Новости петр петрович кащенко

Статьи/10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера. [19.02.1920] Умер Кащенко Петр Петрович – известный русский врач-психиатр. На улице Кащенко в Нижнем Новгороде находится областная психиатрическая больница. Петр Петрович писал: «Работа отвлекает больного от бреда, внося в его духовный мир новые ощущения и представления, приучает к порядку и дисциплине; без работы больной большей частью валяется на постели, привыкает к лени, опускается». Пётр Кащенко родился на Кубани в 1859 году.

Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943)

9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. Во многих современных публикациях местом его рождения называют город Ейск Краснодарского края. Петра Петровича Кащенко. Революция в психиатрии Революция в психиатрии Жизнь Петра Петровича Кащенко необыкновенна: родился в Тамбове 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), но в.

150-летие Петра Петровича Кащенко

Олег Лиманкин и его коллеги уверены в том, что будущее психиатрии - во внебольничной медицине. Большинству пациентов вовсе не требуется находиться в палате круглый год. При грамотно организованной внебольничной помощи они могли бы жить в обществе. В Италии, к примеру, последняя спецбольница закрылась в 1992-м. Сейчас там выросло поколение врачей, которые ни разу не были в психиатрической клинике. Пациентов с отклонениями лечат в соответствующих отделениях обычных больниц. Итальянское общество оказалось готовым к таким мерам. Их психбольницы тоже напоминали тюрьмы, содержание в которых являлось пыткой. Вот итальянцы и решили, что такого ужаса не надо. Та же модель реализуется в Скандинавии.

Финны планируют закрыть последнюю психиатрическую больницу в 2017-м. Готово ли к таким мерам наше общество - вопрос неоднозначный. Уровень толерантности у нас такой низкий, что даже психически здоровым инвалидам приходится несладко. Жить рядом с таким больным не хочет никто. Быть может, когда-нибудь ситуация и изменится, но без работы мы точно не останемся. Сейчас в Сиворицах проходит лечение полторы тысячи человек с самыми различными душевными заболеваниями. В усадьбе Демидова работает музей. Посетить его и погулять в старинном парке у чистого озера могут все желающие. Пациенты рисуют Сталина С юбилеем Петра Кащенко и основанной им больницы совпало открытие межрегиональной выставки "Талант вне диагноза".

Для тех времён, она отличалась новаторским подходом: пациенты жили в отдельных домиках, а не в тесных палатах, могли свободно передвигаться по территории учреждения, сами себя обслуживали. Молодой врач находился под большим впечатлением от увиденного, и в дальнейшем он будет решительно браться за переустройство каждой больницы, где ему доведётся поработать. Начнет он с психиатрического отделения Мартыновской больницы - в дальнейшем оно станет Нижегородской психиатрической больницей. Вот как отзывался о данном отделении старший врач, доктор Венский: " оно не только не способно вылечивать больных, но и содержит в себе все данные для окончательного умственного убийства человека".

Доктор Кащенко с энтузиазмом берется за реорганизацию работы больницы. Он не только переносит сюда принципы, подсмотренные в больнице-колонии под Тверью, но и превносит свои собственные, в чем-то революционные идеи. Петр Петрович настаивает на так называемом принципе нестеснения, он выступает резко против использования смирительных рубашек: "Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет ее, как на палача". Молодой врач делает особый упор на социализацию больных, он внедряет трудотерапию.

Пациенты работают в мастерских, в теплицах и огородах на территории больницы. Это сейчас трудотерапия кажется чем-то очевидным, доктор Кащенко же был первопроходцем. Вот что писал он о привлечении больных к труду: "Работа отвлекает больного от бреда, внося в его духовный мир новые ощущения и представления, приучает к порядку и дисциплине; без работы больной большей частью валяется на постели, привыкает к лени, опускается". Петр Петрович уделяет внимание и культурной жизни больных: они читают книги, ставят театральные постановки, в конце концов, доктор вспоминает свое ссылочное прошлое и лично руководит хором и музыкальным ансамблем пациентов.

Борясь за социализацию пациентов, доктор Кащенко придумал такую вещь, как "посемейный патронаж" — за денежное вознаграждение пациентов отправляли жить в семьи местных жителей. Разумеется, при этом следили, чтобы пациентов не обижали — их строго запрещалось называть "сумасшедшими". Такое проживание в семьях благотворно сказывалось на психическом состоянии больных.

От отца же Петр Петрович воспринял демократические взгляды. В период с 1876 по 1881 год Кащенко учился сначала в Киевском университете, а затем за блестящую учебу был переведен в Московский университет.

В России в период правления Александра II массово возникали студенческие кружки. В одном из них оказался Кащенко. После убийства царя он публично осудил инициативу студентов отправить венок императору. За это Петр Петрович, будучи женатым и на пороге выпуска оставалось два месяца , отправился в ставропольскую ссылку. Новатор-гуманист Через четыре года жизни в ссылке Кащенко разрешили продолжить обучение в Казанском университете.

Теперь у них доктор новый! На цепочку к стенам их больше не привязывает. Наоборот, тех, которые тихие, в деревню выпускает. И даже в дом к себе зовет — на пианине им играет, а они песни с ним хором поют. И ведь не боится! А у самого жена и четверо детей.

Сыновья младшие махонькие еще совсем! Там и огурчики, и помидоры — все честь по чести! Сами сажают, сами поливают. А некоторые и вовсе на селе живут, прямо здесь, в Кубинцево. Мужики их в дом берут, а доктор за это деньги платит. А сумасшедшими он их звать не велит, говорит, они больные просто.

Вот такие у них в медицине теперь методы. Что, не веришь? Точно тебе говорю! Врача нашего, Петра Петровича Кащенко, во всей Нижегородской губернии знают! Больные его страсть как любят!

Петр Кащенко

Психиатр из казаков. Петр Петрович Кащенко родился в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко, и дочери коллежского асессора, мелкого чиновника — Александры Павловны Черниковой. Биография Всеволода Петровича Кащенко, рассказывающая о том как он создал лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей и его понимании особенностей их развития. Кадры результатов странного ремонта в психоневрологическом диспансере больницы имени Кащенко на Старо-Петергофском проспекте, № 50, литера А, вызвали у петербуржцев недоумение. 9 января 1859 года родился выдающийся врач-психиатр Петр Петрович Кащенко, чье имя стало нарицательным. В Комитете по здравоохранению Петербурга прокомментировали фотографии, которые распространяют в телеграм-каналах, после проведения в петербургской психиатрической больнице имени Кащенко ремонтных работ по переустановке и доработке системы. Пётр Петрович оказался прекрасным организатором и очень целеустремлённым человеком.

Доктор с Кубани

  • Содержание
  • Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
  • Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»
  • Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко

«Идет по плану»: в психоневрологическом диспансере имени Кащенко объяснили нелепость ремонта

На формирование мировоззрения В. П. Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко (1858—1920) — известный деятель отечественной психиатрии. Петр Петрович Кащенко (1859−1920) был известным русским психиатром. Принадлежал он к тому поколению российской молодежи, которому сильно испортило жизнь чтение и почитание Чернышевского. Пётр Кащенко родился на Кубани в 1859 году. Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной. премию имени Константина Александровича Москаленко - получил заведующий кафедрой физики и биомедицинской техники ЛГТУ, кандидат технических наук, доцент Кащенко Андрей Петрович.

Три главные клиники в жизни доктора Кащенко

Петр Кащенко родился 9 января 1859 года в Тамбове в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко. Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи. Петр Петрович Кащенко. Современное "народное" название больницы — "Кащенко" (или "Кащенка") было дано ей в 1922 году по фамилии другой выдающейся личности — главного врача лечебницы с 1904 по 1907 г. г. — Петра Петровича Кащенко. Петр Петрович Кащенко родился (28 декабря 1858) 9 января 1859 года в городе Ейске (сейчас Краснодарского края). Его отец был военным Петр в Московском университете, из которого был отчислен за участие в студенческих выступлениях.

Вы точно человек?

Кащенко и описания разработанных им принципов устройства психиатрической помощи населению. Среди обсуждаемых вопросов: гипнотические идеи в психологии и психиатрии, принципы организации психиатрической службы и учреждений, посе-мейный патронаж. Идеалом психиатрического учреждения П.

Кащенко в 1908 г. Анна Всеволодовна — ровесница этого уникального санатория-школы.

Её отец говорил: «В 1908 г. Анна Всеволодовна продолжила семейную традицию и не один десяток лет проработала в логопедии. Она — «последняя из могикан», носителей старой русской культуры. Очаровательная женщина, прекрасный рассказчик с отменным чувством юмора и самоиронией.

Рассказывая о своей насыщенной событиями жизни, она охотно посмеивалась над собой. Мы говорили на самые разные темы: об отце и московском дореволюционном детстве, о политике и музыке, вспоминали анекдоты про Канатчикову дачу — так называлась больница, до недавнего времени носившая имя её дяди… У неё уникальный московский выговор, который сегодня можно услышать только в каком-нибудь старом фильме. Пленительная эта интонация ушла вместе с последними представителями старой московской интеллигенции. Она настоящая москвичка, увлекающаяся искусством и разбирающаяся в музыке, театре, живописи.

Анна Всеволодовна обожает музеи, театры, особенно — концерты классической музыки в Консерватории… Корни Её отец, Всеволод Петрович Кащенко, родился 21 марта 1870 г. Дед, Пётр Фёдорович, закончил Петербургскую Медицинскую академию, был лекарем во время Крымской войны, удостоен многих наград. Сын Всеволод продолжил семейную традицию, поступил на медицинский факультет Московского университета, но был отчислен за передовые взгляды. Он возглавил группу студентов, которые ратовали за введение нового устава, за что был выслан из Москвы.

Он получил высшее медицинское образование уже в Киевском университете Святого Владимира. После университета работал земским врачом, а в 1908 г. Мама Анны Всеволодовны окончила акушерское училище, хорошо знала медицину и много помогала мужу в созданном им санатории-школе. Санаторий-школа на Погодинке В семье Кащенко бытовала легенда о том, как Всеволод Петрович стал заниматься педагогической деятельностью.

Вот как рассказывает об этом Анна Всеволодовна. А со своим сыном он не всегда мог справиться, а о матери и говорить не приходилось. Жили они в здании больницы. Однажды Юрий устроил на чердаке больницы пожар кажется, это было в Нижнем Новгороде.

Курил ли он там тайком или делал какие-то химические опыты — неизвестно. Вне своей семьи Юрий вёл себя прилично, не причиняя дяде неприятностей. Возможно, в этот период впервые и закралась отцу в голову мысль о важности и необходимости специального подхода к воспитанию трудных детей. Пока Юрий жил у моих родителей, он очень привязался к ним и на всю жизнь сохранил к нам тёплое и почтительное отношение.

Повзрослев, он остепенился, стал оперным певцом с хорошим, приятным голосом, пел в театре Зимина…» Санаторий-школа был частным лечебно-педагогическим заведением, в котором В. Кащенко собрал лучшие медико-педагогические кадры того времени. Достаточно сказать, что консультантом там работал известный невропатолог Григорий Иванович Россолимо. Музей Санатория В санаторий-школу принимали мальчиков, страдавших психопатией, истерией.

Были там и малолетние пироманы, и клептоманы. Но, как говорит Анна Всеволодовна, «у нас работали сильные педагоги, выправляли даже самые запущенные случаи». Детей не только учили и лечили, но и разносторонне развивали: в школе были прекрасные мастерские, ребята рисовали, лепили, много занимались спортом — словом, были всё время заняты. Школа располагалась на Погодинской улице, дом 8, на большой территории от Погодинской до Большого Саввинского переулка.

Анна Всеволодовна вспоминает: «Там было девять домов, принадлежавших большой купеческой семье Бландовых. У них было молочно-колбасное заведение, и они конкурировали с богатой купеческой семьёй Чичкиных. Здания санатория-школы были очень красивые. Одно из них проектировал известный архитектор Краснов, который строил богатые дачи в Крыму.

Потом всё это, конечно, снесли». Но осколки той, старой Москвы встречаются в Хамовниках и сегодня. Как, например, известный всей округе продуктовый магазин с экзотическим названием «Ливерс». Ею владел Гевартовский.

Магазин так назвали уже после революции, потому что он рядышком с фабрикой… А в конце Большого Саввинского находилась ситценабивная фабрика Альберта Гюбнера…» А в санатории-школе шла насыщенная увлекательная жизнь. На Рождество ставили спектакли, устраивали маскарад, танцы, пение. В веселье участвовали все дети и персонал, а также и гости. Приглашённых бывало много — родственники и знакомые.

Отец был знаком с семьёй Сац. На одной из очередных ёлок появились у нас и его дочери: Наташа и Нина Сац Нина потом трагически погибла в Крыму. Из того, что они показывали, я запомнила только про слона и моську, как Наташа на четвереньках злобно и смешно тявкала на слона. Недавно мне позвонила жена И.

Андронникова — Вива Робинзон, с которой я училась в одном классе и сидела за одной партой. Она вспоминала, как было всегда интересно и весело на наших вечерах. Под старость ожили детские воспоминания, а ведь у неё в жизни было много иных впечатлений». Кащенко щедро делился опытом психолого-педагогической работы с педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми.

В 1920 г. С 1920 по 1924 г. Кащенко работал в этом институте, читал лекции на тему «Лечебная педагогика».

Этот день обычно вспоминается в связи с «кровавым воскресеньем», но не вспомнить о Петре Петровиче как-то несправедливо - тем паче, что мы все знаем его фамилию, но о нем самом, увы, не знаем почти ничего. Советская психиатрия изрядно подмочила свою репутацию. Ее так долго воспринимали исключительно как карательную, что и поныне специалисты в этой области медицины ощущают на себе клеймо прошлого: психиатров побаиваются, и перебить это отношение крайне сложно, если вообще возможно. Ну а на фоне сомнительной репутации канули в лето и отцы-родоначальники психиатрии, а вместе с ними и Петр Петрович Кащенко, на самом деле — личность абсолютно уникальная. Ныне знаменитая больница в Москве вновь носит имя городского головы Николая Алексеева, который прославился строительством водопровода, канализации и… «психушки». По легенде, он, к слову, не погнушался прилюдно поклониться в ноги заносчивому купцу Ермакову, чтобы толстосум дал на строительство больницы денег — так велика была в ней нужда. Спину Алексеев не сломал, больницу построили, и именно ее четыре года и возглавлял Петр Кащенко.

Крыша и верхний — четвёртый — этаж сделаны, спускаемся ниже. На период ремонта по всему зданию проведены временные инженерные сети, которые будут демонтированы после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пуско-наладочных работ. Необходимые объявления размещены на входе в учреждение», — объяснил он. Ремонтные работы в диспансерном отделении больницы имени П. Кащенко на Старо-Петергофском шоссе планируется завершить к 2024 году.

В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам

Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1 Петра Петровича Кащенко.
Богатырева Наталья | Секрет её жизни | Журнал «История» № 21/2009 Биография Всеволода Петровича Кащенко, рассказывающая о том как он создал лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей и его понимании особенностей их развития.
Кащенко Всеволод Петрович. Биография (1870 - 1943) Руководство СПб ГБУЗ "Больница имени П.П. Кащенко", где проходят лечение пациенты с психическими заболеваниями, дало комментарий после появления в соцсетях снимков, на которых виден весьма странный ремонт труб внутри помещений лечебного учреждения.
Если б Кащенко, к примеру, лёг лечиться к Пирогову... Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих.

Вы точно человек?

Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.

Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко 1858—1920 — известный деятель отечественной психиатрии.

После Октябрьской социалистической революции Петр Петрович был председателем психиатрической секции Наркомздрава и организатором психиатрической помощи. Его именем названа бывшая Алексеевская больница для душевнобольных на Канатчиковой даче в Москве. Всеволод Петрович в начале 90-х годов, как в свое время и его брат Петр Петрович 80-е годы , примкнул к студенческому революционному движению, активно участвовал в студенческих революционных кружках.

В 1894 году Всеволода Петровича вместе с другими студентами, в числе которых были известные революционеры-большевики Л. Смидович, Н. Семашко и другие, исключают из университета и высылают из Москвы.

Снимки, сделанные в помещениях медицинского учреждения, появились в социальных сетях утром 9 июня. На них видно, как водопроводные трубы, в частности, мешают пройти к раковине, "протыкая" потолок или пересекают порог одного из кабинетов. С целью поддержания функционирования диспансера организованы временные инженерные сети, которые будут демонтированы после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пуско-наладочных работ", — объяснили в ведомстве. Читайте также: Студенты петербургского университета пожаловались на обязательную эпиляцию Завершить капитальный ремонт в больнице имени Кащенко планируют к 2024 году.

Бехтерева и Л. И уже в 1889 году Петр Кащенко отправился в Нижний Новгород с целью реформировать психиатрическую больницу на новых для психиатрии принципах гуманизма. Там перспективный врач-психиатр, а затем и главврач, стал активно внедрять метод трудотерапии. За 15 лет своей деятельности, Петр Петрович смог создать из обычной Нижегородской психиатрической больницы лучшее в то время медицинское учреждение этого профиля в стране. А в 1904 году был назначен руководителем Московской психиатрической больницы, где продолжил применять свой опыт в лечении пациентов. Петр Петрович Кащенко имел такой врачебный авторитет, что в период революционных действий его не трогали.

Секрет её жизни

С целью поддержания функционирования диспансера организованы временные инженерные сети, которые будут демонтированы после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пуско-наладочных работ", — объяснили в ведомстве. Читайте также: Студенты петербургского университета пожаловались на обязательную эпиляцию Завершить капитальный ремонт в больнице имени Кащенко планируют к 2024 году. Помимо инженерных сетей, специалистам предстоит привести в порядок кровлю здания и отремонтировать помещения. Напомним, что в 2023 году на ремонт поликлиник в Петербурге потратят почти 4 млрд рублей из городского бюджета.

И даже в дом к себе зовет — на пианине им играет, а они песни с ним хором поют. И ведь не боится! А у самого жена и четверо детей. Сыновья младшие махонькие еще совсем! Там и огурчики, и помидоры — все честь по чести! Сами сажают, сами поливают. А некоторые и вовсе на селе живут, прямо здесь, в Кубинцево. Мужики их в дом берут, а доктор за это деньги платит. А сумасшедшими он их звать не велит, говорит, они больные просто. Вот такие у них в медицине теперь методы. Что, не веришь? Точно тебе говорю! Врача нашего, Петра Петровича Кащенко, во всей Нижегородской губернии знают! Больные его страсть как любят! Методы Петра Петровича Кащенко в те времена и правда можно было считать революцией в психиатрии. Он первым отказался от так называемого «метода стеснения», когда душевнобольных привязывали к полу и стенам цепями, ввел в практику трудотерапию и институт патронажа. Все свои инновации Петр Кащенко с успехом применил, как только оказался на должности директора Нижегородской земской больницы.

Кащенко родился в г. Ейске на Кубани в семье военного врача. После окончания Ставропольской гимназии В. Кащенко поступил на медицинский факультет Московского университета. На формирование мировоззрения В. Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко 1858—1920 — известный деятель отечественной психиатрии. После Октябрьской социалистической революции Петр Петрович был председателем психиатрической секции Наркомздрава и организатором психиатрической помощи.

С первых страниц меня постигло глубокое разочарование стилем изложения: было ощущение, что я читаю чей-то блог в социальной сети. Слова "сетевой троллинг", "тренд", "соцсеть", - это только на 1 странице; "психушка" это слово неоднократно употреблялось, от чего хотелось закрыть книгу. Последнюю главу я вообще читать не стала. Возможно, изменились стандарты серии ЖЗЛ....

Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов

Кащенко, который всю жизнь боролся за гуманное отношение к пациентам, за их возвращение к нормальной жизни при помощи не только лекарств, но и общения, физического труда, а также музыки, неожиданно стал символом «карательной психиатрии». Душевными болезнями в Нижнем Новгороде начали заниматься довольно давно — в 1837 году. Тогда в Нижегородской губернской земской — ее еще называли Мартыновской — больнице появилось 30 коек для душевнобольных. Очень скоро этого стало не хватать, в отделении порой скапливалось до ста человек и это при отсутствии водопровода и канализации. Ужасный смрад и теснота усугубляли и без того тяжелое психическое состояние пациентов, но власти закрывали глаза на эту проблему.

Лишь через четыре десятилетия, в 1878 году по ходатайству старшего врача больницы Д. Венского было выделено 60 тысяч рублей на строительство нового здания. Спустя шесть лет решением Нижегородского земского собрания к этой сумме добавили еще 101 тысячу.

Одно из последних приобретений оказалась книга о жизни Петра Петровича Кащенко. С первых страниц меня постигло глубокое разочарование стилем изложения: было ощущение, что я читаю чей-то блог в социальной сети. Слова "сетевой троллинг", "тренд", "соцсеть", - это только на 1 странице; "психушка" это слово неоднократно употреблялось, от чего хотелось закрыть книгу. Последнюю главу я вообще читать не стала.

Большую помощь ей в этом стал оказывать, едва достигнув совершеннолетия, старший сын Петр Кащенко — будущий известный психиатр. По окончании ставропольской гимназии Всеволод Петрович поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако за участие в студенческом революционном движении он вскоре был арестован, исключен из учебного заведения и выслан из Москвы. Через год ему удалось поступить в Киевский университет, где, учась, Всеволод Петрович снова оказался в самой гуще общественно-политической жизни студенчества. В 1897 году, получив медицинский диплом, а с ним и возможность научной карьеры, он предпочитает стать земским врачом, с тем чтобы быть ближе к народу, участвовать в его мирских делах, оказывать ему посильную помощь. Однако имя Кащенко значится в разосланном по всей России Министерством внутренних дел циркуляре, запрещающем принимать на государственную и общественную службу политически неблагонадежных. Вплоть до 1903 года губернаторы не утверждали меня штатным врачом, — вспоминал Всеволод Петрович, — и мне приходилось переезжать из уезда в уезд, из губернии в губернию в качестве временно исполняющего должность врача. Едва попав штатным врачом в Новоторжский уезд Тверской губернии, я снова по хорошо известному распоряжению министра внутренних дел Плеве лишаюсь права работать в земстве... В 1904 году Кащенко стал главным врачом больницы в Рогачеве Дмитровского уезда Московской губернии. Он ведет культурно-просветительскую деятельность среди обслуживающих работников, чем навлекает на себя неприязнь со стороны местного купечества. В итоге однажды морозной зимней ночью ему пришлось вместе со всем своим медицинским персоналом спасаться бегством в Москву и вновь перебиваться случайными заработками. Революция 1905 года вовлекла Кащенко в свой поток. Во время Декабрьского вооруженного восстания он возглавил Московский комитет помощи раненым революционерам. Генерал-губернатор Дубасов объявил комитет вне закона, угрожал всем входящим в него расстрелом и подверг артиллерийскому огню здание управы московского губернского земства, в котором расположился комитет угол Воротниковского переулка и Садовой улицы. После поражения революции Всеволод Петрович, лишенный права где-либо служить, задумал создать лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей. По этому поводу он советуется с приват-доцентом Московского университета Григорием Ивановичем Россолимо, врачом, обретшим к тому времени известность в качестве специалиста по клинической невропатологии и психиатрии. Кащенко взялся за основательное освоение детской психологии и психопатологии под руководством А. Берштейна, талантливого ученика знаменитого профессора психиатрии С. Корсакова; занимался в его кружке при Московском педагогическом собрании. Первые практические навыки в области детской патологии он приобрел в экспериментально-психологической лаборатории Россолимо. Для изучения индивидуальных особенностей ребенка Григорий Иванович разработал методику, составленную на основе так называемых психологических профилей. Впоследствии Кащенко, исходя из положения о ведущей роли социальной среды в ходе психического развития ребенка, создал социальные профили. По рекомендации Россолимо Всеволод Петрович вошел в Московское общество экспериментальной психологии. В 1907 году в Петербурге Кащенко знакомится с исследовательской и педагогической работой профессоров А. Нечаева и А. Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петровича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководившим в Петербурге хорошо организованной невропатологической клиникой. Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Эта поездка заняла у него полгода. По возвращении Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он подыскал в уютном зеленом уголке Москвы подходящий деревянный двухэтажный дом, взял его в аренду и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного коллектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей. Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире. Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стране, так и за рубежом. В основном дело сводилось к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и вспомогательных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обеспечению призрения и воспитания ненормальных детей. Царское правительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно. С взволнованным докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде отечественных психиатров. Свою тему он связал с социальными проблемами текущей жизни, заострил всеобщее внимание на необходимости объединения усилий врачей и учителей, воззвав к собравшимся: «... На долю врачей падает в высокой степени почетная задача — указать широкое общественное и государственное значение вопроса о дефективных детях и пропагандировать идею о необходимости и своевременности организации государством и общественными силами школ и медико-педагогических заведений для умственно отсталых и других типов дефективных детей». Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естествоиспытателей и врачей 1910 г. В санатории-школе Кащенко видел плацдарм для непосредственного углубления и расширения фронта наступления в указанном им направлении. В своей пропаганде и практической работе Кащенко особый акцент делал на методической стороне учебно-воспитательного процесса, подчеркивая, что не ребенок должен приспособляться к системе воспитания и программе обучения, но последние должны быть приноровлены к нему. Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только имеются к тому условия, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. В противном случае школа рискует переутомлять своего питомца, предъявляя к нему непосильные требования, оставляя неиспользованными или недоразвитыми те или иные способности и склонности ребенка, и провоцирует возникновение, укоренение и развитие индивидуальных сторон, вовсе нежелательных. В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт. В основу такого изучения были положены достижения современных наук, главным образом психологии и физиологии, имея при этом в виду, что, как бы ни были значимы отдельные элементы сложных проявлений индивида, каждое из них — проявление личности, то есть носит качественный характер и несводимо к простой арифметической сумме аналитически выделяемых слагаемых. Большая ответственность в таком совместном исследовании ложится и на врача, и на педагога, от их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, безошибочность выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Врач-невропатолог Филадельф Дмитриевич Забугин, посетивший его в 1911 году, вспоминал много лет спустя: «Всегда живой, веселый, он обладал интуицией понимать те дефекты растущего организма, которые надлежало дефектологу переработать... Целый ряд наших врачей-невропатологов, психиатров владеет большим мастерством в смысле постановки диагноза, а Всеволод Петрович, кроме того, умел быстро, в течение нескольких часов охарактеризовать дефект ребенка, подлежащий исправлению, начертить ту программу, указать те методы, которые постепенно применялись бы в продолжение длительного времени. Я наблюдал не только эту черту. Я наблюдал и то творчество, которое было связано с выявлением этого дара природы. Если кто-либо из вас вспомнит работу артиста, то подобное может быть отнесено и к Всеволоду Петровичу. Вся его эмоциональная сфера была затронута. Он волновался, он переживал. И если кто был свидетелем его выхода на кафедру, постановки им диагноза, его интересных и длительных консультаций, тот никогда этого не забудет... Дефектологу нужно развивать интуицию, которой так часто не хватает. Она и творческая мысль — вот те особенности, при помощи которых находится правильный способ и верный путь коррекции дефективного детства». Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко. Его коллеги рассказывали, что Всеволод Петрович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. Ведь пробуждение самостоятельности, активности, способности к почину возможно лишь с обретением навыков конкретной практической деятельности. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием. Дети непрерывно что-то делали, что-то исследовали, взвешивая, измеряя, разбирая, зарисовывая, составляя чертежи, графики, собирая коллекции, пользуясь приборами, изготавливая модели. Соприкасаясь с различными сторонами изучаемого, они получали возможность полнее и ближе пережить предмет, у них вырабатывалось собственное отношение к нему, развивался и углублялся интерес, пробуждалась потребность в инициативном действии, в самостоятельности. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда никакая школа не будет в состоянии дать. Педагогический коллектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные силы, и они постепенно научились бы пользоваться своими способностями, знаниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость, упражняя свою личную самодеятельность, находя новые сферы для приложения своих творческих сил. На всех, кто посещал санаторий-школу, производила большое впечатление глубоко и всесторонне продуманная постановка дела в санатории-школе, исследовательский творческий дух, которым была пронизана вся работа, но еще более — замечательная способность Всеволода Петровича побуждать своих сотрудников к целеустремленному педагогическому творчеству. Специфика школьного контингента требовала своеобразия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изобретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры. Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, проявление активности в ней самих детей. Не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы. Отдельные предметы учебного курса здесь не стояли изолированно друг от друга — между ними поддерживалась тесная связь в целях системного объединения учебного материала в сознании воспитанников, а также для еще большего расширения и распространения проявившегося у них интереса к отдельному школьному предмету на другие предметы. Так, на уроках истории в связи с хронологическими датами производились математические вычисления, а математика заимствовала наглядный материал для своих упражнений и задач из истории, географии или природоведения. Темы диктантов, изложений и сочинений, а также упражнений в устной речи заимствовались из наиболее занимательных для детей областей знания. На всех уроках подчеркивалась их связь с окружающей жизнью. Учителя помогали учащимся самим отыскивать и осмысливать параллели и противопоставления. Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера. Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки. Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива.

И вся советская психиатрия, в том числе карательная. Даже на слух его фамилия воспринимается зловеще, неизбежно возникает в памяти Кощей Бессмертный, не самый доброжелательный персонаж русских сказок. Между тем это был один из величайших гуманистов своего времени. Студент трех университетов Петр Кащенко родился в 1859 году. Детство его прошло в городе Ейске. Сейчас это курорт, а тогда был молодой торговый городок, возраст которого насчитывал всего лишь 10 лет. Учился в трех российских университетах. Из первого, Киевского, переведен в Московский — матери будущего психиатра удалось выхлопотать для сына стипендию, притом именно там. Из Московского исключен за неблагонадежность — демонстративно отказался скорбеть по поводу убийства Александра II. Третий — Казанский — окончил. Во всех трех был отличником. Между Московским и Казанским — несколько лет ссылки в Ставрополе, во время которой он преподавал пение в женской гимназии. Именно в Казанском университете наконец определилась будущая медицинская специализация Петра Петровича. Как это часто бывает с романтично настроенными студентами, решающую роль сыграла личность одного из преподавателей. Доктор медицины Лев Рогозин, одновременно исправляющий обязанности директора Казанской психиатрической больницы, был безупречен во всех отношениях. На него очень хотелось быть похожим. В 1889 году, свежеиспеченного, но уже вполне взрослого доктора 30 лет — шутка ли? Перед ним ставится задача — больница действует по старинке, ее требуется реформировать. Собственно, ее толком и не было. Существовало лишь психиатрическое отделение Мартыновской больницы. Оно, по словам старшего врача Д. Венского, было «не только не способно вылечивать больных, но и содержит в себе все данные для окончательного умственного убийства человека». К этому моменту Кащенко успел и получить диплом врача, и поработать врачом-психиатром в первой в стране психиатрической больнице-колонии. Она располагалась под Тверью, в селе Бурашово. Руководил этой колонией М.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий