Новости биография достоевского федора михайловича

Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве, в Мариинской больнице. Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве, в Мариинской больнице. Биография Федора Достоевского. Федор Михайлович Достоевский – один из величайших литераторов в истории человечества, мыслитель, тонко и точно раскрывавший комплекс нравственных вопросов, противоречий и проблем человеческого бытия.

Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском

Расцвет творчества Достоевского В 1860 г. Его появление не вызвало особого интереса у читателя. Однако после выхода в свет «Записок из Мертвого дома», к писателю снова возвращается популярность. Федор Михайлович Достоевский Дело в том, что в «Записках» подробно описывается жизнь и страдания каторжников, о чем большинство простых граждан даже не задумывалось.

В 1861 г. Достоевский вместе с братом Михаилом, создает журнал «Время». Спустя 2 года это издательство закрылось, после чего братья начали выпускать другой журнал — «Эпоха».

Оба журнала сделали Достоевских весьма известными, поскольку в них они печатали любые произведения собственного сочинения. Однако уже через 3 года, в биографии Достоевского наступает черная полоса. В 1864 г.

Кроме этого, у Федора Михайловича накопилось множество долгов. Сложное материальное положение заставило его подписать крайне невыгодный для себя контракт с издателем Стеловским. В 45-летнем возрасте Достоевский закончил написание одного из самых известных своих романов «Преступление и наказание».

Эта книга принесла ему абсолютное признание и всеобщую славу еще при жизни. В 1868 г. Позже писатель признавался в том, что данная книга давалась ему крайне тяжело.

Рабочий кабинет Достоевского в последней квартире в Петербурге Следующими его произведениями стали не менее известные «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» эту книгу многие считают важнейшей в биографии Достоевского. После выхода этих романов Федора Михайловича начали считать совершенным знатоком человеческой психологии , способным в подробностях передать глубинные чувства и подлинные переживания любого человека. Их брачный союз продлился 7 лет, вплоть до ее смерти.

В 60-е годы, во время своего пребывания за рубежом, Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой, с которой у него завязались романтические отношения. Интересно, что девушка стала прототипом Настасьи Филипповны в «Идиоте». Второй и последний супругой писателя стала Анна Сниткина.

Их брак длился 14 лет, до самой смерти Федора Михайловича. У них родилось два сына и две дочери. Анна Григорьевна Достоевская урождённая Сниткина , «главная» женщина в жизни писателя Для Достоевского Анна Григорьевна была не только верной женой, но и незаменимой помощницей в его писательской деятельности.

Более того, на ее плечах лежали все финансовые вопросы, которые она мастерски решала, благодаря своей дальновидности и проницательности. Интересен факт, что Лев Толстой , с которым Достоевский всю жизнь мечтал познакомиться, очень высоко отзывался об Анне.

Для старших детей отгородили часть передней [11] [12]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про «Жар- птицу», «Алёшу Поповича», «Синюю бороду» и другие [13] [14].

Летними вечерами всей семьёй гуляли в Марьиной роще, ездили в Троице-Сергиеву лавру [15] [16]. Начало учёбы Усадьба «Даровое», Зарайский район Уклад, царивший в доме Достоевских, благоприятствовал развитию воображения и любознательности [17]. Достоевский в своих воспоминаниях называл родителей «лучшими, передовыми людьми» [18]. Особенно запомнилось маленькому Фёдору чтение отцом « Истории Государства Российского ».

В десять лет он уже знал главные эпизоды русской истории [19] [20]. Детей начинали обучать с четырёхлетнего возраста, начинали с легких лубочных сказок [17]. Весной 1827 года Михаил Андреевич получил чин коллежского асессора [18]. Летом 1831 года заплатив 30 тысяч рублей ассигнациями приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии.

Это было бедное, худородное село с одиннадцатью крестьянскими дворами [21] [22]. Тем не менее летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Полученные в ходе этой поездки впечатления нашли отражение в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [23] [24]. После возвращения в Москву для старших Михаила и Фёдора начинаются годы учёбы.

Сначала была домашняя учёба — Закон Божий, русский язык, словесность, арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [25] [26]. Каждый день ездили учить французский язык к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который содержал пансион [27] [26].

Сыновья Драшусова преподавали математику и словесные науки [28]. Латыни учил детей сам Михаил Андреевич. Он купил «латинскую грамоту Бантышева» и каждый вечер занимался с Михаилом и Фёдором латынью. Пансион Чермака.

Смерть матери В сентябре 1834 года Михаил и Фёдор Достоевские поступили в пансион Леонтия Ивановича Чермака, считавшийся одним из лучших частных учебных заведений Москвы [27] [29]. Обучение в этом пансионе стоило дорого, но помогала семья старшей сестры мамы Куманины. Режим в пансионе был очень строгий. Ученики занимались практически весь день, начиная с раннего утра до позднего вечера, прерываясь только на молитву и приём пищи.

Курс состоял из трёх классов по одиннадцать месяцев каждый. Тут изучали почти все предметы: математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы. Атмосфера в пансионе была домашней, Леонтий Чермак относился к своим ученикам как к собственным сыновьям, следил за здоровьем, входил в их нужды [30] [31]. Как вспоминают учившиеся в то время, Фёдор Достоевский был серьёзным, вдумчивым молодым человеком, который играм в рекреации предпочитал книги.

Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей [32]. Среди учителей пансиона братья Достоевского особенно выделяли Николая Ивановича Билевича , преподавателя русского языка, который просто сделался их идолом. Он в одно время учился с Николаем Гоголем , участвовал в литературных собраниях, сочинял стихи, занимался переводами Шиллера. По мнению, биографов писателя, именно общение с Билевичем способствовало тому, что Достоевский начал думать о занятиях литературой как о профессии.

По выходным и летними вечерами в доме Достоевских продолжались семейные чтения. Предположительно, с 1835 года у них появляется подписка на журнал «Библиотека для чтения». В начале 1835 года появляются первые признаки тяжелого заболевания матери [34]. В это время она с младшими детьми переезжает в Даровое.

Михаил, Фёдор и Андрей готовились в это время к экзаменам в пансионе [35]. В Даровое они теперь могли приехать только на два летних месяца [36]. Следующее лето 1836 года стало для Марии Фёдоровны последним [37]. В начале 1837 года, не дожив до 37 лет, она скончалась и была похоронена на Лазаревском кладбище [37] [38].

Юность Инженерное училище В мае 1837 года Михаила и Фёдора отец определил в приготовительный пансион Короната Костомарова в Петербурге, для поступления в Главное инженерное училище [39].

До публикации с рукописью романа ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский , которые высоко оценили роман, даже заговорили о «новом Гоголе» [52] [47]. Достоевский был принят в кружок Белинского [53] , он стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым 1846 году.

Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. Белинский, который так восторженно отзывался о первом романе, теперь изменил своё отношение к начинающему писателю, не оценил новаторство «Двойника». Положительную оценку двум первым романам Достоевского дал только начинающий критик Валериан Майков [55] [56]. В конце 1846 года, после стычки с Иваном Тургеневым [57] , разорвал отношения с кружком Белинского и рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. Некрасова [45] и начал печататься в « Отечественных записках » Андрея Краевского [58] ". В январе — феврале 1846 года по приглашению критика Валериана Майкова посещал литературный салон Николая Майкова [59] ,.

Там он познакомился с Иваном Гончаровым [60]. В это же время Достоевский становится участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых, в который также входили поэт А. Майков, критик В. Майков, А. Плещеев [61] , друг и врач писателя С. Яновский и др.

Они устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до конца 1847 года. После размолвки с членами кружка Белинского, здесь Достоевский нашел настоящих, близких по взглядам, друзей. Весной 1846 года А. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем М. Петрашевским , являвшимся почитателем Ш. Фурье [62] [63] однако посещать «пятничные» собрания, устраиваемые им, начал почти через год.

На этих собраниях обсуждались вопросы свободы книгопечатания, перемена судопроизводства, а также освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовали несколько самостоятельных кружков. Один из этих кружков состоял из семи радикально настроенных участников, которые сплотились вокруг называвшего себя коммунистом Н. Достоевский стал членом этого тайного общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществления переворота в стране [64]. Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года Достоевский в числе других петрашевцев был арестован [64] и провёл восемь месяцев в Петропавловской крепости [45]. В начале своего литературного творчества молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала.

Произведения, написанные в ранний период творчества, разножанровые. Однако все критики сходятся во мнении, что лучшим произведением этого периода является роман «Бедные люди» [65]. Каторга и ссылка Инсценирование казни на Семёновском плацу Суд признал Достоевского «одним из важнейших преступников» за чтение и «недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» [66] [67] [68]. Военно-судная комиссия 13 ноября 1849 года приговорила Ф. Достоевского к лишению всех прав состояния и «смертной казни через расстреляние» [69]. В конце ноября Николай I при утверждении приговора петрашевцам сократил вдвое до четырёх лет срок заключения Достоевскому с последующей службой рядовым [71].

Только после этого была приостановлена казнь и осужденным дано помилование. Было назначено наказание в виде каторжных работ [72]. Во время инсценировки казни один из осужденных, Николай Григорьев , сошёл с ума. Испытанные Достоевским ощущения отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе « Идиот » [72] С 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги осужденные находились в Тобольске. Здесь жёны сосланных декабристов Ж. Муравьёва [73] , П.

Анненкова [74] и Н. Фонвизина [75] встретили осуждённых петрашевцев и подарили каждому Евангелие , внутри были спрятаны по десять рублей [76] [77] Достоевский до конца жизни хранил это Евангелие как реликвию [78].

Но люди читают. И может быть, наслаждаются. Видят жадность, тупость, сладострастие и прочие человеческие пороки. Это одна из особенностей его стиля, раскрытия героев. Всю мерзость они из себя достают.

Причём и мужчины, и дамы. У него есть определённые их типажи. Например, женщины-вамп: Настасья Филипповна или Грушенька. Своё природное предназначение они игнорируют. Основная их задача — иметь власть над поклонниками. Унижать, заставлять кидаться в огонь, показывать низменные чувства. Героиня «Идиота» могла в итоге стать женой и матерью, уважаемой женщиной.

Получить в приданое капитал. Кроме того, у неё появилась возможность выйти замуж за князя Мышкина, тоже вдруг разбогатевшего. Но в итоге она говорит, что не нужен ей никакой князь: слишком святой. Над Рогожиным хочет властвовать и издеваться. Эти двое продолжили мериться своим эго. А в конце концов он её зарезал. Что можно сказать об идейной составляющей?

Тяжёлая судьба заставила Достоевского эволюционировать. Сначала он был почти революционером, но царь преподал ему страшный урок. Кстати, Федор Михайлович Николая I за это благодарил. Как ни странно, ожидание расстрела сдвинуло его внутренние пласты в сторону традиционных ценностей. Когда он писал свои последние романы, возьмём тех же «Братьев Карамазовых», досталось уже всем. Даже церкви. В главе «Легенда о великом инквизиторе» речь идёт о том, что ей уже и Бог не нужен.

Она сама хочет властвовать и править. Но особенно автор в своих книгах проехался по революционерам. Тут мы подходим к ещё одному важному моменту: Достоевский и современность. Актуален ли он в наше время? Что в сухом остатке? Здесь наиболее важным романом, на мой взгляд, являются «Бесы». Это произведение о сегодняшнем моменте.

Писатель первым заметил новый тип человека — слой, который постепенно развился из разночинцев. Люди мерзкие и подлые, без царя в голове, готовые на любые перевороты ради личной выгоды и власти. При этом гордящиеся собственной греховностью и пороками. Один из героев романа — красавец и богач Ставрогин изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой издатель Катков даже не хотел печатать тот ужасный эпизод. И вот виновник приходит к отцу Тихону, рассказывает, какой он негодяй, кается. А потом говорит: «Хочу, чтобы все об этом знали». Напечатал прокламацию, где описал своё преступление, и намерен распространить.

Когда я читаю эту историю, понимаю, что у нас такой тип умножился. Вспоминаю современных блогеров, которые в открытом эфире кого-то бьют и показывают, какие они подонки. А толпа смотрит и наслаждается. Мерзость, возведённая в ранг удовольствия. Достоевский это заметил. Второе важнейшее качество, выявленное им у таких людей, — презрение к своей родине. Оно возникло не только у диссидентов и либералов ХХ века.

Описанная в «Братьях Карамазовых» смердяковщина — классика. Когда читаю рассуждения гнусного персонажа, перед глазами встаёт образ Новодворской и ей подобных. Они упиваются ненавистью к стране, где родились и за счёт которой жили или живут. Более того, грех нынче выползает наружу в массовом масштабе. Он уже не просто прячется, а диктует условия игры. Посмотрите, сколько сегодня извращенцев открыто и агрессивно выступают против божественного замысла. Или с виду приличные люди выдают фразы о том, что лучше бы немцы нас завоевали — пили бы мы сейчас баварское пиво.

Либо так называемые деятели культуры, которые часто стремятся взять какое-нибудь классическое произведение. И изгадить. А потом в мерзости и извращённом виде показать нам. Такой собирательный типаж Фёдор Михайлович угадал. Ещё один важный момент относительно «Бесов» касается идеалистов. Недавно я побывал в Ульяновске. Посмотрел, где вырос и как жил Ленин.

Понял, что Владимир Ильич вышел из идеальной семьи. Воспитывался в чудесной обстановке. И должен был стать нежным идеалистом. Как в том же романе Достоевского — папа Верховенский. Но уже его сынок — подонок и бес. То есть от идеализма до мракобесия один шаг, потому что это крайности. Нормальный человек принимает многообразие мира, а идеалист не может.

Если в жизни что-то не так, ему надо её разрушить. В чём же главная проблема этих героев? Они не верили в Бога. От этого и маялись. Пытались познать его разными способами, но не могли.

Биография Федора Михайловича Достоевского

В этом высоком юноше не сразу узнаешь Федора Михайловича. 3 вариант. Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Федор Михайлович Достоевский – кем он был в глазах современников?

«Биография Достоевского за 20 минут: факты и мифы»

Трутовского, итальянский карандаш, бумага, 1847. Государственный музей истории российской литературы имени Владимира Даля Достоевский рассорился с Белинским, и тот выгнал его из своего кружка. А также с Некрасовым , и тот перестал его публиковать в своем журнале «Современник». Правда молодого писателя тут же захотел печатать Андрей Краевский в своих «Отечественных записках». Да и в целом «Бедные люди» дали такой мощный старт Федору Михайловичу, что он, несмотря на неуспех «Двойника», все-таки сохранил широкий круг знакомств с самыми интересными и значимыми людьми того времени.

Петрашевцы и тайное общество Г од 1946 ознаменовался для Достоевского судьбоносной встречей с М. Михаил Васильевич каждую пятницу устраивал в своем доме встречи, где революционно настроенные люди обсуждали варианты преобразования России. Петрашевцы говорили о многих «крамольных» вещах: отмене крепостного права и освобождении крепостных крестяьн свободе книгопечатания прогрессивных изменениях в системе судопроизводства и прочих злободневных вопросах. Помимо «пятниц» Петрашевского Достоевский посещал также кружок Николая Спешнева.

Николай Александрович из восьми самых рьяных петрашевцев составил кружок, куда попал и Достоевский. Эта восьмерка составила самое настоящее тайное общество, члены которого ратовали за самые серьёзные действия вплоть до переворота. На этих встречах Достоевский множество раз зачитывал вслух «Письмо Белинского Гоголю », которое носило явный революционный характер и было запрещено к печати и распространению. Достоевский: Роман «Белые ночи» В 1848 году вышел еще один роман Достоевского «Белые ночи», который снова был принят с восторгом.

Но насладиться заслуженной славой писателю не пришлось: за петрашевцами уже давно наблюдала тайная полиция, и в апреле 49-го года молодого писателя арестовали. Арест Достоевского О н провел 8 месяцев в Петропавловской крепости. Достоевский держался достойно, в камере много читал и даже написал рассказ «Маленький герой». На допросах вел себя сдержанно, не оговаривал своих товарищей, всеми силами защищал брата которого тоже арестовали, но через месяц отпустили , но вину свою не признавал.

Достоевский называл себя вольнодумцем и настаивал на том, что все петрашевцы желают добра своему Отечеству и действуют из любви к оному. Очевидно, что писатель верил в положительный исход всей этой истории. Приговор Однако в начале 1850 года был оглашен приговор — казнить петрашевцев. Приговоренные не знали, что император Николай I задумал очень коварный эксперимент: расстрел был заменен каторгой, однако заключенным об этом не сказали заранее.

Достоевский под арестом на гауптвахте, здание которой располагалось на Сенной площади. Здесь он был 21 и 22 марта 1874 г. Достоевский попал во вторую «тройку». Их облачили в специальные рубахи, опустили капюшоны, солдатам дали приказ «пли».

Но выстрела не последовало. Несколько мгновений оглушающей тишины. Затем — топот копыт и адъютант вручает генералу Сумарокову пакет от императора, где сообщается о помиловании… Федор Достоевский писал, что этот момент перевернул всю его жизнь. Те несколько минут, которые отделяли его от, казалось бы, неминуемой смерти, навсегда изменили мировосприятие писателя.

Григорьев тронулся умом… Еще несколько арестантов разрыдались прямо на плацу, узнав о помиловании… Это был тяжелый момент. Достоевский на каторге Ф едор Достоевский был лишен всех званий и привилегий и сослан отбывать наказание в Омскую крепость. Сначала писатель тяжело переживал каторгу.

И Раскольников действительно убивает человека. He потому убивает, что хочет её «ограбить», а для принципа, из идеи. Чтобы «осмелиться». Учение Раскольникова о новом человеке, которому будет всё позволено, потому что он будет царь и Бог , имеет очень много общего с появившимся через несколько десятков лет после «Преступления и наказания» учением Ницше о «сверхчеловеке».

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь». И всё это надо для того, чтобы наконец явился человек-властелин. Только для этой высшей цели имеет смысл существование всех обыкновенных, маленьких людей. Идейное, «головное», «теоретическое» убийство Раскольникова — противоречит его сердцу.

И он страдает поистине голгофскими страданиями. И сердце, в конце концов, берёт верх. Он говорит о своём преступлении сначала любимой девушке, Соне, потом следователю и принимает наказание как искупление за свой грех. В Раскольникове до последних пределов, до ужасающих крайностей доведено поклонение перед «человеческой личностью». Достоевский никогда не останавливался на полдороге, всегда идею доводил до последней черты, не боялся заглядывать ни в какие бездны, которые за этой чертой открывались. И он показал со всей ужасающей реальностью — куда ведёт человеческую душу провозглашение себя, своего желания, своей воли высшим мерилом всего. Ведёт к преступлению.

К страшному надрыву, к безмерным страданиям человеческим. He только в русской, но и во всемирной литературе нет «такой силы атеистических выражений», как в Иване Карамазове. В Раскольникове Достоевский бесстрашно доводит до конца идею человека-Бога, в Иване Карамазове — идею отрицания. Перед отрицанием и неверием Ивана Карамазова — детским лепетом кажутся наши обычные «интеллигентские» «непризнавания» Бога. Иван Карамазов отрицает не по «недомыслию» и даже не по «неверию», а с точки зрения высшей правды. Здесь против Бога — Бог же. Добро и жизнь низвергаются своим же собственным оружием.

Такое отрицание правды — во имя правды же, самое сильное, самое безнадёжное отрицание, какое можно только себе представить. Это не наивный атеизм «недоучек», не признающих Бога потому, что его «не видно», это самая высшая точка отрицания, отрицающая не по «внешним» соображениям, a по внутренней сущности. Иван Карамазов готов признать Бога, готов допустить, что когда-нибудь наступит рай на земле и вся тварь восхвалит Господа, он даже «вечную гармонию» признаёт в конце мировой истории, — и всё-таки ни гармонии, ни мира не принимает. И не принимает в силу требований совести, а не по легкомыслию, опять-таки, и не по гордости. А именно во имя правды. Вот эти, воистину огненные, строки «Братьев Карамазовых»: Разговор происходит между братьями Иваном и Алёшей. Алёша верующий, «тихий» ученик старца Зосимы.

Братья росли врозь и почти не знают друг друга. Они знакомятся. И вот тут-то Иван и признаётся в своём «бунте». Он рисует перед Алёшей целый ряд бессмысленных и чудовищных страданий детей. Маленький дворовый мальчик зашиб ногу любимой собаки генерала помещика. Мальчика взяли, вывели в поле. Притащили и мать его.

Затравили в глазах матери и псы растерзали ребёнка в клочки! Секут пять, десять минут, дальше, больше, чаще. Ребёнок кричит, ребёнок, наконец, не может кричать, задыхается: «папа, папа, папочка, папочка! Они били её, секли, пинали ногами. Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ней делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к «Боженьке», чтобы Тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой Божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Взрослые согрешили. Съели «яблоко».

Но дети невинны. И страдания их кажутся ему полнейшей «ахинеей», попранием самых элементарных требований правды. И вот, основываясь на всех этих чудовищных и бессмысленных страданиях, на этой неправде, он не хочет и не может принять ни Бога, ни мира, ни гармонии, — если бы они и существовали. Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. He стоит она слезинки, хотя бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слёзками своими к «Боженьке»! И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены. He хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим её сына псами!

He смеет она прощать ему! Если хочет, пусть простит за себя, пусть простит мучителю материнское, безмерное страдание своё; но страданий своего растерзанного ребёнка она не имеет права простить, не смеет простить мучителя, хотя бы сам ребёнок простил ему! Лучше уж я останусь при неотмщённом страдании моём и неутолённом негодовании моём, хотя бы я был и неправ. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. He Бога я не принимаю, Алёша, а только билет Ему почтительнейше возвращаю» 23. Но если пережить до конца, вместе с его героями их муку, как пережил её Достоевский, то не к отчаянию придёшь, а к «гимну», к осанне!

Это не будет «самодовольная» религия обычного христианства, — это будет религия христианства голгофского. Гимн и осанна не будут приятно услаждать слух, — пройдя через «горнило сомнений», они будут подымать душу на великий жизненный подвиг. Пусть человек «из подполья» обозлился на жизнь и оплевал всё самое светлое в человеческом сердце. Пусть Раскольников пролил кровь, чтобы стать человекобогом, пусть Иван Карамазов «билет свой почтительнейше возвращает». Все они и десятки других, измученных и страшных героев Достоевского, взятые в целом, поют хвалу Богу, ибо в страдании их лучшее и неопровержимейшее свидетельство — о живом Боге. He задыхался бы от тоски человек, превративший мир в подполье, если бы не было в душе его бессмертной души; не измучила бы «преступника» Раскольникова совесть, если бы не было неправды в его гордом посягательстве на обожествление личности; не восставал бы на Бога, не «бунтовал» бы Иван Карамазов, если бы не любил людей и не верил в правду. Голгофским страданием своим поют они гимн Богу, думая, что хулят его.

И их мученическая песнь сливается с светлой и радостной песнью других, светлых образов Достоевского: кн. Мышкина, старца Зосимы и Алёши Карамазова. А в общем получается гимн полнозвучный, получается именно то всеобъемлющее содержание, которое и должно быть в настоящем христианстве, где мука Голгофы соединяется с радостью Воскресения. И услышал эту великую песнь Достоевский, потому что как никто глубоко заглянул в человеческую душу. Об его творчестве можно сказать его же собственными словами: «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я конечно народен ибо направление моё истекает из глубины христианского духа народного , хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему. Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.

Но ему хотелось не только разгадать душу человеческую, ему хотелось схватить судьбы человеческие в целом. Ему хотелось осмыслить ход мировых событий и уяснить, какая роль в них принадлежит русскому народу. Отсюда публицистика Достоевского, органически связанная с его общим религиозным миропониманием. Достоевского принято считать «консерватором». Какое грубейшее недоразумение! He в ту монархическую форму, какой она фактически является в истории, а в идеализованную, где между царём и народом, как между отцом и детьми, нет никаких «средостений». Эта вера в царя вытекла у Достоевского из религиозных начал и из желания согласовать свои взгляды с духом народным.

А он убеждён был, что народ только такую форму правления и согласится признать. Но только эта идея и была в нём «консервативной». Все же остальные черты общественных идеалов, вполне ужившиеся в нём с монархизмом, до того резко расходятся с обычными консервативными взглядами, что, я думаю, уж скорей можно называть его «революционером», чем «консерватором». Хотя, конечно, Достоевский не был ни тем, ни другим. Недаром в «Дневнике писателя» он говорит о себе: «Вообще, скажу, что считаю себя всех либеральнее, хотя бы по тому одному, что совсем не желаю успокоиваться» 25. И действительно, «одного этого» было бы вполне достаточно, чтобы раз навсегда освободиться от нелепых обвинений в «консерватизме». Консерватор тот, кто хочет остановить жизнь в одном положении, кто хочет, чтобы она застыла, «консервировалась», потому что не верит в её движение.

Достоевский же весь стремление вперёд. Перед ним рисовались такие широкие, такие несбыточные перспективы человеческого счастья, что ни одному, самому радикальному реформатору жизни без Бога, на почве социализма, и во сне не снилось. Посмотрим же, каковы были общественные идеалы «консерватора» Достоевского. Прежде всего Достоевского занимал вопрос религиозный. И вот что пишет он о «свободе совести»: «Полная свобода вероисповедания и свобода совести есть дух настоящего христианства. Уверуй свободно — вот наша формула. He сошёл Господь с креста, чтобы насильно уверить внешним чудом, а хотел именно свободы совести.

Вот дух народа и христианства, если же есть уклонения, то мы их оплакиваем» 26. Едва ли хоть один из наших современных консерваторов подписался бы под этими словами! С глубоким и подлинно религиозным негодованием относился Достоевский ко всякому деспотизму, и тем более к деспотизму религиозному. Сожигающего еретиков я не могу признать нравственным человеком, ибо не признаю тезис, что нравственность есть согласие с внутренними убеждениями. Это лишь честность русский язык богат , но не нравственность. Нравственный образец и идеал есть у меня — Христос. Спрашиваю: сжёг ли бы Он еретиков?

Ну, так значит, сжигать еретиков есть поступок безнравственный. Инквизитор уже тем одним безнравственен, что в сердце его, в совести его могла ужиться идея о необходимости сожигать людей» 27. Таким образом, «консерватор» Достоевский прежде всего требовал религиозной свободы. Но мало освободить совесть. Надо дать просвещение. И вот опять-таки Достоевский является, как и должен истинный христианин, самым передовым человеком. У него есть даже «набросок» плана первоначальной школы.

Кто грамотен, тот уже двинулся, тот уже пошёл и поехал, тот уже вооружился, и увидите, как в несколько лет у вас уже сами собой явятся школы для крестьян повыше: потребность вырастет, охота родится и школы сами произойдут». Религиозная свобода, просвещение, — и третье, что нужно для народа, это — кусок хлеба. Надо, чтобы народ перестал голодать. И Достоевский говорит: «Облегчить народ... Где взять денег? Для этого непременно и неотложно обложить налогом высшие богатые классы и тем снять тягость с бедного класса... Аксиома, что там и благосостояние, где твёрдо стоит земледелие...

He будет земледелия — не будет и финансов». He придут ли в ужас ото всех этих требований Достоевского настоящие консерваторы? Но это ещё не всё. Достоевский верил в народную правду. Он был убеждён, что настоящее, живое религиозное чувство живёт только у простого народа. А оно и есть высшая человеческая мудрость. Народ — вор, пьяница, груб, не развит, но в страданиях своих, в терпении своём, — он познал сердцем живого Христа.

В 1861-1864 гг. На их страницах появились роман Достоевского "Униженные и оскорбленные" 1861 , а также его повести "Записки из Мертвого дома" 1862 и "Записки из подполья" 1864. Летом 1862 г. Тогда же начался длительный период увлечения писателя игрой в рулетку, длившийся около десяти лет и поставивший его на грань разорения. В 1864 г. В 1866 г. Осенью того же года при помощи стенографистки Анны Сниткиной 1846-1918, в 1867 г.

С весны 1867 г. В 1868 г. Благодаря этому роману Достоевский смог погасить свои долги в казино и через несколько лет окончательно отказался от азартных игр. К 1869-1870 гг. Он не был осуществлен, однако идеи, которые писатель намеревался развить, нашли отражение в его последующих произведениях. Первым из них стал роман "Бесы" 1871-1872 , созданный под впечатлением от дела студенческого социалистического кружка Сергея Нечаева, участники которого в 1869 г. Летом 1871 г.

В 1873 г.

Они дарят ему Евангелие — его единственную книгу на каторге. Евангелие станет основой его творчества, и позднее отражение этого эпизода мы увидим в романе «Преступление и наказание», где Соня с Раскольниковым также читают священное писание. Свой «каторжный» экземпляр Евангелия Достоевский хранит всю жизнь и передает его с благословением своему сыну Федору.

Годы, проведенные в остроге, будут переосмыслены в романе «Записки из мертвого дома». Достоевский изобразит далекую и малоизвестную сибирскую каторгу в живых и ярких образах, причем даже в лицах закоренелых злодеев он найдет признаки человечности. На каторге Достоевский также знакомится с молодым офицером Дмитрием Ильинским, что несправедливо осужден на 20 лет за мнимое отцеубийство. Эта историю в последствии будет взята за фабулу романа «Братья Карамазовы» 1879-1880.

После завершения каторги Достоевский служит рядовым и унтер-офицером, прапорщиком, в 1859 году в чине подпоручика уходит в отставку, а в конце года получает право вернуться в Петербург. Каторга не проходит бесследно для здоровья писателя: вскоре он начинает испытывать приступы эпилепсии эта проблема соотношения физического и нравственного здоровья человека будет представлена в романе «Идиот», главный герой которого — князь Мышкин также страдает падучей болезнью. Но все же, несмотря на все трудности и лишения, каторга примиряет Достоевского с жизнью, он возвращается, просветленный пониманием ее смысла и значения. Фотография М.

На страницах этих журналов он печатает свои ранние произведения «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», «Записки из подполья» и другие. В 1862 году Достоевский отправляется в Европу. Но его финансовое положение оставляет желать лучшего. Из-за долгов писатель вынужден оставить работу над «Преступлением и наказанием» «психологическим отчетом одного преступления», как о своем романе говорил сам автор и подписать с издательством договор на создание в кратчайшие сроки другого романа.

Эх, хотя бы один роман написать, как Толстой или Тургенев, — не наскоро и не наспех», — пишет он в тот драматичный момент своему брату Михаилу и приступает к «Игроку», в котором отражает свои непростые отношения с Аполлинарией Сусловой женой Василия Розанова и рулеткой. Записать роман ему помогает профессиональная стенографистка Анна Сниткина, а в следующем году она становится его супругой, будучи на 25 лет моложе писателя. В 1868 году Достоевский завершает работу над «Идиотом», где пытается изобразить положительно прекрасного человека.

Образование

  • Биография - Федор Достоевский. Антология жизни и творчества
  • Жизнь и творчество писателя по датам
  • Первые литературные публикации Достоевского
  • Федор Достоевский. Биография Достоевского. Интересные Факты о Достоевском. Жизнь Достоевского Кратк
  • Первые литературные публикации Достоевского

Купите товары, связанные со статьёй

  • Происхождение и ранние годы
  • Русский писатель, философ, публицист
  • Достоевский Федор Михайлович (краткая биография, творчество)
  • Поиск по сайту

Федор Достоевский

Фёдор Достоевский учился в элитном частном московском пансионе, поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти. Хотя известность Федор Михайлович Достоевский, биографию и интересные факты о жизни которого мы разобрали в этой статье, приобрел еще при жизни, настоящая, грандиозная слава пришла к нему лишь после его смерти. Федор Михайлович Достоевский на смертном одре. Федор Михайлович Достоевский начал проявлять признаки эпилепсии ещё в детстве, о чем свидетельствуют записи в дневниках его матери и брата. Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни.

Достоевский, Федор Михайлович

Классик русской литературы, писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года. В этом высоком юноше не сразу узнаешь Федора Михайловича. 3 вариант. Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве.

Ф.М. Достоевский: Биография. Интересные факты

Интересная биография великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, философа и публициста. Хотя известность Федор Михайлович Достоевский, биографию и интересные факты о жизни которого мы разобрали в этой статье, приобрел еще при жизни, настоящая, грандиозная слава пришла к нему лишь после его смерти. С трибуны же Аксаков произнес: «Я считаю речь Федора Михайловича Достоевского событием в нашей литературе. 6 февраля 1857 года Федора Михайловича Достоевского и Марию Дмитриевну Исаеву обвенчали в Кузнецкой церкви, но счастливая семейная жизнь не сложилась. Биография и эпизоды жизни Федора Достоевского. Федор Достоевский окончил инженерное училище в звании инженера-подпоручика и отправился на службу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий