Новости в чем ценность метода майевтики

Майевтика — это инструмент диалектики, позволяющий приблизить оппонента к пониманию сути предмета путем задавания конкретных вопросов в определенной последовательности. Смысл майевтики Сократа – в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом.

Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог

Главная» Новости» В чем ценность метода майевтики. Майевтика, сократический метод отыскания истины и способ обучения, основанный на допущении, что истина как форма врождённого знания «скрыта» в уме. Метод майевтики имеет ценность в философии, поскольку он способствует активному и самостоятельному осмыслению мира и самого себя.

Метод Майевтики Сократа: искусство преодолевать противоречия

Что касается майевтики, то она основана на теории воспоминания, так что, в то время как сократический метод исходит из идеи предубеждения, майевтика считает, что знание скрыто в сознании, ожидающем открытия. Что такое майевтика, как Сократ учил геометрии юношу-раба и при чём тут переселение душ. В психологии майевтика используется как метод исследования и помощи клиентам в обнаружении их собственных ресурсов и решении проблем. Думаю суть в том, что, поскольку этот метод основан по принципу вопрос-ответ, то в процессе осуществления этого метода собеседники приходят к некоему выводу, к истине. Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum).

Майевтика: ценность и философия

Что такое майевтика, как Сократ учил геометрии юношу-раба и при чём тут переселение душ. Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог. "не в майевтики Метод является классическим в педагогике, можно также говорить о неординарности его использования педагогической практике.

Метод майевтики: ценность и краткая философия

Гуссерль стремился выйти к безусловным, самоочевидным первоначалам всякого знания, к его чистым структурам. Феноменологический метод помогает перейти от дуализма физической и метафизической реальностей к монистическому взгляду на бытие. Человеческое сознание имеет две ипостаси — опытную эмпирическое «эго» и до-опытную трансцендентальное «эго». Эмпирическое «эго» восприимчиво к отдельным фактам, погружено в мир явлений, частностей. Его содержание — предсознание чистые эйдосы , в которых сосредоточено то необходимое и всеобщее, что имеется во всех конкретных вещах и фактах. Через интуицию человек приникает в смыслы эйдосов.

Феноменология разработала сложную систему способов погружения в содержание индивидуального «Я» «Эго» и поиска в нем безусловных форм, которые предшествуют человеческим представлениям о должном и нравственности. В результате человек предстает не как марионетка высших сил, а как самозаконодательствующий субъект, несущий в самом себе необходимые предпосылки для цивилизованного существования. Герменевтика исследует практику постижения и истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в знаках и символах, в суждениях о должном и сущем. Ее основателем считается немецкий мыслитель Ф. Шлейермахер 1768-1834 , видевший в герменевтике универсальный метод всех гуманитарных дисциплин.

В данном методе главным является вопрос о том, как возможно понимание смыслов сущего и должного и каковы пределы свободы в толковании, интерпретации текстов и устной речи. Источник: Философский энциклопедический словарь греч. Именно эти искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужный вопрос в нужный момент. Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов буквально — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance от гр. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ. Источник: Философский словарь от гр. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности.

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь от греч. Благодаря М. Образец М. Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность. Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину. Источник: Тематический философский словарь греч. Это фиксируется в принципе «знаю, что не знаю ничего».

Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных прежде всего социальных феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. Майборода Источник: Новейший философский словарь греч. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею «не беременна». Развернутое описание «метода» М.

Читайте также: Стоит ли прощать измену близкого человека: советы психолога осуществил Платон: «Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным… от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души.

Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден — я и боги». Смысл майевтического искусства — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом с помощью Сократа, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я» — Plat. В дальнейшем «майевтика» и производное прилагательное «майевти-ческий» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в х на «майевтический» диалог «Алкивиад» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Procl.

In Ale. Энциклопедический словарь повивальное искусство» — засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о «выкидыше» мысли в комедии Аристофана «Облака». Впоследствии встречается как термин платонической традиции. Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет.

Повития же этого виновники — бог и я». Теэтет, 150d , отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. В дальнейшем майевтика и производное прилагательное «майевтическни» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в х на «майевтический» диалог «Алкивиад I» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Prod. Сократ Расцвет афинской философии приходится на классический период истории античной философии вторая половина V — IV в. Это время расцвета полисной демократии и утверждения норм гражданского права в качестве правил всеобщего законодательства.

Хозяйство, государство, нравственность, воспитание — все стороны общественной жизни становятся предметом обсуждения и размышлений. Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится «человеком среди людей», воспринимающем мир и себя самого изнутри специфически человеческого социального и гражданского опыта. Метод Сократа. Философски чрезвычайно важен метод Сократа, применяемый им при исследовании этических вопросов. В целом его можно назвать методом субъективной диалектики.

Будучи любителем самосозерцания, Сократ вместе с тем любил общаться с людьми.

Практическое применение метода майевтики Майевтика Сократа и ее ценность Майевтика, или искусство ведения беседы, была одним из главных методов, которыми пользовался Сократ в своей философии. Этот метод основывался на задавании вопросов и интеллектуальном взаимодействии с собеседником, с целью достижения понимания истины и развития мышления. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует саморазвитию и развитию мышления. Сократ считал, что истинное знание уже находится в каждом человеке, и его задача заключается в том, чтобы помочь этому знанию раскрыться и проявиться.

С помощью вопросов и рассуждений Сократ стимулировал собеседника к самостоятельному анализу и синтезу информации, к поиску истины и формированию своей собственной точки зрения. Таким образом, майевтика дает возможность не только усвоить знания, но и развить критическое мышление и способность анализировать и синтезировать информацию. Еще одним важным аспектом метода майевтики является его этическая ценность. Сократ считал, что человек должен стремиться к познанию истины и развитию своего мышления не ради самого знания, а во имя добра. Он утверждал, что только владение истинными знаниями позволяет человеку принимать правильные решения и поступать морально.

Майевтика помогает собеседнику осознать свои убеждения, обнаружить противоречия и недостатки своей логики, и, как результат, развить моральность и этическую осознанность. Таким образом, метод майевтики Сократа имеет огромную ценность для саморазвития и развития мышления. Он позволяет человеку не только обрести знание, но и развить свой критический анализ, мыслительные навыки и способность принимать этически верные решения. Майевтика является не только философским методом, но и практическим инструментом, который может быть применен для развития самого себя и своего разума. Майевтика подразумевает активное поисковое обсуждение, которое помогает человеку обнаруживать свои скрытые мысли и чувства.

Следовательно, ты не признаешь такое упорство за мужество, поскольку оно нечто плохое, а мужество — дело хорошее. Ты прав, Сократ, но в таком случае я попытаюсь дать третье определение мужества и скажу, что мужество есть благоразумное упорство. Надеюсь, это тебя удовлетворит. Оно, возможно, меня удовлетворило бы, но все дело в том, что я не знаю, что ты имеешь в виду, употребляя слово «благоразумное». Благоразумное в чем? Во всем? И в большом и в малом?

Скажем, человек проявляет упорство в том, что тратит деньги благоразумно, зная, что в конечном счете он от этого только выиграет и приобретет больше. Назвал бы ты его мужественным? Клянусь Зевсом, нет. Или, чтобы привести аналогичные примеры, скажем, врач остается упорным, проявляет твердость и на мольбы своего больного сына или другого больного, страдающих воспалением легких, отказывается дать им пить и есть. Назовем ли врача мужественным? Нет, и это не мужество. Тогда возьмем, к примеру, человека, выказывающего упорство на войне и готового сражаться, но расчетливого в своем благоразумии.

Он знает, что к нему придут на помощь; ему также известно, что он будет сражаться с более малочисленным и более слабым противником, к тому же находящимся в менее выгодной позиции. Скажешь ли ты, что этот человек, чья стойкость основана на расчете, более мужествен, чем тот воин, который находится в противоположных обстоятельствах своего лагеря и готов, тем не менее, сражаться, проявлять стойкость и упорство? Мне кажется, последний мужественнее. Но ведь его стойкость менее осмотрительна, менее благоразумна, чем первого. Верно говоришь. Тогда, значит, по твоему мнению, и опытный в сражении наездник, проявляющий упорство и стойкость, менее мужествен, чем новичок? Так, мне кажется.

То же самое ты скажешь о метком стрелке из пращи, из лука и о другом воине, опытном в какой-либо области военного искусства? И те, кто, не умея плавать, но желая показать стойкость, бросаются в водоем, ты полагаешь, смелее и мужественнее тех, кто обладает опытом в этом деле? Что же другое можно сказать, Сократ?

Суть метода[ править править код ] Майевтика была создана Сократом как метод извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов [2]. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает последовательно вопросы, отвечая на которые, его собеседник сам формулирует дотоле неизвестные ему утверждения «рождает истину ». Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно «извлечь» её из своего же собственного разума, руководствуясь тезисом постулатом о предсуществовании истины.

Майевтика Сократа: поиск истины через диалог

  • Основные положения философии Сократа и метод майевтики — КиберПедия
  • Метод майевтики Сократа
  • В чем ценность метода Майевтики Сократа?
  • Что такое майевтика: ценность метода Сократа (Диалог) - полное объяснение
  • 2. Теория познания в учении Платона.
  • Школа майевтики - Информация о сайте

Метод майевтики: ценность и краткая философия

Рассматриваемый нами метод майевтики не утратил своей актуальности даже спустя более двух тысяч лет после его изобретения. Имен-но в силу этого качества при изучении периода ан-тичной истории в технических вузах применение сократического метода майевтики оправдано не только как иллюстративный материал, но и несет в себе значительный эвристический потенциал. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

Метод майевтики Сократа — раскрывая истину через вопросы

В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании. МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. "не в майевтики Метод является классическим в педагогике, можно также говорить о неординарности его использования педагогической практике. Майевтика — это инструмент диалектики, позволяющий приблизить оппонента к пониманию сути предмета путем задавания конкретных вопросов в определенной последовательности. Владение методом майевтикой является одним из важнейших инструментов.

Майевтика: ценность метода и его философия

Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог Ценность метода майевтики заключается в его способности помочь нам обнаруживать и анализировать наши представления, предположения и логические ошибки.
Что такое майевтика — в чём ценность метода Сократа (Диалог) — полное объяснение Ценность метода майевтики в поиске истины заключается в том, что он помогает нам стать более осознанными и размышляющими людьми.
Основные положения философии Сократа и метод майевтики Колчаньки считают себя полноправными наследниками Сократа и Платона, поэтому майевтика является основным методом ведения политических, религиозных, экзистенциальных и даже личностных споров между посетителями колчеподобных ресурсов.
12. «Майевтика» как метод познания Сократа. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он помогает людям.

IT-майевтика XXI века: чем хорош метод трекинга для бизнеса и трекера

Этот метод обращается к самому субъекту, чтобы он раскрывал свои мысли и находил истину в себе. Процесс майевтики начинается с того, что философ задает вопросы, которые толкают субъекта на размышления и анализ своих убеждений и идеалов. Важно, чтобы вопросы задавались таким образом, чтобы они были открытыми и способствовали глубокому рассмотрению темы. Философские вопросы могут быть неоднозначными и подразумевать несколько возможных ответов. Это способствует развитию критического мышления и аналитических способностей. Вопросы должны вызывать диалог и обсуждение, чтобы открыть новые аспекты проблемы и привести к осознанию истины.

Философ должен выступать как наблюдатель и поддерживать открытость, не оказывая давления на субъекта и не указывая на «правильные ответы». Важно стремиться понять мнение субъекта и помочь ему раскрыть свою внутреннюю мудрость и истину. Майевтика помогает формировать критическое мышление, способность задавать верные вопросы и анализировать информацию. Она также позволяет развивать эмоциональный интеллект, способность к самопознанию и осознанности. Процесс майевтики может быть применен в различных сферах жизни, включая личную жизнь, образование, бизнес и науку.

Задавая верные вопросы, мы можем помочь себе и другим развивать свою мудрость и достигать новых уровней понимания истины. Ценность метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики остается востребованным и ценным инструментом, который помогает людям разобраться в сложных вопросах и проблемах. Он позволяет нам проникнуть в суть вопроса или проблемы, задавая глубокие и осмысленные вопросы.

Отвечая на наводящие вопросы, ты открываешь дверь за дверью и доходишь до истины самостоятельно. С помощью такого метода, эта истина и знания становятся твоими. Их не навязывал кто-то посторонний, ответы на вопросы ты даёшь себе сам. Типы вопросов Не все вопросы подходят для этого метода. Они должны наталкивать на что-то собеседника, заставлять задуматься. Есть несколько типов вопросов, которые и по сей день используются в психологии. Они помогают найти верный путь и направить мысли в нужное русло.

О чем ты думал в этот момент? Почему ты принял такое решение? Ты уверен, что это верное решение? Что тебя подтолкнуло в тот момент? Это твоё решение или кто-то подсказал поступить именно так? Какие эмоции это вызывает у тебя? В чём цель? Какие трудности могут возникнуть? Для чего это нужно? Какие ресурсы помогут в этом?

Каких результатов добиваешься? Что ты получишь в итоге? Согласен ли ты с этим утверждением? Что думаешь по этому поводу? Как поступил бы ты на его месте? В чем ты не согласен? Что нужно изменить? Что можно ещё сделать в этой ситуации? Есть ли выход из этой ситуации? Есть ли другие пути решения?

Какой путь наиболее верный, по твоему мнению? Что нужно сделать, чтобы повторить или не повторять результат? К каким результатам ведёт это решение? Всегда ли нужен спор и дискуссия? Для получения новых знаний, поиска истин — дискуссия будет отличным методом. В ходе такого диалога, можно ещё раз убедиться в правоте своего мнения или подвергнуть его сомнению. Согласись, очень интересно дискутировать с умным, образованным человеком? Он выдвигает свои факты, свои доводы, а ты свои. С глупцом дискуссии не получится, только спор. А спорить с человеком, который безосновательно считает своё мнение единственно верным — бессмысленно.

Общие вопросы Сократ использовал диалог для поиска ответов на вопросы, на которых нет единого мнения. Например: «в чём смысл жизни? Для каждого он свой, но есть ли единый смысл для всех людей в целом? Вы можете спорить или дискутировать с собеседником, но вряд ли придёте к единому мнению на этот счет. В таких вопросах есть смысл вести диалог с самим собой. Ведь этот ответ нужен тебе лично. Переубеждать кого-то на этот счет — нет смысла. У вас разная жизнь, разные цели, разные ресурсы. А дружить и существовать вместе можно и с разными целями. Семейные ценности Другое дело, если это твоя вторая половинка.

Но и тут встаёт вопрос: как жить с разными целями? Разве это семья, когда супруги видят смысл жизни совершенно разным? Тут важно понимать, насколько он разный.

Майевтика Сократа — оружие в интеллектуальном споре Великий философ лично разработал метод, который не утратил своей актуальности до сегодняшнего дня. Никто не будет отрицать, что именно диалог, дискуссия, конструктивный спор является важным инструментом получения нового знания и осознания уровня своей некомпетентности.

В целом, Сократ в своей жизни только то и делал, что задавал вопросы. Ему очень нравилось беседовать с самоуверенным человеком, наблюдать за тем, как он, запутавшись в его каверзных вопросах, моментально утрачивал всю свою спесь и уверенность. Примеры майевтики Сократа Сократ был очень лукавым, ироничным и опасным собеседником. Обычно в беседах он притворялся наивным простачком, заманивая оппонента в свои коварные сети. Сохранилась запись разговора мудреца с неким Меноном.

Для начала Сократ спросил последнего о роде его деятельности. Не подозревая никаких подвохов, добродушный Менон начинает поучать философа. Однако очень скоро, вследствие грамотно поставленных вопросов, собеседник окончательно теряется. Сократ же, в свою очередь, продолжает иронизировать над наивной жертвой. Короткие выводы Рассматриваемый нами метод майевтики не утратил своей актуальности даже спустя более двух тысяч лет после его изобретения.

И сегодня можно встретить умельцев, которые эффективно используют этот прием на практике. Немного о Сократе Сократ был первым афинским философом и происходил из дема территориального округа Алопека, который входил в Афинский полис и находился неподалёку от столичного города Аттики. Отцом Сократа был ремесленник-камнетёс по имени Софрониск, а матерью — повивальная бабка Финарета. Когда Афины воевали со Спартой, Сократ был доблестным воином и успел принять участие в нескольких сражениях, последнее из которых проходило в 422 году до н. Это был первый период войны, и он закончился поражением афинян.

Во втором периоде Сократ участия уже не принимал, однако он всё равно затронул Сократа, когда в 406 году до н. Победители были отданы на суд Пятисот, но Сократ, являясь в то время заседателем в Совете пританом булэ , выступил против судебного мероприятия. Остальные члены Совета проигнорировали Сократа и казнили восьмерых стратегов. Последовавшая за поражением Афин в Пелопонесской войне Тирания тридцати тиранов Сократа не коснулась. Но в то время, вновь являясь членом Совета, Сократ не стал принимать участие в расправе правителей над одним благочестивым афинянином, отчего уже тогда начал наживать себе недоброжелателей.

И подобных фактов было немало. Сократ честно исполнял свои обязанности, подобные которым исполняли все свободные жители Афин, хотя к активной общественной деятельности он не стремился. Его жизнь была жизнью философа — она была непритязательной. Сократ почти не принимал участия в жизни своей семьи и его жена и три сына не знали, что такое супружеская и отцовская забота. В своё свободное время Сократ занимался только тем, что беседовал и дискутировал на разные темы, а также обучал на безвозмездной основе своих учеников.

Здесь будет уместно напомнить, что у Сократа были как и сторонники, восторгавшиеся им, так и враги, его ненавидевшие. Более всего ненавидели Сократа софисты, сделавшие своей профессиональной деятельностью говорить о том, что верно, а что — нет, ведь человек, покусившийся на их самодовольство, сначала воспринимался ими как беспокойный горожанин, а в итоге, как преступник, который заслуживает смерти. Данное изречение, являющееся формулой мудрости, было известно ещё до Сократа, но закреплено было именно за ним. И этому есть объяснение: до Сократа ещё не один мыслитель мира античности не делал направление самопознания сутью своего учения и основополагающим принципом своей деятельности. Если же говорить о нравственности, то, согласно Сократу, она является индивидуальной и автономной.

Суть майевтического подхода заключается в том, чтобы задавать себе вопросы, которые заставляют человека искать ответы в себе. Это помогает осознать собственные убеждения, ценности и мотивы, а также понять, что действительно важно для нас. Майевтика способствует саморазвитию и самореализации, так как она помогает человеку понять свою уникальность и найти свою истинную ценность. Она также позволяет стать лучше взаимодействовать с другими людьми, понимать их потребности и мотивы, а также улучшить коммуникацию и отношения. Основываясь на майевтике, каждый человек способен раскрыть свою собственную ценность и жить в соответствии со своими истинными потребностями и целями. Она предоставляет возможность каждому самому выбрать свой путь и построить свою жизнь на основе своих истинных ценностей. Основы майевтики и ее философские корни Философские корни майевтики уходят в античную древность, когда Сократ проводил свои диалоги с афинской молодежью. Сократ считал, что истина не может быть полностью передана извне, она должна быть обнаружена и осознана самим человеком.

Он верил, что каждый человек внутренне обладает знанием и может разгадать загадку жизни через размышления и диалог. Метод майевтики базируется на принципе вопросов и ответов. Сократ задавал провокационные и глубокие вопросы, стараясь пробудить в собеседнике скрытые знания и истины, которые уже имелись, но были забыты или закрыты собственными убеждениями. Таким образом, майевтика позволяет человеку самостоятельно осознать и почувствовать ценность, которая уже присутствует в его сознании, но требует раскрытия. Философия Сократа, основанная на майевтике, предполагает, что истина не является готовым продуктом, который можно передать в виде внешнего знания, но есть что-то внутри нас, что может быть обнаружено, если мы будем задавать себе и другим людям глубокие и мудрые вопросы. Майевтика помогает преодолеть поверхностные убеждения и априорные суждения, открывает возможность для саморазвития и самопознания.

Метод майевтики Сократа: его ценность в кратком описании

Апейрон — это бескачественная материя; всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей например, горячее и холодное. Существовала в IV в. Критический реализм в философии — направление современной философии науки, ведущее своё происхождение от «критической философии» И. Рилем, О. Кюльпе, А. Мессером и др.

Как самостоятельная школа критический реализм сформировался в США, когда Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж.

Сантаяна, Р. Селлерс и Ч. Стронг выпустили в 1920 «Очерки критического реализма», где была дана детальная... Теория действия — область философского исследования, предметом которой являются действия, прежде всего действия человека. В центре современных дискуссий вопросы природы действий, их адекватного описания и объяснения.

Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Мейнеке, Г. Риккерта, М. Вебера, Э.

Метатеория — теория, анализирующая методы и свойства другой теории, так называемой предметной или объектной теории. Абдукция от лат. Понятие применяется в философии, физике, психологии, политологии, географии, пространственном анализе, медицине, богословии и биологии в отношении причин разнообразных феноменов и сущностей, вне контекста их свойств. Этиологическим называется миф, объясняющий происхождение отдельных вещей или явлений например животных , имён, фамильных родов или рассказывающий мифическую...

Сократ спокойно отвечал: "Я знаю только то, что ничего не знаю", затем мирно удалялся. Вечная философия.

Процесс запущен, необходимо только как бы «размыть» смысл первоначального определения. Хитрый ход, мудрец, бесконечно спрашивая о чём-то, добивается от оппонента осознания того, что тот попал в тупик. Демонстрирование того, что люди не обладают всеми знаниями мира, что, к примеру, только Бог ведает истиной. Раскрытие неверности образовавшегося предрассудка. Разговор «по душам», который носит больше наставительный характер, с советами и моралью. Как это происходило — мыслитель о чём-то спрашивал и внимательно выслушивал ответы, пытаясь обнаружить в них малейшие ошибки и недочёты.

После чего, опять-таки с помощью этого метода подводил к этим нелогичным утверждениям, да так, что собеседник ощущал себя, как в тупике. Кстати, именно за это Сократа не раз избивали, да и жизнь его прервалась, потому, что кто-то донёс на него, утверждая, что своими заключениями и речами мыслитель нарушает гражданские нормы. Поэтому был приговорён к казни путём принятия яда. То есть, её целью было помочь «разродиться», как утверждал мыслитель. История Чтобы вам был более понятен смысл этого метода, хочу привести в пример историю беседы с Евтидемом, который собирался стать государственным деятелем. В силу новых обязательств ему следовало обладать мудростью, но Евтидем никак не мог дать чёткое определение таким понятиям, как справедливость и несправедливость.

Философ вызвался помочь другу таковыми он считал всех своих учеников, даже не беря оплаты за обучение , и предложил создать список дел, разделив его, соответственно, на две графы. Первое утверждение Евтидема После чего начал спрашивать, к примеру, куда именно отнести ложь, воровство, торговлю людьми и прочее. Будущий государственный деятель, конечно же, все эти определения отправил к несправедливости. Тогда Сократ поинтересовался, действительно ли тогда графа справедливости сейчас пуста, потому что всё вышеперечисленное находится в противоположной колонке?

Одно из главных развитий метода майевтики в современной философии заключается в его применении не только для поиска истины в обществе, но и для самоанализа и саморазвития.

Философы используют майевтику для изучения и раскрытия личности, а также для понимания внутренних конфликтов и противоречий. Современные философы также активно применяют метод майевтики в образовании. Они используют его для активного вовлечения студентов в процесс изучения и развития мышления. Майевтика помогает развить критическое мышление, способность анализировать и рассуждать, а также поощряет активное исследование интересующих тем. В современной философии также появилось разветвление метода майевтики на различные направления и подходы.

Некоторые философы разрабатывают специализированные методы майевтики, адаптированные к конкретным областям и проблемам. Например, майевтика может применяться в медицине для поиска и разрешения этических дилемм, или в политической философии для анализа истоков и последствий политических решений. Таким образом, метод майевтики продолжает развиваться и применяться в современной философии. Он остается ценным инструментом для поиска истины, развития мышления и самопознания. Разветвление метода и его адаптация к различным областям деятельности придает ему новые возможности и расширяет сферу его применения.

Применение метода майевтики в образовании Метод майевтики, разработанный древнегреческим философом Сократом, исследует и развивает способность человека к саморазвитию и самопознанию. Этот метод имеет большое значение в образовательном процессе и применяется в различных областях педагогики и психологии. Метод майевтики в образовании подразумевает создание условий, при которых учащиеся сами приходят к разрешению проблем, а не получают готовые ответы от учителя. Учитель выступает в роли фасилитатора, помогая студентам осознать свои мысли и идеи. Основная цель применения метода майевтики в образовании — развитие мыслительных и критических навыков, умения анализировать информацию, генерировать новые идеи и решать творческие задачи.

Через вопросы и диалог учитель подталкивает студентов к самостоятельному исследованию и обобщению знаний.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий