Новости что такое в музыке кантата

Кантата отличается от оратории меньшим составом оркестра, однородностью содержания и менее развитым сюжетом. Кантата является одним из самых масштабных жанров в музыке, и она требует от исполнителей большого мастерства и технического уровня. Обычно кантаты пишут для хора в сопровождении оркестра, но бывают кантаты только для солистов с сопровождением — такое чаще встречается в старинной музыке.

Что такое кантата музыка 5 класс?

История К. Пепуша Pepusch J. С этого времени и примерно до 1740 г. Скарлатти 2 арии da capo, предваряемые речитативами , так и в пристрастии к пасторальным текстам. В середине века в творчестве таких композиторов, как Дж. Стэнли и У. Хейс, заметна тенденция к преодолению подражательности, к опоре на национальный мелос, к свободному претворению итал. Появляются К. Мода на исполнение светской музыки в общественных садах Лондона привела к появлению репертуара К.

Так, «Шесть кантат для голоса с инструментами» Т. Арна 1755 написаны для стандартной группы струнных в сочетании с различными духовыми флейты, гобои, валторны, фаготы. Мода сочинять К. Кайзера, Г. Телемана, И. Однако светские К. Хассе и К. К концу века К.

Гайдна ок. Моцарта и «Морская тишь и счастливое плавание» Л. Гёте 1815. Особой проблемой, сохраняющей остроту, до наст. Несмотря на то что репертуар последней довольно хорошо изучен, имеющиеся концепции жанра и использование термина «кантата» в научной литературе и в муз. Результатом этого стала реформа нем. Ноймайстером, автором 9 годовых циклов кантатных либретто - лит. Главным новшеством 1-го из годовых циклов, опубликованного сначала отдельными тетрадями 1700 , а затем целиком Neumeister E.

Geistliche Cantaten, statt einer Kirchenmusic. Die allerneueste Art, zur reinen und galanten Poesie zu gelangen. Hamburg, 1707. Радикально новаторские либретто были положены на музыку вайсенфельсским придворным капельмейстером И. Кригером; и хотя ни одно из 79 его сочинений на стихи Ноймайстера из данного цикла не сохранилось, известно, что почти все они были написаны для солистов, без участия хора. Однако в дальнейшем Ноймайстер занял более гибкую позицию и отказался от копирования жанра сольной К. Gotha, 1711; idem. Eisenach, 1717 2 , наряду с мадригальной поэзией для арий и речитативов присутствуют фрагменты библейского текста и строфы лютеран.

Практика смешения текстов сама по себе была традиционна для музыки протестантов, однако в данном случае ее следствием стало большое разнообразие муз. Положенный на музыку Телеманом цикл 1711 г. Так, И. Бах, познакомившись с творчеством Ноймайстера и написав на его тексты в общей сложности 5 произведений церковные К. Хотя исходный замысел Ноймайстера состоял в подражании К. Поэтому как муз. В частности, И. Маттезон в трактате «Совершенный капельмейстер» отстаивал жанровую чистоту К.

Der vollkommene Capellmeister. Hamburg, 1739. Далее теоретик в полемике с теми, кто причисляли к К. В этом контексте неудивительно, что И. Бах именует К. Эти произведения действительно отвечают жанровым критериям сольной К. В большинстве случаев композитор никак не обозначает собственные произведения церковного проприя согласно уставам, они именуются понятием Haupt-Musik, т. При этом из 74 случаев, когда Бах все же дает жанровое обозначение соответствующим произведениям, 64 раза фигурирует слово «концерт» Concerto : композитор называет весь цикл по жанру его 1-й части pars pro toto ; подобным же образом нередко поступали и др.

Тем не менее за отсутствием общепринятого аутентичного обозначения для «главного сочинения» церковного дня в протестантской музыке 1-й пол. К тому же за ним стоит более чем полуторавековая традиция, восходящая ко времени публикации «старого» Полного собрания сочинений Баха Bach J. Эта практика прижилась и была существенно расширена: сначала К. Чтобы обозначить стилевые и жанровые изменения, происшедшие на рубеже 2 столетий, нем. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Расширительная трактовка жанра нем. С одной стороны, благодаря ей история протестант.

С другой - в построениях ученых присутствует «бахоцентризм», есть тенденция искать произведения в жанре К. В результате история протестант.

В их произведениях речитативы чередуются уже не с ариозными эпизодами, а с полноценными, завершенными ариями в форме da capo, какие присутствовали в то время в опере чаще всего речь шла о двух ариях, между которыми располагался речитатив — таковы, например, кантаты Алессандро Скарлатти. Таким образом, кантата изначально попала под влияние оперы, как и другой жанр, зародившийся в ту же эпоху как противопоставление опере — оратория, но уже при рождении обоих жанров можно было усмотреть определенные различия между ними и в форме и в содержании. Как мы уже говорили, кантата зародилась из сольного исполнения, а в оратории с самого начала присутствовал хор.

Кроме того, первые оратории создавались на основе библейских сюжетов, в то время как первые кантаты были исключительно светскими. В дальнейшем оба жанра расширят свою «сферу влияния» в содержательном плане: появятся и светские оратории, и духовные кантаты, но всегда кантата будет отличаться от оратории меньшей монументальностью, большей камерностью. Важно и то, что оратория «унаследовала» от своей изначальной соперницы — оперы — последовательное развитие драматически разработанного сюжета, в кантате это тоже может быть, но не обязательно, и чаще всего кантатам такая особенность не бывает присуща. Впрочем, грань между кантатой и ораторией в настоящее время остается весьма условной — настолько, что могут даже возникать сомнения, к какому жанру отнести определенное сочинение. Но вернемся к истории кантаты.

Толковый словарь Ушакова. Крупное, близкое оратории, вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему спец. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов и хоров.

Использование хоралов: кантата часто включает хоралы — религиозные гимны, которые могут быть выполнены хором или использованы в сольном исполнении. Определение и назначение оратории Оратория имеет свою собственную структуру и особенности, которые отличают ее от других жанров.

В отличие от оперы, оратория не содержит сценического действия и театрального представления. Она является скорее вокально-симфонической композицией, где ведущую роль играют музыка и словесный текст, служащие для передачи эмоций и идей. Основное назначение оратории заключается в том, чтобы передать различные философские, религиозные или исторические идеи, а также повествовать об эпических событиях. Композиторы используют ораторию в качестве прекрасной формы для выражения глубоких эмоций и показа драматических событий. Оратории часто подразделяются на религиозные и мирские. Религиозные оратории, такие как «Мессия» Генделя, передают религиозные и богословские идеи, рассказывают истории из Библии или религиозные легенды. Мирские оратории, например «Создание» Йозефа Хайдна, рассказывают о природе, истории или философии.

В обоих случаях оратории имеют сильное эмоциональное воздействие и могут вызывать сильные чувства у слушателей. Различия между кантатой и ораторией 1. Формат исполнения: Кантата представляет собой музыкальное произведение, которое обычно исполняется оркестром, хором и солистами на сцене концертного зала или церкви. Оратория, в свою очередь, чаще всего исполняется в концертном зале, и нет необходимости в сценическом действии. Время исполнения: Кантата обычно имеет более короткое время исполнения, чем оратория. Обычно ее длительность составляет 20-30 минут.

Что такое кантата в музыке кратко?

Музыкальные жанры кантата и опера имеют много общих черт — превосходный вокал, красивая музыка и аккомпанемент оркестра. Рассказываем, что такое кантата, как возник этот жанр вокальной музыки. Кантата также отличается непродолжительностью, поэтому иногда она даже может выступать частью оратории. Истоки кантаты уходят в глубь истории музыки, и она берет свое начало в средневековых церковных песнопениях. петь) это музыкальное произведение из. Кантата — что это такое в музыке для детей 3 класса.

Что такое кантата в музыке: история, особенности и жанровое многообразие

III Международный фестиваль классической музыки «Кантата» объявляет программу| Новости интеллектуальной собственности и креативных индустрий. Кантата отличается от оратории меньшими масштабами, однородностью содержания, отсутствием драматической разработки сюжета, преимущественно камерным характером. Кантатой называется вокальное музыкальное произведение, которое исполняется хором и солистом или солистами в сопровождении оркестра. Кантата музыка: жанр Кантата — жанр вокальной музыки, который возник в эпоху Барокко и представляет собой композицию для солистов, хора и оркестра. Несмотря на то, что родиной кантаты считается итальянская Венеция, дальнейшее развитие и становление жанр приобрёл в сочинениях представителей Римской школы музыки.

ЧТО ТАКОЕ ОРАТОРИЯ, КАНТАТА И ДРУГИЕ ХОРОВЫЕ ПЬЕСЫ.

В целом, кантаты и оратории имеют много общих черт, но также имеют и различия в формате исполнения, времени исполнения, стиле, структуре, использовании оркестра и тематике. Оба этих жанра вносят значительный вклад в историю музыки и предлагают слушателю возможность испытать глубокие эмоции и переживания. Особенности композиционного строения и стиля Кантата обычно состоит из нескольких частей, которые могут быть разделены рецитативами и ариями. Рецитативы — это сюжетно-действенные части, в которых персонажи передвигают сюжет, исполняя музыку, похожую на речь. Арии — это эмоциональные моменты, где персонажи выражают свои чувства и эмоции через пение.

Сопровождение кантаты может быть оркестровым или инструментальным ансамблем, а также может включать хор, который исполняет крупные музыкальные номера. Оратория, в свою очередь, имеет более масштабное композиционное строение. Она состоит из нескольких частей, включая музыкальные эпизоды, хоровые полифонические номера, сольные арии и рецитативы. Оратории часто имеют более сложные и разнообразные хоровые пассажи, которые передают широкий диапазон эмоций и настроений.

Стиль кантаты и оратории также отличается. Кантаты часто имеют интимный и эмоциональный характер, они чаще всего исполняются в более интимных пространствах, таких как церкви или дома. Оратории же имеют более торжественный и эпический характер, они часто исполняются в более крупных залах или храмах. Таким образом, композиционное строение и стиль кантаты и оратории отличаются друг от друга, но обе формы музыкального произведения имеют свою уникальность и красоту, которые привлекают слушателей.

Оцените статью.

Вспоминаем историю термина и известную музыку этого жанра. Название произошло от итальянского глагола cantare — петь. Впервые кантату упомянул композитор Алессандро Гранди в 1620 году. В основе кантаты обычно лежит поэтическое произведение: чередующиеся арии, речитативы и хоры, написанные разными стихотворными метрами. Изначально кантата делилась на духовную и светскую. Первая разновидность господствовала в Германии, вторая — в Италии.

Поэтому кантату не исполняют в театрах, филармонии,соборы,храмы-это идеальные места для исполнения. Тема кантат -прославление,духовное или светское.

Баха, Дж. Кариссими, А. Кантаты создавались российским композиторами П. Чайковским, Н.

Содержание

  • Кантата в музыке: определение и особенности
  • Что такое кантата в музыке
  • Историческое происхождение
  • Что такое кантата в музыке

Что такое кантата в музыке: особенности развития жанра

Забытые страницы русской хоровой музыки: кантата “Stabat Mater” Гавриила Якимовича Ломакина. Кантата - 1. Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра. Рассказываем, что такое кантата, как возник этот жанр вокальной музыки. Истоки кантаты уходят в глубь истории музыки, и она берет свое начало в средневековых церковных песнопениях.

Что такое кантата музыка 5 класс

Новости. Классическая музыка. Кантата – это жанр вокально-инструментальной музыки. Рассказываем, что такое кантата, как возник этот жанр вокальной музыки. один из популярных жанров вокально-инструментальной музыки. Кантата стала одним из главных жанров барочной музыки, объединяющим хоровое, инструментальное и вокальное искусство. Термин "кантата" стал применяться почти исключительно к хоровым произведениям, в отличие от сольной вокальной музыки.

Что такое кантата и оратория в музыке:

  • Что такое контакта в музыке
  • что такое кантана 3 класс
  • Что такое кантата в музыке 3 класс кратко
  • Что такое кантата в музыке: особенности развития жанра
  • Кантата что это такое в музыке
  • Определение кантаты в музыке

Что такое Кантата простыми словами

Малый оркестр Большой оркестр Кантата обычно имеет один акт и краткую сюжетную линию, а оратория может состоять из нескольких актов и иметь расширенную сюжетную линию. Кантата обычно исполняется меньшим количеством вокалистов и музыкантов, а оратория требует большего количества исполнителей. Кантата также обычно имеет малый оркестр, в то время как оратория исполняется с большим оркестром. Кроме того, кантата обычно создается одним композитором, в то время как оратория может быть создана несколькими композиторами. В целом, кантата и оратория оба являются важными жанрами в классической музыке, каждый со своими особенностями.

Они предлагают различные вариации в музыкальном исполнении и представляют собой интересный материал для погружения в историю и музыкальное развитие. Жанры кантаты в разных эпохах Барокко: В эпоху барокко кантата была широко распространена и применялась в различных музыкальных сферах. В барокковой кантате можно выделить жанры такие как кантацкий ораторий, церковная кантата, сольная кантата с ариями и рецитативами. Барокковая кантата обычно имеет простую форму и четкую структуру.

Классицизм: В эпоху классицизма кантата стала более сложной и разнообразной. Появилась жанровая разновидность — светская кантата, которая исполнялась на светских мероприятиях и имела разнообразные сюжеты, часто связанные с любовью и природой. Также появились оратории — масштабные произведения, похожие на кантаты, но с большим оркестром и хором. Романтизм: В эпоху романтизма кантата стала более экспрессивной и эмоциональной.

Появились новые жанры, такие как лирическая кантата, патриотическая кантата и политическая кантата. Романтическая кантата имела более свободную форму и широкий диапазон выразительных средств. Современность: В современной музыке кантата продолжает существовать, однако ее форма и характер сильно изменяются в зависимости от композитора и его собственного стиля. Современные композиторы используют кантату как музыкальное выражение сложных и передовых идей, сочетая различные стили и жанры.

Так было определено то направление, в котором жанр кантаты развивался в творчестве Франческо Кавалли, Алессандро Страделлы и других итальянских композиторов. В их произведениях речитативы чередуются уже не с ариозными эпизодами, а с полноценными, завершенными ариями в форме da capo, какие присутствовали в то время в опере чаще всего речь шла о двух ариях, между которыми располагался речитатив — таковы, например, кантаты Алессандро Скарлатти. Таким образом, кантата изначально попала под влияние оперы, как и другой жанр, зародившийся в ту же эпоху как противопоставление опере — оратория, но уже при рождении обоих жанров можно было усмотреть определенные различия между ними и в форме и в содержании. Как мы уже говорили, кантата зародилась из сольного исполнения, а в оратории с самого начала присутствовал хор. Кроме того, первые оратории создавались на основе библейских сюжетов, в то время как первые кантаты были исключительно светскими. В дальнейшем оба жанра расширят свою «сферу влияния» в содержательном плане: появятся и светские оратории, и духовные кантаты, но всегда кантата будет отличаться от оратории меньшей монументальностью, большей камерностью. Важно и то, что оратория «унаследовала» от своей изначальной соперницы — оперы — последовательное развитие драматически разработанного сюжета, в кантате это тоже может быть, но не обязательно, и чаще всего кантатам такая особенность не бывает присуща. Впрочем, грань между кантатой и ораторией в настоящее время остается весьма условной — настолько, что могут даже возникать сомнения, к какому жанру отнести определенное сочинение.

Текст — кантата обычно исполняется на определенный текст, который может быть написан на различные темы: религиозные, философские, исторические и т. Виды кантаты и их характеристики Церковная кантата — это религиозное музыкальное произведение, написанное для исполнения в церковной обстановке. Она может быть исполнена во время богослужения или на концерте. Церковные кантаты часто содержат тексты из библейских книг или церковных песнопений. Они имеют серьезное и торжественное звучание, часто сопровождаются органом или оркестром. Мирская кантата — это жанр кантаты, который не связан с церковной музыкой и может быть исполнен в любой обстановке. Тексты мирских кантат часто основаны на литературных произведениях или повседневных событиях. Они могут быть исполнены как сольно, так и с участием хора и инструментального ансамбля. Мирские кантаты могут быть яркими и эмоциональными, с разнообразными музыкальными стилями. Хоровая кантата — это кантата, в которой хор занимает центральное место. Она может быть исполнена только хором или с солистами и инструментальным ансамблем. Хоровые кантаты часто имеют масштабные композиционные формы и могут включать несколько частей. Они могут быть написаны как для церковного, так и для мирского исполнения. Сольная кантата — это кантата, в которой один или несколько солистов исполняют основные партии. Она может быть исполнена без хора или с его участием. Сольные кантаты могут быть написаны для различных голосовых партий, таких как сопрано, альт, тенор и бас. Они могут иметь интимное и лирическое звучание или быть энергичными и виртуозными. Каждый вид кантаты имеет свои особенности и характеристики, что делает их уникальными и интересными для исследования и исполнения. Изучение различных видов кантаты помогает понять разнообразие музыкальных жанров и стилей, а также расширяет музыкальный кругозор. Известные композиторы и их кантаты Одним из известных композиторов, которые писали кантаты, является Иоганн Себастьян Бах. Он написал более 200 кантат, которые по сей день исполняются и пользуются популярностью. Бах использовал кантаты для религиозных служб и особых событий в церковной жизни. Еще одним известным композитором, который писал кантаты, был Йозеф Гайдн. Гайдн использовал кантаты для различных официальных мероприятий и праздников. Вольфганг Амадей Моцарт также написал несколько кантат, хотя его основное творчество было связано с оперой и симфониями. Одной из его известных кантат является «Пресвятой Троице», которую он написал в честь праздника Троицы.

Первые упоминания о кантатах относятся к XVII веку. Название этого жанра происходит от итальянского слова «кантата» сказка и соответствует содержанию этой музыки — скорее маленькой сказке или рассказу. В начале своего существования кантаты были небольшими, миниатюрными произведениями, исполняемыми в домашнем или придворном кругу. Однако с течением времени кантата стала развиваться и приобретать новые формы. Эти произведения исполнялись в церквях и содержали тексты на библейские темы. Одним из самых известных представителей данного жанра стала «Кантата ко Дню Рождения императрицы Марии Федоровны», написанная Моцартом. Кантаты также стали важной частью оперного репертуара. В оперных кантатах музыка сопровождает действие и развитие сюжета, арии и речитативы раскрывают эмоциональную сторону драматической ситуации. Кантата также нашла свое место в жанре симфонической музыки. Симфонические кантаты сочетают оркестровое исполнение с хоровыми и вокальными солистами. История кантаты в музыке насчитывает множество примеров, демонстрирующих ее разнообразие и богатство. Кантата до сих пор исполняется и создается в разных музыкальных стилях. Этот жанр является одним из важных элементов музыкальной культуры и не перестает удивлять и вдохновлять слушателей. Определение и происхождение кантаты Кантаты имеют разнообразную тематику и часто содержат тексты, основанные на прозе или поэзии. Они могут быть как религиозного, так и светского характера. Кантаты исполнялись как на различных церковных церемониях, так и на праздничных мероприятиях. Происхождение кантаты связано с итальянской и немецкой музыкальной традицией. В Италии кантата была популярна как жанр камерной музыки, часто исполнявшейся на приемах и собраниях аристократии. Она характеризовалась ярким вокальным исполнением и сложной музыкальной структурой. В Германии кантата приобрела более религиозный характер и стала популярна в сфере церковной музыки. Здесь она часто исполнялась во время служб и имела глубокое духовное содержание. В замкнутых и аскетичных условиях немецкой церковной жизни кантата стала популярным и доступным жанром для исполнения. Одним из первых композиторов, активно развивавших кантату, был Йоганн Себастьян Бах. Он написал около 300 кантат, включая как церковные, так и светские произведения. Бах использовал кантату как средство выражения веры и духовности, а также как средство развития музыкальных идей и техник. Развитие кантаты в разные эпохи Основной период развития кантаты приходится на Барокко и классицизм. В Барокко кантаты были написаны как многоголосные композиции для одного до трех солистов с оркестром. Часто в исполнении использовалось хоралное искусство, что придавало музыке религиозный характер. В эпоху классицизма кантата стала более светлой и лиричной.

Что такое кантата в музыке: определение 4 класс — кратко

Это переключатели значений линеек, на которых пишутся ноты. Главный овал скрипичного ключа обязательно должен пересекаться второй снизу линейкой. Этим устанавливается ориентир, точка отсчёта: нота, написанная на этой линейке, будет «соль» в первой октаве. Именно «соль». Поэтому этот ключ ещё называют ключом «соль». Значит, чуть выше будет записываться «ля», на третьей линейке — «соль», и так далее по гамме. Скрипичным этот ключ называется потому, что в его системе удобно записывать высокие ноты, например для скрипки. Он используется также для правой руки в фортепианной партии на картинке — для правой руки — верхние пять линеек, для левой — нижние пять. При этом левая играет в басовом ключе, и у неё другая система координат: на второй линейке пишется уже не «соль», а совсем другая нота.

Крупнейшие рим. XVII в. Росси, М. Мараццоли, Дж. Кариссими и др. В произведениях авторов 2-й пол. Страделлы, А.

Стеффани, А. Скарлатти К. Кроме того, с кон. Стилистическое развитие жанра отражает эволюцию оперной музыки. Скарлатти после 1700 г. Скарлатти преобладает сопрано что связано с расцветом искусства виртуозов- кастратов в Италии этого периода. По модели Скарлатти К.

Вивальди, Б. Марчелло, Г. Мастера неаполитанской школы Н. Порпора, Л. Винчи, Л. Лео и др. Благодаря этому сочинение или исполнение К.

По содержанию Броссар и Вальтер выделяют 3 типа итал. Основным стимулом к созданию духовных К. Тема многих из страстных К. По-видимому, местом их звучания были не только частные дома, но и часовни oratorio - см. Ораторий , в которых во время Великого поста было принято исполнять духовную музыку. Традиция рождественских К. После 1-й рождественской вечерни для папы и остававшихся сослужить ему утреню и мессу кардиналов в одном из залов дворца устраивался роскошный банкет, в программу которого входило исполнение специально сочиненной К.

Первые свидетельства существования данного обычая относятся к 1676 г. Чаще всего персонажам рождественских К. Семейство, пастухи и ангелы что перекликается с пасторальными сюжетами ; гораздо реже используется сюжет поклонения волхвов; значительное число К. Авторами музыки были композиторы, приближенные к папскому двору, наиболее известные - А. Скарлатти, А. Кальдара, Ф. Подавляющее число сочинений XVII в.

Большинство духовных К. Каццати «Cantate morali, e spirituali a voce sola» Bologna, 1659 , прослеживается традиция издания сочинений, обозначенных подобным образом, что свидетельствует о популярности данного термина. В то же время жанровые обозначения в эпоху барокко не были унифицированы и не разграничивались строго; в частности, духовные К. Так, одно из собраний сочинений П. Капачелли озаглавлено «Cantate et oratorii spirituali a una, due e tre voci con strumenti» Bologna, 1714. Показательно, что Ф. Валезио назвал произведения, исполненные за рождественской трапезой 1702 и 1703 гг.

Diario di Roma, 1700-1742. В рукописях эти сочинения именуются иначе: cantata 1702 и componimento 1703 ; Валезио, очевидно, следовал традиции именовать ораториями всю духовную музыку в оперном стиле, исполняемую вместо светской. Некоторые совр. При всей проблематичности разграничения ранних образцов оратории и духовной К. Близкие к ораториям сюжеты имеют и нравоучительные К. Так, в К. Чести развивает тему тщетности земной жизни, в К.

В нач. Европе; наряду с сочинением К. Наибольшую популярность, пик к-рой приходится на 20-е гг. У ее истоков находятся 18 произведений Ж. Морена; в предисловии к 1-й публикации автор заявил о намерении соединить сладостность франц. Morin [J. Eighteenth-century French cantata; 1.

Проблема сочетания франц. Кампра, Н. Бернье, А.

Смешение текстов разного характера проза, поэзия и происхождения библейские фрагменты, традиц. На этом основании ученые выявляют «кантаты» и «подобные кантатам» kantatehafte сочинения у композиторов XVII в. Возникает стройная, однако не вполне соответствующая действительности классификация «старой» К. На 1-м уровне находятся произведения, в к-рых использован лишь 1 текстовый источник: библейская или иная проза концерты , традиц. На 2-м - сочинения, в к-рых сочетаются 2 вида текстов и соответствующие им «простые» муз.

К 3-му уровню классификации относятся многосоставные К. На первый взгляд, представленные типы К. Однако, напр. Букстехуде изучение к-рого в свое время оказало большое влияние на общие представления об истории церковной К. Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Dietrich Buxtehude. Wiesbaden, 1974. Аналогичную картину можно наблюдать и в творчестве др. В музыке этого времени фактически отсутствуют устойчивые и широко распространенные формы концертно-хоральной и хорально-ариозной К.

В свою очередь многосоставные «смешения» довольно нестабильны и далеко не всегда имеют хорошо расчлененную многосекционную форму, вслед. Феномен концертно-ариозной К. Во-первых, подобное сочетание отвечает многовековой практике тропирования см. Троп : библейские тексты, на которые обычно пишутся концертные разделы, комментируются и разъясняются «живым» словом совр. Во-вторых, концерты располагаются, как правило, в начале и в конце сочинения и, будучи исполнены tutti, создают обрамление арии, строфы которой часто поются солистами или небольшими ансамблями. Подобный тип композиции, логичный и эффектный, прослеживается в XVII в. На этом примере видно, что композиторы XVII в. Так, строфы обработок лютеран.

Преториуса часто обладают структурной самостоятельностью и завершенностью, индивидуализированным фактурным складом и собственным составом исполнителей, однако все это лишь внешние параллели циклическим К. Исследование протестант. Феномен высочайшего художественного уровня и духовной глубины церковных К. Баха, также требует дальнейшего осмысления. Многообразие конкретных музыкальных форм, как и видов смешения различных текстов, комментирующих друг друга и раскрывающих слушателям смысл евангельского повествования, в творчестве Баха с трудом поддается классификации. Вероятно, величие Баха состоит в том, что он, как никто из современников, сумел воспользоваться богатством возможностей, открывшихся благодаря реформе Ноймайстера при всей изначальной ограниченности и даже известной «узости» идеи поэта. На основе устойчивых тональных форм Бах свободно сочетал в К. Между этими 2 полюсами представленными у Баха единичными «чистыми» образцами - широкое поле творчества, в к-ром каждое новое произведение является более или менее индивидуальным вариантом жанрового синтеза.

На этот феномен обратил внимание, в частности, А. Дюрр и ввел термин «хоральная кантата» по отношению к баховскому творчеству. Первая и последняя части хоральной К. Текст и музыка мадригальных частей продолжают и по-новому раскрывают смысл положенных в их основу церковных песен; вместе они составляют музыкальную проповедь на темы евангельского отрывка, читающегося в церкви в тот или иной день года. Вскоре утвердилось специальное обозначение для произведений в новой манере как духовных, так и светских - cantada. Родоначальником испан. Крупнейшие авторы - Х. Упадок церковной жизни и культуры к кон.

Жанровое обозначение, однако, сохранилось и довольно часто использовалось композиторами последующих эпох по отношению к вокально-инструментальным сочинениям циклической формы, как камерным, так и предназначенным для больших составов исполнителей. В совр. Граница между этими терминами при таком их употреблении не всегда ясна. Обычно считается, что К. Всякий раз это требует собственного обоснования. Во мн. Так, изучение музыки И. Баха дало Ф.

Мендельсону импульс к написанию ряда духовных и светских К. Одна из них, на тексты из лютеровской Библии, а также из церковной песни М. Ринкарта, вошла в качестве грандиозного финала во Вторую симфонию композитора - «Хвалебная песнь» 1840 , приуроченную к 400-летию изобретения книгопечатания которое Мендельсон прославляет как мощное средство распространения Слова Божия. Автором первых К. Мартини П. Скоков наиболее известна его К. В XIX - нач. Чайковского «Москва» 1883, на слова А.

Майкова , сочиненная по заказу для коронации имп. Александра III. Лучшие сочинения рус. Впечатляющим опытом создания в России внелитургической музыки религиозно-философского плана с учетом лучших достижений западного духовного искусства стали монументальные К. Толстого и «По прочтении Псалма» 1914, на слова А. Хомякова С.

В Неаполе у Ф.

Провенцале и А. Скарлатти под влиянием оперы К. Развернутые К. Генделя; Ино Г. Кампра, Л. Клерамбо, Ж. Духовные произведения в той же форме назывались мотетами.

В Германии жанр К. Киттель, сб. Арии и кантаты, 1638. В кон. XVII — нач. XVIII в. Вначале нем.

Ноймайстера в нем. Обычно нем. Бах сочинил множество К. Рождественская оратория И. Баха фактически является циклом из шести К. В классическую эпоху в К. Форма К.

Кантатной мессой в музыковедении называют композицию с дробным членением текста и чередованием арий, ансамблей и хоров Месса си минор И. Баха, Мессы и Реквием В. В форме К. Перголези, Й. Гайдн, Л. Боккерини , Salve Regina и др. У венских классиков и их современников К.

Моцарта; Ода к Радости в финале Девятой симфонии Л. В музыке XX в. Орфа, в т. Carmina Burana и Catulli Carmina , симфонией 13-я и 14-я симфонии Д. Шостаковича , сюитой Солнце инков Э. В России К. Москва П.

Танеева, Весна и Колокола С. Прокофьева, История доктора Иоганна Фауста А. Лит-ра: Ширинян Р.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий