Новости академия наук в россии была открыта в

Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев. «Проекта учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов». Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад. Российская академия наук в санкт-петербурге. Поиск. Смотреть позже.

Как Петр I Академию наук России создавал

Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России.
В каком веке произошло открытие академии наук Бывалые члены академии утверждают, что впервые вопрос о реформировании Российской академии наук был поставлен еще в 1993 году, причем кураторами из-за рубежа.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ | Наука и жизнь Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в.
Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие | Аргументы и Факты – Императорская Академия наук стала Российской Академией наук уже в марте 1917 года.

1725 Открытие Академии наук

Создание Академии наук в Петербурге вывело Российскую империю вышла на совершенно другой уровень научного развития. Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, как она называлась до середины XVIII века, была основана указом Петра Великого 8 февраля (28 января) 1724 года. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. Картина «Первое торжественное заседание в Российской академии наук». К юбилейной дате в России учреждена медаль «300 лет Российской академии наук».

День в истории: в России пустили троллейбусы, в Казани открыли филиал Академии наук

Российская академия наук (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. Бывалые члены академии утверждают, что впервые вопрос о реформировании Российской академии наук был поставлен еще в 1993 году, причем кураторами из-за рубежа.

Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие

День российской науки: дата, история, традиции и мероприятия — 07.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ Российская академия медицинских наук не дожила до своего 70-летия.
8 февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1841 году Академия Российская превращается во Второе отделение, русского языка и словесности, Императорской Петербургской Академии наук.

Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук

Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. На сегодняшний день государственная академия наук Российской Федерации — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. Исследования ведутся по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России. Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. Кроме этого, 466 зарубежных учёных ныне являются иностранными членами РАН.

Пётр позволил обучаться в Академии всем желающим и способным, независимо от знатности происхождения их рода. Первым домом для Российской академии наук, называвшейся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове.

Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 году сначала для экспонатов музея, а затем для Академии наук и её библиотеки. Вы можете совершить виртуальное путешествие в Музей антропологии и этнографии им. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть её двери для посетителей. Когда царю предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа библиотекарю выдавали деньги на угощение посетителей.

Кроме библиотеки и кунсткамеры, в распоряжении первых приехавших в Россию ученых были анатомический театр, астрономическая обсерватория, минералогический кабинет и ботанический сад. Как идея Петра Великого сделала Россию передовой державой мира? Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I — в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. Ученые мужи выбрали три главных направления деятельности: математическое, естественнонаучное и гуманитарное.

И такое деление наук, по большому счету, сохраняется вплоть до наших дней. В первый состав академии вошли такие выдающиеся ученые, как швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, великий математик и механик Леонард Эйлер, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер, французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль и другие. Первым президентом академии стал ученый-медик Лаврентий Блюментрост — единственный из академиков, родившийся в России. Несмотря на то, что после смерти Петра I академия осталась без его могущественного покровительства, она тем не менее запустила процесс просвещения российского государства. Скоро при академии был открыт университет. А культурная жизнь Санкт-Петербурга обогатилась публичными лекциями по математике, физике, химии и истории, которые сразу приобрели большое количество слушателей. Однако прошло целых десять лет, в течение которых науку в России двигали исключительно иноземцы. Первым российским академиком стал Михаил Васильевич Ломоносов. И лишь спустя годы Академия наук все же подготовила целую плеяду отечественных ученых, получивших блестящее образование и продвинувших вперед российскую науку. Среди них были ученик Эйлера, математик Семен Кириллович Котельников, химик, минералог и геолог Василий Михайлович Севергин, а также естествоиспытатель, путешественник и лексикограф Иван Иванович Лепехин.

Репина, в 1939 году завещал устроить музей в своей квартире-мастерской, где он жил последние 15 лет - с 1924 по 1939 год. Бродский был страстным коллекционером. В его доме находились произведения И. Айвазовского, В. Маковского, И.

Репина, В. Сурикова, В. Поленова, И. Левитана, В. Серова, К.

Коровина, М. Врубеля, Ф. Малявина, А. Бенуа, М. Добужинского, К.

Сомова, Б. Кустодиева, С. Судейкина, Н. Сапунова, Б. Григорьева, Н.

Фешина, А. Яковлева, М. Шагала и других русских художников. Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург.

Интерьер Фото С. Церетели Продолжая академическую традицию, И. Бродский подарил около 300 произведений живописи и графики своим землякам в Бердянске, где по его инициативе в 1930 году был создан музей, а в 1936-м передал 300 работ мастеров русского искусства Днепропетровскому художественному музею. Поступали дары академика и в другие музеи страны. В 1939-м, после смерти коллекционера, его родные передали Всероссийской академии художеств большое собрание картин и рисунков.

Интерьер с цветами. Бродского, Санкт-Петербург Декрет Совнаркома об упразднении Академии художеств содержал положение не только о роспуске академического собрания, но и о переименовании Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские ПГСХУМ. На протяжении 1920-х - 1930-х годов это название несколько раз менялось. В 1934-м учебному заведению возвратили название «Российская академия художеств»; ректором ее был назначен член бывшей Императорской Академии художеств, живописец И. В те годы многие бывшие академики преподавали и в этом художественном вузе, и в других художественных учебных заведениях.

Своим вкладом в русскую культуру они подтвердили преемственность моральных и художественных традиций, заложенных Императорской Академией художеств. В соответствии с утвержденным тогда же уставом в академическое собрание вошли 45 действительных членов и 25 членов-корреспондентов. Подведомственными Академии учреждениями стали с учетом некоторых последующих изменений в названиях Московский Государственный академический художественный институт имени В. Сурикова, Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина, Московский академический художественный лицей имени Н.

Томского, Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. Иогансона, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, библиотеки, музеи и творческие мастерские. Герасимов, Б. Иогансон, В. Серов, Н.

Томский, Б. Угаров, Н. В 1948 году возродился к жизни принадлежавший ранее Императорской Академии художеств Владимиро-Мариинский приют, называемый теперь Домом творчества художников «Академическая дача» имени И. Члены Академии, продолжая традиции, приезжали туда в качестве руководителей творческих групп, работали вместе с молодыми художниками. Для многих художников «Академичка» явилась жизненной и профессиональной школой.

Здесь происходило становление их творческой личности, определение пути. Академия художеств СССР продолжила деятельность по формированию музеев. Были созданы мемориальные музеи: Музей-усадьба И. Репина «Пенаты», Музей-квартира И. Бродского, Дом-музей П.

Чистякова, Музей-мастерская С. Выдающийся педагог, профессор ИАХ П. Чистяков 1832-1919 воспитал плеяду замечательных художников, среди них - И. Репин, В. Поленов, B.

Суриков, В. Васнецов, В. Савинский, В. Серов, М. Врубель, И.

Грабарь, Д. Кардовский, А. Рябушкин, В. Борисов-Мусатов и другие. Мемориальный музей «Творческая мастерская C.

Коненкова» был открыт в Москве в 1974 году, в год столетнего юбилея скульптора 1874-1971. Практически дом Коненкова уже при жизни мастера стал в какой-то мере музеем. Прежде всего это касается так называемой «вечной мебели», одного из шедевров скульптора, созданного в основном в 30-е годы, во время пребывания в Америке. В экспозиции представлены произведения Коненкова, многие из которых составили славную страницу в истории отечественной скульптуры. Коненкова», Москва.

Экспозиция Фото С. Репина в Чугуеве и Мемориального музея-мастерской П. Корина в Москве по просьбе его вдовы Прасковьи Тихоновны Кориной. Корин 18921967 собрал уникальную коллекцию икон, которая по его воле вместе с его собственными произведениями, архивом и другими мемориальными предметами составила музей, переданный затем Академией музейному объединению «Государственная Третьяковская галерея». Музей-квартира великого пейзажиста академика А.

Куинджи 1841 1842? Оно принадлежало его ученику, академику Н. Распространению художественных знаний способствовала и академическая библиотека; из ее фондов безвозмездно передавались в разные годы книги по искусству и искусствоведению более чем в 20 учебных и художественных учреждений. Одним из самых удивительных событий в советский период истории Академии художеств был дар, сделанный знатоком искусств и меценатом князем Семеном Семеновичем Абамелек-Лазаревым 18571916 : в соответствии с завещанием коллекционера, окончившего свои дни в Италии, Академии была передана его вилла в Риме. В советское время виллу посетили более шестисот художников - академиков и награжденных золотыми медалями Академии.

При организации Академии в 1947 году вышло постановление об учреждении наград за лучшие произведения изобразительного искусства - золотых и серебряных медалей и дипломов. Творческие результаты этих поездок были очень высоки: художники впервые получили возможность воочию увидеть шедевры искусства, многие из них привезли из Италии не просто отдельные работы, а целые циклы. Портреты, пейзажи, виды городов, созданные такими мастерами, как Я. Ромас, О. Г Верейский, Т.

Салахов, А. Грицай, И. Заринь, Д. Налбандян, М. Куприянов, П.

Крылов, Н. Соколов, А. Мыльников, Д. Мочальский, Н. Пономарев, Ф.

Решетников, Н. Ромадин, Б. Угаров, Д. Шмаринов, и другими, стали украшением многих выставок и вошли в золотой фонд отечественного искусства. Указом Президента Российской Федерации Б.

Черномырдина был утвержден новый Устав Академии. Академию возглавил Н. Пономарев, затем ее Президентом был избран З. Графиком М. Аввакумовым и скульптором И.

Уткиным , а также дипломы и грамоты к ним. Количество наград увеличилось, так как расширился спектр награжденных за счет выдвижения архитекторов, дизайнеров, критиков и историков искусства. Одно из направлений деятельности президента Зураба Константиновича Церетели — создание музеев. Создание первого в России Московского музея современного искусства явилось ценнейшим вкладом в российскую культуру. Несмотря на то, что подобными музеями обладают практически все крупнейшие города мира, в России данное начинание в течение десятилетий не приводило к успеху, пока З.

Церетели не взялся за организацию музея. Одной из основных выставочных площадок Российской академии художеств является открытый в 2009 году Российский музей современного искусства Гоголевский бульвар, 10.

Как Петр I Академию наук России создавал

6 февраля 2009 года в Архиве Российской академии наук была открыта выставка «Социетет художеств и наук», посвященная 285-летию основания «Академии художеств и наук». Российская академия наук (РАН). Росси́йская акаде́мия нау́к — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований.

Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук

Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. Огромную роль в Академии, как и во всей российской науке, сыграл М.В. Ломоносов. Сотрудничество Российской Академии наук с Королевским научным обществом. Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад.

Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки

Это: 1 образование специального учреждения для наук и искусств; 2 привлечение иностранцев; 3 ввоз из-за границы книг, редкостей, изящных вещей и т. Изучение языков и обычаев этих народов, в особенности языческих, Лейбниц связывал с задачами христианского миссионерства и проникновения в Китай, настаивал на необходимости для протестантов отнять у католиков эту их исключительную привилегию [23]. Проекты Лейбница относительно турок не имели шансов на успех. Готовясь к борьбе с Францией, европейские государства не думали о турках, а Австрия определенно стремилась обезопасить себя с этой стороны. Петру в ответ на его разговоры об антитурецкой коалиции отвечали советом обратить свои силы против союзника Франции — Швеции. Русско-польско-датский союз против этой державы не вызвал восторга со стороны Лейбница.

По мере развития военных действий, он не переставал выражать желаний скорейшего заключения мира, явно не желая расширения русской территории на Западе и продолжал настаивать на том, что задача России — нанести удар туркам. Через посредство Лефорта, Гюйссена и других лиц и Петр уже знал о Лейбнице, и в декабре 1708 года последний уже по предложению царя составил для него записку о введении в Россию наук. Повторяя здесь в основном свои предложения Лефорту, Лейбниц резче подчеркнул утилитарный, практический характер знаний. В особенности же много он распространяется о пользе технических знаний. Наконец, отбросив разговоры о религиозных миссиях, Лейбниц уже прямо указывает на желательность торгового проникновения Европы в Китай через Россию [24].

Здесь в беседе великий ученый развил перед царем свой план. В первую очередь произвести исследование природы и географических условий страны, ассигновав на это 10000 талеров и поручив руководство этим одному опытному лицу. Затем организация коллегии, которой должно быть поручено руководство школами, науками и искусствами, книжным и бумажным делом, лечебным делом, солеварнями и рудниками, изобретениями и мануфактурами, введение культуры новых растений, новых фабрик, расширение торговли. Средства коллегии должны составляться из пошлин от торговли китайской, балтийской и каспийской, а также от разных привилегий вроде устройства лагерей, открытия ломбардов, банков и мастерских. Президент коллегии должен быть членом верховных учреждений государства, члены иметь права секретарей царя.

Ко всему этому присоединялись проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров [25]. Эта грандиозная программа сочетания научной работы с проблемами промышленного и торгового развития в одном учреждении, в которой мы встречаем и многие из проектов Лейбница о берлинском обществе науки, не могла не произвести впечатления на Петра. Программа открывала перед иностранцами широкие возможности использования отсталой страны. Грандиозность проекта делала его осуществление сомнительным. И возможно, что под влиянием возражений и сомнений Петра, Лейбниц стал высказываться за постепенность в деле осуществления.

После нового их свидания Лейбниц уже прямо писал о создании Академии наук и рекомендовал для начала озаботиться организацией библиотеки и кабинета редкостей [26]. Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами. В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции. Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем. Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию.

Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца. Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс. А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности. С другой стороны, буржуазии не хватало ни капиталов, ни знаний, ни рабочей силы. А в двадцатых годах, когда после окончания Великой Северной войны стала с каждым годом расти и шириться балтийская торговля, было уже несомненно, что вся эта торговля целиком в руках у иностранцев, прежде всего англичан, что русского коммерческого флота нет и при существующих условиях быть не может.

И к моменту смерти Петра уже чувствовалась дворянская реакция против его политики развития промышленности и военного дела за счет земледелия. Несмотря на это обстоятельство, повернуть назад уже было невозможно. Российская империя нуждалась в сильной армии и флоте, а тем самым в обслуживающей их крупной промышленности и в дальнейшем росте внешней торговли, дающей государству необходимые средства. В рамках крепостной действительности начальные элементы будущего капитализма были уже заложены. Необходимость знаний Новая Россия требовала развития знаний, прежде всего прикладных знаний.

Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели. И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего. Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т. Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями.

Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию. Это больше всего история военного дела, промышленности и техники. Русские образованные кадры Когда говорят о петровской эпохе, обычно подчеркивают роль иностранцев и невозможность обойтись без них в деле выучки и насаждения нового. Это указание совершенно правильно. Но нельзя забывать и того, что страна создавала и свои, пусть очень немногочисленные, образованные кадры.

Прежде всего отметим самого Петра. Он не только царь, полководец и администратор. Он и первый редактор первой русской газеты, и редактор переводов иностранных книг, и изобретатель русской гражданской азбуки. Он сам всю жизнь учился. Недооценивают обычно работу таких людей, как В.

Татищев историк, экономист, политик, инженер и администратор и совсем забывают таких узких, но высококвалифицированных специалистов, как Ф. Соймонов и А. Однако в громадном большинстве случаев эти люди были действительно очень узкими специалистами и при том практическими деятелями прежде всего. Ученых, кроме Татищева, не было. Да и этот ученый прежде всего нужен был для административной деятельности, где так не хватало образованных людей.

Думать об осуществлении проекта Лейбница без помощи иностранцев нельзя было. А думать об этом начали задолго до практического осуществления. Так уже в 1714 г. В 1718 г. Утилитарный взгляд на науку И несомненно, что взгляд на задачи этой Академии был практический, утилитарный.

Таков вообще был взгляд на науку передовых людей эпохи. Идеолог передовой торговой буржуазии эпохи, Посошков, перечисляя необходимые науки ставил вслед за языками и арифметикой геометрию, архитектуру и фортификацию [34]. Сношения Петра с западными учеными начались еще во время его пребывания в 1697 г. Сюда относится знакомство с ученым, бургомистром Амстердама Витзеном, бывавшим ранее в Москве и составившим карту восточной и южной Европы и Азии. С помощью Витзена Петр познакомился с другими учеными, осмотрел анатомический кабинет Рюйша и другие кабинеты и музеи.

Выше мы говорили о встречах и общении с Лейбницем. Смерть последнего в 1716 году помешала ему работать в направлении осуществления его проектов. Связь с французской Академией наук Поездка Петра в 1717 году в Париж имела прежде всего политическое значение. Враждебное отношение Англии к России, резко обнаружившееся после побед последней над Швецией, побуждало Петра искать сближения с Францией. Но в Париже он заинтересовался и учеными, посетил Академию наук и установил с ней связь.

По возвращении в Россию Петр послал в Париж Нартова для усовершенствования в токарном деле. В 1720 г. Между тем в 1720 г. Соймонов привез в Петербург из Астрахани составленную им карту и описание Каспийского моря. Петр послал карту на отзыв в парижскую Академию.

Петр был избран членом Парижской Академии наук. К этому времени окончательно был решен вопрос об учреждении Академии наук в Петербурге. Работу над этим делом Петр поручил своему лейб-медику Блюментросту. Блюментрост Отец Лаврентия Блюментроста переехал в Россию при Алексее Михайловиче: он был сюда вызван по протекции своего пасынка, пастора. Молодой Блюментрост, окончив в Москве школу Глюка, продолжал образование за границей, вернулся в Россию в 1714 году и стал лейб-медиком сначала сестры царя Натальи, а с 1718 г.

Командировка Шумахера В феврале 1721 г. Он вез с собой в Париж и вышеупомянутую карту Соймонова и благодарственное письмо Петра по поводу избрания в Академию. За несколько месяцев перед этим Петр писал германскому философу Вольфу, ученику Лейбница, о своем намерении создать Академию [39]. Шумахеру было поручено звать Вольфа в Россию. Такое же поручение ему было дано и в отношении французского астронома Делиля и других ученых.

В Париже Шумахер присутствовал в заседаниях Академии, где рассматривалась карта Соймонова, потом осматривал обсерваторию и кабинеты. В Германии, Англии и Голландии Шумахер осматривал кабинеты и музеи, дав их подробное описание в своем отчете [40]. По возвращении Шумахера в Россию Петр поручил Блюментросту составить проект учреждения Академии наук. Возражения против Академии наук в правящих кругах Но в правящих кругах России эта мысль не встречала единодушного одобрения. Та дворянская реакция, которая в то время уже чувствовалась, опиралась на широко распространенное в населении убеждение, что меры Петра тягостны и непосильны для страны, что они в конце концов искусственны и вредны.

Внешняя слава достигалась ценой неслыханных жертв и разорения. Так и Академия Наук в безграмотной стране казалась ненужной и дорогой роскошью.

Бильфингер, физиолог Д. Бернулли, медик И.

Дювернуа; в 1726 г. Делиль, историк Г. Байер и другие. Блюментрост заложил основы организационного устройства Академии.

Основные усилия на посту президента он направил на создание академической типографии. Позднее из бывшей Синодальной типографии в Академическую типографию была передана часть оборудования — «два стана и шрифты — русской гражданской печати, немецкий и латинский» и часть персонала. С его именем связана одна музыкальная легенда. Якобы именно он заказал великому композитору Иоганну Себастьяну Баху написать произведения для клавира, ставшие знаменитыми под названием «Вариации Гольдберга».

Через несколько дней после публикации этого указа, 27 декабря 1725 г. Шафирова на Петербургском острове состоялось первое торжественное заседание Академии наук и художеств, на которое собралось несколько сотен человек. В Российской империи появилось первое государственное учреждение, главной задачей которого было развитие науки и образования. Выставку подготовила Т.

Да и позже общим правилом была постоянная нехватка денег. Много лет содержание членам Академии не выплачивалось вовсе или, в обход распоряжений, выплачивалось частично. Нередко долг перед служащими гасили при помощи «натуральной оплаты» — отпечатанными в Академической типографии книгами, которые нужно было продавать самим. Торговать книгами приходилось и М. Ломоносову, назначенному адъюнктом в Академию уже в начале 1742 года. Точного, обдуманного устава Академии дано не было. Она управлялась «по обычаям», т. Академики от руководства делами были устранены. Первый президент Академии Лаврентий Блюментрост в соответствии с веяниями времени, не очень интересовался ею. Чтобы оставаться на виду, он вместе с двором переехал в Москву, где занял должность начальника Московского госпиталя. Президентские же полномочия он фактически возложил на своего помощника, секретаря Академии философа Иоганна Шумахера, который к науке как таковой и к своим подчиненным — ученым особого уважения не испытывал. Его наклонностям соответствовало и распределение академических средств: на кунсткамеру, библиотеку, канцелярию и мастерские шло денег гораздо больше, на непосредственно научные нужды — меньше. Академикам постоянно отказывали в покупке инструментов, открытии новых лабораторий. Таким образом, ученые Российской Академии неоднократно испытывали унижение даже в стенах собственного учреждения. Некоторые академики, видя бесполезность и утомительность борьбы, устранялись от нее и, наконец, уезжали, пользуясь истечением срока контракта. Уехали Г. Бильфингер и Я. Герман, Гмелин, Делиль; в 1735 году уехал под предлогом слабого здоровья Бернулли; в 1741 году, получив место в Берлине, покинул Россию Эйлер. Упреки уязвленных ученых были справедливы. Действительно, управление Академией было далеко от правил «ученой республики», она авторитарно управлялась Шумахером, который сам решал, на что и сколько потратить денег и т. Он, не стесняясь, выдвигал своих родственников на важные посты, случалось, зачислял в Академию людей, не имевших ничего общего с наукой, чтобы потрафить придворным. Шумахер нажил себе немало врагов, которые, естественно, интересовались не только наукой. В многочисленных доносах поминались многие его грехи, вплоть до растраты им некоторого количества «казенного вина», закупавшегося для сохранения анатомических препаратов «на содержание монстров», как значилось в документах. Это было время непрерывных скандалов и интриг, доносов и наказаний. Президенты Академии сменяли один другого, не задерживаясь надолго. В 1746 году на этот пост заступил граф Кирилл Разумовский, и в 1747 году Академия наук получила новый устав и штат — «Регламент Императорской Академии наук и художеств». Согласно этому документу, Академия была разделена на два учреждения: собственно академию и университет. В Академии числилось 10 академиков, при каждом из них состояли адъюнкты непременно из русских, которые должны были со временем заменить иностранцев на «природных русских людей» : кроме того, полагалось иметь 10 почетных членов, работающих вне стен Академии. Для заведывания делами Академии назначался президент, а для ведения журнала академического собрания — конференц-секретарь. В начале каждого года Академии надлежало ставить задачи исследований по разным отраслям наук. Наилучшие сочинения предлагалось переводить на русский язык и печатать. Сохранялась неограниченная власть президента и канцелярии, это неизменно порождало скандалы и интриги.

Российская Академия наук

Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. «Проекта учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов». Росси́йская акаде́мия нау́к — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий