Новости юлий осипович мартов

Юлий Осипович Мартов (псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический.

Юлий Мартов, его жизнь, идеи и революционная деятельность

Мартов Ю. О. Мартов (Цедербаум) Юлий Осипович (1873-1923) — вместе с В. И. Лениным — основатель Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Юлий Осипович Мартов (псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. Ю́лий О́сипович Ма́ртов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Трагедия русского казачества (март 2014 г.).

Читайте также

  • Юлий Мартов
  • Мартовский код // — Глобальный еврейский онлайн центр
  • Они начинали как соратники
  • Мартов, Юлий Осипович — Коммунистическая Энциклопедия

Мартовский код

Главная» Новости» Мартов юлий. Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. Неоднозначной была реакция Мартова на разгон Учредительного собрания, поскольку Юлий Осипович считал этот орган «единственно правильным». Мартов, Юлий Осипович — Запрос «Мартов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Л. Мартов Имя при рождении: Юлий Осипович Цедербаум Дата рождения: 24 ноября 1873(1873-11-24) Место рождения: Константинополь.

Юлий Мартов

  • Смотрите также
  • Читайте также
  • СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ.
  • Мартовский код // — Глобальный еврейский онлайн центр
  • Мартов Юлий Осипович. Большая российская энциклопедия
  • Революционные взгляды и идеи Мартова после событий Первой мировой войны

Мартовский код

Юлий Осипович Мартов (псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический. Сестра Лидия объясняет этот выбор тем, что Юлий Осипович считал март самым революционным месяцем, ссылаясь на события 1848 года в Европе. Лев Мартов (настоящее имя Юлий Осипович Цедербаум) — участник социал-демократического движения с 1892 г.; с 1895 г. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшев. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум), (1873 — 1923) — профессиональный революционер, лидер меньшевизма, теоретик и практик социал-демократического движения, участник революционного движения с 1892 г., один из создателей. 1923) - русский социал-демократ, один из лидеров меньшевизма.

10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина

Детство Мартова Ю.О. Родился Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) 24 ноября 1873г. в Константинополе в зажиточной еврейской семье. Юлий Осипович Мартов родился в семье российского купца, в Константинополе. Мартов, Юлий Осипович — Запрос «Мартов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Л. Мартов Имя при рождении: Юлий Осипович Цедербаум Дата рождения: 24 ноября 1873(1873-11-24) Место рождения: Константинополь. Автор: Мартов Юлий Осипович (1873—1923, настоящая фамилия Цедербаум) — политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. Главная» Новости» Мартов юлий. Мартов, Юлий Осипович — Запрос «Мартов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Л. Мартов Имя при рождении: Юлий Осипович Цедербаум Дата рождения: 24 ноября 1873(1873-11-24) Место рождения: Константинополь.

10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина

Работал заведующим литературной частью Ленинградского Малого театра оперы и балета, Ленинградской областной филармонии, заведующим редакционно-издательским отделом Ленинградского областного управления культуры, преподавал в Ленинградском государственном институте культуры и Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории. Автор многочисленных пьес, кино-и телесценариев, либретто для опер и оперетт, произведений для детей, песен для театральных постановок и кинофильмов. Цена: 500 руб. В издательстве журнала «Звезда» вышел третий сборник стихов эстонского поэта Калле Каспера «Да, я люблю, но не людей» в переводе Алексея Пурина. Ранее в нашем издательстве выходили книги Каспера «Песни Орфея» 2018 и «Ночь — мой божественный анклав» 2019. Сотрудничество двух авторов из недружественных стран показывает, что поэзия хоть и не начинает, но всегда выигрывает у политики. Цена: 150 руб.

Жизнь и творчество Льва Друскина 1921-1990 , одного из наиболее значительных поэтов второй половины ХХ века, неразрывно связанные с его родным городом, стали органически необходимым звеном между поэтами Серебряного века и новым поколением питерских поэтов шестидесятых годов. Унаследовав от Маршака своего первого учителя и дружившей с ним Анны Андреевны Ахматовой привязанность к традиционной силлабо-тонической русской поэзии, он, по существу, является предтечей ленинградской школы поэтов, с которой связаны имена Иосифа Бродского, Александра Кушнера и Виктора Сосноры.

Воспоминания полковника А.

Логинова о создании 18-й Московской дивизии народного ополчения. Логинова как источник по истории создания Московского народного ополчения в 1941 г. Лукашин А.

Документы большевистского руководства о высылке инакомыслящей интеллигенции и политической оппозиции в 1922-1923 гг. Санкт-Петербург, 17-18 ноября 2022 г. Серия 27: Глобалистика и геополитика.

Лыкова Л. Историческое наследие и современность». В соавт.

Мельтюхов М. Публикация для страницы Росархива «Вконтакте». Артизов; составители В.

Аракчеев, Д. Безьев, Е. Григорьев, Н.

Кириллова, Р. Садыков, П. Скороспелов, А.

Сорокин, А. Степанов, Т. Царевская-Дякина, Ю.

Эскин, А. Одинцов М. И, Кочетова А.

Сентябрь-декабрь 1943 г. Воспоминания М. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

Судьба хирурга и житие святителя. Архиерейский собор 8 сентября 1943 г. Санкт-Петербург, 27-28 июля 2023 г.

Сборник статей. Архиепископ Крымский Лука Войно-Ясенецкий. Карпов — председатель Совета по длам Русской православной церкви.

Соломонова об анархистском движении в Минске 1905-1907 гг. Том 9. Рублев Д.

Махно и Махновское движение в оценках российских и украинских анархистов. Анархист, дипломат, директор архива: жизнь и общественно-политическая деятельность И. Всероссийская федерация анархистской молодежи 1918-1919 гг.

Государственно-капиталистическая модель экономики: взгляд П. Серия 21: Управление государство и общество. Савельев П.

Глава 5. Большая российская энциклопедия bigenc. Пропагандистская деятельность Д.

Социал-демократическая фракция Государственной думы ноябрь 1907 — июнь 1912 г.

Селеменев, В. Кондрашин отв. Воинов отв. Минск: НАРБ, 2023. Гиоева Т. Карл Маркс и Парижская коммуна: к 150-летию выхода в свет работы К.

Маркса «Гражданская война во Франции». Музей К. Энгельса и его роль в системе политпросвещения в советский период.. Григорьев Е. Дацишина М. Технологии пропаганды: Экспорт из нацистской Германии на временно оккупированные советские территории. Журавлев В.

Советский Союз: от образования до распада материалы Круглого стола-презентации в Центре социально-политической истории, Москва, 19 декабря 2022 г. Серия: История и политические науки. Российская социал-демократия и исторический выбор России. Зеленов М. Отчеты ленинградского гублита за 1925 г. Выступления Я. Свердлова и Л.

Кагановича на совместном заседании губкома, органов власти и управления в Нижнем Новгороде. Декабрь 1918 г. Зеленов, О. Невский — участник и историк первой российской революции. Исследования по истории советской цензуры, опубликованные в 2018—2021 гг. СПб : РНБ, 2023. Ждановым за 1936—1937 гг.

Зеленов, А. Историки России. История России для технических вузов. Чернобаев А. Бондаренко А. ISBN 978-5-9916-2822-5. Кондрашин В.

Актуальность исследований П. Накануне сплошной коллективизации: 1928 — 1929 гг. Государственная власть и крестьянство. Горский, В. Семенова-Тян-Шанского, 2023. Спецвыпуск о модернизации. Документы архивов ЗАГС о демографической ситуации в советской деревне во время голода 1932—1933 гг.

Спецвыпуск о демографии. Профессор Иван Михайлович Ионенко: личность и время. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2023. Размышления после прочитанной статьи профессора А. История, педагогика, филология. Региональные столицы России — точки опоры и роста: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием Екатеринбург — Пермь, 20—22 сентября 2023 г.

Дан , С. Ежова и В. Шурин Ф. Дядя Е. Революционная деятельность в России 1891—1901 В 1891—1892 гг. Арестован, освобождён под залог. В 1892 г. В 1893 г. С 1895 г. В январе 1896 г. В 1897 г. Туруханск ныне деревня Старотуруханск Туруханского района Красноярского края. В заключении и ссылке написал брошюры «Современная Россия», «Народничество прежде и теперь», «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России», изданные эмигрантским «Союзом русских социал-демократов» в 1898—1900 гг. Аксельрода и В. Эти работы отражали систему взглядов Мартова на современную ему Россию отсталая по сравнению европейскими странами, с реакционным политическим режимом, динамично развивавшимся капитализмом в промышленности и перспективы её развития по пути демократии и социализма ожидал скорую демократическую революцию в России, а её переход к социализму связывал с мировой пролетарской революцией. Также обосновывал в данных брошюрах ведущую роль гегемонию пролетариата на этапе демократической революции в России и ближайшие требования РСДРП «программа-минимум». Помимо преобразований в экономике выделял в качестве условия перехода России к социализму создание «свободного народного государства» термин Ф. Лассаля по образцу США или Швейцарии. В 1900 г. Потресовым и В. Лениным занимался формированием групп содействия газете «Искра» в России. Участник Псковского совещания искровцев с П. Струве и М. Туган-Барановским с целью привлечения их к сотрудничеству март — апрель 1900. Впоследствии возглавлял группу содействия газете «Искра» на Юге России Полтава, 1900—1901. Первая эмиграция 1901—1905 В марте 1901 г. Редактор и ведущий публицист газеты «Искра». Участвовал совместно с П. Аксельродом и В. Засулич в согласовании подготовленных Г. Плехановым и В. Разошёлся с Лениным во взглядах на соотношение морали и политики дело Н. Баумана и по вопросам партийного строительства, в отличие от него считал, что переход от кружковой организации социал-демократического движения к партийной должен происходить «снизу», а не усилиями только «вождей», с участием и антиискровских элементов социал-демократии. Делегат II съезда РСДРП июль — август 1903, Брюссель, Лондон , на котором внёс альтернативное ленинскому определение условий членства в партии — работа под контролем и руководством одной из партийных организаций вместо обязательного личного участия в деятельности низовой организации, на чём настаивал Ленин.

Юлий Мартов

  • СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ.
  • Полюбуемся на роковую красавицу российского кино Анну Самохину!
  • Юлий Мартов, его жизнь, идеи и революционная деятельность
  • Критика Сталина и восстание против ленинизма: как меньшевики не смогли взять власть в России

СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ.

В то время значительную часть земледельческих регионов России охватил голод из-за неурожая. В связи с этим радикально настроенное студенчество рассчитывало на стихийные крестьянские бунты, которые приведут к походу деревни на город. В этих условиях планировалось заручиться поддержкой солдат и рабочих для захвата власти в столице. Местом ссылки Мартова стал город Вильно в настоящее время литовский Вильнюс , По переписи 1897 года в городе проживали 154 тыс. Поэтому литовскую столицу называли «Северный Иерусалим».

В Вильно Мартов нашел единомышленников и стал одним из лидеров местных социалистов. Помимо организации политических кружков, он участвовал в написании прокламаций, которые печатались в подпольной типографии и распространялись среди ремесленников и рабочих. В ходе этой деятельности он познакомился с руководителями еврейских социал-демократических организаций Ароном Кремером и Исайей Айзенштадтом. Они сошлись на идее объединения разрозненных политических кружков в единую организацию.

Вскоре появилась партия под названием «Бунд», что означает «Союз» на идише. Знакомство с Лениным В октябре 1895 года Мартов вернулся в Петербург после двухлетней ссылки. Он планировал наладить издательское дело и печатать агитационные материалы для бастующих рабочих. Произошла его встреча с Александром Потресовым, университетским приятелем, который тогда занимался изданием книги «Монистический взгляд на историю» ведущего российского теоретика марксизма Георгия Плеханова.

После знакомства с этим произведением Мартов окончательно отказался от народнических предрассудков, укрепился в своих убеждениях и стал приверженцем учения Маркса. Плеханов находился в эмиграции с 1880 года, жил в Швейцарии. Оказалось, что Потресов во время заграничного путешествия познакомился с «отцом русского марксизма». Плеханов тяготился своей оторванностью от родины и хотел наладить практическую работу в России, чтобы его теоретические разработки могли реализоваться, претвориться в жизнь.

Совета РД, в Орг. С дек. Участвовал во многих меньшевист. Отвергал тактику бойкота Гос. В 1906 выслан за границу. Один из идеологов ликвидаторства, но предостерегал против абсолютизации легальной деятельности. Один из авторов и редакторов 5-томника "Обществ, движение в России в нач. На янв. В 1911 сблизился с меньшевиками-партийцами. В 1912 дел.

Августовской конф. Вена , вошёл в Загран. В нач. Выступал за скорейшее окончание войны и демокр. Участник Циммервальдской авг. Юлий Мартов фотография О Февр. Вначале сохранял убеждённость в правоте меньшевист. Исходя из обязательности для успешной соц.

Минск: НАРБ, 2023. Гиоева Т.

Карл Маркс и Парижская коммуна: к 150-летию выхода в свет работы К. Маркса «Гражданская война во Франции». Музей К. Энгельса и его роль в системе политпросвещения в советский период.. Григорьев Е. Дацишина М. Технологии пропаганды: Экспорт из нацистской Германии на временно оккупированные советские территории. Журавлев В. Советский Союз: от образования до распада материалы Круглого стола-презентации в Центре социально-политической истории, Москва, 19 декабря 2022 г. Серия: История и политические науки.

Российская социал-демократия и исторический выбор России. Зеленов М. Отчеты ленинградского гублита за 1925 г. Выступления Я. Свердлова и Л. Кагановича на совместном заседании губкома, органов власти и управления в Нижнем Новгороде. Декабрь 1918 г. Зеленов, О. Невский — участник и историк первой российской революции. Исследования по истории советской цензуры, опубликованные в 2018—2021 гг.

СПб : РНБ, 2023. Ждановым за 1936—1937 гг. Зеленов, А. Историки России. История России для технических вузов. Чернобаев А. Бондаренко А. ISBN 978-5-9916-2822-5. Кондрашин В. Актуальность исследований П.

Накануне сплошной коллективизации: 1928 — 1929 гг. Государственная власть и крестьянство. Горский, В. Семенова-Тян-Шанского, 2023. Спецвыпуск о модернизации. Документы архивов ЗАГС о демографической ситуации в советской деревне во время голода 1932—1933 гг. Спецвыпуск о демографии. Профессор Иван Михайлович Ионенко: личность и время. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2023. Размышления после прочитанной статьи профессора А.

История, педагогика, филология. Региональные столицы России — точки опоры и роста: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием Екатеринбург — Пермь, 20—22 сентября 2023 г. Екатеринбург: «Альфа Принт», 2023. Формирование «советской модерности» и региональная элита в 1960—1970-е гг. Выпуск 3 С.

Вячеслав Вербин Вячеслав Михайлович Дреер — драматург, поэт, сценарист. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «театроведение». Работал заведующим литературной частью Ленинградского Малого театра оперы и балета, Ленинградской областной филармонии, заведующим редакционно-издательским отделом Ленинградского областного управления культуры, преподавал в Ленинградском государственном институте культуры и Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории.

Автор многочисленных пьес, кино-и телесценариев, либретто для опер и оперетт, произведений для детей, песен для театральных постановок и кинофильмов. Цена: 500 руб. В издательстве журнала «Звезда» вышел третий сборник стихов эстонского поэта Калле Каспера «Да, я люблю, но не людей» в переводе Алексея Пурина. Ранее в нашем издательстве выходили книги Каспера «Песни Орфея» 2018 и «Ночь — мой божественный анклав» 2019. Сотрудничество двух авторов из недружественных стран показывает, что поэзия хоть и не начинает, но всегда выигрывает у политики. Цена: 150 руб.

10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина

Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в «Крестах». Его исключили из университета и летом 1893 г. Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России с 1897 г. Вместе с В. Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса 1895, за что был в 1896 арестован и сослан в Туруханск. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-тью ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» «Экономистов» Е. В ссылке он пишет еще две книги: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России». В январе 1900 г. Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А.

Потресовым и В. Он активно работал по подготовке к изданию газеты «Искра» и журнала «Заря», был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. За границей помимо работы по изданию «Искры», в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже, поддерживал тесный контакт с Лениным. Сторонников Ленина стали называть большевиками, а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошел в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905, член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков апрель — май 1905 г.

Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввел термин «ленинизм». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошел в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 г. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции.

В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-тью ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» « Экономистов » Е. В ссылке он пишет еще две книги: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России». В январе 1900 г. Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А. Потресовым и В. Он активно работал по подготовке к изданию газеты « Искра » и журнала « Заря », был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. За границей помимо работы по изданию « Искры », в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже, поддерживал тесный контакт с Лениным. Сторонников Ленина стали называть большевиками так как они получили большинство в ЦК , а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошел в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905 , член Петербургского совета. Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввел термин « ленинизм ». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошел в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 г. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорен к трехгодичной ссылке в Нарымский край , которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве , затем в Париже. В 1907 г. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р.

Константинополь Османская империя 24 ноября 1873 г. С началом русско-турецкой войны семья Цедербаум покидает Константинополь, проживать в котором становилось небезопасно с каждым днем. Переехав в 1877 г. Интересный факт из жизни Юлия Цедербаума В детстве Юлий Осипович по вине гувернантки, которая его уронила, получил тяжелый перелом ноги. Следствием этого стала хромота на всю жизнь, из-за неправильно сросшейся кости. Однако это никак не помешало Цедербауму добиться высокого положения в обществе, стать одним из лидеров освободительного революционного движения, а также совместно с Лениным создать РСДРП. Начало освободительного движения, первый срок и знакомство с В. Ульяновым Свою революционную деятельность Цедербаум начал еще будучи студентом Петербургского университета. Свой первый срок с последующей ссылкой Юлий получил в 1892 г. Начало 1895 г.

Он придумал себе собственную Утопию — город «Приличенск», основанный на началах правды, справедливости, равенства и любви к ближнему, противопоставляемый городу «Глупову» из повести М. Салтыкова-Щедрина, олицетворявшему ложь, несправедливость, неравенство и ненависть между людьми. Обладая задатками лидера, он организовал игру в «Приличенск», которая состояла в том, что дети представляли в диалогах все, что читали или о чем слышали. В этой игре создавался какой-то иной мир, параллельный реальному, но для детей вполне осязаемый. Там были свои законы, которым они подчинялись. Если кто-нибудь поступал в каком-то смысле неправильно, то замечание «так в Приличенске не поступают» было самым большим осуждением… Через три десятилетия основные участники этой игры запечатлели себя на фотографиях. Детство давно закончилось. Мартов, уже умудренный жизнью и тяжко болеющий. Туберкулез горла почти лишил его возможности говорить. Но он по-прежнему лидер партии и непререкаемый авторитет для окружающей его группы. В особенности выразительны глаза Мартова, в которых есть и горение одержимости, и вселенская скорбь. А вот игра в «Приличенск» вместе с детством не закончилась, она только трансформировалась во взрослую Большую игру за политическую власть, необходимую для преобразования общественного строя. За три десятилетия она прошла много этапов: вместе с В. Лениным, параллельно с Лениным и в конкуренции с ним и, наконец, против Ленина. В своих работах 1920 г. Она представлялась ему длительным по времени глобальным преобразованием всего мира, темпы и фазы которого различны в отдельных странах. Причем переход к социальной революции в каждой конкретной стране вовсе не обязательно связан с гражданской войной. Мартов считал, что решающим условием социальной революции является насильственное установление диктатуры пролетариата в капиталистически развитых странах, а в отсталых — раздел власти между пролетариатом и другими трудящимися классами города и деревни. Диктатура пролетариата, на его взгляд, давала возможность полного и последовательного применения принципов демократии: сведения к минимуму привилегий должностных лиц, их всеобщей выборности и подотчетности избирателям, максимального развития самоуправления. Не отрицая значения Советов, как органов организации трудящихся, Мартов полагал возможным использование и старых демократических учреждений. Таким образом, при сильной позиции в области критики действительности, Мартов оставался, безусловно, утопистом в сфере прогноза будущего.

Вы точно человек?

С социалистической точки зрения, четыре бывших великих князя стоят не больше, чем четыре любых обывателя. Но столько они стоят, и жизнь каждого из них для всякого, не променявшего пролетарский социализм на звериную мораль профессионального палача, столь же неприкосновенна, как жизнь любого торговца или рабочего. За что их убили? За что, продержав в тюрьме месяцев и успокаивая их каждый день, что никакая опасность не грозит их жизни со стороны представителей пролетарской диктатуры, их в тихую ночь повели на расстрел — без суда, без предъявленных обвинений? Какая гнусность! Какая ненужно-жестокая гнусность, какое бессовестное компрометирование великой русской революции новым потоком бессмысленно пролитой крови!

Вероятно, она, эта позиция Мартова, была наиболее верной и благородной. Весть о вспыхнувшем пожаре европейской войны 1914 года застала Мартова в Париже. В своем «Голосе» небольшой cоциал-демократической газете центристского толка Мартов не уставал повторять: «Да здравствует мир! Довольно крови! Довольно бессмысленных жертв! Да здравствует мир! В своих воспоминаниях один из заметных актеров российской революционной трагедии И. Церетели приводил монолог Мартова. Единственная вещь, которая его интересует, это революция, и настоящей революцией он считает только ту, где власть будет захвачена большевиками. Я задаю себе вопрос, продолжал Мартов, что будет делать Ленин, если демократии удастся добиться заключения мира? Очень возможно, что в этом случае Ленин перестроит всю свою агитацию в массах и станет проповедовать им, что все беды послевоенной поры происходят от преступлений демократии, состоящих в том, что она преждевременно закончила войну и не имела мужества довести ее до полного разгрома германского милитаризма. Все остальное было подчинено цели ее захвата. После того как в июне 1918 года ВЦИК вывел из своего состава правых эсеров и меньшевиков, Мартову ничего не оставалось, как бороться пером против сползания революции к диктатуре одной партии. Шуб приводит свидетельство Е. Драбкиной, видевшей сцену исключения меньшевиков из управляющего эшелона революции. После проведенного Я. Свердловым голосования, исключившего правых эсеров и меньшевиков из Советов, и предложения покинуть зал заседаний ВЦИК вскочил Мартов и, посылая проклятья «диктаторам», «бонапартистам», «узурпаторам», «захватчикам», пытался надеть свое поношенное пальто, но никак не попадал в рукав. Ленин стоял бледный и молча смотрел на выразительную сцену. Сидевший рядом левый эсер весело смеялся, тыча пальцем в кашляющего и ругающегося Мартова. Тот наконец справился с пальто и, уходя, обернувшись, пророчески бросил хохочущему революционеру: — Вы напрасно веселитесь, молодой человек. Не пройдет и трех месяцев, как вы последуете за нами136. Вспоминая трагедию Мартова, которая лишь рельефнее оттеняет трагедию русской революции и большевистскую одномерность Ленина, нельзя вместе с тем смотреть на поверженного лидера меньшевиков как на лицо, олицетворяющее только историческую правоту. Он верил, что социалистческая революция может быть обновляющим и освежающим актом созидания. Мартов не мог принять лишь ленинского монополизма, ставки большевиков на насилие и террор. Правда, это весьма немало. Потерпевший поражение революционер наивно верил, что революция может быть чистой, моральной, светлой. В дни, когда белый и красный террор, столкнувшись, образовали чудовищную волну насилия, Мартов быстро написал брошюру: «Долой смертную казнь». На одном дыхании он писал строки, подобные этим: «Как только большевики стали у власти, с первого же дня, объявив об отмене смертной казни, они начали убивать пленников, захваченных после боя в гражданской войне, как это делают все дикари. Убивать врагов, которые после боя сдались на слово, на обещание, что им будет дарована жизнь… Смертная казнь объявлялась отмененной, но в каждом городе, в каждом уезде разные чрезвычайные комиссии и военно-революционные комитеты приказывали расстреливать сотни и сотни людей… Этот кровавый разврат совершается именем социализма, именем того учения, которое провозгласило братство людей в труде высшей целью человечества… Партия смертных казней — такой же враг рабочего класса, как и партия погромов»137. Как бы «доказывая» правоту слов Мартова, уже после его смерти, в ноябре 1923 года, Политбюро рассматривало «Туркестанский вопрос». Докладывал Рудзутак. Он сообщил «вождям», что в Туркестане пригласили на переговоры с советской властью руководителей отрядов басмачей. Им обещалось, что жизни их не угрожает опасность и что на специальной конференции будут рассмотрены пути мирного решения конфликта. Приехало 183 главаря. Всех их немедленно арестовали и 151 человека приговорили к расстрелу. Первых из списка уже поставили к стенке и расстреляли, но тут вмешалась Москва. Нет, Политбюро не сочло этот акт проявлением коварства, а просто пока «несвоевременным»138. У Мартова были аргументы нравственные, у Ленина — аргументы политического прагматизма. Призывы к «моральности» Ленин считал проявлением «буржуазного либерализма». На такие сентенции отвечал записками наподобие той, которую он написал И. Уншлихту: «Никак не могу быть в Политбюро. У меня ухудшение. Думаю, что во мне и нет надобности. Дело теперь только в чисто технических мерах, ведущих к тому, чтобы наши суды усилили и сделали более быстрой репрессию против меньшевиков… С ком. Террор, репрессии, насилие для Ленина были чисто «техническим» делом. У Мартова не было шансов повлиять на большевистское руководство в сторону гуманизации его политики. Ее сутью было насильственное переустройство общества и всего мира. Моральная наивность российского Дон Кихота поднимает его на большую нравственную высоту, недоступную людям, одержавшим над ним и его единомышленниками победу.

Такое название позже сыграет отрицательную роль в позиционировании фракции среди населения. Юлий Мартов Юлий Мартов 8. Мартов, как и Ленин, вернулся из эмиграции в Россию после Февральской революции 1917 года в «пломбированном вагоне» через территорию Германии, поскольку занимал антивоенную позицию. После возвращения получить ведущую роль в Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов, несмотря на авторитет, Мартову не удалось. Октябрьскую революцию, как и последующий разгон Учредительного собрания, Мартов не принял, но не покинул страну, продолжая критиковать своего бывшего друга Ленина и его соратников. При этом, в отличие от меньшевиков-эмигрантов, призывал к борьбе с властью большевиков не путем войны и интервенции, а путем дискуссий в Советах всех уровней и агитации населения. Мартов во время жизни в Советской России не подвергся репрессиям, однако его активно травили в прессе. В 1920 году из-за обострения туберкулеза он был вынужден эмигрировать в Германию, где и скончался 4 апреля 1923 года.

После смерти Мартова он оказался в руках его сестры Лидии Дан в Берлине. Она ревностно охраняла свое право на это наследство. Последнему удалось лишь скопировать некоторое количество писем Мартова. Когда в Германии в 1933 г. Личные архивы Мартова и Дана оказались в руках нацистов и погибли. Ныне более или менее крупные коллекции документов Мартова и членов его семьи имеются в архиве Гуверовского института войны, мира и революции в США коллекция Б. Мартов вошел в историю под своим псевдонимом. Его настоящая фамилия — Цедербаум. Патриархом семейства был Александр Осипович Иосифович Цедербаум 1816—1893 — крупный российский общественный деятель, гаскал — еврейский просветитель, один из основателей в России газет, пропагандировавших эмансипацию и ассимиляцию евреев. Родители Мартова — Осип Иосиф Александрович и Ревекка Юльевна общественной деятельностью не занимались, на первое место ставя семью, отец получил звание потомственного почетного гражданина. Их дети росли в обстановке полной обеспеченности, жили в большой хорошей квартире, летом ездили на дачу, всегда сытно питались. В доме было много прислуги, у девочек — гувернантки. Молодые Цедербаумы учились в гимназии, им был открыт путь в университет, несмотря на ограничения для евреев, которые существовали в Российской империи. Однако они выбрали тернистый путь революционной борьбы. Первым на этот путь вступил Юлий, вслед за ним пошли остальные. На фотографиях — внуки Александра Цедербаума, в обоих случаях в центре за столом сидит Мартов. Фотографии сделаны в Москве не ранее конца августа — не позднее 21 сентября 1920 г. Владимир отсутствует на этих фотографиях потому, что в это время он ожидал в тюрьме пересмотра своего приговора по делу «Тактического центра». Нет здесь и старшей из сестер Мартова Надежды — жены гимназического приятеля Мартова С. Кранихфельда, умершего еще в 1914 г. Ее отсутствие, возможно, связано с интригами сестер.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий