Новости лфз сетка кобальтовая

Считается, что "Кобальтовая сетка" была навеяна изящным и нарядным фарфором XVIII века — елизаветинским "Собственным" сервизом, в узлах золотой сеточки которого выписаны маленькие розовые цветочки. Золотому взлету «кобальтовой сетки» на сервизах ИФЗ — 65 лет. Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ. В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) представил самые лучшие свои творения. Сервиз с «кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. знаменитая "кобальтовая сетка" - напоминание о блокаде.

В Галерее современного фарфора открылась выставка «Кобальт навсегда!»

Клейма фарфоровых заводов СССР Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой».
Императорский фарфоровый завод чайная пара Кобальтовая сетка 250 мл — купить в Москве "Кобальтовая сетка".

Императорский фарфоровый завод

Среди множества фарфоровых украшений и разнообразных узоров самым известным и узнаваемым является «кобальтовая сетка». Блокадная сетка Императорский (Ленинградский; Ломоносовский) фарфоровый завод. Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых во всём мире является ленинградская «Кобальтовая сетка». Знаменитую кобальтовую сетку на фарфоре ЛФЗ придумала художница Анна Яцкевич. Кобальтовая сетка давно стала отличительным знаком ленинградского фарфора, потому что символизирует заклеенные крест на крест окна блокадного Ленинграда. За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил несколько престижных медалей. Кофейный сервиз лфз, кобальтовая сетка. новый.

[кобальтовая сетка] в категории фарфор, фаянс, керамика

Кобальтовая сетка Ленинградского фарфорового завода. В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Отличительным благородным почерком мастеров Императорского фарфорового завода стала роспись «кобальтовая сетка». Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ. В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) представил самые лучшие свои творения. Сервиз с «кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. "Кобальтовая сетка" — визитная карточка Ломоносовского фарфорового завода. Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным – сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом.

Императорский фарфор Кобальтовая сетка

"Кобальтовая сетка" от Императорского фарфорового завода - чайный и кофейный набор Самое удивительное то, что сервиз из фарфора производства ЛФЗ с рисунком в виде перекрещивающегося узора сине-кобальтового оттенка был награжден главной медалью на Брюссельской Всемирной выставке в 1958 году.
Тайна кобальтовой сетки – Новости Тимашевска Похожие. Следующий слайд. ИФЗ/ЛФЗ Комплект чайный "Кобальтовая сетка", 3 предмета Императорский фарфоровый завод.
Блокадная сетка. Набор декоративных вазочек (лфз Кобальт), высота 16 см+ 14 см+ 12 см. Продаются комплектом.

Кобальтовая сетка - визитная карточка ЛФЗ

К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора….

А это целая эпоха в создании русского фарфора. Узор на сервизе Елизаветы Петровны Сервиз стал первым большим ансамблем, свидетельствующим о новом этапе развития фарфорового дела в Российской империи.

Предназначен он был для парадных обедов императрицы. Заказан сервиз был в 1756-м году, а полностью исполнен лишь в 1762-м, то есть уже после смерти Елизаветы Петровны. Но и после — в 1760-е — к нему делались доделки взамен утраченных разбитых блюд во время различных празднеств. Много версий.

Но шедевры настоящих художников — это зачастую синтез впечатлений, фантазии, исторических процессов. Результат впечатляющий! Кофейная пара «Кобальтовая сетка» представляет собой диагонально пересекающиеся линии, в местах соединения которых прорисованы каплевидные «жучки» с отводкой золотом. Декор выглядит утончённо и празднично, придавая фарфоровой посуде черты дворцового стиля.

Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще. Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета. Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным — сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки. Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш.

Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска. Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея. Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ ИФЗ и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода — она автор знаменитого логотипа ЛФЗ 1936 г. Узор «Кобальтовая сетка» знаменит и узнаваем во всем мире. Это изысканное сочетание глубокого синего и белоснежного используют для сервизов, обеденных наборов. Украшенная кобальтовой сеточкой посуда подходит для сервировки столов на самых торжественных мероприятиях. Воплощение простоты, элегантности и какой-то ненавязчивой, но безоговорочной торжественности - главные отличительные черты орнамента. Он смотрится по-настоящему стильно и дорого.

История Впервые эта роспись появилась на фарфоре в 1945 году. Сегодня она является фирменным знаком мастерами которого была придумана и создана. Автор узора «Кобальтовая сетка» - художница Анна Яцкевич. Сервизы с такой росписью на ЛФЗ стали выпускаться сразу же после победы в войне. Первая проба была в другом цвете, но уже через год Яцкевич обыграла свой узор по-новому, создав ту самую кобальтовую роспись. Чайный сервиз «Тюльпан» стал первым в серии. Специалисты сегодня уверены, что бело-кобальтовый орнамент и утонченная форма тюльпана составляют поразительный по красоте союз. Художницу вдохновила посуда императорского двора, расписанная изысканной кобальтовой вязью. Хотя есть свидетельства того, что ее ставший впоследствии знаменитым сервиз изначально был золотым.

Правда, для сервиза «Собственного», изготовленного для императрицы Елизаветы Петровны, Виноградов использовал ажурную сеточку пурпурного цвета с выписанными в её узлах маленькими розовыми цветочками, дополнив роспись обильной лепниной. А вот кобальтовую сетку придумала в 1944 году, вскоре после снятия блокады, художник Анна Яцкевич, признанный мастер тонкого графического рисунка на фарфоре, которая к тому же является автором знаменитого логотипа ЛФЗ введён в 1936 году , Эту роспись часто называют «синей сеткой из блокадного Ленинграда». Сама Анна Адамовна говорила, что в её память навсегда врезалась такая картина: заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов внезапно осветились перекрёстными лучами света ярких прожекторов — предвестников приближающейся бомбёжки. Ослепительные всполохи подчеркнули строгость и красоту перекрещивающихся линий. Так у художника по фарфору появилась идея узора «кобальтовая сеточка» правда, сначала она замысливалась как «золотая». Прежде чем «родился» этот безупречный узор, было предпринято множество попыток «укротить геометрию». Результат получился блестящий! Яцкевич удалось достичь необычайной ритмики и совершенства синих линий. А поверх этих линий, в местах их пересечения, художник придумала сделать отводку золотом, имитируя яркие лучи, напоминающие о тех самых блокадных прожекторах, которые зажигались во время сирены перед бомбёжкой. Кстати, для золотой отводки применяется 24-каратное золото, ослепительное и долговечное. Как видим, трагические события ленинградской блокады чудесным образом вылились в изысканную, хрупкую красоту. Яцкевич разработала дизайн 5-ти фарфоровых предметов. Это был чайный сервиз модель скульптора Серафимы Яковлевой : чайная пара чашка и блюдце , сливочник, сахарница и заварочный чайник. Позже количество предметов вплоть до напёрстков!

Императорский фарфоровый завод

В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. Визитная карточка Императорского фарфорового завода — синяя «Кобальтовая сетка» на посуде впервые появилась в 1944-м. В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) представил самые лучшие свои творения. Сервиз с «кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. Именно она придумала узор «Кобальтовая сетка», который потом получил множество наград и стал одним из самых знаменитых в России. Визитная карточка Императорского фарфорового завода — синяя «Кобальтовая сетка» на посуде впервые появилась в 1944-м. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда – за узор и форму сервиз получил золотую медаль.

"Кобальтовая сетка" — визитная карточка Ломоносовского фарфорового завода.

Выручка Ломоносовского фарфорового завода за 2017 год составила 1,98 млрд рублей, а себестоимость продукции — 720 млн рублей. Заварочный чайник с кобальтовой сеткой. В 1958 году на Всемирной выставке фарфоровых изделий в Брюсселе Ленинградский завод представил большую коллекцию своих изделий, среди них сервиз «Кобальтовая сетка». Золотому взлету «кобальтовой сетки» на сервизах ИФЗ — 65 лет.

РАСПАКОВКА ПОСЫЛКИ.ЛФЗ.КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА.

Если долго вглядываться в простой и лаконичный узор, то кажется, будто тебе открываются неведомые геометрические миры — как в калейдоскопе. Они складываются в разные картинки, встречаются и разбегаются, пересекаются вновь… Кажущаяся простота геометрического рисунка скрывает целый мир и целый Космос — для каждого свой. Наверное, в этом и заключается подлинный гений художника. Эта нежная холодноватая роспись «родилась» на Ломоносовском фарфоровом заводе Ленинграда сегодня он называется Императорским в 1944 году, а сегодня стала его фирменным узором. То ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора. В 1943 году стала возобновлять свою работу художественная лаборатория. Но теперь вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю. И в 1952 году на сорок восьмом году жизни умерла. И началось его триумфальное шествие по стране. У Анны Адамовны есть и ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка», только иначе. Рисунок блокады: история «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода Своеобразным символом блокадного Ленинграда стала легендарная «Кобальтовая сетка».

Сервизы в бело-синей стилистике впервые появились в 44 году и стали визитной карточкой Императорского фарфорового завода. Узор придумала ленинградская художница Анна Яцкевич именно в годы блокады. Дмитрий Копытов расскажет, как появилась идея рисунка. Один и тот же незатейливый рисунок на чашки, чайники и блюдца Валентина Семахина наносит уже почти 40 лет. Каждый день вручную расписывает по 80 предметов из фарфора. Монотонная работа женщине совсем не надоела. Живописец с гордостью рассказывает: её сервизы сейчас украшают кухни по всему миру. Визитная карточка Императорского фарфорового завода — синяя «Кобальтовая сетка» на посуде впервые появилась в 1944-м. Сервиз из 5-ти предметов в холодный, но притягательный, северный цвет раскрасила ленинградская художница Анна Яцкевич. В заводском музее сохранились несколько её фотографий.

Александр Кучеров, советник генерального директора Императорского фарфорового завода: «Это снимок 1945 года. Я считаю, что боевой орден Красного Знамени — это очень высокая оценка её труда». Боевой орден хрупкая от природы, интеллигентная женщина получила, конечно, не за новый вид росписи фарфора. Все 900 дней блокады она провела в родном Ленинграде, на заводе. Ехать вместе с коллегами на Урал в эвакуацию отказалась. Приближала Победу. Был протянут кабель к нему, на нём теплилась жизнь. Его надо было замаскировать. Растянули сети, развели краски фарфоровые, его замаскировали. Он был закрыт.

Ни один снаряд не попал на территорию завода. Он слился с невской водой». Страшные годы удалось пережить лишь благодаря любимой работе. И книгам. Заводскую библиотеку эвакуировать не успели. Собранная в стопки литература так и осталась лежать в заснеженных железнодорожных вагонах. Каждый день на санках Анна Яцкевич привозила книги обратно. В 43-м, после прорыва блокады, на заводе вновь открыли художественную лабораторию. А ещё спустя год на фарфоровой посуде появилась первая «Кобальтовая сетка». Александр Кучеров, советник генерального директора Императорского фарфорового завода: «Сказать, что именно легло в основу этого рисунка не может никто.

Возможно, это было навеяно и окнами блокадного города, поскольку здесь жила её мама, здесь жила её сестра, которые в 1942 году умерли, она их похоронила. Возможно, это перекрещивание этих бумажных лент». Бумажными лентами в Ленинграде заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. На кадрах блокадной хроники видно: белые кресты тогда появились почти на всех центральных улицах города на Неве. Есть и другие версии появления «Кобальтовой сетки», тоже связанные с блокадой. Наталья Бордей, руководитель пресс-службы Императорского фарфорового завода: «Существует теория, что художник Анна Яцкевич ходила в блокадные годы на Неву зимой долбить прорубь в реке, чтобы иметь под рукой воду на случай пожара на заводе. Впервые похожая сеточка на чайниках и чашках завода появилась ещё при императрице Елизавете Петровне. Орнамент создан мастером Дмитрием Виноградовым. Но полоски тогда были розовыми. За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил несколько престижных медалей.

Сейчас в бело-синей стилистике здесь изготавливают уже более ста видов посуды. С 70-х годов о необычном русском орнаменте узнал весь мир. В посольстве России в Париже до сих пор гостей угощают именно из сетчатой посуды. Свой привычный синий цвет кобальт приобретает после обжига при температуре больше тысячи градусов. После первого наносят так называемые мушки из золота. Правда, блестеть оно начинает не сразу. Александра Горохова, живописец-штамповщик Императорского фарфорового завода: «Эта лужица черная — это золотосодержащий препарат, 12-процентное золото. После обжига начинает сверкать, до обжига внешний вид неприглядный». Подделать технологию сложно, хотя умельцы из Китая несколько раз пытались. Секрет в том, что роспись подглазурная, ручной работы.

У её автора, Анны Яцкевич, после войны совсем не осталось наследников. Племянница, которая тоже работала на фарфоровом заводе, умерла вскоре после самой художницы. Но их дело живёт до сих пор. И тысячи обладателей легендарных сервизов с кобальтовой сеткой считали и считают эту посуду своеобразным символом ленинградской Победы. Та женщина пережила Блокаду и была из традиционной для Северной Столицы категории добрых людей, которые незнакомому человеку и дорогу покажут, и в свой дом впустят, и накормят, и чаем угостят. Случилось так, что я был тем самым незнакомцем, которого сначала вели за руку, показывая кратчайший путь к достопримечательностям, а потом пригласили к столу. И вот там-то, на скромной кухне обычной питерской коммуналки, я впервые в жизни увидел необычную чайную пару — чашку и блюдце. Их украшал простенький узор из синей сетки с вкраплениями золотых брызг. Они были изящны, невесомы и полупрозрачны на просвет. Я подносил чашку ко рту и на фоне окна видел, что она вся светится изнутри.

Иногда эта аббревиатура истолковывалась советскими гражданами как Ленинградский Фарфоровый Завод. А ведь он далеко не прост, как кажется на первый взгляд. Это не просто узор ленинградского фарфора и его знаменитый бренд — это символ памяти о Блокаде, символ памяти о героическом подвиге жителей окружённого, голодного, холодного, но не сдавшегося Ленинграда. Этот геометрический орнамент является художественным образом заклеенных крест-накрест оконных стёкол. Бумажными лентами заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. Данный узор — это также аллегория перекрёстного света прожекторов противовоздушной обороны. А золотые «мушки» или «жучки» на нём — это сполохи разрывов зенитных снарядов. Узор, который называется «Кобальтовая сетка», в годы войны придумала ленинградская художница Анна Яцкевич. Она все 900 дней блокады провела в родном городе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать, отказалась уезжать в эвакуацию.

Она осталась на заводе и сражалась с врагом по-своему: кисточкой и красками. Анна Яцкевич занималась камуфляжем кораблей. Так, например, при помощи красок по фарфору она создала маскировочную сетку, которой укрыли миноносец «Свирепый», стоявший у набережной Невы недалеко от завода. Это же как надо владеть своим искусством, чтобы с помощью красок и кисточек для фарфора делать огромные корабли малозаметными для врага! Есть мнение, что мысль об узоре-сетке художнице Яцкевич навеял старинный сервиз, который в середине XVIII века создал для императрицы Елизаветы Петровны сам Дмитрий Виноградов, сподвижник Ломоносова и основатель производства фарфора в России. Был похожий сервиз и у царя Николая I — его изготовили по заказу австрийского императора. Однако сходство в этих родственных росписях несколько отдалённое. Разница не только в общей геометрии орнамента, но и в деталях на перекрестьях линий. Вместо цветочков как на старинных блюдах Анна Яцкевич изобразила золотые «мушки». И потом, во времена Елизаветы Петровны сетчатые орнаменты были других оттенков — розовыми и золотыми, и соответственно, с другим химическим составом красок.

Можно предположить, что Дмитрий Виноградов подсмотрел этот узор в Западной Европе, а тамошние мастера опирались на опыт своих старых гончаров. На самом деле этот рисунок столь древний, что уже и не установить, кто первый его придумал. Перекрестье линий во многих странах мира и во все времена наносили ещё на простую глиняную посуду. Да чего уж там, каждый из нас в детстве рисовал нечто подобное, не подозревая, что повторяет древние рисунки. Художница Анна Яцкевич рассказывала своим сотрудникам о создании «Кобальтовой сетки» так: заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли её внимание, и то ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли отблески вечернего солнца, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора. Первый сервиз из 5-ти предметов с нежно-холодным, каким-то немного северным, удивительно притягательным орнаментом появился вскоре после полного снятия Блокады — в 1944 году. Форму чайной посуды нового сервиза для освобождённого города создала ещё одна работница ЛФЗ — скульптор Серафима Яковлева. В 1958 году в Брюсселе прошла Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод представил самые лучшие свои творения. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, ведь с момента его создания прошло уже 14 лет, и он просто входил в ассортимент завода. Но неожиданно именно он получил золотую медаль.

К сожалению, Анна Адамовна Яцкевич не дожила до международного триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что её рисунок стал символом советского фарфора… В 2005 году детищу основоположника русского порцелана Дмитрия Виноградова — заводу в Невском районе Петербурга — вернули исконное название — «Императорский фарфоровый завод». Он продолжает традиции старых мастеров и по-прежнему выпускает посуду со знаменитой «Кобальтовой сеткой». Она является знаменитой на весь мир визитной карточкой предприятия. Что ещё интересно: вся изящная продукция завода расписывается его мастерами вручную. Ушлые китайцы несколько раз пытались произвести подделки, но у них вышло коряво — ибо повторить ручную подглазурную роспись кобальтом и золотом крайне сложно, времязатратно и трудозатратно. Эти кропотливые усилия — не для массового производства. Тысячи обладателей легендарных сервизов с кобальтовой сеткой могут гордиться — их посуда является символами стойкости ленинградцев и нашей Великой Победы. Фарфор «Кобальтовая сетка» Узор в виде кобальтовой сетки — не редкость в декоре, но только Императорский фарфоровый завод сумел превратить его из вспомогательного элемента в символ эпохи, приносящий мировую славу. Изящный геометрический рисунок с позолотой сегодня покрывает самые популярные сервизы и отдельные столовые предметы, выпускаемые предприятием.

Их ценят не только за красоту и высочайшее качество, но и за тесную связь с историей государства, а также лёгкие ностальгические нотки, неизменно присутствующие в каждом изделии с маркировкой ИФЗ. Рождение легенды «Кобальтовая сетка» представляет собой диагонально пересекающиеся линии, в местах соединения которых прорисованы каплевидные «жучки» с отводкой золотом. Декор выглядит утончённо и празднично, придавая фарфоровой посуде черты дворцового стиля. Однако родился аристократичный орнамент совсем не в «галантном веке», а в один из самых тяжёлых периодов «города на Неве», когда его жители задыхались кольце немецкой блокады. Художница Ленинградского фарфорового завода Анна Яцкевич с горечью смотрела на окно, крест-накрест перечёркнутое полосками бумаги. Разве в такое время до творческих порывов? Когда в 1941 году часть предприятия эвакуировали за Урал, Анна Адамовна — коренная ленинградка, решила остаться. Сколько боли пережила она за это время. В 1942 году от голода и болезни умерли её мать и сестра. Сама художница походила на тень, как и десятки ленинградцев, героически противостоявших оккупантам.

Внезапная вспышка озарила окно, и Анна Адамовна разглядела в скрещенных полосках потрясающей красоты узор, проступивший сквозь печальный лик войны. Как писала позднее художница в своих воспоминаниях, именно тогда у неё возникла идея создания той самой «Кобальтовой сетки»… Согласно другой версии, прототипом узора послужили освещающие небо лучи прожекторов, которые блуждали, пересекаясь друг с другом. А, возможно, художница вдохновилась суровым очарованием Невы, одетой в ледяной панцирь, который приходилось разбивать, чтобы достать воды. Ослепительно белая река, бегущие от удара ломом синие трещинки и слепящее золотое солнце — этот образ тоже просматривается в удивительном творении Яцкевич. Искусствоведы, кроме того, выдвигали предположение, что «сетка» скопирована с дворцового сервиза «Собственный», изготовленного основоположником русского фарфора — Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны. Хотя в своих мемуарах Яцкевич не упоминала этот редкий коллекционный экземпляр. Но, скорее всего, как часто бывает у художников, Анна Адамовна сублимировала множество жизненных впечатлений, выразив их в чётких и чистых линиях кобальтового рисунка. Техника нанесения узора Первые образцы «Кобальтовой сетки» были созданы Яцкевич в ноябре 1944 года на базе сервиза «Тюльпан». Роспись сначала опробовали на пяти предметах: чайнике, сахарнице, сливочнике и чашке с блюдцем. Предметы сервиза, волнистой поверхностью напоминающие цветок, в тонкой сетке узора смотрелись нарядно и органично.

Художница решила провести эксперимент с подглазурным кобальтовым карандашом. Предполагалось, что он даст более ровные линии, чем кисть, которой сложно управлять при нанесении графического рисунка. Однако техническое новшество оказалось неудачным — карандашный пигмент ложился неравномерно, делая узор то ярким и выразительным, то едва заметным. Тогда Анна Адамовна решила вернуться к проверенной кисточке. Именно этим инструментом пользуются современные художники завода, вручную нанося на чашки и чайники полюбившийся всем миру «сетчатый» рисунок. Работа кропотливая, требующая немалого опыта и мастерства. В день сотрудник завода может расписать до 80 изделий. Когда в 1950 году сервиз Яцкевич начали выпускать массовым тиражом, отливки делали сразу с направляющими желобками, чтобы живописцам было проще вести прямые линии. Кобальтовый пигмент наносят на обожжённый один раз «бисквит», затем покрывают глазурью, вновь отправляют в печь и только после этого украшают золотой отводкой. Однако сегодня ручного труда в фирменных сервизах Императорского завода становится всё меньше.

Основной рисунок заменяет деколь, золото уже не порошковое, как раньше, а более дешёвый глянц наносят специальным желатиновым штампом. Тем не менее, сэкономить на покупке фарфора «Кобальтовая сетка», независимо от способа его изготовления, не получится. Это, своего рода «бренд в бренде», что тоже имеет свою цену. К тому же посуда от ИФЗ славится своим качеством — это единственное предприятие в России, где изготавливают костяной фарфор, самый тонкий и прочный. Отличить изделия из него несложно: они хорошо просвечиваются, так, что виден рисунок на внешней стороне, при ударе издают чистый, продолжительный звук и обладают тёплым молочным оттенком. Интересные факты о создательнице знаменитого узора Жизнь Анны Яцкевич похожа на подвиг — не имея собственной семьи, она всю себя отдала родному заводу. И как это часто бывает, получила признание лишь после смерти, хотя всегда считалась талантливой художницей, со своим неповторимым почерком. Что ещё интересно узнать об авторе «Кобальтовой сетки»? Анна Яцкевич бессменно проработала на Ломоносовском сейчас Императорском фарфоровом заводе 20 лет, вплоть до своей смерти в 1952 году. В активе художницы есть ещё одна значимая разработка: клеймо предприятия советских времён — каллиграфический логотип ЛФЗ.

Во время блокады Яцкевич спасла бесценную заводскую библиотеку, случайно забытую при эвакуации фондов. Как-то по дороге на работу она заметила, что солдаты расположенной рядом воинской части рассматривают иллюстрации, явно вырванные из книги. Подойдя ближе, художница с изумлением узнала старинное издание из фондов завода. Оказалось, вагон с книгами не попал в основной эшелон и остался стоять на запасном пути, а его бесценный груз постепенно растаскивали «на картинки» или растопку. На саночках Анна Адамовна ежедневно перевозила книги обратно, пряча в заводском цеху до лучших времён. До 1943 года ЛФЗ практически не работал. Но Яцкевич не сидела без дела. Оставшимися в запасниках фарфоровыми красками она наносила маскировку на пришвартованные у ближнего причала боевые корабли, в частности на миноносец «Свирепый», который закрывал собой территорию завода. Камуфляж был настолько качественным, что немцы ни разу не выстрелили по этой морской цели или корпусам ЛФЗ. Инициатором юбилейной выставки стал выдающий реформатор советской фарфоровой промышленности, художник Николай Суетин.

Знаковый сервиз в том виде, каким его выпускают сейчас, доработала ученица Яцкевич — Ольга Долгушина.

Мастерски выполняла портреты на фарфоре - к примеру, портрет Кирова на чайнике из сервиза «Московское метро». В работе, в племяннице Музе Изотовой, которая трудилась здесь же, и в коллегах сосредотачивалась жизнь художницы. Её любили сослуживцы. Особенно мне было приятно и я Вам благодарен за то истинно человеческое участие, которое Вы, Протопопова и многие другие товарищи по лаборатории приняли, когда я был в госпитале. Такого отношения я никогда не забуду, особенно после трёх лет пребывания в плену, где я выпил полную чашу страданий - голода, холода и эксплуатации. Мне очень приятно, что Вы сделали ряд успехов в искусстве. Старайтесь, старайтесь, успех достигается ценой большого напряжения творческих сил и труда. Меня удивляет мужество, с каким Вы перенесли нечеловеческие страдания, мучительный голод и холод блокады, а особенно Вы, которая всегда была слабенькой и бледной.

Но теперь вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю... Была у неё и медаль «За оборону Ленинграда». А «Кобальтовая сеточка» в широкий тираж вышла в 1950 году. Наносили её уже только кисточкой, на самом фарфоре делали специальные желобки, чтобы линии получались ровными. Окончательный вариант росписи исполнила ученица Анны Адамовна Ольга Долгушина. У художницы Яцкевич было слабое здоровье - кто из переживших блокаду мог им похвастаться? Ездила за здоровьем, за жарким солнцем, за прогретым южным воздухом. Но кто из нас знает, где найдёт удачу, а где прячется беда? Именно там, на Кавказе, художница простудилась.

И в 1952 году на сорок восьмом году жизни умерла.... А в 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка фарфоровых изделий. Ленинградский завод привёз огромную коллекцию своих лучших изделий. И была представлена, так сказать, линейка нынешней продукции - в основном, чайная посуда. Её не готовили специально к выставке, назначение этих вещей здесь было другое: показать широту ассортимента, но не поразить художественным мастерством. И вдруг сервиз с «Кобальтовой сеткой» получил главную награду - золотую медаль за узор и форму а форму придумала Серафима Яковлева. И началось его триумфальное шествие по стране... У Анны Адамовны есть и ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка», только иначе. Это логотип завода - ЛФЗ.

Он тоже выполнен в голубых тонах с золотыми штрихами. И известен каждому, у кого есть хоть один предмет, выполненный на этом заводе. Он - единственный рисунок Анны Адамовны, который она не подписала. На остальных работах она ставила метку «А. Яцкевич» и дату. February 3rd, 2018 , 12:23 am Тонкий и звонкий фарфор, из которого сделана эта чашка, белейший, полупрозрачный костяной, выпускается в России только на Императорском фарфоровом заводе, бывшем Ломоносовском, бывшем же Императорском. Костяной он потому, что почти наполовину состоит из костной муки, которая делает его таким легким, тонким и белым. А рисунок на чашечке - самая знаменитая, самая узнаваемая роспись петербургского завода - «Кобальтовая сетка», орнамент из перекрещивающихся косых темно- синих линий с золотистыми звездочками в местах их пересечения. Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич.

Правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны, в 1945 году. А через год Яцкевич интерпретировала свой узор и создала из золотой сеточки ту самую знаменитую кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «Тюльпан» Серафимы Яковлевой. Фарфоровый кофейный сервиз, форма «Тюльпан», рисунок "Кобальтовая сетка", Императорский фарфоровый завод. В 1958 году «Кобальтовая сетка» - простой и элегантный узор, покорила мир. В том году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания , в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда - за узор и форму сервиз получил золотую медаль. Яцкевич расписывает сервиз «Московское метро».

Фото Н. Cэкке октябрь 1936 года. Анна Адамовна Яцкевич в 1930 году закончила Ленинградский художественно-промышленный техникум и с 1932 года до самой своей смерти в 1952 году проработала на ЛФЗ художником по росписи фарфора. Но узнать, какой огромный успех выпадет на долю ее росписи, Яцкевич не успела: когда «Кобальтовая сетка» неожиданно для всех получила высшую мировую награду, Анны Адамовны уже не было в живых. Ей было всего 48 лет и она ушла так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора… Художник ГФЗ имени Ломоносова А. Фото П. Машковцева 3 марта 1939 года. Зато теперь каждый, кто пьет кофе из чашечки с таким рисунком, сам того не зная, отдает дань памяти художнице и трагедии - личной и всей страны. Как же возник узор «Кобальтовая сетка»?

Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него. Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз - произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» франц. Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще. Тарелка из сервиза «Собственный» императрицы Елизаветы Петровны, 1756-1762 гг.

Производство Невская порцелиновая мануфактура с 1765 г. Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета. Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным - сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки. Сама же Анна Адамовна рассказывала о создании «Кобальтовой сетки» иначе.

Кроме профессии художника по фарфору, Яцкевич имела квалификацию оформителя книг и плакатов. Когда началась война, Анна Адамовна не воспользовалась возможностью эвакуироваться. Урождённая ленинградка, она все 900 блокадных дней провела в родном городе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать отец скончался задолго до войны , жила на Набережной Фонтанки.

Но сама Анна Адамовна всегда говорила: ее роспись — это воспоминания о блокаде. О заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. В ту самую страшную зиму 1942-го от голода умерла ее мама и родная сестра… Первоначально этот узор должен был быть золотым, но Анна Яцкевич перекрасила его в синей гамме. Таким он и вошел в историю.

Он и получил главную награду — Золотую медаль. Подготовила Татьяна Славина.

Войти на сайт

Красивый геометрический узор «Кобальтовая сетка» уже давно стал визитной карточкой Императорского фарфорового завода (г. Санкт-Петербург). В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил несколько престижных медалей. Действительно, кобальтовая сетка точно переносит нас в эпоху фижм, париков и дворцовых переворотов. «Кобальтовая сетка» — визитная карточка Ленинградского фарфорового завода и символ советского фарфора. Самый известный узор ленинградского фарфора, визитная карточка ЛФЗ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий