Новости что является одной из причин возникновения экстремизма

Иногда приходится утверждать, что, причиной возникновения экстремизма в России, на Северном Кавказе является ее многонациональность и разные религии. Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы.

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Причины возникновения современного терроризма Одной из причин появления экстремизма В.А. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка».
«Экстремизм»: история и современность Внутренние факторы, обусловливающие возникновение и распространение терроризма либо способствующие ему причины и условия.
Статьи по предмету Уголовное право По своей природе понятие экстремизма имеет отличные друг от друга причины возникновения.
Работа сайта временно приостановлена ы возникновения экстремизма.

Экстремизм

Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы. Причинами экстремизма могут быть низкий уровень жизни населения, низкий уровень политической культуры людей, расслоение общества, отсутствие какой-либо идеологии государства, пропаганда экстремизма, слабость законов. Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества.

Что такое экстремизм и откуда он берется

обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем. Вековые конфликты являются одними из главных причин межгосударственного, международного и религиозного террора. Термин «экстремизм» не является широко распространённым в юридической практике. обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем. Проблемы в семейном, образовательном процессах также являются существенной причиной распространения молодежного экстремизма.

Дети должны знать, что экстремизм – это преступление!

Другими, не менее важными причинами возникновения экстремизма являются снижение уровня правовой грамотности и. Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, комплексы противодействия экстремизму, правовая культура, правосознание. Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан.

Ключевые слова

  • Вы точно человек?
  • Что является одной из причин возникновения экстремизма?
  • Ещё статьи о воспитании
  • Взаимодействие со СМИ
  • Об опасности экстремизма должен знать каждый

Экстремизм: сущность, понятие, характерные черты

Are the most distinctive signs of extremism and proposes measures for its prevention. Key words: extremism, the motive, causes, signs and prevention of extremism. На сегодняшний день экстремизм является одним из самых распространенных преступлений против государственной власти. Мотивом экстремизма является стойкая неприязнь и или нетерпимое отношение, испытываемое лицом к другим гражданам, их группам вследствие несогласия с их взглядами, по причине их принадлежности к определенной национальности, расе, конфессии, религиозному объединению и т. Так, Фридинский С. Аналогичной позиции придерживаются Мамедов В. Результаты социологических исследования показывают, что негативное отношение к лицам иной расы, национальности, религиозной принадлежности, выражающееся в экстремистской деятельности, проявляется из-за массовой законной и незаконной миграции населения из регионов РФ и других государств. Есть еще одна причина проявления данного вида преступлений, ей является произошедшие ранее криминалистические случаи, связанные с участием лиц разных наций, рас, религий и т.

Далее более подробно рассмотрим основные причины развития молодежного экстремизма. Причины возникновения молодежного экстремизма 1. Обострение социальной напряженности среди молодежи.

Сюда относятся социальное неравенство, низкое качество образования, низкий авторитет правоохранительных органов. Рост влияния национализма и сепаратизма.

Как показывает практика, игнорирование этих правил зачастую открывает каналы утечки конфиденциальной служебной информации, делает военнослужащих уязвимыми, в том числе, перед вербовщиками экстремистских и террористических структур.

Немаловажный элемент в системе противодействия идеологии экстремизма и терроризма в войсках — качественное проведение занятий по военно-политической подготовке и информирование личного состава. В ходе них можно, например, разоблачать дезинформацию «фейки» , циркулирующие в информационном пространстве, показывать античеловеческий, антиобщественный и антигосударственный характер основных идей экстремистов, террористов и других деструктивных сил. При обсуждении темы он благосклонно отзывался о террористах ИГИЛ организация признана террористической и запрещена в России.

Это выразилось в его фразе: «Ребята просто воюют за свои интересы! После этого, подозревая, что он имеет дело с вероятным сторонником экстремистов, преподаватель запросил в деканате информацию о родных братьях Ш. Оказалось, что руководство факультета располагало информацией о том, что его братья — якобы военнослужащие Республики Таджикистан.

Просмотрев аккаунты Ш. После чего преподаватель поставил в известность об этом руководство факультета, заведующего кафедрой и своего куратора из специальных служб. Органы безопасности начали оперативное наблюдение за студентом Ш.

Отметим, что сам студент Ш. Для многих, кто его лично знал, было бы трудно поверить, что он был засланным вербовщиком в ряды террористов. Метод рассказа-беседы при проведении занятий по ВПП позволяет сформировать обратную связь между руководителем группы ВПП и слушателями.

Важно вовлечь в обсуждение той иной особо значимой проблемы всех слушателей, особо обращать внимание на «молчунов». Это не значит, что в каждом из них следует видеть потенциального пособника экстремистов, но узнать мнение каждого слушателя необходимо для того, чтобы скорректировать его, если потребуется. При этом подчеркнем: такая корректировка должна проводиться методом убеждения, путем уважительного уважения к мнению каждого собеседника.

Допустим следующий алгоритм действий: изначально согласиться с некорректной точкой зрения участника занятия, а потом незаметно подвести его к другой точке зрения. Например, можно сказать: «Да, я согласен с вашим мнением, рядовой Иванов. Но давайте обратим внимание на следующие факты…» После перечисления фактов и приведения аргументов уже вместе с условным рядовым Ивановым руководитель занятия должен прийти к нужному для него, а в его лице — и для руководства ВС РФ выводам.

Возможно, что руководитель группы не сможет сразу привести убедительные факты и аргументы, подкрепляющие его позицию. В этом случае руководитель группы тактично прекращает дискуссию под предлогом обсуждения других значимых событий и фактов. И, качественно подготовившись к следующему занятию, продолжает дискуссию с оппонентом для корректировки не только его ошибочного мнения, но и мнения всей учебной группы.

В системе противодействия идеологии экстремизма и терроризма не менее существенны и другие формы работы с личным составом. Среди них выделим следующие: 1. Изучение личности военнослужащего.

Необходимо выяснить не только общепринятые анкетные данные, но и политические, религиозные и другие социальные взгляды личности. Например, полезно узнать, что человек ценит в людях, что считает для себя главным в жизни, его отношение к алкоголю и курению, какие он любит смотреть фильмы смотрит ли их вообще , какие читает книги читает ли вообще книги , какие места любит посещать, какие у него любимые игры, какие любит теле-шоу, как любит проводить свободное время и т. Оформление в воинских частях и органах военного управления агитационных плакатов и баннеров, разоблачающих идеологию экстремизма и терроризма.

В ходе проведения культурно-досуговой работы отдавать предпочтение фильмам, где показана борьба российских военнослужащих с терроризмом и экстремизмом.

Рост влияния национализма и сепаратизма. Криминализация некоторых сфер общественной жизни, а именно привлечение молодежи в криминальные сферы бизнеса. Использование психологического воздействия в деструктивных целях.

Лидеры экстремистских организаций активно используют агрессию молодежи. Незаконный оборот средств для проведения экстремистских выступлений.

Причины и условия для проявлений в мире и в России экстремизма и терроризма

Путин назвал одну из основных причин появления экстремизма - | Новости Духовные причины экстремизма являются неизменными с момента грехопадения человека, тогда как социальные меняются в зависимости от конкретной исторической эпохи.
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма.

Экстремизм. Что такое и как не вляпаться в это по незнанию. Краткий курс, кратко о серьезном.

В силу того, что экстремизм является антиценностью и средством разжигания политических, национальных, межконфессиональных конфликтов, толчком к насилию, необходимо научиться искоренять причины его возникновения и распространения. Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. политические факторы. Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма. Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде. Прокуратура информирует от компании Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области. обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем.

Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде

Экстремизм Одним из главных факторов возникновения и проявления экстремизма является нестабильность в социально-экономическом плане.
Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы.
Экстремизм. Что такое и как не вляпаться в это по незнанию. Краткий курс, кратко о серьезном. Целью профилактических мер является предупреждение экстремистской деятельности, то есть борьба с экстремизмом ещё до его проявления, ликвидация причин и условий возникновения экстремизма.

Глава 2.Организация экстремистского сообщества……………………………………..

  • Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде
  • Экстремизм – угроза национальной безопасности России
  • Статьи по профилактике экстремизма и терроризма
  • Услуги и сервисы

Профилактика терроризма и экстремизма в сельском поселении Бекешевский сельсовет

Таким образом, был разработан идеологический концепт, связывающий воедино все без исключения радикальные политические идеологии под грифом «экстремизм» на почве их якобы нелюбви к демократии. Именно данный концепт стал основой для искусственного соединения либералами коммунизма и фашизма в одну общую категорию, а также для тенденциозных «научных» работ, «доказывающих» родство этих идеологий. Постепенно в работах политологов термин «экстремизм» стал применяться не только к политическому, но и религиозному радикализму, а затем вообще ко всем радикальным идеологиям, не вписывающимся в либеральную демократию. Концепт «экстремизм» в ряде стран Турция, Германия, Израиль, Италия, Франция и другие стал обоснованием для репрессий против политической оппозиции. В первую очередь это коснулось левых сил. В нескольких странах Центральной и Восточной Европы Венгрия, Польша, Чехия и другие данный концепт является одним из обоснований запрета коммунистической идеологии. В первую очередь это было связано с позитивным отношением советского руководства и общества к революционным и радикальным идеологиям левого направления. Радикальные правые идеологии с 1920-х, как правило, обозначались собирательным концептом «фашизм». Толковый словарь Дмитрия Ушакова, изданный в 1935-1940 годах дает такое определение термина: «Экстремизм от лат.

Понятие «экстремизм» постепенно входило в публицистический оборот в связи с официальным негативным отношением правящих кругов СССР к левым террористическим организациям типа «Красных бригад», а также в гораздо большей степени для обозначения наиболее радикальных правых военизированных организаций. Советская публицистика вплоть до 1991 года четко связывала понятие «экстремизм» с вооруженным насилием террористического характера. Отразилось такое представление и в официальных документах. Но ближе к концу СССР в документах государственной власти стало появляться и другое понимание термина «экстремизм». Как видно из приведенной цитаты, горбачевское руководство считало экстремизмом уже не только вооруженное насилие, но и стачки и радикальную националистическую пропаганду. Тем не менее, в общественном сознании россиян понятие «экстремизм» еще очень долго связывалось только с понятиями «терроризм» и «фашизм». В 1999 году Фондом «Общественное мнение» ФОМ был проведен соцопрос с целью выяснения массовых представлений об экстремистских организациях России. Респондентам был задан открытый предполагающий ответ в свободной форме вопрос: «Какие экстремистские организации Вы знаете?

Постоянное именование Басаева и прочих экстремистами прочно установило в массовом сознании негативное отношение к «экстремистам», отождествляемым с террористами. В нем впервые была предпринята попытка смешать в одну кучу фашизм и все прочие радикальные идеологии, а также сделать упор на борьбе не только с национальной и религиозной, но и с совершенно неопределенной - так называемой социальной рознью. Однако первый блин вышел комом: чиновники были слишком заняты личным обогащением и не особо старались на ниве борьбы с «экстремизмом». Интеллектуальные усилия чиновничества были направлены на создание закона о противодействии экстремизму, дающего репрессивному аппарату широкие возможности по расправе с политической оппозицией всех цветов и оттенков. Плодом этого умственного подвига стал принятый после фанатских беспорядков в центре Москвы Федеральный закон от 25 июля 2002 г.

Напомним, что в Приморском крае реализуется государственная приморская программа «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма. Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.

Использование психологического воздействия в деструктивных целях. Лидеры экстремистских организаций активно используют агрессию молодежи.

Незаконный оборот средств для проведения экстремистских выступлений. Противоправное использование интернет-сети. Пропаганда экстремистской деятельности в сети.

Экстремизм и ксенофобия — общее и различия Ксенофобия на сегодняшний день также представляет собой одну из серьезных угроз безопасности государству. Одним из главных проявлений ксенофобии является призыв к разжиганию ненависти по различным основаниям, в числе которых национальная, религиозная, языковая и другие виды ненависти. Таким образом, можно сказать, что ксенофобия — это одно из проявлений экстремизма с позиций активных действий по разжиганию различных видов ненависти в обществе. Однако ксенофобия — это не всегда полноценная составляющая часть экстремистских действий, так как нередко она заканчивается только на высказывании различного рода лозунгов, в то время как собственно экстремистские проявления — это не только призывы, но и нередко активные действия по претворению высказанных призывов в жизнь.

В настоящее время на основании действующей правоприменительной практики ксенофобия и экстремистская деятельность все чаще разграничиваются, так как имеют абсолютно разные цели. Верховный суд в Постановлениях Пленумов о привлечении к ответственности за преступления экстремистской направленности Преступления экстремистской направленности в обязательном порядке должны караться с точки зрения привлечения к ответственности в соответствии с положениями Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Экстремизм: понятие, виды

Глава государства 2 апреля принял участие в расширенном заседании коллегии министерства внутренних дел. В ходе совещания он обратил внимание на необходимость бороться с любыми проявлениями экстремистской деятельности. Кроме того, он призвал МВД РФ уделить особе внимание обеспечению общественного порядка и пресечению нелегальной миграции. Вместе с этим профильное ведомство должно сосредоточиться на нейтрализации организованной преступности в стране, подчеркнул Путин.

Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий.

Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности. Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности. Согласно ст. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, «националистических» убийств и т. Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде.

Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: — это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это — рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание.

Конечная цель этой работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость — стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость — это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели.

Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде в нашей школе нацелены на: создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде детей, подростков и молодёжи; создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности; создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом; развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи. Исходя из поставленных целей, в нашей школе присутствуют такие направления противодействия экстремизму и терроризму: проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на коллегиях, педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях; организация индивидуальных встреч обучающихся и их родителей с социальным педагогом, психологом школы, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся. При проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий мы не касаемся самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму и демонстрирование нацистской символики.

Вся работа педагогов построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формирование у детей на всех этапах их развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях. Всё это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.

При всей фрагментарности и противоречивости оценок в общественном сознании основной части молодых россиян сохраняются традиционные ценности: стремление иметь крепкую семью, физическое здоровье, высокую квалификацию и материальный достаток. Вместе с тем в связи с материальными трудностями имеет место тенденция свертывания планов по созданию семьи и рождению детей, причем в большей степени это проявляется у молодых женщин. Значительно укрепляются и становятся базовыми особенно в условиях крупных городов индивидуалистические установки. При этом отмечается рост гипертрофированного этнического самосознания и этноцентризма. Действие указанного выше комплекса факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в российской молодежной среде, дополняется влиянием широкого круга условий объективного и субъективного характера, благоприятствующих формированию данного социально-политического явления и приобретших за истекшие годы значительные масштабы. В их числе наибольшую роль играет распространение в обществе, в немалой степени при участии средств массовой информации, идей насилия и жестокости; высокий уровень неконтролируемой миграции из ближнего и дальнего зарубежья; наличие в стране широкого и доступного черного рынка оружия и др.

Однако при этом не должны упускаться из вида и значительные по своему масштабу и дестабилизирующему воздействию факторы внешнего характера. К ним, в частности, относятся целенаправленная политика ряда иностранных государств, имеющих экспансионистские геополитические интересы в отношении России и стремящихся к их достижению при активном использовании пропагандистских центров, разнообразных научных, гуманитарных, благотворительных организаций, а также антироссийская деятельность зарубежных религиозно-экстремистских и националистических структур. Основным содержанием указанной выше деятельности является инспирирование создания в отдельных регионах России экстремистских объединений, прежде всего национал-сепаратистского и религиозно-экстремистского характера, либо поддержка уже функционирующих движений подобного толка. В зависимости от социально-политической обстановки в конкретных регионах Российской Федерации и стратегических устремлений иностранных государств и зарубежных экстремистских организаций их участие в инспирировании или поддержке тех или иных экстремистских течений осуществляется с различной активностью и в различных формах. Например, в регионах северо-запада России, Поволжья, в ряде районов Сибири ими предпринимаются попытки усиления националистических и сепаратистских настроений, а в ряде районов Северного Кавказа ведется активная деятельность по разжиганию исламского фундаментализма и поддержке активного сепаратизма. При этом «целевой аудиторией» при реализации указанных выше замыслов как наиболее активная и податливая в идеологическом плане среда выступает именно молодежь, которая является проводником экстремистских идей и основным актором их реализации. Среди прочих факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде, можно указать такие основные черты современной российской молодежи, как: отсутствие систематического духовного развития, идеологическая неразборчивость; толерантность к криминалу и иным негативным антиобщественным и антигосударственным явлениям; подверженность манипулятивным технологиям формирования оценок и стереотипов поведения; устойчивая склонность к импульсивным и агрессивным действиям и суждениям. В процессе изучения факторов, способствующих формированию и распространению экстремизма в молодежной среде, необходимо отдельно рассмотреть комплекс проблем, детерминирующих экстремизм в среде мусульманской молодежи России. Раскол мусульманской уммы и распространение радикальных форм ислама оказывает мощное воздействие на молодежь, представляющую собой наиважнейшую часть российского мусульманского сообщества.

Проблемы работы с молодежью в настоящее время становятся ключевыми для мусульманского сообщества, представленного достаточно широким спектром неправительственных организаций — от независимых приходов махалля и региональных духовных управлений мусульман далее — ДУМ до общероссийских мусульманских организаций. Актуальность молодежной проблематики в мусульманской среде объясняется целым рядом взаимосвязанных факторов. Первый фактор связан собственно с процессом исламского религиозного возрождения в России, выразившимся в активном развитии мусульманских религиозных организаций, учебных заведений, в издании соответствующей литературы, а также в усилении специфической религиозной идентичности приверженцев ислама [1]. Указанные обстоятельства способствуют активизации деятельности в молодежной мусульманской среде российских и зарубежных исламских организаций, оппозиционных официальному исламскому духовенству и исповедующих идеи радикального, экстремистского характера.

Профилактика терроризма и экстремизма

Гарфилд, - в 1901 г. В это же время происходили и менее громкие террористические акты — взрывы бомб в театрах и ресторанах, убийства крупных и средних чиновников и т. Анархо-терроризм пошел на спад лишь с 1910—1920 гг. Терроризм в XIX в. Минувший XX в. Сложились его международные связи. В начале XX в. Первая мировая война началась в июле 1914 г. Результатом этой войны явился распад трех империй. Период между двумя мировыми войнами XX в. В этот период в ряде государств приходят к власти и укрепляются фашистские режимы.

На межвоенный период приходится активизация Ку-клукс-клана ККК — самого известного из террористических, созданного в 1864 г. Вторая мировая война — еще один этап в развитии терроризма.

Антиэкстремистское и антитеррористическое сознание — частью политического сознания, оно стремится к сохранению ценностей, к которым относятся интересы государства и общества.

Процесс формирования антиэкстремистского и антитеррористического сознания имеет несколько этапов: 1. Осознание населением экстремистской и террористической деятельности как весьма опасного общественно-опасного явления. Осознание большей частью населения важности формирования активной позиции личности, общества и государства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, необходимости выявления и устранения их причин.

Появление потребности и воли у лиц, находящихся во главе властных структур, в проведении активной политики противодействия экстремизму и терроризму. Последние два этапа относятся к важным факторам для формирования антиэкстремистской и антитеррористической повестки. Там, где у граждан сформировано понимание опасности экстремизма и терроризма для их жизненно важных интересов, где на государственном уровне возникает потребность и воля для противодействия этой опасности — там начинается антиэкстремистская и антитеррористическая политика.

Безусловно, в ходе действий силовых структур удается выявлять и пресекать деятельность носителей и распространителей идеологии экстремизма и терроризма. Но задача военно-политических и кадровых органов Вооруженных Сил — не допустить существенного влияния приверженцев экстремистских и террористических взглядов на российских военнослужащих, гражданский персонал ВС РФ, и членов их семей. То есть не дать превратить их из законопослушных граждан в пособников экстремистов и террористов или им сочувствующих.

Принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности Российское законодательство определяет принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности. Приведем их в табличной форме таблица 3. Идеологии экстремизма и терроризма имеют мало различий, так как представляют собой виды единой идеологии насилия, под которой понимается совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей.

При этом экстремистская идеология — совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов. Экстремистская идеология, в свою очередь, вызывает проявления экстремизма экстремистские проявления — общественно опасные противоправные действия, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, вражды по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, способствующие возникновению или обострению межнациональных межэтнических , межконфессиональных и региональных конфликтов, а также угрожающие конституционному строю Российской Федерации, нарушению ее единства и территориальной целостности. Деятельность органов военного управления, военно-политических и кадровых органов, командования воинских частей и подразделений, офицеров-политработников по противодействию идеологии экстремизма и терроризма Меры по обеспечению информационной безопасности Противодействие идеологии экстремизма и терроризма, в первую очередь, осуществляется в сфере защиты информации.

Меры в этой области можно разделить на две группы. Первая группа состоит из мер по защите информационных систем от повреждения и информации от утечки и перехвата. Вторая — из мер по защите психики личного состава от злонамеренного информационно-психологического воздействия.

Меры из первой и второй групп должны приниматься в совокупности, опираясь на все новейшие научные разработки и программные продукты. К первой группе относятся такие меры, как: а защита объектов дислокации войск и расположенных в них автоматизированных систем управления АСУ и элементов компьютерной техники от любого намеренного выведения из строя; б защита систем от удаленного проникновения в них противника, в частности, за счет установки программных продуктов, обеспечивающих защиту от несанкционированных вторжений; в защита информации, носящей характер государственной, военной или служебной тайны, от утечек или намеренного похищения; г радиоэлектронная защита; д использование специальных защищенных моделей компьютеров и программных средств, в которых гарантированно отсутствуют заранее созданные уязвимости например, так называемые программные закладки ; е развитие средств электронной разведки; ж использование социальных сетей для намеренного дезинформационного воздействия на противника; з защита систем связи. Ко второй группе мер относится: а предохранение психики военнослужащих от намеренного деструктивного воздействия; б корректировка информации, транслируемой потенциальным противником.

Защита личного состава войск от направленного психологического воздействия Противостоять направленному информационно-психологическому воздействию в Вооруженных Силах целесообразно по нескольким векторам: а изучение основных способов негативного целевого воздействия на психику личного состава; б использование всего арсенала средств психологической работы с военнослужащими; в проведение целенаправленных защитных мероприятий. Все эти меры нужны для того, чтобы создать устойчивую защиту воинских коллективов от информационного воздействия и выработать у военнослужащих способность отсекать информацию с признаками дестабилизирующей. Особенно важен контроль над теми военнослужащими, в чью зону ответственности входит работа со средствами связи, АСУ, системами передачи информации.

Они с высокой вероятностью станут приоритетными мишенями для противника. Внимание также нужно обращать на соблюдение военнослужащими правил пользования личными персональными электронными устройствами при выполнении должностных обязанностей, в служебной и в домашней обстановке, в командировках, отпусках. Как показывает практика, игнорирование этих правил зачастую открывает каналы утечки конфиденциальной служебной информации, делает военнослужащих уязвимыми, в том числе, перед вербовщиками экстремистских и террористических структур.

Немаловажный элемент в системе противодействия идеологии экстремизма и терроризма в войсках — качественное проведение занятий по военно-политической подготовке и информирование личного состава.

Этим подтверждается необходимость создания единого подхода к определению понятия «экстремизм». Выработка наиболее полного и в то же время ёмкого определения не является чисто теоретической задачей. Существующее в законодательстве определение экстремизма также по нашему мнению нуждается в уточнении.

Для выработки определения экстремизма следует рассмотреть сущность и содержание этого явления. В общеупотребительном смысле экстремизм это «приверженность к крайним взглядам и мерам». Под «взглядами» в этом определении с некоторым приближением можно понимать «идеологию, идейные убеждения, не всегда связанные с какими-либо практическими, тем более противоправными действиями». А «меры» предполагают совершение «каких-либо конкретных действий, в том числе насильственных, направленных на свержение конституционного строя или дестабилизацию ситуации в стране».

Некоторые авторы понимают под экстремизмом «деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены на: ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного распространения и обмена идеями; установление единственной идеологии в качестве государственной; разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам; отрицание абсолютной ценности прав человека». Для уголовной квалификации экстремизма, подобное распространение должно сопровождаться противоправными экстремальными действиями. Например, некоторые исследователи относят к экстремизму «деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, основанную на приверженности крайним взглядам и сопровождающуюся публичными насильственными и или противоправными действиями, которые направлены на умаление и отрицание конституционных принципов, прав и свобод человека, общества и государства». Такой подход достаточно полно отражает сущность экстремизма, но и в нем есть некоторые недостатки.

Остаётся непонятным словосочетание «публичное насильственное и или противоправное деяние». Нагромождение терминов не позволяет дать правильную оценку тому или иному действию. В то же время, исходя из данной теории, деяние, совершенное не публично, а по мотиву отрицания, скажем, конституционных прав и свобод человека, основ государственного строя, экстремизмом являться не будет. Существует и другая дефиниция экстремизма, выработанная как на национальном, так и на международном уровне.

В 2003 году Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ дала определение этому понятию: «Независимо от своей природы экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма». На международном уровне действует также Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом Шанхай, 15 июня 2001 г. В ней под экстремизмом понимается какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооружённых формирований и участие в них п. Подобное определение более точно характеризует указанное правовое явление, однако в нем отсутствует упоминание на важную качественную составляющую экстремизма — экстремизма в мыслях и суждениях.

Экстремизм, выраженный в мыслях и суждениях, не будет носить форму конкретных активных действий, однако общественная опасность в нем присутствует. В соответствии со ст. Федерального закона от 24. Федерального закона от 25.

Вместе с тем из выше изложенного следует вывод, что суть экстремизма включает не только противоправную деятельность, но и её идеологическую основу, представляющей систему взглядов и концепций об исключительной миссии той или иной социальной общности класса, нации, расы, конфессии и пр. При этом субъектами экстремистской деятельности могут быть как отдельные люди, так и структурно оформленные и иерархически упорядоченные объединения граждан отдельные органы государственного аппарата, политические партии, общественные движения, нелегальные организации, отдельные личности , так и стихийно складывающиеся аморфные политические, религиозно-политические, религиозно-этнические образования. Таким образом, сущность экстремизма составляет не только экстремистская деятельность нелегитимного характера, но и совокупность взглядов, концепций экстремистской направленности, лежащих в основе этой деятельности, то есть её идеология, которая принята на вооружение субъектами экстремистской деятельности. В этой связи, по нашему мнению, наиболее корректным является следующее определение понятия экстремизма, раскрывающее его сущность.

Что касается насильственных методов, то к ним в первую очередь можно отнести такие как: проведение несанкционированных массовых мероприятий митингов, демонстраций, и др. При этом наиболее радикально настроенные экстремисты как, правило, по своему убеждению отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Как уже было отмечено экстремизм, выраженный в мыслях и суждениях, не носит форму конкретных активных действий и не является составом преступлений. Но без наличия экстремистских взглядов, идей и без превращения их в личные убеждения экстремизма не может быть.

Поэтому экстремистская идеология является базовым элементом экстремизма, поскольку она мотивирует экстремистскую деятельность и является основой сплочения и деятельности экстремистов и их организации. И в этом заключается опасность существования экстремистской идеологии, её распространения и внедрения в различные социальные слои общества, особенно в период социально-экономических кризисов, сопровождающихся резким падением жизненного уровня основной массы населения. В таких условиях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций по их убеждению единственной возможностью действенно повлиять на ситуацию, что не может служить ни моральным и ни юридическим основанием оправдания их экстремистской деятельности. Идеология экстремизма Для определения сущности экстремистской идеологии недостаточно простого указания на некоторые идеи, которые можно представить в качестве общих черт и характеристик экстремизма.

Вместе с тем именно этим довольно часто и ограничиваются. В качестве характеристик экстремизма обычно предлагаются такие идеи, как идея социального, расового, национального неравенства, идея физического насилия и геноцида своих социальных оппонентов. Но не всякая идеология может быть названа экстремистской, то есть стать предметом личных убеждений и направленности личности экстремиста. Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром.

Таким образом, чтобы понять сущность экстремизма, необходимо проанализировать специфику экстремистской идеологии, отличив ее от «нормальных» форм идеологии. Зародившись на определённой почве, экстремистская идеология находит, к сожалению, очень быстро своих сторонников и единомышленников, из чего следует, что социально-психологические факторы являются ведущими в механизме детерминации экстремистской деятельности. Экстремизмом теоретически корректно можно назвать лишь такие действия, которые не просто качественно отличаются от нормальных действий крайним антигуманизмом, но и совершаются на основании, и во имя определённой экстремистской идеологии. В большинстве случаев под идеологией экстремизма понимают идеологию, допускающую и пропагандирующую крайние, нелегитимные, противоправные, зачастую насильственные меры отстаивания своих взглядов, непримиримость и агрессию в отношение инакомыслящих.

Для того чтобы ярче выделить специфику экстремистской идеологии, необходимо рассмотреть её характерные черты или особенности безотносительно к конкретному содержанию, а также в связи с её содержанием проблему превращения определённой идеологии в экстремистскую. В общем, экстремистская идеология представляет собой извращённую фантастическую программу преодоления острого конфликта между интересами определённой социальной группы и её социальных оппонентов, это неадекватная форма разрешения нетерпимого, с точки зрения экстремистов, исторически сложившегося социального положения определённой социальной группы. Эти черты можно найти почти в любой идеологии как теоретическом выражении конкретных социально-исторических интересов определённой социальной группы, хотя и не всегда в полном наборе и не в крайней степени выраженности. Можно сказать, что любая идеология с элементами антигуманизма потенциально содержит в себе ростки экстремизма, но они не всегда достигают полного развития.

Для этого требуется, чтобы эти ростки были акцентуированы, культивированы специальными идеологами и внедрены в подготовленное к их восприятию массовое сознание людей. А важным условием такой подготовки является чрезвычайная экономическая или социально-политическая ситуация, угрожающая жизни и благополучию людей, из которой они не видят конструктивного выхода. Чем более антигуманно содержание определённой идеологии как выражения в теоретической форме, в виде системы взглядов и представлений о правильном социальном устройстве, интересов и социального статуса определённой социальной группы, тем сильнее в ней потенциал экстремизма. Чем менее связана идеология с рациональным познанием исторических законов, с социальной наукой, тем легче она переходит в экстремистскую форму.

Очевидно, что в обществе с сильной социальной дифференциацией на различные социальные, этнические, религиозные и демографические группы, между которыми существуют острые или непримиримые противоречия, а положение одних из этих групп резко ухудшается или вообще само их существование оказывается под угрозой, существует благоприятная среда для экстремизма. В этой среде появляются все выделенные нами элементы экстремистской идеологии. Каков социальный смысл экстремистской идеологии? Ответ на этот вопрос даёт анализ ее отношения к социальной действительности.

Идеологию экстремизма можно охарактеризовать как комплекс радикальных идейных установок и теоретических воззрений крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических , выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения преимущественно политических целей. Таким образом, идеологической и теоретической основой экстремизма являются радикальные идеологические концепции, религиозный фундаментализм, национализм. В целом идеология экстремизма представляет собой систему идей, взглядов экстремистского характера, выражающая интересы различных субъектов социально-политических отношений, оправдывающая применение ими нелегитимного насилия и устрашения уничтожения, разрушения для реализации этих интересов, обосновывающая соответствующие цели экстремистской деятельности и, как правило, определяющая механизм их достижения. Идеология экстремизма может иметь относительную цельность в форме определённых теорий, учений, концепций либо являться составным элементом общих внутриполитических или внешнеполитических теорий отдельных государств, политических движений, партий, общественно-политических объединений.

Исходя из концепций и взглядов, положенных в основу экстремистской идеологии можно выделить несколько типичных видов экстремизма. Политический экстремизм сутью, которого являются крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинении силе способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до применения военного насилия; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов. Политический экстремизм может быть присущ не только экстремистским организациям и сообществам, но и государству в его отношении к оппозиционным силам и населению страны. Поэтому определённой долей условности можно говорить об экстремизме политическом как характеристике внешней политики некоторых государств.

Формы экстремистских действий отличаются многообразием и могут включать: разжигание социальной, национальной, расовой, религиозной вражды и пропаганду войны, организацию массовых беспорядков несанкционированные митинги, демонстрации и др. В зависимости от мировоззренческих идеалов, социальной направленности и политических целей различают «правый» и «левый» экстремизм политический. Наиболее известными формами «правого» политического экстремизма являются фашизм, нацизм, расизм, шовинизм, религиозный фундаментализм и др. Его разновидности: анархизм, троцкизм, маоизм, национальный, религиозный и другой революционизм и т.

С ней столкнулись в первую очередь выпускники учреждений профессионального образования, так как они оказались не востребованы в стране, вынуждены были либо уезжать за границу, либо заниматься противоправной деятельностью. Неудачи в поиске работы приводили и приводят, прежде всего, к лени, пассивности, отрешённости от всего, антисоциальной направленности деятельности и в итоге к преступлению, так как этот способ получения денег является самым простым и лёгким, по мнению молодёжи. Отсутствие возможности самореализоваться и трудоустроится, проявить себя в обществе через труд, недостаточный жизненный опыт, нужда в средствах к существованию, отсутствие возможности трудоустроится, лень и не желание идти к поставленной цели, всё это породило экстремизм, в масштабах целой страны, зачастую не управляемый. Кроме того, предлагаемый подросткам выбор рабочих мест незначителен, условия труда, оплата, график работы находятся не на должном уровне и зачастую являются не престижными. Следствие этого — озлобленность, агрессия, протест против существующего порядка, порождает недовольство, толкает на бунт, на оппозицию существующему государственному строю, власти и обществу.

Как уже отмечалось, причиной экстремизма является экономический кризис, падение жизненного уровня, проблема безработицы в молодёжи. Обеспечение реализации конституционных прав граждан на достойный уровень жизни, труд, образование является прямой функцией государства. Власть обязана тщательно прорабатывать программы экономического развития, производить индексации пенсий, пособий, бороться с инфляцией и т. Что касается безработицы среди молодежи, то можно предложить разработку программы занятости молодёжи непосредственно в школах, институтах, приобщение к научной деятельности. При этом, необходимо заинтересовать в этом учебные заведения, стимулировать их деятельность в этой сфере.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Однако создавать условия необходимо не только студенческой молодежи, чей уровень доходов за пределами среднего, но и тех, кто по тем или иным причинам не обучается и имеет статус безработного. Следует обратить внимание на неэффективность работы центров занятости, которые не стремятся к расширению возможностей вовлечения населения в трудовую деятельность, придерживаясь уже наработанных годами средств и методов переподготовки и предложений имеющихся низкооплачиваемых вакансий. Молодые люди, включаясь в общественную жизнь, стремятся влиться в какую-либо социальную группу и обрести в ней определённый статус. И по мере становления, достижения желаемого результата и статуса, личность старается его повысить.

И при этом наталкивается на ряд проблем. Постепенно между обществом и молодёжью возникают разногласия и противоречия по поводу самореализации, запросов и ожиданий, прав и обязанностей. Человек теряется, в нём развивается чувство растерянности, пессимизма, неверие в будущее, что влечёт к повышению криминальности, агрессивности, злости, выражается в пренебрежении нравственными устоями и нормам поведения, и как следствие, влечёт к совершению экстремистских действий. К социальным причинам экстремизма следует отнести ухудшение климата в семье, конфликты со сверстниками, социальное неравенство, невысокий социальный статус. Семья является основой становления личности человека, она обеспечивает её воспитание и развитие, несёт ответственность за включение ребёнка в общество.

Основное влияние на личность оказывают состав родительской семьи и психологическая атмосфера в ней. Для молодежи отсутствие или дефицит необходимых социализационных возможностей превращается в проблему компенсации необходимых социальных навыков, самостоятельного формирования мировоззрения, выбора стратегий и моделей поведения, жизненного пути, а иногда затягивания периода инфантильности. Очень часто происходит так называемый межпоколенческий конфликт, то есть не понимание родителями своих детей. Не получая понимая со стороны родителей, часто сопровождаемое насилием, молодой человек замыкается в себе, затаивает злобу, ненависть, которая в последствии перерастает в преступление, уходит из семьи.

Причины возникновения молодежного экстремизма

  • Путин назвал одну из основных причин появления экстремизма
  • Мы в соцсетях
  • Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика
  • Противодействие экстремизму

6 причин возникновения молодежного экстремизма

В политологической литературе приведено определение: «Экстремизм — приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям» [7]. В соответствии с Кратким политическим словарем «экстремизм — это приверженность к крайним взглядам и мерам, в политическом смысле означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора» [8, с. В религиоведческом контексте Э. Филимонов рассматривает экстремизм как «приверженность к крайним взглядам и действиям», которая «может иметь место в любой сфере общественной жизни, где сталкиваются различные взгляды и точки зрения на решение тех или иных проблем» [9, с. Эти взгляды, меры, идеи или действия по своему характеру могут быть политическими, расистскими, националистическими, религиозными, сепаратистскими, криминальными и др. Верещагин и М. Лабунец подчеркивают, что экстремизм — это идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление [10, с. Афанасьев раскрывает определение экстремизма как приверженность «к крайним толкованиям» и «методам действий», основанным на нетерпимости к иной точке зрения и жестком противоборстве: «Экстремизм есть изначальное отрицание всякого чувства меры. Он оперирует искаженными, деформированными представлениями о действительности, по крайней мере, в той ее части, где пытается реализовать свои цели, как ближайшие, так и более отдаленные. В языке это выражается в крайности суждений, безапелляционности, категоричности.

В практической деятельности это неизбежно приводит к насилию» [11, с. Согласно приведенным определениям, экстремизм в основном понимается как идеология, предписывающая принудительное навязывание ее принципов, нетерпимость к мнению, отличному от диктуемого этой идеологией, и оправдывающая подавление идеологических противников. Идеология экстремизма — это идеология нетерпимости к оппонентам, оправдывающая их насильственное подавление, предполагающая существование врага в лице инакомыслящих граждан, признающая лишь собственную монополию на истину независимо от правовых установок. Поэтому экстремистская деятельность практически всегда — деятельность антиконституционная. Приведенные выше определения раскрывают сущность экстремизма исключительно как политического феномена, но не раскрывают правовой природы данного явления. В то же время, учитывая, что в рассмотренных определениях заложена конфликтогенность данного явления, его определение должно содержать характеристики противоправного характера экстремистских деяний. Исходя из этих соображений, С. Фридинский рассматривает экстремизм как «деятельность общественных, политических и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке, финансированию или иному содействию ее осуществлению, в том числе путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг или материально-технических средств, а также совершение действий, направленных на установление единственной идеологии в качестве государственной; на возбуждение социальной, имущественной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства; на отрицание абсолютной ценности прав человека; на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства и подрыв безопасности, а равно публичные призывы, к осуществлению указанной деятельности или совершению таких действий» [12, с. Учитывая изложенное, экстремизм можно определить как действия, а также выраженные публично идеи, угрозы и намерения, нарушающие установленные законом права и свободы граждан, общепринятые нормы национальных, конфессиональных и иных общественных отношений, установленный порядок деятельности органов власти.

Весьма важным представляется замечание В. Верещагина о том, что «юридическая оценка правонарушений экстремистского характера приобретает мировоззренческий аспект, поскольку базируется не только на нормативно-правовых актах, но и касается правосознания работников правоохранительных органов, его традиционных или инновационных предпочтений» [13, с. В то же время анализ правовых характеристик экстремизма показывает, что из них выпадает отмеченный нами ранее идеологический аспект, что недопустимо, так как экстремистская деятельность, выходящая за рамки действующего законодательства, прежде всего, является следствием экстремистской идеологии идеи — системы крайних воззрений, реализация установок которой ведет к совершению противоправных деяний. Поэтому можно согласиться с формулировкой, приведенной в «Докладе о целях и средствах противодействия политическому экстремизму», где под экстремизмом понимается деятельность по распространению таких течений, доктрин, которые направлены на ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного обмена взглядами; на установление единственной идеологии в качестве государственной; на разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам; на отрицание абсолютной ценности прав человека [14, с. Таким образом, экстремизм — это следование политических партий, религиозных организаций, групп и отдельных граждан идеологии, содержащей идеи, угрозы и намерения, нарушающие установленные законом права и свободы граждан, общепринятые нормы национальных, конфессиональных и иных общественных отношений, установленный порядок деятельности органов власти, ведущей к совершению этими политическими партиями, религиозными организациями, группами и отдельными гражданами противоправных деяний, нарушающих права и законные интересы личности, общества, государства. Зачастую экстремизм отождествляют с радикализмом. Однако представляется, что «радикализм» — понятие, взятое из политологии, более широкое, чем понятие «экстремизм».

Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость — стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость — это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации». Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость — абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство.

Напомним, что в Приморском крае реализуется государственная приморская программа «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма. Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.

Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру - общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др. Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России. В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации. Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство - развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи. Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как отметил Президент Российской Федерации В. Путин, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Экстремизм, и его крайняя форма — терроризм, — это не локальная и даже не региональная проблема сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское явление. Профилактика экстремизма и терроризма — это не только задача государства, но в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении экономического и политического потенциала нашей страны. В Российской Федерации законодательно запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Но экстремизм и терроризм быстро изменяются, осваивают все более опасные и разрушительные методы. Поэтому особо важна организация слаженной работы государственных учреждений, общественных и религиозных организаций на всех уровнях системы государственного управления и общественной деятельности. Без целенаправленной и согласованной работы этих двух систем невозможно бороться с экстремизмом и терроризмом, невозможно воспитание молодого поколения в духе патриотизма и веротерпимости, что необходимо для обеспечения безопасности общества в целом. Сейчас экстремизм и терроризм, в какой бы форме они не представлялись, являются одной из самых опасных общественно-политических проблем, требующих незамедлительного решения. Приоритетными в этой работе являются предупредительные меры.

Экстремизм: понятие, виды

Одной из базовых причин экстремизма является незащищенность широких слоев общества, представители которых подвержены правовому нигилизму и зачастую именно из данной среды появляются криминальные кадры. Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром. ы возникновения экстремизма.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий