Новости в чем проявляется нравственная ответственность ученых

прежде всего, в необходимости изменения сложившегося в сознании ученых. Решение проблемы вознаграждения труда ученого явилось итогом длительного процесса институционализации науки, когда она отделилась от общества, превратившись в относительно независимый от него социальный институт. Нравственная ответственность ученых также проявляется в публичном обсуждении и анализе результатов исследований. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.

В чем проявляется нравственная ответственность ученых ?

В чём проявляется нравственная ответственность учёных? 🤓 [Есть ответ] Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред.
ГДЗ по обществознанию 8 класс Боголюбов | Страница 79 Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера.

§ 2. Этические проблемы науки и ответственность ученого

В 20 веке появилась проблема — потенциальная угроза существования жизни на Земле в связи с многочисленными открытиями в области генной инженерии, ядерной физики. Открытия и полученные результаты были великими, но область их применения оказалась неприемлемой.

Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции. Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре США. Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу».

И хотя ученые могут не знать, каковы будут практические последствия того или иного открытия, они слишком хорошо знают, что «знание - это сила», и притом далеко не всегда добрая, а потому должны стремиться к тому, чтобы предвидеть, что принесет человечеству то или иное открытие. Ведь при наличии такого стремления больше шансов своевременно распознать возможные нежелательные эффекты применения результатов научной деятельности. В последнее время широкое признание получает так называемый «принцип предосторожности». XX столетия дискуссий вокруг экспериментов в области генной инженерии, в частности - работ с рекомбинантной ДНК. В заключение отметим, что этические проблемы современной науки настолько актуальны и значимы, что не могут более оставаться вне внимания научных исследований.

Ученые должны соблюдать принципы честности, объективности, независимости и конфиденциальности при сборе, обработке и анализе данных. Защита прав и благополучия участников исследований. Ученые должны учитывать интересы и благополучие людей, животных или экосистем, которые участвуют в исследовании, и предоставлять им необходимую защиту. Прозрачность и доступность научных результатов. Ученые должны представлять полученные результаты исследований в доступной и понятной форме, а также делиться своими знаниями и опытом с научным сообществом и широкой публикой. Участие в принятии общественно значимых решений. Ученые должны активно участвовать в общественной дискуссии и сотрудничать с государственными и общественными организациями для разработки эффективных решений по вопросам науки, технологий и общества. Этическое поведение в отношении коллег и студентов. Ученые должны проявлять уважение, открытость и справедливость во взаимоотношениях с коллегами и студентами, а также поддерживать менторство и развитие научной и профессиональной этики. Нравственная ответственность ученых играет важную роль в создании доверия к науке и развитии общества.

В чем проявляется нравственная ответственность настоящих ученых?

Васян Коваль Нравственная ответственность ученого достаточно широкое понятие и включает в себя такие аспекты: 1. Моральный уровень мотивации деятельности— отношение к процессу создания чего-то нового. При корыстных мотивах карьеризм, тщеславие достоверность проводимых исследований зачастую достаточно низкая.

Только так ученые смогут принести реальную пользу и негативные последствия от своей работы будут минимальны. Соблюдение принципов научной исследовательской деятельности Соблюдение принципов научной исследовательской деятельности подразумевает: Интегритет Ученые должны быть честными и объективными в своей работе. Они не должны подменять, изменять или скрывать данные или результаты исследований. Ответственность Ученые должны осознавать свою ответственность перед наукой и обществом. Они должны выполнять свои обязанности с особым вниманием к этическим стандартам и заботиться о безопасности и благополучии окружающих. Публикация и распространение Ученые должны публиковать результаты своих исследований для коллег и общества, предоставляя полную и достоверную информацию о своей работе. Они также должны быть готовы отвечать на вопросы и обсуждать свои результаты с другими учеными. Уважение к правам животных и людей Ученые должны следовать этическим стандартам, когда проводят исследования, которые включают животных или людей.

Они должны обеспечить защиту и безопасность всех участников исследования и получить соответствующие разрешения и согласия.

Тотальный характер нарушения этических норм ставит под угрозу функционирование всей науки. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не только этических норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему «социальной ответственности ученого». При всей своей современности и актуальности проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. Убеждение в том, что поиск истины есть благо само по себе, стало постепенно изменяться. Ядерные взрывы, растущее загрязнение окружающей среды, генетические изменения живых организмов показали, что последствия применения научно-технических достижений являются необратимыми. Свободный выбор объекта и предмета исследования субъектом науки сопровождается осознанием последствий от применения открытия в отношении природы, общества, человека и культуры.

Социальная ответственность ученого оказывается одним из факторов, определяющих тенденции развития науки, отдельных дисциплин. Социальная ответственность ученого выступает как органическая составляющая научной деятельности, достаточно ощутимо влияющая на проблематику и направление исследования. Тема ответственности ученого напрямую связана с вопросом о свободе исследования, научного поиска. В дискуссиях по социально-этическим проблемам науки, наряду с защитой ничем не ограниченной свободы исследования, представлена и противоположная точка зрения, которая предлагает регулировать науку так, как «регулируется железнодорожное движение». Тема неограниченной свободы исследования не принимается безоговорочно. Известно, что современные фундаментальные исследования, как правило, требуют совместных усилий больших научных коллективов и сопряжены со значительными материальными затратами, что накладывает ограничения на свободу исследования. Идея неограниченной свободы исследования не может уже приниматься безоговорочно, без учета той социальной ответственности, с которой должна быть связана эта свобода. Поэтому вопрос о свободе научного исследования, о том, как она понимается, остается открытым и требует своего решения.

Свобода исследований преимущественно рассматривается не как абсолютное право, а как своего рода контакт, соглашение между ученым и обществом, причем условия этого контакта могут меняться по ситуации. В осознании ученым возможности или необходимости определенного научного риска проявляется противоречивый характер свободы научного творчества, с одной стороны, и ответственности - с другой. Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится произволом. Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека, все они довольно близко соприкасаются между собой. Осознание роли нравственного, этического начала в науке актуализирует вопрос о социальной ответственности ученого. Еще В. Вернадский подчеркивал, что ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса.

Это был прекрасный сон, от которого нас пробудили мировые события». Здесь имеются в виду прежде всего - американские ядерные взрывы над японскими городами. Освобождение атомной энергии в средине столетия явилось в этом отношении определенным историческим рубежом. Многие ученые, например Р. Оппенгеймер, отказались работать над водородной бомбой, исходя из этических соображений. Когда Отто Ган, открывший расщепление урана, узнал о взрыве атомной бомбы над Хиросимой, он был глубоко потрясен такими результатами его открытия. Рассказывают Эрих Багге , что он не спал несколько ночей и помышлял о самоубийстве.

Одно время даже обдумывал план предотвратить катастрофу, собрав весь уран и утопив его в море. Однако можно ли было таким образом лишить человечество всех благ, которые в то же время принесет уран? А вспомните А. Сахарова, осознавшего возможное количество жертв, к которым приведет испытание атомного оружия, и выступившего против его испытания в атмосфере. Особую остроту проблема нравственной ответственности приобрела в последнее время, в частности, в связи с прогрессом в области генной инженерии, поскольку это затрагивает интимные механизмы жизни. В 1975 г. Объявление моратория было беспрецедентным событием для науки: впервые по собственной инициативе ученые решили приостановить исследования, сулившие им колоссальные успехи.

По мере разработки чрезвычайно строгих мер безопасности при проведении экспериментов некоторые исследования постепенно возобновились, но наиболее рискованные типы экспериментов до сих пор остаются под запретом. Это пример того, что социальная ответственность - органическая составляющая научной деятельности впрочем, как и любой человеческой деятельности. Сейчас делается много попыток создания определенных этических кодексов, которые регулировали бы исследования в области генетики человека, выходят работы по этике генетического контроля. Например, К. Поппер считал, что естествоиспытатели должны давать клятву стремиться только к благу для людей и никогда к вреду. Провозглашен манифест Рассела - Эйнштейна о необходимости признать приоритет человеческих измерений развития науки и техники, создано Пагоушское движение, Всемирная федерация научных работников. Но могут ли кодексы, клятвы обеспечить полное решение проблемы?

Вопрос о свободе исследований, о том, как она должна пониматься, был одним из центральных в ходе дискуссий вокруг этих исследований. Высказываются самые разные точки зрения.

§ 2. Этические проблемы науки и ответственность ученого

Прогресс науки расширяет диапазон проблемных ситуаций, для решения которых недостаточен весь накопленный человечеством нравственный опыт. Большое число таких ситуаций возникает в медицине. Например, в связи с успехами экспериментов по пересадке сердца и других органов остро встал вопрос об определении момента смерти донора. С позиций современной социологии, в профессии ученого можно выделить ряд особых черт, которые отличают ее от других видов интеллектуальной деятельности Во-первых, ученый — это человек, обладающий специальной профессиональной подготовкой и владеющий специальными навыками и приемами исследовательской деятельности теоретической или эмпирической. Он является не только носителем определенных знаний, но и активно использует их с целью дальнейшего расширения сферы научного познания. Во-вторых, в своей деятельности он руководствуется, как мы уже отмечали, «научным этосом» и социальными ценностно-нормативными установками, обеспечивающими прирост научного знания. В своей профессиональной деятельности ученый обязательно должен следовать научно-методологической традиции, или парадигме, благодаря которой он способен получить объективное и достоверное знание. В-третьих, основным мотивом деятельности ученого, как отмечал еще Р.

Мертон, является желание получить профессиональное признание своих коллег, так как только они в состоянии оценить вклад, который данный ученый сделал в приумножении суммы знаний. Четвертая особенность: поскольку результаты ученого являются в высшей степени творческими и уникальными, то ему присуща широкая гамма психологических переживаний — радость открытия нового, неизведанного, переживание удовольствия и других эмоций, которые укрепляют ученого в его профессиональном призвании. Эта черта свойственна и другим интеллектуальным профессиям, например композитору, создавшему новую симфонию, или писателю, написавшему новое произведение. Но, в отличие от последних, в интеллектуальной деятельности ученого присутствует изрядная доля рациональных действий, поскольку само научное знание есть рациональная система. Пятое, существенное отличие профессии ученого в первую очередь в области фундаментальных исследований состоит в том, что результаты его труда, в отличие от результатов деятельности других интеллектуальных профессий, не могут быть объектом купли-продажи. Решение проблемы вознаграждения труда ученого явилось итогом длительного процесса институционализации науки, когда она отделилась от общества, превратившись в относительно независимый от него социальный институт. В то же время признание обществом высокой ценности научного знания послужило основой для адекватного взаимообмена института науки с обществом, «позволяющих как минимум членам научной профессии обеспечивать свою жизнь только за счет своих профессиональных занятий».

Конкретно это означает, что ученый, занимающийся фундаментальной наукой, получает определенное вознаграждение со стороны общества государства в соответствии с имеющейся у него научной степенью. В вузах для поощрения научно-исследовательской деятельности педагогов полагаются специальные надбавки к зарплате за степени и звания. Резкое уменьшение финансирования отечественной науки в постсоветские годы вызвало ее тяжелое кризисное состояние, в первую очередь в области фундаментальных исследований. Зарплата ученых академических учреждений уменьшилась в несколько раз по сравнению с 1980-ми годами. Тем не менее, большинство ученых продолжают проводить исследования, заявляя о том, что «они не мыслят себя вне науки». Следует особо отметить, что подобная высокая приверженность избранному делу, любовь к профессии свойственны работникам и других интеллектуальных профессий, а не только ученым, например врачам и учителям. Ученый, занятый в сфере прикладной науки, находится в несколько иной ситуации.

Его исследования проводятся по определенному заказу со стороны государства или бизнеса, поэтому получаемые результаты имеют определенную рыночную стоимость, так как они внедряются в производство. Однако не надо забывать о том, что прикладная наука не имеет той степени автономии и независимости от общества, которой обладает «чистая» академическая наука, впрочем требования научного этоса должны проявляться и в области прикладных исследований, хотя, вероятно, в более смягченной форме. Здесь право владения интеллектуальной собственностью может продаваться заказчику например, какой-либо фирме , к тому же в прикладных разработках часто встречаются случаи засекречивания открытий и изобретений. Говоря о личности ученого и особенностях его профессиональной деятельности, нельзя обойти вопрос о тех социальных ролях, которые он выполняет. Любой конкретный ученый работает в рамках определенной организации, в реальном коллективе и никак не может игнорировать сложившиеся в них социальные нормы и требования. По мнению отечественных и зарубежных социологов и психологов, ученый, работающий в организации, выполняет примерно 4-5 взаимосвязанных социальных ролей: ученый профессионал, служащий, член коллектива, руководитель администратор. Первая и основополагающая социальная роль заключается в том, что, выступая в качестве профессионала, ученый выполняет определенные исследовательские операции, теоретические или экспериментальные, в соответствии с общепринятой научной методологией традицией, парадигмой , обеспечивающей получение истинного, достоверного знания.

Однако такую точку зрения разделяют не все ученые. Некоторые из них провозглашают этическую «нейтральность» науки, поскольку наука и мораль не имеют точек соприкосновения, они считают, что наука - «сама себе этика». Такой подход освобождает ученых от моральной ответственности за последствия сделанных ими научных открытий.

Рассуждая о морали ученого, необходимо учитывать то, что сегодня наука рассматривается в трех своих проявлениях: - наука - это система знаний, - наука - это вид профессиональной деятельности человека, - наука - это социальный институт. Конечно, если рассматривать науку как систему знаний, то она действительно нейтральна, лишена ценностных факторов, потому что научное знание объективно: оно не может быть ни нравственным, ни безнравственным, ни добрым или злым; оно существует безотносительно к нашей оценке научного факта. Такой подход предполагает безучастность ученого к практическому применению его открытия и в какой-то степени безучастность к тому, как повлияют новые знания на судьбы человечества.

В том случае, если рассматривать науку как профессиональную человеческую деятельность или как определенную систему взаимосвязи научных организаций, членов научного сообщества то есть социальный институт , то мы неизбежно придем к выводу, что она подвержена влиянию на нее ценностных включающих в себя и нравственные факторов, которые принимаются как членами научного сообщества, так и общества в целом. Мы разделяем мнение многих ученых, которые подчеркивают изначально ценностно-ориентированный характер научной деятельности исследователя, независимо от времени его жизни. Поскольку научная деятельность - это род человеческой деятельности, то она не может не ориентироваться на человеческие ценности.

Это значит, что деятельность ученого всегда связана с его определенным сознательно-ценностным выбором. Известная всем нам заповедь «Не навреди! Особое значение моральная и этическая сторона деятельности ученого обрела в 20 веке, когда основное достижение атомной и ядерной физики -создание атомной бомбы - стало явлением не только научным, но и политическим.

Открытие нового оружия изменило в целом всю политическую структуру мира, потому что с его открытием изменилось содержание понятия «независимая нация»: нация, не обладающая таким оружием, оказывается в зависимости от наций и государств, которые обладают таким оружием. Изобретение атомного оружия поставило новые проблемы и перед самими учеными, и перед наукой. Это обстоятельство наложило двойную ответственность на ученых.

С одной стороны, ученый в результате важности своей деятельности для общества может участвовать в управлении государством. А это уже приводит к тому, что он обязан взять на себя ответственность не только перед научным сообществом, но и перед человечеством. С другой стороны, ученый может сохранить за собой право отказа от участия в решении политических вопросов.

В этом отношении нам кажется очень трагичной судьба академика Андрея Дмитриевича Сахарова - создателя водородной бомбы. Являясь величайшим ученым, он осознавал и губительные последствия своего открытия для человечества. К концу жизни он стал одним из самых ярких правозащитников.

В подобных случаях перед ученым встает серьезная нравственная проблема: продолжать ли исследования той области реальности, познание законов которой может нанести вред отдельным людям и человечеству в целом. Научно-технический прогресс, связанный с деятельностью ученых последних десятилетий, не только развивает общество, но и является одной из главных причин развития экологического кризиса в мире.

Именно таким образом осуществляется преемственность принципов нормативно-ценностной системы научного сообщества. Нетрудно представить, что выполнение ученым роли преподавателя требует от него весьма существенных затрат времени и сил, которые приходится отвлекать от собственно исследовательской деятельности. Необходимо отметить также роль консультанта, которую сегодня часто приходится выполнять ученым. При этом следует подчеркнуть различие между ролью эксперта-рецензента и ролью эксперта-консультанта в данном случае.

И хотя ученые могут не знать, каковы будут практические последствия того или иного открытия, они слишком хорошо знают, что «знание - это сила», и притом далеко не всегда добрая, а потому должны стремиться к тому, чтобы предвидеть, что принесет человечеству то или иное открытие. Ведь при наличии такого стремления больше шансов своевременно распознать возможные нежелательные эффекты применения результатов научной деятельности.

Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.

В чём проявляется нравственная ответственность учёных?

Соотношение истины и пользы в научных исследованиях. Ученые размышляют о том, является ли истина безусловной ценностью, нужно ли истинное и никому неинтересное и неполезное знание? Конечно, в эпоху преднауки преобладала чистая истина, но сегодня перед учеными стоит на первом плане задача служения обществу, а чистая истина все более приобретает значение внутринаучного критерия. Автономия и социальный контроль. Пока наука находилась в стадии становления, общество не вмешивалось во внутренние процессы ее движения. После выделения ее как сферы общественной жизни и как отрасли общественного труда в науку стали вкладываться средства и начал осуществляться контроль.

Ученые всеми силами пытались отстоять принцип автономии, утверждая, что наука имеет собственную логику развития и только ученые могут определить важность либо неважность тех или иных исследований. Позиция же социального контроля утверждает, что научное сообщество не секта, а ученые не должны удовлетворять часто лишь собственное любопытство за счет общества. Реалии современной эпохи таковы, что без постоянного контроля не может оставаться ни одна сфера общественной жизни, в том числе и наука. Вопрос о социальном контроле становится бесспорным, и обсуждение проблем науки в социально-этическом контексте становится неотъемлемой частью научной жизни. Часто инициатива в организации и осуществлении социального контроля принадлежит самим ученым.

Уже существует немало организаций, созданных непосредственно учеными для проведения социально-этической экспертизы. Гуманность и антигуманность. Это противоречие становится особенно острым в связи с развитием биомедицины, биотехнологий, генной инженерии. Результаты научных исследований в этих отраслях напрямую связаны с человеком и не просто непредсказуемы, но и зачастую опасны для человека. Еще в 1975 г.

Синшеймер предложил вообще запретить исследования в такой области, как геронтология, поскольку это повлечет старение населения и перенаселение планеты. Он считает опасными исследования по лазерному разделению изотопов, так как это может сделать легкодоступным ядерное оружие для террористов. Недопустимыми считает ученый и поиски контактов с внеземными цивилизациями, угражающих человеческой культуре. Одним из важнейших и сложных противоречий является проблема ответственности и нейтрализма. Это противоречие возникло уже на классическом этапе развития науки.

Нейтрализм проявлялся как тенденция дистанцирования науки от идеологии, морали, политики. Противоположная тенденция — признание социальной ответственности ученых, убеждение, что нейтральность должна соблюдаться только в отношении к научной истине. В ходе дальнейшего развития науки это противоречие еще более обостряет и выдвигает проблему ответственности ученого на первый план. Однако при попытке определить понятие «ответственность» обнаруживается, что оно не раскрыто и не эксплицировано до конца в гуманитарном знании, трактуется односторонне, под специфическим для каждой науки углом зрения, а в общественной практике применяется часто как метафора. В связи с этим представляется важным обратиться к вопросу о сущности и методологическом статусе категории «ответственность».

Понятие имеет сложное содержание, что обусловлено включенностью ответственности и во все сферы человеческой деятельности, и во все формы индивидуального и общественного сознания. Сам термин был впервые узаконен в науке английским философом и экономистом Дж. Стюартом Миллем лишь во второй половине XIX в. Ученый напрямую связывал понятие «ответственность» с санкцией и наказанием и такая трактовка полностью соответствовала этике утилитаризма, систематизатором которой и был Милль. Он далек от понимания ответственности как механизма саморегуляции, меры принуждения, наказания человека, чей поступок препятствует достижению всеобщего блага.

В современном Миллю секуляризированном общественном сознании, трансформировавшемся в правосознание благодаря тому, что естественная свобода понимается как естественное право, ответственность становится регулятивным механизмом социальных отношений и ключевой категорией права, каковой она и остается до сих пор. В правовой науке ответственность и определяется как мера государственного принуждения, когда наличие вины — необходимое онтологическое основание ответственности. Понятие достаточно широко используется и в других науках: этике, философии, психологии, социологии и имеет в них статус категории. Психологи, характеризуя ответственность как личностное свойство, исходят из презумпции социальности, где личность рассматривается как феномен, целиком производный от культуры и социума и практически исключающий возможность нравственной свободы индивида в действиях и формах осмысления происходящего. Как категория этики ответственность отражает степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений и характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований.

Ответственность находится в органическом единстве с такими категориями этики, как «долг» и «совесть», но, на наш взгляд, не является рядоположенной с ними, а выступает как интегрирующая категория, поскольку совесть — это прежде всего ответственность перед собой и не всегда ответственность перед другим. Долг же выражает обязанность, продиктованную внешним объективным требованием. Интегрирующая роль ответственности заключается в субъективации долга и объективации совести. Иное звучание проблема ответственности имеет в социальной психологии и социологии, где личность изучается только в контексте группы, и значит, чтобы понять действия личности, нужно анализировать общественные отношения, в которые она вовлечена. Ответственность в этом случае считается важным условием стабильности общественной системы, период же нестабильности выражается в низкой степени воздействия социальных норм на индивида.

В социологии выделяются два вида атрибуции ответственности: диффузная или коллективная, когда ответственность распространяется на всех представителей сообщества и является выражением внешнего воздействия на сознание и поведение, и фокусированная — как результат размежевания общества на виновных и невиновных. В философской литературе проблема ответственности также значительно социологизирована. Ответственность рассматривается как часть общественных отношений, а субъектами ее могут выступать и отдельные личности, и исторические общности. Предлагается рассматривать ответственность на двух уровнях: как общественную, в виде системы ответов общества на поведение индивида, и личную, как систему ответов личности на требования общества. В рамках такого подхода ответственность классифицируется и по видам: политическая, правовая, производственная, семейная, моральная и пр.

Личность существует и ответственно действует постольку, поскольку она усваивает и воспроизводит в своей деятельности формы отношений, типичные для социума. Исключением можно назвать философскую традицию экзистенциализма, провозглашающую абсолютную, безусловную природу свободы и ответственности. В том же проблемно-смысловом поле находятся и взгляды М. Бахтина, ответственность у которого всегда мотивирована изнутри, но направлена вовне и реализуется в поступке, вне которого ответственность всего лишь «теоретическое долженствование». Разноречивость толкования ответственности обуславливает необходимость выработки нового методологического подхода к проблеме, ведь разрешать острые противоречия в социокультурном пространстве может личность не нормативная и послушная, но свободная и самостоятельная.

Данное положение распространяется и на область научной деятельности, разговор об ответственности ученого окажется более основательным при наличии содержательно наполненной дефиниции. Одним из испытанных приемов проникнуть в сущность понятия является семантический и этимологический анализ, который, по мнению Г. Гадамера и многих известных философов, заключается в «выявлении скрытого истока философских слов-понятий, осмыслении самоорганизующейся природы языка, через соотношение заложенного в слове скрытого историко-понятийного фона и его онтологических импликаций» Гадамер. Для выяснения происхождения слова можно обратиться к богатому арсеналу справочных изданий. Оказывается, само слово «ответственность» появилось в русском языке сравнительно недавно.

Даже в словаре Брокгауза и Ефрона есть только слово «ответ» — совокупность средств защиты, которые противопоставляются иску [13, с. Корень слова, происходящего от латинского «вето» — запрет, определяет и его смысловое значение. В «Толковом словаре русского языка» Д. Ушакова такое слово уже есть и определяется как «положение, при котором лицо, выполняющее какую-либо работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела» [9, с. В четырехтомном «Словаре русского языка» ответственность обозначена как «необходимость давать отчет в своих действиях и поступках» [10, с.

Здесь уже обнаруживается ключевое для нас понятие «поступок», на наш взгляд, нетождественное любой человеческой деятельности, в том числе и социально значимой. Это действие, мотивированное изнутри и направленное вовне, представляющее собой единство внутреннего мира и жизнедеятельности. Такое действие выводит личность из рамок нормативности и расширяет сферу репрезентативности ответственности. Ответственная личность, таким образом, это человек поступающий, и ответственность не сводится только к внешним регулятивам, но прежде всего выражает внутреннее самоопределение личности и является фундаментальной характеристикой человеческого бытия. Осмысление сущности ответственности приводит к постановке трех важнейших вопросов: — Кто отвечает?

Первый вопрос предполагает выяснение субъекта ответственности. По мнению многих исследователей, ответственность может быть представлена как в индивидуальной, так и в коллективной форме существования и проявления, причем индивидуальная выступает как степень осознания требований общества и активность в их исполнении. По нашему мнению, ответственность должна характеризовать личность не как исполняющую либо не исполняющую общепринятое, но как способную или неспособную принять самостоятельное решение, осуществить выбор одной из альтернатив, руководствуясь внутренней убежденностью, могущей противоречить нормам сообщества. В этом смысле ответственность может быть только индивидуальной. Второй вопрос предполагает определение предмета и пространства выбора.

Мы полагаем, что предмет решения должен располагаться в рамках мира личности как той части реальности, которую человек понимает и воспринимает как значимую и ценную и действует в ней свободно. В такой реальности выбор зависит только от самой личности, в ней нет «когнитивного алиби», снисходительности к незнанию. Предмет решения можно представить как процессную взаимосвязь следующих моментов: 1. Познавательного — ответственность за адекватное отражение объективных условий.

Ученый должен быть независимым от внешних влияний, которые могут повлиять на его объективность. Это включает отказ от финансирования от заинтересованных сторон, отсутствие личных связей с организациями, чьи интересы могут быть затронуты исследованием, а также независимость от политических или идеологических мотивов. Ученый должен быть прозрачным в своих действиях и решениях. Это включает описание методологии исследования, раскрытие всех использованных данных и источников финансирования, а также доступность результатов исследования для публикации и обсуждения с сообществом.

Коррупция — это незаконные или морально неприемлемые действия, направленные на получение выгоды для себя или других лиц. В научном исследовании коррупция может проявляться, например, в подделке данных, плагиате, фальсификации результатов исследования или сокрытии негативных данных. Для борьбы с коррупцией ученые должны: Соблюдать научную этику. Это включает честность, точность, независимость и объективность в исследованиях. Действовать в рамках закона. Ученый должен соблюдать все законы и правила, регулирующие научное исследование, включая авторские права, сохранение конфиденциальности данных и использование животных в экспериментах. Сотрудничать с рекомендованными организациями. Некоторые организации разрабатывают стандарты и рекомендации для научных исследований, например, Комитет по этике в исследованиях с животными КЭИЖ.

Ученые должны сотрудничать с такими организациями и следовать их рекомендациям. Отказываться от участия в незаконных действиях. При обнаружении незаконных действий или нарушений этики, ученый должен отказаться от участия и сообщить об этом соответствующим органам. Избегание конфликтов интересов и коррупции — обязательное требование для всех ученых, которое помогает сохранить интегритет научного исследования и обеспечить его доверие и достоверность. Это не только нравственная ответственность, но и показатель профессионализма и уважения к научному сообществу и обществу в целом. Социальная ответственность ученых Социальная ответственность ученых проявляется во многих аспектах. Во-первых, ученые должны стремиться к тому, чтобы их исследования были максимально полезными и приносили пользу обществу. Они должны избегать искажений и манипуляций данных, чтобы результаты исследования были достоверными и имели научное значение.

Во-вторых, ученые должны быть открытыми и готовыми общаться с обществом.

Светило науки - 7 ответов - 0 раз оказано помощи Объяснение: Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера.

Остальные ответы Егор Начунаев Ученик 188 6 лет назад Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность и достоверность материала, строгость анализа и обоснованность делаемых выводов. Это элементарные стороны ответственности ученого, его персональная этика. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Научные исследования должны быть на благо человека, а не во вред ему.

Этика науки и социальная ответственность ученого

Но ученые и специалисты не могут не думать и об опасностях неконтролируемого прогресса, в частности неконтролируемого промышленного роста, и в особенности об опасностях военного применения достижений науки. 4. В чем проявляется нравственная ответственность ученых? 5. В чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред. НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Нравственная ответственность ученых так же заключается в том, чтобы, преследуя цель получения знаний, не причинить вреда человечеству или отдельным людям.

В чем проявляется нравственная ответственность ученых в современном обществе и почему она так важна

Ответил (1 человек) на Вопрос: В чем проявляется нравственная ответственность ученых. Таким образом, «Азиломарский моратории» по Ирану можно считать прототипом проявления учеными своей ответственности перед лицом опасности, могущей достичь размеров широкого народного бедствия, масштабов кризиса. Нравственная ответственность ученых – требовательность отношения к чести своего имени; им небезразличен способ получения истины. Академик лихачев пиал: высокая нравственность ученого проявляется прежде всего в ответственном отношении к своей исследовательской работе.

Нравственная ответственность ученого

Ученые должны обеспечивать конфиденциальность и анонимность участников исследования, соблюдать принцип информированного согласия и гарантировать, что никакой вред не будет причинен участникам в процессе и после исследования. Дополнительно, ученые должны проявлять нравственную ответственность в отношении природы и окружающей среды. Использование животных в исследованиях должно быть объективным и не жестоким, а эксперименты на людях должны быть предварительно обоснованы, прошли рецензию и не представляют угрозы для здоровья и безопасности. Значение нравственной ответственности для науки и общества Нравственная ответственность ученых играет важную роль в развитии науки и ее влиянии на общество. В центре этой ответственности лежит не только выполнение научных исследований с высоким качеством и честностью, но и принятие морального обязательства перед обществом. Нравственная ответственность ученых проявляется во многих аспектах и имеет множество положительных последствий. Во-первых, она способствует созданию доверия общества к научному сообществу. Когда ученые придерживаются высоких норм этики и морали, они стремятся к объективности и истине, что делает их исследования более достоверными и авторитетными. Во-вторых, нравственная ответственность ученых помогает предотвращать научные злоупотребления и этические нарушения. Когда ученые осознают свою моральную ответственность, они более внимательны к возможным последствиям своих действий и принимают меры, чтобы избежать вреда, как физического, так и морального.

Наконец, нравственная ответственность ученых имеет значительное значение для общества в целом. Ученые являются авторитетами в своих областях знания и имеют потенциал оказывать значительное влияние на общественное мнение и принятие решений.

Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.

Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.

Примером, получившим уже довольно широкую известность и касающимся коллективной акции ученых, является согласованная добровольная приостановка исследований в новой области пауки — генной инженерии. Тут непродуманная методика или неосмотрительность при «ускользании» опасного, потенциально патогенного материала из лабораторий вследствие случайной небрежности могли бы иметь крупные, даже глобальные последствия, вплоть до возникновения новой, неведомой ранее эпидемии, против которой медицина еще не располагает средствами борьбы. Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре США. В очень острой дискуссии в конечном счете было принято решение об объявлении моратория, то есть о приостановке соответствующих исследований впредь до разработки тщательно продуманных мер предосторожности, гарантирующих от возможной опасности. Противниками этого мероприятия выступали поборники «свободы научного поиска», но здравое начало взяло верх, и в настоящее время соответствующие правила работы приняты в большинстве стран, иногда они приобретают даже законодательный характер. Таким образом, «Азиломарский моратории» по Ирану можно считать прототипом проявления учеными своей ответственности перед лицом опасности, могущей достичь размеров широкого народного бедствия, масштабов кризиса. Проблема ответственности ученого с большой ясностью и отчетливостью встает, когда он сталкивается с дилеммой «за» или «против», как это имело место, например, в медицине в начале века, при эпохальном открытии Эрлихом его первого радикального средства против сифилиса — препарата «606». Медицинская наука и вместе с ней практика в те времена управлялась одним принципом, да и теперь еще он фигурирует в «гиппократовой клятве». Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди».

Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Эти принципы прямо адресованы к ответственности, к совести ученого.

Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.

В чем проявляется нравственная ответственность ученых кратко

про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот. Философия, Социальная и нравственная ответственность ученого, Доклад Выступление. К внешним аспектам ответственности ученого могут быть отнесены нравственная ответственность за социальные и экологические последствия применения научных открытий, недопустимость проведения научных экспериментов, опасных для жизни и здоровья человека. Но ученые и специалисты не могут не думать и об опасностях неконтролируемого прогресса, в частности неконтролируемого промышленного роста, и в особенности об опасностях военного применения достижений науки. В чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий