Новости блокада ленинграда эвакуация

В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Аннотация: Статья посвящена малоисследованному сюжету из истории эвакуации населения Ленинграда в годы блокады.

Новости и события Российского исторического общества

Все лучшие помещения Середы, Торопова, Федурина, Вахтина, Хабарова были предоставлены эвакуированным ленинградцам. Местное население оказывало всяческую помощь в их устройстве. Даниловская земля приняла 7 детских домов и 14 детских садов. Видеосюжет снят по воспоминаниям Скородумовой Елизаветы Дмитриевны о том, как распределяли блокадников в Данилове.

Участники реконструкции - сотрудники Октябрьской железной дороги и актеры, исполнившие роли ленинградцев - воссоздал... Праздник на вокзалах Москвы Накануне Нового года столичные вокзалы и станции преобразились, украшенные атрибутикой и символами предстоящего праздника.

Всего 5 тысяч человек удалось им найти. Не в каждом регионе такое есть. Ярославский областной архив оцифровал большинство документов, предоставленных блокадниками — фотографии, письма, иные личные документы. Теперь они есть и на сайте архива. О востребованности этих исторических свидетельств говорит даже то, что сами бумажные документы, страницы залистаны так, что проходили по нескольку вынужденных реставраций. Группы эвакуированных формировались в Ленинграде. Это был либо детский садик в полном составе с воспитателями, или школы, классы академии художеств — но без родителей. Есть данные, что по Волге сплавлялись эвакуированные учащиеся консистории — просили в Ярославле их проследить, обеспечить необходимой помощью, хранится телеграмма об этом. Теперь необходимо собрать дополнительную информацию по районам, потому что у них есть тоже отдельные и очень важные документы, все это состыковать. Например, недавно в архив поступили интересные материалы из детского дома под Ростовом, документы и фотографии. Принять, накормить, вылечить, выучить В середине января состоялся круглый стол с Санкт-Петербургом на тему блокадного Ленинграда. Ярославская область готова передать потомкам ленинградцев военной поры всю имеющуюся архивную информацию, чтобы объединить данные и проследить судьбы людей уже более детально. Одна из главных проблем — не все ехали эшелонами, кто-то бежал сам, своим ходом, на попутках. Вот таких выявить и подтвердить очень сложно — данных почти нет. Но до сих пор и блокадники, дожившие до наших дней, и многочисленные документы подтверждают, что встречали их здесь, как родных — даже в условиях военного времени, когда хлеб везде был по карточкам и люди по всей стране недоедали. Что меня поразило в документах этого времени — давали эвакуированным в Ярославскую область единовременную материальную помощь. Человек писал заявление, описывая свое бедственное положение. Ему верили и визировали к выдаче определенные суммы. Как проверяли эти данные — мне не понятно, но все сходится к тому, что верили на слово. В итоге такие единовременные выплаты в регионе составили колоссальную сумму — 230 миллионов рублей за весь военный период. И это было все заложено в смету! Здесь же вспоминается сразу облигации госзайма, 12-ти часовой рабочий день, сбор теплых вещей. Огромная работа экономики и экономистов в военное время! Для эвакуированных детей и подростков в Ярославской области организовывали не только школьное, но и профессиональное обучение. Было создано 38 заведений, где эвакуированные могли осваивать азы рабочих профессий, получали швейные, слесарные, столярные навыки. Преподаватели и воспитатели, как правило, были ленинградцами, но здесь, в нашем регионе органы власти — гороно, районо — проверяли, надлежащий ли уход обеспечен за детьми, справляются ли они со своими воспитанниками. Могли также быть выделены воспитатели и наставники уже из числа ярославцев либо в усиление, либо на замену. Город и край увеличился, но увеличился и промышленными предприятиями, театрами. Так Ярославский край получил интеллигенцию техническую, кадровую, которые тоже сыграли свою роль в развитии нашей области. Память народная и личная Почему немало эвакуированных остались жить здесь и после снятия блокады, и после Великой Победы? Причин несколько, но главная — возвращаться было некуда, дома разрушены, квартиры заселены новыми жильцами, все родственники погибли или эвакуированы. Но случались и чудеса: так, наша семья в эвакуацию отправилась одна.

Жилья для них катастрофически не хватало, ленинградцев селили на чердаках, в мансардах. Уплотнялись сами уралмашевцы. В комнату к одному из них и подселили отца Валерия Акутина. Жили, вспоминает, тесно, зато дружно. Валерий Акутин, бывший начальник конструкторского бюро по литейной оснастке Уралмашзавода: «Потом дали большую комнату. Двухэтажные были бараки — бывшая больница. Там расселили и сделали бараки, специально, одни только ленинградцы там жили, потому что их надо было как-то устроить. Мы жили на кухне, громадная плита на бывшей кухне — я на ней спал. У них была койка, тумбочка и две табуретки». Без поблажек, не жалея себя — ленинградцы трудились на заводе, как все, по 12 часов в сутки, а то и больше. Общие сложности — общие победы, вспоминает Владимир Герцберг. Он тогда, в свои 15, стоял у токарного станка. Ленинградцы, по его словам, выделялись среди уральских рабочих разве что манерами — как-никак из культурной столицы. Владимир Герцберг, бывший заместитель начальника отдела труда и зарплаты Уралмашзавода: «Вот он идет в столовую — тщательно моет руки. Мы вообще не понимали, зачем их мыть.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

В Горячий Ключ из блокадного Ленинграда были эвакуированы несколько сотен детей. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых.

Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?

К концу блокады, в январе 1944 года, в городе проживало 579 тыс. Через полтора года число ленинградцев вырастет на миллион. В июле 1944 в Ленинграде было около 725 тысяч, в сентябре 1944 года — около 920 тысяч человек. Был и бум рождаемости — в 1945—1946 годах. С 1 июня 1946 г. Иначе милиция выселяла в течение суток». Многих ленинградцев оставили в Челябинске и других городах военной эвакуации, замечает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Борис Ковалев. Некоторые предприятия, указывает он, были оставлены в Сибири, на Урале — например, в Челябинске. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город.

Они мечтали попасть домой — к оставшимся там родным, к могилам предков. Но далеко не всем удалось осуществить эту мечту. Многие ленинградцы из-за проблем со здоровьем, подорванным во время войны, погибли, так и не вернулись в родной город. Но Борис Ковалев добавляет, что трагедии блокады и войны объединили многих — старых и новых ленинградцев, а также тех, кто был в эмиграции. Какие специалисты были нужны городу Но Ленинграду для восстановления города нужны были рабочие и инженеры, технические сотрудники. Доктор исторических наук, профессор Никита Ломагин рассказывает, что они, в первую очередь, должны были наладить работу приоритетных отраслей: судостроения, авиастроения, станкостроения, выпуск боеприпасов.

Большую заботу о городе проявляла вся страна. Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота. Большое значения имели действия партизан.

Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера. Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, а осенью — энергетический кабель. В результате Тихвинской оборонительной операции 1941 года и Тихвинской наступательной операции 1941 года был сорван план немецкого командования полностью изолировать Ленинград от страны. Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады Синявинские операции 1941 и 1942 годов, Любанская операция 1942 года , удалось сделать это в январе 1943 года. В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. В результате Ленинградско-Новгородской операции 1944 года блокада была снята полностью, прекратились артобстрелы, от которых погибло около 17 тыс.

Въезд на ледовую трассу у д. Из коллекции Военно-медицинского музея Въезд на ледовую трассу у д. Согласно специальной инструкции, начальник этапа эвакуации, организовавший посадку и погрузку раненых и больных в автомобили, был обязан проверить состояние обуви и одежды эвакуируемых, их обеспеченность теплыми портянками и рукавицами; организовать утепление поврежденных частей тела и дополнительное укутывание раненых, снабдить всех пассажиров химическими грелками; проинструктировать и проверить готовность медицинского персонала, сопровождавшего раненых и больных в пути. Название «полуторка» пошло от грузоподъемности автомобиля, она составляла 1,5 тонны. Из-за своей распространенности и относительно малой массы они отлично подходили для совершения рейсов по «Дороге жизни». Однако ситуации с уходом автомобилей под лед не были редкостью, особенно в весенний период. Справлялись с этим разными методами: грузили машины не полностью, заливали ограниченное количество топлива только на дорогу в один конец , соблюдались жесткие правила следования колонн автомобилей с дистанцией в 100 метров и запрет на остановку, если другая машина из колонны начинала тонуть. Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Одна из таких «полуторок», которые снабжали блокированный Ленинград продовольствием и эвакуировали людей, находится сейчас в Военно-медицинском музее. Она проходит этап реставрации и скоро станет частью Музея блокадной медицины. В том случае, когда для эвакуационных целей привлекался порожняк автомобильного транспорта подвоза, кузов застилался толстым слоем соломы, сена или же ветвями сосны, ели, а поверх этой подстилки набрасывались плащ-накидки, затем размещались раненые, укутанные в теплые одеяла и снабженные химическими грелками. Замыкал такую колонну санитарный автомобиль с сопровождающим медицинским персоналом, который доставлял обратно одеяла для их повторного использования. Через каждые 6-10 км ледовой трассы в утепленных палатках были оборудованы перевязочно-обогревательные пункты.

Надо спасать! Взял хлеб и сахар. И так начинался каждый день. Разговоры в семье тоже сводились к одному: что завтра отнести детям. Мефодий Варибрус ночи напролет просиживал за приготовлением лекарств, так как для лечения детей были необходимы мази. У большинства из малышей диагностировали крайне запущенную степень цинги и другие серьезные заболевания. Фельдшеру помогала его дочь Таисия и жители Горячего Ключа. Они приносили детям лепешки, картофель, яблоки, игрушки. А соседка Людмила Артемьевна Смолина, у которой были две козы, несмотря на то что Горячий Ключ к тому времени уже находился в оккупации и был приказ: «Молоко — немецким офицерам! Через несколько месяцев Мефодий Варибрус добился у немцев разрешения вывезти больных детей из Горячего Ключа. В декабре 1942 года их отправили в адыгский аул Понежукай, где двое маленьких ленинградцев, к сожалению, умерли. Остальных ребят в апреле 1943-го перевезли в станицу Старокорсунскую и разместили в детском доме сегодня в этом здании находится школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. Позже часть ребят усыновили и удочерили, а некоторых разыскали и забрали родители. Не Толя, а Тоня! Сохранился список детей, переправленных из Горячего Ключа в Старокорсунскую. Однако список начинается не с цифры «1», а с цифры «3». Возможно, ребят все-таки было 26. Или же два имени просто не были обозначены, так как листок неоднократно переписывался. До нас дошла одна из этих копий, составленная краеведом из Горячего Ключа Константином Еременко. А вот ребус с именем одного из малышей, которые значатся в списке, Юлии Лысенко удалось разгадать. В этом помогли социальные сети. Она попыталась найти сведения о детях из списка. Но пока безуспешно. Зато благодаря таким совместным поискам нам написала жительница Санкт-Петербурга Ирина. Так вот — это не Толя! Александрова Антонина Александровна, моя тетя», — сообщила женщина в музей. Скорее всего, листочек, на котором составили список, был сложен или помят в том самом месте, где были фамилия и имя ребенка под номером 21.

Поездом, по воздуху, по воде и льду

  • "Вести" - Санкт-Петербург". Новости
  • Федеральный проект истории обороны и блокады Ленинграда
  • Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
  • Архивы Санкт-Петербурга: Документы по эвакуации детей | Пикабу
  • Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев — Новости Санкт-Петербурга ›
  • Вагон замерзших тел

Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР

Этой последней голодовки мой маленький брат не перенёс и вскоре умер», — рассказывает Ильин. Мама лежала без сознания, а юный Иван очень боялся, что она умрёт... Но потом выдали суп и полбуханки хлеба. Мама пришла в себя, и сын буквально выходил её. Мы попали в станицу Ново-Пашковскую. Я слез с подводы и впервые в жизни увидел цветущую вишню и заплакал. Я понял, что мы с мамой остались живы…» «Между тем в южном ночном небе, с западной стороны, стали появляться всполохи взрывов приближающегося фронта. И мы снова засобирались…» — делится детскими воспоминаниями Иван Дмитриевич. Это была уже вторая эвакуация. Собрались за полдня.

Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две. Было ли это возможно? В теории — да. В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5.

Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11.

Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально.

Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно.

Потом попала в детский дом, и нас вывезли в Ярославскую область. В 1943 году папа сумел меня разыскать, приехал в детский дом. Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе. Думали, что потеряли друг друга навсегда. Папа жил и работал на станции Берендеево. Но радость оказалась недолгой: папа скоро ушёл из жизни.

Меня взял в свою семью человек, у которого папа работал. В 1947 году эта семья переехала жить в Узбекистан. Так мы попали в Среднюю Азию. А когда я вышла замуж, мы с мужем переехали в Киргизию в 1960 году поближе к его родным. Всегда очень скучала по Ленинграду. Но возвращаться было не к кому.

Когда бывала в родном городе, не могла надышаться его воздухом и все спрашивала себя: неужели мы когда-то здесь жили и были счастливыми? Сейчас мне 94 года. Свою родину не забываю никогда. С августа 1942 года сведения обо всех эвакуированных поступали в центр, который находился в городе Бугуруслане. Все запросы стекались туда. На сотрудниках центра лежала огромная ответственность, здесь требовались исключительно сердечные люди.

Попадаются документы, где есть ошибка в написании фамилии. И важно, что сотрудники центра давали не только информацию по запросу, но и писали, что есть сведения о людях с похожими по звучанию фамилиями. Благодаря неравнодушным и вдумчивым сотрудникам центра семьям удавалось воссоединиться. Одна буква могла решить судьбу целой семьи! Есть в архивах немало запросов, которые изначально были тупиковыми. Например, воспитатель детского дома из глубинки писал запрос в Ленинград, а в нём говорилось, что ребёнок помнит: маму зовут Света, она работала в библиотеке, имя папы — Иван, он был токарем на заводе.

Как можно было по этим сведениям найти родителей этого ребёнка в огромном городе? Существовали детские дома, интернаты, куда вывозили детей, чьи родители трудились в одной отрасли. В Татарской ССР был интернат, где находились маленькие ленинградцы — дети журналистов. В таких случаях поиск было вести гораздо легче.

Таллин не был заранее подготовлен к обороне с суши, поэтому через некоторое время его пришлось оставить. Принятые организационные меры не привели к улучшению ситуации. Летом 1941 года, безусловно, существовала возможность захватить Ленинград внезапным ударом, — заключал в своих мемуарах генерал вермахта Эрих фон Манштейн. Каковы бы ни были причины для этого, существовавшие тогда шансы не были использованы.

Позже Гитлер надеялся на возможность вынудить население Ленинграда к сдаче голодной блокадой. В их компетенции была организация обороны Ленинграда и эвакуации населения и предприятий. Кроме того, требовалось решить проблему управления войсками. Комиссия вынесла ряд важных решений, в том числе связанных с обеспечением армии продовольствием и боеприпасами. Начало блокады Какое значение Ленинград играл для СССР 29 августа 1941-го нарком путей сообщения Лазарь Каганович доложил Сталину о том, что сообщение поездов с Ленинградом прервано по всем линиям. В первых числах сентября захватчики усилили свои удары, пробились к берегу Ладожского озера и 8 сентября захватили Шлиссельбург — Ленинград оказался отрезан от остальной страны. Так началась блокада. Отныне сообщение с городом поддерживалось только через Ладожское озеро и по воздуху.

Советский Союз оказался на грани катастрофы: взятие неприятелем Северной Пальмиры привело бы к потере основных военно-морских баз на Балтике, вывело бы из строя промышленность города и помешало контрнаступлению Красной армии под Москвой Многие исследователи уверены, что Гитлер хотел не просто взять Ленинград, а решил полностью стереть его с лица Земли — соответствующую директиву немецкое командование приняло 22 сентября. Как город готовился к осаде Жители попавшего в блокаду города даже не думали сдаваться оккупантам. В оперативном порядке появилось народное ополчение, в домах — в основном из женщин и детей — сформировались группы самозащиты: они должны были сбрасывать с крыш зданий зажигательные бомбы и оказывать помощь пострадавшим. Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений. По формулировке видного военачальника Кирилла Мерецкова, «в сентябре 1941 года более чем 300-тысячная армия немцев обложила Ленинград с юга и юго-востока, а финские войска нависли со стороны Карельского перешейка и вышли к реке Свирь ». В критической ситуации Сталин решил заменить командующего Ленинградским фронтом — вместо Климента Ворошилова был назначен Георгий Жуков. Стремясь во что бы то ни стало остановить отступление, он начал с крутых мер: отныне за оставление рубежей обороны полагался немедленный расстрел.

Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда

Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Точное число жителей блокадного Ленинграда, погибших от голода, холода, артобстрелов и бомбардировок фашистской авиации, неизвестно. Ярославская область и Санкт-Петербург реализуют совместный проект "Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: "Сплоченные войной". Он приурочен к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда.

Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду

В многочисленных воспоминаниях бывших блокадных детей и их родителей проблема софинансирования эвакуации не поднимается. Путь до расположенного в тылу хлебного города Красноярска превратился для эвакуированных людей из блокадного Ленинграда в испытание, которое не всем оказалось под силу. Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. В России собирают информацию об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда.

Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду

Как рассказали в Смольном, проект, соглашение о котором подписано в рамках ПМЭФ, «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: „Сплочённые войной“ позволит открыть неизвестные ранее факты эвакуации из блокадного города. они стали Дорогой жизни, спасительным путем. Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”. Аннотация: Статья посвящена малоисследованному сюжету из истории эвакуации населения Ленинграда в годы блокады. Эвакуация жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий