Новости с чего начать читать достоевского

Начну с того, что в школе Достоевского я не читала, это был как раз тот период, когда школьники активно начали юзать.

Поэзия, рекомендуемая к прочтению

  • С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков
  • «Реалист в высшем смысле»
  • Фёдор Достоевский - список всех книг
  • Первые успехи и неудачи
  • Пятикнижие Достоевского

С чего начать читать классическую литературу?

Достоевский хотел показать главного персонажа как чистоту, даже детскую наивность, потерянную обществом, но постепенно смывающую налёт злости и алчности с действующих лиц. Чувствительность к окружающим, их горю, умение сострадать и сохранять собственный баланс — всё это умеет только действительно искренний человек, воплощённый в Мышкине. Однако другие персонажи тоже прописаны автором невероятно тонко, да так, что забыть их просто невозможно — образы прочно закрепляются в памяти и перепутать их в ходе прочтения четырёх книг, составляющих роман, невозможно. Многие современные читатели в России и других странах после знакомства с романом оборачиваются на собственную жизнь и часто меняют те черты своего характера, которые нарочито выделились в сознании через отражение действующих героев. Униженные и оскорбленные 1861 г.

В произведении выделена проблема расслоения общества на примере семьи князя Валковского, циничного философа и прототипа для сознания более поздних героев Достоевского Раскольникова, Свидригайлова и других , и бедных людей, воплощённых семьёйпомещика Ихменёва. Так называемые высшие и низшие слои, несмотря на кажущуюся отдалённость, неизбежно взаимодействуют, а решение детей семейств связать свои судьбы без благословения родителей вообще кажется невозможным для того времени. Кроме социального расслоения Фёдор Михайлович показывает проблему эгоизма, слепого и гордого, которую демонстрирует Валковский. Достоевский работал над романом сразу после возвращения из ссылки, продлившейся несколько лет.

Возможно, это сказалось на качестве произведения — «Униженные и оскорблённые» написаны особенно интересно и разнопланово, как умеет это делать русский классик пера. Бесы 1870-1872 гг. Много политики, вплетение завуалированных известных деятелей и мыслителей того времени, предчувствие разложения интеллигентного общества на террористические и радикальные группировки характеризуют роман и самого Достоевского как провидца предстоящих через десятилетия событий. Толчком к написанию политического романа стало убийство студента, организованное революционно-террористической группой под предводительством Сергея Нечаева.

Этот студент стал прототипом книжного революционера, поменявшего вектор и задумавшего «сдать» всю компанию. Событие было столь резонансным, абсурдным и жестоким для тех времён, что Достоевский счёл необходимым обратить на это внимание читателей. По словам Фёдора Михайловича из письма, адресованного критику и философу Николаю Страхову, роман «Бесы» - это попытка донести несколько мыслей насчёт зарождающихся революционных течений, и от этого пострадала художественность изложения. И правда, читать его не так просто, в частности из-за усложнения сюжета из-за полемики героев-идеологов.

Записки из подполья 1864 г. Превосходя своё положение, проявляя мужество, он обращается к своей Душе и совести, ведь его политическая и социальная деятельность не вторит нормам нравственности даже того времени. Герой постоянно испытывает чувство вины за свою неспособность навести порядок во вверенной ему действительности. Здесь-то и происходит постановка вопросов о предназначении человека параллельно с отрицанием добра, научного прогресса и всего, что происходит позитивное в мире.

Предшествует всему представление ранних лет чиновника, где прослеживаются зародыши будущих страхов и душевных метаний. Фёдор Михайлович романом «Записки из подполья» положил начало экзистенциализму в мировой литературе — в этом направлении работали писатели до середины XX века. Однажды Ницше признался, что Достоевский стал единственным психологом, у которого немецкий мыслитель смог хоть чему-то научиться. Игрок 1866 г.

Как известно, сам Достоевский был заядлым игроком.

Совершенно иначе воспринимается этот роман спустя годы. Главный герой — Родион Раскольников — молодой, погубивший себя убийца старушки-процентщицы стал уже нарицательным персонажем в истории. Достоевский настолько конкретно, подробно и четко описывает все внутренние переживания Раскольникова, что складывается впечатление, будто сам автор участвовал в преступлении. Это не ересь, как может показаться на первый взгляд. Просто, удивление, граничащее с трепетом: насколько надо глубоко знать самые потаенные, самые темные уголки души… Печальны истории и других персонажей, чьи тяготы вызовут горькие думы, научив читателя умению сопереживать. Это не просто криминальный детектив, это драма о борьбе за право быть человеком, это гимн угнетенным со слабой надежой на лучшее будущее, это книга, от которой хочется плакать. Читать отрывок 4.

Достоевский написал этот шедевр по возвращению из ссылки в Санкт-Петербург и посвятил начальные главы своему брату Михаилу. Затем эти журнальные рассказы выросли в полномасштабный роман. Казалось бы, тема не нова: городское «дно» и роскошь, «идущие рука об руку». Однако так пронзительно и точно об этом мог написать только великий мастер! Сюжет трогает до глубины души, показывая трагедию запретной любви едва ли не уровня Ромео и Джульетты. Впрочем, помимо любовной линии в книги немало других интересных тем. Читать отрывок 5. Роман, изданный в 1872 году, для меня оказался самым тяжелым.

Возможно, из-за излишней политизации произведения. С каким-то чутьем оракула автор живо и ярко смог передать свои самые тягостные предчувствия о катастрофической судьбе своей родины. Уже тогда Федор Михайлович, как и любой писатель-пророк, видел в рядах интеллигенции «брожение» радикальных настроений, разложение человеческих душ под влиянием жажды перемен без понимания того, как эти перемены воплотить в жизнь безболезненно для общества.

Но книга не об этом. А о чём? Да почти обо всём. Можно читать её как детектив: кто всё-таки убил отца Фёдора Павловича? Можно как напряжённый семейный роман о том, что между родственниками никогда не бывает всё гладко, особенно когда родственники эти — очень сложный отец и три совершенно разных брата.

Можно как книгу о превратностях любви, когда совсем рядом во всех отношениях положительный человек Катерина Ивановна , а любишь всё равно кого-то посложнее Грушенька. А ещё размышления о Боге — каково это, когда веришь, о природе красоты, о вечном выборе между добром и злом, об искушениях и великой сложности человеческой натуры. Сложное произведение? Но если вы всё сделали правильно, то уже готовы к тому, чтобы получить от него сложное, но большое удовольствие. Если всё-таки «не зашло», настоятельно рекомендуем этим и ограничиться. Преступление и наказание «На закуску» можно оставить роман, который у половины ассоциируется исключительно со школьными мучениями: «тварь я дрожащая или право имею», «проблема добра и зла», «роль снов в романе» и прочим. Если есть силы забыть прошлое и попробовать сначала, время пришло. Это самый сюжетно крепкий роман Достоевского.

История Родиона Раскольникова, который убил, как ему кажется, незначительного человека, чтобы получить деньги на значительные дела, но потом передумал. Погрузился в пучину отчаяния и раскаяния, а окончательно оказался придавлен ненужной жертвой своей сестры. Ради поправки финансового положения любимого брата она собралась выйти замуж за нелюбимого. Параллельно мы читаем историю нищей семьи, от отчаяния толкнувшей свою дочь на панель. А главный герой всего этого безобразия — Петербург, холодный и мрачный столичный город, где с роскошными дворцами соседствуют крохотные каморки, похожие на гроб, которые любого с ума сведут. Записки из Мёртвого дома Достоевский в жанре нон-фикшен. Бонус для тех, кто всё прочитал и хочет ещё. Удивительный в своей простоте — никакой словесной витиеватости — дневник пребывания Достоевского на каторге.

В качестве героя выбран другой персонаж, бывший заключённый Александр Горянчиков, осуждённый за убийство жены. Но мы-то всё понимаем. В книге есть быт и нравы заключённых, чем они живут, о чём думают и мечтают. Высшее общество того времени высоко оценило «Записки из Мёртвого дома» — ещё бы, прямой репортаж о жизни простого народа.

Данную книгу советуют прочитать многие современные священники и древние святые. Полезно также будет, по мере сил и возможности, ознакомиться с трудами Феофана Затворника, Тихона Задонского и других отцов Церкви. Жития святых Многих укрепят в вере жития — описания жизни и деяний святых, стойкость и мудрость которых являются добрым примером для современного христианина. Святитель Тихон Задонский: «Надежное средство для поддержания веры и любви — чтение святых отцов и житий святых... Православная проза Художественная литература — это, наверное, самое объемное направление православной литературы, о котором стоит поговорить отдельно. Главный герой романа, маленький Ваня «...

Через быт мальчик познает истину Православия, его душа наполняется любовью, верою, святостью. Именно эта книга в Советские времена, наравне с произведениями Достоевского, привела многих к Православию. Протодиакон Андрей Кураев советует новоначальным прочитать повесть Никифорова-Волгина « Дорожный посох » О , написанную от лица православного священника. Огромной популярностью пользуется серия « Флавиан » О протоиерея Александра Торика. За последнее время появилось много хорошей детской литературы — сказок Дмитрий Дмитриев, Глазунова Ирина , притч Клюкина Ольга , рассказов и повестей Борис Ганаго, Лариса Калюжная, серия «Зернышки» и др. Из зарубежных авторов хотелось бы особо отметить творчество Клайва С. Льюиса , которое включает в себя как произведения для детей цикл «Хроники Нарнии» , так и для взрослой аудитории «Письма Баламута» О , «Баламут предлагает тост» О. Непридуманные рассказы — особое направление в художественной леитературе. Самый известный сборник непридуманных рассказов — « Несвятые святые » О отца Тихона Шевкунова и последовавшая за книгой Зеленая серия Сретенского монастыря.

Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского

Представляем рейтинг, в который вошли 12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского – к их прочтению можно возвращаться сколько угодно раз и открывать для себя заново что-то новое. Если вы только начинаете знакомство с творчеством Достоевского, рекомендуется начать с его самых известных и значимых произведений. Сохранилось описание личной библиотеки Достоевского: так мы можем узнать, что читал писатель — и предположить, какие книги повлияли на него.

Читать нельзя выкидывать: нужен ли Достоевский в школьной программе

Написали немного, а оба ждут монументов. Старые школы исчезают» Письмо к брату Михаилу, 1845 г. Но одно из произведений мировой литературы для писателя стояло особняком — это «Дон Кихот» Сервантеса: «О, это книга великая, не такая, какие теперь пишут; такие книги посылаются человечеству по одной в несколько сот лет. И таких подмеченных глубочайших сторон человеческой природы найдете в этой книге на каждой странице. Он укажет на сообщенную в ней глубочайшую и роковую тайну человека и человечества» Дневник писателя, 1877 г. Известно ли, какие книги вызывали у него особенно сильные эмоции? Достоевский был в целом весьма эмоциональным человеком, но не любил демонстрировать свои переживания. В то же время, именно книги часто служили для него важнейшим источником переживаний и размышлений.

Я страшно читаю, и чтение странно действует на меня. О «самой грустной книге человечества» мы уже говорили. О романе Гюго «Отверженные» Достоевский высказывался: «роман, в котором великий поэт и гражданин выказал столько таланта, выразил основную мысль своей поэзии в такой художественной полноте, что весь свет облетело его произведение, все прочли его, и чарующее впечатление романа полное и всеобщее». Нередко оценки Достоевского менялись со временем. К примеру, сразу после выхода в свет романа И. Известно ли, какие книги писатель любил читать в детстве и в юности? О самой первой своей книге Достоевский автобиографически сообщает в романе «Братья Карамазовы: «Была у меня тогда книга, священная история с картинками, под названием: «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета», и по ней я и читать учился».

С чего начать читать классическую литературу? Вопрос к интеллигентной прослойке общества, тем, кто наиболее начитан и имеет широкое представление об авторах классики не только русской, но и зарубежной. Посоветуйте, с чего начать изучение?

Десять старушек — рупь! Звериную сущность такого рода «придорожного предпринимательства» Федор Михайлович рассек очень быстро и в какой-то мере уничтожил, придав романной огласке.

За такое опосредованное осуждение убийства, которое намного сильней осуждения прямого, Достоевского ненавидели большевики. А также за то, что обладая даром опережающего отражения действительности, он показал, что произойдет в будущем, если «все дозволено» будет. Прозорливец Достоевский увидел в грядущем очень многое. Язык Достоевского — авторский, неповторимый — такое же достояние культуры, как и его нестираемые временем образы. Такой язык, страшно нуждающийся по ходу своего развития именно в «сотворении» образов и осязаемых речевых жестах, полностью захватывал Достоевского: «Мы надевали лавровые венки на вшивые головы», — эта фраза из «Бесов» занимала его едва ли не больше, чем перипетии и сюжет пророческого романа.

Он просил издателя не убирать в этой фразе ни единого слова, ни единого звука, видимо предчувствуя, что именно такие слова будут сродственны российскому ХХ веку… АМ Поскольку мы заговорили о языке Достоевского, о стиле его письма, который, вне всякого сомнения, для Достоевского еще и способ выживания — как и для любого автора со своим голосом и природой, которую он обнажает в точности так же, как природу своих персонажей — позвольте вам задать вопрос: какую роль Николай Гоголь сыграл в становлении Достоевского? Ведь Федор Михайлович своей любви к Гоголю не скрывал. БЕ Достоевский действительно был душевно привязан к Гоголю. И в то же время, дерзко спародировал Николая Васильевича — его манеру выражаться, манеру письма из «Выбранных мест», да и саму фигуру писателя — в повести «Село Степанчиково и его обитатели». Пародия — вид любви.

Только любя: хоть частичку, хоть краешек пародируемого предмета — можно достичь цели! Иногда безосновательно считают: любят только сходное. Чаще и безоглядней любят именно противоположное. Тут сказывается полярность русского характера. Ставрогин любил девушку-калеку, сам Федор Михайлович любил втайне евреев и поляков, которых нещадно распекал.

От любви до ненависти один шаг. И это биение между любовью и ненавистью, возвращение от одного чувства к другому часто дает энергию русскому человеку и тем более русскому писателю. Достоевский пробовал исторгнуть из себя «маленького Гоголя», законопатить его в бочку и пустить на волю волн. Но сразу не получилось. А в более поздние годы слог, манера и стиль Достоевского так окрепли, что Гоголь отошел на второй план и тихо встал на книжной полке.

Достоевский разыграл пьесу Мольера «Тартюф», но совершено на русский манер. Главный герой — деспот и приживала Фома Фомич Опискин. Его имя стало нарицательным и обозначает человека, севшего на шею своим благодетелям. АМ Роднит Гоголя с Достоевским и неповторимая своеобычность языка… БЕ Учитывая особенности своего стиля: повторы, нагромождение психологических подробностей именно подробностей, а не веских деталей просто длинноты, — Достоевский не раз пытался заставить себя изменить манеру повествования. Набрасывая план одного из ненаписанных своих произведений, он замечает: «Рассказ вроде пушкинского.

Краткий, без объяснений, психологически откровенный и простодушный». К нашему счастью, Федору Михайловичу не удалось себя «выправить». Поэтому «неправильности» Достоевского в тысячу раз для нас ценней, чем «правильные» и безликие грамматические конструкции наших образцово-комсомольских и преданно-монархических писателей. И как вам кажется, почему многие произведения Достоевского «написаны на крови»? Кровь — единственное, что позволяет выйти на ветхозаветное и новозаветное, или столкнуть их друг с другом?

БЕ Достоевский довольно рано отделил библейское «Око за око» от Христова «Кто ударит тебя в правую щеку — обрати к нему и другую». Да и кровь в «Преступлении и наказании» — не главное. Это западная мысль, сделавшая убийство одной из любимых «философских» категорий, так трактует убийство. Главный и сакраментальный вопрос «Преступления и наказания», от которого у ангелов волосы встают дыбом: «Тварь я дрожащая или право имею? И ведь здесь не только «право на убийство»!

Это право на милосердие, это право на прощение и право на «алетейю», то есть незабвение. А заповедь «не убий» отвергается именно теми, для кого убийство стало смыслом и движущей силой их существования. К сожалению, борьба между «не убий» и «уничтожь его» — это та динамика жизни, без которой сама жизнь могла бы исчезнуть. Это совсем не значит, что нужно бесконечно длить историю Каина и Авеля. Новые времена, когда человечество станет тонкотелесным а это произойдет обязательно лишат смысла дилемму «убить — не убить».

Примерно так я описал современных Авеля и Каина в своем последнем по времени романе «Очевидец грядущего». Вопросы эти даны там именно в «окрасе» и динамике нашего времени, которое имея значительное сходство, все же отличается от библейских времен: своей стремительной быстротечностью, вымыванием из нутра человек одних качеств и заменой их на другие, отнюдь не апокалиптические… АМ Какое ваше самое любимое произведение Достоевского? БЕ «Братья Карамазовы».

И, наконец, Достоевский хотел показать, что люди путают любовь к себе и гордость, привитую воспитанием, зачастую даже причиняющую вред человеку. Повесть "Записки из Мертвого дома", 1860 "Записки из Мертвого дома" - это своего рода сборник, объединяющий повесть и рассказы, посвященные теме каторги в Сибири. Достоевский сам побывал на каторге, поэтому писал не понаслышке. Однако повесть не является в прямом смысле биографией писателя. Главный герой - Александр Петрович Горянчиков, а не сам автор. В книге описывается быт заключенных, их взаимоотношения, поднимаются различные нравственные вопросы. Рассказ "Чужая жена и муж под кроватью", 1860 Рассказ "Чужая жена и муж под кроватью" появился в результате объединения двух отдельных рассказов - "Чужая жена" и "Ревнивый муж". В итоге получилось искрометное произведение в водевильном стиле, веселое и очень смешное. В основе сюжета лежат поступки ревнивого и обманутого мужа. Рассказ полон комических ситуаций и курьезов, живых диалогов, остроумных каламбуров. Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. В основе сюжета лежит история о человеке, мелком чиновнике — застенчивом, нерешительном, обидчивом, честном. Однажды промозглым вечером он встречает на одном из петербургских мостов своего полного двойника по имени и внешности. Но на этом их сходство заканчивается, ведь копия - полная противоположность господина Голядкина по характеру.

12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского

Несмотря на отсутствие высшего образования, Бродский много читал. Поэтому его удивляло, что студенты, изучающие литературу, не могут похвастаться тем же. В один из дней Бродский сел за печатную машинку и составил перечень книг, которые должен прочесть каждый. Сегодня мы публикуем фотографии этих записей и сам список произведений со ссылками на ресурсы, где вы можете их приобрести.

Чувствую, что я уже «доросла» до такого типа литературы. Не всё же журналы и мусор читать. Но с чего начать не имею представления.

В детстве Достоевский читал Евангелие «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства» и Писание в целом. Особенно на юного Достоевского произвела впечатление Книга Иова, что, согласитесь, характерно. В семье читали также Карамзина, сказки, русскую классику. Юношей и взрослым Достоевский, конечно, много читает: русскую критику, классическую и современную западную литературу, социалистов — от Ламенне до Маркса. Арестованным — за чтение книг, кстати — в Петропавловской крепости Достоевский читает, например, Библию, «Отечественные записки», Батюшкова, Шекспира. Библию просил во французском переводе — русский перевод Писания тогда был запрещен: великий русский писатель не мог читать Слово Божье по-русски.

Можно читать её как детектив: кто всё-таки убил отца Фёдора Павловича? Можно как напряжённый семейный роман о том, что между родственниками никогда не бывает всё гладко, особенно когда родственники эти — очень сложный отец и три совершенно разных брата. Можно как книгу о превратностях любви, когда совсем рядом во всех отношениях положительный человек Катерина Ивановна , а любишь всё равно кого-то посложнее Грушенька. А ещё размышления о Боге — каково это, когда веришь, о природе красоты, о вечном выборе между добром и злом, об искушениях и великой сложности человеческой натуры. Сложное произведение? Но если вы всё сделали правильно, то уже готовы к тому, чтобы получить от него сложное, но большое удовольствие. Если всё-таки «не зашло», настоятельно рекомендуем этим и ограничиться. Преступление и наказание «На закуску» можно оставить роман, который у половины ассоциируется исключительно со школьными мучениями: «тварь я дрожащая или право имею», «проблема добра и зла», «роль снов в романе» и прочим. Если есть силы забыть прошлое и попробовать сначала, время пришло. Это самый сюжетно крепкий роман Достоевского. История Родиона Раскольникова, который убил, как ему кажется, незначительного человека, чтобы получить деньги на значительные дела, но потом передумал. Погрузился в пучину отчаяния и раскаяния, а окончательно оказался придавлен ненужной жертвой своей сестры. Ради поправки финансового положения любимого брата она собралась выйти замуж за нелюбимого. Параллельно мы читаем историю нищей семьи, от отчаяния толкнувшей свою дочь на панель. А главный герой всего этого безобразия — Петербург, холодный и мрачный столичный город, где с роскошными дворцами соседствуют крохотные каморки, похожие на гроб, которые любого с ума сведут. Записки из Мёртвого дома Достоевский в жанре нон-фикшен. Бонус для тех, кто всё прочитал и хочет ещё. Удивительный в своей простоте — никакой словесной витиеватости — дневник пребывания Достоевского на каторге. В качестве героя выбран другой персонаж, бывший заключённый Александр Горянчиков, осуждённый за убийство жены. Но мы-то всё понимаем. В книге есть быт и нравы заключённых, чем они живут, о чём думают и мечтают. Высшее общество того времени высоко оценило «Записки из Мёртвого дома» — ещё бы, прямой репортаж о жизни простого народа. Но и сейчас читается очень увлекательно. И заканчиваем снова не книгой Фёдора Михайловича. Это дневники Анны Достоевской, гениальной второй жены писателя «Воспоминания.

5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому

Многие читатели, впервые знакомясь с его творчеством, часто задаются вопросом: «С какой книги начать читать Достоевского?». Гайд по творчеству Достоевского, в котором рекомендуют начать с Преступления и наказания. Пятикнижие Федора Достоевского Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора Михайловича Достоевского. Если вы только начинаете знакомиться с произведениями Федора Достоевского, то стоит выбрать книги, которые вам будут легко читать и понимать. Многие читатели, впервые знакомясь с его творчеством, часто задаются вопросом: «С какой книги начать читать Достоевского?».

Самые важные произведения Достоевского, с которых нужно начать чтение

Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с какой книги начать, вам предлагается несколько вариантов. С чего начать читать Достоевского: путь к пониманию великого писателя. Если вы только начинаете знакомиться с произведениями Федора Достоевского, то стоит выбрать книги, которые вам будут легко читать и понимать. С чего начать читать Достоевского? Самая известная биографическая книга «Достоевский» Людмилы Сараскиной – это увесистый том почти на тысячу страниц, который сложно читать изначально не влюблённому в писателя человеку. Предлагаемый рейтинг поможет выбрать самые интересные книги Федора Достоевского: «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и другие, смотрите топ-10 лучших произведений великого русского писателя по версии КП: обложки книг, сюжет, интересные.

Список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица)

6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте по возможности только его.
Блог издательства Delibri Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести.

5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому

В этой статье представлен список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица). Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с чего начать, этот гайд расскажет вам о его ключевых произведениях, которые помогут вам погрузиться в мир его литературы. Опыты Монтеня, Божественную комедию и Достоевского прочла, но говорить о них просто не с кем, не уверена, что надо прочесть все остальное. Как начать читать классику. Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому.

Наши курсы

  • 6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники
  • Пушкину пора на пенсию? Преподаватели — о том, действительно ли нужны уроки литературы в школе
  • Поделиться
  • Поделиться

12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского

А уж как Федор Михайлович поносил поляков! Однако немалое их число летит и летит, как мотыльки на огонь, на пылающий фонарь его и сейчас работающего мозга… Для Запада — у которого Достоевский в первой половине жизни страстно учился, а во второй половине не менее страстно Запад обличал — он нередко выступает в роли «заплечных дел мастера», к которому жертва «неровно дышит». АМ Насколько сильным было влияние западного мира на Достоевского? БЕ Достаточно сильным для того, чтобы позже он это влияние «сладко возненавидел».

Шекспир, Гете, Расин, Руссо, Стендаль, Жорж Санд и другие перерабатывались мозгом и душой Достоевского сердечно и яростно, их образы и мысли часто принимали у русского автора причудливые очертания. В «Братьях Карамазовых» Митя читает вслух Шиллера. Иван — сочиняет Легенду о Великом Инквизиторе.

Двуликий западный Янус долго привораживал Достоевского именно своей амбивалентностью, как позже назвал такое двунаправленное движение Бахтин. Думаю, во время такого западного притяжения-отталкивания внутри у Федора Михайловича раздавались «истерические взвизги херувимов», как сказал об этом черт в «Братьях Карамазовых». АМ Почему, когда говорят о Достоевском, никогда не говорят о его языке — самобытном, ярком, почему ни у кого не закрадывается мысль, что он не меньший стилист, чем, скажем, тот же Тургенев, что язык Достоевского сохраняет для нас черты времени, что его мощное, бурное течение предвосхищает языки Джойса, Музиля, Фолкнера?

Я сейчас не об английском или немецком, я о языке души… БЕ Андрей Битов когда-то сказал мне: «Я долго учился писать неправильно». Стиль — это отклонение от нормы. У Достоевского такое случается.

Что же до языка писателя, то одно из чрезвычайных открытий Достоевского — неподготовленная речь персонажей, иногда и автора. До Федора Михайловича и после большинство писателей нудно готовили «ощипанную» и ошпаренную кипятком, подобно цыпленку табака, литературную речь. Он же рано понял: нужно давать речь живую, клокочущую, идущую прямиком из подсознания.

Такая зафиксированная в текстах речь притягивает неотступно, живет вечно. В «Сибирской тетради» Федора Михайловича есть потрясшая меня запись. Луковица — ан копейка, люди говорят.

Сто душ, сто луковиц — вот те рубль». Разбойная, дочеловеческая Русь проглядывает в этом «незалитературенном» диалоге. И прямой дорожкой выводит к Раскольникову, а потом и к пародирующему бывшего студента анекдоту советских времен: — Ты зачем старушку убил?

У нее и было-то десять копеек. Десять старушек — рупь! Звериную сущность такого рода «придорожного предпринимательства» Федор Михайлович рассек очень быстро и в какой-то мере уничтожил, придав романной огласке.

За такое опосредованное осуждение убийства, которое намного сильней осуждения прямого, Достоевского ненавидели большевики. А также за то, что обладая даром опережающего отражения действительности, он показал, что произойдет в будущем, если «все дозволено» будет. Прозорливец Достоевский увидел в грядущем очень многое.

Язык Достоевского — авторский, неповторимый — такое же достояние культуры, как и его нестираемые временем образы. Такой язык, страшно нуждающийся по ходу своего развития именно в «сотворении» образов и осязаемых речевых жестах, полностью захватывал Достоевского: «Мы надевали лавровые венки на вшивые головы», — эта фраза из «Бесов» занимала его едва ли не больше, чем перипетии и сюжет пророческого романа. Он просил издателя не убирать в этой фразе ни единого слова, ни единого звука, видимо предчувствуя, что именно такие слова будут сродственны российскому ХХ веку… АМ Поскольку мы заговорили о языке Достоевского, о стиле его письма, который, вне всякого сомнения, для Достоевского еще и способ выживания — как и для любого автора со своим голосом и природой, которую он обнажает в точности так же, как природу своих персонажей — позвольте вам задать вопрос: какую роль Николай Гоголь сыграл в становлении Достоевского?

Ведь Федор Михайлович своей любви к Гоголю не скрывал. БЕ Достоевский действительно был душевно привязан к Гоголю. И в то же время, дерзко спародировал Николая Васильевича — его манеру выражаться, манеру письма из «Выбранных мест», да и саму фигуру писателя — в повести «Село Степанчиково и его обитатели».

Пародия — вид любви. Только любя: хоть частичку, хоть краешек пародируемого предмета — можно достичь цели! Иногда безосновательно считают: любят только сходное.

Чаще и безоглядней любят именно противоположное. Тут сказывается полярность русского характера. Ставрогин любил девушку-калеку, сам Федор Михайлович любил втайне евреев и поляков, которых нещадно распекал.

От любви до ненависти один шаг. И это биение между любовью и ненавистью, возвращение от одного чувства к другому часто дает энергию русскому человеку и тем более русскому писателю. Достоевский пробовал исторгнуть из себя «маленького Гоголя», законопатить его в бочку и пустить на волю волн.

Но сразу не получилось. А в более поздние годы слог, манера и стиль Достоевского так окрепли, что Гоголь отошел на второй план и тихо встал на книжной полке.

А как относиться к тому, что он оттаскал за нос помещика Гаганова, укусил за ухо губернатора и публично поцеловал чужую жену — с восхищением или с неодобрением? Да что там, он и сам этого не знает, поэтому не живёт, а мучается. Главный вывод, который мы сделаем, — вовсе не про политические уроки, а про то, как трудно жить умной, но мятущейся душе. Братья Карамазовы Да, именно так.

Оставляем напоследок «Преступление и наказание» школьная травма и либо окончательно влюбляемся в Достоевского после прочтения «Братьев Карамазовых», либо — если не идёт — оставляем всё как есть. Эту главную для себя книгу Фёдор Михайлович писал, когда впервые в жизни у него было всё «как у людей»: любящая жена, дети, хоть какая-то финансовая свобода и даже дача в Старой Руссе, первый его собственный дом. Кстати, в провинциальном городке Скотопригоньевске, где происходит действие «Братьев Карамазовых», угадываются черты Старой Руссы. Но книга не об этом. А о чём? Да почти обо всём.

Можно читать её как детектив: кто всё-таки убил отца Фёдора Павловича? Можно как напряжённый семейный роман о том, что между родственниками никогда не бывает всё гладко, особенно когда родственники эти — очень сложный отец и три совершенно разных брата. Можно как книгу о превратностях любви, когда совсем рядом во всех отношениях положительный человек Катерина Ивановна , а любишь всё равно кого-то посложнее Грушенька. А ещё размышления о Боге — каково это, когда веришь, о природе красоты, о вечном выборе между добром и злом, об искушениях и великой сложности человеческой натуры. Сложное произведение? Но если вы всё сделали правильно, то уже готовы к тому, чтобы получить от него сложное, но большое удовольствие.

Если всё-таки «не зашло», настоятельно рекомендуем этим и ограничиться. Преступление и наказание «На закуску» можно оставить роман, который у половины ассоциируется исключительно со школьными мучениями: «тварь я дрожащая или право имею», «проблема добра и зла», «роль снов в романе» и прочим. Если есть силы забыть прошлое и попробовать сначала, время пришло. Это самый сюжетно крепкий роман Достоевского. История Родиона Раскольникова, который убил, как ему кажется, незначительного человека, чтобы получить деньги на значительные дела, но потом передумал. Погрузился в пучину отчаяния и раскаяния, а окончательно оказался придавлен ненужной жертвой своей сестры.

Ради поправки финансового положения любимого брата она собралась выйти замуж за нелюбимого. Параллельно мы читаем историю нищей семьи, от отчаяния толкнувшей свою дочь на панель. А главный герой всего этого безобразия — Петербург, холодный и мрачный столичный город, где с роскошными дворцами соседствуют крохотные каморки, похожие на гроб, которые любого с ума сведут.

Достоевского, как равного, принимают в кружок Белинского. В 1846 г. Однако уже зимой 1847 г. На этих собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов. Вскоре после публикации «Белых ночей» в 1849 г. Достоевский был арестован в связи с «делом Петрашевского». Суд признал его виновным.

По пути на каторгу в Тобольске состоялось тайное свидание Достоевского и других заключенных с женами декабристов, которые благословили всех в новый путь и каждому подарили Евангелие.

Так что классические произведения — буквально энциклопедии по правилам жизни и морали. Получишь наслаждение. Читать классику — это правда увлекательно! Просто нужно найти книгу, сюжет которой тебе понравится. Как читать классическую литературу?

Читай только в полном содержании, не заглядывай в краткие пересказы Краткое изложение — это чужая интерпретация произведения. Да, ты узнаешь основные моменты сюжета, но наслаждения от чтения не получишь, язык писателя не оценить, в атмосферу книги не погрузишься. Это как заказать в кафе салат оливье, но съесть из него только кусочки картофеля, при этом оставив на тарелке все остальное — может, сытно, но не вкусно. Узнай об историческом периоде книги Понимание периода времени, в который была написана книга, поможет тебе лучше погрузиться в повествование и оценить мотивацию героев. Если тебе кажется, что все сложно и непонятно, то обязательно погугли в Сети, о событиях какого периода ты сейчас читаешь.

ЛУЧШИЕ КНИГИ для знакомства с классикой?с чего начать читать классику?

Чтения запрещённого письма и недонесения об актах чтения другой запрещённой литературы хватило, чтобы Достоевского приговорили к расстрелу. Император заранее заменил казнь на каторгу с конфискацией имущества, но явно решил поиздеваться над осуждёнными и превратить их в наглядный пример для остальных. Достоевскому и другим узникам пришлось пройти все этапы казни почти до самого конца: их вывели перед расстрельным строем, зачитали приговор и лишь затем объявили о помиловании. Напряжение было таким сильным, что один из петрашевцев сошёл с ума. Острог Четыре года каторги Достоевский отбывал в Омском остроге. Тюрьма сильно повлияла на писателя — он становится куда более набожным и консервативным и обращает внимание на темы, которые найдут отражение в его последующем творчестве. После каторги Достоевского отправляют в Семипалатинск — служить в армии. За несколько лет он успевает сделать небольшую карьеру и дослужиться до прапорщика. Именно в Семипалатинске писателя настигает известие о смерти Николая и восхождении на престол Александра II. В день коронации нового императора петрашевцы получают прощение, а через год Достоевский добивается полной амнистии — ему возвращают дворянство и право заниматься литературой. За время пребывания в Сибири Достоевский написал всего две повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели».

В 1859 году он выходит в отставку и переезжает в Тверь, а в конце года возвращается в Петербург. Всё заново В конце 1859 года Достоевский возвращается в Санкт-Петербург и, по сути, пытается заново начать карьеру писателя. Вместе с братом Михаилом он начинает издавать популярный литературный журнал «Время», на страницах которого публикует новый роман «Униженные и оскорблённые». Но главной для современников книгой Достоевского на тот момент стала опубликованная в «Русском мире» повесть «Записки из мёртвого дома». В основу «Записок» лёг опыт, который Достоевский пережил за четыре года каторги в Омском остроге. В «Записках» автор вводит вымышленного главного героя, пренебрегает реальной хронологией событий и чередует увиденные своими глазами эпизоды с художественным вымыслом и попытками проанализировать поведение попавших на каторгу людей, но для современников повесть стала настоящим откровением. Долги, кабала и потеря близких Казалось, что жизнь Достоевского постепенно налаживается, но это было не так. Литератор в основном издавался в журналах, его гонорары не дотягивали до заработков современников, и денег вечно не хватало.

А ведь полезно усвоить в 16 лет, что есть добро и зло, можно и нельзя, что человеческая жизнь бесценна, никто не имеет права ставить себя выше других на основании якобы врожденных признаков. Проговорить эти мысли на уроках, показать, что есть книга великого русского писателя, посвященная этим вопросам, и оставить будущим выпускникам возможность вернуться к роману когда-либо позже — это лучше, чем не делать этого совсем. Михаил Евгеньевич Сапрыкин, учитель литературы: Нам Достоевский так интересен и важен не только потому, что он отразил изменения в русском обществе и особенности русского сознания во второй половине XIX века. Ведь в таком случае, чтобы читать Достоевского, необходимо понимать, что представляло собой русское общество в 50—60-е годы XIX века; нужно прочитать Библию, как минимум — Евангелие. Наконец, чтение Достоевского подразумевает понимание течения русской общественной мысли: нужно разбираться, кто такие западники, славянофилы, кто такие почвенники и позитивисты. Не многие взрослые люди, имеющие высшее образование, могут в таком случае сказать, что они прочитали и поняли Достоевского. Нам это неважно, потому что Достоевский — это автор, который позволяет нам поговорить о нас самих сегодняшних, — здесь Достоевский делит участь с другими русскими классиками. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». В России второй половины XIX века наступила переломная эпоха: в 1861 году завершилось время крепостного права, и в связи с его отменой начала изменяться не только экономическая и политическая жизнь, но и социальная и нравственная ситуация. Приходили в упадок помещичьи хозяйства, образовалось много свободной рабочей силы из освобожденных крестьян; рост городов, развитие промышленности, торговли, транспорта, развитие науки и технологий. Одновременно с этим изменяется сознание русского человека: до отмены крепостного права иерархическая структура четко распределяла: кто знатнее — тот и выше в общественной иерархии, к середине XIX века этот критерий смещается: выше тот, кто богаче, и не очень важно, каким путем это богатство нажито. Изменившееся самоощущение человека повлияло и на семейные отношения: выросла популярность смешанных браков ради выгоды, а столкновения внутри семей по поводу наследства и дележа денег стали гораздо острее и болезненнее. Высшая точка этих перемен — изменение отношения к религии: развитие науки приводит к тому, что предлагаемая христианством модель мира человека перестает устраивать и человек начинает искать альтернативу. Что нужно знать о «тварях дрожащих» и «право имеющих»? Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово» — так сам Раскольников сформулировал свою теорию. Идеи о «тварях дрожащих» и «право имеющих» он зафиксировал в статье «О преступлении», опубликованной в одной из петербургских газет. По Раскольникову, есть два типа людей: Люди низшего разряда «твари дрожащие» живут в послушании и подчиняются Люди второго разряда «право имеющие» склонны преступать закон и разрушать. Преступления этих людей «требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте». Наполеон, о котором по ходу романа несколько раз упоминает Раскольников, — пример человека «второго разряда», который вскружил голову молодежи XIX века. Он кажется безжалостным, бескомпромиссным императором, который пошел против любых нравственных принципов и захватил полмира. Чтобы доказать себе, что он Наполеон или «право имеющий», Раскольников и идет на убийство жалкой старухи.

Достоевский окончил училище и был зачислен инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив посвятить себя литературе, подал в отставку. В 1845 г. Достоевского, как равного, принимают в кружок Белинского. В 1846 г. Однако уже зимой 1847 г. На этих собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов. Вскоре после публикации «Белых ночей» в 1849 г. Достоевский был арестован в связи с «делом Петрашевского».

Но несмотря на это, роман Достоевского стоит прочитать, так как он предлагает множество важных мыслей и идей, которые до сих пор актуальны и интересны для современного читателя. Для удобства чтения романа «Преступление и наказание» можно использовать следующую схему: Ознакомьтесь с биографией Федора Достоевского, чтобы лучше понять автора и его мотивы. Познакомьтесь с главным героем романа, студентом Раскольниковым, его внутренним миром и дилеммой. Изучите ключевые моменты сюжета, такие как убийство Алионы Ивановны и его последствия. Следите за развитием главных и второстепенных персонажей и их взаимодействием. Обратите внимание на философские и этические вопросы, поднятые автором, и думайте о своем собственном отношении к ним. Важно помнить, что чтение «Преступления и наказания» — это индивидуальный опыт, и каждый читатель может находить в этом произведении собственные темы и идеи, которые позволяют ему лучше понять себя и окружающий мир. Так что не откладывайте чтение «Преступления и наказания» на потом — этот роман обязательно стоит быть прочитанным и изученным. И помните, что Достоевский — мастер, который способен не только заставить задуматься, но и тронуть самые глубинные струны вашей души. Погрузиться в мир «Братьев Карамазовых» Одной из самых известных и важных работ Федора Достоевского является роман «Братья Карамазовы». Это сложное и глубокое произведение, которое затрагивает множество тем: религиозные и философские вопросы, семейные отношения, нравственность и многие другие. Для полного погружения в мир «Братьев Карамазовых» рекомендуется следующий план чтения: Ознакомление с сюжетом и главными персонажами Перед началом чтения романа полезно ознакомиться с кратким описанием сюжета и главных персонажей. Это поможет лучше понять происходящее в книге и ориентироваться в большом количестве персонажей. Чтение по главам Лучше всего читать «Братьев Карамазовых» по главам, не торопясь, чтобы в полной мере насладиться тонкостями и глубиной произведения. В процессе чтения рекомендуется обращать внимание на детали, особенности повествования и развитие персонажей. Анализ и обсуждение произведения После прочтения каждой главы полезно проводить анализ и обсуждение прочитанного. Можно обратить внимание на темы, этические дилеммы, моральные уроки, которые Достоевский старался донести до читателя. Исследование критических комментариев Для более глубокого понимания произведения стоит изучить критические комментарии и интерпретации романа. Это поможет лучше осознать сложность и многозначность текста, а также получить новые идеи и подходы к пониманию произведения. Чтение «Братьев Карамазовых» может быть насыщенным и часто вызывать сильные эмоции. Но это произведение открывает огромный мир мыслей и душевного волнения, который останется с читателем на долгое время. Погрузитесь в этот мир и насладитесь всеми его оттенками и глубиной! Раскрыть тему дуализма человеческой натуры в «Идиоте» В романе «Идиот» Федор Достоевский раскрывает тему дуализма человеческой натуры через главного героя — князя Лев Мышкина. Этот дуализм проявляется в противоположных чертах характера и поведения князя. С одной стороны, Лев Мышкин представляет собой идеалиста, которому свойственны доброта, милосердие и чувство сострадания. Он стремится помочь людям, проявляет любовь и отзывчивость. Князь Лев всегда готов выслушать и помочь окружающим, он видит в каждом человеке человечность и несмотря на свою простоту, пытается построить гармоничные и справедливые отношения с окружающими. С другой стороны, князь Лев Мышкин также обладает чертами, характерными для идиота. Он доверчив, наивен и неспособен адекватно реагировать на сложные ситуации. Лев Мышкин склонен к принятию решений, основанных на мгновенных эмоциях, что зачастую приводит к негативным последствиям. Его дуальность характера проявляется в противоречивости его поступков и иногда вызывает недоумение и непонимание у других персонажей романа. С точки зрения сюжета, дуализм человеческой натуры в романе «Идиот» представлен противостоянием главного героя Льва Мышкина и другого персонажа — Парфен Рогожина. Пока Лев Мышкин является символом чистого и доброго начала, Парфен Рогожин — его антипод, представляет собой беспощадность и разрушение. Таким образом, роман «Идиот» Федора Достоевского позволяет читателю увидеть двойственность человеческого характера, где добро и зло, идеализм и реализм сосуществуют одновременно, вызывая множество вопросов и размышлений. Прочувствовать мистику «Бесов» Если вы хотите погрузиться в мистический и таинственный мир Федора Достоевского, то одна из самых подходящих для этого книг — «Бесы».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий