Новости молодой достоевский

Портрет Федора Михайловича Достоевского в молодости выполнен его однокашником по Николаевскому инженерному училищу Константином Александровичем Трутовским, в будущем. Внимание Достоевского привлекают железнодорожные катастрофы, судебные процессы, увлечение интеллигенции спиритизмом, распространение самоубийств среди молодежи. В 1843 г. Федор Достоевский в качестве полевого инженера-подпоручика был зачислен в Петербургскую инженерную команду.

Скульптура молодого Достоевского появилась в ЦАО

Возле Кремля открыли памятник молодому Достоевскому В противовес своему антиподу, стоящему у РГБ, молодой Достоевский прямо смотрит перед собой — не измученный еще ни фальшивой казнью, ни каторгой, ни эпилепсией.
Young adult как современный Достоевский Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным — в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта.

В Москве открыли памятник молодому Достоевскому

Государственное издательство художественной литературы. Издательский переплет. Сохранность хорошая. В настоящем издании рассматривается ранний период творчества Ф.

Существенно влияние Шиллера.

Поэтика раннего Достоевского складывается в большой степени под влиянием французской литературы того времени. Здесь важен опыт знакомства с Бальзаком. Буквально отрабатывает перо на этом переводе. Для всего художественного мира писателя чрезвычайно существенна роль Сервантеса.

Так, понимание сущности образа Мышкина немыслимо без проекции на «Дон Кихота» Сервантеса. И это только часть имен, ими все не исчерпывается. Достоевский много читал. У него не было системного университетского гуманитарного образования, но он был человеком весьма образованным и жадно занимавшимся самообразованием.

Показательно, с какой настойчивостью он просит присылать ему новые книги в ссылку. Причем, это серьезная литература. Это книги по античной истории, классической философии, по истории права. Достаточно широкий и даже респектабельный диапазон книжных интересов.

Прослеживаются ли эти события в его творчестве? В том числе и тем, что он никогда не пытался никому выставить счета, связанные с этим тяжелейшим трагическим опытом осуждения на смертную казнь, а затем каторги и ссылки. Достоевский считал, что для него это важный опыт. Он был ему благодарен.

И когда некоторые его знакомые нарочито оппозиционных взглядов взывали к его самосознанию обиженного самодержавием человека, Федор Михайлович неизменно их осаживал. Он считал, что для его души — это важнейший этап, без которого он просто не мог бы состояться как человек. В этом смысле весь зрелый Достоевский выходит из опыта каторги, тюрьмы. Именно тогда Достоевский переживает религиозный перелом.

Хотя и до того он атеистом не был. Но глубинно религиозным человеком, для которого центром мироздания, центром самосознания является Христос, чье представление о человеке целиком христоцентрично, он становится именно там, на каторге и в ссылке. А это, собственно говоря, основа всего позднего Достоевского. В чем истинный секрет этой актуальности?

Я бы предложил один. Конечно, Достоевский реалист. Но неслучайно он настороженно относился к попыткам говорить о себе как о «реалисте», о собственной литературе как «реалистической». Он говорил о своем методе как об особом реализме, «реализме в высшем смысле».

И этот реализм отличается от обычного реализма фактографии, изображения действительности, этакого ей подражания. С этой точки зрения Достоевский, в общем-то, не особо в действительности верен. Его зачастую упрекали в том, что у него ненатуральные герои, что это люди вечной лихорадки, что обычная жизнь в творчестве Достоевского — бесконечный скандал. Институт мировой литературы им.

Горького Российской академии наук Так вот, Достоевский сильно ориентирован на почву каждодневной жизни, некий гумус прозаической реальности. Он черпает свои сюжеты из сора, из криминальной хроники, из газет, из рассказов о том, как по соседству мастеровой жену зарезал. Или какой-то студентишка с мансарды старуху убил. Вот этот «гумус» из газетных хроник он берет за основу сюжетов своих текстов.

И дальше подвергает их такой возгонке, такой спиритуализации, что мы в конце концов получаем мистерию на основании криминальной хроники. Мистерию, которая превозмогает пределы времени и выходит к вечным смыслам. Достоевский любил повторять, что он привязан к текущей действительности, но его интересует, прежде всего, не она, а «начала» и «концы». Глубинная, духовная предпосылка исходящего и его окончательное следствие там, за пределами времени, в вечности, в мире непреходящих смыслов, метафизической ясности, Истины.

Складывается ощущение, что город живет своей жизнью и, возможно, даже подталкивает героев к решениям или действиям? Пространство у Достоевского, а уж особенно пространство Петербурга — живое, одушевленное начало. И именно это свойство позволяло некоторым ученым, в том числе академику Владимиру Николаевичу Топорову, говорить об особой мифопоэтической природе художественного мира Достоевского. Что он имел в виду?

В древних эпосах художественное пространство не нейтрально, оно обязательно ценностно нагружено и связано по смыслу с аксиологическими аспектами сюжета. Скажем, фундаментальная битва героя с антигероем возможна только в свободном, открытом пространстве. А переход от дня к ночи — это пространство переходное в ценностном смысле. Оно несет в себе переход от мира живых к миру мертвых.

И переход от нормы поведенческой к нарушению нормы. Впрочем, это законы, по которым существуют мифопоэтические, архаические тексты в индоевропейской традиции начиная с древнейших эпосов, «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и т. Так вот, в большой степени тексты Достоевского устроены так же. Духовный кризис героя, ценностный, нравственный тупик его идеи сопрягается обычно с пребыванием в закрытом и искривленном пространстве.

Именно в таком пространстве вызревают идеи Раскольникова. И напротив, выход к покаянию, к преодолению искушения, к очищению, к воскресению сопровождается перемещением на открытое пространство, на пространство площади, перекрестка и т.

Людмила Сараскина цитирует митрополита Исидора, в его воспоминаниях сохранились студенты, беспрерывно читающие псалмы у гроба писателя в церкви Святого Духа: «Они молились, стоя на коленях, с плачем и рыданиями. Тогда митрополит Исидор сделал вывод: умер не просто писатель. В 1839 году Ф. Достоевский писал брату Михаилу: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» [5]. Автору этих строк восемнадцать лет, но уже тогда он ставит перед собой недостижимую, высокую цель — изучить тайну человека. Он не сможет вывести четкую математическую формулу, но весь свой литературный и публицистический труд направит на попытку приблизиться к разгадке этой тайны. Важнейшим писательским кредо, как это определил Юрий Селезнев, для Ф.

Достоевского было присутствие страсти, идеи и «непременно указующего перста» [8, с. Образ «указующего перста» вполне закономерен. Для писателя, ориентированного на народ, его будущее и будущее России, первостепенной задачей становится попытка выяснить, кто готов и кто должен повести за собой будущие поколения. Интересен случай, произошедший на одном из обедов петербургских профессоров, на котором чествовали приехавшего из Европы И. Иван Сергеевич, как подмечает Юрий Селезнев, «имел слабость почитать себя духовным учителем общества» [8, с. Федор Достоевский, не выдержавший столь восторженной реакции публики, задал Ивану Тургеневу вопрос: «Скажите прямо, каков ваш идеал? Этот вопрос писатель задал выступавшему неслучайно. Достоевский, прошедший «школу революционеров», как никто иной понимал, насколько заразительной может быть идея. Как признавался публицист, еще в 1846 году он был посвящен «во всю правду грядущего обновленного мира» [8, с. Посвятил его тогда в это учение В.

С первых дней знакомства он поражал сознание Достоевского, впечатлял молодую душу писателя. Споры между ними начинались именно тогда, когда молодой Достоевский отстаивал учение Христово, названное Белинским «ложным и невежественным». Юрий Селезнев отмечает, что под влиянием «новых учителей» ученики обретали «новые идеалы». По мнению критика, Белинский веру не искоренил в Достоевском, но заронил «семена сомнения»: «Никогда больше не сможет он вернуться к простодушной религиозности детства и отрочества» [8, с. В апреле 1878 года он пишет письмо студентам Московского университета, в котором рассуждает о нынешнем положении молодежи и ее взаимоотношениях с русским народом. Формально в этом письме он впервые выступает наставником русской молодежи, хотя брать на себя роль учителя и проповедника, как он сам признавался, не желал. Писатель видит в молодежи «великую надежду России»: «никогда молодежь наша не была искреннее и честнее что не малый факт, а удивительный, великий, исторический. Но в том беда, что молодежь несет на себе ложь всех двух веков нашей истории» [6]. Федор Михайлович определяет два пути молодежи. Первый — атеизм: «наш студент уходит не к народу, а куда-то за границу, в "европеизм", в отвлеченное царство небывалого никогда общечеловека, и таким образом разрывает и с народом, презирая его и не узнавая его» [6], второй — путь в народ, который сложен для современного поколения, поскольку, во-первых, необходимо «разучиться презирать» народ, а, во-вторых, «уверовать в Бога».

Следовательно, вполне логичен образ Алеши Карамазова, окруженного детьми. Он готовит «будущее молодое поколение, нынешних детей, которые уже и сейчас обожают его, как ученики учителя своего» [8, с.

Читать первому это произведение выпало Николаю Некрасову. Прочтение заняло одну ночь, после чего автор «Кому на Руси жить хорошо? При участии Некрасова роман был издан в альманахе «Петербургский сборник». Второе его произведение — «Двойник» — публика не поняла и отвергла. Критика шельмовала молодого автора, именитые писатели его не понимали. Он ссорится с И.

Тургеневым и Н. Некрасовым, его перестали печатать в «Современнике». Вскоре произведения Достоевского появились в «Отечественных записках». Арест и каторга Знакомство с социалистом Петрушевским кардинально изменило судьбу Федора Достоевского. Он участвует в пятничных собраниях, а со временем вошел в тайное общество, которое возглавлял коммунист Спешнев. За то, что писатель публично прочитал запрещенное письмо Белинского к Гоголю, его арестовали в 1849 году. Он так и не успел насладиться успехом романа «Белые ночи», вышедшего годом ранее. Восемь месяцев, на протяжении которых велось следствие, Достоевский провел в Петропавловской крепости.

Военный суд вынес приговор — смертная казнь. Казнь оказалась инсценировкой: перед началом исполнения писателю зачитали указ об изменении меры наказания. Ему предстояло отбыть восьмилетнюю сибирскую каторгу через месяц этот срок уменьшили вполовину. В романе «Идиот» Достоевский отразил чувства, которые пережил в ожидании казни. Фото: wikipedia. Он страдал от одиночества и отчуждения: другие арестанты не принимали его из-за дворянского титула. В отличие от других каторжан писатель не был лишен гражданских прав. Четыре года он читал единственную книгу — Евангелие, которое подарили ему жены декабристов в Тобольске.

Это стало причиной духовного перерождения писателя, изменения убеждений. Достоевский стал глубоко религиозным человеком. Воспоминания о каторге были использованы писателем при создании «Записок из Мертвого дома» и других рукописей. Вступление на престол Александра II принесло романисту помилование в 1857 году. Ему было разрешено публиковать свои произведения. Расцвет литературного таланта Новый этап в творчестве писателя связан с разочарованием в социалистической идее. Его интересует философская составляющая социальных вопросов, проблемы духовного бытия человека. Он помогает брату Михаилу издавать альманах «Время», а после его закрытия в 1863 году — журнал «Эпоха».

На страницах этих изданий появились романы Достоевского «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья». Писатель часто выезжал за границу в поисках новых тем, но завершалось все тем, что он проигрывал огромные суммы за рулеткой в Висбадене.

Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады

  • ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
  • Главная навигация
  • Возле Достоевского у РГБ теперь появился молодой Достоевский
  • актеры и роли

Фёдор Достоевский: личная жизнь

  • Молодой литератор
  • Легенда 1. Достоевский был страстным игроком
  • Новые публикации
  • Поделитесь статьей с друзьями

Памятник молодому Достоевскому появился в Москве

Вскоре овдовевшая молодая женщина осталась на чужбине без поддержки, с сыном на руках, и Достоевский рад был протянуть руку помощи. Именно это произведение величайшего русского поэта Достоевский цитировал в своей знаменитой «пушкинской речи». Памятник молодому Достоевскому на Воздвиженке в Москве Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look PressПамятник молодому Достоевскому на Воздвиженке в Москве.

Фильм о жизни Достоевского в Сибири показала ГТРК «Новосибирск»

Каждый желающий может присесть рядом, подумать о судьбах мира вместе с ним или сделать селфи. Инициатором установки объекта стал Книжный клуб имени писателя: Достоевский появился рядом с его входом. Заметим, что новое изваяние классика — не памятник, а малая архитектурная форма. То есть работу Анастасии Лужиной при желании можно передвинуть, правда, пока никто этого делать не собирается. В том, что место выбрано удачно, сошлись все участники церемонии открытия: директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, писатель и главный специалист по творчеству Достоевского Игорь Волгин, замглавы Музея декоративного искусства и член экспертного совета конкурса на создание этого монумента Алина Сапрыкина и праправнук классика Алексей Достоевский. Фото: Мария Москвичева Дмитрий Бак также рассказал, что через пару месяцев, ко дню рождения классика 11 ноября в Москве после реставрации вновь откроется музей Достоевского, где он жил в юности с семьей. Это самый первый музей мастера, существующий с 1928 года. А еще литературовед обратил внимание собравшихся на то, что символом юбилея стал портрет работы художника Константина Трутовского, который изображает писателя как раз в 25-летнем возрасте.

Именно этот образ лег в основу работы Анастасии Лужиной. Алина Сапрыкина рассказала, что совпадение имени автора объекта с персонажем «Преступления и наказания» Пётр Лужин — жених Дуни Раскольниковой , — мистическая случайность. Хотелось бы, чтобы этот образ и место стали символическими во всех смыслах, и это уже происходит само собой.

Критиковать правительство, читать запрещённую литературу и с симпатией смотреть на социализм было в духе времени. Это и значило «быть революционером». Достоевского судили даже не за это — он, в общем, и не стал соратником Петрашевского, а лишь вместе со всеми читал то, что нельзя было читать, и обсуждал то, что нельзя было обсуждать. А ещё не доносил. Так и осудили — «за недонесение о распространении» преступных сочинений. Николай I В то время по Европе прокатилась волна революций или, как её называли, «Весна народов»: народ взбунтовался во Франции и в германских землях, на Сицилии и в Венгрии. Российский император Николай I боялся, что и в его столице плетут заговоры с целью революции. Поэтому военно-судебная генеральская комиссия вынесла самый строгий приговор тайному кружку — все подсудимые, 21 человек, были приговорены к расстрелу. Однако сам император решил поступить «справедливее». Приговор был изменён на разные сроки каторги и ссылки, но несчастные подсудимые должны были узнать об этом в последний момент... Инсценированная казнь петрашевцев Рано утром 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу всех петрашевцев привели на казнь. Троих из них, включая Петрашевского, облачили в саваны, солдаты с заряженными ружьями встали напротив них, — и «вдруг» прискакал фельдъегерь и объявил помилование. Как говорят, один из петрашевцев даже сошёл с ума, не выдержав напряжения момента.

Лицензионное соглашение Дорогие читатели! Библиотека напоминает о важности соблюдения авторских прав, а также о том, что ответственность за их нарушение лежит на совести нарушителя! Авторское право сохраняется за всеми документами, представленными в электронных базах данных и на партнерских онлайн-ресурсах. Продолжая пользование сайтом, вы соглашаетесь с лицензионным соглашением. Сплошное копирование целых томов или выпусков журналов, текстов и изданий включая применение программных средств категорически запрещено, за исключением случаев, когда это необходимо для их цитирования в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях и в объеме, оправданном целью цитирования. Читатель имеет право использовать материалы в учебных целях, но не имеет права тиражировать электронные документы и распространять их в коммерческих целях. Передавать свою регистрацию Логин и Пароль третьим лицам тоже запрещено. Правила пользования Всероссийская библиотека иностранной литературы им.

На титульном листе по верхнему краю владельческая рукописная надпись чернилами черного цвета: «Е. В книге Кирпотина представлены биографические материалы семьи Достоевских, размышляет над истоками литературного творчества писателя, в особенности произведений сороковых годов XIX в. Регистрационный номер:.

Со дня рождения Федора Достоевского исполнилось 200 лет

В противовес своему антиподу, стоящему у РГБ, молодой Достоевский прямо смотрит перед собой — не измученный еще ни фальшивой казнью, ни каторгой, ни эпилепсией. Кроме того на librebook вы можете скачать книгу Подросток Федор Михайлович Достоевский в формате Fb2, MOBI, EPUB. Кроме того на librebook вы можете скачать книгу Подросток Федор Михайлович Достоевский в формате Fb2, MOBI, EPUB. У Достоевского прибавляется читателя, даже среди молодежи».

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

Молодой Достоевский (читаю его дневники) интересно писал, что человек не должен быть погруженным в себя интровертом, внимание его должно занимать и нечто внешнее ему. Желание изменить мир привела молодого Достоевского в политический кружок Будашевича-Петрашевского. Вот, например, молодой Пушкин, который никогда с Достоевским не встречался, тоже спрашивает вас: «А ты читал Достоевского?».

А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы

Идеи летают в воздухе, но непременно по законам; идеи живут и распространяются по законам, слишком трудно для нас уловимым; идеи заразительны, и знаете ли вы, что в общем настроении жизни иная идея, иная забота или тоска, доступная лишь высокообразованному и развитому уму, может вдруг передаться почти малограмотному существу, грубому и ни об чем никогда не заботившемуся, и вдруг заразить его душу своим влиянием? Укажут мне, пожалуй, опять, что в наш век умерщвляют себя даже дети или такая юная молодежь, которая и не испытала еще жизни. А у меня именно есть таинственное убеждение, что молодежь-то наша и страдает, и тоскует у нас от отсутствия высших целей жизни. В семьях наших об высших целях жизни почти и не упоминается, и об идее о бессмертии не только уж вовсе не думают, но даже слишком нередко относятся к ней сатирически, и это при детях, с самого их детства, да еще, пожалуй, с нарочным назиданием. Что же, это ведь отчасти и правда: при нашем всеобщем индифферентизме к высшим целям жизни, конечно, может быть, уже и расшаталась наша семья в известных слоях нации. Ясно по крайней мере до наглядности то, что наше юное поколение обречено само отыскивать себе идеалы и высший смысл жизни. Но это-то отъединение их, это-то оставление на собственные силы и ужасно. Это вопрос слишком, слишком значительный в теперешний момент, в теперешний миг нашей жизни. Наша молодежь так поставлена, что решительно нигде не находит никаких указаний на высший смысл жизни.

От наших умных людей и вообще от руководителей своих она может заимствовать в наше время, повторяю это, скорее лишь взгляд сатирический, но уже ничего положительного, — то есть во что верить, что уважать, обожать, к чему стремиться, — а всё это так нужно, так необходимо молодежи, всего этого она жаждет и жаждала всегда, во все века и везде! А если бы и смогли и в силах еще были ей передать что-нибудь из правильных указаний в семье или в школе, то опять-таки и в семье и в школе конечно, не без некоторых исключений слишком уж стали к этому индифферентны за множеством иных, более практических и современно-интересных задач и целей.

Произведение в унтер-офицеры было основано на пункте приказа военного министра в связи с манифестом 27 марта 1855 года в ознаменование начала царствования Александра II и дарованием льгот и милостей ряду осуждённых преступников. О производстве Достоевского в унтер-офицеры ходотайствовал командующий отдельным Сибирским корпусом генерал от инфантерии Г. Все три «верноподданнические» стихотворения Достоевского «На европейские события в 1854 году», «На первое июля 1855 года», «На коронацию и заключение мира» не были напечатаны при жизни писателя.

Надеясь на помилование нового императора Александра II, Федор Михайлович пишет письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Эдуарду Ивановичу Тотлебену с просьбой походатайствовать о нём перед императором. Это письмо доставил в Петербург друг писателя барон А. Тотлебен на личной аудиенции у императора добился определённого помилования. Однако Александр II приказал установить за писателем тайный надзор до полного убеждения в его благонадёжности. Спустя неделю после венчания молодожёны отправились в Семипалатинск и на четыре дня остановились в Барнауле у П.

Семёнова, где у Достоевского произошёл эпилептический припадок. Помилование Достоевскому т. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос. В 1859 году были опубликованы повести Достоевского «Дядюшкин сон» в журнале «Русское слово» и «Село Степанчиково и его обитатели» в журнале «Отечественные записки». В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов.

В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского. Тем не менее, поскольку современники не смогли дать достойную оценку повестям «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мёртвого дома». Данное новаторское сочинение, точное определение жанра которого до сих пор не удаётся литературоведам, ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных.

Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место, как в русской, так и в мировой литературе. В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский предстал русским Данте, который спускался в ад. Герцен пытался перевести это произведение на английский язык, но из-за сложности перевода издание не было осуществлено. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».

Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Н. Страховым и А. Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. Достоевский предпринял поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах и в это же время 1864 год потерял жену и брата. В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности основой которых являлись европейские социалистические теории , формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей.

Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут своё отражение в «Дневнике писателя». К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят так называемое «великое пятикнижие», в которое входят зрелые романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Несмотря на то что в «Дневнике писателя» публиковались литературные произведения, он относится к публицистике и критике. Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекратилось февраль 1865 года. Взяв на себя ответственность за долговые обязательства «Эпохи» и испытывая финансовые затруднения, Достоевский вынужден был согласиться на кабальные условия договора по публикации собрания сочинений с издателем Ф.

Стелловским и начал работать над романом «Преступление и наказание». Первые главы отсылались М. Каткову прямо в набор консервативного журнала «Русский вестник», где вышли в январе и феврале 1866 года, и печатались из номера в номер. До конца года Достоевский мог закончить роман. Однако, по жёстким условиям «драконовского контракта» под угрозой потери авторских прав и гонораров на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф.

Стелловского писатель должен был предоставить новый неопубликованный роман к 1 ноября 1866 года. Достоевский находился в пограничной ситуации, когда написать новый роман в столь сжатые сроки было физически невозможно. Совершенно случайно на помощь пришёл друг писателя А. Милюков, который для ускорения процесса над созданием романа «Игрок» нашёл лучшую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Возможно, не случайно писателем было выбрано это место, где происходили события, описанные в повести М.

Лермонтова «Штосс», и «проживал» Раскольников. Вскоре после передачи рукописи романа «Игрок» издателю Достоевский сделал Анне Григорьевне предложение руки и сердца. Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Анна Григорьевна Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.

Вторая жена Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя, взяв на себя руководство финансами семьи, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку. С 1872 по 1878 год писатель проживал в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными. В то время создавались: 1872 - «Бесы», 1873 - начало «Дневника писателя» серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня , 1875 - «Подросток», 1876 - «Кроткая». Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы».

В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. В последние несколько лет жизни 2 события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье. Однако на встрече Достоевский не соблюдал этикет. В 1880 году, всего лишь за год до смерти, в Москве, в Благородном собрании, Достоевский произнёс знаменитую речь, посвященную открытию памятника Пушкину в Москве.

В эти же годы писатель сблизился с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывался с видным государственным деятелем К. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни эмфиземы - через два дня писатель скончался. После известия о смерти Достоевского квартира заполнялась толпами народа, пришедшим проститься с великим писателем.

Среди прощавшихся было много молодёжи. Художник И. Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя. Крамской сумел передать ощущение, запечатлевшееся в памяти А. Эти слова вдовы писателя напоминают строки из речи Достоевского о Пушкине : «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну.

И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Количество депутаций превышало заявленное число. Процессия до места захоронения растянулась на версту. Гроб несли на руках. На могиле Достоевского выступили А.

Пальм, первый биограф писателя О. Миллер, П. Гайдебуров, К.

Без юного энтузиазма молодых достоевсковедов было бы очень трудно 4 часа в любую погоду чаще всего в День Достоевского бывает солнечно и слишком жарко проводить экскурсии.

За один день более 1000 человек, некоторые из которых специально приезжают в Петербург в этот день, открывают для себя литературный Петербург, населенный героями Достоевского. На Сенной площади, которую в 19 веке называли чревом Петербурга, начинается история убийцы-мечтателя Родиона Раскольникова, от него — по «канаве» в 19 веке — так называли Екатерининский канал, теперь - канал Грибоедова - к страшному дому старухи-процентщицы, в квартире которой убийство и произошло. Можно начать экскурсию от памятника Достоевскому на Владимирской площади, недалеко от музея. И через лабиринт петербургских дворов-колодцев пройти с увлеченными экскурсоводами к первой квартире Достоевского в Петербурге, в которой он писал первый роман «Бедные люди», а оттуда вместе с первым героем Достоевского — Макаром Девушкиным, и с героем повести «Двойник» Яковом Петровичем Голядкиным - пройтись по Фонтанке к Невскому и Литейному проспектам, по дороге узнавая про тех, с кем дружил и общался молодой Достоевский.

Книжные новости В Москве открыли памятник молодому Достоевскому Церемония открытия памятника, посвященного 200-летию со дня рождения великого русского писателя Федора Достоевского, состоялась у книжного клуба "Достоевский" на улице Воздвиженке в Москве, передает корреспондент РИА Новости. В торжественном мероприятии принял участие праправнук писателя Алексей Дмитриевич Достоевский, приехавший на открытие из Санкт-Петербурга. Я очень рад, что количество памятников в первопрестольной лидирует, и Федора Михайловича изобразили в таком замечательном возрасте, возрасте мечтаний", — отметил Алексей Достоевский.

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

В начале 1860-х у писателя были сложные романтические отношения с юной (младше его на 20 лет) Аполлинарией Сусловой. #новости #рентв #россия Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Достоевского. Кроме того на librebook вы можете скачать книгу Подросток Федор Михайлович Достоевский в формате Fb2, MOBI, EPUB. Достоевский стал одним из самых неоднозначных в современных оценках классиков русской литературы.

Фильм о жизни Достоевского в Сибири показала ГТРК «Новосибирск»

В Театре Российской армии пройдут показы Мастерской молодой режиссуры «Достоевский рядом». «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. Федор Достоевский — все новости о персоне на сайте издания На портале «Узнай Москву» вышел новый маршрут с аудиогидом о детстве Достоевского. В лице юного Достоевского я совместил черты его детей – ведь дети всегда похожи на родителей – и «одел» его по моде того времени. Участником церемонии открытия стал праправнук писателя Алексей Достоевский, сообщается на портале агентства городских новостей «Москва».

Рекомендации

  • Начало писательской деятельности
  • Достоевский: биография, фото, личная жизнь
  • Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. 1876. Декабрь. Глава первая. IV. Кое-что о молодежи.
  • Лента новостей
  • Со дня рождения Федора Достоевского исполнилось 200 лет
  • День Достоевского

Достоевский Фёдор

Читать Достоевского не скучно — Новости Санкт-Петербурга › В остроге, который раньше располагался на территории Омской крепости, Достоевский провёл 4 года.
Молодой Достоевский У Достоевского прибавляется читателя, даже среди молодежи».

"Ф. М. Достоевский":

Автор «Дневника писателя» тогда установил, что это идейное стремление к жертвенности не имело «ни малейшего тщеславия, ни малейшего самомнения и самоупоения собственным подвигом, — что, напротив, очень часто видим в современных молодых людях» [1, с. Юрий Селезнев упоминает тот факт, что тысячи юных девушек добровольно уехали на Балканы помогать бойцам за национальное освобождение. Для этих девушек «великая, единящая идея» стала причиной подвига милосердия. В молодом поколении Федор Михайлович, как верно заметил Юрий Селезнев, видел потребность в руководящей идее, порой доводящей до крайностей.

И если одна крайность — это готовность самопожертвования во имя народа, то другая — готовность пожертвовать всем ради доказательства своих теорий. Достоевский называл такую фанатическую всеразрушительную идею бесовством. Временной тип, как его называл А.

Герцен, постепенно переставал быть таковым, распространяясь среди молодого поколения мгновенно, в несколько раз быстрее. Для Федора Михайловича очевидно было, что общество шатается. Отсутствие высшей идеи, идеалов очевидно приводило к зыбкой почве неопределенности: высшие идеи каждый начинал вырабатывать для себя самостоятельно или стремился следовать сознательно и бессознательно чужим идеям, не всегда созидательным.

Незадолго до написания романа «Братья Карамазовы» Федор Михайлович в статье «Об анонимных ругательных письмах» высказал потребность молодежи в правильном руководителе. По мнению Достоевского, педагоги слишком заняты педагогией, а родители «делами» и не делами, поэтому чрезвычайно важный возраст остается без внимания, предоставленный самому себе. В статье «Опять о случайном семействе» писатель выделяет два типа отцов: отцы ленивые и отцы прилежные.

Первые апатичны, безучастны к своим детям. Если отец богат, но ленив, замечает Федор Михайлович, то дети вступают в жизнь одни и «сердца их ничем не связаны с прошедшим, с семейством, с детством» [1, с. Дети же бедных ленивых отцов «в высшей степени оставлены на случайность» [1, с.

Второй тип отцов — прилежные. Этот тип отцов заражен идеями. Публицист акцентирует внимание читателя, их беда в том, что они говорят чужим голосом, примкнули к чужой жизни и идее, потеряв всякую связь в русской жизнью.

Они подходят к воспитанию своих детей прогрессивно: один своему ребенку «сам подыскивает уже любовницу» [1, с. Юрий Селезнев подтверждает мысль Федора Михайловича: каждое новое молодое поколение — это результат деятельности его отцов: «современный нигилизм "детей" вырос из непонимания и отрицания чего бы то ни было положительного в России, а главное — из неверия "отцов"» [8, с. Частой темой для размышлений Достоевского был вопрос: «какие впечатления выносит из своего детства уже теперешняя современная нам молодежь».

Ответ на этот вопрос писатель пытался найти с помощью публицистики, где возможен диалог. Так, будущее нации, пишет Юрий Селезнев, стало главным предметом разговора писателя с современниками, предметом разговора через его «Дневник». Библиографический список: 1.

Достоевский, Ф. Собрание сочинений в 15 томах. Сараскина, Л.

Достоевский Из серии "Жизнь замечательных людей" , М. Селезнев, Ю.

Фёдор Достоевский учился в элитном частном московском пансионе, поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Одним из самых страшных воспоминаний является история о девочке-сверстнице. Ей было около 9 лет, когда она пережила насилие и скончалась в больнице. Поэтому образ замученного ребенка не раз будет появляться в романах писателя. Юный Достоевский тяжело переживал смерть Александра Сергеевича Пушкина. При том что несколько месяцев назад не стало его матери.

Несколько раз Федя говорил, что, если бы не было семейного траура, он бы попросил у отца «носить траур по Пушкину». Через несколько лет умер и старший Достоевский. Есть версия, что он скончался не от апоплексического удара, а его убили. Писателя приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев. Смертный приговор вынесли Достоевскому и еще 19 участникам. Прямо перед расстрелом казнь заменили на многолетнюю каторгу. Это событие очень сильно повлияло на психику писателя. Эту историю он отразил в романе «Идиот».

Дебютом писателя стал первый в истории русскоязычный перевод романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде», а первым собственным произведением — роман «Бедные люди». Существует жуткий факт из биографии Достоевского. Его сестра Варвара частично повторила судьбу старухи-процентщицы из «Преступления и наказания». Её ограбил и убил дворник. Когда умер старший брат Достоевского, писатель взял на себя его большие долги. Выплачивать пришлось практически всю жизнь. За свои произведения писатель получал небольшую зарплату. Его гонорар за печатный лист составлял 150 рублей, а Льву Толстому платили 500 рублей.

Достоевский намечает рассуждения ЕГО о «главенствующем сословии» с его «исповеданием чести»: «Идея о дворянстве и лучших людях». Мечты Версилова о перспективах России и человечества увлекательны, но они не более чем умствование, игра воображения, не находящая реализации в жизненной практике, определяемой скорее раздвоенной натурой героя. Это обстоятельство подтверждает, что «идея» в художественном мире «Подростка» — не то, что воплощается в действиях героя, а то, что составляет его идеал. Система женских персонажей вплоть до августа 1874 г. Любовный многоугольник втягивал в свою бурную сферу и Подростка, влюбленного то в Лизу, то в Княгиню.

Тут — фабула». Конкретизировать суть интриги Достоевский смог лишь в конце августа 1874 г. В противоборстве любовных страстей все женские персонажи так или иначе проявляли свою «хищность», до тех пор пока 7 сентября 1874 г. Первым трансформировался образ жены ЕГО; теперь она — «прекрасный Божий ангел», вслед за тем и Княгиня была определена как «страстно идеальное создание, с жаждою и исканием истины и добра... Столь очевидное усиление «положительного» полюса романа, сошедшего было на нет после исчезновения из черновиков «идиота» Федора Федоровича, свидетельствует о глубокой перемене всего замысла.

О том же говорит и одновременное появление в черновиках нового героя, бывшего дворового человека, а ныне странника Макара Ивановича. После 8 сентября 1874 г. Последнее свидетельствует о том, что Достоевский особенно тщательно разрабатывал словесно-речевой портрет нового героя, с этой целью он широко использует как фольклорные источники духовные стихи, легенды, устные рассказы, лексические и фразеологические заготовки, в т. Впервые так серьезно и основательно в творчество Достоевского входил герой, выразитель христианского подвижничества в его народно-православном варианте первые наброски к этому типу можно найти в «Житии великого грешника». С его приходом в романе смещался фокус повествования, новое видение мира давал герой, обладающий искомой духовной стабильностью, «благообразием».

По плану Достоевского система ценностей практического христианства должна быть лишь намечена в романе как возможный «луч» для мятущихся героев. Таково действие Макара Ивановича на Подростка: «Потрясающее впечатление, но не уничтожающее идею». Подобная сознательная установка автора делает беспочвенными претензии к Достоевскому относительно недовоплощенности этого образа начиная с Вс. Другое дело, что в дальнейшем сам тип героя получил у Достоевского новое развитие старец Зосима в «Братьях Карамазовых». Творческая история «Подростка», таким образом, насчитывает несколько радикальных поворотов замысла, последний из которых формирование «идеи» Версилова приходится даже на заключительный период.

Длительный перерыв в печатании между 2-й и 3-й частями романа вызван был, очевидно, не только житейскими обстоятельствами вторая поездка Достоевского в Эмс в мае—июле 1875 г. Поначалу Достоевский планировал роман в 4 частях, последняя часть отпала лишь на завершающих стадиях. Мучительный, затяжной характер творческой работы определялся формированием новой жанровой версии романа Достоевского, эстетически выражающей тотальный духовный «беспорядок», а в то же время противовес ему в «благообразном» воззрении на мир. Созданию благоприятной творческой атмосферы не способствовали и критические отклики на первую часть романа в январе—феврале 1875 г. Недружественная реакция близкого Достоевскому консервативного лагеря определялась во многом самим фактом публикации «Подростка» в «Отечественных записках».

Печатавший свои романы начиная с «Преступления и наказания» в «Русском вестнике», Достоевский в апреле 1874 г. Катков быстро спохватился и отменил это решение, но было уже поздно, Достоевский заключил договор с Н. Некрасовым и получил от него аванс. Причина этого «ренегатства» а именно так восприняли решительный шаг Достоевского близкие ему А. Майков , Н.

Страхов , В. Мещерский заключалась, однако, не только в финансовых соображениях Достоевского. Поступок бывшего редактора «Гражданина», воевавшего с «Отечественными записками», был слишком демонстративным на фоне обостряющихся партийных междоусобиц, он отчасти напоминал своей программностью попытку Версилова встать над политической схваткой и провозгласить «всепримирение идей». Подобного рода манифестацию не могли одобрить ни прежние, ни новые союзники Достоевского. Среди последних, пожалуй, лишь Некрасов был действительно увлечен новым романом Достоевского, реакция его соредактора Щедрина, поначалу сдержанно-положительная, быстро сменилась на резко отрицательную см.

Позицию редакции в целом выразил Н. Михайловский в «Записках профана» в том же январском номере «Отечественных записок» за 1875 г. Критик остановился на «сцене у Дергачева», где Достоевский использовал некоторые подробности из недавнего судебного процесса о народническом кружке А. Долгушина; редакция, заявил Михайловский, не может одобрить «прискорбную манию» автора «делать из преступных деяний молодых людей, немедленно после их раскрытия, исследования и наказания, тему для своих романов». Решение редакции, несмотря на это, печатать «Подросток» объяснено было тем, что «во-первых, г.

Достоевский есть один из наших талантливейших беллетристов, во-вторых, потому, что сцена у Дергачева со всеми ее подробностями имеет чисто эпизодический характер. Будь роман на этом именно мотиве построен, "Отечественные записки" принуждены были бы отказаться от чести видеть на своих страницах произведение г. Достоевского, даже если б он был гениальный писатель». Это объяснение послужило поводом для ряда спекуляций в консервативной прессе. Впоследствии эту тему подхватила «Иллюстрированная газета» 1876.

Соловьев в «Русском мире» — 1876. Образчиком узкопартийной критики были отклики на роман консервативного литератора В. В «Очерках текущей литературы» «Русский мир». Причину творческого поражения критик усмотрел в болезненном тяготении Достоевского к «нестерпимой» для читателя атмосфере «душного и мрачного подполья, где копошатся недоучившиеся маньяки, жалкие выскребки интеллигенции». Авсеенко уверял, что прежде, в «Русском вестнике», романы Достоевского очищались от «грязи» намек на главу «У Тихона», выпущенную из «Бесов» , редакция же «Отечественных записок» «оказалась менее взыскательною, и нынче г.

Достоевский является в своем собственном неисправленном виде». Впоследствии в «Русском вестнике» 1876. Критик либерально-народнической ориентации А. Скабичевский «Биржевые ведомости». Тем не менее и он сошелся с Авсеенко в эстетическом отторжении от художественного мира Достоевского, якобы переходящего грань условного изображения, за которым искусство «перестает быть искусством, а делается уже самой жизнью».

Автор «Подростка», сетовал критик, «не ограничивается только тем, что представляет вам ряд своих поэтических образов, но самих вас заставляет участвовать в нравственных страданиях героев». Рассуждения Скабичевского ср. В этом смысле глубоко прав оказался Вс. Соловьев, автор единственного безоговорочно положительного отзыва на первую часть романа «Санкт-Петербургские ведомости». Неприязненный прием, встреченный романом, сам Достоевский объяснял «умственной несложностью» критиков, тем не менее газетные отклики подтолкнули его к прямому диалогу с читателями.

План предисловия к «Подростку» остался нереализованным, но момент эстетической саморефлексии получил продолжение в черновиках рассуждения Версилова на тему «будь я романистом» , а затем в окончательном тексте романа в форме письма учителя Николая Семеновича к Аркадию. Отталкиваясь от традиций дворянской романистики от Пушкина до Л. Толстого, запечатлевшей «красивые законченные формы» бытия, Достоевский прогнозирует явление нового романа, художественно аутентичного новой эпохе «общего беспорядка и хаоса». Не дожидаясь прихода адекватной критики см. Довольно, будущее покажет...

Насколько глубока была пропасть между автором и его критиками, показывает и то, как был понят этот финальный аккорд романа, воспринятый под знаком тогдашней полемики о судьбе дворянства. Рассуждения об исторически выработавшемся красивом дворянском типе, воплощающем идеал чести, были опровергнуты Н. Михайловским, Г. Успенским и, напротив, горячо поддержаны К. Леонтьевым, но и та, и другая сторона, по существу, свели позицию Достоевского к идеям генерала Р.

Фадеева, отстаивавшего сословные привилегии дворянства в книге «Русское общество в настоящем и будущем Чем нам быть? Достоевский спорил с нею и трактовал идею «лучших людей» как в «Подростке», так и потом в «Дневнике писателя» , исходя исключительно из необходимости нравственных авторитетов для общества см. Проблема «лучших людей» в наследии Ф. Еще в меньшей степени понят был Достоевский в его размышлениях о новой романной форме: К. Леонтьев недоумевал, как в столь бесформенном романе оказались возможными рассуждения о красивой форме.

Характерным был отзыв И. Тургенева: «... Салтыкову-Щедрину от 25 нояб. Вернувшись к роману Достоевского по окончании его публикации, Скабичевский «Биржевые ведомости». Ответом Скабичевскому могла бы послужить рецензия Н.

Гребцова в «Киевском телеграфе» 1876. Однако эта глубокая мысль промелькнувшая и в первых отзывах Скабичевского была дезавуирована примитивной трактовкой романа как обличения высшего общества. В традициях добролюбовской реальной критики попытался прочесть роман «Подросток» П. В результате получилось, что «Подросток» — роман о «забитом идейном человеке» Аркадии, который создал идею наживы в полном соответствии с потребностями и привычками окружающей среды. Романист при этом «проглядел» других, «реальных подростков», противодействующих породившей их среде.

В силу этого Достоевский «хотя и бесспорно талант крупный, но в высшей степени односторонний». Разойдясь с современной критикой и получив от нее репутацию неудачного, впоследствии «Подросток» наименее переиздаваемый роман Достоевского был заслонен последней вершиной писателя, романом «Братья Карамазовы». Он оказался затененным и в русской религиозно-философской критике, заново открывшей Достоевского для XX в. К нему обращались А. Блок, Г.

Гессе, Ф. Кафка, Ф. Мориак и др. Бердяев, давший несколько проникновенных характеристик «иррациональному» Версилову и его «огненной страсти», «небывалой» в мировой литературе редкий случай необличительного отношения к этому герою; как разновидность «гордого человека», еще не стершего границу добра и зла, рассмотрен в кн. Бог и мировое зло.

Образ Крафта послужил В. Розанову основанием для концепции женственности русской души см. Начало научому изучению романа было положено в 1920-х гг.

Достоевский был педофилом Вердикт: это неправда. Кадр из фильма «Бесы» по одноименному роману Федора Достоевского.

Режиссер Владимир Хотиненко. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка» Переписка Л. Толстого с Н. Толстой на это никак не отреагировал. По ее словам, история совращения маленькой девочки, которую привела в баню гувернантка, была только в черновых материалах к роману «Бесы».

Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу. Если это так, то почему Страхов решился оговорить одного великого писателя в переписке со вторым? После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив для подготовки собрания сочинений. Записные книжки и тетради 1860—1881 гг. Как отметила исследовательница Лия Розенблюм, Страхов понимал, что этот текст рано или поздно будет опубликован, как и переписка Толстого Л.

Неизданный Достоевский. Легенда 7. А также православным фанатиком Вердикт: это почти правда. Центральная часть триптиха «Легенда о великом инквизиторе». Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия.

Достоевский придавал особое значение фигуре Христа — называл его «идеалом человека во плоти» Ф. Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен. Идеологические споры затрагивают и биографию писателя. Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности — об этом не могут договориться. Другая — что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами.

Во второй половине 1860-х , во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви. Во время поездки по Европе его вторая жена записала в дневнике, что в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать, а Достоевский не сопровождал ее и был недоволен таким рвением — однажды сурово встретил по возвращении из церкви и отругал за то, что она не успела прибрать дома. Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку А. Дневник 1867 года. Легенда 8.

Достоевский ненавидел евреев и поляков Вердикт: это полуправда. Обложка «Дневника писателя» Федора Достоевского за март 1877 года, включающего главу «Еврейский вопрос». Антология жизни и творчества» О проблемном отношении Достоевского к евреям первыми начали говорить его читатели в 1870-е годы, когда он работал в журнале «Гражданин» и публиковал там главы из своего «Дневника писателя». Он считал, что евреи высокомерно, со «скорбной брезгливостью» относятся к «коренному населению» — так он называл русских.

Достоевский наставлял детей императора, бешено ревновал жену и вечно жил в долг

Мероприятие прошло у книжного клуба «Достоевский». В открытии памятника принял участие праправнук писателя Алексей Дмитриевич Достоевский, приехавший из Санкт-Петербурга. Я очень рад, что количество памятников в первопрестольной лидирует, и Федора Михайловича изобразили в таком замечательном возрасте, возрасте мечтаний», — отметил Алексей Достоевский. Как выглядит памятник? Бронзовый памятник представляет собой Федора Михайловича, читающего книгу. Достоевский изображен 25-летним юношей — именно в тот период он решил всецело посвятить себя литературе. Бронзовый писатель читает произведение Пушкина «Борис Годунов».

Рукавишников вообще лепил Федора Михайловича не однажды, например он ваял дрезденский памятник. Достоевские у Рукавишникова получаются очень задумчивые. По этой причине злые языки окрестили памятник у библиотеки «похмельный Федя». Теперь неподалеку появилась свежая скульптура. В противовес своему антиподу, стоящему у РГБ, молодой Достоевский прямо смотрит перед собой — не измученный еще ни фальшивой казнью, ни каторгой, ни эпилепсией.

В семьях наших об высших целях жизни почти и не упоминается, и об идее о бессмертии не только уж вовсе не думают, но даже слишком нередко относятся к ней сатирически, и это при детях, с самого их детства, да еще, пожалуй, с нарочным назиданием. Что же, это ведь отчасти и правда: при нашем всеобщем индифферентизме к высшим целям жизни, конечно, может быть, уже и расшаталась наша семья в известных слоях нации. Ясно по крайней мере до наглядности то, что наше юное поколение обречено само отыскивать себе идеалы и высший смысл жизни. Но это-то отъединение их, это-то оставление на собственные силы и ужасно. Это вопрос слишком, слишком значительный в теперешний момент, в теперешний миг нашей жизни. Наша молодежь так поставлена, что решительно нигде не находит никаких указаний на высший смысл жизни. От наших умных людей и вообще от руководителей своих она может заимствовать в наше время, повторяю это, скорее лишь взгляд сатирический, но уже ничего положительного, — то есть во что верить, что уважать, обожать, к чему стремиться, — а всё это так нужно, так необходимо молодежи, всего этого она жаждет и жаждала всегда, во все века и везде! А если бы и смогли и в силах еще были ей передать что-нибудь из правильных указаний в семье или в школе, то опять-таки и в семье и в школе конечно, не без некоторых исключений слишком уж стали к этому индифферентны за множеством иных, более практических и современно-интересных задач и целей. Молодежь шестого декабря на Казанской площади, без сомнения, лишь «настеганное стадо» в руках каких-то хитрых мошенников, судя по крайней мере по фактам, указанным «Московскими ведомостями» ; что выйдет и что окажется из этого дела — я далее ничего не знаю. Без сомнения, тут дурь, злостная и безнравственная, обезьянья подражательность с чужого голоса, но всё же их могли собрать, лишь уверив, что они собраны во имя чего-то высшего и прекрасного, во имя какого-то удивительного самопожертвования для величайших целей. Пусть даже это «искание своего идеала» слишком в немногих из них, но эти немногие царят над остальными и ведут их за собою, — это-то уже ясно.

На это почве писатели разругались и перестали общаться на 20 лет. Однако окончательно крест на их отношениях был поставлен чуть позже. После многолетней вражды, в начале 1860-х писатели вновь сблизились. Тургенев начал печататься в журнале Достоевского «Эпоха», а тот хвалил его «Отцов и детей». Тем не менее долго перемирие не продлилось. В 1867 году Тургенев опубликовал роман «Дым», который до ужаса взбесил Достоевского. В новой работе писателя повествование велось от имени молодого помещика Григория Литвинова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий