Новости федорчукова рать

В результате военных действий «Федорчуковой рати» полному опустошению и сожжению подверглись Тверь, Кашин, другие города Тверского княжества, а также Новоторжская волость. Стадии Тверского восстания: Расправа над ордынцами «Федорчукова рать» Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. Восстание в Твери 1327 г. Федорчукова рать 1327. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо.

Взаимоотношения Тверского княжества и Золотой Орды

  • Даниил Московский
  • Последствия Федорчуковой рати
  • 1252 год – «Неврюева рать»
  • Федорчукова рать
  • Бунт Твери против Орды

Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды

В Твери никто не сопротивлялся – эта «Федорчукова рать» закончится полным разорением княжества. Ответом на восстание стала страшная Федорчукова рать, направленная Узбеком на Русь. «Федорчукова рать». На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. Федорчукова рать. Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее. Восстание в Твери 1327 г. Федорчукова рать 1327.

Тверское восстание

Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать[ ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина.

Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков.

В Калуге на эту тему Издательским Советом Русской Православной Церкви была проведена большая конференция — собрались историки, литераторы. И, надо надеяться, что через полгода или пораньше, может быть, выйдет книга повестей и рассказов современных писателей о стоянии на Угре. Итак, прежде всего существует два глобальных вопроса, которые связаны с этим событием. Первый из них — 1480 год подавляющим большинством специалистов историков трактуется как чрезвычайно важная точка, может быть, важнейшая точка в обретении юным рождающимся Российским государством суверенитета, то есть всей полноты политической независимости.

И второй момент — этот же рубеж трактуется, также очень значительным количеством специалистов, как завершение ордынского ига. Давайте сначала поговорим об этих спорных полемических вопросах, а потом обратимся уже к событиям, собственно, стояния на Угре и вообще оборонительной операции лета — осени 1480 года. Ну прежде всего, почему мы говорим о юной России, почему мы говорим об обретении суверенитета? Ведь, в общем, даже в школьной программе ясно дается понять, что корни русской государственности уходят на много веков глубже, что было древнерусское государство, что первые государственные преобразования провела еще святая Ольга в середине X века. А тут мы говорим, в XV веке, о юной России. Но тем не менее никакой ошибки нет.

Дело вот в чем: после того, как древнерусское государство распалось на множество полунезависимых и фактически независимых отдельных государств — то есть княжеств, вечевых республик, мы не можем говорить о едином государственном пространстве. Собственно, уже с середины XII века раздробленность так сильна, что единого государства фактически не существует. А после монголо-татарского нашествия и установления ига во второй половине XIII века раздробление усиливается, и фактически на протяжении нескольких десятилетий Северо-Восточная Русь падает в политическую бездну. Мы видим на относительно небольшом пространстве огромное количество государств, небольших и достаточно крупных, которые воюют друг с другом, оспаривают право занять великокняжеский престол и стать если не централизатором всей Северо-Восточной Владимирской Руси, то хотя бы получить господство среди огромного дома князей, потомков Всеволода Большое Гнездо, который правил всем этим пространством до начала XIII века. Что у нас существует на территории северо-восточного угла древней империи Рюриковичей к середине XV века? Пестрота разнообразных владений, и нет никакой России в этот момент, нет никакой единой Руси, есть крошево небольших и более крупных самостоятельных государств.

Они чеканят собственную монету, имеет каждое собственную армию, собственную династию, собственную внешнюю политику — самостоятельное государство Великое княжество Тверское, самостоятельное государство Великое княжество Московское, самостоятельное государство Ярославское княжество, самостоятельное государство Рязанское княжество, Псковская вечевая республика, Новгородская вечевая республика. И даже, в общем, какое-то время существовало несколько эфемерное, но тем не менее, подчеркну, Великое княжество Пронское — вот нынешний небольшой городок Пронск был столицей великого княжения. Конечно же для того, чтобы что-то могло быть названо Россией, следовало прежде объединить огромное количество этих территорий. И действительно, позже мы будем говорить о том, что великий князь Иван III был объединителем русских земель. Эту программу он осуществлял на протяжении всей своей зрелой сознательной жизни и в конечном итоге добился успеха — он создал Россию. Но вот к 1480 году Россия — младенец.

Повторяю: Россия — младенец. Для нее получение суверенитета возможно через два очень важных процесса: первый — объединение, оно идет полным ходом, и второй из этих процессов — это, конечно же, свержение ордынского ига. Ну так давайте посмотрим на то, было ли у нас ордынское иго. Сейчас очень многие историки, и в особенности исторические публицисты, склонны говорить о том, что ну давайте не преувеличивать, конечно же, давайте говорить о неких формах политической зависимости, давайте выражаться осторожно. Но есть надобность текущего момента в сфере идеологии, есть то, что было на самом деле, то есть история. Конечно же, ордынское иго существовало, и оно порой было весьма тяжелым.

Оно, так сказать, не было в смысле тяжести форм ровным, сколько-нибудь ровным, оно было ну, скажем, таким, чем-то вроде стихии, наплывающей волнами — иногда тяжелее, иногда легче. Очень, повторяю, тяжелыми. Это тяжелейшая дань, это целый каскад карательных экспедиций, каждая из которых осталась в народной памяти под словосочетанием из двух слов: Дюденева рать, Неврюева рать. И каждый раз вот, собственно, рать — это и есть карательная экспедиция, а имя собственное — это имя полководца, который проводит, собственно, поход на территорию Руси. Да и, честно говоря, позднее: 1382 год — Тохтамышева рать — сожженная Москва; Едигеева рать — 1408 год, и так далее, и так далее. То есть Русь находилась в состоянии, когда вся ее государственная перспектива, вся ее культура находилась под дамокловым мечом очередного нашествия.

Очередное нашествие — пылают города, уничтожаются деревни, угоняются тысячи и тысячи пленников, экономика разрушается. И если даже нет нашествия, то в этом случае выплачивается тяжелейшая дань, разорительная. Собственно, мы по данным археологии видим, что на Руси какое-то время прекращается денежное хождение: не то что свою монету не чеканят, еще и чужой, привозной почти нет — она вся уходит в Орду. Конечно же, в данном случае еще одной тяжелой и неприятной формой зависимости является выдача ярлыка на великое княжение и в целом ряде случае просто на крупные княжеские столы. Что здесь можно в итоге сказать? Ордынское иго существовало.

Где-то в 70-х годах, в начале 70-х годов Иван III отказался платить дань, он отстоял это право на Угре в 1480 году. Позднее он ни у кого не брал ярлыка на великое княжение, никто также не принимал ярлыка из его потомков, никто не платил дань кому-либо из государей крупных держав, которые наследовали Золотой Орде — ни крымскому хану, ни хану Большой Орды, ни казанскому, ни астраханскому. Старались от войн откупаться подарками — это так, но о дани уже и речи быть не могло. Но вот, поскольку мы с вами затронули тему междоусобий, такого, как выражались летописцы, «раздрасия» такое характерное средневековое словечко между князями Средневековой Руси — вроде бы все они кровные родственники, но время от времени доходило до смертоубийства, до ослепления близкой родни и, в общем, это, конечно, чрезвычайно скверное в нравственном смысле явление. Ну что же, я думаю будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит фрагмент из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», напоминающий о временах раздробленности самым прямым образом. Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера».

И мы обсуждаем события стояния на Угре 1480 года. Мы пытаемся сейчас разобраться с корнями этого большого успеха юной России. И здесь очень важно обратиться не только к личностям — о личностях мы с вами поговорим: и о великом князе Иване III, и об Ахмате, и о полководцах русских. Сейчас нам стоит поговорить прежде всего о том, что сделало возможным победу в этом нелегком противостоянии. Ну прежде всего три обстоятельства. Знаете, я нахожусь на православном радио и, думаю, все вы воспримете правильно мои слова: я полагаю, что здесь была и милость Господня.

Рождающейся России повезло: была она, по представлениям книжников того времени, уделом Пречистой Богородицы, и покров Богородицы защищал Русь от нашествия, помогал ей в тяжелейшие времена. Так что, знаете, есть во всем этом глубокий христианский аспект. Ну а теперь давайте поговорим о другом. Собственно, о том, что составляет аспект политический. Итак, второе обстоятельство, оно состоит в том, что Орда была уже далеко не та, что при Батые, при Берке, при Тохте, при Тохтамыше — она изменилась. Прежде всего ее поразила та же самая болезнь, которая столько сил выпила из Руси, а именно политическая раздробленность.

Причем Орда оказалась подвержена этой болезни даже в гораздо большей степени, чем Русь. Собственно, именно тогда Дмитрий Донской вывел свои полки на поле Куликово и разгромил Мамая. Хорошенько разберемся, что именно было разгромлено: это была не вся Орда, а по разным подсчетам, от тридцати до пятидесяти процентов территории Орды, которая отделилась и представляла собой самостоятельное государство, скажем так, полу-Орда. Мамай — человек, который, ставил одного за другим ханов-чингизидов, но сам не мог занимать ордынский престол, поскольку был человеком не царской крови, военачальником, высокопоставленным вельможей, но все же без прав на занятие ханского места. Ну так вот, собственно, Русь имела тогда сил достаточно, чтобы встать против части Орды, нанести ей удар — на реке Воже в 1377 году разгром отряда мурзы Бегича и в 1380 году на поле Куликовом еще один, более страшный удар — разгром Мамая. Так вот после этого, в силу огромных потерь, которые понесли русские войска в этих битвах и в силу того, что, собственно, справились только с частью Орды, позднее все же политические плоды этой победы были утрачены.

И Тохтамышу, который вновь объединил Орду и с объединенным воинством напал на Московское княжество, удалось спалить Москву и восстановить свою власть.

По наущению Ивана Калиты митрополит Феогност пригрозил отлучить Александра и псковичей за непокорность от Церкви. Для людей той эпохи не было страшней кары, чем отлучение от Церкви. Маломощный Псков не мог противостоять татарам, понимая это и жалея отважных псковичей, Александр Михайлович вынужден был бежать в Литву. В Литве все было чужим и немилым. Подрастали сыновья, и оставались без уделов, нужно было думать об их судьбе.

Хан Узбек требовал возвращения Александра в Тверь и обещал его простить. Александр Михайлович решил подчиниться хану. Как это часто бывало у русских князей, чтобы успокоить хана, вначале в Орду был отправлен сына Александра Михайловича, Федор, а потом он и сам поехал к хану. Помня обещания Узбека, Тверское княжеское семейство надеялось на благополучный исход конфликта и мечтало о дальнейшей спокойной жизни 4. В планы московского князя Ивана Калиты не входило возрождение былой мощи Твери. Калита отправился к хану с новым доносом.

В 1339 г. Колокол Тверского Спасо — Преображенского собора, тот самый, который гудел набатом во время восстания 1327 г. Княживший в Твери Константин Михайлович безропотно взирал, как москвичи увозят главный колокол княжества, символ независимости Твери. Восстание 1327 г. После Федорчуковой рати разоренная и обескровленная Тверь больше не могла противостоять Москве. Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси.

Тверь и Москва стали соперничать между собой за титул "столицы" бывшей Киевской Руси, ставшей частью Улуча Джучи и перевес сначала был у Твери. В 1313 году хан Узбек стал главенствовать в Орде, а тверской князь Михаил получил ярлык на княжение из рук предыдущего хана. Что по меркам монголов отныне не значило ничего. Пришлось князю вновь ехать в Орду и терпя унижения, интригуя и заискивая, выпрашивать ярлык снова. Пока князя тверского не было, московский князь Юрий Данилович атакует Новгород - союзный Твери.

Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве. В этом был смысл: такой акт - прямой вызов не только Твери, но и всему ордынскому порядку. Монголы сами накажут смутьянов. Хан подтвердил законность правления именно Твери и с татарским воинством, Михаил устремляется на Москву. Под Торжком состоялась битва войска Твери и Москвы, при широком участии татар и новгородцев.

В ходе которой Москва была разбита. Так началась почти вековая вражда Москвы и Твери за лидерство, лютая и жестокая, как никогда еще не было на Руси... В 1326 году, сын Михаила Тверского получил ярлык на великокняжеское правление.

Щелкановщина

  • Предпосылки
  • «540-летия Стояния на Угре». Дмитрий Володихин
  • Читайте также
  • Восстание в Твери против баскака Чолхана (Щелкана) – когда и как произошло кратко
  • Нашествия монголо-татар на Русь: сколько их на самом деле было
  • Восстание в Твери против баскака Чолхана

Предпосылки Тверского восстания

  • Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря | ТОП Тверь новости
  • Антиордынское восстание в Твери 1327 года...
  • Также рекомендуем
  • "Летопись" - Поход на Тверь. Федорчукова рать. - YouTube

Светлан Голосеев – гвардеец монгольского императора

Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве. Стадии Тверского восстания: Расправа над ордынцами «Федорчукова рать» Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединённое русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова. Но Федорчукова рать была низшей точкой падения русских. Рассказ о том как Александр Васильевич Суздальский помог Ивану I Даниловичу Калите добыть шапку Мономаха. Но в XIV все еще эти рати продолжались: Ахмылова рать – это 20-е годы XIV века; Федорчукова рать, погубившая Тверь.

«Федорчукова рать»

Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Разорение Твери (Федорчукова рать). Московский князь Иван Калита вместе с суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь. Федорчукова рать — статья из Интернет-энциклопедии. по имени одного из темников.

"Летопись" - Поход на Тверь. Федорчукова рать.

Причины Восстания в Твери 1327. Федорчукова вать 1327. Восстание в Твери 1327 картина. Князь Александр Михайлович Тверской князь. Александр Михайлович князь 1326. Александр Тверской 1301-1339. Хан Чолхан восстание в Твери. Восстание в Твери Хан узбек. Хан Щелкан. Тверское восстание 1327 князь. Восстание в Твери против родственника хана Чолхана.

Картина Бортеневская битва Белов. Восстание в Твери против золотоордынцев. Бортеневская битва 1317. Ерашов Александр Васильевич. Художник Ерашов Александр Васильевич. Александр Ерашов выставка. Иван Михайлович Ерашов. Восстание в Твери иллюстрация. Тверское восстание 1327 картинки. Восстание в Твери Ханского посла.

Щелканова рать. Федорчукова рать участник. Федорчукова рать картинки. Княжий дружинник в Киевской Руси. Князь и дружина в древней Руси. Княжеская дружина древней Руси. Князь Невский с дружиной 13 века Русь. Дарья Федорчукова. Дария Вадимовна Федорчукова. Федорчукова Виктория.

Федорчукова Юлиана Яковлевна.

Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков.

Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года.

Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси.

В дальнейшем монголы приняли буддизм, а тюркские народы, составлявшие большинство населения Золотой Орды, проявляли, вслед за булгарами и башкирами, тягу к исламу. Первым ханом Золотой Орды, принявшим ислам, стал второй независимый властитель этой державы Туда-Менгу, правивший в 1282-1287 гг. Два его преемника оставались приверженцами традиционных тюркских верований. Но вступивший на трон в Сарае в 1313 году Узбек перешёл в ислам в 1320 году. С тех пор ислам стал государственной религией Золотой Орды.

Очевидно, русские опасались, как бы эта перемена не коснулась и их. Известно, что многие русские, жившие в Орде, принимали в это время ислам — вероятно, под давлением или ради выгоды. Одним из пяти татарских туменов, отправленных Узбеком разорять Тверское княжество в наказание за бунт, командовал русский мусульманин Федорчук — летописи сохранили его имя в истории. Были ли опасения обоснованны? Карательный поход татар Федорчукова рать , к которому присоединил свои войска московский князь Иван Данилович Калита , закончился разорением Твери, избиением и пленением большого числа русских людей.

Селезнёв, «поездки в Орду князей в 1412—1413 годах оказались последними столь массовыми посещениями ставок ханов в XV ве-ке». Ослабление Улуса Джучи, временно прерванное деятельностью Едигея, продолжилось. В годы правления Бориса Александровича ум. Тверской князь предпочитал не ввязываться в столкновения с монголами, ограничиваясь обороной своих территорий.

После смерти Бориса Александровича в 1461 г. Правление последнего тверского князя прошло под знаком скорого подчинения Тверского княжества Москве. Уже в 1460-х гг. В 1477 г.

Помимо уступок во внутренней политике Михаил проводил внешнюю по-литику в интересах Москвы. В 1480 г. Стояние на Угре положило конец владычеству Орды над Русью, в скором вре-мени также закончилась история Тверского княжества, в 1385 г. При первом тверском князе эта политика носила чисто подчинённый характер, вызванный как слабостью Ру-си, так и силой Золотой Орды.

Однако уже при приемниках Ярослава начинается изменение роли Золо-той Орды в политике тверских князей. Уже Михаил Ярославич пытался исполь-зовать её для достижения своих целей путем привлечения золотоордынских от-рядов для борьбы со своими противниками, но таких размахов, как это было во время борьбы Андрея Городецкого и Дмитрия Переяславского, ордынская по-мощь не достигала. Видимо, наученные горьким опытом князья пытались со-кратить использование монгольских отрядов до минимума. Ко времени Михаила Ярославича также относится и историографическая проблема, не решённая до сих пор, об ориентации тверского князя на Ногая.

Как бы то ни было, Михаил был одним из первых русских князей, который оказался готовым дать отпор ордынцам, как это произошло во время нашествия Дюдене-вой рати. В целом тверской князь после объединения Улуса Джучи ханом Тохтой проводил политику, направленную на беспрекословное подчинение ханам. Только оказавшись в безвыходном положении, Михаил был вынужден оказать сопротивление ханскому отряду, но и тогда всяческим способом пытаясь смяг-чить возможные последствия. Вся ордынская политика Михаила Ярославича была поставлена под удар из-за смерти ханской сестры Кончаки, за что тверской князь и был казнён.

Только вместо привлечения военных отрядов Михайловичи, в первую очередь, пытались использовать ханский суд. О важно-сти ордынского направления может свидетельствовать время, проведённое в Орде Михаилом и его сыновьями. Михаил Ярославич находился при ордынском дворе пять с половиной лет. Это самый длительный срок для всех русских кня-зей за период всего ордынского владычества.

Большие показатели характерны и для его сыновей. Политика ханов в отношении Твери в первой половине XIV в. Именно такая политика Узбека и привела к ослаблению тверского княжеского дома, когда в ханской ставке были казнены Михаил Ярославич, Дмитрий Грозные Очи и Александр Михайлович. В дальнейшем Тверское княжество, находившееся в упадке, не интересо-вало ханов, которые предпочитали поддерживать московских князей.

Сами же тверские князья отказались от активной политики в отношении Золотой Орды и ограничивались поездками за ярлыками и судом над удельными спорами. Попытка Михаила Александровича найти поддержку у Мамая во время противостояния Дмитрию Ивановичу оказалась безуспешной, ввиду слабости самой Золотой Орды, вызванной постоянными раздорами внутри неё. После 1375 г. Изменение тверской политики связано с возрастающим влиянием Ива-на III, который использовал Михаила Борисовича для достижения своих целей.

Список использованных источников и литературы I. Источники 1. Докончание великого князя Дмитрия Ивановича с великим князем твер-ским Михаилом Александровичем. Грамота в.

Дмитрия Ивановича в. Жития св. История русской церк-ви. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.

Полное собрание русских летописей. Новгородская четвёртая летопись. Тверской сборник. Приселков М.

Троицкая летопись: реконструкция текста. Собрание государственных грамот и договоров. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.

Литература 1. Борзаковский В. История Тверского княжества. Борисов Н.

Возвышение Москвы. Михаил Тверской. Вернадский Г. Монголы и Русь.

Горский А. Москва и Орда. Греков И. Греков Б.

Золотая Орда и её падение. Егоров В. Сборник статей. Иванова Е.

Вопросы медиевистики. Каргалов В. Русь и кочевники. Карманов Д.

Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края. Тверь, 1893. Клюг Э. Княжество Тверское 1247-1485 гг.

Тверь, 1994. Кучкин В. Макарий Веретенников , архимандрит. Малышев А.

Христианство в истории Золотой Орды: дисс. Са-ратов, 2000. Мыськов Е. Политическая история Золотой Орды.

Волгоград, 2003. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2013. Насонов А.

Почекаев Р. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золо-той Орды. Селезнёв Ю.

Русские князья при дворе ханов Золотой Орды. Элита Золотой Орды. Казань, 2009. Татищев В.

Почему Золотая Орда не обратила Русь в ислам

Нашествие получило название «Федорчукова рать» — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. «На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего христианина Федорчука. Рассмотрим две версии о участии в Федорчуковой рати князя московского Ивана Калиты. Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий