Новости пост великий по типикону

Рождественский и Петров посты они решили упразднить, а Великий Пост сделать на пару недель короче – поскольку народ все равно не постится.

Великий пост в 2024 году: календарь питания

Напомню, что личное послабление в трапезе на Великий пост обычно устанавливается при благословении своего священника, духовника. Пост, яблоки и Типикон. -«А если, как Ева в раю-то, яблочко до Преображения съешь — в ад попадешь», — с уверенностью бывалого знатока ада уверяет старушка внучка у входа в храм. Первый, второй и четвертый день Великого поста по Типикону держат строгий пост.

Великий пост 2024

В пяток: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, пo ставцем квас, в чашех больших вода, в мисах капуста с хреном, толокно, репа или грибы под чесноком. В суботу: Служат собором по царе Иване, на погребение его на братию корм: хлебы белые, по чаше квасу подделного, шти с перцем, тавранчюг осетрей блюдо из томленых овощей и осетра — прим. На людей корм делают. В ужине хлеб брацкой, шти, квас в больших чашех с меньшего погреба, по ставцу квасу. Во 2-ю неделю поста: Ясти хлебы белые, шти, по чаше квасу ячного, по мисам губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша или лопша горохова с перцем. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по чаше квасу ячново в болших чашех, в ставцех квас». Интересно, что по Уставу Кириллова монастыря во все суботы Великого поста кроме Великой суботы, которая, по сути, к четыредесятнице не относится , поставлялась рыба. Также чаще, чем в предыдущих уставах, посреди недель Великого поста, в чтимые праздники, поставлялась икра. В Уставе Кириллова монастыря такими праздниками являлись: «главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита». Также икра поставлялась в Вербное воскресенье наряду с рыбой.

Рудименты этой древней традиции можно наблюдать в отдельных старообрядческих приходах, в которых на престольные праздники допускается готовить рыбу «аще настоятель благословит». На Вербное воскресение в Кирилловом монастыре также подавалась рыба: «На братию корм: хлебы белые, сковороды с ушным или шти с перцем, квас подделной, двоя рыба, оладьи с медом, чаши схожие. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по мере квасу ячного в больших чашех, двоя рыба, подсыпка». Рыбный стол был приурочен, как правило, к заупокойным кормам: 1 и 2 суботы — по царе Иване Грозном, 3 и 5 — по царевиче Иване Ивановиче сына Иоанна IV и Анастасии Романовны , и 4-я — по игумене Христофоре 3-й игумен монастыря, ученик прп. Кроме того, в 1-ое воскресенье Великого поста был заздравный корм за царя также с рыбой. Всего по Кириллову уставу рыба поставлялась 8 раз за Великий пост. Устав о велицем посте из Соловецкой кормчей 1493 г. Устав о Великом посте из Соловецкой кормчей 1493 г. Надо отметить, что устав о Великом посте, имеющийся в этой кормчей, это не собственно устав Соловецкого монастыря, а один из уставов, имевший хождение на Руси в то время.

Не исключено, судя по содержанию, что этот устав представляет собой потерянный и забытый ныне мирянский устав благочестивой жизни. На это наводят цитаты о воздержании от жен в пост зачем это указание монахам? Эти положения подтверждаются и другими историческими источниками. В частности книга «Домострой» дает такую информацию о пище Великого поста: «В пост же великий на столе еще редька, хрен, капуста, крепкий рассол и разные овощи, что Бог послал; в иные же дни, по гостям судя, и икра, и рыба вяленая, сушеная, вареная, и уха из вяленой, копченой, вареной рыбы и всяких потрохов, и сушеных немецких сельдей, из снетков, а еще и в рассоле, и в пирогах, и в каше, и в овощах, и разный снеток, и любые пироги, и каши, и блины, и кисели, — всякой постной еды у доброй хозяйки много». Устав о велицем посте Во всю Федорову неделю по вечернии и по Литургии едим белый хлеб с капустой, ретка горох пряженый. А пития одна чаша квасу, а больше мзда от Бога кто не пил бы все говение, от жен своих воздерживаться, занеже Господень пост есть. В суботу и в воскресенье рыбу едим дважды в день. А чаши три пить также и на ужине. Разрешение на рыбу, видимо, было во все выходные поста, кроме Великой суботы — прим.

А по Федорове неделе в понедельник и в среду и в пятницу хлеб и капуста и губы. И также до вербной недели. А во вторник и в четверг горох с яглы, икра, мед пресный, квас житной на вербной неделе. В понедельник, среду и пятницу хлеб и капуста. Во вторник и в четверг горох с яглы. А поклонов от Федоровой недели на всяк день и ночь по 400 до Лазаревой пятницы. А во все пятницы поклоняются 200 поклонов же тако, кто может. Или рукой до земли или на колени: если болен, то до пояса. Рыбу ест больной, кроме среды и пятницы, хотя и федорову неделю и вербную.

Опубликовано Оригинал читайте на фото. Рукопись можно найти в архиве в обсуждениях.

По сравнению с Типиконом Великой ц. Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее Лк 18. В связи с этим были составлены соответствующие песнопения, вошедшие в Постную Триодь нек-рые из древнейших греч. К субботе перед неделей мясопустной приурочено поминовение усопших возможно, это поминовение было заимствовано из древней иерусалимской традиции, но смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в субботу сырную; см. Вселенские родительские субботы. Феодора Тирона, в воскресенье - память святых пророков и воспоминание торжества иконопочитания см.

Православия неделя. Марии Египетской; в отношении 2-го и 4-го воскресений В. Особое значение имеет 2 будних дня В. В эти дни к обычным текстам Триоди прибавляются полные службы - Креста в среду 4-й седмицы или Великого канона прп. Андрея Критского в четверг 5-й седмицы ; во мн. Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста. В субботу 5-й седмицы В. Богородицы, за службой поется акафист нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв.

Порядок служб суббот и воскресений В. Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. Василия Великого , тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп. Ефрема Сирина; на утрене с «Аллилуия» поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день 1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т. Особенности седмичных служб В. Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи 24 февр. Алексия, человека Божия 17 марта , Благовещения Пресв. Богородицы 25 марта и его предпразднства и отдания - Пентковский.

На утрене 3 кафизмы по пятницам 2 ; тропарь пророчества поется не перед паремией на 6-м часе, а вместо седальна по 2-й кафизме седален по 1-й кафизме, как и троичен на «Аллилуия» утрени, берется из Октоиха; по 3-й - Триоди; см. Дневные часы совершаются каждый в свое время со стихословием кафизм Псалтири в Типиконе подробно расписано, на какие гласы следует их исполнять - Там же. После повечерия в келлиях совершается по желанию двенадцати псалмов чин Там же. По Евергетидскому Типикону кон. XII в. Последования святых Минеи переносятся на субботы и воскресенья специально оговорено, что последования вмч. Феодора Тирона и прп. Марии Египетской вовсе отменяются, т.

На утрене кроме понедельника 1-й седмицы В.

Зеноб Глак, который называет себя учеником святителя Григория и написавший «Историю Тарона», в которой описывается распространение христианской веры в Таронской области у озера Ван, говорит об этом посте следующее: «царь Тирдат, приказал бросить Григория в ров, где он находился в течение 15 лет, а в продолжение этого времени царь, одержимый злыми духами, жил в стаде кабанов, но по повелению Божию, Григорий был изъят из рва царскими вельможами. Затем Григорий наложил пятидневный пост, на хлебе и воде, по окончании которого он крестил царя, воевод, все войско и весь остальной народ». И до сих пор в армянской церкви этот пост существует. Пост ниневитян У этого поста есть еще одно название — пост ниневитян. События Ветхого Завета здесь выступают как прообраз, как ниневитяне покаялись от проповеди пророка Ионы и наложили на себя пост, так и пост, который держали жители Армении, был связан с покаянием и подготовкой ко крещению всей страны. Пост Ираклия Есть и другая версия происхождения этого краткого поста, связанная с именем Византийского императора Ираклия. Будучи этническим армянином, император Византийской империи Ираклий принял империю на грани гибели, когда казалось, что судьба государства висит на волоске от полного уничтожения, и только помощь Господа и Пресвятой Богородицы позволили миновать печальные события. При Ираклии в 626 году и при патриархе Сергии Константинополь был чудно избавлен от нашествия персов и аваров; праздник субботы Акафиста имеет следы этого события, в частности, в хорошо нам известном кондаке «Взбранной Воеводе».

Великий пост 2024

По традиции в Великий пост читается Псалтирь. Правила поста регулирует Типикон — церковный устав, который изначально был составлен для монастырей. Великий Пост. 1-я неделя Великого Поста — Торжество православия.

Что говорит Типикон об Апостольском посте?

Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду на преполовение Поста , в четверг и пятницу пятой седмицы на Стояние преп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», то есть если есть возможность, по три онгии[6] то есть по 100 гр.

Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. На Страстной седмице Типикон в первые три дня, то есть в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» Глава 49, стр. Здесь очевидно противоречие, так как для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение глава 35. Попробуем разъяснить это противоречие. С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай.

Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св. Василия Великого, то есть один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8-й час дня то есть с 14.

Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина: По обычному Палестинскому последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом. По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» стр. По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином. В Великий Пяток предписывается полный пост, то есть полное воздержание от пищи и пития. В Великую Субботу «во 2-й час нощи», то есть около 19.

Скабалланович, говорил о невозможности достижения его идеалов. Но вместе с тем он призывал, в меру сил, стремиться к его исполнению: «Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир». Поэтому важно не утратить «свет для всех человеков» — Типикон «монашеского жития», чтобы современные христиане, живущие в миру, имели перед мысленным взором свет некоего идеала христианской жизни. Для нас этот свет — подвижнический образ жития древних святых отцов, призывающий к борьбе со страстями, к насаждению в душе заповеданных Господом добродетелей.

Святитель Василий Великий, составитель одного из древнейших уставов, учил, чтобы те, кто посвятил свою жизнь Богу, слыша о словах или делах Христовых, не делали этого поверхностно, но «проникали в глубину восприятия, став сопричастниками того, что таинственно передается» свт. Василий Великий «Подвижнические уставы». Это значит, что каждый христианин, принявший святое Крещение, должен внимать голосу Церкви, воспринимать церковное учение, приносить плоды веры. Чистота церковного учения, кроме книг святых, в неповрежденном виде содержится именно в храмовом богослужении. Каждый церковный день — это воспоминание о празднике или память подвижника веры. То и другое находит отражение в богослужебных текстах и через молитвенное внимание находящихся в храме становится их внутренним достоянием. Заметим, что главное место в Типиконе, то есть главном церковном Уставе, отводится решительно богослужению! Именно в нем святые отцы видели залог преемственности церковного учения! Именно здесь, в храме, среди мерцания свечей, отблесков ликов на иконах, среди чтения, пения и благоговейных священнодействий начинает сиять свет богопознания, о котором говорил преподобный Иоанн Лествичник.

Причем мера его строго оговаривалась: 1-3 небольших чаши. Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина», то есть что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально. Какие уроки из рекомендаций относительно Апостольского поста по Типикону может вынести для себя обычный мирской человек? Меру воздержания мы определяем по силам, предварительно посоветовавшись со священником.

А вот ее варьирование по количеству и составу пищи относительно знака прилучившегося праздника было бы очень интересным опытом и лишним поводом повторить разряды праздников по Типикону. Edit Report content on this page Report Page.

Типикон из Лавры Саввы Освященного. Датировка — 18 век предположительно Вместе с тем, общепризнано, что Устав: фактически не полностью исполняется в части богослужебной; например, продолжительность всенощного бдения согласно ему — около 8 ч. Знакомясь с Уставом многие современные христиане сокрушаются, видя слабость своих духовных и физических сил, не сравнимую с древними подвижниками.

Но унывать здесь не стоит. Ведь и автор одного из Типиконов, прп. Феодор Студит писал о своих современниках, как бы обращаясь также к нынешним христианам: «Мы еще не достигли такой степени, чтобы могли нести подвиги отцов, равно как и не подобает стремиться к тому, что выше силы. Ибо и внешние мудрецы говорят, что величайшая нужда — это неудовлетворенность потребностей. И мы, со своей стороны… при строе нашей жизни, где основой является послушание, изберем то, что сюда подходит… будем есть и пить, вкушать пищу однажды и дважды, употреблять не только хлеб и растительную пищу, но и вино, и масло, а иногда и рыбу и сыр, с подобающей умеренностью… Точно так же будем и спать, и ложиться отдыхать, подходить, садиться, собираться и жить вместе и праздновать мудро и рассудительно; я хотел бы также еще прибавить сюда: и садить, и сеять, и строить и плотничать; будем всем, конечно, пользоваться в достаточной мере, именно — только для удовлетворения потребности, и мы нисколько не отстанем от великих отцов». Наталья Сазонова.

Великий пост по Типикону в том числе и календарь

Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому. В седмичные дни Великого поста на каждом богослужении читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский пост к Великому. В Великий четверг 2 мая 2024 года богослужения архиерейским чином – Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия совершатся в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Кирова.

Десять главных вопросов о Великом посте

Вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день праздника Преображения Господня 19 августа разрешается рыба. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу. Рождественский пост 28 ноября — 6 января В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. В народе он назывался также Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного апостолу Филиппу.

Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая 19 декабря. Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье — пища с маслом.

В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы Седмица — неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Вторник на первой неделе поста по Типикону допускается употребление хлеба, воды, можно выпить квас. Во вторники всех последующих недель разрешена горячая пища: постные супы, каши, запеченные, отварные, тушеные овощи, фрукты. Во все среды Великого Поста по правилам строгого устава прописывается сухоядение. Рацион состоит из фруктов, овощей, зелени, бобов, орехов.

Также разрешено кушать каши на воде. Придать особую выразительность кашам помогут орехи, богатые растительным белком, маслины содержащие необходимое количество растительных жиров, изюм и курага, в состав который входит калий, консервированные фрукты. Среда четвёртой недели считается строгим постным днем, когда разрешается только хлеб и вода. В четверг снова подаются на стол горячие блюда, приветствуется умеренность в объемах порций. В пятницу переходят на сырые овощи, фрукты, блюда из них, а также из свежей зелени. Например, можно приготовить холодные супы, каши. Пятница пятой недели считается строгим постным днем, когда разрешен только хлеб и вода.

А в пятницу Светлой седмицы седьмой недели духовенство и монашествующие, а также некоторые православные миряне совсем отказываются от приемов пищи. По субботам наблюдается заметное послабление в ограничениях, разрешены горячие блюда, а также виноградный сок и разбавленное водой вино.

Ведь процесс пищеварения, особенно мясных продуктов, требует со стороны организма больших энергозатрат. Кстати, именно поэтому рыба постнее мяса, потому что для переваривания мяса требуется больше энергии. Кроме того, сытый человек сонливый и вялый. И куда уж сонливому и вялому молиться и думать о своей душе и Боге. Крамского Но это лишь одна сторона поста. Другая — в подражании Господу.

Мы знаем, что Иисус, перед тем как выйти на Свое служение, 40 дней постился на горе Искушений. Спаситель воспринял человеческую природу и до начала Своего служения жил обычной человеческой жизнью. А перед тем как отправиться проповедовать людям Новый завет, Христос ушел в пустыню, где постом освободил Свое тело от дебелости плоти, ее греховных ощущений. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» Лк. Поэтому и мы в подражание Спасителю постимся, чтобы приблизиться к Нему и вместе с Воскресшим Господом встретить Пасху. Есть у поста и третий важный момент — дисциплинарный. Раз Церковь установила посты, мы, как ее верные чада, должны их соблюдать. Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление?

Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие? В патериках приводится такая история. Один монах к сожалению, я запамятовал его имя жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу. И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника. Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи. И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты».

Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями. Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю. А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых.

Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить. Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством. Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок. Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать.

Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек — будь то монах или мирянин — понимал, какой именно пост ему по силам. И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем — недопустимо. И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва. Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой — о некотором послаблении… Как ему поступить?

Есть такое понятие — «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону? К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав.

В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла. Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка. Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье — вареная пища с вином и елеем маслом.

Нынешние сроки этих постов для 1-го — 1 нед. Великого поста, для 2-го — неделя Пятидесятницы, для 3-го — 3-я неделя сентября, для 4-го — 3 неделя Адвента — Рождественского поста окончательно определены при папе Григории VII [900]. Основу для этих постов положил папа Каллист 217—222 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий