Новости ямщик что такое

1. Возница на почтовых, ямских лошадях. Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо. В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. ямщик, ямщики, ямщика, ямщиков, ямщику, ямщикам, ямщика, ямщиков, ямщиком, ямщиками, ямщике, ямщиках.

Происхождение слова Ямщик

Ключевой функцией бурлаков являлось протягивание вверх по течению реки так называемых расшивов - относительно небольших, особенно по нынешним меркам, грузовых судов. И, говоря о трудности этой работы, прежде всего, стоит отметить, что именно произведение Репина «Бурлаки на Волге» стало причиной формирования в обществе стереотипа, мол, эта профессия - чрезвычайно тяжёлое занятие, на которое согласятся только те, кто больше не имеет каких-либо возможностей заработать, то есть, как самый крайний вариант. Вот только такая постановка вопроса относительно популярности бурлацкого дела не имеет ничего общего с действительностью. Напрасно этот род деятельности считают таким уж каторжным. Например, свои воспоминания об этой работе оставил бывший бурлак Владимир Гиляровский. И вот он, на протяжении многих лет в буквальном смысле протянувший лямку, ничего такого уж сверхтяжёлого в этом роде деятельности для жителя позапрошлого века не видел. Конечно, за этой работой пролетало очень много времени, потому что работать приходилось с раннего утра до захода Солнца. Однако трудились не просто на свежем воздухе, а с отличным питательным пайком, что было совершенно логично и сопровождалась хорошим питанием - ни один владелец перевозимого груза не был заинтересован в физически слабых и постоянно голодных бурлаках, которые будут плохо работать. Кроме того, не гнушались в голодные годы этого занятия и представительницы прекрасной половины человечества: просто их собирали в группы побольше, до полусотни человек, и в результате из эффективность не отличалась от услуг мужских групп. Мужчины-бурлаки конца 19 века. А вот бурлакам в количестве времени на отдых везло куда больше.

Отмечают также и очень плохую одежда людей, тянувших лямку - но она походила на лохмотья не от плохой жизни, а от специфики самой работы - на такую в целых чистых вещах в принципе никто бы не пошёл. Более того, у бурлаков была возможность объединялись в артели - своего рода профсоюзы, что позволяло им осуществлять довольно независимую деятельность. К тому же, их зарплата была многим гражданам на зависть в то время: по данным редакции Novate. Группа женщин-бурлачек за работой. Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно. На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году. Тряпичник Василий Перов. И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло. Специалист по скупке подержанных тканевых вещей.

Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи. Интересно, что их по внешнему виду очень быстро отличали - как и в случае с бурлаками, они, мягко говоря, пренебрегали непрезентабельностью вида из-за сущности своей работы: они зачастую одевались в лохмотья, ещё и не особо приятно пахни.

Сенат приговорил губернаторам ямщиков-переселенцев «на житье перевесть… по первому зимнему пути» 1714 года. Меньшиков места для поселения ямщиков должен был отводить «на выть пристойно, по его великого государя указу и по своему разсмотрению», и «где отведены будут присланным к ним из губерний, те места показать». Принимает Сенат и карательные меры. Таковы были дух и методы Петрова царствования. В 1714 году к делу переселения ямщиков Сенат возвращался неоднократно. Так, 26 июля 1714 года выносится приговор, имевший большое значение для устройства будущего яма на реке Тосне.

Дело в том, что в это время из состава Казанской губернии выделилась Нижегородская губерния с городами Нижний, Муром, Арзамас, Алатарь. До того, как главной дорогой России стал тракт Петербург-Москва, самой напряженной дорогой в нашем Отечестве был гужевой путь на восток, вошедший в историю страны под названием Большая Володимирская дорога или Владимирка. Именно на этом пути до переселения на Ям-Тосну несли государеву службу ямщики Казанской и Нижегородской губерний. В 1332 г. Московские правители приобрели в Золотой Орде ярлык на Нижний Новгород, то есть Москва получила право собирать с Нижегородской земли дань для татарского хана. Дорога, идущая из Москвы через Владимир к Нижнему Новгороду, стала играть огромную роль в создании централизованного Русского государства. В 1395 году по самой «велицей дорозе Володимерьской» из Владимира на Москву прошла чудотворная Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Руси. По Владимирскому тракту в 1552 году двигалось 150-тысячное войско Иоанна Грозного, чтобы покорить Казанское ханство.

По этой дороге шли на Русь торговые караваны из Бухары, Китая, Индии… Вот почему на некоторых ямах находилась специальная военная охрана. По мере освоения и экономического развития этого края, разветвлялась и сеть дорог, где «гоняли ямщину» как предки будущих тосненских ямщиков, так, со временем, и они сами. Основной маршрут дороги, вокруг которой вращалась жизнь ямщиков — тосненских переселенцев — обозначен такими пунктами: Москва — Владимир — Муром — Нижний Новгород — Козмодемьянск — Казань — Ижевск — Егоршино — река Чусовая — верховья реки Туры … Это был летний путь в Сибирь. Из Москвы в Нижний Новгород добирались через Муром. Вьезжали в Нижний с ополья — Муромско-Московской дороги — в том месте, где находились ямские слободы и государев постоялый двор. Многие ямские слободы и станы Казанской и Нижегородской губерний сложились преимущественно в результате миграции русского населения на юг и восток, что происходило по мере расширения границ Руси в связи с присоединением к ней территорий исчезнувшей с исторической арены Золотой Орды. На протяжении веков ямские станции на трактах являлись проводниками государевой воли Великих русских князей. Ямщики селились в новых краях, как правило, в одно время со стрельцами или сразу вслед за ними.

Так возникли, например, города Козмодемьянск, Алатырь и др. Окрестные жители поставляли на ямы корм для лошадей, подводы, нанимались в работники к ямщикам, так как тем за гоньбой было некогда обрабатывать свои земли. Ямскую службу в восточных районах России осуществляли православные русские люди, держась обособленно от местного населения других вероисповеданий и племен. Ямщики по городам даже среди русского населения жили в особых, так называемых «не тяглых» слободах, селились отдельно от посадских людей. В XIX веке, когда империя набрала силу, поменялась ситуация и с национальным составом ямщиков. Изъездивший всю Россию в исторической обстановке В. Даль, пишет о том, что ям — это татарское селение, «коего крестьяне отправляют на месте почтовую гоньбу, и где для этого станция, стан, …станок». Подобные свидетельства о ямщиках местных национальностей можно встретить в путевых заметках и воспоминаниях многих русских знаменитостей этого времени, проезжавших по Чувашии, Мордовии, Башкирии… Но в начале XVIII века государевыми ямскими охотниками были только русские или перешедшие в Православную веру инородцы.

Необходимо отметить, что после того, как Петр отказался использовать в своих военных целях татарскую конницу, привыкшие к лошадям татары взяли на себя Сенные рынки в Казани и Нижнем. Они пригоняли табуны лошадей и в Петербург, использовались на петербургских пастбищах для «сторожбы и паствы лошадей до их раздачи в полки» [79] , что подтверждается документами, в которых фигурируют татарские имена и фамилии. Татары прибывали в Петербург на определенное время, но насильно сюда не переселялись. Эта участь досталась в петровскую эпоху русским. Выходцы из Казанской и Нижегородской губерний в списках ямщиков-переселенцев основавших Тосненский ям оказались лишь с православными именами, что говорит само за себя. В документах петровского времени на Тосненском Яму встречаются Константин Панов, Козма Вологженинов и другие подобные этим имена. Хотя нельзя не вспомнить, что в 1715 году царь Петр издал указ о насильственном переходе татар Казанской и Азовской губерний в Православие под угрозой лишения имений. Но трудно себе представить, чтобы мусульмане могли подчиниться этому указу в массовом порядке.

Да и к этому времени, осенью 1714 г. Не исключено, что после их отъезда освободившиеся станции могли занять татарские, чувашские, мордовские и т. Не лишним будет подчеркнуть, что с петровского времени по Владимирке погнали в Сибирь арестантов. Часто в исторической литературе встречается утверждение, что ссылка в Сибирь на каторгу или поселение началась при императрице Анне Иоанновне, когда знаменитый Владимирский тракт был переименован в Сибирский. На самом деле отправка преступников и пленных в Зауралье началась еще при Петре I. Глава Сибирского приказа Виниус посоветовал царю отправлять в Сибирь военнопленных и преступников. Царь и приказал использовать труд ссыльных на разных работах, в том числе и для доставки почты по рекам в дальние углы Сибири. Сосланных в этот суровый край сажали в лодки «для гребли в цепях, чтобы не разбежались и зла никакого не учиняли».

Так было до 1707 года, после чего каторжан и пленных стали использовать на вновь открытых рудниках. Да, западная цивилизация насаждалась в России окровавленными руками. Когда будет написана полная и объективная история царствования Петра Первого, не исключено, что и разбой вдоль русских дорог будет осмыслен исследователями как стихийное народное сопротивление царю, строившего Россию по чертежам исконных врагов нашего Отечества. Но вернемся к родным краям тосненских ямщиков. Не удивительно, после всего сказанного, что у ямских охотников Владимирского тракта в те годы появился обычай при рождении ребенка выходить на дорогу и спрашивать имя у первого арестанта и этим именем называть новорожденного. Об этом обычае писал в XX веке в своих воспоминаниях выдающийся русский художник Константин Коровин, происходивший из потомственных ямщиков знаменитой Рогожской слободы [80]. Русь народная относилась к петровским колодникам, как к страдальцам, мученикам, понимая, что в большинстве случаев именно за свое благочестие, за приверженность к отеческому мироустройству стали эти люди гонимы царем. Тогда и возникли у населения, живущего вдоль Владимирской дороги, обычаи подавать бредущим в Сибирь арестантам еду и теплые вещи, называть своих новорожденных детей их именами, жалеть несчастненьких — именно такое общее наименование закрепило за узниками сострадательное русское сердце.

Свидетелями того, как тянулся по дороге угонявшийся в Сибирь, закованный в кандалы русский люд, стали и будущие тосненские переселенцы. Ямщики, жившие у Владимирки, как, может быть, никто другой, понимали, что им, возможно, тоже будет уготована подобная участь. Переселение ямщиков из Казанской губернии на Тосненский Ям Возвращаясь к истории основания Тосненского Яма, надо сказать, что в 1714-1716 годах между губерниями и столицей шла по ямщицкому вопросу оживленная переписка. Писали в столицу и губернаторы из губерний, переселявших ямщиков «на половину до Волхова», т. Петр Салтыков, губернатор Казанской губернии, высланные в разное время из Канцелярии Сената упоминавшиеся выше указы и приговоры, получил 23 июля и 19 августа 1714 года. Уже через месяц, 19 сентября, направил он в Петербург доношение, в котором сообщал, что «для переведения в С. Писал губернатор по начальству и о том, что «подможныя деньги с оставшихся ямщиков… собраны»; что «с теми деньгами для получения об отводе земли ведомости и строения дворов» отправился в Петербург из Казани «комиссар Иван Полеологов»; что казанский комиссар привезет списки, «которых городов и кто именами ямщики на переведение выбраны, и что у них детей и других свойственников, и по чему на выти дворов». Салтыков, — в С.

Меньшиковым, а, возможно, и самим Петром Первым, не ранее 13 октября 1714 года. Вскоре П. Салтыков послал в Сенат из Казани очередное доношение, в котором сообщал, что переселяющиеся выти «выбраны из тех, которые наперед сего в службе не бывали, а детей у них и братьев и наемщиков в драгунскую и солдатскую службу не взято». Губернатор доводил до сведения Сената, что «подможные деньги с оставшихся ямщиков 820 рублей собраны». Иван Полеологов ехал в столицу без плотников и «плотничьих снастей», как требовал того указ. На это была причина: «по скаске ямских старост» среди «выборных ямщиков плотников» не оказалось. Так и объяснял в своем доношении П. Салтыков Сенату причины невыполнения некоторых пунктов полученного указа.

Казанский губернатор заканчивает свое доношение вопросом: «Об отводе тем ямщиком земли и о дворовом строении и о выдаче оному коммисару подможных денег, которыя определены взять Сибирской губернии с ямщиков, 211 рублей Прав. Сенат что повелит? Доношение от губернатора Казанской губернии было рассмотрено в Сенате в тот же день и по нему было принято определение, дающее возможность считать, что в декабре 1714 года ямщики из Казанской губернии на Тосненском Яму еще не поселились. Приговор Сената был сформулирован так: «…о показании под то строение мест писать к генералу фельт-маршалу, светлейшему князю, и при том письме послать ведение, сколько… той губернии ямщиков поселить велено; а о заплате с Сибирской губернии денег выписать без мотчания». Приговор Сената «1715 года февраля в 4 день», принятый по доношению казанского комиссара, приказывал «помянутые денги 211 рублев 2 алтына 4 денги, к строению ямов на подмогу Казанской губернии отдать» И. Полеологову «из наличных денег с распискою…» [85] Нельзя не отметить, что Иван Полеологов оказался «пробивным» человеком, и всю казну, причитающуюся к строительству яма для казанских ямщиков «на полпути до Волхова», сумел собрать.

Описание и карты ямщиков, перевозивших апостола Павла во время его путешествий, имеются в Библии. Ямщики в Средневековье были сильно привилегированы и имели высокий социальный статус, некоторые из них даже занимали должности власти. Роль ямщика в средние века Ямщик в средние века был незаменимым звеном в системе транспортировки грузов и передвижения людей. Он выполнял множество функций, отвечая за безопасность и эффективность перемещения.

Задачей ямщика было передвигаться на специальном транспорте — крытой колесной повозке, в которой перевозились пассажиры и товары. Он не только управлял повозкой, но и заботился о состоянии и уходе за лошадьми, которые тянули транспортное средство. Ямщик несли на себе ответственность за сохранность груза и пассажиров, а также за соблюдение маршрута и сроков доставки. Ему приходилось преодолевать различные преграды на дороге, такие как высохшие реки или грязные болота. Ямщик был навыкателен и знал множество путей и дорог, чтобы выбрать наиболее безопасный и быстрый маршрут. Ямщик в средние века также выполнял функции информатора и связующего звена между различными торговыми и культурными центрами. Он передавал новости, сообщал о событиях и являлся источником информации о том, что происходит в разных частях страны. Роль ямщика в средние века была неоценима. Он обеспечивал связность и мобильность в среде, где не было современных средств связи и транспорта. Ямщики играли важную роль в развитии и процветании экономики и культуры, облегчая торговлю, обмен и распространение информации.

Ямщик в транспортной системе Главной задачей ямщика было обеспечение надлежащей эксплуатации транспортных средств.

При строительстве Петербурга из крестьян, направленных 1714 году из мест своего прежнего проживания для отправления почтовой гоньбы, по указу царя в 1720 году несколько семейств было временно расселено в районе Чёрной речки. В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [8] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода. Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке. Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту [8] — Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга… — С. На первый взгляд кажется забавным демографический состав этой прослойки в изложении И. Раскрывая общую численность на 1 января 1838 года 328719 мужчин и 138806 женщин , он указывает: «14. Ямщиков: муж.

Но к некрасовскому о русских женщинах «коня на скаку остановит» это не относится: лица женского пола указаны в книге Пушкарёва и по служителям культа. То есть, в данном случае в «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.

Значение слова «Ямщик»

Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Ямщик (устаревшее, от тат. ямчи — проводник) — человек, занимающийся грузовыми и/или пассажирскими перевозками на гужевом транспорте.

Когда я на почте служил ямщиком…

Впоследствии на ямщиков была возложена обязанность поддержания почтовой связи (ямской гоньбы). Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц. Смотреть что такое «ямщики» в других словарях: ямщики — Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской.

Ямщик сообщение о профессии

Служба эта была опасная, требовала силы и смелости. Ведь ямщики часто подвергались нападению разбойников, так как перевозили крупные денежные суммы. Вся надежда была на добрых коней, способных уйти от погони, на свой грозный свист или громкий крик, да на собственную отвагу. При тщательном отборе работников предпочтение, в первую очередь, отдавалось тем, чьи предки уже были ямщиками, так что профессия часто переходила от одного поколения к другому.

Сравнивая Русь с птицей-тройкою, Гоголь связывал этот образ с ямщиком: «…не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню, — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух».

В XVI в. При ямских почтовых станциях были устроены ямские избы для отдыха ямщиков. Дубовый умёт Волжского района Самарской области Семьи ямщиков и они сами во время болезни, отдыха или на пенсии жили в специальных поселениях, называемых Умёты. Жён ямщиков называли ямщичками. Впрочем, по другой версии умёты — поселения слободы вокруг крупных ямов.

Вот как писали про историю Дубового умёта в 1854 г. Эти подворья на дороге в Уральск носили название умётов. Земляные избы были построены при овраге, а подле оврага был дубовый лесок. Отсюда нынешнее село получило своё название». Нередким у проезжавших, указывал Н.

Гоголь в «Мёртвых душах», было желание «…произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков». Путник XIX в. Транспортные средства Наиболее распространённым транспортным средством у ямщиков был возок, который зимой ставили на полозья, летом — на колёса. Возки для переездов на дальние расстояния, устраивали так, что путник мог и сидеть, и лежать: «Сверху и с боков возок был плотно закрыт и заделан так, что внутрь почти не попадало холодного воздуха. С обеих сторон в нём находились окна и два помещения, куда клали взятые с собой для времяпровождения книги и всё необходимое для жизни в пути.

Спереди над головой висел фонарь с восковыми свечами… Внизу возка помещались постели, на которых путешественники лежали днём и ночью. Чтобы согреть возок, у ног их ставили нагретые камни или оловянные сосуды с кипятком». Были также многоместные дилижансы, но их распространение в России оказалось небольшое. Проезд на короткое расстояние обходился в 5 копеек, от Гостиного двора в Новую Деревню — 15 копеек, в Лесное — 25 копеек, в село Александровское — 30 копеек. Для сравнения можно указать, что дневной заработок рабочего Путиловского завода составлял 30 копеек.

Это было дорого, но всё-таки дешевле, чем брать извозчика, и потому общественные кареты имели успех. Зимой устраивалось маршрутное санное сообщение. В середине XIX в.

Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи.

Повинность Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: доставка почты; перемещение грузов; перевозка государственных деятелей и дипломатов. Изначально ямщики - это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне. Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу. В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей.

После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: «Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях. Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу императора Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний.

Разбираемся, что такое ямщик

Значение слова ЯМЩИК русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам».
Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб.
Губной целовальник, офеня, шорник и другие популярные на Руси профессии, которые ушли в небытие Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1].

Кто такой ямщик

Иль чума меня подцепит, иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид. Пушкин «Дорожные жалобы» История Москвы продолжалась —таможенные границы отменили, но заставы остались, там просто проверяли документы въезжающих и выезжающих из города. Да и с лошадьми надо было разобраться. Перов, «Последний кабак у заставы», 1868 г.

По миновании у нас бурного времени, наступившего вместе с прекращением династии Рюриковичей, началась восстанавливаться нормальная государственная жизнь, а вместе с этим стала развиваться и почта. Ямские учреждения, достигнув в устройстве своем правильности и единообразия, стали соединять с Москвою уже все важнейшие для государства пункты. Промышленность пробудилась, политические отношения России с соседями стали обширнее, а внутреннее управление получило известное единство и твердость. Все это, с одной стороны, побуждало к расширению и улучшению ямских учреждений, а с другой — все больше и больше обнаруживало их недостатки и требовало коренной реорганизации.

Наконец, при Алексее Михайловиче появилась у нас и почта в тесном значении этого понятия. Рисунок из альбома Челищева. Из книги: А. Мир альбомного рисунка. Наши ямы, до их превращения в почту, предназначались исключительно для правительства. В ямских учреждениях почти отсутствовали те признаки, которые характеризуют почту в современном ее значении. Ямские лошади служили для перевозки иностранных послов и гонцов, различных лиц, посылавшихся по делам государственным, по делам государевой казны, для собирания различных местных податей и естественных произведений, требовавшихся для царского стола, т.

Кроме того, при существовании ям не было постоянных курсов, не было и постоянных почтарей. Рассылка государевых грамот и всей правительственной корреспонденции производилась при посредстве нарочных гонцов, а поэтому трудно предположить, чтобы частные люди могли пересылать свои письма при посредстве ям; торговые люди и вообще все те, кто нуждался в отправке писем, нанимали, видимо, своих гонцов. Иоанн Грозный позволил сделать исключение для английских купцов, разрешив им пользоваться ямами, но лишь в случае крайней нужды. Указанные недостатки наших ямских учреждений и несоответствие их с интересами народившейся торговли и промышленности, да и вообще с культурным и политическим состоянием России, уже, так сказать, готовившейся к преобразованиям Петра Великого, были причиною тех коренных реформ, которые начались в царствование Алексея Михайловича. При нем, в целях лучшей организации дела, почта была передана в частные руки. В 1668 году почта эта передана была иноземцу Леонтию Марселиусу с тем, чтобы она ходила ы продолжение посольства от Москвы до Курляндии, а по окончании его — через Смоленск в Вильну, но уже на ямских подводах. Это обстоятельство, без сомнения, было последствием того условия, которое вошло в заключенный в Москве между российским и польским послами договор, по которому для облегчения политических сношений между государями , «а наипаче для преумножения обоим государствами торговых пожитков», постановлено было, вместо гонцов, учредить правильную почту: от пребывания короля до местечка Кодина на границе принадлежавшего Польше Мстислаского воеводства и из Москвы чрез Смоленск в соседнее с Кодиным местечко Мигновичу пограничное с поступившим под державу русскую Смоленским воеводством.

За перевозку частной корреспонденции предполагалось назначить соразмерную плату. Из книги: Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. Том II. Почта фан-Сведена ходила два раза в неделю в Вильну и Ригу и постольку же раз получалась в Москве. Кроме писем, с этой почтой получались как печатные, так и писаные голландские, гамбургские и кенигсбергские ведомости. Такса была до Риги 10, а до Берлина 25 копеек с каждого золотника. Почта фан-Сведена, а также и Леонтия Марселиуса, организовавшего свою вольную почту из Москвы в Ригу и Вильну в течение 1668-76 г.

Виниус стал отправлять и получать заграничную русскую корреспонденцию чрез Вильну и заключил в 1685 году с Виленским почтмейстером особенный договор, в котором подробно определен был срок прибытия заграничной корреспонденции в Москву и по которому грамоты государя всея России и короля Польского далжны были быть привозимы безденежно, а с частных и посылаемых к другим государям писем и посылок назначен был сбор: с писем — с лота, а с посылок — с фунта. В том виде, каким организовал почту Виниус, она представляла громадные удобства правительству, а потому пересылка все правительственной внутренней корреспонденции, а также и корреспонденции иноземной или, как тогда ее называли, «немецкой», производилась при содействии этого нового почтового учреждения. Вскоре повелено было учредить почту от Москвы через Ярославль и Вологду до Архангельска, и устроить по дороге ямы из ямщиков на прежних основаниях. Этот почтовый тракт имел, главным образом, в виду иноземные почтовые отправления. Проницательный ум Петра Великого оценил все важное значение почтового дела, и он приложил много усилий для дальнейшего его развития. Забота его выразилась, главным образом, в том, чтобы вместо нескольких почтовых трактов существовавших тогда у нас распространить их, сколько возможно, по всему государству. Хотя промышленные интересы уже и тогда тесно сроднились с почтой, однако, еще очень немногие пункты Россия являлись заинтересованными в услугах постоянной почты.

Поэтому при Петре Великом, а также при ближайших его преемниках, почта продолжала служить преимущественно административным целям. В целях увеличить количество почтовых трактов и тем расширить почтовые операции, Петр Великий уже в начале своего царствования предписал учредить как для казенной, так и для частной корреспонденции, почту от Москвы до Якутска и Нерчинска. Подтверждал он это повеление неоднократно. Но в действительности почта эта была учреждена гораздо позже. Архангельская почта была исправлена; Рижской, служившей в особенности для сообщения с министрами, находившимися при иностранных дворах, дано было продолжение чрез Псков, Смоленск до Рославля, из чего можно заключить, что ход Виленской почты прекратился. Особенно важные последствия имело установление «ординарных» почт. Уже в 1718 году, по представлению иностранца Фика, предположено было устроить верховую почту от Петербурга по все главные города государства, раз или два в неделю; и действительно, до Нарвы она была учреждена.

Затем, от Петербурга до Москвы, для возки исключительно одной казенной корреспонденции, установлена была ординарная верховая почта по два раза в неделю но существовавшая в Малороссии ямская верховая гоньба оставлена на прежнем основании. Хотя, как видно из позднейших узаконений, прием частных писем кроме одних «купецких» был в то же время разрешен на всех трактах, однако это осталось без исполнения. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Вследствие этого, им запрещено было переходить в другие состояния, и произведена была им перепись. Так как, однако, учреждение ямов не везде производилось успешно, то явилась мысль отдавать содержание станций по подряду. Нужные для взимания лошадей как под почты, так и под частных проезжающих подорожные печатались единообразно по предписанной форме и рассылались от Ямской Канцелярии местным начальствам, которые вели для счету их книги и представляли их на ревизию в Ямской Приказ. Казенные пакеты доставлялись безденежно, для частной же корреспонденции и проездов, хотя и не был еще выработан общий тариф, однако, для различных трактов назначены были таксы.

Гоньба при Петре была от 9 до 10 верст в час. Ямщики, возившие почтовые мешки, имели при себе открытые листы, в коих на каждой станции записывался час их прибытия и отъезда.

Ямщики были почтальонами Вклад в развитие русской почтовой службы внёс выдающийся государственный деятель А. Ордин — Нащёкин. При нём была создана русская почта. Итак, получается, что ямщики и были вначале почтальонами. Скорость их должна быть высокой — не менее 18 вёрст в час. Затем лошадь нужно было останавливать для отдыха, так как она просто могла упасть замертво. Сменив лошадь, можно было ехать с прежней скоростью.

Вот почему скорость движения по трактам была разная. Быстрее всех ехали курьеры и фельдъегеря, проделывавшие в сутки 200 верст. Остальным удавалось проехать не более 100-150 верст в сутки. Так, например, путешествовал А. В 1833 г. Самым дешевым способом передвижения, когда путник становился независимым от почтовых трактов, была езда на своих лошадях в личном экипаже. Езда неторопливая, со скоростью не более 5-6 верст в час с частыми остановками для отдыха и кормления лошадей. Можно было также нанимать лошадей с ямщиком. Тот вез до определенного места, где без большого труда можно было найти другого ямщика.

Такой способ передвижения назывался «на вольных». Правда, стоило это дороже, чем езда на почтовых. Важные сообщения везли гонцы Простую почту передавали эстафетой, важные сообщения везли особые гонцы. За корреспонденцию почтальоны отвечали своей головой: «Ехать… им по почтовым станам, переменяясь наскоро, денно и нощно, нигде не мешкая ни четверти часа. А буде который почтарь в пути ехать медленно или оплошно и в указанные часы не спеет, или письма подмочит, или пьянством утеряет и за таким почтарем по указу великого государя учинена будет смертная казнь». Русская служба связи в старину носила пышный титул: «скорая омская гоньба». Но такое сочетание в указах попадается редко. Обычно писали — ямская гоньба, скорая гоньба и просто гоньба. Ямская гоньба не была регулярной, как таковая она возникла гораздо позже.

Путешествовали по почтовым трактам редко. Это было дорогое удовольствие для людей нечиновных, невоенных. Для езды по почтовым трактам была нужна подорожная. Ее выдавали в местной полиции, либо в местной управе. Подорожная была свидетельством, в котором указывалось, сколько лошадей, в соответствии с чином и званием, положено было подателю документа. Если путешественник ехал по личной надобности, то сразу оплачивал поездку и получал простую подорожную, а если по казенной надобности, т. Плату называли прогонами и взимали ее поверстно, т. Без документов выехать из города было вообще затруднительно — на выезде из больших и малых городов стояли заставы, на которых дежурили офицеры, проверявшие подорожные. Лишь после проверки нестроевой солдат, или, как тогда говорили, инвалид, поднимал шлагбаум.

Подорожная непременно отмечалась в специальной книге станционным смотрителем. Дилижансы — между Москвой и Петербургом Нередко проезжающим приходилось ждать лошадей, ведь в первую очередь их давали для курьерской, то есть скоростной почты и фельдъегерей. А уже с 1 сентября 1820 года между Москвой и Петербургом начали курсировать дилижансы. Такой порядок наблюдался повсеместно, строго контролировался, таким он был и в Клинском уезде. Самыми людными почтовыми трактами были Московский и Нарвский. Через равные промежутки, примерно через 30 верст, по трактам были размещены почтовые станции. Почтовые тракты Московской губернии… В связи с этим сразу вспоминаются строки народных песен «Когда я на почте служил ямщиком…» или «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить…». Много исторических событий связано с передвижением по этому тракту, в равной степени, как и проезд знаменитых людей. О чем мог рассказать колокольчик?

На станциях содержалось обычно до шести лошадей. Звон поддужных колокольчиков был слышен издалека, и, едва услышав их, станционный смотритель начинал суетиться, готовить лошадей, груз — почта должна была двигаться по расписанию, без задержки. По звуку колокольчиков опытные люди могли определить скорость тройки и состояние дороги.

Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н. Вам предстоит отправиться куда то далеко и, может быть, надолго. Ругались с ямщиком или били его — перестаньте вести себя нагло и наплевательски по отношению к своим друзьям и… … Большой универсальный сонник Ямщик — Ямщик, увиденный во сне, символ перемен или скорой поездки.

Встречается в… … Лингвострановедческий словарь ямщик — Древнерусское заимствование из тюрк. Дышловые лошади жались от колей на дышло, но ловкий ямщик, боком сидевший на козлах, держал дышлом по колее, так что колеса бежали по… … Толковый словарь русских существительных Что значит слово «ямщик»? Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях.

Почтовые станции и станционные смотрители

В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России.

Ямщик, не гони...

Значение слова ЯМЩИК Главная» Новости» Что такое ямщик.
КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси? - YouTube Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России.
Разбираемся, что такое ямщик Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов.

Что значит слово «ямщик»?

Что значит слово «ямщик»? Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях. Древнерусское слово «ямъщикъ» образовано от тюркского существительного jam «ям» , что значит «почтовая станция» или «почтовая лошадь». Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции.

Вместе с тем не следует относиться к ямщицкому ремеслу пренебрежительно и легкомысленно дескать, укатил — да и поминай как звали, ни забот тебе, ни хлопот, да еще и жалованье платят , как раз наоборот — то был тяжелейший, изматывающий труд, требовавший крепких нервов и недюжинного здоровья. Если даже сегодня, проехав каких-то пару сотен километров на автомобиле, мы основательно выматываемся, что уж говорить о тех временах, когда в салоне не было кондиционера как не было и салона , а вместо дороги часто существовало лишь направление, которое легко можно было потерять, особенно в метель.

Так что совершенно не случайно, что особенно много "жалестных" песен сложено в народе именно о ямщиках: Кони мчат-несут. Степь все вдаль бежит;Вьюга снежная на степи гудит. Снег да снег кругом;Сердце грусть берет;Про заволжскуюСтепь ямщик поет... Как простор степной широко-велик;Как в степи глухой умирал ямщик;Как в последний свойПередсмертный часОн товарищу отдавал приказ:"Вижу, смерть меняЗдесь, в степи, сразит —Не попомни, друг, злых моих обид. Злых моих обид да и глупостей,Неразумных слов,Прежней грубости. Схорони меня здесь, в степи глухой;Вороных коней отведи домой.

Отведи домой, сдай их батюшке;Отнеси поклон старой матушке. Молодой жене ты скажи, друг мой,Чтоб меня она не ждала домой... Кстати, ей еще не забудь сказать:Тяжело вдовой мне ее кидать! Передай словцо ей прощальноеИ отдай кольцо обручальное. Пусть о мне она не печалится;С тем, кто по сердцу, обвенчается! Замолчал ямщик, слеза катится...

Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Этой удивительной прослойке, считавшейся межклассовой, посвящено множество песен, да и в литературе ямщики - частые гости. Однако знаем мы о них возмутительно мало - пришло время это исправить! Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки. Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению.

Ямаши: ямщик, не гони лошадей!

А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло. Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи. Интересно, что их по внешнему виду очень быстро отличали - как и в случае с бурлаками, они, мягко говоря, пренебрегали непрезентабельностью вида из-за сущности своей работы: они зачастую одевались в лохмотья, ещё и не особо приятно пахни. Именно из-за их вида в обществе появился стереотип, что тряпичниками становится представители маргинальной части обывателей. Тряпичники считались маргиналами и бедняками. А если у тряпичника находилась предпринимательская жилка, он мог скопить даже определённое состояние. Впрочем, если говорить о рекордсменах по доходам среди тряпичников, то это были перекупщики.

Деятельность тряпичников была такая актуальная и прибыльная в своё время, что они нередко собирали отходы не только по собственной инициативе, а ещё работали после заключения полноценных контрактов, например, на ярмарках, занимаясь оптовой скупкой. Выглядели неопрятно, а зарабатывали неплохо. В результате вещи стали намного дешевле и разнообразнее по ассортименту, а потому старый хлам, собранный без сортировки обыкновенным человеком, быстро стала морально устаревшей. А со временем правительство ряда европейских стран и вовсе запретили этот род деятельности на официальном уровне. Крючник Не существующий ныне вариант портового грузчика. Но куда более интересными были другие люди, называвшиеся тем же понятием, а промышляли они деятельностью грузчиков, работавших на перевалке корабельных грузов. Причём локализация у них была довольно узкой - это Поволжский регион.

Но был и своеобразный центр их работы в виде города Рыбинска - по информации редакции novate. Рыбинск - центр работы крючников. Кроме того, среди них была своего рода внутренняя дифференциация по специализации. Так, одна часть профсоюза работала на поднятием грузов из трюма на палубу, другая - именно та, что работала с крючком - занимались забросом мешки себе на спину и транспортировкой их на другой корабль, а третьим был человек, именуемый «батырем», занимаясь руководством процесса погрузки мешков. Отличие работы крючников от других грузчиков состояло в том, что они переносили грузы с корабля на корабль, не перенося их на берег. Любой поволжский порт имел собственные артели профессиональных крючников. А работала она следующим образом: как только оканчивалась погрузка, им платил не сам хозяин груза, а подрядчик, фактически монополизировавший найм этих людей.

Но суммы за столь нехитрый, но довольно тяжкий труд, были немаленькие: крючник мог заработать до 5 рублей в день.

Значение Реклама Ямщик — это человек, управляющий гужевым транспортом. Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды.

Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Вам будет интересно: Обучение в Колледже транспорта в Тюмени Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть.

Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой.

Вот, к примеру, изложение путешествия от Москвы до Нижнего Новгорода: «Заезжие литераторы того времени — князь Ив. Долгоруков и П. Свиньин картинно описали путевые мытарства, продолжавшиеся от семи до десяти дней при непрерывной лошадиной тряске с перекладкой на почтовых станциях. Обычно сильно утомленный многодневной экипажной тряской путник несколько приходил в себя лишь к концу своего странствования…» Дмитрий Смирнов. Нижегородская старина. Ямы были их отличительной чертой. Поэтому ямщиков и обзывали этим словом, и называли одновременно. Отсюда старинные фразеологизмы «Шибче едешь — меньше ям», «Не дорога, а яма-на яме» и другие, сохранившиеся в течение многих столетий. Возьмем цитату из той же «Нижегородской старины»: «Каждое очередное взятие старинного русского города сопровождалось ликованием.

Они должны были заботиться о лошадях, готовых отправиться в путь по первому требованию. За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. Их освобождали от уплаты податей и воинской повинности. Само же слово «ямщик» происходит от тюркского «ям», что означает — «дорога».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий