Новости традиции празднования масленицы в россии

Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. Масленичные традиции: из чего пекут блины, когда празднуют Масленицу, как возник праздник, какие обряды дошли до нас с языческих времен? Каждый день Масленичной недели в детском саду можно сделать особенным, в доступной форме рассказывая об истории и традициях Масленицы. СодержаниеИстория праздника Происхождение названия Когда отмечают Масленицу в России Масленичная неделя Традиции и обычаи Проводы зимы Где отмечать Москва Никола‑Ленивец. Масленица – это многодневный народный праздник проводов зимы и встречи весны, с которым связан обычай печь блины.

Традиции празднования русской Масленицы

Вплоть до окончания Великой Отечественной войны о Масленице в Москве толком не вспоминали — сперва веселый праздник с блинами был признан загнивающим наследием буржуазного слоя, а потом он оказался не у дел на фоне обрушившихся на страну трудностей. Вернулись к традиции проводить февральскую неделю с блинчиками и играми только в 1960-х годах. Как рассказал «МК» москвовед, историк Александр Васькин, из-за идеологической подоплёки праздник вернулся, но без своего названия. Он проходил на воздухе, в выходной день в парках или в скверах. На улице можно было купить блины с вареньем, со сгущенкой или с маслом, чай, выносили самовар, обязательно катали на тройках, можно было скатиться с ледяной горы, поиграть в снежном городке. Очень интересные были соревнования: например, стояли гладкие столбы, на которые нужно было залезть — а наверху висел приз, допустим, валенки. Мужчины охотно участвовали. Конечно, играла музыка, репродукторы работали на полную мощность.

Были массовики-затейники, которые развлекали народ. Жгли костры, через которые можно было прыгать, а иногда сжигали и традиционное чучело Масленицы. Ведь Масленица — это, строго говоря, совсем не христианский праздник, а наоборот, языческий. Поэтому в 1960-е годы его вполне можно было вернуть. Вспоминаем: как раз примерно в эти годы популярность приобрели фольклорные коллективы, стало модно распевать русские песни. То есть стала возвращаться русская народная культура, от нее перестали открещиваться. Ну а фантазия у всех работала по-разному, кто-то и балалайку вспомнил.

Но, кстати, традиция праздновать Масленицу как положено — сначала Узкую, потом Широкую, а всего гулять неделю — не вернулась. Праздновали только один день, в выходные. Зато, кстати, вот традиция целоваться в Прощёное воскресенье не была совсем уж забыта, даже если не все помнили о её смысле.

Застолье, блины — это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений.

Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей». Таково ныне христианское осмысление этих семи дней. Есть мнение, что выражение «первый блин комом» связано с названием белорусского праздника встречи весны — Комоедицы, истоки которого — языческие. В 1920-е гг.

Но через несколько лет стало ясно, что этот «праздник» не прижился. С 1960-х стала возникать новая «масленичная традиция» под названием «Проводы русской зимы». С использованием элементов традиции Масленицы были разработаны типовые сценарии этого праздника, включавшие, например, сожжение чучела, состязания, угощение блинами. Они стали использоваться по всей стране. В прошлые времена… Что же представляет собой реальная традиция празднования? Как называлась масленица до Крещения Руси Точное название этих дней письменными источниками не отражено.

Есть версия, что ее могли называть Комоедицей, однако, ряд историков считают, что это — локальный праздник Белоруссии, не имевший распространения в других славянских землях. Русский праздник: обычаи и обряды Он представлял собой сплав христианства и языческих верований, так что зачастую сложно было отделить одно от другого, как, впрочем, противоречив был и сам русский человек — истово молившийся Христу и в то же время умевший «задабривать» домовых и боявшийся русалок. Что было, то было… Чучело на Масленицу Благодаря советской традиции «проводов русской зимы» об этом обычае сожжении женского соломенного чучела, которое так и называется — «Масленица» — знает практически каждый. Чучело на Масленицу В реальной народной традиции чучело не всегда было женским. В некоторых губерниях это был сделанный из соломы конь, в других местах — живая корова, но в лаптях, которую водили по деревне всю Масленицу, а затем лапти сжигали разумеется, корова — кормилица крестьянина, оставалась жива.

В годы правления Екатерины II в большом почете были трехдневные маскарадные шествия, состоявшие из 200 — 400 человек. Традиционные атрибуты народного празднования Масленицы - чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья; у русских - блины и лепешки, а у белорусов и украинцев - вареники, сырники и колодка. Владимир Вяткин Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя. В старину это божество называли Мареной.

В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его "похороны" были чисто символическими. В Центральной России обязательной народной забавой были кулачные бои, эта же традиция существовала в регионах Сибири. Когда-то массовое побоище воспринималось как жертва богам, символ столкновения зимы с весной, в которой люди стремились помочь солнцу. Евгения Новоженина В принципе, Масленица - аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни "жирному вторнику" во франкоговорящих странах называется Марди Гра, в англоговорящих - Покаянный день, Блинный день и Мясопусту у католиков. При этом каждый день масленичной недели наполнен особым смыслом. У каждого дня Масленицы есть свое особенное название , традиции и правила, как церковные, так и народные. Почти все обычаи существовали задолго до того, как Русь стала православной страной, и часто имеют исключительно языческие или просто народные, бытовые корни.

Как сейчас отмечают Масленицу? Масленица - один из самых массовых традиционных праздников. Какие могут быть блины и что еще едят на Масленицу?

Он существует на протяжении долгих веков и начинает историю с языческих времен. Идет он в течение недели перед Великим постом, проводится весело и задорно, с большими народными гуляниями, символизируя окончание зимы и приход весны. За это время появилась масса традиций и обычаев, а блины стали его главным символом.

Что такое Масленица? Праздник Масленица является пограничным между зимой и весной, сохраняет черты элементов славянской мифологии, которая сформировалась до крещения Руси. Он длится одну календарную неделю. После него наступает Великий пост, до которого от начала торжеств ровно 56 дней. Тем веселее и с большим воодушевлением отмечается этот семидневный отрезок. Почему так называется?

Празднование Масленицы на Руси Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели. Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя. Как раньше называлась Масленица? Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы.

Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить. Масленица — языческий или православный праздник? Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов. Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее.

Масленица: традиции в современном мире

До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. В дни Масленицы в России всегда слабели имущественные, сословные, должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. Масленичная неделя перед Великим постом и масленичные обряды и традиции Масленицы в России. рассказывает, какого числа Масленица в 2024 году, что значит каждый день блинной недели, какие есть приметы и традиции. Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят вглубь нашей истории. СодержаниеИстория праздника Происхождение названия Когда отмечают Масленицу в России Масленичная неделя Традиции и обычаи Проводы зимы Где отмечать Москва Никола‑Ленивец.

Масленица в 2024 году: когда будет и какие традиции праздника

Главное яство великого праздника Масленицы — блин, в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. В результате Масленицу празднуют в течение одной недели перед Великим постом. Дата Масленицы меняется каждый год и зависит от времени празднования Пасхи. Главная Новости Праздник Проводы зимы в России и старинные традиции Масленицы.

Масленица 2024: когда начинается, история и традиции

Золовкой называют сестру мужа, и смысл этого дня — в общении с близкими. Невестки звали в гости родню мужа, своих родственников. Воскресенье называют целовальником или проводами, прощеным. В этот день люди просят друг у друга прощения за все обиды «вольные и невольные», которые нанесли в течение года. В знак прощения и примирения надо было поцеловать человека. В этот день завершались гуляния. Масленица в вопросах и ответах Традиции Масленичной недели немного различаются в зависимости от регионов, однако смысл и время празднования остаются неизменными. Что же стоит знать об этом празднике?

Откуда пошло название? Масленицей праздник назвали из-за большого количества масляной, сытной еды, которые готовили в это время. Всю неделю было принято лакомиться молочными продуктами. Интересно, что даже христианская церковь разрешает на Масленицу вкушать молочную пищу в постные дни среду и пятницу. Существуют и другие названия этой недели: Колодий, Масница, Комоедица. Последнее связано с медведями, которых славяне называли комами. В дохристианские времена, когда праздник отмечали в день весеннего равноденствия, считалось, что именно на Комоедицу просыпались из спячки медведи.

Современное название Масленица — появилось примерно в XVI веке. Существует еще одна версия происхождения названия. Масленица — это одно из имен славянской богини Лели. Что едят на Масленицу? Основное блюдо этого праздника — блины: тонкие, ажурные, с начинками или без начинок, соленые или сладкие. Их поливают растопленным маслом, шоколадом или медом, в блинчики заворачивают икру или рыбу, грибы, творог, ягоды. Помимо блинов, на Масленицу заведено лакомиться сыром, рыбными и молочными блюдами.

Из напитков наиболее популярен чай, сбитень. Какой это праздник — славянский или христианский В Масленице переплелись славянские православные и христианские традиции. Корни праздника — очень древние, его отмечали задолго до прихода христианства на Русь. По некоторым версиям Масленица и Красная Гора — это разные названия одного и того же торжества, посвященного наступлению нового года, наступления Новолетия. В нем был глубокий космический смысл. Наши предки считали, что Солнце проходит полный цикл развития, похожий на человеческую жизнь. Так, на Коляду, в день зимнего солнцестояния, оно рождается, всю зиму крепнет и развивается, и именно на Масленицу, в день весеннего равноденствия, входит в полную силу, становясь Ярилой.

Именно с этого дня ночь начинает отступать, становится короче дня. Это время, когда все живое пробуждается от тяжелой зимней спячки, возрождается. Поскольку этот праздник очень древний, многие его обычаи менялись.

Так появились названия Масленица и Блинница. Главным блюдом на праздник были блины, которые являлись символом солнца, проснувшегося после зимы. Их обильно смазывали маслом, задабривая таким образом дневное светило, чтобы оно было благосклонно к урожаю. Поэтому некоторые историки утверждают, что слово «Масленица» произошло от слова «масло». Каждый день Масленицы имеет свое название: Понедельник — встреча Масленицы. Это самое начало праздника. В этот день мастерили карусели, качели и балаганы, а также готовили чучело и ставили его на пригорок до воскресенья. В понедельник пекли блины, причем первый из них клали на окно, относили на кладбище или отдавали нищим. Делалось это для почитания усопших предков. Вторник — Заигрыш. В этот день молодежь каталась на каруселях и на санках с горки. Люди ходили друг к другу в гости на блины. Девушки и парни высматривали себе суженых. Среда — Лакомка. День гостей.

Делался из муки, молока и воды. Имел форму круга. Сметана — и такое бывало... Беленькая, сладенькая, возьмешь ея ложку полную да на блин. А блин в рот, а за блином водочку, а за водочкой... Нет, не терзайте! Икра — стоила черная 5 руб. Служила специально для того, чтобы на совесть смазать ею румяненький горячий блин, и в рот! После революции Масленица оказалась не только недоступной материально, но и идеологически неверной. Поэтому только вспоминать оставалось о том, что описывали в своей книге «Повседневная жизнь Москвы» историки Владимир Руга и Андрей Кокорев, опиравшиеся в исследования дореволюционной прессы: «Переполненные вагоны трамваев подвозят все новые и новые «партии» масленично настроенной публики. Шум, гам, свист. Специфическое «галдение» подгулявшей толпы. На первом плане, конечно, карусели. Гармонисты залихватски ожаривают марши. А деревянные кони с испуганно-выпученными глазами неутомимо скачут, растопырив сразу все свои четыре деревянные ноги. Очень много «амазонок», предпочитающих «кавалерийское» седло более или менее удобному месту в коляске. Пожинает лавры успеха «народный театр», — так гуляла московская Масленица в 1911 году. Вплоть до окончания Великой Отечественной войны о Масленице в Москве толком не вспоминали — сперва веселый праздник с блинами был признан загнивающим наследием буржуазного слоя, а потом он оказался не у дел на фоне обрушившихся на страну трудностей.

Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам.

Масленица. История и традиции праздника

Народный календарь Масленичной недели Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определенные приметы и ритуалы, которые важно было соблюдать. Нетяжелый понедельник встреча Масленицы На Руси невеста переезжала в дом мужа. С утра девушки шли в гости к родителям, а на ужин приходили уже зять со сватами. Их нужно было хорошо накормить и никого не обидеть. В масленый понедельник и выпекали первый блин, который отдавали бедным. Заигрышный вторник В масленый вторник начинали зазывать Масленицу: "У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Во время Великого поста справлять свадьбы было запрещено, поэтому их устраивали сразу после него — на Красную горку. Тогда молодые могли пожениться. Также во вторник праздничной недели в гости приглашали друзей и родственников. Лакомая среда или Тещин день В этот день зять должен был прийти в гости к теще, которая угощала блинами.

Отведать блинов приходили также его друзья и родственники. Теща в "Лакомку" была особо ласкова и заботлива, показывала свое хорошее отношение к будущему мужу дочери. Наши предки считали, что чем добрее теща к своему зятю, тем крепче и счастливее будет брак.

И встречать их нужно в чистом доме и за богато накрытым столом. Также не стоит резать блины ножом: считалось, что тогда в дом может прийти беда. Ругаться и злиться тоже не стоит.

От встречи до проводов Традиционно Масленица делится на Узкую первые три дня — понедельник, вторник и среда и Широкую последние четыре дня — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйством, но с четверга все работы прекращались — время веселиться и объедаться блинами. Понедельник называется «встречей». В этот день сваты ходили в гости друг к другу на блины. Первый блин, который выпекали в этот день, было принято отдавать бедным. Вторник — заигрыши.

В этот день устраивали смотрины. От дома к дому ходили «позыватки» вроде глашатаев , которые в устной шутливой форме приглашали молодых людей одной семьи в дом другой по просьбе родителей. Если родители договаривались о браке, свадьбу играли после Пасхи, на Красную горку. Среда — лакомка, или скоромная среда. В этот день зять с гостями ел блины у тещи. Блины в буквальном смысле ели до отвала.

Еще подавали кашу и пряники. А молодые девушки собирались вместе и распевали веселые песни. Теща в этот день должна была особо заботиться о зяте. Она намазывала маслом голову зятю, как бы «умасливая» его, чтобы он не обижал ее дочь. Четверг — разгуляй, или Широкий четверг. Начинались большие гуляния.

Парни устраивали кулачные бои. Люли катались на санях вместе с чучелом Масленицы. Пятница — тещины вечерки. Теща с подругами идут на блины к зятю. Блины к приходу матери пекла дочь — жена зятя.

В православии Масленицу стали называть сырной, или мясопустной, неделей: в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо и рыбу, но можно сыр, сметану, масло. В церковном календаре эту неделю называют совсем не празднично: «О Страшном суде» — время думать о том, что ждет людей после всеобщего Воскресения. На масляной неделе, в среду и пятницу, в церквях проходят особые службы по великопостному уставу. А языческая Масленица, считается, длилась две недели: она начиналась за неделю до весеннего равноденствия 21 марта и заканчивалась через неделю после него. Вернее, это была еще не Масленица, а проводы зимы и праздник встречи весны, который, по одной из версий, был посвящен, пробуждению медведей после зимней спячки — его называли Комоедицей. Весной проснувшихся диких животных для безопасности лучше было символически подкормить и «умаслить». Вот и отдавали первый блин медведю или другому животному, которое забредет на запах. Впрочем, многие филологи уверены, что такая трактовка знаменитой пословицы — чистая выдумка. И даже медведей комами никто не называл. Другая версия происхождения выражения «первый блин комом» более банальна и означает буквально то, что первые блины прилипали к еще не прогретой сковороде и получались не идеальной формы. Вся работа в это время останавливалась, люди каждый день пекли круглые, похожие на солнце лепешки позже их заменили блины. А также прогоняли холод: жгли костры, устраивали кулачные бои, спускали с горок и холмов горящие колеса, играли, приглашали гостей к себе и ходили в гости сами, катались на санях, лазали на столб за призом, прыгали через огонь, строили горки и снежные городки и катались на лошадях, а также пели любовные песни, плясали и водили хороводы, играли с медведем, поедали блины на время. По деревням ходили ряженые, которые пели песни или частушки и требовали угощений… Кульминацией праздника было сожжение чучела из соломы или старого тряпья, наряженного в женскую одежду и символизирующее зиму. Оставшийся от чучела пепел закапывали в полях, что обещало богатый урожай. Также считалось, что вместе с огнем уходит все старое и плохое, а новое и хорошее, наоборот, приходит. Тот, кто не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно. После принятия христианства празднование сократили до одной недели. Есть несколько версий о происхождении названия Масленица. Согласно одной из них, люди пытались умаслить пришедшую весну. По другой, масло считалось символом достатка, коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. А еще праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом, и поскольку нельзя есть мясо, люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Во время Масленицы, если к вам в дом пришли гости, нельзя не пускать их. И встречать их нужно в чистом доме и за богато накрытым столом. Также не стоит резать блины ножом: считалось, что тогда в дом может прийти беда. Ругаться и злиться тоже не стоит. От встречи до проводов Традиционно Масленица делится на Узкую первые три дня — понедельник, вторник и среда и Широкую последние четыре дня — четверг, пятница, суббота и воскресенье.

Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил».

Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния

В дни Масленицы в России всегда слабели имущественные, сословные, должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. О смысле и традициях праздника смотрите в нашем видео, а подробнее об истории Масленицы читайте в наших карточках. История праздника Традиции на Масленицу Вопросы о традициях на Масленицу. Рассказываем, как в старину праздновали Масленицу и как традиции менялись со временем. Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории.

Масленица 2023: что нужно сделать, чтобы год не рыдать

Все традиции и обычай празднования пришли к нам от предков. Традиции празднования Масленицы уходят корнями вглубь нашей истории. О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов.

Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю

Идет он в течение недели перед Великим постом, проводится весело и задорно, с большими народными гуляниями, символизируя окончание зимы и приход весны. За это время появилась масса традиций и обычаев, а блины стали его главным символом. Что такое Масленица? Праздник Масленица является пограничным между зимой и весной, сохраняет черты элементов славянской мифологии, которая сформировалась до крещения Руси. Он длится одну календарную неделю. После него наступает Великий пост, до которого от начала торжеств ровно 56 дней. Тем веселее и с большим воодушевлением отмечается этот семидневный отрезок. Почему так называется? Празднование Масленицы на Руси Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели.

Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя. Как раньше называлась Масленица? Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы. Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить.

Масленица — языческий или православный праздник? Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов. Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее. Обычно этот момент выпадал на 20-21 марта, и бог Ярило, символизирующий Солнце, начинал растапливать сугробы.

Для этого от даты православной Пасхи нужно вычесть 48 дней Великого поста и еще саму неделю Масленицы. Смысл и значение МасленицыМасленица - это гораздо больше, чем веселое поедание блинов и катание на санях. Во-первых, древняя Масленица праздновалась в День весеннего равноденствия.

Ее символом был круг - согревающее Солнце, горячий блин тепло, цикличность, вечность - цикличность времен года и возвращение жизни на круги своя. Масленица считалась женским праздником, ведь недаром у чучела Масленицы женский наряд. Это была пора освящения земли для обильного урожая, время помолвок и свадеб, женского начала и плодородия. После долгой холодной зимы Масленица была праздником жизни и нового начала. Во-вторых, современная Масленица, или правильнее - Сырная седмица с внесенными в нее церковью изменениями, - это заключительный период подготовки верующего к долгому Великому посту. В эту неделю разрешено вкушать сытную молочную пищу, яйца, рыбу, чтобы насытиться перед таким серьезным физическим и духовным испытанием. Однако в эти 7 дней от мяса уже нужно отказаться.

Таким образом, Масленица - это постепенные ограничения в еде, скрашенные весельем, радостью и потехами. Об этом напоминает и народная поговорка: "Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай". Сырная седмица в православии - это преддверие покаяния, воздержания, период предочищения. Также стоит помнить про последний день седмицы - Прощеное воскресенье. В этот важный день все верующие просят у близких, родных и знакомых прощения и прощают взаимные обиды и согрешения. Это делается для того, чтобы вступить в Великий пост с чистым сердцем и доброй душой. История и традиции МасленицыСкоморохи, ряженые, чучело Масленицы, потешные забавы на открытом воздухе и горячие блины — эти неизменные атрибуты проводов зимы и встречи весны окончательно приобрели современный облик только в Александровскую эпоху.

Патриарх Адриан сократил празднование Масленицы с 14 до 7 дней и видоизменил ее традиции. Церковь ввела запрет на мясные блюда в Масленичную неделю и убрала откровенный языческий подтекст праздника. Традиция есть молочную пищу, в особенности налегать на блины, в период Масленичной недели появилась задолго до Крещения Руси. Связано это с тем, что в конце марта, а именно тогда раньше праздновали Масленицу, в деревнях телились коровы, на столах появлялось молоко, а вместе с ним сметана и творог. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, особенно, когда ожидается приплод, а осенние запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основными блюдами на столе у крестьян. Гулять на Масленицу не только можно, но и обязательно нужно. Считалось, чем веселее отметишь Масленицу, тем лучше пройдет год.

Затем на внутреннем дворе этого дворца был сожжён другой фейерверк, ещё больших размеров, приготовленный самим царём и продолжавшийся три часа. Двор вернулся в Кремль около полуночи» [2]. Один только из присутствовавших на обеде, да и то иноземный посол, не вынес зрелища этой одури и ушёл от православных шутов. Иноземные наблюдатели готовы были видеть в этих безобразиях политическую и даже народовоспитательную тенденцию, направленную будто бы против русской церковной иерархии и даже самой церкви, а также против порока пьянства: царь-де старался сделать смешным то, к чему хотел ослабить привязанность и уважение; доставляя народу случай позабавиться, пьяная компания приучала его соединять с отвращением к грязному разгулу презрение к предрассудкам» [3]. Ну а уж если был весомый повод, например военная победа, праздник приобретал небывалый размах: «В 1722 году, после Нейштадтского мира, Пётр Великий задумал устроить на Масленице нечто вроде карнавала. В четвёртый день Масленицы из Всесвятского села через Тверские ворота по данному ракетой сигналу прямо в Кремль двинулся потешный поезд, состоявший из множества разного вида и величины морских судов, поставленных на сани, запряжённые зверьми. Шествие открывал штукарь, ехавший на больших санях в шесть лошадей цугом. После двинулся флот, с Нептуном на колеснице, держащим в руках трезубец; колесницу его везли две сирены.

За ним ехал на большой лодке, запряжённой двумя живыми медведями, князь Ромодановский с княжескою короною на голове. Потом шёл 18-пушечный корабль с тремя мачтами и полным вооружением; эту громаду везли 16 лошадей. Сам государь в одежде флотского капитана сидел на нём с офицерами и генералами. За ним плавно двигалась гондола с государыней, одетой в костюм ост-фридландской крестьянки; окружавшие её знатные и придворные дамы были в аравийских одеждах. Маскарадные шуты сидели в разных смешных положениях, в длинных и широких санях, сделанных наподобие драконовой пасти. Они были наряжены разными птицами и зверями; здесь были журавли, лебеди, огненные змеи, волки, медведи, лисицы и прочие и прочие. Уже поздно вечером шествие это было встречено в Кремле пушечными выстрелами. Празднество продолжалось четыре дня, закончившись грандиознейшим фейерверком» [4].

Эпоха Екатерины II: маскарад «Торжествующая Минерва» В описаниях масленичных торжеств 1763 года встречается такой эпизод: «На Масленицу императрица устраивает грандиозный маскарад. Устройство маскарада поручено Фёдору Волкову — талантливому актёру, основателю первого национального русского театра в Ярославле. Волков горячо берётся за это дело. Сам выходец из народа, он мечтает создать на улицах Москвы красочное зрелище и лицом к лицу встретиться с многотысячной народной аудиторией. Это было мечтой всей его жизни. Это было то, чего не хватало ему в созданном им Ярославском театре… Празднество началось в разгар Масленицы. В двухстах колесницах едут четыре тысячи участников маскарада.

В этот день вместе встречались празднично одетые женщины и катались отдельно от мужчин до самого вечера, затем наступало затишье, а в субботу в город снова съезжались со всех окрестностей. Ежедневно ездили друг к другу в гости, новобрачные навещали родственников, которые «одаривали их мылом». Вечером в воскресенье молодые люди, взяв каждый со своего двора немного соломы, собирались на окраине села, пели песни и вместе сжигали Масленицу. Причем в некоторых районах, как пишет Снегирев, сжигали «соломенного мужика». Вероятно, подчеркивает историк, этот обычай, существующий с незапамятных времен, является остатком «языческих треб и обрядов, применённым к Сырной неделе». Ученый говорит о том, что «подобный обычай встречается у немецких славян полабских славян , которые первого марта выносили из селений чучело в образе смерти и сжигали его в память об усопших или бросали его в воду», как римляне в мае бросали в Тибр свои «тростниковые болваны». В Польше в этот день ходили с факелами на кладбища. В Сибири на Масленицу сколачивали несколько саней и устраивали на них подобие корабля с парусами и снастями. В сани впрягали по 20 лошадей и катались по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и прибаутками. Интересно, что там вместо блинов пекли хворост. В Пензенской и Симбирской губерниях в субботу на Масленицу крестьянские дети и подростки строили на реке из снега город с башнями и двумя воротами. Игра начиналась так.

Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов

Готовые наборы для обрядов Онлайн тесты и гадания здесь Сайт интернет-лавки «Северная Ск. Современные традиции празднования Масленицы исключают языческие ритуалы вроде жертвоприношений или поклонения тотемам. Масленица – это многодневный народный праздник проводов зимы и встречи весны, с которым связан обычай печь блины.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий