Новости дунайские походы святослава

После волжских походов и разгрома Хазарии князь Святослав стал добиваться расширения границ Киевской Руси на западе. Скачать бесплатно презентацию на тему "Походы Святослава Поход на вятичей 964 г. Поход на Волжскую Булгарию 964-65 г. Разгром Хазарского каганата 966 г. Границы Киевской Руси в начале походов." в (PowerPoint). Дунайский поход Святослава: неудача, что ценней иных побед. Византийскому императору Никофору Фоке знатно досаждали венгры, регулярно грабившие его владения.

Черникова Т. В. Древняя Русь в X веке : правление Игоря, Ольги и Святослава.

Дунайские походы Святослава Игоревича в Болгарию – две военных экспедиции русского князя в 967-968 и 969-970-х годах. Дунайские завоевания Святослава. В 967 году н. э. политика князя Святослава, которая была направлена на завоевание Хазарского каганата, изменилась. Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию.

Первый поход Святослава на Дунай

Посольство предложило новый союз, подкрепленный браком дочерей царя Петра и византийских принцев. Поворот был сделан, и на следующий год летом пышное болгарское посольство впервые после разрыва отношений в 966 году появилось в византийской столице. Бывший в это же время в Константинополе посол германского императора Отгона I кремонский епископ Лиутпранд, опытный дипломат, не раз выполнявший важные поручения коронованных особ Европы в Византии, рассказал в своих записках, с каким почетом 29 июня 968 года Никифор Фока принимал болгарское посольство. Лиутпранд даже с обидой отметил, что во время торжественного обеда, на котором присутствовали оба посольства, болгар посадили ближе к императору, что, конечно, было неслыханным умалением престижа императорского посла. И еще одну, на сей раз скрытую акцию против Руси провели византийские политики. Будучи в Переяславце, Святослав летом 968 года получил тревожное известие из Киева: печенеги осадили город. Летопись так передала слезное послание Ольги и знатных киевлян своему князю, бросившему их на произвол судьбы: «Ты, княже, чюжея земли ищешн и блюдеши, а своея ся охабивъ покинул , малы бо насъ не взяша печенези, и матерь твою и дети твои. Аще не поидеши, ни обратили насъ, да паки ны нас возмуть. Аще тине жаль очины своея, ни матере, стары суща, и детпй своих». Византийская дипломатия сработала без ошибки.

Оставив пешее войско в Переяславце во главе с воеводой Волком, Святослав с конной дружиной срочно выступил к Киеву. Добившись своего, Никифор Фока приступил к главной цели — вытеснению арабов из Сирии. Сильное войско во главе с видным полководцем патрикнем Петром ушло на Восток и вскоре осадило Антиохию. Но и Святослав, закрепившись на Дунае в 967 году, вовсе не строил никаких иллюзий относительно своего союза с Византией. Не зная ничего, естественно, о военных приготовлениях империи, о посольстве греков в Болгарию, ни тем более о тайных переговорах византийских дипломатов с печенегами, Святослав прекрасно сознавал, что империя по-прежнему остается для Руси в ее нынешних стремлениях врагом номер один. Киевское руководство понимало, что нейтралитет Византии, вырванный у нее благодаря давлению в Крыму,— дело временное и не сегодня завтра греки предпримут ответный удар, Святослав готовился к этому, готовился он и к дальнейшей борьбе против провизантийской болгарской верхушки, которая, предавая интересы своей родины, вела страну к гибели. Он выжидал, наблюдал за развитием событий, закреплялся в Подуназье, бросив в этот момент Киев и чисто киевские интересы, предпочел им масштабную европейскую государственную политику, считая, видимо, что тыл его обеспечен и безопасен. Одновременно он готовился выпустить при удобном случае на сцену Калокира в качестве претендента на императорский трон. Но внешне все обстояло совершенно безмятежно: Русь и Византия числились друзьями, действовал русско-византийский договор 944 года, и тот же Лпутпранд в своих записках сообщил, что летом 968 года русские торговые суда стояли на рейде византийской столицы: русские гости продолжали СБОИ торговые операции, получали свое месячное жалованье...

Печенеги пришли под Киев неожиданно. Это было их первое нападение на русскую столицу. Ольга с внуками затворилась в городе, дружина во главе с воеводой Претнчем находилась в это время на другой стороне Днепра и оказалась отрезанной от осажденных. Летописец сообщил: «И оступиша печенези градъ в силе вели-це, бещпелено множьство около града, н не бе льзе пзъ града вылести, пи вести послатп; изнемогаху же людье гладомъ и водою». Он привел историю о том, как один отрок, выдав себя за печенега, сумел пройти сквозь ряды осаждающих и выйтн к Днепру. Там он бросился в воду и, несмотря на то что печенеги пытались поразить его стрелами, поплыл к противоположному берегу. Ои-то н передал весть, что если наутро воины не ударят иа город, то Киев сдастся печенегам. Наутро дружина Претича, переправившись через Днепр, напала на печенегов, и те, по данным летописи, побежали, полагая, что подошла дружина во главе со Святославом. Претич начал переговоры с печенежскими вождями и заключил с ними перемирие, обменявшись оружием.

Однако город был по-прежнему в осаде, но на выручку ему уже спешил сам Святослав. Летописец сообщил далее, что киевский князь «собра вой и прогна печенеги в поли, и бысть миръ». Все лето 968 года и первую половину 969 года Святослав провел в Киеве около заболевшей Ольги. А когда 11 июля 969 года она умерла, он, похоронив мать и разделив свою «отчину» между сыновьями, засобирался снова на Дунай. Этой его настойчивости, упорству в стремлении закрепиться на Дунае, на полдороге до Константинополя, перенести сюда окончательно свою резиденцию, сделать Подунавье центром огромной Русской державы, этой его лютой ненависти к грекам, уже начавшим против пего отчаянную борьбу, кельня не удивляться. Ом снова скакал в Переяславец, зная, что там его ждет борьба с самым главным противником — Византийской империей. Надеялся ли он на успех, рассчитывал ли свои силы или его вело слепое чувство ненависти,— сказать трудно, но ясно было одно: свой жизненный жребий Святослав в осенние месяцы 969 года или в первой половине 970 года определил окончательно. За то время, что он отсутствовал, на Дунае произошли перемены. Болгары воспользовались уходом Святослава и, несомненно по наущению Византин, начали против оставшихся в подунайскпх городах руссов войну.

Воевода Волк был осажден в Переяславце, но еще держался. По сообщениям Льва Дьякона, болгарское правительство обратилось к Византии за помощью, но тщетно: столкнув Болгарию и Русь, греки теперь безопасно могли переключить внимание на борьбу с арабами в Сирии. Болгарин вновь предстояло встретиться со Святославом один на один, а пока болгары штурмовали Переяславец.

Флот блокировал Дунай , сухопутное войско около 10 апреля [12] беспрепятственно перевалило через горные проходы и вышло к болгарской столице Преславу. Лев Диакон называет силы Цимисхия в 15 тыс. Скилица сообщает, что Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. Крепостная стена Преслава.

Несмотря на фактор неожиданности, русь «тавроскифы» успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков. Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг руси. Не выдержав напора бронированной конницы, русь отошла в крепость. Скилица оценивает общую численность русов в 8500 воинов, а Лев Диакон в такое же число оценивает их потери в этом бою. На следующий день к грекам подтянули осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. По археологическим раскопкам высота стен крепости составляла около 3. Был захвачен болгарский царь Борис , которого император Цимисхий принял с подобающим почётом.

Потеряв при штурме царского дворца до 150 воинов, греки подожгли его, выкуривая засевших там русов числом до 7—8 тыс. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и почти всех перекололи. Однако воевода Сфенкел с немногим числом воинов сумел уйти к Святославу. По сообщению Диакона «в этой битве погибло также множество мисян [болгар], сражавшихся на стороне врагов против ромеев». После празднования Пасхи византийское войско двинулось на Доростол , опорный город Святослава в Болгарии. Осада Доростола. Апрель—июль 971 года Основная статья: Оборона Доростола Часть болгарских городов добровольно подчинилась грекам, другие отдавались на разграбление.

Святослав, согласно византийским авторам, пытался подавить провизантийские настроения среди болгар террором: «Поняв по зрелом размышлении, что, если мисяне склонятся к ромеям, дела его закончатся плохо, он созвал около трехсот наиболее родовитых и влиятельных из их числа и с бесчеловечной дикостью расправился с ними — всех их он обезглавил, а многих других заключил в оковы и бросил в тюрьму. Силу Святослава Лев Диакон оценил в 60 тыс. Армии противников сошлись на поле в 12 км от Доростола. Сражение состоялось 23 апреля 971 года.

В первом походе в 967 году Святослав одержал победу над болгарским войском, занял восемьдесят городов на Дунае, а город Переяславец сделал своей резиденцией, собирая дань и желая создать огромное русско-болгарское государство. Второй дунайский поход Святослава 969-971 год стал открытым противодействием Руси и Византии. Отбыв для защиты осажденного печенегами Киева в 968 году, Святослав поставил на княжение в Киеве, Овруче и Новгороде своих сыновей, а сам вернулся на Дунай.

Когда князь покрестился, он сочетался христианским браком. Однако, это означало, что все дети, которые были рождены до этого брака считаются незаконнорожденными, так как рождены в блуде. Таким образом, право на престол было лишь у самых младших из братьев — Бориса и Глеба. Все остальные дети Владимира, в том числе и старший, Святополк, бывший туровский князь, оказались обойденными. А братьев было достаточно большое количество: у Владимира было 12 сыновей от разных жен. Когда он победил своего брата в междуусобной войне, он взял себе беременную жену Ярополка, своего старшего брата. Святополк, который родился от этой связи, формально был старшим в роду Рюриковичей. Однако своего приемного сына Владимир не жаловал, так как он служил ему напоминанием о том, что он убил брата и совершил преступление, чтобы взять киевский стол. Озлобленный Святополк также ненавидел Владимира, который был виновником смерти отца, и своих сводных братьев, бывших «благополучными» детьми. До сих пор доподлинно неизвестно каким образом разворачивались события «второй усобицы». Суть в том, что были две версии событий, каждая из которых исключала другую. Одну можно найти в русских текстах, в то время как другая кроется в иностранных источниках. В соответствии с «Повестью временных лет» и «Чтением об убиении Бориса и Глеба», смерть Владимира скрыли от жителей Киева и Святополк сел «обманом и лестью» на киевский стол. Тем временем, под Киевом стояла дружина Бориса, подбивавшая его отбить престол силой. Борис не пошел на это, так как Святополк был старейшим. После этого дружинники, которые были разочарованы таким нерешительным поведением, покинули своего князя. В ту же ночь Святополк подослал убийц в лагерь Бориса на р. Произошло это 24 июля 1015 года. Труп Бориса убийцы вывезли в Киев, однако киевляне не приняли тело и его втайне захоронили в Вышгороде. После этого Святополк решил погубить и других своих братьев — Ярослава и Глеба. Он направил послов в Муром к Глебу с сообщением о том, что Владимир, его отец, болен и срочно требует своего сына к себе. Глеб двинулся в путь немедленно, однако пошел через Смоленск. Здесь его успели поймать гонцы Ярослава из Новгорода, которые предупредили его о коварном плане Святополка. Тем не менее, убийцы, неизвестно как прознавшие о том, каким образом двигался Глеб, оказались на реке и зарезали его. После убийства Глеба, Святополк загубил и третьего брата, Святослава. Новгородский князь Ярослав положил конец бесчинствам братоубийцы, атаковав его. Он одержал победу в решающей битве после трехмесячного противостояния под г. После чего законно стал править в Киеве. Святополк сбежал в Польшу, а на русские земли вернулся лишь в 1018 г. Решающее сражение состоялось на р. Альте, там, где убили Бориса. Святополк был разбит дружиной Ярослава и бежал, пытаясь укрыться в пустынном месте между Чехией и Полыней. Где-то там он и пропал, а могила его источала зловоние много лет. Так, «окаянный» князь погиб изгнанником, а победитель сел на киевский стол и прославился в истории как Ярослав Мудрый. За мученическую смерть Бориса и Глеба нарекли первыми русскими князьями-святыми. Замечание 3 Ряд историков Г. Филист, Н. Данилевский, Н.

Первый поход Святослава на Дунай

Первый Дунайский поход В 967 году русский князь Святослав двинулся в поход к берегам Дуная. В летописях нет сообщений о подготовке этого похода, но нет сомнений, что предварительная подготовка была проведена серьёзная. Для Святослава Игоревича логическим продолжением разгрома Хазарского каганата было бы ослабление союзника хазар — дунайских болгар. Летом 1773 г. отряд дунайских шхун совершил первое крейсерство в Чёрном море: между островом Фидониси (Змеиным), Гаджибеем и Варной. Однако этот поход стал весьма скоротечным из-за сильной течи, открывшейся на «Победославе Дунайском». Источниками по истории Восточного похода Святослава I являются известия "Повести временных лет", а также отрывки из "Книги облика Земли" арабского географа и путешественника X в. Ибн Хаукала.

Князь Святослав - День Великой Русской Победы.

ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг. Первый Дунайский поход В 967 году русский князь Святослав двинулся в поход к берегам Дуная. В летописях нет сообщений о подготовке этого похода, но нет сомнений, что предварительная подготовка была проведена серьёзная.
3 июля 964 года- День Великой Русской Победы! Князь Святослав организовал поход в земли вятичей, с целью принудить их к уплате дани.
Краткая история походов князя Святослава Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники, разорением мусульман, на долгое время приостановил проникновение мусульманства в Поволжье.
Политэкономия князя Святослава... / Алексей Волынец Более того, походы Святослава привели к увеличению расселения славян в регионе Салтово-Маякской культуры, сильно изменив демографию и культуру переходной зоны между лесом и степью.
Болгарский поход Святослава Византийский годы походов Святослава хронист Лев Дьякон говорит о Святославе: «среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы.

Святослав Игоревич – князь с царскими амбициями

В ходе возобновившейся войны с Хазарским каганатом, в 968-м г., Святослав совершил поход против Волжской Булгарии, остававшейся еще в зависимости от каганата, разграбил ее столичный город. Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники, разорением мусульман, на долгое время приостановил проникновение мусульманства в Поволжье. Поход Святослава Игоревича на Волжскую Булгарию не упоминается в летописях, однако в труде арабского историка Ибн-Хаукаля под 968/969 годом сообщается о разорении русами города Булгар и находящихся южнее территорий населённых племенами буртасов. Усилившийся натиск кочевников привёл к потере Болгарским царством в первой половине X в. его задунайских енно, с попытки Константинополя наказать строптивых болгар чужими руками и начались дунайские походы му князю были обещаны. Восточные походы князя Святослава (965-967). Но эти земли принадлежали Болгарии, и Святослав заручился нейтралитетом Византии во время его предстоящего похода на Дунай, а за это он обещал отступиться от крымских владений империи.

Первый поход Святослава на Дунай

Второй дунайский поход князя Святослава датируется 969-971 годами. Внутренняя политика князя интересовала мало, поэтому он отправился в Болгарию. Летом 1773 г. отряд дунайских шхун совершил первое крейсерство в Чёрном море: между островом Фидониси (Змеиным), Гаджибеем и Варной. Однако этот поход стал весьма скоротечным из-за сильной течи, открывшейся на «Победославе Дунайском». история, которая овеяла его имя легендой. История Дунайских походов началась в 967 году. Святослав переносит свою ставку (столицу) в Переяславец на Дунае. По пути в Киев Святослав был убит печенегами.

КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ

За Волжскими походами 964–966 гг. последовали два Дунайских похода Святослава в 967–971 гг. В ходе их Святослав пытался создать огромное русско-болгарское царство с центром в Переславце на Дунае. Древняя Руси при Ольге, Правление княгини Ольги, Внутренняя политика Святослава, Внешняя политика Святослава, Походы на хазар, вятичей, Дунайские походы, Отношения с Византией, Осада Киева печенегами, Как погиб Святослав, Итоги правления Ольги и Святослава. 1. Обозначьте стрелками разного цвета направления восточных и дунайских походов. походы святослава карта. Походы князя Святослава в контексте византийско-болгарских отношений.

Военные походы Великого князя Святослава

3 июля 964 года- День Великой Русской Победы! (Евгений Полуэктов) / Проза.ру Более того, походы Святослава привели к увеличению расселения славян в регионе Салтово-Маякской культуры, сильно изменив демографию и культуру переходной зоны между лесом и степью.
Святослав Игоревич – князь с царскими амбициями - 31.08.2023 Украина.ру Дунайские походы Святослава «Дипломатические игры» вокруг Дунайской Болгарии В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира.
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ Восточные походы князя Святослава (965-967).
Князь Святослав Игоревич - краткая биография и истории жизни и правление Победа князя Святослава означала, что верховенство над кочевыми народами Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому князю. Поэтому в последовавшем в 967 году походе Святослава на Дунайскую Болгарию участвуют на его стороне угры и печенеги.

Поход князя Святослава в Болгарию (начало Болгарской войны, 968 год)

Война с Болгарией была закончена очень быстро. Верный своей молниеносной манере ведения военных действий, Святослав прорвался через болгарские форпосты и в чистом поле разбил войско болгарского царя Петра. Болгары были вынуждены заключить мир, по которому нижнее течение Дуная с сильной крепостью Переяславец отошло к Руси. Вот здесь-то и выявились истинные планы Святослава.

Претич начал переговоры с печенежскими вождями и заключил перемирие, обменявшись оружием. Однако угроза с Киева ещё не была снята, тут прибыл Святослав, который «прогна печенеги в поли, и бысть миръ». Византийские посланцы уверяли печенегов, что они в безопасности, Святослав не успеет прийти на помощь Киеву. Печенеги слыли хозяева степи. Однако на этот раз они прогадали.

Конница Святослава шла по степи облавой, загоняя степняков к реке. По реке шла судовая рать. Печенеги, прорываясь на юг, понесли большие потери, а табуны прекрасных коней стали русской добычей. Второй Дунайский поход Святослав Игоревич с триумфом вступил в Киев. Киевляне с восторгом его приветствовали. Всё лето и первую половину 969 года Святослав провел в Киеве около заболевшей матери. По всей видимости, Ольга взяла с сына слово не покидать её до скорой смерти. Поэтому хотя Святослав и рвался в Болгарию, откуда приходили тревожные сведения, остался.

Усопшую княгиню похоронили по христианскому обряду, не насыпая кургана и не проводя тризну. Сын выполнил её пожелание. Перед отъездом великий князь Святослав провел управленческую реформу, значение которой вскоре ещё более вырастет, после его гибели. Он передаст верховную власть на Руси своим сыновьям. Два законных сына, от жены-боярыни, Ярополк и Олег получат Киев и неспокойную древлянскую землю. Третий сын — Владимир, получит в управление Новгород, Северную Русь. Владимир был плодом любви Святослава к материнской ключнице Малуше. По одной версии, она была дочерью Малка Любечанина, купца из балтийского Любека.

Другие считают, что Малуша — это дочь древлянского князя Мала, который возглавил восстание, в котором был убит князь Игорь. Следы древлянского князя Мала теряются после 945 года, вероятно, он не избег мести княгини Ольги, но мог попасть в плен и его отправили в ссылку. Ещё одна популярная версия, Малуша — дочь еврейского торговца. Устроив дела на Руси, Святослав во главе испытанной дружины двинулся в Болгарию. В августе 969 года он снова был на берегах Дуная. Здесь к нему стали присоединяться дружины болгарских союзников, подошла легкая конница союзных печенегов и венгров. За то время, пока Святослав отсутствовал в Болгарии, здесь произошли значительные перемены. Царь Петр ушел в монастырь, передав престол старшему сыну Борису II.

Враждебные Святославу болгары, пользуясь моральной поддержкой Византии и уходом русского князя с главными силами на Русь, разорвали перемирие и начали боевые действия против оставшихся в Подунавье русских гарнизонов. Руководивший русскими силами воевода Волк был осажден в Переяславце, но ещё держался. По сообщению Льва Диакона, Преслав просил у Константинополя военную помощь, но напрасно. Снова столкнув Русь и Болгарию, греки не хотели вмешиваться. Никифор Фока переключил все внимание на борьбу с арабами в Сирии. Мощная византийская армия ушла на Восток и осадила Антиохию. Болгарам предстояло воевать с русами один на один. Воевода Волк не смог удержать Переяславец.

Внутри города зрел заговор местных жителей, которые установили контакты с осаждавшими.

Он умер 30 января 970 года — спустя несколько месяцев после появления в его столице — Великом Преславе патрикия Никифора и епископа Филофея. Следовательно, к этому времени русы ещё не заняли болгарскую столицу, находившуюся в Северо-Восточной Болгарии, всего в ста километрах от г. Доростола, к которому войска Святослава подошли практически сразу после высадки в устье Дуная летом 968 года.

Значит, русы заняли только территорию нынешней Добруджи. Этому предположению вовсе не противоречит сообщение в ПВЛ о 80 городах на Дунае, якобы захваченных Святославом. То были города в придунайской области Северо-Восточной Болгарии10. Но почему именно 80?

Скорее всего, это какой-то поэтический, фольклорный способ передачи информации о значительном числе взятых русским князем городов11. Приобретение же Добруджи являлось крупным успехом русов. Расположенный здесь г. Доростол был важным политическим, военно-административным, торговым и церковным центром Нижнего Подунавья резиденцией болгарского патриарха.

Овладение дунайской областью давало и массу торговых преимуществ — как раз тех, о которых грезил русский князь согласно летописному повествованию. Возможно, по соглашению с византийцами русы должны были занять именно Добруджу. Лишь к весне 970 года Святослав отступил от достигнутых с Никифором Фокой договорённостей — русы, выйдя за пределы Добруджи, заняли столицу Болгарского царства, разорили провизантийски настроенный город Филиппополь, жестоко расправившись с его оставшимися в живых жителями. Русы начали наступление и на территорию собственно Византийской империи — весной—летом 970 года опустошили Фракию, а осенью — Македонию.

Это был решительный поворот в русско-византийских отношениях, который объясняется тем, что накануне описанных событий, кроме болгарского царя Петра, ушли из жизни ещё два правителя, стоявшие у истоков войны на Балканах: 11 июля 969 года в Киеве умерла мать Святослава княгиня Ольга, стремившаяся к установлению дружественных отношений с ромеями, а в ночь с 10 на 11 декабря в Константинополе заговорщики, возглавляемые императрицей Феофано и её любовником полководцем Иоанном Цимисхием будущим императором , убили мужа Феофано императора Никифора Фоку. По мнению византийских хронистов, активные боевые действия ромеев против русов относятся к правлению Иоанна Цимисхия 969—976 12. В связи с этим интересно замечание арабского автора начала XI века Яхьи Антиохийского относительно войны Цимисхия со Святославом: «И дошло до Цимисхия, что русы, с которыми Никифор заключил мир и условился насчет войны с болгарами, намереваются идти на него и воевать с ним и мстить ему за убиение Никифора.

На Болгарию со всех сторон двинулись заново подготовленные византийские армии, многократно превосходя числом стоящие там Святославовы дружины. С тяжелыми боями, отбиваясь от наседающего врага, отходили русские к Дунаю. Там, в городе Доростоле, последней русской крепости в Болгарии, отрезанное от родной земли, войско Святослава оказалось в осаде. Более двух месяцев византийцы осаждали Доростол. Наконец, 22 июля 971 года русские начали свой последний бой. Собрав перед сражением воинов, Святослав произнес свои знаменитые слова: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми.

Ибо мертвые срама не знают, а если побежим — покроемся позором. Так не побежим, но станем крепко, а я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет, то сами решите, как вам быть». И ответили ему воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». Бой был очень упорным, и многие русские воины погибли. Князь Святослав вынужден был отступить обратно в Доростол. И решил русский князь заключить мир с византийцами, поэтому советовался с дружиной: «Если не заключим мир и узнают, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами воюют, и кто нам тогда поможет? Заключим же мир, ведь они уже обязались платить нам дань — этого с нас и хватит.

Если же перестанут платить нам дань, то снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград». И воины согласились, что князь их говорит правильно. Святослав начал переговоры о мире с Иоанном Цимисхием. Историческая встреча их произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище, чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо. Вот как описал очевидец грозного русского воина: "Святослав был среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми длинными, висящей на верхней губе усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода.

Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким". Заключив мир с греками, Святослав вместе с дружиной отправился на Русь по рекам в ладьях. Один из воевод предупредил князя: «Обойди, князь, Днепровские пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но князь не послушал его. А византийцы известили об этом кочевников-печенегов: «Пойдут мимо вас русы, Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». И когда Святослав подошел к порогам, оказалось, что ему совершенно невозможно пройти. Тогда русский князь решил переждать и остался зимовать. С началом весны вновь двинулся Святослав к порогам, но попал в засаду и погиб.

Летопись так передает рассказ о смерти Святослава: «Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Случилось это в 972 году.

Походы Святослава Игоревича в Болгарию

Более или менее строем наступали тяжеловооруженные пешие дружинники. Они строились в три и более ряда, смыкали щиты, выставляли вперед копья, образуя своеобразную «стену». Конники поддерживали пешую дружину. Могли наносить эффективные удары с флангов, еще более разрушительным оказывался удар конницы в конце битвы, когда противник ослабевал и был готов к отступлению.

В ходе битвы отдельные дружинники стремились пробиться к предводителю «ратных», убить или ранить его, на худой конец опрокинуть стяг или другие символы врага. Все эти премудрости военной тактики и стратегии своего века к 20-22 годам в совершенстве познал князь Святослав. Судя по его действиям и речам, зафиксированным в исторических источниках, единственным мерилом его решений выступало мнение дружины.

Неслучайно на предложение матери княгини Ольги, принявшей христианство во время своего посещения Константинополя в 955 или 957 г. Одним из главных идеалов князя была слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшего дружинным традициям: «... В походы не брал ни возов, ни котлов, не варил мяса, а тонко изрезав конину, зверину или говядину, запекал ее на углях и ем.

Не имел шатра, спал на земле, подстелив потник и с седлом в головах. Такими же были все его воины. Отправляясь в поход, посылал сказать: иду на вы!

Тогда его мать Ольга двинула киевское войско против древлян, виновников гибели ее мужа князя Игоря. Полки встали в поле напротив друг друга. Четырехлетний Святослав Игоревич бросил в сторону противника дротик.

Копье пролетело между ушей лошади и упало у ее ног. Главным геополитическим противником Руси в тот момент являлась Хазария. Вятичи, как мы узнаем из ПВЛ и к 964 г.

Однако хазары не готовы были так просто отказаться от прежнего обычая. Кроме того они, являясь крупнейшим соперником Византии в торговых делах, мешали русско-византийской торговли - основе всех торговых предприятий Руси на пути «Из варяг в греки». Все это должно было толкать правителей Киевской Руси на войны с хазарами.

Такие войны и шли с переменным успехом при Олеге и Игоре. Кстати последнее до походов Святослава столкновение русов с хазарами оказалось неудачным. В 941 на Волге, в тюрских пределах, стране волжских булгар, хазар и буртасов, погибла рать князя Игоря.

Как истинный сын своего времени, Святослав должен был помнить о священном долге мстителя за обиды отца. Историкам остается лишь гадать, какой резон — жажда мести или помысел о контроле над Великим Волжским торговым путем, были важнее для Святослава при проработке им замысла удара по Хазарии. С военной стратегической точки зрения его план оказался примером совершенства.

Святославу всегда будут присуще наступательные действия. Однако в 964 г. Он двинулся на северо-восток.

Поднявшись по реке Десне, Святослав перетащил свои ладьи в верховья Оки и оказался в земле вятичей. Вятичи были воинственным союзом племен, при этом они являлись наиболее «первобытным» среди восточных славян. Придя некогда под предводительством легендарного Вятки с запада с земель ставших в будущем Польшей , вятичи в непроходимых лесных дебрях с суровыми природно-климатическими условиями Волго-Окского междуречья потеряли навыки развитого земледелия.

Вятичи стали жить, как и окрестные финно-угры, в основном, промыслами: охотой, рыбной ловлей, собирательством. Они были не прочь напасть и ограбить оказавшихся в их владениях купцов и прочих заезжих путников. В свое время киевский князь Олег 880-912 принудил вятичей признать свое верховенство и обязал их платить Киеву дань.

Однако, сообразно родоплеменному менталитету, вятичи на считали, что они часть Киевского государства. Они считали себя в личной зависимости от Олега, победителя их князей. Со смертью Олега они посчитали свои отношения с Киевом законченными, и киевскому князю Игорю 912-945 пришлось мечом убеждать их в обратном.

Со смертью Игоря история повторилась. До 964 г. Это было частью той великой внутренней политики по консолидации вокруг Киева всех восточнославянских племен, которую начал еще Олег, основатель Древнерусского государства, а завершит один из самых ярких князей периода расцвета единой Руси - Владимир Красное Солнышко 980-1015.

С точки зрения внешнеполитических намерений Святослава, воевать с Хазарским каганатом, оставив у себя в тылу непокорных и воинственных вятичей, данников, а, следовательно, и формальных союзников Хазарии, было рискованно. Многочисленные полки Святослава объявились в землях вятичей в 964 г. Обе стороны проявили дипломатические способности.

Вятичи не отважились воевать. А склонный все решать мечом Святослав, на этот раз пошел на переговоры. Он не стал требовать с вятичей дани, как делали его предшественники.

Киевский князь просто дал понять вятичем, что его война с хазарами освобождает их на время или навсегда от необходимости платить дань хазарам, и вятичи пропустили дружины Святослава через свои владения. По Волге Святослав в 965 г. В ходе его тюркские народы, к которым относятся и хазары, создали обширный Тюргский каганат.

Однако он оказался непрочным объединением, и в VII столетии в ходе распада его западной части сформировалось Хазарское государство. В это время хазары контролировали степные просторы Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. От хазар зависели со второй половины VII в.

К началу Х в. Волжская Булгария была достаточно автономна от Итиля. Булгары приняли ислам и стремились к союзу с извечными противниками Хазарии арабами.

В 922 г. Состоявший при нем секретарем арабский ученый Ибн Фадлан оставил свои записки о Волжской Булгарии. В них находится знаменитый рассказ о похоронах на Волге знатного руса.

Одни ученые видят в «русах» Ибн Фадлана описание восточнославянских воинов-купцов. Большинство же исследователей склонна считать «русов» Ибн Фадлана скандинавскими воинами-купцами, прибывшими для торга в Булгарию. К середине Х в.

Волжская Булгария была уже фактически независимым от хазар государством. Еще одна часть тюркского кочевого народа булгар, союз племен во главе с ханом Аспарухом, еще в конце VII в. Здесь Аспарух, соединившись с южнославянскими племенами, вступил в борьбу за балканские территории с Византийской империей.

Население было преимущественно кочевым и тюркским, но также имелись и индоевропейские племена, в частности, ираноязычные аланы, которые в Доно-Донецком междуречье вели оседлый образ жизни. Будучи изначально кочевниками-скотоводами, хазары, однако, быстро осознали, что организация транзитной международной торговли приносит куда большие доходы. В ходе налаживания транзитной торговли возникли в Хазарии города, где помимо торговли стало развиваться ремесло, а в городских окрестностях процветало садоводство.

Религией большинства хазар было и оставалось язычество. Хазары поклонялись многим богам, а главным их божеством являлся бог неба Тенгри. Главу государства - кагана, хазары ассоциировали с проявлением покровительства Тенгри на земле.

При неудачах хазары могли решить, что их каган «неистинный», убить и сменить его. Такая трактовка кагана постепенно превратила его из реального правителя в бессильное в реальной политике сакральное полубожество, чья личная судьба зависела от состояния внутриполитических и внешнеполитических дел государства. Однако элита во главе с царем и сакральным главой государства - каганом дважды меняла свои конфессиальные предпочтения.

Как контролеры степных международных торговых путей хазары оказались конкурентами арабов. В 735 г. Каган и его приближенные ради мира приняли ненадолго ислам, который не получил распространения в массе населения Хазарии.

Внутри Хазарии при организации транзитной торговли все большую роль играли купцы-иудеи, связанные с еврейской диаспорой по всему миру, что в немалой степени содействовало налаживанию Каганатом своих международных торговых связей. Под воздействием купцов-иудеев каган и вся хазарская элита приняла иудаизм. Под влиянием торговых отношений с Византией часть городского населения приняла христианство.

В VIII в. Константинопольская патриархия даже открыла в Хазарии 7 епархий. Однако первоначально союзнические отношения хазар с ромеями на почве совместного противостояния арабам, в IX-X вв.

Ромейская империя, заинтересованная в подрыве торгового могущества Хазарии, исподволь натравливала на Каганат окружавших его диких кочевников, в частности, печенегов, которые с востока давили на хазарские рубежи, стремясь прорваться в Причерноморские степи. К концу IX в. Не знающие государственности, воинственные и независимые друг от друга печенежские союзы племен пробились через хазарские владения и стали заселять степи Нижнего Днепра, вытесняя оттуда к Дунаю, осевших на время у Днепра мадьяров.

Отношения с Хазарией восточнославянского мира до образования государства Русь складывались противоречиво. Как мы уже упоминали, часть восточных славян платила хазарам дань в течение 200 лет. Однако, поскольку хазары допускали всех своих данников до торговли, которую вел и контролировал каганат, в нее частично были втянуты и поляне, северяне, древляне, что, судя по археологическим раскопкам, способствовало их социально-экономическому развитию.

Отдельные военные и торговые экспедиции скандинавов-варягов, ищущих торговые пути, ведущие из Северной Европы в Византию и на Восток через восточнославянские и финно-угорские земли, судя по археологическому материалу начались в IX и продолжались в Х вв. Однако Великий Волжский путь оказался для варягов труднопроходимым и малодоступным, ибо Волжская Булгария и Хазарский каганат строго охраняли свою монополию на него. После образования государства Русь освобождение восточных славян от хазарской дани стало одной из главных задач киевских князей.

Ключевский, оказалась конкурентом Хазарии в деле международной транзитной торговли, что тоже вело к обострению русско-хазарских отношений. Внутреннее ослабление Хазарии, явно заметное к середине Х в. Более подробную историю Хазарии можно найти в работах историков М.

Артамонова, С. Плетневой, П. Голден и др.

Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для Каганата. Однако уже давно хазарские правители осознали угрозу со стороны русов. В середине Х в.

Иосиф искал союзников среди мусульманских владык и хотел представить дело так, что его контроль над Нижневолжскими степями - это и защита мусульманских интересов. Чуть позже хазары пытались получить помощь от среднеазиатского Хорезма. Но к середине 960-х гг.

Она изнемогала в конфликтах с арабами и византийцами. Попытки найти компромисс с частью арабского мира были эфемерны. Ее границы трещали от натиска тюрок-печенегов.

Столкновения с Русью и даже отдельные победы над руссами только готовили решительный натиск молодого растущего русского государства на дряхлевший Хазарский каганат. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял.

И победил ясов и касогов, и пришел в Киев». Из другого источника, сообщений современника событий арабского географа Ибн Хаукаля мы знаем, что прежде, чем обрушиться на Хазарию, Святослав воевал с Волжской Булгарией, победил ее войска, взял большую добычу. Многие города, в частности Булгар, были разорены.

Одолев булгар, по версии Ибн Хаукаля, киевский князь двинулся вглубь Хазарии. Арабский ученый относит походы к 358 г. Калинина Т.

Древняя Русь и страны Востока в Х веке. Автореферат канд. Та же злая судьба постигла и новую столицу хазар Итиль на Нижней Волге.

По гипотезе известного специалиста по истории Хазарии М. Артамонова, войска Святослава сплавлялись вниз по Волге на ладьях, и Итиль пал прежде, чем русские перетащили свои суда на Дон. Итиль был буквально стерт с лица земли.

У другого крупного хазарского города Саркела на Дону оказалась иная судьба.

Воже 1380, 8 сентября — Куликовская битва 1382 — поход Тохтамыша на Москву 1385 — война с Рязанью. Подписание вечного мира Рязани и Москвы 1385 — Кревская уния Великого княжества Литовского с Польшей 1392 — присоединение Нижнего Новгорода к Москве 1406—1408 — война с Великим княжеством Литовским 1408 — нашествие Едигея на Русь 1433—1453 — Феодальная война 1449 — избрание Ионы митрополитом Московским и всея Руси 1453 — взятие турками-османами Константинополя 1456 — поход Василия II на Новгород. Яжелбицкий мирный договор 1463 — присоединение Ярославского княжества к Москве 1465—1469 — война с Казанским ханством 1471, 1478 — военные походы на Новгород, падение Новгородской республики, присоединение Новгорода к Москве 1472 — венчание Ивана III на Софье Палеолог 1474 — присоединение Ростовского княжества к Москве 1487 — поход Ивана III на Казань 1480 — «стояние на Угре» 1485 — присоединение Тверского княжества к Москве 1492—1494, 1500—1503, 1507—1508, 1512—1522 — «порубежные» война с Великим княжеством Литовским 1495—1497 — война со Швецией 1501—1503 — война с Ливонским Орденом 1510 — присоединение Псковской земли к Русскому 1514 — присоединение Смоленска к Русскому государству 1521 — присоединение Рязанского княжества к Русскому государству 1547 — провозглашение Ивана Грозного царем 1547—1548, 1548—1550, 1551—1552 — походы Ивана Грозного на Казань, взятие Казанского царства 1549 — созыв первого Земского собора 1549—1560 — деятельность Избранной рады 1550-е гг.

В сражении перед городом русы были отброшены в крепость. Святославу пришлось закрепиться в Доростоле [4]. Русы оказались в окружении. Началась героическая трехмесячная оборона города, на века прославившая русское оружие.

Стенобитными машинами ромеи методично разрушали городские стены. Но в течение всей этой осады русские практически ежедневно делали вылазки из крепости, пытаясь уничтожить осадный лагерь византийцев. Обе стороны несли большие потери — в непрерывных мелких стычках и крупных сражениях, которые русские регулярно устраивали византийцам, пали несколько русских и византийских военачальников. Рисунок 2 — Предание о Святославе. Художник Б. Ольшанский Перед решающим сражением Святослав собрал военный совет. Будучи человеком чести, храбрый князь сказал своим воинам [4]: «… Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Перед предстоящим сражением был проведен жестокий ритуал с жертвоприношениями младенцев [4].

Византийцы превосходно понимали, что это означает. У многих народов, имеющих арийское происхождение, особенно у различных племен скифов, жертвоприношение женщин и младенцев перед предстоящим боем означало, что воины уже простились со своей жизнью и готовы умереть, но не отступить или сдаться. Последний бой под Доростолом русский десант дал 22 июля 971 года. Русские в очередной раз вышли в поле перед крепостью. Святослав Храбрый приказал запереть городские ворота — для поднятия боевого духа у тех, кто мог дать слабину под вражеским натиском. Князь верил своим бойцам, но он слишком хорошо знал человеческие слабости. Войско императора Цимисхия также вышло из осадного лагеря и построилось для боя. Сражение сразу приняло крайне ожесточенный характер.

В бою был ранен князь Святослав. Русские были вынуждены отступить. Русы, все время атаковавшие византийцев и далеко отошедшие от городских укреплений, пробились к Доростолу и укрылись за городскими стенами. Так закончился последний, но славный бой русского десанта под Доростолом [5]. На следующий день князь раненый в бою князь Святослав предложил императору Иоанну I Цимисхию начать мирные переговоры. Несмотря на то, что византийцы имели численное и техническое превосходство, они не смогли разбить русский десант, блокированный в крепости с суши и со стороны реки Дунай, в полевом бою и штурмом взять Доростол. Войско русов стойко выдержало трехмесячную осаду. Хотя осадой это русско-византийское вооруженное противостояние можно назвать достаточно условно.

Князь Святослав, имея гораздо меньшее по численности и только пешее войско, умело использовал инженерные сооружения и укрепления крепости Доростол при ведении полевых сражений. Византийский историк Иоанн Скилица сообщает, что якобы император-воин Иоанн I Цимисхий, желая остановить кровопролитие, предложил Святославу личное единоборство. Но тот не принял вызова. Вполне возможно, что этот эпизод просто выдуман греками, желавшими унизить предводителя русов. А возможно вызов был послан уже раненому Святославу с целью повысить авторитет императора в войсках, наверняка упавший после трех месяцев ожесточенных боевых действий. Император вынужден был согласиться на условия, предложенные князем Святославом. Святослав с войском покидал Болгарию, византийцы должны были беспрепятственно пропустить ладьи русов и обеспечивали его воинов двадцать две тысячи человек запасом хлеба на два месяца. Князь Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения.

Вся восточная Болгария была присоединена к Византии.

Святослав отверг саму идею переговоров. Византийский хронист Лев Диакон передает слова князя так: «Я уйду из этой страны не раньше, чем получу денежную дань и выкуп за все захваченные мной города и всех пленных. Если же ромеи не хотят заплатить то, что я требую, пусть они покинут Европу, на которую не имеют права, и убираются в Азию».

В ответ Византия начала подготовку к войне. Весной 970 года Святослав овладел Македонией, преодолел Балканы и, захватывая город за городом, неумолимо приближался к Константинополю. Император Иоанн Цимисхий спешно выступил навстречу князю во главе многотысячного войска. Он смог завладеть несколькими населенными пунктами на территории собственно Византии и в Болгарии.

Однако стычки во Фракии так и не смогли определить, кто же станет победителем. В 971 году византийцы собрали пятидесятитысячное войско и нанесли удар по Преславе.

Походы Святослава Игоревича в Болгарию

Отечественные историки Л. Клейн, Г. Лебедев, В. Назаренко на основании изучения курганного археологического материала заключили, что неславянские воины составляли в княжеской дружине Х в. Неславянский контингент составляли выходцы из скандинавских, финно-угорских, лето-литовских, тюркских, иранских этносов. Клейн Л. Норманские древности Киевской Руси на современном этапе археологического изучения. Дружина была не только ядром войска князя.

Дружинники выполняли также различные поручения, в том числе и хозяйственные при дворе князя и в его государстве. Они могли быть судьями, гонцами, сборщиками дани и т. Верность князю, храбрость, воинское искусство и физическая сила, а также умение дать дельный совет князю - вот те добродетели, которые культивировались в дружинной среде. Однако если дружинник был свободным человеком, он мог оставить службу, уйти к другому князю. Дружинников-рабов это, конечно, не касалось. Пока имел большое международное значение торговый путь «Из варяг в греки», связавшей западноевропейские страны с Византией и другими странами развитого Востока, основное богатство древнерусской элиты проистекало из доходов от этой торговой артерии. Древнерусский купец - это, прежде всего, воин, который являясь торговым агентом киевского князя, приезжает в соответствии с русско-византийскими договорами 911 и 944 гг.

Киевский князь контролировал всю торговлю по пути «Из варяг в греки». Он также выступал предводителем в походах на соседние страны. В случае победы он награждал дружинников их долей в военной добыче. Киевский князь вел консолидацию восточнославянских земель и часть дани, налога собираемого князем в ходе полюдья, также оказывалась в собственности дружины. Иных доходов кроме военной добычи, даней, княжеских подарков и части торговых прибылей в Х в. Это случиться из-за открытия западными крестоносцами короткой морской дороги из Европы в Левант восточное побережье Средиземноморья , а также из-за «засоренности» враждебными Руси половцами нижнего течения Днепра. Судя по курганным захоронениям Х в.

Несколько позже простую кольчугу стали укреплять чешуйчатой броней, расположенной сверху кольчуги. Лишь в конце XII в. Руки и ноги дружинников прикрывали наручи и поножи. Они были сделаны из прочной кожи с металлическими чешуйками. В отличие от горшковидного скандинавского шлема на Руси был распространен конический шлем, широко известный и в восточных странах. Он заканчивался острым навершием. Постепенно к таким шлемам стали добавлять наносники и бармицу, кольчужную защиту, которая прикрывала шею, спускаясь на плечи.

У варягов широко были распространены так называемые «личины» и «полуличины», закрывавшие лицо или его часть. Щиты древнерусских дружинников были двух форм - круглые и каплевидные. Щиты изготавливались из дерева, но имели железную или кожаную окантовку. В центре щита находился «умбон», металлическая чаша. Она могла быть круглой или конической формы. Оружие воина зависело от того был ли он легковооруженным или тяжеловооруженным пехотинцем или всадником. Пеший легковооруженный дружинник имел лук, колчан со стрелами, 2-3 дротика «сулицы» , меч или топор и щит.

Его тяжеловооруженный собрат владел щитом, копьем, мечом или топором. Всадники тоже были легковооруженные или тяжеловооруженные. Легкая конница была вооружена луками и стрелами, щитами, боевыми топориками, мечами, а иногда саблями. Тяжелая - имела копья, щиты, мечи. Вообще на вооружение древнерусских дружинников оказывали влияние соседи, которые служили русским князьям или, напротив, являлись их противниками. От скандинавов русские славянские воины позаимствовали любимое оружие северных германцев - боевой топор и длинный, обоюдоострый меч. От восточных степняков - саблю.

Общий вес вооружения дружинника в Х в. Княжеская дружина и приглашенные «из-за моря» варяги часто двигались на ладьях - «драконах». Нос корабля украшала голова дракона. Греки называли эти суда «моноксилами» однодеревками. Ученые полагают, их киль изготавливался из одного древесного ствола. Такая ладья могла взять на борт до 40 человек, плюс запас продовольствия и товаров. Небольшая осадка судна позволяла ходить по мелководью, как в морях, так и в реках.

Разгрузив корабль его можно было перетаскивать из одного водного объекта в другой. Обычно ладью перекатывали на бревнах или ставили на деревянные колеса. Без текущего ремонта за один сезон «моноксил» мог пройти от 1500 до 2000 км. Он ходил под парусом и на веслах и бесусловно являлся лучшим европейским кораблем в IX-XI вв. Дружинники сражались пешими, но были и конные формирования дружины и варягов. Славянские «вои» из ополчения, собиравшегося помимо дружин для участия в больших походах, предпочитали биться пешими. Вои, в соответствии с выработанными еще в догосударственную эпоху военными традициями, соединялись в полки по племенам и наступали «скопом».

Вои любили устраивать также засады. Военный строй у воев появился позже Х в. Да и тактика дружинников в Х в. Ближний бой часто переходил в рукопашную схватку, где в ход шли уже и ножи и кулаки. Войско противника на Руси вплоть до XIV в. Словосочетание «ратный воин» означало вражеского воина. Очень часто сражение открывалось поединком лучших бойцов.

В домонгольской Руси из называли «храбрами», слово «богатырь» монгольского происхождения и появилось в русском лексиконе в XIII в. У поединка храбров был сакральный подтекст: гадали, на чьей стороне боги и судьба. Иногда поражение своего «храбра» вело к отказу от сражения, отступлению, а то и бегству целого войска. Но чаще такого не происходило, и в сражение вступали лучники. Они засыпали врага стрелами. Серьезного урона противнику от этого не было, но лучники раздражали врага и подбадривали своих. Когда стороны сближались, легковооруженные пешие воины метали дротики.

Далее все устремлялись вперед, желая опрокинуть врага и обратить его в бегство. Именно в ходе бегства противника наблюдалось наибольшее его истребление. Более или менее строем наступали тяжеловооруженные пешие дружинники. Они строились в три и более ряда, смыкали щиты, выставляли вперед копья, образуя своеобразную «стену». Конники поддерживали пешую дружину. Могли наносить эффективные удары с флангов, еще более разрушительным оказывался удар конницы в конце битвы, когда противник ослабевал и был готов к отступлению. В ходе битвы отдельные дружинники стремились пробиться к предводителю «ратных», убить или ранить его, на худой конец опрокинуть стяг или другие символы врага.

Все эти премудрости военной тактики и стратегии своего века к 20-22 годам в совершенстве познал князь Святослав. Судя по его действиям и речам, зафиксированным в исторических источниках, единственным мерилом его решений выступало мнение дружины. Неслучайно на предложение матери княгини Ольги, принявшей христианство во время своего посещения Константинополя в 955 или 957 г. Одним из главных идеалов князя была слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшего дружинным традициям: «... В походы не брал ни возов, ни котлов, не варил мяса, а тонко изрезав конину, зверину или говядину, запекал ее на углях и ем. Не имел шатра, спал на земле, подстелив потник и с седлом в головах. Такими же были все его воины.

Отправляясь в поход, посылал сказать: иду на вы! Тогда его мать Ольга двинула киевское войско против древлян, виновников гибели ее мужа князя Игоря. Полки встали в поле напротив друг друга. Четырехлетний Святослав Игоревич бросил в сторону противника дротик. Копье пролетело между ушей лошади и упало у ее ног. Главным геополитическим противником Руси в тот момент являлась Хазария. Вятичи, как мы узнаем из ПВЛ и к 964 г.

Однако хазары не готовы были так просто отказаться от прежнего обычая. Кроме того они, являясь крупнейшим соперником Византии в торговых делах, мешали русско-византийской торговли - основе всех торговых предприятий Руси на пути «Из варяг в греки». Все это должно было толкать правителей Киевской Руси на войны с хазарами. Такие войны и шли с переменным успехом при Олеге и Игоре. Кстати последнее до походов Святослава столкновение русов с хазарами оказалось неудачным. В 941 на Волге, в тюрских пределах, стране волжских булгар, хазар и буртасов, погибла рать князя Игоря. Как истинный сын своего времени, Святослав должен был помнить о священном долге мстителя за обиды отца.

Историкам остается лишь гадать, какой резон — жажда мести или помысел о контроле над Великим Волжским торговым путем, были важнее для Святослава при проработке им замысла удара по Хазарии. С военной стратегической точки зрения его план оказался примером совершенства. Святославу всегда будут присуще наступательные действия. Однако в 964 г. Он двинулся на северо-восток. Поднявшись по реке Десне, Святослав перетащил свои ладьи в верховья Оки и оказался в земле вятичей. Вятичи были воинственным союзом племен, при этом они являлись наиболее «первобытным» среди восточных славян.

Придя некогда под предводительством легендарного Вятки с запада с земель ставших в будущем Польшей , вятичи в непроходимых лесных дебрях с суровыми природно-климатическими условиями Волго-Окского междуречья потеряли навыки развитого земледелия. Вятичи стали жить, как и окрестные финно-угры, в основном, промыслами: охотой, рыбной ловлей, собирательством. Они были не прочь напасть и ограбить оказавшихся в их владениях купцов и прочих заезжих путников. В свое время киевский князь Олег 880-912 принудил вятичей признать свое верховенство и обязал их платить Киеву дань. Однако, сообразно родоплеменному менталитету, вятичи на считали, что они часть Киевского государства. Они считали себя в личной зависимости от Олега, победителя их князей. Со смертью Олега они посчитали свои отношения с Киевом законченными, и киевскому князю Игорю 912-945 пришлось мечом убеждать их в обратном.

Со смертью Игоря история повторилась. До 964 г. Это было частью той великой внутренней политики по консолидации вокруг Киева всех восточнославянских племен, которую начал еще Олег, основатель Древнерусского государства, а завершит один из самых ярких князей периода расцвета единой Руси - Владимир Красное Солнышко 980-1015. С точки зрения внешнеполитических намерений Святослава, воевать с Хазарским каганатом, оставив у себя в тылу непокорных и воинственных вятичей, данников, а, следовательно, и формальных союзников Хазарии, было рискованно. Многочисленные полки Святослава объявились в землях вятичей в 964 г. Обе стороны проявили дипломатические способности. Вятичи не отважились воевать.

А склонный все решать мечом Святослав, на этот раз пошел на переговоры. Он не стал требовать с вятичей дани, как делали его предшественники. Киевский князь просто дал понять вятичем, что его война с хазарами освобождает их на время или навсегда от необходимости платить дань хазарам, и вятичи пропустили дружины Святослава через свои владения. По Волге Святослав в 965 г. В ходе его тюркские народы, к которым относятся и хазары, создали обширный Тюргский каганат.

После покорения этого племени князь Святослав Игоревич отправился дальше. На этот раз на его пути был Хазарский Каганат. Раньше это было великое государство, распростертое между Волгой и Доном, но на ту пору Каганат уже утратил былое величие. Хазары это кочевники, которые промышляли главным образом скотоводством, земледелием, работорговлей и взиманием пошлины с судов. На территории Каганата, по рекам его пронзающим, проходили многие торговые пути, в частности путь Серебрян, по которому шел главный поток драгоценностей из Азии в Европу. Правление великого князя-воина началось именно с восточного похода, поскольку было крайне важным, чтобы этот торговый путь находился под контролем Киевской Руси. Это был важный момент, поскольку еще Олег построил крепость Тмутаракань, которая позволяла обходить судам Хазарскую территорию. Однако в ответ на это в 830 году была возведена Хазарская крепость Саркел, которая блокировала этот обходной путь. Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа. Следующим пунктом движения армии русского правителя был северный Кавказ. На своем пути князь Святослав Игоревич разрушал Хазарские города. Кроме того, в этот период правления русичами были нанесены поражения племенам ясов осетин и черкесов. Восточные походы князя Святослава этого периода отличались своей успешностью.

Также были перевезены 10 больших и малых пушек и заряды к ним. К концу 1771 г. Собственное судостроение на Дунае шло с большим трудом. Ногаткин нашел леса для постройки только трёх шхун и такого же числа катеров. Активизировать работы по созданию Дунайской флотилии был призван её новый командующий — адмирал Чарльз Ноульс, англичанин, перешедший на русскую службу. В конце 1772 — начале 1773 годов в Измаиле по чертежам Ноульса были построены 4 шхуны, вооруженные 12 шестифунтовыми пушками. Они стали самыми серьезными судами флотилии до конца войны. В 1772 г. В этих условиях идея переброски войск через Чёрное море была забыта, а Ноульс отозван в Петербург. Основной задачей военно-речных сил стал контроль над устьем Дуная. Летом 1773 г. Однако этот поход стал весьма скоротечным из-за сильной течи, открывшейся на «Победославе Дунайском». Беспокоило командование флотилии и недостаточно сильное вооружение шхун на случай столкновения с морскими силами османов. После отмены Босфорской экспедиции внимание к развитию Дунайской военной флотилии быстро сошло на нет. Румянцев требовал, чтобы крупные суда флотилии как можно больше времени проводили в море, осуществляя поиски у побережья. В то же время ресурсов на ремонт и дооснащение шхун и галиотов явно не хватало. Большинство из них в дальнейшем вошли в состав Черноморского флота. Деятельность Дунайской флотилии в 1771 — 1774 годах принято рассматривать как робкую, но важную пробу сил России на великой европейской реке. Но прошло каких-то 20 лет, и на Дунай вернулась воссозданная речная флотилия под командованием будущего основателя Одессы Иосифа Дерибаса.

В "золотой век" Симеона Болгария стала самым могущественным государством на востоке Европы. Оно контролировало огромные просторы от Карпат до Эгейского моря и от нижнего Днепра до Адриатики. Болгарские переводы христианских текстов являлись источником грамотности для других славянских народов, сделали возможными богослужение на церковно-славянском языке. Однако Константинополь лишь вынуждено признавал за Болгарией равноправный статус. В борьбе против южного соседа византийцы активно использовали сначала венгров, затем восточных славян и печенегов. Усилившийся натиск кочевников привёл к потере Болгарским царством в первой половине X в. Или не такого уж и древнегоКиев — город древний и загадочный, и с его историей связано, конечно же, множество мифов и легенд. Причём происхождение этих мифов зачастую совсем не историческое, а вполне современное. Что поделать — издержки всеобщего образования Собственно, с попытки Константинополя наказать строптивых болгар чужими руками и начались дунайские походы Святослава. Русскому князю были обещаны щедрые дары за нападение на владения болгарского царя Петра. В 967 году в битве при Доростоле нынешняя Силистра русская рать сумела победить более многочисленную царскую армию. Летопись об этом пишет так: "одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце". Локализация последнего является дискуссионной и по сей день. Но скорее всего речь идёт о местности у современного села Нуфэру у Георгиевского гирла Дуная в современной Румынии. Закрепившись в Подунавье, русский князь заявил о разрыве союзного договора с византийцами. Ряд историков полагают, что план вмешательства в болгарские дела существовал у Святослава ещё до обращения к нему за помощью императора Никифора Фоки. Поэтому то князя не пришлось долго уговаривать, чтобы тот двинул своё воинство на юго-запад. По крайне мере значительная часть княжеской рати шла в Болгарию сухопутным путём, через простиравшиеся до устьев Днестра и Дуная земель тиверцев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий