Новости спасение челюскинцев 1934

13 апреля 1934 года завершилась героическая эпопея спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель РИА Новости. Спасение челюскинцев стало не только знаковым событием во всей советской истории, но и технологически уникальной 1933 года из порта Мурманск вышел пароход «Челюскин», на борту которого находилась научная экспедиция во главе с Отто Шмидтом. 4 ноября 1934 г. благодаря удачному дрейфу «Челюскин» вошел в Берингов пролив. 27 марта 1934 года самолет будущего Героя Советского Союза летчика Михаила Водопьянова вылетел из Магадана на спасение экипажа затонувшего парохода «Челюскин».

Челюскин и пижма все точки над i

Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. 13 февраля 1934 года ушел на дно пароход "Челюскин", на котором покоряла Арктику экспедиция полярного исследователя Отто Шмидта. Длившаяся два месяца эпопея по спасению застрявших на льдине челюскинцев завершилась. За операцией по спасению челюскинцев следила вся страна, выходили статьи в газетах, репортажи на радио, кинодокументалистика.

Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев

13 апреля 1934 года завершилась героическая эпопея спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». 13 февраля 2024 года исполнилось 90 лет с начала операции по спасению экипажа парохода «Челюскин».

Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев

13 апреля 1934 года завершилась героическая эпопея спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». 13 февраля 1934 года судно все-таки не выдержало тягот ледового плена и в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен затонуло.[4] Челюскинцы были готовы к этому! Первым практическим результатом работы комиссии было спасение экспедиции Нобиле, потерпевшей аварию на дирижабле «Италия».

Несостоявшаяся челюскиниада

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход еще около острова Колючин. Затертый во льдах "Челюскин" Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Следующий рейс был совершен только 7 апреля. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Впоследствии, в 1939 году им вручили вновь учрежденный знак особого отличия Героев Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Звания Героя Советского Союза был удостоен также летчик Сигизмунд Леваневский, хотя из-за аварии самолета ему не довелось снять со льдины ни одного челюскинца. Герой Советского Союза летчик Анатолий Ляпидевский Семеро смелых Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести — стать первым среди первых Героев Советского Союза — был одним из самых молодых моложе него, и то всего на год, только Каманин участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков.

В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути — полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров. Спасение челюскинцев Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал всех десятерых женщин и двоих детей станет для него и последним в спасательной эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси.

Завхоз экспедиции Борис Могилевич был придавлен палубным грузом и погиб. Находившиеся на борту успели высадиться на льдину и сгрузить всё необходимое. Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта. Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря.

После возвращения полярников наградили орденами Красной Звезды, а лётчики-спасатели стали первыми Героями Советского Союза. Судно ледокольного типа было предназначено для арктического торгового мореплавания. Пароход ушёл на дно за два часа. Завхоз экспедиции Борис Могилевич был придавлен палубным грузом и погиб.

Находившиеся на борту успели высадиться на льдину и сгрузить всё необходимое.

Приключения лётчика Ляпидевского Пятого марта на помощь челюскинцам первым прибыл лётчик Ляпидевский на самолёте АНТ-4 — это был первый самолёт, приземлившийся на льдину. Посадка была непростой — длина аэродрома достигала вполне достаточных 600 метров, но вот ширины в 50 было втрое меньше, чем надо. Ляпидевский доставил инструменты, оленину, и, самое важное, аккумуляторы для радиостанции, которые были уже на исходе. Обратно в Уэлен Ляпидевский увёз 12 женщин и детей. При запуске моторов чуть не произошла трагедия — капитану «Челюскина» едва не снесли голову винтом, но, к счастью, лишь задели шапку.

Источник фото Это был единственный раз, когда Ляпидевский пришёл на помощь лагерю. Четырнадцатого марта у него лопнул вал одного из моторов. АНТ-4 сел на вынужденную, после чего самолёт чинили на месте почти полтора месяца. Но на успех и аварию пришлось целых 36 полётов — как попыток спасти челюскинцев, так и косвенно-логистических по немаленькой Чукотке. Очень мешали полярная ночь, барахлящие моторы и переменчивая погода. Да и малая освоенность края играла роль — как-то раз в Уэлене закончился сжатый воздух для запуска моторов, и его целую неделю везли на собаках.

Американская миссия Всё та же малонаселённость окрестных краев диктовала порой, на первый взгляд, странные пути. Перегон самолётов в Чукотку представлял сложное, опасное и масштабное предприятие. Чаще всего они шли на пароходах как можно дальше, после чего выгружались на лёд и стартовали своим ходом. Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед». Последних ждало путешествие через половину земного шара.

Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска. Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры.

Post navigation

  • ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
  • Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? - Статьи и репортажи РГО
  • Содержание
  • Спасение «Челюскина». Летчики, самолеты, испытания
  • Читайте также

13 февраля 1934 года во льдах Арктики затонул пароход «Челюскин»

Однако лишь в 1878-1879 гг. В 1914-1915 годах схожим маршрутом прошла экспедиция Бориса Вилькицкого, зимовавшая у Таймыра. Этапным стал 1932 год - экспедиция ученого Отто Шмидта на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков", которым управлял капитан Владимир Воронин, впервые прошла Северный морской путь за одну навигацию в Чукотском море льды "откусили" гребной винт, на чистую воду Берингова пролива судно вышло под парусами. Теперь маршрут должно было повторить грузовое судно, чтобы доказать: арктические моря - рабочая транспортная артерия. Но человек предполагает, а Север располагает... Грузовой пароход "Лена", усиленный для льдов, построили по советскому заказу в Дании. В Ленинград его привел капитан Петр Безайс, пароход переименовали в честь исследователя Арктики Семена Челюскина 1707-1764. Сегодня при слове "Челюскин" вспоминается в первую очередь не человек, а пароход... Пароход "Челюскин". В июле 1933 года "Челюскин" зашел в Копенгаген для устранения выявленных дефектов, после чего взял курс на Мурманск. Командование судном принял Воронин, изо всех сил этому сопротивлявшийся.

Он считал, что корпус "Челюскина" не выдержит льдов, шпангоуты недостаточно часты и прочны. Воронин согласился довести пароход только до Мурманска. Но другой кандидатуры начальник Главсевморпути Шмидт не видел, и капитана попросту поставили перед фактом. Мурманск "Челюскин" покинул лишь 10 августа - в Арктике это уже ворота зимы. На борту "советского ковчега" находилось 112 человек: моряки, ученые среди них океанограф Яков Гаккель - отец виолончелиста группы "Аквариум" Севы Гаккеля , полярники, направлявшиеся на остров Врангеля. Спецкором "Правды" в рейс пошел поэт Илья Сельвинский. Был и художник - Федор Решетников, впоследствии прославившийся картиной "Опять двойка". Карта похода парохода "Челюскин" Северным морским путем. Чукотское море встретило "Челюскин" сплошным льдом. Когда в октябре его навестили местные жители на собачьих упряжках, восемь человек, включая поэта Сельвинского и оператора Трояновского, сошли на берег.

Впаянный в лед, "Челюскин" дрейфовал вместе с ним, и поначалу удачно. Дрейф неуправляемого парохода, попавшего в ледовые челюсти, продолжался почти пять месяцев. Развязка наступила 13 февраля 1934 года, когда "Челюскин" сдавили льды. Потом как бы грохнули пулеметы - это сорвались с мест тысячи заклепок. Корабль дрожал, стонал, кряхтел, как живое существо. Борт в надводной части разорвало метров на двадцать. Нутро корабля выворачивалось наружу", - вспоминал радист Эрнст Кренкель. К аварийной выгрузке готовились загодя, эвакуацию провели организованно. Летчик с "Челюскина" Михаил Бабушкин вспоминал: "В кормовой части стояли Воронин и Шмидт, наблюдая, все ли спрыгнули за борт. Позади них остановился Борис Могилевич - наш завхоз.

С трубкой во рту он спокойно выжидал. Ни капитан, ни Шмидт не заметили его и в самый последний момент спрыгнули на лед... Будет поздно! Видимо, его подвели сапоги, скользнувшие по обледенелой и накрененной палубе.

Приведенные данные с точностью до 1 человека совпадают с количеством людей по указу о награждении участников лагеря Шмидта. Установить причину расхождения не удалось. Особый интерес представляет вопрос о координатах гибели «Челюскина».

Казалось бы, этот вопрос должен был быть однозначно определен. Эти координаты, безусловно, были занесены в судовой журнал, сообщены на Большую землю для обеспечения поиска и спасения людей с льдины, должны были быть известны каждому экипажу самолетов, участвовавших в спасении полярников. Однако в августе 2004 года закончилась неудачей экспедиция по поиску «Челюскина» с помощью научного судна «Академик Лаврентьев». В исследовании были использованы данные, указанные в штурманском журнале 1934 года. Тогда руководитель экспедиции Отто Шмидт сообщил в радиограмме точные координаты. Были проверены все известные в архивах координаты, оставленные экспедициями 1974 и 1979 годов. Руководитель экспедиции, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов заявил, что причиной неудачи является фальсификация данных о месте гибели парохода.

Возникает предположение, что по каким-то причинам или по традиции засекречивания любой информации в печати нашли отражение измененные координаты. В этой связи автор предпринял попытку найти эти данные в зарубежной печати периода спасения челюскинцев. В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства помечено, что "Челюскин" затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы. Эта точка лежит в 40 милях от мыса Ванкарем, на котором расположен поселок с таким же названием. Им были опубликованы уточненные координаты гибели «Челюскина», проверенные в результате погружения к пароходу. Имея такие цифры, не бросайте там якорей! Это координаты с точностью до одного метра».

Учитывая разноречивость оценок координат затонувшего «Челюскина» автор предпринял попытку выяснения спорных моментов у Сергея Мельникоффа, утверждающего, что он совершил погружение к затонувшему пароходу и сделал фотографии в непосредственной близости от корабля на глубине 50 метров. На вопрос о значимости расхождений в координатах и наличии фальсификации исходных данных С. Мельникофф ответил, что «расхождение не значительно. В половину морской мили. В силу того, что в те времена координаты брали с помощью ручного секстана, а я пользовался спутниковой системой - это нормальная ошибка». Поиск осуществлялся «по картам Генштаба, на которых нет других затонувших судов в этом районе. И нашли в полумиле от места его обозначения на карте.

Эхолокация тоже говорит об этом - объект имеет 102 метра длины и 11 метров в высоту. Видимо, пароход чуть-чуть наклонен на левый борт» и практически не погружен в ил или донные наносы. Недостаточная обоснованность заявления Михайлова о фальсификации данных была подтверждена участником экспедиции «Челюскин — 70» руководителем аппарата Комиссии Совета Федерации по делам молодёжи и спорту, доктором социологических наук Александром Щегорцовым. Поскольку мы берем на себя задачу проведения независимого расследования, то при анализе фактической стороны дела будем исходить из «презумпции невиновности», то есть будем предполагать, что вся основная информация, изложенная автором Э. Белимовым в «Тайне экспедиции «Челюскина», отражает реальные известные автору факты и не отягчена сознательным литературным вымыслом. Обратим внимание, что до сегодняшнего дня считалось, что первая публикация работы «Тайна экспедиции «Челюскина» была на сайте «Хронографъ», выходящем под лозунгом «XX век. Документы, события, лица.

Неизвестные страницы истории…». В предисловии к сайту редактор Сергей Шрам указывает: «Многие страницы этого сайта покажутся кому-то непривычно жесткими, а кому-то даже обидными. Что ж, такова особенность жанра, в котором я работаю. Особенность эта - подлинность факта. В чем отличие беллетристики от истории? Беллетристика рассказывает то, что могло быть. История - только то, что было.

В переломные моменты эпох люди охотнее тратят время на чтение исторических изданий, в которых рассказывается "то, что было". Перед Вами как раз такое издание... Поэтому неудивительно, что такую проблематичную статью, делающую достоянием общественности высказывание участников экспедиции по очень острой проблеме, перепечатали многие издания и интернетовские сайты. Поиск показывает, что традиционная ссылка на «Хронографъ» как на первоисточник не верна. Публикация в «Хронографе» датируется августом 2001 г. Первая публикация работы Э. К тому же эта публикация имеет ссылку: «специально для «Новой Сибири».

В этом случае становится совершенно определенным место работы автора в НЭТИ, аббревиатура которого ничего не говорила при повторных публикациях. Обратим внимание также на то, что израильская версия тоже появилась в печати позже публикации в «Новой Сибири», но и она предшествует публикации в «Хронографе». Анти-«Пижма» Когда идет речь о сравнении различных версий, всегда может возникнуть опасность, что версии относятся к различным объектам и их несоответствия не взаимоисключающие. В данном случае есть два уникальных и единичных события, рассматриваемых в обеих версиях, информации о которых не может быть двойственной. Это — единственный, первый и последний, поход «Челюскина», применительно к которому не может быть различных дат. И единственный случай рождения в Карском море девочки: не может быть разных дат рождения и разных родителей. Поэтому первоначально обратимся к сопоставлению информации именно по этим вопросам.

По официальной версии пароход вышел из Мурманска 2 августа 1933 г. Уже 13 августа 1933 года в Карском море появились серьезная деформация корпуса и течь. Руководитель экспедиции О. Шмидт, находясь в Беринговом проливе, направил советскому правительству поздравительную радиограмму. После этого пароход уже не имел возможности самостоятельного плавания и дрейфовал во льдах в северном направлении до дня своей гибели. Белимов пишет: «Итак, вернемся в далекое прошлое 5 декабря 1933 года. Часов в 9 или 10 утра Елизавету Борисовну будущую мать Карины по версии Белимова — прим.

ЛФ привезли на причал и помогли подняться на борт "Челюскина". Почти сразу же началось отплытие. Гудели пароходы, в черном небе лопались ракеты, где-то играла музыка, все было торжественно и немного печально. Вслед за "Челюскиным" плывет "Пижма", вся в огнях, точно сказочный город». Можно привести дополнительно целый ряд временных вех, показывающих, что «Челюскин» не мог начать плавание из Мурманска 5 декабря 1933 г. В соответствии с этим можно твердо утверждать, что датировка экспедиции «Челюскина» в работе Э. Белимова ошибочна.

В Карском море на «Челюскине» родилась девочка, названная по месту рождения Кариной. Большинство источников в этой связи ссылаются на следующую запись в судовом журнале: «31 августа. В работе Э.

Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола.

Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю. Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов.

Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд. Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута. Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив.

Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена. Внезапно льды двинулись на север, а затем — на северо-запад. Челюскин вместе с ними вновь оказался в Арктике. Его вынужденный дрейф продолжался ещё три месяца суровой полярной зимы. Льды всё сильнее стискивали корпус парохода… 13 февраля в Москве получили радиограмму: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов…».

Это послание было отправлено уже из ледового лагеря. Понимая, что гибель корабля неизбежна, челюскинцы за несколько дней перенесли на лёд всё содержимое трюмов, в первую очередь — продовольствие и топливо. Из снятых с палубы досок соорудили бараки. Во время разгрузки «Челюскина» погиб, придавленный сместившимся грузом завхоз экспедиции Борис Могилевич. В ледовом лагере, посреди полярной ночи, остались 104 человека, в том числе двое маленьких детей.

Пока в Москве готовились к спасению челюскинцев, те налаживали свою жизнь во льдах. Их главной задачей стала расчистка большого пространства, на которое могли бы садиться самолёты.

Неудивительно, что ещё с петровских времён чуть ли не каждое десятилетие на разведку пути сквозь льды отправлялись всё новые экспедиции. Мореплаватели наносили на карту всё больше северных островов, мысов и заливов, но доплыть из Архангельска да Камчатки у них не получалось. Первым решил эту задачу шведский географ Адольф Эрик Норденшёльд, которому в 1878—1879 годах удалось доплыть на парусно-паровой барке «Вега» от Скандинавии до Японии.

Путь занял два года, и повторить его тогдашние коммерческие караваны ещё не могли. Следующая удачная попытка северного плавания вокруг Евразии состоялась только в 1932 году, когда советский арктический исследователь Отто Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» добрался от Архангельска до Петропавловска-Камчатского. Путешествие оказалось сложным. Во льдах Чукотского моря корабль потерял винт, и до чистой воды ему удалось доплыть лишь под самодельными парусами. От Берингова пролива до Петропавловска «Сибирякова» довёл буксир.

Тем не менее советское правительство сочло экспедицию удачной, и её было решено повторить на следующий год. Отто Шмидт. Wikimedia Commons Новой экспедиции предстояло отправиться в путь на новеньком пароходе, спущенном со стапелей верфи в Копенгагене 11 марта 1933 года. Командовал кораблём капитан Владимир Воронин, который год назад стоял на мостике «Александра Сибирякова». На борту находились 112 человек.

Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку. Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола.

Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю. Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов.

Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать.

Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах

Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель / РИА Новости. Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев.

День в истории: Как спасали челюскинцев

Спасение челюскинцев | Омское областное отделение КПРФ 13 апреля 1934 года Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили заключительный вылет в лагерь и доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Боброва, радистов Кренкеля и Иванова, боцмана Загорского, Воронина и моториста Погосова.
Спасение «Челюскина». Летчики, самолеты, испытания Партия челюскинцев в 8 человек покинула пароход и, пройдя 65 километров по сплошному льду, достигла мыса Дженретлен.
13 февраля 1934 года во льдах Арктики затонул пароход «Челюскин» Все лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, были удостоены звания героев Советского Союза — награды, учреждённой в апреле 1934 года.
13 апреля 1934 года завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике В операции по спасению челюскинцев приняли участие семь лётчиков, первым был Ляпидевский и в связке с ним были янов, н, н, вский, в и в.

Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине

Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев - МК Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли.
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути Длившаяся два месяца эпопея по спасению застрявших на льдине челюскинцев завершилась.
«Челюскин»: катастрофа, спасение и чествование героев Операция по спасению челюскинцев была возобновлена 7 апреля 1934 года.
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? - Статьи и репортажи РГО Первым практическим результатом работы комиссии было спасение экспедиции Нобиле, потерпевшей аварию на дирижабле «Италия».
В этот день в 1934 году завершилось спасение челюскинцев в Арктике В самый разгар операции по спасению челюскинцев в конце марта 1934 года Леваневский и другие члены миссии вылетели из Нома в Ванкарем.

Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине

Оба до этого уже бывали в Америке. При перелёте из США в чукотский посёлок Ванкарем, откуда планировались вылеты за челюскинцами, Леваневский повредил свой самолёт и не смог совершать вылеты. Маврикий Слепнёв до челюскинцев в итоге долетел, но при посадке ударился о ледяные торосы и смог вернуться на материк только через четыре дня. Но первым достиг лагеря не Слепнёв, а Анатолий Ляпидевский.

На Чукотку Ляпидевского вызвали ещё в декабре — на случай эвакуации кого-то с зазимовавших во льду пароходов, включая дрейфующий "Челюскин". И оказалось, что не напрасно. Ещё до катастрофы на "Челюскине" он совершил несколько полётов над океаном, приспосабливая себя и технику к суровой арктической погоде.

Ляпидевский вспоминал, что всего за время экспедиции выполнил 36 вылетов. Вода для моторов при минус 40 грелась так медленно, что порой удавалось запустить только один мотор, а на второй уже не хватало светлого времени. Требовались немалые усилия просто для того, чтобы удержаться на ногах: из-за пурги уже в нескольких шагах ничего не было видно.

А летящий в самолёте пилот сидел в открытой кабине. Шум мотора заглушал слова, так что переговариваться с бортмехаником, сидящим сзади, приходилось знаками или записками". Пурга застилала горизонт, искали лагерь вслепую, всматриваясь в бесконечные белые просторы.

Лётчики-герои Анатолий Васильевич Ляпидевский 1908—1983. Анатолий Ляпидевский. Сел в кабину.

Чувствую — леденеют, слипаются веки. Почти ослеп. На взлёте ткнул правой лыжей, но самолёт все-таки оторвался, взмыл.

Беру высоту. Чувствую режущую боль в лице. Стащил перчатку, приложил к лицу.

А тут ещё хлопает левый мотор. Нет, надо возвращаться, иначе — гроб. Начинаю планировать, перчатку уносит на ропаки.

Стиснул зубы от страшной боли, стараюсь удержать штурвал, посадить машину. Посадил, подруливаю. Бортмеханик хватает из фюзеляжа снег, трёт мне лицо.

Подбегает врач Леонтьев, говорит, заикаясь: "Ай-ай-ай. Ты же отморозил нос, щёки". На другой день сижу с перевязанной физиономией.

Кожа горит, кровоточит... Будто кто-то насмехается надо мной! Выть хотелось от злости.

Душа горела".

Образованная в Москве специальная комиссия подготовила спасательную операцию. С 5 марта по 13 апреля челюскинцев эвакуировали из лагеря на материк самолётами. После возвращения полярников наградили орденами Красной Звезды, а лётчики-спасатели стали первыми Героями Советского Союза. Судно ледокольного типа было предназначено для арктического торгового мореплавания. Пароход ушёл на дно за два часа.

Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы [11]. В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске. Чествования[ править править код ] С Чукотки бухта Провидения , 21 мая 1934 года на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились на Камчатку 28 мая , далее, во Владивосток 7—9 июня , а оттуда, на специальном литерном поезде специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности в Хабаровск 10 июня и до Москвы [12]. Затем, 24 июня, челюскинцев встречал Ленинград. Впоследствии, в 1939 году им вручили вновь учреждённый знак особого отличия Героев Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Одновременно с ними звания Героя Советского Союза был удостоен также лётчик Сигизмунд Леваневский , хотя из-за аварии самолёта до лагеря он не долетел и ему не довелось снять со льдины ни одного челюскинца. За помощь при спасении челюскинцев орденом Ленина были награждены двое американских бортмехаников , Клайд Армстед англ. Clyde Armistead и Уильям Левери англ. William Lavery , 20 апреля 1934 года [14] [15]. Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденом Красной Звезды 103 человека, включая погибшего Б. Могилевича [16]. Хаапалайнену, Л.

При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошел 7 июня. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции — А. Ляпидевский, С. Леваневский, М.

Новости и события Российского исторического общества

Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола. Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю. Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов.

Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд. Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута. Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив. Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена. Внезапно льды двинулись на север, а затем — на северо-запад. Челюскин вместе с ними вновь оказался в Арктике.

Его вынужденный дрейф продолжался ещё три месяца суровой полярной зимы. Льды всё сильнее стискивали корпус парохода… 13 февраля в Москве получили радиограмму: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов…». Это послание было отправлено уже из ледового лагеря. Понимая, что гибель корабля неизбежна, челюскинцы за несколько дней перенесли на лёд всё содержимое трюмов, в первую очередь — продовольствие и топливо. Из снятых с палубы досок соорудили бараки. Во время разгрузки «Челюскина» погиб, придавленный сместившимся грузом завхоз экспедиции Борис Могилевич. В ледовом лагере, посреди полярной ночи, остались 104 человека, в том числе двое маленьких детей.

В 1914-15 годах, в разгар Первой мировой войны, экспедиция под руководством первооткрывателя Северной Земли Бориса Вилькицкого, выйдя из Владивостока на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», совершила первое в истории сквозное плавание по Севморпути с востока на запад, дойдя до Архангельска. В 1914-15 годах экспедиция под руководством первооткрывателя Северной Земли Бориса Вилькицкого, выйдя из Владивостока на ледокольных пароходах «Таймыр и «Вайгач», совершила первое в истории сквозное плавание по Севморпути Гражданская война и последующая разруха в России, временно приостановили арктические исследования, однако уже в начале 1930-х годов они возобновились. Ещё в марте 1920 года Владимир Ленин ввиду важности Северного морского пути для экономики страны подписал декрет о создании Северной научно-промысловой экспедиции Севэкспедиция для изучения арктических территорий России «от Кольского полуострова до Берингова пролива». Интересно, что Верховный правитель России адмирал Александр Колчак известный и как полярный исследователь годом ранее также уделил этому вопросу своё внимание, распорядившись создать при своём правительстве в Омске Комитет Северного морского пути. Следующее значительное достижение в деле освоения Севморпути приходится на 1932 год, когда знаменитый русский учёный и исследователь Отто Юльевич Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» прошёл за одну навигацию, без зимовок, с 28 июля по 1 октября, от Архангельска до Берингова моря. Правда, ещё в Чукотском море пароход лишился гребных винтов, и до Берингова пролива шёл на самодельных парусах, после чего его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Эпопея «Челюскина» В 1932 году знаменитый русский исследователь Отто Юльевич Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» прошёл за одну навигацию, без зимовок от Архангельска до Берингова моря Но Отто Шмидт не сдавался. Он решил повторить попытку, дабы всё же пройти Севморпуть от начала до конца без аварий. В качестве корабля для новой экспедиции он выбрал ледокольный пароход «Челюскин», спущенный на воду в 1933 году и бывший в то время одним из самых современных судов этого типа в отличие от «Сибирякова», построенного в 1909 году. Он должен был проследовать по Севморпути, и, пройдя Беринговым проливом, достичь Владивостока. Поначалу всё шло хорошо, и уже 1 сентября экспедиция обогнула мыс Челюскин на северной оконечности Таймыра. Однако, когда пароход вошёл в Чукотское море, участники экспедиции увидели впереди сплошной лёд. Он продолжался пять месяцев, и поначалу казалось, что цель будет достигнута: «Челюскин» медленно смещался к Берингову проливу, и 4 ноября его достиг. На горизонте под лучами солнца переливалось свободное ото льда море… Однако вскоре судно было увлечено течением на северо-запад.

Демиров и Бестанжиев от группы оторвались. Затем они оба и находившиеся на борту механики потерпели аварии и чудом добрались до населенного пункта. Фарих оказался прав. При посадке в Анадыре Каманин подломал свой самолет. Не оказалось в Анадыре и бензина. Каманин приказал слить бензин из поврежденного самолета, оставив Пивенштейна для его ремонта, а сам в паре с Молоковым продолжил перелет. Автору приходилось слышать, что Каманин отнял у Пивенштейна не только самолет, но и лавры героя-спасителя. Но Каманин был военным командиром группы и не имел права по своей инициативе передавать кому-либо свои функции. Пивенштейн же, отремонтировав подручными средствами самолет, прилетел в Ванкарем и перевозил спасенных челюскинцев в бухту Провидения, где их ждал пароход. Каманин и Молоков, прибыв в Ванкарем, сразу же приступили к полетам в ледовый лагерь. Молоков вывез на материк 38 человек, а Каманин — 34. Самая трудная эпопея выпала на долю третьей группы летчиков. Водопьянов, Доронин и Галышев — наиболее опытные полярные летчики — преодолели в воздухе путь от Хабаровска до самого Ванкарема длиной в 5860 километров. Эта трасса была также мало исследована и не радиообеспечена. Не повезло в конце пути Галышеву. Из-за отказа двигателя он задержался в Анадыре. Водопьянов и Доронин, прибыв в Ванкарем последними, вывезли оставшихся 12 человек и ездовых собак. Галышев, как и Пивенштейн, перевозили челюскинцев из Ванкарема в бухту Провидения. Еще двоих человек перевез летчик Бабушкин, находившийся на «Челюскине» со своим маленьким самолетом Ш-2. Вся мировая общественность, специалисты авиации и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. Такой хорошо организованной спасательной экспедиции мировая история еще не знала. Отметим, что кроме двух «Флейстеров» и одного «Юнкерса» остальные самолеты были советскими. С 13 февраля по 13 апреля 104 человека вели героическую работу по устройству организованной жизни на льду океана и строительству аэродрома, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом. Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях — большой подвиг. История освоения Арктики знает случаи, когда люди в таких условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления. Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт. Может быть, сегодняшним читателям будет смешно, но там, на льдине, Шмидт издавал стенную газету и читал лекции по философии. Его умение поддерживать в людях стремление к жизни и надежду на благополучный исход было важной причиной успеха в борьбе с арктической стихией. И еще людей спасала вера в непременную помощь страны. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза. Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, М. Слепневу, В. Молокову, Н.

Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. Указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза был издан 20 апреля 1934 года. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции - А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, Н. Каманин, В. Молоков, И. Доронин и М.

Post navigation

  • Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
  • 90 лет спасению челюскинцев
  • Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
  • «Челюскин»: катастрофа, спасение и чествование героев

Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах

За пять месяцев до спасения челюскинцев экипаж Куканова на одном У-2 за тринадцать рейсов спас более 90 человек с вмёрзших в лёд пароходов Колымской экспедиции, но эта спасательная операция не получила широкой огласки в то время, поскольку многие из спасённых были. В операциях по спасению челюскинцев было занято около 1000 собак. Привет и экипажу именного самолета Ан-12 с названием «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий