Новости навруз что значит

Навруз — это праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. Празднуют Навруз мусульмане всего мира, хотя изначально он не принадлежал исламу.

Почему Навруз стал русским хитом

Это не религиозный праздник, он больше связан с народной традицией. В переводе с фарси Навруз означает «новый день» — наступление Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Считается, что праздник уходит своими корнями в зороастризм, это одна из причин того, почему его признают далеко не все исламские деятели.

Давайте же выясним, когда отпразднуют это событие в 2024 году, какова история праздника, а также почему на Навруз красят яйца. Когда отмечается Навруз в 2024 году Тюркские и персидские праздники отмечают по лунному календарю в соответствии с исламскими традициями, за исключением Навруза, который праздновали ещё до прихода ислама, отмечается он по солнечному календарю каждый год 21 марта, в том числе и в 2024-м. Мусульманские праздники в 2024 году: Даты всех торжеств и постов История праздника Жители Персидской империи, согласно некоторым источникам, начали отмечать Навруз в IV—V веках до нашей эры, во время правления династии Ахеменидов. Навруз, как и другие исламские праздники, упоминается в "Авесте" — главной священной книге зороастризма, одной из древнейших религий, основанной на учениях пророка Заратустры. По легенде, в этот день все жители Земли должны отмечать годовщину возникновения жизни на планете.

Также Навруз связан с мифологией: 21 марта, по солнечному календарю, прошли похороны героя Сиявуша, убитого Афрасиабом, что упоминается в "Авесте". В этот день зороастрийцы также почитали духов усопших предков. Навруз был также связан с почитанием огня, особенно на начальных этапах своего существования: последователи зороастризма, главной религии Ирана до прихода ислама, поклонялись ему. В этот период необходимо погасить все долги, привести в порядок двор, дом и свои мысли, а также приготовить особые праздничные блюда.

Искитим» Навруз считается Восточным Новым годом.

Праздник 21 марта в 2023 году будут отмечать, например, персоязычные и тюркоязычные народы, мусульмане. Ежегодно именно 21 марта проходит праздничный день, который появился еще до прихода ислама. День недели 2023 году - это вторник. Традиции Мусульманам особенно важно заранее подготовиться к празднованию Навруза. Еще за несколько недель начинается подготовка к Восточному Новому году.

Традиционная религия не противоречит древним народным традициям соответственно мусульмане могут отмечать Навруз, который имеет зороастрийское «прошлое».

Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице. В "среду радости" последнюю среду перед Наврузом на улицах городов и сел зажигают костры.

Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь хафт продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи.

Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке - монета; серке - уксус; сир - чеснок; сумах - специя; саману у других народов сумалак - блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед - ягода лоха; сабзе - зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца.

В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями.

Навруз - Nowruz

В переводе с персидского слово «навруз» означает «новый день». Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. Кроме того, в Навруз принято не запирать входную дверь: это значит, что семья дома и рада встретить гостей. Праздник Навруз в 2024 году отмечают во второй половине марта. На Навруз на столах можно увидеть проросшие ростки пшеницы, которые перевязывают мусульмане красной ленточкой. В переводе с фарси Навруз означает «новый день» – наступление Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием.

Навруз байрам — история возникновения и традиции самого древнего праздника весны

Как уже сказано выше, корни праздника Навруз (Наурыз, Новруз — в зависимости от страны, меняется и произношение) уходят к далёким цивилизациям, практиковавшим ещё огнепоклонничество. Исповедовали культ огня (в Навруз полагалось перепрыгивать через костры, считалось, что огонь очищает от грехов). Восточный новый год, отмечается 21 марта. История Навруза, традиции празднования Навруза в Центральной Азии, Навруз в Узбекистане, праздничные блюда Навруза. 13 лет назад, 23 февраля 2010 года, на 64-й сессии Генеральной Асссамблеи Организации Объединенных Наций празднику Навруза был придан международный статус. Навруз – древний праздник весеннего равноденствия у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Ирана, Средней и Малой Азии, Казахстана и других.

Как Навруз отмечают в разных странах мира

На столе во время пиршества можно заметить много бобовых, ячменных и пшеничных лепешек. Традиционно к празднику очищают жилище, делают уборку и выносят все старое. Это касается и духовной составляющей: нужно простить старые обиды, раздать долги, а также попрощаться с тем, что тяготит. Узнать подробнее Читайте также:.

В доме бедной женщины не было ни крошки хлеба, и дети плакали от голода. Сердце ее сжималось от детских слез и плакало вместе с ними. Уложив детей спать, она в отчаянии набрала полный казан воды, положила туда речные камушки и пучок полевых трав, очень долго варила их и шептала: — «Спите мои родные, скоро я вас накормлю». Женщина не заметила, как заснула, а утром в казане оказалась масса, напоминающая повидло. Дети с аппетитом съели необычную еду, придавшую им силы.

Мать была счастлива, что спасла детей от голода, и назвала блюдо «сумаляком», то есть «ангельская вода». Видимо, ангел пролетал мимо, махнул крылом и сотворил из воды, камней и травы настоящее чудо. Армейская легенда. Однажды город-крепость на берегу Амударьи осадили кочевники с Востока. Кончились все припасы, и старейшины приказали достать последние мешки с отсыревшей проросшей пшеницей. Защитники города отведали неприглядное варево и ощутили невероятный прилив сил. И с такой яростью отбили атаки врага, что он отступил и на земле вновь утвердился мир. Дехканская легенда.

Одними из первых на территории Средней Азии поселились земледельцы. В одну из холодных зим закончились все запасы еды. И люди, пережившие ее, собрали в начале весны проросшие пшеничные зерна и сварили их. И это блюдо спасло людей от голода, подарило силы для новой жизни. Случайная версия.

Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно. В день Навруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов [17]. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах [18].

В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так, в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры» [19]. Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни [20]. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Навруза» и предшествующих ему дней приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника [21]. Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. В Самарканде тесное взаимодействие оседлого таджикского, узбекского населения с полукочевым тюркским способствовало синтезу земледельческих и скотоводческих элементов в ритуальной практике Навруза. Праздник был легитимизирован через молитвы в мечети, посещение мазаров мусульманских святых и священных речек [22] А. Негмати писал, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю Навруз [23]. После захода Солнца люди разжигают костры, поют песни, играют на национальных инструментах.

Под звуки бубна они организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества. Они прыгают через разведённые костры и купаются в реке. Более зажиточные таджики в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Прыгая через костры, они желают от природы обильного урожая и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костёр даже женщины с грудными детьми, надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий. Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой и ставили в особое место [18]. Точно так же в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии [21]. На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца — символ зарождения жизни — и особые сладости.

Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время [21]. Как видно из приведённого выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения. Более того, исторические корни языческое и зороастрийское прошлое и натурфилософская сущность этого праздника находятся в противоречии с исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами. Подготовка к празднику Празднование Навруза [24] в Курдистане Почтовая марка Азербайджана с изображением азербайджанской женщины за праздничным столом Почтовая марка Казахстана , 2009 По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами. Традиционным ритуалом в Навруз является составление хафт сина перс.

Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов.

Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание.

Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим! Стань прямо!

Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т.

Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим.

Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение. Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений. Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием.

Key words: Nowruz, a spring festival, the Mayan calendar, the Sumerians, the ancient Indo-Aryans, calendar customs, Saki mounds, world religions, medieval, culture, civilization, Turks, Islam, Sogdians. Библиографический список «Авеста» в русских переводах 1861-1996.

Навруз: что это за праздник и где его отмечают

  • Все, что вы хотели знать о Наврузе, но боялись спросить | Исламосфера
  • Какой праздник отмечают мусульмане 21 марта: история и традиции Новруз-байрама
  • 21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
  • Навруз 2024. Почему перед праздником весны холодает, а сумаляк должен сиять

Навруз-2023: значение древнего праздника, традиции и запреты

Празднование Навруза 21 марта связано с появлением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад. Согласно этому календарю, год начинался 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия. Именно в этот момент день уравнивается с ночью, и весна окончательно вступает в свои права. Традиции праздника Навруз По традиции к празднованию Навруза начинают готовиться заранее — за несколько недель. За это время человек должен успеть навести порядок в доме и в своей голове, отдать все долги, а также приготовить праздничные блюда.

Они, согласно ритуалу, должны состоять из семи элементов, названия которых начинаются с буквы "С" персидского алфавита. Например, яблоко, маслина, уксус, чеснок, проросшее зерно. Вазочками с ростками украшаются дома, сады и праздничные столы. Помимо этого, на стол принято ставить крашеные яйца, свечи и зеркало.

В России этот праздник популярен в Татарстане, Башкортостане и Дагестане. В ираноязычных и тюркоязычных регионах название праздника звучит по-разному: Навруз, Новруз, Нооруз, Наурыз.

День недели 2023 году - это вторник. Традиции Мусульманам особенно важно заранее подготовиться к празднованию Навруза.

Еще за несколько недель начинается подготовка к Восточному Новому году. Традиционная религия не противоречит древним народным традициям соответственно мусульмане могут отмечать Навруз, который имеет зороастрийское «прошлое». Важно навести чистоту не только в собственном доме и на участке, но еще и в голове. Хозяйкам предстоит приготовить вкусные яства на праздничный стол.

Еда должна состоять из 7 продуктов, которые называются с первой буквы «C» персидского алфавита.

На праздничный стол обычно выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков. В Навруз принято готовить кушанья из семи продуктов преимущественно растительного происхождения. В 2009 году Навруз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

ООН считает, что праздник способствует продвижению ценностей мира и солидарности как между поколениями, так и внутри семьи, а также примирению и добрососедству, что содействует сохранению культурного разнообразия и укреплению дружбы между народами и различными общинами.

И хотя в ряде стран раздаются голоса о том, что Навруз, рожденный зароастрийцами, не соответствует мусульманским традициям, мы помним, что ислам мы приняли позже, а Навруз он, как Новый год и проросшие зерна. Его, как весну, не отменить. Московский Навруз в последние годы на одной площадке собирает веками накопленные традиции и обычаи разных народов. Народы Кавказа показывают праздник "Белого платка" или девочки на выданье, народы Закавказья - праздник "Папахи" или джигита, тюрки - парад хлебного кваса и плова, таджики - "Ночь обновления" или забаву прыгания через костер, а все вместе - обычай Всепрощения, который напоминает православное "Прощенное воскресение". Праздник в Москве как безразмерный сосуд - много стран, еще больше народов, куча рецептов приготовления плова и сумелека.

Навруз - Nowruz

Современное значение. Празднование Навруза под различными названиями широко распространено во многих культурах Передней и Средней Азии, входивших ранее в зону влияния Персидской империи и персидской культуры. Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. Некоторые ошибочно считают Навруз мусульманским праздником. Навруз (а также Новруз, Наврез или Наурыз) – праздник весеннего равноденствия у персидских и тюркских народов, который традиционно отмечают 21 марта.

Откуда пришёл праздник

  • Не религиозный, а национальный праздник
  • Новруз байрам: что это за праздник?
  • Весеннее равноденствие и Новый год: как и зачем отмечают Навруз
  • Навруз-2024: какого числа, история и традиции праздника

Навруз 2024. Почему перед праздником весны холодает, а сумаляк должен сиять

Новый год в разных странах мира Некоторые ошибочно считают Навруз мусульманским праздником.
Навруз – праздник наших предков Карта слова «Навруз» → значение.
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год Празднуют Навруз мусульмане всего мира, хотя изначально он не принадлежал исламу.
Новруз — Википедия Переиздание // WIKI 2 С 2010 года Навруз был объявлен национальным праздником и в Грузии.
Навруз 2024. Почему перед праздником весны холодает, а сумаляк должен сиять - Новости Навруз – это национальный праздник наступления Нового года, отмечаемый в Иране, Афганистане, курдских регионах Ирака, Турции и Сирии, а также во всей Центральной Азии.

Навруз Байрам – праздник прихода весны: когда отмечают, история, традиции

Дехканская легенда. Одними из первых на территории Средней Азии поселились земледельцы. В одну из холодных зим закончились все запасы еды. И люди, пережившие ее, собрали в начале весны проросшие пшеничные зерна и сварили их.

И это блюдо спасло людей от голода, подарило силы для новой жизни. Случайная версия. Земледелец, готовясь к севу пшеницы, увлажнил зерна.

Но когда они проросли, погода испортилась, и он попросил жену сварить из них кашу. Блюдо, которое получилось после долгой варки, очень понравилось земледельцу. И с тех пор сумаляк готовят каждый год.

Считается, что благодаря сумаляку энергия весны и пробуждающейся жизни, заключенная в ростках пшеницы, передается человеку и он «просыпается» после долгой зимы. А если у кого-то в пиале с сумаляком окажется камушек, — быть его обладателю счастливым и удачливым всю жизнь. Приготовление сумаляка — это таинство, в котором участвуют только девушки и женщины.

Они сутки напролет варят блюдо из сока проросшей пшеницы, муки и растительного масла. У огромного котла звучат песни и истории, и каждая женщина, мешая сумаляк, загадывает свои заветные желания, которые обязательно сбываются. Особый ритуал — изучение рисунка на поверхности котла в самом финале.

И часто это — раскинувшая крылья волшебная птица. Хороший сумаляк сияет, как лак, и сладок без подсластителей благодаря содержащимся в проросшей пшенице сахарозе, мальтозе и лактозе.

Новруз - наднациональный и надрелигиозный праздник, утверждающий жизнь в гармонии с природой и естественным циклом. Когда отмечают Новруз? Какого числа наступает праздник, зависит от года. Новруз отмечают в день весеннего равноденствия, когда весна приходит в Северное полушарие. Традиционно день весеннего равноденствия Новруз приходится на 21 марта. В этот момент день удлиняется настолько, что становится равным ночи.

Так наступает новый год по астрономическому солнечному календарю. Поэтому в некоторых странах раз в четыре года Новруз отмечают 20 марта. Так, високосным является 2024 год, и например в Азербайджане праздник будут отмечать на день раньше обычного. Что означает праздник? В переводе с персидского языка слово Новруз означает "новый день". Этот праздник - начало новой жизни, возрождение человека и природы. Он считается одним из самых древних и веселых праздников в истории. Новруз не связан с религией, его родина - северо-восток Ирана.

В прежние времена Новруз был связан с зороастризмом, огонь и по сей день неразрывно связан с весенним праздником во многих странах. Интересно, что Новруз упомянут в главной книге зороастризма — «Авесте», там говорится, что день весеннего равноденствия это праздник для всех жителей Земли, годовщина появления жизни на планете. По данным ООН, праздник весны и обновления в мире ежегодно отмечают свыше 300 млн человек.

Назвали тот радостный день Новым днём. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш , убитый туранцем Афрасиабом. Эта легенда упоминается в Авесте [13].

Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [15]. Британская учёная М. Бойс отмечала, что, помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящён непосредственно огню, который древние зороастрийцы считали жизненной силой и поклонялись ему. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года — лета — и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина , несущего тепло и свет.

Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно. В день Навруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов [17]. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах [18]. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так, в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры» [19]. Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни [20]. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Навруза» и предшествующих ему дней приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника [21]. Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии.

В Самарканде тесное взаимодействие оседлого таджикского, узбекского населения с полукочевым тюркским способствовало синтезу земледельческих и скотоводческих элементов в ритуальной практике Навруза. Праздник был легитимизирован через молитвы в мечети, посещение мазаров мусульманских святых и священных речек [22] А. Негмати писал, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю Навруз [23].

Его традиции и ритуалы отражают культурные и древние обычаи цивилизаций Востока и Запада, получившие распространение в контексте взаимообмена человеческими ценностями. Празднование Навруза означает утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни.

По древнему обычаю, накануне Навруза люди должны прибраться в своих домах, навести порядок во дворах и огородах, рассчитаться с долгами. На праздничный стол обычно выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий