Новости что такое каторжные работы

В чём-то его функции выполняли каторжные работы. галера, см.). 1. Место принудительных работ для ссыльных преступников (дорев. и загр.). Каторжные работы проводились на севере страны, где заключенные вынуждены были заниматься добычей золота, постройкой дорог и лесозаготовкой. Значение слова Каторга на это каторга, или каторжные работы (от — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отб.

Что такое каторга? История русской каторги

Каторжные дороги ПриамурьяОднако и после закрытия каторги на острове Сахалин Дальний Восток не обходился без «арестантских работ», как тогда называли труд заключённых.В 1891 году Министерство путей сообщения Российской империи пришло к выводу. это вид труда, который предполагает вынужденное осуществление работы, часто в связи с совершенными преступлениями или политическими. галера, см.). 1. Место принудительных работ для ссыльных преступников (дорев. и загр.).

Вы точно человек?

Все каторжные работы в 18 — 1-й половины 19 вв. были связаны с ожесточёнными муками. Крупные каторжные работы также проводились при строительстве Беломорско-Балтийского канала и железной дороги Бам. Анализ каторги в СССР и царской России показывает, что положение осужденных к каторжным работам значительно ухудшилось. Царская, имперская и советская система исполнения наказаний основывалась на необсуждаемой полезности каторжного труда для государства. Каторжные работы – это особый вид работы, который назначался осужденным и находившимся в заключении на особом государственном режиме.

Как в СССР чтили Кандальный тракт и какие привилегии у блатных были на царской каторге

Каторжные работы проводились на севере страны, где заключенные вынуждены были заниматься добычей золота, постройкой дорог и лесозаготовкой. Для лечения при каждой железнодорожной каторжной команде находился свой фельдшер, в отдельных случаях серьезных заболеваний осужденных отправляли в больницу при хабаровском тюремном замке. Каторга, каторжные работы (от греч. κατεργων — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) —. Каторга, каторжные работы (от греч. — катергон, большое гребное судно с тройным рядом весел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками. каторга, или каторжные работы (от — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневол.

Что такое пожизненное заключение и кому оно теперь светит. Объясняем простыми словами

Каторга в царской России. Как появилась? Тяжелый труд как мера наказания стал широко использоваться еще во время существования Римской империи. В конце 17 века были распространены три основных типа хозяйственных устройств для ссыльных помимо тех, которые находились в заключении : служба в армии, приписка к черным посадским людям, ссылка для работ на сельскохозяйственные угодья. В этот период работа ссыльного не рассматривалась как каторжные работы, так как труд оставался свободным, а не подневольным.

История каторги начинается в середине XVII столетия. В годы освоения Сибири такая мера наказания была как никогда актуальна. Однако ссылка с обязательным подневольным трудом на пользу государства появилась лишь в конце XVIII века. По мнению одного из историков, именно в 1691 году в России возникла каторга как вид наказания. При Петре Первом в русскую речь прочно и надолго вошло слово "каторга". В первоначальной своей форме этот термин был заимствован с Запада.

Тогда подневольный труд был сосредоточен на кораблях. При Петре I, как известно, шло активное строительство морского флота. Рабочей силы не хватало. А потому и стал активно использоваться дармовой бесплатный труд осужденных. К преступникам применяли строгие меры. Смертная казнь была заменена «урочными годами». Осужденных клеймили, били кнутом, ссылали на вечную работу. Укрывательство беглых каторжан наказывалось смертной казнью. Широко применялся каторжный труд и в послепетровский период. При Елизавете Петровне ссылка на непрерывную, вечную работу заменила смертную казнь.

Осужденные отбывали срок, как правило, в крепостях. Каторжные женщины — в прядильных домах. Павел I издал указ, согласно которому преступники делились на три категории.

Каторга, как таковая, сформировалась в XIX веке. Ее устройство подробно изложено в Уставе о ссыльных. К концу XIX осуждение к каторжным работам соединялось с лишением всех прав состояния и поселением по окончании срока работ. Работы отбывались в Зерентуйской каторжной тюрьме, на казённых солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и др. На острове Сахалин работы заключались в строительстве дорог, добыче угля, устройстве портов, мостов и пр. Каторга делались на шесть разрядов по срокам: 4 года, 8 лет, 12 лет, 16 лет и 20 лет. Больше двадцати лет каторги не было.

Это был исполнительный кодекс, который действовал вплоть до прихода к власти большевиков. С помощью каторжников пытались колонизировать Восточную Сибирь, Сахалин, но это плохо удавалось. Чехов три года прожил на Сахалине, и детально описал тогдашнюю каторгу — она была абсолютно непродуктивна. Это было полным моральным разложением людей, которые не имели перспектив — ни социальных, ни личных. Да, мы можем силами заключенных построить даже египетскую пирамиду, бросить человека на это, как материал. Но наши дети будут жить после этого в рабстве, и считать, что тюрьма — нормальный способ существования! Социальное развитие предполагает отношение к человеку, как к значимой единице, носителю жизни. Это фактически проклятье, от которого мы никак не можем отойти. Загляните в Устав о ссыльных — и вы узнаете, что каторжные работы в летнее время не могли превышать 11 часов, а в зимнее — 10 часов. У каторги была совесть, было христианское понимание, что преступник тоже создан по образу и подобию Божьему.

ГУЛАГ этого не понимал. Думаю, разница в идеологии. На каторге и в дореволюционных тюрьмах не было воспитательных служб, только охрана. От заключенного требовали только выхода на работу. Потом его загоняли в барак, и что там происходило, было делом самих каторжников. Они сами обустраивали жизнь: выделяли авторитетную сторону, купцов, даже палач был из числа каторжан. Это был коллектив, который жил по своим законам — страшным, конечно, но часто полезным, поскольку они были основаны на каких-то ценностях. В церковные праздники прихожане приносили арестантам еду.

К введению последнего призван был «законодатель ссылки», Сперанский, назначенный сибирским генерал-губернатором. Результатом попытки Сперанского упорядочить ссылку и определить соотношение её с каторжными работами явился изданный в 1822 году Устав о ссыльных.

Каторжные работы по этому уставу являются высшей карательной мерой по сравнению со ссылкой на поселение. Каторга делилась на бессрочную и срочную максимум 20 лет. Уложение 1845 года Каторга делится на бессрочную и срочную, с максимумом в 20 лет. По отбытии каторги ссыльный переходит в разряд поселенцев. Свод Законов 1832 и 1842 г. Только в Уложении 1845 г. Каторжные работы различаются в Уложении по срокам, какие в них должен состоять осуждённый до перехода в разряд поселенцев, и по тяжести самих работ. Что касается бессрочной каторги, то она, хотя и предусмотрена в Уложении, не представляется безусловной, а означает лишь, что прекращение работ должно зависеть от степени исправления осуждённого. По тяжести Уложение различает рудниковые, крепостные и заводские каторжные работы. Предполагавшаяся постепенность тяжести работ на практике, однако, не осуществлялась; не всегда рудниковые работы в действительности оказывались более тяжкими, чем даже заводские; в самом Уложении ст.

Самые работы не всегда существовали, и осуждённые к данному роду каторжных работ часто за отсутствием его отбывали наказание в сибирских каторжных тюрьмах, разбегаясь целыми массами и наводя ужас на местное население. По замечанию профессора Таганцева, «государство, осуждая на К. Деление работ на категории постепенно исключено из законодательства. В 1864 г. Применявшие труд каторжных фабрики и заводы постепенно прекращали работу ещё в 1830 г. Петровский железоделательный завод, в котором работали декабристы , перестал принимать каторжных. Работы в рудниках также уменьшались, особенно с закрытием нерчинских работ возобновлённых лишь в 1880-х годах и крайне неудачного опыта с работами на Карийских россыпях, где от большого скопления каторжных и жестокого обращения с ними начальства появились повальные болезни, унёсшие в один год до 1000 чел. По этому закону на каторгу в Сибирь направляются только каторжные из Сибири и за уральских частей Пермской и Оренбургской губ. Осуждённые на каторжные работы вместо отсылки в Сибирь помещаются в каторжных тюрьмах так называемых « централах » — Новоборисоглебской, Новобелгородской, Илецкой, Виленской, Пермской, Симбирской и Псковской, двух тобольских и Александровской близ Иркутска. Устройство этих тюрем в сущности почти не отличалось от обыкновенных тюрем; режим был более строгий, но тяжких и вообще каких бы то ни было работ здесь не производилось.

Отбывшие в них срок заключения, равный сроку работ, отсылались по закону 23 мая 1875 г. Этим же законом положено было начало сахалинской ссылке; генерал-губернатору Восточной Сибири предоставлено было выслать на о. Сахалин 800 чел. Реформа наказаний 1879 года Предпринятая законом 11 декабря 1879 г. К разряду каторжных тюрем можно было отнести еще Шлиссельбургскую крепость , где содержались осужденные к каторге государственные преступники; крепость управлялась по особому положению от 19 июня 1887 г.

Пожизненное заключение в России

  • КАТОРГА — История России до 1917 года
  • Как каторга появилась на Руси?
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Каторга: история и значения
  • Клеймо на всю жизнь, кандалы — на время
  • Каторга | Что такое и как это было?

Заключенные на галерах. Как жили каторжники в XVIII веке

Каторга, каторжные работы. Каторга, или каторжные работы (от греч. κάτεργον — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками. Каторжные работы Каторга как вид наказания была впервые введена. История российской каторги Определение 1 Каторга – это часть пенитенциарной. Каторжные работы и ссылка определялись за торговлю русской обувью с дегтем, за несанкционированное ношение русского платья и бороды, за один или два разбоя, «если смертоубийства не учинили», за продажу «нездорового какого харча и мертвечины». Помимо изнурительных работ, постоянными спутниками каторжной жизни были болезни, нередко эпидемии, и недоедание, следствием чего являлась высокая смертность среди каторжан (в том числе по пути следования на каторгу). Работы остальных очень разнообразны: руками каторжных возведены почти все тамошние постройки, начиная с тюрем и кончая церквами.

Как в СССР чтили Кандальный тракт и какие привилегии у блатных были на царской каторге

Работа каторжных оплачивалась (по закону от 6 янв. 1886) в размере 1/10 дохода, полученного их трудом. в настоящее время в России на нее наложен мораторий и уже не первый год идут споры о его отмене. Каторжник — это человек, который осужден на каторжные работы за совершение преступления.

Политическая наука: словарь-справочник

  • Что такое было каторга в Сибири при царе России
  • В России собираются возродить каторгу
  • Сравнительное уголовное право
  • Жизнь в "мертвом доме": быт, нравы, запретные слова и иерархия дореволюционной каторги

Значение слова "Каторга, каторжные работы"

В начале XX в. В системе Нерчинской каторги во второй половине XIX в. Сахалинская каторга была открыта в 1869. Труд каторжных использовался при добыче угля, на лесоразработках, строительстве дорог, мостов, портов, домов. После появления книги А. Чехова «Остров Сахалин» 1895 и очерков В.

В связи с Русско-японской войной ссылка на остров была прекращена, а в 1906 упразднена. Каторжный режим на заводах, рудниках и приисках был чрезвычайно суровым. Тюрьмы, как правило, не отапливались, не имели санитарных условий и были переполнены, подчас в 2 раза выше норматива.

Кредо работы было установлено на строгое исполнение распоряжений и укрепление дисциплины. В случае нарушения правил или попытки сбежать, каторжники подвергались пыткам и усиленной физической дисциплине.

Жизнь каторжан и их условия Условия жизни для каторжан были крайне тяжелыми. Они жили в специальных поселениях, называемых каторжными поселениями или таборами. Эти поселения были окружены высокими оградами и охранялись специальными войсками. В каторжных поселениях заключенных ждала жизнь лишений и унижений. Они обладали крайне ограниченной свободой передвижения и были постоянно под наблюдением надсмотрщиков.

Заключенные вынуждены были носить специальную форму и выполнять тяжелые трудовые задачи, такие как каменоломня или лесозаготовка. Питание для каторжан было крайне несбалансированным и недостаточным. Заключенные получали мало пищи, что приводило к постоянному истощению и слабости. Медицинская помощь была минимальной, и многие каторжан умирали от болезней или истощения. Каторжные работы практически не имели временного ограничения.

Заключенные вынуждены были работать до полного истощения, без выходных и отпусков. Такие условия приводили к множеству травм и заболеваний, которые сокращали срок жизни заключенных. Таким образом, жизнь каторжан была полна лишений и страданий. Этот вид наказания являлся не только физическим, но и психологическим испытанием для заключенных. Каторга как средство наказания Осужденные каторжане выполняли разнообразные работы, такие как тяжелое физическое трудоемкое строительство, добыча полезных ископаемых и другие тяжелые работы.

Цель такого труда была не только наказать преступника, но и использовать его рабочую силу для развития страны. Каторга включала в себя не только лишение свободы, но и применение жестоких наказаний, таких как палачество, суровые телесные наказания и т. Отбывание каторжной каторги означало для осужденных жизнь в постоянном страхе, изоляции и тяжелом труде. Осужденные каторжане проживали в специальных тюрьмах, их работы были организованы по системе строгого надзора и контроля, нередко в условиях каторжного поселения. Режим в каторжных тюрьмах был суровым, позволяющим мало времени на отдых и пищевые процедуры.

Таким образом, каторга была использована как средство жесткого наказания и труд за общественно полезные работы. Права осужденных были сведены к минимуму, а целью было обеспечить страшное и тяжелое наказание, имеющие образцовый характер для других потенциальных преступников.

Пока инженер показывал мне устройство старого рудника, настал час арестантского обеда. Рабочие расползлись, как черви, по параллелям, с головокружительной быстротой, слетели на спине по штрекам, зашлёпали чуть не по колено в воде по главной штольне и ушли в тюрьму…" Архивные документы позволяют представить, каков был упомянутый Дорошевичем «арестантский обед».

В сутки сахалинскому каторжнику полагалось около килограмма хлеба, 160 грамм мяса или 400 граммов рыбы. К ним добавлялось 300 грамм крупы, картофеля и капусты. В основном каторжников кормили доступной на Сахалине рыбой — согласно тюремной инструкции рыбная «пайка» полагалась 208 дней в году. По свидетельству очевидцев ведро такой «баланды» стоило 5 копеек.

Тюремный врач Николай Лобас, проработавший на Сахалине 7 лет, в начале XX века писал осторожно, но недвусмысленно: «На каждом шагу можно увидеть, что пища сахалинского арестанта не восполняет трат его организма, если ему приходится выполнять тяжёлую работу, и он постепенно идёт к упадку…»За четверть века существования Сахалинской каторги заключённые добыли на острове почти 600 тысяч тонн угля. Подневольный труд здесь мог бы продолжаться и далее, но после русско-японской войны, когда южная половина острова отошла к Японии, Сахалинскую каторгу пришлось закрыть. Каторжные дороги ПриамурьяОднако и после закрытия каторги на острове Сахалин Дальний Восток не обходился без «арестантских работ», как тогда называли труд заключённых. В 1891 году Министерство путей сообщения Российской империи пришло к выводу, что на дальневосточных землях железнодорожное строительство невозможно без использования каторжников.

В то время начиналось строительство знаменитого Транссиба — железной магистрали через весь континент от Урала до Владивостока. Но в Приморье и Приамурье с их малочисленным населением просто не хватало рабочих рук для столь масштабных работ, к строительству трассы пришлось привлекать солдат и наёмных рабочих-иностранцев из Китая и Кореи. Дополнительно решено было использовать и силы каторжников. Эта трасса, протяжённостью почти в 1000 вёрст, должна была соединить Владивосток с Хабаровском.

Вскоре заключённые составили заметную часть железнодорожных строителей. К работам привлекались лишь те каторжане, которым оставалось отбывать наказание не более пяти лет. За трудолюбие и хорошее поведение им предоставлялись льготы: сокращение срока заключения и разрешение после освобождения жить в Приморье, а не на острове Сахалин все «ссыльнокаторжные», как тогда именовали заключённых, отправленных на Дальний Восток, даже после отбытия каторги должны были пожизненно оставаться здесь, не имея права возвращаться в европейскую часть России. Из архивных документов известно, что в 1895 году на строительстве Уссурийской железной дороги было занято более 13 тысяч человек, из них всего 400 человек вольных рабочих.

Остальные — солдаты, нанятые китайские бедняки и каторжники. Их рабочий день продолжался с 6:00 утра до 18:00 вечера, с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Питание каторжан было столь же «скромным», как и у их собратьев по несчастью на Сахалинской каторге, но в качестве поощрения им четыре раза в месяц выдавали по чарке водки. Помимо железной дороги заключённые построили на Дальнем Востоке и первое шоссе — тогда оно называлось «Амурская колёсная дорога», а каторжники называли её просто «Колесухой».

Эта дорога, длиною в 1035 км, соединяла Благовещенск с Хабаровском. Дорожные работы начались в 1898 году и шли целое десятилетие — ежегодно на них были заняты примерно две тысячи узников. Один из лагерей каторжников-строителей расположился на берегах реки Райчихи, впадающей в Амур. До 1905 года на строительстве работали исключительно уголовные преступники, но после событий Первой русской революции появилось и немало политических заключённых.

Благодаря их воспоминаниям можно узнать, как жилось и работалось дальневосточным каторжникам век назад. С марта по ноябрь каторжане жили в палатках посреди амурской тайги, а с наступлением холодов строили себе землянки. Но в отличие от советских времён, по законам царской России телесные наказания заключённых были разрешены официально. И администрация лагерей начала XX века активно пользовалась этим правом.

Как вспоминал Юлий Соболь, за революционную деятельность оказавшийся на каторге и три года проработавший на строительстве Амурской дороги: «Нас бьют, когда идёшь на работу, бьют, идя с работы, во время работы. И мошкара — мелкая, злющая, тучами облепляющая лицо, руки, ноги…» «Мы живём в палатках, дырявых и грязных, куда легко и беспрепятственно проникает и дождь и ветер, — вспоминает каторжный быт бывший суфлёр Казанского театра оперетты Юлий Соболь. Да мы не одни — у нас и гости водятся: ужи приползают и греются. Сначала страшно, а потом привыкаешь: ничего, тварь безвредная, ведёт себя пристойно, и ничего не требует…»«В 4 часа утра нас выгоняют на работу, — рассказывает Соболь про каторжный труд, — только-только светает, когда мы вылезаем из палаток и двумя длинными шеренгами выстраиваемся вдоль палаток… Мы в рваных, грязных рубахах, многие из нас босиком… Солдаты вскидывают винтовки, мы — лопаты, и десятками выходим на дорогу, десяток за десятком шлёпаем по грязи, десяток за десятком отбиваем вёрсты, а их немало: 12 вёрст надо пройти, чтобы добраться до участка и те же 12 вёрст обратно, когда погонят домой…»Тяжкие условия труда провоцировали побеги в глухую тайгу.

Юлий Соболь так вспоминает 1906 года на строительстве дороги: Однако Главное тюремное управление МВД Российской империи по итогам работ на «Колесухе» испытывало откровенную гордость за достигнутый результат, сообщая в докладе министру: «Примера подобного сооружения по его грандиозности, по тем затруднениям, с которыми сопряжена была прокладка дороги в пустынной, почти незаселённой и малодоступной местности, ещё не было в тюремной практике других государств…»«Достаточно сказать, — сообщали тюремные чиновники начальству, — что арестантам пришлось не только сделать своим трудом всё, что требовалось для дороги со всеми её станционными и мостовыми сооружениями, на протяжении нескольких сотен вёрст, но ранее того расчистить леса, провести временные пути сообщения, устроить жилища и организовать водоснабжение, доставку одежды, пищи и всех других материалов и запасов, при отсутствии возможности делать закупки на месте работ». Учитывая столь порадовавший тюремные власти опыт, министр внутренних дел Пётр Столыпин распорядился о строительстве силами заключённых не только шоссейной, но и железной дороги вдоль Амура — две тысячи вёрст в тайге от Хабаровска до Нерчинска. Столыпин приказал строить эту дорогу без привлечения наёмных рабочих из Китая, поэтому основной силой вновь стали каторжане. Для поощрения заключённых был издан приказ, что «отличившимся в прилежании к труду и поведении сроки сокращаются по расчёту одного месяца действительного участия в работах за два».

Для строительства бараков вдоль линии железной дороги у казны не хватило денег, арестантам вновь пришлось ютиться в старых палатках, привезённых со строительства «Амурской колесухи». Зимой, когда работы по сооружению дорожного полотна становились невозможными, арестанты занимались заготовкой шпал, дров, леса и другого материала для нужд железной дороги. Рабочий день начинался около 5 часов утра и заканчивался в 7 часов вечера.

Пугачева , крестьянских, городских, казачьих, солдатских восстаний и бунтов. Главные места каторжных работ в Сибири: в Забайкалье — Нерчинские заводы, рудники и прииски, в Прибайкалье — Усть-Кутский и Иркутский Усольский солеваренный, Николаевский железоделательный заводы, Иркутская Тельминская суконная фабрика, в Западной Сибири — отдельные крепости на пограничной линии крепостные работы , на Дальнем Востоке — угольные копи на острове Сахалин. С 1890-х гг. Крупнейшими каторгами являлись Нерчинская и Сахалин. Кабинету Его Императорского Величества. Ссыльнокаторжных использовали в качестве чернорабочих на серебросвинцовых заводах, на золотых приисках, в рудниках, поэтому каторжные тюрьмы открывались при каждом крупном предприятии. В начале XX в.

В системе Нерчинской каторги во второй половине XIX в. Сахалинская каторга была открыта в 1869.

Что такое каторжные работы и их значение в истории?

Она имеет древние корни и уходит своими корнями в далекое прошлое. История каторжного труда начинается в Средние века, когда преступники были вынуждены выполнять тяжелые физические работы на государственных стройках или в каменоломнях. Однако, с развитием общества и усовершенствованием юридической системы, каторжная система стала меняться. С приходом промышленной революции и усиления экономической конкуренции, каторжный труд приобрел новые масштабы. В ХIХ веке он был широко использовался в Российской империи для строительства и развития транспортной инфраструктуры. Ты, наверное, слышал о Сибирской Дороге?

Именно для ее строительства множество заключенных было привлечено к каторжному труду. В 20 веке ситуация изменилась, и каторжный труд начал рассматриваться как средство политического подавления диссидентов и непокорных людей. Сегодня каторжный труд официально запрещен в большинстве стран, и человеческие права признаются главенствующим принципом. Однако, следы каторжной системы все еще остаются, и важно помнить о них, чтобы не повторить ошибки прошлого. Понятие каторжной работы Каторжникам приходилось работать на территории трудовых колоний и лагерей, где условия были часто крайне жестокими и непригодными для жизни.

Они строили дороги, копали каналы, рубили леса и занимались другими тяжелыми работами. Было обычно поощрять максимальное использование их сил и труда. Катание людей по этой работе причиняло им неимоверные страдания. Но некоторые из них смогли найти в себе силы не сломиться и найти способы для выживания. Они боролись за свою свободу, строили дружеские связи и развивали личные навыки.

В результате, их опыт и упорство стали символом выносливости и силы духа. Каторжная работа — это часть истории, которая напоминает нам о том, что ни одно зло в мире не вечно, и что даже в самых трудных условиях есть место для надежды и преодоления. Она также вдохновляет нас ценить свободу и уважать права и достоинство каждого человека. Как происходила каторжная работа в России Знаешь, здесь в России каторжная работа была введена как наказание для уголовников, которые совершили серьезные преступления. Таких преступников отправляли в особые исправительные учреждения, называемые каторжными тюрьмами.

Перед тем как попасть в такую тюрьму, преступникам проводили судебный процесс, где выносили приговор. Одной из самых известных каторжных тюрем была Шлиссельбургская, которая находилась около Санкт-Петербурга. Здесь преступников заставляли заниматься тяжелым физическим трудом: копать каналы, откапывать камни, строить дороги.

Они попадали в каторжные лагеря, выполняли каторжные работы и вели непростую жизнь, оставаясь при этом забытыми героями истории. Роль каторжников в истории нельзя недооценивать.

Они не только выполняли тяжелые работы, но и играли важную роль в развитии многих стран. Каторга была неотъемлемой частью становления Российской империи, Австралии и других государств. Каторжниками становились те, кто был признан виновным в совершении тяжких преступлений. Это могли быть убийства, грабежи, измены и другие серьезные преступления. Каторга являлась своеобразным карательным институтом, который позволял обществу устранять опасных преступников и использовать их силы для блага общества.

Жизнь каторжников была крайне тяжелой. Они выполняли различные виды работ, такие как строительство дорог, каналов, шахт, а также сельскохозяйственные работы. Особенно тяжело приходилось тем, кто был отправлен в каторжные работы на Севере, где экстремальные погодные условия усложняли и без того непростую жизнь.

Помимо каторжан в партиях были в партиях были приговоренные к ссылке, что было более мягким приговором. Это породило еще один способ заработка и злоупотреблений — обмен именами и наказаниями. Так как конвоиры знали в лицо не всех, а сопроводительные документы содержали только описания, то некоторые похожие внешне люди менялись местами. Иногда подмены обнаруживали, и виновных наказывали. В романе Льва Толстого «Воскресенье» начало мрачного путешествия описано так: «Сначала шли каторжные мужчины, все в одинаковых серых штанах и халатах с тузами на спинах… Звеня кандалами, пройдя шагов десять, останавливались и покорно размещались, по четыре в ряд, друг за другом. Вслед за этими, без остановки, потекли из ворот такие же бритые, без ножных кандалов, но скованные рука с рукой наручнями, люди в таких же одеждах. Это были ссыльные… Они так же бойко выходили, останавливались и размещались также по четыре в ряд.

Потом шли женщины, тоже по порядку, сначала — каторжные, в острожных серых кафтанах и косынках, потом — женщины ссыльные и добровольно следующие, в своих городских и деревенских одеждах. Некоторые из женщин несли грудных детей за полами серых кафтанов. С женщинами шли на своих ногах дети, мальчики и девочки. Дети эти, как жеребята в табуне, жались между арестантками. Мужчины становились молча, только изредка покашливая или делая отрывистые замечания. Среди женщин же слышен был несмолкаемый говор… Несмотря на то, что всех арестантов считали в стенах тюрьмы, конвойные стали опять считать, сверяя с прежним счетом. Когда всех вновь перечли, конвойный офицер скомандовал что-то, и в толпе произошло смятение. Слабые мужчины, женщины и дети, перегоняя друг друга, направились к подводам и стали размещать на них мешки и потом сами влезать на них». Только с 1897 года, согласно указу Николая II, приговоренных отправляли в Сибирь только по железной дороге. Александровская каторжная тюрьма, вечерняя проверка Условия в тюрьмах и острогах были спартанскими, а жизнь монотонной.

Среди заключенных официально выбирали старосту путем прямого голосования, и администрация не имела права отклонить выбранного кандидата. Сергей Максимов в «Сибири и каторге» пишет о тюремной иерархии так: «Каждая тюрьма имеет при себе непосредственного начальника, должностное лицо государственной службы, смотрителя. Каждому смотрителю дается помощник, известный под именем тюремного надзирателя. Кроме того, каждая тюремная артель выбирает из своей среды старосту на 40 человек арестантов полагается один такой выборный. Староста получает отдельный нумер от прочих, и он же вместе с тем и артельный эконом, обязанный заботиться о пище, и помощник надзирателя субинспектор , обязанный быть комнатным соглядатаем и фискалом. Старост этих, таким образом, в каждой тюрьме, смотря по числу заключенных, находится 3, 4 и 5 человек. Над ними полагается еще один наибольший, старший староста, который на тюремном языке называется общим. Такова должностная иерархия и тюремная бюрократия. А вот какова и вся процедура их обязанностей, в кратких и общих чертах, набросанных одним из смотрителей карийских тюрем.

Руки непременно в карманах. Дерзкий, наглый, вызывающий взгляд. Невероятно нахальный, грубый и дерзкий тон. Народоволец Петр Якубович, сам несколько лет проведший на каторге и описавший свой опыт в книге "В мире отверженных", свидетельствовал о том же: Бродяги — царьки в арестантском мире. Они вертят артелью как хотят, потому что действуют дружно. Они занимают все хлебные и доходные места: они старосты и подстаросты, повара, хлебопеки, больничные служители. Иваны правили каторгой за исключением нескольких образцовых тюрем. Но к концу XIX века их влияние стало ослабевать. Об этом свидетельствовал Дорошевич: Вместе с наступлением лучших для каторги времен наступают плохие времена для "Иванов". Они постепенно лишаются в глазах каторги своего обаяния. Их ужасная, их тираническая власть при последнем издыхании. Ослабление их власти подтверждал и Якубович: В последнее время бродягам, слышно, сломили рога. В конце XIX века администрация тюрем начала противодействовать бродягам и не допускать их на места старост. Со временем иванцов стали ссылать на Сахалин, откуда было трудно сбежать. Так их влияние в сибирских каторжных тюрьмах было подорвано, хотя и не уничтожено до конца. Ниже иванов стояли храпы. Им не хватало сил, лидерских качеств или дерзости для того, чтобы занять место иванцов, но они охотно принимали сторону сильнейшего и шли к нему в услужение. Внутри этой группы существовали небольшие подгруппы, например, поддувалы — аналог современных "шестерок". В самом низу каторжной иерархии находилась шпанка — обычные люди, попавшие на каторгу по воле случая и не являющиеся профессиональными преступниками. Шпанку описывали так: Это те крестьяне, которые "пришли" за убийство в пьяном виде во время драки на сельском празднике; это те убийцы, которые совершили преступление от голода или по крайнему невежеству; это жертвы семейных неурядиц, злосчастные мужья, не умевшие внушить к себе пылкую любовь со стороны жен, это те, кого задавило обрушившееся несчастье, кто терпеливо несет свой крест, кому не хватило силы, смелости или наглости завоевать себе положение "в тюрьме". Это люди, которые, отбыв наказание, снова могли бы превратиться в честных, мирных, трудящихся граждан. Иваны и храпы презирали шпанку и смотрели на этих людей свысока, называя их "от сохи взятые на время". Если иваны ощущали себя чем-то вроде элитного криминального ордена и имели своеобразную солидарность, как и храпы, пытавшиеся прибиться к криминальному миру, то шпанки были разобщены, не ощущали единства и не могли противостоять давлению более дерзких, хотя и малочисленных иванцов. Именно шпанки выполняли самые тяжелые каторжные работы, в то время как иваны старались занять самые выгодные места. Вплоть до конца XIX века каторжане часто работали на рудниках и в некоторых сибирских шахтах и заводах. Однако позднее эта практика была прекращена. Запретные слова и действия Вопреки распространенным представлениям о криминальном мире, в дореволюционных каторжных тюрьмах за словами следили не слишком строго. Ругань и матерные перебранки между каторжанами были в порядке вещей и не приводили к серьезным последствиям. Якубович вспоминал: Самая страшная перебранка для них в сущности не что иное, как пустое словопрение, своего рода артистический турнир. За несколько лет моего пребывания в Шелайском руднике не больше 2-3 раз пришлось мне наблюдать потасовки и мордобои, причиной которых были словесные оскорбления. Было лишь несколько оскорблений, которые могли повлечь за собой драку, а то и убийство, поэтому в перебранках и спорах они практически не употреблялись. Якубович перечислял их: Есть только два бранных слова, нередко бывающих причиной убийства: одно из них означает шпиона их обычно называли хамами — прим. Дорошевич утверждал, что такое слово есть, но только одно: Все ругательные слова русского слова на каторге только обычная приправа к разговору. Но есть одно слово, за которое режут.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий