Новости изо 2 класс урок

Видеоуроки по изо 2 класс школа россии. Для применения на уроках изобразительного искусства в 1 и во 2 классе. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Технологическая карта урока изобразительного искусства в 1 классе «Изображать можно линией». Цель урока по ИЗО для первоклассников — создать условия для формирования знаний изображений предметов. Проверка готовности класса к уроку.

Презентация по изо Весна, скачать для 2 класса (урок рисования)

Урок изо 2 класс. Урок изобразительного искусства во 2 классе. Урок для учителя начальных классов для 2 класса по ФГОС. Методические разработки по Изобразительному искусству для 2 класса по УМК под ред. Б. М. Неменского. Презентации по ИЗО 2 класс и другие полезные материалы для учителя ИЗО, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе. Использование на уроках в начальной школе презентаций по ИЗО и технологии, которые можно скачать на нашем сайте, сделает их более динамичными, интересными и эмоционально наполненными. Скачать и распечатать можно в (x) для ученика любого класса, а также студента.

Что рисуют во 2 классе на изо школа россии

В пособии представлены подробные сценарии уроков изобрази-тельного искусства во 2 классе, составленные по программе Б.М. Не-менского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение). 2 класс • Рабочая тетрадь • Рабочие программы. 1-4 классы • Уроки изобразительного искусства. Урок ИЗО 2 класс Ритм и движение пятен. ИЗО. Тема урока: Весенний пейзаж. Загадки белого и чёрного.)» на канале «Секреты Джунглей» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 18 сентября 2023 года в 19:30, длительностью 00:03:00, на видеохостинге RUTUBE.

Презентация - Урок изобразительного искусства во 2 классе «Весна»

11 класс. Программа для 2 класса. Мы собрали для вас в одном месте все лучшие бесплатные презентации по ИЗО (изобразительное искусство) для 2 класса. ИЗО во втором классе – это прекрасная возможность познакомить детей с миром архитектуры и русскими изразцами в архитектуре. Уроки ИЗО 2 класс. для работы над проектами. Рисованные домашние Кракозябры приносят счастье. Жизненный урок* * * Очень редко бываю. уроки изобразительного искусства 2 класс программа "Перспектива". Уроки можно запускать как для всего класса, так и для индивидуальной работы.

Урок ИЗО "Весенний пейзаж" 2 класс УМК Школа России | Людвиг Татьяна Алексеевна. Работа №316564

Рассмотрите эти ветки. Какие они? Ветки дуба — мощные, корявые, грубые. Тонкие, гибкие, нежные ветки у берёзы. Какие у него ветки? У боярышника - колючие, жёсткие, страшные. Гибкие, длинные, ровные. Игра «Юный натуралист».

А теперь проведём игру «Юный натуралист». Нужно соотнести графическое изображение дерева со словесной характеристикой его силуэта. Дети поднимают руки вверх. Дунул ветер — полетели. Движения руками из стороны в сторону. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели.

Дети приседают. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Кружатся на месте. Закружились, полетели И на землю снова сели. Дети садятся по местам. Обобщение, усвоение новых знаний. Учитель приступает к рисованию мелом на доске и комментирует сказку.

Долго ли, коротко ли шёл художник и наконец, дошёл до царства, где жили одни Деревья. В царстве Деревьев художника встретили три богатыря — три дерева с прямыми, как стрела, стволами.

Презентация очень удачная!!! После просмотра данного материала можно создать сказочные снежинки!!! Я такое создавать не умею!!!!

Материал яркий,интересный,познавательный. Очень удачно подобран персонаж,знакомящий детей со снежинками. Спасибо, Татьяна. Ко всем комментариям и к данному материалу я хочу добавить, что такие презентации не только принесут пользу на уроке и сделают его более ярким и запоминающимся для детей. Их создание может стать увлекательным и интересным занятием для самого учителя, послужит развитию его творческих способностей, навыков работы с компьютером, с интернетом.

На уроке дети с удовольствием будут не только рисовать, но и узнают много интересного. Жаль, что эта тема позади. Беру с удовольствием в закладки. Хочется отметить познавательную сторону урока, где расширяется кругозор детей и пополняются знания об окружающей среде. На уроке дети не только научатся изображать снежинки, но и узнают как они образовываются.

Великий русский поэт А. Пушкин писал об осени так [2] читает ученик : Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… Иван Бунин сравнивал лес с расписным теремом [2]. Послушайте читает ученик : Лес, точно терем расписной, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной… Композиторы выражают свои чувства в музыке. Послушайте отрывок из произведения П.

Чайковского «Времена года» — «Сентябрь» [4]. Какие чувства передает эта музыка? Умиротворение, спокойствие. А как хороша осень на картинах русских художников. Слайды 1-10.

Проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний. Что такое лес? Какие чудеса можно увидеть в лесу? Лес — это не только деревья, в лесу есть много кустарников, трав, цветов, грибов, ягод, там водятся животные и птицы. Эти жители леса — его неотделимая часть. А вы знаете, что в лесу, как в большом доме, есть свои этажи.

Только считают не снизу вверх, а сверху вниз, и называются они — ярусы. Самый первый ярус — самый высокий, и называют его древостоем. Во втором ярусе находятся деревья, которые мирятся с тенью, что падает от веток деревьев 1-го яруса, там могут произрасти ели, пихты, кедры и липы. А что растёт во 2--м ярусе? Во 2-м ярусе растут кустарники. Что может расти ниже кустарников?

Ниже кустарников растут травы, цветы. Что даёт нам лес? Лес даёт нам древесину для отопления и строительства, для изготовления тары и бумаги. Изготовляют из древесины лекарство, резину, лаки, смолы, воск, краску, целлофан, ткани, клей. Как же мы должны относиться к лесу? Мы должны бережно относиться к лесу, беречь от главного и коварного врага — пожара.

Не ломать ветки, не оставлять мусор в лесу. Дом со всех сторон открыт И резною крышей крыт! Чудеса увидишь в нём! Мы будем рисовать лес. Постановка целей урока.

Конспект урока ИЗО. Анималистический жанр, 2 класс

Открытый урок по изо 2 класс Для применения на уроках изобразительного искусства в 1 и во 2 классе.
Открытый урок по изобразительному искусству Презентации по ИЗО 2 класс и другие полезные материалы для учителя ИЗО, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.
Урок ИЗО 2 класс "Украшение и реальность" 🎥 14 видео Урок изобразительного искусства во 2 классе. Выполнила учитель начальных классов.
Урок Рисования 2 Класс - смотреть и скачать видео Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся.
Созвездие отличников - Урок ИЗО во 2 классе "Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия" Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет.).

Методическая копилка

Учащиеся рассматривали различные деревья, и обсуждали, в чем заключаются их внешние характерные отличия. Второклассники познакомились с творчеством великих русских художников — И. Левитана, А. Саврасова, И.

Цветные мелки помогут тебе осветить ночной город ярким салютом, похожим на волшебный небесный цветок. Пусть город наполнится праздником, радостью! Всмотрись в замысловатые линии-следы.

Они подскажут тебе, какие забавные зверушки, птицы и другие образы спрятались в них. Дорисуй их А теперь преврати эти красочные пятна в птиц, зверей, разные волшебные существа. Дорисуй им уши, лапы, хвосты Нарисуй в этой раме себя — получится автопортрет Нарисуй то, о чем ты мечтаешь! Нарисуй сказочных птиц и зверей, которые живут лишь в волшебных историях или в воображении художника Нарисуй светлыми мелками свои снежные узоры Наряди красавицу! Этот волшебник добрый. Передай это цветом, напиши красками его лицо, укрась узорами одежду Это злой, коварный колдун.

Пусть это сразу будет видно.

Используйте белые штрихи разной толщины, направления и ритма, чтобы получить изображение прозрачной и хрупкой вазы. Показать больше.

Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом! Разобралась сразу же , всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка.

Изобразительное Искусство

Урок ИЗО во 2 классе Пришла без красок B без кисти И перекрасила все листья Осень на опушке краски разводила, Осень на опушке краски разводила, По «Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора ». Видео о Весна рисунок весна рисовать легкий простой пошаговый рисунок Весенний пейзаж легкий дерево весной, Рисунок на тему весна 'Птицы на ветке', КАК НАРИСОВАТЬ ВЕСНУУрок рисованияЛегко и красиво!, Изо 2 класс Весна идёт, 2 класс. видом изобразительного искусства; овладение новыми инструментами (пером, палочкой, кистью, черным карандашом, углем), выразительными средствами (линией, штрихом), техникой (растушевкой); развитие наблюдательности и. Презентации по ИЗО 2 класс и другие полезные материалы для учителя ИЗО, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе. Данный урок предназначен для 4 класса. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский и др.

Изо и технология в начальных классах

Урок ИЗО 2 класс. Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Рисуем старинный женский головной убор - кокошник. Украшаем кокошник драгоценными камнями.

Коррекционно - развивающие: развивать внимание, мелкую моторику, координацию, глазомер, воображение, память, мышление, кругозор, восприятие цвета; обогащать словарный запас. Коррекционно - воспитывающие: воспитывать аккуратность и терпение. Оборудование: картон, детали подснежника, клей-карандаш, образец работы, клеенки, салфетки. Словарная работа: проталинка, подснежник. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята и наши гости!

Я рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу, у нас хорошее настроение и все у нас сегодня получится. Введение в тему Учитель: Ребята, когда я сегодня шла на работу, я кое-кого повстречала, а кого, догадайтесь сами Звонко капают капели Возле нашего окна, Птицы весело запели — К нам теперь пришла Весна! Дети: Весну! Учитель: Правильно, ребята, я встретила Весну. Какие признаки прихода весны вы знаете? Дети: называют приметы Учитель: Правильно. Весной тает снег. Весной появляются проталинки.

Весной появляются лужи. Весной набухают почки Весной прилетают птицы. Весной появляется трава. Вводная беседа по теме урока. Учитель: Молодцы! Весной вся природа просыпается после зимней спячки: и звери, и растения. Появляются первые цветочки. Хотите узнать какие? Тогда отгадайте загадку: На проталинке в лесу Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь, Первым из земли пробьюсь. Подснежник Дети: Это подснежник. Учитель: Верно, это подснежник. Подснежники- самые первые весенние цветы, необычайно нежные с небольшой белой головкой-колокольчиком, невысоким стеблем и длинными узкими зелеными листьями. Аромат подснежника очень тонкий и легкий. А кто — нибудь из вас знает, почему эти цветы называют подснежниками?

Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.

К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой.

Это могут быть картины художников родного края. Примерный ход урока 1.

Беседа с учащимися о тех изменениях в природе и настроении, которые дарит нам природа в это время года конец апреля, май. С помощью наводящих вопросов У. Объяснение учащимся техники монотипии.

Самостоятельная работа второклассников в технике монотипии «Весенняя картина». Итоги: отмечаем в детских работах нежные, мягкие оттенки цветов в весенних композициях, выразительность графической дорисовки. Желательно выслушать суждения второклассников о том, какую весну они хотели изобразить.

Начало урока, как и урока о приметах ранней весны, связано с впечатлениями второклассников от наблюдений расцветающего весеннего пейзажа и их ответами на вопросы в учебнике.

Презентации по ИЗО 2 класс

Неожиданные материалы - презентация онлайн Изобразительное искусство 2а, 2б, 2в классы.
2 класс. Тема "Весна идёт". Урок ИЗО. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский и др.
2 класс. Тема "Весна идёт". Урок ИЗО. Презентация на тему Урок изобразительного искусства Весенний пейзаж 2 класс план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс). Содержание. 2. ПЕЙЗАЖ – это изображение природы.
Созвездие отличников - Урок ИЗО во 2 классе "Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия" Конспект урока изобразительного искусства в начальной школе Конспект урока для начальной школы: «Рисование в анималистическом жанре»Автор: Сердюк Вероника Сергеевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 127, Свердловская об.

Рисунки для срисовки 2 класс урок изо свободная тема (32 шт)

Удачно выполнена композиция… Назвать имена и фамилии детей. Посмотрите еще раз внимательно произведения В. Васнецова «Аленушка» и «Иван-царевич на Сером Волке». Сравните цветовые тона этих картин. Верно, вы начали различать насыщенные, густые, сочные и вместе с тем нежные переливы красок картин Васнецова, выразительно передающих состояния природы, ее настроение. Попробуйте цветом выразить свои чувства, переживания.

Сначала закрашиваю небо, которое книзу будет светлее, голубым цветом с добавлением фиолетового цвета. Это злое место, а значит, цвета всех предметов будут иметь темный оттенок. Теперь выполняю в цвете землю. Вдалеке трава не просто зеленая, а с голубым оттенком. За счет голубого цвета земля будет казаться дальше.

А вблизи добавлю в зеленый цвет чуть желтого цвета, чтобы земля казалась ближе. Яркими цветами выполню главную героиню. Сарафан выполню красным цветом, а платок — желтым, с красными горошинками. Избушку закрашу светло-коричневым цветом. Для окрашивания елей в зеленый цвет добавляю коричневый и темно-синий цвета.

Прорисую тонкой кистью мелкие детали — у гусей-лебедей, украшения на крыше и окнах избушки. Самостоятельная работа учащихся. Выполните иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди», используя умение изображать гуся и помня, что сегодня можно пофантазировать над обликом героев. Попробуйте придумать свою, не похожую на чью-то, композицию. Возможно, кто-то из вас нарисует момент, когда гуси украли мальчика или когда девочка бежит через лес в поисках братца.

А может быть, вы изобразите встречу девочки с яблоней или с печкой, молочной речкой. В любом случае помните, что лист располагается в зависимости от вашей композиции и надо сразу продумывать величину изображения героев. Конечно, так как вы рисуете иллюстрацию к сказке, то можно пофантазировать над обликом сказочных птиц. Итог урока. Выставка работ учащихся.

На доске выставлены лучшие работы. Чтобы получились такие красивые работы, вы красочно изобразили сказку, кроме того, вы хорошо знали приемы работы красками, чувствовали наиболее выразительные сочетания цветов. Обобщение материала, изученного на уроке. Вопросы классу: — С творчеством, какого художника вы познакомились?

Старое рисуют так же, только и ствол и ветки у него гораздо толще и извилистее.

Для того чтобы нарисовать дерево вам потребуется коричневая краска. Сначала рисуем прямую вертикальную линию, затем ещё одну линию при этом образуя небольшой треугольник. Вырисовываем ветви и рядом рисуем еще одно дерево. Пока дети рисуют деревья, учитель раздает вату. Берите в руки вату, кисточкой намочите её, затем намочите розовую или фиолетовую краску, приложите вату к краске и слегка придавите.

Теперь прикладывайте или примакивайте вату к деревьям.

Чтобы цвета были еще более «звучными» ,художники сначала все элементы росписи покрывают желтым цветом, а затем уже расписывают красным, зеленым цветом. Слайд 6 Описание слайда: Сейчас мы говорили об узоре.

Сейчас мы говорили об узоре. Что это? Узор- это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета.

А что такое ритм? Ритм в узоре создается, когда есть чередование элементов. Сегодня мы выполним веселый узор, и приемы для его использования будут необычными.

Ягоды делаем с помощью приема тычка, а листья- приемом прикладывания кисточки с дорисовкой кистью так, как это делают народные мастера. Поможет нам линия симметрии- это линия, которая делит фигуру на две равные и похожие части.

Посмотрите, какая у нас яркая и разноцветная весенняя полянка. Детям дают по ведерку или корзинке. По сигналу один собирает только подснежники по цвету. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Учитель: Дети, посмотрите, наша поляна опустела и стала совсем пустой и некрасивой. Вам нравится такая поляна? Дети: Нет. Учитель: А как вы думаете, можно ли рвать подснежники?

Дети: Нет Учитель: Почему? Дети: Они могут исчезнуть. Учитель: Правильно, подснежники находятся в опасности. Потому что, как только они расцветают, люди торопятся их сорвать. Их становится все меньше и меньше и, если мы не научимся их беречь, они совсем могут исчезнуть. А для чего их все рвут? Дети: они красивые Учитель: Да, цветы приносят в нашу жизнь праздник, радость, красоту. И когда смотришь на полянку с подснежниками, кажется, что в душе наступает весна, и всем становится тепло и радостно. Но мы хорошо знаем, что рвать цветы - это плохо. Мы с вами можем сохранить и сберечь эту красоту — создать такую полянку своими руками.

Но как, догадайтесь сами. Посмотрите на парты, что у вас там лежит? Дети: картон, цветная бумага, детали цветка, ножницы, клей-карандаш, салфетка, клеенка для работы. Учитель: — Для чего это нужно? Дети: это нужно для того, чтобы делать аппликацию Учитель: Вы догадались, какую поделку будем изготавливать на уроке? Дети: Подснежник. Вот подснежники проснулись, улыбнулись, потянулись. Раз — росой они умылись, Два - изящно покружились, Три — нагнулись и присели И на солнце поглядели. Встань и потянись, Влево - вправо повернись и в ребяток превратись. Объяснение нового материала.

Показ образца работы. Продолжим работу.

Открытый урок по изобразительному искусству

Формировать навыки работы с бумагой, клеем. Коррекционно - развивающие: развивать внимание, мелкую моторику, координацию, глазомер, воображение, память, мышление, кругозор, восприятие цвета; обогащать словарный запас. Коррекционно - воспитывающие: воспитывать аккуратность и терпение. Оборудование: картон, детали подснежника, клей-карандаш, образец работы, клеенки, салфетки. Словарная работа: проталинка, подснежник. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята и наши гости! Я рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу, у нас хорошее настроение и все у нас сегодня получится. Введение в тему Учитель: Ребята, когда я сегодня шла на работу, я кое-кого повстречала, а кого, догадайтесь сами Звонко капают капели Возле нашего окна, Птицы весело запели — К нам теперь пришла Весна! Дети: Весну!

Учитель: Правильно, ребята, я встретила Весну. Какие признаки прихода весны вы знаете? Дети: называют приметы Учитель: Правильно. Весной тает снег. Весной появляются проталинки. Весной появляются лужи. Весной набухают почки Весной прилетают птицы. Весной появляется трава. Вводная беседа по теме урока. Учитель: Молодцы!

Весной вся природа просыпается после зимней спячки: и звери, и растения. Появляются первые цветочки. Хотите узнать какие? Тогда отгадайте загадку: На проталинке в лесу Первым встретил я весну. Я мороза не боюсь, Первым из земли пробьюсь. Подснежник Дети: Это подснежник. Учитель: Верно, это подснежник. Подснежники- самые первые весенние цветы, необычайно нежные с небольшой белой головкой-колокольчиком, невысоким стеблем и длинными узкими зелеными листьями. Аромат подснежника очень тонкий и легкий.

Сейчас мы говорили об узоре.

Что это? Узор- это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета. А что такое ритм? Ритм в узоре создается, когда есть чередование элементов. Сегодня мы выполним веселый узор, и приемы для его использования будут необычными. Ягоды делаем с помощью приема тычка, а листья- приемом прикладывания кисточки с дорисовкой кистью так, как это делают народные мастера. Поможет нам линия симметрии- это линия, которая делит фигуру на две равные и похожие части. Посмотрим на образец рисунка. Слайд 7.

Сообщение темы и цели урока. В наших краях тоже есть подснежники, их еще называют первоцветами, потому что это первые весенние цветы. Дети: Желтые, голубые, розовые, белые…. Учитель: Действительно, первоцветы бывают самых разных цветов. Посмотрите, какая у нас яркая и разноцветная весенняя полянка. Детям дают по ведерку или корзинке. По сигналу один собирает только подснежники по цвету. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Учитель: Дети, посмотрите, наша поляна опустела и стала совсем пустой и некрасивой. Вам нравится такая поляна? Дети: Нет. Учитель: А как вы думаете, можно ли рвать подснежники? Дети: Нет Учитель: Почему? Дети: Они могут исчезнуть. Учитель: Правильно, подснежники находятся в опасности. Потому что, как только они расцветают, люди торопятся их сорвать. Их становится все меньше и меньше и, если мы не научимся их беречь, они совсем могут исчезнуть. А для чего их все рвут? Дети: они красивые Учитель: Да, цветы приносят в нашу жизнь праздник, радость, красоту. И когда смотришь на полянку с подснежниками, кажется, что в душе наступает весна, и всем становится тепло и радостно. Но мы хорошо знаем, что рвать цветы - это плохо. Мы с вами можем сохранить и сберечь эту красоту — создать такую полянку своими руками. Но как, догадайтесь сами. Посмотрите на парты, что у вас там лежит? Дети: картон, цветная бумага, детали цветка, ножницы, клей-карандаш, салфетка, клеенка для работы. Учитель: — Для чего это нужно? Дети: это нужно для того, чтобы делать аппликацию Учитель: Вы догадались, какую поделку будем изготавливать на уроке? Дети: Подснежник. Вот подснежники проснулись, улыбнулись, потянулись. Раз — росой они умылись, Два - изящно покружились, Три — нагнулись и присели И на солнце поглядели.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала. Фотографии предоставлены.

Серия олимпиад «Весна — лето 2024»

  • Уроки ИЗО 2 класс
  • Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс "Деревья весной. Береза"
  • Урок ИЗО 2 класс "Украшение и реальность" (14 видео)
  • 🎬 Похожие видео

ИЗО 2 класс (Урок№7 - Загадки белого и чёрного.)

Презентация разработана для 2 класса по изобразительному искусству Школа Неменского. Тема "Украшение и ка",раздел Реальность и знакомятся с красотой природы и рисуют паутинку. Урок: ИЗО, 2 класс Дата: 14 апреля 2020 г. Учитель: Обрезкова Е. В. Рабочий лист. Тема: Весенний солнечный день. Урок изобразительного искусства для 2 класса "Украшение и реальность". Рассматриваем многообразие украшений, которые нас окружают, вглядываемся в украшения, созданные природой, рисуем узор паутинки. книга для учителя «Уроки изобразительного искусства. Презентация к уроку ИЗО "Рисуем мышку-норушку" 2 класс. Конспект и презентация к классному часу "В мире животных".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий