Новости крепость доростол

Сам князь Святослав с дружиной находился в крепости Доростол современная Силистра. Крепость Орешек, которой в этом году исполняется 700 лет, нуждается в масштабной реставрации. Битва у Доростола завершила русско-византийскую войну 970—971 гг. По пути домой, у днепровских порогов, отряд князя Святослава подвергся нападению печенегов.

Крепость доростол

Форты Приспособление ЮНЕСКО Флот Александр Первый Петр Первый Котлин Точка Притяжения История Кронштадт Кронштадтская Крепость Всемирное наследие Кроншлот. это была крепость Доростол, которую брал Святослав. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы (?

Сказания о Русской земле. «Битва при Доростоле»

Заказчиком работ выступает депстрой городской администрации. На работы по строительству нового кладбища направили 247 284 783,17 рублей. Из них, согласно смете, 4 млн заложили на непредвиденные расходы. На новом кладбище можно будет разместить более 3700 могил. Помимо этого запланировано строительство поста охраны.

В конце концов, она сделала вид, что готова устроить брак, при этом отправив в Москву посла Джерома Боуса, который должен был всеми силами отговорить Ивана Грозного от его решения. Джером Боус, после длительных переговоров о монопольных привилегиях Англии в Москве, поспешил сообщить царю, что Мария Гастингс очень больна, страшна собой, приходится дальней родственницей Елизаветы, не имеет никакого влияния при дворе, и вообще не готова принять православную веру, что фактически делало невозможным ее законный брак с русским царем. На просьбы Ивана Грозного предложить ему более подходящую кандидатуру, Боус ответил, что не уполномочен об этом говорить. Впоследствии он писал, что царь настолько жаждал найти жену в Англии, что был готов сам нанести визит на Туманный Альбион. По мнению некоторых историков, столь убежденное желание Ивана Грозного породниться с домом Тюдоров стало «последней каплей, переполнившей чашу кремлевского терпения». На прощальную аудиенцию с послом Джером Боусом царь прийти уже не смог — он скончался. Но во время его активной переписки с Елизаветой до 1570 года, когда Мария Стюарт плела заговоры против королевы и поднимала против нее восстания, мог русский царь послать своих наемников на помощь предполагаемой «невесте»? Даже из числа новообращенных шотландских наемников? Мог, точно так же, как это делали другие правители в Европе. А добравшись до Северной Англии, где кипели страсти между двумя королевами, наемники могли осесть поблизости от городов и замков, где происходили события, и сложить головы в каком-нибудь сражении. На месте его и возникло, вполне возможно, «древнее» «раннехристианское» захоронение воинов в общей могиле в дубовых славянских колодах-гробах. В 1583 году, когда, накануне своей смерти Иван Грозный возобновил переписку с английской королевой Елизаветой, династический спор в Англии был временно решен в пользу Тюдоров, Марию Стюарт заключили в замок Фотерингей, неподалеку от обнаруженного ныне археологами странного захоронения, а затем в этом же замке казнили. Но и Рюрики, и Тюдоры пали практически одновременно - Тюдоры со смертью бездетной Елизаветы в 1603 году, Рюрики — со смертью бездетного Федора Иоанновича сына Ивана Грозного — в 1598 году. Но если бы даже они, предвидя этот, попытались бы помочь друг другу, вступив в брак, все равно имя династии, взявшей на себя правление территорией от Англии до Урала, поменялось бы. Такова уж была судьба этих династий, обреченных на исчезновение. Да и разве сами эти двое не стремились пресечь свои роды на престоле? Елизавета безбрачием, а Иван Четвертый — многоженством и гибелью всех своих детей, кроме одного, и то — бесплодного. Но точнее будет сказать, что Иван Грозный пресек династию Рюриковичей самой первой своей женитьбой на Анастасии Захарьиной-Юрьевой , родной сестре Никиты Захарьина-Юрьева из рода Кобылы, пятиюродной тетке Ивана Четвертого и родной тетке Федора Никитича Романова Филарета , отца будущего первого царя династии Романовых — Михаила. Этот вопрос требует особого рассмотрения для того, чтобы понять, ради кого же погибли в тульском кремле в 1608 году воины армии Ивана Болотникова, какого нового правителя России они ожидали, умирая от голода за стенами кремля и от карающей руки армии Василия Шуйского. Русские историки тщательно скрывали, что он не только служил на дворе Никиты Романова, но и был его родственником. Согласно «Тысячной книге» 1550 года на царской службе состояли пять Отрепьевых. Третьяков сын Замятня». В Переславле-Залесском служил стрелецкий сотник Смирной-Отрепьев. Его сын Богдан тоже дослужился до чина стрелецкого сотника. Но его погубил буйный нрав. Он напился в Немецкой слободе в Москве, где иноземцы свободно торговали вином, и в пьяной драке был зарезан каким-то литовцем. Так Григорий Отрепьев остался сиротой, воспитала его мать Варвара Отрепьева. Богатейшие Шестовы принадлежали к древнему боярскому роду Морозовых-Салтыковых. Понятно, почему один из Морозовых и один из Салтыковых были воспитателями детей царей Романовых. Прасковья Салтыкова была женой царя Ивана Пятого и матерью троих его дочерей, одна из которых стала российской императрицей Анна Иоановна. Морозовы же триста лет боролись за власть в России, уйдя в Раскол. А ее сын — Михаил, первый царь из рода Романовых,- его двоюродный племянник. И вот сюда поступил на службу к двоюродному шурину Федору Романову Григорий Отрепьев. А затем переехал в Москву на подворье Романовых на Варварке. Отсюда начались его скитания по монастырям, пока он не попал в Чудов монастырь к собственному деду — Замятне. Но почему же для Григория Отрепьева, вступившего в Тульский кремль под именем царя Дмитрия Ивановича и принявшего здесь присягу на царство, это место — сакральное? Если под этим именем выступил действительно Отрепьев, то он произошел из рода Нелидовых. Есть версия, что предок первой ветви Нелидовых и Отрепьевых — Владислав с Нилка Кащ-Неледзевский, герба Правдзиц, «муж знатен Короны Польския», который якобы прибыл в Москву с князем литовским Дмитрием Ольгердовичем на помощь великому князю Димитрию Донскому против Мамая в 1367 году и участвовал в Куликовской битве. Оставшись на службе у великого князя, он был пожалован селом Никольским с деревнями в Суходольском стане Боровского уезда. При перекрещении получил имя Владимир и стал называться Нелидовым. У него был единственный сын Юрий Владимирович. В четвёртом поколении от него было двое Нелидовых. От него пошли Отрепьевы. Из потомства Давида Борисовича Отрепьева громкую известность получил Юрий Богданович Отрепьев большинством историков признаваемый как Лжедмитрий Первый , принятый в монашество с именем Григория. В 1671 году Фёдор Иванович Большой Отрепьев вместе со всеми родичами своими получил разрешение заменить свою фамилию прежним старинным именованием Нелидов, однако многие из них продолжали писаться Отрепьевыми, и только в 1795 году три брата: Михаил, Евграф и Пётр Ивановичи Отрепьевы последними отбросили эту фамилию и стали зваться Нелидовыми. Они никогда не поднимались выше стольников и стряпчих. Дмитрий Ольгердович Стародубский выступил в данном случае против своего брата, польского короля Ягайлы, который спешил в тот год на помощь Мамаю, но остановился под тульским городом Одоевым, узнав о поражении монгольского войска Дмитрием Донским. И хотя его потомок Григорий Отрепьев во времена Смуты скрыл свое истинное имя под «маской» убитого царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозного, чтобы взойти обманным путем на русский престол, место это под Тулой и сама Тула, где во имя нового царя сражался Иван Болотников, было для него особенным. Может быть, именно поэтому он тут остановился, и в Тульском кремле присягнул на русское царство? Полагая, что за заслуги его предка перед Россией в битве против Мамая Бог простит ему его необдуманный и жестокий обман русского народа? Народ не простил. На царство принял, запомнил как хорошего правителя, а обман не простил и в истории героем не оставил. И победил тот, кто был ему близкой родней, кто наверняка и втянул его в это дело, довел свою интригу борьбы за русский престол до конца, а имя родного племянника, проложившего ему дорогу к победе в этой страшной войне за престол, навсегда вычеркнул из истории своего рода, заставив Россию забыть, что династия Романовых пошла от двух ветвей — мужской Захарьиных-Юрьевых Кобылы и женской Шестовых - Смирновых-Отрепьевых Владислава с Нилки Каща Неледзевского. Если Владислав с Нилки Кащ Неледзевский прибыл служить России к Дмитрию Донскому в 1367 году, то Гланда Камбилла Дивонович появился на Руси гораздо раньше — он с семейством и множеством подданных выехал «из Немец», из прусской земли к великому князю Александру Ярославичу Невскому точнее -во владения князя, поскольку сам он к тому времени уже давно умер. Там крестился с именем Иоанн Знаменитый Новогородец, а его сын Андрей который считается прародителем династии Романовых получил прозвище Кобыла. Гланда Камбилла Дивонович прибыл к русскому князю, «утомленный» сражениями с Тевтонским орденом после гибели своего отца, предводителя бартов — Дивона. Орденом, который у него на родине захватил земли древних пруссов — бартов. Их же общий предок Прусский Царь Видевут с братом князем Брутеном прибыли по Висле или Неману на побережье Балтики и основали под своим началом древнее Царство, которое назвали, видимо, по имени своего пращура Пруса - Пруссией. И в имени князя Брутена, брата Царя Видевута, также отдаленно звучит имя «Прус». Римская история не знает такого родного брата у Октавиана Августа, но породнение, скажем, юридическое самого Императора Августа или его предшественника первого консула Юлия Цезаря с кем-нибудь из потомков Вифинских Царей, носившим имя Прусий, быть вполне могло, о чем и донесло до нас известие из древнерусского предания. Это указывает на то, что согласно таким родословным преданием и предки Великого Князя Рюрика Новгородского, и предки боярина Андрея Ивановича Кобылы могли иметь общего пращура Царского происхождения. Подобные предания о единых и общих в древности корнях прослеживаются для большинства Царских Европейских Династий, они хорошо известны специалистам по Августейшим генеалогиям. Документальную историческую достоверность таких преданий на основании строгих письменных источников доказать невозможно. Они жили в Бартии, на землях, тянувшихся от среднего и нижнего течения Лавы, по реке Свина и озеру Мамры, вплоть до голядских лесов. Эти земли достаточно хорошо известны по описанию в «Хронике Прусской земли», датирующейся 1326 годом. Эти земли были плотно заселены, что подтверждается богатыми археологическими находками. Численность населения этого региона до начала войн с Тевтонским орденом оценивается в 17,000 человек. Барты, как и остальные пруссы, были завоёваны Тевтонским орденом, который заставил их принять христианство, заселил их земли немецкими поселенцами. Пруссы были ассимилированы поселенцами, а древнепрусский язык вымер к концу XVII столетия. Особое значение имеют отношения бартов с Польшей. В течение нескольких лет попытки поляков завоевать Бартию, которым помогали Церковь и Конрад I Мазовецкий, один из польских князей династии Пястов, успешно отражались пруссами. Затем Конрад Мазовецкий объявил о новом крестовом походе и позвал на помощь тевтонских рыцарей, которым в 1226 году отдал на заселение Хелминскую землю. Получив помощь католической Европы, Тевтонский Орден смог расширить свои территории на северо-запад. Барты вместе с вармийцами и натангами были завоёваны тевтонскими рыцарями в 1238-1240 гг. В Бартии Орден воздвиг главные замки в Бартошице и Решелее. Но в 1242 году в год «ледового побоища» побежденных тевтонских рыцарей на Ладоге под командованием Александра Невского барты подняли восстание и оказывали сопротивление тевтонцам и полякам до 1252 года. Во время Большого Прусского мятежа 1260-1274 , который начался после серьёзного поражения Ордена в битве при Дурбе, барты избрали своим лидером Дивона. Мятежники смогли захватить несколько замков, включая Бартошице в 1264 году. При поддержке других прусских племён Дивон атаковал Хелмно, Мальборк и Дзежгонь. Однако пруссы не могли победить в войне на истощение Тевтонский Орден, который мог доставлять ресурсы из западной Европы. В 1273 Дивон осадил ещё один замок, но был смертельно ранен. Спустя год восстание было подавлено. Некоторые мятежники сбежали в Гродно и другие литовские земли. Несмотря на тяжёлые людские потери за время восстания, барты не сдавались. В 1286 г. В 1286 барты попросили помощи у князя Рюгена. Но пруссы в составе немецкой нации никогда не забывали своих воинственных древних предков, лишенных национальности и земли. И никогда не забывали виновников своих поражений — поляков. Ко времени русской Смуты в 17 веке существовало Прусское герцогство, которое боролось за право стать королевством, независимым от Польши, где правил король Сигизмунд Второй, которая держала Пруссию под своим жестким управлением. Вот этого и современные немцы, считающие корнем своей нации пруссов, никогда Польше не забывали и едва ли забудут… Отсюда всегда можно предвидеть расклад и в современной политике на Востоке Европы. Например, напрасные надежды той же Украины на то, что Германия и Польша, дружно объединившись, станут ей помогать войти в Европу. Исторические биполярные векторы ничуть не изменились и сегодня. Кто в них? Не воины ли времен Смуты 1608 года? И кого все-таки ожидало тут войско мятежника Ивана Болотникова под именем Лжедмитрия Второго? В то время, как Лжедмитрий Первый Григорий Отрепьев был уже растерзан боярами в Московском кремле… Тот, кто скрывался под именем сына Ивана Грозного, погибшего в Угличе царевича Димитрия, имел на своем теле такие меты, которые отличали его от всех других людей. Прежде всего — это короткая рука, которая была на 15 сантиметров короче другой. Затем — неуклюжая фигура небольшого роста, но с широкими плечами. При этом Лжедмитрий Первый был очень сильным, ловким и весьма женолюбивым имел сто наложниц, как говорят летописцы. Еще у него на лице были большие безобразные бородавки. Интересно, что спустя триста лет мы видим эти же меты у немецкого кайзера Вильгельма Второго правая рука короче левой на 15 сантиметров , у Иосифа Джугашвили Сталина — левая рука короче правой а кроме того сросшиеся пальцы на ноге — как у амфибии , у Никиты Хрущева — мерзкие бородавки на лице и ужасная фигура. Именно по этим физическим недостаткам мне пришло в голову найти родство между этими людьми Очерк «Ленин, Сталин, Хрущев. Интересно, что даже портретное сходство между представителями европейских королевских династий, Романовыми и советскими лидерами и их детьми во многих случаях оказалось чуть ли не стопроцентным! Откуда же взялись эти признаки физической ущербности в царских и королевских семьях, которые преследуют их роды до настоящего времени? От египетских царей — фараонов, потомками которых являются все представители и ныне правящих династий. И они не только не избавляются от своих известных «благородных» недугов, но и старательно «сохраняют» их, вступая, как и тысячи лет назад, в династические браки, которые не отпускают эти болезни- родовые «фараоновы» увечья. И делается это с одной целью: подтвердить свое «божественное» происхождение от древних богов. А боги эти в Египте, как известно, были волками, соколами, змеями, ну и так далее. Но возникновение христианства должно было пресечь поклонение многочисленным языческим богам. Так как же все это проникло в Европу, а затем и в Древнюю Русь? Только не с помощью самих правителей из Азии. Они-то как раз изо всех сил не допускали, чтобы их кровь смешалась с кровью варваров. Но варвары жаждали породниться с династиями Египта и Римской империи, которая и сама получила желаемое родство с фараонами не сразу, а только с помощью царицы Египта Клеопатры, которая, будучи формально замужем за своими родными братьями, родила детей от римского императора Цезаря и его полководца Антония. Так кто же помог варварам? Они предали древних богов на Олимпе и призвали варваров спасти их от ненавистных кровосмесительных браков с отцами, братьями, племянниками и даже сыновьями. Она в течение 425-437 годов правила Западной Римской империей при малолетнем сыне Валентиниане Третьем от полководца Флавия Константина. И Юста Грата Гонория была его же дочерью. Хотя, как сказать… В замужестве за Константином Галла Плацидия была любовницей своего брата, императора Гонория. Дети Галлы Плацидии, как писали очевидцы, были очень распутны. В 499 году Юста Грата Гонория забеременела от приближённого чиновника, после чего её насильственно выдали замуж за престарелого сенатора. Чтобы избежать замужества, она призвала на помощь вождя гуннов Аттилу, который воспользовался этим предлогом для разорения Галлии, а затем вторжения в Италию. После 452 года известия о судьбе Гонории отсутствуют, предположительно она могла быть казнена, видимо, по распоряжению собственного брата. Армию гуннов Аттилы, который жаждал освободить Гонорию и вступить с нею в брак, разгромил полководец Аэций, с которым мать Гонории Галла Плацидия делила власть. Галла, ее дочь Гонория и Аттила умерли почти в одно время. Может быть, утомленные неразделенными любовными страстями. Так женские представительницы правящих династий Египта и Рима отдавали варварам свои божественные «меты», по которым можно и сегодня определить принадлежность тех или иных людей к самым известным королевским родам Европы. Оно означает уменьшенное название реки Нил. То есть, можно прочитать это имя так: Владислав с Нила Кость Неледащая сильная. Но надо знать, что в древности фамилии и имена часто давались «от обратного». Слабых, больных людей называли именами, обозначающими силу и здоровье. Так что Владислав с Нила наверняка имел проблемы с костями, что и сказалось на здоровье его потомков — начиная от Григория Отрепьева и кончая кайзером Вильгельмом, Иосифом Джугашвили и старшим братом Лепнина Александром — почти горбатого и со сросшимися пальцами на левой руке. Дивон — удивительное имя, обозначающее два библейских города. Один Дивон — город, который, согласно Неемии еврейский наместник Иудеи, предполагаемый автор библейской «Книги Неемии» , был вторично заселен евреями. Другой Дивон — город колена Рувимова. О котором пророческим словом звучит предсмертная молитва Моисея: «Да живет Рувим и не умрёт, хоть будь мало число людей его». А ведь именно так писали о славянах Древней Руси летописцы. Через имя Прусий Дивона некоторые немецкие историки считают прямым потомком Прусского царя Видевута, шестой век нашей эры из известной династии Фракийских царей,царствовавших с V по I столетие до нашей эры в Вифинии Малая Азия и на Балканах, мы выходим на связь Дивона и его потомков с Византией. Чтобы понять эту связь, перенесемся во Фракию. Это территория традиционного проживания скотоводческих племён фракийского происхождения, позднее подвергнувшихся сильной эллинизации. Территория исторической Фракии самого северного региона древней Эллады, простиравшейся вплоть до Скифии , охватывала бассейны Мраморного, Эгейского и Чёрного морей. Среди более знаменитых городов был Авдера — родина Демокрита. В древности была заселена в основном фракийцами, по имени которых и получила своё название. Фракийцы основали Элефсину в Аттике, а мифические музыканты Орфей и Мусеос происходили именно отсюда. По морскому побережью в античные времена основывались греческие поселения, крупнейшее из которых располагалось на берегу пролива Босфор и получило название Византий — стратегически важный торговый пункт на пути из Чёрного моря в Средиземное и из Европы в Азию. Богатства Византия привлекают сюда римлян. Территория Фракии переходит под контроль Древнего Рима уже в I веке до н. Затем, в 330 году н. Фракия становится стратегически важным регионом новообразованной Восточной Римской империи. Византия началась с города Виза;нтий. По имени Виза;нтия восточная часть Римской империи, существовавшая как самостоятельное государство с 395 по 1453 год, получила в историографии название Византия. Место расположения города ныне входит в стамбульский район Фатих. После распада Римской империи в 395 году на две части, восточную и западную, Вифиния оказывается владением Восточной Римской империи Византии. Византийское владычество на этой земле было долгим и прочным. Во время войны Византии и Персии в 602—628 годах в Вифинию вторглись персидские войска и даже захватили Халкидон, близкий к столице империи город. Но вскоре персы были отсюда изгнаны. Несколько раз на территорию Вифинии проникали арабы, но эта земля никогда не входила в их владения. Начал свой путь к трону как регент при наследнике никейского императора Феодора II Ласкариса — малолетнем Иоанне IV, которого он ослепил 25 декабря 1261 года, что делало невозможным вступление Иоанна IV на престол. Отвоевал у крестоносцев Константинополь, захваченный ими во время Четвёртого крестового похода 1202—1204 гг. В то же время, Михаил заложил основу для дальнейшего ослабления своей страны. Найдя опору в аристократии, он отвернулся от простого народа, что в дальнейшем вылилось в две гражданские войны. Кроме этого, император перестал поддерживать местную торговлю и ремесло, что позволило итальянским торговым республикам укрепить свои позиции в стране. В 1330-х годах её полностью покорили турки-османы. Отец Софьи Фома принял католичество, ее брат Андрей продавал византийскую корону европейским монархам, а брат Мануил вернулся в Константинополь и принял ислам, служил в османской армии. Софью же ее покровитель римский папа Павел Второй отдал замуж за правителя России Ивана Третьего в надежде возродить флорентийскую унию, которая бы сблизила католическую и православную церковь. Вдовец Иван Третий был сторонником реформ в русской экономике, он набрал большое количество иностранных специалистов. Но вместе с ними ко двору проникли люди, которые внесли раздор в семью русского правителя, стремившегося объединить земли и внедрить европейский прогресс. Софья оказалась в оппозиции против своей свояченицы, предавшейся ереси жидовствующих. Ей даже пришлось бежать из княжеского дворца. Но православие победило, секта была разгромлена в 1505 году. Софья вернулась во дворец, ее противники погибли, и на русский престол встал ее сын Василий, отец будущего русского царя Ивана Грозного. Надежды католической церкви на Софью Палеолог не оправдались. При ней православие в России выстояло. Но это более поздние связи правителей России с Византией. А ведь с нею, по всей видимости, был связана и Рюрик, пришедший править в Древнюю Русь в 863 году. Но давайте еще раз вернемся к версии появления этого загадочного правителя на Руси. Существую различные предположения о его национальной и родовой принадлежности. Но ссылка на летописный источник, где представители дикой страны на восток от Европы обращаются непосредственно к неизвестному князю и просят его править ими ради «порядка», не может быть состоятельной ни по каким причинам. И девятом веке, и ранее, до начал христианства, главным двигателем подобных решений была дипломатия и межгосударственные договоры и их последствия, точно также, как и сейчас. И если до нас они дошли в изложении на почти непонятном для большинства современников языке, с многочисленными временными и фактическими ошибками, то это вовсе не значит, что в том же девятом веке такие межгосударственные отношения отсутствовали и народы разных стран могли напрямую обращаться к кому-то, отдавая ему в руки бразды правления. В то время Европа была уже восемь веков христианской и располагала римским правом. Племена Древней Руси все еще поклонялись языческим богам и жили в лесах по законам общины, в которых было укоренено патриархальное рабство и отсутствовало понятие брака. Но давайте присмотримся внимательнее к самой сути жизни европейского и древнерусского народов — была ли между ними даже в то время такая уж большая разница? Более того, была ли разница в организации жизни королевских династий и какой-нибудь лесной древлянской семьи? Это кажется невероятным, но можно обнаружить определенное сходство традиций. При ближайшем и внимательном рассмотрении разница окажется лишь в «антураже» - то есть, в условиях жизни. Но мы заглянем в корень. Язычники всех племен в лесах Древней Руси молились солнцу, звездам, дождю, ветру, деревьям и тому подобное, надеясь на разнообразные чудеса, которые дадут им хлеб, тепло, любовь, детей. Но и христиане, творя молитвы в храмах, надеялись на такие же чудеса избавления от голода, холода, войн и болезней. Самый тяжелый вопрос — брак. Женщины в семьях язычников с детства подвергались насилию. Конечно, процветал инцест. А почему? По той же причине, по которой он процветал у правителей Древнего Египта, Древнего Рима и затем при правящих дворах в христианской Европе. Если древние цари, считая себя богами, женились на дочерях, сестрах и матерях, чтобы сохранить свое «божественное» происхождение, династию, право царствовать и богатства, не делясь ни с кем из «посторонних», то и обитатели древних общин в лесах делали то же самое. В семьях старались сохранить нажитое, не делясь им с чужаками, в том числе, с женами из других семей, использую женщин внутри своей семьи. Это приводило в ужас христиан. А династические браки королевских семей, практикующиеся по сей день, нас не волнуют? Но ведь отсюда и сегодня выходят самые известные представители власти и бизнеса во всем мире. И мы видим, как некоторые ведут себя во время мирового кризиса, грозящего ядерным апокалипсисом — как больные неадекватные люди с плохой генетикой, унаследованной в династических браках. Что об этом вопросе думают, к примеру, шведы?

Сага о конунге Рорике и его потомках в пересказе Д. Хотя Михайлович и пересказал сагу, вероятно, конца девятого века, как определяют наши отечественные ученые - топонимики, но ее надо в прямом смысле слова еще и перевести. И вот что тогда получится: «У верховного правителя самого большого острова в Балтийском море Гаутланда воспитывался Рорик из рода шведской династии викингов, военных вождей Восточного пути — Волховско-Днепровского пути «из варяг в греки». Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Западной России людьми, посланными шведским военным вождем… Арнвид по праву владел Старой Ладогой и собирал дань с Новгорода и Архангельской области и других земель Восточного пути. Шведский военный вождь послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Военный вождь Старой Ладоги был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского военного вождя осталось меньше половины. И тогда жители Западной России, называвшиеся словене, объединились с жителями Архангельской области и прочими племенами, разбили их и прогнали за море…» Далее древнее шведское повествование сообщает: «Словенам пришлось вспомнить о том, что на самом большом острове Балтийского моря воспитывается враг шведского военного вождя. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком… Посол из Западной России по имени Лют сказал Рорику: «Мы обещаем опять отдать тебе Старую Ладогу, если ты сумеешь защитить нас от людей военного вождя». Итак, Арнвид Незаконнорожденный по праву владел Старой Ладогой и собирал дань с Новгорода и Архангельска и других земель Восточного пути. Вот каким варягам начали платить дань еще при хазарах будущие русичи — викингам, которые владели торговыми путями «из варяг в греки» и брали налог за прохождение по ним. Почему же они это делали? Да потому, как повествует легенда, что они его и открыли и считали своим приобретением по праву, о чем и говорится в приведенном выше историческом документе. И по праву ими владел ни кто иной, как отец Рорика, Арнвид Незаконнорожденный. Эту древнюю скандинавскую сагу, как и любые литературные произведения, нельзя считать историческим документом. Можно лишь принять ее к сведению, как любопытную информацию. Мое внимание привлек настоящий документ, о котором ученые пока что не упоминают в связи с личностью таинственного Рюрика. В саге о конунге Рорике говорится, что словенам пришлось послать своего человека по имени Лют к врагу шведского военного вождя — Рорику. И тот тайно встретился с ним, сказав: «Мы обещаем опять отдать тебе Старую Ладогу, если ты сумеешь защитить нас от людей военного вождя». Об этом — в саге, то есть, в сказке. Но в настоящем документе, которым историки сегодня располагают, говорится, что в 839 году действительно было посольство в Европу представителей земли росов, но в составе византийской делегации, так как своего дипломатического корпуса в то время у росов еще не было и роль послов выполняли купцы. В 839 году — во французских «Сен-Бертенских анналах» - упоминаются представители народа «рос», бывших в византийском посольстве к королю Каролингской династии Людовику Благочестивому — за 20 лет до начала княжения на Руси Рюрика. О чем же они могли просить короля под покровительством византийского двора? Конечно, главный вопрос, интересовавший и в то время любую страну, был вопрос торговли, на которой в любом государстве формировалась ее основа — и экономическая, и национальная, и политическая, и религиозная. Сейчас появляется все больше исследования и версий о происхождении на Руси династии Рюриковичей и самого Рюрика. Пока что ясности в этом вопросе нет. Но есть глубинная и самая важная проблема, которая волновала росов так же, как европейцев, и с которой они прибыли в составе византийского посольства ко двору франкского короля Людовика Благочестивого. Это вопрос таможен и государственной границы, которая всегда связана с таможенным. Земля рос готовилась в первой трети девятого века к цивилизованной торговле между собственными одиннадцатью племенами и с Европой с помощью более эффективной охраны государственных границ и создания на них таможенных пропусков. Без решения этого вопроса земля росов находилась в постоянной опасности межплеменных распрей и войн с другими государствами. И отправились послы россов в Византию, а затем и к королю франков за помощью в решении именно погранично-таможенного вопроса. На современном языке — им нужны были технические секреты обустройства таможен и квалифицированные специалисты. Вот тогда и могло всплыть имя тех, кто в этом деле в Европе преуспел. И это — представители семьи датских королей, из полусказочной династии от верховного бога Одина Скьёльдунгов. Кстати, династия, о которой говорится в скандинавской саге о Рорике и его потомках, переведенной Михайловичем, Скильвингов шведская — одного и того же рода со Скьёльдунгами. И названия мест, откуда родом Рорики, о которых говорят легенда и исторические документы, похожи. Готланд - принадлежащий Швеции остров в Балтийском море. Сейчас вместе с близлежащими небольшими островками составляет историческую провинцию Готланд, лен Готланд и коммуну. Ютландия полуостров в Европе, разделяет Балтийское и Северное моря. Площадь около 40 тысяч км. В первом случае — это посол росов некий Лют. Сказочный персонаж из саги. Во втором — исторически реальный — сын короля франков Людовика Благочестивого, Лотарь. С которым Рорик то заключал договор о сотрудничестве, то воевал против него. Но почему во время посольства купцов земли рос к франкскому двору в 839 году всплыла фамилия именно детей датского короля Гудфреда правил в 800-810 годах? Все дошедшие до нас письменные сообщения о Гудфреде связаны с его деятельностью, направленной против Франкской империи. В 804 году в это время Рорик, внук Гудфреда, вероятно, был еще младенцем он собрал армию и флот в Слиесторпе так называлась в латиноязычных источниках пустошь Хедебю , на границе с Саксонией. Немного южнее, за Эльбой, стояли войска Карла Великого. Противники вели переговоры, результат которых неизвестен, но, вероятней всего, прямое столкновение между ними было предотвращено. Хедебю предстояла очень серьезная миссия стать самой важной европейской таможней. Но ради ее развития и укрепления в 808 году Гудфред напал на землю бодричей, заключивших союз с Карлом Великим, и опустошил её, так что они вынуждены были просить его о мире и обещали платить дань. Во время этого похода Гудфред стёр с лица земли один из важнейших центров западнобалтийской торговли, Рёрик, и вывез из него ремесленников и купцов в Хедебю, значение которого как торгового центра благодаря этому упрочилось. Расстояние между Рёриком сегодня - поселок Бловац и Хедебю Шлезвиг — 200 километров. Сразу же после этого похода, согласно «Анналам королевства франков», он построил укрепления на границе с саксами по северному берегу реки Айдер: «вал от западного океана до восточного залива, ведущего в Балтийское море, с одними воротами, чтобы пропускать всадников и повозки». С борьбой за торговые пути и центры и за влияние на североморско-балтийскую торговлю связан и поход Гудфреда против фризов в 810 году: с большим флотом он прошёл по побережью, одерживая победы, и вернулся, получив выкуп в 100 фунтов серебра. Обеспокоенный Карл Великий собрал флот для похода в Данию, но неожиданно необходимость в нём отпала: Гудфред был убит одним из своих дружинников. На смену ему пришел его сын Харальд Кларк. Но он был изгнан и в 1826 году пошел служить к франкскому королю Людовику Благочестивому. В этой семье родился и вырос Рорик Ютландский. Кем же он стал? На современным языке: таможенником высочайшей квалификации, пограничником, правителем и … полевым командиром, который в любой момент мог со своими отрядами отправиться грабить город или поселение, нарушившие инструкции по уплате таможенных сборов и тому подобное. Он был хорошо натренирован и всегда рвался в бой. Нападал он и на обустроенную его братом по другим источником дядей таможню Хедебю. Дважды владел другой крупнейшей таможней Европы — Дорестадом в дельте Рейна. После крещения вместе с сыном Рориком племянником или братом и 400 подданными обоего пола Харальд Кларк получил от императора франков в правление владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде, на который совершали набеги викинги и который он должен был охранять. Но в 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году он воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден снова уступить Рорику таможенный город Дорестад в дельте реки Рейн и большую часть Фризии. Это было спустя год после смерти Людовика Благочестивого и спустя два года после византийского посольства, в составе которого были представители земли росов. Так почему же король мог указать посланцам росов на представителей датского королевского двора в качестве кандидатов на правление в далекой языческой стране? Только ли потому, что они были очень хорошо знакомы с делом обустройства границ и таможен? Скорее всего, имелась еще одна важная причина. Одним из основных направлений политики Людовика Благочестивого в отношении славян была их христианизация. В основном ею были затронуты те территории, которые признавали над собой верховную власть императора Запада. Согласно интерпретации рядом историков сообщения императора Византии Константина Багрянородного, современника Людовика, князь Далматинской Хорватии Борна принял христианство и крестил многих хорватов. Находившейся в плену у франков, князь ободритов Славомир в 821 году был крещён и так далее. Кстати, ободриты — это древние славяне, проживавшие на территории Дании, в том числе, в таможенных городах Рёрике и Хедебю, но «растворившиеся» в культуре немецких переселенцев. Так что, видимо, совпали интересы Византии и Людовика Благочестивого дать на правление росам воинственных представителей семьи датских королей, которые были уже крещены, владели данами-язычниками во время их крещения которые затем на время все-таки отвергли новую веру и были отличными специалистами таможенного дела и обустройства границ. Людовик Благочестивый конфликтовал с Папой Римским. К концу своей жизни ему даже удавалось одерживать верх, и положение главы европейской церкви становилось ниже королевского. Но Людовик умер, и Папа взял верх. Первый раскол между константинопольской патриархией и папством длился с 863 по 867 год- как раз во время переезда Рорика Ютландского, "язвы христианства", как называл его Папа, в Старую Ладогу, к росам. Глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить свое влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Восточной Римской империи Константинополь. Так что причины выбора кандидатуры Рорика на правление в земле росов могло быть куда более глубинным и тайным, связанным с большой политикой в Европе и втягиванием в нее князей этой лесной земли. И хотя населяемые ее племена пока что были язычниками, в Европе уже разыгрывалась карта христианизации росов - в зависимости от того, с кем она выберет дружбу: с католиками или православными. А может быть, кто-то в Европе надеялся, что при "язве христианства", Рорике, благоволившем к язычникам в управляемой им Фризии,"лесная" страна не будет спешить христианизироваться вообще и в отсталом виде будет более послушной и полезной европейцам, нежели став с ними на одну ступень в религиозном и культурном развитии? И в самом деле, как известно, Древняя Русь крестилась лишь сто лет спустя после начала правления в ней Рюрика, только при его правнуке Владимире Святославиче. В начале XI века началось проникновение западноевропейских завоевателей на территории, находившиеся до того под контролем Восточной Римской империи. Политическое противостояние вскоре привело к противостоянию Западной и Восточной церквей. То есть, раскол православной церкви на греческую и католическую отражал борьбу за определенные территории. Древняя Русь входила в круг интересов как Византии, так и Европы. Когда византийское посольство, в котором присутствовали росы, прибыло ко двору Людовика Благочестивого в 839 году, то, значит, византийцы надеялись на кандидатуру «менеджера» от франкского правящего дома для торгового пути «из варяг в греки», который будет представлять интересы торговли как Европы, так и Византии — от Старой Ладоги до Константинополя. Кроме того, Византия надеялась на военную помощь от «соседа-язычника» для защиты своих рубежей. От соседа, первые «дипломатические представители» которого и были в этом посольстве. Но от кого росы должны были принять христианство — от греческой церкви или от Папы? Как обсуждался этот вопрос тем посольством, нам неизвестно. Но если Людовик Благочестивый постоянно не ладил с Папой, стараясь ослабить его влияние на франкский престол, то, понятно, он мог быть в вопросе принятия христианства росами на стороне Византии. И такую задачу король мог ставить перед кандидатом в правители росов — будущим Рюриком. Может быть, он и не стал бы связывать свою судьбу с неизвестным «лесным» государством, если бы его дела не пошатнулись очень сильно. После заключения с братьями Верденского мира 843 Лотарь, по-видимому, избавился от необходимости держать в Дорестаде норманнских наёмников. В 844 году Рорик с дядей братом были обвинены в измене и брошены в темницу, где Харальд скончался по другим сведениям он прожил до 852 года. Рорик бежал из заточения во владения Людовика Немецкого и после нескольких лет, проведённых в земле саксов, принялся опустошать пиратскими набегами северные берега Лотаревой державы. В 850 году он при содействии своего двоюродного брата возможно племянника Годфреда Харальдсона вновь отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. По совету приближённых Лотарь пошёл с ним на мир с условием, что Рорик будет ограждать его северные земли от набегов датчан. Едва ли Лотарю пришлось раскаяться в своём решении: за время правления Рорика хронисты упоминают только два набега норманнов на Нидерланды. Бертинские анналы сообщают по этому поводу: «Рорик, Харальдов племянник, недавно бежавший от Лотаря, набрал целое войско норманнов и множество судов, после чего опустошил Фризию и остров Бетуве и другие места в окрестностях, плывя вверх по Рейну и Ваалу. Лотарь, будучи не в состоянии одолеть его, принял его в свои вассалы и дал ему Дорестад и другие графства». Во время правления Рорика в Дорестаде и Утрехте там продолжала чеканиться монета с профилем Лотаря, что свидетельствовало о вассальном положении Рорика по отношению к франкскому императору. В 854 году, по сообщению Бертинских анналов, Рорик с Готфредом приняли участие в распрях за главенство в Ютландии. Причиной этого источник называет то, что Лотарь передал всю Фризию своему сыну. Вмешательство в датские дела было неудачным. Три года спустя анналы сообщают о его новом вторжении в Данию. На этот раз, с одобрения Лотаря, ему удалось занять земли за пограничной рекой Айдер — возможно, до самого фьорда Шлее, на котором стоял отеческий Хедебю. Завоевания Рорика в Ютландии не были долговечными, ибо в течение десяти лет они вернулись под власть датского конунга. Между тем остров Бетуве вместе с Дорестадом и Утрехтом был атакован датскими викингами — возможно, как возмездие за нападение Рорика на Хедебю. В 867 году во Фризии разгорелось восстание местных племён, вынудившее Рорика на время покинуть её пределы. Известий об этом восстании практически не сохранилось. Известно лишь, что в 870 году он вновь правил Фризией как «король варваров» barbarorum rex. В 872 году они вновь встречались, на этот раз в Маастрихте. О содержании переговоров хронисты не сообщают. Однако начало правления Рюрика в земле рос считается 862 год, а смерть — 879-й. Но последнее «европейское» сообщение о Рорике связано с тем, что в 873 году он принёс присягу на верность Людовику Немецкому. В Маастрихте его сопровождал Рудольф Харальдсон — по-видимому, племянник. В следующие за тем годы хронистами упоминается один только Рудольф. О том, что Рорик умер до 882 года, можно судить по тому, что в этом году Фризия была передана под управление другого датчанина — Годфрида Фризского. Если принять версию о Рюрике — Рорике Ютландском, то в таможенный город Ладогу, к росам, он должен был приехать после 1872 года, на 10 лет позже. И здесь уже его сопровождал легендарный Вещий Олег. Но разве можно сегодня, спустя 1200 лет, без документальных подтверждений из земли росов, точно обозначить какие-то даты начала и конца правления Рюрика? Есть все-таки один факт, который словно олицетворяет саму судьбу России: она началась с правления датчанина Рорика Ютландского и закончилась правлением же потомка датских королей Николая Второго. Дело в том, что, хотя Россия в 16 веке и сменила династию Рюриковичей на династию Романовых, в 1762 году на российский трон взошла Екатерина Вторая, мать которой, Иоганна Елизавета - из Готторпского владетельного дома. То есть, к этому же роду относится и император Павел Первый, и всего его дети — последующие императоры российской империи, вплоть до ее падения при Николае Втором. Этой территорией продолжительное время правил Рорик Ютландский. И приобрел негативное прозвище от Ватикана — "язва христианства". Почему же? Преобладающей формой религии во времена заселения территорий, которые занимали фризы, был культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. К последним следует отнести священные рощи и овраги, о которых многократно упоминают римские авторы. В таких местах происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. В период раннего средневековья христианство с помощью мирных договоров, торговых связей, смешанных династических браков, практики заложничества постепенно проникало из христианских государств на языческие земли — в том числе, во Фризию. Но попытка распространить христианство во Фризию и Данию, не принесла успеха. Напротив, миссионеры подвергались нападениям и постоянной угрозе убийства. Сопротивляясь христианизации, фризы захватывали послов, миссионеров и иных противников язычества. Зачастую их судьба решалась с помощью жребия, где финалом могло быть жертвоприношение представителей чужеродной для фризов веры. Видимо, Рорик Ютландский терпимо относился к язычникам в управляемой им стране, может быть, поэтому в истории за нм осталось такое прозвище? В III веке н. Южнее реки Айдер расселялись саксонские племена. С IV века усилились вторжения более северных племён данов, вытеснявших англов и ютов, которые под их давлением переселились за море в Британию. В этом движении племён приняла участие и часть саксов. Страна, заселённая данами, управлялась своими королями. Многочисленные группы саксов, не ушедших за Северное море, продолжали прибывать с юга. Теперь уже данам пришлось испытать на себе давление саксов. Река Айдер, составлявшая южную границу королевства данов, их не останавливала. Для защиты южной Ютландии от вторжения саксов в 808—810 годах королём Дании Гудфредом был сооружён пограничный вал, так называемый Даневирке, шедший через весь полуостров от Северного моря к Балтийскому. В 850 году апостол Севера Ансгарий построил здесь первую церковь в Хедебю. Недалеко от Хедебю появился город Шлезвиг. В начале X века Шлезвиг вместе с южной Ютландией подчинился датским королям. В 948 король впоследствии император Отто I Великий основал в Шлезвиге епископство. Реки Айдер и Левенсау стали границей между германскими и датскими владениями. Шлезвиг или южная Ютландия, как до 1340 называлась страна, управлялся датскими наместниками, большей частью принцами королевской семьи, ставшими носить титул герцогов. От Шлезвига Хедебю до Дорестада - 450 километров. В этом плане показательна роль Византии в судьбе Оттона Второго. В 961 году, перед своей коронацией в Риме, Оттон I позаботился о том, чтобы обеспечить германский королевский престол за своим шестилетним сыном: на Вормсском рейхстаге 961 года Оттон II был избран германским королём. Этот брак свидетельствовал о признании в Византии императорского достоинства германского короля. То есть, Византия была хранилищем тайн происхождения королевских династий. И только она могла подтвердить высокое происхождение того или иного кандидата на престол. Вполне возможно, даже Вещий Олег не мог после смерти Рюрика создать свою династию, потому что Византия не подтверждала его высокого происхождения, которое давало бы на это право. Тогда как у Рюрика такое право было — по принадлежности его может быть, и мифической к роду Князя Пруса — брата римского императора Августа, основателя Римской империи. И когда прибывшие в 839 году ко двору Людовика Благочестивого дипломаты из Византии, а с ними росы, решали их «вопрос» о кандидатуре единого правителя для язычников на востоке о Европы, то древнее «божественное» происхождение Рюрика принималось во внимание. Однако война за киевский престол между братьями Ярополком, Олегом и Владимиром, сыновьями Святослава Игоревича, судя по оставшимся в древних исторических описаниям тонким «детективно-дипломатическим» деталям, выглядит вполне современной и понятной. Здесь главная роль принадлежит некому полководцу Свенельду, близкому к дому Рюриковичей. Вещий Олег и Святослав Игоревич — последователи «византийско-каролингского кандидата» Рюрика — умерли. Но остался тот, кто их заменил рядом с наследниками — этот самый Свенельд. У которого вовсе не было цели не только сблизиться с Византией, но и оставлять великими князьями всех трех сыновей Святослава Игоревича. И вообще оставлять их живыми. Потому что Свенельд был сторонником рождения совершенно новой династии, способной раздробить Киевскую Русь и создать новое государство восточнее Киева. И Свенельд сплел хитроумную и смертоносную интригу. Может быть, и не сам, а с помощью консультаций европейских правителей и Папы. Противостояние между братьями произошло через семь лет после того, когда их отец Святослав и бабушка — Великая княгиня Ольга - умерли, то есть, в 977 году. Братьям было от семнадцати до двадцати лет. Но разума большого они не имели, так как Ярополк, князь киевский, сразу поверил провокатору Свенельду, что его брат Олег, князь древлянский, во время охоты убил сына Свенельда Люта. Если Лют действительно погиб, то, значит, в этой большой игре полководец - изменник не пожалел даже его жизни. Но, может быть, это была и просто подстава. Однако Ярополк Святославич помчался воевать с Олегом, и тот случайно погиб, после чего брат- невольный убийца — стал горевать и упрекать Свенельда. С другой стороны, Ярополк, конечно, уже готов был стать единственным правителем всего Древнерусского государства, при этом являясь противником Византии и действуя вместе со своим сообщником Свенельдом. Правление его — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн будущий герцог Швабии Конрад I выдал замуж свою дочь за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку дочери Куно с Ярополком. По данным Никоновской летописи, к Ярополку также приходили послы из Рима от Папы. Владимир Святославич, великий князь новгородский, не стал разбираться в распрях братьев, а сбежал предусмотрительно в Византию к своим покровителям. И не прогадал. Византия не могла спокойно смотреть на политические ходы Ярополка в сторону Европы и католической церкви. И через год Владимир Святославич вернулся из изгнания с византийским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. А на переговорах с братом Ярополком, на которые заманил его обманным путем, велел варягам «поднять его мечами под пазухи». Так закончилось правление в Киевской Руси двух сыновей Святослава Игоревича, а с ним и надежды Европы на контроль над этой огромной территорией. В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки запрещённое христианскими канонами деяние и перезахоронить рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. Прошло почти 800 лет, и в православной России ее император немецкого происхождения Павел Первый велел вынуть из склепа убитого во время государственного переворота в Санкт-Петербурге в 1762 году с негласного согласия его жены императрицы Екатерины Второй урождённой Софи;и Авгу;сты Фредери;ки А;нгальт-Це;рбстской , короновал его и перезахоронил рядом со своей матерью. Как видим, ни в далеком средневековье, ни восемь столетий спустя в православной России ее правители не стеснялись принародно использовать вполне языческие ритуалы. В «Лаврентьевской летописи» говорится, что Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского.

Открытое хранение Сюжет картины основан на рассказе византийского историка X в. Льва Диакона о войне киевского князя Святослава Игоревича с византийским императором Иоанном Цимисхием, в ходе которой князь с дружиной был осажден в городе Доростоле на Дунае. На переднем плане картины художник изобразил убийство пленных греков и расправу над младенцами, которых вырывают из рук обезумевших матерей. Старец-жрец освящает воды Дуная, воин бросает в воду жертвенного петуха. В верхней части полотна — князь Святослав на белом коне, за его спиной — еще одна сцена жестокой казни.

Православно-державный календарь

Одним из центральных экспонатов станет образец формы войск НКВД, бойцы которых обороняли крепость в 1941—1943 годах. Ко временным выставкам будут выпущены в свет два репринтных издания. Напомним, ранее реставрацию крепости Орешек в Шлиссельбурге оценили в 10 млрд рублей.

Назначение нового директора в ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» Подробности Важные 1 августа 2023 года первый заместитель Министра культуры Республики Беларусь Валерий Иванович Громада представил сотрудникам ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» нового руководителя. Им стал Александр Александрович Коркотадзе. Александр Александрович работает в учреждении с 2003 года, 13 лет успешно руководил филиалом мемориала «Музей 5 форт».

Святослав стремился овладеть бассейном Дуная, чтобы обеспечить Киевской Руси более благоприятные условия для торговли с Византией. Во время 2-го похода Святослава в Болгарию в 970—971-м русское войско прошло Балканы и заняло Македонию, но под натиском сил узурпировавшего власть и ставшего византийским императором Иоанна I Цимисхия отошло к Доростолу. После тяжелых и кровопролитных сражений с сильными дружинами Цимисхия 23 и 25 апреля 971-го Святослав вынужден был отступить в крепость. Около 3 месяцев осажденные обороняли город, осуществляя смелые вылазки, чтобы уничтожить осадную технику византийцев, нанести им урон в живой силе и пополнить запасы продовольствия. К 65-му дню осады их положение стало тяжелым: скопилось много раненых, начался голод. Он заявил: «Волей или неволей мы должны драться.

Фасады полностью вернутся в светлый образ, нас ожидает абсолютно новая картинка в акватории Финского залива, надеюсь, что к военно-морскому параду», - говорит соорганизатор проекта «Остров фортов» Марика Коротаева. Туристско-рекреационному кластеру «Остров фортов» всего 3 года, но за это время в Кронштадте удалось «горы свернуть». На еще недавно депрессивных, фактически заброшенных территориях реализуется уникальный и крайне нужный городу проект. Центральное пространство «Острова Фортов», музейно-исторический парк, расположен на десяти гектарах. Например, здесь созданы самые большие в Петербурге детские площадки, а о популярности парка можно судить даже в будний день, ибо в это время здесь всегда многолюдно. Масштабный проект создается по поручению президента России при участии Министерства обороны Минстроя и Минкультуры. Это комплексное развитие огромной территории, в том числе за счет частных инвестиций, по так называемой «смарт-модели».

Доростол: возрождение фаланги

В начале сражения русское войско нанесло фронтальный удар и потеснило фалангу византийцев, но затем ударами конницы противника во фланг и тыл было отрезано от крепости и окружено. Однако, проявляя высокое мужество и отвагу, русские воины прорвали кольцо окружения и вновь отступили в крепость. В сражении Святослав был ранен, а многие его военачальники убиты. Понимая, что в условиях голодной блокады борьба с превосходящими силами противника невозможна, Святослав заключил мир с Цимисхием.

По договору войско Святослава получало продовольствие и право беспрепятственного отхода в пределы Руси, а русским купцам гарантировалась свободная торговля с Византией.

Dristra , древняя болгарская крепость и город на правом берегу Дуная, совр. Основан в IV веке. В военной истории известен героической обороной от византийцев войска киевского князя Святослава Игоревича. Святослав стремился овладеть бассейном Дуная, чтобы обеспечить Киевской Руси более благоприятные условия для торговли с Византией.

Во время 2-го похода Святослава в Болгарию в 970—971-м русское войско прошло Балканы и заняло Македонию, но под натиском сил узурпировавшего власть и ставшего византийским императором Иоанна I Цимисхия отошло к Доростолу. После тяжелых и кровопролитных сражений с сильными дружинами Цимисхия 23 и 25 апреля 971-го Святослав вынужден был отступить в крепость.

Лодку надлежало еще в 1989—1994 годах переместить в г. Кронштадт , поднять на берег и создать на ее основе музей. Таким образом, мы спустя 30 лет восстанавливаем историческую справедливость и исполняем то, что по различным причинам не удалось сделать нашим предшественникам», — рассказала журналистам руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу. Она также сообщила, что сейчас экспонат на финишной прямой перед открытием. Снаружи лодка полностью отреставрирована. Во внутреннем пространстве завершены работы по устройству новых палуб, лестниц, выгородок помещений, подготовлены проемы в межотсечных переборках для удобного прохода посетителей. Выполнена окраска внутренних помещений и палуб, а также многие другие подготовительные мероприятия.

Поделиться Нам показали, как восстанавливают внутренние пространства и монтируют элементы экспозиции. Несмотря на внушительные наружные габариты «К-3», отсеки, по которым мы прошли, достаточно тесные — трудно даже представить, как там работал и жил экипаж — 104 человека. Например, камбуз по площади показался нам сравнимым с не слишком большой кухней в обычной квартире. Сейчас неподготовленному посетителю на «К-3» может стать не по себе не только от пребывания в замкнутом тесном помещении: на некоторых участках верхней палубы, по которой мы ходили, есть отверстия для быстрого доступа на нижнюю, а расстояние между ними — больше трех метров. К началу работы такие места будут закрыты люками. Кроме того, установят специальное леерное ограждение — безопасности экскурсантов в проекте музеефикации уделено большое внимание. Впереди самая сложная задача всего цикла восстановления — бережно совместить в одной экспозиции новейшее мультимедийное оборудование с исторической обстановкой и приборами. По словам Ксении Шойгу, во время работ к консультированию привлекали ветеранов-подводников. Все сохранившиеся приборы восстановлены, а утраченные заменяются на аналоги.

Спойлер: в реакторном отсеке, куда, разумеется, никто обычно не попадал, будет экспозиция, которая расскажет о принципах ее работы. Показываем, как будет выглядеть АПЛ после открытия: Поделиться Также на лодке сейчас монтируют инженерные системы. Часть из них — современная, так как у музейной экспозиции совсем другие требования, например к вентиляции или пожарной безопасности, нежели у подводного судна в боевом рейсе.

Для детей и подростков будут проводиться увлекательные и познавательные программы: интерактивные игры «Крепкий Орешек», «Форт Орешек», «Путь витязя» и командно-патриотическая игра «Героический гарнизон», посвященная, в том числе, истории обороны крепости в годы Великой Отечественной войны. Будет предложена посетителям новая командная игра «Остров Буян» к 225-летию со дня рождения А. Игра рассчитана на семейную аудиторию. В процессе игры детям предстоит выучить наизусть небольшой отрывок из «Сказки о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», и узнать, что за славный «Остров на море лежит…».

К 260-летию гибели Иоанна Антоновича — одного из самых известных узников Шлиссельбургской крепости — на территории острова будет устроена стендовая выставка. Еще одна временная выставка «Ближе передовой» откроется в сентябре. Она посвящена истории обороны крепости Орешек в годы Великой Отечественной войны. В экспозиции будут представлены документы из российских архивов, схемы, карты, фотографии и предметы военного времени.

Доростольский мир

На следующий день к грекам подошли осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили. Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу где находился Святослав с основными силами. После празднования Пасхи 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от россиян и пристали к римлянам». Лев Диакон утверждает, что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек. По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов. По сообщению Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. По мнению Шефова Н. Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава и не успевали прийти к нему на помощь. Это подтверждает сообщение Скилицы о том, что Святослав в Доростоле не надеялся «ни на какую помощь», что «собственная их страна находилась очень далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им» и повесть временных лет: «А Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть?

Русы ожидали основные силы византийцев на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг. В тот же день Цимисхий подступил к городу, но руссы не вышли в поле, а только со стен и из башен бросали в противника камни и метали стрелы. Вскоре византийцы возвратились в лагерь. К вечеру дружина Святослава в конном строю выступила из города, но Цимисхий не решился атаковать дружину Святослава, и она возвратилась в Доростол. Войско Святослава вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, шиты и выставив копья. Византийцы атаковали русов, после чего завязался упорный бой, в котором погиб воевода Сфенкел. По сообщению византийского историка Кедрина, русы сохранили за собой поле боя и оставались там всю ночь с 26 на 27 апреля. На утро бой возобновился. К полудню Цимисхий направил в тыл русам отряд.

Опасаясь оказаться отрезанными от города дружина Святослава отступила за крепостные стены. В ночь на 29 апреля русы вырыли вокруг Доростола глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. В ту же ночь, воспользовавшись темнотой, русы на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием. Возвращаясь обратно с добычей, они заметили на берегу Дуная отряд византийцев, поивших в Дунае коней и собиравших на берегу дрова. Русы атаковали византийцев и разогнали их. В тот же день византийцы перекопали глубокими рвами все дороги в город и усилили дозоры. В течение последующих трёх месяцев русы не выходили из города, а византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий разрушали крепостные стены и убивали его защитников. Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии - он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян», остальных же заключил в темницу. Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, и так уже в его отсутствие в Константинополе случилась неудачная попытка переворота. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: Видя, что ситуация ухудшается, 19 июля Святослав организовал большую вылазку с целью уничтожения осадных и стенобитных машин противника.

Этот успех воодушевил Святослава. Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу. Среди тел, оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница российского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою». Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Утром 22 июля русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Тогда Цимихсий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать переговоры.

На берегу реки Истр состоялось свидание Святослава с Цимисхием. После этого рать Святослава ушла в Русь. С учетом того, что версия данной истории писалась потом христианскими летописцами, которые даже будучи на Руси становились в идеологическом обосновании на сторону Византии, стоит отметить такую версию последнего времени, что выплата фактической дани Святославу Цимисхием после сражения могла свидетельствовать о том, что Святослав по крайней мере, если не победил, то уж точно не проиграл это сражение. А Цимисхий был готов платить, лишь бы добиться того, чего не смог добиться силой. Можно предположить, что византийцы уже имели договоренности с печенегами и, что более вероятно, имели договоренности в Киеве, где на тот момент, уже вышедшая из-под влияния Святослава верхушка знати попала под влияние византийцев-христиан. Учитывая этот факт, Цимисхию, как представителю Византии было уже не столь важно как уничтожить или победить Святослава, а просто убедить его покинуть Доростол. В этом плане даже фактическое поражение византийцев могло служить поводом к заключению мира, который бы больше сподвиг Святослава вернуться в Киев. Эта пословица нередко срабатывает и в военном деле. Один из самых ярких примеров связан с походом в Болгарию русского князя Святослава в 971 году. В битве у Доростола русичи успешно вернули из небытия тактическую находку древних греков — пешую фалангу копейщиков.

Противники Святослава, византийцы, имели численное превосходство и сильную кавалерию, но сокрушить тактику, изобретенную за полторы тысячи лет до Доростола, так и не смогли. Русский князь Святослав годы правления: 945-972 вошёл в историю как незаурядный воин и полководец. Именно его походы уничтожили Хазарский каганат — сильное государство на Каспии, которое постоянно угрожало южным и восточным границам Киевской Руси. В 967 году князь, желая расширить границы своих владений интерес заключался в первую очередь в контроле над торговыми путями , начинает первый поход в Болгарию. Поход, поддержанный кочевниками-печенегами при нейтралитете Византии во главе с императором Никифором Фокой есть версия, что именно византийцы хотели ослабить Болгарию руками Святослава , был успешен. Святослав даже намеревался перенести столицу в захваченный им город Переяславец, о чем, как повествует русская «Повесть временных лет», прямо заявил своей матери, княгине Ольге: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Походы Святослава в Болгарию. Кружком выделен район военных действий с Византией в 971 году — от Переяславца до Доростола. Однако дальнейшие события полностью перевернули эти планы. Сначала бывшие союзники, печенеги, которым вряд ли пришлись по душе экспансионистские намерения Святослава, воспользовались тем, что Киев остался без защиты, и попытались взять русскую столицу.

Набег был отражен, но Святослав вынужден был возвращаться с войском на Русь, чтобы обезопасить Киев. Там его тоже ждал не самый теплый приём — киевляне винили князя в том, что он бросил их на растерзание степнякам. В самой Византии тем временем произошел государственный переворот: Никифора Фоку свергли и убили, а трон занял Иоанн Цимисхий — талантливый военачальник, фаворит жены погибшего императора Феофано. Вернувшись на Дунай, Святослав обнаружил, что ситуация резко изменилась не в его пользу. В ответ русский князь с 30-тысячной армией, в которую, кстати, входили союзники-венгры и оставшиеся лояльными к русичам печенежские племена, в 970 году вторгся в пределы Византии. Князь двинулся к Адрианополю, где встретился с армией ромеев. Победу в сражении каждая из сторон впоследствии приписала себе, поэтому можно только констатировать, что противники понесли серьёзные потери и это заставило их пойти на перемирие. Киевский князь Святослав Игоревич. Иллюстрация по описаниям современников в частности, византийского историка Льва Диакона. Передышка оказалась недолгой.

Уже весной 971 года византийцы, пользуясь тем, что Святослав не занял горные проходы через Балканы и не оставил заслона на Дунае, вновь привели свои войска в Болгарию. Ромеи довольно быстро убедили местное население, что жить под рукой богатой и культурной империи — гораздо лучше, чем подчиняться завоевателю из Руси. Святослав со своим войском остался один на враждебной территории против сильной армии Цимисхия. Византийцам удалось взять Переяславец, а основные силы русских во главе с князем были заперты в осаде в крепости Доростол. Со стратегической точки зрения ситуация для Святослава стала почти безнадёжной. Единственное, на что он мог рассчитывать — тот факт, что Цимисхий совсем недавно занял престол, и его положение в империи пока еще было довольно шатким. Русичам нужно было не только организовать упорную затяжную оборону, но и как следует потрепать войска императора, чтобы вызвать тихий ропот за его спиной. Кроме того, успешное полевое сражение давало шанс прорвать кольцо осады. Правда, для этого требовалась решительная победа: в посте о деяниях другого русского князя, Олега, я уже упоминал, что русское войско, ходившее в дальние походы на ладьях, было из-за особенностей этих кораблей исключительно пешим. В целом князь, надо отдать ему должное, неплохо разобрался в ситуации, что и позволило в итоге спасти армию.

Осада Доростола длилась три месяца, с 23 апреля по 22 июля, причем русское войско регулярно устраивало вылазки. Но прорвать осаду не удавалось — проблема заключалась в том, что как только русская пехота отходила от стен, она сразу оказывалась под угрозой окружения.

В качестве эксперимента в Русборге оборудуют полуземлянку — жилище славян того времени. Построить крепость планируют в конце лета. А затем, уже в древнем граде Русборге, проведут одноимённый Всероссийский фестиваль исторической реконструкции. Социально значимый проект «историко-культурный парк «Русборг» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Представленные на выставке предметы в ближайшее время будут переданы на фонды Орловского краеведческого музея, в котором создаются необходимые условия для их реставрации, консервации, изучения и хранения. Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Навигация по записям.

В крепости пройдут три фестиваля исторической реконструкции — «Былинный остров», «Остров Буян» и двухдневный фестиваль «День крепости». Ранее «Петербургский дневник» рассказывал, как в нашем городе проходят экскурсии по рекам и каналам. Подробнее читайте здесь.

Болгарский поход Святослава. Часть 2

После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы (? Благодаря «Острову фортов» на еще недавно депрессивных, фактически заброшенных территориях реализуется уникальный и крайне нужный Кронштадту проект. Впрочем, договор ромеи заключали не с правителем Руси, а с предводителем бродячей дружины, которая оборонялась в Доростоле. это была крепость Доростол, которую брал Святослав. Решающее сражение произошло у крепости Доростол, за стенами которой укрылись русские войска. Livu kalns, лат mons Liffen, нем Lieffse bergk)) — участь на месте бывшего Саттезельского диска, на территории современной Сигулды осада крепости щитом и мечом.

Осада Доростола

24 июля 971 года под Доростолом киевский князь Святослав и византийский император Иоанн Цимисхий заключили почётный мир на условиях военной помощи, соблюдения прежних. В «Омской крепости» установят туалет с электронными датчиками за 2 миллиона рублей. Причины, по которым Святослав упорно выдерживал осаду крепости Доростол, многообразны. В битве у Доростола русичи успешно вернули из небытия тактическую находку древних греков — пешую фалангу копейщиков. Одни считают, что так тогда называли крепость Доростол, где войска Святослава будут держать оборону во время войны с Византийской империей. В 972 г. Святослав захватил крепость Доростол на Дунае.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий