Новости переяславская рада дата

Это событие — Переяславская рада 1654 года, на которой малороссы высказались за воссоединение с Русским царством. собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе, на котором было принародно.

Второе воссоединение Руси: в Крыму отметили годовщину Переяславской рады

Причем противостояние это нарастало. В XVI веке владения магнатов далеко отстояли от казацких земель, но поляки постоянно продвигались на юг, присоединяя новые территории. Естественно, возникали конфликты, казаки поднимались защищать свои права. В 1625 году произошло восстание под началом Жмайло, в 1630-м — Федоровича, в 1635-м — Сулимы, в 1637 году — восстание Павлюка, а в 1638-м — Остряницы и Гуни. В некоторых участвовали только «реестровые» казаки, в некоторых они выступали вместе с запорожцами. Нельзя не отметить и параллельно нараставший религиозный раскол. Изначально Речь Посполитая была многоконфессиональной страной: поляки исповедовали католицизм, литовцы — католицизм и протестантизм, русские и украинцы — православие. Были также иудеи и мусульмане татары. Но в 1596 году была принята Брестская уния, после которой значительная часть клира перешла в подчинение Риму.

Оставшиеся верными православию оказались фактически изгоями, к тому же они лишились иерархического руководства, поскольку митрополит Киевский Михаил Рогоза тоже примкнул к греко-католикам. Кадр из художественного фильма «Богдан Хмельницкий» 1941 Фото: РИА Новости За что современники и потомки возненавидели Бориса Годунова Лишь в 1620 году православная киевская митрополия была восстановлена, а в 1633 году выдающемуся церковному деятелю Петру Могиле удалось добиться официального признания православия. Понятно, что эти перипетии сопровождались разного рода насильственными действиями по отношению к неканоническим с точки зрения короны конфессиям и вбивали еще один клин между католическими в основном магнатами и православным простонародьем. Казаки, тоже в основном православные, стали выступать еще и защитниками веры отцов. К 1638 году конфронтация дошла до апогея, что вылилось в казацкое восстание под руководством гетмана Якова Острянина. Польская армия разгромила повстанцев, после чего сейм утвердил «ординацию», согласно которой упразднялись должность гетмана, выборность есаулов и полковников и т. Представители «реестрового» казачества вынуждены были подписать эти условия. С этого времени вплоть до 1648 года установилось затишье, вошедшее в польскую историю как «десятилетие золотого покоя».

Частная война Богдана Хмельницкого Как сирота и отпрыск опального рода совершил великие открытия в русской Сибири В числе подписавших «ординацию» был разжалованный с должности войскового писаря в сотники Богдан Хмельницкий. Отец его был служилым шляхтичем, но православным, а мать вроде бы происходила из казаков. Сведения сохранились только косвенные, сам же будущий гетман, похоже, сознательно запутывал семейную историю. Достоверно известно, что его отец Михаил служил у гетмана Станислава Жолкевского и за верную службу получил местечко Суботов, где и родился его сын Зиновий, нареченный по деду вторым именем Богдан. В 1620 году Хмельницкий-старший погиб в битве с турками. Богдан учился в иезуитском коллегиуме во Львове, но в католичество не перешел. В битве под Цецорой, где погиб его отец, Богдан попал в турецкий плен, в котором провел два года, прежде чем был выкуплен родственниками. Числился «реестровым» казаком, но ходил с запорожцами на Константинополь.

Воевал под Смоленском против России в рядах польской армии, даже получил золотую саблю за храбрость. Согласно одному из источников, он спас короля Владислава от плена. Будучи войсковым писарем во время восстания гетмана Павлюка, своей рукой подписал текст капитуляции, а потом и «ординации». Богдан Хмельницкий Фото: commons. Как он считал — по закону. Но вроде бы люди Чаплинского увезли близкую Хмельницкому женщину Гелену и крепко избили младшего сына, после чего тот скончался. Впрочем, не исключено, что это легенда, — точных данных не сохранилось, разночтения есть даже в отношении имени сына. Богдан поехал искать защиты у короля, но бумаг на право собственности у Хмельницкого не оказалось, и Владислав не стал из-за него ссориться с родовитыми магнатами.

Закончилось тем, что буйного на язык Хмельницкого обвинили в смуте и даже отправили остыть в темницу. Правда, ненадолго. Долго уговаривать буйных сечевиков нужды не было, но удивительно, что Хмельницкого поддержали также и «реестровые» казаки. То ли обида, ему нанесенная, так задела всех за живое, то ли вседозволенность шляхты стала невыносимой. Казаки уничтожили польские гарнизоны и подняли восстание.

Богдан Хмельницкий пожелал, чтобы от лица московского царя первыми присягнули послы. Но Василий Бутурлин выразил отказ, объяснив его тем, что царь не должен присягать собственным подданным. После этого присягу принесли казаки в количестве 284 человек. Гетману от лица Алексея Михайловича вручили верительную грамоту вместе со знаками гетманскою власти - хоругвью, булавой и шапкой.

Открытая рада После этого во втором часу дня украинский гетман велел созывать общий сбор битьем барабанов. Таким образом, точная дата Переяславской рады по новому стилю — 18 января 1654 года, в старом летоисчислении это 8 января. От обычных рад, которые проводились старшинами или всем войском, эта была «явной всему народу», то есть открытой для него. Участие в ней приняли прибывавшие отовсюду люди. Речь идет о казаках, крестьянах, ремесленниках, городской бедноте, купцах, казацких старшинах, духовенстве, мелкой украинской шляхте. Открывая собрание, Богдан Хмельницкий произнес речь, адресованную народу. Он говорил о кровопролитных войнах, которые в продолжение шести лет разоряли украинские земли. А также описал тяжелейшее положение народов, попавших под турецкое иго, и страдания людей, причиняемые татарскими набегами и властью польских поработителей. Заканчивая свою речь, Хмельницкий сообщил, что царем Алексеем Михайловичем к украинцам было отправлено посольство, передавшее призыв объединиться с братским русским народом.

Боже, утверди. Боже, укрепи! Чтоб мы вовеки едины были! Так завершился процесс воссоединения, начатый еще в 20-х годах XVII века.

Основные предпосылки заключения Переславского соглашения следующие: отсутствие серьезной надежды на помощь со стороны Швеции и Крымского ханства; усиление экспансионистской политики Московского княжества на западе; доминирование польской шляхты в общественной иерархии на большинстве территории вновь образованного государства. Соглашение не заключалось бы, если б: Гетьманщина имела надежных внешних партнеров; была сильным в экономическом и геополитическом плане государством. Подписание договора Первый этап заключения соглашения состоялся 8 18 января в главной церкви Переяслава, где собрались все руководители Гетьманщины и послы московского царя Алексея Михайловича. Данный сбор важнейших исторических деятелей эпохи вошел в историю под названием Переяславская Рада. Перед заключением соглашения состоялся Генеральный военный совет при участии представителей 14 казацких полков и жителей города. Не было представителей мещанства из других городов и всего духовенства государства.

Главные лица обсудили основные условия и порядок заключения договора, после чего была составлена челобитная записка на имя российского царя. Ситуация, вопреки информации, поданной в советской исторической литературе про единение двух братских народов, не была настолько однозначной.

День Переяславской Рады

Переясла́вская ра́да — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе. Переяславская рада — договор о принятии Гетманщины «под руку Москвы» ради борьбы с поляками — стала важным символом в эпоху сталинизма, когда рада воплощала единство Украины и России. Ведь если на раде казачество присягнуло на верность русскому царю и объявило о вхождении в состав России, то результатом Переяславского договора были конкретные меры по интеграции Украины в состав русского государства. Царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, их приближенные и единомышленники встретили решение Переяславской Рады с большим воодушевлением. Переяславская рада «Многовековой выбор народа Малороссии»: какую роль в истории России и Украины сыграла Переяславская рада.

28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения.

Переясла́вская ра́да — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе. стать Запорожской Сечи единым целым с Московским государством. 18 января 1654 года состоялось собрание (Переяславская рада) представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, решавшее вопрос о вхождении Войска Запорожского в состав Русского царства на правах автономии. Две Переяславских рады вместо одной. Переяславская Рада воссоединение земель русских Россия Украина правобережная Украина левобережная Украина генеалогическое древо семейное древо родословная память история сохранение памяти цифровой памятник код жизни.

Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада

И когда современные украинские источники, ссылаясь на мифических польских переговорщиков, приписывают ему поступки чуть ли не нового украинского самодержца, можно только развести руками. И спросить, так где же его самодержавные действия? Их нет. Победный 1648 год закончился пшиком. Вместо переговоров с поляками Б. Хмельницкий едет в Киев, в котором находился Иерусалимский патриарх Паисий. Историки связывают их встречу со многими проблемами, которые, дескать, они решали между собой.

Будто уговаривал патриарх Богдана, чтобы он создал отдельное православное Русское княжество представляется, через несколько лет украинские ученые будут писать, что, по последним данным, найденным под печкою, он его уговаривал создать сразу независимую украинскую державу , и письмо взял для передачи русскому царю, и т. Но ведь не за этим встречался Б. Хмельницкий с патриархом. Главное, видимо, в ином. В том любовном треугольнике, который и привел Б. Хмельницкого к руководству восстанием.

Мы видим, что военные события не охлаждают его страсть. В Переяславе в 1648 году он повенчался с Геленой Чаплинской. Но первый муж Чаплинской был жив, и формально Чаплинская состояла с ним в браке. А попытки Б. Хмельницкого найти и убить соперника закончились безрезультатно. И вот теперь он добивается официального признания этого брака от патриарха Паисия.

Получив его, Б. Хмельницкий, как утверждают некоторые источники, подарил патриарху шестерых баских коней и тысячу золотых. Вот так пересекается в истории великое и частное. Это совсем не А. Дюма, а реальная жизнь. Также хотелось напомнить ещё об одной прелюдии к Переяславской раде, которую почему-то не любят вспоминать историки.

Ей предшествовало письмо «незалежного» гетмана Войска Запорожского польскому королю Яну Казимиру: «Найяснейший милостивый король, п ан наш милостивый. Согрешили мы, что взяли в плен гетманов Н. Потоцкого и М. Калиновского - примечание переводчика и войско в ашей к оролевской м илости , которое на нас наступало, согласно воле в ашей к оролевской м илости , разгромили. Однако просим милосердия и, чтобы строгость гнева в ашей к оролевской м илости не привела нас к десперации, ожидаем теперь ответа и милосердия; верно возвратимся назад , а сами на услуги в ашей к оролевской м илости съедемся. Богдан Хмельницкий, войска в ашей к оролевской м илости Запорожского старший».

Как нам сегодня объясняют украинофилы, это была великая дипломатическая игра - писать слёзные письма всем правителям. У нас другое мнение на этот счет. Увы, это было реальное стремление бывшего польского подданного как можно быстрее помириться с поляками, которых теперь возглавлял брат покойного короля Владислава Ян Казимир. В феврале 1649 года Адам Кисель, приехавший в Переяслав по поручению польского сейма на переговоры с восставшими, в ответ на слёзное письмо Хмельницкого вручил ему королевскую грамоту на гетманство. Хмельницкий, «Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского», созвал Раду в Переяславе, которая, несмотря на недовольство части казацкой старшины и казаков, формально поддержала его. После этого Б.

Хмельницкий принял гетманское «достоинство» от Польши. Таким образом, Переяславская рада 1649 года поддержала подчиненность Войска Запорожского польскому королю. И этот факт из истории не вычеркнешь. А вот конкретные переговоры с польскими послами закончились ничем. Но за это время поляки пришли в себя и весной 1649 года начали стягивать свои войска на Волынь. Хмельницкий разослал повсюду свои универсалы, призывая ответить полякам.

Армия, сформированная в составе 30 полков, медленно выступила из Чигирина навстречу полякам. Хмельницкий вместе с татарами подступил к Збаражу и осадил поляков. Несколько штурмов не принесли результатов. Дело в том, что Б. Хмельницкий жалел казаков, а штурмовать посылал в основном русское малороссийское ополчение, сформированное из крестьян и мещан. Вместе с тем продолжавшаяся осада крепости привела к голоду и болезням среди поляков.

Попытка польского короля Яна Казимира с двадцатитысячным войском прийти на помощь закончилась плачевно. Возле Зборова им устроили засаду. После боя 5 августа 1649 года фактически началась резня поляков. И польский король не попал в плен только из-за того, что Б. Хмельницкий остановил свои войска. Казалось, что эта победа принесет только дивиденды восставшим.

Ан нет. Несмотря на военное поражение, поляки перехитрили Б. Начав первыми переговоры с татарами, они быстро с ними договорились. Такое предательство союзников поставило восставших в тяжелое положение. И вот 19 августа 1649 года Б. Хмельницкий согласился с условиями «ганебного» Зборовского мирного договора.

Договором предусматривалось, что только в Киевском, Брацлавском и Черниговском воеводствах будет казацкая автономия, а руководство этих воеводств будет назначаться из местной православной шляхты. Евреи и иезуиты подлежали выселению. Участникам восстания объявлялась амнистия. И разрешалось иметь лишь 40 тысяч реестровых казаков. Так позорно закончилась осада Збаража. Хмельницкий начал разбираться с казацким реестром.

Но восставших в его армии оказалось значительно больше. Крестьяне, поддержавшие Б. Хмельницкого, хотели быть казаками. Однако их вынуждали остаться крестьянами. Реакция была резко негативной. К тому же польские паны, как саранча, стали возвращаться в свои поместья и требовать от крестьян холопского повиновения.

Начались массовые восстания против поляков.

Художник — Михаил Хмелько. В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель — Слободская Украина — входила в состав Московского царства. Проживавшее в Речи Посполитой украинское население, подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны как поляков, так и евреев, которым польские паны раздавал в аренду украинские земли.

Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. Помочь же восставшим в тот период могла лишь Россия. Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже, после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство.

В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять православное население Украины в российское подданство. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий. В 1648 году началась восстание под руководством гетмана Запорожского казачьего войска полковника Зиновия Михайловича Хмельницкого, прозванного Богданом. Вернувшись с полей сражений Испано-Французской войны, где он во главе полка запорожцев в составе войск принца Конде участвовал во взятии Дюнкерка, Хмельницкий увидел на родине удручающую картину: «жиды-арендари» теперь взимали с малоросов пошлину не только за проезд по мосту, не только за торговлю на рынке, не только за рыбалку, но и за исполнение церковных таинств в православном храме.

Все, кто желал обвенчаться или окрестить ребенка, должны были оплатить еврею-арендатору пошлину, а чтобы открыть церковь на время службы, поп вынужден был идти кланяться еврею, у которого хранились ключи от церкви. Возмутившись таким состоянием дел, Хмельницкий написал жалобу польскому королю, но тот её проигнорировал, а через некоторое время в отместку за эту жалобу у Хмельницкого отобрали его родовое имение, насмерть засекли его десятилетнего сына Григория и увезли его жену Ганну, впоследствии насильно выдав её замуж за польского ротмистра Данилу Чаплицкого, объявив, что прежнее венчание с Хмельницким не имеет юридической силы, так как совершено не по католическому, а по православному обряду. В августе 1647 года Богдан Хмельницкий отправился в Сечь, где начал вербовать своих сторонников, и уже 15 октября он был избран гетманом вместо назначенного поляками Ивана Барабаша. В Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины — в основном крестьян — для которых гетман организовал военную подготовку, в ходе которой опытные казаки обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики.

К апрелю 1648 года войско Хмельницкого уже насчитывало 43720 человек. Восстание разрасталось с большой скоростью. Его разрастанию способствовало междуцарствие в Польше — 20 мая 1648 года умер Владислав IV, нового короля сейм никак не мог избрать. В течение года восстание переросло в освободительную войну украинского и белорусского народов против жестокого национального гнета.

В результате побед в битвах с польским войском под Желтыми Водами и Корсунью значительная часть польской Украины была освобождена, а 23 декабря 1648 года восставшие освободили Киев. Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Черкассы, 1648, 8 июня. Он решил предпринять энергичные меры к подавлению восстания.

В середине мая Ян Казимир двинул на Волынь польское войско, усиленное немецкими наёмниками, и 15-16 августа между украинскими и польскими войсками состоялось Зборовское сражение, победив в котором, Богдан Хмельницкий навязал королю Зборовский договор, закреплявший завоевания восставших. Договор привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах речи Посполитой. Вскоре, однако, война возобновилась на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы восстания, обратился к России с просьбой принять Запорожское казачество в её состав.

Осенью 1653 г. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

Несмотря на его беспримерную молодость, близкие соратники гетмана Хмеля на раде в Чигирине согласились с таким выбором. Согласно завещанию Хмельницкого, опекуном и наставником нового гетмана был назначен состоять генеральный войсковой писарь Иван Выговский на картине вверху , и это назначение сыграло роковую роль в судьбе Украины. По происхождению польский шляхтич, Выговский сначала боролся с казаками, а угодив к ним в плен, якобы полностью принял сторону восставших малороссов. Он приглянулся гетману своим острым умом, ловкостью в обделывании практически любых дел и, как казалось Хмельницкому, своей полной преданностью.

В конце концов, гетман начал ему доверять, как другу. Но интрига состояла в том, что у Ивана Евстафьевича еще задолго до Переяславской Рады установились особые, тайные отношения с Москвой, заключавшиеся в осведомлении Кремля обо всем происходящем в гетманской ставке и, в особенности, о внешнеполитических замыслах и связях вождя восставшей Малороссии, которые тогда распространялись не только на Россию, но и на многие другие соседние государства. Генеральный писарь заблаговременно посвятил гетмана в то, что он является секретным осведомителем, и по согласованию с ним сообщал в Москву только то, что было выгодно Хмельницкому. Поэтому гетман перед смертью видел в Выговском самого надежного соратника, жестоко заблуждаясь насчет его «преданности»… С иезуитского лукавства и умения вести коварную интригу этого человека, которого Богдан Хмельницкий фактически наделил полномочиями регента при своем несовершеннолетнем сыне, и загорелась украинская «Руина»… Начал Выговский с того, что добился, чтобы Хмельницкий-младший свою гетманскую булаву отдал ему, генеральному писарю, причем вполне добровольно. Чтобы ни в чьих глазах не выглядеть, спаси Боже, подлым узурпатором, Иван Евстафьевич искусно разыграл комедию собственных колебаний, принимать ли ему гетманскую власть. Ловкие маневры Выговского вокруг гетманской булавы подробно описал историк Н.

Костомаров в капитальном труде «Гетманство Выговского». Например, сначала писарь сам как бы невзначай заводил между заслуженными казаками неодобрительные толки, что они-де теперь повинуются хлопчику, у которого молоко на губах не обсохло, а затем живописал юному Юрию, что значковые т. При этом Выговский искусно притворялся, что ему самому верховная власть над Украиной совсем не нужна. Недаром пограничному русскому воеводе генеральный писарь слал депешу за депешей, повторяя одно и то же: «После воинских трудов я рад опочить, и никакого урядничества и начальства не желаю! При этом Выговский сам времени не терял и всячески старался понравиться тем, от кого зависело его избрание на гетманство. Для этого он выкопал из земли сокровища, припасенные «на черный день» и спрятанные им по приказу Хмельницкого-старшего — больше миллиона злотых по тем временам баснословная сумма!

Но вместо того, чтобы его уговаривать остаться гетманом как непременно должно было случиться, по версии генерального писаря , толпа казаков как один человек завопила: гетманские клейноды вручить Выговскому! А сей искусный лицедей с потупленным взором все притворялся нежелающим нести бремя власти… Но, чем более упрямился Иван Евстафьевич, тем громче кричали казаки, очарованные хлебосольным и «щирым» генеральным писарем, что верховным предводителем своим и всея Украины желают видеть только его, и никого более. В конце концов, Иван Евстафьевич покорился народному выбору — действительно, как бы нехотя, единственно уступая всеобщему единодушному мнению… Произошедший на Украине тихий переворот, в результате которого излишне доверчивый преемник Хмельницкого — его собственный сын добровольно отдал гетманскую булаву в руки тайного сторонника польского короля, поначалу не сильно встревожил Москву. Сам факт появления на украинской авансцене Выговского, много лет информировавшего Москву обо всем, что происходило с гетманом Богданом и возле него, царь Алексей Михайлович какое-то время даже расценивал как добрый знак. Набожный царь увидел в этом ни много ни мало, а сущее свидетельство благосклонности Творца к его политике объединения православных восточных славян под властью Москвы, ради которой Россия повела тяжелейшую войну с Речью Посполитой попутно вступив и в войну со Швецией! Тем более, что в грамотах царю новый гетман не переставал уверять царя в безграничной преданности...

Средневековый «Интернет» Между тем как-то вдруг, словно бы уже в те годы существовали всевозможные средства массовой информации разумеется, ангажированные! Из уст в уста передавали, например, будто «царь хочет, чтобы казаки не носили красных сапогов, а непременно все обулись в черные, а посполитые то есть не служилые, мирные люди одевались бы, как великорусские мужики, и ходили в лаптях». Эта деталь не столь уж мелкая, как может показаться на первый взгляд. Она показывает острое противоречие, которое, в сущности, и стало первопричиной растянувшейся на десятилетия кровавой распри. Как известно, в деле освобождения Малороссии от польского ига участвовали отнюдь не только казаки, но практически весь малороссийский народ. Естественно, на период борьбы все ее участники оказались равными между собой.

В казачество превратилось едва ли не все мужское население. Но с окончанием освободительной войны стало очевидно необходимым, чтобы одна часть народа по-прежнему осталась на страже нового порядка вещей, оставаясь казаками, а другая, явно большая часть, все-таки вернулась к мирным занятиям, став посполитыми - то есть обычными селянами и городскими мещанами. Но при этом казаки оставались с завоеванными правами и вольностями, во всей их полноте, а у посполитых в ту феодальную эпоху не было вообще никаких прав, зато море повинностей, и среди них первая — платить подати. Ситуация осложнялась и тем, что между двумя основными украинскими сословиями тогда еще не сложилось четкой границы, и в случае необходимости посполитые брались за оружие и таким образом превращались в казаков, а признанные прежде казаками могли вдруг попасть в разряд посполитых… Эта чреватая беспрерывными потрясениями неразбериха когда-то должна была завершиться. Поэтому то и дело предпринимались попытки составить реестр поименный список казацкого войска. Естественно, население сильно волновали распускавшиеся сторонниками Выговского слухи, что Москва резко сократит казачий реестр, превратив большинство вольных людей в хлопов и крепостных, повелев им переодеться в крестьянские сермяги и переобуться в лапти.

По сути, это — один из довольно ранних примеров информационной войны, во все времена имеющей важнейшей целью всевозможными способами очернить противника и представить любые его действия в самом невыгодном свете… Между тем на самом деле, свидетельствует украинский историк Голобуцкий, Москва в ту пору вообще не собиралась затрагивать вопрос о реестре казаков. Чтобы не восстановить против себя показачившееся чуть не поголовно крестьянство, не желавшее больше гнуть спины на феодалов хоть своих, хоть пришлых , царское правительство отнюдь не требовало немедленного составления точного списка казаков и уж тем более — его ограничения каким-либо порогом.

Богдан не очень хотел идти на эти переговоры, но хан, получивший от поляков подарки, настаивал, угрожая встать на сторону Речи Посполитой. По Зборовскому договору, число реестровых казаков увеличивалось почти в 4 раза до 40 тыс. Хмельницкий управлял Запорожьем и Восточной Украиной. Но Богдан тогда уже грезил о великом украинском княжестве, включавшем все южнорусские земли. Беглые крестьяне, не попавшие в новый реестр, не желали возвращаться в крепостную неволю. Они жаждали биться с панами за веру и волю. Старшина и православные украинские шляхтичи не прочь были совсем вытеснить польских и литовских помещиков с украинских земель, они не хотели ограничиваться только уравниванием в правах с католическим шляхетством. В итоге началась новая война украинцев с польскими войсками.

Шла она не так успешно, как первая. В решающем сражении под Берестечком в июне 1651 опять подвел союзник украинцев - крымский хан. Когда уже казалось, что народная армия вот-вот победит, он насильно увез с поля битвы Хмельницкого и отвел свою конницу. Белоцерковский мир, заключенный в сентябре 1651 г. Ясно, что этот мир был только передышкой. В Польше раздавались голоса, требовавшие покончить с запорожскими разбойниками окончательно. Богдан и старшина понимали, что для продолжения борьбы нужен надежный союзник. Хмельницкий не раз посылал гонцов к царю Алексею Михайловичу, которого звал не иначе, как «великий царь восточный», с просьбой взять восставшие территории под свою руку. В Москве медлили, потому что еще свежа была в памяти катастрофа под Смоленском, а принятие такого решения означало непременную новую войну с Речью Посполитой. В 1653 г.

Украинцы опять воевали с панами. Крымский хан опять им изменил в самый решающий момент битвы у Жванца 1653. За огромную сумму хан перешел на сторону Речи Посполитой. Без поддержки России выиграть войну с панами и крымцами войска Хмельницкого не имели шансов. В Москве собрали Земский собор. Украинская рада в г. Переяславле также одобрила воссоединение Московской и Южной или как тогда говорили Малой России. А в нынешнем во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем боярским выборным из городов, и гостем, и торговым и всяких чинов людем. И указал государь им объявити литовского короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево государевым Московского государства всяких чинов людем были ведомы.

Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Переяславская Рада 1654 г.: свидетельства и документы
  • Взаимное непонимание
  • Переяславская рада. Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси
  • А в Киеве отказываются от наследия Хмельницкого и чествуют Мазепу с Бандерой

360 лет Переяславской Раде

В этот период гетманское правительство выстраивало дипломатические отношения со множеством государств, в том числе и заключало союзы военно-политического характера, например, с Турцией, Крымским ханом, Москвой, Молдавией. На исходе шестого года войны были опустошены многие области Украины. Измены Крымского ханства и ненадежность прочих союзников подталкивали гетмана на то, чтобы поддерживать тесные контакты с Москвой. При этом последняя имела большую заинтересованность в возрастании влияния на Украину. Решение Земского собора Гетман Хмельницкий неоднократно обращался к Алексею Михайловичу, тогдашнему русскому государю, с просьбой принять в подданство Запорожское Войско. В 1653 году, осенью, в Москве состоялся Земский собор, принявший решение: включить в состав Московского царства левобережные территории Днепра. В октябре в Переяславль выехало посольство, возглавляемого боярином Бутурлиным, и прибыло туда в начале января 1654 года. Тайный и генеральный советы Утром 18 января 1654 года в Переяславле начался тайный совет старшин запорожских казаков, а днем того же числа - и генеральный военный совет. В последнем участвовали представители 14 полков из 17. Речь идет, в частности, о Киевском, Черниговском, Брацлавском.

После того как Гетман зачитал царскую грамоту, послы со старшинами отправились в Успенский собор, где духовенство привлекалось к приведению присяги. Богдан Хмельницкий пожелал, чтобы от лица московского царя первыми присягнули послы. Но Василий Бутурлин выразил отказ, объяснив его тем, что царь не должен присягать собственным подданным. После этого присягу принесли казаки в количестве 284 человек. Гетману от лица Алексея Михайловича вручили верительную грамоту вместе со знаками гетманскою власти - хоругвью, булавой и шапкой. Открытая рада После этого во втором часу дня украинский гетман велел созывать общий сбор битьем барабанов. Таким образом, точная дата Переяславской рады по новому стилю — 18 января 1654 года, в старом летоисчислении это 8 января. От обычных рад, которые проводились старшинами или всем войском, эта была «явной всему народу», то есть открытой для него. Участие в ней приняли прибывавшие отовсюду люди.

Речь идет о казаках, крестьянах, ремесленниках, городской бедноте, купцах, казацких старшинах, духовенстве, мелкой украинской шляхте. Открывая собрание, Богдан Хмельницкий произнес речь, адресованную народу.

Переяславская рада — представительное собрание запорожских казаков в Переяславле, на котором было принято решение о вхождении Украины в состав России. На следующий день, утром 8 18 января, собралась старшинская рада. Руководители казачества единогласно высказались за соединение Украины и России. Днем того же дня собралась открытая рада.

Боже, утверди. Боже, укрепи! Чтоб мы вовеки едины были!

Так завершился процесс воссоединения, начатый еще в 20-х годах XVII века.

И они отличались очень жестким, по сути, бескомпромиссным противостоянием — достаточно перечесть страницы гоголевского «Тараса Бульбы». Да, руководители восстания рассматривали тогда и иные варианты будущего Украины. Известно, к примеру, об инициативах примирения с польским королем или даже о возможности перехода под покровительство турецкого султана. Но все это лишь подтверждает, что единение с Россией стало в итоге действительно историческим выбором. Причин для этого было немало. К тому же ни один другой союз не давал Украине гарантий сохранения религии и языка, равноправной культурной жизни. Но в основе переяславского выбора находилось не одно лишь чувство исторической и духовной общности, хотя его роль и была исключительно велика. Здесь был и абсолютно трезвый учет экономических, международных и внутриукраинских реалий того времени.

Путь к воссоединению был непрост и для России. Принятие Украины грозило новой войной с сильным западным соседом ведь в Смутное время, всего за несколько десятилетий до этого, польский гарнизон стоял в российской столице. Непростым был и сам механизм воссоединения — ждать от XVII века развитых дипломатических или парламентских традиций было бы наивным… Однако даже тогда все возможные процедуры были проведены.

«С городами и с землями принять»

Переяславская рада — взгляд через 360 лет. Переяславская Рада позволила России приобрести часть земель Западной Руси, в том числе древнего Киева, который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. Переяславская рада – состоявшееся в январе 1654 года собрание выборных представителей казаков, на котором решалось будущее Украинского гетманства. Переяславская Рада воссоединение земель русских Россия Украина правобережная Украина левобережная Украина генеалогическое древо семейное древо родословная память история сохранение памяти цифровой памятник код жизни.

360 лет Переяславской Раде

День Переяславской Рады Две Переяславских рады вместо одной.
18 января: День воссоединения Украины с Россией - Православие.фм Переяславская Рада: как принималось решение о присоединении Украины к России.
Переяславская Рада | это... Что такое Переяславская Рада? 18 января 1654 года состоялось собрание (Переяславская рада) представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, решавшее вопрос о вхождении Войска Запорожского в состав Русского царства на правах автономии.
28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения. После Переяславской Рады польские паны попытались воспрепятствовать воссоединению разделенного когда-то единого народа, и война между Польшей и Россией продолжалась с 1654 по 1667 гг. По Андрусовскому мирному договору в Россию вернулись г.
Переяславская рада 1654 года: причины проведения и итоги - Переяславская Рада: как принималось решение о присоединении Украины к России.

Кто вверг Украину в «Руину»

Зачем изменник не на плахе? Увы, в современной Украине Мазепа — один из главных исторических героев, а у его идеологического антипода Богдана Хмельницкого несколько лет назад «отобрали» «главный город» — Переяслав-Хмельницкий, где проходила Переяславская рада: в 2019 году он стал просто Переяславом. Кто построил стену между нашими странами? Связана с Переяславской радой и судьба Крыма. Вот только, к сожалению, современные киевские политики помнить об этом не хотят, стремясь превратить свою страну в «анти-Россию». Как написал в своей программной статье «Об историческом единстве русских и украинцев» Президент России Владимир Путин , русские и украинцы — один народ, единое целое, и это не дань какой-то конъюнктуре, текущим политическим обстоятельствам.

Но и результат целенаправленной работы тех сил, которые всегда стремились к подрыву нашего единства. Формула, которая применяется, известна испокон веков: разделяй и властвуй. Ничего нового. Отсюда и попытки сыграть на национальном вопросе, посеять рознь между людьми. А как сверхзадача — разделить, а затем и стравить между собой части единого народа».

Вот и новый 2022 год начался на Украине уже традиционными шествиями в честь дня рождения Степана Бандеры, которые глава Республики Крым Сергей Аксёнов назвал «шабашем». Бандеровщина — это идеологическая проказа, которая губит Украину. В её основе лежат идеи, которые являются не только человеконенавистническими, но и утопическими. По сути, это идеология деструктивной секты, она абсолютно непригодна для государственного строительства.

Участники переговоров Российскую сторону представляли: Бутурлин Василий — приближенный к царю боярин, известный дипломат и военачальник. Возглавлял русское посольство на переговорах с Хмельницким. Лопухин Иларион — один из старейших государственных деятелей. Около 70 лет состоял на службе у русских царей. Глава Посольского приказа.

Двоюродный дядя Евдохии Лопухиной — будущей супруги Петра I. Алферьев Иван — московский дворянин, в разное время служил воеводой, наместником и окольничьим. Кроме этого участниками московской делегации были другие видные представители боярского сословия и служители церкви. Со стороны Гетманщины в переговорах участвовали: Члены Генеральской войсковой рады — главного совещательного и исполнительного органа Гетманщины. Представители 14 казачьих полков: из Киева, Чернигова, Брацлава и других городов. Выборные от мещан города Переяслава. Возглавлял запорожскую делегацию сам гетман Богдан Хмельницкий. Интересы сторон Запорожские казаки стремились к обретению максимальной независимости, насколько это было возможно в сложившихся обстоятельствах. Они требовали от представителей русского посольства, чтобы те присягнули казакам от имени царя Алексея Михайловича.

Также они настаивали на привилегиях для православного шляхетского сословия Гетманщины. Говоря современным языком, они хотели войти в состав России на правах широкой автономии. Российская сторона в свою очередь стремилась ограничить вольнолюбивые устремления казаков. Понимая, что слишком сильное ущемление прав жителей Запорожской Сечи может привести к новым бунтам, Россия пошла на значительные уступки, но при этом настояла на некоторых особо важных для нее пунктах. Так, гетманы лишались права вести самостоятельную внешнюю политику. Сущность соглашений 8 18 января 1654 года состоялся акт принятия присяги на верность представителей Запорожской Сечи российскому монарху. Бутурлин вручил Хмельницкому грамоту от имени Алексея Михайловича, но сами представители российского посольства от присяги казакам отказались. Они пояснили это тем, что царь не может присягать подданным на верность. Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти.

Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку.

Данный сбор важнейших исторических деятелей эпохи вошел в историю под названием Переяславская Рада. Перед заключением соглашения состоялся Генеральный военный совет при участии представителей 14 казацких полков и жителей города. Не было представителей мещанства из других городов и всего духовенства государства.

Главные лица обсудили основные условия и порядок заключения договора, после чего была составлена челобитная записка на имя российского царя. Ситуация, вопреки информации, поданной в советской исторической литературе про единение двух братских народов, не была настолько однозначной. Дело в том, что часть козацких воевод, например чигиринский, во время военного совета Переяславской Рады выступили против подписания Переяславского договора, нормы которого впоследствии названы были Мартовские статьи. Воеводы предвидели, что последствия данного соглашения будут не такими, как ожидал сам Богдан Хмельницкий.

За 2 месяца московские послы посетили 117 городов Гетьманщины, часть из которых присягнула на верность московскому царю.

Основные нормы договора Суть позиций Мартовских соглашений следующая: украинские должностные лица собирают налоги в пользу царской казны; устанавливалась заработная плата для основных должностных лиц государства; козацкая старшина, писари, военные судьи, полковники получали в собственность мельницы; запрет отношений с турецким султаном и Речью Посполитой; подтверждение права митрополита Киевского и духовенства на все, чем они владели; утверждалось обязательство московского правительства начать сразу же, весной 1654 года, войну с Польшей; введение российских войск на границу с Речью Посполитой; составление реестра казаческого войска в количестве 60 тысяч человек; организация совместных походов против татар в случае их нападения на территорию Гетьманщины. Итоги договора Постараемся выделить несколько важных направлений результатов Мартовских статей и Переяславской Рады. Для России договор имел следующие результаты: увеличение базы для налогообложения; рост боеспособности армии за счет войск козаков; появление мощного щита от турецко-татарских набегов; территория нынешней Украины стала сырьевым придатком для промышленности России; в состав государства вошла местность с плодородными землями.

Для Гетьманщины как государства результаты были также на тот момент позитивные: сохранение государственности; сохранение существовавшего судебного, военного и административного устройства; получение важного и сильного союзника. Положительным были последствия заключения соглашения и для верхушки Войска Запорожского. Руководители получили: гарантии сохранности своей собственности; официальную высокую заработную плату. Если оценивать наличие негативных последствий, то их можно найти только с точки зрения политики постмайданной Украины.

Считается, что Переяславская Рада — это предательство европейских устремлений украинской нации, так как постепенно усиливалось влияние империи.

Второе воссоединение Руси: в Крыму отметили годовщину Переяславской рады

При этом Выговский сам времени не терял и всячески старался понравиться тем, от кого зависело его избрание на гетманство. Для этого он выкопал из земли сокровища, припасенные «на черный день» и спрятанные им по приказу Хмельницкого-старшего — больше миллиона злотых по тем временам баснословная сумма! Но вместо того, чтобы его уговаривать остаться гетманом как непременно должно было случиться, по версии генерального писаря , толпа казаков как один человек завопила: гетманские клейноды вручить Выговскому! А сей искусный лицедей с потупленным взором все притворялся нежелающим нести бремя власти… Но, чем более упрямился Иван Евстафьевич, тем громче кричали казаки, очарованные хлебосольным и «щирым» генеральным писарем, что верховным предводителем своим и всея Украины желают видеть только его, и никого более. В конце концов, Иван Евстафьевич покорился народному выбору — действительно, как бы нехотя, единственно уступая всеобщему единодушному мнению… Произошедший на Украине тихий переворот, в результате которого излишне доверчивый преемник Хмельницкого — его собственный сын добровольно отдал гетманскую булаву в руки тайного сторонника польского короля, поначалу не сильно встревожил Москву. Сам факт появления на украинской авансцене Выговского, много лет информировавшего Москву обо всем, что происходило с гетманом Богданом и возле него, царь Алексей Михайлович какое-то время даже расценивал как добрый знак. Набожный царь увидел в этом ни много ни мало, а сущее свидетельство благосклонности Творца к его политике объединения православных восточных славян под властью Москвы, ради которой Россия повела тяжелейшую войну с Речью Посполитой попутно вступив и в войну со Швецией! Тем более, что в грамотах царю новый гетман не переставал уверять царя в безграничной преданности... Средневековый «Интернет» Между тем как-то вдруг, словно бы уже в те годы существовали всевозможные средства массовой информации разумеется, ангажированные! Из уст в уста передавали, например, будто «царь хочет, чтобы казаки не носили красных сапогов, а непременно все обулись в черные, а посполитые то есть не служилые, мирные люди одевались бы, как великорусские мужики, и ходили в лаптях».

Эта деталь не столь уж мелкая, как может показаться на первый взгляд. Она показывает острое противоречие, которое, в сущности, и стало первопричиной растянувшейся на десятилетия кровавой распри. Как известно, в деле освобождения Малороссии от польского ига участвовали отнюдь не только казаки, но практически весь малороссийский народ. Естественно, на период борьбы все ее участники оказались равными между собой. В казачество превратилось едва ли не все мужское население. Но с окончанием освободительной войны стало очевидно необходимым, чтобы одна часть народа по-прежнему осталась на страже нового порядка вещей, оставаясь казаками, а другая, явно большая часть, все-таки вернулась к мирным занятиям, став посполитыми - то есть обычными селянами и городскими мещанами. Но при этом казаки оставались с завоеванными правами и вольностями, во всей их полноте, а у посполитых в ту феодальную эпоху не было вообще никаких прав, зато море повинностей, и среди них первая — платить подати. Ситуация осложнялась и тем, что между двумя основными украинскими сословиями тогда еще не сложилось четкой границы, и в случае необходимости посполитые брались за оружие и таким образом превращались в казаков, а признанные прежде казаками могли вдруг попасть в разряд посполитых… Эта чреватая беспрерывными потрясениями неразбериха когда-то должна была завершиться. Поэтому то и дело предпринимались попытки составить реестр поименный список казацкого войска.

Естественно, население сильно волновали распускавшиеся сторонниками Выговского слухи, что Москва резко сократит казачий реестр, превратив большинство вольных людей в хлопов и крепостных, повелев им переодеться в крестьянские сермяги и переобуться в лапти. По сути, это — один из довольно ранних примеров информационной войны, во все времена имеющей важнейшей целью всевозможными способами очернить противника и представить любые его действия в самом невыгодном свете… Между тем на самом деле, свидетельствует украинский историк Голобуцкий, Москва в ту пору вообще не собиралась затрагивать вопрос о реестре казаков. Чтобы не восстановить против себя показачившееся чуть не поголовно крестьянство, не желавшее больше гнуть спины на феодалов хоть своих, хоть пришлых , царское правительство отнюдь не требовало немедленного составления точного списка казаков и уж тем более — его ограничения каким-либо порогом. Это весьма щекотливое предприятие откладывалось царским правительством на неопределенное время. Но поскольку в ту эпоху никаких пресс-служб у государственных органов, естественно, не существовало, зато прекрасно распространялись самые невероятные слухи, достаточно взвешенная позиция Москвы доходила до простых малороссиян в искаженном до полной неузнаваемости виде. Кстати, Выговский, едва завладев гетманской булавой, сразу начал провоцировать царя действительно прислать уполномоченных для составления 60-тысячного реестра казацкого войска, не иначе, рассчитывая вызвать возмущение широких масс политикой России, а себя выставить их защитником. Цель, которую преследовал гетман, его посланец миргородский полковник Лесницкий, приехав в Москву, выразил вполне отчетливо. В реестр, заявлял он, впишут только «прямых да старых служилых казаков», то есть зажиточную часть сословия, а все «гультяи и не прямые казаки» крестьяне и мещане, по преимуществу бедные будут объявлены вне реестра и, соответственно, вновь лишаются всех прав, завоеванных в кровопролитной борьбе, да еще и многие из них будут вновь закрепощены. В тех же провокационных, коварных целях представитель Выговского просил царя вместе с уполномоченными прислать на Украину воевод и полки служилых людей, «чтоб войску казацкому было страшно и бунтов бы никто учинять не дерзал».

День ото дня, месяц от месяца, безудержная антимосковская агитация все нарастала. Недоброжелатели России по обоим берегам Днепра вдалбливали небылицы на сходках и в шинках народу. Посланцы «цивилизованной Европы» Как видим, простолюдинов сторонники тогдашнего «европейского выбора» пугали весьма незамысловатыми страшилками. Зато для старшинской верхушки Выговский изобрел средства куда более изощренные. В тот период усиленно муссировались толки, что царь Алексей Михайлович, заключив перемирие с поляками и договорившись с ними в Вильне в октябре 1656 года о совместных действиях против шведов, теперь стремится быть избранным на польский трон. Но поскольку в виленском трактате царь обещал полякам по своем избрании королем возвратить все отторгнутые у Речи Посполитой земли, это означало, что… на Украину снова возвращались полновластными и безраздельными хозяевами польские магнаты и шляхтичи, по-прежнему считавшие и казачьих руководителей своими «взбунтовавшимися хлопами»! Такое развитие событий Выговский и его сторонники предлагали упредить добровольным соединением Украины с Польшей на правах федеративных, на условиях, которые обеспечили бы казацкой старшине сохранение завоеванных прав. Предательское соглашение было заключено в гетманской ставке Выговского в Гадяче в сентябре 1658 года.

Хотя эта катавасия закончилась ничем, тем не менее впоследствии это дало возможность Б. Хмельницкому с целью склонения запорожских казаков к восстанию оперировать реальной или фальшивой королевской грамотой, будто гарантирующей восстановление казацких прав и привилегий. Вся биография Б. Хмельницкого говорит о том, что он был обычный подданный польского короля и о каком-либо выступлении против поляков у него и мыслей никогда не было. Всё изменила личная трагедия. Хмельницкому от отца в наследство достался небольшой хутор Суботов, недалеко от Чигирина. Здесь у него сложился давний конфликт с поляком Д. Чаплинским, чигиринским подстаростой. И одной из главных причин этого конфликта был, как это ни покажется удивительным, любовный треугольник. После смерти первой жены Богдана его гражданской женой, как бы сегодня сказали, стала сирота по имени Гелена, которая ухаживала за детьми Б. Хмельницкого от первого брака. Но с этим не мог смириться Д. В отсутствие Б. Хмельницкого он напал и разграбил его хутор, фактически до смерти высек его сына. Чаплинский также увез его гражданскую жену, а по другим источникам, она сама ушла, так как он вскоре обвенчался с ней по католическому обряду. Надежды на справедливый суд и обращения в высшие инстанции оказались для чигиринского сотника напрасными. Слишком высоко сидели в польской державе защитники обидчика Б. Более того, надоедливого правдоискателя, в конце концов, обвинили в заговоре и посадили в тюрьму, из которой он смог выбраться только благодаря заступничеству казацкой старшины. И вот только тогда Б. Хмельницкий дёрнул к запорожцам с желанием отомстить обидчикам. Так Речь Посполита получила себе опаснейшего врага. И раньше многие православные шляхтичи, сталкиваясь с дискриминацией, незаслуженными обидами и притеснением, становились противниками Польши. Примером этого может быть тот же черкасский староста князь Д. Поэтому появление таких обиженных, как Б. Хмельницкий, не исключение, а скорее закономерность. И хотя их было не так уж много, и у каждого были свои личные причины, это в большинстве своем были неординарные личности, которые не находили себе применения в затхлой атмосфере прогнившей Речи Посполитой. В феврале 1648 года Б. Хмельницкий собирает казаков на острове Томаковка, которые и принимают решение о нападении на Сечь в Никитском Рогу возле современного Никополя , где уже 10 лет находились поляки с реестровыми казаками. Поляки были разбиты, а реестровые казаки присоединились к восставшим. Многое в дальнейших событиях «хмельниччины» будет происходить по подобной схеме. И вот здесь у Б. Хмельницкого просыпается талант не просто военного казака, а стратегического организатора восстания. Он задумывает план привлечения татар к своим действиям. С трудом, но это ему удается. Казацкая старшина запорожцев поддерживают его планы, а казаки Сечи - избирают его гетманом Войска Запорожского. Потом последуют успешные битвы казаков в союзе с татарами под Желтыми водами и Корсунем. Что поражает. Это знание Б. Хмельницким польской психологии. Он широко применяет хитрость, а то и просто обман, чтобы победить поляков. И ему это удается. Эти победы подтолкнули черкасов и русское малороссийское население Украйны и Левобережья массово поддержать начавшееся восстание. Тогда же начинаются погромы поляков, евреев и униатов. Обычно, описывая эти события, много пишут о жестокостях против поляков, евреев. Но часто забывают, что такая же жестокость была и в отношении русских, принявших униатство. И то, что на польскую жестокость был такой ответ, является исторической правдой. Хмельницкий ответственен за развязанный террор не меньше остальных. И реальных мер, чтобы его остановить, принято не было. Весь 1648 год был победным для восставших. Поляки терпят крупное поражение под Пилявцами, после осады Львова горожане с трудом откупаются от казаков и татар. В конце года войско Б. Хмельницкого взяло в осаду городок-крепость Замостье на Волыни, после взятия которого можно было идти на Варшаву. Но восставшие начали переговоры с вновь избранным королем Речи Посполитой Яном Казимиром. И, что поразительно, даже не дождавшись их окончания, Б. Хмельницкий уходит назад, в Украйну. Трудно уйти от мысли, что такое решение реально спасло Польшу, а восставшим - не дало одержать окончательную победу над ней со всеми вытекающими последствиями. Хмельницкий не собирался ни уничтожать Речь Посполитую, ни отделяться от неё. Это не входило в его планы. Обиженный чигиринский сотник пытался чуть улучшить условия существования реестрового казачества, обеспечить привилегии казацкой старшине. И всё. Таков предел его мечтаниям. И когда современные украинские источники, ссылаясь на мифических польских переговорщиков, приписывают ему поступки чуть ли не нового украинского самодержца, можно только развести руками. И спросить, так где же его самодержавные действия? Их нет. Победный 1648 год закончился пшиком. Вместо переговоров с поляками Б. Хмельницкий едет в Киев, в котором находился Иерусалимский патриарх Паисий. Историки связывают их встречу со многими проблемами, которые, дескать, они решали между собой. Будто уговаривал патриарх Богдана, чтобы он создал отдельное православное Русское княжество представляется, через несколько лет украинские ученые будут писать, что, по последним данным, найденным под печкою, он его уговаривал создать сразу независимую украинскую державу , и письмо взял для передачи русскому царю, и т. Но ведь не за этим встречался Б. Хмельницкий с патриархом. Главное, видимо, в ином. В том любовном треугольнике, который и привел Б. Хмельницкого к руководству восстанием.

Вот уже более четверти века в годовщину Переяславской рады крымчане собираются возле памятника гетману Богдану Хмельницкому скульп-тора Виктора Гордеева в Симферополе. Первый раз в конце прошлого века у этого бюста они собрались по инициативе Русской общины Крыма. Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин убеждён, что воссоединение Запорожской Сечи «с Россией, взявшей эти земли под свою защиту, стало логичным волеизъявлением народа»: — Близость языков, культур, общность религии оказали решающее влияние на принятие казаками данного решения. Этот исторический факт буквально перечёркивает русофобские выпады современных украинских националистов, которые строят свою ложную теорию на их извечной борьбе с россиянами. Они так боятся знаменательных событий 370-летней давности, что сам город Переяслав-Хмельницкий, в котором состоялась историческая Рада и принято решение о присоединении Войска Запорожского к Русскому царству, переименовали в 2019 году в Переяслав.

Договор привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах речи Посполитой. Вскоре, однако, война возобновилась на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы восстания, обратился к России с просьбой принять Запорожское казачество в её состав. Осенью 1653 г. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору. А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди. И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…» См. Российское законодательство X-XX вв. Акты Земских соборов. Для ведения переговорного процесса между Русским государством и восставшими казаками в Переяславщину из Москвы 9 19 октября 1653 г. В составе московского посольства также были окольничий И. Алферьев, дьяк Л. Лопухин и представители духовенства. Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 16 января 1654 г. В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. Не было представителей от мещан кроме Переяслава и духовенства. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем молчать». Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить: «Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий