Новости великоморавская держава

Великоморавская держава — (Великоморавское, Богемское княжество), государство западных славян в IX X вв. на юге Моравии.

Силы России продвинулись у Вербового и Работино

Латинское восточно—франкское духовенство всячески мешало распространению старославянского языка в качестве церковного языка. В 872 году Мефодий на три года попал в заключение и содержался в восточно—франкском монастыре Райхенау. Правда, папа запретил богослужение на старославянском языке, разрешив только проповеди. Мефодий, будучи восстановленным в правах архиепископа, несмотря на запрет, продолжил богослужение на старославянском языке. В 879 году восточно—франкские епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на старославянском языке. После смерти Мефодия 885 год новый Папа Римский ещё раз запретил богослужение на старославянском языке.

Многие ученики Мефодия были казнены или изгнаны, некоторые перебрались в Болгарию. Последствия миссии Мефодия и Кирилла В чешских землях наследие Мефодия и Кирилла постепенно было уничтожено. Служба проводилась по западному латинскому обряду, основой для чешского языка стала латиница. Однако восточное византийское христианское учение, заложенное братьями, и распространяемое их учениками, имело далеко идущие последствия для Болгарии, Хорватии, Сербии и Руси. Неотъемлемой частью процесса христианизации этих земель было распространение письменности и создание собственных азбук на основе кириллицы. Широкое почитание Мефодия и Кирилла начинается с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов.

Князь Святополк I. Последовало несколько военных походов франков, после которых Святополк I признал авторитет короля и начал выплачивать дань. Мир с франками позволил Святополку I заняться подчинением более слабых соседей. Он захватил Силезию, Лужицу и Паннонию. Великоморавская держава при Святополке I Святополк I добился, чтобы в состав ВМД вошли славянские племена Богемии, с которыми последние несколько десятков лет ВМД находилась в союзных отношениях возникли на основе общей защиты от восточных франков. Своим ставленником в Богемии Святополк I избрал молодого князя Борживоя I по разным источникам ему было 15—20 лет из рода Пржемысловичей.

Причины, по которым Святополк I выбрал столь юного представителя, к тому же не из самого влиятельного рода, также неизвестны. Вероятно, Святополк I и Борживой I приходились близкими родственниками. Борживой I — первый достоверно известный князь чехов. По инициативе Святополка I для распространения христианства в землях чехов архиепископ Мефодий крестил Борживоя I, его супругу Людмилу и некоторых приближённых. Дата крещения также остаётся неизвестной, временные рамки этого события — между 872 и 882 годами. В связи с этим в своём стольном городе Леви-Градец 3 км на северо—восток от Праги Борживой I построил первую церковь в Богемии — Церковь святого Климента.

Многие славяне Богемии были недовольны политикой христианизации Борживоя I. Против князя поднялось восстание, которое возглавил его родственник Строймир. Борживой I бежал к князю Святополку I и с его помощью подавил восстание. Позже он построил и вторую церковь — на территории крепости Пражский Град. После смерти Святополка I 894 год повзрослевшие сыновья Борживоя I, чешские князья Спытигнев и Вратислав, стремившиеся распространить свою власть на все славянские племена Богемии, поспешили избавиться от великоморавской зависимости. Они явились в Регенсбург, принесли Арнульфу Каринтийскому король ВФК вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Богемии церковной власти ВФК.

Князь Моймир II. Своим сыновьям он завещал крепить державу и сопротивляться восточным франкам. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество. Возможно был третий сын — Предслав. Сюжет сграффитто — типовая поучительная история про отца, сыновей, отдельные прутья и охапку из прутьев, которую нельзя сломать. Начавшийся конфликт ослабил ВМД, от неё стали отлагаться пограничные территории.

Моймир II сумел консолидировать силы и отразить баварский поход. Новая опасность возникла, когда в конце IX века пришли венгры мадьяры. Моймир II помирился с братом Святополком II, в 902—906 годах они вместе несколько раз отбивали нападки венгров. Оба брата предположительно погибли в 906 году или в битве при Пресбурге в 907 году. После их смерти ВМД, которая по сути была объединением разных земель и княжеств распалась под влиянием венгерской агрессии. Великая Моравия — первое крупное славянское государство.

История его интересна и поучительна. За несколько десятилетий Великая Моравия захватила четверть Европы, и потом также быстро распалась. Но оставила важный след в истории - вряд ли славянский мир был бы сейчас таким, каким мы его знаем. Именно Великая Моравия стала родиной всей славянской культуры, преемником которой стала Киевская Русь. Столицей Великой Моравии был Велеград — ныне это чешский город Старе-Место, совсем маленький — в нем проживает всего 7 тыс человек. Значение Великой Моравии для всего славянского мира было огромным.

В действительности их было, вероятно, еще больше. Несомненно, что в этом городе христианство являлось господствующей религией. Исследования городища у с. Микульчицы будут продолжаться в течение еще многих лет. Но и сейчас, на основании уже имеющихся данных, можно сказать, что перед нами, бесспорно, картина большого феодального города. Примерно таким же в основных чертах являлся Киев при Владимире I и Ярославе Мудром, хотя выглядел он, конечно, великолепнее, да и время было несколько иное Й. Поулик полагает, что город у с. Микульчицы являлся великоморавской столицей, резиденцией князя и, что очень возможно, именно он носил имя Велеград. Городище у с.

Микульчицы представляет собой первоклассный археологический памятник еще и потому, что, кроме основного великоморавского слоя, там имеется более древний культурный слой, относящийся к VII - VIII векам. В то время город, обладавший меньшими стр. Каменных зданий в городе не было; повсюду - ив "граде" и на территории довеликоморавского "предградья" - обнаруживаются остатки деревянных построек срубного типа, несколько врытых в землю, с глинобитными полами и такими же печами. В этих жилищах найдена глиняная посуда, изготовленная на ручном гончарном круге; предметы, свидетельствующие о наличии кузнечного и ювелирного ремесла, в том числе маленькие тигли; в большом числе железные шпоры с крючками и петлями; бронзовые украшения. Замечательной находкой является жертвенник с маленькими глиняными фигурками животных - следы какого-то своеобразного языческого культа. Остатки укрепленного поселения VIII в. Брно , где также производятся археологические раскопки. В более ранние века поселений такого рода Моравия не знала. В середине I тысячелетия н.

Рядом с поселениями находились могильники, содержащие остатки трупосожжений, причем коллективный, "семейный" характер курганов свидетельствует о наличии патриархальных отношений в обществе. Таким образом, на основании археологических данных можно считать установленным, что великоморавские города и их культура возникли отнюдь не на пустом месте и не внезапно, а развивались постепенно, в течение не менее одного-двух столетий. Они явились результатом исторического развития местного славянского общества, порывающего с патриархально-родовым строем и вступающего в классовое общество. Следует отметить при этом, что таким характерным элементам материальной культуры, какими являются жилища и украшения одежды как из слоев VII - VIII вв. Это относится, в частности, к украшениям одежды и другим бытовым деталям, принадлежащим великоморавской знати. Люди, похороненные в богатых гробницах около великоморавских церквей или внутри них, являлись славянами местного, моравского, происхождения, а не пришельцами из каких-либо соседних стран. В 1959 г. Городище носит имя "Поганско", то есть "Языческое". Но к какому времени относится это эффектное наименование, остается неизвестным.

Скорее всего, оно позднего происхождения. Во времена Великой Моравии город назывался, вероятно, иначе, так как при первых же исследованиях на его территории были наедены руины христианской церкви IX века. Площадь Поганско, окруженная валом и рвом, равняется 28 гектарам. По соображениям археолога Ф. Калоусека, все это огромное пространство являлось "градом"-детинцем, вокруг лежало несколько больших посадов, составлявших вместе с детинцем городскую территорию размером до 100 гектаров. Эти данные, выдвигающие Поганско в число претендентов на имя Велеград, являются, впрочем, предварительными; городище и местность вокруг него в значительной части заняты лесом, что затрудняет исследование. Возможно, что за "предградье" Ф. Калоусеком были приняты окружавшие город сельские поселения; валом была окружена вся территория города, поэтому "град" детинец , некогда окруженный тыном или каменной стеной, позднее стр. Но и в этом случае городище Поганско следует рассматривать как остатки весьма значительного города.

Кроме раскопанных на городище остатков прямоугольной церкви с одной абсидой, окруженной большим кладбищем IX в. Вблизи раскопанной церкви открыты остатки деревянных жилищ со следами ремесленного производства. Помимо Старого Места, городища у с. Микульчицы и Поганско, в пределах коренной территории Великой Моравии известно еще несколько городищ, представляющих собой остатки значительных городских центров. Брно; Петрова Лоука под Страхотином; еще одно Поганско, под г. Великоморавский слой имеется на известном городище Девин, расположенном на высокой скале при впадении Моравы в Дунай, изучением которого занимался словацкий археолог Я. Владение Прибины противника князя Моймира Нитра, вошедшее в 833 г. Таким образом, на сравнительно небольшой территории, составлявшей, по-видимому, основное политическое ядро Великоморавской державы, существовало не менее десяти крупных городов, расстояние между которыми равнялось в среднем 40 - 60 километрам. Моравия IX в.

Облик великоморавских городов, обрисованных на основании археологических данных, служит, несомненно, веским аргументом в пользу того, что Великая Моравия была государством с довольно развитыми классовыми отношениями. Но ведь главной чертой феодализма являются не города определенного характера, а наличие феодальной земельной собственности и определенные формы зависимости крестьян-земледельцев от собственника-феодала. Большим достижением чехословацкой археологии является то, что она сумела пролить некоторый свет и на эту сторону исследования, обрисовав облик не только великокняжеского города, но и некоторые черты великоморавской деревни. Как известно, наличие княжеской дружины - главной опоры раннефеодальной государственной организации - всегда было связано с формированием ленной системы. Но на основании приведенных выше археологических данных, а именно богатых "дружинных" погребений на великоморавских кладбищах, говорить о ленной системе, конечно, еще нельзя. Имеются, однако, другие, более существенные факты, свидетельствующие о ленной системе и помогающие значительно конкретизировать социальный состав великоморавской знати. Интересные данные об этом получены В. Грубым - исследователем Старого Места. Не ограничившись раскопками в городе, он произвел широкие исследования в его окрестностях.

При этом были обнаружены следы нескольких десятков небольших сельских поселений великоморавского времени и, что особенно интересно, два населенных пункта, которые правильнее всего рассматривать в качестве феодальных поместий.

Они населяли восточную часть территории и были знамениты своими мастерскими знаниями в области производства и использования смолы. Их экономика основывалась на разработке и продаже смолы, что позволило им стать одними из самых богатых племен в регионе. Формирование великоморавской державы было прежде всего результатом объединения этих коренных племен. Под руководством моравян, которые были признаны главным племенем, племена смолян и чехов согласились объединиться в единую государственную структуру. Это позволило создать сильное и организованное государство, которое смогло выступить в роли великой моравской державы.

Развитие державы и ее распад В этот период времени Великоморавская держава стала культурным и образовательным центром. Были созданы многочисленные храмы и монастыри, а также развито искусство и литература. Известно, что в то время были переведены на славянский язык многие религиозные тексты, что значительно способствовало распространению грамотности у населения. Этот фактор сыграл важную роль в сформироване национальной идентичности великоморавского народа. Однако, величие Великоморавской державы не продержалось долго.

Калоусека на территории Моравии свидетельствуют о высокой культуре земледелия в В, развитии ремесел — гончарного, стекольного, ювелирного и др. Судя по археологическим находкам, существовали тесные торговые связи В с Византией, Киевской Русью и черноморскими городами. Экономическая и политическая жизнь В сосредоточивалась в градах — укрепленных крепостях и резиденциях знати, которые являлись центрами ремесла и торговли. Важнейшие из них: Старе-Место у г. Угерске-Градиште, Микульчице у г. При археологических раскопках здесь обнаружены остатки храмов, жилых построек, обширные кладбища, где найдены многочисленные украшения, предметы обихода и др.

Великая Моравия — колыбель славянской азбуки и литургии

Российские войска освободили и полностью контролируют укрепрайон украинских националистов «Зверинец» на марьинском направлении. Об этом 21 июня сообщил врио главы Донецкой. Великоморавская держава была одной из первых славянских государств и имела большое влияние на формирование национальной идентичности этих народов. Великоморавская держава, Великоморавское государство, Моравское княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 — начале 10 вв.

Что значит великоморавская держава

История великоморавской державы Великоморавская держава была создана в середине IX века как попытка объединения славянских племен под властью моравского князя Ростислава. Великоморавская держава была сформирована в IX веке в районе современной Чехии, Словакии и Южной Польши. Великоморавская держава возникла в IX веке на территории современных Чехии, Словакии, Венгрии и Австрии.

Возникновение великоморавской державы: исторический обзор

Поулика, Ф. Калоусека на территории Моравии свидетельствуют о высокой культуре земледелия в В, развитии ремесел — гончарного, стекольного, ювелирного и др. Судя по археологическим находкам, существовали тесные торговые связи В с Византией, Киевской Русью и черноморскими городами. Экономическая и политическая жизнь В сосредоточивалась в градах — укрепленных крепостях и резиденциях знати, которые являлись центрами ремесла и торговли. Важнейшие из них: Старе-Место у г. Угерске-Градиште, Микульчице у г.

Кирилл и Мефодий, чтобы познакомить славян с Библией, создали азбуку для славянского языка. Это была первая славянская азбука, которая называлась глаголица. Так появилась возможность писать церковные книги для славян на их родном языке с использованием славянского алфавита. Происхождением букв глаголица связана с греческим алфавитом.

Отдельные буквы похожи на символы христианского вероучения. В настоящий момент вышла из употребления. Написанная глаголицей страница Евангелия. Болгарская рукопись рубежа X—XI вв. Со временем выяснилось, что глаголический алфавит слишком сложный и требует доработки. Ученики Кирилла и Мефодия создали новую славянскую азбуку, буквы которой стали ближе к греческому и латинскому алфавитам. Имён создателей новой азбуки мы не знаем. Кириллица очень быстро распространялась среди славян, поскольку отлично передавала особенности славянского языка. Благодаря собственной письменности славяне, в отличие от многих соседних народов, читали Библию и совершали христианское богослужение на родном языке.

Центром славянской письменности стало Болгарское царство. Отсюда в X в. Многие славянские и неславянские народы в настоящее время продолжают использовать кириллическую письменность. Кириллица стала основой для целого ряда современных алфавитов, в том числе русского. Узнать больше Кириллица постепенно вытеснила глаголицу. К XIII в. Однако у отдельных славянских народов глаголица в ограниченном и изменённом виде употреблялась вплоть до XX в. Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Фотография Энциклопедия Кругосвет Распространение христианства в Великой Моравии византийскими миссионерами вызывало недовольство со стороны правителей Восточно-Франкского королевства.

Это приводило к новым вторжениям франков в великоморавские земли. Раздираемая внешними и внутренними конфликтами Великая Моравия к концу IX в. Нашествие кочевников-венгров в 907 г. Её политической наследницей стала Чехия. Чешское княжество Племя чехов входило в состав Великой Моравии. Необходимость самоорганизации для защиты от врагов подталкивала чехов к централизации власти и увеличению роли их князя. Происхождение первой династии чешских князей ведётся от Пржемысла, который, согласно народному преданию, был крестьянином. Первым чешским князем, принявшим христианство, был Борживой I ок. Он помогал правителю Великой Моравии в войне с франками.

Во второй половине IX в. Однако в начале X в. Такая политика позволила чешским землям избежать разорения венграми. Однако Чешское княжество оказалось в вассальной зависимости от германских королей, а затем от императоров Священной Римской империи. Германцы называли чешские земли Богемией. В дальнейшем чешский князь сильно сожалел о невинно убитом брате и организовал его церковное почитание как святого. Святой Вацлав стал считаться небесным покровителем Чехии.

В 833 году он присоединил к своему государству Нитранское княжество , а в 846 году — распространил свою власть на территорию Чехии. Моймир I поддержал христианских миссионеров и в 831 году епископ епархии Пассау Регинар крестил его и всех мораван [17]. Его столицей стал Блатенград Мосабург в бассейне реки Зала [18].

В 846 году Людовик II Немецкий обвинил Моймира в намерении отложиться, вторгся в Моравию , сверг его и поставил новым князем его племянника Ростислава [19]. Великая Моравия в 846—870 гг. В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил в большом количестве крепости, укрепляя и расширяя своё государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией , а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика вплоть до его сыновей Карломана и Людовика. В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине. Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии. В 861 году он поддержал войско Карломана, воевавшего с отцом. Стремясь к максимально возможной независимости от восточно-франкского короля, Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников. Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию к императору Михаилу III , прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников.

Страна расширяла свои границы и в 822 году появилась Великая Моравия. Отсчет идет с этой даты, когда впервые послы этой страны встретились с императором франков Людовиком I. Государство набрало силу и успешно отражало атаки окрестных королей. Когда в страну вторгся Людовик II Немецкий, славяне не только успешно отбили атаку, но и в ответ захватили у короля часть Баварии, расширив границы своей страны. Во второй половине IX века Великая Моравия принимает христианство. Это было необходимым условием интеграции в европейский мир.

Через 100 лет аналогичный выбор ждет Киевскую Русь. Религия в те времена была важным политическим фактором. Пока ты не определился с религией — ты враг всем своим определившимся соседям. Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла. Нужно было выступить в коалицию с одной из основных религий того времени. С западным христианством не сложилось.

Во-первых, его до этого слишком агрессивно пытались насадить немцы. Во-вторых, послы, отправленные славянами в Рим также не достигли успеха в переговорах с Папой. После этого обратились в Византию, которая охотно откликнулась и отправила в Великую Моравию двух просветителей славянского происхождения — Кирилла и Мефодия. Именно они помогли славянам создать письменность и распространить православие по территории страны. Великая Моравия достигла зенита славы при воцарении местного князя Святополка. Он нанес поражения немцам, франкам и болгарам, максимально расширил территории страны.

При нем страна присоединила земли современной Хорватии, Польши и часть Венгрии.

Расселение славян

  • Великоморавская держава
  • Главные новости
  • ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Возникновение великоморавской державы: исторический анализ и хронология событий
  • Великоморавская держава: история создания и значение для Европы

ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское, Богемское княжество)

Это прям мешало. С разных сторон мы к нему подходили. Сейчас на данный момент он контролируется нашими подразделениями», — подчеркнул Пушилин в эфире программы «Соловьев Live».

Климент — четвёртый епископ Папа Римский в конце I века нашей эры. Сослан из Рима в Инкерманские каменоломни Крым , где проповедовал. Один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Для Рима мощи святого Климента играли особо важную роль в связи с тем, что Церковь не располагала мощами ни одного из первых пятнадцати римских пап. Святой Климент широко почитался во всём славянском мире, особенно в Древней Руси. В Риме в феврале 869 года Кирилл умер и был похоронен в Базилике святого Климента, в которой ранее разместили мощи святого Климента.

На самом деле всю жизнь Кирилла звали Константином. Он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл только за 50 дней до смерти, когда тяжело заболел и слёг. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Kириллица и глаголица Мефодий и Кирилл создали азбуку алфавит , но была ли это кириллица или глаголица — неизвестно. Дошедшие до нас старославянские тексты написаны двумя азбуками. Kириллица и глаголица появились приблизительно в одно время, с разницей не более 30—50 лет, и различаются исключительно начертанием. Современные исследователи склоняются к версии, что глаголицу создал Кирилл, а кириллицу — его ученик Климент Охридский. Этимология термина «глаголица» походит от старославянского «глаголить» — «говорить». Вначале обе азбуки использовались наравне, затем глаголица вышла из обихода, вероятно, как более сложная при написании.

Кириллица же, наоборот, получила широкое распространение. Алфавиты на основе кириллицы стали письменностью для десятков языков, в том числе русского, украинского, белорусского, болгарского, македонского, сербского, черногорского, русинского. Алфавит для чешского языка создан на основе латиницы. Алфавит для словацкого языка до XIII века использовал глаголицу, затем — латиницу. Смерть Ростислава В 870 году Ростислав был смещён с княжеского престола ВМД в результате измены племянника Святополка I, которого ранее сделал князем Нитранского княжества второго по значению после Моравского. Ростислав отреагировал неудавшейся попыткой убить своего племянника. В ответ Святополку I удалось взять Ростислава в плен и передать его восточным франкам. Ростислав был ослеплён, его содержали в заточении, где он и умер. Дата смерти неизвестна.

Таким образом на территории ВМД возникла первая славянская архиепархия. Князем стал Святополк I, который подчинился восточно—франкскому политическому влиянию. Несмотря на основание архиепархии, деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинское восточно—франкское духовенство всячески мешало распространению старославянского языка в качестве церковного языка. В 872 году Мефодий на три года попал в заключение и содержался в восточно—франкском монастыре Райхенау. Правда, папа запретил богослужение на старославянском языке, разрешив только проповеди. Мефодий, будучи восстановленным в правах архиепископа, несмотря на запрет, продолжил богослужение на старославянском языке. В 879 году восточно—франкские епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на старославянском языке.

После смерти Мефодия 885 год новый Папа Римский ещё раз запретил богослужение на старославянском языке.

Переговоры с папской курией и на этот раз велись непосредственно Мефодием, который вторично побывал в Риме. Оттуда он вернулся в сане паннонского архиепископа. В границы Паннонского архиепископства была заключена не только Паннония с княжеством Коцел а, но и вся Великая Моравия.

В период деятельности Мефодия на территории Великой Моравии было воздвигнуто несколько каменных храмов. Одним из древнейших храмов является храм в Старом Месте — на территории древнего Велеграда, остатки которого были исследованы в 1949 г. Несмотря на противодействие Болгарии, большая часть Паннонии оказалась во власти Святополка. Столь же значительны были успехи Святополка на северных и западных границах его княжества.

Власть его распространилась на славянские земли по Лабе, Одре и в Карпатах, следовательно, на Чехию и на земли сербов-лужичан. В состав Великой Моравии была включена и Малая Польша. Причина внутренних и внешних успехов раннефеодального Моравского государства при Святополке кроется прежде всего в укреплении экономического строя этого государства, что в свою очередь было следствием развития производительных сил. Археологические исследования на территории земель, входивших некогда в Великоморавское государство, дают основание заключить, что к концу VIII века и особенно первой половине IX века относится заметный прогресс в развитии производительных сил моравского общества.

Это нашло свое выражение в более массовом изготовлении и употреблении железных орудий, в более интенсивном развитии системы двухполья и отчасти трехполья в земледелии, в ускорении процесса отделения ремесла от сельского хозяйства, в усовершенствовании гончарного круга. Окончательно складывается система укрепленных «градов» градская система , ставшая серьезной военной опорой княжеской власти. В условиях роста непосредственной угрозы германской феодальной агрессии политика Святополка находила поддержку в широких массах моравского общества. Рост могущества Великоморавского государства не был следствием исключительной роли, которую якобы играл Святополк как утверждала буржуазно-националистическая историография , а имел внутренние социально-экономические причины.

Годы успехов Святополка были временем наибольшего территориального расширения Великой Моравии; Она являлась мощным и фактически самостоятельным государством, хотя и признавала вассальную зависимость от Восточно-франкской Германской империи. Как в Паннонии, так, по-видимому, и в Чехии, и в Малой Польше Святополк, стремясь к укреплению политических связей вновь присоединенных областей с основным ядром своего государства, использовал созданную Мефодием великоморавскую церковную организацию. Распространение христианства в присоединенных им славянских землях Святополк использовал для сплочения их в рамках единого западнославянского государства. Святополк, с успехом использовавший церковную организацию Мефодия в своей внешней политике, не поддерживал его, однако, в политике внутренней.

Даже после третьей поездки Мефодия в Рим, когда он вновь был утвержден в сане архиепископа, а богослужение на церковнославянском языке было еще раз санкционировано папой, Святополк не изменил своего благоприятного отношения к немецкой церкви. Более того, он назначил нитранским епископом немца Вихинга, бывшего заклятым врагом Мефодия. Можно предполагать, что такое отношение великоморавского князя к Мефодию и немецкой церкви было связано также и с некоторыми моментами в его внешней политике, построенной на использовании противоречий между Восточно-франкской империей и Римом, а также между Римом и Византией. Со смертью Мефодия 885 г начался полный разгром созданной им церковной организации.

Архиепископом был назначен немец Вихинг. Церковно-славянский язык как язык культа был запрещен, а многочисленные ученики Мефодия были частично проданы в рабство, а частично насильственно вы- [58] сланы в Болгарию. В их числе находились такие выдающиеся ученые и духовные писатели того времени, как Горазд, Климент, Лаврентий, Наум и др. Отказ Святополка от дела Мефодия стоял в прямой связи с новой внешней политикой Святополка.

В 887 г. Поддержка Святополка была куплена им ценой признания полной независимости Великоморавской державы 890 г. Сближение это, впрочем, оказалось недолговечным. Уже в 892 г.

Одновременно Арнульф попытался устроить что-то вроде экономической блокады Великой Моравии, добившись прекращения поставки соли в страну из Болгарии. Но ни в 892, ни в 893 гг. Арнульфу не удалось достичь сколько-нибудь заметных успехов. Великоморавская держава, несмотря на ее значительные размеры и военную мощь, не была прочным политическим образованием.

Отдельные княжеские династии, сохранившиеся на своих землях в обширной державе Святополка, тяготились его властью и теми материальными обязательствами, которые ложились на их плечи. В этих условиях королю Арнульфу было легче справиться с Великой Моравией. Венгры завоевали Паннонию. В 895 г.

В 897 г. Несмотря на эти неблагоприятные условия, Великоморавская держава пережила кризис, вызванный междоусобной борьбой и новым усилением германской агрессии, и сохранилась в качестве довольно крупного государства. Князь Моймир II пытался вновь добиться для своего княжества самостоятельной церковной организации, стремился укрепить его положение, противопоставив папский Рим Восточно-франкскому государству. Несмотря на яростное сопротивление баварского епископства, в Моравии было создано церковное управление, непосредственно подчиненное Риму.

Однако дальнейшее развитие Великой Моравии было вскоре прервано вторжением кочевников-венгров 906 г. Венгры проникли в Центральную Европу из Приднестровья. Значительная часть Великоморавской державы — земли, населенные племенами паннонских славян, а также Словакия и Моравия были разорены и порабощены венгерской знатью. Вскоре в Паннонии стало складываться ядро Венгерского государства.

В условиях оседания венгров-кочевников на землю начался процесс ассимиляции ими местного славянского населения, численность которого резко сократилась в результате военных событий в конце IX и X веков. Моравии и Словакии, и особенно последней, венгерское завоевание нанесло громадный ущерб. Были прерваны сложившиеся в предшествующий период тесные связи Словакии с чешскими землями.

Другой занимательный факт обращает внимание на употребление названия «русин» по отношению к венграм, сохранившим православие. Согласитесь, что вера до недавнего времени значила больше, чем кровь или язык, поэтому я уверен, что эта группа венгров явно происходит от мадьяризированных славян. Главным оспариваемым моментом русофобами всех мастей в истории и древних, и современных русинов является самоназвание. В единственном числе они действительно называют себя русинами, а во множественном — русскими.

Даже свой родной язык они считают русским. Христианство у русинов появилось ещё во время Великоморавского государства. Братья Кирилл и Мефодий стали первыми миссионерами, которые поведали русинскому народу о христианстве. Их до сих пор считают одними из важнейших покровителей Закарпатской Руси. В честь них выстроено множество храмов. Изначально русины оставались верны православию, но многовековая изоляция и влияние греческого католицизма изменили их веру, хотя сохранилась Византийская литургия — обрядовость, характерная для Закарпатской Руси. Русинская униатская грекокатолическая церковь является самоуправляемой.

Сейчас насчитывается более 400 тысяч русинов, остающихся приверженцами униатства. Украинские писатели Леся Украинка и Иван Франко, запечатленные в названиях улиц и площадей городов СССР и даже на почтовых марках, не только не скрывали, что они русины, но и гордились этим… Судя по дневниковым записям, Иван Франко обижался, когда его называли украинцем: «Меня сегодня кровно образили оскорбили, — польск. Историк Андрей Марчуков считает, что исчезновение слова «русин» из обихода на Украине объяснимо: «Больше сотни лет воинствующее украинство вело борьбу против русскости и русинства. Этноним «русины» восходит ко временам Древней Руси и является производным от слова «Русь», в значении принадлежности к ней. С первой трети — середины XIX века это название становится знаменем национального возрождения местного народа, пребывавшего под властью австрийцев, поляков и венгров. Австрийцы в качестве противовеса галицко-русскому движению и создали другое — украинское. Оно стояло на точке зрения, что русины — не часть русского народа, а «особая украинская нация».

Местные «украинцы» ориентировались на Вену и даже намеревались содействовать присоединению к Австро-Венгрии исконно малороссийских земель России». Русинский историк Илья Терех писал в книге «Украинизация Галичины»: «… По всей Галичине распространяется литература об угнетении «украинцев» «москалями». Из Киева приглашается Михаил Грушевский. Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это Каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом». Но насаждение украинства по деревням идет туго. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия… В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперед заготовленным и преданным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками».

Русины ждали русскую армию в 1914 году. Отступающие австрийцы и венгры записали русинов в «изменники» и при помощи украинских националистов решили свести с ними счеты. Священник Иосиф Яворский писал: «Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент [т. И красная черточка на карте оставила кровавые жертвы в этих селах». Людей сгоняли в концлагеря, и один из них, Талергоф, стал печально известен и до сих пор на слуху. Если судить по сохранившимся фото, обустройство концлагерей мало чем отличалось от подобных заведений Третьего рейха: бараки, колючка, в центре — аппельплац для построений и экзекуций.

Великая Моравия - первая в истории держава славян

Официальный сайт Православной Церкови Божией Матери Державная. Великоморавская держава достигла своего расцвета при князе Святоплуке, который активно развивал культуру и дипломатические связи со соседними государствами. Однако в ядре Великоморавской державы на территории современной Моравии, судя по археологическим раскопкам, были разрушены и запустели наиболее крупные из «градов». Expand Menu. Контакты. Великоморавская держава карта. Фото 13. Великоморавская держава карта. Метки: фото. Значение Великоморавской державы в истории Великоморавская держава, существовавшая в IX-XI веках на территории современной Словакии, Чехии и Венгрии, имеет особое значение в. Телеграм-канал @news_1tv.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Расселение славян
  • Происхождение и формирование
  • Что такое Великоморавская держава: история создания и значение для Европы
  • Возникновение славянских государств
  • Смотри также

Описание документа

  • Великоморавская держава (1971) — читать книгу онлайн | НЭБ [000200_000018_rc_3504248_1000594302]
  • Что значит великоморавская держава
  • Первое Болгарское царство
  • Как работает

История Средних веков. #11. Славянские государства в Раннее Средневековье

Чехословацкой Социалистич. В период… … Советская историческая энциклопедия Великоморавская держава — Великоморавское государство, Моравское Великоморавское княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 начале 10 вв. Предпосылками возникновения В. В период своего расцвета охватывала терр. Столицей В.

Карта Великой Моравии при Моймире I Первым исторически достоверным правителем Моравского княжества является Моймир I , основатель династии Моймировичей , объединивший под своей властью славянские племена севернее Дуная в бассейне реки Моравы на части современной Чехии. В 833 году он присоединил к своему государству Нитранское княжество , а в 846 году — распространил свою власть на территорию Чехии. Моймир I поддержал христианских миссионеров и в 831 году епископ епархии Пассау Регинар крестил его и всех мораван [17]. Его столицей стал Блатенград Мосабург в бассейне реки Зала [18]. В 846 году Людовик II Немецкий обвинил Моймира в намерении отложиться, вторгся в Моравию , сверг его и поставил новым князем его племянника Ростислава [19]. Великая Моравия в 846—870 гг.

В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил в большом количестве крепости, укрепляя и расширяя своё государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией , а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика вплоть до его сыновей Карломана и Людовика. В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине. Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии. В 861 году он поддержал войско Карломана, воевавшего с отцом. Стремясь к максимально возможной независимости от восточно-франкского короля, Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников. Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию к императору Михаилу III , прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления.

С момента своего возникновения еще при первом князе Моймире молодая держава стала испытывать давление со стороны германских феодалов, усмотревших в ней серьезное препятствие на путях их южной и восточной завоевательной политики. В ходе длительной борьбы с германцами, одержав ряд побед и преодолев последствия отдельных тяжелых неудач, Великая Моравия достигла большого могущества. В конце IX в. Борьба военная сопровождалась энергичной дипломатической деятельностью. Франкский император Людовик Благочестивый 814 - 840 стремился использовать в своих интересах соперничество первого моравского князя Моймира 830 - 846 с нитранским князем Прибиной. Преемник Моймира Ростислав установил союз с противником Людовика - австрийским маркграфом, а на договор германцев с Болгарией, направ- По материалам сессии Международного славянского археологического семинара, состоявшейся в Чехословакии 3 - 8 октября 1960 года. История Великой Моравии завершилась в первом десятилетии X в. В дальнейшем главным ядром феодальной государственности в этой части западнославянских земель явилась Пржемысловская Чехия с городом Прагой1. Источники почти ничего не сообщают о событиях внутренней жизни Великой Моравии. Некоторое исключение составляют сведения о деятельности миссии Кирилла и Мефодия и об ожесточенной борьбе между византийской и германской церквами за влияние на территории Моравии, получившие освещение в "Житиях" обоих лиц и в русской летописи. Что касается социально-экономического и внутриполитического устройства Великоморавской державы, то о нем в письменных источниках нет никаких сведений. Упоминания о богатых и бедных, свободных и рабах, имеющиеся в "Житии Мефодия"2 , конечно, не могут рассматриваться в качестве серьезных исторических известий о социальной структуре великоморавского общества. Историки могли оперировать в этой области, по сути дела, лишь общими соображениями и некоторыми весьма ненадежными косвенными данными. В дискуссиях о социально-экономическом строе Великой Моравии столкнулись в основном две точки зрения. По мнению одной группы историков, Великая Моравия являлась дофеодальным образованием - внутренне непрочным союзом племен, возникшим в ходе противодействия германской агрессии, подобно тому, как двумя столетиями раньше, во время борьбы с агрессией Аварского каганата и позднее - франков, возникло "государство" Само. Сторонники этой точки зрения, в частности чехословацкий историк Ф. Граус, отнюдь не отрицали, что у моравских и соседних с ними других западнославянских племен в конце I тысячелетия н. Но, начальную грань феодального строя они относили все же к самому рубежу IX - X вв. Сторонники другой точки зрения относили исходный рубеж феодализма у моравских, словацких и паннонских славян еще к началу IX в. Не отрицая того, что борьба с германской агрессией способствовала процессу политического объединения западных славян, они вместе с тем не соглашались с тезисом о внутренней слабости Моравской державы, указывая на ее зрелую европейскую политику, на большую роль христианства в ее внутренней жизни и т. Среди приверженцев этой точки зрения с самого начала дискуссии видную роль играли чехословацкие археологи, в частности Й. Поулик, Я. Декан и академики Я. Бём и Я. Айзнер хотя их мнения далеко не во всем совпадали 4. Но первоначально они располагали сравнительно небольшим и малоубедительным материалом, 1 J. Slovane na Morave a rise Velkomoravska. Risa Velkomoravska. Slovenske dejiny, II. Pokus o periodisaci dejin Ceskych zemi v obdobi feudalismu, I. Dejiny venkovskeho lidu v cechach v dobe predhusitske. Внимание марксистской историографии к социально-экономическому строю и историческим судьбам Великой Моравии, освещение которых, в частности, позволяет объективно обрисовать некоторые ранние этапы агрессивного германского курса "Drang nach Osten", вызвало отклике буржуазной науке. Исходя из столь же старого, сколь и несостоятельного тезиса о неспособности славян к самостоятельной государственной жизни, немецкий историк Г. Прейдель сделал попытку изобразить Великую Моравию не в качестве славянского государства, а в виде своеобразного наследия, пережитка или порождения Аварского каганата, от которого моравские славяне получили якобы свою знать и политический строй5. Появилась, таким образом, еще одна "теория" военно-миграционистского толка. Как беден и однообразен, однако, арсенал буржуазной науки! Дискуссия чехословацких историков о Великой Моравии по своему содержанию и задачам напоминает нам дискуссию советских историков о характере Киевского государства, происходившую в конце 20-х - начале 30-х годов. В распоряжении советских историков имелся, однако, обширный фактический материал - многочисленные и разнообразные известия русских, восточных, византийских и западных авторов, а также археологические данные по экономике и культуре. Чехословацкая историческая наука таким богатством источников не располагала. Поэтому в качестве первоочередной здесь встала задача получения новых фактических данных о Великоморавской державе, какими могли быть лишь археологические материалы. В связи с этим на территории Чехословакии были проведены в течение последнего десятилетия большие исследования остатков культуры великоморавского времени и смежных столетий. Результатам этих исследований посвящена обширная литература6. Свои последние открытия в данной области чехословацкие археологи продемонстрировали на сессии Международного славянского археологического семинара, состоявшегося в Чехословакии в октябре 1960 года. Начнем с истории моравских городов. В исторических источниках о них не имеется никаких сведений, за исключением упоминания о княжеской резиденции Велеграде. Оставалось неизвестным, однако, шла ли здесь речь о городе или о замке Велеград, являлось ли это слово собственным именем населенного пункта или на языке того времени оно соответствовало слову "столица". Заслугой чехословацкой археологии является открытие руин великоморавских городов. Оказалось, что в IX в. Исследование всех этих остатков дает богатый материал для характеристики не только экономики и быта, но и социально-политического строя Великоморавской державы. Еще в конце 40-х годов чехословацким археологом В. Грубым были начаты исследования остатков обширного великоморавского города, находившегося на правом берегу Моравы, на месте современного Старого 5 H. Die vor-und fruhgeschichtliche Besiedlung Bohmens und Mahrens. Grafelfing bei Munchen. Stare Mesto - velkomoravske pohrebiste "Na valach". Zaklady kostela na staroslovanskem pohrebisti ve Starem Meste "Na valach".

Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече от слова «вещать» — говорить со знанием дела. Занятия и образ жизни славян Во главе племен стояли военные вожди князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности Князь с дружиной Болгарское государство Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками - болгарами , тюрками по происхождению. Болгарское государство Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон. Он был образованным, энергичным, честолюбивым мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Симеон I Великий Болгарское государство Ему удалось отвоевать часть земель, населённых славянами, подчинил сербов. Но долгие годы войны истощили страну и разорили население. Армия Симеона побеждает византийцев Болгарское государство С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия — кочевники-печенеги , оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии. Василий II Болгаробоец Василий убил ок.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий