Новости нация памирец

Памирцы самостоятельная этническая группа, коренное населения Горного Бадахшана, являющиеся этноконфессиональным меньшинством в составе таджикской нации. Пами́рцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. Подписаться на рассылку главных новостей сайта Получать оперативные новости в официальном канале. Марафон наций. Памирцы. Выпуск от 9 декабря 2022 года. В пятницу получила продолжение история с массовой дракой среди бела дня в Туапсе, которую устроила группа мигрантов. Как выяснили правоохранители, все они являются гражданами.

Памирцы: как появился самый загадочный народ в СССР

Введён запрет на традиции памирского народа - Стержень Азии Фото: РИА Новости/Амир Исаев.
Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев В конце концов, пришли к соглашению, что памирцы будут ежегодно доставлять причитающеюся оплату на русский пост, а начальник Памирского отряда будет ее затем отправлять бухарскому.
ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ Там проживает субэтническая таджикская группа — памирцы, они находятся и в Афганистане, и частично в Пакистане.
Памирцы — происхождение народа, где и как живут, традиции, одежда, кухня Ученые выяснили, что популяции памирцев объединяет общее прошлое с населением Таримского бассейна раннего бронзового века, которое известно благодаря таримским мумиям.
Между миром и Памиром. История этой маленькой страны полна трагических страниц Местные также поговаривают, что памирцы являются потомками Александра Великого, который отправлялся в труднодоступные горные долины Памира в IV веке до н. э. Представители.

Памирцы — чем интересен народ “крыши мира”?

При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи.

Религия С установлением начиная с конца I тыс. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане, где на возвышенностях строились открытые храмы огня, некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Легенды о предках-«огнепоклонниках» и «кафирах-сиявушах» искажённое под влиянием имени иранского героя тадж.

Другой важной религией Памира был буддизм, проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Широко почитаемый при жизни и после смерти Насир Хосров стал духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды исмаилизма в других памирских областях.

Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам - духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости.

Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Этническая самоидентификация Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев.

Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, - к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времен имел хождение этноним таджик.

В наше время таджиками себя считают как персоязычный народ Центральной Азии, язык которого относится к западно-иранской группе, так и носители восточно-иранских языков в лице ягнобцев, язгуламцев, рушанцев, бартангцев, шугнанцев, сарыкольцев, ваханцев, ишкашимцев, сангличцев, мунджанцев. В Афганистане таджиками себя называют ещё и ормури и пашаи и различные группы других народов в том числе пуштунов , говорящих на языке фарси. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык - родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием «славяне» и «славянской национальности».

Ученые отмечают, что понятие «национальная принадлежность» - это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно дает им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей.

Исходя из сходства в обычаях и традициях и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» - тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определенному сообществу. Таджикоязычные жители Памира - дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами.

Между тем язгуламцы хотя и исповедуют суннизм, но по этноязыковому признаку относят себя к памирцам. Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира - это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов.

По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, язгуламцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами. Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса.

Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур.

Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м - отгонно-пастбищное скотоводство.

Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков - кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей.

Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано.

Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно.

По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 - кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 - пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 - пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального и имущественного положения его владельца. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев.

Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорог и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной.

Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение.

Зимняя часть - хона - представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой.

Как обладал связью их предок Мохаммед, основатель ислама. В каждом фактически доме памирцев есть портрет Ага Хана. Для них он почти как бог ну или как говорят памирцы, пророк, имеющий связь с Аллахом. Все его слова имеют почти священное значение. Все слова несут полезную суть, и памирцы следуют им. Вообще, Ага-хан от персидского языка — «господин» и «хан» — это наследственный титул главы религиозной общины исмаилитов-низаритов низариты — это самый распространённый вид шиитов-исмаилитов.

То есть, Ага Ханом зовут того, кто нынче является главой. За последние 20 лет как существует независимая страна Таджикистан Ага Хан приезжал сюда в Памир 3 раза… Даёт проповеди, лекции в главных райцентрах Памира. И стекается туда почти весь окрестный люд из селений за 50-100 км. Буквально на 3-4 часа. Дальше Ага Хан едет в другой райцентр. Фонд Ага Хана и его помощь людям Ага Хан Четвёртый является мультимиллионером, владея несколькими видами бизнеса. В 1967 году он основал «Фонд Ага Хана», из которого черпаются средства на финансирование разных благотворительных проектов. Во время войны в Таджикистане все дороги на Памир с западной стороны были отрезаны и заблокированы.

Продовольствия и товаров оттуда не могло поступать. Одним только своим скудным продовольствием со своих небогатых огородов, ибо, осадков мало и вообще прохладно не очень интересно питаться. Фонд Ага Хана помогал своим единоверцам да и не только им через дорогу Ош-Мургаб восточный Памир , откуда и мы с Дарой поочерёдности зашли в Памир. Таким образом, население было обеспечено продукцией. Причём, бесплатно для местных жителей это всё было. Ныне же Фонд Ага Хана помогает другим странам, кои оказались в какой-то беде — например, после стихийного бедствия. В том числе, помогают и представителями других религий… Помогает Фонд также строительством парков например, симпатичный парк в маленьком Хороге — это его дело и прочие добрые дела совершает. Резиденция Ага Хана — ныне во Франции, а родился он вообще в Кении, что находится в восточной Африке.

В Африке тоже есть исмаилиты… Кстати, в дальнейшем, при посещении Египта в 2014 году я видел могилу одного из Ага Ханов кажется, это Ага Хан Первый , о чём написано в статье «Окрестности Асуана и западный берег». Строгость религии шиитов-исмаилитиов Учение исмаилитов — далеко не строгое. А скорее даже современное. Ибо, согласно учению исмаилитов — старые священные писания со временем устаревают, а с приходом нового времени человечеству нужно более современное учение и его толкование. Молятся исмаилиты всего 2 раза в день. До рассвета и после заката у обычных «нормальных» шиитов — 3 раза, второй — полуденная молитва … Мечетей у них нет… Даже в райцентре Хорог, столице Памира, нет мечети. И будет только строиться, уже даже заложен камень, освящённый Ага Ханом. И называться здание будет вовсе не мечетью, а Джоомат Хана, что переводится как «помещение общины исмаилитов».

По мнению исмаилитов, Бог везде.

Большая часть памирцев объединены на религиозной основе исповеданием исмаилизма. Расселение Области расселения памирцев - западный, южный и восточный Памир , смыкающийся на юге с Гиндукушем - представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых местами подбирается к 7 000 м. Восточные склоны Памира принадлежат бассейну р. Административно вся эта территория, издавна составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделенной между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем в результате экспансии в XIX в. Российской , Британской и Китайской империй и их сателлитов Бухарского и Афганского эмиратов. В результате ареалы многих памирских народов оказались искусственно разделены. Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан , Рушан , Ишкашим , Вахан , Мунджан , Сарыкол - в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо.

Таджикская часть Бадахшана Горно-Бадахшанская автономная область. К западу и северо-западу от вершины расположено Памирское фирновое плато , одно из самых протяжённых высокогорных плато в мире. Плато протянулось с востока на запад на 12 км. Ширина плато составляет 3 км. Нижняя точка плато расположена на высоте 4700 м, верхняя - на высоте 6300 м. Памироязычные народы Классификация памирских народов обычно строится по языковому принципу. Афганская часть Бадахшана Таджикский Бадахшан Северные памирцы Шугнано-рушанцы - группа народов, населяющих смежные долины, говорящая на близкородственных языках-диалектах , что позволяет им при общении сносно понимать друг друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка используется шугнанский. Шугнанцы - Шугнан тадж. Пяндж в районе Хорога , долины его правых притоков Гунт , Шахдара , Баджув.

Ведущий этнос Памира, численностью ок. Рушанцы - Рушан тадж. Общая численность - ок. В неё включаются также малочисленные смежные группы с отдельными языками и отдельным самосознанием: хуфцы - Хуф тадж. Xuf к юго-востоку от Рушана; бартангцы - среднее и верхнее течение р. Бартанг ; рошорвцы - Рошорв тадж. Рошорв , рош. Сарыкольцы кит. Численность ок.

Западные памирцы Язгулямцы - народ, населяющий долину Язгулям на языке язгулямцев - Yuzdam в западном Памире и относящийся к европеоидной расе. Южные памирцы Южные памирцы - реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах: Ишкашимцы - Ишкашим по берегам Пянджа тадж. Ишкошим , ишк. Сангличцы - долина р. Вардудж в афганском Бадахшане , левого притока Пяндж , с главным кишлаком Санглеч. Численность критична 100-150 чел. К северу от Санглеча в районе Зебака раньше существовал зебакский язык , в настоящее время полностью вытесненный таджикским дари. Ваханцы - исторически населяют область Вахан тадж. Вахон , вах.

Во 2-й половине XIX в. Ярхун в Читрале Пакистан , а также в китайском Синьцзяне : Сарыколе и на р. Кильян к западу от Хотана. Общая численность ваханцев - 65-70 тыс. Мунджан в верховьях р. Кокча район Куран и Мунджан в афганском Бадахшане. Численность - ок. Близкие и соседние народы Памирец в Китае Таджикоязычные памирцы С запада долины памирских народов, окружают территории, занятые таджиками -носителями бадахшанских и дарвазских говоров таджикского языка дари. Бадахшанцы-таджики в значительной степени близки к собственно памирцам.

Соседние народы Таджикский язык является для памирцев языком религии исмаилизма , фольклора, письменной литературы, а также средством общения между различными памирскими народностями, говорящими на разных языках. Кроме таджикского языка в общении между разными народностями распространён шугнанский язык и в некоторой степени ваханский язык. Шугнанский язык практически давно уже выполняет роль языка устного общения между памирцами На современном этапе отмечается усиленная экспансия таджикского языка, которая к примеру активно вытесняет ваханский язык из всех сфер применения включая семейную сферу. Ваханский язык, как разговорный занимает доминирующее положение во всем Вахане. Общение между ваханцами и таджикоязчным населением Вахана, а также ваханцев и ишкашимцев ведется обычно на ваханском языке. Для некоторых памирских народностей проживающих в Китае языком межнационального общения является уйгурский и китайский. В Афганистане таковым является дари и в меньшей степени пушту. Согласно Конституции Афганистана памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев. Этногенез и история Памирский воин доисламского периода Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона.

Одна из них - праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока - из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую - с пушту. Вероятно, мунджанцы - остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам - остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников - VII-VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков.

Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев - в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др.

В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме.

Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья. Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу. Их дарят на праздники и значимые события в жизни. В приданом невесты джурабы есть обязательно. Обычаи и нравы Каждый элемент памирского дома имеет символическое значение. Опорой жилища служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине.

Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи.

Почему на Памире ныне не спокойно

Источник: Российская газета «Благодаря комплексу мер, принятых ОМВД России по Туапсинскому району и Туапсинской межрайонной прокуратурой, установлены 15 граждан Республики Узбекистан, принимавших участие в драке 24 апреля в городе Туапсе», — рассказали в пресс-службе прокуратуры Кубани. В краевом надзорном ведомстве также добавили, что в ходе проверки была установлена причина случившегося. Оказалось, этот конфликт произошел на бытовой почве.

Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно.

А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья. Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу. Их дарят на праздники и значимые события в жизни. В приданом невесты джурабы есть обязательно.

В ином случае, сказал глава МВД, правительство будут вынуждены применить военную силу. Но Толиб Аёмбеков называл убийство генерала Назарова результатом его конфликта с местной молодежью и отрицал свою причастьность к его убийству. Местные формирования, чьими неформальными лидерами считали бывших полевых командиров таджикской оппозиции Имомназара Имомназарова, Мамадбокира Мамадбокирова, Ёдгора Мамадасламова и Толиба Аёмбекова, начали сопротивление и вооруженные столкновения в Хороге продолжались в течении 16 часов, до позднего вечера 24 июля В этих столкновениях, как потом правительство Таджикистана подтвердило в своем официальном отчете в ООН, погибли 41 человек — 18 солдат и офицеров правительственных сил и 23 жителя ГБАО. Были ранены десятки человек с обоих сторон. Операция в Хороге привела к серии протестов в Хороге, а также за пределами Таджикистана. Жители Хорога протестовали два дня с требованием прекратить операцию и вывести войска.

Поэтому многие ученики начинают отставать по определенным предметам, в частности по математике. Есть ученики, которые добросовестно пытаются минимизировать это отставание и у некоторых это получается.

При этом встречаются ребята, которые тоже бы рады иметь прочные знания и хорошие оценки по математике, но в силу своего возраста и некоторой неорганизованности, они не в силах вовремя выделить тему, над которой необходимо дополнительно поработать. Ребенок может начать отставать по математике после перехода в старшую школу 5-6 класс или после поступления в университет. Новая обстановка не всегда дает возможность сконцентрироваться на учебе и поэтому начинают возникать проблемы с оценками. Кому нужен репетитор по математике Сейчас довольно распространены частные уроки или репетиторство.

Обретение Памирского поста

За несколько дней до этого в городе Хорог, административном центре Горно-Бадахшанской автономной области, произошло столкновение между протестующими и полицейскими. Демонстранты пытались добраться до площади Исмаила Сомони, расположенной в центре Хорога, но силовики помешали им, применив слезоточивый газ и резиновые пули. В результате погиб 30-летний житель Хорога Замир Назаршоев. Еще как минимум шесть человек пострадали, среди них сотрудники МВД. В городе отключили интернет и мобильную связь. Возмущенные активисты заблокировали трассу Душанбе—Хорог—Кулма. Вид на здание правительства Республики Таджикистан, Душанбе Протесты начались с того, что 200 человек потребовали от властей отставки главы ГБАО Алишера Мирзонабота и мэра Хорога Ризо Назарзода, привлечения к ответственности виновных в гибели 29-летнего местного жителя Гулбиддина Зиебекова в ноябре 2021 года многие опасаются, что за этим могут стоять местные силовики , прекращения преследования жителей Бадахшана, отмены жесткого пропускного режима, уже давно действующего в регионе, снятия всех блокпостов в Хороге и освобождения задержанных после ноябрьских протестов. Власти не стали рассматривать эти требования и назвали недовольство местных жителей результатом деятельности «организованных преступных групп Рушанского района под руководством и при финансировании международных экстремистских и террористических организаций с целью нарушить государственную безопасность, подорвать основы конституционного строя». Они раскритиковали центральные власти за подавление протестов памирского меньшинства с помощью арестов, участия военных и применения силы. У этого региона, известного оторванностью от остальной части страны, свои культурно-исторические и этнические особенности. Проживает в этом регионе субэтническая таджикская группа — памирцы.

В отличие от исповедующих суннизм таджиков они относят себя к одной из шиитских ветвей ислама — исмаилитам. Также жители горного региона отличаются от остальных жителей Таджикистана языками их порядка шести , но все они, как и таджикский, относятся к восточноиранской группе. Памирский мальчик в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана В конце лета 1920 года в Бадахшане утвердилась советская власть. Отношения между ними всегда были натянутыми. Советский Союз уделял региону особое внимание — выделял на развитие дополнительные средства, после распада СССР центральные власти в Душанбе делать это не смогли. Постепенно эта часть страны стала самой бедной. Недовольство власти страны подавляли силой.

По прибытии в Таджикистан его подвергли принудительному исчезновению, а затем, как сообщается, содержали в одиночном заключении сотрудники КГБ. Amnesty International провела интервью с двумя лицами, которые были допрошены различными службами безопасности во время или после подавления в мае 2022 года, но не были арестованы и могли покинуть страну, а также с пятью лицами, которые были задержаны или допрошены до мая 2022 года. Почти все собеседники, которые говорили при строгой анонимности, сообщили о вербальном насилии во время допросов, которое направлялось не только на допрашиваемого, но и на его родственниц, этнических памирцев и их религиозное общество исмаилитов. Многие собеседники также сообщили о физическом насилии во время допросов, включая избиение кулаками, дубинами и металлическими предметами, электрические удары и лишение сна. По словам собеседников, которых подвергали пыткам и другим видам жестокого обращения, это было в основном направлено на получение информации от них и вынуждение их обвинить себя и других. За незначительными исключениями те, кто был произвольно арестован и официально заключен под стражу во время и после подавления в мае 2022 года, были осуждены по несправедливым судебным решениям, многие из них по необоснованным обвинениям в участии в организованных преступных группах статья 187 Уголовного кодекса. Эксперты ООН недавно выразили беспокойство относительно потенциально негативного влияния этого чрезмерно широкого определения терроризма на соблюдение процессуальных норм. Памирцы, задержанные во время и после репрессий в мае 2022 года, часто были осуждены в ходе таких закрытых процессов и во многих случаях не имели доступа к адвокату. В частности, многие наблюдатели назвали судебные процессы над правозащитниками несправедливыми, поскольку публично не было представлено никаких доказательств достоверных обвинений. Приговоры были чрезвычайно суровыми, о чем свидетельствует большое количество 11 приговоров к пожизненному заключению. Например, Комиссия 44 представляла собой неформальную группу лиц, сформированную в ноябре 2021 года в Хороге для мониторинга расследования предполагаемых внесудебных казней и смертельного насилия в отношении протестующих, а также для посредничества между властями и населением в ГБАО. Несколько уважаемых памирских юристов и представителей гражданского общества присоединились к Комиссии 44. Во время репрессий в мае 2022 года ее наиболее видные члены были произвольно задержаны. Они были осуждены и приговорены после того, как Верховный суд Таджикистана произвольно назвал Комиссию 44 «преступной организацией». Фаромуз Иргашов, адвокат, пытавшийся зарегистрироваться в качестве беспартийного кандидата на президентских выборах 2020 года, приговорен к 29 годам лишения свободы по обвинению в участии в преступной группе, убийстве, терроризме и организации деятельности экстремистской организации. Манучехр Холикназаров, также адвокат, директор Ассоциации адвокатов Памира и член Коалиции НПО против пыток и безнаказанности в Таджикистане, приговорен к 16 годам лишения свободы по обвинению в участии в преступной группе и организации деятельности экстремистской организации; а Ассоциация адвокатов Памира была закрыта властями по подозрению в связях с организованными преступными группировками.

Что за нация и каковы ее традиции, сможет рассказать семейный уклад. Наиболее древний вариант семьи основывался на принципе патриархальных отношений. Семьи были большими. В их главе стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись. Так было до появления товарно-денежных отношений. Семья стала моногамной, сохраняя патриархальные традиции. Так продолжалось до установления ислама. Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод. При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным. В некоторых горных народностях были приняты родственные браки.

Теперь уже главы советских государств хотели покончить с полу-этническим состоянием республик. Поэтому через два года 1939 г памирцы при новой переспи были «включены под шрифтом «таджики»». Каландаров в своей видео-лекции рассказывает о том, что ещё в 1959 году памирские народы числились в списках народов СССР, но в то же время указывалось их «Основное название национальности, к которому относятся самоназвания». К примеру, во время переспи 1959 г. Также как и в 1979 году. В последующих переписях — 1959, 1970 и 1979 годов — памирцы уже никаким образом не выделялись. Лишь в переписи 1959 г.

Обретение Памирского поста

Мы видели в Казахстане, когда внутренние проблемы послужили толчком для влияния внешних сил. Посмотрим, как будет дальше развиваться конфликт, как его удастся купировать, как из него будут выходить, — считает политолог. Специалист по вопросам безопасности в Центральной Азии Рустам Бурнашев отмечает, что есть большое недовольство населения Горно-Бадахшанской автономной области по отношению к политике, которую проводят власти страны. Сотрудники МВД Киргизии в одном из сел Баткенского района на киргизско-таджикской границе — В частности, это недовольство по статусу данной области. То есть де-юре она автономна, но степень этой автономности очень низкая.

Центральные власти усиливают давление на нее с помощью административных рычагов, прежде всего через назначение главы области, руководителя силовых структур. Население хочет ту степень автономности, которая предоставлена Конституцией Таджикистана. Это выливается в те или иные столкновения. Это привело к тому, что центральная власть зачем-то стала применять силу для разгона митингующих, к сожалению, есть погибшие, — сообщил специалист.

По его словам, выступления местного населения в защиту прав и свобод в Таджикистане происходят регулярно, особенно в Горно-Бадахшанской автономной области. Выступления за соблюдение уровня автономности проходят регулярно. С точки зрения населения там нет ничего нового, но с точки зрения властей — есть. Последовавшая реакция со стороны правительства была, безусловно, жесткая, давно не было такого, чтобы было целенаправленно отдано распоряжение стрелять по населению, — добавил политолог.

Бурнашев полагает, что существует несколько сценариев развития ситуации. Вполне возможно, что протесты могут пойти на спад — это оптимальный сценарий для Душанбе. Другой сценарий может быть связан с тем, что степень недовольства будет сохраняться и население так же, как и раньше, будет выходить с требованиями, чтобы голос был услышан, но это всё же вариант стабилизации. Есть вариант худший для Душанбе, он связан с внешним влиянием на Горный Бадахшан.

Там проживает субэтническая таджикская группа — памирцы, они находятся и в Афганистане, и частично в Пакистане.

Народ в напряжении и хочет снова выйти на митинг, но мы их сдерживаем. Мы надеемся, что Рустами Эмомали отреагирует на наше обращение и ситуация будет стабилизирована, — говорит Пирмамадов.

По его словам, больше всего обстановку нагнетает местное управление Госкомитета национальной безопасности ГКНБ , которое отправляет повестки участникам митинга и заставляет снимать телесюжеты и передачи, в которых протестующих обвиняют в преступлениях. Люди и так напряжены из-за усиления военного присутствия в области и отсутствия интернета. Еще и фильмы транслируют, в которых обвинительная риторика, что не может не раздражать народ.

Другие структуры не создают напряженности и не нагнетают обстановку. С местным хукуматом администрацией. По теме Отсутствие интернета лишило памирских школьников возможности поступления в вузы РФ Митинг в Хороге начался после того, как сотрудники правоохранительных органов утром 25 ноября застрелили 29-летнего Гулбиддина Зиёбекова при попытке задержания.

Климат здесь довольно суров, температура в течение дня меняется от минус 30 до плюс 16 градусов. Российский отряд опроверг это. Кроме военных целей, Шаджанский отряд выполнял функции первой метеорологической станции Императорского Русского Географического общества на Памире. Имя Михаила Ионова в те годы гремело на весь мир.

Он был первым русским офицером, прошедшим со своими солдатами с севера на юг весь неприступный Памир и проникнувший в Индию, то есть сделавший то, о чем давно мечтали в России. Былое благополучие края было связано с Россией. Николай Захарчев рассказал, как в 2004 году, при выводе российских пограничников с Памира в погранотряде долго не могли найти человека — ни среди россиян, ни среди памирцев, — который бы согласился опустить флаг России на флагштоке отряда. Сегодня к России здесь тоже относятся хорошо.

Ведь она сейчас кормит многие таджикские семьи, члены которых зарабатывают в ней деньги. Не забыта именно памирцами, простыми людьми, не политиками. По сути, Памир — осколок Российской империи. Памирцы-исмаилиты до сих пор в большинстве своем ассоциируют себя как подданных именно той империи.

У них рассказы о том, как русские 120 лет назад спасли Памир от геноцида, передаются из поколения в поколения даже вопреки официальным установкам. В школах этого не преподают, а практически каждый памирец знает историю о том, как «Белый царь» помог их предкам. Поэтому и установление мемориальной доски было принято так тепло. Сейчас на бывших наших национальных окраинах идет такая тенденция, что сносятся памятники нашей общей истории — в Украине, Прибалтике, в Средней Азии Ташкент.

А на Памире наоборот, установлен памятный знак! Говоря об особом отношении к русским на Памире, стоит сказать и о том, что поискам Захарчева активно способствовали и местные жители — руководитель Фонда им. Кивикэса А. Бекмуроди, тележурналист Т.

Гадомамадов, глава района М. Джошбаев, директор турфирмы «Pamir-Fortess Co» У. Абибов и сотрудник Таджикского национального парка Т.

Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима — символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима.

Столб Али — символ дружбы, любви, верности, соглашений. Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длиннее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн — символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи «чарогравшан» после смерти человека.

Четырёхступенчатый свод дома — «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь. Брак и семья Наиболее архаичной формой семьи у горных памирцев являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей.

На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения. С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца.

У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный Кисляков 1951: 7-12.

В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь. Пещерева 1947: 48 Традиционная пища В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки лапша, клецки, болтушка, лепешки , в дробленном виде для густой или жидкой каши , фрукты, грецкие орехи, бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко, чай с молоком, с добавлением сливочного масла чай тибетских лам , по памирски «ширчой». Чай с молоко пили часто, а сливочное масло могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами, фруктами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне.

Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. Пещерева 1947: 48 Традиционные занятия Земледелие, скотоводство Основное занятие горных памирцев- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали орт кишлака, далеко в горах.

Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по ещё незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака. Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ. Кисляков 1949: 38-39 Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней. Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов.

Памирцы — чем интересен народ “крыши мира”?

Новости технологий» Происшествия» Руслан Бобиев из Москвы — кто он, биография, что он сделал. Памирцам, сумевшим сохранить общинный характер взаимоотношений, и через века несущим самобытность своей древней культуры. Среди памирцев много людей с глазами этакого крайнезападнославянского голубого цвета. Кроме того, памирцев, кхо и буришей сближает общее субстратное наследие доиндоевропейских аборигенов Памиро-Гиндукуша, остатками которых и являются буриши.

Памирские платья

С приездом памирцев в Северную столицу у нас появились приверженцы редкого для России религиозного направления — исмаилизма. их историческое формирование, национальность, язык и религию, а также традиции, внешность и характер. Но его жители все еще считают себя единой нацией — памирцами.

Доброволец-памирец поможет освободить Донбасс

Кроме того, с железного века по Центральной Азии распространяется восточная предковая компонента. Вместе с тем в регионе долгое время проживали и относительно изолированные группы, сохранявшие свою генетическую самобытность. Например, в минувшем году выяснилось , что популяция Таримского бассейна ранней и средней бронзы, от которой до наших дней сохранились многочисленные мумии, происходила главным образом от древних северных евразийцев, оказавшихся в Сибири еще в эпоху палеолита. Для этого они прочитали с высоким покрытием более 30 раз геномы 131 человека, относящихся к двум языковым семьям. Кроме того, они привлекли 121 ранее опубликованный геном людей из соседних регионов Центральной Азии, прочитанный с высоким покрытием, после чего объединили полученные данные с уже известными древними и современными геномами. Метод главных компонент показал, что таджики отличались от памирских популяций, благодаря, вероятно, более высокому вкладу, связанному с неолитическим населением Анатолии. Палеогенетики обнаружили, что современные таджики и памирцы ближе к популяциям бронзового века из Центральной Азии и Евразийской степи, нежели к населению этих регионов железного века. Напротив, киргизы оказались ближе к популяциям железного века и исторической эпохи из Центральной Азии. Ученые выяснили, что популяции памирцев объединяет общее прошлое с населением Таримского бассейна раннего бронзового века, которое известно благодаря таримским мумиям. У киргизов же есть общее прошлое с популяциями неолита, бронзового и железного веков, населявшими Северный Китай и Монголию. По данным генетиков, предки современных таджиков появились в результате смешения представителей андроновской археологической культуры и Бактрийско-Маргианского археологического комплекса их также можно представить, как население Туркменистана железного века.

Важно не забывать, что пригласив гостя, памирец обязуется защитить его жизнь и честь. Памирцы сохранили множество традиций, связанных с одеждой. Одежда памирцев защищает от холода, но также имеет символическое значение. Например, каландар — это узорчатый платок, который покрывает голову. Он символизирует желание человека скрыть свои мысли и эмоции от других. Современный мир ставит перед памирцами новые вызовы, однако они продолжают сохранять свои уникальные традиции и культуру. Такие мероприятия, как праздники, могут являться отличным способом знакомства с этим замечательным народом и его традициями. Что делает памирцев уникальными? Памирский народ — это уникальный этнос, который издавна живет в экстремальных климатических условиях.

Однако не только суровость климата, но и культура, а также традиции, сделали памирцев такими, какие они есть. Памирцы обладают богатым культурным наследием, которое до сих пор переживает свой расцвет. Они известны своими тканями, яркими нарядами, украшениями из семян баобаба и кускуса. Их мастерство вышивки и гобелена — просто бесподобно. Необычайно тесная связь с природой оставила отпечаток на культуре этой этногруппы. Так, например, у памирцев нет привычки утилизировать алюминиевые банки, они не принимают возможность использования пластика, предпочитая ему традиционные материалы. Уникальность памирцев проявляется также в их архитектуре. Они строят дома в виде куполов, которые украшены различными цветами и другими растительными мотивами. Будь то крепость, замок или жилое строение — в нем всегда есть что-то, что является воплощением света и тепла.

Возможно, самая удивительная черта, которая делает памирцев уникальными — это связь поколения со старшими. Их язык и традиции передаются из поколения в поколение. И это, пожалуй, самая главная черта, которая выделяет памирцев как самобытный и уникальный народ. Современная жизнь памирцев Памирцы — уникальный народ, обладающий богатой историей и культурой. Они живут в горных районах Центральной Азии и знают, как приспосабливаться к жестким условиям жизни в горах. Современные технологии не обошли их стороной, и сегодня памирцы сохраняют свои традиции и культурные особенности, но также активно взаимодействуют с современным миром. Одна из главных особенностей памирцев — гостеприимство.

Об агрессивной компании давно известно на юге Москвы. Излюбленным местом для тусовок у них был один из торговых центров в Чертаново. Чаще всего жертвами становились молодые люди, которые приходили на фудкорт с девушками и в ходе перепалки были вынуждены защищать своих спутниц.

Об этом «МК» рассказал хакер, который долгое время следил за «памирцами» в интернете, вступая в их закрытые чаты. По его словам, в последнее время они перешли границу. Их жертвы, как правило, подростки, там на роликах видны унижения и избиения. Они подходили к парням, которые выглядели как то не так. Одного парня они избили за татуировку.

В частности, высокий уровень безработицы, назначение на ключевые должности в Горном Бадахшане людей из Душанбе. Они редко пользуются доверием жителей ГБАО, зато большое влияние на них имеют местные авторитеты. Разные сценарии развития событий Это всегда был взрывоопасный регион с достаточно большим количеством внутренних проблем, отмечает доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина. Но все предыдущие конфликты быстро купировали, стороны приходили к согласию. Внутренний конфликт возможен, но мы понимаем, что всегда можно ожидать внешнего участия, того же британского, англосаксонского следа. Мы видели в Казахстане, когда внутренние проблемы послужили толчком для влияния внешних сил. Посмотрим, как будет дальше развиваться конфликт, как его удастся купировать, как из него будут выходить, — считает политолог. Специалист по вопросам безопасности в Центральной Азии Рустам Бурнашев отмечает, что есть большое недовольство населения Горно-Бадахшанской автономной области по отношению к политике, которую проводят власти страны. Сотрудники МВД Киргизии в одном из сел Баткенского района на киргизско-таджикской границе — В частности, это недовольство по статусу данной области. То есть де-юре она автономна, но степень этой автономности очень низкая. Центральные власти усиливают давление на нее с помощью административных рычагов, прежде всего через назначение главы области, руководителя силовых структур. Население хочет ту степень автономности, которая предоставлена Конституцией Таджикистана. Это выливается в те или иные столкновения. Это привело к тому, что центральная власть зачем-то стала применять силу для разгона митингующих, к сожалению, есть погибшие, — сообщил специалист. По его словам, выступления местного населения в защиту прав и свобод в Таджикистане происходят регулярно, особенно в Горно-Бадахшанской автономной области. Выступления за соблюдение уровня автономности проходят регулярно. С точки зрения населения там нет ничего нового, но с точки зрения властей — есть. Последовавшая реакция со стороны правительства была, безусловно, жесткая, давно не было такого, чтобы было целенаправленно отдано распоряжение стрелять по населению, — добавил политолог.

Кто они - эти памирцы ?

Эскалация репрессий в отношении памирцев вынудила некоторых людей оказаться на передовой украинского конфликта. Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах. Пожалуй, памирцы — самая гостеприимная нация из всех виденных за все годы путешествий с 2004 по 2019 годы. Эскалация репрессий в отношении памирцев вынудила некоторых людей оказаться на передовой украинского конфликта. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий