Еаэс становление и перспективы

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – это международная организация, созданная Россией, Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией с целью укрепления экономического сотрудничества и интеграции в регионе Евразии.

Что ждет ЕАЭС в ближайшие годы?

Целостный обособленный хозяйственный комплекс нескольких государств, однородный, внутренне слитый, где вся система государственного управления внешней торговлей и другими видами внешнеэкономической деятельности была основана на государственной монополии, то есть интеграционный процесс протекал внутри одной территории, а не на межгосударственном уровне. С распадом СССР, интеграционные черты бывших советских республик, составляющих единый «экономический организм», были утрачены, интеграция постсоветских государств базируется, в первую очередь, на разном политическом стремлении лидеров стран-участниц к сотрудничеству в рамках СНГ, которое является приоритетом в развитии межгосударственных отношений. Вслед за образованием СНГ начался процесс формирования режима свободной торговли стран-участниц. За несколько лет были разработаны и подписаны сотни многосторонних и двусторонних соглашений, определяющих, принципы и направления взаимного экономического сотрудничества государств Содружества в экономической, социальной, оборонной и других сферах. Необходимо отметить, что данное Соглашение не было ратифицировано многими участниками, в том числе и Россией, поэтому не имело никаких практических результатов, носило лишь формальный характер, и может быть рассмотрено скорее как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности. Учитывая опыт ЕС и формирующегося Евразийского союза, необходимо отметить, что достижение такой цели, как формирование общего рынка стран СНГ будет определяться, в первую очередь, политическим стремлением лидеров к тесному сотрудничеству и кооперации и потребует детальной проработки решений и огромного количества уступок стран-участниц, направленных на достижение указанной цели. Вместе с тем, анализируя опыт постсоветских стран в развитии, или, точнее сказать, попытке создания интеграционного блока, можно сделать вывод о том, что СНГ как первый интеграционный проект постсоветских республик выступил в большей степени способом «смягчения» процесса распада Советского Союза на независимые государства, позволил сделать размежевание постсоветских республик менее кризисным, болезненным и в какой-то степени менее конфликтным для стран-участниц. За годы рыночной трансформации национальные экономики бывших социалистических стран существенно изменили свой облик.

Преодолена их изолированность от остального мира, полностью демонтированы механизмы командной экономики, исчезли всеобщие дефициты товаров и услуг, значительно расширен их ассортимент. Между тем в 1994 г. Каждый член ЕАЭС имел собственные мотивы интеграции. Для России создание Таможенного союза в 2010 г. В 2012г. Путин в Госдуме России сформулировал российские интересы следующим образом: «… укрепление позиций России в мире и, прежде всего, через новую интеграцию на евразийском пространстве». Следует ожидать, что с усилением позиции китайского юаня на роль второй мировой валюты примерно к 2025 г.

Заявление некоторых российских руководителей о том, что общая валюта под названием алтын будет введена уже через 5 лет, нам представляется преждевременным. Мотивы Беларуси экономические - снизить стоимость российских энергоносителей лозунг «равные конкурентные условия для субъектов хозяйствования» и повысить роль страны как транзитера. Мотивы Казахстана - упрочить свое лидерство в Центрально-Азиатском регионе, построить противовес растущему в регионе влиянию Китая, предвосхитить возможные проблемы с русской диаспорой в приграничных с Россией регионах треть населения. Мотивы Армении - в первую очередь политические безопасность , и только на втором месте экономические - цена на газ. Армения на 4-5 лет сохранила низкие тарифы на импорт, и поэтому резкого роста поставок стран ЕАЭС в Армению ожидать не стоит, к тому же ее рынок чрезмерно мал. Таблица 1. Вместе с тем, принципиальным условием для Казахстана является сохранение суверенитета и национальной идентичности, а для Беларуси - сохранение суверенитета и режима правления действующей власти, что идет вразрез с долгосрочной политикой Кремля.

Есть два экономических мотива участия стран в интеграционных объединениях. Первый -- созидательный: барьеры в международной торговле порождает неэффективность использования и воспроизводства ресурсов. Взаимное снятие барьеров высвобождает создает ресурсы, не производившиеся ранее, они распределяются между участниками объединения, увеличивая его конкурентоспособность. Второй -- перераспределительный мотив. Один или несколько участников интеграционного объединения, заинтересованные возможно, по неэкономическим соображениям в его расширении, привлекают новых членов за счет передачи им части ресурсов. У остальных участников возникает экономическая заинтересованность. Проблема в том, что внутри ЕАЭС созидание снятие нетарифных барьеров для перемещения товаров, услуг и капитала происходит очень медленно.

Страны неохотно идут на уступки и стремятся сохранить инструменты торгового протекционизма. Так, не планируется создание наднационального органа санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, как и взаимного признания санитарных и ветеринарных сертификатов. А это сильнейший нетарифный барьер, он приводит к возникновению торговых войн наподобие декабрьских запретов поставок продукции Белорусского пищепрома. При этом перераспределение ресурсов внутри ЕАЭС представлено широко и пока именно оно является основной мотивацией участников соглашения: перераспределительный мотив доминирует над созидательным. Возникает перераспределение из-за применения специфического инструмента -- экспортных пошлин на энергоресурсы. При вступлении в ЕАЭС государство преследовало два основных и ключевых момента. Первой и основной задачей было обеспечение местным предпринимателям доступа на традиционные рынки сбыта.

Никому не секрет, что после того, как был создан Таможенный союз и когда он начал функционировать, Кыргызстан на себе ощутил те изменения, которые произошли в экономическом регулировании и в частности в регулировании торговли. На границах между Кыргызстаном и тогда еще Таможенным союзом стали возникать барьеры тарифного характера - приходилось растаможивать грузы, которые заходили из республики в страны ТС, кроме тех, которые производились в стране. И самое тяжелое -- начали возникать технические барьеры. Появилась необходимость прохождения сложных процедур подтверждения безопасности товаров, что фактически закрывало доступ на емкий рынок, который для Кыргызстана был всегда очень важным, т. Поэтому одним из мотивов государства была борьба за доступ на рынок сбыта через присоединение к этому экономическому объединению. Вторым очень важным моментом было то, что большое количество граждан Кыргызстана занималось трудовой деятельностью в Российской Федерации и в Казахстане. И как происходит во всем мире, после начала функционирования интеграционного объединения его члены начали защищать свои внутренние рынки труда.

Начались вводиться ограничения, что повлекло за собой уменьшение возможности трудоустройства и легального получения заработка для граждан из третьих стран. Кыргызские мигранты на себе почувствовали все сложности не вхождения республики в Союз. Стали возникать пресловутые черные списки, когда за административное правонарушение, связанное с нарушением миграционных правил, граждан Кыргызстана не стали допускать в страны ЕАЭС. Также стали вводиться дополнительные разрешительные процедуры: нужно было получать разрешение на работу, патент, а также сдавать экзамены на знание о стране пребывания. Все это очень сильно усложнило возможность легального трудоустройства и очень многие граждане Кыргызстана были вынуждены уходить в теневой сектор, где зачастую нарушались права, не выплачивались заработные платы в том объеме, в котором должно было быть, и не было никаких социальных гарантий. Присоединение к Евразийскому экономическому союзу позволило Кыргызстану стать участником единого рынка труда и на сегодняшний день граждане страны имеют тот же набор прав и обязанностей, что и граждане стран Евразийского союза. И наоборот, их граждане имеют право претендовать на рабочие места у нас в стране и пользоваться теми же правами, что и кыргызстанцы.

Простыми словами , теперь нет необходимости получать дополнительные разрешения, патенты и другие разрешительные документы. Самое главное, что граждане Кыргызстана получили возможность социального страхования. В том случае, если потребуется неотложная медицинская помощь, они могут обращаться в медицинские учреждения , а дипломы об образовании, которые за исключением не попавших в перечень исключения, выданные нашими учебными заведениями , признаются в странах ЕАЭС. Ожидания государства от вхождения в ЕАЭС в виде переформатирования торговых потоков должно было стать стимулом, чтобы экономика Кыргызстана начала перестраиваться из реэкспортной в индустриальную. Иначе говоря, вступление в ЕАЭС должно было стать стимулом для того, чтобы в республику приходили инвесторы как из третьих стран, так и Евразийского союза. Это также должно было способствовать переориентации политики внутренних инвесторов с той целью, чтобы они начали рассматривать необходимость вложения своих финансов и ресурсов в производственные предприятия для конкуренции на рынке ЕАЭС. Стоит отметить, что этот процесс не может быть незамедлительным.

Но, тем не менее, даже сейчас правительство может констатировать, что инвесторы из Китая, Турции и стран ЕАЭС уже проявляют значительный интерес к местному рынку и первые ласточки уже есть. Как отметили представители правительства, эффект получен, но он получился несколько смазанным из-за того, что произошло наложение нескольких одновременных событий на экономику Кыргызстана и кроме положительного эффекта от присоединения к ЕАЭС ощущаются и некоторые отрицательные. Стали проявляться кризисные явления не только в регионе Центральной Азии, но и в мире.

Согласно докладу, ЕАЭС занимает лидирующие позиции в мире по добыче нефти, газа, производству минеральных удобрений и занимает третье место по производству сельскохозяйственной продукции. На очередном заседании Совета Евразийской экономической комиссии ЕЭК в Москве, в котором принял участие заместитель премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко, было подписано соглашение о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных муниципальных закупок в рамках Евразийского экономического союза ЕАЭС. Это соглашение обусловлено необходимостью устранения препятствий, связанных с участием в процедурах государственных муниципальных закупок, проводимых на территории других государств-членов, а также позволит использовать банковские гарантии, выданные банками одного государства-члена, в качестве обеспечения заявки и контракта при проведении закупок заказчиками других государств-участников ЕАЭС. По словам заместителя министра экономического развития Дмитрия Вольвача, в последние годы растет значимость интеграционных связей в рамках Евразийского экономического союза ЕАЭС , который представляет собой динамично развивающееся интеграционное объединение с населением в 194 млн человек. Территория ЕАЭС имеет потенциал для формирования самостоятельного макрорегиона с общими рынками, унифицированными технологическими стандартами и доступными ресурсами для развития.

В настоящее время ЕАЭС занимает второе место в мире по степени интеграционных связей после Европейского союза. На территории РФ существует свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Кроме того, страны-участницы ЕАЭС занимают третье место в мире по производству пшеницы, картофеля, и животноводческой продукции, полностью обеспечивая себя продовольствием, газом, нефтью, нефтепродуктами и электроэнергией. Аргумент в пользу ЕАЭС для российской экономики заключается в возможности получения доступа к миграционным ресурсам партнерских стран, а также в создании унифицированных правил регулирования миграционных потоков. Это способствует реализации целей развития экономики и обеспечению безопасности. В условиях неблагоприятной экономической и геополитической ситуации участие в ЕАЭС позволило российской экономике снизить уровень экономических потерь.

Систе- нейших объединения нашего континента — матизация положений указанных междуна- Евросоюз и формирующийся Евразийский родных договоров была очень сложной зада- союз — основывая свое взаимодействие на чей. Необходимо было учесть как несопрягав- правилах свободной торговли и совместимо- шиеся хронологические параметры реализа- сти систем регулирования, объективно, в том ции договоров, так и то, что в ряде случаев числе и через отношения с третьими страна- указанный процесс выходил за рамки компе- ми и региональными структурами, способны тенции Евразийской экономической комис- распространить эти принципы на все про- сии. Непростого и сбалансированного реше- странство — от Атлантики до Тихого океана17. За- Применение обычного механизма коди- тем будет логично начать конструктивный фикации при работе над Договором о ЕАЭС диалог о принципах взаимодействия с госу- было крайне затруднительно, поскольку су- дарствами АТР, Северной Америки, других ществовала проблема разной глубины эко- регионов.

Таким образом, наш [евразийский] номической интеграции государств будущего интеграционный проект… открывает широкие ЕАЭС, предусмотренной систематизируемы- перспективы для экономического развития, ми договорами. Кроме того, сторонами зна- создает дополнительные конкурентные преи- чительного числа указанных договоров явля- мущества. В Договоре став положений ранее заключенных между- предусматривается, что с даты присоединения народных договоров. Эти положения ния ВТО, как они определены в Протоколе о были сформулированы на основе существу- присоединении этой Стороны к ВТО, включа- ющих программных документов, проектов ющем обязательства, взятые в качестве усло- договоров и замечаний представителей госу- вия ее присоединения к ВТО и относящиеся дарств — членов ЕАЭС. В целом Договор о к правоотношениям, полномочия по регули- ЕАЭС стал результатом очень тонкого ком- рованию которых в рамках Таможенного со- промисса между его сторонами. Союз составляющими договорно-правовую базу наделяется международной правосубъектно- Таможенного союза, становятся частью стью и является международной организа- правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО Договор как таковой состоит из четырех Сторона обязана информировать другие Сто- частей основного текста и 33 приложений, роны и координировать с ними действия в от- конкретизирующих положения основного ношении принятия обязательств в качестве текста. Необходимо подчеркнуть, что сторо- ложением к Протоколу о присоединении этой ны Договора подошли достаточно осторожно Стороны к ВТО, за исключением случаев, к формулировке основных целей, учитывая предусмотренных Соглашением ВТО. При необходимость поступательной экономиче- последующем присоединении к ВТО другой ской интеграции без ущерба для экономики Стороны ее обязательства, принятые в ка- каждого из участников. Примером этого де- честве условия присоединения к ВТО, отно- ликатного и компромиссного подхода являет- сящиеся к правоотношениям, полномочия по ся такая формулировка цели, как «стремле- регулированию которых в рамках Таможен- ние к формированию единого рынка товаров, ного союза делегированы Сторонами органам услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Таможенного союза, и правоотношениям, Союза».

Новым и важнейшим для нынешне- урегулированным международными соглаше- го этапа евразийской интеграции достиже- ниями, составляющими договорно-правовую нием Договора о ЕАЭС является закрепление базу Таможенного союза, также становятся термина «право Союза», содержание которо- частью правовой системы Таможенного сою- го раскрывается в статье 6 Договора; причем за. При этом присоединяющаяся к ВТО Сто- в случае противоречия положений междуна- рона обязана информировать другие Стороны родных договоров, заключенных в рамках и координировать с ними действия в отноше- ЕАЭС, и положений Договора о ЕАЭС прио- нии принятия обязательств в качестве усло- ритет имеют положения Договора о ЕАЭС, вия ее присоединения, требующих внесения которые рассматриваются как lex superior25. При заключении растений, культурных ценностей; выполнения международных договоров в рамках Тамо- международных обязательств и обеспечения женного союза, принятии и применении ак- обороны страны и безопасности государства- тов Таможенного союза его органами Сторо- члена. Исключение составляет сфера пре- кий уровень интеграции и согласованную доставления промышленных субсидий, где скоординированную политику менее на территориях государств-членов действуют глубокий уровень интеграции. К та- моженных пошлин ЕТФ, а также единые обя- ким сферам относятся сферы макроэкономи- зательные требования технического регули- ческой и валютной политики. Положения о рования. То есть это одна из сфер наиболее торговле услугами приведены в соответствие глубокой экономической интеграции в ЕАЭС. ЕАЭС проводят согласованную политику. В сферах регулирования конкуренции, ре- Общими исключениями из режима Тамо- жима естественных монополий, энергетики, женного союза, дающими право применять транспортной политики, государственных за- ограничения во взаимной торговле, являются купок, защиты интеллектуальной собствен- случаи, указанные в статье 29 Договора, ко- ности, агропромышленной политики и трудо- торые практически полностью соответствуют вой миграции экономическая интеграция го- режиму, предусмотренному в статьях XX и сударств — членов ЕАЭС в целом осталась на XXI ГАТТ, а именно: случаи необходимости уровне кодифицированных соглашений. Договор Четвертая часть Договора содержит пере- имеет «особенности, формирующие право- ходные и заключительные положения.

В ча- вое пространство интеграционного объеди- стности, предусматривается порядок вступ- нения»28. Рабочим открывает самые широкие перспективы для языком органов Союза является русский развития экономик и повышения благососто- язык. Оговорки к договору не допускаются. Договор не препятствует заключению дву- Вместе с тем очевидно, что процесс евра- сторонних международных договоров между зийской интеграции находится в активной фа- государствами-членами, предусматривающих зе обновления, в силу чего по мере практиче- более глубокий уровень интеграции, по срав- ского применения положений Договора будут нению с положениями Договора или между- выявляться сферы, требующие доработки. В народных договоров в рамках Союза. Приложения касаются ком- хождения товаров из ЕАЭС, применение мер петенции Евразийской экономической комис- односторонней защиты рынка в отношении сии; деятельности Суда Союза Статут Суда ; третьих стран30. Расширение ЕАЭС: рядка зачисления и распределения сумм та- евразийская интеграция может моженных пошлин и единого таможенно-та- приобрести разноскоростной рифного регулирования; мер нетарифного ре- и многовекторный характер гулирования в отношении третьих стран; при- менения специальных защитных, антидем- Общеизвестно, что первоочередными канди- пинговых и компенсационных мер к третьим датами на вступление в ЕАЭС в ближайшее странам; технического регулирования; согла- время традиционно считаются Узбекистан31 и сованной политики в области единства изме- Таджикистан32. Думается, рано в апреле — президентские. Результаты выбо- или поздно он будет принят ею причем вне ров при всех высказанных претензиях в це- зависимости от происходящих в этой стране лом получили необходимое признание со сто- внутриполитических пертурбаций и внутрен- роны всех постоянных членов Совета Безо- них вооруженных конфликтов. Не оспари- пасности ООН и наиболее авторитетных вавшаяся никогда и никем вплоть до подпи- международных организаций.

Так что дело, сания соглашения об ассоциации с ЕС абсо- по сути, остается за определением конкрет- лютно неустранимая зависимость украинской ных сроков и условий вступления — но имен- экономики от российского рынка37 и спустя но этот процесс, как показывает опыт Кыр- год после подписания указанного соглашения гызстана, может быть весьма и весьма дли- полностью признается даже официальными тельным а уж применительно к рассматри- государственным средствами массовой ин- ваемым странам его сроки могут измеряться формации США38. Что касается упомянуто- не только месяцами, но и годами.

Вслед за созданием Таможенного союза страны-учредители выразили намерение продолжить начатый ими интеграционный процесс, переходя в согласованные сроки к очередным его этапам, что и было зафиксировано в Декларации о евразийской интеграции, принятой президентами России, Казахстана и Белоруссии 18 ноября 2011 года. Одним из важнейших результатов принятия данной Декларации стало межправительственное соглашение о начале формирования с января 2012 года Единого экономического пространства ЕЭП — межгосударственного объединения с открытыми внутренними границами и общим внешним контуром — и достижения в его рамках более высокого уровня экономической интеграции со свободным передвижением между участниками ЕЭП не только товаров, но и услуг, трудовых ресурсов и капитала. В результате были определены 17 соглашений, первоначально составившие договорно-правовую базу ЕЭП.

В дальнейшем готовятся к подписанию еще более 50 документов, регламентирующих деятельность ЕЭП. Было решено, что ЕЭК будет носить двухуровневый характер. Верхний ее уровень должен включать в себя вице-премьеров трех стран-участниц ЕЭП. Нижний уровень, или коллегия, должен стать основным рабочим органом ЕЭП, принимающим решение об изменении пошлин, санитарного, ветеринарного и миграционного контроля и контролирующим распределение промышленных и сельскохозяйственных субсидий. В то же время, в целях защиты национальных интересов стран-участниц было предусмотрено, что если не будет достигнуто согласия между членами ЕЭС по какому-либо из обсуждаемых вопросов, решение по нему будет выноситься на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета, где оно может быть принято только консенсусом.

Всего в ближайшие пять лет Евразийской экономической комиссии намеревается передать 175 национальных полномочий, включая принятие решений по конкретной политике, техническим регламентам и субсидиям. Что касается Украины, становится очевидным, что ее вступление в Таможенный Союз имело бы критически важное значение для всего процесса постсоветской интеграции, означая восстановление в основных чертах народнохозяйственного экономического комплекса, существовавшего до распада СССР. В свою очередь и для Украины развитие и укрепление хозяйственных связей со странами—членами ТС, являющимися основными ее торговыми партнерами, способно оказать весьма благоприятное влияние на состояние экономики и финансов страны, сыграв важную стабилизирующую роль и став серьезным фактором ее развития. Однако политическому руководству Украины и части элиты кажется, что вступление Украины в Евразийский Союз, присоединение к Таможенному союзу равносильно отказу от права принимать собственные политические и экономические решения. Украинская элита опасается утратить контроль над экономическим пространством страны.

При этом в отличие от Беларуси, России и Казахстана враждебная позиция украинской элиты к интеграции на евразийском направлении опирается на национал-либеральные и откровенно националистические настроения, которые в той или иной степени разделяет значительная и довольно активная группа избирателей. Это создало условия для политических манипуляций, позволило создать видимость общественного раскола по вопросу о векторе интеграционных процессов. Причем этот общественный конфликт в результате деятельности политических и медийных структур обрел реальные черты и стал одним из важнейших факторов развития политического процесса на Украине. В действительности же, если прекратить искусственно подогревать, фиксировать и усиливать общественные противоречия, то в скором времени в результате общественного компромисса был бы принят евразийский интеграционный вектор. Это становится очевидным на фоне того, что постсоветские государства за исключением стран Балтии, превратившихся в экономическую и культурную окраину ЕС остались в стороне от мировых интеграционных процессов.

В результате сложилась прямая угроза превращения бывших советских республик в мировую периферию, лишенную перспективы самостоятельного развития. Изменить ситуацию можно, только объединив усилия для совместной борьбы за достойное место в мировой экономической системе. Реализация «евразийского проекта» дает реальный шанс достичь этой цели. Еще одна проблема, связанная с восприятием евразийской интеграции в украинском обществе, состоит в том, что она с подачи ведущих СМИ и политических деятелей воспринимается как серия экономических мер, а не как стратегия общенационального развития. Хотя очевидно, что интеграционный проект, направленный на региональную экономическую интеграцию с целью защиты права на самостоятельное развитие, а в перспективе — совместного восстановления полного государственного суверенитета и его совместной защиты на глобальном уровне, не может быть подчинен соображениям исключительно текущей экономической выгоды.

Но в результате на Украине на первый план выходят вопросы, связанные с деятельностью крупных корпораций, стремящихся к сиюминутной максимальной прибыли. Несомненно, сегодня деятельность корпоративных структур представляет собой одно из главных препятствий на пути интеграционных процессов. Но преодолеть его удастся только в результате совместных усилий, направленных на создание общего социально-экономического и культурного пространства. Без перехода к интеграции противоречия, вызванные действиями корпоративных структур, будут только усиливаться. Возможное вступление в ТС двух центрально-азиатских государств — Киргизии и Таджикистана, стран с чрезвычайно слабой экономикой и серьезными социальными проблемами, также сопряжено с большими сложностями, хотя и иного порядка, нежели с Украиной.

Существуют сторонники присоединения Молдавии к ТС, которые призывают создать широкое и массовое движение в стране в пользу продвижения и реализации этой идеи. Они обоснованно считают, что вступление Молдавии в ТС позволит стране выйти на обширный рынок сбыта своей традиционной продукции, не пропускаемой на рынок Евросоюза, восстановить и модернизировать молдавские сельскохозяйственные и промышленные предприятия, поднять уровень жизни молдавского народа. Как было сказано выше, евразийский интеграционный проект, не может быть подчинен соображениям исключительно текущей экономической выгоды. Но это не означает необходимость неизбежность «жертвенности собой», так как преимущества, которые получат участники евразийской интеграции, уже на начальной ее стадии касаются также и экономической сферы. Тем более что задачей членов ТС не является переориентация исключительно на взаимный товарообмен, и тем более самоизоляция от внешних рынков.

Дополнительные возможности развития партнерства в рамках Единого экономического пространства предоставляет анализ действующих тенденций глобального развития, который неоспоримо свидетельствует о том, что «центр тяжести» мировой экономики смещается из североатлантического региона на азиатский континент. А это, в свою очередь, предоставляет уникальный шанс странам-учредителям ТС а затем и ЕЭП через объединение своих усилий стать не просто транспортным коридором, по которому перемещаются товары из Европы в Азию и обратно, но играть роль интегрирующей силы, объединяющей экономические пространства двух континентов. Таким образом, железнодорожные перевозчики России, Казахстана и Белоруссии, объединившись, могут усилить совместный потенциал в конкурентной борьбе с морскими перевозчиками и, как минимум, вернуть себя позиции по транзитным грузоперевозкам, которые они утратили после распада СССР. Вместе с тем, хотя предполагается, что создание единой транспортной системы управления транспортным пространством в рамках ЕЭП на наднациональном уровне должно быть выполнено к 2015 году, однако на практике этот процесс идет с большим трудом, ибо по-прежнему «наиболее острым остается вопрос готовности национальных правительств передать часть суверенитета в пользу экономической интеграции». Эти сложности касаются и других отраслей экономики, поэтому рапортовать об успехах, безусловно, рано, что и признается всеми без исключения странами-учредителями ТС.

Так, в обзоре Евразийского банка развития в марте 2012 года отмечалось, что, несмотря на некоторые экономические достижения, таможенная интеграция России, Беларуси и Казахстана к появлению единого инвестиционного пространства все еще не привела. Его отсутствие серьезно затрудняет решение важнейшей, фактически центральной задачи национального развития стран-участниц, то есть осуществления структурной перестройки на более высокой технологической основе. Соответственно — и преодоления отставания по основным показателям научно-технического прогресса и наукоемкости ВВП. Тем не менее, очевидно, ЕЭП позволяет реализовать приоритетные направления сотрудничества в таких отраслях как энергетика, транспорт и телекоммуникации, а также — аграрно-промышленный комплекс, обрабатывающая промышленность, включая машиностроение и станкостроение; компьютерные технологии, медицина и биохимия. Устранение таможенных, законодательных и прочих барьеров на пути межгосударственной кооперации в сфере высоких технологий создает благоприятные условия для восстановления научных и производственных связей, в результате чего предприятия наукоемкой промышленности окажутся в явном выигрыше.

При этом, говоря о сотрудничестве в области энергетики, не стоит, допустим, ограничиваться российско-казахстанским сотрудничеством в рамках добычи, переработки и транспортировки на мировой рынок углеводородного сырья. Не меньшее значение имеет взаимодействие в ядерной энергетике. Например, важным этапом стало соглашение об учреждении совместного ядерного центра в г. Ангарске по обогащению урана ЦОУ на производственной базе Ангарского электролизного химического комбината. В 2010 году было также подписано соглашение, которое предусматривает получение Казахстаном собственной доли в одном из действующих российских предприятий — Уральском электрохимическом комбинате г.

В свою очередь российская корпорация «РосАтом» приобрела в Казахстане ряд урановых месторождений. Благодаря этим договоренностям Казахстан получил доступ к мощностям крупнейшего в мире предприятия по обогащению урана и может повысить добавленную стоимость практически половины всего урана и снизить зависимость «Казатопрома» от колебаний цен на природный уран. Российско-казахстанское сотрудничество по расширению мощности Экибастузской ГРЭС-2 является важнейшим, но далеко не единственным примером взаимодействия двух стран в производстве электроэнергии. Например, важным объектом сотрудничества является Петропавловская ТЭЦ-2, одна из наиболее мощных теплоэлектроцентралей Казахстана по комбинированной выработке электрической и тепловой энергии. Взаимоотношения России и Белоруссии по энергетическим вопросам имеют также важный, но одновременно и сложный характер в общей системе их двусторонних отношений.

Проблемы и перспективы расширения еаэс. Еаэс: проблемы и перспективы

Евразийский экономический союз представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, обладающую международной правосубъектностью, учрежденную Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Краткая история создания Евразийского экономического союза. В январе 1995 года Россия и Республика Беларусь принимают принципиальное решение о создании структуры, которая будет назваться Таможенный союз. Что касается перспектив интеграции ЕАЭС со странами дальнего зарубежья, необходимо принимать во внимание, что союз обладает международной правосубъектностью, а значит, возможное торговое соглашение может быть подписано только с ЕАЭС в целом. Глава 2 Основные направления и перспективы развития интеграции стран Евразийского экономического союза. 2.1 Европейский союз и Евразийский экономический союз. ЕАЭС по праву можно считать новой ступенью в истории интеграции на евразийском пространстве. Странами Евразийского континента в 2014 году была создана союзная организация ЕАЭС. Расшифровка аббревиатуры — Евроазиатский Экономический Союз. Каждое государство в нем независимое и имеет право принимать самостоятельные решения. Евразийский экономический союз (ЕАЭС), международная организация экономической интеграции, учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе.

Лекториум он-лайн

  • Евразийский экономический союз. Большая российская энциклопедия
  • Журнал Международная жизнь - ЕАЭС к 2025: перспективы развития
  • Евразийский экономический союз (ЕАЭС) | ФНС России | 77 город Москва
  • Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
  • Зарождение, становление и перспективы развития евразийской интеграции

Нужна помощь в написании диссертации?

  • История экономической интеграции евразийских государств. Досье
  • ЕАЭС к 2025: перспективы развития
  • Хронология событий
  • Лекториум он-лайн

Единое Экономическое Пространство

  • Что такое ЕАЭС и какие страны туда входят в 2024 году
  • В чем лидеры стран видят перспективы ЕАЭС - Ведомости
  • Перспективы развития стран еаэс
  • Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

ЕАЭС. Предпосылки создания. Перспективы развития

Одним из важнейших направлений интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, поделился он, выступает сфера науки, технологий и инноваций. По словам замминистра экономического развития России, необходимо обеспечение синергетического взаимодействия по модернизации технологической базы производственного сектора всех стран-участниц объединения, а также сотрудничество в развитии технологий с Китаем, Индией, странами Юго-Восточной Азии и Ираном. Например, в сферах транспорта и энергетики; 2. Планируем к 2025 году удвоить, а к 2030 году утроить объем экспортных перевозок по этому маршруту", — добавил Дмитрий Вольвач. Кроме того, по его словам, сегодня рассматривается развитие координации и по другим амбициозным транспортным проектам — таким, как строительство железнодорожной линии "Китай — Кыргызстан — Узбекистан" и Транскаспийский международный транспортный маршрут.

Заседания Межправительственного совета проводят по мере необходимости, но не реже чем 2 раза в год. Экономическая комиссия Евразийская экономическая комиссия ЕЭК — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основные задачи Комиссии: обеспечить условия функционирования и развития ЕАЭС; разрабатывать предложения по экономической интеграции в рамках Союза. Суд Союза Суд Евразийского экономического союза — судебный орган, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и других международных договоров в рамках Союза. Председатель в Евразийском экономическом союзе Председательство в Высшем совете, Межправительственном совете и Экономической Комиссии происходит на ротационной основе, то есть постоянно меняется. В каждом календарном году Председателем становится одно государство-член ЕАЭС в порядке русского алфавита. В течение 2024 года председательствует Республика Армения.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе «Евразийский экономический союз: история, особенности, перспективы» исследованы этапы становления и развития евразийской экономической интеграции; рассмотрен ЕАЭС и его геополитические партнеры. Во второй главе «Перспективы и проблемы Евразийского экономического союза на современном этапе» рассмотрены различные взгляды Евразийского экономического союза и пути их разрешения; исследованы перспективы интеграции; рассмотрены проблемы работы ЕАЭС в условиях санкций. В заключении обобщены результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования. Развитие евразийской экономической интеграции проходило в два этапа: Таможенный союз и Единое экономическое пространство, а затем перешла на этап Евразийского экономического союза.

В полной мере интеграционные соглашения Единого экономического пространства, принятые 18 ноября 2011 года, начали работать с июля 2012 года. В феврале 2012 года председатель Госдумы России Сергей Нарышкин заявил, что вслед за созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства государства-партнёры намерены приступить к созданию наднационального — евразийского — парламента, а Таможенный союз и Единое экономическое пространство станут базой для формирования будущего Евразийского союза [44]. Нарышкин заявил, что «Евразийская межпарламентская ассамблея, которая придёт на смену межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, должна разрабатывать основы законодательства в базовых сферах правоотношений, а в перспективе — стать полноценным евразийским парламентом», «наделённым законодательными и контрольными полномочиями по аналогии с Европарламентом и формируемым на основе прямых демократических выборов». Нарышкин заявил о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан организовали рабочую группу для формирования парламента будущего Евразийского союза.

Инициативы руководителей палат российского парламента, однако, не получили ожидавшегося ими отклика у парламентариев Казахстана и Белоруссии. Именно по этой причине казахстанская сторона назвала преждевременной подготовку проекта меморандума о концепции межпарламентского органа и отказалась от каких-либо политических заявлений [46]. Далее он сделал следующее заявление: В рамках Таможенного союза естественно происходит доминирование рубля. Здесь позиция Казахстана чёткая, она озвучивалась не раз руководством страны, что Казахстан не будет поддерживать создание наднациональных политических органов. Максимум, о чём может идти речь в этом проекте, — соглашение о межпарламентском сотрудничестве, которое, собственно говоря, сегодня есть. Лукашенко заявил, что единой валюты и «наднациональных надстроек» в создаваемом Евразийском союзе не будет [50] : Кто-то из политиков, особенно в России, привык подкидывать в повестку дня то, что сегодня нереально.

Евразийский экономический союз, его состав, цель и задачи деятельности, перспективы развития.

В 2023 году государства ЕАЭС сталкиваются с различными перспективами и вызовами, которые влияют на их экономику, политику и социальную сферу. Одной из основных перспектив является углубление экономического сотрудничества между членами союза. Для понимания дальнейшего хода мысли стоит рассмотреть, хоть кратко, но все же, историю ЕАЭС. Евразийский экономический союз был создан в результате долгого процесса интеграции между Россией, Беларусью и Казахстаном. Актуализация направлений деятельности и права ЕАЭС происходит практически в еженедельном режиме, что постепенно повышает его востребованность у экономических акторов и поддерживает стремление властей государств-членов к решению задач интеграции. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз, который в рамках евразийской интеграции с 1 января 2015 года создается на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.

Евразийский экономический союз: устройство, проблемы и перспективы развития

В работе анализируются перспективы и проблемы развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рассмотрены вопросы интеграции внутри ЕАЭС, а также его взаимодействие с другими странами СНГ и дальнего зарубежья. Предметом рассмотрения статьи является анализ перспектив расширения и развития Евразийского экономического союза. Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается. 1 Краткий обзор 5 Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации 5 Предпосылки и обоснование для формирования Цифровой повестки ЕАЭС 11 Вызовы на пути цифровой трансформации ЕАЭС и возможности получения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий