Новости тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917

издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. это главный печатный орган Оренбургской епархии. Скачать статью на тему “Анализ содержания официальной и неофициальной частей Тамбовских епархиальных ведомостей за 1909 год” по цене 950 рублей со скидкой 50%. 4886-1917/ Екатеринославские епархиальные ведомости. Со времени учреждения епархии и до 1917 г. на Тамбовской кафедре побывало 24 епископа.

ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

В народе ее считали незаконнорожденной до-черью барина Адоевского. Мальчик оказался способным к учению. Он овладел гра-мотой и успешно закончил 3 класса начальной сельской земской школы. Потом Григорий решил посвятить себя служению Богу.

Для этого необходимо было получить соответствующее образование, и мальчик стал серьезно готовиться к поступлению в духовное учебное заведение. Гриша обратился за помощью к помещику Адоевскому, в доме которого находилась богатейшая библиотека. Барин позволил ему приходить и брать книги.

Пытливый юно-ша занялся самообразованием. Благодаря этим занятиям Григорий расширил свой кругозор и приобрел все необ-ходимые для поступления знания. За это время Гриша и Даша поняли, что хотят связать свои судьбы воедино.

В 1906 г. Даша была глубоко верующей и трудолюбивой девушкой, но совсем неграмотной. Как вспоминает дочь Евгения Григорьевна, она знала только две буквы «р» и «д» — на-чальные от имени и фамилии.

Талантливый и целеустремленный Григорий Рома-нов поступил в Саратовскую миссионерскую Кирилло-Мефодиевскую духовную школу и в 1914 году стал ее вы-пускником. С 1914 г. Репьевка Сердобского района Саратовской области.

А после революции 1917 года Романова переве-ли псаломщиком в Покровскую церковь с. Садовка Воль-ского района Саратовской области, где он проработал два года. В 1919 году Григорий Романов был рукоположен в сан диакона и оставлен в той же Покровской церкви.

Юрьев-ка Вольского района в Казанскую церковь. В 1925 году отца Григория назначили священником Казанской церк-ви с. Озерок Вольского района Саратовской области.

Там он прослужил до 1929 года. Потом батюшка вместе со своими домочадцами вернулся в родные места, где священствовал в Иоанно-Рыльской церкви с. Адоевщина Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

В семье Романовых родилось десятеро детей, трое из которых умерли младенцами. Родители воспитывали де-тей в православном духе, а также дали им образование. Например, старший сын Георгий 1911 г.

Он стал псаломщиком и регентом в храме, где служил отец Григорий. В начале 30-х годов местная власть начала рушить хра-мы. Романовы в это время проживали в селе Адоевщина Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

В один из дней, в феврале 1930 года, в селе Адоевщина около церкви собралась толпа народа. Безбожники хо-тели сбросить с церкви крест и колокол. Батюшка Гри-горий вышел из храма вместе с сыном Георгием.

В руке отца Григория был крест. Он обратился к сельчанам с речью о недопущении осквернения святого храма. Не-смотря на это, крест и колокола все же сбросили, коло-кола разбили.

Плач стоял по всей Адоевщине. Отчаянно рыдали все: старики и старухи, молодые и малые. А отца Священник Григорий Павлович Романов 1888—1966 гг.

Отбывали они срок на лесоповале в Архангельской обла-сти. Сыну Георгию было в это время 19 лет. Семью свя-щенника местные власти стали считать врагами народа.

Уже поговаривали о высылке их в Северный край. Но на-шлись добрые люди, которые помогли семье священника Романова переехать в г. Рассказово Тамбовской области.

А в это время на лесоповале, когда батюшкин срок уже перевалил за половину, подошёл к нему однажды охран-ник и предупредил, что завтра отца Григория расстреляют. Доброжелатель предлагал священнику устроить побег. Но любящий отец беспокоился о сыне.

Тогда охранник заве-рил батюшку Григория, что такой музыкально-одарённый заключенный, как его сын Георгий, не пропадёт и скоро вернётся домой. И Григорий Павлович согласился. Охран-ник принёс ему одежду и еду, и батюшка бежал.

В тюрь-ме в документах отметили, что Романов Г. Беглец благополучно добрался до своей семьи в г. Сначала родные его прятали, пото-му что боялись нового ареста.

Потом отец Григорий пере-стал таиться, стал ходить в местный храм, скрывая своё священство. В церкви на него обратили внимание и при-гласили читать и петь на клиросе. Батюшка согласился.

Он помогал при храме, успевая при этом работать сани-таром в ветлечебнице г. Рассказово, куда устроился в 1934 году и где проработал до 1946 года. Сын Георгий в 1933 г.

До войны устро-ился работать на Арженскую фабрику, где сменил много рабочих мест. Георгий Григорьевич организовал в клубе им. Кирова хор и был руководителем этого хора.

В 1941 г. Георгий Романов по-гиб в первый год войны. У Григория Романова было три брата, двое из которых были священниками.

Он служил священником с 1910 по 1935 год. Постановление приведено в исполнение 15 дека-бря 1937 года в г. Вольске Саратовской области.

Второй брат — священник Александр Романов — служил где-то в Саратовской области. Никаких сведений о нем нет. А третий брат Иван был офицером царской армии, во время революции 1917 г.

В 1944 году Тамбовскую епархию возглавил архиепи-скоп Лука Войно-Ясенецкий. Постепенно начали от-крываться храмы. Душа отца Григория тянулась к служе-нию у престола Божия.

Он поехал в г. Тамбов на прием к архиепископу, которому и поведал всю свою жизнь. Пра-вящий архиерей, проэкзаменовав батюшку, направил в мае 1946 года отца Григория служить в Богоявленскую церковь с.

Верхние Пупки Дегтянского района. В февра-ле 1948 года он был переведён в село Царевка Знамен-ского района, где прослужил до 1951 года. Незамедлительно об этом после-довал доклад уполномоченному.

И правящий архиерей Иоасаф объявил священнику Романову строгий выговор с предупреждением. Через три месяца архиепископ Иоа-саф перевел служить батюшку сначала в с. Ивановку Сам-пурского района на небольшой срок, а затем в марте 1952 г.

По болезни в возрас-те 74 лет священник Григорий Романов ушёл за штат. В 1965 г. Похоронен он был на клад-бище в г.

Page 44 мысленное море всечеловеческого сообщества, то мно-гообразная горечь несчастий и смерти не превратилась бы в сладость, и жизнь на нашей планете окончательно потеряла бы всякий смысл. Давайте теперь обратимся к нашей практической жизни и рассмотрим ее несколько яснее и подробнее. Если бы не Крест, то откуда бы тогда появилась Цер-ковь?

Если бы не Крест, то откуда освящение? Откуда совершение таинств? Откуда печать дарований?

Отку-да источник Благодати? Откуда надежда обетования? Если бы не Крест, то откуда бы взялось всеоружие наше: броня, шлем, щит; и в чем тогда мы воевали бы против начал, против властей, против мироправителей века сего и против духов лукавства ср.

Если бы не Крест, то откуда мы взяли бы мужество, на-дежду, противостояние врагу и победу над ним? Разве осуществилось бы тогда поражение и падение наших противников? Волнующаяся сила греха, коварное и злобное безумие демонов, уступчивость и неустойчи-вость нашей природы, ужасные и коварные властители нашего рода — все это было окончательно сокрушено Крестом.

Теперь любой возраст во все времена уча-ствует в «военных действиях» против духовных врагов В древнем Израиле особенно почитался Ковчег За-вета, который буквально был душой израильского на-рода. В Ветхом Завете везде заметны ностальгические чувства и любовь по отношению к нему, благоговение и почитание его. Израильтяне верили, что через него они освящались, получали защиту, узнавали волю Бо-жию, верили, что он имеет непреоборимую силу про-тив врагов.

Они думали, что без него они не могли бы существовать как народ и племя, что и подтвердилось во время захвата Ковчега филистимлянами при свя-щеннике Илии 1 Цар. Однако чем был этот Ковчег, как не символом? Чем он был по сравнению с нашим Честным Крестом Христо-вым?

Чем были все эти символы Закона, все эти тени и прообразы, когда и сам этот Закон не оправдывал своих служителей?

Эпоха, последовавшая за 1917 годом, отмечена печатью полного отсутствия интереса к церковной тематике. Лишь в 1970-х годов вышло несколько трудов Клибанова посвященных сектантству в значительной мере с использованием тамбовского материала. Правда, в этот период заметен некоторый интерес к истории почитания св. Это были все антирелигиозные брошюрки, написанные с определенной целью, но, тем не менее, какую-то информацию несли и они. Падение советской системы, начавшееся «православной возрождение», не отмечено проявлением какого-либо острого интереса к епархиальной истории. Долгое время с 1992 года в этом направлении работала В. Кученкова, заведующая при архиепископе Евгении епархиальным архивом до 2001 года. Почти все ее книги носят компилятивный и справочный характер, да они и составлялись как справочники. Такими можно назвать «Святыни Тамбовской епархии» 1993 года и «Жития Тамбовских архиереев» 1998 года.

Однако по праву Валентину Андреевну можно назвать историком тамбовских храмов, так как ее книга «Тамбовские православные храмы» 1992 года и действительно раскрывает нам дотоле неизвестные страницы истории строительства наших храмов. Последняя книга Кученковой по церковной тематике «Архиепископ Евгений: Возрождение традиций» Тамбов, 2004. В книге изданной коллективом авторов Лёвин О. Н под названием «Кирсанов Православный» Москва, 1999 , собран огромный фактический материал по истории небольшой части епархии, а именно Кирсановского уезда после 1940-х гг. В этом труде много воспоминаний участников описываемых событий и впервые сделана попытка не только описать, но главным образом дать срез именно религиозной жизни народа, и изучить те условия, в которых она протекала. Много лет спустя почти по аналогичному образцу была подготовлена книга «Моршанск православный», авторы ее Озорнов И. Чеботарева «Тамбовская епархия 40-60-е гг. Об истории мичуринских храмов рассказывает книга журналиста Белых М. По местной агиографии издано две брошюры «Тамбовский патерик» Тамбов, 1999. В книге первой собрана краткая информация о тамбовских святых, во второй о подвижниках благочестия г.

Теме жизнеописания подвижников благочестия посвящены также следующие труды: «В западне Российского безбожия» Москва, 2003 о иеросхимонахе Павле Гулынине , подготовленной к печати его внуком протоиереем Александром Сарычевым, «Мичуринская подвижница схимонахиня Серафима Белоусова » Мичуринск , 2004 сборник воспоминаний о подвижнице, где вымысел очень сложно отличить от правды, «На службе Богу и России» Москва, 2002 сборник трудов архиепископа Феодора Поздеевского в бытность его ректором Тамбовской духовной семинарии. Здесь стоит отметить отличную вступительную статью Р. Просветова о семинарии 1904-1906 гг. К обретению святых мощей преподобной Марфы Тамбовской, Тамбовская епархия подготовила прекрасно изданную книгу «Жизнеописание преподобной Марфы Тамбовской» Тамбов, 2007. Помимо жизнеописания в книгу вошел рассказ об истории Кирсановского Тихвинского-Богородицкого монастыря, а также описание обретения св. В последние годы было издано три справочных издания: «Тамбовская энциклопедия» Тамбов, 2004. Здесь более сотни статей касающихся местной церковной истории и фотоальбом «Храмы Тамбовской епархии» Тамбов, 2005. В альбоме есть изображения практически всех ныне действующих храмов, а если учесть, что на сегодняшний день некоторых из них просто не существуют в природе Верх Шибряй, Пересыпкино , то ценность подобной книги возрастает. И наконец «Тамбовский мартиролог», авторами-составителями которого стали протоиерей А. Сарычев и В.

Сафонов Тамбов, 2007.

Это адрес-календари, Тамбовские епархиальные ведомости, газеты периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Пушкина» перейти по ссылке 15122 просмотра.

В годы богоборчества власть запретила издание ведомостей. Газета выходила ежеквартально вплоть до 2008 года. На ее страницах всесторонне освещалась жизнь Церкви и епархии, а также публиковались духовно-просветительские и краеведческие статьи.

В январе 2008 года епархиальная газета «Тамбовские епархиальные вести» была преобразована в полноцветный духовно-просветительский ежемесячный журнал с одноименным названием и сохранением прав официального публикатора материалов из жизни епархии. В 2009 году журналу было возвращено его первоначальное название «Тамбовские епархиальные ведомости». На сегодняшний день епархиальный журнал «Тамбовские епархиальные ведомости» является главным печатным органом Тамбовской епархии.

Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26

В галере выдающихся он — первый. Тамбовские вузы, тамбовские новости, тамбовские волки, тамбовские епархиальные ведомости архив. Тамбовские епархиальные ведомости.1895, №34. Из поездки по епархии Преосвященнейшего Александра, Епископа Тамбовского. с 1901 г. во главе с редактором и издателем П.П. Падучевым и "Тамбовский голос" с 1905 г. под. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Тамбовские епархиальные ведомости. издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Первоначально выход был ежемесячный.

JavaScript is disabled

Проникновенное прощальное слово у гро-ба почившего настоятеля сказал архиепископ Ев-гений, который высоко оценил труды протоие-рея Иоанна на ниве Христовой и просил всех молиться об упокоении души новопреставленного. Выражаю искреннее со-болезнование и сочувствие архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению, клиру Тамбовской епархии, пастве Михаило-Архангельского прихода, сыну покой-ного протоиерея Иоанна архимандриту Феодосию, матушке Марии, всем родным, близким и духовным чадам. Родившись в посёлке Мордово, в благочестивой верующей семье, он с детских лет имел искреннее стремление послужить Богу и людям. Видя такое намерение, Господь привёл Иоанна в Саратов-скую Духовную семинарию, по окончании которой он в 1959 году принял священный сан, а затем в течение сорока с лишним лет совершал своё ревностное служе-ние на различных приходах Тамбовской епархии. За годы служения отец Иоанн немало потрудился во сла-ву Божию и для блага нашей Святой Церкви, снискал любовь и уважение своей многочисленной паствы.

Он принимал самое деятельное участие в жизни Тамбов-ской епархии и Михаило-Архангельского прихода, в чём я мог лично убедиться, посещая его приход в 1993 году и совершая в этом величественном храме Богос-лужение. Находясь в глубинке России, храм поражает своей монументальностью, прекрасной архитектурой и благолепием. Его фарфоровый иконостас — подлин-ный шедевр русского храмового зодчества. Покойный протоиерей Иоанн с любовью и усердием совершал службу Божию, заботился о вверенном ему храме и многочисленной пастве.

За усердное служение он не-однократно отмечался церковными наградами. Зна- менательно, что, пройдя нелёгкий земной путь, отец Иоанн отошёл ко Господу в светлые дни продолжаю-щегося празднования 2000-летия Рождества Христова, близ храма, в котором он старался бывать и служить до последних дней своей жизни. Мысленно даю послед-нее целование почившему и молюсь Владыке жизни и смерти Господу нашему Иисусу Христу о упокоении в Обителях Небесных Своего верного служителя. Да со-творит Господь новопреставленному отцу протоиерею Иоанну вечную память».

После заупокойной панихиды и прощания с про-тоиереем Иоанном гроб с телом почившего был обнесён вокруг храма. По благословению архие-пископа Евгения отец Иоанн похоронен близ ал-таря храма, который он посещал с детских лет и в котором служил двадцать три года — послед-ние тринадцать лет в качестве настоятеля храма. Вознесём молитвы Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу об упокоении почившего протоиерея Иоанна в Царстве Небесном, чтобы предстоял он у Престола Божия и молился за нас так же, как в земной жизни он молился в храме за всех дальних и ближних, совершая Бескровную Жертву. Вечная память почив-шему протоиерею Иоанну!

Материал предоставлен Тамбовским епрахиальным управлением Епископ Феодосий совершает панихиду на могиле протоиерея Иоанна Васнева Page 24 30 октября 2009 года в Тамбовский епархии состоя-лись XIV Питиримовские чтения на тему: «Духовно-нравственное просвещение — исторический выбор России». Пленарное заседание открыл епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, который поприветствовал при-сутствующих и обозначил тему конференции. Поздрав-ления в адрес участников чтений направил губернатор Тамбовской области О. Собравшихся также приветствовали главный федеральный инспектор в Там-бовской области С.

Маркин и председатель Обществен-ной палаты Тамбовской области В. На пленарном заседании с докладом на тему: «Про-свещение истинное и мнимое: попытка христианского осмысления проблемы» выступил епископ Феодосий. В своем докладе Его Преосвященство осветил проблему XIV Питиримовские духовно-образовательные чтенияхристианского понимания образования и просвещения. Владыка указал на то, что в нашем обществе уже давно ве-дётся острая дискуссия о духовно-нравственном воспита-нии в рамках общего среднего образования.

При этом до-кладчик отметил, что этому диалогу мешают стереотипы, сложившиеся у светской части общества по отношению к христианству. Также Его Преосвященство в своём докла-де раскрыл основные положения учения святителя Григо-рия Паламы. Через исихазм Византия оказала огромное влияние на Русь. Целью жизни человека является его спа-сение и единение с Богом, а обожение человека достига-ется через преодоление зла в себе самом.

Такой человек становится источником света для окружающих. Поэто-му слова преподобного Серафима Саровского о том, что «стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», помо-гают понять единственно возможный путь возрождения нашего общество. Затем Его Преосвященство рассказал о важности духовно-нравственного воспитания детей в том ключе, в каком это отражено у известного русского мыслителя Ильина. В заключение епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий поздравил собравшихся с от-крытием очередных чтений и пожелал участникам сек-ций плодотворной работы.

Следующим был доклад начальника управления об-разования и науки Тамбовской области Н. Аста-фьевой «Первые уроки эксперимента по развитию духовно-нравственного просвещения». В этом докладе был представлен проект по реализации центра духовно-нравственного просвещения на базе педагогического колледжа в селе Тулиновка. Никульшина «К вопросу о духовно-нравственном воспитании современ-ной молодежи».

В докладе Валентина Яковлевича были отражены проблемы современных массмедиа с точки зрения духовно-нравственных традиционных ценностей. Затем состоялось награждение дипломами епископа Тамбовского и Мичуринского, которыми отметили пе-дагогов области, педагогов воскресных школ Тамбовской епархии, лауреатов Всероссийского конкурса «Красота Божьего мира», а также были подведены итоги и награж-дены победители регионального конкурса видеофильмов «Божий мир глазами детей». Награды вручали епископ Феодосий и начальник управления образования и науки Тамбовской области Н. В заключение участникам чтений был показан кон-церт, в котором приняли участие смешанный хор Там-бовской Духовной семинарии, смешанный хор Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова, детский танцевальный клуб «Вдохновение» и другие дет-ские коллективы.

Затем работа чтений была продолжена на секциях. Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии технической базе этого центра. Затем Наталья Егоровна сообщила о состоянии дел по введению нового учебного курса «Основы православной культуры» в школах. В заключение она поздравила участников чтений с открытием и выразила надежду на дальнейшее взаимодействие её ведомства с управлением Тамбовской епархии по вопросам духовно-нравственного образования.

Затем слово предоставили профессору Института жур-налистики и литературного творчества, члену Союза писа-телей России К. Ковалеву-Случевскому, выступившему с докладом на тему: «Духовно-нравственное просвещение и попытки фальсификации истории: чем это грозит новой России». В своем интересном выступлении Константин Петрович рассказал о любопытных фактах фальсифика-ции, которые имели место в советское время. Докладчик высказал озабоченность попытками современных фальси-фикаторов нивелировать значение подвига нашего народа и победы в Великой Отечественной войне.

Затронул Кон-стантин Петрович и проблему детской киноиндустрии в наши дни. С одной стороны, современная кинопродукция насаждает деструктивные для нашего общества идеалы и модели поведения, с другой — советская кинопродукция морально устарела и насквозь идеологизирована. Основ-ной тезис доклада о том, что «без Неба русская культура мелка», был сильным и смелым утверждением, но он на-шёл понимание у православной аудитории. Из жизни епархии Page 26 4 ноября, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, по Тамбову прошёл крестный ход, кото-рый возглавил епископ Тамбовский и Мичуринский Фео-досий.

В нём приняли участие свыше двух тысяч человек — духовенство и прихожане тамбовских храмов, видные руководители и деятели города, представители казачества. По окончании Божественной литургии в Казанском со-боре Казанского мужского монастыря г. Тамбова под ко-локольный перезвон верующие направились по улицам города к центральной площади. Здесь был совершен моле-бен Божией Матери перед главной храмовой иконой Ка-занского собора.

Те-перь он восстановлен в своём былом великолепии, и сегод-ня, в престольный праздник нашего Казанского мужского монастыря, мы молились здесь Богу за праздничным богос-лужением. Также в этот день жители Тамбова не только торжественно прославляют Царицу Небесную, поклоня-ясь Казанскому Её образу, но отмечают и государственный праздник — День народного единения. В Смутное время именно вокруг иконы Казанской Божией Матери наш на-род смог объединиться и преодолеть смуту. И сегодня мы с вами так же должны объединиться вокруг православной веры и наших святынь, чтобы смело противостоять испы-таниям и искушениям», — сказал в своей поздравительной речи епископ Феодосий.

Затем Его Преосвященство пожелал, чтобы Господь по-могал всем нам в дальнейшем достойно совершать своё земное служение. После этого собравшихся поздравил глава города Тамбо-ва А. Алексей Юрьевич отметил, что такое совпа-дение государственного и церковного праздников очень символично. Вспоминая грозный для нашей Родины 1612 год, он заметил, что именно с ноября этого года в России та великая смута начала подходить к своему концу.

Тогда Рос-сия выжила и начала укрепляться благодаря тому, что наш народ смог объединиться. Русский народ тогда силён, когда ощущает своё единство. В заключительном слове Алексей Юрьевич сказал: «В день празднования этих двух замеча-тельных праздников следует напомнить всем нам, что у нас великая нация и великая страна, за которую мы все несём ответственность перед Богом». В заключение выступил глава администрации города Тамбова П.

Черноиванов, который также поздравил присутствующих с праздниками, ежегодно отмечаемыми в этот ноябрьский день. Пётр Петрович в своей речи поже-лал всему многонациональному народу нашей Родины дей-ствительного единства, чтобы добро, счастье и мир были нашим общенациональным достоянием. Затем крестный ход вернулся в Казанский мужской мо-настырь города Тамбова, к месту строительства колоколь-ни. Там епископ Феодосий освятил фундамент будущей колокольни, и верующие вернулись в собор.

Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии Page 28 Page 29 4 ноября, в день празднования в честь Казанской ико-ны Божией Матери, епископ Тамбовский и Мичурин-ский Феодосий совершил чин освящения купольных крестов и колоколов для строящегося Свято-Троицкого собора города Тамбова. Архипастырь обратился к ве-рующим с поздравительной речью, в которой отметил, что этот храм является желанным и долгожданным для жителей северного района города. Ровно год назад было положено основание этому храму. Ровно год назад на это самом месте был только котлован.

Теперь же мы видим, как горят золо-том его купола, которые сегодня увенчаются крестами. Это очень волнительное и радостное событие для жите-лей как этого района, так и всего нашего града, ибо мы обрели еще одну святыню, еще один дом Божий, дом молитвы». Владыка Феодосий сердечно поблагодарил руково-дителей области и города за их попечение и помощь в благом деле. Его Преосвященство призвал верующих молиться, чтобы Господь помогал начальствующим в их нелёгком крестоношении.

Затем Владыка от лица всех тамбовчан выразил особую благодарность генеральному директору ООО фирмы «Антарес», Федеральной сети мебельных салонов «Юнион», члену Союза архитекто-ров России, меценату Валерию Владимировичу Устю-хину, который на собственном примере показал, что кризис — это не помеха для строительства храмов и что при помощи Божией и личном усердии можно творить добрые дела и в такое непростое время. В заключение он ещё раз поздравил присутствующих с праздником в честь Казанской иконы Божией Мате-ри, с Днём народного единства и со знаменательным со-бытием — освящением крестов и колоколов для Свято-Троицкого храма. Далее выступил глава администрации города Тамбова П. В своем приветственном слове он от-метил как чудо Божие тот короткий период, за который был воздвигнут этот дивный храм.

Затем глава админи-страции города выразил признательность и поблагода-рил Его Преосвященство за попечение о созидании хра-мов в областном центре. Устюхин в своём приветственном слове выразил убеждённость в том, что именно заступничество и бла-гопоспешение Божией Матери позволило воздвигнуть храм в такой короткий срок. Он рассказал о нескольких случаях Её явной помощи при строительстве Свято-Троицкого храма. Затем кресты были установлены на купола храма, а колокола — подняты на звонницу.

Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии Освящение и установка крестов Троицкого храма г. Тамбова Page 30 Затем выступил губернатор, который выразил свою признательность епископу Феодосию и пожелал успе-хов в служении Богу и людям настоятелю храма иерею Павлу Шальневу. Вместе с председателем областной Думы В. Каревым он передал в дар Покровской церк-ви Иверскую икону Божией Матери.

После этого поблагодарили архипастыря и поздрави-ли собравшихся Ю. Плужников и Н. Шохин, кото-рый подарил храму икону святителя Николая, архиепи-скопа Мир Ликийских. Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии 14 октября, на праздник Покрова Божией Матери, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совер-шил чин Великого освящения церкви в честь Покрова Божией Матери в селе Булгаково Гавриловского района.

По окончании освящения Владыка возглавил первую Божественную литургию в новом храме, после которой Его Преосвященство отслужил праздничный молебен с крестным ходом в честь престольного праздника. На богослужении присутствовали губернатор Тамбов-ской области О. Бетин, председатель областной Думы В. Карев, генеральный директор завода подшипников Ю.

Плужников, глава администрации Гавриловского района С. Павлов, глава администрации Пичаевского района Н. Шохин, представители прессы. По окончании богослужения Его Преосвященство по-здравил всех верующих с праздничным днем и знамена-тельным событием - открытием новой прекрасной церк-ви и передал в дар Покровскому храму икону Покрова Божией Матери.

Архипастырь выразил благодарность областной и районной администрации за живое участие в работе по восстановлению и созиданию храмов, а также отметил, что во время кризиса руководители области и районов нашли силы и возможности заботиться о духов-ном здоровье людей. За помощь в строительстве церкви Владыка наградил архиерейскими грамотами С. Павло-ва и Ю. Плужникова, одного из руководителей проекта.

Эта святая упо-минается в Деяниях святых апостолов, где повествуется о том, как по молитвам апостола Петра Господь показал всему миру чудо воскрешения умершего человека. Пра-ведная Тавифа угодила Богу своей благочестивой жиз-нью, чем и заслужила эту великую милость. Праведная Тавифа Иоппийская является небесной покровительницей настоятельницы Вознесенского женского монастыря г. Тамбова монахини Тавифы Ко-выловой.

Для того чтобы поздравить матушку настоя-тельницу с днем тезоименитства, Вознесенскую обитель посетил епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. В храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбя-щих Радость» была совершена Божественная литургия, которую возглавил Его Преосвященство. По окончании богослужения Владыка тепло поздравил настоятельницу и благословил ее на дальнейшие труды на ниве церков-ной иконой преподобного Амвросия Оптинского. К по-здравлениям архипастыря присоединились священнос-лужители, насельницы обители и прихожане.

Владыка отметил, что в этом году празднование памя-ти святой праведной Тавифы совпало с Димитриевской родительской субботой. Владыка еще раз пожелал матушке многих и благих лет жизни, милости и помощи Божией в ее не-простом служении по устроению Вознесенской обители. В настоящее время тщанием настоятельницы по благословению епископа Тамбовского и Мичуринско-го Феодосия активно продолжается строительство Воз-несенского собора Вознесенского женского монастыря. Закончен нулевой цикл, и возводятся стены.

В Вознесенском монастыре принимаются пожерт-вования на «именной кирпичик» для строительства со-бора. Имена жертвователей вносятся в поминальные синодики и записываются на кирпичах, из которых строится храм. Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии День тезоименитства настоятельницы Вознесенского монастыря Page 32 Открытие духовно-нравственного центра в Тамбовской лётной школе имени Марины Расковой 21 октября состоялось открытие духовно-нравственного центра в Тамбовской лётной школе име-ни Марины Расковой. В рамках открытия центра заведующий Отделом Тамбовской епархии по взаимодействию с Вооружен-ными Силами и правоохранительными учреждениями иерей Владимир Сергунин освятил молельную комнату и совершил молебен.

Следует отметить, что окормление воспитанников Тамбовской лётной школы им. Рас-ковой клириками Тамбовской епархии имеет давнюю историю, начиная с момента основания школы. После построения и выноса знамени школы началась торжественная часть, во время которой от лица духовенства Тамбовской епархии воспитанников поздравил иерей Вла-димир Сергунин. Пастырь пожелал ребятам стать приме-ром для своих сверстников, подражая святому благоверному князю Александру Невскому, святому благоверному князю Даниилу Московскому, святому праведному воину адми-ралу Феодору Ушакову и многим другим святым воинам.

К собравшимся также обратились представители Управления образования Тамбовской области, админи-страция школы, представители общественности, в том числе бывший выпускник ТВВАУЛ им. Расковой, ди-ректор магазина мебели «Юнион», Андрей Евгеньевич Буданцев. Он поблагодарил епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия за поддержку такого важного начинания и напомнил о трудных для верующих време-нах, когда они не имели права открыто молиться. Затем директор школы Л.

Гришин поздравил при-сутствующих и поблагодарил духовенство Тамбовской епархии за тесное и продолжительное сотрудничество. Он также поблагодарил всех, кто помог организовать от-крываемый центр. Отдел Тамбовской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Page 33 27 октября по благословению епископа Тамбов-ского и Мичуринского Феодосия в Тамбовской Ду-ховной семинарии состоялся вечер памяти святого преподобного Амвросия, старца Оптинского. На это мероприятие были приглашены представители Дома ветеранов, учащиеся из многих учебных за-ведений, таких как Тамбовский государственный университет имени Г.

Ушин-ского, Тамбовский медицинский колледж, воспи-танники воскресных школ, представители СМИ. Открыл вечер проректор Тамбовской Духовной семинарии иерей Виктор Лисюнин, который при-ветствовал собравшихся в стенах возрождаемого старейшего учебного заведения города Тамбова. Он рассказал об Оптинском подвижнике и отме-тил, что его уникальный опыт святости и благоче-стия в переломный для нашей страны период, на рубеже XIX-XX веков, является очень актуальным в наше непростое время. Затем перед многочислен-ной аудиторией выступили студенты пастырского и регентского отделений со своей музыкально-литературной программой.

В представлении зачи-тывались биографические отрывки, читались стихи, исполнялись музыкальные произведения. Особен- но запомнился сложный музыкальный этюд, ко-торый исполнила одна из учащихся регентского отделения, а также оригинальная театральная по-становка беседы о выборе иноческого служения и путях спасения в монастыре и в миру иеромонаха Василия, убиенного сатанистом в Оптиной Пусты-ни в мае 1993 года.

Те же и др. Другой целью было информационное обеспечение местных инициатив духовенства: содержания и благоустройства духовных уч-щ, выборов благочинных, благочиннических съездов, выбора священством духовников и т. Кроме того, указывалось на необходимость освещать общехрист.

С 16 апр. Нила Исаковича по программе, аналогичной плану архиеп. Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости», на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. С 1861 г.

Новгороде, с 1865 г. Ставропольские епархиальные ведомости. В 1913-1917 гг. Салми, Карелия и Выборге ж. Хроника церковной жизни обеих столиц печаталась на страницах общецерковных журналов, тематика и распространение к-рых не ограничивались пределами епархии.

Так, сведения по Новгородско-С. Прототипом Е. С 1845 г. Архангельск, 1889. Инициаторами или попечителями издания мн.

Так, свт. Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей». Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками. Иногда Е. Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е.

В офиц. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях , наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников иногда включая просфорниц , расписания проповедей в кафедральном соборе иногда и в храмах уездных городов. В некоторых Е.

Технический редактор: священник Виктор Поздняков. Фотограф: иеродиакон Зосима Клинков.

Авторами статей являются заведующие и сотрудники отделов епархии, сотрудники, духовенство, ведущие научные сотрудники музеев, исторических отделов, студенты вузов и семинарии, а также прихожане храмов епархии. Тематика издания определяется его духовно-просветительской направленностью.

Нечаев: «Инспектор семинарии о. Успенский обладает надлежащей педагогической опытностью, энергичен и исполняет свои обязанности очень добросовестно» [39] , — записал он в отчете. Он обратил внимание и на заботу инспектора о благолепии церковных служб: «Труд приготовления чтецов и предварительного прослушивания их лежит главным образом также на инспекторе» [40]. Сам о. Петр, оглядываясь назад, тоже высоко оценивал результаты своих трудов в этой области: в семинарии «процветало тогда церковное пение, чтение, церковное проповедничество» [41] , — напишет он о Вологодской семинарии начала 1890-х гг.

Посещение инспектором студенческих квартир Учащиеся Вологодской духовной семинарии жили в казенном общежитии, епархиальном общежитии и на частных квартирах. Посещения инспекцией квартир, где проживали учащиеся, были заведены о. Петром с особой тщательностью: «При прежних инспекторах, квартиры посещались по личному усмотрению членов инспекции. Время для посещения квартир было почти всегда одно и то же — от 5—9 часов вечера. Редко, при каких-нибудь исключительных обстоятельствах, приходилось давать квартирные визитации позже указанного времени. Успенский, руководствуясь буквой устава, трактующего, что квартиры посещаются по указанию инспектора, изменил установившийся порядок квартирных посещений. Он выбирал несколько квартир и вечером посылал список этих квартир дежурному по квартирам члену инспекции, с поручением посетить указанные им квартиры.

Бывало, и довольно часто, что одни и те же квартиры в один и тот же вечер посещались инспекцией по два раза. Время визитаций квартирных не ограничивалось, как прежде, периодом от 5—9 часов. Нередко ездили около 11 часов ночи. Иногда и сам инспектор принимал участие в этих поездках, но непременно с кем-нибудь из своих помощников» [43]. Для сравнения отметим, что иеромонах Феофан [44] Харитонов , ставший инспектором Вологодской семинарии в 1897 г. Петра, вовсе не посещал квартиры учащихся, предоставляя это занятие помощникам. Педагогика Петра Успенского проявлялась в этом случае широко: «На квартирах он любил сидеть долго, особенно в тех случаях, когда на них оказывались не совсем благонравные питомцы.

Целая проповедь морального характера произносилась тогда о. Осматривалось не только то, что лежало на столе: осмотру подвергались ящики столов, сундуки и проч. Если квартира посещалась в постные дни, то инспектор старался допытаться, точно ли у воспитанников приготовлен постный стол. Иногда, не доверяя ученикам, он приглашал квартирную хозяйку и допрашивал, что она приготовила для обеда в этот день» [45]. Эти меры не должны вызывать большого удивления: основное русло воспитательных мер было запретительным и мера строгости зависела от усердия инспекции. Так, ректор Вологодской семинарии архимандрит Арсений Тимофеев, январь 1897 — сентябрь 1897 , когда имел основания подозревать учеников в табакокурении, лично обыскивал карманы учащихся [46] , а в воспоминаниях учащихся Тамбовской семинарии 1900-х гг. Семинарский надзор Несмотря на строгость надзора, особенного улучшения семинарских нравов не наблюдалось.

Отчеты о проступках учащихся изобилуют случаями «нетрезвости», ревизии признают Вологодскую семинарию одной из самых «пьющих» [47] , а учащиеся «партиями» попадают в полицейские участки. Несколько наиболее курьезных случаев приведены в воспоминаниях Ильинского см. Приложение , несколько в повести Илария Шадрина «Бурса» см. Строгим надзором были недовольны не только учащиеся, но и помощники инспектора. От них о. Петр требовал «служебной исполнительности и бдительного надзора за поведением учеников» [48] , и на них фактически сваливалась основная нагрузка: «Само собой разумеется, что инспектор и от нас требовал проведения в жизнь и исполнения воспитательной его программы. Впоследствии нам вменялось еще в обязанность при посещении квартир испытывать учеников в знании утренних и вечерних молитв» [49].

Не спасала и апелляция к проблемам со здоровьем: «В одно время, помнится, наблюдалось систематическое непосещение уроков по случаю зубной боли. Когда были единичные случаи этой болезни, о. Петр мало обращал на нее внимания, но когда она приняла эпидемический характер, он предпринял решительную с ней борьбу, не признавая зубной боли, как уважительной причины к отсутствию на уроках. Ученикам, опускавшим уроки по этой причине, убавлялось и поведение. И удивительное дело: зубная боль у всех сразу же прекратилась. Квартирохозяевам, дававшим удостоверение о той или иной болезни воспитанников, веры и значения не придавалось. Таким образом воспитанникам были отрезаны все возможные случаи к непосещению уроков» [50].

Вот как выглядела эта же ситуация с другой стороны — приведем отрывок из повести И. Шадрина, учившегося в Вологодской семинарии при о. Петре: «Приемная больницы вдруг наполняется больными, и все чуть не из одного класса. У того голова болит, — у этого зубы, — у кого живот. Фельдшер ходит, ухмыляется, хорошо уже по виду зная, какого сорта болезнь загнала сюда этих мучеников науки. Иногда и рассердится, закричит и даже погонит из приемной: «Идите, идите! Знаю, чем больны: врачу скажу…» — Филат Филатович [51] , что вы, голубчик, да у меня живот третий день болит!

У тебя что?.. Да ты здоров… Лодыря корчишь… Я вот инспектору пожалуюсь… Как твоя фамилия?.. От уроков убежал?.. Но не думайте, чтобы он так сейчас и пришел в класс. Нет, он не дурак. Он пойдет в ватерклозет и там сначала покурит, потом несмотря на всю гадость вонючей атмосферы, просидит до самого звонка, тревожно прислушиваясь к каждому звуку и чуть не по биению сердца высчитывая, долго ли до конца урока» [52]. Однако сама жизнь доказывала малый смысл запретительной политики.

Даже там, где ревность инспекции побеждала в противостоянии с учащимися и они были вынуждены присутствовать на занятиях, эффективность обучения была небольшой. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях митр. Вениамин Федченков , лучший ученик в своем классе Тамбовской семинарии: «Как и везде, предметы нас не интересовали, мы просто отбывали их, как повинность, чтобы идти дальше. Классические языки не любили, да они оказались бесполезными. Науки нас не обременяли, на экзаменах усиленно зубрили и сдавали. В академии же, куда поступали лишь первые, некоторые занимались уже самостоятельно любыми предметами, а многие слегка проходили ее академию , напрягаясь лишь во время экзаменов» [53]. Обратим внимание и на слова Илария Шадрина: ко времени написания повести он уже 6 лет отработал учителем в школе, что придает больший вес его педагогическим наблюдениям.

Почти для всех они были лишь тяжелою повинностью, неизбежным злом, и только. Принудительный метод, наказания и угрозы, сухость предмета, неумение или нежелание сделать предмет интересным, обширность программы и в связи с этим тот фатальный страх за свое будущее в зависимости от такого или иного сорта годовых и экзаменационных отметок, все это способствовало равнодушию и даже отвращению ко всем предметам семинарской науки без исключения» [54]. Вместе с тем «успешная» запретительная педагогика порождала в учащихся ощущение тюрьмы и провоцировала бунты и прочие формы протеста, зачастую не имевшие видимых рациональных оснований. Как замечает американская исследовательница Л. Манчестер: «Отвращение, которое они испытывали по отношению к семинарскому режиму, само по себе было достаточной причиной для волнений» [55]. Семинарский журнал Протест учащихся принимал иногда неожиданную форму. В этом журнале личность и деятельность о.

Петра обрисовывалась в неприглядном виде. В номере, который у меня имеется, помещен, между прочим, акафист ему. Журнал издавался, кажется, не долго. Знал ли о. Петр о существовании этого журнала, сказать не могу» [56]. Осведомленность Никифора Александровича Ильинского связана с тем, что как раз в это время 1890—1891 гг. Приведем воспоминания сына В.

Ильинского Б. Инспекция, узнав об выпуске журнала, решила провести повальный обыск у учеников, о чем папе сказал его старший брат Никифор, работавший в то время помощником инспектора. Несмотря на принятые меры, у одного из учеников нашли выдержки из журнала, что вызвало переполох среди начальства. Все из учеников, у кого были экземпляры журнала, стали их жечь. Папе удалось сохранить экземпляр журнала, для этого он в течение месяца днем держал его за голенищем своего сапога, а на ночь прятал в тот же сапог под онучи» [57]. Об издании журнала упоминается и в отчете [58] о встрече выпускников Вологодской семинарии 1891 г. Любопытно, что большой отрывок упомянутого стиха про инспектора-фарисея находится в уже упоминавшейся повести И.

Шадрина «Бурса» — несколько отличная версия этого поэтического опуса в журнальной версии той же повести «Жизнь семинариста», опубликованной в «Красном звоне» за 1908—1909 г. Об издании рукописного нелегального журнала у И. По всей видимости это был другой журнал, но издаваться он начал приблизительно в это же время — как следует из сохранившегося дневника писателя вскоре после 29 сентября 1891 г. Редактором журнала был сам Шадрин, назывался он «Опыт», статьи писались силами четвертого класса. Увольнение В начале 1897 года о. Петр был неожиданно уволен. Ильинский так объясняет это событие.

По причине отъезда нелюбимого учениками ректора архимандрита Василия [62] 6 декабря 1896 г. В описываемое время дежурным в казенном корпусе был молодой помощник инспектора [63] , довольно снисходительно относившийся к проступкам по части винопития. Ученики учли, конечно, снисходительность молодого члена инспекции к проступкам этого рода, и выпивших в этот день оказалось много. Ужин прошел не благополучно. Но главное безобразие произошло в спальнях. У семинаристов сложилось убеждение, насколько, впрочем, имевшее фактическую достоверность, я не знаю, что среди учеников, живущих в казенном корпусе, есть шпионы, сообщавшие все, что касалось ученической жизни, инспектору. Вот с этими-то мнимыми или действительными шпионами часть учеников, к тому же подбодренных спиртными напитками, и решила в эту ночь разделаться» [64].

По всей видимости, «фактическая достоверность» наличия осведомителей тоже имелась. Даже по кратким упоминаниям Н. Ильинского мы видим, что инспектор был очень хорошо осведомлен, когда и где происходили ученические незаконные собрания. Кроме того, если бы доносчиков не было, Никифор Александрович высказался бы определенно отрицательно — едва ли это могло быть ему действительно неизвестно. Здесь и в других местах мы видим лишь нежелание порядочного человека повторять те обвинения, доказательств которых у него не было. О методах привлечения к «сотрудничеству с инспекцией» говорится в повести И. Дальнейшие события описаны следующим образом: «Таких жертв намечено было, кажется, не менее двух-трех.

Явившись в спальни, где против обыкновения, был полный мрак, и сняв с коек одеяло, несколько пьяных учеников подошли к намеченным жертвам и, набросив на них одеяла, стали бить их. Но двоим из побиваемых удалось выскользнуть и убежать. Остался один, который не только был избит, но в нескольких местах получил колотые раны. Ночью же этот избитый и раненый воспитанник был унесен в больницу. О происшедшем случае инспектор узнал только утром от фельдшера и тотчас же навестил избитого питомца, стараясь при этом разузнать от него все подробности ночного события и вместе убедить избитого открыть виновников преступления. Но узнать ему ничего не удалось. Неудача ли инспектора в расследовании этого некрасивого и печального случая или какие другие причины побудили инспектора, в то время исправлявшего должность ректора, умолчать об этом происшествии и не донести своевременно Преосвященному Алексию [65] , а между тем Преосвященный 8 декабря посетил семинарию и, побывав на уроках, отправился в больницу.

Несомненно, что он был уже осведомлен о случившемся 6 декабря ночном происшествии в спальнях и, направляясь в больницу, хотел лично убедиться в справедливости сообщенного ему со стороны известия. Повидав избитого, еп. Алексий уехал из больницы крайне расстроенный, выразив о. Петру свое негодование как по поводу происшедшего события, так и потому что инспектор скрыл от него об этом происшествии даже и теперь, когда Преосвященный явился в семинарию. В то время никто и не предполагал, что этот случай послужит поводом к увольнению инспектора из нашей семинарии» [66]. В сохранившихся документах из архива Святейшего Синода об увольнении о. Отношение к инспектору администрации и преподавательской корпорации В записях преподавателя Вологодской семинарии И.

Суворова [68] имеется сообщение: «22 января 1897 среда. Инспектор Успенский внезапу уехал в СПбург. Евл[ампий] Бурцев [69] — исп[олняет] д[олжность]» [70]. Как раз в это время проходили заседания Синода, и 29 января 1897 г. Успенского преподавателем литургики и гомилетики в Тамбовскую семинарию [71]. Петра было тем более неожиданно, что в отчете ревизора Нечаева он получил самый одобрительный отзыв. Правда, недовольство о.

Петром, как инспектором, было общее. Городское духовенство относилось к инспекторской деятельности о. Петра не только отрицательно, но, пожалуй, враждебно. В семинарии некоторые преподаватели открыто выражали свое негодование по поводу поступков близких к инспектору лиц, вмешивавшихся не в свое дело» [72]. Кто подразумевается здесь под «близкими к инспектору лицами», не вполне ясно. Единственный упрек такого рода, который доносит семинарское предание, отраженное в «Бурсе» И. Шадрина см.

Петра Елизаветы Александровны. Внезапное увольнение было омрачено и несостоявшимися проводами. Петр стал готовиться к отъезду на место своего нового служения в Тамбов, то возник вопрос о его проводах. Обычай провожать отъезжающих членов корпорации к этому времени в нашей семинарии достаточно укоренился. Одних провожали более торжественно, других более скромно. Такое разнообразие в проводах зависело как от того, насколько была продолжительна служба провожаемого лица, так и от того, насколько провожаемый пользовался симпатиями. Петр Иванович состоял на службе в семинарии почти 13 лет.

Естественно поэтому было ожидать, что в его проводах примут все живое участие. Но вышло то, чего не ожидали. Некоторые преподаватели решительно отказались принять участие в проводах о. Произошел раскол. Проводы не состоялись, и о. Петр уехал из Вологодской семинарии, на служение которой он отдал лучшие годы своей жизни, с чувством не только разочарования, но и горькой обиды» [73]. О разногласиях вокруг воспитательной деятельности инспектора о.

Успенского был осведомлен и ревизовавший семинарию П. Он отмечал в отчете за 1894 г. Лебедевым, «излишне снисходительным» по отношению к ученикам, так что «инспектор семинарии, при обсуждении в Правлении некоторых ученических проступков, оказывается одиноким в подаче своего мнения» [74]. Затем в отчете 1902 г. Лебедевым и инспектором о. Успенским был почти постоянный разлад во взглядах на ученические проступки. Первый всегда стоял за снисходительность, второй требовал соблюдения строгого порядка.

Лебедев поэтому пользовался расположением учеников, а о. Успенского недолюбливали» [75]. Преподаватель Вологодской семинарии, а затем многолетний смотритель Вологодского духовного училища В. Лебедев вспоминал: «Инспектор Успенский очень ревностно исполнял свои обязанности, но ученики почему-то недолюбливали его и после одной неприятной истории ученики побили одного семинариста, подозревая в шпионстве инспектору по донесению Еп. Алексея он был переведен на должность преподавателя в Тамбовскую семинарию» [76]. Общий вывод Никифора Александровича таков: «Со многими питомцами из времени инспекторства о. Успенского мне приходилось встречаться впоследствии.

Более или менее, за весьма немногими исключениями, отзывались они об о. Петре как воспитателе благожелательно. Только когда вопрос касался табакуров, они с чувством обиды и осуждения отзывались о нем. Лично во мне о. Петр оставил хорошие воспоминания. Это был труженик, каких редко приходится встречать в жизни. В частной жизни он отличался гостеприимством, радушием и приветливостью» [77].

Итак, большинство педагогов и учащихся воспринимали деятельность о. Петра благожелательно, хотя напряжение, вызываемое мелочностью и придирчивостью инспектора, постепенно накапливалось и в административных кругах, и среди городского духовенства. Отзывы Н. Ильинского, не уклоняющегося и от критических замечаний, следует признать объективными. Были, однако, и преподаватели, резко отрицательно относившиеся к инспектору о. Петру, были и ученики, сохранившие обиду и разочарование. Давая слово последним, мы хотели бы тем самым придать портрету о.

Петра большую рельефность. Казалось, он нарочно поставлен был для того, чтобы вытравить последнее религиозное чувство в своих учениках» [78] , — писал в 1922 г. Резкую реплику о. Тихона вряд ли можно объяснить лишь желанием обновленцев очернить все старые порядки. Созвучные мысли о жизни Вологодской духовной семинарии конца XIX в. Шадрин окончил Вологодскую семинарию в 1894 г. Соответствие повести историческому материалу мы обсуждаем в статье «Повесть И.

Инспектор семинарии занимал значительное место в жизни учащихся. Приведем несколько зарисовок из повести «Бурса» с участием о. Петра Успенского. И действительно, было что-то в о. Петр описывается здесь в конце своего инспекторства, ср. Ильинского, видимо не согласующееся с описанием И. Шадрина в части полноты.

То, что под именем Плакиды в «Бурсе» подразумевается именно о. Петр, явно подтверждается дневниковой записью Илария Шадрина «о. Кто забывал это сделать, того он вызывал и делал внушение. Ученик стоял и злился, проклиная в душе Плакиду и не имея ничего сказать в оправдание. Ученик уходил, чувствуя на себе тяжелый взгляд инспектора, от которого долго потом не мог отделаться» [82]. Здесь перед нами взгляд далекий от объективности, со стороны «юнца невыдержанного, с характером неуравновешенным», которых инспектор так раздражал. Какой вы строптивый — ах, какой строптивый!

Последнее время, можно сказать, последние часы, доживаете в семинарии, и не могли утерпеть. Ах, какой строптивый! Вот через несколько дней вы уйдете от нас, будете свободны, так я еще раз предупреждаю вас — не будьте строптивы, будьте почтительны и скромны! Вы неисправимы. Несмотря на всю субъективность описания, мы не можем отказать И. Шадрину в литературном таланте. Изображенные им сцены убеждают нас в своей достоверности и художественной правде, и семинарская действительность, знакомая современным исследователям больше по официальным документам и небогатым подробностями воспоминаниям, воспринимается очень живо.

Товарищеский съезд Курс Вологодской семинарии, на котором учился Иларий Шадрин 1894 г. В 1904 и 1914 г. Второй съезд проходил вскоре после издания «Бурсы» И. Шадрина и на нем состоялось обсуждение повести. Были недовольные произведением и среди учащихся, скорее всего те, кого И. Шадрин изобразил в неприглядном виде. Большинство высказалось за свободу субъективных суждений и не стало выступать с порицанием автора.

На этом же съезде было заслушано письмо от прот. Петра Успенского «с предложением образовать комиссию для исследования, насколько верно сделанное И. Очевидно, о. Петр был крайне раздосадован своим портретом в повести — все вологодские читатели несомненно узнавали, кто имелся в виду, — и требовал опровержения. Комиссию создавать не стали, осуждения автору не вынесли; съезд ограничился выражением благожелательного почтения ко всем преподавателям, в их числе и к П. Воспоминания прот. Петра о Вологде Сам протоиерей Петр сохранил о Вологодской семинарии совсем другие впечатления.

Заканчивая преподавательскую деятельность в Тамбове, он говорил в прощальной речи: «Наступило время навсегда расстаться не только с вами, друзья мои, но и вообще с духовной школой, к которой с детства пламенела душа моя. С этой школой связаны лучшие годы жизни, ей отданы лучшие силы; в ней сокрыты самые светлые, самые дорогие воспоминания» [85]. Веяло какою-то особенной красотой и свежестью от этой юношеской среды. Чувствовался необыкновенный подъем духа от живого с нею общения. Бодрость и отзывчивость юношей молодили невольно и сердце их воспитателя… Правда, были моменты и тяжелых разочарований, когда под минутным впечатлением обид и огорчений хотелось бы навсегда разорвать связь с этой средой, лишить ее своего попечения, бросить ей в лицо проклятие, укоризну; но достаточно было на другой же день взглянуть на этот сонм юношей в их совокупном собрании, как в душе снова разгоралось чувство любви, слагалась молитва благословения, ощущалось неодолимое желание снова отдать свои силы на духовное служение этой среде» [86]. В другой статье он говорит о времени своей деятельности в Вологодской семинарии: «То было время особенного расцвета означенной семинарии в учебно-воспитательном отношении. При обычных школьных недостатках, дух идеализма витал тогда в семинарии» [87].

Пасхи; с духовной радостью далее вспоминаю их усердное прислуживание в алтаре, их осмысленное чтение по предварительной подготовке, их очередное по классам пение на клиросе, их особую ревность к церковной проповеди, их семинарские праздники, музыкальные вечера, любительские литературные представления. У кончающих курс дни прощальные с семинарией, когда душа юношей наиболее открывалась в любви к воспитавшему их заведению…» [88]. Педагогическая деятельность прот. Петра Успенского в Тамбове Начало преподавательской деятельности в Тамбовской духовной семинарии не было безоблачным для о. Об этом сохранилось интересное свидетельство из попавшего в руки полиции письма к студенту Варшавского университета Павлу Шепелеву [89]. Письмо написано в декабре 1897 г. В начале 1898 г.

Среди корреспондентов Павла — его брат Иван Шепелев, незадолго до этого исключенный из третьего класса Тамбовской семинарии из-за найденных у него «книг светского содержания»: «Анна Каренина», «Преступление и наказание» и журнал «Мир Божий» [91]. Не имея такта в обращении с учениками, какой имеет Ректор [92] , он считает за грех сделать какую-нибудь уступку ученикам и выдумал, чтобы ученики записывали уроки по гомилетике в особые тетрадки, за которые, не читая, ставит двойки за отсутствие рачительности к каллиграфии. Мы собрались после обедни около сборной. Ректора в это время не было. Оказалось, что он давно ушел, смекнув, в чем дело. В понедельник собрались обоими отделениями перед 4 курсом. Петр еще не приходил.

Но после урока ему было шипение, и страшное. В этом участвовали 4—1, 4—2, 5—1, 5—2, 6—1, 6—2.

Содержание

  • Викарные епархии
  • Архив номеров
  • История Тамбовской Епархии. Курс лекций
  • Тамбовские епархиальные ведомости. № 12 (17 сентября 1861 г.). Прибавление
  • Год выпуска

Черновик истории

  • Тамбовские епархиальные ведомости, № 8, 2009
  • Фонд 1049 - Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии
  • Персональный сайт - Тамбовские епархиальные ведомости
  • Тамбовские епархиальные ведомости : издание еженедельное - Search RSL

Тамбовския Епархиальныя Ведомости

Пофамильный список людей, упоминающихся в Тамбовских епархиальных ведомостях. Епархиальные ведомости Курской епархии. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918. ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ. «ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ», периодическое издание, основано святителем Феофаном Затворником в бытность его епископом Тамбовским и Шацким в 1861.

Каталог файлов

Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. Стенд в Тамбовской епархии. Епархиальный центр — Тамбов. Тамбовские епархиальные ведомости. С апреля 1917 г. журнал «Рязанские епархиальные ведомости» выходил не столь регулярно, как прежде, и под другим названием — «Голос свободной Церкви». Историко – статистическое описание Тамбовской епархии 1861г.

ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

В Тамбовской епархии в 1861 году числилось 984 приходских и монастырских храма, в которых служили 3 950 священно-церковнослужителей [8]. Храмов требовалось как минимум в три раза больше, поэтому их возведение являлось одной из главных забот архипастырей. Тамбовские епархиальные ведомости. 1 материал в коллекции. Однако новости из Рассказово в большом количестве печатались в губернских газетах и журналах XIX-XX века, таких как Тамбовские Губернские ведомости (1838-1917), Тамбовский край (1907-1917), Тамбовский земской вестник (1916-1918). 1861. Метрическая книга по селу Хитрово Тамбовского уезда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий