Новости высадка на луну ссср

Причин того, почему советские космонавты не попали на Луну, было несколько – технических, организационных, экономических и политических. Бесценный опыт посадок на Луну, накопленный в СССР в 1960-1970-х гг., утерян, а смена поколений прервалась, заявил глава Роскосмоса Юрий Борисов в интервью телеканалу "Россия 24". Письмо в Совет министров СССР о начале работ по подготовке к осуществлению «мягкой» посадки автоматических аппаратов на поверхность Луны.

Россия возвращается на Луну: как СССР исследовал её в прошлом и что ждёт нас в будущем

Советский Союз первым вывел на космическую орбиту спутник, первым вывел на орбиту животных и смог их вернуть обратно на Землю. У СССР были грандиозные планы по высадке и освоению Луны. 53-летие первой высадки на Луну «Аполлона-11» (Apollo 112) мы отмечали этим летом3. Кстати, сей важный профессор в советские времена вел телепередачу «Очевидное – невероятное» и в одном из ее выпусков ничтоже сумняшеся заявил, что высадки американцев на Луну в 1969 году не было, а они сымитировали это в каком-то павильоне! У СССР оставался еще шанс обойти США с первой высадкой человека на поверхность Луны. О том, что у СССР была своя программа пилотируемых космических полётов к Луне, советские граждане, за исключением очень узкой группы посвящённых, впервые узнали только во время перестройки.

Почему 57 % россиян отрицают полёт американцев на Луну

Первый советский космонавт в плену у китайцев В апреле 1961 года английское издание Daily Worker сообщило сенсационное известие: СССР запустил человека в космос, им стал Владимир Ильюшин — сын знаменитого советского авиаконструктора, создавшего самолёты Ил. СССР сразу же выступил с опровержением этой информации, но со временем она была подхвачена конспирологами и обросла самыми невероятными деталями. Космонавт сильно пострадал при приземлении и был захвачен в плен китайцами, которые приняли его за шпиона и арестовали. Советскому руководству только через несколько месяцев удалось добиться от китайцев возвращения космонавта, но история приняла такой оборот, что Ильюшина решили засекретить, а космонавтом назначить Юрия Гагарина, в действительности не бывавшего в космосе. Гагарин якобы очень тяготился этим и хотел рассказать миру правду, но его убили, подстроив авиакатастрофу. В качестве подтверждения своей версии авторы указывали на тот факт, что Ильюшин на костылях был принят в Кремле и награждён звездой Героя Советского Союза.

История, бесспорно, получилась интересной и захватывающей. В жизни всё было куда прозаичнее. Лётчик-испытатель ОКБ Сухого Владимир Ильюшин в 1960 году действительно был награждён званием Героя Союза, действительно передвигался при помощи костылей и действительно некоторое время провёл в Китае. Однако награждён он был за работу лётчика-испытателя, награду он принимал после тяжёлой автокатастрофы, в которой получил травму обеих ног, и после лечения в Москве действительно провёл некоторое время в Китае, где проходил реабилитацию. Он никогда не входил в состав отряда космонавтов, хотя в настоящее время известны все его члены, включая тех, кто по различным причинам не побывал в космосе.

Гагарин погиб на Луне Это значительно более поздняя и откровенно маргинальная теория, строящаяся на огромном числе умозрительных предположений. Она заключается в следующем. СССР стремился во что бы то ни стало взять верх и в лунной гонке, для чего в спешке отрабатывалась лунная программа. Хорошо известно, что Гагарин очень хотел снова побывать в космосе и уговорил руководство позволить ему принять участие в лунной программе. Однако программа была ещё не обкатана, поскольку готовилась поспешно.

Тем не менее желание обогнать американцев было столь велико, что было решено пойти на риск и отправить Гагарина на Луну в начале марта 1968 года на аппарате "Зонд-4". При возвращении на Землю корабль также сбился с пути и совершил неудачное приземление в Гвинейском заливе. Гагарин погиб 9 марта. Все люди, которые видели его в промежутке между 9 марта и 27 марта, на самом деле видели специально подобранного двойника, чтобы скрыть неудачный полёт на Луну. А, чтобы обман не был раскрыт, 27 марта была инсценирована гибель Гагарина в авиакатастрофе.

Легенда базируется на откровенно слабых аргументах: Гагарин хотел лететь в космос, Гагарин был на космодроме в день запуска "Зонда-4", Гагарин был капитаном отряда советских космонавтов. Всё остальное — домыслы и вымыслы. Он готовился к полёту и был назначен дублёром космонавта Комарова. Однако "Союз" ещё был сырым и недоработанным, произошла катастрофа, Комаров погиб. После этого руководство и слышать не хотело о полётах Гагарина, боясь потерять живой символ советской космической победы.

Гагарин был на космодроме, как и другие космонавты, наблюдавшие за запусками аппаратов. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года. Однако полёт так и не состоялся в связи с ненадёжностью техники. Были серьёзные проблемы как с ракетой-носителем, грешившей неполадками, так и с системой навигации. Вследствие неудачных запусков пилотируемый полёт был перенесён из-за практически гарантированной гибели космонавта.

На Землю была доставлена колонка лунного грунта длиной около 160 см и весом 170 г, свернутая спиралью в герметичном контейнере. Позже, в декабре 1976 года, небольшая порция этого грунта была передана в NASA в обмен на образцы грунта, доставленного ранее в ходе выполнения американской лунной программы пилотируемых полетов «Аполлон». Лунная станция состояла из возвращаемой части, блока двигательной установки и приборного отсека. Возвращаемый аппарат сферической формы, покрытый теплозащитой, размещался в верхней части ракеты. Внутри него — цилиндрический контейнер с грунтом, парашют и радиопеленгационные передатчики для обнаружения аппарата во время спуска на парашюте и после посадки.

Интересно, что каждое из колес оборудовано независимой подвеской, собственным мотором и тормозом. Еще одно изменение, которое внесли разработчики по итогам первой миссии, система питания корабля. В отличие от своего предшественника, оборудованного кремниевой солнечной панелью, «Луноход-2» использовал арсенид-галлиевые элементы, которые производили до 1 кВт мощности. При этом атомное топливо использовалось для обогрева устройства во время лунной ночи, которая длилась 14 дней. Исследовательской станцией управляла команда, состоящая из пяти человек. Они находились на Земле, наблюдали за движением робота с помощью трех телекамер, в том числе, установленной на выносной башне. При этом устройства передавали изображения высокого разрешения с разной скоростью: один кадр за 3,2, 5,7, 10,9 или 21,1 секунду. Кроме того, четыре фотокамеры позволяли делать снимки поверхности Луны. За время работы миссии «Луноход-2» сделал 93 панорамных изображения лунной поверхности и около 89 тыс. Кроме того, аппарат отправил на Землю стереоскопические данные, которые позволили изучить особенности рельефа кратера Лемонье и строение лунного реголита почвы. Результаты впервые показали, что горные породы в «морских» на дне гигантских кратеров и «материковых» частях Луны существенно отличаются. Научное оборудование миссии включало магнитометр.

Общая масса после отделения от разгонной ступени ракеты-носителя составляла 1583 кг. А первая в истории мягкая посадка на Луну была осуществлена позже - 3 февраля 1966 года. И этому с января 1963 года по декабрь 1965 года предшествовали 11 запусков лунных станций. Правда, ни одна из них не имела полного успеха, но зато они позволили отработать системы радиоконтроля траектории, бортовую радиоаппаратуру, систему астроориентации и приборы автономного управления. Вообще первые советские "лунники", созданные под руководством главного конструктора Сергея Королёва в ОКБ-1, вывели Советский Союз в лидеры освоения ближнего космоса: станция "Луна-1" Е-1, январь 1959 г. И уже в конце 1959 года он предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6.

45 лет назад советская станция последний раз села на Луну

«Луна-15» разбилась при посадке, поставив крест на попытках СССР одержать хотя бы небольшую победу в лунной гонке. Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. Дескать, оттого все советские граждане — от дворника до Генсека не сомневался, что высадки американцев на Луну состоялись. Первая попытка совершить мягкую посадку на Луну была предпринята в СССР 4 января 1963 года в рамках программы Е-6, однако двигатель четвертой ступени ракеты-носителя не запустился. Если по каким-либо причинам высадка на Луне в июле не состоится, то мы предпримем ещё две попытки – в сентябре и декабре. Советский аппарат «Луна-1» должен был достичь поверхности Луны при помощи ракеты-носителя «Восток-Л».

Космические репетиции

  • Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли
  • Несостоявшаяся первая искусственная планета
  • «Луна-9». Первая посадка на Луну 55 лет назад
  • Впервые достигнута поверхность Луны: как советская «Луна-2» перевернула историю
  • Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли
  • «Мы разучились садиться на Луну» — Газета "Советская Россия"

Почему космонавты СССР не побывали на Луне

наименование советской программы исследования Луны и серии космических аппаратов, запускаемых в СССР к Луне начиная с 1959 года. В рамках пятого этапа предусматривалась высадка большой экспедиции на Луну численностью от трёх до четырёх человек. Советский Союз на Луне В день 45-летия приземления первых людей на Луне Русская планета вспоминает о советской лунной программе Через месяц после полета в космос Гагарина президент США Джон Кеннеди дал НАСА четко определенную цель: Если мы можем добраться. Задача мягкой посадки на Луну была успешно решена 3 февраля 1966 года, когда в Океане Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий впервые успешно прилунилась советская автоматическая станция «Луна-9».

Лунная тайна и через полвека тайна

Основными задачами «Луны-25» были отработка технологии мягкой посадки, исследование свойств реголита и экзосферы. «Луна-16» в значительной степени позволила Советскому Союзу отыграться за проигрыш в пилотируемом этапе лунной гонки (хотя бы в глазах собственных граждан). В году СССР планировала высадку станции на обратной стороне Луны с возвращением проб грунта.

Почему космонавты СССР не полетели на Луну?

Собранная станция E-8-5 с возвратной ракетой и сбрасываемыми топливными баками. Источник: Роскосмос Для выбора места бурения на платформе установили фары освещения и два телефотометра, разнесенные на 50 см и развернутые друг относительно друга по вертикали. Они формировали стереоизображение поверхности Луны между посадочными «ногами», а также снимали процесс бурения и позволяли определить точную ориентацию посадочного аппарата путем измерения положения Земли на панорамном изображении. Бур проверялся на земле и на твердых, и на мягких и сыпучих грунтах. Вплоть до включения бур был герметизирован и теплоизолирован, а его разгерметизация выполнялась непосредственно перед началом работы. Электромотор бура дублировался, а некоторые его части смазывались специальным составом для снижения трения в вакууме.

Испытания бурового устройства. Фото из архива НПО имени С. Лавочкина В верхней части платформы КТ установлена космическая ракета «Луна — Земля» — самостоятельный ракетный блок с системой топливных баков, жидкостным ракетным двигателем, приборным отсеком и возвращаемым спасаемым — по терминологии разработчиков аппаратом, который отделялся при подходе к Земле. Возвратная ракета имела собственную автономную систему управления и стабилизации полета, аккумуляторы, радиокомплекс и бортовую электроавтоматику. По первым прикидкам ракетно-космический комплекс УР-500К — E-8-5 «не завязывался»: масса космической головной части превышала возможности ракеты-носителя.

Луноход, хоть и немаленький аппарат, прибыв на Луну, на ней и оставался. По какой? Классическим способом считалось возвращение с предварительным выходом на окололунную орбиту, необходимым фазированием траектории и последующим отлетом к Земле. Сложная процедура была растянута по времени и приводила к накоплению ошибок, вследствие чего на трассе «Луна-Земля» требовалось выполнить коррекции траектории, чтобы не пролететь мимо территории СССР. Из-за сложной системы управления с учетом весовых параметров советской элементной базы фактически она должна была содержать такой же комплект приборов и датчиков, как и ступень КТ возвратная ракета получалось слишком тяжелой.

Альтернативный вариант исключал выход на окололунную орбиту и предусматривал прямой полет к Земле с упрощенным управлением. Для этого применили хитрости небесной механики — расчетными методами на поверхности Луны определялись районы, стартовав из которых в точно выбранное время и выдержав величину и направление разгонного импульса, можно отправить ракету на такую траекторию, что она без каких-либо коррекций в нужный момент встретится с Землей, и возвращаемый аппарат окажется на территории Советского Союза. Система управления возвратной ракеты резко упрощалась — в ней достаточно было оставить гироскопы и интегратор скорости. Общая схема полета станции E-8-5. Лавочкина Для этого требовалось сначала прилуниться в таком районе, из которого после приема грунта при строго вертикальном старте обеспечивается попадание в нужный сектор земной поверхности.

В этом случае достаточно было построить местную вертикаль и запомнить ее положение, а при старте ракеты направить вектор тяги строго вдоль вертикали. После достижения необходимой скорости движение происходило в основном под действием земного тяготения; земная гравитация и приводила ее в нужный район. При этом промежуточные коррекции не нужны. Охоцимского определили набор траекторий возвращения, для которых данный метод подходил. При этом также требовались точные сведения о лунном гравитационном поле...

Схема перелета возвратной ракеты станции е8-5 от Луны к Земле. Источник: Роскосмос Выбранная баллистическая схема обеспечивала минимальную массу ракетно-космического комплекса при старте с Земли. Однако у этого варианта была одна, но весьма существенная сложность: очень большая погрешность определения траектории возвращения на Землю капсулы с грунтом. Это значило, что обнаружить маленький возвращаемый аппарат после приземления будет чрезвычайно сложно. С данной проблемой справились, оснастив возвратную ракету радиомаяком небольшой массы — с его помощью можно было, ведя радионаблюдения, определить фактическую траекторию от момента старта с Луны и до входа в земную атмосферу.

На заключительном этапе полета в ход шли оптические наблюдения с Земли, а сам возвращаемый аппарат с образцами грунта также оснастили радиомаяком. Несмотря на все ухищрения, дефицит массы составлял полтора центнера: на заводе имени Лавочкина кое-как уложились в 5700 кг, а «пятисотка» с блоком «Д» могла отправить к Луне груз 5550 кг. Здесь уже пришлось поработать ракетчикам В. Челомея: не меняя конструкцию, они смогли довести энергетику носителя до требований заказчика. В результате возвратная ракета на старте имела массу около 520 кг, из которых на топливо и сжатые газы приходилось 275 кг.

Долгохранимые окислитель и горючее заливались в три сферических бака; снизу, под центральным баком, монтировался двигатель однократного включения, сверху находился цилиндрический приборный отсек с четырьмя антеннами, на котором на стяжных лентах крепился сферический возвращаемый аппарат. Возвратная ракета в цеху Завода имени С. Источник: Роскосмос Он представлял собой металлическую сферу диаметром 50 см и массой 39 кг, покрытую абляционной теплозащитой. Поскольку вход в атмосферу выполнялся под значительным углом при скорости, близкой ко второй космической, пиковые перегрузки превышали 300 единиц! Внутри возвращаемого аппарата размещалась парашютная система сверху , капсула с образцами грунта в середине; колонковое сверло заводилось в нее на Луне через боковой люк и оборудование, включая аккумуляторы и передатчики снизу.

Центр тяжести аппарата лежал ниже геометрического центра, чтобы сфера аэродинамически стабилизировалась при полете в земной атмосфере. При прохождении зоны максимального скоростного напора на 52-й секунде полета отломились узлы крепления створок головного обтекателя как потом оказалось, их расчет на прочность был выполнен с ошибкой , что привело к разрушению и взрыву ракеты-носителя и потере аппарата. Поскольку перед выполнением первой американской попытки высадки астронавтов на Луну приоритет в советской программе перешел от лунохода к станции для доставки лунного грунта на Землю, в следующем пуске, который состоялся 14 июня 1969 года, стартовала первая E-8-5.

О: Разумеется, когда люди высаживаются на Луну невозможно просто ничего не сообщать. Об этом писали все газеты. Но как вы помните, когда американцы говорят о первом человеке в космосе, они всегда говорят о «первом американце в космосе» [не о Юрии Гагарине]. Примерно те же настроения превалировали в России.

Были небольшие статьи когда был запущен Apollo 11. Как ни странно, была небольшая статья на передовице «Правды», а потом три колонки на пятой странице. Я проверил. Все-таки публикации были! В самой важной и самой главной газете СССР на передовице, а затем еще и на пятой странице. По всей видимости, это была стенограмма телетрансляции. И вот теперь мы подобрались к самому интересному.

Архивам НАСА. Вот любопытный документ 1970 года, содержащий в себе всю хронику событий связанных с космосом за 1969 год. Институт Советско-Американских отношений в Москве направил приглашение через Советское посольство в Вашингтоне. Маршрут включал в себя Москву, Ленинград, Новосибирск и Крым. Строго говоря — это далеко от публикации в советских СМИ. Но эта информация говорит о связях между странами и людьми. Американский астронавт посетил СССР перед запуском Apollo 11, провел ряд встреч и переговоров, выступил, как тогда бы сказали, послом мира.

Эти события не могли не афишироваться: July 2 At Leningrad news conference during U. Состоялась пресс-конференция! К сожалению ни слова о советской прессе, но она наверняка была, иначе какой смысл? Dobrynin had rejected US. Тревожный звоночек. СССР включил заднюю и делает вид, что ничего Интересного не происходит? Наступил день запуска!

Помимо сообщений о публикациях советской прессы я так же буду приводить данные о странах варшавского договора — это не менее интересно — союзники как-ни-как. July 16 U.

Сентябрь 1959». Эти вымпелы были полые внутри и содержали взрыватель и взрывчатку.

Цели и результаты Сообщение об историческом событии — Советские вымпелы на Луне! Для передачи информации на Землю на АМС было установлено три радиопередатчика, работающие на разных частотах. Также впервые летательными объектами была превышена вторая космическая скорость.

На аппараты этой серии возлагалась довольно амбициозная задача по получению детальных фотографий Луны и сбросу на ее поверхность капсулы с сейсмометром сейчас в это сложно поверить, но ее корпус был изготовлен из дерева.

Увы, но NASA серьезно недооценило сложность поставленной задачи. Ни одна из станций Ranger первых серий не сумела выполнить свою программу. В результате их конструкция была существенно модифицирована. Многие системы Ranger переделали и продублировали.

За это пришлось заплатить свою цену в виде снятия посадочной капсулы и всей научной нагрузки, кроме камеры. По итогу Ranger окончательно превратились в космических камикадзе, которые должны были фотографировать Луну вплоть до момента удара об ее поверхность. Первый обновленный Ranger Ranger 6 был запущен 30 января 1964 года. Все прошло в штатном режиме, аппарат выполнил необходимые коррекции курса, направившие его к цели.

В тот день, когда Ranger 6 должен был врезаться в Луну, в пресс-центр лаборатории реактивного движения NASA пригласили множество журналистов. Все они с нетерпением ждали первых в истории детальных снимков поверхности спутника Земли. Однако трансляция не состоялась, ибо Ranger 6 попросту не сумел включить камеру. В конце концов аппарат упал на Луну, так и не сделав ни единого снимка.

Арт-концепт Ranger 6. Из 12 аппаратов, запущенных США к спутнице нашей планеты в период с 1958 по 1964 год, лишь один сумел частично выполнить возложенные на него задачи. Затянувшаяся черная полоса привела к тому, что даже самые несуеверные сотрудники NASA начали поговаривать о том, что вся программа проклята. Но по иронии судьбы, именно 13-й американской лунной миссии Ranger 7 удалось снять это «проклятие», направив Америку по курсу, который спустя несколько лет привел к высадке астронавтов на Луну.

Последняя станция Сергея Королева В период с 1963 по 1965 год Советский Союз в общей сложности предпринял 11 попыток осуществить мягкую посадку на Луну. И если первые аппараты гибли еще на дальних подступах к спутнику, то к середине десятилетия наметился явный прогресс. Его кульминацией стала миссия « Луна-8 » — она практически вплотную подобралась к достижению своей цели. В ночь с 6 на 7 декабря 1965 года «Луна-8» приступила к посадке в западной части Океана Бурь.

Но станцию погубил производственный дефект. Из-за преждевременного разрыва амортизационной оболочки она предназначалась для смягчения удара при прилунении аппарат закрутило. Тормозной двигатель не сумел выправить ситуацию и «Луна-8» разбилась. Конечно, все участники программы понимали, что мягкая посадка на Луну очень близка и будет достигнута буквально в течение одного-двух запусков.

И в самом деле, 3 февраля 1966 года «Луна-9» наконец успешно справилась с поставленной задачей. Однако ключевое лицо советской космической программы уже не стало свидетелем этого успеха. Речь о Сергее Королеве. Главный конструктор умер во время неудачной операции 14 января 1966 года, так и не увидев, как выглядит лунная поверхность.

Правда, у него все еще оставалась возможность взять «утешительный приз» в виде первого пилотируемого облета спутника. Если бы ранний «Протон» оказался надежной ракетой, с большой долей вероятности СССР действительно бы реализовал эту задачу. И вначале советская, а затем и российская пропаганда захлебывалась бы от восторга, подавая это событие как величайшее достижение в истории человечества.

Люди, базы и челнок

  • Догнать и перегнать Америку — на Луне
  • Первые на Луне — советские аппараты
  • СССР – США: космическая гонка
  • У вас отключен JavaScript.

Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы

Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов. Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т. Будущая ракета получила обозначение Н-1. При этом, в конкурирующих КБ Королёва и Челомея велось создание и своих кораблей и посадочных модулей для полёта на Луну. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин т.

Проблемы с Н-1 начались ещё на чёртёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне. В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка.

В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса. Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5!

Крайне неудачной была и конструкция топливных баков. Ну в общем, в Н-1 было неудачно практически всё. Н-1 на стартовой площадке Н-1 в сборочном цеху Указанные выше конструктивные решения дали быстро о себе знать.

Наиболее удачной оказался запуск аппарата «Пионер-4» в марте 1959-го. Несмотря на то, что первоначальной цели - первыми попасть на поверхность Луны - специалисты из США так и не достигли, аппарат прошел на расстоянии в 60 тысяч километров от Луны и практически повторил успех советской межпланетной станции «Луна-1», успешно «оседлав» околосолнечную орбиту. Тем не менее первым на поверхности Луны оказался советский космический аппарат «Луна-2», спроектированный в легендарном ОКБ-1. Запущенный 12 сентября научный модуль с советским вымпелом внутри небольшого грузового контейнера совершил жесткую посадку на поверхности Луны и навсегда «застолбил» за СССР первенство в области освоения объектов за пределами Земли.

Помимо самого факта доставки космического аппарата на Луну, были также подтверждены и другие научные гипотезы. Теперь практически с абсолютно точностью можно было утверждать, что у Луны нет собственных радиационных поясов, аналогичных по своей природе, структуре и воздействию земным, и есть точные доказательства отсутствия у искусственного спутника Земли собственного магнитного поля. Историческая по своему значению миссия была завершена, однако «королевцы» и не думали останавливаться на достигнутом. Единственной загадкой как для Королева лично, так и для всех специалистов, занятых в работе над лунными проектами, оставалась плотность и особенности лунного грунта, который в большинстве случаев ученым представлялся в виде мелкодисперсной пыли. С целью более тщательного изучения лунного грунта и поверхности в целом было решено совершить серию запусков космических аппаратов с мощной фотоаппаратурой на борту. Луна твердая Важнейшим этапом плана Королева было передать на Землю снимки обратной, темной, стороны Луны. Для этих целей, с учетом всего накопленного опыта, в октябре 1959 года, через месяц после триумфа советской космической промышленности и «попадания» в Луну, был запущен космический аппарат «Луна-3», практически целиком состоявший из аппаратуры для фотографии, проявки и сканирования прямо на борту.

Даже несмотря на то, что из 29 сделанных снимков удалось принять всего 17 - это был колоссальный успех ученых и промышленности. Впервые советские ученые получили в свое распоряжение уникальные снимки поверхности Луны, которых не было больше ни у кого. Американцам же в упражнении «стрельба в сторону Луны» по-прежнему не везло.

До станции «Луна-9» было совершено более десятка неудачных попыток посадки на Луну по программе Е-6, в рамках которой в ОКБ-1 СССР проводились работы по мягкой посадке автоматической межпланетной станции на спутник Земли. В 1965 году по инициативе С. Лавочкина и «Луна-9» стала первым аппаратом, подготовленным на новой фирме из задела, переданного из ОКБ-1.

На АМС была усилена прочность оболочки амортизаторов и модифицирована система торможения. Первоначально «АМС «Луна-9» была выведена на опорную околоземную орбиту, а затем стартовала в сторону Луны. В процессе полёта к Луне была проведена коррекция траектории.

В то время как Соединенные Штаты развивали программу "Аполлон" по высадке человека на Луну, Советский Союз воплощал собственную программу по освоению спутника. Согласно предварительному отчету, первостепенной задачей СССР был облет естественного спутника человеком и возвращение на Землю, исследование физических свойств Луны и съемка ее поверхности.

Второй этап подразумевал экспедицию космического комплекса "Л-3" на Луну и высадку на поверхность одного космонавта в 1969—1970 годах. В задачи "Л-3" входило "осуществление посадки на поверхность Луны лунного аппарата с космонавтом, проведение комплекса работ на поверхности Луны по исследованию свойств поверхности, фотографированию района посадки, научным наблюдениям и сбору пород лунного грунта", говорится в документе. Для поддержки миссии на поверхности должен был работать автоматический аппарат Е8. После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю. Полное время экспедиции — 12 суток.

Всего комплекс "Л-3" вмещал двух космонавтов, но только один из них должен был оказаться на поверхности, в то время как американская миссия предусматривала вывод на орбиту комплекса с тремя астронавтами и высадку на поверхность двух из них. Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете.

В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования.

Почему космонавты СССР не побывали на Луне

Тем не менее, хотя запал у партийной верхушки еще был, но дела уже не шли у конструкторов и ученых. Сразу скажем о том, что в данном материале о данной теме будет сказано кратко, так как разбор каждого из пунктов достоин целой статьи, чем мы и займемся в следующих темах. А на сегодня, повторимся, все будет, весьма и весьма, кратко. Наверное, основной причиной отказа от программы, стало не то, что американцы первыми совершили посадку на Луну, а то, что подвела ракета-носитель Н-1.

Как говорится, не срослось. Было проведено несколько испытаний и всегда, ракета взрывалась. Советское руководство после нескольких провальных запусков Н-1 стало понимать, что вливать огромные средства в то, что не дает плодов - бессмысленно.

Вообще, честно говоря, технология, которую применили конструкторы в данной ракете - была совершенно передовой, она просто опередила свое время. Но зачаточное состояние советской микроэлектроники сделали свое дело. Ракета так и не вышла на околоземную орбиту.

Ракета-носитель Н-1 Следующей причиной можно назвать то, что СССР, в принципе, не ставил перед собой задачи высадить первого человека на Луну. У СССР стояли другие задачи, в частности, строительство большой орбитальной станции, что было куда более необходимым, чем иллюзорное первое место в лунной гонке.

За первыми шагами Нила Армстронга по лунной поверхности в прямом эфире следили около 530 миллионов человек по всему миру.

На протяжении следующих трех лет там побывали еще 5 американских кораблей, в общей сложности по Луне прогулялись 12 человек, которые оставили кучу мусора и следов своего пребывания, привезли «домой» тысячи фотографий и видео, впечатляющие результаты научных исследований и около 400 килограммов лунного грунта. Целое поколение американцев трудилось ради того, чтобы отправить человека на Луну. Но несмотря на все это, в 2019 году, спустя 50 лет после высадки первого человека на Луне, в мире еще полно чудаков, которые считают, что все случившееся — это тотальный правительственный заговор и самая большая мистификация в истории человечества.

Билл Кейсинг, родоначальник «лунного заговора» Первые скептики Первым «апостолом лунного заговора» считается американский писатель Билл Кейсинг, выпустивший в 1976 году спустя 7 лет после полета «Аполлона 11», книгу «Мы никогда не были на Луне: американское мошенничество на 30 миллиардов». Некоторую авторитетность его заявлениям придавала биографическая отсылка, гласившая, что автор этого опуса работал «инженером лунной программы NASA». Однако реальность оказалась куда прозаичнее — Кейсинг действительно отметился в космической отрасли в роли библиотекаря в фирме Rocketdyne, строившей ракетные двигатели для «Аполлонов», однако был уволен в 1963 году еще до того, как контора начала активно работать на NASA.

В своей книге Кейсинг приводит несколько «несостыковок», опровергающих высадку. По его мнению, уровень технического развития NASA на конец 1960-х не позволял осуществить такую сложную операцию и вероятность ее успешного исхода буквально стремилась к нулю. Кроме этого, Кейсинг отметил отсутствие кратера на поверхности Луны от реактивных двигателей лунного модуля, подметил «колышущийся флаг» на фотографиях, сделанных в вакууме, а также указал на несколько несостыковок, свидетельствующих о фотомонтаже, например, отсутствие звезд на фотографиях и различные оптические аномалии.

Именно эти аргументы в будущем и стали базой классического набора «лунных скептиков». Книга Кейсинга вызвала бурную реакцию в американском обществе — со взглядами автора согласилось неожиданно большое число американцев, а остальные посчитали его настоящим национальным предателем. NASA выпустило информационный бюллетень, опровергающий доводы Кейсинга, а астронавт Джеймс Ловелл дважды летавший к Луне, но так и не высадившийся на нее назвал автора «чокнутым».

Кейсинг подал иск в суд о защите своих чести и достоинства, но с треском его проиграл. В 1978 году в прокат вышел художественный фильм Питера Хайаса «Козерог Один», рассказывающий о правительственном заговоре по фальсификации высадки на Марс — аналогии были понятны всем. Конспирологические теории получили огромную популярность в США после «Уотергейтского скандала», отправившего президента Ричарда Никсона в отставку.

Никсон оказался замешан в серьезных правонарушениях и обманывал правоохранительные органы и свой народ. Если уж он такой врун, то почему бы ему и не сфальсифицировать высадку на Луне, пришедшеюся на время его правления? Средства массовой информации в погоне за вниманием аудитории раздували «горячие» темы и запускали процесс по кругу, вербуя все новых и новых сторонников теорий заговора.

Множество самых разных публицистов обратились к этой тематике и публиковали свои «разоблачения» одно за другим. Конспирологические фильмы с претензией на документальность стали выходить наперегонки, обеспечивая телеканалам миллионные аудитории и внушительные доходы от рекламы. К 1990-м годам появились еще, как минимум, два «мощных аргумента, оживившие противостояние конспирологов и их противников.

Дэвид Перси — член британского Королевского фотографического общества провел подробный «анализ» фотоснимков, выложенных на сайте NASA, и обратив внимание на разнонаправленность теней пришел к выводу, что там присутствует дополнительный источник света, которого на Луне быть попросту не могло. Второй веский аргумент ожил после расчетов инженера Рене Ральфа, «доказавшего», что астронавты должны были надевать костюмы, покрытые 80-ти сантиметровым слоем свинца, чтобы спастись от солнечной радиации, бушующей на поверхности Луны. В 2003 году «масла в огонь» подлила вдова режиссера Стэнли Кубрика, то ли в шутку, то ли всерьез заявившая, что ее муж действительно снимал в Голливуде сцены высадки на Луну.

Сайты, разоблачающие правительство и NASA, росли как грибы, форумы кипели дискуссиями, гигабайты текстов излагали очередные доводы в пользу фальсификации. С развитием социальных сетей распространение теории «лунного заговора» приблизилось уже к первой космической скорости — ролики, твиты и мемы набирают десятки тысяч лайков и сотни комментариев, соперничая в популярности с порнографическими фильмами. Рано или поздно к конспирологии подключились и жители других стран.

Особенно востребованным «лунный заговор» оказался в Японии и Китае. После распада Советского Союза к всеобщей истерии присоединилась и Россия. Никого не смущает, что «официальные» космические власти СССР и России со ссылкой на собственные разведданные и перехват телеметрии без всяких сомнений признают победу США в лунной гонке.

Такие космонавты, как Алексей Леонов, Георгий Гречко и Константин Феоктистов неоднократно говорили, что высадка американцев на Луну подтверждается всеми объективными данными и не верить в нее «могут только абсолютно невежественные люди».

С учетом инфляции сегодня эта сумма составила бы уже 288,1 млрд долларов. Хорошая подготовка позволила США провести успешно все 13 запусков «Аполлонов» — шесть из них завершились посадкой астронавтов на Луну. Сравнение размеров американской ракеты «Сатурн-5» и советской ракеты-носителя H-1. Между ракетами стоит фигура человека Партийное руководство СССР выделило на лунную программу существенно меньше денег. И по мере продвижения разработок постоянно сокращало финансирование, требуя от конструкторов и производственников экономии средств.

Читайте также: Самые популярные мифы о первой высадке человека на Луну Очень сильный удар по проекту советской лунной программы нанесло и роковое стечение обстоятельств. В 1967 году погибает при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1» Владимир Комаров — наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полетов. В 1968 году в авиакатастрофе погибает Юрий Гагарин — второй кандидат в лунную экспедицию. Назначенный в 1974 году генеральным конструктором советской космической программы вместо В. Мишина, В. Глушко принимает решение с согласия вышестоящего руководства о прекращении работы по носителю Н-1 и пилотируемым лунным программам.

Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле. Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации. Установка Н-1 на стартовом столе. Композитное фото, склейка кадров архивной съемки. Автор: Nick Stevens nick-stevens. Была еще четвертая и пятая ступени, предназначенные для разгона к Луне и торможения на ее орбите. На всю эту конструкцию были установлены два корабля: лунный орбитальный ЛОК и лунный посадочный ЛК со своими двигательными установками. Это была колоссальная конструкция, стартовая масса которой доходила до 2750 тонн. И при всем при этом в выбранном однопусковом варианте с околоземной орбиты Советский Союз мог отправить к Луне всего 30 тонн. Аналогичный показатель американского «Сатурна-5» составлял 45 тонн.

В целях экономии Королев отказался и от строительства крайне дорогостоящих наземных стендов для испытания двигателей. Американцы же на это денег не жалели. Таким образом, одноразовые по программе полета двигатели были фактически многоразовыми». Советская практика была совершенно иной. Завод выпускал двигатели партиями по шесть штук. От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания. Если они проходили нормально, то остальные четыре из этой партии автоматически отправлялись на сборку ракетных блоков. Естественно, никакой гарантии, что в одном двигателе из этой четверки не будет какого-нибудь технологического дефекта, не было, а нештатной работы всего лишь одного устройства из нескольких десятков, установленных на Н-1, как показали дальнейшие испытательные полеты, было достаточно, чтобы запуск всей ракеты-гиганта закончился провалом. Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся.

В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата. Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта. Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров. На 23-й секунде несчастная Н-1 плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов. Борис Черток писал об этом так: «Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров.

Жители города Ленинска в тридцати пяти километрах от старта наблюдали яркое зарево, содрогаясь от страшных мыслей. Там, на старте, были родные и близкие» Стартовый стол — сложное и крайне дорогостоящее сооружение — был фактически разрушен, его сосед-близнец почти не пострадал, но на его восстановление, а также на выяснение причин аварии и доработку ракеты-носителя ушли годы. Стартовый стол Н-1 до взрыва… …и после Всего через 13 дней после катастрофы на Байконуре с мыса Канаверал в очередной раз успешно стартовал «Сатурн-5». Спустя неделю, 20 июля 1969 года, Нил Армстронг, протиснувшись через выходной люк посадочного модуля и держась правой рукой за лестницу, левой ногой ступил на лунную поверхность, сказав свою знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Поклянись на библии, что был там! 50 лет высадке на Луну — и «лунному заговору»

Никогда не слышали об этом? Да, история с первыми людьми на спутнике Земли напрочь затмила этот эпичный провал Советского Союза. Даже тогда про истинные цели советской миссии «Луна-15» знали только те, кто был за это ответственен. Фактически, это была последняя попытка заскочить в уходящий поезд «лунной гонки». Что такое «Луна-15»? Космическая программа «Луна», предполагающая запуск межпланетных космических аппаратов к спутнику, появилась в 1958 году — еще до насовской программы «Аполлон». Запуск в 1961 году первого человека в космос только укрепил уверенность Советского Союза: они должны быть первыми и во всем остальном.

И все какое-то время шло вроде бы неплохо. Среди других побед миссий — первый искусственный объект, достигший Луны; первый зонд, сделавший мягкую посадку на ее поверхности. Многие аппараты даже не вышли на земную орбиту, а какие-то до нее дошли, но отказались с нее уходить.

Сверху отсека стояла возвратная ракета, снизу, на платформе КТ, крепилась система отбора образцов. Она состояла из подъемной штанги с двухстепенными электроприводами, на которой монтировалось компактное буровое устройство с ударно-вращательным колонковым буром — полой трубкой с твердосплавной зубчатой коронкой на конце и специальной пробкой, удерживающей образцы грунта внутри. Собранная станция E-8-5 с возвратной ракетой и сбрасываемыми топливными баками. Источник: Роскосмос Для выбора места бурения на платформе установили фары освещения и два телефотометра, разнесенные на 50 см и развернутые друг относительно друга по вертикали.

Они формировали стереоизображение поверхности Луны между посадочными «ногами», а также снимали процесс бурения и позволяли определить точную ориентацию посадочного аппарата путем измерения положения Земли на панорамном изображении. Бур проверялся на земле и на твердых, и на мягких и сыпучих грунтах. Вплоть до включения бур был герметизирован и теплоизолирован, а его разгерметизация выполнялась непосредственно перед началом работы. Электромотор бура дублировался, а некоторые его части смазывались специальным составом для снижения трения в вакууме. Испытания бурового устройства. Фото из архива НПО имени С. Лавочкина В верхней части платформы КТ установлена космическая ракета «Луна — Земля» — самостоятельный ракетный блок с системой топливных баков, жидкостным ракетным двигателем, приборным отсеком и возвращаемым спасаемым — по терминологии разработчиков аппаратом, который отделялся при подходе к Земле.

Возвратная ракета имела собственную автономную систему управления и стабилизации полета, аккумуляторы, радиокомплекс и бортовую электроавтоматику. По первым прикидкам ракетно-космический комплекс УР-500К — E-8-5 «не завязывался»: масса космической головной части превышала возможности ракеты-носителя. Луноход, хоть и немаленький аппарат, прибыв на Луну, на ней и оставался. По какой? Классическим способом считалось возвращение с предварительным выходом на окололунную орбиту, необходимым фазированием траектории и последующим отлетом к Земле. Сложная процедура была растянута по времени и приводила к накоплению ошибок, вследствие чего на трассе «Луна-Земля» требовалось выполнить коррекции траектории, чтобы не пролететь мимо территории СССР. Из-за сложной системы управления с учетом весовых параметров советской элементной базы фактически она должна была содержать такой же комплект приборов и датчиков, как и ступень КТ возвратная ракета получалось слишком тяжелой.

Альтернативный вариант исключал выход на окололунную орбиту и предусматривал прямой полет к Земле с упрощенным управлением. Для этого применили хитрости небесной механики — расчетными методами на поверхности Луны определялись районы, стартовав из которых в точно выбранное время и выдержав величину и направление разгонного импульса, можно отправить ракету на такую траекторию, что она без каких-либо коррекций в нужный момент встретится с Землей, и возвращаемый аппарат окажется на территории Советского Союза. Система управления возвратной ракеты резко упрощалась — в ней достаточно было оставить гироскопы и интегратор скорости. Общая схема полета станции E-8-5. Лавочкина Для этого требовалось сначала прилуниться в таком районе, из которого после приема грунта при строго вертикальном старте обеспечивается попадание в нужный сектор земной поверхности. В этом случае достаточно было построить местную вертикаль и запомнить ее положение, а при старте ракеты направить вектор тяги строго вдоль вертикали. После достижения необходимой скорости движение происходило в основном под действием земного тяготения; земная гравитация и приводила ее в нужный район.

При этом промежуточные коррекции не нужны. Охоцимского определили набор траекторий возвращения, для которых данный метод подходил. При этом также требовались точные сведения о лунном гравитационном поле... Схема перелета возвратной ракеты станции е8-5 от Луны к Земле. Источник: Роскосмос Выбранная баллистическая схема обеспечивала минимальную массу ракетно-космического комплекса при старте с Земли. Однако у этого варианта была одна, но весьма существенная сложность: очень большая погрешность определения траектории возвращения на Землю капсулы с грунтом. Это значило, что обнаружить маленький возвращаемый аппарат после приземления будет чрезвычайно сложно.

С данной проблемой справились, оснастив возвратную ракету радиомаяком небольшой массы — с его помощью можно было, ведя радионаблюдения, определить фактическую траекторию от момента старта с Луны и до входа в земную атмосферу. На заключительном этапе полета в ход шли оптические наблюдения с Земли, а сам возвращаемый аппарат с образцами грунта также оснастили радиомаяком. Несмотря на все ухищрения, дефицит массы составлял полтора центнера: на заводе имени Лавочкина кое-как уложились в 5700 кг, а «пятисотка» с блоком «Д» могла отправить к Луне груз 5550 кг. Здесь уже пришлось поработать ракетчикам В. Челомея: не меняя конструкцию, они смогли довести энергетику носителя до требований заказчика. В результате возвратная ракета на старте имела массу около 520 кг, из которых на топливо и сжатые газы приходилось 275 кг. Долгохранимые окислитель и горючее заливались в три сферических бака; снизу, под центральным баком, монтировался двигатель однократного включения, сверху находился цилиндрический приборный отсек с четырьмя антеннами, на котором на стяжных лентах крепился сферический возвращаемый аппарат.

Возвратная ракета в цеху Завода имени С. Источник: Роскосмос Он представлял собой металлическую сферу диаметром 50 см и массой 39 кг, покрытую абляционной теплозащитой. Поскольку вход в атмосферу выполнялся под значительным углом при скорости, близкой ко второй космической, пиковые перегрузки превышали 300 единиц! Внутри возвращаемого аппарата размещалась парашютная система сверху , капсула с образцами грунта в середине; колонковое сверло заводилось в нее на Луне через боковой люк и оборудование, включая аккумуляторы и передатчики снизу. Центр тяжести аппарата лежал ниже геометрического центра, чтобы сфера аэродинамически стабилизировалась при полете в земной атмосфере.

Общая масса после отделения от разгонной ступени ракеты-носителя составляла 1583 кг. А первая в истории мягкая посадка на Луну была осуществлена позже - 3 февраля 1966 года. И этому с января 1963 года по декабрь 1965 года предшествовали 11 запусков лунных станций. Правда, ни одна из них не имела полного успеха, но зато они позволили отработать системы радиоконтроля траектории, бортовую радиоаппаратуру, систему астроориентации и приборы автономного управления. Вообще первые советские "лунники", созданные под руководством главного конструктора Сергея Королёва в ОКБ-1, вывели Советский Союз в лидеры освоения ближнего космоса: станция "Луна-1" Е-1, январь 1959 г. И уже в конце 1959 года он предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6.

Межпланетная станция достигла Луны через сутки полёта и совершила «жёсткую посадку» на её поверхности — на огромной скорости воткнулась в поверхность спутника Земли. При этом в район Моря Ясности, между кратерами Аристилл, Архимед и Автолик, были доставлены два шаровых вымпела, составленных на манер футбольного мяча пятиугольными пластинами из нержавеющей стали с изображением герба Советского Союза и надписями «СССР» с одной стороны и «СССР. Сентябрь 1959» — с другой. Аппарат «Луна-2» не имел собственных двигателей для коррекции траектории.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий