Новости кгб история

Мифы об истории Славян в которые мы верим. 12:51. Что, если бы вы стали Сёгуном на один день? Поворот истории произошел в независимости от того, был КГБ или не был.

Забытые преступления СССР: теракты, убийства, шпионы

Сегодня, 101 год назад, родился легендарный шеф КГБ СССР Курс из 35 лекций про историю советских органов безопасности с 1917 до 1991 года был прочитан в 2016 году в Москве Никитой Петровым, руководителем программы НИПЦ.
Аналитика от Юрия Андропова. Создание информационных подразделений в КГБ При нем у КГБ появился тот самый легендарный авторитет, который до сих пор еще живет в народных массах.
КГБ | Новости и статьи на сегодня | РИАМО На сайте Латвийского национального архива опубликовали больше десяти с половиной тысяч карточек из архива КГБ Латвийской ССР.
От ВЧК до ФСБ: вековая история органов госбезопасности История КГБ СССР. Фото. Видео. Истории уникальных операций спецслужб. | 572 подписчика.
Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы Все новости по тегу: «КГБ».

Новости по теме: КГБ

22 октября 1991 года Госсовет СССР принял решение в целях "устранения монополизма в сфере обеспечения государственной безопасности" упразднить КГБ СССР. КГБ был одним из основных органов безопасности Советского Союза с 1954 года до его распада в 1991 году. Первым председателем КГБ стал генерал-полковник Иван Серов – первый заместитель Сергея Круглова и давний доверенный друг Хрущева.

Операция КГБ «Перестройка»: прикрытие.

22 октября 1991 года Госсовет СССР принял решение в целях "устранения монополизма в сфере обеспечения государственной безопасности" упразднить КГБ СССР. Эти слова бывшего сотрудника КГБ СССР Бориса Карпичкова, сейчас живущего в Лондоне, активно тиражируют британские СМИ. история мутная и не решенная до сих пор, думаю валяется эта "операция" где то далеко за грифами "совсек" в архивах минобороны вообще а не в КГБ МВД. реформа МВД СССР, в ходе которой был образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров (СМ) СССР. В белорусском КГБ заявили о задержании террористов, которые собирались организовать атаки в День Победы.

От ВЧК до ФСБ: вековая история органов госбезопасности

И не вполне осознавали, насколько конкуренция между странами жесткая, насколько геополитические интересы противоречивы. Бакатин и Ко выступали в роли кота Леопольда — ребята, давайте жить дружно. Исходя из «правильного видения мира», думая, что нас в том мире ждут и нас там отведено свое, уважительное место — они профукали страну. Важно, что ими сделано. Он инициировал сдачу позиций наших спецслужб. Именно он передал американскому послу в Москве Страуссу техническую документацию, где раскрывалась установка и использование сверхсекретных подслушивающих устройств в здании посольства США. Там элементы звукопроводящей системы были замурованы прямо в кирпичах. Пакет совсекретной документации был на десятках листов. Бакатин в рабочем кабинете.

И так продолжалось не один год. Бакатин, находясь во главе КГБ, не мог быть наивным человеком. И дилемма «глупость или предательство» - на самом деле не дилемма. Перестав быть министром, он вполне безбедно жил, как и его сыновья. Которые оказались очень хорошо пристроены. Стоит напомнить, что передача послу США Страуссу схемы подслушивающих устройств в американском посольстве случилась 5 декабря 1991 года. То есть за двое суток до заключения Беловежского соглашения. Не исключено, что это была игра по нотам американцев.

Бакатин позже вскользь упоминал , что эта сдача секретов прошла с согласия Горбачева. Но не Ельцина — против которого Бакатин боролся.

В апреле 1959г. Нельзя не отметить, что подобная затянувшаяся кампания «чисток» и сокращений не лучшим образом сказывалась как на результатах оперативно-следственной работы органов КГБ, так и на состоянии морально-психологического климата в чекистских коллективах, порождая у сотрудников чувства неуверенности, недооценки важности и нужности работы по обеспечению безопасности государства и его граждан. В феврале 1960г. Шелепину при председателе КГБ была организована Группа по изучению и обобщению опыта работы органов безопасности и данных о противнике со штатом 10 человек, трансформировавшаяся впоследствии в Группу консультантов председателя КГБ. В целом данное организационно-кадровое решение позволило значительно повысить уровень разрабатываемых планов контрразведывательных операций и оперативных мероприятий.

Также в феврале 1960г. Второе главное управление, а фактически всю контрразведку страны с момента образования КГБ и до его упразднения последовательно возглавляли П. Федотов, О. Грибанов 1956 — 1964 гг. Банников 1964 — 1966 гг. Цинев 1967 — 1970 гг. Григоренко 1970 — 1983 гг.

Маркелов 1983 — 1989 гг. Грушко 1989 — 1991 гг. Однако вследствие непродуманной кадровой политики руководста страны в 50-е — 60-е годы проводилось сокращение числа контрразведчиков в органах КГБ. Если в марте 1954г. Соответственно в 1954 — 1991 годах военную контрразведку страны — 3 Главное управление КГБ — последовательно возглавляли Д. Леонов 1954 — 1959 , А. Гуськов 1960 — 1963 , И.

Фадейкин 1963 — 1966 , Г. Цинев 1966 , В. Федорчук 1967 — 1979 , И. Устинов 1970 — 1974 , Н. Душин 1974 — 1987 , В. Сергеев 1987 — 1990 , А. Жардецкий 1990 — 1991.

В речи в октябре 1961г. Шелепин заявил, что «органы государственной безопасности реорганизованы, значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций, очищены от карьеристских элементов. Вся деятельность органов КГБ проходит теперь под постоянным контролем Партии и Правительства, строится на полном доверии к советскому человеку, на уважении его прав и достоинства... Органы государственной безопасности — это уже не пугало, каким их пытались сделать в недалеком прошлом враги — Берия и его подручные, а подлинно народные политические органы нашей партии в прямом смысле этого слова». Следует также отметить, что реорганизация и последующее сокращение штатов органов госбезопасности негативно повлияли как на разведывательные, так и контрразведывательные возможности органов страны. Так, в апреле 1954г. Хохлов в Германии.

Эти побеги привели как к усложнению условий деятельности советских разведчиков за рубежом, так и к раскрытию ряда ценных источников информации. Некоторые перебежчики из КГБ в те и последующие годы: А. Голицын, А. Шевченко, О. Гордиевский, О. Калугин — активно использовались спецсужбами зарубежных государств для попыток дискредитации органов госбезопасности СССР. В целом следует сказать, что провалы в деятельности разведки и контрразведки — это следствие того объективного обстоятельства, что они действуют в условиях реального и непрекращающегося противоборства с реальным и потенциальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводить специальные дезинформационные и отвлекающие кампании, активные мероприятия.

Сопутствуют этому и те субъективные обстоятельства, что в последние годы получили наименование «человеческого фактора». При этом речь идет как о неосознаваемых просчетах и ошибках, так и о целенаправленном предательстве. О масштабах урона, наносимого предательством интересам безопасности государства, органов госбезопасности, свидетельствует лишь тот факт, что измена только одного В. Предательство не может иметь никакого оправдания. И поэтому вполне уместно недоумение по поводу того факта, что некоторые отечественные СМИ пытаются «ваять благородные» образы В. Резуна и подобных ему перебежчиков. В то же время, уже в 50-60-е годы органами КГБ был разоблачен ряд как сотрудников разведок посольских резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих.

Так, в 1958г. Попов, а в октябре 1961-го — полковник О. Поляков [16]. Однако представляется также необходимым рассказать о некоторых неизвестных страницах истории деятельности советской разведки в начале 60-х годов в США. Общая канва тех давних событий хорошо известна: 14 октября 1962г. Тогдашний американский президент Джон Кеннеди потребовал от советского правительства вывода этих ракет, что, с одной стороны, поставило мир на грань ядерной войны, и, с другой стороны, было выполнено Советским Союзом. Да, такова краткая фабула той далекой истории, за кулисами которой скрываются кардинальные повороты мировой политики, подлинные триумфы и мнимые поражения.

К числу последних многие наши соотечественники относили и относят ныне как эвакуацию советских ракет, так и мнимое «унижение» вследствие этого СССР, причиной чего стал якобы «авантюризм и волюнтаризм» тогдашнего советского руководителя Н. Хрущева, о чем на октябрьском 1964г. При этом некоторые отечественные, да и зарубежные исследователи говорят о якобы «односторонней вине СССР» в возникновении опасного международного кризиса, получившего в нашей стране название Карибского, в США — Ракетного, а на Кубе — Октябрьского. Напомним, что к тому времени администрация США придерживалась внешнеполитической стратегии «сдерживания» или «отбрасывания коммунизма», основой которой являлось военное, в том числе ядерное, превосходство и угроза применения вооруженной силы. К 1962 году США не только увеличили число своих военных баз вдоль границ СССР, но и развернули батареи стратегических ракет «Юпитер» в Турции и планировали их размещение в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность носителей ядерных зарядов в отношении 1:17 в пользу США, так и сократить «подлетное время», являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания. Отметим и следующее важное, но практически неизвестное современникам обстоятельство. Опираясь на свое мнимое научно-техническое превосходство, США полагали, что отныне космические и иные технические средства разведки надежно гарантируют безопасность страны и в этой связи решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую.

Из этой оказавшейся впоследствии ложной посылки, между прочим, был сделан и достаточно сомнительный вывод о том, что в разведывательном противоборстве центр тяжести отныне также следует перенести с агентурной защиты государственных секретов на техническую, акцентировав основное внимание на противодействии техническим разведкам противника. Пеньковский арестован 22 октября 1961г. Между прочим, Пеньковский рекомендовал ЦРУ в случае возникновения вооруженного конфликта разместить в Москве и привести в действие миниатюрные ядерные боезаряды, тем самым парализовав стратегический центр управления страной. За год до описываемых событий, в марте 1961г. При этом в августе того же года Кеннеди санкционировал подготовку новой тайной операции против Кубы с целью свержения ее правительства под кодовым названием «Мангуста», предусматривавшей возможность поддержки десанта «контрас» ВМС и армией США. Отметим при этом, что широкой общественности о плане «Мангуста» стало известно только в 1975г. Оперативный план «Мангуста» предусматривал два этапа: — август — сентябрь 1962г.

Подготовку кубинских «контрас» для высадки на Кубу осуществляло специальное подразделение ЦРУ «W» в Майами, подготовившее более трех тысяч кубинских контрреволюционеров, и насчитывавшее более 600 оперативных сотрудников. Антикастровские силы имели в своем распоряжении свыше 80 судов, которые неоднократно в октябре выходили в море и 17 ночей подряд ждали сообщения о «начале антикастровского восстания на острове», что должно было стать сигналом для начала высадки десанта «контрас». С мая 1962г. Кеннеди приказал активизировать меры по «намеренному разжиганию полномасштабного восстания против Кастро». Что помимо прочего свидетельствует о полном фиаско американской разведки по получению объективной информации о происходящих на острове событиях. Отметим также, что лишь 16 октября, после обнаружения советских ракет на Кубе, президент США отказался от завершения оперативного плана «Мангуста». Специально подчеркнем, что мы описываем деятельность США против Кубы на основании статьи «Mongoos» «Мангуста» в американской «Энциклопедии шпионажа» М.

Обратим при этом внимание на следующие чрезвычайно важные обстоятельства. Авторы указанной энциклопедии Н. Полмер и Т. Аллен, как и многие другие исследователи истории Карибского кризиса, сознательно разрывают событийно-хронологическую последовательность действительного развития конфликта, с тем чтобы вывести США из-под обвинений в создании этого международного кризиса. Так, Полмер и Аллен говорят о том, что якобы операция «Мангуста» не влияла на принятие советским руководством решения об оказании военной помощи Кубе. Однако уже в апреле 1962г. Аналогичной информацией располагала и разведслужба Республики Куба.

Для кубинского, да и советского руководства к маю 1962г. Именно в этой обстановке Совет Обороны СССР принял 18 мая решение об оказании военной помощи Кубе и развертывании на ее территории Группы советских войск ГСВК численностью в 51 тысячу военнослужащих — реальная же ее численность к концу сентября составила 41 тысячу человек. Также предполагалось развертывание здесь Отдельной ракетной дивизии, что должно было служить гарантией независимости и суверенитета Кубы. Всего же планировалось поставить здесь на боевое дежурство 36 баллистических ракет Р-12 по западной терминологии «СС-4» , 24 ракеты Р-14 «СС-5» , 6 бомбардировщиков «Ил-28» и истребители прикрытия «Миг-21». В целом подобные «асимметричные» меры должны были изменить стратегическую расстановку сил на мировой арене, а о создании советской военной и военно-морской баз на Кубе планировалось объявить в ноябре того же года в ходе первого официального визита Н. Хрущева на Кубу. Следует особо подчеркнуть, что подобная практика заключения секретных межгосударственных соглашений имела и имеет поныне широкое распространение, и единственное, в чем можно упрекнуть советского лидера — это в отступлении от официально провозглашенного «ленинского принципа» отказа от заключения тайных договоров.

В то же время эта мера в конкретных условиях обстановки была абсолютно оправданна с военной и политической точек зрения и не противоречила нормам и принципам международного права. В конце мая Генеральный штаб ССР приступил к подготовке и осуществлению стратегического мероприятия «Анадырь», как официально именовалось операция по созданию советской военной базы на Кубе. Несмотря на разветвленную разведывательную сеть, в том числе и на Кубе, наличие здесь американской военной базы в Гуантанамо, дальние морские коммуникации, вовлечение в подготовку транспортных караванов десятков тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, десятков судов, американская разведка просмотрела переброску многотысячного воинского контингента и средств вооружения, включая ракетные комплексы, бомбардировочную и истребительную авиацию и ядерные боезапасы — всего на остров были доставлены 158 ядерных боезарядов, причем только 24 из них к моменту начала «горячей фазы» конфликта оставались неразгруженными. Рассекречивание этого факта в 1992г. Кеннеди Роберта Макнамару — настолько близок оказался мир к порогу ядерной катастрофы. Первые эшелоны советских войск прибыли на Кубу 26 июля и приступили к оборудованию стартовых позиций ракет и военных городков. При этом, как уже отмечалось, 22 августа, когда советские войска уже приступили к строительству стартовых позиций на Кубе, Кеннеди санкционировал активизацию военных приготовлений по плану «Мангуста», а 21 сентября по просьбе Р.

Макнамары утвердил активизацию разведывательных полетов самолетов У-2 над Кубой. При этом к 19 сентября Кеннеди получил 4 сводки оценок национальной разведки — главный информационный документ разведсообщества США для президента и других высших должностных лиц администрации, — в которых ничего не говорилось о присутствии советских войск на Кубе или об угрозах безопасности США со стороны СССР и Кубы. Только 16 октября 1962г. В этой связи только 17 октября было совершено 6 разведывательных полетов авиации США над Кубой. А всего с 4 октября по 8 ноября были зафиксированы 124 разведывательных полета самолетов США. В тот же день, 16 октября, в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне собралось заседание кризисного штаба. Да, Хрущев обманул нас, но мы и сами себя обманули...

Разведка оценивала численность советского воинского контингента на Кубе в 8 тысяч человек, не предполагая наличия развернутых батарей баллистических ракет и ядерных боезарядов, а посему одним из первоначальных предложений было уничтожение стартовых позиций батарей советской ПВО, при том что участники совещания полностью отдавали себе отчет в том, что они являются оборонительным оружием и не могут представлять угрозу безопасности США. На прямой вопрос президента министру обороны Макнамара ответил, что он не может гарантировать стопроцентное уничтожение батарей ПВО в результате воздушного удара, в связи с чем это предложение не было принято. Но Пентагон привел вооруженные силы страны в состояние повышенной боеготовности и начал готовить морскую блокаду Кубы. В обстановке строгой секретности 20 октября полученные разведснимки были переданы правительствам Великобритании, Канады, Франции и ФРГ с тем, чтобы подготовить их к участию в конфликте на стороне США, а 25 октября они были опубликованы в американской печати. В обращении к нации 22 октября Джон Кеннеди заявил об установлении морской блокады с целью «остановить процесс размещения балистических ракет на Кубе». Андерсон, ставший единственной американской жертвой этого кризиса. Но Кеннеди не стал педалировать этот инцидент, понимая, что право не на его стороне, а также делая ставку на прямые и секретные переговоры с советским лидером.

Как известно, 28 октября Н. Хрущев впервые признал факт наличия советских ракет на Кубе и согласился на их эвакуацию под контролем США. Но при этом США конфиденциально обязались демонтировать свои «Юпитеры» в Турции и отказаться от их размещения в Италии и Японии, а также гарантировали неприкосновенность «Острову Свободы». Тогда же США согласились на открытие советской военной базы в Лурдасе на Кубе, являвшейся форпостом советской технической разведки в Западном полушарии и ликвидированной в 2002 году. При этом подчеркнем, что принятые на себя американской администрацией обязательства свято соблюдались даже после гибели Джона Кеннеди в ноябре 1963г. Эти взаимные обязательства привели, с одной стороны, к началу деэскалации кризиса, установлению прямой «горячей линии» телефонной связи между руководителями двух мировых держав. А с другой стороны, — к коренному пересмотру США всей своей внешнеполитической стратегии.

Что нашло свое законодательное завершение в переходе к доктрине «наведения мостов» или «расшатывания социализма изнутри», что также означало коренную перестройку всей разведывательно-подрывной деятельности против государств социалистического содружества. Необходимо, однако, сказать и еще об одной стороне этого процесса, оставшейся по сути дела «за кулисами» истории. Эта не афишируемая сторона дела состоит в том, что еще в мае 1961г. На одной из встреч Кеннеди предложил Большакову «установить неофициальный обмен мнениями» по различным вопросам международного и двустороннего характера. При этом обеими сторонами ясно понималось, что речь идет о конфиденциальных отношениях высшего уровня, идущих от имени руководителей государств и в целях установления лучшего понимания позиций друг друга. Следует отметить, что в принципе подобная практика «неофициальных», зондажных отношений имела и имеет широкое распространение в мире. Всего по октябрь 1962г.

После 16 октября Роберт Кеннеди обратился к Большакову за соответствующими разъяснениями, но, следуя установкам из Москвы, советский разведчик вполне искренне дезинформировал своего американского визави, что подорвало доверие президента к этому конфиденциальному каналу сотрудничества, в связи с чем с 22 октября их встречи прекратились. Следует также отметить, что достоверной информацией о «мероприятии «Анадырь» не располагал даже советский посол в США. Кеннеди в книге мемуаров «Тринадцать дней», появившейся в 1969г. На наш взгляд, следует подчеркнуть, что политическая мудрость президента США Кеннеди была столь глубока, что он, допуская возможную неискренность лично Большакова либо связанных с ним советских представителей, решился на беспрецедентный по мужеству поступок: обратиться напрямую к советскому резиденту в Вашингтоне. После ряда зондажных бесед 26 октября Скали «по поручению высочайшей власти» передал Феклисову американские предложения по урегулированию конфликта: 1. США снимают морскую блокаду Кубы; 3. США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу.

Поясняя, кого он имеет в виду, называя «высшей властью», Скали назвал Джона Фитцжеральда Кеннеди. При этом он подчеркнул, что президент США «не хочет войти в историю как второй Тодзио» и добивается разрешения кризиса мирным путем. Поясним, что Тодзио был премьер-министром и военным министром Японии в 1941 — 1944 годах, начавшим войну против США, и был казнен в 1948г. Парадоксально, но факт: посол Советского Союза А. Добрынин отказался отправить официальную правительственную телеграмму с предложениями от имени президента США в Москву и информация эта ушла в Центр по каналу советской разведки. Но тут же ему было передано встречное требование демонтировать американские «Юпитеры» в Турции. Роберт Кеннеди после телефонной консультации с братом дал согласие и на это, обговорив, что, во-первых, демонтаж будет осуществлен через 3 — 5 месяцев после вывоза советских ракет и, во-вторых, что эта договоренность должна храниться в тайне и что ее не включат в официальный текст соглашения по деэскалации кризиса.

Это было необходимо Кеннеди для «сохранения своего лица» в период подготовки к очередным президентским выборам. Американские компромиссные предложения, как известно, были приняты, и на следующий день в прямой диалог с Кеннеди вступил Н. А продолжением этой истории стало заключение в последующие годы договоров о запрете ядерных испытаний в трех средах 1963г. За этим последовало интенсивное обсуждение учеными последствий «обмена ядерными ударами» и открытие эффекта «ядерной зимы», фактически исключившего ядерное оружие из арсенала человечества. Изменились также внешнеполитическая стратегия и тактика США в мире, но это уже совсем другая история. В зале ресторана «Оксидентал» в Вашингтоне, над одним из столиков в настоящее время висит следующая мемориальная бронзовая табличка: «В напряженный период Карибского кризиса октябрь 1961г. Эта встреча послужила устранению угрозы возможной ядерной войны.

Остается только добавить, что за многолетнюю плодотворную службу в советской разведке, в том числе за решительные, смелые действия советского резидента в напряженные дни октября 1962г. Алексею Семеновичу Феклисову в августе 1996г. Подорванное в значительной степени доверие граждан к органам государственной безопасности было восстановлено лишь к концу 60-х годов благодаря продуманной и кропотливой работе руководства, и прежде всего председателя КГБ СССР Ю. Юрий Владимирович Андропов, без сомнения, является одной из крупнейших политических фигур в истории России ушедшего века. Но мы не ставим перед собой задачу рассказать о личности председателя КГБ — об этом написано и еще будет написано немало, — мы попытаемся показать Андропова как руководителя советских органов безопасности, чьи мысли и установки во многом определяли направления и характер их деятельности. Как представляется, без учета мировоззрения Андропова и как публичного политика, а таковым он оставался и на посту председателя КГБ, и как руководителя органов государственной безопасности одного из крупнейших государств мира, трудно понять и деятельность возглавляемого им ведомства. В этой связи представляется необходимым обратиться к ряду его публичных выступлений.

По неоднократно высказывавшемуся Андроповым мнению, «ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне. Оттуда, извне, классовый противник пытается перенести на нашу территорию подрывную деятельность, активизировать и провоцировать идеологические диверсии, рассчитывая на отдельных неустойчивых людей»[1]. В то же время органы государственной безопасности — это специальные органы, которые призваны специфическими методами и средствами борьбы в пределах своей компетенции содействовать обеспечению нормальной жизни советских людей. Но при этом «деятельность органов государственной безопасности должна строго соответствовать историческому процессу развития нашего общества, и в первую очередь развитию и совершенствованию современной социалистической демократии... Поддержка и помощь органам госбезопасности со стороны масс являлась и является важнейшим условием эффективности всей чекистской деятельности»[2]. Задача чекистов, повторял он, — «пресекать деятельность тех, кто становится на путь антигосударственных действий, кто посягает на права советских людей, на интересы советского общества. В сегодняшних условиях обеспечение безопасности — это обеспечение безопасности не только государства, но всего общества от посягательств классового противника»[3].

Как руководитель, Юрий Владимирович не мог не обращать самое пристальное внимание на методы и стиль работы подчиненых, на вопросы их воспитания и профессиональной подготовки. В этой связи он подчеркивал: «имея дело с законом, мы должны самым строжайшим образом соблюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не может. Органы государственной безопасности должны подавать пример неукоснительного соблюдения законности, быть законопослушными. Быть законопослушным значит не только строго соблюдать права и свободы советских граждан. Это значит также решительно и твердо принимать меры, определенные советскими законами, в отношении тех лиц, которые становятся на путь антисоветских враждебных действий». Но решительно — это не значит безрассудно: «нашим действиям, как никогда прежде, необходимы продуманность, прицельность.

Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яблочко». Говоря о возрастании значения в жизни страны общественного мнения, Андропов подчеркивал необходимость «учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасности. Именно поэтому наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудящиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необходимость, оказывали нам необходимую поддержку.

Следует особо подчеркнуть, что образование КГБ СССР знаменовало собой действительно серьезный шаг по утверждению законности в нашей стране, хотя сам принцип законности неотделим от существующей системы права, имеющегося законодательства. А последнее, и прежде всего уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, также претерпело существенные изменения в конце 50-х годов. Необходимо отметить, что сразу же после образования КГБ в связи с поступавшими обращениями и заявлениями граждан в ЦК КПСС и органы прокуратуры начался пересмотр уголовных дел в отношении лиц, осужденных за контрреволюционные преступления. Хотя реабилитация многих несправедливо и необоснованно репрессированных имела место и конце тридцатых и в сороковые годы. Для пересмотра уголовных и следственных дел в мае 1954г. Все невинно осужденные Особым совещанием НКВД, а также «тройками» НКВД — УНКВД были освобождены и реабилитированы, многим осужденным были сокращены сроки наказания или переквалифицированы составы преступления, что влекло за собой их досрочное освобождение. Только в период с 1954 по 1961 год в результате пересмотра уголовных дел было реабилитировано более 750 тысяч человек. Но работа эта не прекращалась и в последующие годы, вследствие чего к концу 1987г. В процессе работы комиссий по пересмотру архивных уголовных дел вскрывались факты нарушений законности, применения недопустимых методов ведения следствия и необоснованного привлечения обвиняемых к уголовной ответственности. Эти факты не оставались без должной оценки. Так, в 1954 — 1957 годах за грубые нарушения законности, приведшие к необоснованным репрессиям, к уголовной ответственности были привлечены 1342 сотрудника НКВД — МГБ, в том числе некоторые из них были приговорены к расстрелу, в том числе и ряд бывших руководителей органов НКВД — МГБ в центре на местах. Чрезвычайно важное значение для упрочения правовой базы деятельности органов государственной безопасности СССР имело принятие нового уголовного законодательства. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему укреплению социалистической законности и усилению прокурорского надзора «от 19 января 1955г. Важное значение для обновления всей правовой основы деятельности правоохранительных органов имело принятие 25 декабря 1958 года Верховным Советом Основ уголовного законадательства и «Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик». Основы уголовного законодательства вводили понятие и систему особо опасных и иных государственных преступлений. Статья 29 Основ уголовного судопроизводства определяла подследственность по особо опасным и иным государственным преступлениям. Непосредственно компетенция КГБ в сфере правоприменения определялась уголовными и уголовно-процессуальными кодексами союзных республик СССР. Согласно данным доктора юридических наук В. Лунеева из 10 938 человек, привлеченных к уголовной ответственности «за контрреволюционные преступления» ст. Всего же в 1959 — 1991 годах, то есть за 32 года, за государственные преступления были осуждены 14 689 человек. Из них 5483 были осуждены за особо опасные государственные преступления, в том числе 2781 человек — за антисоветскую агитацию и пропаганду[5]. В то же время деятельность органов КГБ в 50-е — 60-е годы не была свободна от влияния субъективизма и волюнтаризма их руководства, хотя именно в этот период в полной мере утверждается прокурорский и партийно-государственный контроль за их работой. Следует также отметить, что в нашей стране, к сожалению, не получила полной реализации идея построения общенародного государства, провозглашенная в новой Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии в октябре 1961г. Необходимо также сразу и особо подчеркнуть, что серьезная критика деятельности органов госбезопасности в 30-е — 50-е годы, начатая в специальном докладе Первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущева на ХХ съезде Коммунистической партии в феврале 1956г. Известно, что Н. Хрущев неоднократно официально заявлял, что «органы госбезопасности вышли из-под контроля партии и поставили себя над партией», что не в полной мере соответствует исторической правде, означало очередную мифологизацию истории органов госбезопасности СССР. Январь 1922 — декабрь 1936» М. Декабрь 1936 — 1937гг. Под лозунгом «исключить возможность возврата к 1937 году» органам госбезопасности в нарушение конституционного принципа равенства всех граждан перед законом ЦК КПСС было запрещено собирать компрометирующие материалы на представителей партийно-советской и профсоюзной номенклатуры. Правда, подобное решение принималось еще и ранее, в декабре 1938г. По мнению многих исследователей, это ошибочное и противоправное политическое решение 1956г. С одной стороны, создавая некое подобие касты «неприкасаемых», оно в то же время способствовало зарождению «телефонного права», получившего особое распространение в середине 80-х годов прошлого века. В то же время это облегчало зарубежным спецслужбам попытки вербовочных подходов и оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга, в результате чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывного воздействия спецслужб иностранных государств. А в совокупности это решение имело самые негативные последствия для судьбы страны и Советского государства. Отметим также, что нечто похожее произошло в нашей стране и в 1988г. Следствием этого решения стал уход в 1991г. Однако и в плане нормативного регулирования деятельности КГБ далеко не все складывалось благополучно. Но, имея гриф «Совершенно секретно», оно было недоступно и оставалось неизвестным даже сотрудникам, слушателям учебных заведений КГБ. В его первом пункте подчеркивалось, что органы государственной безопасности «... Они призваны бдительно следить за тайными происками врагов Советской страны, разоблачать их замыслы, пресекать преступную деятельность империалистических разведок против Советского государства... Комитет государственной безопасности работает под непосредственным руководством и контролем Центрального Комитета КПСС». В пункте 11 раздела «Кадры органов и войск государственной безопасности» Положения отмечалось: «Работники органов государственной безопасности должны воспитываться в духе беспощадной борьбы с врагами нашей Родины, умения предотвращать преступления, выполнять свой служебный долг, не щадя своих сил, проявляя при этом решительность и инициативу. В органах государственной безопасности не должно быть места карьеристам, подхалимам и перестраховщикам». В пункте 12 подчеркивалось: «Органы государственной безопасности обязаны непосредственно и через соответствующие организации принимать меры предупредительного характера в отношении тех советских граждан, которые допускают политически неправильные поступки в силу своей недостаточной политической зрелости. Руководители и партийные организации органов и войск КГБ обязывались воспитывать своих сотрудников «... Партийные организации проводят партийно-политическую и организационную работу и обеспечивают развитие деловой критики и самокритики. Партийные организации и каждый коммунист имеют право, руководствуясь Уставом КПСС, сигнализировать о недостатках в работе органов государственной безопасности в соответствующие партийные органы»[6]. К сожалению, в Положении не закреплялись права и обязанности сотрудников. Это Положение продолжало формально действовать, поскольку личный состав КГБ с ним не знакомился, до 16 мая 1991г. С момента образования КГБ при СМ СССР по устоявшейся традиции формирование его штата шло по рекомендациям партийных или комсомольских организаций предприятий, воинских частей или вузов, после тщательной проверки и изучения кандидатов, или «партийным набором», то есть направлением партийных работников на, как правило, руководящие должности после соответствующей краткосрочной подготовки. С 1954г. Хрущев с явным подозрением смотрел на органы государственной безопасности, И. Серов в мае 1954г. В то же время шел процесс проверки всего личного состава органов КГБ на предмет причастности к имевшим место в предшествовавшие годы нарушениям законности — часто подобные факты выявлялись в процессе пересмотра архивных уголовных дел по заявлениям граждан и обращениям с просьбой о реабилитации. В 1957г. Серов докладывал в ЦК КПСС, что с момента образования КГБ « было уволено 18 тысяч человек, в том числе более 2300 сотрудников за нарушения социалистической законности, злоупотребления служебным положением и аморальные поступки. Около 2000 человек были уволены из центрального аппарата КГБ, 48 из них являлись начальниками отделов и выше, 40 были лишены генеральских званий». Заменены были почти все руководящие работники главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата. Он также отмечал, что по сравнению с 1954г. По этому поводу в одном из своих выступлений в феврале 1959г. Хрущев отмечал, что «мы... Хрущеву было направлено 2508 информационных сообщений, полученных от резидентур ПГУ за рубежом, 2316 сообщений было направлено в Совет Министров, также разведывательная информация направлялась в отдел ЦК КПСС по внешним связям, в министерства обороны, иностранных дел, внешней торговли, среднего машиностроения и здравоохранения[8]. За этими сухими цифрами стоит повседневная кропотливая и опасная работа советских разведчиков. Далее в этом же документе непосредственно о деятельности иностранных разведок против СССР говорилось следующее: «В своих разведывательных целях американская разведка использует многочисленные эмигрантские организации, в том числе т. Направляя антисоветские эмигрантские организации на борьбу против СССР и стран народной демократии, американская разведка затрачивает огромные средства на их содержание. Как известно, США ежегодно ассигнуют более 100 млн. За последние три года органами безопасности при активной помощи советского народа были пойманы на советской территории десятки шпионов, проникших нелегальным путем морем, воздухом, через сухопутные границы , у которых были изъяты радиостанции, оружие, фотоаппараты, средства тайнописи, яды, фиктивные документы и значительные суммы советских денег и иностранной валюты. По изъятым у этих шпионов документам и по их личным показаниям, а также по материалам, полученным нами из других источников, видно, что разведки капиталистических государств всеми силами стремятся добывать сведения о наших вооруженных силах, о новой технике и достижениях советской науки, пытаются проникнуть в важные промышленные центры страны и объекты оборонного значения и атомной промышленности. Наряду с заброской специально обученной агентуры на территорию Советского Союза вражеские разведки принимают активные меры к сбору разведывательных данных через своих разведчиков, прибывающих в СССР под видом дипломатов, туристов и членов различных делегаций. В этих целях они используют не только поездки по стране, но и новейшую технику, рассчитанную на добычу секретных данных большой государственной важности... Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их помощью антисоветского подполья. Органы госбезопасности за последние три года вскрыли ряд антисоветских групп, проводивших подрывную работу и поддерживавших связь с некоторыми иностранными посольствами в Москве. Под воздействием международной реакции жалкие остатки антисоветских элементов в нашей стране кое-где пытаются поднять голову, используя в своих гнусных целях имеющиеся еще трудности и недостатки, возводят клевету на политику партии и правительства, распространяют провокационные слухи. Имеюшиеся в органах госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что разведки империалистических государств наряду с усилением шпионско-диверсионной деятельности развернули бешеную пропаганду против основ политического строя в СССР и странах народной демократии». Прервем здесь цитирование этого чрезвычайно важного документа для одного необходимого замечания по его дальнейшему содержанию. Объективные основания для подобной пропаганды действительно имелись. И содержались они в докладе Н. Хрущева 6 февраля 1956г. Несмотря на закрытый характер этого выступления, его содержание стало достаточно широко известно, а уже в апреле того же года ЦРУ получило его текст, который с прямой подачи директора ЦРУ А. Даллеса 4 июня был опубликован газетой «Нью-Йорк таймс». Съезд в целом одобрил доклад Хрущева и призвал партийные и советские органы, всех советских людей бдительно стоять на страже социалистической законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, нарушения социалистического правопрядка[11]. Принятое в июле того же года постановление ЦК КПСС «О культе личности Сталина и преодолении его последствий» имело маловразумительный и противоречивый характер, не отвечало на насущные и актуальные вопросы, что не могло не породить как разного рода слухи, так и недоумение, возмущение, что искусно стимулировалось и инспирировалось западной радиопропагандой. Именно его половинчатость и породила в интеллектуальных кругах общества дискуссию о сталинизме и путях дальнейшего общественного развития, что стало лейтмотивом, главной темой духовно-творческих исканий, причиной появления «демократического» и «правозащитного» движений в Советском Союзе[12]. Особую активность проявляют бывшие участники троцкистско-националистических и других враждебных организаций, а также отдельные антисоветские элементы, которые ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти. Оживлению антисоветской деятельности после венгерских событий в значительной мере способствовали вражеские элементы из числа лиц, возвратившихся из мест заключения, отбывавших наказание за контрреволюционные преступления. Эти лица пытаются группировать вокруг себя политически неустойчивых граждан с целью привлечения их к враждебной подрывной работе. Органы госбезопасности с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций бдительно следят за происками враждебных элементов и в соответствии с законами советской власти своевременно пресекают их преступные действия». Ставший 25 декабря 1958г. Шелепин продолжил политику дальнейшего сокращения кадров органов госбезопасности. В апреле 1959г. Нельзя не отметить, что подобная затянувшаяся кампания «чисток» и сокращений не лучшим образом сказывалась как на результатах оперативно-следственной работы органов КГБ, так и на состоянии морально-психологического климата в чекистских коллективах, порождая у сотрудников чувства неуверенности, недооценки важности и нужности работы по обеспечению безопасности государства и его граждан. В феврале 1960г. Шелепину при председателе КГБ была организована Группа по изучению и обобщению опыта работы органов безопасности и данных о противнике со штатом 10 человек, трансформировавшаяся впоследствии в Группу консультантов председателя КГБ. В целом данное организационно-кадровое решение позволило значительно повысить уровень разрабатываемых планов контрразведывательных операций и оперативных мероприятий. Также в феврале 1960г. Второе главное управление, а фактически всю контрразведку страны с момента образования КГБ и до его упразднения последовательно возглавляли П. Федотов, О. Грибанов 1956 — 1964 гг. Банников 1964 — 1966 гг. Цинев 1967 — 1970 гг. Григоренко 1970 — 1983 гг. Маркелов 1983 — 1989 гг. Грушко 1989 — 1991 гг. Однако вследствие непродуманной кадровой политики руководста страны в 50-е — 60-е годы проводилось сокращение числа контрразведчиков в органах КГБ. Если в марте 1954г. Соответственно в 1954 — 1991 годах военную контрразведку страны — 3 Главное управление КГБ — последовательно возглавляли Д. Леонов 1954 — 1959 , А. Гуськов 1960 — 1963 , И. Фадейкин 1963 — 1966 , Г. Цинев 1966 , В. Федорчук 1967 — 1979 , И. Устинов 1970 — 1974 , Н. Душин 1974 — 1987 , В. Сергеев 1987 — 1990 , А. Жардецкий 1990 — 1991. В речи в октябре 1961г. Шелепин заявил, что «органы государственной безопасности реорганизованы, значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций, очищены от карьеристских элементов. Вся деятельность органов КГБ проходит теперь под постоянным контролем Партии и Правительства, строится на полном доверии к советскому человеку, на уважении его прав и достоинства... Органы государственной безопасности — это уже не пугало, каким их пытались сделать в недалеком прошлом враги — Берия и его подручные, а подлинно народные политические органы нашей партии в прямом смысле этого слова». Следует также отметить, что реорганизация и последующее сокращение штатов органов госбезопасности негативно повлияли как на разведывательные, так и контрразведывательные возможности органов страны. Так, в апреле 1954г. Хохлов в Германии. Эти побеги привели как к усложнению условий деятельности советских разведчиков за рубежом, так и к раскрытию ряда ценных источников информации. Некоторые перебежчики из КГБ в те и последующие годы: А. Голицын, А. Шевченко, О. Гордиевский, О. Калугин — активно использовались спецсужбами зарубежных государств для попыток дискредитации органов госбезопасности СССР. В целом следует сказать, что провалы в деятельности разведки и контрразведки — это следствие того объективного обстоятельства, что они действуют в условиях реального и непрекращающегося противоборства с реальным и потенциальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводить специальные дезинформационные и отвлекающие кампании, активные мероприятия. Сопутствуют этому и те субъективные обстоятельства, что в последние годы получили наименование «человеческого фактора». При этом речь идет как о неосознаваемых просчетах и ошибках, так и о целенаправленном предательстве. О масштабах урона, наносимого предательством интересам безопасности государства, органов госбезопасности, свидетельствует лишь тот факт, что измена только одного В. Предательство не может иметь никакого оправдания. И поэтому вполне уместно недоумение по поводу того факта, что некоторые отечественные СМИ пытаются «ваять благородные» образы В. Резуна и подобных ему перебежчиков. В то же время, уже в 50-60-е годы органами КГБ был разоблачен ряд как сотрудников разведок посольских резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так, в 1958г. Попов, а в октябре 1961-го — полковник О. Поляков [16]. Однако представляется также необходимым рассказать о некоторых неизвестных страницах истории деятельности советской разведки в начале 60-х годов в США. Общая канва тех давних событий хорошо известна: 14 октября 1962г. Тогдашний американский президент Джон Кеннеди потребовал от советского правительства вывода этих ракет, что, с одной стороны, поставило мир на грань ядерной войны, и, с другой стороны, было выполнено Советским Союзом. Да, такова краткая фабула той далекой истории, за кулисами которой скрываются кардинальные повороты мировой политики, подлинные триумфы и мнимые поражения. К числу последних многие наши соотечественники относили и относят ныне как эвакуацию советских ракет, так и мнимое «унижение» вследствие этого СССР, причиной чего стал якобы «авантюризм и волюнтаризм» тогдашнего советского руководителя Н. Хрущева, о чем на октябрьском 1964г. При этом некоторые отечественные, да и зарубежные исследователи говорят о якобы «односторонней вине СССР» в возникновении опасного международного кризиса, получившего в нашей стране название Карибского, в США — Ракетного, а на Кубе — Октябрьского. Напомним, что к тому времени администрация США придерживалась внешнеполитической стратегии «сдерживания» или «отбрасывания коммунизма», основой которой являлось военное, в том числе ядерное, превосходство и угроза применения вооруженной силы. К 1962 году США не только увеличили число своих военных баз вдоль границ СССР, но и развернули батареи стратегических ракет «Юпитер» в Турции и планировали их размещение в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность носителей ядерных зарядов в отношении 1:17 в пользу США, так и сократить «подлетное время», являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания. Отметим и следующее важное, но практически неизвестное современникам обстоятельство. Опираясь на свое мнимое научно-техническое превосходство, США полагали, что отныне космические и иные технические средства разведки надежно гарантируют безопасность страны и в этой связи решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую. Из этой оказавшейся впоследствии ложной посылки, между прочим, был сделан и достаточно сомнительный вывод о том, что в разведывательном противоборстве центр тяжести отныне также следует перенести с агентурной защиты государственных секретов на техническую, акцентировав основное внимание на противодействии техническим разведкам противника. Пеньковский арестован 22 октября 1961г. Между прочим, Пеньковский рекомендовал ЦРУ в случае возникновения вооруженного конфликта разместить в Москве и привести в действие миниатюрные ядерные боезаряды, тем самым парализовав стратегический центр управления страной. За год до описываемых событий, в марте 1961г. При этом в августе того же года Кеннеди санкционировал подготовку новой тайной операции против Кубы с целью свержения ее правительства под кодовым названием «Мангуста», предусматривавшей возможность поддержки десанта «контрас» ВМС и армией США. Отметим при этом, что широкой общественности о плане «Мангуста» стало известно только в 1975г. Оперативный план «Мангуста» предусматривал два этапа: — август — сентябрь 1962г. Подготовку кубинских «контрас» для высадки на Кубу осуществляло специальное подразделение ЦРУ «W» в Майами, подготовившее более трех тысяч кубинских контрреволюционеров, и насчитывавшее более 600 оперативных сотрудников. Антикастровские силы имели в своем распоряжении свыше 80 судов, которые неоднократно в октябре выходили в море и 17 ночей подряд ждали сообщения о «начале антикастровского восстания на острове», что должно было стать сигналом для начала высадки десанта «контрас». С мая 1962г. Кеннеди приказал активизировать меры по «намеренному разжиганию полномасштабного восстания против Кастро». Что помимо прочего свидетельствует о полном фиаско американской разведки по получению объективной информации о происходящих на острове событиях. Отметим также, что лишь 16 октября, после обнаружения советских ракет на Кубе, президент США отказался от завершения оперативного плана «Мангуста». Специально подчеркнем, что мы описываем деятельность США против Кубы на основании статьи «Mongoos» «Мангуста» в американской «Энциклопедии шпионажа» М. Обратим при этом внимание на следующие чрезвычайно важные обстоятельства. Авторы указанной энциклопедии Н. Полмер и Т. Аллен, как и многие другие исследователи истории Карибского кризиса, сознательно разрывают событийно-хронологическую последовательность действительного развития конфликта, с тем чтобы вывести США из-под обвинений в создании этого международного кризиса. Так, Полмер и Аллен говорят о том, что якобы операция «Мангуста» не влияла на принятие советским руководством решения об оказании военной помощи Кубе.

Берии [26] были назначены С. Круглов, Б. Кобулов, И. Как известно, 27 марта 1953 г. Однако эта амнистия не затронула осужденных за «контрреволюционные преступления», т. Кстати сказать, это были не первая амнистия и реабилитации, проведенные по его инициативе: сменив на посту наркома внутренних дел Н. Ежова 8 декабря 1938 г. Всего в 1939-1940 гг. Всего, как отмечал доктор юридических наук В. Однако реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Хрущева письмо, в котором дал удручающую характеристику происходившего в последние годы в МГБ, где, в том числе, указывалось: «Значительная часть чекистских кадров, имеющих опыт — разгромлена… Необходимо будет рассмотреть материал на арестованных чекистов и в зависимости от результатов принять решение об использовании их на работе в МГБ» [30]. И действительно, из-под ареста были освобождены и возвращены на работу многие чекисты, арестованные при В. Абакумове и С. Игнатьеве [31] , что, впрочем, пагубно сказалось на судьбе некоторых из них после «разоблачения банды Берия» в июне того же года. На основе его доклада было принято решение о полной реабилитации и освобождении обвиняемых «по делу врачей» и членов их семей всего 37 человек. Несколько позже последовали и другие освобождения из-под ареста и от обвинений. Берия заверил Президиум ЦК о том, что в МВД «…проводятся меры, исключающие возможность повторения впредь подобных извращений в работе». Игнатьева [32]. Берия Л. Однако положение в органах госбезопасности в свете приводимых документов по-прежнему продолжало оставаться непростым. А 26 июня 1953 г. Одновременно с арестом Берии был проведен арест ряда заместителей министра и группы руководящих работников МВД, суд над которыми состоялся в декабре 1953 г. Круглова было опубликовано только 29 июня. Маленкова, в котором содержится целый ряд обвинений, в том числе и следующее: «Враги хотели поставить органы МВД над партией и правительством. Задача состоит в том, чтобы органы МВД поставить на службу партии и правительству, взять эти органы под контроль партии… Задача состоит в том, чтобы не допустить злоупотребления властью». Однако документы свидетельствуют о том, что мы специально подчеркнули ранее, что высший партийный орган — ЦК КПСС, в начале 50-х годов не только был информирован о деятельности органов МГБ, но и принимал непосредственное участие в формировании их политики. Сталина [34]. Позднее этот факт информированности руководителей ЦК партии о конкретных «делах» МГБ замалчивался высшим партийным руководством с целью вывести себя из-под возможной критики, что стало основой и причиной сокрытия многих фактов, что неизбежно вело к искажению исторической правды. Круглов представил предсовмина Г. Маленкову докладную записку о реакции населения на арест Берии и его заместителей. В ней приводилось высказывание одного из современников: «…Я убежден, что будут следующие. Как ни сильна машина, а развал начался. Скандал большой и гнусный. Теперь будем ждать и наблюдать, что дальше, чей черед». Там же содержалась и следующая оценка происшедших событий: «От смены руководства режим у нас не меняется. Он был и есть, по существу, полицейский. Я не верю ни в какие идейные мотивы в поступках не только Берия, но и других. Это откровенная борьба за власть. По-моему, дележка власти только началась. Так или иначе, крах этой структуры рано или поздно неизбежен» [35]. Следует особо подчеркнуть, что сразу после сообщения об аресте Л. Берии как «врага народа», в органы прокуратуры и ЦК КПСС стали поступать многочисленные заявления и жалобы осужденных и их родственников по поводу пересмотра уголовных дел, и применения незаконных методов в процессе ведения следствия. В записке в Президиум ЦК от 19 марта 1954 г. Руденко и министра внутренних дел С. Круглова отмечалось, что в лагерях, колониях и тюрьмах содержатся 467 946 осужденных за контрреволюционные преступления, немалую долю среди которых составляли предатели, каратели и пособники немецко-фашистских оккупантов, и еще находятся в ссылке после отбытия основного наказания за контрреволюционные преступления 62 462 человека. Разумеется, подобные действительно волюнтаристские решения являлись грубым нарушением принципов отправления правосудия и конституционных прав граждан, вследствие чего имелись бесспорные юридические основания для реабилитации лиц, ставших жертвами беззакония и правового произвола. В указанной записке Р. Руденко и С. Круглова также подчеркивалось, что с августа 1953 по 1 марта 1954 г. В 1941—1944 годах ОСО также рассматривались дела на разоблаченных агентов германских спецслужб, фашистских карателей и пособников оккупантов. Из этого общего числа осужденных ОСО за 19 лет его существования оно было ликвидировано 1 сентября 1953 г. Круглова, изложенного в записке от 19 марта, в мае 1954 г. Данная статья имела 10 частей — различных составов преступлений — от шпионажа, диверсии, вредительства, терроризма до антисоветской агитации и пропаганды — статья 58—10. О результатах работы Центральной комиссии Р. В то же время были отменены приговоры или прекращены уголовные дела в отношении 8 973 человек, что означало их частичную реабилитацию, были освобождены из мест лишения свободы 21 797 человек, отменена ссылка 1 371 осужденному. Помимо этого были сокращены сроки наказания 76 344 осужденным и в отношении 2 891 из них были переквалифицированы обвинения на менее тяжкие составы преступлений [39]. Помимо этого были образованы Выездные комиссии Президиума Верховного Совета СССР всего их было образовано 97 , наделенные правом объявления амнистии в отношении осужденных рядовых граждан и коммунистов, но не номенклатурных партийных работников. На основании выявленных Центральной комиссией многочисленных фактов нарушения норм и принципов ведения следствия, в КГБ при СМ СССР, КГБ союзных и автономных республик Союза ССР, управлениях КГБ по краям и областям были созданы аналогичные комиссии для пересмотра следственных и уголовных дел с участием прокурорских работников, наделенные правом пересмотра решений внесудебных «двоек» и «троек», образовывавшихся при районных и краевых управлениях НКВД [40]. В результате работы этих комиссий вскрывались многочисленные факты нарушения законности в ходе следствия и необоснованного привлечения к уголовной ответственности граждан, что влекло пересмотр их дел, снятие обвинений либо смягчение формулировок обвинения с досрочным освобождением осужденных. Но были примеры и иного рода, о чем свидетельствуют судьбы генералов П. Судоплатова, Н. Эйтингона и полковника Я. Серебрянского [41]. В связи с выявленными в процессе пересмотра уголовных дел многочисленными фактами нарушений социалистической законности, в конце 1955 г. Поспеловым и А. Подчеркнем и следующие важные обстоятельства. По обстоятельствам, вскрывавшимся в процессе пересмотра уголовных дел в 1954-1957 годы, а также по результатам следствия в отношении высокопоставленных работников органов госбезопасности, началось выявление и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях социалистической законности. Весной 1954 г. Это было началом по пересмотру многих законодательных актов, определявших карательную политику Советского Союза. Еще 1 сентября 1953 г. Президиум ЦК КПСС принял постановление «Об освобождении из ссылки на поселение ранее осужденных за антисоветскую деятельность» лиц, осужденных на срок до 5 лет. Естественно, что новая волна ходатайств о пересмотре уголовных дел нахлынула после появления информации в марте 1956 г. Хрущева с разоблачениями культа личности И. Сталина, о чем мы расскажем далее. А это, в свою очередь, породило новые проверки и «чистки» в рядах сотрудников КГБ, новые разоблачения беззаконий и наказания. Последующие шаги и меры по ликвидации и искоренению последствий нарушений законности периода культа личности были выработаны после ХХ съезда КПСС 14—24 февраля 1956 г. Неожиданный для делегатов съезда доклад 25 февраля Н. Хрущева о культе личности И. Сталина расколол советское общество, а затем — и международное коммунистическое движение. Неоднозначность восприятия и оценки итогов ХХ съезда КПСС показывает также полемика, проявившаяся в материалах, посвященных полувековому юбилею этого события [43]. В силу целого ряда обстоятельств, неизвестных сегодняшнему поколению наших молодых сограждан, ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза, начавший свою работу в Большом кремлевском дворце 14 февраля 1956 г. А между тем, на этом съезде были обнародованы новые принципы внешней политики СССР. Принцип мирного сосуществования государств с различным социально-политическим устройством был конкретизирован констатацией возможности отказа от войн, их предотвращения. В то же время была отмечена неизбежность острой идеологической борьбы между двумя социальными системами — миром социализма, и миром капитализма. Напомним, что Соединенный Штаты Америки в тот период во внешнеполитической сфере открыто руководствовались доктриной «Отбрасывания коммунизма». Следует особо подчеркнуть, что одобренные съездом основы внешней политики СССР не остались лишь политическими декларациями, а последовательно реализовывались в дипломатических и политических акциях советского правительства. Например, что уже через месяц после окончания работы съезда, 27 марта 1956 г. Они, в частности, предусматривали сокращение под международным контролем армий СССР, США и КНР до 1 — 1,5 миллионов человек, Англии и Франции — до 650 тысяч военнослужащих, армий остальных стран — до 150 тысяч, а также прекращение испытаний ядерного оружия, уменьшение военных бюджетов. Но эта и иные мирные инициативы СССР, включая масштабное сокращение Вооруженных Сил в 1955-1960 годах, не были адекватно оценены ведущими зарубежными государствами. Что со всей очевидностью доказывает риторика сорокового президента США Р. Рейгана [44]. Ничуть не умаляя международного значения внешнеполитических инициатив Советского Союза, впервые обнародованных на ХХ съезде КПСС, следует отметить, что наибольший интерес, а также оживленные, порой жесткие дискуссии и полярные оценки, как в нашей стране, так и за рубежом, все же вызывали и вызывают поныне вопросы внутренней политики. Как вспоминал об этом бывший в ту пору заместителем директора Центрального разведывательного управления США Рей Клайн, «Выступление Хрущева стало событием исторического значения, ибо документировано обличив сталинизм как невиданных размеров политическое зло, он был вынужден перейти к более мягким формам тоталитарного управления страной» [45]. Отметим, что в Отчетном докладе ЦК КПСС съезду критика культа личности Сталина и порождавших его ошибок в государственном строительстве и управлении, прозвучала лишь в третьей части доклада, да и то достаточно обтекаемо. В частности, Н. Хрущев подчеркивал: — Опыт показывает, что малейшее ослабление социалистической законности враги Советского государства пытаются использовать для своей подлой, подрывной работы. Так действовала разоблаченная партией банда Берия, которая пыталась вывести органы государственной безопасности из-под контроля партии и Советской власти, поставить их над Партией и Правительством, создать в этих органах обстановку беззакония и произвола. Во враждебных целях эта шайка фабриковала лживые обвинительные материалы на честных руководящих работниках и рядовых советских граждан. Центральный Комитет проверил так называемое «Ленинградское дело» и установил, что оно было сфабриковано Берия и его подручными для того, чтобы ослабить ленинградскую партийную организацию, опорочить ее кадры. Установив несостоятельность «ленинградского дела», Центральный Комитет партии проверил и ряд других сомнительных дел». Сразу оговоримся, что здесь, как и в некоторых местах доклада о культе личности Сталина, Хрущев допускает неточности, поскольку не Берия являлся инициатором «ленинградского дела», а секретарь ЦК КПСС Г. По предложению Центрального Комитета невинно осужденные люди были реабилитированы. Из всего этого ЦК сделал серьезные выводы. Установлен надлежащий контроль Партии и Правительства за работой органов госбезопасности. Проведена значительная работа по укреплению проверенными кадрами органов госбезопасности, суда и прокуратуры. Полностью восстановлен в своих правах и усилен прокурорский надзор. Необходимо, чтобы наши партийные, государственные, профсоюзные организации бдительно стояли на страже советских законов, разоблачали и выводили на чистую воду всякого, кто посягнет на социалистический правопорядок и права советских граждан, сурово пресекать малейшее проявление беззакония и произвола. Следует сказать, что в связи с пересмотром и отменой ряда дел у некоторых товарищей стало проявляться известное недоверие к работникам органов государственной безопасности. Это, конечно, неправильно и очень вредно. Мы знаем, что кадры наших чекистов в подавляющем своем большинстве состоят из честных, преданных нашему общему делу работников, и доверяем этим кадрам. Нельзя забывать, что враги всегда пытались и будут пытаться впредь мешать великому делу построения коммунизма. Капиталистическое окружение засылало к нам немало шпионов и диверсантов. Наивным было бы полагать, что теперь враги оставят свои попытки всячески вредить нам. Всем известно, что подрывная деятельность против нашей страны открыто поддерживается и афишируется реакционными кругами ряда капиталистических государств. Достаточно сказать, что США выделяют, начиная с 1951 года, 100 миллионов долларов ежегодно для подрывной деятельности против социалистических стран. Поэтому мы должны всемерно поднимать в советском народе революционную бдительность, укреплять органы государственной безопасности». В числе важнейших задач в Отчетном докладе ЦК КПСС требовалось: «Бдительно следить за происками тех кругов, которые не заинтересованы в смягчении международной напряженности, своевременно разоблачать подрывные действия противников мира и безопасности народов. Принимать необходимые меры для дальнейшего укрепления оборонной мощи нашего государства, держать нашу оборону на уровне современной военной техники и науки, обеспечивающем безопасность нашего социалистического государства» [46]. Но все же, главным событием ХХ съезда, придавшим ему не только поистине всемирно-историческое значение, но и некоторую таинственно-детективную составляющую, явился закрытый доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина, уже после окончания работы съезда, предварительно не обозначенный в его повестке дня. Поскольку нам в дальнейшем придется еще не раз обращаться к содержанию этого исторического документа, представляется целесообразным коротко познакомить читателя с некоторыми положениями этого доклада. Поспелова и А. В отчете о работе последнего за период с октября 1952 по 1 марта 1956 года отмечалось: «…В результате разоблачения ЦК КПСС банды Берия и его сообщников выяснилось, что они, злоупотребляя властью, творили вопиющий произвол, грубо нарушали социалистическую законность — без всяких оснований зачисляли в число врагов народа честных и преданных партийных работников, пытались поставить органы госбезопасности над партией… КПК проводилось расследование и рассмотрение дел на работников НКВД — МГБ, допускавших фальсификацию следственных материалов… установлено, что бывшее руководство Прокуратуры СССР т. Сафонов и Главной военной прокуратуры Т. Васильев не выполняло своей первой партийной и государственной обязанности — высшего надзора за соблюдением социалистической законности судебно-следственными органами. Давая санкции на арест советских граждан по политическим обвинениям, они слепо верили материалам следствия НКВД-МГБ и в дальнейшем не осуществляли контроля и надзора за следствием по этим делам, штамповали обвинительные заключения, составленные фальсификаторами… Военная Коллегия Верховного Суда СССР… глубоко не разбиралась, на каких конкретных материалах и доказательствах основаны эти обвинения, не изучала обстоятельства того или иного дела, в результате чего выносились неправедные приговоры… В ряде случаев приговоры Военной Коллегией выносились заочно, заявления подсудимых о невиновности не принимались во внимание, дела рассматривались в течение 10 — 15 минут, свидетели не опрашивались…» [47]. Необходимо сразу подчеркнуть, что сам текст доклада Хрущева, без опубликования его в печати, после съезда в качестве закрытого документа Центрального комитета ЦК КПСС был разослан во все партийные организации и зачитывался на партийных и комсомольских собраниях. Было ознакомлено с ним и руководство зарубежных коммунистических партий. Не смотря на то, что текст доклада имел конфиденциальный характер, уже в июне 1956 г. К широкой публикации текста доклада Хрущева о культе личности на Запада приложили руку непосредственно государственный секретарь и директор Центрального разведывательного управления США братья Джон Форстер и Аллен Даллесы: 4 июня 1956 г. Позднее в своей книге «Искусство разведки» в 1963 г. Даллес писал: «Я всегда рассматривал это дело как одну из самых крупных разведывательных операций за время моей службы в разведке. Поскольку доклад был полностью опубликован госдепартаментом, добывание его текста было также одним из тех немногих подвигов, о которых можно было сказать открыто, лишь бы источники и методы приобретения документа продолжали оставаться тайной» [49]. Несмотря на то, что в Советском Союзе идентичность опубликованного текста подтверждена не была, он был помещен во многих зарубежных сборниках выступлений и интервью Н. Хрущева с пометкой «в соответствии с текстом, переданным для ознакомления делегациям зарубежных коммунистических партий» [50]. Горькая и тяжелая правда доклада Хрущева была столь впечатляюща, что уже в 1988 и 1989 гг. Во избежание возможных сомнений и спекуляций по этому поводу, сразу отметим, что отрывки воспоминаний Хрущева идентичны их российскому изданию. Официально в нашей стране текст доклада Н. Сталина и его последствиях» был впервые опубликован лишь в марте 1989 г. Естественно, что многие положения доклада или их интерпретации, активно использовались в антисоветской и антикоммунистической пропаганде как за рубежом, так и в самом СССР, других социалистических странах, что привело к серьезным политическим кризисам осени 1956 г. Также сразу оговорюсь, что мне, естественно, известна получавшая некоторую популярность в нашей стране книга американского профессора Гровера Ферра Furr Grover «Антисталинская подлость», в 2006 году, в год пятидесятилетия ХХ съезда КПСС, изданная в Англии. В англоязычном варианте ее заглавие даже более категорично: «Хрущев лгал! Однако не следует легкомысленно воспринимать на веру его слова о том, что «из всех утверждений «закрытого доклада» партии, разоблачавших Сталина или Берию, не оказалось ни одного правдивого» [51]. Но то, что можно объяснить и простить зарубежному автору, не может не удивлять у некоторых наших соотечественников.

Скончался последний глава КГБ Бакатин, передавший США секреты советской разведки

Игнатьева, до тех пор, пока не было в 1953 г. Руководство комитетом в 1958 г. Шелелину, в 1961 г. Семичастному, в 1967 Ю.

Андропову, в 1982 г, в период с мая по декабрь председателем стал В. Федорчук, в конце 1982 г. Чебриков, с 1988 до середины 1991 г.

Крючков, В. Бакатин — последний, кто возглавил комитет в августе-ноябре 1991 г. С ноября по декабрь 1991 г.

Ельцин подписали документ об образовании, согласно решению Съезда народных депутатов, Комитета государственной безопасности РСФСР со статусом союзно-республиканского комитета.

Баранников — январь 1992 г. Голушко — июль 1993 г. Ельциным, а на его базе образована Федеральная служба контрразведки. Руководство: Н. Голушко — декабрь 1993 г. Степашин — март 1994 г. Руководство: М. Барсуков — июль 1995 г.

Ковалев — июль 1996 г. Путин — июль 1998 г. Патрушев — август 1999 г.

Мы используем только современное оборудование и технологии, чтобы обеспечить максимальный уровень безопасности для наших клиентов. Мы ценим каждого клиента и готовы предоставить индивидуальный подход к решению каждой задачи.

Наша цель — обеспечить максимальную безопасность и спокойствие наших клиентов.

Судя по всему, важнейшей задачей, которая стояла перед Кругловым, как раз и было реформирование МВД таким образом, чтобы исключить его широкое влияние на внутреннюю политику в Советском Союзе. Сделать это можно было лишь одним способом: разделением МВД на две структуры, одна из которых сохранила бы функции министерства внутренних дел, а вторая — стала бы отвечать за госбезопасность. Предполагалось и масштабное сокращение обеих. Именно такое предложение и содержалось в докладной записке Сергея Круглова. Бывший подчиненный Берии уже в 1956 году был снят с должности и вскоре уволен на пенсию. Тем временем процесс создания новой структуры по обеспечению государственной безопасности набирал обороты.

В этом документе впервые официально приводилось и название новой структуры — Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В его руках оказалась структура, которая, как гласило «Положение о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах», опубликованное пять лет спустя после создания самого КГБ, создавалась «на правах союзно-республиканского министерства». А для выполнения своих функций КГБ получал право иметь «свои органы в союзных и автономных республиках, краях, областях, отдельных городах и районах, военных округах, соединениях и частях Советской Армии, на флотах и флотилиях Военно-морского Флота, в войсках МВД, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также пограничные и специальные войска». Фактически в Советском Союзе появилась структура, обладавшая широкими полномочиями в деле обеспечения внешней и внутренней безопасности государства и строго подчиненная даже не столько правительству, сколько руководству КПСС.

Аналитика от Юрия Андропова. Создание информационных подразделений в КГБ

В октябре 1988 г. в Берлине состоялось совещание руководителей разведок социалистических государств, как оказалось впоследствии, последнее в истории КГБ СССР. Поворот истории произошел в независимости от того, был КГБ или не был. Краткая история КГБ. Новости Экономика и бизнес Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника. В годы Великой Отечественной войны будущий председатель КГБ СССР воевал под Сталинградом, участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра. Шифр на основе нот помог скрыть от КГБ секретную информацию.

4 самых загадочных случая из секретных архивов КГБ

Наш текст посвящен упадку безопасности, соучастию КГБ в разгроме СССР. Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня. Шифр на основе нот помог скрыть от КГБ секретную информацию. Никаких городских сумасшедших – только рукописные послания от сотрудников КГБ, Вооруженных сил или МВД. Деятельность КГБ во многом ассоциируется с Юрием Андроповым, который руководил им 15 лет.

КОМИТЕ́Т ГОСУДА́РСТВЕННОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ СССР

Руководство комитетом в 1958 г. Шелелину, в 1961 г. Семичастному, в 1967 Ю. Андропову, в 1982 г, в период с мая по декабрь председателем стал В.

Федорчук, в конце 1982 г. Чебриков, с 1988 до середины 1991 г. Крючков, В.

Бакатин — последний, кто возглавил комитет в августе-ноябре 1991 г. С ноября по декабрь 1991 г. Ельцин подписали документ об образовании, согласно решению Съезда народных депутатов, Комитета государственной безопасности РСФСР со статусом союзно-республиканского комитета.

Главой которого назначили В.

Его вывоз начался при Юрии Андропове! Куда шли тонны золота, на чьих счетах оседали? Как только последний ящик золота пересек границу и был приготовлен для будущей приватизации, начался августовский путч. Да, был, но с единственной целью - лично контролировать, чтобы у них ничего не получилось. Хроника путча показывает, что все действия Крючкова были направлены именно на его саботаж. Закончился путч стандартной операцией по устранению кадров, его готовивших, - «менеджеров» среднего звена. Прошло еще немного времени, и большинство олигархов ельцинского призыва были бесцеремонно вышвырнуты подальше от кормушки.

Офицером внешней разведки с 1975 по 1991 год. Хотя КГБ не работал напрямую в республиках-сателлитах, которые в то время входили в состав Советского Союза. В каждой из этих республик были свои версии агентства. Которые были созданы примерно одинаково и выполняли многие из тех же обязанностей. Который действовал непосредственно до и во время Второй мировой войны. Есть мнение, что шпионы НКГБ были настолько эффективны, что Сталин знал о военных действиях своих союзников во Второй мировой войне. А именно Соединенных Штатах, Франции и Великобритании, гораздо больше, чем они знали о вооруженных силах Советского Союза. Официальные лица США и руководители в Управлении стратегических служб, которое в конечном итоге превратилось в Центральное разведывательное управление ЦРУ , были обеспокоены советской шпионской деятельностью во время войны. Особенно эти опасения усилились после окончания войны. Фактически, влияние КГБ на мировые дела, возможно, достигло своего пика в начале холодной войны. В период дипломатических и стратегических разногласий между Советским Союзом и Соединенными Штатами и их западноевропейскими союзниками. Красная паника Советские разведывательные службы всячески пытались закрепиться в Соединенных Штатах в ранний послевоенный период. Частично это было связано с расследованиями, вызванными так называемой «красной паникой» конца 1940-х и 1950-х годов.

Большевики опасались актов массового саботажа со стороны своих идеологических противников. Возглавил её Феликс Дзержинский. Также по теме «Без неё армия беззащитна»: как создавалась военная контрразведка России 12 мая 1918 года директивой Высшего военного совета РСФСР при штабах Красной армии были организованы отделения по борьбе со шпионажем... В составе ВЧК вскоре появились территориальные подразделения и органы военной контрразведки. Кроме того, комиссия выполняла разведывательные задачи за рубежом. В его обязанности входила борьба с разведывательным проникновением в СССР иностранных спецслужб, контрреволюцией, терроризмом и диверсиями, а также внешняя разведка и охрана государственной тайны. В апреле 1943-го НКГБ воссоздали снова. В 1946 году на его базе образовали Министерство государственной безопасности, которому постепенно были переданы основные силовые подразделения МВД — милиция, внутренние и пограничные войска. Начало пути После ареста и казни Берии новое союзное руководство решило не концентрировать слишком много силовых полномочий в рамках одного ведомства, поэтому из состава МВД были выделены «чекистские» управления. В рядах органов госбезопасности начались массовые чистки. Всего за несколько лет кадровый состав КГБ сократился более чем наполовину. Были уволены около 18 тыс. Ещё несколько тысяч офицеров перевели на должности гражданских служащих. Он заявил, что планирует переориентировать комитет на международные вопросы, а внутренние отодвинет «на десятый план». При нём продолжилось упрощение структуры КГБ и было утверждено положение, регламентировавшее все основные моменты в работе комитета вплоть до 1991 года. Также по теме «На переднем краю обороны»: как советский разведчик Александр Феклисов спас мир от ядерной войны 105 лет назад родился Герой России полковник Александр Феклисов. В годы Второй мировой войны и сразу после неё Феклисов добывал... В 1961-м Хрущёв перевёл Шелепина на партработу, а на должность председателя КГБ назначил ещё одного сугубо гражданского комсомольского работника — Владимира Семичастного.

Одна из секретнейших спецслужб: пять вопросов о КГБ СССР

КГБ СССР сегодня — Штирлиц близок к оригиналу: кто скрывался за образами киноразведчиков. В октябре 1988 г. в Берлине состоялось совещание руководителей разведок социалистических государств, как оказалось впоследствии, последнее в истории КГБ СССР. На основании этого закона КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: В США заподозрили СБУ в попытке подрыва российского А-50 в Белоруссии Агент Эймс: как шеф из ЦРУ стал главным. Главные новости об организации КГБ СССР на Будьте в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий