Новости название народного промысла

Современные художницы сохраняют не только стилистические особенности народного промысла, но и традицию преемственности по женской линии. Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен. В Кирове состоялся форум народных художественных промыслов "Кладовая ремесел".

Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее?

Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах. Красная книга народных художественных промыслов VOICE Shopping — это 50 предприятий, которые вместе с редакцией делали этот номер: присылали из самых разных и удаленных мест свои. Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год.

«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)

Сотрудник библиотеки поведала ребятам историю возникновения одного из основных видов прикладного искусства — вышивки. С помощью презентации «Чувашская вышивка» дети узнали о символах и образах чувашских узоров; рассмотрели различия между русской и чувашской вышивкой, ознакомились с цветовой символикой. В ходе беседы желающие нарисовали чувашские узоры. В завершение библиотекарь ознакомила детей с книжной мини-выставкой и прочитала им сказку «Принцесса Иголочка». В библиотеке семейного чтения им.

Маршака каникулы продолжились путешествием по городам народных промыслов «Русские чудеса». Путешествуя по Кировской и Нижегородской областям с посещением уникальных мест, знакомством со знаменитыми людьми и, конечно же, народными художественными промыслами, ребята получили много новых эмоций. Капокорешковский промысел, дымковская игрушка, вятская и семеновская матрешки, хохломская и городецкая росписи — это та малая часть, с которой познакомились участники путешествия. А затем сами, как русские народные мастера, попробовали расписать кухонные предметы и лошадки-свистульки.

С легкостью собрали пазл «Дымковская барыня» и ответили на вопросы, спрятанные в матрешках. В путешествии участвовали 63 человека. В детско-юношеской библиотеке для ребят Новочебоксарского социально-реабилитационного центра 37 человек состоялись литературные курсы «Школа Карандаша и Самоделкина», посвященные творчеству детского писателя Юрия Дружкова. Занятия вел знаменитый добрый художник Карандаш.

После знакомства с удивительной судьбой писателя, веселый человечек рассказал ребятам о знаменитой Волшебной школе. Присутствующие успешно прошли отборочный тур и стали учениками «Школы Карандаша и Самоделкина».

Смотрите путеводитель по народным промыслам России и слушайте подкаст о народных промыслах. Вы познакомитесь с удивительными традициями мастеров, увидите прекрасные изделия народных промыслов и узнаете, чем народный промысел отличается от декоративно-прикладного искусства.

Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента… Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды. А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением.

Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными. Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии. И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас.

Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты. Мезенская роспись Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет.

Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями. Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Ареал мезенской росписи весьма обширен.

Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. В основном в прежние времена расписывали прялки.

Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.

А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный сажа и охра, позднее сурик. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой тиской , пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства. Городецкая роспись Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков.

Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров. Гжель, с. Речицы Раменского района Московской области Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведётся здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор.

Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Павлово-посадские шали, Павловский Посад Московской области Яркие и лёгкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время. Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу. Вологодское кружево, Вологодская область Вологодское кружево плетётся на деревянных палочках, коклюшках.

Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток. Шемогодская резная береста, Великий Устюг Вологодской области Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов.

Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России

Сегодня самыми популярными являются: Хохлома , Гжель, Жостово, Дымковская игрушка, Богородская резьба, матрешки из разных областей — Вятская, Семёновская, Сергиево Посадская. Объединяет все ремесла то, что продукция создается из подручных материалов — дерева, глины, тканей. Технология производства осталась та же, что и много веков назад, а нюансы и секреты техники изготовления передаются из поколения в поколение. Основные виды народных промыслов: Хохлома Старинный русский промысел появился в 17 веке в Нижегородской области. Хохломская деревянная посуда делалась в мастерских вручную. Славилась прочностью и долговечностью благодаря уникальной технологии. Деревянную поверхность не просто грунтовали и обжигали, ее покрывали металлическим порошком, только после этого обжигали и расписывали Гжель Появился в Раменском районе Подмосковья в 18 веке, хотя белую глину, поражавшую своей чистотой и превосходными свойствами добывали еще в 16 веке. Сегодня гжельские изделия это посуда и предметы интерьера расписанные в сине-белых цветах.

Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина. Лён хорош всем. Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно. Лён гигроскопичен — отлично впитывает влагу. В льняной одежде в жару — прохладно, в холод — тепло. Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет… Слава Богу, в России умеют лён выращивать, обрабатывать, ткать и шить из льняной ткани великолепные изделия. Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере: от одежды до кораблестроения 4. Шемогодская резьба Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты. А вот свободного времени на всякие безделушки у крестьян не было. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Деревня Курово-Наволок Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии — место возникновения самого известного берестяного промысла России. Шемогодская береста стала недорогим аналогом изделий из резной кости. Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле.

Обвинской росписью украшали и посуду, и игрушки, но в основном ее размещали на прялках. Основным мотивом Обвинской росписи стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это — отличительный знак живописцев Выгорецкого общежития. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м годам XIX века. Гуслицкая роспись Художник: Мила Лосенко Гуслицкую роспись среди всех народных ремесел России часто называют «эксклюзивной», ведь она не использовалась нигде, кроме того региона, в котором и появилась. Гуслицы находятся на юго-востоке Московской области, здесь некогда ждали, гонимые староверы, бегущие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийским орнаментам. Как правило, ей украшали рукописи и первые печатные издания. Миниатюры, выполненные гуслицкой росписью, всегда готовились только вручную. Гжельская майолика Художник: Мила Лосенко В эпоху Петра I в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики.

Мастерские палешан Сафоновых, Белоусовых, Каравайковых и Париловых в свое время заслужили право являться поставщиками Императорского двора, а их иконы были знамениты тонким, изысканным письмом. В 1882 году Братья Белоусовы успешно выполнили царский заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля, за что получили высокие царские награды. Палехская лаковая миниатюра начала ХХ века унаследовала лучшие традиции духовного искусства предшествующих поколений. Вскоре после октябрьской революции 1917 года иконописное искусство в России стало под запретом, но золотоносное мастерство бережно сохранялось.

Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов

Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные. Палехская миниатюра. Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням.

В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Шемогодская резная береста. Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Устюжские ювелиры вывели рецепт особой черни: цвет, качество, прочность прославили город Великий Устюг и в России, и за её пределами. Чудом сохраненный после революции промысел сегодня успешно развивает предприятие «Северная чернь». Здесь вручную делают и черненую посуду, и столовое серебро, и ювелирные украшения, и церковную утварь... О предметах церковной утвари, выполненных в технике северной черни узнайте здесь.

А вот подробный рассказ о технологии легендарной северной черни: в Великом Устюге 3. Вологодский лён Единственная натуральная ткань, которую отечественные производители вырабатывают из нашего сырья сегодня — лён. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина. Лён хорош всем. Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно. Лён гигроскопичен — отлично впитывает влагу.

В льняной одежде в жару — прохладно, в холод — тепло. Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет… Слава Богу, в России умеют лён выращивать, обрабатывать, ткать и шить из льняной ткани великолепные изделия. Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере: от одежды до кораблестроения 4. Шемогодская резьба Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты.

Принимаются коллективные и индивидуальные заявки. Сайты выставочного проекта:.

Изделия участвуют в выставках за рубежом и отмечаются высокими наградами.

Туристы приобретают их в качестве сувениров, а антиквары собирают коллекции. Павлопосадские платки Сегодня красочные павлопосадские платки производят на фабриках. Но изначально павлопосадский платок появился как промысел. Он зародился в селе Павлове в наши дни Павловский Посад в 18 веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин на его базе создал предприятие с наемными рабочими, а еще спустя 60 лет, его внук Яков, организовал полноценное производство набивных платков и шалей. Выглядели они точно так же, как сейчас: Традиционный павлопосадский платок представляет собой набивную шерстяную шаль черного или красного цвета, с объемным цветочным узором. Павлопосадский платок покупают не только в качестве сувенира из России, но и используют его по прямому назначению. Это теплый, уютный и модный элемент гардероба.

Рисунки платков самые разнообразные. Они развивались от стандартных образцов, характерных для московского региона, до турецких «огурцов» и натуралистических садовых цветов. Сегодня стиль павлопосадского платка характеризует объемное изображение цветов георгин, роз, и других. Они могут быть собраны в гирлянды, букеты или разбросаны по полю платка. Иногда рисунок дополняет орнамент и стилизованные растительные элементы. Хохломская посуда В конце 19 века хохломской посудой пользовались не только крестьяне, но и члены царской семьи. И сегодня интерес к ней не угас. Хохломская роспись деревянной посуды уникальна в мировой культуре.

Ее стиль больше нигде в мире не повторяется. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа — Хохлома. Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии. Особенностью хохломской деревянной посуды является пестрый черно-красно-золотой узор растительных мотивов. Любопытно, что на дерево наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После посуда покрывается лаком, 3-4 раза обрабатывается в печи.

Народный промысел

  • Курсы валюты:
  • Косторезные промыслы России.
  • 7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени
  • Семёнов. Хохломская роспись

Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля

Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей". Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах. В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Ассоциация "Народные художественные Промыслы России" / Официальная страница ВКонтакте В настоящее время Ассоциация объединяет организации промыслов, расположенных в 48 регионах Российской Федерации. В Кирове состоялся форум народных художественных промыслов "Кладовая ремесел".

Неотъемлемая часть русской культуры или всё, что нужно знать о народных промыслах

«» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком. В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву. Гончарное ремесло – старинный вид народных промыслов Нижегородского края. Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века. По официальным данным, на территории области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий