Новости что такое синдром отличника

Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций.

Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом

Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Синдром отличницы — крайняя степень перфекционизма, когда вы стремитесь к идеалу во всем. К каким последствиям может привести синдром отличника, как от него избавиться — в материале Forbes Life. Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника. Термин «синдром отличника» часто встречается в статьях на образовательную тематику, в материалах об эмоциональном выгорании.

«Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей

Итак, мы разобрались с тем, что такое синдром отличника, а перейдем к тому, как избавиться от него. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам».

Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом

Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. Итак, мы разобрались с тем, что такое синдром отличника, а перейдем к тому, как избавиться от него. Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу. Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих.

Синдром отличника у ребенка

И как они чувствуют себя, становясь взрослыми? Источник: pixabay. Привычка выполнять все идеально чревата неврозами, неумение воспринимать критику ограничивает круг общения, а завышенные ожидания от себя и окружения рвут социальные связи. Психолог, эксперт по детско-родительским коммуникациям Ольга Давыдова рассказала об этом психологическом феномене, о том, чем он отличен от перфекционизма. На ресурсе Растимдетей. Синдром отличника Синдром отличника отличается от перфекционизма. Перфекционист стремится к безупречному результату и получает удовольствие как от процесса, так и от самого итога. Человеку с синдромом отличника чрезвычайно важен не столько безупречный результат, сколько тотальное одобрение со стороны авторитетных для него людей. Такому ребенку, например, важно, чтобы его похвалили перед классом, чтобы мама ему сказала, что он лучше условных Пети и Вани. При этом результат может быть далеко неидеальным — важно, чтобы успех был признан со стороны.

По этой причине синдром отличника чреват угождающим поведением и низкой самооценкой. У человека завышены требования к себе и окружающим, он боится и не хочет пробовать что-то новое. Из-за постоянного беспокойства страдает здоровье. Результатом может стать низкое качество выполняемой работы — ведь стандарты завышены, да и страхи мешают. Как определить синдром отличника О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Он очень близко к сердцу принимает любую критику и легко отказывается от дела или игры, общения с друзьями, от отдыха и личной жизни ради выполнения задачи. Синдром заставляет человека бояться нового опыта — если есть шанс не достичь успеха, он отказывается от задачи. Человек с синдромом отличника несет ответственность на грани невроза. Он склонен винить и ругать себя за любое отступление от плана, не обращать должного внимания на собственные потребности и желания.

Их он заменяет чужими — даже если потребности касаются здоровья, личной жизни и отдыха. Синдром проявляется также в ревности к чужому успеху, она не дает спокойно отнестись к тому, что у кого-то получилось лучше. При малейшей неудаче наступает сильное расстройство.

Именно столько людей страдает от синдрома отличника. В статье ответим на вопросы, что представляет собой синдром, почему появляется и как с ним бороться. Что такое синдром отличника? Оговоримся сразу, что это не научное понятие. Тем не менее данный термин часто встречается в текстах об эмоциональном выгорании, ориентированных на широкую аудиторию, статьях на образовательную тематику. Под «синдромом отличника» психологи понимают комплекс психических особенностей человека, который стремится быть лучшим во всем, к чему прикасается, а также испытывает полное неприятие несовершенства в себе и в окружающих. Он не будет удовлетворен результатом. Его жизнь становится бесконечной гонкой за признанием, похвалой окружающих. Все начинается в школьные годы, когда учеба — это основная деятельность для самовыражения детей и подростков. Они хотят хорошо учиться, чтобы заслужить одобрение родителей, похвалу от учителей, уважение в классе. Постепенно формируется идеальный образ, к которому стремятся дети, чтобы получить всеобщее признание. Неправильные установки закрепляются в сознании и сохраняются у человека на всю жизнь. Суть синдрома отличника, как проявляется Со стороны многие люди завидуют родителям ребенка с перфекционизмом: ответственный, исполнительный, послушный, выполняет всю работу, за какую ни возьмется, хорошо учится. Но это только видимость. Носитель синдрома отличника и отличник — не одно и то же. Важно, что отличник добивается высоких результатов трудолюбием, с легкостью осваивает школьные предметы, но при этом адекватно относится к критике, готов сделать выводы из неудач и решать сложные проблемы. Жертва синдрома рассматривает свое «я» сквозь призму оценок других людей, поэтому подчиняет свои интересы и потребности желанию добиться похвалы. Многие в стремлении побеждать тратят на задачи больше времени, чем требуется.

Он часто прогуливал уроки и не стремился хорошо учиться. Единственные две вещи, которыми Гейтс занимался с удовольствием, были математика и занятия по программированию. Однажды он вместе с друзьями даже взломал компьютерную программу, за что был лишён возможности работать за компьютером несколько месяцев. Позже увлечение переросло в дело всей жизни, а недавний двоечник стал одним из создателей корпорации Microsoft и вошёл в число лидеров списка Forbes. Стив Джобс. Стив тоже в детстве не был прилежным учеником. Школьная программа казалась ему неинтересной, он часто получал двойки и нарушал дисциплину, несколько раз менял школу. Впервые познакомившись с персональным компьютером в подростковом возрасте, Джобс с головой погрузился в мир электронных технологий. На его пути было много трудностей, но развитый интеллект, острый ум и упорство помогли ему создать легендарные проекты, изменившие мир, такие как Apple и Pixar. Александр Пушкин. Как ни странно, великий поэт с трудом закончил Царскосельский лицей. Мальчик не любил математику, учителя иногда не хотели ставить даже двойку, оценивая математические способности Александра «нулём». При этом Пушкин любил читать и с детства писал стихи. Кстати, при всей нелюбви к учёбе, многие из его первых стихотворений отражают тёплые воспоминания о лицейском периоде. Читать подробнее Как бороться с синдромом отличника По словам Екатерины Петуховой, во взрослом возрасте от этого убеждения сложно избавиться. Но несмотря на глубокие корни проблемы, можно выделить несколько способов, помогающих уменьшить проявления синдрома отличника.

Люди, не имеющие «синдром отличника», не нуждаются в оценке своей деятельности окружающих, они сами в состоянии организовать работу коллектива и распределить обязанности между подчинёнными, проявлять инициативу и творческий подход в решении поставленной задачи. Таким образом, важнейшие различия людей с «синдромом отличника» и без него — это организация работы в команде и творческая составляющая. Критика[ править править код ] В последние 20 лет[ прояснить ] перфекционизм подвергается интенсивным эмпирическим исследованиям зарубежной клинической психологии. Первая теоретическая статья [5] на эту тему была написана американским психоаналитиком К. В настоящее время большинство известных учёных-психоаналитиков согласны с тезисом об опасности стремления к идеалу. Это приводит к депрессии и к нарушению психики , снижает интеллектуальные и творческие способности. Лидерами в разработке эмпирических исследований в области перфекционизма являются две группы исследователей: группы британских клинических психологов под руководством Фроста и группа канадских учёных во главе с Хьюиттом. Группа Фроста разработала многомерную шкалу перфекционизма — это шкала позволяет тестировать различные параметры перфекционизма: личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в собственных действиях, родительские ожидания, родительская критика, организованность. Канадские учёные выдвинули альтернативные представления о структуре перфекционизма, включающие:.

Синдром отличника: что это такое и как с этим справиться

Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу. Чем вреден этот синдром? Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию. Человек, выросший с убеждением, что его признают, любят и ценят только тогда, когда он делает что-то лучше всех, - очень сильно переживает неудачи, критику и даже просто отсутствие похвалы со стороны значимых фигур окружения. Так, домохозяйка с синдромом отличницы будет чувствовать себя никудышной женой, если муж не будет хвалить каждый ее кулинарный шедевр, офисный работник будет уверен, что он плохо делает свое дело, если шеф не будет его постоянно подбадривать, поощрять, то есть ставить виртуальные «пятерки». При этом объективная реальность, то есть то, насколько хорошо эти люди делают свое дело, совершенно ими не воспринимается. Нет похвалы - значит, нет успеха. Сами себя они хвалить не умеют. Парадокс заключается в том, что такие люди обычно очень успешны в своих делах, потому что не дают себе спуску и требуют с себя по полной, и окружающие к этому быстро привыкают.

Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя. А так как потребность получить свою «виртуальную пятерку» никуда не исчезает, такой работник может довести себя до нервного срыва - ведь, чтобы шеф продолжал хвалить, нужно работать еще лучше, дольше и успешнее! При этом люди с синдромом отличника часто боятся совершить ошибку и предпочитают не рисковать вовсе, только чтобы не получить «минус» к своей «пятерке». Часто люди с синдромом отличника проецируют свой перфекционизм и на свое окружение - под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги. И горе тем сотрудникам, чей начальник в детстве получил наказ «возвращаться домой только с пятерками» - ведь он будет искренне убежден, что работу можно или не сделать вообще, или сделать идеально. Какая еще болезнь, рождение ребенка, отпуск? Ну-ка сел за компьютер - и написал отчет, ну и что, что сейчас три часа утра, ничего не знаю! Так как настроение и психическое состояние «отличника» практически полностью зависит от оценки, которую ставит ему окружение, он напоминает компьютер без батарейки - пока есть электричество, все работает, но только происходит сбой - компьютер тут же выключается.

Даже если «отличнику» повезет, и он найдет себе пару, которая будет постоянно его хвалить, и устроится на работу, где все его ценят и жить без него не могут, в какой-то момент цепочка все равно разрушится, когда кто-то забудет сказать, какой Вася молодец.

Перфекционист сам по себе нацелен на идеальный результат. А человеку с синдромом отличника нужна положительная оценка его работы от других. Например, школьник-перфекционист хочет аттестат с отличием, потому что для него это идеальный результат школьного обучения. Если он достигнет цели — ему будет не так важно, оценят ли его усилия окружающие. Для школьника с синдромом отличника одни пятёрки в аттестате — лишь способ получить похвалу от близких, друзей или учителей. Чем опасны перфекционизм и синдром отличника В обоих случаях постоянное стремление к совершенству плохо сказывается на эмоциональном состоянии. Таким людям тяжело справляться даже с небольшими неудачами. Из-за этого они постоянно находятся в стрессе и боятся ошибиться.

Ошибаться — это нормально и это часть жизни любого человека. Главное — делать выводы и идти дальше. Перфекционисты ждут от окружающих такого же отношения к задачам. Они не понимают, почему другие не могут делать идеально.

Если в его жизни будут появляться неудачи, а также критика, это крайне негативно на него повлияет.

Сделает так, что человек будет ужасно себя воспринимать. Вплоть до того, что начнет кричать, плакать и расстраиваться. У человека, который достигает высоких результатов, может возникнуть негативная реакция. Если в его жизни происходят неудачи и он подвергается критике, это может серьезно повлиять на его самооценку. Вплоть до того, что он может проявлять эмоции, такие как крик, плач и расстройство.

Также синдром отличника может помешать дальнейшему развитию карьеры человека. Он будет требовать от себя слишком многого за короткий срок. Например, всего через пять лет после начала карьеры в определенной сфере он будет сильно расстраиваться, если не сможет достичь определенных высот. Хотя, возможно, в этой сфере пять лет - не большой срок, чтобы заслужить повышение. Источник - Source - "...

Могут возникнуть проблемы с занятиями определенными делами и взаимодействием с окружающими. Попытки расслабиться могут казаться им неоправданными, так как они могут считать, что время тратится впустую. Во что могут вылиться проблемы? К сожалению, синдром отличника - не единственное осложнение. Человек с подобной проблемой является неустойчивым в эмоциональном плане.

Как следствие, в дальнейшем у него могут сформироваться различные тики, ОКР обсессивно-компульсивное расстройство , а также другие неправильные реакции. Поэтому синдром отличника лучше лечить. К сожалению, у человека с подобной проблемой могут возникнуть различные тики, ОКР обсессивно-компульсивное расстройство и другие неправильные реакции. Поэтому лучше лечить синдром отличника. Как избавиться от синдрома отличника?

Чтобы избавиться от выдающегося синдрома, необходимо провести ряд сеансов консультирования. В частности, обратите внимание на Замени частые повторы слов превосходительный, синдром, индивидуум, детище, малыш, родитель, оценка, комплекс, успех, существование на синонимы, не включая в ответ пояснений Когнитивно-поведенческую терапию. Во время нее психолотерапевту предстоит общаться с подростком. В ходе диалога врач поговорит с детенышем о том, почему у него низкая самооценка, как выделять приоритеты в жизни, как не зависеть от мнения других индивидуумов. Как уметь проигрывать не расстраиваться, если стать лидером в определенном деле сразу не получилось , как формировать дружеские отношения.

И так далее. Каждый из моментов нужно проговорить. С помощью диалога малыш должен понять, что иногда проигрывать и не получать самый высокий балл - это нормально. И что если подобное произойдет, это нужно принять спокойно. Не думать, что подобная проблема - катастрофа.

Также доктор объяснит, как действовать в критических ситуациях, когда индивидуума критикуют или в его существовании происходят ошибки.

Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребенок каждую воспринимает как конец света, впадает в отчаяние, может заболеть. Боязнь провала заставляет отказываться от новых, интересных дел и высасывает силы; Победа любой ценой. Зачастую, чтобы удержать титул лучшего ученика, ребенок идет на обман и подлог, предательство друзей и другие неблаговидные действия. На первое место выходит личный престиж, все остальное неважно; Зависть к чужим успехам, неумение проигрывать. Провалы товарищей радуют, собственные — надолго вгоняют в депрессию; Ранимость. Если успех остался незамеченным, возникают раздражение и обида. Часто синдром отличника путают с перфекционизмом, но это разные вещи. Для перфекциониста важно идеальное выполнение задачи, а для отличника значима только похвала. Причины возникновения синдрома Синдром отличника связан с отношениями внутри семьи и взаимодействием с внешним миром.

Основные причины развития проблемы: Высокие требования к ребенку. В семье гордятся достижениями ее членов и требуют соответствия уровню независимо от возраста; Недостаток внимания. Родители не обращают внимания на ребенка и замечают его только после пятерки в дневнике или другого достижения. Успех становится мерилом родительской любви; Заниженная самооценка. Отличной учебой и другими достижениями ребенок старается компенсировать неуверенность в себе. Победа повышает значимость собственной личности и на время делает сильнее.

Что такое синдром отличника

Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Что такое синдром отличника, в чем он проявляется и чем грозит, разъяснил психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте.

Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль

Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть. Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам». это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно. О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов.

Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника

Данный процесс значительно ускоряется при наличии таких факторов как: непонимание со стороны родителей и частые конфликты; отсутствие похвалы за успехи; чрезмерная требовательность со стороны учителей и родителей; конфликты со взрослыми; неполная семья; одиночество и неуверенность в себе. Постепенно в личности человека накапливаются значительные изменения, и в дальнейшем синдром отличника начинает доставлять серьезный дискомфорт. В некоторых случаях может наступать психическое и эмоциональное истощение. Так человек, привыкший делать всё идеально, приходит в состояние, в котором он не способен нормально справляться с повседневными делами.

Минусы синдрома отличника Настоящие проблемы начинаются, когда человек с синдромом отличника вступает во взрослую жизнь, в которой скорость и эффективность часто важнее качества. В полной мере начинают проявляться такие минусы синдрома отличника как: Чрезмерная ответственность. Стремясь быть идеальным во всём, человек хватается за множество дел одновременно.

Постепенно справляться становится всё сложнее, и он начинает сдаваться. Зависимость от качества результата. Выполнив работу неидеально, взрослый «отличник» чувствует подавленность.

Зависимость от чужого мнения. Даже будучи взрослым и самодостаточным, такой человек нуждается в одобрении окружающих. Постоянное недовольство собой.

Успехи и достижения воспринимаются как нечто обычное, а любое несовершенство — как неполноценность. Неумение проигрывать.

Воспитывайте правильное отношение к оценкам Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике. Не сравнивайте ребенка с другими детьми Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

Дайте право на ошибку Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, — значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно. Развивайте у детей чувство юмора Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника? Хорошая успеваемость в школе — это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы — это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога. Портал «Я—родитель» дает пять рекомендаций родителям , которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника. Умерьте свои амбиции Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого — тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада — успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе! Воспитывайте правильное отношение к оценкам Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе.

Поэтому будет не лишним обратиться к психологу, если сами справиться вы не в силах. Синдром отличника может привести к серьезным психологическим, поэтому будет не лишним обратиться к психологу Фото: Изображение Midjourney Что можно сделать самостоятельно, чтобы избавиться от проблемы: Осознайте ошибки. Поймите, что ошибки и неудачи — это не провалы, а уроки, которые нужно принять как должное. Ошибаться может каждый. Примите свои недостатки и себя и осознайте, что имеете право на ошибку. Полюбите себя.

Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным

Их основная цель - восхищаться своими достижениями перед другими людьми. Слишком высокие требования Некоторые родители считают, что для достижения признания со стороны других людей необходимо фиксировать "успех" на бумаге. Или в определенном конкретном виде. Например, в качестве оценок, а также медалей или же грамот. Как следствие, родители начинают предъявлять к чаду высокие требования. Требуют от него учиться не на четверки, а на круглые пятерки. Заставляют постоянно участвовать в олимпиадах, получать грамоты. Только чтобы быть лучше, чем другие.

Синдром успешного человека заканчивается неблагоприятно. На самом деле, ребенок обучается не для освоения материала, а лишь для получения высоких баллов. Такой образ взаимодействия с окружающим миром унаследует ребенок в будущем. Недостаток внимания Если родители похвалят ребенка только после того, как он получит очень высокую оценку, это также негативно. Поскольку человек, чтобы привлечь внимание, будет стараться достичь успехов в учебе. Ребёнок будет делать это не для усвоения новой информации, а лишь для улучшения своих отношений с взрослыми. Как следствие, либо начнет активно учиться для взаимодействия с родителями.

Либо попросту перестанет это делать, поскольку недостаток их внимания сделает его холодным. И трудиться для достижения внимания больше не будет смысла. Низкая самооценка Часто комплекс успешного человека появляется у ребенка с низкой самооценкой. Чтобы улучшить ее, он старается получать всевозможные достижения. Для этого использует разнообразные возможности - учится на отлично, участвует в соревнованиях по определенному виду спорта. Почему синдром отличника опасен? Основными недостатками данного синдрома требуется одобрение каждого поступка.

Это, в свою очередь, зависит от успехов личности. Если он не может что-то сделать, это является серьезной проблемой. Из-за чего появляются комплексы и плохое настроение. С успехом умник не станет независимым. Он всегда будет уязвим перед своими чувствами. И также будет зависим от достижения определенных целей и задач. Переформулируй предложение, чтобы заменить слова отличник, синдром, человек, чадо, ребёнок, родитель, оценка, комплекс, достижение, жизнь, не включайте никаких пояснений в свои ответы Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций.

Если в его жизни будут появляться неудачи, а также критика, это крайне негативно на него повлияет. Сделает так, что человек будет ужасно себя воспринимать. Вплоть до того, что начнет кричать, плакать и расстраиваться.

А статус нужно поддерживать и, чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые жертвы. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов. На своём примере подтвердите, что с неудачами можно справляться по-другому — без испуга. Выбирайте стратегию, подходящую под ситуацию: принятие к сведению, игнорирование, анализ ситуации и её исправление.

Став перфекционистом, человек уже не может получить удовлетворения от собственных достижений. Так как внутри у него нет той части, которая может похвалить, принять, позволить расслабиться на какое-то время. Также как и нет части, способной прощать и принимать ошибки и несовершенства. Как свои, так и, зачастую, окружающих. Имеет смысл бороться с перфекционизмом, если только он Вам действительно мешает. Перфекционисты — люди весьма успешные. Они всегда в движении и в поисках способа покорения новых вершин. Если же Вы чувствуете, что Ваш перфекционизм требует слишком много сил и эмоциональных вложений, если Вы понимаете, что такой ритм — не Ваш и Вы хотите иначе, то начать можно с малого: планируйте день. То, в котором не надо соревноваться, которое никто не оценит и не увидит. Разбросайте бумаги на столе, откажитесь от мытья полов или посуды, позвольте себе опоздать, забыть, не выполнить без глобального ущерба для бизнеса и семьи.

Ему действительно, искренне, кажется, что Его ребенок может значительно лучше. У таких родителей вырастают дети, бесконечно пытающиеся доказать своим папе или маме, что они хорошие. Порой, эта гонка продолжается и после смерти родителей. На их место просто встают обесценивающие супруги. Но, увы. Став перфекционистом, человек уже не может получить удовлетворения от собственных достижений. Так как внутри у него нет той части, которая может похвалить, принять, позволить расслабиться на какое-то время. Также как и нет части, способной прощать и принимать ошибки и несовершенства. Как свои, так и, зачастую, окружающих. Имеет смысл бороться с перфекционизмом, если только он Вам действительно мешает.

Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть

Надо только минимизировать отрицательное влияние синдрома, а его положительные стороны оставить. Источник: selcdn. Если корень ваших проблем в том, что вы стараетесь идеальным выполнением дел заслужить признание, любовь окружающих — проанализируйте, насколько хорошо это работает. Действительно ли важны для вашей семьи идеальный порядок и чистота в квартире, или ваши домашние предпочли бы проводить с вами больше времени?

Насколько ценит начальник безупречное выполнение вами своих обязанностей? Почему работающие менее усердно порой имеют благ даже больше? Поймите, что расположение людей далеко не всегда зависит от того, насколько вы идеальны во всем.

Научитесь расставлять приоритеты. Определите наиболее важные жизненные цели купить квартиру, сменить работу, получить образование, устроить личную жизнь, добиться повышения на службе, больше времени уделять близким, заняться спортом и т. Держите основные цели в голове.

Каждый раз, когда появляется желание довести очередное дело до совершенства, спросите себя, имеет ли оно отношение к вашей цели. Если нет, то ради чего вы собираетесь потратить на него столько времени? Может, стоит остановиться на хорошем результате и заняться тем, что действительно важно?

Используйте дедлайн. Ставьте себе ограничение по времени на выполняемую работу — так, чтобы его хватило на хороший результат с приемлемым качеством. Вы будете удивлены, когда поймете, что людям хороший результат нравится не меньше, чем идеальный.

Научитесь принимать критику. Относитесь к ней как к альтернативной точке зрения. Каждый имеет право на мнение.

Попробуйте найти в ней рациональное зерно, запомнить на будущее и извлечь максимальную пользу. Благодарите тех, кто делает вам замечания, и ваше отношение к критике постепенно изменится. Перестаньте относиться к своим ошибкам, как к катастрофе.

Ошибки — неизбежный спутник человеческого прогресса. Без проб и ошибок невозможно освоить что-то новое. Вот и начните учиться — иностранному языку, игре на музыкальном инструменте, запишитесь на обучающие курсы.

Так вы на практике поймете, что на ошибках учатся, и что другие тоже ошибаются. Воспринимайте ошибки и замечания как обратную связь, как результат эксперимента. Перестаньте контролировать окружающих.

Не берите на себя ответственность за их дела. Научитесь не проверять и не переделывать за другими их работу. Пусть она выполнена не идеально — в этом нет ничего страшного.

Разрешите вещам лежать там, куда их положили домашние, а не там, где вы хотите их видеть.

И подумайте, к чему она приведёт. А значит, такой ошибки можно не бояться. Более того, неудачи — это тоже полезный опыт. Вы попытались и не получилось?

Сделайте выводы, и в следующий раз получится лучше. Или ещё через пару попыток, но рано или поздно это случится. А вы тем временем станете лучше. Записывайте свои достижения — и большие, и маленькие Это поможет бороться с одним из последствий синдрома отличницы — обесцениванием своих заслуг. Заведите дневник.

Лучше, если это будет тетрадь, куда вы будете писать ручкой, а не заметки в телефоне. Заносите туда все победы, даже если речь о хорошей тренировке или прочитанной книге.

Взрослому важно научиться хвалить и поощрять себя самому, а не ждать одобрения от других. Работайте над своей самооценкой. Самостоятельно или с помощью психолога. Для отличников важно научиться следовать собственным ценностям без постоянного страха совершить ошибку. Научитесь отдыхать. Научитесь расслабляться и отключаться от проблем на работе и в домашних делах. Время перезагрузки важно для мозга, иначе он не сможет нормально функционировать. Сравнивайте себя только с собой.

Чему вы научились за последний год? Какие навыки и способности вы приобрели? Что нового вы узнали? Такие сравнения мотивируют и способствуют развитию, а не депрессии. Не пытайтесь сделать все идеально. Если возникло такое желание, подведите черту в уме и спросите себя, действительно ли оно мне нужно или мной снова овладевает синдром отличника? И будьте честны с собой.

Также надобно понять, что здраво лишь то, что в меру. А потому следует под себя подстраивать ситуацию. Порой рассматриваемый синдром может помочь его носителю, поэтому нужно научиться адекватно анализировать и оценивать любую ситуацию бытия. Главной проблемой людей с синдромом отличника является отождествления себя с плодами своей деятельности. Они забывают, что достижение либо неуспех — это лишь незначительная часть их жизненного пути. В преодолении рассматриваемого комплекса важно трансформировать собственные установки. Ещё одним действующим средством является безделье. У всех лиц с синдромом отличника наблюдаются излишне завышенные требования к собственной личности. Помимо того они убеждены, что и окружение также ожидает от них высоких результатов. Отличника приучить чередовать деятельность и отдых довольно сложно. Поэтому не следует ожидать моментальных результатов. Нужно начинать с минимума. Например, позволить себе хотя бы 5 минут придаться сознательному безделью, но при этом, наблюдая за коллегами: смотрят ли они с осуждением или даже не замечают, что рядом сотрудник отдыхает. Делать перерывы в деятельности это нормально. Более того отдых способствует продуктивности труда. Нужно ввести правило еженедельно совершать нечто экстраординарное, дабы высвободить настоящие эмоции. А услышав критику собственных действий, следует помнить, что данная отрицательная оценка поступка является лишь суждением отдельного индивида. Негативные отзывы со стороны необходимо анализировать на предмет их объективности и полезности. Нельзя воспринимать критику в качестве попытки оскорбить либо унизить. Подобное неправильное отношение является следствием описываемого синдрома. Хобби является одним из наилучших способов, избавляющих от различного рода психологических комплексов. При этом, занимаясь новым увлечением не нужно ожидать одобрения окружения, следует наслаждаться самим процессом. Автор: Практический психолог Ведмеш Н.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий