Новости календарь народных примет

По народному календарю этот день считается серединой лета. Список который содерит все народные приметы, суеверия, предсказания погоды по природным явлениям, растениям, птицам и животным.

Народные приметы на 28 апреля 2024 года: что нельзя делать в этот день

По народному календарю на апрель, в этот день отмечают Ирину-урви берега, названную так потому, что обычно с этого времени начиналось активное таяние снега, из-за чего поднималась вода, затапливая берега. В народном календаре этот день известен как "Мартын Лисогон" и окутан уникальными традициями, запретами и поверьями, сохранившимися до наших дней. Иринин день, Ирина рассадница, Ирина-урви берега, Ирина - разрой берега, Ирина - заиграй овражки. В народном календаре 22 апреля называется «День Вадима Ключника».

Народные приметы 31 марта 2024 года в День святого мученика Иоанна Лествичника

Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день Народных примет и поверий, связанных с Луковым днем, на Руси предостаточно.
Народный календарь Пудов день, Святой Пуд, Пуд.
Народные приметы на 28 апреля 2024 года: что нельзя делать в этот день Народные приметы.
Народные приметы на 4 апреля 2023 года: что можно и чего нельзя делать в этот день, толкование снов В народном календаре 22 апреля называется «День Вадима Ключника».

Народные приметы 31 марта 2024 года в День святого мученика Иоанна Лествичника

Народный календарь: почему нельзя смотреть в небо в день Кирилла Катаника. Народный календарь примет на 2024 год. Вербное воскресенье — это особенный день, в 2024 году выпавший на 28 апреля, в православном календаре наступает за неделю до Пасхи. В этот день принято посещать богослужения, освящать в храмах вербные или ивовые ветви и украшать ими в доме иконы.

Что еще почитать

  • Народные приметы и суеверия на каждый день - значение и толкования
  • Вербное воскресенье 28 апреля: приметы и традиции
  • Говорите вслух о хорошем: народные приметы на 29 апреля
  • С Новым годом и Рождеством!
  • Какие же народные праздники, обычаи и приметы есть в апреле и про апрель?
  • 1 апреля — Дарья — грязнопролубка, грязные проруби

Народные приметы на 22 мая 2023 года: что можно и чего нельзя делать в этот день

Появилось множество народных примет, связанных с Вербным воскресеньем. Календарь народных примет на каждый день ноября в 2023 году. Народный календарь праздников и примет на 2024 год | Узнайте, какой сегодня народный праздник и какие поверья веками существовали в народе. Ниже подробно описаны основные народные праздники, соответствующие определенному дню календаря. В народном календаре — день Трифона и Пелагеи, дата, связанная с множеством примет и традиций. Продолжаю цикл статей о народных приметах на каждый день 2023 года.

Народные приметы на каждый день

Примет очень мало в этот день в народном календаре, но вот дождь был к хорошему урожаю калины. 29 апреля 2024 года отмечается народный праздник Ирина Рассадница или Арина — «урви берега» и церковный день памяти святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии. Это переходящий двунадесятый праздник, то есть его дата в церковном календаре не фиксирована — она зависит от даты Пасхи. В этот день принято посещать богослужения, освящать в храмах вербные или ивовые ветви и украшать ими в доме иконы. В народный календарь примет собиралась информация, которая накапливалась поколениями. По народному календарю 29 апреля 2024 года отмечается день Арины, православная церковь вспоминает трех мучениц Солунских — сестер Агапии, Хионии и Ирины.

Февраль. Народный календарь

А еще в народе считается, что верба «распутицу ведет, гонит с реки последний лед». Также вербой в первый раз Скотину выгоняют на поле полакомиться свежей травой. Ранее «Челнинские известия» публиковали подробное интервью с протодиаконом Закамского благочиния Дмитрием Половниковым о смысле праздника Вербное воскресенье.

Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим». Почему второе название дня — Вербное воскресенье? В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем. Верующие идут в храмы с веточками и целыми букетами вербы. Священник освящает вербы в субботу, на всенощном бдении, и в воскресенье, после Божественной литургии. На Руси и в других славянских странах пальмовые ветви как символ праздника заменили на вербы. Первое упоминание об этой традиции можно найти в Изборнике Святослава начала XI века.

Это третья по древности после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса» древнерусская рукописная книга. Что есть в Вербное воскресенье?

Традиции Вербного воскресенья Главным символом праздника является верба.

В этот день в храмах освящают ветки этого растения, которые приносят в дом не только как украшение, но и как талисман. Верующие уверены: верба обладает целительной силой. Ею легонько хлещут друг друга — такой обряд символизирует очищение и защиту от злых духов.

На Вербное воскресенье, которое в 2024 году отмечается 28 апреля, принято посещать церковные службы. Многие берут с собой на ночное бдение веточки, чтобы впоследствии поставить их у изголовья больных родственников или просто в красный угол дома. Освящённая верба, поставленная у изголовья больного, считается мощным исцеляющим "амулетом".

Эти ветки обычно хранят в доме весь год, а по истечении этого времени сжигают. Никогда не выбрасывают — это позволяет избавиться от накопленной негативной энергии в правильной форме. Женщинам, испытывающим проблемы с зачатием, рекомендуется срезать веточки самостоятельно, освятить их в церкви и хранить в доме, что может способствовать наступлению беременности.

Пчелы на Руси почитались, так как они давали воск и мед. Убивать насекомых строго запрещалось. По народным поверьям, пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят, за что их и жалят. Считалось, что эти насекомые способны сближать других, так как сами образуют рой. Кроме того, пчелы — чуткие и умные насекомые. Пчеловоды давно заметили влияние погодных условий на поведение пчел: Если перед восходом пчелы очень активны, то будет сильный дождь. Насекомые в ульях сидят и в поле не летят — к дождю. Пчелы озлобленные и ужалить норовят — к засухе. Прячутся в ульи — к ненастью.

Народные приметы на 28 апреля 2024 года: о чем говорит красная заря

День «Мартына Лисогона»: народные приметы, что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года В понедельник 22 мая 2023 года в народном календаре – Никола Вешний, весенний, летний, теплый, травный, Николин день.
Народный календарь — последние новости на сегодня и за 2023 год - Вечерняя Москва Народные приметы 31 марта 2024 года в День святого мученика Иоанна Лествичника.

Русские народные праздники, приметы, традиции апреля 2024 на каждый день.

А еще на Руси в Иринин день угощали домового, чтобы он не гневался на людей, помогал в хозяйстве и защищал жилье. Удачный момент для любых посадок - на рассаду, на огороде, в саду, парнике, теплице. Можно сажать или пересаживать комнатные цветы. Посаженные сегодня растения могут подарить счастье. Во время посадочных работ нужно думать о том, чего бы вы хотели больше всего. Нельзя нецензурно браниться, завидовать кому-либо, ревновать близких и оскорблять людей.

Седьмая, последняя неделя Великого поста называется Страстной и является отдельным, наиболее строгим шестидневным постом, посвященным событиям последних дней земной жизни Христа, его пленения и распятия; следующее за ней воскресенье — Пасха. В жизни русской деревни Великий пост был особым временем. С его началом менялся привычный ход жизни и внешний облик деревни. Крестьяне надевали скромную, траурную, одежду; прекращались молодежные посиделки, запрещались гуляния; пение песен, игра на музыкальных инструментах считались грехом; не было свадеб, гощений и больших празднований.

Даже похороны проводились скромнее. Вводились 4 степени строгого поста: 1. В субботу и воскресенье дается разрешение на «вино и елей». От понедельника до пятницы положено «сухоядение», «варение без елея». Скоромного — мяса, рыбы, молока, яиц — не давали даже маленьким детям и больным. Нарушение поста считалось не только страшным грехом, но и могло повлечь за собой божественное наказание: болезнь или травму. Основой каждодневного пищевого рациона были ржаной хлеб, щи, каши на постном масле, репа, картофель, соления, кисели, квас, моченые ягоды и т. Строгий запрет налагался церковью на супружеские отношения. По народным представлениям, муж не должен был спать с женой в период поста еще и потому, что от этого могли родиться больные или слабоумные дети.

Непременным атрибутом постного времени было хождение в церковь к исповеди: на первой неделе и на последней перед Пасхой, Страстной неделе, вторая исповедь считалась наиболее важной. Издавна обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и являли границу между периодом безвременья — Пост — и периодом возрождения и обновления жизни и природы — Пасха. На время Великого поста приходились многочисленные обряды кликания весны, подготовки и проведения пахоты и сева. Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг Средокрестие на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе. Великий пост являлся важным хозяйственным периодом, на него обычно приходилось начало нового хозяйственного сезона, подготовка и проведение земледельческих работ — сева и пахоты. С началом Великого поста женщины садились за кросна, сначала ткали, а затем белили холсты, которыми за пост надо было запастись на весь будущий год. Мужчины занимались заготовкой дров и леса для построек, витьем веревок, починкой сельскохозяйственного инвентаря, ограждений вокруг полей и выгонов и т. Великий пост — это не только отказ от «скоромной пищи». В это время особенно следили за своими словами, так как верили, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».

На протяжении семи недель Великого поста устанавливается особое, молитвенное состояние верующих, готовность исповедоваться и принимать причастие. Напряжение достигает кульминации в Страстную неделю и разряжается самой пышной и торжественной церковной службой с выносом плащаницы, крестным ходом, колокольным звоном. Вербное воскресенье Вербное воскресенье — воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник — Вход Господень в Иерусалим. Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскрешения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями называемыми «ваии» и хвалебной песней: «Осанна спасение Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне».

На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье». Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пирогирыбники. Пирог разделать из постного теста закрытым или открытым, выбрав любую форму. На разделанный нижний пласт теста уложить предварительно подсоленное филе, сбрызнуть маслом. Величина пирога небольшая и печется он по времени поменьше, чем крупный. Готовый пирог смазать растительным маслом и подать горячим.

В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра. Канун Вербного воскресенья шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины. В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров! Страстная неделя Страстная неделя страшная — последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. Она получила свое название в вспоминание о «Страстях» — страданиях Иисуса Хрис та.

Церковные службы дней Страстной недели посвящены событиям последних дней земной жизни Спасителя, ввиду важности которых каждый день недели называется Великим Страстным. На протяжении всей недели в знак скорби церковь предписывает особенно строгое воздержание, которое становится еще более суровым ближе к Пас хе: с Великого четверга по Великую субботу. Но идея Великого поста — очищение через воздержание, покаяние и причастие, на Страстной неделе находит отражение не только в церковных службах и ритуалах, но и в многочисленных народных очистительных и предохранительных обрядах, основная масса которых сосредоточена вокруг Чистого четверга. В первые три дня Страстной недели в церквах вспоминается пребывание Христа в Иерусалиме и его пророчества о своей грядущей кончине. На утрене после шестопсалмия поется: «Се жених грядет в полунощи», а после канона: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, и одежды не имам, да вниду в он: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя». На часах читаются четыре Евангелия. В русской деревне с понедельника начиналась подготовка к Светлому Христову Воскресенью Пасхе : крестьянки стирали, мыли избу, прибирали двор. В народе говорили: «Страшной понедельник на двор идет — всю дорогу вербой метет! Мужики-хозяева заготавливали припасы и корм для скотины на все праздники.

Крестьянки делали «соченое молоко», которому приписывали магические свойства. Женщины рано утром до восхода солнца сметали по закромам льняное и конопляное семя, которое толкли в ступах и разбавляли водой. Полученным «молоком» поили захворавшую скотину, при этом замечали, если животное отказывается пить, отворачивается, значит на него и на весь его приплод напущена порча и никакое лечение уже не поможет. Как изготовление, так и применение «соченого молока» считалось исключительно «бабьим делом»; крестьянки верили, что, если оно случайно попадалось на глаза мужику, то теряло все свои лечебные свойства. На Страстную среду приходились некоторые очистительные и охранительные обычаи следующего дня Страстной недели — Чистого четверга. Например, обливание скотины талой водой, из снега, собранного по оврагам, посоленной заготовленной в прошлом году четверговой солью. Считалось, что эта вода предохраняет двор от порчи целый год. В западной Сибири некоторые четверговые обряды начинались с вечера Великой среды. В последние дни Страстной недели делались последние приготовления к Пасхе: заканчивалась уборка, крестьяне запасались провизией, красили яйца, пекли куличи, варили пиво.

В вымытых и прибранных домах, пол в которых посыпали белым речным песком, расстилались новые половики, на стены, окна, божницу развешивали белые вышитые полотенца, подвязанные бантами или украшенные цветными шелковыми лоскутками или искусственными цветами. Все это великолепие не снимали вплоть до конца Пасхальной недели. В церкви тоже готовились к Пасхе: начищали подсвечники и паникадила, заполняли лампады маслом, вставляли новые свечи. С четверга по субботу пост был особенно строг. Наиболее истово верующие в память о страданиях Христа вовсе отказывали себе в пище и питье, проводили эти дни в молчании, остальные старались есть один-два раза в день, ограничиваясь невареной пищей. В Великий, Чистый четверг крестьяне обязательно посещали церковь, в которой в этот день вспоминают Тайную вечерю и предательство Иуды, читают 12 Евангелий 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Иисуса Христа. В Великую пятницу в память о мучениях и распятии Христа из алтаря выносят лежащую на престоле плащаницу, поклониться которой собирается народ. В Страстную субботу служба в храме идет в течение всего дня. В этот день церковью вспоминается пребывание Спасителя телом во гробе, а душой сошедшего в ад и сокрушившего силой Своей адские врата, связавшего Сатану и освободившего из ада прародителей Адама и Еву, библейских пророков, душу благочестивого разбойника, распятого вместе с Ним.

Приведя спасенных в рай, сам Он воссел на престоле с Отцом и Святым Духом. Во время утренней службы, начинающейся в полночь, священник и дьякон выходят из алтаря, становятся посреди храма, рядом с плащаницей, и поют стихи из псалма «Блажени непорочнии», символизирующие погребальное пение, затем совершается обряд символического погребения Христа, перенесения Его тела с Голгофы в сад Иосифа Аримофейского. Оно заключается в торжественном обнесении плащаницы вокруг храма под погребальный звон колоколов. Подойдя вновь к церковным дверям, крестный ход останавливается, и верующие с горящими свечами в руках проходят в открытую дверь под плащаницей, которую над головой держат священнослужители. По возвращении в церковь плащаницу сначала подносят к раскрытым царским вратам, а затем вновь устанавливают в центре храма до вечера. В Великую субботу служится соединяющаяся с вечерей литургия Василия Великого, во время которой темные, траурные одежды престола и священнослужителей заменяются светлыми, праздничными, читаются псалмы, пророчествующие Христово Воскресение, завершается литургия благословением хлебов и вина. На протяжении этого дня принято освящать в церкви заготовленное к Пасхе угощение: куличи, крашеные яйца, творожные пасхи. После литургии начинается чтение Деяний апостолов, продолжающееся до самой полунощницы, совершаемой священником в одной епитрахили. По ее окончании плащаницу с середины храма переносят в алтарь и кладут на престол.

Ровно в пол ночь раздается колокольный звон — благовест, начинается праздничная служба, посвященная Пасхе — Светлому Христову Воскресенью. Пасха Пасха — великий двунадесятый праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света над злом и тьмой. По закону Моисея, празднование этого дня было установлено древними иудеями в память об исходе из египетского плена, в знак благодарности за освобождение и поддержание беглецов во время их долгого странствия. Христианская Пасха, также как Пасха иудейская, отмечается по лунному календарю, поэтому не имеет постоянной даты в лунном месяце 28 дней, которые накладываются на солнечный год из 354 суток. Согласно постановлению I Вселенского Собора в Никее 325 г. Время празднования Пасхи рассчитано на много лет вперед и записано в таблицах — пасхалиях, через каждые 532 года числа, дни недели и фазы луны повторяются, следуя в том же порядке, они составляют великий пасхальный круг. По календарю празднование всегда приходится на промежуток от 4 апреля до 7 мая по новому стилю. Пасхальная служба, происходящая в ночь с субботы на воскресенье, является логическим завершением служения всех предшествующих дней Страстной недели, посвященного событиям Евангелия.

Раньше ровно в полночь, а теперь обычно в половине двенадцатого, начинается праздничная служба — полунощница, за которой следует заутреня, посвященная Светлому Христову Воскресенью, крестный ход вокруг церкви и литургия, наступает Пасха — Светлое Хрис то во Воскресение. В это время в Иерусалиме нисходит благодатный Огонь на святой Гроб Господень. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, начиная с глубокой древности. Один из паломников рассказывал в конце XIX века: «Благодатный Огонь исходит на лампады Православной Церкви даже тогда, когда ближе ко Святому Гробу висят иностранные лампады; армянские, французские, коптские… Благодатный Огонь обладает дивными свойствами. Пер вое время после появления Огонь этот не жжет ни кожи, ни волос, хотя свечи от свечи быстро загораются». Как известно, православные и католики празднуют Пасху по разному календарю старый и новый стиль. Так вот, благодатный Огонь появляется только под Светлое Христово Воскресение, определяемое по старому стилю, и никогда не сходил на Пасху, празднуемую по новому стилю. Издавна в пасхальную ночь, как только зазвонят колокола, возвещающие о воскресении, тут же все освещалось огнями. Церковь и колокольня покрывались огоньками развешенных накануне фонариков.

Около церкви разжигали костры. На перекрестках дорог, на холмах и высоких берегах рек поджигали смоляные бочки, которые иногда поднимали на шестах. Угли, оставшиеся от костров, наутро собирали и закладывали под застрехи крыши, чтобы оградить дом от молнии и пожара. Свечу, с которой обходили крестным ходом вокруг церкви, также сохраняли, приписывая ей магические свойства. Во многих местах перед началом и после праздничной литургии было принято стрелять из ружей. Кое-где стреляли преимущественно охотники, в уверенности, что непременно убьют выстрелом черта, и в то же время желая обеспечить себе удачную охоту в течение года. После службы те, кто не успел освятить в Великую субботу разнообразную снедь для пасхальной домашней трапезы, выстраивались в церковной ограде в ожидании священника. Они стояли в два ряда, мужчины с непокрытыми головами, женщины в праздничной одежде, каждый держал в руках скатерть с куличом, на котором горела свеча. За освящение «паски» крестьяне бросали в чашу со святой водой, из которой кропил священник, мелкую медную монету — гривенники и пятаки.

После окончания пасхальной службы и освящения куличей как можно быстрее бежали домой разговляться, так как верили, что тот, кто быстрее прибежит, раньше других управится с урожаем, все до последнего зернышка соберет со своего поля. Одним из важнейших моментов праздника была утренняя пасхальная трапеза. После долгого и сурового поста все с нетерпением ждали «разговения» и радовались пасхальному яичку. Обязательной принадлежностью пасхального стола были освященные в церкви яйца и кулич, творожная пасха. Пасхальные яйца С давних времен у всех народов мира яйцо символизировало Вселенную. Считалось, что мир произошел из яйца. Христианство стало считать его символом воскресения: «Как из яйца появляется жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово». Существует легенда о том, что обычай дарить на Пасху красное яйцо произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины. На Руси пасхальные яйца украшали двумя способами: крашением и росписью.

Поэтому эти яйца называются «писанками» и «крашенками». А «крашенки» — это пасхальные яйца одного цвета, без какого-либо орнамента, украшения и раскраски. B Великий четверг, который по традиции называли «Чистым», христиане во всех домах начинали красить яйца, делать «крашенки». В густой красный цвет можно окрасить яйца, опустив их в крепкий отвар луковой шелухи.

Ярило — юноша, живое олицетворение энергии пробуждающейся природы, буйства жизни, плодородия, расцвета.

Связывается с 21 марта — днем весеннего равноденствия когда день становится равным ночи, то есть — иначе — Свет становится по силе равным Тьме, а затем — побеждает ее. Купало — зрелый мужчина олицетворяющий тепло, изобилие, уверенность и стабильность. С 21—22 июня солнечный день начинает понемногу сокращаться, а значит — хоть лето еще и впереди, но уже начинается цикл завершения, созревания, подведения итогов. Дед Мороз — он же Велес — старик, умудренный опытом, требовательный и строгий. Его часть года наступает с дня осеннего равноденствия 21 сентября и знаменует собой процессы остановки, покоя, смерти.

Природа скована снегами и льдом, а жизнь повсюду, будто, засыпает. Вернемся теперь к юноше Яриле, который господствует с 21 марта по 21 июня. Очевидно, чествования Ярилы повторялись в течение периода его главенствования неоднократно с 21 марта по 21 июня , и проходили особенно ярко и весело — ведь это время само по себе окрашено в цвета радости, молодости, пробуждения, обновления, любви, наполнено энергией, желанием жить и продолжать жизнь. Впрочем, самый главный праздник Ярилы — Ярилин день приходится не на день его прихода 21 марта по традициям наших предков — это, в первую очередь, Масленица-Комоедица , то есть проводы Зимы, когда День сравнялся с Ночью. Блины в этом контексте олицетворяли Солнце, а сжигаемое чучело Масленицы — уходящую зиму.

Праздник был ориентирован по солнцу, и, само собой, не имел никакой привязки к церковному посту , а на день когда Ярило набирает наивысшую силу — то есть время в самом середине его цикла — 23 апреля. Кадр из мультфильма «Снегурочка» 1952 года Как видим девичий праздник Лельник Красная Горка , отмечаемый 22 апреля, почти совпадает с Ярилиным днем. Исходя из этого можно предположить, что он предварял основные совместные с юношами гуляния с веселыми хороводами, песнями, поиском пары и прыжками через костры и представлял собой некую подготовку к нему. Оба этих дня — это по сути один большой праздник, растянутый по времени на несколько суток с достаточно четкой и логичной фиксацией того какие именно обряды и кем должны быть проведены в тот или иной день. Игорь Ожиганов.

Ярило В то же время, Ярилин день — это и серьезный праздник, день труда, наполненный обрядами связанными с плодородием, землей, севом, благоденствием. Считалось, что Ярило отмыкает Мать Сыру Землю своим ключом, омывает ее росой, после чего на полях зарождается новая жизнь. Так, именно на Ярилу Вешнего объезжали поля с заговорами от непогоды и лесных зверей, поливали землю водой и квасом, чтобы отдать дань Матушке-Сырой-Земле , выгоняли на пастбища домашний скот, выбирали пастуха, который будет целый год следить за стадом. А главное — начинались работы на полях в полном соответствии с присказкой: На Ярилу Вешнего запахивает и ленивая соха. На Егорья выезжает ленивая соха.

Люди надеялись только на себя. Они были вынуждены внимательно наблюдать за природой и поведением животных, накапливать и сопоставлять факты. Без этого народ бы просто не выжил.

Крупицы тех знаний сохранились до нашего времени. Мы можем воспользоваться этими посланиями из прошлого. Пожилые люди утверждают, что многие из этих примет работают до сих пор.

Сорок сороков, или день весеннего равноденствия, 22 марта 2023 года: Что делать в день Жаворонка

Времена года Все 4 переходные точки строго привязаны ко дням равноденствия и солнцестояния, а примерные наименования и соответствия сезонам следующие: Коляда — младенец, молодое новое Солнце, приходящее на землю в день зимнего солнцестояния 20—21 декабря и знаменующее начало нового жизненного цикла. Вместе с ростом светового дня начинаются все другие процессы связанные с ростом и возрождением. Ярило — юноша, живое олицетворение энергии пробуждающейся природы, буйства жизни, плодородия, расцвета. Связывается с 21 марта — днем весеннего равноденствия когда день становится равным ночи, то есть — иначе — Свет становится по силе равным Тьме, а затем — побеждает ее. Купало — зрелый мужчина олицетворяющий тепло, изобилие, уверенность и стабильность. С 21—22 июня солнечный день начинает понемногу сокращаться, а значит — хоть лето еще и впереди, но уже начинается цикл завершения, созревания, подведения итогов. Дед Мороз — он же Велес — старик, умудренный опытом, требовательный и строгий. Его часть года наступает с дня осеннего равноденствия 21 сентября и знаменует собой процессы остановки, покоя, смерти. Природа скована снегами и льдом, а жизнь повсюду, будто, засыпает.

Вернемся теперь к юноше Яриле, который господствует с 21 марта по 21 июня. Очевидно, чествования Ярилы повторялись в течение периода его главенствования неоднократно с 21 марта по 21 июня , и проходили особенно ярко и весело — ведь это время само по себе окрашено в цвета радости, молодости, пробуждения, обновления, любви, наполнено энергией, желанием жить и продолжать жизнь. Впрочем, самый главный праздник Ярилы — Ярилин день приходится не на день его прихода 21 марта по традициям наших предков — это, в первую очередь, Масленица-Комоедица , то есть проводы Зимы, когда День сравнялся с Ночью. Блины в этом контексте олицетворяли Солнце, а сжигаемое чучело Масленицы — уходящую зиму. Праздник был ориентирован по солнцу, и, само собой, не имел никакой привязки к церковному посту , а на день когда Ярило набирает наивысшую силу — то есть время в самом середине его цикла — 23 апреля. Кадр из мультфильма «Снегурочка» 1952 года Как видим девичий праздник Лельник Красная Горка , отмечаемый 22 апреля, почти совпадает с Ярилиным днем. Исходя из этого можно предположить, что он предварял основные совместные с юношами гуляния с веселыми хороводами, песнями, поиском пары и прыжками через костры и представлял собой некую подготовку к нему. Оба этих дня — это по сути один большой праздник, растянутый по времени на несколько суток с достаточно четкой и логичной фиксацией того какие именно обряды и кем должны быть проведены в тот или иной день.

Игорь Ожиганов. Ярило В то же время, Ярилин день — это и серьезный праздник, день труда, наполненный обрядами связанными с плодородием, землей, севом, благоденствием. Считалось, что Ярило отмыкает Мать Сыру Землю своим ключом, омывает ее росой, после чего на полях зарождается новая жизнь. Так, именно на Ярилу Вешнего объезжали поля с заговорами от непогоды и лесных зверей, поливали землю водой и квасом, чтобы отдать дань Матушке-Сырой-Земле , выгоняли на пастбища домашний скот, выбирали пастуха, который будет целый год следить за стадом.

Предпочтительнее отложить то или иное празднование на период после Пасхи. Нельзя заниматься рукоделием; лучше всего сосредоточиться на духовных практиках, подготовке к Пасхе и выполнении лишь неотложных бытовых дел. Рукоделие допустимо, если оно является вашей основной работой или если вы создаете что-то специально для праздника, например, украшения для дома или пасхальные подарки. Нельзя готовить пищу в больших количествах на несколько дней вперёд; существует поверье, что это может привести к болезни хозяйки и испорченным блюдам. Совершайте добрые дела. Важно подчеркнуть, что такие дела должны исходить из самого сердца. Человек, совершающий милостыню, не должен тайно надеяться на вознаграждение в виде денег, прибыли и т. Готовить пасхальные блюда ещё рано, но уже можно задуматься о подготовке к этому торжеству. Многие начинают готовить праздничные угощения с Великого четверга, но сегодня отличное время для того, чтобы сделать закупки необходимых продуктов. Это особенно актуально, учитывая, что перед самой Пасхой магазины могут быть переполнены, а нужные продукты распроданы. Закупившись заранее, можно избежать беготни по магазинам и провести время более осмысленно, соблюдая христианские традиции. Обратите внимание на покупку новой одежды, особенно с учётом наступления весны. После внимательного осмотра гардероба может оказаться, что для тёплого сезона не хватает подходящей одежды, ведь старые наряды могли износиться за прошлый год. Наконец, если у вас нет белоснежной скатерти для предстоящего праздника, сегодня — отличный день для её приобретения. Подходящее время для ремонта одежды и других вещей и предметов.

Нельзя засыпать сватов. Не работать в поле — грозой будешь убит. Не считать урожай — добро потеряешь. Если на Ильин день случится пожар, то до воды в огонь надо лить молоко, чтобы пожар не разошелся. Окончание купального сезона. Кто в этот день поранится — будет долго мучится. День Пантилеймона Целителя. В каждом доме должна быть его икона, и в этот день молятся об исцелении от болезни. На Пантилеймона пекут пирожки с капустой и угощают детей и нищих. Травы, собранные в этот день — целебные. Прохор и Пармена. На Прохора и Пармену — не затевай мену. Все, что в этот день обменяешь, либо пропадет, либо сломается. Сила и Силуян. Считалось, что в этот день лопух имеет необыкновенную целительную силу. Все родившиеся в этот день будут очень сильные, по поверью все русские богатыри родились на Силуяна. Пост длится 2 недели. Первый спас — медовый. Согласно обычаю в этот день освещают мед, освещают новые колодцы, чистят старые. Купаются в бане — Смывают грех и защищаются от болезни. А на следующий день никто в воду не лезет. Степан Сеновал. В этот день плели венок из 12 трав мяты, пижмы, клевера, ромашки…. На следующий год венок меняли на новый. Евстигней Житник. На Евстигнея едят сырой лук с хлебом солью и квасом. Чем больше съешь — тем больше здоровья придет. Преображение Господни. Второй спас — Яблоневый. Освещаются плоды земные, в том числе и яблоки. Потом ими угощают малых деток и древних старцев. С тех пор поговорка: На второй Спас и нищий нищему яблочко даст. В этот день не носят украшения из металла. Нельзя пить снадобья из трав. Не потирать руки — не будет денежной прибыли. Не смотреть на луну — голова болеть будет. Не сидеть рядом с инвалидами без конечностей. Успение Пресвятой Богородицы. Великие праздники почитают по три дня: один до и один после и сам праздник. Третий Спас Нерукотворный — Хлебный, Ореховый. Кто носит в кармане орех двойчатку два орешка вместе в одной ступе или тройчатку — богат будет. Конец Успенского поста. Ни в коем случае не ходите босяком ни дома, ни на улице, ни по траве. Все болезни прилипнут. Поэтому в этот день смотрят за детьми, чтобы они не нарушали это правило. Усекновение главы Иоана Предтечи. Не едят круглого картошка, яблоки, арбузы, яйца и т. Не берут в руки косу, лопату, топора. Не поют и не пляшут. Соблюдается строгий пост. В этот день не здороваться с первым гостем в доме — здоровье упустишь. Нельзя сушить подушки, одеяла и перину — будут плохие снится сны. Не брать в руки карты — проиграешь. Не ставить нового забора — воры залезут. Мелкую монету не считать до 12 часов полдень , иначе останется одна мелочь. Не брать котят. Кот, взятый в этот день, приносит несчастье. Не мыть голову — облысеешь. Неопалимая Купина. Икона Божьей Матери Неопалимая Купина охраняет дом от пожара и молнии. Должна быть в каждом доме. Захарий и Елизавета, изгнание Кумохи. День считался одним из самых удачных для предсказания и гаданий, но гадали вечером, потому что сутра Кумоху лихоманку — лихорадку, болезни, неудачи изгоняли. Дети, рожденные в этот день, отличались необычайными талантами и хорошим здоровьем. Михайлов день. Считалось, что любое дело в этот день идет вкривь и вкось. На Михайлу нельзя работать — бог накажет. Сны перед днем Рождества Богородицы вещие. Нельзя занимать хлеб, воду, деньги. Нельзя посылать сватов к невесте. Нельзя поминать усопших по именам. Не покупать девочкам кукол — чтобы в последствии не были бесплодными. Нельзя хвастать своим здоровьем — иначе его потеряешь. Если накануне дня Рождества Богородицы последним в дом войдет мужчина — то весь год семья будет здорова. Нужно отдать знакомым лука. Кто отдаст из своей хаты лук, того Господь избавит от мук. Крестьяне несли в церковь ведерки с луком. День Рождества Богородицы. В этот день нельзя трудиться в поле и в доме. День православия, праведных и Оакима и Анны. В этот день вспоминают всегда родителей. Дети приходят к родителям с подарками, или молятся об ушедших родителях. Постный праздник. Праздник Воздвиженье. В этот день девушки заманивают заговорными словами женихов, чтобы их заманить до Покрова, охумутать, и под венец пойти. День Софии, Веры, Надежды, Любови. Бабьи именины. В этот день женщинам полагалось сутра поплакать о себе, родных, а потом со светлой душой приниматься за хозяйство. Кондрат да Игнат. В этот день грех без работы прохлаждаться. Не присядешь без дела на Кондрата с Игнатом — будешь богатым. Не едят ягоды: ни моченой, ни вареной, ни в компоте. В этот день чистили, убирали, готовились к светлому празднику Покрову Богородицы. За 3 дня до Покрова сны верны и правдивы и сбываются в течении 12 дней. Под Покров в бане моются только до обеда. Под Покров взбрызгивали всех домочадцев святой водой. Покров Пресвятой Богородицы. В Покров хозяйка, которая, увидев, что к ней в гости трое идут, не пустит в дом — плохая примета, если в дом утром трое идут. В Покров не занимают деньги. В Покров ходят сваты, и, если откажешь сватам, три года замуж не выйдешь. Поэтому на Руси, увидев сватов тех, что не милы, закрывали дверь. Девушки рано встают, в церковь идут первыми на службу, первыми ставят свечу, гарантирующую скорое замужество. И говорят: батюшка Покров землю седу снегом , а меня молоду — платком. Святой Фома. На Фому торговые люди замки меняют, словами специальными заговаривают на хорошую торговлю. Сергиев день. Печь в доме в этот день растапливает самый младший. Чтобы в доме зимой всегда будет тепло. Женщины в этот день надевают новые платки, купленные заранее, чтобы весь год не болела голова. Беременные женщины молили Бога, чтобы не рожать в этот день — роды бывают тяжелые. День мученика Прова. В этот день, кто громко хохочет — страшную муку себе добывает. Кто в этот день родился, горе в жизни хлебнет. Не надо никого на Прова обижать — не будет счастья. Не надо ссориться, не мстить — чтобы с вами ничего плохого не случилось. В этот день никогда не спрашивают, когда стучат в день: кто там, чтобы беда в дом не пришла. Нельзя стирать, белить, свечи в церкви для дома покупать, пинать животных. Нельзя гадать на картах. В этот день сыплют зерна птицам, как бы поминая родителей. Ходят в гости к сватам родители к родителям мужа или жены и носят угощения. Казанская икона Пресвятой Богородицы. Главный женский праздник. Самый хороший день для замужества. Кто на Казанскую женится — счастлив будет. В этот день «добрые люди вдаль не ездят» — в путь не отправляются. Кто в этот день в канаву упадет — долго жить будет. Кто в своем доме услышит сверчка — кто скоро из дома гроб понесет. Дмитриев день. В этот день повсеместно на Руси верующие люди справляют поминки по усопшим: ходят на кладбище, носят поминальную кутью каша рисовая с изюмом и медом и стряпню. Запрещается мыться и стирать белье. Кто в этот день моется — тот льет грязь на мертвых. Параскева Пятница. Бабья заступница. В Параскеву нельзя беспричинно смеяться, чтобы в старости не плакать. А девушки просили Параскеву Пятницу: матушка Параскева пошли жениха поскорее. В этот день нельзя белье в воде стирать, веретеном сучить, веретено на лавке оставлять шить, вязать, шитье оставлять на видно месте , ато сорок грехов наживешь. Не полагалось женщинам стирать белье, чтобы не разгневать Параскеву Пятницу, которая помогает женщине при родах и исцеляет от женских болезней. В этот день девицы молились о женихах. Девушки, которые хотели выйти замуж побыстрее, разбрасывали на заре этого дня мелкие монеты и предметы рукоделия спицы, иглы , чтобы привлечь женихов. На Руси архангел Михаил считался одним из самых почитаемых святых. Праздник отмечали весело и хлебосольно. В некоторых деревнях было принято в этот день есть, как можно больше щей. Чем больше щей съешь — тем зима теплее будет и дом не застудит. Иван Милостивый. Закончились свадебные недели. Девушкам, оставшимся без женихов, приходилось ждать Масленицы , или Красной горки — новых свадебных циклов. День памяти Иона Златоуста. На Златоуста не ругаются, иначе, когда к тебе надо будет обратится к Богу, Он тебя не услышит. Начинается Великий Рождественский пост. Екатерина Санница. Екатерина покровительница брака и невест. В ночь на Екатерину гадают. Девушки перед сном кладут под подушку кусок хлеба и заговаривают его, какой будет суженный. Начинается катание на салазках. Юрьев день. До этого дня необходимо было раздать все долги. Не вернуть долг до Юрьева дня — всю жизнь в должниках ходить. В старину в этот день старались наняться на работу — тогда хозяин не будет строг и не выгонит. Можно в этот день просить повышение зарплаты. Парамонов день. В этот день занимают хлеб, яйца, деньги и все, что угодно. Если удастся занять — то будешь во всем везуч. День Андрея Первозданного. В день святого Андрея девушки гадали о суженных, соблюдая на кануне пост, так, чтобы никто из родных это не заметил, и молились о женихах. Чтобы приманить жениха покрасивей и побогаче, девушки бросали в полночь маленькие монеты. Чем больше бросишь, тем больше шансов. Наум Грамотник. В этот день начинали учить детей грамоте. Придет Наум — наведет на ум.

Запрещалось на пасеке принимать пищу. Если человек не хочет испытать нестерпимую зубную боль, ему лучше не ломать в этот день побегов рябинового дерева. В этот день лучше не рассказывать никому о своих мечтах и планах. Даже самым близким людям. А если сегодня съесть яйцо, снесенное курицей черного цвета, можно заработать себе проблемы со зрением. Приметы о погоде сегодня Если сквозь облака пробиваются солнечные лучи, то в ближайшее время начнется гроза. Если 28 апреля еще кое-где лежит снег, то летом особого тепла ждать не стоит. А вот если на Пудов день начнется дождь, то лето будет замечательное.

Календарь примет

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Главный редактор издания: Авдеева Л. Заместитель главного редактора: Симакина М.

Мороз-Федор ранний мороз.

Федоровы ветры голодным волком воют. Со Студита стужа, что ни день, то хуже. Федор не Федора — знобит без разбора.

Если же холоден, то вся зима холодная. Начинается Рождественский пост сорокодневный, по 6 января. С этого дня все нечистые убегают с земли, боясь морозов и Зимы.

Поговорки, присловия, приметы относящиеся к осени Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», то будет стоять хорошая осень. В лесу мало ягод рябины — осень будет сухая, много рябины — дождливая. Если мыши делают гнезда во льну, то в зиму большие снега будут.

Если много тенётника, дикие гуси садятся, скворцы еще не улетели — осень будет затяжной и сухой. Если снег выпадает, когда лист не спадает, то зима лютая будет. Осенний иней — к сухой солнечной погоде.

Если утка еще сидит на воде и не улетает даже в холодный день дождь , то хорошая погода еще продержится долго. На лугах много щавеля, а на дубах много желудей — к тёплой зиме. Если рябина цвела поздно, то осень должна быть долгой.

Если мыши вьют гнезда на верху копен, то осень будет мокрой и продолжительной. Южный ветер обещает тепло, северный — холода, которые придут вслед за низкими облаками. С дерева лист опадает чисто — легко всему: хлебу, людям, скоту.

Если бабье лето ненастно, то остальная осень будет сухой и наоборот. Бабье лето до Федоры не дотянет. Бабье лето — две недели.

Снова появились грибы — не жди скорого снега. Полетели лебеди — понесли на хвостах зимушку. Если Успенье 28 августа пройдет без заморозка, то до Ивана Постного 11 сентября морозов не будет.

Первый снег с бураном — зима еще не стала. Пока с вишен лист полностью не опал, сколько бы снега ни выпало — оттепель еще сгонит его. Первый снег выпадает за 40 дней до зимы.

Первый осенний снег, падая, свешивается с крыш — долго не пролежит. После гололедицы осенью жди дождя. Заяц и белка рано линяют — к ранней зиме.

Если выпавший ночью снег останется на ветвях деревьев, значит, останется и на земле. Если береза осенью желтеет с верхушки — весна будет ранняя, если снизу — поздняя. Белка строит гнездо на дереве низко — к морозной зиме, высоко — к теплой.

Перед строгой зимой на рябине много ягод. Если вход в кротовую нору устроен с северной стороны — зима будет тёплая, с южной — холодная, с восточной — сухая, с западной — сырая. При неурожае на шишки кедра, ели, сосны — зима не бывает суровой.

Затяжная осень — ранняя весна. Ранняя осень — поздняя весна. Мыши, кроты, белки делают большие, чем обычно, запасы кормов, готовясь к суровой зиме.

Поздний грибок — поздний снежок. Пчёлы перед суровой зимой плотно запаковывают летки, а перед теплой — оставляют их открытыми. Строгой зиме быть, если птицы дружно в отлёт пошли.

Осенью листопад прошел скоро — жди крутой зимы. Октябрьский гром сулит бесснежную зиму. Осенью птицы летят высоко — к тёплой зиме, низко — к суровой.

Отлет журавлей до Покрова 14 окт — к долгой зиме. Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме. Если медведи устраивают берлоги на высоких местах — значит, весна будет дружная, низины окажутся затопленными.

Осень будет сухая, протяжная, если в Семёнов день луга окутаны тенетниками, гуси гуляют стадами, скворцы долго не отлетают и долго не белеет заяц. Много еловых шишек — к урожаю яровых, много сосновых шишек — к урожаю ячменя.

Взрослые прятали яйца в саду, среди кустов и деревьев. Дети наполняли ими корзиночки и бежали в сад к соседям искать там яйца. Побеждал тот, кто собирал больше яиц. Красная горка Красная горка Фомино воскресенье, Фомина неделя — первое воскресенье после Пасхи. В православной традиции Фомино воскресенье посвящено явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он в нее не поверил.

Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему Свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя. На Красную горку заканчивается Светлая седмица. В церкви последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. Фомино воскресенье названо Красной горкой, поскольку по народной языческой традиции так называли дни начала весны, когда народ поднимался на самое высокое место горку и зажигал костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд — «полюдье». Гулянья По аналогии с празднованием языческих праздников встречи весны, Красная горка отмечалась широко и празднично. Народ собирался на больших улицах и площадях.

По традиции, в этот праздник начинались девичьи хороводы и заканчивались первые весенние, начинавшиеся с Пасхи, ярмарки невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением — «окликанием» молодоженов. С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье — первый день после Великого поста, когда в церкви разрешены венчания. На Красную горку, как и на Пасху, красили яйца и устраивали с ними игры. Молодежь старалась не пропускать игры и хороводы, поскольку пропуски считались плохой приметой. По народному поверью, если парень не будет участвовать в гуляньях на Красную горку, то из-за этого он женится на рябой, уродине или так и останется холостым. А для девушек не было хуже наказания, чем выйти замуж за некудышного жениха или вообще остаться старой девой. Обряд «Кликание весны». Рано утром на Красную горку проводился языческий обряд «Кликание весны».

Девушки поднимались на вершину холма и становились в хоровод. Самая бойкая из них — запевальщица-«хороводница» — начинала просить солнце о своем девичьем счастье: «Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, серце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка имя , путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю.

Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца имя на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Все девушки-хороводницы повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, запевала песню, прославляющую весну. Девушки хором подхватывали эту песню. Завершала празднование веселая пирушка. Обряд «Опахивание села». Обряд «Опахивание села» проводился на Красную горку с целью уберечься от несчастий на весь предстоящий год. Начинался обряд ровно в полночь.

Все женщины и девушки деревни выходили за околицу с песнями. Там уже их ждали три молодые женщины с сохой и три старые женщины с иконой Казанской Божьей Матери. Девушки расплетали косы, женщины снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины устраивали праздничную трапезу. Позднее к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. По народному поверью, после совершения обряда опахивания все беды и несчастья оставались за бороздой и не имели силы перешагнуть через нее и навредить селу.

Радуница Радуница радоница, радавница — самый главный день поминовения умерших предков, приуроченный к Пасхе. Радуница отмечается во вторник, в десятый день после Пасхи, хотя в старину ее отмечали в Фомино воскресенье Красная горка или понедельник. По народному поверью, название праздника происходит от того, что в этот день мертвые встают из могил, слушают поминальную обедню в церкви за алтарем, разговляются после Великого поста, присутствуя во время поминальной трапезы, и радуются как Христову дню — Пасхе, так и тому, что их дети помнят о них. В народе верили, что те родители, дети которых не приходили поминать в Радуницу на кладбище, не радовались, а плакали весь праздничный день. Несмотря на поминальный характер, Радуница считалась веселым и радостным праздником: «Веселы песни о Масленице, а веселей того — о Радунице». По языческой традиции, поминовение умерших весной, перед началом посевных работ, относится к культу предков. Цель этого обряда — получить поддержку и покровительство предков в крестьянском труде. На Руси Радуница отмечалась с давних пор, хотя формы ее празднования осуждалось православной церковью.

В то же время само поминовение считалось богоугодным делом. По народному поверью, раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. И если бы в день Радуницы случился конец света, то вышедшие из могил «родители» вместе с поминавшими их потомками прямо предстали бы перед Господом Богом в раю. В день Радуницы в церкви после литургии совершалась вселенская панихида, после которой каждая крестьянская семья с закусками и вином отправлялась на кладбище «угощать родительские душеньки». Угощение, устраиваемое как для живых, так и для умерших, называлось «христосованием с родными». Обязательной его частью было одаривание умершего пасхальным яичком, которое закапывали около креста, клали целиком или крошили на могилу для птиц. По народному поверью, птички, отведавшие угощения, заступятся за покойного на том свете перед Богом. После поминовения родных обычно навещали могилы знакомых, а всех, встречавшихся по дороге, чем-нибудь угощали и говорили: «Помяните моих родителей».

При этом на угощение не скупились, так как считали: «Сколь ко помянешь раздашь , столько и на том свете дадут». И «если не угостишь «родителей» честь по чести в Ра ду ницу, самого на том свете никто не помянет, не угостит и не порадует». По народному поверью, разгневанные «родители» за неуважение к их памяти могли наслать на своих потомков различные несчастья, падеж скота, пожар и тому подобное. Поэтому не только на Радуницу, но и в течение всей Фоминой недели многие хозяйки на ночь оставляли на столе еду, чтобы «покойнички, наголодавшиеся за зиму» отобедали, если вдруг заглянут в дом своих сородичей. Неделя жен-мироносиц Третье воскресенье после Пасхи и следующая за ним неделя посвящены женам-мироносицам. Эта неделя называется Неделей Жен-мироносиц. В этот день, согласно Евангелию, женщины, которые пришли из Галилеи в Иерусалим вместе с Христом, рано утром на третий день после погребения Иисуса пришли ко гробу Господню, чтобы омыть его тело миром — благовониями. По преданию, они стали первыми свидетельницами Воскресения Спасителя.

Подойдя к гробнице, они увидели, что вход в нее открыт, а войдя внутрь, обнаружили, что тело Христа отсутствует. Их охватило недоумение и печаль, но вдруг пред ними предстали два ангела, которые сказали: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес…» Лука. Обрадовавшись, жены отправились назад, в Иерусалим, чтобы сообщить радостную весть ученикам, и на дороге их встретил сам Иисус. В народной традиции Неделя Жен-мироносиц праздновалась как женский праздник «Бабий праздник». Он отмечался гуляньями и трапезами и был запретным для мужчин. В этот день проводились обряды «Кумления девушек», «Крещения и похорон кукушки». Семик зеленые святки Семик Зеленые Святки отмечается за три дня до Троицы, в седьмой четверг после Пасхи.

В языческой традиции Семик завершает весенний праздничный цикл, который начинала Масленица: «Честь ей и хвала, что Масляна Семика в гости звала». В Семик, так же, как и на Масленицу, празднуется переход от одной поры года к другой. В данном случае — от весны к лету. Главным участником праздника была молодежь, в основном девушки. Их «переходное» положение соотносилось с состоянием природы поздней весной — цветение, но еще не плодоношение. С принятием христианства Семику, как и другим языческим празднествам, стала соответствовать одна из церковных знаменательных дат — Троица. Однако праздник смог сохранить древние языческие традиции и оказался предваряющим празднование Троицы. В Семик собирали продукты для ритуальной трапезы, тогда как сама трапеза и приготовление блюд для нее происходили в Троицу.

С Семиком связывали весенний этап полевых работ — посев ячменя в некоторых местах его предпочитали сеять или в Семик или в троицкую субботу , льна, конопли, посадку овощей. Крестьяне устраивали гулянья в полях с непременной обрядовой трапезой, обращались за помощью к предкам и совершали различные обряды, такие как «Обходы полей», «Величание ржи». Магическим ритуальным блюдом были яйца или яичницы, сделанные «на урожай». Главная часть празднования Семика — обряд «Завивание березы». В этот день девушки шли в лес выбирать березу. Выбрав дерево, девушки его «завивали» — связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду среди нее обязательно должна была быть яичница.

При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами кольцами, платками и после этого называли друг дружку кумой. Впер вые в праздновании принимали участие девушки-подростки. Участие их в празднике символизировало причастность молодой девушки к миру важнейших женских занятий. Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных», к которым причисляли умерших «не своей» смертью скоропостижной, насильственной. В этот день, считали местные крестьяне, «самые великие грешники отдыхают от адских мучений». По народному поверью, у «заложных покойников» остались еще силы, которые не были израсходованы при жизни. А это значит, что они опасны для живого человека: неиспользованная жизненная сила, «действуя уже из области смерти, берет душу у живых, как сама смерть», «ведет за собой в могилу».

В народных легендах «заложные» или сами обладали свойствами нечисти, или находились в услужении у разных представителей нечистой силы. Им приписывалась возможность управлять различными природными стихиями: дождем, громом, градом: «Мало бывает тепла до Семика; когда же покойников обмоет, тогда уж не бывает холода». Поминая удавившихся и утопившихся родственников, на их могилы приносили блины, вино, красное яйцо, которое разбивали тут же за упокой души. По обычаю часть блинов оставляли русалке: «Русалочка царица, красная девица, не загуби душки, не дай удавиться! А мы тебе кланяемся». По церковной традиции, в этот день молятся о «безродных и безыменных», о тех, за кого некому молиться и «чье христианское имя изгладилось из памяти людской». Вселенские панихиды в Семик проходят на местах массовых погребений. При поминовении читают молитву: «Помяни, Господи, убиенных рабов своих, и от неизвестной смерти умерших, их же имена Ты Сам, Господи, веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан».

Русальная неделя Русальная неделя приходится на неделю, предшествующую празднику Троицы и совпадает с так называемой Семицкой, или Троицкой, неделей. По народному поверью, в Русальную неделю, когда зацветает рожь, русалки «гуляют» на земле. В эту пору старались всячески задобрить русалок, чтобы избежать их вредоносного воздействия. Поэтому было принято устраивать общие трапезы, гулянья с хороводами, танцами и играми. Развешивали по деревьям в лесах и по кустам, растущим около рек, холсты на рубахи, бросали в лесах при виде нагих женщин и детей платки, части одежды. Русальная неделя связана с большим количеством запретов на каждый день: нельзя было выполнять большие полевые работы; ходить в лес и по посевам в одиночестве, водить в лес лошадей и скотину; купаться, особенно в полдень и полночь; полоскать белье, белить холсты, заниматься работами, связанными с прядением, ткачеством, шитьем. Празднование Русальной недели и соблюдение запретов должно было «задобрить» русалок, которые в знак благодарности могли даже помочь. Последний день недели назывался «Русальным воскресеньем», «Русальным заговеньем», «Крапивным заговеньем».

В этот день устраивали праздник в честь проводов русалок, с которыми расставались до следующего года. Троица Троица день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов — двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице — одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца — безначального первоначала, Сына — логоса и Духа Святого — животворящего начала. В образе Иисуса Христа людям явился Сын Божий. В день Пятидесятницы — второго великого праздника еврейского народа, посвященного дарованию Моисею Закона Божьего в виде 10 заповедей на горе Синай, и на 50-й день после воскресения Христова человечество в лице группы апостолов, собравшихся в иерусалимской горнице вокруг Девы Марии, впервые восприняло откровение Третьей Ипостаси Единого Бога — откровение Духа Святого см.

В народно-христианском календаре это Пудов день — праздник пчел и пчеловодов. В этот день пасечники старались осмотреть омшаники и пасеки. На Руси невесты, прежде чем дать согласие на брак, проверяли женихов: молодого человека ставили под деревом, где обычно роились пчелы, а затем изучали их поведение. Если они не обращали никакого внимания на парня, то жених хорош и скоро будет свадьба. Что нельзя делать 28 апреля По народным поверьям, нельзя обижать пчел, нельзя охотиться на них.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий