Новости исторические фильмы советские

Советские исторические, приключенческие и боевики. Пусть достоверность всей истории – весьма сомнительна, некоторые характеры – нарочито анекдотичны, а многие важные эпизоды – излишне гротескны, фильм тщательно прорисовывает советский тюремный пейзаж. Часто говорится о том, что препятствием для корректной исторической интерпретации является идеологизированность советских фильмов. Исторический фильм «Оборона Севастополя» (1911), посвящённая событиям Крымской войны 1854–1856 годов, – общепризнанная веха в истории кино.

115 лет кино в России

В 1919 г. Авторы проекта поставили перед собой задачу виртуальной реконструкции Страстного монастыря с окружающим его историко-архитектурным ансамблем на нескольких временных срезах с середины XVII в. Ими были использованы методы компьютерного моделирования, привлечен комплекс архивных источников: чертежи, планы, описи строений монастыря, делопроизводственная документация, фотографии XIX — начала XX в. Результат реконструкции доступен на сайте проекта [19]. Проект можно рассматривать в качестве примера визуальной истории, поскольку данное исследование 1 имеет целью визуальную реконструкцию не просто архитектурного объекта, но и исторической среды; 2 опирается преимущественно на изобразительные источники; 3 использует технологии визуального анализа и 4 содержит визуализированный результат, представленный в виде 3D-инсталляций, планов и видеороликов. Отражением визуального поворота является реализация федерального проекта по созданию в разных городах исторического парка «Россия — моя история», главным объектом которых стали не музейные экспозиции, демонстрирующие документы, предметы, артефакты, а образы прошлого, презентация которых опирается преимущественно на визуальный контент [20].

Визуальный ряд экспозиций ленты времени поддерживают аудиозаписи, повторяющие доступный для общего визуального восприятия текст, дополненный музыкальным или шумовым оформлением. Таким образом, концепция исторического парка ориентирована на достижение комплексного информационного эффекта, получаемого при загрузке всех органов чувств — зрения, слуха, прикосновения сенсорные экраны и обеспечивающего закрепление в памяти эмоционального образа, в котором доминируют цвет, звуковые акценты и ключевые слова, представленные в заголовках стендов «достижения», «успехи», «планы нападений» и проч. Важной чертой исторического парка как современной формы презентации исторических знаний является его информационная многоуровневость: первый уровень — эмоциональное восприятие эпохи, формирование ее визуального образа; второй — краткая текстовая информация, сопровождающая инсталляции и уточняющая визуальный образ; третий — тексты исторических документов или информационных статей, доступные посетителю парка в результате целенаправленного поиска и работы с экспозицией. Так, например, выставка «От великих потрясений к Великой Победе. Наиболее доступен для посетителей и, следовательно, более востребован первый уровень, создающий эмоциональный образ эпохи, в некоторых случаях достаточно сложный.

Таким образом, мы являемся свидетелями постепенной эволюции истории от преимущественно письменной науки к политехнологичной, что порождает множественность вариантов ее реализации. Уже сегодня можно говорить о существовании цифровой, визуальной, экспериментальной истории [21]. Однако базовый тренд развития исторического познания все же связан с его визуализацией и переходом от текста к образу. Образ как понятие исторической науки Язык науки — это один из наиболее чувствительных инструментов познания, в котором новые веяния проявляются в первую очередь. О визуальном повороте в исторической науке опосредованно свидетельствует все более широкое использование в словаре историка «визуальных» понятий «образ», «портрет», «облик», «ландшафт», «картина», «пейзаж» и проч.

Многомерность вводимых в научный оборот «визуализированных» понятий сопровождалась их стремительной концептуализацией, обрастанием теоретическими смыслами и представлениями. Так, например, В. Казакова предлагает рассматривать понятие «социальный портрет» как «концепт… отражающий тенденцию эстетизации современного общества… как симптом и символ информационного точнее, визуального. Тематика, связанная с реконструкцией социальных портретов определенных социальных групп коммунистов, молодежи, рабочих и проч. В понятийном аппарате современной исторической науки несомненным лидером по частоте употребления является понятие «образ».

Неудивительно поэтому, что в контексте новой модели визуальной культуры прошлое перестает восприниматься как текст и переосмысливается в контексте истории образов [25]. В настоящее время категория «образа» применяется в качестве базового понятия в исследованиях по социальной истории, истории ментальности, исторической памяти, поскольку без него невозможно реконструировать и описать факты общественного сознания и поведения [26]. Применение категории «образ» все чаще встречается и при изучении вполне традиционных исторических объектов — событий, личностей, регионов, стран, периодов эпох [27]. При этом образ как научное понятие остается пока слабо структурированным и в значительной степени неопределенным, поскольку строится не на логических принципах моделирования, а на интуитивном «восприятии» фактически визуализации , т. Понятие «образ» имеет междисциплинарную природу.

Появившись изначально в лоне религии, оно стало основным инструментом познания в литературоведении, культурологии, искусствоведении, философии, способствуя утверждению множественности существующих определений рассматриваемого понятия. В толковом словаре Ожегова мы находим дефиницию, которая характеризует образ как живое, наглядное представление о ком-либо или о чем-либо [28]. В философии он воспринимается в качестве результата и идеальной формы отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека; в искусствоведении — как обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления [29]. В литературоведении художественный образ определяется через категорию «модель мира», всегда в чем-то не совпадающую с той, которая нам привычна, но всегда узнаваемую. С позиций семиотики «образ» рассматривается как знак, получивший дополнительное значение в существующей системе знаков [30].

В большинстве определений подчеркивается, что образ представляет собой инструмент художественного творчества, искусства, и в этом смысле он противопоставляется строгому научному понятийному знанию, что влечет за собой конфликтность восприятия проблемы образа в качестве объекта научного исследования. Но вместе с тем он обладает познавательным потенциалом, поскольку представляет собой способ обобщения, основанный на нелогических приемах. Что касается исторической науки, то здесь пока идет накопление опыта изучения образов прошлого. С этим понятием уже давно работают историки-антиковеды и медиевисты благодаря источникам, среди которых значительную часть составляют художественные и религиозные тексты [31]. Соответственно и понятие «образ» интерпретируется с учетом специфики анализируемых текстов.

В трудах исследователей проблематики Нового и Новейшего времени «образ» рассматривается и как отражение результатов чувственного восприятия чего-либо с опорой на исторические источники, и как результат обобщения эмпирического материала, достигнутый через использование логических типология, моделирование, структурирование и эстетических приемов анализа. Наиболее удачной представляется дефиниция понятия «образ», предложенная А. Голубевым и О. Поршневой, где он рассматривается как продукт общественного сознания, отражающий индивидуальные и групповые эмоционально окрашенные представления о различных географических, социокультурных, исторических феноменах [32]. Исследование исторического образа чего-либо или кого-либо предъявляет особые требования к используемым документальным историческим источникам, а также к методам, которые должны соответствовать задачам ментальных реконструкций [33].

В качестве центральных вопросов изучения образов выделяются механизмы их формирования и трансляции, влияние на общественное сознание и поведение, факторы их трансформации и эволюции. Включение в научный дискурс понятия «образ» и его стремительная концептуализация неизбежно ставят вопрос о соотношении «образа» и «текста». Эти два понятия представляют собой различные, но взаимосвязанные и взаимодополняемые модели реальности, опирающиеся на разные методы конструирования. Текст — это логическая структура, состоящая из символов, которые мы расшифровываем, опираясь на доступные языковые коды алфавит. Он нацелен на передачу содержания.

Характерными чертами текстовой модели являются логичность, рациональность, точность. В контексте теории деконструкции Ж. Деррида текст представляет собой базовое понятие, через которое только и возможно познание, и которое охватывает все проявления реальности, воплощаясь в формулах: «мир — это текст», «текст — единственно возможная модель реальности» [34]. В самом общем виде деконструкция подразумевает критическое чтение и последующее «переписывание» прочитанного, т. Образ — это модель окружающего мира, построенная на его чувственном восприятии и конструируемая с помощью художественных приемов, которые меняются в зависимости от используемых технологий.

И в этом его отличие от текстовой модели, поскольку образ может быть создан не только с помощью письменных технологий, но с помощью живописи, фотографии, кино и т. Данная модель характеризуется такими чертами как метафоричность, эмоциональность и узнаваемость. Для образа важны форма и порождаемая ею эмоция, а также культурный код, положенный в его основу и обеспечивающий реализацию коммуникативной функции. Между текстом и образом существует тесная связь. Образ может выступать фрагментом содержания структуры текста или иллюстрацией к нему дополнением.

Такая роль образа характерна для традиционной культуры устной и письменной. Но уже в эпоху модерна образ начинает жить независимой от текста жизнью, не иллюстрируя его, а формируя новую реальность. Еще более очевидно разделение этих двух сущностей в эпоху постмодерна, для которой характерно сомнение в достоверности научного познания и убеждение, что познание реальности доступно, по выражению М. Хайдеггера, лишь интуитивному «поэтическому мышлению». В постмодернизме нарушается принцип целостности текста за счет усиления роли образов, что позволяет Ж.

Делезу и Ф. Гваттари заявить: «Мир — это хаос» [35]. Разнообразие подходов к изучению исторического «образа» чего-либо страны, социальной группы, семьи, врага, союзника, детства, исторической науки и т. В этом смысле методы реконструкции и интерпретации образа можно рассматривать в контексте применения постмодернистских практик, выражающих стремление отойти от рациональных приемов обобщения исторической информации и обратиться к так называемым «качественным» методам познания, основанным на законах чувственного восприятия. Структура и содержание образа раскрываются через такие инструменты познания как историческая модель целостное представление , идеальный тип, стереотип, исторический миф.

Собственно, они и определяют конкретные исследовательские подходы к изучению образа, поскольку фокусируют внимание на различных его вариантах, которые могут существовать одновременно идеальный, массовый, мифологизированный, индивидуальный и проч. Каждая из этих категорий сама по себе представляет сложный теоретический конструкт, утяжеляя исторические интерпретации образа и перемещая их в плоскость историко-философского познания. Исходя из способов конструирования и сферы бытования образа, можно выделить следующие его виды: — литературные образы, создаваемые писателями и поэтами с помощью литературных приемов и письменного языка; — изобразительные образы живописные, скульптурные, архитектурные , формируемые с использованием художественных изобразительных средств композиции, цвета, формы ; — религиозные образы, в создании которых в одинаковой степени задействованы слово и изображение, закрепленные в религиозном каноне; они отражают и транслируют архетипические формы сознания и поведения; — фото — и аудиовизуальные образы, которые создаются с использованием технических средств фиксации реальности и могут быть статичными или динамичными; — пространственные образы, формируются с использованием методов картографирования и представлены в виде карт. Эти разновидности образов часто используются в исторических исследованиях в качестве исторических источников, поскольку их создание есть результат профессиональной деятельности художников, писателей, картографов и т. Этот перечень дополняют научные образы, являющиеся результатом научной деятельности исследования.

Специфика научного образа состоит в том, что он представляет собой сложный симбиоз строгого языка науки и чувственно-метафорического содержания. Их реконструкция опирается на процедуры деконструкции образов первоисточника и должна отвечать требованиям полноты и достоверности. Научные образные реконструкции могут быть представлены в текстовой, математической, схематичной, аудиовизуальной, картографической и прочих формах. Проблемы деконструкции на уровне источника и реконструкции на уровне исследования образа тесно связаны с переводом визуальной информации в вербальную. Причем историческая реконструкция образа реализуется с помощью научного языка, который имеет абстрактно-логическую природу и слабо ориентирован на передачу визуальной, т.

Важнейшими свойствами любого, в том числе исторического, образа выступают его метафоричность, узнаваемость и эмоциональность, что обеспечивает реализацию его коммуникативных функций. Как достичь этого результата, используя строгий язык науки? Тенденция придания литературности историческим описаниям присутствовала в исторической науке всегда. Сейчас она чрезвычайно актуальна с точки зрения необходимости повышения социокультурной значимости исторического знания. Историк должен писать не только точно, но и образно.

Но возможен и другой путь — сохранение традиции строгого научного описания образов за счет более тщательной структуризации понятия. Такие подходы к реконструкции образа в основе своей соответствуют апробированным приемам изучения мифа. И это не случайно, поскольку образ является сердцевиной мифа и по своей структуре и функциям соотносится с ним. Чрезвычайно плодотворными в этом отношении представляются идеи Ю. Лотмана, выделяющего в структуре мифа три основные уровня: миф-текст, миф-знак и миф-пространство [36] , вполне приложимые к репрезентации образа в историческом исследовании.

Таким образом, новая культурологическая ситуация, порождаемая визуальным поворотом, ставит перед историками сложные методологические вопросы, ответы на которые еще предстоит найти: — что такое образ и является ли визуальность его необходимым свойством?

Настоящим испытанием оказались и съемки самого Ледового побоища. Знаменитую битву на Чудском озере пришлось снимать летом. Поэтому, чтобы воссоздать эффект заледеневшего водоема, киношники заасфальтировали и засыпали солью и мелом 30 тысяч квадратных метров земли. К счастью, старания съемочной группы не пропали даром. Фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена, обернулся громким триумфом культового режиссера и стал признанным достоянием мировой культуры.

По прибытии на Остров Свободы советского кинематографиста встретил и Фидель и Раул ь Кастро, а также Че Гевара, которые лично провели для него экскурсию по местам революционн ой славы. Все трое выступили техническими консультантами фильма. По замыслу советского руководства, картина Калатозова должна была стать одой освободительному духу кубинского народа. Но итоговый результат разочаровал партийных функционеров. Они посчитали, что фильм «Я — Куба» слишком сосредоточен на «искусстве ради самого искусства», и обвинили режиссера в формализме.

В центре сюжета — годы отрочества и юности царя, которые были полны для него смертельной опасности, исходившей и от части боярства, и от бунтующих стрельцов, и от стремящейся к власти царевны Софьи. Однако уже в ту пору Петр выказывает глубокий, ясный ум, волю и целеустремленность, которые помогают обезоружить его явных и тайных врагов... Действие фильма развивается в конце XVII века, когда Россия терпела огромные убытки в торговле, так как не имела выхода к морю.

Рассказ о фронтовых буднях неприспособленного к жизни московского интеллигента, а ныне рядового дивизиона «Катюш» Жени Колышкина, всю войну балансировавшего между штрафбатом и орденом, и его любви к суровой, но красивой связистке Женечке Земляникиной, обернувшейся трагедией. Потому что на войне комедий не бывает. Столпер Первый советский фильм, рассказывающий о событиях лета 1941 года, где в общей для всей Красной Армии катастрофе уже проглядывали ростки будущих побед. Образ генерала Серпилина, блестяще сыгранного Анатолием Папановым, до сих пор является эталоном показа действий настоящего военачальника в самый тяжёлый для нас период войны. Тарковский Эстетически совершенный дебют Андрея Тарковского в кино, сразивший наповал жюри Венецианского фестиваля. Рассказ о юном разведчике Иване, потерявшем семью, но приобретшим ненависть, которая противоестественна для детского сердца, но от которой никуда теперь не деться до самой смерти. Калатозов Самый известный в мире советский военный фильм, обладатель единственной за всю историю отечественного кино «Золотой Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Картина о том, что измена в тылу несет смерть на фронте, даже если это всего лишь измена главной героини бойцу Красной армии с его братом. Искупить такую вину можно даже в сердцах близких тебе людей, но не в своем собственном. Трегубович Один день из жизни экипажа самоходного орудия, в который вместилось все - смешное и горькое, героическое и обыденное, страх, которого не надо стыдиться, и слава, которой не стоит гордиться. Потому что таких дней на войне было больше тысячи. И каждый надо прожить и выжить, что нелегко, особенно если ты - самый младший из экипажа, но при этом и командир, а вокруг война, и до смерти, как поется в песне, четыре шага. Чхеидзе В 16 лет будущий сценарист Сулико Жгенти, сбежал на войну, не зная, что его отец пойдёт искать блудного сына. А еще через 20 лет эту историю об отце солдата, нашедшем и потерявшем сына в победном Берлине 1945-го экранизировал Резо Чхеидзе. Закрепив тем самым предположение режиссёра Сергея Герасимова, именем которого названа кузница кинокадров ВГИК, что все грузины рождаются с кинокамерой в руках.

Советские фильмы про Российскую империю

Рассмотрим фильмы Рязанова и Гайдая. В кино Старики-разбойники (1971) менты выходят на пенсию в 60 лет, как все нормальные люди. Смотреть Лучшие советские фильмы онлайн в подборке на KION. ВКонтакте – универсальное средство для общения и поиска друзей и одноклассников, которым ежедневно пользуются десятки миллионов человек. Мы хотим, чтобы друзья, однокурсники, одноклассники, соседи и коллеги всегда оставались в контакте. Курсы Книги Фильмы Видеовикторины Видеоголоволомки Аудиокниги Радиоспектакли Списки. 11 лучших исторических фильмов 2023 года: «Жанна Дюбарри» и «Злой город» Кадр из фильма «Воздух».

Исторические фильмы

Смотрите фильмы, сериалы, и мультфильмы из списка "Исторические СССР – фильмы и сериалы" в нашем онлайн-кинотеатре. Киноэпопеи СССР‎ (17: 17 с.) Страницы в категории «Исторические фильмы СССР». Советское кино и сталинский исторический нарратив»), с другой стороны, подходы киноведов, которые работают с кинокадром и источниками создания фильма (эго-документами, сценарными вариантами, монтажными листами, версиями кинофильмов и пр. Это, по сути, первая картина сталинского исторического кино, отразившая перемены в исторической идеологии советского общества.

Кино - жанры: Исторический

Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт www.

Фильмы про Русь занимают особое место в ряду исторических реконструкций. Наш народ пережил в те времена множество вражеских нашествий, объединился в единое государство. Те времена подарили своих героев, ставших легендарными.

Но это были картины о новейшей советской истории с набором различных кинематографических штампов: пламенные революционеры, благородные матросы времен Гражданской войны и прослойка в виде бывших офицеров и интеллигентов. Таких фильмов было создано достаточно, но, кроме как «Поговорим, брат» и «Рудобельской республики», и вспомнить особо нечего. Белорусские исторические фильмы К тому же, уже в 50-х годах на киностудии плотно занялись экранизацией произведений о Великой Отечественной войне, и уже с этой темы не уходили вплоть до разрушающих 90-х годов.

Но некоторым режиссерам удавалось протащить сценарии из настоящей истории, о которой практически не говорили в Российской Империи, а в Советском Союзе вспоминали только о национально-освободительных восстаниях против царизма. Первым таким фильмом стал, выпущенная в 1928 году картина «Кастусь Калиновский». На официальном уровне фильм позиционировался как рассказывающий о героях восстания белорусского и польского народа. А также о борьбе против насильственной русификации и за восстановление независимости Великого княжества Литовского. Только в интернациональные 20-ые годы такая картина могла демонстрироваться на всех киноустановках Советского Союза. Исторические фильмы Беларусьфильма В шестидесятые годы был снят фильм «Жизнь и вознесение Юрася Братчика» по роману Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Лента рассказывает о приключениях и авантюрах бродячих артистов кукольного театра-батлейки времен Великого княжества Литовского.

Кинокартина после съемки сразу глухо легла на полку несмотря на то, что там снялись очень известные актеры: Лев Дуров, Алексей Смирнов, Донатос Банионис.

Режиссер и сам остался недоволен «Победой», оттого ушел в историческую тематику. В 1939 году он поставил «Минина и Пожарского» сценарий Виктора Шкловского поначалу предлагался Эйзенштейну, но он предпочел снять «Александра Невского». Надолго уходить в исторический материал Пудовкин не хотел и намеревался вернуться к современности, однако сценарий Георгия Гребнера и Николая Равича ему понравился. Постановщика привлекла возможность снять фильм не о Суворове-полководце, а о Суворове-человеке. Сложные, неоднозначные характеры героев в лентах о современности партией откровенно не приветствовались, однако Суворов и в самом деле был противоречивой личностью. На указание партии облагородить, мифологизировать этот образ можно было возразить, что характер персонажа раскрывается в соответствии с исторической правдой. У Сталина, зорко следившего за историческими постановками, неизбежно возникли претензии к первоначальному сценарию. Равич был арестован в 1937 году, задолго до начала съемок, и его имя, по правилам тех лет, не упоминается в титрах.

В письме председателю Комитета по делам кинематографии И. Большакову Сталин писал, что в сценарии фильма не раскрыта военная тактика полководца. Кроме того, генералиссимуса смутила излишняя, по его мнению, доброта Суворова к солдатам: «Читая сценарий, можно подумать, что Суворов сквозь пальцы смотрел на дисциплину в армии не высоко ценил дисциплину и что он брал верх не благодаря этим особенностям его военной политики и тактики, а главным образом — добротой в отношении солдат и смелой хитростью в отношении противника, переходящей в какой-то авантюризм. Это, конечно, недоразумение, если не сказать больше». Если особенностям военной тактики Суворова авторы фильма уделили большое внимание особенно в последней трети, где показан знаменитый альпийский поход , то вот доброта и чудачества Александра Васильевича никуда не делись. Более того, основной сюжетный конфликт фильма построен вокруг разного понимания сущности армии Суворовым и Павлом I. Наоборот, это Павел I требует железной дисциплины, ибо, по его мнению, солдат — это инструмент в военном механизме. Суворов же возражает, что он командует не шестеренками, а людьми. Пропаганда 1930—1940-х изображала и самого Сталина как отца народов, желающего блага своим детям.

Образ Суворова сочетанием железной воли и доброты к подчиненным напоминал Сталина, каким его рисовали придворные художники. К тому же, исходя из замечаний генералиссимуса к другим фильмам, он требовал не только верности линии партии, но и художественной правды — немало сценариев вызывали критику из-за нереалистичных характеров и ситуаций. Всеволоду Пудовкину не только удалось пройти между Сциллой и Харибдой сталинской цензуры, но и реализовать собственные идеи, что было почти невозможно в фильмах о современности. Основная мысль фильма передана через диалог, прямой и косвенный, Суворова и Павла I. Каждый из них отстаивает свою правду. Молодой император, поклонник прусской армии, больше всего на свете ценит дисциплину. Он презирает индивидуальности, не видит в приближенных людей, так что даже его главный помощник граф Аракчеев заискивающе и со страхом смотрит на императора, не зная, чего от него ждать в любую минуту. Суворов, наоборот, ведет себя просто, всегда в окружении своих солдат, если сердится, то по делу, и дает возможность исправить ошибку. Павел изображается режиссером исключительно в роскошных интерьерах дворца.

Когда император выходит на плац, где находится выстроенное в геометрическую фигуру войско, он окружен свитой, готовой исполнить любой его приказ. Полк предан лично ему, но слушается не из страха перед возможными наказаниями. Полководец делит с ними все тяготы военных походов, говорит, что свои медали получил благодаря их отваге. Император Павел I требует к себе уважения, которого не заслужил делами, просто по самому факту нахождения на троне. Армия презирает императора и не бунтует против него только из страха перед генералами, обласканными почестями и званиями. Показателен эпизод, когда один из полковников суворовского полка вступил в конфликт с императором из-за того, что Павлу I не понравилось, что он одет не по прусской моде. Самодержец приказал лишить полковника боевых наград и отправить в тюрьму. Не желая подчиняться императору-пруссофилу, полковник кончает с собой прямо на плацу. В монографии о творчестве Пудовкина лично знавший мастера киновед Александр Караганов в перечне недостатков «Суворова» называет самодержавный патриотизм, что в корне противоречило коммунистической доктрине.

Исторические фильмы и сериалы – Афиша-Кино фотокартины

  • 11 лучших исторические фильмов 2023: самые интересные по версии КП
  • 74 советских фильма об Октябрьской революции и гражданской войне: kinanet — LiveJournal
  • Страницы в категории «Исторические фильмы СССР»
  • Кино послевоенного возрождения (+ВИДЕО)
  • советские фильмы >>
  • СОВЕТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ – Watch videos online on My World.

Путеводитель по советским фильмам, оглавление по годам

Для этого ему пришлось лететь на самолете и больше часа держать у себя на плече камеру весом 60 килограммов. Например, его постоянно задерживал патруль, а руководству приходилось вытаскивать его из комендатуры. Все-таки человек с киноаппаратом, снимающий закрытый город, - это очень подозрительно, - говорит Сергей Шуневич. При этом вымысла в обеих картинах было минимум, все снималось на основе реальных событий, по воспоминаниям ветеранов и данных из архивов. Чего не скажешь, например, об уже современной картине "Битва за Севастополь" 2015 г.

Режиссер Сергей Мокрицкий три раза переписывал сценарий. Ему фактически пришлось пройти тот же путь, что и Леону Саакову, общаясь с историками, ветеранами и свидетелями тех далеких событий, - отмечает Сергей Шуневич. С "Морем в огне" связана одна интересная история. Фильм мог быть навсегда похоронен в архивах, если бы не беспрецедентный пример всенародного отклика.

По данным на 2012 год, на всей территории СНГ только в Севастополе сохранилась единственная копия этого фильма на пленке 35 миллиметров. Она была сохранена благодаря усилиям нескольких поколений работников фильмобазы коммунального предприятия "Киновидеопрокат". Исходный материал фильма в широком формате 70 миллиметров находился в Госфильмофонде России. Однако оборудования для оцифровки этой пленки не было.

Был организован сбор денег, в котором участвовали неравнодушные люди. А недостающую часть средств выделило правительство Москвы. Вот так всем миром спасли киноэпопею о второй обороне Севастополя. Здание ретрокинотеатра "Украина".

Отреставрировано при содействии Российского военно-исторического общества в 2015 году. Фото: Культурно-выставочный центр Севастопольского музея обороны Загадочный фильм-призрак - Как-то раз в газете "Красный черноморец" за 1942 год прочитал статью о том, что в Севастополе снимается фильм "Героический Севастополь", - вспоминает Сергей Шуневич. Что за фильм-загадка? Когда работал в фондах нашего музея, приходилось даже видеть фото со съемок этой картины, но самого фильма нигде нет.

И когда уже в наше время в широком доступе стали появляться оцифрованные киноматериалы, мне удалось его найти. Оказывается, снимался он в 1942 году в разгар обороны города и был предназначен для англоязычной аудитории - делали акцент на открытии второго фронта. В нем показано, как героически бьется с фашистской армией город, который невозможно сломить. Трагедия севастопольского подполья в кино Но все же одним из самых драматичных фильмов об осажденном Севастополе сняли уже в 1984 году на киностудии имени Горького.

Это фильм "Без права на провал", который повествует о печальной судьбе севастопольских подпольщиков и крымских партизан, среди которых были и дети. По сюжету разведчик Лозовой, подпольщик Колесов и совсем юный партизанский связной Василек получили задание достать точные данные о дислокации сверхмощного артиллерийского орудия, обстреливающего осажденный Севастополь, и передать координаты на катер, который подойдет к Голубой бухте. После этого по немецкому оружию должна ударить авиация. В основу фильма лег исторический факт.

В 1942 году немцы по частям притащили под Бахчисарай на пяти железнодорожных составах мощнейшее осадное артиллерийское орудие всех времен, 800-миллиметровую пушку "Дора" весом 400 тонн. Только один ее снаряд весил семь тонн. Из нее они обстреливали город. Осадное орудие "Дора", которое получило также прозвище "Толстый Густав".

По сюжету, Иван Бровкин жертвует личным счастьем — отношениями с Любашей, которая ждала его из армии, и едет помогать Родине. Сюжет соответствовал идеологии тех лет: сначала — общественные интересы, а уже потом личные. Никто в то время, конечно, не подсчитывал, сколько молодёжи отправилось на целину после фильма, но картина имела даже больший успех, чем предыдущая серия. Кино про рабочий класс Долгие годы в обязательные тематические планы входили фильмы про рабочий класс. Началась эта тенденция ещё в 1950-х годах. После войны государству нужна была рабочая сила, а не студенты и учащиеся, будущие бухгалтеры и юристы. Молодёжь нужно было мотивировать идти работать на заводы, фабрики, валить лес, строить дома. Сразу несколько известных советских режиссеров взялись воплощать идею на экране. Возможно, благодаря их таланту и способностям актёров, кино не казалось такой уже агиткой. Постановщики с успехом использовали отвлекающий приём, чтобы пропаганда не так бросалась в глаза публике — в фильмах любовные истории часто заслоняли идейный смысл.

Яркими примерами таких картин стали «Весна на Заречной улице» 1956 , «Высота» 1957 , «Девушка без адреса» 1958 , «Девчата» 1961. Интересно, что режиссёры всех этик фильмов утвердили на главную роль актёра Николая Рыбникова. В «Весне на Заречной улице» он сыграл сталевара Александра Савченко. Молодой парень много работает и параллельно учится в вечерней школе, в которую приезжает вести русский язык и литературу новая учительница. По законам жанра, яркий передовик и балагур влюбляется в тихую и интеллигентную учительницу. Режиссёрам Марлену Хуциеву и Феликсу Миронеру удалось показать рабочую молодёжь без лишнего морализаторства. Лирическая линия сместила акцент в фильме и металлургический комбинат стал больше фоном, чем основным местом действия. В «Высоте» у Александра Зархи Рыбников опять сыграл обычного рабочего, на этот раз монтажника. Фильм романтизировал профессию высотников, а «Марш монтажников», написанный Родионом Щедриным в качестве дебюта для кино, и вовсе придал лёгкость работе высотников. Почти все съёмки проходили на заводе в Днепродзержинске, актёрам приходилось самим карабкаться на высоту, чтобы отыграть дубли.

Это касалось и актрисы Инны Макаровой, которая сыграла возлюбленную героя Рыбникова. Если бы не любовная история главных героев и музыка, кино напоминало бы очевидную агитку, которая откровенно зазывала молодых советских граждан идти работать монтажниками. А так, по опросу читателей «Советского экрана», фильм был признан лучшим в 1957 году. Когда Николаю Рыбникову в третий раз предложили сыграть простого работягу в «Девушке без адреса», актёр засомневался — опасался застрять в киноамплуа «своего парня». Большой вопрос, почему Рыбников в итоге согласился — интервью актёр не давал. Возможно, ему понравился сценарий, потому что это была его первая комедийная роль. В «Девушке без адреса» Рыбников сыграл строителя, который влюбляется в случайную попутчицу в поезде и позже пытается разыскать её в большом городе. А вот для Эльдара Рязанова это был уже второй фильм. Начальство, поручив ему картину, ожидало от него повторения успеха «Карнавальной ночи». Но с самого начала всё пошло не так и режиссёр несколько раз порывался бросить фильм и уйти.

Удерживал его от такого шага директор «Мосфильма» Иван Пырьев. А Рязанов продолжал спорить, потому что ему не давали снимать Людмилу Гурченко в главной роли, потому что его не устраивал материал. В конце концов режиссёр доснял историю, но до конца жизни не любил вспоминать про этот фильм, считая его своей неудачей. В «Девчатах» Рыбникову вновь предложили роль передовика производства — бригадира-лесоруба. По одной из версий, актёра привлёк сценарий, по другой — он хотел играть вместе со своей женой Аллой Ларионовой, но её кандидатуру в конце концов не утвердили. Фильм показывал, как молодёжь увлечённо валит лес на Урале. А в свободное от малоинтересной работы ходит на танцы, в кино и даже учится в вечерней школе. Все друг в друга влюбляются, женятся, а в качестве свадебного подарка получают отдельную комнату для построения семьи. А пока пары нет, советская молодёжь дружно живёт в общежитии по пять человек в комнате, делится своим нехитрым скрабом и ни на что не жалуется. Лирическая линия между героями Рыбникова и Надежды Румянцевой оттеняла суровые будни рабочего класса в леспромхозе.

Фильмы явно приукрашивали рабочие будни, но имели большой успех у зрителя. А вот с Николаем Рыбниковым картины сыграли злую шутку — режиссёры больше не видели уже его ни в каком другом амплуа, а работящих парней актёр безнадёжно перерос. После этих лент Рыбникову больше не предлагали главных ролей. Кино к юбилею Бородинского сражения Советское правительство готовилось с размахом отпраздновать 150-летие со дня Бородинского сражения. Снять одну из картин к юбилею поручили Эльдару Рязанову. Это был крупный и серьёзный государственный заказ, но молодой и авантюрный режиссёр решил пойти своим путём и вместо патриотического кино поставить фильм по комедийной пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». Все поступки персонажей стали мотивироваться не житейскими обстоятельствами, не любовными передрягами, а патриотическими побуждениями… Произведение сразу же перестало быть лёгким пустячком. Оно превратилось в героическую комедию, сохраняя при этом веселье, очарование и непринуждённость водевиля. Этой пьесой сочинитель показал, что и о самых серьёзных, трагических эпохах нашей истории можно рассказывать задорно и с улыбкой. Эльдар Рязанов, режиссёр фильма «Гусарская баллада» Водевиль разворачивается на фоне военных действий — девица Шурочка Азарова Лариса Голубкина рвётся защищать родину, но женщин в армию не берут.

Тогда она переодеваться в мундир корнета, который был приготовлён для маскарада, и сбегает из дома. В полку она встречает давнего знакомого поручика Ржевского Юрий Яковлев , который не узнаёт её в мужской форме. Обман раскрывается лишь спустя полугода службы. Одной из оригинальных задумок режиссёра было пригласить на роль серьёзного полководца Михаила Кутузова актёра Игоря Ильинского, который запомнился зрителям как Огурцов из «Карнавальной ночи». Ассоциации с комическим амплуа актёра возникли и у чиновников, которые были категорически против Ильинского в роли военного. Но это были только частности, сама идея Рязанова вызвала у руководства шквальную критику. В Министерстве культуры сочли произведение слишком легковесным. К юбилею Отечественной войны 1812 года выступить с легкомысленной комедией, смакующей гульбу дворян и их любовные забавы? Это невозможно! Я пытался доказать, что пьеса вызывает в зрителе гордость за наших предков, восхищение их подвигом, будит любовь к Отчизне.

Однако призывы оставались тщетными. Эльдар Рязанов, режиссёр фильма «Гусарская баллада» Режиссёру пришлось пойти на множество хитростей, чтобы получить разрешение на съёмку. Однако и готовый вариант не вдохновил чиновников. За десять дней до юбилейной даты тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева запретила фильм к показу, а Рязанова рекомендовала уволить. После предварительного просмотра в его газете вышла хвалебная рецензия на фильм и ровно в день 150-летия со дня Бородинской битвы «Гусарская баллада» была запущена в кинотеатрах. Ещё одним, куда более амбициозным государственным заказом к годовщине 1812 года, стала экранизация романа Льва Толстого «Война и мир». Правда, изначально разговор шёл о съёмках фильма к 1960-му году: датам стотридцатилетия со дня рождения и пятидесятилетия со дня смерти писателя. Потом решили приурочить к юбилею Бородинского сражения, но всё равно не успели — первая часть вышла только в 1965 году, а последняя в 1967 году. Подстёгивали чиновников к экранизации романа не только круглые даты — в 1956 году мир увидел американскую версию «Войны и мира» с Одри Хепбёрн в роли Наташи Ростовой. Советские чиновники были возмущены — почему иностранная экранизация есть, а отечественная — только старая версия 1915 года.

Стоит отметить, что это был тот редкий случай, когда мысли киночиновников и народа сошлись — к годовщине Войны 1812 года на «Мосфильм» стали приходить письма от потомков воевавших с французами солдат, которые делились интересными историями и фактами и были готовы выступить консультантами для фильма. Решение об экранизации было принято быстро, учитывая всю бюрократию. А вот выбор режиссёра затянулся.

Он уверен, что способны побеждать только люди, которых вдохновляет на подвиг верность долгу, а не боязнь наказаний за нарушение устава. Кутузов появлялся в эпизоде фильма Пудовкина — Суворов встречает его во дворце императора.

Александровский полководец был учеником Суворова, как и еще один герой Отечественной войны 1812 года, князь Петр Багратион. Владимир Петров «Кутузова» снял известный советский режиссер Владимир Петров 1896—1966. Он, как и Пудовкин, начинал в пору советского авангарда, работая помощником Григория Козинцева и Леонида Трауберга в картинах второй половины 1920-х. Самостоятельную режиссерскую деятельность он начал в 1928 году, поставив не сохранившиеся фильмы для детей «Золотой мед» и «Джой и дружок». Они были отмечены влиянием экспрессионизма, что неудивительно — советские авангардисты следили за достижениями своих немецких коллег, порой усваивая их успехи через отрицание эстетики.

К примеру, Сергей Эйзенштейн резко негативно отзывался о «Кабинете доктора Калигари», но влияние экспрессионизма можно увидеть как в сохранившемся в виде фотофильма «Бежине луге», так и в «Иване Грозном». Он снимал самые разные ленты — от экранизации классической пьесы А. Островского «Гроза» до монументальной постановки «Петр Первый». В 1941 году он снял монтажную короткометражную агитку «Чапаев с нами», где искусно совместил хронику и постановочные фрагменты. В следующем году он выпустил еще один антинацистский фильм «Неуловимый Ян», прежде чем вновь обратился к истории.

Естественно, в 1943 году перед советским кино стояли другие задачи — не просто выпускать духоподъемные фильмы о российской истории, но вдохновлять солдат Красной Армии на подвиг, в том числе напоминанием о победах над неприятелем в прошлые века. Переклички между двумя войнами очевидны. Если Суворов участвовал в заграничных походах и ни разу не бил врага на родной земле, то Кутузов отражал атаки неприятеля так же, как приходилось это делать советскому народу спустя почти 130 лет. На роль Кутузова был приглашен один из самых титулованных актеров сталинской поры Алексей Дикий, обладатель пяти! Сталинских премий в том числе за роль Кутузова.

Несмотря на разнообразие театральных ролей, его имя ассоциируется с исполнением Сталина, которого он сыграл в трех фильмах и двух спектаклях. Впрочем, в 1943 году груз ролей отца народов еще не довлел над актером. Талантливый театральный лицедей и режиссер, теоретик, сторонник системы Станиславского, Алексей Дикий мало интересовался кино, поэтому, как и в случае с исполнителем роли Суворова Николаем Черкасовым-Сергеевым, его фильмография не превышает десяти позиций. Владимир Петров, создавая «Кутузова» в военное время, неизбежно торопился. Он не имел возможности скрупулезно работать над каждой сценой и уступил как Эйзенштейну, так и Пудовкину в постановке батальных сцен и драматургической прорисовке характеров персонажей.

Лента, выйдя в прокат уже после «сталинградского перелома», способствовала поднятию боевого духа перед окончательным поражением противника на немецкой земле. Все герои, разве что за исключением Наполеона, которого сыграл театральный актер Семен Межинский, отходят на второй план, превращаются в почти неразличимую серую массу перед образом Кутузова. В самой фактуре и игре Алексея Дикого присутствует монументальность. Ему неведомы даже мимолетные сомнения Суворова в победе над армией французского императора. Ведь, как гласил лозунг военных лет, «отступать некуда — позади Москва».

События фильма отличаются приблизительностью исторического антуража, заметной даже невооруженным глазом простого зрителя. Снимая про Отечественную войну 1812 года, Петров подразумевал совсем другое событие, которое происходило здесь и сейчас. Желание «сражаться кадрами», поднимая боевой дух солдат, было естественным и логичным. И решительный, твердо уверенный в своих действиях Кутузов, даже не давая подкрепления генералам из стратегических соображений, не кажется бессердечным. Ведь он руководствуется военной правдой, призывающей беречь полки для других битв.

Сталин в исполнении Михаила Геловани порой напоминал доброго дедушку, а вот Дикий подчеркивал такие его качества, как стратегический ум и бесстрашие в принятии тяжелых, но необходимых решений. Такая же трактовка образа великого полководца как справедливого, но жесткого руководителя пришлась по вкусу главному цензору. За роль Кутузова Алексей Дикий был удостоен и ордена Ленина, и Сталинской премии первой степени, хотя сам фильм не принадлежит к числу лучших работ Петрова и значительно проигрывает при сравнении с такими историко-биографическими довоенными фильмами, как «Александр Невский» и «Суворов».

Тихонов, К. Лучко, И. Макарова, Г. Юматов, Е. Отметим два ярких фильма с актёром Павлом Кадочниковым. Всенародная слава к П. Кадочникову пришла в 1947-м г. Барнета «Подвиг разведчика». Разведчиком Алексеем Федотовым, в оккупированной Виннице выдававшим себя за офицера вермахта Генриха Эккерта, были очарованы все советские зрители. Он добыл секретную переписку генерала фон Кюна с гитлеровской Ставкой и «прихватил» самого генерала. Прототипом главного героя считается Николай Кузнецов, действовавший в тылу врага под видом немецкого офицера Пауля Зиберта. Уже в мае 1946 г. Барнет для постановки фильма по одноименной пьесе М. Маклярского «Подвиг останется неизвестным» был командирован в Киев. С чем же столкнулся режиссёр по приезде в столицу УССР? Студия была пустынна и холодна. Свет подавали нерегулярно. Проблемой было всё: грим, реквизит, костюмы, декорации. Сценарий будущего фильма требовал переделок, а сроки производства сокращены — картину надо было сделать за 5 месяцев. Проблемой было всё: грим, реквизит, костюмы, декорации П. Кадочников наделил своего героя ярким даром перевоплощения. И именно с этой ленты в отечественном кино началось рождение образа бесстрашного и благородного разведчика-интеллектуала, постоянно рискующего жизнью в тылу врага. Изображая Эккерта, актёр использовал найденный драматургами приём — «разбросанные» на протяжении всей ленты реплики с двойным смыслом, понятным, естественно, только герою фильма и сидящим в зале зрителям. Когда на дне рождения генерала Кюна Федотов-Эккерт значительно подчёркивал тост: «За нашу победу! Слова, в логове врага произнесённые героем с особой многозначительностью, запали зрителям в душу, люди повторяли их в застольях. Это был любимый тост и самого Кадочникова, он поднимал его на всех праздниках. Фразы из него разобраны на цитаты. Помним сакраментальную фразу, пароль-отзыв: «У вас продается славянский шкаф? Лента вышла в прокат 19 сентября 1947 г. Кинокритики в игре П. Кадочникова отмечали «отсутствие позы и переигрывания», «мягкость и простоту исполнительской манеры… делающей образ Федотова человечным и привлекательным», «строгость и сдержанность» актёрских средств выражения.

Лучшие советские исторические фильмы

Смотреть бесплатно видео пользователя николаи шкурин в социальной сети Мой Мир. Советская Россия (почти вся история русского кино — советская история) была и "самой читающей", и "самой смотрящей" страной в мире. Самый сложный раздел сайта, в котором я собрал не «исторические» фильмы в прямом смысле этого слова. Рассмотрим фильмы Рязанова и Гайдая. В кино Старики-разбойники (1971) менты выходят на пенсию в 60 лет, как все нормальные люди.

Самое популярное

  • СОВЕТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ
  • Все советские исторические фильмы
  • Все советские исторические фильмы
  • Страницы в категории «Исторические фильмы СССР»

Читать онлайн «Советские фильмы о деревне. Опыт исторической интерпретации художественного

  • Вся история советского кино с 1917 по 1991 год в одной таблице
  • СССР Фильм
  • Перечень по алфавиту
  • Лучшие советские исторические фильмы
  • XV век: «София»

74 советских фильма об Октябрьской революции и гражданской войне

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет. Истории России до 1905 года посвящен раздел о средневековье. Здесь же собраны картины, события которых охватывают продолжительный промежуток времени или несколько поколений людей.

Но у легкой и веселой комедии оказалась непростая судьба. Тогда с экрана, едва ли не впервые, прозвучала критика в адрес крупнейшей в СССР фабрики «Большевичка», правда, название производителя некачественных товаров сменили на «Зарю».

Придумали историю, связанную с поставщиками, проблемами в ряде отраслей, включая химическую. Но не понять, о каком гиганте промышленности шла речь, было невозможно. Через несколько лет после выхода в прокат фильм посчитали чересчур смелым и отправили на полку — до начала девяностых годов прошлого столетия. Но комедию и сейчас, через шесть с лишним десятилетий после рождения, смотрят с интересом.

Фото: свободные источники Успех картине с простым названием «Высота» был гарантирован априори, еще до выхода на экран. Творческий состав группы во главе с кинорежиссером Александром Зархи «Мой младший брат», «Города и годы» «Анна Каренина» гарантировал фильму хорошую прокатную судьбу. Автором музыки к песне «Не кочегары мы, не плотники», ставшей хитом конца пятидесятых прошлого столетия, был молодой композитор Родион Щедрин. На главные роли режиссер пригласил Николая Рыбникова, влюбившего в себя полстраны после выхода фильмов «Весна на Заречной улице», «Чужая родня», и молодую, но уже известную актрису Инну Макарову, в послужном списке которой значились роли в нашумевших картинах «Молодая гвардия», «Возвращение Василия Бортникова», «Дело Румянцевых».

Незатейливая история любви двух совершенно разных людей, каждый из которых являлся полноценным представителем эпохи оттепели, показанная на фоне строительства крупнейшего металлургического комбината, выглядела искренне, а потому подкупала мгновенно. Герои, блистательно сыгранные талантливыми актерами, были искренними и естественными, как будто не играли — жили на экране. Сцены, связанные с производством, снимали в Днепродзержинске, где артистов узнавали на улице. А на премьере устроили овацию съемочной группе.

По опросу журнала «Советский экран» он стал лучшим фильмом 1957 года. Фото: свободные источники 29 апреля 1967 года состоялась премьера картины, которую сразу приняли и полюбили все — от детей и подростков до убеленных сединами старцев. За билетами в кассах кинотеатров выстраивались очереди, о которых сейчас можно только мечтать. Фильм, снятый по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята» о четырех подростках, совершающих героические поступки во время Гражданской войны, поставлен режиссером Эдмондом Кеосаяном по сценарию, написанному им самим в соавторстве с Сергеем Ермолинским, на киностудии «Мосфильм».

Предыстория картины началась с Никиты Хрущева. Видя, как принимают советские зрители голливудский вестерн «Великолепная семерка», первый секретарь ЦК компартии отдал распоряжение снять подобную картину на отечественном материале.

Искупить такую вину можно даже в сердцах близких тебе людей, но не в своем собственном. Трегубович Один день из жизни экипажа самоходного орудия, в который вместилось все - смешное и горькое, героическое и обыденное, страх, которого не надо стыдиться, и слава, которой не стоит гордиться. Потому что таких дней на войне было больше тысячи.

И каждый надо прожить и выжить, что нелегко, особенно если ты - самый младший из экипажа, но при этом и командир, а вокруг война, и до смерти, как поется в песне, четыре шага. Чхеидзе В 16 лет будущий сценарист Сулико Жгенти, сбежал на войну, не зная, что его отец пойдёт искать блудного сына. А еще через 20 лет эту историю об отце солдата, нашедшем и потерявшем сына в победном Берлине 1945-го экранизировал Резо Чхеидзе. Закрепив тем самым предположение режиссёра Сергея Герасимова, именем которого названа кузница кинокадров ВГИК, что все грузины рождаются с кинокамерой в руках. Бондарчук Била, корежила и гнула судьба Андрея Соколова, не хватавшего звезд с неба что на гражданке, что на войне, тихо шоферившего и там, и там, да так и не согнула.

Потому что всегда поступал по совести. Пытался выжить, как все, но не трусил, а помереть хотел достойно, хотя на рожон лез, разве лишь когда отступать было некуда. Немудреный дебют в кино участника битвы за Кавказ Сергея Бондарчука оказался созвучен биографиям миллионов бывших фронтовиков. Потому что они хотели того же. Выжить и победить.

Ордынский Осенью 1941 года вышел зенитный расчёт к дому на выселках, откуда до Москвы электрички ходят, окопался и стал ждать врага. А потом пришёл супостат, и расчёт как был, так и полёг посреди снегов, подбив, сколько смог, вражеских танков и задержав, сколько надо, неприятеля.

История Компания основана в Москве костромским купцом-старовером Михаилом Трофимовым и инженером Моисеем Алейниковым в 1915 году. В 1916 году для ателье был построены съёмочные павильоны на Бутырской улице и Верхней Масловке. На открытии первого из них Трофимов заявил: «Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр…».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий