может выполнить женщина! Когда потребуется, каждая из нас должна заменить брата, мужа, отца, товарища на любом производственном участке». С шахты «Серная» Раиса Никитина перешла работу на шахту им.

На новом месте по-настоящему оценили ее энергию, знания. Там возглавила бригаду бурильщиц, обучила работать по-стахановски своих подруг, а сама не останавливалась на достигнутом. Поделиться своим опытом выезжала Никитина на шахту «Красногвардеец» г. Красноуральск , организовала там женскую бригаду бурильщиков. Война застала Никитину на отдыхе в Пятигорске, и она сразу выехала домой. В газете «Тагильский рабочий» 10 октября 1941 года появилось сообщение о том, что жены горняков, желая заменить мужей, отцов и братьев, и домохозяйки по призыву знаменитой бурильщицы, комсомолки Р. Никитиной решили пойти на шахту. И на одной из шахт была создана женская бригада. В конце войны она слегла.

Диагноз — силикоз, тяжелое легочное заболевание многих горнорабочих. Умерла бурильщица 9 января 1946 г. Возможно, что здоровье Раисы Никитиной повлияла и трагическая потеря — почти в самом конце войны, в марте 1945 г. Сиротами остались две дочки Никитиной - восьмилетняя Нэлла и полуторагодовалая Галя. Работали женщины токарями и слесарями. Работали по 12-16 часов, а иногда и сутками не покидали производства, пока не выполняли задание правительства по выпуску оборонной продукции. На предприятиях создавались женские бригады, в которых трудились и вчерашние домохозяйки, и школьницы, наравне с мужскими бригадами выполняя и перевыполняя план и завоевывая почетное для бригады звание «гвардейская». Первой гвардейской женской фронтовой комсомольско-молодежной бригадой на Уральском танковом заводе стала бригада Татьяны Бревновой. Награждена орденом В.

Ленина, медалями. Фото 1940-х гг. Ленина, медалями «За трудовую доблесть». На УВЗ пришла работать, что называется, «со школьной скамьи», в возрасте 14 лет в 1942 году. Причем не одна — привела подруг. По воспоминаниям Татьяны Бревновой, «мастер-харьковчанин, поглядев на нас, только руками развел, говоря, мол, «кого нам посылают — детский сад», а ведь это был мужской участок слесарей-медников. Комсомольско-молодежная фронтовая бригада Т.

Мама моя взяла с собой всё, вплоть до перин. Ей все говорили: «Зачем ты всё это берешь, мы скоро вернемся! И про Германию тоже говорил немало. И вот когда началась война, этот лектор сказал, что война продлится месяца три-четыре, а мама моя ответила: «Эта война на годы, она не может длиться три месяца». Он помолчал, а потом тихо ей сказал: «Елизавета Андреевна, вы помалкивайте и никому, кроме меня, не говорите того, что вы сейчас сказали». Она так и сделала: ссылалась на то, что квартиру могут обокрасть или что отец может пропить всё. В общем, мы приехали, нас поселили в дом бригадира. И буквально на следующий день мама говорит: «Дина, ты должна идти на работу в колхоз! Пришла жена бригадира, Настя она была из Мордовии и очень смешно говорила: «Тэбэ чего надо? Поговорила с мамой, поспрашивала и в конце говорит: — Ты какую ей юбку даешь? В общем, сшили мне такую юбку, я пошла утром в колхоз, меня сразу поставили на молотилку. А молотилка, можно сказать, ручная — древняя-предревняя. Ну то есть привод у нее был электрический, работала от аккумулятора, но снопы нужно было подавать вручную. Привозили эту молотилку на лошадях, ставили ее около какого-нибудь скирда, где снопы все. Работали как конвейер: один развязывает, второй подает, третий засовывает сноп в молотилку. Когда кончили работать, то пошли к емкости, где зерно собиралось. И все девочки начали нагружать «карманы» в юбках: килограмма по два-три влезало. Каждый день что-то новое: рожь, пшеница, гречка… Когда я домой пришла, мама сначала переполошилась: «Ой, да как же так!.. Всё, эти три за тобой». Вот так и собирали себе еду. Примерно 1951 год. Здесь Дине около 20 лет Осенью пришло время копать картошку. Мы пошли на выселки с мамой и Раисой — огороды были огромные, посадки в десятках соток исчислялись. Мы ходили по домам и предлагали свою помощь. Ставка была такая: из каждых 10 выкопанных мешков один наш. Там еще и подкармливали хозяева в течение дня, так что совсем было хорошо. Только вечером первого дня хозяйка тихонько кивнула в сторону Раисы и сказала нам: «Вы завтра приходите, только вот эту девочку не берите с собой. Проку от нее мало». Так мы с мамой стали ходить вдвоем, когда Раису удавалось на кого-то оставить. Когда нет, то я одна ходила. Не скажу, сколько мешков мы заработали, — не помню уже, но много. Надолго хватило. А выкопали, значит, в 10 раз больше. Параллельно с этим началась школа. Это было так: в одном классе сидели все дети. Справа первый и второй классы, слева — третий и четвертый классы, а учительница одна на всех. Занималась как могла — по чуть-чуть со всеми. Отдельная история — это большая перемена. За школой был овраг, и мы туда бегали. Не то чтобы там что-то было интересное, но просто больше некуда было. Как-то раз я увидела, что ребята постарше какую-то траву выискивают, отрывают стебель и курят. Спрашиваю, чего это они, а они говорят: «Да есть хочется! Так что я с ними тоже начала дымить. И даже когда в Москву приехала, у мамы сигареты таскала какое-то время, но не очень долго. Словом, можно сказать, я курила в детстве, а после бросила. В самом конце 1942 года приехал вдруг папа: без предупреждения, без письма. Пробыл несколько дней — уж не знаю, как он получил увольнительную на такой срок. И когда засобирался в Москву, я напросилась с ним. Он особенно не возражал, но сказал: «Как же мы поедем, билета-то у тебя нет! Пересаживались с поезда на поезд, чтобы нас не поймали и не ссадили совсем. Мама тревожилась меня отпускать, но всё-таки мы понимали, что так лучше, потому что отец один был в двухкомнатной квартире и на нее уже, как он сказал, зарятся. Но через несколько месяцев мама прислала письмо, что у нее отнялась рука, — из деревни перебрались в Белинский, она распродавала кое-какие вещи, чтобы заплатить за билет на поезд.

Направления деятельности тыла в годы Великой Отечественной войны

  • «Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали / Фоторепортажи /
  • Помним подвиг трудовой | Сельские Вести
  • Одна дневная норма за станком – один сбитый самолет врага
  • 2. Трудовой подвиг советского народа

Другие новости:

  • Всё для фронта, всё для победы
  • Главный снабженец всех фронтов / История / Независимая газета
  • В едином порыве
  • От станка два вершка
  • «Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали / Фоторепортажи /
  • Нина Александровна Стручкова (Соловьёва)

2. Трудовой подвиг советского народа

Во времена Великой Отечественной войны, по ее рассказам, они, дети, шли на работу голодными или «позавтракав» лепешками из травы, которые мать испекла. Участнику Великой Отечественной войны, почетному гражданину г. Мценска, отличнику народного просвещения Лидии Васильевне Петровой исполнилось 90 лет. Предлагаю вашему вниманию кадры, сделанные во время Великой Отечественной войны – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, женщины, после войны на развлекательном портале

Подвиг кировских тружеников тыла отмечен Российской академией наук

Презентация сборника "Трудовой подвиг жителей Корякского округа в годы Великой Отечественной войны" состоялась в Петропавловске-Камчатском. рассказывает она, «шириной 12 м, 9 м в высоту и 3 м в основании (Эти рвы-ловушки похожи на перевернутые трапеции). 1. Трудовой подвиг горьковчан в годы Великой Отечественной войны. А в год 30-летия Победы за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, и успехи в развитии народного хозяйства город Воронеж был награждён орденом Отечественной войны I-ой степени. Напомним, это звание присваивается тем городам, чьи жители и предприятия внесли значительный вклад в достижение победы во времена Великой Отечественной войны, бесперебойно поставляя необходимую продукцию на фронт и в тыл.

Ханты-Мансийск стал «Городом трудовой доблести»: как ковалась победа во времена войны

Эксплуатационники Юго-Восточной в годы Великой Отечественной войны широко практиковали новые методы работы. Презентация сборника "Трудовой подвиг жителей Корякского округа в годы Великой Отечественной войны" состоялась в Петропавловске-Камчатском. До войны здесь располагались главные вагонные мастерские Курской железной дороги, а во время войны на площадях завода производили снаряды, отдельные детали для «катюш», собирали бронепоезда и санитарные поезда. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. В столице Удмуртии были свои трудовые подвиги.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий